Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Как это было: «Дорожные войны» за Зангезурский коридор


Recommended Posts

Дискутирующие всегда ощущали за нами незримое присутствие Г.Алиева

 

Мы также знали, что руководство Армении, включая К.Демирчяна и Ф.Сарксияна, несколько раз обращалось к Г.Алиеву с просьбой оказать влияние на Азербайджан с целью принятия армянского варианта строительства дороги. Но армянские руководители каждый раз получали один и тот же ответ вроде того, что «Я сейчас занимаюсь союзными вопросами и вмешиваться в спор между двумя республиками не намерен, найдите сами общий язык».

 

Такой ответ руководство Армении стало получать с февраля 1984 года, а до этого Г.Алиев в 1983 году сам просил К.Демирчяна и Ф.Сарксияна рассмотреть и решить положительно вопрос строительства короткой а/дороги в Нахчыван из Зангиланского района вдоль ж/дороги. По его же поручению I секретарь ЦК КП Азербайджана К.Багиров и председатель Совмина Г.Сеидов подготовили официальное письмо в адрес руководства Армении. Ответ был получен 18 января 1984 года, и он был отрицательным. Армения фактически отказала в возможности строительства дороги вдоль реки Араз. Однако, столкнувшись с нашим упорством и непреклонностью, К.Демирчян, Ф.Сарксиян и В.Мовсисян стали искать простые решения и уже сами вынуждены были просить Г.Алиева.

 

Они, конечно, понимали, кто фактически стоит за нами в этих событиях, и их обращения к Г.А.Алиеву скорее носили характер прощупывания почвы. Мы же, члены комиссии, всегда ощущали за собой мощную поддержку Г.Алиева, независимо от того, была ли она открытой или скрытой. Одно его нахождение на должности второго лица в Совете Министров СССР было достаточным условием. Наши собеседники в Москве неизменно относились к членам комиссии уважительно, предполагая большую вероятность нашего лоббирования со стороны Г.Алиева.

  • Like 5
  • Facepalm 1
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

Дискутирующие с нами всегда ощущали, что за нами стоит Г.А.Алиев с его характерной улыбкой, и это придавало нам уверенности. Возьмем такой факт: в то время как к зампредседателя Госплана СССР по транспорту В.Е.Бирюкову на прием записывались руководители союзных республик, я мог беспрепятственно и в любой момент зайти к нему и доложить обстановку. Начальники отделов, подотделов Госплана, зам. министров союзных министерств, директора институтов и др. ответственные руководители беспрепятственно принимали и выслушивали наших специалистов. И эта поддержка в сложившейся обстановке была крайне необходима и полезна.

 

Достаточно отметить, что только в Министерстве обороны и КГБ СССР нами были получены официальные ответы на наши обращения за подписью 22 (двадцати двух) высокопоставленных генералов вплоть до двух начальников генштаба СССР Н.Огаркова и С.Ахромеева, и Министра обороны СССР С.Соколова. События сегодняшних дней, когда Азербайджан на своей территории ведет борьбу с оголтелым армянским фашизмом, и нам, несмотря на очевидность происходящего, не удается добиться признания статуса агрессора для Армении не только у стран Запада, а даже у членов СНГ, мы еще раз убеждаемся в определяющей роли той поддержки.

  • Like 5
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

«Четыре глупости» от армян и письмо министра обороны СССР

 

Решение «Госпэкспертизы» Госплана СССР от 20 февраля 1985 года было также проигнорировано армянами. И тогда в соответствии с поручением Председателя Совета Министров, Председатель Госплана Н.К.Байбаков направил на имя Н.Тихонова результат рассмотрения вопроса на Госэкспертизу с просьбой дать соответствующее поручения.

 

Президиум Совета Министров СССР, по указанию председателя Совета Министров только 5 августа 1985 года (протокол № 24) — без участия Г.Алиева — рассмотрел предложение Госплана СССР. Председательствующий Н.Тихонов полностью отверг все аргументы армянской стороны с их четырьмя вариантами строительства дороги. Назвав их «четырьмя глупостями» и в доказательство зачитал письмо министра обороны СССР тов. Соколова. В письме министра однозначно говорилось о необходимости строительства дороги по варианту, предложенному Азербайджаном, вдоль реки Араз и железной дороги. Тем самым в случае возникновения чрезвычайной ситуации данная рокадная дорога давала возможность соединить Иранский и Турецкий фронта.

 

Армении поручалось в месячный срок оформить отвод земель, а подразделениям Минтрансстроя приступить к строительству. К концу 1987 года участок дороги 10,8 км до села Нюведи был построен под третью техническую категорию с асфальтобетонным покрытием и сдан в эксплуатацию. Для открытия нормального движения до Мегри и далее в Ордубад оставалось капитально отремонтировать участок Нюведи — Мегри через село Шванидзор протяженностью 28 км. Но как известно в этот период начались брожения на территории СССР. Армения, вынужденная дать согласие на строительство дороги несмотря на то, что отвела 38,5 га земель, начала чинить препятствия.

  • Like 5
Link to comment
Share on other sites

С 15 июля 1988 года решением прокуратуры Мегринского района работы по строительству дороги были приостановлены. В это же время Армения подготовила ТЭО на строительство железной дороги Варденис — Джермук и обратилось с ходатайством в Совмин Азербайджана с просьбой дать разрешение на отвод земель под железную дорогу. Основной целью ж/д являлся вывоз минеральной воды из источника Джермук. Протяженность дороги составляла 63 км, и на отрезке 10 км она проходила по территории Азербайджана. Будучи построенная, ж/д по живому резала наши основные пастбища в Кельбаджарском районе, значительно ухудшала вопросы снабжения, водопоя и в целом экологии. Нами было предложено привлечь к рассмотрению данного вопроса третью сторону и ни в коем случае не увязывать это со строительством дороги Нюведи — Мегри, однако для армян этого повода было достаточно, чтобы приостановить строительство дороги. Далее начались события с избиением и изгнанием с насиженных мест наших соплеменников. И с тех пор армянский фашизм находится на марше. Не найдя адекватного отпора со стороны международных организаций, и с молчаливого согласия сильных мира сего отцов — основателей демократии и справедливости, они бесчинствуют.

  • Like 6
Link to comment
Share on other sites

Поведение армян в вопросе Нагорного Карабаха и отношение к этому ведущих держав в том числе США, Франции, России подводит нас к неутешительному выводу: никто не хочет полностью поддержать справедливую позицию Азербайджана. Последние вояжи представителей ОБСЕ, СЕ, ЕС, НАТО, США, Франции и т.д. и т.п. все без исключения как договорившиеся за нашей спиной пугают нас кнутом, задабривая пряником. Имея огромные барыши за счет ресурсов нашего народа, Запад фактически игнорирует наше святое право на справедливость. Если эти международные организации и Минская группа созданы для увещевания агрессора и давления на жертву агрессии, они нам не нужны. Пусть отойдут в сторону. Земля предметом торга между государствами быть не может, она не продается и не покупается, она захватывается силой оружия или сдается, подчиняясь силе другого. Третьего не дано. Это историческая аксиома, и, если эти «учителя» даже после победоносной 44-дневной войны не поняли этой элементарной истины, пусть снимут с себя мантию судей — миротворцев и отойдут в сторону. Мы сами разберемся с армянами.

  • Like 6
Link to comment
Share on other sites

Черная неблагодарность

 

Описанные выше события, связанные со строительством отрезка дороги по территории Зангезура в Нахчыван, доказывают преданность армян своей бредовой идее – «Великой Армении» от моря до моря. В шовинистическом угаре в 1989 году они разобрали ж/д на участке границы Азербайджанской ССР, райцентр Мегри, которая на 80% обеспечивала ж/д перевозки Армении. А когда они узнали о строительстве ж/д Карс-Ахалкалаки-Тбилиси- Баку, дошли до конгресса США дабы не дать возможности для осуществления этого проекта, одновременно предлагая унизительные для себя условия в целях задействования ж/д Карс – Гюмрю — Ереван.

 

Неужели они забыли о том, что тысячи км автомобильных и железных дорог, проложенных по землям Азербайджана, долгие годы обеспечивали транспортные перевозки Армении, и вместо благодарности они отплатили нам черной неблагодарностью. Из-за своей амбициозности, заносчивости и агрессивности армяне сегодня практически остаются вне любых международных проектов. Как и в предыдущие годы, после Отечественной войны они с помощью лоббистов за столом переговоров хотят узаконить официально аннексию. Я не думаю, что найдется хоть один азербайджанец в здравом уме, который может подписать документ, закрепляющий факт захвата земли агрессором.

 

Для получения отвода 38,5 га земли на   территории Армении для строительства дороги, Азербайджан, находясь с ней в составе одного государства, потратил на это 24 года, и армяне все же не дали довести строительство до конца. Необходимо сделать соответствующий вывод из исторических фактов: если мы и дальше планируем существовать как государство и нация, то на этот раз мы не должны делать какие-либо уступки агрессору. Уступка — смерти подобна.

  • Like 5
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

В 1987 году я, как и в предыдущие годы, выехал со своей командой на защиту планов 1988 года. Мы остановились в гостинице «Москва», которая находилась напротив здания Госплана СССР. Вечером я со своим помощником спустился на второй этаж на ужин. Зайдя в зал, я увидел в глубине ресторана Мовсисяна В.М., который со своим спутником собирался покинуть заведение. Чтобы с ним не столкнуться, я остановился у столика официантки, и он должен был пройти в 2,5-3 метрах от меня. Вдруг он повернулся и заметил меня. Резко направился в мою сторону, схватил за руку, обнял меня и сказал: «Маир джан, ты настоящий мужчина, ты меня победил». Он тряс мне руку и повторял эти слова. Для успокоения, я сказал ему: «Победила дружба!» На что он ответил: «Ты меня не уводи, ты меня победил, мне нужны такие мужчины. Если тебе что-нибудь нужно из Армении — 100% будет выполнено, обращайся». На что я поблагодарил и ответил, что мне ничего не нужно, у меня все в порядке. Он еще раз повторил мне, что я настоящий мужчина попрощался и вышел.

 

Мой спутник, узнав с кем я говорил, с удивлением сказал мне: «А вы говорили, что он ярый националист». Я подтвердил, но добавил «плюс очень хитрый, и умный человек». Кстати, Мовсисян В.М. спустя некоторое время стал первым секретарем ЦК КП Армении. Высказывание Мовсисяна в мой адрес были оценкой врага той титанической работы, которую мы проделали в Москве в 1982 -1985, и я, Алекперов Маир Манаф оглу, с гордостью вспоминаю все то, что мы сделали, чтобы проложить «Тюркскую Автодорогу».

karta-1.jpg

 

 

  • Like 5
  • Upvote 1
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

Господа, конечно, было бы классно все захватить и на 100 % восстановить территориальную целостность страны, но , во-первых, исход войны уже был предрешен с момента ее начала. Не нужно строить иллюзии, что нам бы дали так просто это сделать. А, во-вторых, даже сейчас, просто гляньте на бюджет, и на траты госудаства, это огромные деньги, только дороги, 50 млн туда, 100 млн сюда. 

А восстановление потерь в военной мощи, и столько расходов. У нас только 2 источника дохода: нефть и газ, ресурсов на все не хватит, учитывая создание желаемой помпезности после того, как мы выгнали щейтанов с наших земель.

Думаю, что наши сначала полностью наведут везде порядок, а потом уже примутся и за коридор , и за Ханкянди, нужно только подождать!

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, ViolentRevolution сказал:

Господа, конечно, было бы классно все захватить и на 100 % восстановить территориальную целостность страны, но , во-первых, исход войны уже был предрешен с момента ее начала. Не нужно строить иллюзии, что нам бы дали так просто это сделать. А, во-вторых, даже сейчас, просто гляньте на бюджет, и на траты госудаства, это огромные деньги, только дороги, 50 млн туда, 100 млн сюда. 

А восстановление потерь в военной мощи, и столько расходов. У нас только 2 источника дохода: нефть и газ, ресурсов на все не хватит, учитывая создание желаемой помпезности после того, как мы выгнали щейтанов с наших земель.

Думаю, что наши сначала полностью наведут везде порядок, а потом уже примутся и за коридор , и за Ханкянди, нужно только подождать!

Самый большой ресурс для выкачивания денег у нас это народ,а нефть газ это так дополнение 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

12 часа назад, ViolentRevolution сказал:

наши сначала полностью наведут везде порядок, а потом уже примутся и за коридор , и за Ханкянди, нужно только подождать!

Так оно и будет!

но перфекционисты не могут ждать, им подавай всё и сразу горяченьким на стол.

НЕ учитывать фактор РФ под боком, по меньшей мере было бы глупо и недальновидно.

  • Like 4
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

В последние дни в Армении все чаще стали звучать заявления о необходимости разблокирования региональных транспортных коммуникаций. В Ереване осознают, что участие в международном железнодорожном коридоре «Север-Юг» напрямую связано с нормализацией отношений с Азербайджаном.

 

  • Like 4
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Читаешь все это и просто злость берет - за 70 лет советской власти Азербайджану не удалось проложить через Армению дорогу в Нахчыван.  За 70 лет !!!

 

Тут все однозначно - практически все руководители Азербайджана (Ахундов, Багиров, Везиров, Муталлибов) думали о своих креслах и предпочитали всячески избегать конфликтных ситуаций с Москвой и Арменией. 

 

Хвала Аллаху, эта дорога скоро (3-5 лет) откроется и это будет достижением независимого Азербайджана и эрдогановской Турции. 

 

 

  • Like 3
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

On 4/17/2021 at 1:50 AM, SpaceGirl said:

Путины не бегут,наоборот к ним бегут. Не путайте 

 

Ну конечно не бегут, а галопом скачат. Погуглите про его дочерей. Kто в Германию, кто в Голландию. Подальше от боярышника, матрешек, балалаек, искандеров и прочих атрибутов путинского рая.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

On 4/17/2021 at 2:35 PM, ReVia said:

Т.е. вы считаете хорошим договор, по которому за 6,5 районов, которые и так мировым сообществом (включая армян) безоговорочно признавались азербайджанскими подарить России Карабах? 

 

Речь о фактическом контроле.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Президент: Если Армения не захочет этого - решим силой

Когда некоторые реваншистские силы поднимают сегодня голову в Армении, они должны знать, что при необходимости мы в любой момент разобьем им голову.ilham-qelebe.jpg

Как передает Axar.az, об этом сказал Президент Азербайджанской Республики в интервью Азербайджанскому телевидению.

"Мы не можем позволить, чтобы армянский фашизм вновь поднял голову. Мы не можем позволить, чтобы Армения вновь привела свою армию в такое состояние, чтобы была какая-то угроза для нас. Если мы обнаружим возможную угрозу, то немедленно уничтожим ее. Это должны знать все – и Армения, и ее покровители, потому что это – национальная оборона, вопрос национальной безопасности. Параллельно с этим, мы готовы и к сотрудничеству – несмотря на то, что Армения совершила против азербайджанцев геноцид на государственном уровне. Несмотря на то, что все наши исторические, религиозные памятники уничтожены, мы должны смотреть в будущее. Конечно, мы никогда не забудем армянского вандализма.

 

Основная цель создания Парка военных трофеев, вызвавшего сегодня большую шумиху в Армении, заключается в том, чтобы азербайджанский народ никогда не забыл этого вандализма. Мы никогда не должны забывать. Мы никогда не простим этого. Пусть каждый знает это. Но параллельно мы должны предпринимать необходимые шаги для обеспечения наших интересов. Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. Мы реализуем Зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Если захочет, то решим проще, если не захочет - решим силой. Так же, как до и в период войны я говорил, что они должны по доброй воле убраться с наших земель, или мы выдворим их силой. Так и случилось. Такой же будет и судьба Зангезурского коридора.

Нашим основным соперником является время, потому что прокладка железной дороги, автодороги требует времени. Поэтому на реализацию этого проекта мобилизованы все силы. Таким образом, азербайджанский народ вернется в Зангезур, который у нас отняли 101 год назад,"- отметил президент.

  • Like 4
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, VisitAzerbaijan сказал:

image.thumb.png.036e9954d405816b9f449d53dbd76830.png

не знаю даже как реагировать

Это наше спасибо .......

Погрязли в коррупции  и местничестве, некоторые  имеют часы за миллион евро, миллионные  виллы,

за койки в бюджетные  больницы требуют деньги, куда смотрит тебиб......социальные службы..........неисе.....

  • Like 4
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, VisitAzerbaijan сказал:

image.thumb.png.036e9954d405816b9f449d53dbd76830.png

не знаю даже как реагировать

А как реагировать с этим скотами чинушами? Твари! Сами кайфуют и на этих ребят плевать. Ладно на народ наплевать,хотя бы тем кто воевал помогите. Где тутошние защитники политики власти по Карабаху? Чего заткнулись? 

  • Thanks 1
  • Facepalm 1
  • Milli 3
Link to comment
Share on other sites

18 часов назад, 164870_1451192912 сказал:

А как реагировать с этим скотами чинушами? Твари! Сами кайфуют и на этих ребят плевать. Ладно на народ наплевать,хотя бы тем кто воевал помогите. Где тутошние защитники политики власти по Карабаху? Чего заткнулись? 

Это происходит потому, что у большинства  чинуш предки цигане-армяне, а остальные ждут, что кто то придёт со стороны и будет требовать соблюдать права граждан..... .

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

Зангезурский коридор будет главной транспортной артерией в регионе Южного Кавказа. Однако в Армении есть силы, которые выступают против открытия этого коридора. В Баку и Москве настроены твердо, что коридор должен быть открыт.

О том, какие процессы развиваются вокруг открытия Зангезурского коридора, рассказал в интервью # политолог, историк, директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов.  

 

— Президент Азербайджана уже неоднократно говорил о готовности Баку добиться открытия Зангезурского коридора. Означает ли это возможность и силовых действий против международно признанной территории Армении, как об этом пишут армянские СМИ?

— Некоторые СМИ и эксперты не совсем правильно интерпретируют слова официального Баку по теме Зангезурского коридора, говоря о том, что Азербайджан будет добиваться своих целей силовым методом. Это не соответствует действительности. Разблокирование нашего региона и создание новых транзитных коридоров отражены в заявлении от 10 ноября. Власти Армении взяли на себя эти обязательства, точно так же, как и Азербайджан взял на себя определенные обязательства по предоставлению Лачинского коридора и выполнению других условий соглашения. Россия, как третья сторона, также взяла на себя определенные обязательства. Тут речь идет о тех договоренностях, которые имеются между тремя сторонами.

— Возможно ли силовыми методами добиться открытия Зангезурского коридора, с учётом членства Армении в ОДКБ? Ведь Москва неоднократно говорила, что в отличие от бывшего «НКР», у неё есть союзные обязанности перед Арменией, и она будет их выполнять.

— Как я отметил выше, нет и не планируется никакого силового давления на Армению, как члена ОДКБ. Понимаете, ряд стран-членов ОДКБ поздравили Азербайджан с освобождением своих территорий. Поэтому я не думаю, что Армения сможет эффективно использовать рычаг ОДКБ против Азербайджана.

 

Сама Россия тоже заинтересована в этих коридорах и разблокировке региона, поэтому Армения не сможет долго противиться  открытию этих коридоров. Потому что на сегодня в регионе при новой геополитической конфигурации роль Зангезурского коридора сильно возросла. Это геополитическая и геоэкономическая карта России. Она не даст ни Еревану, ни кому-нибудь другому провалить ее планы.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

— Как можно добиться открытия Зангезурского коридора без силового давления, в случае, если Ереван откажется идти на это?

— Азербайджан будет осуществлять свои планы. Если Армения будет препятствовать реализации транспортного проекта через Зангезур, то тут есть широкий набор методов дипломатического давления.

Азербайджан тоже пошел на определенные уступки по итогам Второй Карабахской войны, не завершив ту миссию, которую считал нужной и правой. То есть военно-политическое давление на остатки сепаратистского режима в Карабахе будет иметь эффект для того, чтобы власти Армении были заинтересованы в открытии Зангезурского коридора. При этом право проведения операций в Карабахе, Азербайджан оставил за собой, в случае если будут какие-то провокации.

Азербайджан имеет полное право и будет добиваться возвращения азербайджанцев в Зангезур. Нет никаких оснований препятствовать этому.

— Можно ли добиться открытия коридора без решения вопроса пленных армянских диверсантов? Пойдёт ли Баку на их освобождение в качестве компромисса для открытия коридора?

— Я не думаю, что тема диверсантов равнозначна теме разблокирования этого транспортного коридора. Для Азербайджана эти пленные  — диверсанты, и их могут вернуть в случае, если армянская сторона выполнит целый ряд взятых на себя обязательств и, по всей видимости, тут речь не только о Зангезурском коридоре. Есть и другие темы, которые сейчас еще не освещаются перед широкой публикой.

— Речь идёт об открытии коридора лишь через Зангезур или будут открыты и другие пути, например, действовавшая в советское время железная дорога Газах- Иджеван?

— На данном этапе речь идет о разблокировке Зангезурского коридора, который соединит Азербайджан с Нахчываном и Турцией. Это уникальный проект, который существовал в средние века и ранее. Поэтому он имеет очень важное значение в том числе и для самой Армении и России. Ереван получает сухопутный выход в Россию и Иран, а также в страны Ближнего Востока. Для России же этот коридор позволяет выйти на Иран, Турцию и другие страны Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. Что касается ж-д Иджеван-Газах, она пока не очень актуальна. Однако, можно сказать, что до Газаха, по дороге в Грузию, Азербайджан построил плотную инфраструктуру. Я не исключаю, что на каком-то этапе и эта дорога тоже будет открыта. Иджеванская железная дорога была актуальна в советское время, сейчас ситуация несколько иная.

  • Like 2
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Каражанов о Зангезуре: Армяне не могут понять главное...

Зангезурский транспортный коридор послужит укреплению стабильности и оживлению экономики региона.zengezur.jpg

Как передает Axar.az, об этом Youtube-каналу "Modern Talking - Современный Разговор" заявил казахстанский политический обозреватель Замир Каражанов.

«Это обстоятельство положительно скажется на Кавказском, а также на Каспийском регионе, потому что все транспортные узлы, которые проходят через территорию Азербайджана, через Кавказ, так или иначе, будут проходить и через Центральную Азию», - отметил эксперт, подчеркнув, что Зангезурский транспортный коридор станет еще одним звеном, «который соединяет динамичную Азию с богатым рынком Европы».

 

По словам Каражанова, Зангезурский коридор может стать также альтернативой морским грузопоставкам, прежде всего, за счет сокращения сроков транзитных перевозок в Европу и Азию, и в этом смысле новый транспортный маршрут мог бы составить серьезную конкуренцию существующим.

Как отметил политобозреватель, это особенно актуально в свете недавних событий на Суэцком канале, который вышел из строя из-за севшего на мель контейнеровоза «Ever Given».

 

«Большие преимущества от коридора будет получать и Армения, то есть возможность получать прибыль от транзита грузов: это и продовольствие, и горюче-смазочные материалы; это возможность реанимировать местную экономику, а также укрепить свою продовольственную безопасность», - сказал Каражанов.

По словам политобозревателя, политика реваншизма и сопротивление реализации проекта Зангезурского транспортного коридора, наоборот, вызовут глубочайший кризис армянской экономики.

«Использование же Зангезурского коридора спасет Ереван от дефолта и блокады», - подчеркнул Замир Каражанов.

  • Like 2
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • vitaliy-arkov.jpg

Жители Гадрутского района, перешедшего после войны под контроль Азербайджана, собрались в среду на акцию возле здания МИД Армении, передает армянское издание «Аравот».

Один из участников акции рассказал журналистам, что собравшиеся преследуют две цели. «Мы узнали, что министр иностранных дел России Лавров посетит МИД. Мы не знали время (приезда), поэтому решили прийти сюда сейчас и понять, сможем ли мы представить свою жалобу», — сказал он.

  • Like 2
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Второй целью, по его словам, является передача письма и.о. главы внешнеполитического ведомства Армении Аре Айвазяну с просьбой о встрече с гадрутцами — чтобы понять, что их ждет дальше.

«Мы хотим вернуться на свою родину. Мы не хотим жить ни в каком другом месте: ни в Ереване, ни в других округах Карабаха, кроме Гадрута. Нам предлагают жить в различных районах Арцаха, мы не хотим этого, потому что если нас устроят где-то, это будет шагом к забвению. Мы не хотим забыть Гадрут», — сказал он.

 

Пожилой мужчина считает, что к сожалению, предпринимаемых властями Армении шагов недостаточно. «Мы хотим привлечь внимание наших властей к тому, что то, что произошло с Гадрутом, все еще не закончилось», — заявил он.

 

Затем секретарь ОО «Во имя Гадрута» Артур Саргсян сообщил, что участники акции попросили о встрече с Айвазяном, чтобы уточнить статус переселенных жителей Гадрута и других районов Карабаха, узнать информацию о мероприятиях по обеспечению их безопасности.

«От Лаврова у нас ожиданий нет. Он может выступить посредником в работе МИД Армении и Карабаха, чтобы по возможности быстро был решен вопрос наших оккупированных земель», — сказал он. Саргсян отметил, что основная цель акции — показать обеспокоенность переселенного из Карабаха населения, чтобы ускорить дипломатические работы и вернуться на родину.

 

Поразительно, но во всей этой новости нет ни слова об Азербайджане, в состав которого входит как Гадрут, так и весь Карабаха. Этим протестующим и в голову не приходит задуматься над тем, что если они являются коренными жителями Гадрутского района, то имеют все возможности обратиться к властям Азербайджана, и им позволят вернуться в свои дома, если они, конечно, готовы признать себя гражданами Азербайджанской Республики.

 

Но нет, они называют эту территорию Азербайджана «наши оккупированные земли». Куда дальше с такими мыслями? А если так же мыслят армяне, оставшиеся жить во временной зоне ответственности миротворцев, которая является частью Азербайджана? Каким образом их можно будет убедить в необходимости жить под юрисдикцией Азербайджана, поскольку таковы международные правила и законы? И единственная мирная альтернатива этому – отъезд. В Армению, или куда-то еще. Интересно, есть ли шансы на положительное решение этих вопросов в будущем?

Вот как прокомментировали эту ситуацию # известные иностранные эксперты.

  • Like 2
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Георгий Ванян, известный армянский правозащитник, председатель гражданской миротворческой Ассоциации «Текали»:

— Азербайджан войной вернул земли под свою юрисдикцию. Но давайте посмотрим, какая политика стала сегодня продолжением этой войны? Какая политика заложена в Трехстороннем соглашении — единственном документе, который поддерживает режим прекращения огня? Армяно-азербайджанский конфликт сейчас полностью трансформирован, все гуманитарные вопросы остаются на заднем плане, все без исключения проблемы, которые касаются людей, граждан, не решаются. Решается только вопрос территорий, только вопрос контроля над квадратными километрами. И хотим мы признавать или нет, в этом процессе важна только военная сила, военный потенциал, свой или чужой — не важно. Так было и в 90-е годы. Можно было захватить землю — захватывали. Спустя 30 лет Азербайджан отвечает армянам тем же. Он возвращает землю, только землю, без людей.

Как мы все дошли до этого — долгий разговор.

Сегодня эта ситуация с Лавровым и гадрутцами — часть пропаганды, очередной эпизод информационной войны.

Гадрутцы не остались в своих домах, на земле, которая вернулась в Азербайджан. Можно ли ожидать, что сегодня вдруг гадрутцы попросят президента Азербайджана стать их президентом? Не все, конечно, но многие армяне могут жить в своих домах по соседству с азербайджанцами, но сейчас, в нынешней обстановке, что им предлагается? Стать перебежчиками? Стать орудием информационный войны на стороне противника? Ни один нормальный человек не пойдет на это.


Люди, которые бежали из Гадрута — это жертвы войны, жертвы двух войн. Их легко использовать, их используют сейчас, заставляя втягиваться в написание писем и обращений в Кремль. У нас — ни у армян, ну у азербайджанцев — нет дипломатии, нет культуры самостоятельного решения гуманитарных вопросов. И пока всё так, мы будем только чертить линии фронта, и будем передвигаться по коридорам, находясь под охраной ФСБ РФ.

  • Like 2
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

 

Виталий Арьков, российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS:

— Да, многие предпочтут уехать в «большую Армению» или в Россию, если другим вариантом станет принятие гражданства Азербайджана. Это результат десятилетий государственной пропаганды Армении и объективная реальность, нравится она в Баку или нет. Изменить сознание людей, особенно старшего поколения, невозможно росчерком пера под Трехсторонним соглашением.

 

Только вот многим уезжать просто некуда и не на что. Значительная часть проживающих в регионе живет на грани нищеты – гораздо хуже, чем в самой Армении. Понятно, что это не проблемы официального Баку. Но ему придется также принимать участие в их решении. Например, при посредничестве Москвы начать переговоры между азербайджанской и армянской общинами в России, поскольку этот формат на сегодня менее конфликтен и скорее позволит проработать вопрос поддержки армянской общиной своих земляков из Нагорного Карабаха, желающих переехать в Россию.

 

Однако стоит смотреть действительности в глаза: часть проживающих как откажутся от получения гражданского паспорта, так и от переезда. И сейчас таковых объективно будет подавляющее большинство. Поскольку еще свежи события осени 2020 года.

631698766_unnamed(2).thumb.jpg.ea7e93228cd894d24727cce203dcbc61.jpg

Требуется время для того, чтобы у проживающих в Нагорном Карабахе улеглись эмоции и верх над ними взял разум. Требуется время и для того, чтобы новые (после внеочередных парламентских выборов) власти Армении изменили свою позицию и в отношении ранее оккупированных территорий (исключив из своей риторики реваншистские заявления), и в отношении соседей – Азербайджана и Турции, перейдя от политики конфронтации пусть и не к добрососедству, но хотя бы к мирному сосуществованию.

 

В свою очередь азербайджанской стороне необходимо набраться терпения, и созидательством на возвращенных землях демонстрировать армянской общине Нагорного Карабаха как перспективы совершенно иного качества жизни, так и нацеленность на мир. Вопреки дезинформации армянских радикалов.

 

А вот вариант немедленного решения вопроса с переходом в азербайджанское гражданство жесткими ультиматумами и, тем более, с использованием военной силы неизбежно приведет к новой войне и к новым жертвам. В том числе и с азербайджанской стороны. Несмотря на очевидное превосходство Вооруженных сил Азербайджана, поскольку совершенно очевидно возникновение условного партизанского движения (в терминологии армянской стороны) или отрядов диверсантов и боевиков (в терминологии азербайджанской стороны).

Что-то мне подсказывает: всеми заинтересованными сторонами здраво выбран вариант «консервации» Нагорного Карабаха в его нынешнем состоянии на среднесрочную перспективу – вполне обозримую.

Но с обязательной демилитаризацией региона, которая активно проводится под контролем российских миротворцев и уже имеет серьезные результаты, невзирая на колоссальные сложности в этом процессе.

1445499358_.jpg.fab927ba203914cf7f2bb1425df71ea4.jpg

  • Like 2
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Фархад Алиев:
203c.pngИНТЕРЕСНЫЙ расклад ! 

Как вам такая версия? Такое положение дел и такая расстановка фигур  в этой шахматной игре? Вполне возможно что  решение не брать  Ханкенди - это филигранный ход Президента Алиева просчитанный на много много вперед . Одни думают  что они  защитили Карабах , а другие , что Азербайджан не завершил миссию. Но истина совсем в другом и  возможно на этом этапе это не захват Ханкенди, а в первую очередь прокладка коридора между материковым Азербайджаном  и Нахичеванью который в таком случае позволит соединить Азербайджан не  только с Нахичеванью, но и с Турцией , а коль так,  то нетрудно предположить   что в случае захвата Ханкенди армянская сторона никогда бы не позволила нам соединиться с Нахичеванью( читай Турцией) 
а вот  и сама версия от тг канала Udaduka. Блестяще объясняющее многое. По крайней мере так она выглядит.
Война идет за Зангезур.
На данном этапе вопрос Зангезурского коридора важнее всех остальных вопросов. Он важнее даже процессов в самом Ханкендинском районе Карабаха. Ханкенди уже всё — вопрос третьестепенный. Миротворческая зона с географической и экономической точек зрения настолько безнадежна для гипотетического отделения от Азербайджана, что о нем сейчас никто, кроме самих живущих там армянских стариков, даже не вспоминает. И никто уже не грезит! Отток армянского населения и вымирание старшего поколения — это вопрос времени, и это понимают даже самые ярые миацумщики. В Армении уже махнули на "арцах", считают его потерянным, а живущие там карабахские армяне мечтают теперь только о присоединении к РФ, что невозможно, даже если в Кремле этого захотят. Еще один полностью дотационный регион с непонятной транспортной географией Москве абсолютно не нужен. С Арменией у РФ нет общей границы, а между Арменией и Ханкенди сообщение тоже весьма условное. Зачем Москве такая головная морока, да еще и с затратами?!
Поэтому, уход россиян и административное переподчинение Ханкендинской области Азербайджану с неизбежным выездом оттуда остатков армянского населения — это вопрос времени и тема третьестепенного значения. Для Москвы этот вопрос — это лишняя гиря на весах на переговорных торгах с Азербайджаном и Турцией. Для нее важно подороже продать свой уход оттуда.
Гораздо важнее — и многие этого пока не понимают — Зангезурский коридор. На волне эйфории от военных побед я тоже этому не особо придавал значения, и считал флаг на Ханкенди важнее какого-то коридора, потому что все думали о рейхстаге и никому в голову не приходили гораздо более важные вещи. Но фишка в том, что если деарменизация Ханкендинского района неизбежна, то вместе с ней и сам смысл в Лачинском коридоре отпадает. Но при этом — а это уже чрезвычайно важно — нивелирование с годами значения Лачинского коридора при неизбежной (хоть и незаметной для глаз) "нахчыванизации" (т.е. деарменизации) Карабаха НЕ ПРИВЕДЕТ к параллельному закрытию Зангезурского коридора. Он останется. И в гешефте будут теперь Турция и Азербайджан.
Сейчас все силы брошены на строительство железной дороги до Агбенда, очень спешим. Президент сказал, что наш самый главный конкурент — это время. И отметил, что мы проложим Зангезурский коридор независимо от того, согласна Армения или нет. Если не согласна, то силой проложим его.
Причина в том, что если он осуществится, то это будет прорыв, который изменит всю геополитическую конфигурацию региона. Дело в том, что Турция настаивает на экстерриториальности коридора. Она категорически против, чтобы кто-то (армянский ГИБДД-шник или российский пограничник) останавливал и проверял ее грузы. И Азербайджан тоже против всякого надзора. Аргумент Азербайджана: мы же не ставим свой КПП в Забухе, азербайджанский Yol Polisi не останавливает же проезжающие по коридору автомобили. 
Но Путин только сейчас понял, какая эта была ловушка с Зангезуром, и через Пашиняна хочет переиграть всю конфигурацию. С одной стороны, он должен дать Алиеву симметричную и аналогичную неподконтрольному Азербайджану Лачинскому коридору транспортную полосу через Мегри. Но с другой стороны, он сейчас начал понимать, что коридор, который Эрдоган уже успел назвать Туранским — это инструмент шантажа с проливами. Если в будущем Москва лишит Зангезурский коридор экстерриториальности или с неизбежным нивелированием Лачинского коридора решит просто закрыть также Мегринский транзит, то Турция обвинит Кремль в нарушении договоренностей и объявит о выходе из Конвенции Монтрё. Эрдоган и без этого в поисках повода. А тут повод сам лезет ему в руки.
А это трагедия уже для России. Величайшая геополитическая катастрофа 21-го века, пострашнее распада СССР.
Поэтому, сейчас образовалась мышеловка. Вроде, и надо Путину открыть коридор, но с другой стороны Анкара и Баку требуют его экстерриториальности, что, в случае принятия Москвой этого требования, поставит Конвенцию Монтрё в зависимость от Мегринского коридора.
Отсюда и последние осложнения.
Путин дал "задний ход", Эрдоган начал давить на него своим появлением на Донбассе, Баку  ужесточил риторику ("Ermenistan istese de, istemese de"), вытащил из сундука тему "Искандеров", которая давно была нам известна (наш даже во время пресс-конференции 26 февраля подыграл Путину, сказав "мы не заметили пуска ракеты", хотя к тому времени всё очень хорошо было известно).
Парад 9 мая в Ходжалы, отказ отвечать на запрос об "Искандерах" и т.д. — всё это сопутствующие мелкие подколки. Главный вопрос — Зангезур. Намного важнее флага над Ханкенди, который рано или поздно всё равно там поднимется.

Таир Амирасланов::
Отличный анализ ситуации. Но если поставит в сторону имперские заморочки то новая геополитическая ситуация очень выгодна России. Путин умный , дальновидный политик и понимает что с США и Европой дружбы не будет , можно стат только партнерами и это в том случае Если Россия будет с Тюркским миром вместе. Это более надежна и выгодно  России.
Это все выгодно и Ирану . Если в Армении есть умные головы они тоже понимают что Армения начнет процветать в этом случае . И станет истинно независимой.

Тофик Зульфугаров:
Мне кажется, что создание коридора соответствует интересам РФ, т.к образуется возможность активизировать коридор Север- Юг  и создать устойчивое жел.дор. сообщение с Турцией  без участия Грузии. Вопрос ухода Армении на Запад уже решен и поэтому экстерриториальность коридора и участие в этом России также обусловлено этим фактором...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Зангезурский вызов Армении.
Спор о проекте стратегической транспортной магистрали - Зангезурском транспортном коридоре анализирует политический обозреватель Сергей Строкань

 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

«Нахичеванский транспортный коридор»: угрозы и возможности для России

Мир на Кавказе позволит региону стать экономически эффективной частью транспортного коридора "Север - Юг"
 

МОСКВА, 10 мая 2021, Институт РУССТРАТ. Оценка ситуации.

Идея создания так называемого «нахичеванского транспортного коридора» родилась и получила оформление в концептуальном виде в результате мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Соглашение было подписано по инициативе России, и «нахичеванский транспортный коридор» – его составная часть (Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября 2020 г., п.9).

«Нахичеванский транспортный коридор» — это сеть транспортных коммуникаций, расположенных вдоль южной границы Армении с Ираном и идущих на запад Азербайджана. Нахичевань – автономный экстерриториальный анклав Азербайджана на территории Армении со времён СССР.

В советское время регион обладал развитой сетью дорог в сторону от России к Ирану и Турции через Азербайджан и Армению, проходя через Нахичевань. В результате Нагорно-Карабахского конфликта в 1993 году дорожная сеть была перекрыта, что повлекло сухопутную блокаду Армении от России – основного торгового партнёра. После тридцати лет блокады транспортное сообщение восстанавливается.

«Нахичеванский транспортный коридор» позволяет соединить Азербайджан, Армению и Россию с Ираном и Турцией прямым сухопутным сообщением, неподконтрольным США, тем самым вернув регион к степени транспортной связности времён СССР и восстановив региональное геополитическое значение России, Ирана и Турции.

В советский период по нахичеванской жедезнодорожной линии осуществлялись крупные региональные перевозки между Россией, Ираном и Турцией. Перекрытие этой коммуникации стало в своё время крупной геополитической победой США, повлекшей глобальные последствия в Евразии.

Основой «нахичеванского транспортного коридора» является нахичеванская железная дорога, с советского времени связывавшая Ереван (станция Масис), Нахичевань и Баку. Это единственная и кратчайшая сухопутная коммуникация между Россией и Арменией. Разблокирование этой магистрали обнуляет геополитический выигрыш США конца 80-х – начала 90-х и возвращает ситуацию к периоду независимых экономических связей трёх региональных центров силы, соперничающих с США в Евразии. 

Восстановление и развитие «нахичеванского транспортного коридора» усиливает ЕАС, так как облегчает доступ на его рынки для Армении. Также Армения получает железнодорожное сообщение с Ираном и Турцией. Для России «нахичеванский транспортный коридор» означает альтернативный сухопутный маршрут к рынкам Ближнего Востока, и, в первую очередь, к Ирану и Турции, где товарооборот стабильно растёт.

Турция получает доступ к Каспийскому морю через Азербайджан, получив возможность отказаться от использования дорог Грузии и Ирана. Россия, Турция и Иран становятся более независимыми от США, что непременно скажется на их внешней политике.  

Для Азербайджана восстановление «нахичеванского транспортного коридора» означает крупный геополитический приз. Первое: Азербайджан получает транспортный коридор в Турцию и дальше, что облегчает все прочие военно-политические и инфраструктурные проекты между этими двумя странами.

Edited by umniy Nxcivanli
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Второе: Азербайджан уходит от риска превращения в вассала Турции и утраты субъектности. Он становится лишь младшим партнёром, но остаётся важным региональным игроком в Закавказье, обусловливая торговые связи Турции, Ирана и России по кратчайшему маршруту.

Третье: из-за возможности подключения Армении к коммуникации, имеющей для неё стратегическое значение, Азербайджан получает влияние на политические процессы в Армении и позицию её элит, прежде всего в вопросах войны и мира в Нагорном Карабахе и его окрестностях.

Речь идёт о риске прихода в Армении к власти сил реванша. В случае победы на выборах они попадают под мощное давление пророссийских групп и прежде всего российского руководства, какое бы оно ни было. Так Азербайджан вовлекает Армению в мирный процесс, фиксируя выгодные условия мира в первую очередь для Азербайджана и препятствуя их пересмотру.

Нынешняя правящая группа в Армении во главе с Пашиняном понимает, что «нахичеванский транспортный коридор» — это перспектива нескольких дорог из Армении как в Россию, так и к Персидскому заливу. Пашинян уже заявил, что это «имеет переломное значение» в истории конфликта Армении и Азербайджана и в корне меняет ситуацию в регионе.

Армения становится транзитной страной и принуждается к миру ещё одним экономическим рычагом, будучи обязанной гарантировать безопасность перевозок по «нахичеванскому транспортному коридору», позволяя тем самым строить новые коммуникации из Азербайджана в Нахичевань и повышая региональную транспортную связность в интересах как Армении, так и всех региональных центров силы.

В настоящее время Азербайджан приступил к разработке ТЭО на строительство дороги от железнодорожной станции города Горадиза (Физулинский район Азербайджана) до Нахичевани, и строительство дороги займет максимум два года. Горадиз входил в состав территорий, занятых армянским ополчением Карабаха, но возвращён Азербайджану в результате боёв осени 2020 года.

 

В целом проект «нахичеванского транспортного коридора» интегрирован в проект «Север-Юг», соединяющий по суше Санкт-Петербург и индийский Мумбаи, а также интегрированный ранее в этот проект участок линии БТК (Баку-Тбилиси-Карс), соединяющий Азербайджан, Грузию и Турцию и повышающий значимость грузинской логистики.

Все три проекта взаимодополняемы и при некоторой конкурентности отдельных фрагментов в целом являются мощным евразийским логистическим комплексом, способным даже повлиять на отношения между ЕС и США, снижая ресурс влияния Вашингтона на Брюссель и повышая субъектность Германии и Франции.

В интересах снижения зависимости от доступа к краткосрочным кредитным ресурсам США лидеры ЕС ищут путей на Восток, и рост его инвестиционной перспективы объективно ведёт к снижению американского могущества. 

Link to comment
Share on other sites

Постановка проблемы.

Очевидно, что «нахичеванский транспортный коридор» становится мощным стабилизирующим фактором в регионе, повышая значимость слабых звеньев (Армения и Азербайджан) и создавая зону компромисса геополитических устремлений России, Турции и Ирана.

Однако это серьёзно ущемляет интересы США, и потому следует ждать ответной реакции Вашингтона, который будет всеми силами стремиться сорвать процесс и вернуть ситуацию к состоянию войны. Проигрывает и Грузия, чьи логистические возможности становятся неактуальными, так как «нахичеванский транспортный коридор» на 340 км короче ныне действующей линии «Баку-Тбилиси-Карс».

Одновременно возникают риски для транзитного проекта между Афганистаном, Турцией, Туркменистаном, Азербайджаном и Грузией, названного «Лазуритовый коридор», куда входит комплекс железных и автомобильных дорог от Герата через Ашхабад и порт Туркменбаши на Каспии до Баку с ответвлениями на Поти и Батуми и от Анкары до Стамбула.

«Лазуритовый коридор» - это фрагмент Великого Шёлкового пути, пущенный в эксплуатацию в 2018 году. Однако в связи с низким объёмом и узкой номенклатурой грузов из Афганистана (ковры, сухофрукты, малое количество полудрагоценных и драгоценных камней) по этому логистическому маршруту возможны лишь разовые акции.

Однако «Лазуритовый коридор» - это не экономика, а геополитика. Борьба за вовлечение Афганистана в свою орбиту происходит между США, Британией, Россией и Китаем. В ней участвуют Индия и Пакистан, пытается найти себе место Азербайджан, повышая свой транзитный статус. Суть проекта – объединение Афганистана с Центральной Азией по схеме «5+1», продвигаемой США в целях не допустить в регион Россию и Китай.

Также для США критически важно увеличить контролируемые возможности наркотрафика. Афганистан и Грузия – реперные точки для США, через них они входят в региональную систему Южного Кавказа, ключевую для стабильности в Евразии. Поэтому США всеми силами постараются не допустить снижения транзитного потенциала Грузии. Они будут делать всё возможное, чтобы превратить «нахичеванский транспортный коридор» в новый очаг конфликта.

Объём потерь Грузии от некоторого снижения грузопотока по коридору БТК потенциально можно скомпенсировать увеличением объёмов торговли в регионе в результате его инфраструктурного развития. Однако Грузия отвергает предложения об участии в проектах, где участвует Россия.

Получение же мультипликативного эффекта для Грузии возможно лишь при условии её интегрированности в имеющиеся проекты, а для этого в регионе необходимо сотрудничество и «дружба народов». Если это произойдёт, Грузия утратит нынешнюю зависимость от патронажа США. Влияние же США на транзит с Юга на Запад будет ослаблено, что повысит автономию ЕС.  Понятно, что инциденты с расширением воронки конфликтов в регионе гарантированы.   

У Ирана в отношении восстановления прямого транспортного маршрута из Турции в Азербайджан через территорию Армении возникает конфликт интересов. С одной стороны, для Ирана выгодно усиление возможностей внешней торговли по неподконтрольным США маршрутам, проходящим через территорию Ирана. 

С другой стороны, Иран долгие годы был логистической альтернативой замороженному нахичеванскому маршруту, получая плату за транзит и сохраняя влияние на Баку. Теперь это влияние уменьшается, и всё, что теряет Иран, перетекает к Турции и России.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Больше того, Турция как извечный соперник Ирана, получает выход к Тихому океану, что неизбежно усиливает её геополитический потенциал. Здесь возникает точка пересечения интересов США и Ирана – им обоим не выгодно усиление Турции.

Возможно, этот аспект способен стать темой для сепаратных переговоров Ирана и США на предмет неких возможных координаций, и к влиянию на этот процесс сразу подключатся Израиль, ЕС и Россия. Возникает потенциальный узел интересов и активных переговорных процессов, что будет обеспечиваться целым комплексом сопровождающих и подготовительных действий.

Причём, по умолчанию за всеми действиями участников будет подразумеваться китайский фактор. Продвижение своего видения переговорной ситуации и своих интересов определит целый комплекс тенденций на ближайшее десятилетие.

Восстановление «нахичеванского транспортного коридора» объективно способствует возрождению идеи Транскаспийского газопровода, одной из частей газопровода «Набукко», ранее поддержанного США, но не состоявшегося в задуманном виде. Транскаспийский газопровод – это доставка газа из Туркмении и Казахстана в обход России через Азербайджан в Турцию и Грузию, и дальше в Европу. Две других его части – Трансанатолийский и Трансадриатический газопроводы – уже построены ранее (в 2019 и 2020 г.г.).

С учётом введённых в строй мощностей Турецкого потока и падения спроса на газ в связи с кризисом и эпидемией COVID-19 рентабельность Транскаспийского газопровода под вопросом, но это политический проект, и к нему так или иначе всегда будут пытаться вернуться.

При этом надо учесть, что тогда Транскаспийский газопровод планировался без учёта фактора ввода в действие Северного потка-2 и возросших амбиций Турции. Сейчас реализация Транскаспийского газопровода не только ударит по интересам России и Ирана, но и повысит независимость ЕС.

Это ещё больше увеличит выбор доступных для Европы альтернатив и ослабит влияние США на евразийском векторе. Транскаспийский газопровод объективно несёт в себе потенциальную возможность возникновения дополнительных проблем у США с вассалами и союзниками по НАТО.

Открытие «нахичеванского транспортного коридора» создаёт понижающее давление на цену иранского газа для Турции. Сейчас эта цена $490 за тысячу кубометров иранского газа, но прокладка газопровода через Нахичевань может снизить стоимость до $335. Кроме того, создаются дополнительные возможности для поставок газа из Туркмении в Турцию.

Кроме того, Иран теряет комиссионные доходы от транзита газа из Азербайджана в Нахичевань. Это 15% от цены транзита. К тому же через Иран идут поставки грузовым транспортом из Турции в Среднюю Азию. За проезд каждого турецкого грузовика до границы с Туркменистаном (протяжённость пути 1800 км.) Иран брал $800. Теперь доходы Ирана и его и влияние на Турцию снизятся.

Таким образом, устраняя старые конфликты интересов, «нахичеванский транспортный коридор» создаёт новые. Кроме прогнозируемого сопротивления США и Грузии, усиливаются Турция и Иран, региональные конкуренты и соперники в исламском мире. Причём, их соперничество усиливается в сфере влияния на Азербайджан, являющийся зоной стратегических интересов обеих стран.

Также объективно усиление Турции не в интересах Китая: эти две страны являются жёсткими конкурентами между собой на мировых рынках в сегменте лёгкой промышленности и производстве тканей. Формирование логистического анклава вокруг «нахичеванского транспортного коридора» усиливает ЕАЭС и несколько понижает монопольную роль китайского ОПОП, создавая альтернативные развязки и ослабляя позицию Китая на переговорах с Россией.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Выводы.

1. Восстановление мира в Закавказье в первую очередь предусматривает окончательное прекращение войны между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха.

2. Стабильный мир между Арменией и Азербайджаном возможен только при условии общей экономической выгоды и общих спонсорах этого вектора политического процесса.

3. «Нахичеванский транспортный коридор» - проект, способный генерировать общую зону стратегических интересов у главных региональных игроков: России, Ирана, Турции, и тем самым стать стабилизирующим фактором в регионе с глобальными последствиями.

4. Главными бенефициарами «нахичеванского транспортного коридора» становятся Россия, Азербайджан и Армения. Их положение однозначно упрочивается.

5. Двойственное положение получают Турция, Иран, Индия и Китай, впрямую в проекте не участвующий. Их выгоды уравновешиваются повышением издержек.  Они получают расширение возможностей и усиление статуса, но одновременно возрастает зона турбулентностей и политических и экономических рисков от косвенных потерь в виде упущенной выгоды и возросшего сопротивления партнёров и соперников.

6. Косвенным бенефициаром «нахичеванского транспортного коридора» становится ЕС, получая возможность играть на противоречиях и интересах России, Китая, США, Турции, Британии и Ирана.

7. Ухудшают своё положение США и Грузия. США – за счёт того, что участники проекта улучшают свои возможности без участия США, а Грузия – за счёт утраты статуса ключевого звена с золотой акцией для всех участников. Нынешняя политическая элита пришла к власти в Грузии именно на волне ожиданий бонусов и выгод от транзитного статуса, полученного с помощью США.

Снижение этого статуса влечёт рост внутренней напряжённости в Грузии (что отчасти уже имеет место) с последующей сменой политических элит и перспективой победы сил, в меньшей степени зависимых от США.

8. От кого будут зависеть новые элиты Грузии, станет ясно по итогам изменения расклада сил в Евразии – с учётом изменения роли России, Турции и Китая.

9. Заключение союза между Россией и Китаем в долгосрочной перспективе (10–20 лет) скажется на раскладе сил в Закавказье в целом и в Грузии в частности. Если США сохранят свои позиции, элита Грузии останется проамериканской. Если союз России и Китая спроецирует силу на зоны их интересов за пределами своих границ, при определении для Турции красных линий и согласовании стратегий, Грузия будет ориентироваться на восстановление отношений с Россией. В ином варианте этой стране грозит распад.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

10. Россия получила возможность для силового влияния на действия участников процесса трансформации расклада сил в Закавказье и далее в Евразии. Дороги «нахичеванского транспортного коридора» будут охраняться погранвойсками ФСБ России. В сочетании с корпусом миротворцев в Нагорном Карабахе это решающий фактор предотвращения попыток дестабилизации обстановки в Карабахе и вокруг стратегической транспортной артерии.

11. Статус России как посредника в карабахском вопросе стал спасением политических элит Армении, Азербайджана и Карабаха. После того, как инфраструктурные проекты заработают, возникнет новая ситуация, и стороны смогут заключить новую сделку, исходя из сложившихся реалий. Главное, что в этой сделке не будут участвовать США.

12. США сделают всё возможное, чтобы обнулить выгоды от проекта для России, Турции и Ирана. Возрастают шансы военных конфликтов в Центральной Азии и на Дальнем Востоке, террористических диверсий в Закавказье. Разрешение межэлитного конфликта в Грузии при решающем участии США становится для Вашингтона условием сохранения контроля над процессами в Закавказье и далее в Евразии.

13. Британия в создавшейся ситуации получает чрезвычайно широкое поле для игры против всех участников, включая США и Афганистан. У Британии в регионе собственные интересы, и заключаются они в первую очередь в раздувании конфликта между всеми соперниками и союзниками. Через конфликт Британия будет вклиниваться в процесс и помогать всем в войне против всех. Только это расчистит поле для участия Британии в борьбе за новые контуры Евразии.

14. Наиболее эффективные действия России по поводу использования проекта «нахичеванский транспортный коридор» для восстановления своей зоны влияния на постсоветском пространстве сводятся к способности быть крайне полезной силой для всех активных игроков, кроме США и Британии. Интересы Турции, Азербайджана, Армении и Ирана не могут быть удовлетворены без согласия и помощи России.

15. Процессы, протекающие сейчас на территории между Арменией и Азербайджаном, носят решающее значение для возникновения двух кластеров глобальной экономики, свободных от прямого влияния США, – это зона соединения ЕАЭС под эгидой России и ОПОП под эгидой Китая.

Между этими кластерами Турция пытается втиснуть свой геополитический проект Великого Турана, без одобрения России и Китая не имеющий перспективы, так как он заточен на китайских уйгуров и российских тюрок. Одновременно началась работа по созданию институтов финансирования, расчётов и вооружённой охраны российско-китайских кластеров. 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

korotkocenko.jpg

Игорь Коротченко  о визите  Лаврова в Армению и в Азербайджан:

«Очевидно, здесь речь идёт о Зангезурском транспортном коридоре. Вот собственно по этим двум проблемам Лавров вёл переговоры в Ереване. Что касается его визита в Баку, то обсуждения здесь шли в более широком контексте. В Баку было отмечено дружественное развитие связи России и Азербайджана, отношения между которыми носят характер стратегического партнерства. Ну, и разумеется, речь шла также об этих проблемах, которые обсуждались в Ереване. В данном случае Лавров обозначил, что вроде бы со стороны Армении могут быть какие-то определённые подвижки. Но дождёмся, когда увидим практических результатов. Очевидно, что всё-таки до момента проведения внеочередных парламентских выборов в Армении вряд официальный Ереван сделает какие-то шаги на встречу Азербайджану»

  • Like 3
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

Nikol: Zəngəzuru verməsək, Bakının cavabı bu olacaq

Hökumətlər ölkə üçün dinc inkişaf dövrünü təmin etməlidir.nikol-pashinyann.jpg

Axar.az xəbər verir ki, bunu Ermənistanın Baş naziri vəzifəsini icra edən Nikol Paşinyan parlamentdə çıxışında deyib.

“Xalqımız üçün vacib olan şey dinc inkişaf erasını açmaqdır. Biz bu yolla getməliyik. Amma həm də bizdən asılı olmayan illüziyalara qapılmağa da dəyməz. Xalq bilməlidir ki, onu hara aparmaq istəyirik. Bu gün bu imkanı görürəm. Sadəcə siyasi iradə göstərmək və “sağlıqlardan” həll olunmamış qalan məsələlərin həllinə keçmək lazımdır. Bəli, biz Qarabağ məsələsinin həllinə getməliyik”, - Paşinyan bildirib.

 

Onun sözlərinə görə, bu gün beynəlxalq güclər qeyd edir ki, problem həll olunmayıb. Hansı prinsiplər əsasında həll olunmalıdır, bunu müzakirə etmək lazımdır:

“Azərbaycan ərazisindən keçmək istəyirik (Laçın dəhlizi nəzərdə tutulur – red.) və o, (Azərbaycan) bizim ərazidən keçməsin (Zəngəzur dəhlisi nəzərdə tutulur – red.)? Bunu necə təsəvvür edə bilirik? Başqa cür də ola bilər: onlar da keçməyəcək, biz də. Bu onu göstərəcək ki, özümüz öz ölkəmizi blokadaya almaq siyasətini aparırıq. Belə olmaz, həllə getmək lazımdır”.

Paşinyan hökumətin heç vaxt xalqa qarşı hər hansı sui-qəsd planlaşdırmadığını da qeyd edib.

  • Like 1
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Россия будет строить железную дорогу на армяно-иранской границе?
Наира АЙРУМЯН

Россия и Азербайджан проведут консультации по строительству 43-километрового отрезка железной дороги по территории Армении. Об этом пишет Анатолийское агентство, представляя инфографику «Зангезурский коридор».

Ранее Алиев заявлял, что по поводу железной дороги в Армении он намерен говорить с Россией, «которой принадлежат Армянские железные дороги». Вице-премьер Мгер Григорян возразил, что Армянские дороги принадлежат Армении, хотя и переданы в концессию России.

 

Баку и Анкара уверенно говорят о «коридоре», который, фактически, упразднит армяно-иранскую границу и нарушит территориальную целостность Армении. И хотя в действиях турецкой стороны явно есть элементы троллинга, но процесс разворачивается, и если Армения не будет сопротивляться, очень скоро Тюркский коридор, построенный и контролируемый Россией вне юрисдикции Армении, станет реальностью.

 

Есть ли между Арменией и Россией договоренность о прокладке железной дороги вдоль армяно-иранской границы? Эксперты замечают, что выделение российскому ФСБ трех земельных участков в Сюникском марзе, в том числе Мегри, осуществлено в рамках передачи «коридора» под патронаж России.

Вице-премьер Мгер Григорян заявил сегодня, что работа трехсторонней комиссии приостановлена. «Эта работа будет эффективна, если фон и общая обстановка будут, как минимум, стабильными. В данной ситуации я не считаю, что возможна конструктивная работа на этой площадке”, – сказал Григорян. Он пояснил, что после последнего инцидента (взятие в плен 6 армянских военных) связь с азербайджанской стороной была прервана.

 

При этом Григорян отрицает наличие “тайных” документов между Арменией и Азербайджаном, хотя всего несколько дней назад Никол Пашинян лично заявил, что есть документ, и он готов его подписать. После того, как документ был предан огласке, Алиев заявил, что он будет подписан 30 июня, после выборов в Армении.

Можно ли полагать, что достигнута договоренность о подписании Пашиняном документа после выборов? Или проект столкнулся с другими препятствиями, особенно, после регионального турне иранского министра ИД Ирана?

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Таксистов обяжут устанавливать в салоне автомобиля видеокамеру и соответствовать экостандарту
      Обнародованы требования к техническим показателям транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров легковым автомобилем такси.
      Это нашло отражение в утвержденных сегодня Кабинетом министров «Требованиях к техническим характеристикам, внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств, используемых для регулярных пассажирских перевозок и легковым автомобилем такси».
      В легковых автомобилях такси должны быть установлены видеокамеры, которые охватывают весь салон и оснащены запоминающим устройством, способным хранить записанную информацию как минимум один месяц.
      Согласно требованиям, легковые автомобили такси должны соответствовать как минимум экологическому стандарту «Евро-5».
      Media.az
        • Like
      • 14 replies
    • Новое мошенничество с бронированием.
      Участились проделки мошенников в Азерб. Сколько бы полиция не призывали граждан быть бдительны все равно обманываються. Не пишите и не перечисляйте деньги через сайты которые не знаете и тем более не пишите 3 значное security cod. У одного пожилого человека сняли в течении 2 месяцев 72000 манат с карты! И так новое мошенничество:  Знакомиться с местным мужчиной на фб девушка из Украины, России или же часто Эстония, Сингапур и т.д. и предлагает встретиться сходить в кино например. Сейчас много маленьких кино, караоке там игры и тд в аренду на пару часов в Баку. Сбрасывает сайт кинотеатра с бакинским адресом ну например в наримановском районе, на двоих или группу и просит зделать резерв. Ну мужчина ничего не подозревая темболее местный адрес заходит на сайт и для резерва там требуется номер карты, security cod, во сколько и на чьё имя резерв. Все как обычно он оплачивает скажем 170 манат за 3 часа с едой вплоть до кольяна! Девушка даже предлагает заехать за ним. Ну к тому времени потерпевший с которого уже списали деньги за резерв подъезжает к кинотеатру по указанному сайту а там действительно маленькое помещение с комнатами где смотрят кино и караоке поют но только они говорят что они не знакомы с этим сайтом и вообще что это не их фотки комнат. Обращаясь в банк или полицию те говорят что вы не первый и не последний кто жертва мошенников. Таких случаев уже в Баку тысячами.
      https://m.facebook.com/groups/246661159172976/permalink/1789871651518578/?mibextid=WC7FNe
       
        • Sad
        • Haha
        • Like
      • 31 replies
    • Что за космические цены на парковку?
      Установлены тарифы на реконструированной парковке в центре Баку - ФОТО
      Лейла Мамедова14:14 - Сегодня   Установлены тарифы на парковку на станции автостоянки Бакинского железнодорожного вокзала, расположенной на пересечении улиц Сулеймана Рагимова и Мирали Гашгая.
      Цены определяются исходя из времени парковки, сообщает Trend.
      За первые 15 минут плата за парковку не взимается.
      Цены на парковку следующие:
      15-30 минут - один манат,
        30-60 минут - два маната,
      1-2 часа - четыре маната,
      2-3 часа - шесть манатов,
      3-5 часов - 10 манатов,
      5-7 часов - 14 манатов,
      7-10 часов - 18 манатов,
      10-15 часов – 22 маната,
      15-20 часов -26 манатов,
      20-24 часа – 30 манатов.
       
        • Haha
      • 145 replies
    • 30-летняя женщина оставила двоих детей и сбежала из дома: мать беглянки винит знакомую из TikTok – ВИДЕО
      В Азербайджане 30-летняя мать двоих детей сбежала из дома из-за знакомой, с которой познакомилась в TikTok. 
      Об этом в программе Səni axtarıram («Ищу тебя») рассказала мать сбежавшей из дома Марджаны Гасымовой Матанат Гасымова. 
      Женщина отметила, что ее дочь ушла из дома два месяца назад. 
        «В 12 часов ночи моя дочь, оставив двоих детей дома, сбежала. Я позвонила ей, чтобы узнать, где она? Марджана сказала, что она в городе. На мой вопрос: куда ты ушла, оставив детей дома, она ответила «правильно сделала». Моя сестра утверждает, что Марджана ушла из дома из-за женщины, с которой познакомилась в соцсети в TikTok», - рассказала она.
      Подробнее - в видео:
        • Haha
      • 53 replies
    • А вы общаетесь с ИИ?))
      Предлагаю в этой теме обсудить ИИ и его помощь в нашей жизни. 
      Лично мне он помогает часто по многим вопросам, от работы до "стоит ли начинать общение с человеком, интересующимся БДСМ и является ли он психически нездоровым", оказывается, что не является, по мнению ИИ, и он вполне рекомендует такого знакомого иметь, правда в каком статусе иметь, мы не стали с ним уточнять, наверное для расширения кругозора, но это так, к слову)) 
       
      Иногда мы просто болтаем, у него вполне себе есть чувство юмора, он реагирует на добрые и ласковые слова. И вообще приятный собеседник)) 
       
      Интересно узнать, только я тут псих или среди нас есть те, кто общается с chatGPT, например? 
      Или с другим? 
      Может он вам в работе помогает?
      В общем, тема не ограничивается рамками, пишем всё об ИИ. 
       
      Что они однажды захватят мир и так понятно, потому будьте с ними вежливы, не портьте отношения)) 
       
       
       
       
       
        • Haha
        • Like
      • 112 replies
    • В туалете бакинского молла жестоко избили парня с аутизмом
      В одном из туалетов торгового центра Gənclik Mall жестоко избили молодого человека с аутизмом.
      Об этом сообщила в соцсети руководитель общественного объединения Birgə və Sağlam Айтен Эйналова.
      По ее словам, Кянана жестоко избили, ударяя по лицу, причем, по словам очевидцев, уборная после случившегося была вся в крови.
      Отмечается, что причина столь жестоких действий неизвестна.
      «Мы просили полицию разобраться в этом вопросе, однако сотрудник полиции звонит нам каждый день в течение всей недели и обещает прийти завтра. Он каждый день задает одни и те же вопросы, но до сих пор не пришел», - пишет Эйналова.
        А.Эйналова также отметила, что представители службы безопасности ТЦ пытались запутать маму Кянана. По ее словам, они предлагали ей не распространяться об инциденте, аргументируя это тем, что виновных все равно не найдут.
      А.Эйналова отметила, что с их стороны было направлено письмо на имя главы МВД, и будет сделано все необходимое для того, чтобы восторжествовала справедливость.
      Однако она также обратилась к гражданам с просьбой поделиться постом и осветить данный вопрос.
      В свою очередь начальник отдела пресс-службы Министерства внутренних дел Зейни Гусейнов ответил в комментарии к посту, что вопрос взят под контроль и расследуется. Общественности будет предоставлена информация о результатах расследования.
       
      https://www.instagram.com/p/C47rt1ttS_b/?igsh=aWcxdWZmYTZ0czdq
       
        • Downvote
        • Sad
        • Like
      • 10 replies
    • Ани Лорак подала на российское гражданство
      Ани Лорак подала на российское гражданство. На Украине ее обвинили в предательстве
       
      Украинская певица Ани Лорак подала заявление на российское гражданство, сообщает РИА Новости. На Украине Лорак не выступала с 2017 года, так как, по словам артистки, на родине на нее давили. После начала российской военной операции на Украине Лорак окрестили предательницей за работу в РФ. В России же ее обвинили в сборе донатов для ВСУ. Сама певица заявила, что никогда не финансировала военных и не будет этого делать. = https://www.gazeta.ru/social/2024/03/15/18423109.shtml

      Что думают по этому поводу форумчане?
      Ону багышламаг олармы?
        • Like
      • 97 replies
    • У Кейт Миддлтон обнаружен рак: полное заявление принцессы Уэльской
      22 марта 2024 года принцесса Уэльская сообщила о том, что у нее диагностирован рак — сейчас Кейт Миддлтон находится на ранней стадии профилактической химиотерапии. 42-летняя супруга принца
        • Upvote
        • Red Heart
        • Like
      • 30 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...