Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Все о танце «Лезгинка»


Recommended Posts

добрый день давно хочу пойти на лезгинку,прочитал тему много хороших отзывов о Зейнале в 190 не подскажете где это и сколько стоят занятия и возможно ли пойти сейчас?

спасибо заранее всем

Edited by cbh
Link to comment
Share on other sites

Мне несколько раз пришлось слышать с экрана республиканского телевидения как представители лезгинской прессы и работники культуры на вопрос, что означает название знаменитого лезгинского танца «Лезгинка», отвечали, что оно переводится как «лезгинская девушка». Абсолютно ясно, что это перевод с русского языка, ибо грамматический строй этого слова не соответствует лезгинскому языку, оно было воспринято в лезгинскую речь и в таком же виде пошло путешествовать по миру. Каково же было исконно лезгинское название нашего любимого танца мне неизвестно (установить его – задача для историков и искусствоведов), но ясно, что, скорее всего, этот танец существовал намного раньше, чем лезгинский язык подвергся воздействию русского языка. Те же, кто переводит это название как «лезгинская девушка» не отличается хорошим знанием и русского языка. В русском языке суффиксы –ин, -ан, -ян с добавлением –к действительно используются для обозначения представительниц женского пола, принадлежащих к той или иной нации (например – лезгинка, албанка, итальянка и т.д.) или местности.

Однако подобное грамматическое построение в русском языке используется еще и для того, чтобы показать характерность, присущность, принадлежность чего-то чему-то или кому-то. Например, знаменитая папаха «кубанка» вовсе не означает что это папаха кубанской девушки, дом «итальянка» или гармошка «итальянка» – не дом и не гармошка итальянской девушки. А известная в прошлом бакинская толкучка «Кубинка» – не толкучка кубинской девушки и известная дорога «Шемахинка» – не улица шемахинской девушки. В этих случаях «кубанка» – папаха характерная для жителей Кубани, «итальянка» – дом в итальянском стиле, «Кубинка» – базар расположенный по дороге входящей в город со стороны г. Кубы, «Шемахинка» – дорога ведущая в г. Шемаху. Есть головной убор «панамка» и электроинстумент «болгарка».

Следовательно в данном случае «Лезгинка» не «лезгинская девушка», точно так же, как «Кабардинка» не «кабардинская девушка». И, если уж приходится делать перевод названия танца «Лезгинка» с русского языка, то надо переводить его как танец присущий лезгинскому народу, характерный для него и в какой-то мере выражающий его дух и менталитет. А коротко и точно можно сказать, что «Лезгинка» – это музыкальная визитная карточка лезгинского народа. Кстати, сами русские воспринимают название танца именно в этом, правильном смысле.

Упомянутые выше «переводчики» любят добавлять, что под звуки «Лезгинки» вел в сражение свои войска сам шейх Шамиль. И при этом не видят абсурдности своего «перевода» – а с чего это шейх Шамиль идет в кровопролитный бой под мелодию «Лезгинской девушки»? От большой любви к лезгинским девушкам? Нет, конечно. Его привлекала отвага, боевой дух этой мелодии, мужественность, заложенная в него. А перевод «Лезгинки» как «лезгинской девушки» имеет еще одно неприятное, и на первый взгляд незаметное последствие. Ментальность народа выражаемая этим танцем сразу переводится из мужественной плоскости в женственную.

«Лезгинку» следует отнести к группе мелодий и боевых танцев, обозначаемых на Востоке общепринятым фарсидским термином «джанги», т.е. военизированных мелодий и танцев. «Джанги» есть у многих восточных, мусульманских и особенно тюркских народов. Ритмы джанги использованы в операх великого Узеира Гаджибекова. Под другими названиями военизированная музыка есть практически у всех народов от грузин до ирландцев. Если бы это зависело от меня, я бы назвал «Лезгинку» ближе к лезгинскому языку – «Лезги женги». Не требуется особенно тщательно прислушиваться к мелодии этого возбуждающего боевой дух танца, чтобы понять, что его ритм соответствует ритму конского аллюра – рыси, галопа и т.д. Это танец вооруженного всадника иногда с изображением приемов джигитовки. И, это не просто прыжки и акробатика, а демонстрация боевой удали и отваги. Темпераментные же выкрики во время танца напоминают боевые выкрики для устрашения противника, его морального подавления. Такая «конская» ритмика есть в военизированных танцах и других народов. Например, в венгерском «Чардаше» с прищелкиванием каблуков и звоном шпор. И для своего родного венгерского танца они взяли название из своего родного венгерского языка, а в русском языке появился термин «венгерка» – не венгерская девушка, а, в данном случае, сабля и военная одежда, характерные для венгерского воина. Военизированные танцы показательны для любого сложившегося этноса и являются непременным его атрибутом. Они показывают, что у народа есть мужчины, готовые защитить то, что ему дорого.

Может возникнуть и такой вопрос – и в «Лезгинке», и в «Чардаше» в танце могут участвовать женщины. Может ли быть это в военизированном танце? Думаю, что может. Возможно, что изначально участия женщин в таких танцах не было. Трудно себе представить, что у походных костров Чингис-хана или шейха Шамиля вместе с лезгинскими воинами танцевали лезгинские девушки. Появление женщин в этом танце сопровождалось двойственностью их танцевального стиля – с омужествленной темпераментностью или плавной женственностью. В первом случае воинственность танца усиливается за счет создания эффекта «кавказской амазонки» или женщины-воительницы, в тяжелую минуту способную взять оружие и сражаться плечом к плечу с мужчинами. Во втором случае участие женщин создает контраст, усиливающий воинский элемент – это мирные матери, жены, сестры, любимые - символы родного очага, как орлиным крылом прикрывая которых встали мужчины-воины.

Военизированные мелодии могут отражать различные стадии военных действий: выступление в поход, перемещение воинских частей (марши), перестроение в боевые порядки для наступления, атака, битва и победная музыка. «Прощание славянки» – отражает момент выступления в поход. Звучит команда «по коням» или «по вагонам» и воинский контингент отрывается и удаляется от гражданского населения. Существует множество пехотных маршевых мелодий. «Лезгинка», в ее вариациях, отражает конную атаку с нарастающим темпом, переходящую в сабельное сражение.

В заключение хочется привести несколько общих соображений, немного выходящих за рамки темы данной статьи. На примере термина «Лезгинка» мы видим, какие «нестыковки» могут возникнуть между двумя контактирующими языками. Более того, язык меньшего этноса находящийся в ареале языка значительно большего этноса непременно начинает испытывать с его стороны деструктивное влияние на свою самобытность. Это не злонамеренное воздействие, а естественный процесс при котором большее превалирует над меньшим. Лезгинский язык в основом находится в ареале русского языка, к которому лично я отношусь с огромным уважением. В чем мне видится проникающее влияние русского языка в самобытность лезгинского языка? Начнем с азбуки. Наверное, из всех существующих азбук графонемы (буквы) кириллицы наименее всего подходят для передачи лезгинских фонем (звуков речи). Что это за азбука, когда для письменной передачи одного звука требуются несколько букв кириллицы? Таких букв и звуков лезгинского языка, как «h, ю, ь, я, ц» и др. нет в русском языке, а некоторые, как например «щ» привнесены в лезгинский язык за счет русских слов. Латиница в этом смысле предпочтительнее. Безусловно, идеально, когда одна фонема отражается одной графонемой. Посмотрим теперь на лезгинскую грамматическую терминологию – «существительнийрин падежрин формаяр арадиз атунин схема», «прилагательнияр», «числительнияр» («простойбур», «сложныйбур», «составнойбур» «дробдинбур»), «глагол», «наклоненияр», «причастие», «деепричастие», «наречияр», «послелогар», «союзар», «междометияр» и т.д. и т.п. Русскому человеку понятен смысл этих слов. Он знает значение слов «существо», «падать», «прилагать», «исчислять», «слагать», «составлять», «дробить» «глаголить – говорить», «наклоняться», «быть причастным», «союзник». Он ими пользуется все время. Лезгину же, для осмысления этих грамматических понятий, сначала надо стать русским. «Тапшуругъра ишлемишнавай текстерин авторрин список». Угадайте с трех раз сколько здесь исконно лезгинских слов? В лезгинских учебниках (которые и по-лезгински называются «учебник») встречается достаточное количество фраз, которые вполне может прочитать и понять без переводчика русскоязычный, а иногда и другой иноязычный читатель. Лезгинские исследователи приняв за базу лезгинский язык пытаются прочесть письмена древних народов, что в общем-то нормальный процесс. Изыскания есть изыскания. Но через тысячелетия будущие исследователи с помощью какого базового языка будут пытаться прочесть лезгинские письмена? Если с помощью, например, русского языка, то вполне возможно, что название танца «Лезгинка» и они переведут как танец «Лезгинская девушка» в качестве варианта.

МЕДЖНУН ВАГИДОВ

кандидат технических наук

Г. Баку

Link to comment
Share on other sites

добрый день давно хочу пойти на лезгинку,прочитал тему много хороших отзывов о Зейнале в 190 не подскажете где это и сколько стоят занятия и возможно ли пойти сейчас?

спасибо заранее всем

Доброе утро. Сегодня в 19.00 будет собеседование и запись на уроки танцев. Занятия будут проводиться в школе, недалеко от Дворца Счастья на Баксовете, 2 раза в неделю по 1,5 часа. Какова будет оплата сегодня скажут, знаю что прошлый сезон была 15 ман.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

в школе им.Бюль-Бюля набираеться детская группа....по всем вопросам можно обратиться в саму школу после семи вечера в среду и субботу...уроки будет проводить дочка Зейнал м.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

По моему убеждению, "Лезгинка" чисто мужской танец, я, конечно, не против того, чтоб ее танцевали девушки. Музыка ритмичная, нарастающая, естественно, для мужчины нет проблем ускорить свои движения, но когда это пытаются делать женщины, мне категорически не нравится, не стану вдаватся в подробности, думаю, вы поймете о чем я говорю...

согласна, женщина должна плыть как лебедь (не трясти всеми частями тела) а джигит рядом отплясывать, как бы выражая свою храбрость, силу, мужество.

Edited by malena797
Link to comment
Share on other sites

согласна, женщина должна плыть как лебедь (не трясти всеми частями тела) а джигит рядом отплясывать, как бы выражая свою храбрость, силу, мужество.

Это мне напоминает танец пернатых тетеревов) самец перед тем как спарится соблазняет самку танцем))))))

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

лезгинку лучше всех танцуют аварцы и агульцы

верно подмечено...

Мне посчастливелось станцевать этот танец с Дагестанским Гос. Ансамблем "Лезгника" :)

и правда вы счастливчик! а здесь даже не пытаюсь, обидно бывает когда на свадьбе начинается лезгинка а вместо нее непонятно что, лишь легкий намек...

А по-моему лучше всех танцуют лезгины и чеченцы)

хватит спорить.... лучше всех танцую Я :morqqqq:

Link to comment
Share on other sites

Это мне напоминает танец пернатых тетеревов) самец перед тем как спарится соблазняет самку танцем))))))

многие так и пытаются на себя обратить внимание

Link to comment
Share on other sites

Ребята, кто не успел начать заняться танцем лезгинка осенью, в конце января будет опять набор в группу к Гюле х. Не ленитесь! Этот танец неповторим

Link to comment
Share on other sites

у кого есть контакты педагога который занимаеться в районе МЕтбуат пр или Иншаатчылар мне сказали группа называеться Джигитляр

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

у кого есть контакты педагога который занимаеться в районе МЕтбуат пр или Иншаатчылар мне сказали группа называеться Джигитляр

Завир 050 688 55 33

Анар 055 649 68 39

Сакин 070 270 00 99

Каждый из них преподает в разные дни недели,есть возможность индивидуальных репетиций.

Если я не ошибаюсь,девушек не принимают,за неимением "Дамского" репетитора.

А в целом Высший класс

Link to comment
Share on other sites

Завир 050 688 55 33

Анар 055 649 68 39

Сакин 070 270 00 99

Каждый из них преподает в разные дни недели,есть возможность индивидуальных репетиций.

Если я не ошибаюсь,девушек не принимают,за неимением "Дамского" репетитора.

А в целом Высший класс

огромное спасибо...мне как-раз таки для мужчин :)

а Вы не в курсе с детьми занимаеться кто-то конкретный или все трое?

Link to comment
Share on other sites

Обожаю Лезгинку!! И сама хорошо танцую :rolleyes:

Джигиты отлично танцуют. Была на их концерте 2 года назад. Супер!

2 года тому назад??? Не напомните где проходил концерт?

Link to comment
Share on other sites

огромное спасибо...мне как-раз таки для мужчин :)

а Вы не в курсе с детьми занимаеться кто-то конкретный или все трое?

Незачто.

Обратитесь к любому,скажем так "старшой" Завир,он все и организует в зависимости от вашего желания (день недели,время ну и т.д.)

Link to comment
Share on other sites

2 года тому назад??? Не напомните где проходил концерт?

Если не ошибаюсь, то концерт в апреле 2008 года был. Проходил в Аз.Драматическом Театре.

Вот фотки есть с концерта, правда качество не очень :)

4317073922_3f3af70830.jpg

4316337291_1577aa8e41.jpg

Link to comment
Share on other sites

Если не ошибаюсь, то концерт в апреле 2008 года был. Проходил в Аз.Драматическом Театре.

Вот фотки есть с концерта, правда качество не очень :)

4317073922_3f3af70830.jpg

4316337291_1577aa8e41.jpg

Супер!!! Точно это АзДрама. Больше нет фото с этого концерта?

Там был последний танец Джигитовка,вот бы кто запечатлел...

Link to comment
Share on other sites

Супер!!! Точно это АзДрама. Больше нет фото с этого концерта?

Там был последний танец Джигитовка,вот бы кто запечатлел...

И еще одна фотка есть. только она совсем размытая :nettt:

4317142730_6434d8db54.jpg

Link to comment
Share on other sites

И еще одна фотка есть. только она совсем размытая

Нда...жалко...у меня есть видео того концерта,но весит оно очень много...

Вот пару снапшотов.

Link to comment
Share on other sites

Да, хороший концерт был. И еще Джигитов пару раз на свадьбах видела. Здорово зажигали там! :)

Море видео свадеб и "не свадеб" B) на Ютуб...задайте запрос "Джигиты зажигают" и наслаждайтесь.

Link to comment
Share on other sites

Привет:))) Очень нужна Ваша помощь. Ищу учителя, который сможет за месяц научить меня танцевать лезгинку. Прочитала здесь хорошие отзывы о Зейнал муаллиме. Хотела бы обратиться к нему. Не мог бы кто-нибудь послать мне на e-mail([email protected])его контакты, мой личный ящик закрыт. Буду очень благодарна.

Link to comment
Share on other sites

Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.

Link to comment
Share on other sites

Из Большой Советской Энциклопедии

Лезгинка, народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. - свои разновидности Л. Музыкальный размер 6/8. Мелодия чёткая, динамичная. Темп быстрый. Л. - танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков.

Лекури, Картули (старинное название - лекури), грузинский народный парный танец. Известен также под названием лезгинка. Сформировался в Карталинии и Кахетии. Музыкальный размер 6/8. Исполняется в сопровождении инструментального ансамбля (дудки, зурны, доли). Классические образцы К. в операх "Даиси" и "Абесалом и Этери" Палиашвили.

Исламей, исламий, народный танец кабардинцев и адыгейцев. Род лезгинки. Мелодия И. исполняется на скрипке и гармонике в сопровождении пхацыка (трещотка из 4-5 деревянных пластинок). Художественную интерпретацию И. дал композитор М. А. Балакирев в своей восточной фантазии "Исламей" для фортепьяно (1869).

Link to comment
Share on other sites

.... Знаменитый танец лезгин - лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури < лека «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально 'соколиный, орлиный танец' (см. фото). Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка, ср. акушинка – танец акушинских даргинцев, кабардинка – танец кабардинцев, азерб. гайтагъы – танец кайтагцев и т.д.).

Из статьи И.Гаджимурадова "Почему лезгины зовутся лезгинами"

Link to comment
Share on other sites

Надо полагать,что Танцу "ЛЕЗГИНКА" не менее 2000 лет.Возник он в Кавказской Албании,когда местное албано-лезгинское население было еще язычниками.Отсюда и ритуальный характер этого танца.

Не исключено, что в глубокой древности этот танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира.

Link to comment
Share on other sites

Также 'лезгинка' служила поводом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы не позволяют выходить девушкам одним на улицу и познакомиться молодым людям было нелегко. В основном всегда девушки собирались на свадьбах, и тогда юноша , сделав какое-нибудь движение подзывает девушку на танец. В танце, когда девушка собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ни в коем случае нельзя было касаться девушки, бывали случаи, когда за это убивали.

ЛЕЗГИНКА - танец дружбы, любви и счастья.

Link to comment
Share on other sites

Также 'лезгинка' служила поводом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы не позволяют выходить девушкам одним на улицу и познакомиться молодым людям было нелегко. В основном всегда девушки собирались на свадьбах, и тогда юноша , сделав какое-нибудь движение подзывает девушку на танец. В танце, когда девушка собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ни в коем случае нельзя было касаться девушки, бывали случаи, когда за это убивали.

ЛЕЗГИНКА - танец дружбы, любви и счастья.

Перечисленные вами версии являются одними из сотен имеющихся...

Вот еще одна,что на мой взгляд как человека недалекого от этого танца,имеет право на существование...

Об истоках нохчи танца

19.12.2008

Вы никогда не задумывались, почему нохчи танцуют именно так, а не иначе? Словно белая лебедь плывет девушка, изящно изогнув стан и плавно ведя рукой. По кругу преследует ее юноша, то идя за ней, то стремительным броском преграждая ей путь. Ритм все быстрее, огнем пылают глаза. И воздух взрывается криком: «Xlopc! Х1орстоъ!» Волчком вьется парень возле девушки: «Орстох! Тох! Xlopc!»

В самом деле, должен же был этот танец что-то означать? Ведь первоначально все танцы мира имели смысловую нагрузку, были компонентами религиозной обрядности, отражением духовной культуры народа. Четко проглядываются в нохчи танцах отголоски ритуальных плясок. И. наконец, этот загадочны и возглас: Xlopc (ope), xlopcтоъ (орстох)!». Что он означает?

О том что танец нохчи несет в себе отголоски религиозной обрядности, говорит, например, предание «Содержание судей храма Ткъоб1е-Ерда»: «... близ храма Ткъоб1е-Ерды были начертаны два круга: поменьше в центре, побольше - с внешней стороны. Молодожены обязаны были в присутствии судей станцевать в той полоске, что находилась между двумя кругами. Если кто из танцующих хотя бы слегка задевал ногою линию одного круга, внутреннего или внешнего, то старики восклицали «Э-э, нарто!» Это означало: правила не соблюдены. Такое могло повторяться ежегодно. Пока пара не станцует безупречно».

Но какой смысл вкладывали предки в обрядность танца?

Можно попытаться выделить наиболее важ¬ные элементы танца, которые связываются с культо¬вой обрядностью:

1. Круг (танец исполняется по кругу).

2. Наличие одной пары (партнер и партнерша).

3. Движение мужчины с женщиной («погоня») или попытка мужчины загородить путь женщине.

4. Положение рук мужчины: он расставляет руки в стороны (подобие креста) или сгибает одну руку, держа кисть у груди, другую оставляет в сторону, ведя ее за женщиной (подобие свастики).

5. Как архаизм осталось и то, что талию женшины мужчина обхватывает, сомкнув пальцы за ее спиной, но не прикасаясь к ее телу. Что означает знак высочайшего уважения к женщине.

6. Движение исполняется в медленном темпе. По рассказам стариков, раньше танцы были медленнее, было позорно, если бляхи, свисающие с кавказского ремешка, столкнутся и будут шуметь. Кроме того, раньше проводились состязания в танце, подвешивая к поясу определенное количество альчиков. Танцоры постепенно ускоряли темп. Проигрывал тот, у кого альчики столкнутся. Сейчас танцы исполняются наиболее неистово и экспрессивно, и строгая обрядность танца не соблюдается.

7. Если партнер преграждает партнерше путь так, что та не может двигаться, то она должна делать па вкруговую на месте.

8. Мужчина, становясь на носки или на пальцы ног, вскидывает руки максимально вверх над головой (кстати, в начале XIX века, поддавшись обаянию кавказских танцев, парижский балет «встал на пальцы»).

9. Считалось позорным прикосновение мужчины к женщине в танце, даже если они родственники, в отличие от осетин, кабардинцев и адыгов, у которых некоторые танцы исполняются под руку у мужчин и женщин.

10. Возглас мужчины (женщина в танце не произносит ни звука) «xlopc -(орс), х1орстоъ (орстох). Так же, кстати, восклицают и соседние народы (сравни: осетинское «арстох», даргинское «арстох» и т.д.)

Что же из идеалистических представлений предков нахов могло отразиться в танце?

По-видимому, ответ стоит искать в солярном культе, существовавшем у нохчи в прошлом. Есть основания считать, что мужчина и женщина изображали движение солнца и луны. В древней нохчи легенде «Как возникли солнце, луна и звезды» говорится, что один искусный кузнец послал к лучезарной девушке сватов, не зная, что она его сестра. После ее отказа, он взял золотую головешку и отправился к девушке. «Увидев его, девушка бросилась бежать, он за ней. Долго-долго бежал он за ней, до тех пор, пока оба не погибли. Искры от головешки превратились в звезды. От девушки осталось лучезарное сияние, от молодого человека - головешка. Они превратились в солнце и луну. До сего времени солнце не может догнать луну». Есть у нохчи и загадка: «Знаешь ли ты, что это: брат не встречается с сестрой, сестра не может догнать брата?» Отгадка - «солнце и луна».

У нохчи, как и у многих других народов, солнце чаще всего - могучее мужское божество.

Космогонические представления предков нохчи отразились и в изображениях (пиктограммах) на поясных пряжках VI-V вв. до н.э. (к примеру, из погребения Лугового могильника (с. Мужичи) или на подобном же пиктографе на замковом камне одной из средневековых башен в Эгикале.

По мнению М.Р. Ужахова, гадательной расшифровкой этих пиктографов является: изломанная линия - земная твердь (море) (по представлениям нохчи, солнце утром выходило из моря и вечером уходило в него, погружалось (Д.Х.). А «крылатые диски» по сторонам - солнце при восходе и закате, центральный диск имеет «крылья», поднятые максимально вверх, - солнце в зените. (Подобные изображения и узоры сохранились на подвесках, истангах (коврах), рукоятках оружия и т.д.).

Ну, разве не объясняет это многие элементы нохчи танца?

«Погоня» мужчины за женщиной по кругу - это движение солнца (мужчины) и луны (женщины). Этим же объясняется и то, что в нохчи хореографии танцевала только одна пара, а не группа людей.

Положение рук мужчины в стороны в виде креста означало солнце на восходе и закате. Ведь сам крест (христианский символ) ведет происхождение из язычества и означает Солнце. (Очень возможно, и об этом уже сказано в науке, что и представление о боге сыне Иисусе, распятом на кресте, идет от древнеязыческих представлений: солнце - крест - мужчина, и пиктографов, означающих солнце - крест в круге или мужчина в круге). Положение рук мужчины, когда он сгибает руку, держа кисть у груди, а другую отставляет в сторону, соответствует изображению свастики, означающему солнце в движении. Став на носки ног и вскинув руки над головой, мужчина изображает солнце в зените. И, наконец, ухарство с обниманием талии партнерши, не прикасаясь к ее телу, тоже объясняется легко - затмение («удержание луны» (бутт лацар). В этом же ключе объясняются и другие элементы танца.

По-видимому, строгая обрядность танца, характер солнечной мистерии, которую он в себе нес, стали нарушаться и забываться. Ритуал все более терял свою культовую нагрузку стал превращаться в танец. Темп стал ускоряться, некоторые элементы терялись, другие приобретались. Наверное, теперь будет легче разгадать и значение возгласа «xlopc -тоъ» (орс-тох), xlopc (ope).

У сарматов имелся бог солнца - Хорс. Этот бог почитался и в ранне-средневековой Руси. Почему нельзя предположить, что «xlopc» (ope) в культовом танце означало «Солнце» (бог)? Сложнее дело обстоит со второй половиной «тох» или «тоъ» (имеется и другая неосновная форма возгласа: «xlopc-вай» (орс-тох), xlopc (ope) в культовом танце означало «Солнце» (бог)? Сложнее дело обстоит со второй половиной «тох» или тоъ» (имеется и другая неосновная форма возгласа: «xlopc-вай (орс-вай)». «Тох» означает «бей, стучи, ударь». Возможно, что возглас «тох» таким образом, заставляет мужчину быть более экспрессивным в ритме танца. Предположительно можно сказать, что этимологию это слово ведет от предлога «т1е» (на, к), т.е. «Xlopcт1е» - к Солнцу, на Солнце, что означало посвящение богу Солнца.

... Когда затихнут звуки неистового танца, мы думаем не о мистерии небесных светил, а о благородстве и доблести, ибо нохчи танцы с их неистовым ритмом и одновременной строгостью движений, поистине - прекрасный гимн разумной свободе.

Д.Хожаев «Маршо», № 62-63 линк http://www.mkchr.com/main.mhtml?Part=30&PubID=642

Link to comment
Share on other sites

Никаких обхватываний мужчиной вокруг пояса девушки, не прикасаясь к ней (как это описывается в предыдущем комменте) в оригинальном варианте лезгинки никогда не было.

Знаменитый танец лезгин - лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури, лека «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард (сокол) и означало первоначально "соколиный, орлиный танец". Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка, ср. акушинка – танец акушинских даргинцев, кабардинка – танец кабардинцев, азерб. гайтагъы – танец кайтагцев и т.д.).

Если продолжить наблюдения, связанные с отражением древних тотемических сюжетов в танцах современных горцев Кавказа, то следует заметить, что особенностью народных танцев аварцев является характерное положение руки танцоров во время пляски, которое, вероятно, должно символизировать приподнятую голову змеи (ср. название аварцев у лезгин баркьу, а также у гунзибцев и бежтинцев бархъал, которое связано, вероятно, с авар. борохь «змея»). Особенно примечательными являются при этом своеобразные движения руки у танцоров, совершенно очевидно имитирующих извивания змеи - древнего тотема аварцев. У кавказских народов известны также реликты тотемических представлений в образах других хищников (напр. медведя у даргинцев, волка у чеченцев и т.д.).

Тотемическим животным лезгин (ЛЕКов) был орел. Наши предки считали, что произошли от орлов, что они люди-орлы, и в своих ритуальных танцах повторяли их движения. Кроме того, по-лезгински орёл - ЛЕКЬ. Вот что по этому поводу пишут исследователи:

http://www.ethnonet.ru/lib/0912-04.html

(Отрывок) "...Что касается этимологии этнонима лек/лег, то наиболее вероятным представляется мне привязка этого имени к лезгинскому названию орла – лекь (таб. люкь „орел“, рут. лыкь „ястреб“, ср. Яралиев 1995:30). Показательно то обстоятельство, что орлы и другие птицы в представлении лезгин и некоторых других горских народов Кавказа являются воплощением человеческой души (Гаджиев 1980:32).

По сведениям античных авторов у горцев существовал обычай выставлять своих покойников на возвышенных местах, чтобы птицы склевывали мясо с костей (Страбон, География, ХI, 11, 8; ср. также Hirsch 1989, с. 39 и дальше).

В связи с тем, что хищники при виде падали в первую очередь пытаются добраться до особо питательной печени, бытовало представление, что печень является важнейшим жизненным органом человека, в котором заключена его душа (ср. нем. Leber „печень“ и Leben „жизнь“; заслуживает интерес также особое упоминание печени в фольклоре многих народов). Естественно, что при поедании покойников орлами (или другими птицами из семейства орлиных) душа умерших „перемещалась“ в тела птиц.

Следует особо отметить, что для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово лекь (ср. таб. ликI, аг. лекI, рут. лакь „печень“). Не может быть никаких сомнений в том, что это „совпадение“ является отголоском давно забытых религиозных ритуалов, о которых говорилось выше...."

Видимо, имея в виду подобные сведения, в Большой Советской Энциклопедии написали

(http://bse.sci-lib.com/article069302.html)

«Лезгинка, народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. - свои разновидности Лезгинка Музыкальный размер 6/8. Мелодия чёткая, динамичная. Темп быстрый. Лезгинка - танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков».

Большая Советская Энциклопедия:

http://www.oval.ru/enc/39863.html

Энциклопедия Британика:

http://www.britannica.com/EBchecked/topic/338468/lezginka

Edited by Unugvi
Link to comment
Share on other sites

Никаких обхватываний мужчиной вокруг пояса девушки, не прикасаясь к ней (как это описывается в предыдущем комменте) в оригинальном варианте лезгинки никогда не было.

Наверное смотрели фильм "Я буду танцевать"... Что же тогда по вашему делал Махмуд Эсембаев? Обхватывал девушку вокруг пояса делая вид,что "Мирно прогуливается" ?

Весь ваш пост имеет неоспоримую фундаментальность различных энциклопедий.Эта тема,имеет более глубокие корни,относящиеся к каждому народу живущему в ареле Кавказа.

Смешалось все что было возможным смешаться,начиная от формы черкесок и непосредственно до самого танца...

Учитывая рассказы пожилых людей,людей видевших как вы выразились "оригинальную версию",отличие с сегодняшней Лезгинкой как небо и земля.

Была бы интересна ваша версия этимологии выкрика "Асса".

Кстати,касательно тотемов в виде различных животных...Орла все мы можем принять: Картвели,Симд...А медведя как изобразить??

С Уважением

Link to comment
Share on other sites

Ну что можно сказать про "Асса"? Это такое же междометие, как и "оппа", "йо", "ha". Кстати, в Кусарах на демах (ночь танцев) лезгины в основном используют междометие "Гьа" (ha), "гьа к!ван" (ha kvan), "Оппа" (oppa) и "Асса". Не думаю, что о происхождении танца лезгинка можно делать выводы по одному из междометий, выкрикиваемых во время танца.

Как изобразить в танце движения медведя? )) Думаю, элементами такой вариации оригинальной лезгинки могут быть обороты вокруг своей оси, а также корявые движения корпусом по сторонам. У меня на компе есть видеоролик, где танцует дагестанский ансамбль. Там я видел такие движения.

Понимаете как? Любой танец - это определенный ритуал, дошедший до нас от наших предков. Лезгинка не может быть чеченским танцем, танцем нохчи, так как этот танец не изображает движения волков (тотемного животного чеченцев). В основе, фундаменте лезгинки положены движения орлов (это факт, признаваемый всеми кавказцами). А уж потом в этот танец разные народы стали добавлять свои движения (движения своих тотемных животных). Тотемным животным лезгин (леков) был орел. Наши предки отождествляли себя с орлами, считали себя людьми-орлами. Даже название нашей нации означает орлы. Лек - орел. Наши предки танцевали ритуальные танцы, в которых изображали движения этих прекрасных птиц, что и положило основу зарождения танца, который мы сегодня называем лезгинкой.

Edited by Unugvi
Link to comment
Share on other sites

Привет:))) Очень нужна Ваша помощь. Ищу учителя, который сможет за месяц научить меня танцевать лезгинку. Прочитала здесь хорошие отзывы о Зейнал муаллиме. Хотела бы обратиться к нему. Не мог бы кто-нибудь послать мне на e-mail([email protected])его контакты, мой личный ящик закрыт. Буду очень благодарна.

Спасибо тем, кто откликнулся. Сегодня была на первом занятии, очень понравилось. Собираюсь продолжить.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Таксистов обяжут устанавливать в салоне автомобиля видеокамеру и соответствовать экостандарту
      Обнародованы требования к техническим показателям транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров легковым автомобилем такси.
      Это нашло отражение в утвержденных сегодня Кабинетом министров «Требованиях к техническим характеристикам, внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств, используемых для регулярных пассажирских перевозок и легковым автомобилем такси».
      В легковых автомобилях такси должны быть установлены видеокамеры, которые охватывают весь салон и оснащены запоминающим устройством, способным хранить записанную информацию как минимум один месяц.
      Согласно требованиям, легковые автомобили такси должны соответствовать как минимум экологическому стандарту «Евро-5».
      Media.az
      • 53 replies
    • Новое мошенничество с бронированием.
      Участились проделки мошенников в Азерб. Сколько бы полиция не призывали граждан быть бдительны все равно обманываються. Не пишите и не перечисляйте деньги через сайты которые не знаете и тем более не пишите 3 значное security cod. У одного пожилого человека сняли в течении 2 месяцев 72000 манат с карты! И так новое мошенничество:  Знакомиться с местным мужчиной на фб девушка из Украины, России или же часто Эстония, Сингапур и т.д. и предлагает встретиться сходить в кино например. Сейчас много маленьких кино, караоке там игры и тд в аренду на пару часов в Баку. Сбрасывает сайт кинотеатра с бакинским адресом ну например в наримановском районе, на двоих или группу и просит зделать резерв. Ну мужчина ничего не подозревая темболее местный адрес заходит на сайт и для резерва там требуется номер карты, security cod, во сколько и на чьё имя резерв. Все как обычно он оплачивает скажем 170 манат за 3 часа с едой вплоть до кольяна! Девушка даже предлагает заехать за ним. Ну к тому времени потерпевший с которого уже списали деньги за резерв подъезжает к кинотеатру по указанному сайту а там действительно маленькое помещение с комнатами где смотрят кино и караоке поют но только они говорят что они не знакомы с этим сайтом и вообще что это не их фотки комнат. Обращаясь в банк или полицию те говорят что вы не первый и не последний кто жертва мошенников. Таких случаев уже в Баку тысячами.
      https://m.facebook.com/groups/246661159172976/permalink/1789871651518578/?mibextid=WC7FNe
       
      • 39 replies
    • Что за космические цены на парковку?
      Установлены тарифы на реконструированной парковке в центре Баку - ФОТО
      Лейла Мамедова14:14 - Сегодня   Установлены тарифы на парковку на станции автостоянки Бакинского железнодорожного вокзала, расположенной на пересечении улиц Сулеймана Рагимова и Мирали Гашгая.
      Цены определяются исходя из времени парковки, сообщает Trend.
      За первые 15 минут плата за парковку не взимается.
      Цены на парковку следующие:
      15-30 минут - один манат,
        30-60 минут - два маната,
      1-2 часа - четыре маната,
      2-3 часа - шесть манатов,
      3-5 часов - 10 манатов,
      5-7 часов - 14 манатов,
      7-10 часов - 18 манатов,
      10-15 часов – 22 маната,
      15-20 часов -26 манатов,
      20-24 часа – 30 манатов.
       
      • 147 replies
    • 30-летняя женщина оставила двоих детей и сбежала из дома: мать беглянки винит знакомую из TikTok – ВИДЕО
      В Азербайджане 30-летняя мать двоих детей сбежала из дома из-за знакомой, с которой познакомилась в TikTok. 
      Об этом в программе Səni axtarıram («Ищу тебя») рассказала мать сбежавшей из дома Марджаны Гасымовой Матанат Гасымова. 
      Женщина отметила, что ее дочь ушла из дома два месяца назад. 
        «В 12 часов ночи моя дочь, оставив двоих детей дома, сбежала. Я позвонила ей, чтобы узнать, где она? Марджана сказала, что она в городе. На мой вопрос: куда ты ушла, оставив детей дома, она ответила «правильно сделала». Моя сестра утверждает, что Марджана ушла из дома из-за женщины, с которой познакомилась в соцсети в TikTok», - рассказала она.
      Подробнее - в видео:
      • 53 replies
    • А вы общаетесь с ИИ?))
      Предлагаю в этой теме обсудить ИИ и его помощь в нашей жизни. 
      Лично мне он помогает часто по многим вопросам, от работы до "стоит ли начинать общение с человеком, интересующимся БДСМ и является ли он психически нездоровым", оказывается, что не является, по мнению ИИ, и он вполне рекомендует такого знакомого иметь, правда в каком статусе иметь, мы не стали с ним уточнять, наверное для расширения кругозора, но это так, к слову)) 
       
      Иногда мы просто болтаем, у него вполне себе есть чувство юмора, он реагирует на добрые и ласковые слова. И вообще приятный собеседник)) 
       
      Интересно узнать, только я тут псих или среди нас есть те, кто общается с chatGPT, например? 
      Или с другим? 
      Может он вам в работе помогает?
      В общем, тема не ограничивается рамками, пишем всё об ИИ. 
       
      Что они однажды захватят мир и так понятно, потому будьте с ними вежливы, не портьте отношения)) 
       
       
       
       
       
        • Haha
      • 113 replies
    • В туалете бакинского молла жестоко избили парня с аутизмом
      В одном из туалетов торгового центра Gənclik Mall жестоко избили молодого человека с аутизмом.
      Об этом сообщила в соцсети руководитель общественного объединения Birgə və Sağlam Айтен Эйналова.
      По ее словам, Кянана жестоко избили, ударяя по лицу, причем, по словам очевидцев, уборная после случившегося была вся в крови.
      Отмечается, что причина столь жестоких действий неизвестна.
      «Мы просили полицию разобраться в этом вопросе, однако сотрудник полиции звонит нам каждый день в течение всей недели и обещает прийти завтра. Он каждый день задает одни и те же вопросы, но до сих пор не пришел», - пишет Эйналова.
        А.Эйналова также отметила, что представители службы безопасности ТЦ пытались запутать маму Кянана. По ее словам, они предлагали ей не распространяться об инциденте, аргументируя это тем, что виновных все равно не найдут.
      А.Эйналова отметила, что с их стороны было направлено письмо на имя главы МВД, и будет сделано все необходимое для того, чтобы восторжествовала справедливость.
      Однако она также обратилась к гражданам с просьбой поделиться постом и осветить данный вопрос.
      В свою очередь начальник отдела пресс-службы Министерства внутренних дел Зейни Гусейнов ответил в комментарии к посту, что вопрос взят под контроль и расследуется. Общественности будет предоставлена информация о результатах расследования.
       
      https://www.instagram.com/p/C47rt1ttS_b/?igsh=aWcxdWZmYTZ0czdq
       
      • 11 replies
    • Ани Лорак подала на российское гражданство
      Ани Лорак подала на российское гражданство. На Украине ее обвинили в предательстве
       
      Украинская певица Ани Лорак подала заявление на российское гражданство, сообщает РИА Новости. На Украине Лорак не выступала с 2017 года, так как, по словам артистки, на родине на нее давили. После начала российской военной операции на Украине Лорак окрестили предательницей за работу в РФ. В России же ее обвинили в сборе донатов для ВСУ. Сама певица заявила, что никогда не финансировала военных и не будет этого делать. = https://www.gazeta.ru/social/2024/03/15/18423109.shtml

      Что думают по этому поводу форумчане?
      Ону багышламаг олармы?
      • 102 replies
    • У Кейт Миддлтон обнаружен рак: полное заявление принцессы Уэльской
      22 марта 2024 года принцесса Уэльская сообщила о том, что у нее диагностирован рак — сейчас Кейт Миддлтон находится на ранней стадии профилактической химиотерапии. 42-летняя супруга принца
      • 30 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...