Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Человеку нечего делать в космосе


Recommended Posts

Дискуссии о развитии космической отрасли идут на самом высоком уровне: вице-премьеры, депутаты, президент. Но так и остается открытым один из самых главных вопросов: нужно ли вообще человеку летать в космос? Мы осваиваем его уже более полувека. Человек запустил в космическое пространство животных, роботов, полетел сам, высадился на Луне, закрепился на орбите Земли. Что дальше? Куда на самом деле стоит лететь? Об этом мы поговорили с одним из самых известных астрономов и популяризаторов науки Владимиром Сурдиным
 
  • Человеку нечего делать в космосе

Сурдин Владимир Георгиевич

Зачем человек был нужен в космосе в прошлом веке?

В те времена на борту не было современной электроники и только человек мог управлять сложными процессами. Первые полеты людей были просто экспериментальными: надо было проверить, как можно в космосе жить и работать. К концу 1980-х стало ясно, что находиться там человек может максимум год. За год он получает дозу облучения, запрещенную всеми медицинскими нормами. Прошло сорок лет, а пилотируемая космонавтика осталась такой, какой была во времена Гагарина. Те же скафандры, те же ракеты. Она застыла. Пройдет еще сорок лет, но человек не станет дышать по-другому, а обстановка в космосе не станет менее агрессивной.

Зачем человеку нужен космос? - РИА Новости, 21.03.2011

То есть бороться с этой агрессией должны не люди, а роботы?

В армии так и происходит. Человек уходит куда-то в бункер управлять, а техника действует на поле боя. Уже вовсю используются беспилотные самолеты и роботы-саперы. В космосе так же опасно, как на войне. Люди требуют расходов на свое жизнеобеспечение и лечение, а результатов нет. Сейчас нет никаких серьезных технологических экспериментов, никаких научных исследований, для которых в космосе был бы необходим человек. Дыхание космонавта, его движения, его испражнения, все его существование на борту будет только выводить из строя технику.

Тогда почему люди до сих пор сидят на орбите?

Сейчас они находятся только на Международной космической станции. И в этом гораздо больше государственной политики, чем научной или технической необходимости. Ни мы, ни американцы не хотим отставать друг от друга. В советское время была долгая эпопея с орбитальными станциями «Мир», когда американцы поняли, что отстают. Мы знали, как человек может год проработать на орбите, а они не знали и решили наверстать. Сде-лали свою орбитальную станцию. В космической медицине они наверстали. Сейчас их космонавты провели на орбите больше времени, чем наши. А реального результата все равно нет.

Что дает землянам космическая медицина

Но ведь на Земле нужна космическая медицина, разве нет?

Отчасти нужна. Есть экстремальные профессии, в которых условия как на МКС. Например, подводники. Но это тоже давно изучено. На это были брошены силы еще в 1950-х, Институт медико-биологических проблем для этого и создавался. Сохранять им жизнь в таких тяжелых условиях научились. Но если летчики и подводники реальными делами занимаются, то космонавты ничего уже на орбите не делают. А затраты на их содержание колоссальные.

Подальше от Юпитера

Когда Россия остановилась в развитии космонавтики и на чем застряла?

Мы застряли на электронике. У нас была очень хорошая техника в эпоху, когда не было электроники, — до 1965 года, когда компьютеры были размером с вагон. Тогда американцам не на чем было нас переиграть. Но как только космонавтика стала управляться компьютерами, мы сразу отстали. В 1970-е годы в СССР на орбиту запускали в год более ста спутников, в США — 20–30. Но их спутники работали годами, а наши довольно быстро заканчивали свою жизнь, часто из-за того, что не выдерживали радиационную обстановку в космосе. И сейчас не выдерживают.

Как стать космонавтом: требования, подготовка, перспективы. Новый ...

Например, у Роскосмоса есть намерение отправить аппарат к спутникам Юпитера. Интереснее всего было бы на спутник Европа, где подо льдом океан, и в нем может быть жизнь. Но посмотрели, какая там радиационная обстановка, и сделали вывод, что наша электроника сдохнет, как только туда доберется. Решили: пошлем к другому, менее интересному спутнику, который подальше от Юпитера, но на котором меньше радиации, и наша техника, может быть, как-то выдержит. Даже до Марса у нас редко что долетало.

Профессия космонавт

Это возможно исправить?

Купить детали у американцев мы не можем. А сделать такие же не позволяет общий культурный уровень. Далеко не все люди еще умеют в защитных костюмах, перчатках, масках работать с электроникой. Однажды я читал лекцию на заводе, где делают крутой военный компьютер. Меня пригласили в сборочный цех. Я представлял, что он похож на операционную, стерилен. А оказалось, там сотрудницы обедают прямо на рабочем месте — газетки, крошки… Это то, что никаким приказом не изменишь. Этими руками не создашь надежную электронику. Невозможно организовать сверхчистое производство, если люди выросли в избах и бараках. Тут нужна смена поколений.

 

 

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 1
  • Upvote 2
Link to post
Share on other sites

Задача — выжить

Как быстро исчерпала себя пилотируемая космонавтика?

Я думаю, она лет двадцать была актуальна, с 1961-го по 1981-й. После этого никакого реального прогресса в ней не было. Если сравнить 1981-й и 2011-й, последние тридцать лет летают на том же самом и занимаются тем же самым, а именно: сохранением своей жизни на орбите. Космонавт 90% времени тратит на обслуживание станции: очистка труб, контроль воздуха. Он почти все время занят тем, чтобы выжить. Он себя исследует, анализы берет. На какие-то научные эксперименты почти не остается времени.

Курсы профессиональной переподготовки врачей по Авиационной и ...

И удали оттуда человека — ничего не изменится?

Все это станет дешевле, а результат будет даже более интересным. Океанологи это поняли давно. У них в 1960-е годы были только обитаемые аппараты, а сейчас их почти не осталось. Вместо людей на глубину спускаются роботы. Японцы не летают в космос, а японская космонавтика сегодня на одном из первых мест. Индусы — у них и мысли нет о полете, а их спутники вокруг Луны очень хорошо поработали. А у нас результат по Луне ноль уже давно. Бразилия сейчас начинает свои спутники запускать, пока на чужих ракетах. Они понимают: был этап, они его прозевали, Бразилия тогда была слабой, ну и ладно, сегодня это уже никому не нужно.

Развитие космонавтики - online presentation

Какое, на ваш взгляд, самое значительное достижение эпохи пилотируемой космонавтики?

Конечно, полет на Луну. С ним ничто не сравнится. Он послужил науке. Например, были взяты разнообразные образцы лунного грунта, установлены сейсмографы, отражатели лазерных лучей.

 

А самое большое разочарование?

Я думаю, разочарований не было. Сначала никто не верил, что вообще человек может провисеть в невесомости несколько минут и не отдать концы. Ведь вся биологическая эволюция прошла в условиях силы тяжести, и первые полеты были с условием: «Ничего не делайте, только выживите». Может быть, когда-нибудь этот опыт пригодится, может быть, когда-нибудь мы полетим на Марс. Но если мы сейчас не пойдем обходным путем, не изучим эти планеты, то… куда лететь? Разочарований… нет, не было. Они сейчас наступают. В последнее время мы уже ничего принципиально нового не узнаем о человеке в космосе, а силы на это тратим.

Бессмысленная гонка

Правда ли, что самое интересное для исследования сейчас находится за пределом физических возможностей человека?

Чаще всего да. Очень мало мест, где человек может вообще выжить. Скажем, на планетах-гигантах радиационная обстановка жуткая, а именно их спутники дают наибольшую надежду на обнаружение внеземной жизни. Или полеты к Солнцу, Меркурию и Венере, где фантастическая температура. Космос — крайне враждебная среда. Но нам с ней жить. Чем быстрее и эффективнее мы его изучим, тем лучше мы на Земле будем защищены от всяких неожиданных неприятностей. А технологии выживания в пустоте нам точно неинтересны. Скафандр, в котором человек в открытом космосе работает, точно больше нигде не используешь. Так зачем в эту вещь вкладывают деньги?

Вклад космонавтики в познании Солнечной системы - презентация онлайн

Это разрушает популярнейший миф о том, что человек может абсолютно все.

Подождите. Вот человек бегает со скоростью 40 километров в час. Быстрее не побежит никогда. Но он придумал машину. В этом и есть всесилие. А страна до сих пор живет мифами — и советскими, и новыми. К сожалению, закрыть пилотируемую космонавтику для государственных идеологов неприемлемо.

 

Но кто-то должен одуматься первым и прекратить эту бессмысленную гонку.

О, бессмысленных гонок в мире много. Мы — держава первых космических запусков, мы не можем сделать шаг назад. И американцы, первыми ступившие на Луну, не могут сделать шаг назад. Это чисто политические, идеологические вещи, вопрос престижа. Думаю, нормальному человеку сегодня не пришло бы в голову возить людей на орбиту. Ведь не ставят же сегодня на перекрестках регулировщика с палочкой, поскольку с этой работой лучше справляется светофор.

 

Но вот Китай планирует отправить человека на Луну. Зачем?

Сейчас Китай выходит на первую позицию по экономике в мире, и как символ крутости ему хочется отправить человека на Луну. Это им надо для народа. Вероятно, они считают, что китайскому народу это будет приятно, сплотит его, поднимет авторитет руководства Китая и авторитет страны. Мир увидит, что китайская техника — это не только ширпотреб. Точно так же это оправдывало наши затраты на пилотируемую космонавтику в прошлом веке. Лет десять все брали с нас пример, нас уважали, считались с нами. Сейчас нам, европейцам и американцам, это уже не нужно. Космонавтика стала рутинным делом, когда требуется эффективность при минимальных затратах.

 

А что нам нужно?

Сейчас и в ближайшем будущем нужно создавать надежные космические беспилотники. Прежде всего для длительной и эффективной работы на околоземных орбитах. Связь, навигация, разведка, глобальные прогнозы — сегодня все это держится на спутниках, дает огромный экономический эффект, но уже не столь престижно. Сейчас любая страна, университет и даже общество радиолюбителей могут заказать себе стандартный спутник. А вершиной космонавтики считается сегодня запуск межпланетных аппаратов, которые приносят истинно престижные достижения. Именно на этом нужно сосредоточиться.

Сотрудники ЮУрГУ приняли участие в конференции «Перспективы ...

Кто сейчас изучает дальний космос? Американцы, европейцы, японцы. А мы давно уже не запускали межпланетные зонды и страшно в этом отстали. Создание роботов, в отличие от пилотируемой космонавтики, дает возможность стимулировать наш технический уровень. Это нам нужно для повышения собственной технической культуры.

 

 
  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Летим к астероидам

Что мешает нам существовать в космосе?

Прежде всего радиация. Второе — невесомость. Когда организм не чувствует нагрузки в виде силы тяжести, он резко ослабляет многие свои функции, например кости становятся более ломкими, потому что кальций вымывается. Единственный метод борьбы с этим — тренировка. Много времени на станции космонавт должен крутить педали велотренажера и растягивать резиновые жгуты. Постоянный шум: работают десятки вентиляторов, перемешивая воздух. Дикая теснота. Проблемы с гигиеной. Конечно, большая зарплата и почести на всю жизнь. Но если лично для космонавта главное — все вытерпеть, не погибнуть и вернуться, то мы на Земле должны думать об эффективности такой работы. Ведь мы за нее платим.

Олимпиада по истории авиации и воздухопл

Если все-таки лететь, то куда? К астероидам?

Да. Это самый простой путь научиться человеку летать далеко. Ладно, если мы не хотим навсегда убирать человека из космоса — а мы этого, естественно, не хотим, — то давайте делать новые шаги. Астероиды — маленькие тела, которые почти не притягивают к себе. Поэтому космический корабль подлетает к астероиду, как катер. Раз — причалил, остановился. Надо лететь дальше — оттолкнулся и полетел. Это просто. Это совсем не то, что лететь на Марс… Это будет новый шаг. Американцы это понимают, у них запланированы полеты астронавтов к астероидам.

 

И какой в этом практический смысл?

Никто этого пока не знает. Потому что снаружи астероид — это просто камень. Но в нем может быть много железа. Но даже если он будет из золота, добывать его там для Земли было бы слишком дорого. А вот для производства в космосе материал астероидов очень полезен. Но пока это лишь мечты. Сначала нужно создать надежную электронику.

image.jpeg.07ebebdb0d79906d0e039912e1d9a3c8.jpeg

А почему в России о полетах человека на Марс ведутся разговоры, а о полетах на Луну или астероиды — нет?

Потому что Марс — это ни к чему не обязывающий символ. О нем можно говорить годами: «Когда-нибудь полетим…» А китайцы молчат про Марс, они ставят перед собой реальные цели. Вообще, космос — это очень удобный плацдарм для изучения и освоения Земли. Но для жизни человека в космосе нет ничего. Там пусто. Можно создавать искусственную среду, но лишь за счет Земли.

Современный культурный человек уходит из вредных сред и оставляет вместо себя роботов. По-моему, патриотизм состоит не в том, чтобы «рожденный в России человек ступил ногой на Марс», а в том, чтобы рожденные в России и получившие здесь образование инженеры спроектировали, а грамотные работники смогли построить высококлассный космический робот, автомобиль, самолет.

Недра Марса

Является ли космос до конца нейтральной территорией?

Он начинается с высоты около 150 километров над Землей, и это пространство уже не принадлежит никому, как Антарктида; согласно международным договорам оно не может быть поделено. Но по факту, кто там работает, тот его реально и эксплуатирует. Сегодня можно сказать, что Солнечная система в основном принадлежит американцам. Они знают, как она устроена, и умеют там работать. Глубокий космос сегодня принадлежит им. И завоеван он не людьми, а автоматами.

image.jpeg.28b4dffc3a533b064102318ec55f4058.jpeg

Значит, космонавтика будущего — это полеты без человека, никаких космонавтов, плавающих по орбите в скафандрах?

Я надеюсь, что, по крайней мере в ближайшие десятилетия, это будет именно так. Возможно, что-то изменится, когда мы лучше изучим Солнечную систему и, может быть, найдем те оазисы, где человеку можно работать вместе с автоматами или вместо них. Например, марсианские пещеры или пещеры на астероидах. Там нет радиации, климат получше. База с людьми могла бы там эффективно поработать. Мы еще не придумали робота, который бы лазал по стенкам пещеры, но сами умеем это делать. Вот давайте туда и пошлем пилотируемую экспедицию. А просто так посылать вперед разведчиков и терять при этом людей мне кажется бессмысленно.

 

Можно развивать космическую спелеологию…

Раз есть пещеры в космосе, то должны быть и спелеологи. Надо просто подумать, как это сделать. Сначала отправить роботов, которые погибнут, потом научиться делать роботов, которые не гибнут, а уж потом лезть самим, если выяснится, что условия там нормальные. В конце концов, создадим базу и будем гордиться теми, кто работает в недрах Марса.

И создавать там запасную площадку на случай беды с Землей?

Это отдельная и очень важная задача: клонировать информационный багаж человечества, все знания, созданные нашей цивилизацией. Давайте хотя бы накопленное на сегодняшний день закрепим и отнесем в надежное место, мало ли что. На всякий случай. Хорошо бы такое хранилище создать на Луне и где-нибудь еще.

Пещера и свет

Вы хотели в детстве полететь в космос?

Я с детства знал, что не полечу: вестибулярный аппарат слабый. Один раз как следует покачавшись на качелях, я это понял. Очень редкие люди способны на космические полеты.

Атмосфера Марса - это... Что такое Атмосфера Марса?

Не обидно?

Конечно, нет. Даже если бы вдруг предложили — отказался бы. Мне просто жалко затрат на транспортировку моего тела туда и обратно, с помощью которых можно сделать что-то полезное на Земле. Например, лекции читать, студентов учить. Мы даже не представляем, насколько комфортнее была бы наша жизнь на Земле, если бы безумная прорва денег не уходила на военные проекты, на бессмысленные космические затеи.

 

А если бы не было никаких ограничений — ни финансовых, ни агрессивной среды в космосе, никаких рисков, — куда бы вы полетели?

Я бы хотел на спутник Сатурна полететь, на Энцелад. Это единственное место, где уже сегодня можно убедиться в существовании жизни или ее отсутствии в подледном океане. Это самое интересное. Потому что с Марсом более или менее ясно, а вот там, вдалеке, очень экзотические объекты: спутники, покрытые льдом, а подо льдом гигантские океаны. Например, на Европе больше воды, чем во всех земных океанах, вместе взятых.

 

Это огромные просторы для жизни. И марсианские пещеры меня очень интересуют, думаю, там найдется жизнь. Марс несильно от Земли отличается, единственное — там атмосферы почти нет. Значит, надо под следующим слоем искать. Пещера — это такой паллиатив: ты там скрыт от радиации, но солнечный свет туда все-таки попадает. Пещера и свет — это очень благоприятное сочетание. Ну, а если уж и там нет жизни, то, наверное, нет нигде… Кроме Земли.

 

Сурдин Владимир Георгиевич астроном, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (ГАИШ МГУ). Кандидатскую диссертацию защищал под руководством знаменитого советского астрофизика Иосифа Шкловского. Автор работ «О происхождении ядра галактики», «О динамике гигантских облаков межзвездного газа», «Эффективность звездообразования в гигантских молекулярных облаках», «Звездные скопления с иерархической структурой», «Сверхоболочки и динамика молодых звезд», «Рождение звезд» и др.

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Когда у Рэя Брэдбери спросили, почему не сбылись его рассказы, и люди до сих пор не осваивают Марс, писатель ответил:

«…люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде IPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Сколько мусора человек оставил в космосе за 60 лет

С момента запуска первого искусственного спутника Земли Советским Союзом на орбиту отправлены уже 6 тысяч космических аппаратов.

В каждой стране путь к космосу был своим: например, в Индии запчасти для первой ракеты возили на велосипеде.

Израиль - единственная в мире страна, запускающая спутники против вращения Земли.

 

К 60-летию запуска первого спутника в космос одной из главных проблем его освоения стал космический мусор.

Ученые НАСА предложили способ его утилизации: при помощи тонких космических "одеял" обломки спутников и даже метеориты можно спускать в атмосферу, где они будут сгорать.

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Космический  мусор - проблема землян

Российская академия наук и Роскосмос приступили к разработке национальной программы для исследования и создания методов противодействия угрозам из космоса. Это астероиды, кометы и осколки космических камней. Но больший вред землянам несут не небесные тела, а космический мусор на околоземной орбите.  

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Насколько опасен космический мусор?

Как освоение космоса может улучшить жизнь на Земле? Это обсуждают сейчас участники Форума высокого уровня, проходящего в Дубае. Те же спутниковые технологии уже используются, например, с целью предупреждения о стихийных бедствиях, рационального использования воды, защиты культурных ценностей. Но космическим аппаратам и самим космонавтам, работающим в космосе угрожает опасность: космическое пространство превратилось в огромную мусорную валку.

Ученые: космический мусор скоро уничтожит все спутники | Пикабу

По данным специалистов НАСА, на орбите Земли находится более 23 тысяч фрагментов космических аппаратов размером более 10 сантиметров. А ведь даже миллиметровый осколок может нанести серьезный ущерб космическим объектам. Об угрозе космического мусора мы расспросили Председателя Постоянного комитета по статусу соглашений по космосу Международного института космического права, кандидата юридических наук Андрея Терехова.

 

АТ: Космический мусор – это все то, что было запущено в космос человеком, но перестало приносить какую-либо пользу. По мнению некоторых экспертов, сейчас в космосе, в общем, находятся 300 тысяч или даже более объектов искусственного происхождения общей массой, примерно, пять тысяч тонн. Что интересно, только примерно 5 процентов от этих объектов, от этой массы не являются мусором, т.е. 95 процентов – это космический мусор.

 

НТ: В последнее время много говорят о том, что космический мусор представляет реальную угрозу для человечества на Земле и в космосе. Вы согласны?

АТ: Короткий ответ – да, согласен. Хотя следует понимать, что ту опасность, которую представляет космический мусор, следует различать. Для поверхности Земли, для людей, проживающих на Земле, для наземных объектов такая опасность не очень велика, поскольку, к счастью, Земля окружена атмосферой, и воздух, воздушные пространства представляют собой прекрасную защиту от космического мусора. Подавляющее большинство космических объектов, отслуживших свой срок и сошедших с орбиты, а также их фрагментов, обломков сгорает при входе в плотные слои атмосферы и поэтому не достигают поверхности Земли. Как многие слушатели знают, крупные объекты, например, вышедшие из употребления космические станции, нередко достигают Земли при возвращении.

Астрономы обнаружили обломки планет, которые схожи с планетой Татуин -  ТЕЛЕГРАФ

Они возвращаются чаще всего не в сохраненном состоянии, а в качестве обломков, больших или поменьше. Чаще всего падают в океан, поскольку большая часть земного шара представляет собой водную поверхность. Что же касается космоса, то здесь гораздо более серьезная и все более усугубляющая проблема. Необходимо помнить, что объекты, находящиеся в космосе, двигаются с огромной скоростью. Первая космическая скорость – это почти 8 км в секунду. Достижение этой скорости позволяет объекту находиться на орбите Земли и не падать стремительно на землю под силой притяжения. Ну и следует понимать, что объект, перемещающийся с такой огромной скоростью, может нанести серьезный ущерб в том случае, если он столкнется с действующим объектом или, не дай бог, с космическим аппаратом с космонавтами на борту.

Землю стало не видно в куче космического мусора

Надо отметить, что такие случаи бывали. В 1983 году маленькая песчинка примерно всего в 0,2 мм в диаметре оставила серьезную трещину на иллюминаторе американского шаттла. Всего, по подсчетам специалистов, за время полетов космических кораблей многоразового использования, т.е. шаттлов, было обнаружено более 170 следов от столкновения на иллюминаторах. И потребовалось более 70 замен таких иллюминаторов. В 1996 году на высоте около 660 км французский спутник столкнулся с обломком третьей ступени французской же ракеты «Ариан». В 2006 году в марте произошла авария спутника «Экспресс-АМ11». И, как считается, эта авария, когда он потерял ориентацию и начал неконтролируемое вращение, произошла в результате столкновения с кусочком космического мусора.

 

10 февраля 2009 года коммерческий спутник американской компании «Иридиум» столкнулся с военным российским спутником «Космос-2251». Есть немало других случаев, в которых точно не установлено, что причиной аварии космического аппарата стало столкновение с космическим мусором, но я припоминаю случай с советским спутником «Космос-954», который в 1978 году неожиданно вышел из строя и его обломки упали в Канаде.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Бизнес хочет в космос: в ФРГ строят ракеты и думают о плавучем космодроме

Немецкий стартап пошел по стопам SpaceX Илона Маска. Запуск первой легкой ракеты-носителя намечен на 2021 год. Спрос на спутники связи для цифровой экономики быстро растет.

    

 

Глава фирмы Isar Aerospace Даниэль Метцлер и премьер-министр Баварии Маркус Зёдер

Оттобрунн, 7.9.2020. Глава Isar Aerospace Даниэль Метцлер (справа) и премьер-министр Баварии Маркус Зёдер

Пример Илона Маска и его компании SpaceX оказался заразительным: в космический бизнес пошли немецкие стартапы. Дальше всех продвинулась фирма Isar Aerospace: 7 сентября она приступила в городке Оттобрунн под Мюнхеном к производству легких ракет-носителей для выведения на околоземную орбиту коммерческих спутников. Первый запуск намечен уже на 2021 год.

Коммерциализация космоса: частные инвестиции бурно растут

"Мы хотим создать европейский аналог SpaceX - финансируемое частным образом предприятие по производству космических ракет". Такова амбициозная цель Даниэля Метцлера (Daniel Metzler), основавшего этот стартап в 2018 году вместе с двумя партнерами с целью "демократизировать доступ к космосу". Его освоение, убежден 28-летний предприниматель, даст мировой экономике не меньший импульс, чем развитие всемирной компьютерной сети: "Космос станет новом интернетом, и его коммерциализация идет уже полным ходом". 

Мыс Канаверал, 30 мая 2020. Частая компания SpaceX впервые запустила пилотируемый космический корабль

30 мая 2020 SpaceX осуществила первый частный запуск пилотируемого космического корабля

Немецкий бизнес намерен в этой коммерциализации активно участвовать, указывает экономическая газета Handelsblatt в статье под заголовком "Ракеты Made in Germany: Германия стремится в космос". "Никогда еще в освоение космоса не вкладывалось столько частных денег, как сейчас, и тренд идет по нарастающей", - рассказал изданию специалист по космическому праву Инго Бауман (Ingo Baumann), хорошо знакомый с ситуацией в аэрокосмической отрасли, поскольку его юридическая фирма BHO Legal консультирует многих ее представителей.     

По данным Handelsblatt, в последнее время в ФРГ появилось порядка 80 фирм, занимающихся либо разработкой и производством ракет, спутников или компонентов к ним, либо предоставлением связанных с космическими полетами услуг или данных - всем тем, что обозначают ныне термином New Space. Под это понятие подпадают все частные инновационные компании, занимающиеся освоением космоса независимо от правительств с коммерческими, а не научными или военными целями.

New Space в Германии: ракеты-носители для спутников связи

Речь идет, прежде всего, о запуске спутников связи. Они необходимы для бурно развивающейся на планете цифровой экономки, для "Индустрии 4.0", для автономного вождения. Handelsblatt ссылается на прогноз американского инвестиционного банка Morgan Stanley, согласно которому глобальный рынок выведения на орбиту космических летательных аппаратов до 2023 года удвоится и достигнет 6,9 миллиардов долларов. Растущий спрос рождает растущее предложение.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

В Германии над созданием ракет-носителей для доставки в космос малых и средних грузов работают сейчас сразу три фирмы. Наряду с мюнхенской Isar Aerospace это аугсбургская Rocket Factory Augsburg - дочернее предприятие аэрокосмической компании OHB из Бремена, и HyImpulse Technologies в городке Нойенштадт-ам-Кохер, недавно основанная Немецким центром аэрокосмических исследований (DLR).

Бюлент Алтан, бывший главный инженер SpaceX

Бюлент Алтан, бывший главный инженер SpaceX, вложил деньги в ракетостроительный стартап

Молодые основатели Isar Aerospace сумели привлечь крупных и именитых инвесторов. Это сразу несколько венчурных фондов, в том числе Airbus Ventures - подразделение европейского аэрокосмического гиганта Airbus, специализирующееся на вложениях в новые высокотехнологичные компании. В число инвесторов входит и Бюлент Алтан, работавший раньше главным инженером SpaceX у Илона Маска, а затем создавший компанию для рисковых инвестиций в предприятия New Space.

Бюлента Алтана удалось привлечь и в качестве консультанта. Советником стартапа стал также Роберт Шмукер (Robert Schmucker) - один из самых известных немецких специалистов в области авиационной и космической техники, профессор Технического университета Мюнхена.

Ракетные двигатели из 3D-принтера

Этот богатый традициями вуз, один из лучших в Германии, окончил 28-летний инженер Йозеф Флайшман (Josef Fleischmann) - сооснователь и главный операционный директор Isar Aerospace. Во время учебы, рассказывает Handelsblatt, он участвовал в студенческом научном проекте. Их группа разрабатывала реактивные двигатели для метеорологических ракет, а камеры сгорания для них изготавливала с помощью 3D-принтеров.

Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер осматривает ракетный двигатель, разработанный комапнией Isar Aerospace

Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер осматривает ракетный двигатель комапнии Isar Aerospace

Такую технологию использует и стартап Isar Aerospace. По словам Йозефа Флайшмана, "раньше производство камеры сгорания длилось месяцами, сегодня мы справляемся с этим за несколько дней". Он убежден: "Основным рычагом для повышения экономичности в ракетной индустрии является автоматизация производства".   

Именно двигатели мюнхенского стартапа вызвали в свое время интерес инвестора и консультанта Бюлента Алтана. Говоря в конце 2018 года в интервью немецкому порталу t3n, специализирующемуся на технологических темах, о своих инвестиционных планах в Германии, он рассказал: "Меня, к примеру, очень заинтриговало то, чем занимаются ребята из Isar Aerospace. Они делают оригинальные двигатели, с помощью которых в космос можно будет запускать небольшие ракеты-носители".

Isar Aerospace: будем гибче и дешевле традиционных ракетостроителей 

Основатели стартапа назвали свое детище Spectrum. Длина ракеты - 27 метров, на низкую околоземную орбиту она сможет поднимать до 1200 килограммов полезного груза, что делает ее "самой мощной в Европе ракетой, созданной на частные деньги", рассказал глава компании Даниэль Метцлер на церемонии начала производства журналистам и почетному гостю - Маркусу Зёдеру (Markus Söder), премьер-министру Баварии. Эта федеральная земля превратилась в последние годы в один из европейских центров New Space. 

Тяжелые ракеты Ariane 5 Европейское космическоен агентство ESA запускает с космодрома Куру

Тяжелые ракеты Ariane 5 европейские страны запускают с космодрома Куру (Южная Америка)

По словам Метцлера, главное преимущество его фирмы перед традиционными крупными ракетостроителями состоит в гибкости и низких ценах. В своем производственном цеху в Оттобрунне компания Isar Aerospace, в которой сейчас работают, по данным агентства dpa, всего около 100 человек, сможет одновременно изготавливать три ракеты. Обеспечить запуск, утверждает он, можно будет в течение всего нескольких месяцев или даже недель.

Немецкий плавучий космодром в Северном море: Берлин изучает вопрос

Преимущество, подчеркнул глава фирмы, еще и в том, что сравнительно небольшую ракету достаточно просто доставлять к месту запуска на обычных грузовиках. На вопрос, где именно состоится первый запуск Spectrum, намеченный на 2021 год, Даниэль Метцлер ответил, что обсуждаются "полдюжины" возможных площадок в Европе.

Вид из космоса на Северное море

Вид из космоса на Северное море, где могут разместить немецкий плавучий космодром

В среднесрочной перспективе постоянный космодром для запуска легких ракет-носителей может появиться даже в густонаселенной Германии - но не на суше, как одно время предлагалось, а в водах Северного моря. 4 сентября головное объединение деловых кругов ФРГ, Федеральное объединение немецкой промышленности (BDI), и руководители ряда аэрокосмических фирм представили министерству экономики ФРГ технико-экономическое обоснование плавучего космодрома.

По данным Handelsblatt, государственное участие в его финансировании составило бы довольно скромную сумму - 30 миллионов евро в первые шесть лет. 7 сентября, когда в Мюнхене начали изготавливать первую легкую немецкую ракету-носитель, министерство сообщило в Берлине, что изучает представленный проект.  

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
Спутники и космический мусор на орбите Земли
Автор поднимает важную проблему: в околоземном пространстве накопилось так много опасных объектов, что ряд научных коллективов со всего мира написали тревожный доклад на эту тему. Космос надо чистить, ведь там находятся 165 тысяч опасных объектов, причем 150 тысяч из них не отслеживаются.

Forbes (США): 50 самых опасных объектов, находящихся на околоземной орбите

Группа экспертов составила список самых опасных фрагментов космического мусора, которые находятся сегодня на низкой околоземной орбите. Они отмечают, что нужно как можно скорее удалить их оттуда, пока не произошла катастрофа.

 

11 отдельных коллективов из таких стран, как США, Россия, Китай, Япония, а также из Европы проанализировали тысячи крупных космических обломков, обращающихся в настоящее время вокруг Земли, и составили доклад, который будет представлен в октябре на Международном конгрессе астронавтики.

Цель этой работы заключалась в том, чтобы совместно решить, какие объекты могут образовать наибольшее количество космического мусора в случае столкновения. Ученые составили классификацию этих объектов по степени вероятности их столкновения с другими объектами, а также по массе, высоте и некоторым другим показателям.

 

Каждая группа провела собственную оценку, чтобы определить наиболее опасные объекты, после чего их списки были сведены в общий перечень из 50 объектов.

«Такого раньше никогда не было. 11 разных команд из 13 стран и организаций договорились о том, какие объекты наиболее опасны», — сказал ведущий автор доклада Даррен Макнайт (Darren McKnight) из американской фирмы «Сентори» (Centauri).

 

Ученые надеются, что поднятая ими тревога по поводу таких объектов заставит правительства и авиакосмическую отрасль действовать, начав работу по ликвидации космического мусора. К нему сегодня относятся 3 000 исчерпавших свой ресурс и вышедших из строя спутников, 15 000 небольших фрагментов, которые можно отследить, и 150 000 смертоносных неотслеживаемых космических обломков. Этот мусор представляет серьезную опасность для спутников как сейчас, так и в будущем.

 

К первым 20 объектам из списка относятся большие ракетные ускорители, запущенные в космос Советским Союзом и Россией (в перечне их называют СНГ — Содружество независимых государств) в период с 1987 по 2007 годы. Каждый такой ускоритель (обозначение в списке SL-16 R/B) весит 9 000 килограммов, а высота их орбиты превышает 800 километров. В случае столкновения двух таких ускорителей произойдет катастрофа, так как количество образовавшегося мусора будет огромно.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

«Если столкнутся два 9-тонных объекта, количество мусора на низкой околоземной орбите мгновенно удвоится, — говорит Макнайт. — Появится 15 000 отслеживаемых объектов. Это будет самое серьезное событие из всех возможных. И шансов на такое столкновение каждый год не один на миллион, а один на тысячу».

 

Эти ракетные двигатели летают в космосе вместе группами, то есть, они сохраняют одну и ту же орбитальную траекторию относительно друг друга. «Такие скопления формируются десятилетиями, — говорит Макнайт. — Риск существует круглый год. И с каждым годом совокупная вероятность столкновения возрастает».

В список также включили несколько спутников, самым опасным из которых считается запущенный в 2002 году Европейским космическим агентством и ныне не действующий спутник ENVISAT. Он весит 7 800 килограммов, а высота его орбиты составляет 765 километров. Серьезную опасность также представляет выведенный на орбиту в 2001 году российский спутник «Метеор 3М» и запущенные в 1996 и 2002 года японские спутники ADEOS I и ADEOS II.

 

Остальная часть списка почти целиком состоит из российских ракетных ускорителей и спутников, а также из двух японских ракетных ускорителей, одного китайского и одного французского. В целом 43 объекта из перечня — российского происхождения, и в это число входят 35 ракетных ускорителей и восемь спутников.

 

Цель подготовленного доклада — показать, какие объекты следует ликвидировать в первую очередь, чтобы очистить околоземную орбиту от космического мусора. В последние годы выдвинуто несколько предложений о том, как это сделать. В частности, есть проект японской компании «Астроскейл» (Astroscalе) и британский проект «Удалить мусор» (RemoveDEBRIS), которые предусматривают захват таких объектов и их буксировку в верхние слои атмосферы.

 

Вместе с тем, в докладе отмечается, что 37 объектов из 50 по списку имеют массу свыше 2 000 килограммов. Прежде всего, это крупные российские ракетные ускорители, оставленные на околоземной орбите. Чтобы решить эту проблему, придется придумать способы для предотвращения столкновений, не пытаясь убрать эти объекты с орбиты, так как их возвращение в плотные слои атмосферы представляет серьезную опасность.

 

«Своевременное предотвращение столкновений (скажем, за счет применения облаков газа, меняющих траекторию объектов), долговременные решения по снижению опасности мусора и нанобуксиры — это три разных подхода, — говорит Макнайт. — Идея заключается в следующем. Увидев, что объекты опасно сближаются, надо слегка подтолкнуть один из них во избежание столкновения».

 

ООН разработала для компаний и стран необязательные для исполнения инструкции по ликвидации их космического мусора в течение 25 лет. Однако никто эти инструкции не выполняет. Многие хотят, чтобы правительства предпринимали более решительные действия по очистке орбиты от космического мусора. Только так можно обеспечить будущим поколениям такой же доступ к космическому пространству, какой мы имеем сегодня.

 

Макнайт с коллегами надеется, что их доклад поможет людям осознать те огромные опасности, которые представляет орбитальный мусор, и понять, что эту проблему нужно срочно решать. Сейчас большинство людей вспоминают фильм «Гравитация», где показан синдром Кесслера, как называют цепную реакцию столкновений космических обломков. Однако такой сценарий будет возможен только через несколько столетий.

 

«В ближайшие 10 лет нас будет тревожить отнюдь не синдром Кесслера, — говорит Макнайт, — а то обстоятельство, что работоспособные спутники не смогут надежно функционировать из-за большого количества смертоносных и неотслеживаемых обломков. Это отразится на глобальной экономике, на связи, на дистанционном зондировании, на борьбе со стихийными бедствиями и авариями, а также на финансовых операциях».

 

«Такое развитие событий не столь эффектно и ярко, как „Гравитация", но оно более вероятно, и последствия для людей будут намного существеннее».

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
  • 5 months later...

Планета Земля, ближайшее будущее: интернет и спутниковые системы навигации не работают, люди больше не летают в космос, начинается ядерная война. А причина всего этого — космический мусор. Такой пессимистичный прогноз дают эксперты, изучающие ситуацию с засорением околоземной орбиты. О том, насколько опасно текущее положение дел и как можно решить проблему, — в фильме RTД «Космический мусор».

 

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
  • 3 months later...

Японский миллиардер Юсаку Маэдзава (Yusaku Maezawa) пригласил 8 человек разных профессий отправиться вместе с ним в первое гражданское путешествие вокруг Луны на космическом корабле Starship, который в настоящий момент разрабатывается компанией SpaceX. Полёт запланирован на 2023 год, однако дата окончательно не определена.

103524390.jpg

Юсаку Маэдзава является владельцем крупнейшего японского онлайн-магазина по продаже одежды, активы которого оценивается в $2 млрд. О том, что Маэдзава станет первым пассажиром космического корабля Starship компании SpaceX, стало известно ещё в 2018 году. На тот момент говорилось, что японский бизнесмен оказал очень существенный финансовый вклад в разработку Starship. Анонс проходил на мероприятии SpaceX, где также принимал участие её глава Илон Маск (Elon Musk). Тогда же был объявлен проект Dear Moon, в рамках которого организаторы хотели отобрать от шести до восьми человек для полёта вокруг Луны в 2023 году вместе с японским бизнесменом. Участниками проекта по задумке Маэдзавы должны были стать люди творческих профессий.

 

«После возвращения на Землю этих художников попросят что-нибудь создать. Их произведения искусства вдохновят других мечтателей по всему миру», — заявил тогда Маэдзава.

В новом обращении, опубликованном во вторник, Маэдзава сообщил, что проект с тех пор эволюционировал и теперь направлен на более разнообразную аудиторию. В нём имеют шанс принять участие люди, которые соответствуют двум критериям: «те, кто готов расширять свои границы, помогать людям и обществу каким-либо образом» и «те, кто готов поддержать других членов экипажа, которые разделяют те же устремления». Подать заявку на участие в проекте можно по этой ссылке.

 

«Я хочу, чтобы к проекту присоединились самые разнообразные люди. В целом будет отобрано от 10 до 12 участников, однако я приглашу в путешествие к Луне только 8 человек», — отметил японский бизнесмен в опубликованном видео.

 

 

Как отобранные члены экипажа будущей гражданской миссии к Луне будут проходить предполётную подготовку, Маэдзава в опубликованном видео не пояснил. Однако он добавил, что полёт для других участников будет совершенно бесплатным, поскольку он выкупил все места на корабле Starship. Маэдзава сказал, что путешествие к Луне займёт три дня. После этого корабль совершит облёт естественного спутника Земли и через три дня вернётся обратно на Землю.

 

Космический корабль Starship от компании SpaceX будет представлять собой полностью многоразовую систему для космических запусков к Марсу. В перспективе Starship за один запуск сможет отправлять в дальний космос несколько десятков человек и до 100 тонн полезной нагрузки. В настоящий момент компания занимается разработкой прототипа космического корабля. В одном из двух последних тестов аппарат смог подняться на высоту более 12 км над поверхностью, однако при попытке посадки оба прототипа разбились.

 

Несмотря на весьма сжатые сроки разработки Илон Маск и директор SpaceX Гвинн Шотвелл (Gwynne Shotwell) ранее заявили, что первый орбитальный полёт Starship вокруг Земли может состояться к концу 2021 года. В прошлом году Маск сказал, что «перед посадкой людей на борт этого корабля компания должна провести сотни запусков космических спутников». С учётом такого плотного графика отправка людей к Луне в 2023 году пока видится маловероятной.

Источник:

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
  • 1 month later...
Стыковка

АВТОР ФОТО,REUTERS

 
Подпись к фото,

Наблюдать за стыковкой можно было в режиме реального времени

В четверг Международная космическая станция приняла в свой состав новый модуль российского производства под названием "Наука", предназначенный для проведения экспериментов в области биологии, физики и других отраслей знания. Что за опыты собрались проводить на орбите? И зачем вообще заниматься научными исследованиями в космосе?

"Наука" - 15-й по счету основной блок МКС - стала первым пополнением российского сегмента орбитальной станции с 2010 года, когда американский шаттл "Атлантис" доставил на орбиту стыковочно-грузовой модуль "Рассвет".

По размеру "Наука" сравнима с первыми, самыми крупными блоками МКС: длина модуля превышает 13 метров, максимальный диаметр - 4,25 метра, а его общий вес - больше 20 тонн.

Помимо жилого отсека (дополнительная каюта для космонавта позволит увеличить российский экипаж МКС до трех человек), на борту нового модуля находятся солнечные батареи (собственных источников энергии у россиян до сегодняшнего дня почти не было: электричеством их в основном снабжали американцы), система регенерации кислорода на шестерых человек, космическая мастерская и дополнительный, четвертый по счету туалет.

Впрочем, все вышеперечисленное - скорее приятное дополнение к основному функционалу, за счет которого "Наука" и получила свое название. Внутри модуля расположено целых 20 рабочих мест, специально оборудованных для проведения научных изысканий - проще говоря, постановки опытов. Основные направления исследований - квантовая физика, материаловедение, биоинженерия, космология и другие отрасли знания, в том числе сельское хозяйство.

Модуль "Наука"

АВТОР ФОТО,GETTY IMAGES

 
Подпись к фото,

Полностью собранный модуль "Наука" подготовлен к установке на ракету "Протон" для отправки в космос

Еще 13 рабочих мест размещены на внешней стороне модуля - для экспериментов, проводимых в условиях вакуума, - однако выходить в открытый космос для их использования не обязательно. Большую часть работ там можно будет выполнять при помощи робота-манипулятора, созданного для российского сегмента МКС Европейским космическим агентством и оснащенного четырьмя инфракрасными камерами.

Название робота ERA расшифровывается как "Европейская роботизированная рука" (European Robotic Arm), и рука эта - длиной 11 с лишним метров - позволяет перемещать в открытом космосе грузы весом до восьми тонн, в том числе самих космонавтов, или управляться с техникой.

Модель ERA

АВТОР ФОТО,SCIENCE PHOTO LIBRARY

 
Подпись к фото,

Миниатюрная копия робота-манипулятора ERA на презентации в Нидерландах

Управление рукой

АВТОР ФОТО,EPA

 
Подпись к фото,

Космонавты смогут управлять роботом-манипулятором в режиме реального времени

Движения робота можно программировать заранее, а можно управлять им вручную, в режиме реального времени. Причем с очень высокой точностью: максимальное отклонение от намеченной цели не превышает всего полсантиметра.

Наука на орбите

Проведение научных экспериментов было одной из основных целей создания Международной космической станции.

Если когда-нибудь человечеству придется покинуть Землю, чтобы заняться освоением других планет, первым делом туда нужно как-то добраться. Учитывая, что путешествие будет неблизким (даже до ближайшего к нам Марса лететь по меньшей мере полгода), будущим колонизаторам придется подолгу жить в условиях, разительно отличающихся от тех, к которым мы привыкли и в которых прошла вся известная нам эволюция.

Как поведут себя живые организмы в условиях вакуума, микрогравитации, не отфильтрованного атмосферой и магнитным полем космического излучения? Ответить на эти и многие другие вопросы, возникающие в связи с освоением космоса, можно лишь опытным путем - а воссоздать условия космического полета для проведения экспериментов на Земле практически невозможно.

МКС

АВТОР ФОТО,REUTERS

 
Подпись к фото,

Так станция выглядит с борта шаттла, доставляющего на МКС новых членов экипажа

Именно поэтому опыты было решено проводить прямо в космосе - так сказать, в условиях, максимально приближенных к боевым. Для этого ученых было необходимо обеспечить не только соответствующим оборудованием, но и условиями, позволяющими жить и работать на орбите продолжительное время. Так родилась идея постоянно обитаемой орбитальной станции, экипаж которой можно было бы периодически заменять при помощи транспортных кораблей.

В годы холодной войны обе противоборствующие сверхдержавы - СССР и США - сделали несколько попыток реализовать подобный проект собственными силами, без привлечения партнеров из-за рубежа. Однако создание орбитальной станции оказалось делом невероятно сложным и затратным, и в начале 1990-х годов усилия было решено объединить.

 

Link to post
Share on other sites

История Международной космической станции началась в декабре 1998-го, когда к российскому блоку "Заря" (построенному на деньги США и формально до сих пор принадлежащему НАСА) пристыковался американский модуль "Юнити".

"Коламбус"

АВТОР ФОТО,SCIENCE PHOTO LIBRARY

 
Подпись к фото,

Эта лаборатория на Земле - точная копия европейского модуля "Коламбус", здесь обучают будущих астронавтов

С тех пор станция разрослась почти в восемь раз. Российский сегмент МКС насчитывает пять модулей: "Заря", "Звезда", "Поиск", "Рассвет" и "Наука". В американском сегменте модулей 10, из которых два ("Леонардо" и "Коламбус") принадлежат Европейскому космическому агентству и еще один ("Кибо") - Японскому агентству аэрокосмических исследований.

Лабораторных модулей, отведенных исключительно под научные эксперименты, три: европейский "Коламбус", японский "Кибо" и американский "Дестини" - в общей сложности более 40 рабочих мест. На весь российский сегмент станции лабораторных мест до последнего времени приходилось всего шесть: пять в "Рассвете" и одно - в "Поиске".

"Прогресс" см "Пирсом"

АВТОР ФОТО,REUTERS

 
Подпись к фото,

"Наука" заняла место другого российского модуля, "Пирс": на этом фото видно, как грузовой корабль "Прогресс" оттаскивает его от МКС, чтобы затопить в Тихом океане

"Мираж", "Мутация" и "Капля"

За два десятилетия существования МКС на станции было проведено несколько сотен экспериментов, по результатам которых написано более 5500 научных статей. Примерно половина из них связана с изучением того, как ведут себя в условиях космического полета живые клетки и целые организмы: как у них происходит обмен веществ, как ведут себя заключенные в них жидкости, как усваиваются лекарства и т.п.

Например, в ходе эксперимента "Аквариум" ученые пытались выяснить, насколько хорошо сохраняются на орбите животные и растения в "состоянии биологического покоя" - проще говоря, погруженные в спячку.

Кристина Кох

АВТОР ФОТО,NASA

 
Подпись к фото,

Астронавт Кристина Кох проводит опыт по редактированию генома в условиях невесомости

Один из самых известных опытов российских космонавтов - изучение ДНК плодовых мушек-дрозофил в попытке понять, какие гены позволяют лучше переносить длительное нахождение на борту космического корабля. Как объясняется в описании эксперимента, в будущем генетический анализ пригодится для лучшего отбора членов экипажа.

 

Генетические исследования продолжат на борту модуля "Наука": один из запланированных россиянами экспериментов, "Мутация", займется изучением того, как изменяется под воздействием космической радиации геном микробов.

Излучение - основная опасность, угрожающая космонавтам в ходе длительных перелетов. Способы защититься от жесткой космической радиации будут искать в ходе эксперимента "БТН-Нейтрон-2". Заодно на внешней стороне научного модуля можно будет опробовать, насколько устойчивыми к экстремальным условиям окажутся новые смазочные материалы.

Отдельный эксперимент посвящен изучению весьма необычной разновидности углерода - фуллерена. Его молекулы представляют собой замкнутые многогранники, сложенные из 60 или 70 углеродных атомов, с уникальными физическими свойствами.

Астронавты с салатом

АВТОР ФОТО,NASA

 
Подпись к фото,

Американские астронавты пробуют еду, выращенную в космосе

Выращивать съедобные растения на орбите научились довольно давно: вот уже несколько лет в рацион астронавтов входят овощи, выращенные ими собственноручно прямо на борту МКС. Теперь экспериментируют с методами посадки: опыт по компактному выращиванию салата в конвейерной оранжерее носит название "Витацикл-Т".

Самый амбициозный проект россиян, "Перепел", ставит своей целью вывести в условиях микрогравитации птенцов японского перепела. Похожий эксперимент уже был проведен на орбитальной станции "Мир": космонавты выявили нарушения в развитии зародыша, но не смогли точно опеределить их причину. Кроме того, родившиеся тогда птенцы не смогли адаптироваться к невесомости - эту проблему попытаются решить за счет новой конструкции инкубатора.

Пока на земле Россия и США независимо друг от друга ведут разработку ракетного двигателя, работающего на ядерном топливе, экипаж МКС займется разработкой охлаждающей системы, которая могла бы такой двигатель остудить. Эти работы пройдут в рамках эксперимента "Капля-2".

 

Сразу два опыта ("Вампир" и "Мираж") посвящены технологии получения в космосе полупроводников. Специально для этого на "Науке" установлена мощная электровакуумная печь, где будут смешивать цинк, кадмий и теллур. В условиях невесомости выращенные из этого сплава кристаллы должны получаться значительно более чистыми, чем можно получить на Земле. Ученые надеются, что изготовленные из них датчики инфракрасного излучения смогут работать даже при комнатной температуре.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Our picks

    • В Азербайджане в рестораны, отели и моллы будут пускать только по ковид-паспортам, а студентов не пустят в ВУЗы
      В Азербайджане лица старше 18 лет смогут пользоваться услугами, которые оказываются в закрытых местах, таких как объекты общественного питания, отели и крупные торговые центры, только при наличии ковид-паспортов.
      Данное решение вступает в силу с 1 сентября.
      Сегодня, 26 июля, Кабинет министров внес изменения в Постановление «О мерах по продлению особого карантинного режима и снятию некоторых ограничений».

       
      Все лица старше 18 лет, обучающиеся в высших и среднеспециальных учебных заведениях, должны иметь ковид-паспорт.
       
      Данное изменение сегодня, 26 июля, было внесено Кабинетом министров в постановление «О мерах по продлению особого карантинного режима и снятию некоторых ограничений».
        • Facepalm
      • 1,434 replies
    • Вакцинировать детей с 14, а то и с шести лет. Разговор с врачом-терпапевтом о прививках от COVID-19
      Пандемия коронавирусной инфекции продолжает свирепствовать. Несмотря на то, что во всем мире активно продолжается процесс вакцинации, вирус продолжает мутировать, становясь более устойчивым к новым видам штаммов. 
       
      И
        • Facepalm
      • 202 replies
    • Глава Управления мусульман Кавказа шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде, который чуть более чем через месяц отметит свой 72-й день рождения, по всей видимости очень устал от занимаемой должности, хочет на покой и точно нуждается в помощи мозгоправа.  
      На самом деле выводы такие сделаны давно, но со временем они стали подкрепляться все новыми фактами. Ну, а 21 июля мы окончательно в этом убедились, пишет Media.Az.
      Во время позавчерашней праздничной молитвы в мечети Тезепир Пашазаде сделал целый ряд уникальных по своей абсурдности и абсурдных по своей уникальности заявлений, связанных с Ираном. 
      Заявлений, которые человек, находящийся в здравом уме, никак делать не будет. Мы уже не говорим о том, что делать их он в принципе не должен, потому что является лицом духовным, но никак не политическим или дипломатом. 
      Ну, во-первых, считаем крайне возмутительным то, что Пашазаде подвергает сомнению сам факт единоличной победы Азербайджана в 44-дневной войне, напрямую увязывая ее с тем, что дескать за нашей спиной были Турция и Иран. 
      К такому странному упоминанию Ирана в данном контексте вернемся чуть ниже, а пока хотим в очередной раз напомнить, что победу в Отечественной войне одержала исключительно азербайджанская армия во главе с Верховным главнокомандующим, Президентом. Победа была одержана народом Азербайджана, несколько тысяч сынов из которых получили ранения и, увы, стали шехидами. 
       
      Это лишь некоторые факты, демонстрирующие истинное лицо Тегерана и его отношение к Азербайджану. 
      Так на каких же таких основаниях после этого Аллахшукюр Пашазаде, так ревностно отстаивающий сам факт размещения в мечетях незир-гутусу (ящик для пожертвований), позволяет себе возмутительные реверансы в сторону Тегерана, словно марионетка режима мулл?! Может он забыл гражданином какой страны является?! Или у него настолько коротка память, чтобы не помнить, всего того, чем отличается Иран в отношении независимого Азербайджана все последние 30 лет?! Ну, если так, пора Аллахшукюру обратиться к врачу. Но прежде оставить столь долго занимаемый пост. И сделать это как можно раньше. Пока в очередной раз не нагородил какой-либо ерунды...  
      Аллахшукюр Пашазаде - марионетка иранских мулл...
        • Facepalm
        • Haha
        • Like
      • 551 replies
    • Дорогие друзья, это видео мы сняли вчера по просьбе детишек. Пожалуйста подписывайтесь, ставьте лайки и делитесь с друзьями.
      Мы затронули очень важную тему об опасности,  которая  подстерегает детей как перед собственным домом, так и на любой детской площадке. https://www.youtube.com/watch?v=8gR7sbg-weA
        • Like
      • 5 replies
    • Приветствую всех. Наверняка многие из вас слышали о таком выражении или понятии как "маклеровские дома"... Я сам толком не пойму, почему их так называют, но если зайти на любой сайт продажи недвижимости, то такие объявления просто горят и пылают. Среди них очень сложно разглядеть объявления простых обывателей.  Амое интересное, что эти обьявления очень заманчивы. Скажем продает человек свой дом, невзрачный, чуток изношенный, не совсем красивый, но за высокую цену. Говорит, что цена высокая из-за высокого качества, мол строил для себя, не экономил. А рядом пестрят яркие объявления "маклеровских домов". Красота, все новое, яркое, с бассейном и все это намного дешевле. Так вот в чем мой пост - сталкивались ли вы или ваши близкие с покупкой таких домов? Были ли проблемы? Действительно ли эти дома сделанны тяп-ляп, лишь бы красиво было? Помогите пожалуйста сделать правильный выбор...
      Всем заранее спасибо...
        • Like
      • 247 replies
    • В Германии сообщается о гибели более 90 и пропаже 1300 человек из-за наводнений, вызванных проливными дождями. В Бельгии между тем число жертв достигло 15 человек.
      БАКУ, 16 июл — Sputnik. Минобороны Германии объявило режим военной катастрофы из-за разрушительных наводнений - теперь командиры смогут собственным решением направлять технику на помощь местным властям.
       
      В зоне катастрофы парализована логистика в связи с подтоплением территорий, нет электричества, наблюдается утечка газа.
       
       
      Бельгия запустила "Федеральный план действий в чрезвычайной обстановке" для устранения последствий непогоды и обратилась к международному сообществу за помощью. 
       
      Соболезнования Баку
      Министерство иностранных дел Азербайджана выразило соболезнования Германии и Бельгии в связи с гибелью людей в результате наводнения по причине ливней.
      • 85 replies
    • COVID-19: что делать при заболевании
      Коронавирусная инфекция COVID-19 воздействует на различные группы людей в разной степени. У большинства инфицированных болезнь протекает в легкой или средней форме тяжести, и им не требуется госпитализация.
       
          1.      Часто наблюдаемые симптомы:
                   -  повышение температуры тела;
                   -   сухой кашель;
                   -   утомляемость.
       
          2.      У некоторых инфицированных могут также наблюдаться:
                  -    различные болевые ощущения;
                  -    боль в горле;
                  -    диарея;
                  -    конъюнктивит;
                  -    головная боль;
                  -    потеря обоняния и вкусовых ощущений;
                  -    сыпь на коже или депигментация ногтей на руках и ногах.
       
          3.      Симптомы тяжелой формы заболевания:
                 -     затрудненное дыхание или одышка;
                 -     ощущение сдавленности или боль в грудной клетке;
                 -     нарушение речи или двигательных функций.
       
      Если у вас наблюдается повышение температуры , обратитесь в поликлинику по месту жительства. Вышлют работника для взятия мазка БЕСПЛАТНО . Ответ поступит на телефон в виде СМС.
      Если у вас другие симптомы, но нет температуры, вы можете сдать тест (ПЦР) на COVID-19 в частных клиниках. Цена колеблется от 90 до 120 манат. В Туси 70 ман (но не ПЦР)
      Если же наблюдаются симптомы тяжелой формы заболевания (Из пункта 3) , незамедлительно обратитесь за скорой медицинской помощью.
      Людям, у которых наблюдаются умеренно выраженные симптомы и нет других заболеваний, рекомендуется симптоматическое лечение в домашних условиях.
      В среднем между моментом инфицирования и появлением симптомов проходит 5–6 дней, однако в некоторых случаях этот период может занимать до 14 дней.
        • Upvote
        • Thanks
        • Like
      • 87 replies
    • Основатель Википедии Ларри Сэнгер сказал, что не доверяет своему сайту, потому что после его ухода сайт перестал соблюдать нейтралитет и всё больше уходит в сторону левой повестки, а новые редакторы правят статьи в угоду BLM, ЛГБТ и феминизму

      Вряд ли найдётся интернет-пользователь, который не знает о «Википедии»: сайт «свободной энциклопедии» — один из самых посещаемых в мире. Сооснователь и бывший главред проекта Ларри Сэнгер в недавнем интервью рассказал о том, ушёл почему в 2007-м и во что превратили его детище. Вот некоторые цитаты из беседы.

      По словам Сэнгера, пишет dev.by, энциклопедия отказалась от принципа нейтральности в подаче материалов в 2009 году и с того времени становится всё более однобокой, всё больше выражая мнение «пропаганды». «Нельзя ссылаться на Daily Mail. Нельзя ссылаться на Fox News по социально-политическим проблемам. Это табу. Это значит, что если альтернативная точка зрения не появится в мейнстримовых левоцентристских СМИ, то она не появится на „Википедии“», — отмечает он.

      То же самое происходит с темой коронавируса: Сэнгер считает, что энциклопедия транслирует и навязывает людям линию Всемирного экономического форума, ВОЗ или отдельных влиятельных личностей вроде американского инфекциониста Энтони Фаучи. Некоторые вещи (например восточные медицинские практики) дискредитируются с помощью пренебрежительной оценочной лексики, другие (например либеральные взгляды на христианство в противовес фундаменталистским) подаются в нужном свете.

      «Вам нужны инструменты, чтобы обдумать какой-то вопрос… Мы ведь не хотим, чтобы нами манипулировали, когда пытаемся получить базовые сведения, чтобы разобраться в теме? Мы свободные личности, которые хотят сами делать выводы», — говорит Сэнглер о важности непредвзятой подачи информации.

      Кроме того, есть компании вроде Wiki PR, которые платят редакторам за внесение правок в статьи в интересах своих клиентов. Имена этих заинтересованных и проплаченных писателей, представляющих такие компании, не указываются. Хотя, по мнению философа, они должны идентифицироваться и заявлять, что действуют от лица подобных компаний.

      Всё это происходит потому, что энциклопедия стала очень авторитетным ресурсом: «Сегодня все знают, что „Википедия“ имеет очень большое влияние в мире. Поэтому за кулисами ведётся очень крупная, грязная, сложная игра с целью прописать в статье то, что кому-то нужно», — продолжает Сэнгер.

      Сэнгер также высказался о бигтех-компаниях и проблеме защиты пользовательских данных:

      «Мы доверили площадкам вроде Facebook, Twitter и YouTube свои данные и позволили им захватить медиасферу. На самом деле мы доверили им свою свободу и приватность … Но они ударили нас ножом в спину».
      Основатель «Википедии»: я больше не могу доверять сайту, который создал | Белорусский Партизан (belaruspartisan.by)
        • Thanks
        • Like
      • 32 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...