Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Исчезающие племена и народы мира


Recommended Posts

Примечательно, что внутри юкагирского этноса произошло разделение на две довольно изолированные группы: северную и южную. Языковые диалекты со временем претерпели ряд существенных изменений, и специалисты выделяют сегодня два отдельных языка: северноюкагирский язык (тундренный) и южноюкагирский язык (колымский).

 
Юкагиры — самый загадочный народ России, язык которого не понимает никто

Как полагают антропологи, юкагиры могут быть связаны с народами, говорящими на языках уральской языковой семьи. Несколько тысячелетий назад все они разговаривали на одном древнем палеосибирском языке. Но достоверно доказанной связи между юкагирским языком и языками уральской языковой семьи пока не найдено.

 

Link to comment
Share on other sites

Пока ученые пытаются выяснить, происхождение юкагиров и их загадочного языка, сам язык находится под угрозой исчезновения. На сегодняшний день менее половины юкагиров говорит на своем родном языке, а остальная часть использует для общения якутский, чукотский или русский.

ЮкагиÑÑ â ÑамÑй загадоÑнÑй наÑод РоÑÑии, ÑзÑк коÑоÑого не Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÑо

Link to comment
Share on other sites

Челканцы относятся к тюркоязычной этнической группе, которая входит в состав населения Республики Алтай. Формирование народности произошло от племен тюркского, кетского и самодийского происхождения. Первые массово переселились на Алтай еще в период древнетюркских времен. Во времена советской власти челканцы, проживающие на Алтае, были учтены как алтайцы, а те представители народа, которые жили в Кемеровской области, как шорцы.

Link to comment
Share on other sites

Где живут
Народность проживает на территории Алтая вдоль реки Лебедь в селе Майск, Суронаш, Курмач-Байгол, Чуйка, Бийка, городе Горно-Алтайск и селе Турчак, расположенном в Турочакском районе. Есть челканцы в Хакасии и Кемеровской области.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÑелканÑÑ

Link to comment
Share on other sites

Численность

В 2000 году правительством Российской Федерации народу был присвоен статус малочисленного коренного народа. В мире проживает около 1700 челканцев, большинство из них населяет территории России.

Название

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÑелканÑÑ

Устаревшее название народности лебединцы закрепилось из-за места проживания вдоль реки Лебедь. Есть у челканцев еще несколько самоназваний: чалканцы, чалганду, шолгану, лебединские татары, куу-кижи.

Link to comment
Share on other sites

6.jpg?1538662837

 

Язык

Челканский язык входит в тюркскую группу алтайской языковой семьи и относится к северно-алтайским языкам. Его причисляют к диалектам (наречиям) северно-алтайского (кумадинско-челканского) языка. Почти все челканцы двуязычные и хорошо говорят на русском. Для многих он уже стал родным. Сегодня челканский язык все чаще используется только в семейном общении и коллективах, которые заняты традиционными видами хозяйственной деятельности.

В результате проведенной в 2002 году переписи было выяснено, что среди проживающих в Республике Алтай челканцев русским языком владеют 98%, челканский язык знают 56%, и 18% говорят на алтайском (южно-алтайском).

Link to comment
Share on other sites

Еда

Основой кухни челканцев была дичь, мясо и рыба. Важное место в питании занимали дикорастущие растения, стебли и корни пиона, черемша и сибирский борщевик. Из сараны и луковиц кандыка готовили жидкую похлебку тире. Были в рационе челканцев и кедровые орехи, для обработки которых пользовался ручной лоток и зернотерка. Из растертых и обжаренных орехов делали густую и жирную массу токшок. В конце 19 века в рационе народа появляются мучные изделия и молочные продукты. Челканцы начали производить творог, масло, простоквашу и забродившее молоко чегень. Из муки делали в основном пресное тесто, пекли пироги и хлеб. Из крупы, толокна и пресного теста делали блюда угре, тутпаш и мотко. Толокно было у народа универсальной пищей. Его употребляли с водой и другими жидкими продуктами.

 

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÑелканÑÑ

Link to comment
Share on other sites

Скот обычно забивали на зиму, в период с октября по ноябрь, голову животного сразу варили. Вместе с ней в котел клали куски мяса, которыми угощали соседей и всех, кто помогал при забое и разделке животного.

Кишки коровы и лошади не выбрасывали, их хорошенько промывали и готовили кан. Кишки заполняли смесью из молока, крови, лука, сала и соли, завязывали концы веревкой и варили в мясном бульоне.

Проживающие в южных районах челканцы готовили дьюргем. Это вид колбасы, которая состоит из тонких переплетенных кишок, нарезанных ленточками, печени, легких и желудка.

ÐоÑожее изобÑажение

Link to comment
Share on other sites

Религия

Традиционное верование народа — пантеизм и шаманизм. Основой пантеизма является культ предков и анимизм. У челканцев существовал свой пантеон богов, они верили, что существуют духи-хозяева озер, рек и тайги. Важное место занимал культ огня. Распространен среди челканцев бурханизм. Большое влияние на народ оказала Алтайская духовная миссия, основанная в 1830 году миссионером Макарием. Под ее влиянием челканцы приняли христианство, но до сих пор у них существуют языческие верования.

5.jpeg?1538663062

Link to comment
Share on other sites

 

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÑелканÑÑ

Внешность

По внешнему облику челканцы относятся к уральской расе. Промысловая одежда состояла из войлочного халата киис, шапки полусферической формы, безрукавки ненгжок, чулок уук и спог одок. Халат широкий и длинный, ниже колен, к нему пришивали стоячий воротник, который плотно застегивался на пуговицу. Он защищал от попадания снега за шиворот. Пристегивался киис холстом из льняных ниток. В непогоду или холод поверх него надевали холщовый халат.

Сапоги и женскую обувь чарык шили из конской, хорошо выделанной кожи. Ремни креплений на обуви и сами сапоги хорошо натирали конским салом. Пропитанная жиром кожа не замерзала.

Link to comment
Share on other sites

Жизнь

Основными традиционными занятиями народа являются рыболовство, охота, собирательство ягод, лекарственных трав, ручное земледелие. Охотились в основном на пушного и копытного животного, медведя, волка, зайца, крота, гуся, рябчика и глухаря. Использовали капканы, ловчие ямы и ружья. До появления оружия использовали лук «алар». Стрелы носили в берестяном колчане «каптырга».

2.JPG?1538663131

Link to comment
Share on other sites

Ловили рыбу с помощью удочек, сетей, лучили ночью, используя острогу. Из ловушек для рыбы применяли запорные сооружения и морды. Ловушки закрытого типа плели из прутьев тальника, их длина достигала 1-1,5 метров. Занимались кузнечным и ткацким ремеслом, выделкой шкур. Под влиянием русских челканцы начали заниматься пчеловодством и огородничеством. Разводили лошадей, с середины 19 века — крупный рогатый скот. Передвигались на полозных средствах передвижения, груз перевозили на шкурах-волокушах, заплечных берестяных коробах «комдо» и подволоках «чана».

ÐоÑожее изобÑажение

Link to comment
Share on other sites

Сажали мало, в основном это был ячмень, просо, рожь и пшеница. Для пашен выбирали местность на южных склонах гор. Их не удобряли и забрасывали каждые два года. Пашни строили в основном неподалеку от домов, вблизи рек их не было, так как выпадающий иней часто губил молодые побеги зерновых. К сожалению, в результате лесозаготовок, места традиционного обитания челканцев и их хозяйства были уничтожены и почти не сохранились. По этой причине все их отрасли традиционного хозяйства пришли в упадок.

По социальной организации народ делился на 2 экзогамных рода:

  1. шолгану
  2. шакшылу

Группа родственников «кезек» являлась основной структурно-генеалогической единицей рода, между ними запрещались браки. Главной ячейкой общества бала моногамная семья. Брак у челканцев патрилокальный, в семье проживали вместе муж, жена, их родители и дети.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÑелканÑÑ

 

Link to comment
Share on other sites

Браки часто совершались через сватовство, имел место калым, который обсуждался сторонами до свадьбы. Нередко родители еще маленьких детей договаривались о их браке заранее. Существовала у челканцев и кража невест, брак «убегом», в случае несогласия родителей. Считался предпочтительным кузенный брак, соблюдался левират, который предусматривает, что вдова выходит замуж за брата умершего мужа.

4.jpg?1538663093

Link to comment
Share on other sites

Жилище

Челканцы жили поселениями аилами, которые состояли из системы мелких хозяйств. Основными типами жилища являются полуподземные или наземные срубы прямоугольной формы, каркасные двускатные постройки «ошанды уг» и «ширу». Сооружали промышленные временные постройки во время охотничьего промысла, что позволяло охотникам дольше оставаться в тайге. Осенне-зимнее сезонное жилище защищало от непогоды и холода, в них мужчины отдыхали и готовили себе еду. Такие временные жилища были одно- и двускатными. Односкатное строили в летний период, его каркас состоял из коньковой жерди и двух стоек. Скат делали из осиновых стволов, расколотых пополам, или жердей. Двускатное жилище делали осенью и зимой, оно рассчитано на двух человек. Его несущую основу делали из двух продольных жердей и двух вильчатых стоек.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÑелканÑÑ

Link to comment
Share on other sites

Культура

Распространенные формы устного творчества челканцев:

  • пословицы
  • сказки
  • загадки
  • поговорки

Существует культура звукоподражаний и охотничьих сигналов, фольклорные традиции, такие как шаманская и сказительная.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÑелканÑÑ

Link to comment
Share on other sites

Традиции

Проводились обряды для вызывания дождя, перед началом промысловых работ. У челканцев существует праздник прихода весны Тылгыйяк. Во время празднества проводится ритуал «благословение народа», чествуют молодые семьи, юбиляров, поздравляют новорожденных, проводят конкурсы, соревнования в силе и ловкости, катаются с гор на шкурах животных. Обязательным составляющим праздника являются песни, поговорки, частушки и загадки.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÑелканÑÑ

Link to comment
Share on other sites

Умерших оборачивали в бересту, вывозили и оставляли на земле, или подвешивали гроб с телом на дереве. 9 и 40 дней не отмечали. Позже челканцы переняли у русских обычай отмечать эти даты поминальным обедом. Через 40 дней после похорон приглашали шамана, который проводил обряд отведения души, к столу подавали вареное мясо. В течение года в семье, где умер человек, не проводились веселья, дочь не должна выходить замуж, а сын жениться. Запрещалось в течение года снова выходить замуж вдове. Членам семьи не позволялось ходить на священные места и минеральные источники.

 

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÑелканÑÑ

Link to comment
Share on other sites

"Именно в Питере пришло ощущение, что я мокшанка": финно-угорская молодежь о своих корняхПоделиться

Финны в Петербурге

Молодые санкт-петербуржцы с финскими корнями исследуют историю своих народов, когда-то составлявших значительную часть населения Петербурга и области. Как они к этому пришли?

Link to comment
Share on other sites

"Часто говорят, что Петербург построен на болоте, что здесь ничего не было. На самом деле деревень было очень много", - говорит этническая финка из Ленинградской области, лингвист Юля Идрисова.

В этих деревнях до Второй Мировой войны вместе с русскими жило множество финских народов.

Ближе к городу - ингерманландские финны*, севернее и восточнее - карелы и вепсы, на запад в сторону эстонской границы - ижора и водь. Как отмечает исследователь истории из Санкт-Петербурга Сусанна Паркиннен, в отдельных пригородах, например, Токсово, финского населения было до 80%.

Link to comment
Share on other sites

Финны в Петербурге

Конфирмация в Хиетамяки (Ленинградская область) в 1931 году. Из личного альбома пастора Селима Ялмари Лаурикалла.

 

После жесточайших сталинских репрессий, связанных поначалу с участием ингерманландцев в белом движении, а потом с Зимней войной СССР против Финляндии, почти всё коренное население было депортировано, тысячи людей погибли в ГУЛАГе.

Оставшиеся - из-за блокады Ленинграда - очутились по другую линию фронта. Некоторые из них смогли остаться и выжить, другие бежали и добрались до Финляндии, но многие встретили смерть от болезней в гитлеровских концлагерях.

Link to comment
Share on other sites

Немцы, хотя и были союзниками финнов, не всегда церемонились с деревенскими жителями, особенно из России.

Впоследствии часть репрессированных вернулась в Ленинград и Ленинградскую область. Большинство постепенно "обрусели", другие массово уехали в Финляндию в 90-е, когда финское правительство давало ингерманландцам такую возможность. Многие живут в Эстонии.

Оставшихся в России финских семей немного, но они хотят жить именно здесь.

Я пообщался с молодым поколением - людьми до 40 лет, живущими в Петербурге или рядом, для которых корни и принадлежность к земле предков имеют большое значение.

Link to comment
Share on other sites

Сусанна Парккинен, ингерманландская финка

Дизайнер, Санкт-Петербург

Финны в Петербурге

Я работаю дизайнером, и параллельно занимаюсь изучением нашей истории. Меня очень волнует вопрос репрессий, в частности потому, что они коснулись моей семьи.

Link to comment
Share on other sites

До депортации ингерманландцев [в СССР] было 140 тысяч. В Колтушском приходе, куда входит моя родная деревня, было 9 тысяч прихожан. Из папиного рода с фамилией Парккинен было арестовано 37 человек, из них большая часть умерла в тюрьме, пять человек были расстреляны.

 

Ингерманландские финны относятся к одному из 11 народов СССР, которые были полностью выселены. В этой истории есть все составляющие геноцида.

Меня задевает, что нас часто называют фашистами и оправдывают депортацию тем, что мы якобы поддерживали Гитлера. Но мы его не поддерживали! Финны не за немцев воевали, а хотели получить, что потеряли.

Уверена, что у Маннергейма никогда не было цели уничтожать русских людей - и тем более Петербург, в котором он провел столько лет своей жизни. Но люди плохо знают историю.

Link to comment
Share on other sites

Беседуя с русскими, даже со своими знакомыми, я стараюсь не затрагивать тему репрессий и Сталина. По непонятным мне причинам многие его оправдывают, в той или иной степени.

Владимир Лехтинен, финн

Музыкант, Санкт-Петербург

Финны в Петербурге

Вырос я в Волгоградской области. В школе мне казалось, что я там чужой. Дед по отцу мало говорил о своем детстве, но он изучал финский язык, непонятно зачем нужный ему в Волгоградской области. Потом уже я узнал, что он был финном из-под Выборга.

Link to comment
Share on other sites

Во мне есть и кровь поволжских финно-угорских народов: мокши, марийцев и возможно удмуртов. Но об этом не было принято говорить, бабушка боялась даже после падения СССР, что к нам постучатся в дверь.

Однако я же видел местные традиции тех же мокшан, которые, например, кладут монеты на глаза покойнику и зовут специальную бабушку его отпевать, хотя у православных так не принято.

 

Потом я начал играть музыку, услышал у финно-угров какие-то совершенно неевропейские лады. Услышал финский "тяжеляк", группа Amorphis использовала сюжеты из "Калевалы" (древнефинской эпической поэмы), и так через увлечение тяжелой музыкой и историей смог узнать больше о самом себе.

Link to comment
Share on other sites

Я уехал в Питер. Здесь нормальная погода, нет плюс сорока и я почти не болею. И люди. Петербуржцы общительные, но умеют быть негромкими и достаточно упертые.

В Питере финскость есть, но когда ты приезжаешь на бывшие финские места - ее нет. Сортавала, Зеленогорск. Выборг - вообще полуразрушенный город. Мне грустно.

Link to comment
Share on other sites

Дмитрий Харакка-Зайцев, ижор (на снимке с женой)

Юрист, правозащитник, Всеволожск (Ленинградская область)

Финны в Петербурге

Я всегда знал, что я ижор. В детстве бабушка-ижорка проводила со мной время и потихоньку на эту тему разговаривала. На Сойкинском полуострове (Кингисеппский район Ленобласти), я понимал, что вот то самое место, оно притягивает.

Ижоров сейчас мало, в общине всего 128 человек. С одной стороны, нам никто не мешает изучать родной язык, заниматься культурой и так далее. С другой стороны, есть конфликт вокруг территорий, где строится порт Усть-Луга и ряд компаний планируют возводить химзаводы.

Link to comment
Share on other sites

Мы говорим: что ж, давайте совместно решим, как будем соседствовать, выберем альтернативные пути. Это просто желание защитить родной край от разрушения, от уничтожения природы. Мы апеллируем к праву.

Но наша правозащитная активность вызывает противодействие, в том числе и органов власти, а представители компаний и вовсе не имеют представления о жителях территории, куда они пытаются въехать.

 

К счастью, диалог продолжается. И под влиянием всей этой недружественной среды люди стали заново изучать историю, книги, семейные архивы.

Моя бабушка говорила: в России лучше быть русским, потому что ты никогда не знаешь, что случится завтра. Но сейчас иначе. Ижоры, которые сейчас молоды и живут в городах, хотят потом вернуться в родные места, уже строят дома, покупают участки. Связывают будущее своих детей с ижорой.

Link to comment
Share on other sites

Ольга Кугаппи, мокшанка

Лингвист, Колбино (Ленинградская область)

Финны в Петербурге

До того как вышла замуж, об этом практически не думала: что я финно-угорская женщина, мордовка там, важно это или не важно.

Здесь я скучаю (по Мордовии). Стала больше слушать мордовскую музыку, больше интересоваться мокшанской культурой. Именно в Питере пришло ощущение того, что я мокшанка и что мои дети должны говорить на мокшанском языке, наряду с русским и финским. Причем мой муж поддерживает меня, он понимает, что это истоки.

Link to comment
Share on other sites

Петербург хороший, но слишком грустный, мне не хватает зажигательности мордвы и движухи, которая там всегда бывает.

Конечно, когда я встретила мужа, я не думала о том, какой он национальности и где мы будем жить. Это, скорее, для него имело значение, какая у меня национальность.

Он хотел себе финку, но получается, что взял финно-угорку. Когда услышал несколько мокшанских слов, похожих на финские, он, видимо, поставил себе галочку: ну, это близко, это одна кровь.

Link to comment
Share on other sites

Юра Коробко, ингерманландский финн

Студент, Санкт-Петербург

Финны в Петербурге

Фамилия по матери у меня Тойвонен, что уже говорит за себя. Я родился в Гатчинском районе и переехал в Питер из-за учебы.

Моя семья жила в тех краях с 1940-х годов, сейчас у нас там дача. Переехали они из Выборга - после Зимней войны и присоединения части Финляндии к СССР. Деревня оставалась финской даже после Зимней войны и депортаций, и никого оттуда не выселяли и не расстреливали.

Link to comment
Share on other sites

 

В войну у нас были немцы, но тоже никого не тронули, включая русских, - возможно, потому, что оставались только женщины и дети. Все мужчины, и финские тоже, были призваны в Красную армию.

 

После войны все наши финны продолжали жить дальше, но большинство постепенно обрусели. Молодежь, как правило, остается на родине предков, как это принято у ингерманландцев, кто-то уезжает работать в Петербург. Но, несмотря на эту тягу людей к родной земле, язык утрачивается.

 

Мне кажется, многие ингерманландцы отличаются высоким уровнем самосознания - я, например, считаю себя больше финном, нежели русским. В моем кругу общения немало людей, которые знают, что имеют финские корни и гордятся ими.

Но если и есть национальное единение, то больше по религиозной части, так как финны лютеране. Не думаю, что все из них глубоко верующие люди, тут скорее как предки делали. Скорее всего, будущее грустно, будет дальнейшее смешение и ассимиляция.

Link to comment
Share on other sites

Антон Пукконен, ингерманландский финн

Студент, Хирвости (Ленинградская область)

Финны в Петербурге

Один финский путешественник [до революции] ездил по Ингерманландии на велосипеде. Колтушский приход, куда входит моя деревня, описывался им как зажиточная деревня, которая была визуально богаче, чем окружающие.

Во время репрессий погибли многие, в некоторых семьях вообще большинство. После депортаций моя семья вернулась в деревню, дом наш сохранился, но там жили другие люди. И получилось отсудить его обратно.

Link to comment
Share on other sites

Другие финны тоже старались возвращаться обратно и объединяться со своими родственниками после разлуки. Думаю, что я бы так же вернулся в свой дом, это понятная мне тяга к своим близким людям, деревне, народу. Это место, к которому я привязан скорее сердцем, чем сознанием.

На самом деле ингерманландцев в Ленобласти довольно много, но не все они себя идентифицируют и интересуются своей культурой.

 

А многие люди, которые живут в этих краях сегодня, приехали из других частей России и СНГ и не знают, что здесь жили финны. Приходится им объяснять, почему я финн. Спрашивают: "А че не переедешь?" Если жизнь заставит так, что станет вообще тяжело, я подумаю. Но не хочется уезжать с земель, где жили родители, дедушки.

Моя тетя переехала в Финляндию, но пару лет назад решила вернуться обратно, выкупила дом, где раньше жили ее родственники, построила новый дом

Link to comment
Share on other sites

Надя Павлова, карелка

Экскурсовод, Санкт-Петербург

Финны в Петербурге

Моя бабушка была из Тверской Карелии, а будучи 11 лет от роду, попала в Ленинград вместе со своими родителями. Здесь она пережила блокаду и в конце блокады встретилась с моим дедушкой, который по случайности тоже оказался тверской карел.

Было опасно говорить, что ты карел, вепс, ижор. Поэтому мама совершенно не имела понятия об своем происхождении.

Link to comment
Share on other sites

Когда мне было лет пять, папа (донской казак) стал возить меня на Карельский перешеек. Он думал, что я там буду бегать, прыгать и радоваться. А я залезала на большой камень на берегу большой воды и сидела-смотрела, уходила куда-то в себя - вплоть до того, что родители хотели показать меня врачу. А мне там было хорошо, я прирастала к этому камню, и мне никуда не хотелось уходить.

И только значительно позже я поняла, откуда это всё. Незадолго до смерти моей бабушки я заинтересовалась историей семьи, мне это было нужно для работы (гидом по Петербургу и Северо-Западу), и когда я до всего докопалась, я сказала: бабушка, так ты что же, карелка? Она сказала: ну да.

 

Коль скоро так долго это вытравливалось, моя задача всё это восстановить и объяснить своим детям. Я стараюсь заниматься сейчас карельским языком.

Петербург - это начало пути на самый Северо-Запад. И здесь всё равно ощущается прошлое, достаточно только где-нибудь на большом камне у воды встать. Все последующие наслоения легко разглядеть.

Link to comment
Share on other sites

Лиза Еремеева, ингерманландская финка

Сотрудница Русского музея, Санкт-Петербург

Финны в Петербурге

Если раньше в моей семье цели ставили конкретно, чуть ли не с самого детства, то сегодня из-за изобилия возможностей ты пытаешься быть сразу многим и в итоге не понимаешь, кто ты. Но для меня корни стали тем, что помогает стоять на ногах.

На финском я говорила до семи лет. Дома на языке говорили мало, чаще когда приезжали к родственникам в Финляндию.

Link to comment
Share on other sites

Я помню прабабушку и не перестаю восхищаться ее трудолюбием, ясностью мысли, вниманием к мелочам. Именно поэтому меня заинтересовала возможность пройти курсы ингерманландской вышивки, заняться прикладным творчеством, познать хитрости народной кухни и многое другое, что, к сожалению, она не успела мне передать.

 

Петербург - моя сокровищница. Здесь я имею возможность изучать родную культуру, учить язык и самореализовываться. Это именно то, во что я верю и чем я занимаюсь сейчас в ингерманландской общине Inkerin Liitto. Но самое большое сокровище - люди, которых я встречаю благодаря этим занятиям.

Link to comment
Share on other sites

Тойво Пумалайнен, ингерманландский финн

Историк, Санкт-Петербург

Финны в Петербурге

У тебя ведь нет выбора, кем родиться. Я родился ингерманландцем, финнов видел с детства, а оно совпало с периодом духовного и национального подъема Ингерманландии.

С Петербургом у меня сложные отношения. Я его люблю, но вижу его как умирающий город. Остались только стены, которые когда-нибудь упадут. Какое отношение это всё имеет к старому Петербургу?

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Утопленные автомобили из Дубая могут оказаться в Азербайджане: как распознать «утопленника»? - ВИДЕО
      Интенсивные дожди, наблюдающиеся в Дубае (ОАЭ) в последние дни, затопили многие жилые районы города. Больше всего от этого пострадали автовладельцы, так как в результате природного явления множество машин разных марок оказалось под водой.
      Как сообщает Xezerxeber.az, в Азербайджан автомобили в основном импортируются с рынков США, Кореи и Дубая.
      Поскольку привезти машину из Дубая в Азербайджан можно в кратчайшие сроки, то есть за 15 дней, предприниматели предпочитают именно этот вариант. Данная ситуация говорит о том, что автомобили с «подмоченной репутацией» могут быть доставлены также и в нашу страну.
      По словам автомеханика Сахиля Агабейли, обычно бизнесмены покупают такие машины в несколько раз дешевле.
        Однако распознать такой автомобиль можно по нескольким признакам: следам плесени и ржавчины, а затем гнили, особенно в нижней части транспортного средства. Мастер отметил, что, лица, торгующие машинами, чистят и красят днище таких автомобилей. Покупатели также могут определить эти изменения.
      Автомеханик добавил, что, в отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, стоимость ремонта «утопленников» выше. И вождение таких транспортных средств представляет риски даже после ремонта.
      Подробнее - в сюжете:
       
      • 3 replies
    • Эксперты ВОЗ обеспокоены по поводу возможности распространения птичьего гриппа среди людей
      Глобальное распространение вируса птичьего гриппа среди млекопитающих, включая людей, представляет собой серьезную проблему для общественного здравоохранения.
      • 4 replies
    • Отца и друга азербайджанца, подозреваемого в убийстве москвича из-за парковки, задержали
      Отца и приятеля мужчины, которого подозревают в убийстве жителя Москвы возле дома в
      • 29 replies
    • Почему результаты выпускного экзамена у мальчиков ухудшились по сравнению с девочками? - ВИДЕО
      Согласно статистике Государственного экзаменационного центра, результаты тестов у девочек выше, чем у мальчиков.
      Было отмечено, что начиная с 2001-2009 годов поступление девочек-абитуриентов в высшие учебные заведения стремительно росло.
      В 2010-2022 годах девочки превзошли мальчиков в этом соотношении.
        Эксперт по образованию Адиль Велиев считает, что причиной этого может быть то, что мальчики больше отвлекаются.
      Подробнее - в видео Xəzər TV.
       
      • 23 replies
    • Брат жестоко убитой в Казахстане Салтанат Нукеновой дал эксклюзивное интервью - ВИДЕО
      Жуткая, потрясшая всех история убийства хрупкой женщины ее мужем, возможно, не получила бы такой огласки, если бы не ее семья и брат. 
      Речь идет о громком деле об убийстве Салтанат Нукеновой ее мужем, экс-министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым. Внимание людей по всему миру сейчас приковано к трансляции судебного заседания - сможет ли влиятельный, состоятельный убийца избежать справедливого наказания? 
      Baku TV Ru поговорил с Айтбеком Амангельды, братом Салтанат, о погибшей сестре, о ее взаимоотношениях с мужем и семьей, о ее прошлом, о семьях Нукеновой и Бишимбаева, и о многом другом.
      В эксклюзивном интервью он также рассказал о том, повлияло ли данное дело на изменение взглядов общества, о психологе преступника, поступали ли угрозы ему от семьи Бишимбаева и т.д.
        Подробнее - в сюжете.
       

       
      • 6 replies
    • Буллинг в школах и агрессия в обществе. Новый выпуск «Поговорим?» - ВИДЕО
      Журналист Гамид Гамидов в новом выпуске программы «Поговорим?» представил очередное видеоинтервью. И на этот раз формат передачи несколько отличался от предыдущих выпусков - кроме знакомого ведущего в данном выпуске приняли участие его коллеги – журналисты Джамиля Алекперова, Джавид Османов и Mick Bloom.
      Журналисты обсудили насущные социальные темы, связанные с насилием. Возникает ощущение, что с начала года количество новостей, которые «пугают», стало расти.
        Комментируя данную тенденцию, собеседники в своих обсуждениях затронули буллинг в школах, уважение к старшим и тему безнаказанности, поговорили о том, нужно ли закрывать тик-ток и, как можно сократить уровень агрессии в обществе...
      • 18 replies
    • Чингиз Абдуллаев: «Врачи вытащили меня с того света, Аллах меня пожалел»
      Народный писатель Азербайджана Чингиз Абдуллаев 17 апреля был выписан из Центрального таможенного госпиталя, куда был помещен из-за проблем со здоровьем 6 апреля.
      На своей странице в социальной сети Facebook писатель подробно рассказал о произошедшем, отметив следующее:
      «Я умер. Нет. Это не прозаическое резюме моего повествования. Это то, что со мной произошло. В ночь на 6 апреля и в течение дня моего юбилея 7 апреля. Я снова родился. Как констатировать смерть? Когда все внутренние органы перестают одновременно функционировать, дыхание останавливается и сердце перестаёт биться. Несколько минут подобной комы или клинической смерти превращают человека в «овощ». Врачи вытащили меня с того света, Аллах меня пожалел. Может решил, что мне пока рано. Вернул меня обратно. Страшно представить, какую боль я причинил в эти несколько дней своим близким, своим родным»
      В своем сообщении народный писатель также выразил слова благодарности: «Хочу поблагодарить всех! Моего Президента, всех друзей, знакомых, читателей и вообще незнакомых мне людей. Которые в эти дни переживали за меня. Спасибо им всем! Постараюсь оправдать Ваше доверие. Там я уже успел побывать. Теперь я совсем не боюсь. Тот, кто умирает один раз, не боится умереть во второй. Но не торопитесь. Наверное, у каждого из нас свой срок. Я вышел из больницы. На снимке люди, которые помогли мне «вернуться». Спасибо им за все!»
       
       
      https://1news.az/news/20240418121620670-CHingiz-Abdullaev-Vrachi-vytashcili-menya-s-togo-sveta-Allakh-menya-pozhalel-FOTO
      • 11 replies
    • Несовершеннолетняя девочка, которую хотели склонить к проституции, сбежала из района в Баку
      Председатель общественного объединения «Чистый мир» Мехрибан Зейналова поделилась в социальной сети «Фейсбук» вопиющей историей несовершеннолетней девочки, которая была вынуждена бежать из района в столицу.
      По словам правозащитницы, Захра (имя условное) в данный момент находится в их приюте.
      «После того, как ее родители развелись, девочка продолжала жить с матерью в районе. Через какое-то время мать передала ее знакомому мужчине (40-50 лет), сказав ему, что он может делать с ней все, что захочет. После того, как Захра прожила с ним месяц, мужчина предложил ей продавать свое тело и делить с ним деньги. Услышав это, Захра нанесла увечья своим рукам, после чего сбежала в Баку», - сообщает правозащитница.
        В Баку девочку обнаружили сотрудники Абшеронского районного управления полиции, которые сразу же доставили ее в приют Мехрибан Зейналовой.
      «То, что пережила эта малолетняя девочка, немыслимо. Надеемся, что в скором времени люди, которые заставили ее это пережить, будут наказаны. В настоящее время Захра живет с нами и получает психологическую помощь», - говорит М.Зейналова.
          https://1news.az/news/20240417044406338-Nesovershennoletnyaya-devochka-kotoruyu-khoteli-sklonit-k-prostitutsii-sbezhala-iz-raiona-v-Baku-FOTO
      • 32 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...