Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Как это было: «Дорожные войны» за Зангезурский коридор


Recommended Posts

Если он начнет разоружать их, то этот шаг сильно ударит по его имиджу внутри страны, поэтому он боится это делать.

Разоружение - достаточно сложный процесс, оно станет возможным в том случае, когда будет больше сотрудничества в этом вопросе, но армянские власти не будут этого делать, поскольку считают конфликт незавершенным», - сказал С.Марков.

А.Мусиенко полагает, что Армения нечасто вспоминает о подписанном заявлении. 

 

«Во-первых, Россия боится усиления Азербайджана и Турции. Новые торговые маршруты еще больше усилят позиции двух государств в регионе. Новые транспортные сети открывают возможности для расширения влияния Азербайджана и Турции на регион Центральной Азии и Кавказа. Именно поэтому в том, что до сих пор не обеспечен механизм транспортных и экономических связей в Зангезурском регионе, следует искать российский след. 

Ведь согласно пункту 9 трехстороннего заявления о прекращении огня в Карабахе, контроль за безопасностью транспортного сообщения осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. Конечно, такой сценарий выгоден и Армении.

 

Кстати, Армения в последнее время нечасто вспоминает о подписанном заявлении, а все больше ссылается на принципы Минской группы ОБСЕ. Которая, как мы знаем, за годы своего существования так и не добилась мира и восстановления справедливости и суверенитета Азербайджана. Это смогла сделать азербайджанская армия.

Так вот, подобное смещение повестки дня выгодно Армении и не может быть воспринято иначе как уклонение от выполнения взятых на себя обязательств.

 

Поэтому Азербайджану необходимо снова обратить внимание на реальное положение дел и не дать официальному Еревану возможности смещать акценты. Стоило бы, например, инициировать встречу в составе Азербайджана, Турции, Армении и России для консультации по промежуточным условиям выполнения заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе. Возможно даже предложить внести изменения в пункт 9 заявления с указанием четкой даты, до которой движение в Зангезурском коридоре должно быть окончательно разблокировано.

 

Также можно предложить усилить роль турецких миротворцев для контроля безопасности и охраны транспортных маршрутов и сетей сообщений. И, наконец, необходимо заявить о немедленном и безусловном разоружении всех незаконных армянских формирований с целью установления действенного перемирия в регионе», - сказал А.Мусиенко.

Link to comment
Share on other sites

Дорога перемен: идею Зангезурского коридора нужно реализовать в короткие сроки

Дорога перемен: идею Зангезурского коридора нужно реализовать в короткие сроки
 

После Второй карабахской войны на Южном Кавказе прошел год, но в ноябре Армения прибегала к провокациям, усилившим военную и дипломатическую напряженность в регионе. Этого можно было бы избежать, если бы были выполнены все условия трехстороннего заявления, подписанного в ночь с 9 на 10 ноября 2020 года.

 

Как пишет турецкая "Сабах", завершение Второй карабахской войны, в соответствии с подписанным заявлением, сделало возможным возобновление мира и сотрудничества в регионе, несмотря на глубокие разногласия по некоторым вопросам. Условия трехстороннего соглашения выполнены пока что только на 50%. Пока еще не выполнены такие пункты, как полный вывод армянских вооруженных сил из Карабахского региона Азербайджана, где временно размещены российские миротворцы, разблокирование региональных транспортных связей и возвращение перемещенных в результате войны лиц.

 

Помимо подписания окончательного мирного соглашения, еще предстоит предпринять шаги для нормализации ситуации в регионе и сотрудничества между сторонами. Эти шаги включают выполнение условий трехстороннего соглашения; разблокирование региональных транспортных связей; демаркация и делимитация границ между Азербайджаном и Арменией; нормализация турецко-армянских отношений; а также создание региональной платформы.

 

В результате Первой Карабахской войны транспортное сообщение в регионе было заблокировано. Продолжая оккупацию азербайджанских территорий, Армения осталась вне транспортной системы региона. 11 января 2021 года была сформирована трехсторонняя рабочая группа на уровне вице-премьеров правительств Азербайджана, Армении и России для проведения переговоров по разблокировке транспортных коммуникаций между сторонами. Хотя накануне парламентских выборов, прошедших в Армении 20 июня, группа приостановила заседания, процесс продолжился на двусторонней основе при посредничестве России. В мае Армения предоставила пограничному управлению ФСБ России в пользование участки земли, где пройдет Зангезурский коридор.

Link to comment
Share on other sites

Важный маршрут

Правительства Азербайджана, России, Турции и Армении сегодня размышляют по поводу строительства дороги. Этот маршрут свяжет Азербайджан с Нахчываном, а через него - с Турцией. Турция будет связана с Азербайджаном как железной, так и автомобильной дорогой. Это поможет предотвратить вмешательство извне со стороны нерегиональных государств, особенно заинтересованных в Армении, и сохранит зависимость Армении от России. Зато для Армении это будет означать конец региональной изоляции. Выступая на заседании Совета глав стран - участниц СНГ 15 октября 2021 года, премьер-министр Армении Никол Пашинян сказал, что открытие региональных транспортных коммуникаций лучше, чем изоляция еще на 30 лет.

 

Региональные транспортные связи важны еще потому, что с их помощью можно расширить сотрудничество и торговлю между государствами региона, что ослабит позиции тех, кто поддерживает войну и выступает за продолжение боевых действий. В результате укрепятся позиции сторонников мира.

 

Однако не все поддерживают строительство Зангезурского коридора. Сомнения по этому поводу высказали Евросоюз и Иран. ЕС выделил средства на строительство самого сложного участка коридора "Север-Юг", который считается конкурентом Зангезурского коридора. Фактически, коридор "Север-Юг" строился с 2012 года, но из-за отсутствия финансовой поддержки оставался незавершенным.

 

(На прошлой неделе министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов, выступая на встрече глав МИД стран программы Восточного партнерства Европейского союза, заявил, что открытие всех коммуникаций в регионе через территории Армении и Азербайджана существенно повлияет на рост торговли и транспорта в интересах обеих стран и всех стран региона, а также партнеров, и Зангезурский коридор является важной инициативой в этом отношении. Являясь важной частью транспортного коридора Восток-Запад, Зангезурский коридор будет способствовать усилиям ЕС по обеспечению надежных и безопасных логистических коридоров внутри и за пределами Восточного партнерства, - прим. ред.)

ceyhun_bayramov_151121_1.jpg

Между тем, Иран рассматривает Зангезурский коридор, с одной стороны, как препятствие для коридора "Север-Юг", а с другой - как ограничение связей с Арменией на Южном Кавказе. И хотя президент Азербайджана  несколько раз заявлял, что Иран также может извлечь выгоду из коридора, иранская сторона не приняла это во внимание.

Link to comment
Share on other sites

Второй вопрос, решение которого необходимо для мира и сотрудничества в регионе, - делимитация и демаркация границ между Арменией и Азербайджаном. Несмотря на наличие карт с административным делением советского периода, границы не были разграничены, поскольку приграничные территории Азербайджана находились под оккупацией Армении на протяжении 30 лет. После Второй Карабахской войны стороны вернулись к границам советских времен. Теперь эти границы необходимо оформить. Стороны готовы к сотрудничеству по уточнению границ, но это длительный процесс, который может занять десятилетие.

 

Отношения Турции и Армении

Установление турецко-армянских дипломатических отношений и в то же время открытие границ - один из важнейших шагов на пути к региональному сотрудничеству. Границы между Турцией и Арменией были закрыты на протяжении 30 лет в результате оккупации азербайджанских территорий Арменией. После войны между двумя странами начался диалог. Пашинян через премьер-министра Грузии сообщил о намерении встретиться с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, который, в свою очередь, заявил, что если Армения предпримет позитивные шаги, Турция отреагирует адекватно. Фактически, если будет создан коридор Азербайджан-Нахчыван-Турция, может быть открыта и железная дорога из Турции в Армению.

 

Сразу после Второй Карабахской войны было предложено создание платформы из шести стран, включая государства Южного Кавказа, а также Турцию, Россию и Иран, в качестве площадки, на которой государства региона могли бы сотрудничать. Однако мнения о платформе разделились между теми, кто ее поддерживал, а именно Азербайджаном, Турцией и Россией, и теми, кто проявлял осторожность, Ираном, Арменией и Грузией. Из-за разных подходов к этому вопросу платформа проявилась в формате "3+3" (государства Южного Кавказа плюс Турция, Россия и Иран) или 3+2 (государства Южного Кавказа + США и ЕС). В настоящее время Азербайджан, Турция и Россия поддерживают платформу в формате "3+3".

 

Хотя в прошлом году были предприняты определенные шаги для регионального сотрудничества, необходимые условия для мира еще не реализованы. Некоторые внутриполитические группы в Армении и третьи стороны, включая два других государства Минской группы, США и Францию, недовольны этим процессом. Чтобы положить конец оппозиции, которая может повлечь за собой новую войну в регионе, условия для регионального сотрудничества должны быть реализованы в относительно короткие сроки.

Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

Zəngəzur DƏHLİZİ: Çözüm üçün illər lazımdır, yoxsa güclü zərbə? - Səxavət Məmməd yazır

Zəngəzur DƏHLİZİ: Çözüm üçün illər lazımdır, yoxsa güclü zərbə? – Səxavət Məmməd yazır

Zəngəzur dəhlizi, Zəngəzur təhdidi.

 

Azərbaycan-Ermənistan müharibəsinin tarixinə baxdıqda açıq görürük ki, erməni tərəfi yalnız güc və təzyiq qarşısında hansısa addım atır. Əslində bu təkcə Ermənistana xas olan xüsusiyyət də deyil. Maraqlar toqquşanda heç kim öz xoşuna geri addım atmır. Ermənistanın təhdid qarşısında bu günə qədər bir addım da olsun geri çəkildiyi görülməyib.

 

Azərbaycan tərəfi təxminən 30 ilə yaxın erməni tərəfini təhdid edib. Sülh yolu ilə olmasa digər vasitələrdən istifadə edəcəyini, lazım gəlsə müharibə ilə torpaqlarını işaldan azad edəcəyini deyib. Ancaq bu təhdidlərin əmələ keçmədikdə heç bir qarşılığı görülməyib.

Hazırda Azərbaycan yenə təhdid dili ilə danışır. Zəngəzur dəhlizi xoşluqla açılmasa digər vasitələrdən istifadə ediləcəyi bildirilir. Erməni tərəfi bundan çəkinir? Düşünmürəm. 30 ilə yaxın müddətdə bundan çəkinməyən ölkədən bunu gözləmək də absurddur.

Müharibə bitdi. Azərbaycan tərəfi mina xəritələrini tələb etdi. Mina xəritələri necə geri verildi? Əsirlər qarşılığında.

 

Sərhəddəki problemlər də eynən. Azərbaycan tərəfi öz sərhədini qurmağa çalışdı, ancaq bəzən şillə-təpikdən sonra, bəzən də lokal döyüşdən sonra buna nail oldu. Yəni, erməni tərəfi ancaq güc və təzyiq dilindən anlayır. Ona görə də, Zəngəzur dəhlizinin açılması üçün Azərbaycan mütləq güc və ya təzyiq yolu seçməlidir, təhdid yox.

Müharibəyə qədər Azərbaycan danışıqlar apardığını, münaqişənin həllinin tək yolunun sülh olduğunu bəyan edirdi. Erməni tərəfi isə Azərbaycana qarşı yeni müharibə, yeni torpaqlar bəyanatı ilə cavab verirdi. Nə baş verdi? Müharibə. Kapitulyasiya da güc nəticəsində əldə olnmuşdu. Müharibə zamanı Cenevrədə iki ölkənin xarici işlər nazirlərinin görüşü zamanı Azərbaycan rəsmən bəyan etdi ki, bu günə qədər aparılan danışıqlar hamısı boş və mənasız idi, bu da o danışıqlardan biri olacaq. Əslində bunu 30 il idi Azərbaycan xalqı da deyirdi. Bilirdik, sübutumuz yox idi.

 

Müharibədən sonra Zəngəzur dəhlizi gündəmə gəldi. Azərbaycan yenə keçmiş ritorika ilə danışır. Xoşluqla açsınlar, yoxsa güc görəcəklər. Əslində buna Azərbaycan xalqının da, Ermənistan dövlətinin də, ictimayətinin immuniteti var. Yəni, əmələ keçmədikcə, ciddiyə alınmayacaq, sadəcə olaraq daxili auditoriyaya hesablanmış sayılacaq.

Link to comment
Share on other sites

“Zəka küpləri”nin müharibəsi: “Bayrağı tapdalamaqla…” – Səxavət Məmməd yazır

Təxminən 2010-cu ilə qədər hər bayramlarda gələn ili Şuşada qeyd edəcəyik çıxışları olurdu. Yadıma gəlir, hətta 1996-cı ildə “gələn il Şuşada Novruz bayramı qeyd edəcəyik” çıxışından sonra qonşumuz “urraa” deyərək, məhləyə qaçmışdı. Qonşunun əminliyinə gülənlər oldu. Məsələ mərcə qədər getdi və uduzan bir qoç kəsməli olacaqdı. Qoç nə zaman kəsildi? 2017-ci ildə. Uduzan dedi ki, inanmışdım, mən uzağı 1-2 ilə qayıdarıq düşünürdüm, siz rahat şəkildə 10 il verdiniz, üstündən 21 il keçib, hələ də qayıtmamışıq. Ömrümüzün 30 ili “inşallah Qarabağda” deməklə keçdi, daha neçə ili “inşallah Zəngəzurdan keçib gedərik” deməklə keçəcək?

 

Düzdür, Zəngəzur dəhlizinin Qarabağ problemi qədər uzunömürlü prosesə çevriləcəyinə inanmıram. Çünki bunun təkcə Azərbaycanın məsələsi olmadığını anlayıram.

Azərbaycan tərəfi 10 noyabr bəyanatını və verilmiş sözləri əlində əsas tutur. O bəyanatın qarantı kimdir? Rusiya. Elə sözü verən də Rusiyadır. Ancaq Azərbaycanın Qarabağ müharibəsi ilə bağlı əlində daha tutarlı sənədi vardı – BMT-nin 4 qətnaməsi. 4 qətnamə sadəcə olaraq kazğız parçası idi, kağız parçası kimi də tarixin arxivlərinə getdi. 3 tərəfli bəyanat da hələki kağız parçasıdır. Nə erməni silahlıları ərazidən çıxıb, nə Anklav kənd, nə də Qazağın kəndləri Azərbaycana təhvil verilib. 27 yaşlı (4 qətnamə) kağız parçasının fatihəsini verməmiş, gözümüzü yumub açdıq ki, qucağımızda bir yaşlı (10 noyabr bəyanatı) kağız parçamız var.

 

Əslində erməni tərəfinin təhdiddən qorxmamasının səbəbləri var. Ermənistan bilir ki, hərbi güclə Zəngəzur dəhlizini açmaq mümkün olmayacaq. Çünki beynəlxalq hüquqda qədim diyar, dədə-baba torpağı anlayışı yoxdur. Beynəlxalq hüquqda dövlətlərin ərazi bütövlüyü var. Sual oluna bilər ki, bəs erməni işğal edəndə yaxşı idi, Azərbaycan edəndə pis? Kaş imkan olardı sırf bunu yoxlayardıq, görərdiniz beynəlxalq hüquq, BMT necə işləyir. Bu yaxşı-pis, əvəz-əvəz məsələsi deyil. Bu maraqlar, partnyorlar, havadarlar məsələsidir. Azərbaycan Qarabağın işğaldan azad edilməmiş hissəsində gücdən istifadə edə bilər? Əslində, bəli deyə bilərik. De-yure öz ərazisidir və buna kimsə qarışa bilməz. Ancaq həmin ərazidə Rusiya sülhməramlıları oturub. Yəni de-fakto bizlik deyil. Yəni, Azərbaycan Rusiya sülhməramlılarını ya tapdayıb, ya da onların xeyir-duası ilə bu addımı atmalı olacaq. Rusiya özü Ermənistanın qulağını çəkəcə biləcəyi halda, buna gedərmi? İnandırıcı deyil. Faktiki olaraq Azərbaycanın hərbi müdaxilə üçün meydanı sərhəd boyu və Laçın dəhlizi ola bilər. Sərhəddəki irəliləyişə dünya da susmağa məcbur qalır. Çünki faktiki olaraq sərhədlər müəyyən edilməyib. Hərənin öz düzü, öz xəritəsi və GPS-i var. Ona görə də, sərhəd boyu hansısa itkisiz əməliyyatlar həyata keçirib, əsirlər götürüb, daha sonra bundan təzyiq vasitəsi kimi istifadə edə bilər. Laçın dəhlizini bağlamaq, orada oturmaq o qədər də asan deyil. Çünki Rusiya sülhməramlı kimi Qarabağda olmasını Laçın dəhlizinə borcludur.

 

Başqa bir variant isə, “ulduz görmədən ölməyən ilanı Seyid Əhmədin əli ilə tutmaq”. Bu isə çox vaxt və xərc aparan məsələdir.

Gözlənildiyi və vəd edildiyi kimi, Zəngəzur dəhlizi qısa zamanda həll olunacaq məsələ deyil.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

 

За считанные дни до последней напряженности в Карабахе и на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск руководство Армении не раз заявляло о готовности подписать мирное соглашение, однако утверждало при этом, что Азербайджан «препятствует миру».

 

Нетрудно догадаться, что данные заявления были направлены, главным образом, на западную «аудиторию». Цель Армении – оказать давление на Баку, создав как можно более негативный образ Азербайджана. Ранее армянская сторона внесла свои весьма неконструктивные предложения в азербайджанский проект мирного соглашения. Если проект, составленный в Баку, опирался на нормы и принципы международного права, то Армения, вопреки всем договоренностям, предложила Азербайджану отвести войска от границы и создать демилитаризованную зону. Понятно, что официальный Баку такое предложение отказывается даже обсуждать.

 

Заявления армянского руководства (читай - уличной шпаны. прим. - Zaman) направлены, главным образом, на западную «аудиторию»

643339_src.jpeg

В интервью египетской газете Al-Qahera News министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян высказался по поводу предложений, выдвинутых армянской стороной.

 

Так, отвечая на вопрос о мирном договоре, Мирзоян сказал:

«С декабря 2022 года мы обменялись рядом предложений по проектам договора, пытаясь продвинуться в процессе поиска справедливых решений по ключевым вопросам. Одним из предложений армянской стороны является уточнение критериев делимитации государственной границы. Следующее предложение - отвод вооруженных сил и создание демилитаризованной зоны вдоль границы в качестве меры, направленной на укрепление доверия между сторонами, а также нацеленной на создание механизма обеспечения безопасности.

 

Предполагается, что данный механизм поможет предотвратить последующие эскалации конфликта. В качестве важной составляющей должен быть организован международный институт, который будет заниматься вопросами прав и безопасности армян Нагорного Карабаха».

 

Как видим, как минимум одно из озвученных Мирзояном предложений на самом деле далеко не новое. Идею отвода войск от границы по «зеркальному принципу» премьер-министр Армении Никол Пашинян выдвинул еще в 2021 году, когда произошли первые пограничные боестолкновения. Причем мысль эта пришла в голову Пашиняну после успешных операций, проведенных азербайджанской армией в направлении приграничных с Арменией Кельбаджарского и Лачинского районов с целью восстановления государственных границ Азербайджана после 30-летней оккупации.

 

Иными словами, страна, ранее оккупировавшая 20 процентов территории соседнего государства, а теперь вынужденная эти территории вернуть, предложила победившей стороне взять и «сбросить» ее военные достижения. Руководству Армении должно быть хорошо известно, что в результате любой войны ни одна победившая сторона никогда не соглашалась даже обсуждать подобные предложения. Официальный Баку увещевания армян слушать не стал, и за последние два года азербайджанская армия укрепилась на всех господствующих высотах вдоль границы с Арменией от Дашкесана до Зангилана, а также на реке Араз; Азербайджан построил мощную систему пограничной обороны и создал тысячекилометровую сеть подъездных дорог.

 

Официальный Баку увещевания армян слушать не стал, и за последние два года азербайджанская армия укрепилась на всех господствующих высотах вдоль границы с Арменией от Дашкесана до Зангилана

Однако идея отвода войск от границы по «зеркальному принципу» звучит привлекательно для западной аудитории, а потому может стать полезным инструментом пропаганды в целях утверждения иллюзии того, что армянская сторона «ведет себя конструктивно» в вопросе мирного урегулирования.

643340_src.jpeg

Что касается уточнения принципов делимитации границы, то в этом вопросе выдвигались различные варианты и предложения. Например, в начале 2021 года, когда была сформирована трехсторонняя рабочая группа с участием премьер-министров России, Азербайджана и Армении, обсуждались варианты делимитации границы на основе карт советского времени.

 

  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

Официальная Москва заявила, что границы могут быть делимитированы только на основе советских военных карт, хранящихся в российском Генштабе. Иными словами, этот процесс должен осуществляться исключительно под патронажем Москвы. Подобная перспектива показалась Баку не слишком привлекательной, поскольку в советское время некоторые территории Азербайджана отдавались Армении под пастбища или сельскохозяйственные угодья на основании указаний Москвы и решений местных властей.

643341_src.jpeg

В результате в Азербайджане сформировалось представление о необходимости использования досоветских карт. А такой поворот означает окончательное возвращение Зангезура Азербайджану.

В советское время некоторые территории Азербайджана отдавались Армении под пастбища или сельскохозяйственные угодья на основании указаний Москвы и решений местных властей. В результате в Азербайджане сформировалось представление о необходимости использования досоветских карт

После долгих споров о том, какие карты все-таки должны использоваться для установления верных границ, стороны, наконец, пришли к определенному консенсусу на переговорах в Брюсселе, состоявшихся весной 2022 года.

 

Была сформирована комиссия для решения вопросов делимитации и безопасности границ. Эта комиссия впервые собралась на армяно-азербайджанской границе в районе зангезурского села Араздеян. На собрании было объявлено, что достигнута договоренность о проведении следующего заседания в Москве, а следующего за ним – в Брюсселе. Однако после этого процесс зашел в тупик, и последующие заседания комиссии не проводились.

 

Наконец, Мирзоян подтверждает, что армянская сторона по-прежнему настаивает на включении в текст мирного соглашения пункта о «карабахском вопросе». Азербайджанская сторона неоднократно заявляла, что подобное невозможно, поскольку Карабах является внутренним вопросом Азербайджана, и переговоры с проживающей там армянской общиной могут вестись только на тему реинтеграции.

 

Иными словами, создание международного «механизма» ведения переговоров о «правах и безопасности» карабахских армян невозможно, такого никогда не будет. Более того, подобное предложение армянской стороны ставит под сомнение территориальную целостность Азербайджана, несмотря на то, что согласно Пражскому соглашению, стороны обязались признать территориальную целостность друг друга на основании Алма-Атинской декларации 1991 года.

 

Очевидно, что армянская сторона своими предложениями затрудняет подписание мирного соглашения. Это ведет к очередной эскалации, а азербайджанская сторона уже предупредила, что вся ответственность за новые военные действия будет лежать на Армении…

  • Like 1
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

Zəngəzur dəhlizinin Azərbaycan ərazisindəki yolda aparılan tikinti işlərindən yeni görüntülər paylaşılıb. Horadiz-Cəbrayıl-Zəngilan-Ağbənd yolunun tikintisi 73% icra olunub.

 

  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Вопрос запуска Зангезурского коридора продвинулся

zangezur 1

«Касательно вопроса коммуникаций, стороны добились явного прогресса в обсуждениях, направленных на разблокирование транспортных и восстановление экономических связей в регионе. Стороны сблизили свои позиции в этом вопросе, особенно по возобновлению железнодорожного сообщения с Нахчываном», — заявил на брифинге Шарль Мишель.

 

Также речь идет о возможности железнодорожного сообщения через Нахчыван. Как отметил Мишель, «сейчас лидеры поручили своим командам доработать соглашение об условиях открытия железнодорожного сообщения и необходимых строительных работах с конкретным графиком», — подчеркнув, что стороны договорились заручиться поддержкой Всемирной таможенной организации.

Напомним: до последнего времени в Армении не желали и слышать ни о каком Зангезурском коридоре. За два с половиной года после подписания Трехстороннего соглашения Армения не удосужилась даже передать Азербайджану координаты точек «входа—выхода» на свою территорию транспортных коммуникаций, связывающих основную территорию Азербайджана и НАР. Но теперь вопрос продвинулся, и не в форме очередных деклараций о намерениях — речь о конкретном графике.

 

Без сомнения, на Ереван нешуточным образом давит логистическая конкретика. Основной торговый и политический партнёр Армении сегодня — это Россия, на втором месте Иран. При этом железнодорожного сообщения ни с одной из этих стран у Армении нет. Железная дорога через Грузию в Россию заблокирована из-за оккупации Абхазии. Альтернативный путь, который с успехом использует сама Грузия, проходит через Азербайджан. Но для Армении он закрыт. Железнодорожное сообщение с Ираном идет через Нахчыван. И для Армении тоже закрыт. Получить же открытие этих коммуникаций без открытия Зангезурского коридора Армении вряд ли стоит надеяться.

Но, возможно, куда большую роль сыграл возросший интерес Европы к Срединному коридору. Строго говоря, Зангезурский коридор не является здесь безальтернативным вариантом. Уже построена и действует железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс. Но две дороги всегда лучше, чем одна.

 

И тем более изрядную пищу для размышлений дает упоминание в этом контексте Всемирной таможенной организации. Согласно Трехстороннему заявлению, Зангезурский коридор должны были контролировать российские пограничники. Каким должен был быть режим при провозе армянских грузов через территорию Азербайджана, не уточнялось.

Теперь же стороны выразили готовность сотрудничать с Всемирной таможенной организацией, и эти новые реалии подрывают российскую монополию в вопросе Зангезурского коридора. Причем появилось это новшество как раз в то время, когда в Москве всячески подчеркивают, что основой для нормализации отношений Баку и Еревана должны быть именно трехсторонние договоренности.

 

Но вся проблема в том, что в рамках выполнения этих самых трехсторонних договоренностей РФ держала под контролем «Лачинский коридор», но не сделала ровным счетом ничего для открытия Зангезурского. А коммуникации между основной территорией Азербайджана и НАР с дальнейшим выходом на Турцию и страны Европы Азербайджану нужны. И в Баку не станут отказываться от перспективных форматов решения этого вопроса ради сохранения престижа российской дипломатии. Тем более о престиже Москвы не станут думать в Евросоюзе. А у Армении остается все меньше возможностей отказываться от выполнения взятых на себя обязательств.

Link to comment
Share on other sites

image.jpeg.c323dba47a5e050b660518f21bf3e1d4.jpeg

Размышления Орхана Амашова

 

Можно надеяться на то, что 25 мая стороны подтвердят свою приверженность Алматинской декларации и территориальной целостности Армении площадью 29 800 кв. км и Азербайджана площадью 86 600 кв. км. Если этот ключевой момент не будет подтвержден в Москве, посреднические усилия Кремля будут выглядеть ретроспективными, устаревшими, избитыми и еще более корыстными.

 

Что касается карабахского компонента в рамках более широкой мирной повестки дня, то Россия до сих пор упорно подчеркивает незаменимость так называемых «миротворцев», временно размещенных в регионе, не желая придавать импульс диалогу между Баку и армянским населением региона, демонстрируя тем самым полную незаинтересованность в выводе остатков незаконных армянских вооруженных сил в соответствии с 4 пунктом Трехстороннего заявления 2020 года.

Двухвекторные переговоры - отделение межгосударственной сферы Баку-Ереван от интеграции армян Карабаха в азербайджанское общество, как внутреннего процесса, составляли неотъемлемую часть недавних переговоров на Западе. Подход России, который предусматривает рассмотрение карабахского компонента исключительно с точки зрения сохранения нынешнего статуса-кво, явно несостоятелен. Поэтому не исключено, что после встречи лидеров в Москве 25 мая мы лишь с запозданием заметим некоторые признаки российской корректировки.

 

Что касается делимитации и демаркации границы, то окончательное решение, несомненно, будет основано на Алматинской декларации, в рамках которой стороны должны будут стремиться к достижению согласия на основе карт советского периода и фактов на местах. Несомненно, произошли некоторые позиционные изменения в неделимитированной зоне вдоль границы, и это должно быть отражено.

Россия может сыграть здесь определённую роль. Рассмотрение советских карт, которые на самом деле представляют собой набор противоречивых точек отсчета с расхождениями в топографических источниках и источниках Генерального штаба, станет частью процесса и потребует определенного сотрудничества со стороны России. Существует также двусторонняя комиссия, созданная в соответствии с Трехсторонним заявлением от 26 ноября 2021 года по делимитации и последующей демаркации границы, предусматривающая консультации с Россией. Это также дает Москве некоторые рычаги влияния.

 

Однако, в конечном счете, процесс - двусторонний, а требование о российском посредничестве в значительной степени раздутое, в основном пропагандируемое самим Кремлем. В этом ключе вполне вероятно, что Москва попытается убедить стороны в целесообразности размещения миссии ОДКБ вдоль армяно-азербайджанской границы.

 

Любопытно, как будет решаться в Москве 25 мая вопрос о контроле над Зангезурским коридором. Логика переговоров в Брюсселе твердо придерживается принципа суверенитета над транспортными путями, опираясь на опыт Всемирной таможенной организации. Установив пограничный пункт в Лачинском районе, Баку послал четкий сигнал Еревану, что последнему следует установить собственные пограничные пункты на обоих концах Зангезурского коридора.

 

Тем не менее, режим маршрута по-прежнему неясен. Россия не желает отказываться от своей исключительности, а именно от установленного контроля над дорогой, как это предусмотрено в 9 пункте Трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года. Вполне возможно, хотя отнюдь не точно, что в промежуточный период может быть разработана некая общая и не окончательная формула, предполагающая совместное российско-армянское урегулирование, при этом Ереван в конечном итоге возьмет на себя полный контроль. В некотором смысле, вопрос о режиме Зангезурского коридора, проходящего через юг Армении, стал предметом разногласий между Россией и Арменией, при этом Баку демонстрирует признаки того, что его устраивает любое соглашение, независимо от стороны, осуществляющей контроль над дорогой.

Link to comment
Share on other sites

Россия сказала «Зангезур»…чтобы открыть коридор

 

Сенсационная информация о том, что Россия открывает свое консульство в Зангезуре (или по-армянски Сюнике), прискорбно мало освещалось прессой. Между тем данное сообщение озвучил замдиректора 4-го департамента стран СНГ Министерства иностранных дел России Сергей Пальтов. Заявление было сделано в ходе заседания на недавнем армяно-российском экспертном круглом столе в Москве.

И это не просто идея, которая требует долгой проработки. По словам Пальтова, «в ходе состоявшейся 25 мая в Москве двусторонней встречи Пашиняна с Путиным армянская сторона одобрила открытие российского консульства в Зангезуре. Впрочем, как отмечали СМИ, Ереван еще в апреле проинформировал российскую сторону о своем согласии, но и тогда это сообщение почему-то осталось незамеченным.


Сенсационное заявление МИД России, вложенное в уста Пальтова, осталось за кадром
Более того, российский дипломат утверждает, что было принято решение не проходить в процессе создания консульства длительных государственных процедур, которые потребуют не менее года, а пойти по упрощенному пути. Российская сторона, видимо, очень спешит с открытием консульства. Спешит настолько, что опытный московский дипломат без излишних осторожностей называет Зангезур именно Зангезуром, а не Сюником, причем армянская сторона против этого не возражает.

Как стало известно, Москва приняла решение направить в регион своих специалистов, чтобы они на месте начали работу и тем самым внесли «свой вклад не только в сохранение армяно-российской дружбы, но и в безопасность этого стратегически важного региона Армении». В заключение своей речи Пальтов дал понять, что уже в июне он сам собирается в Армению, и выразил надежду на то, что предстоящий визит будет результативным.

 

С чем связана такая поспешность российской дипломатии и почему столь важному событию в жизни страны армянские СМИ не уделяют особого внимания? Ведь всем памятно, с какой помпезностью в октябре прошлого года в Кафане было открыто консульство Ирана. Армянские и иранские пиарщики приложили тогда все усилия, чтобы устроить переходящий всякие дипломатические правила грубый «наезд» на Баку, больше походивший на откровенную провокацию.


Почему армяне не заметили дипломатическую активность россиян в Зангезуре?
Вспомним вкратце хронологию тех событий. Командующий сухопутными войсками Ирана Мохаммад Пакпур назвал учения на границе с Азербайджаном, которые начались 17 октября, демонстрацией готовности ответить на угрозы со стороны соседних стран. Он даже не пытался скрыть, что имел в виду именно Азербайджан. Сами же учения были объявлены на фоне обсуждения проекта открытия Зангезурского коридора. И уже через четыре дня Исламская Республика Иран открыла генеральное консульство в городе Капан Сюникской области Армении. На церемонии открытия присутствовали министры внешнеполитических ведомств двух стран – Хоссейн Амир Абдоллахиан и Арарат Мирзоян. Последний для еще большего обострения ситуации сообщил о намерении открыть генконсульство Армении в Тебризе.

 

В Ереване торжествовали, поскольку открытием генконсульства в Кафане Иран направил очень серьезное послание Баку: даже не думайте перейти наши красные линии! В этом пытался убедить всех и сам Абдоллахиан.

«Мы рассматриваем безопасность Армении как безопасность Ирана и региона, и выражаем свою обеспокоенность по поводу любых действий, которые связаны с присутствием иностранных сил в регионе», – заявил он, однозначно показав отношение Тегерана к Зангезурскому коридору, на открытии которого настаивал Баку.


Провал миссии Абдоллахиана в Армении
И вот теперь Россия открывает свое консульство! И событие это происходит тоже после обсуждения в Москве Зангезурского коридора, на реализацию которого лидеры Азербайджана, России и Армении дали согласие в ходе трехсторонней встречи. Так что, если открытием иранского консульства в Кафане Ереван и Тегеран желали принудить Баку отказаться от идеи Зангезурского коридора, то российское консульство, напротив, призвано способствовать открытию этой транспортной артерии. Причем без лишних слов и угроз.

 

Как будет смотреться наличие этих консульств с противоположными назначениями в маленьком Кафане, трудно представить. Но если так пойдет и дальше, то вскоре здесь могут открыть свои дипломатические представительства и другие заинтересованные страны. Тот же Евросоюз в лице, скажем, Франции, которая в последнее время проявляет повышенный интерес к региональным проблемам. А там, глядишь, и Турция откроет свое представительство в азербайджанской части Зангезура…

 

Только вряд ли количественный рост диппредставительств приведет к ускорению прокладки пресловутого транспортного коридора. Каждое консульство будет, что называется, тянуть одеяло на свою сторону. Пора бы, наконец, Еревану понять, что ему намного важнее всяких консульств сам Зангезурский коридор, который обещает армянской стороне наиболее выгодный транспортный выход на все рынки региона.

Link to comment
Share on other sites

Zəngəzur dəhlizi açılır: ən böyük maneə aradan qalxdı

zengezur-dehlizi.jpg

Bir neçə istiqamətdə davam edən Azərbaycan-Ermənistan danışıqlarında bəzi pozitiv ilkin razılaşmalar var, əsas da Zəngəzurdan keçəcək kommunikasiya xətlərinin açılması ilə bağlı məsələ həllini tapmaq üzrədir.

Axar.az xəbər verir ki, bu sözləri iqtisadçı ekspert Natiq Cəfərli qeyd edib.

Onun sözlərinə görə, bu yolun açılmasında əsas maneə Rusiya ilə Ermənistan arasında olan problemlərdir:

“Kreml israr edirdi ki, Laçın yoluna da, Zəngəzur yoluna da ancaq və ancaq Moskva nəzarət etməlidir. Azərbaycanın bütün müqavimətlərə baxmayaraq, Laçın yoluna sərhəd-keçid məntəqəsi inşa edib nəticəyə nail olması bu məsələnin çözülməsində mühüm rol oynadı.

 

Ermənistanın publik hay-küyünə baxmayın, Laçında Bakının dediyini etməsi, öz sərhədimizin özümüz tərəfindən qorunub nəzarətə götürülməsi Ermənistan üçün çox sərfəli oldu, bizim məhz bu addımımızdan sonra Ermənistan Rusiyadan Zəngəzur yoluna nəzarəti qopara bildi - son Moskva görüşündə Kreml Zəngəzur yolunun giriş və çıxışında Ermənistan rəsmi orqanlarının yerləşməsi israrı ilə razılaşmalı, barışmalı oldu.

 

Rəsmi Bakının Laçın yolunda qəti addım atması Zəngəzur yolu düyününün açılmasında birbaşa və həlledici rol oynadı. Əslində bizə də Zəngəzur yoluna Ermənistanın nəzarət etməsi daha sərfəlidir – Kremlin təkbaşına nəzarəti Azərbaycana növbəti təzyiq vasitəsinə çevrilə bilərdi. Nəzarətin Ermənistanda olması isə işi asanlaşdırır, qarşılıqlı asılılıq yaradır – yəni, İrəvan Naxçıvana gedən yüklərə, vətəndaşlara, qatar və avtomobillərə problem çıxarsa, özləri də Laçın yolunda eyni problemlərlə və ya Azərbaycan üzərindən Ermənistana gedəcək yük və sərnişinlər eyni yanaşma ilə üzləşəcək. Qarşılıqlı asılılıq belə məsələlərdə sabitlik göstəricisinə çevrilir”.

Link to comment
Share on other sites

В нынешних условиях скорейший запуск Зангезурского коридора имеет стратегическое значение для России

zangezurskiy_koridor_jel_doroga-1053x600

Судя по развитию последний событий в армяно-азербайджанском урегулировании, Россия уступила первенство Западу и в настоящее время стремится достичь разблокировки транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией.

Так, 2 июня заместитель председателя российского правительства Алексей Оверчук по итогам заседания рабочей группы России, Азербайджана и Армении, которая прошла в Москве под сопредседательством вице-премьеров стран, заявил о том, что Москва констатирует существенный прогресс в согласовании разблокирования транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией.

В частности, он отметил, что достигнуто понимание относительно реализации конкретных шагов по восстановлению железнодорожного сообщения по маршруту Араздейен — Джульфа — Мегри — Горадиз. С конца 2020 года о восстановлении этого железнодорожного участка, который иначе именуется Зангезурским коридором, было довольно много разговоров на официальном уровне, однако дело так и не сдвигалось с мертвой точки.

 

Сейчас же сложившаяся в связи с российско-украинским конфликтом геополитическая ситуация делает создание Зангезурского коридора важным для России. Дело в том, что 17 мая текущего года состоялась церемония подписания российско-иранского соглашения о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания участка железной дороги Решт-Астара. В своем выступлении российский лидер Владимир Путин заявил, что рассчитывает на то, что вскоре удастся подготовить и заключить соглашение между Москвой, Баку и Тегераном о сотрудничестве в развитии железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту «Север – Юг».

 

Согласно информации, российские порты не справляются с растущим грузопотоком по морскому маршруту коридора «Север-Юг» из-за нехватки причалов, терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, малого числа судов на рейсах Иран – Россия, заторов в обмелевшем Волго-Донском канале. И в целях улучшения возникшей ситуации в связи с растущим объемом грузоперевозок необходимо соединить железные дороги Азербайджана, России и Ирана, достроив 170-километровый участок Решт-Астара.

По прогнозам Минэкономразвития России, в 2023 году рост грузопотока по «Север – Юг» по сравнению с 2022 годом увеличится на 35% — до 19,5 млн тонн, а к 2030 году — увеличится до 31,7 млн тонн.

Link to comment
Share on other sites

На сегодняшний день в условиях жесткой санкционной политики Запада для российской экономики новую актуальность обрели страны Персидского залива, Индия и Восточная Африка, а главным преимуществом в работе с ними стал транспортный коридор «Север — Юг», ведущий из Санкт-Петербурга в Мумбаи. Запланированный еще в конце 90-х маршрут, долгое время не был приоритетным для России проектом по причине крупных вложений и их долгой окупаемости. В настоящее время «Север — Юг» претендует на статус едва ли не главной торговой артерии для России.

Коридор «Север-Юг» не только соединяет Россию со странами прикаспийского региона, но и находится на пересечении других важных логистических маршрутов, ведущих в Китай через Центральную Азию и в Турцию через Иран и Азербайджан. Вместе они представляют собой Евразийский транспортный хаб, выступающий ключом как к межконтинентальной, так и внутренней торговле региона. Таким образом в нынешних условиях проект «Север — Юг», а также скорейший запуск Зангезурского коридора имеет стратегическое значение для России.

Этим и объясняется то, что Путин на саммите ЕАЭС в Москве 25 мая затронул вопрос разблокировки транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией.

Проект «Север — Юг» всегда испытывал трудности в Каспийском регионе, где он имеет три основных маршрута: «Транскаспийский» – с использованием портов России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, «Восточный» и «Западный» – по железной дороге вокруг Каспийского моря.

«Транскаспийский» путь является самым длительным по сроку доставки грузов и самым дорогим, что ранее не позволяло использовать весь его потенциал из-за наличия более дешевых маршрутов. Кроме того, на этом направлении у России долгие годы не было специализированного контейнерного флота на Каспийском море и прямой контейнерной линии, а практически все суда характеризовались высокой степенью износа.

 

«Восточный» маршрут через Казахстан и Туркменистан, в свою очередь, ограничен пропускной способностью перевалки грузов в год не более 10 млн тонн и требует значительных вложений в реконструкцию его отдельных участков. Если добавить к этому нестабильность в регионе из-за ситуации в Афганистане, то данное направление вызывало определенное недоверие и у отправителей грузов, и у транспортных компаний, предпочитающих использовать более спокойные и традиционные маршруты.

Основной проблемой «Западного» маршрута считается отсутствие участка железной дороги, связывающего Иран и Азербайджан между городами Астара и Решт, из-за чего товары приходится перегружать и везти автомобильным транспортом, что увеличивает и время, и стоимость доставки.

 

В 2008 году стороны согласовали условия создания консорциума по строительству железной дороги Казвин – Решт – Астара, а еще через три года ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и «Иранские железные дороги» (RAI) подписали трехсторонний меморандум о взаимопонимании по реализации проекта строительства железнодорожной линии Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан). Тогда планировалось начать строительные работы через год, но из-за проблем технического и финансового характера все планы так и остались на бумаге. Очередная попытка начать строительство была предпринята в 2018 году, когда Азербайджан предоставил Ирану кредит в 500 млн долларов, но этому помешали западные санкции против Тегерана.

 

Ситуация резко изменилась после начала военной агрессии России против Украины в феврале 2022 года. На строительство железнодорожного участка Решт-Астара российская сторона предоставит кредит на 1,3 млрд евро, при этом общая стоимость совместного проекта оценивается в сумму порядка 1,6 млрд евро. Все это говорит о высокой заинтересованности России к данному проекту, который получил новый импульс после войны против Украины и последовавшими за ней антироссийскими санкциями.

Новые геополитические реалии оказались очень удачными для Азербайджана, превратив страну в ключевое звено логистических маршрутов, связывающих не только Север и Юг, но Запад и Восток. Вдобавок, интересы Азербайджана по скорейшему открытию Зангезурского коридора совпадают с намерением России заполучить альтернативный маршрут для торговли с Турцией.

 

Об этом ярко свидетельствуют статистические данные. Согласно данным Института статистики Турции, с начала 2023 года Россия стала лидером по объемам экспорта в эту страну, поставив товаров и услуг на сумму 9,26 млрд долларов. По мнению экспертов, товарооборот между Россией и Турцией с нынешних 68 млрд может вырасти до 100 млрд долларов уже в ближайшее время. И соответственно Россия не намерена в условиях жестких антироссийских санкций упускать свои возможности.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

«Большой вопрос вызывают технические возможности Армении контролировать Зангезурский коридор»

Интервью Caliber.Az с кандидатом исторических наук, доцентом факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрием Малышевым.

Большой вопрос вызывают технические возможности Армении контролировать  Зангезурский коридор» - Дмитрий Малышев на Caliber.Az

- Дмитрий Валерьевич, как вы расцениваете вероятность нормализации армяно-азербайджанских отношений на российском, европейском и американском переговорных треках?

- На мой взгляд, армяно-азербайджанские переговоры по итогам состоявшихся встреч на российском треке шли с переменным успехом. На трёхсторонней встрече министров иностранных дел России, Армении и Азербайджана - Сергея Лаврова, Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова в Москве в середине мая этого года речь шла главным образом о намерении заключить в будущем мирный договор. Насколько это будущее будет близким, переговоры дипломатов, к сожалению, не показали.

 

Последовавшая вслед за этим событием трехсторонняя встреча на высшем уровне с участием президентов России и Азербайджана Владимира Путина, Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна там же, в Москве, 25 мая, была посвящена главным образом разблокированию транспортных коммуникаций и, судя по определению российской стороны (это озвучил Сергей Лавров), стороны сблизили позиции в этом вопросе. Новшеством было и то, что президент Азербайджана впервые принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета, который является высшим органом Евразийского экономического союза - ЕАЭС.

Что касается США, то очевидно, что на данном этапе Вашингтон пытается вернуть утраченный статус посредника, после того как распалась Минская группа ОБСЕ, а американская сторона лишилась мандата сопредседателя в ней. Так что я бы не назвал ощутимо результативными переговоры на американском фланге, которые состоялись 23 апреля 2023 года в Вашингтоне на уровне министров иностранных дел Армении (Арарата Мирзояна), Азербайджана (Джейхуна Байрамова) и госсекретаря США (Энтони Блинкена).

 

В ходе же брюссельских переговоров, состоявшихся в середине мая этого года, обсуждалась делимитация границ между Арменией и Азербайджаном, которая так и не была осуществлена после распада СССР, то есть, когда эти республики обрели статус независимых государств. Но опять же каких-то конкретных договорённостей подписано не было. Соответственно, как мне кажется, все эти переговоры носили характер заявлений о намерениях, указания собственных позиций, прощупывания позиций друг друга. Маловероятно, что в обозримой перспективе подобные форматы будут иметь серьёзные последствия для урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном.

- То есть шансы подписания мирного соглашения между Баку и Ереване невысоки?

- Гипотетически такой договор возможен, он может положить конец многолетнему конфликту между соседними республиками, разблокирует границу между ними, что будет отвечать интересам и Армении, и Азербайджана. Но учитывая сложные отношения между двумя государствами, имеющее место историческое недоверие между их народами, соглашение в ближайшее время скорее всего заключено не будет.

 

- Как вы думаете, почему Армения отказалась предоставлять РФ контрольные функции на пограничных и таможенных пунктах при въезде и выезде в Зангезурский коридор?

- Отказ Армении от контроля за транспортным сообщением со стороны Пограничной службы ФСБ РФ при разблокировании границы с Азербайджаном является прямым нарушением соглашения от 9 ноября (10 ноября) 2020 года, где прямо говорится, что этот контроль будет осуществлять именно Пограничная служба ФСБ РФ. Большой вопрос вызывают технические возможности соответствующих служб Армении, чтобы реально контролировать въезд и выезд в Зангезурский коридор. Договор по этому поводу пока не существует. Возможно, стороны смогут договориться о совместном контроле над этим коридором в будущем, хотя, учитывая их непримиримые позиции, это выглядит маловероятно. Скорее всего будет возвращение к Трехстороннему заявлению 2020 г., и контроль здесь будет осуществлять Пограничная служба ФСБ РФ, которая, судя по всему, в ближайшем будущем будет преобразована в Пограничные войска РФ.

- Возможен ли окончательный отрыв Армении от РФ и ее выход из ОДКБ и ЕАЭС?

- По поводу российско-армянских отношений прогнозы, озвучиваемые периодически в российском экспертном сообществе, на самом деле достаточно пессимистичны. Тем не менее реальность такова, что именно Россия является гарантом безопасности Армении, на территории которой находится один из крупнейших российских военных объектов -102-я военная база в Гюмри, входящая в состав Южного военного округа (ЮВО) РФ.

 

Российские пограничники осуществляют охрану границ Армении с Турцией и Ираном, поэтому едва ли Армения сможет полностью отказаться от поддержки России, несмотря на все политические заявления Еревана. А нахождение в составе ОДКБ и ЕАЭС даёт Армении ряд военно-политических и экономических преференций. Поэтому вызывают серьёзные сомнения заявления о возможном ее разрыве с этими структурами, хотя в начале июня премьер-министр Армении Пашинян и высказывался критически о роли ОДКБ.

- Судя по активным закупкам вооружения в Иране и Индии, Армения нацелена на милитаризацию региона. Какие процессы возможны в этой связи на Южном Кавказе?

- Не думаю, что Армении удастся серьёзно милитаризировать регион. Достаточно вспомнить, что она значительно уступает Азербайджану – как в численном отношении ВС (минимум в три раза), так и по наличию военной техники (тех же БПЛА, танков и других видов вооружений). Армении нужна масштабная модернизация всей системы вооружённых сил страны, поэтому говорить об организованной ею серьёзной милитаризации в регионе бессмысленно.

Link to comment
Share on other sites

Зангезурский уезд

 

14 мая 1805 года был заключен Курекчайский договор между Карабахским ханством и Российской империей, согласно которому территория Зангезура, объединявшая в себе 9 из 21 магалов ханства и расположенная в бассейне рек Хакяри и Баргюшада вплоть до Зангезурского хребта, также перешла под покровительство русских. Среди них – магалы Сисиан, Татев, Гарачорлу, Пюсиан, Баргюшад, Гафан, Мегри-Гюней и Чавундур-Чулдур.

 

Zengezur-xeritesi.jpg

 

Описание Карабахской провинции, составленное в 1823 году русскими властями (уже после ликвидации ханства в 1822 г.), дает подробные сведения об этноконфессиональном составе населения некоторых магалов Зангезура. В то же время в описании не нашли отражение состав населения некоторых магалов Зангезура, которые входили в состав Карабахского ханства к моменту его завоевания Россией, но после Гюлистанского договора (1813 г.) были переданы под управление Гаджарского Ирана. К этим магалам относятся Гафан, Гюней, Мегри и Чавундур. Вскоре после заключения русско-иранского Туркменчайского договора, в 1828 году эти магалы также перешли в состав Карабахской провинции. В целом, даже беглый взгляд на этноконфессиональный состав населения этих магалов дает полное основание утверждать, что к моменту ликвидации Карабахского ханства подавляющее большинство населения Зангезура составляли мусульмане.

 

Переселенческая политика царизма имела цель ослабить преобладание коренного мусульманского населения в пользу пришлого армянского, которая проводилась на протяжении XIX и в начале ХХ вв. с целью создания себе крепкой социальной опоры в лице армян в новых азербайджанских владениях.

 

Влияние этого процесса на динамику изменения этноконфессионального состава населения Зангезурского уезда можно проследить в сведениях из различных переписей и статистических сборников о составе населения Российской империи в XIX – начале ХХ вв. Так в результате массового переселения в 1828-1829 гг. армян из Персии и Османской Турции в Северный Азербайджан, в Карабахской провинции разместили 3000 армянских семей, или примерно 15 тысяч человек.

 

Значительная часть этих семей разместилась в Зангезуре. Армян, переселившихся из Ирана, размещали в основном в Мегри и Сисиане, а переселившихся из Османской Турции – в Герусе и Гафане.

 

Утвержденная Николаем I от 10 апреля 1840 года новая административная реформа к 1 января 1841 года была применена на деле повсеместно на Южном Кавказе. Бывшие провинции превращались в уезды и участки. Карабахская провинция была преобразована в Шушинский уезд (входила в состав Каспийской области), в составе которого Зангезур был разделен на два участка: Зангезурский и Мегринский. По новому административно-территориальному делению 1846 года Шушинский уезд вошел в состав Шамахинской губернии, образованной после ликвидации Каспийской области. В связи с образованием в 1849 году Иреванской губернии переданная ей южная половина Зангезура под названием Мегринский участок (Гафан, Мегри-Гюней, Чулдур и Пюсиан) с 1849 по 1867 гг. находилась в составе Ордубадского уезда данной губернии. В связи с образованием в 1868 году Елизаветпольской губернии из состава Шушинского уезда был выделен Зангезурский уезд с возвращением ему Мегринского участка из Иреванской губернии. В дальнейшем Зангезурский уезд был разделен на участки и в таком виде просуществовал до периода советизации. Общая площадь территории Зангезурского уезда составляла 6742 кв.верст (1кв.верста – 1,138 кв.км).

 

В результате, согласно данным Всероссийской переписи 1897 года, численность мусульман в уезде составила 50,1%, а армян – 44,8%. Данное соотношение численности азербайджанского и армянского населения Зангезурского уезда в целом сохранилось до распада Российской империи. По данным Кавказского календаря на 1 января 1916 года из 224197 человек населения уезда мусульмане составляли 114152(51 %), а армяне 99308 (44 %) человек. Мусульманское население было, в основном, сосредоточено в восточной, а армянское – в западной части уезда.

 

В начале ХХ века Карабах, в т.ч. Зангезурский уезд стал одним из эпицентров кровавой драмы, разыгранной здесь армянскими националистами во главе с партией «Дашнакцутюн». Цель, которая при этом преследовалась – это размежевание на территории Южного Кавказа армян от азербайджанцев, создание этнически однородных, заселенных только армянами территорий, для того, чтобы в будущем создать за счет них армянскую автономию в составе федеративной России.

 

С появлением на политической карте Южного Кавказа независимых Азербайджана и Армении межэтнические столкновения между армянами и азербайджанцами, имевшие впервые место в 1905-1906 гг., разрослись до уровня межгосударственного армяно-азербайджанского конфликта. В основе его лежали попытки дашнакского правительства Армении захватить контролируемые азербайджанским правительством территории Елизаветпольской и Иреванской губернии, населенные армянами. В июне-сентябре 1918 года на Южном Кавказе резко возросла активность армянских добровольческих отрядов, ранее воевавших на Кавказском фронте Первой мировой войны на стороне России против Османской Турции. Наиболее активными из них были банды Андраника Озаняна.

 

Основные итоги кровавых акций банд Андраника в регионе нашли отражение в материалах Чрезвычайной следственной комиссии, созданной по предложению министра иностранных дел М.Гаджинского в июле 1918 года и действовавшей до апреля 1920 года. Комиссию по расследованию преступлений армянских вооруженных банд против мирного мусульманского населения в Карабахе и Зангезуре возглавлял следователь по особым делам Н.Михайлов. По официальным документам комиссией установлено, что только в конце лета и осенью 1918 года в Зангезурском уезде было разрушено и уничтожено 115 мусульманских селений. По всем перечисленным селениям было убито мужчин 3257, женщин 2276 и детей 2196, ранено мужчин 1060, женщин 794 и детей 485, итого во всем уезде убито и искалечено мусульманского населения обоего пола 10068 человек. Однако, автор доклада считал, что даже эта страшная цифра не полностью охватывает число убитых и раненных мирных жителей мусульманских селений Зангезурского уезда, поскольку судьба очень многих мусульман до момента обследования оставалась невыясненной.

 

В январе 1919 года в составе Азербайджанской Республики Карабахского генерал-губернаторства, в состав которого наряду с Шушинским, Джеванширским и Джебраильским уездами вошел также Зангезурский уезд. Армянское правительство в начале 1920 года подвергло уничтожению до 40 мусульманских селений уезда. В целях воспрепятствования дальнейшего уничтожения селений и спасения имущества и жизни мусульман от бесчеловечного истребления армянскими войсками, а также для восстановления статус-кво, существовавшее до 23 ноября, правительство Азербайджана направило незначительный отряд, присутствие коего уже задержало армянские войска от выполнения своего кровавого плана. Таким образом, накануне советизации Азербайджана Зангезурский уезд находился в его политических границах.

 

После советизации Азербайджана новые власти ликвидировали Карабахское генерал-губернаторство, создав Карабахский ревком, полномочия которого распространялись в пределах границ бывшего губернаторства. Однако Карабахский ревком не контролировал армянскую часть Зангезура, где орудовали отряды Дро (Драстамат Канаян), а позже Нжде (Гарегин Нжде). К началу августа 1920 года, в результате военных операций Красной Армии, отряды Дро были вытеснены из Зангезура в Даралагез, а силы Нжде скопились в северных участках Ордубада. 10 августа 1920 года между советской Россией и дашнакской Арменией был заключен в Иреване договор, который юридически закрепил присутствие советских войск в спорных территориях.

 

Начиная с этого момента вопрос о дальнейшей судьбе Зангезура вступил в решающую фазу. Накануне советизации Армении большевистское руководство устами Иосифа Сталина 4 и 9 ноября 1920 года сделала в Баку ряд громких заявлений о дальнейшей судьбе Зангезура и Нахчывана. Суть их выражалась в намерении передать эти территории Советской Армении. Подобный жест большевиков был вызван, прежде всего, стратегическими задачами, а именно стремлением, вклинившись между Азербайджаном и Турцией, лишить их в будущем непосредственных границ путем создания армянского буфера за счет передачи Армении территорий Нахчывана и Зангезура.

 

Реальное осуществление этого плана началось вслед за советизацией Армении в конце ноября 1920 года. Решением Политбюро и Оргбюро ЦК АКП(б) от 30 ноября и декларацией Баксовета от 1 декабря 1920 г. Зангезур целиком подлежал передаче Советской Армении. Данные решения были закреплены 3 пунктом договора между РСФСР и Армянской ССР от 2 декабря 1920 г., которым Советская Россия признавала Зангезурский уезд бесспорно входящим в состав территории Армянской ССР.

 

С аннексией значительной части территории Зангезура, которая была исторической территорией Азербайджана, Арменией был нанесен еще один удар по Азербайджану – Нахчыван был отделен от Азербайджана.

 

Ильгар Нифталиев, доктор философии по истории

Газета «Каспiй» – 2015.

Link to comment
Share on other sites

Армения и Азербайджан пришли к согласию о том, что разблокировка транспортных коммуникаций начнется с запуска железной дороги Ерасх – Горадиз, проходящей через Нахичевань, заявил сегодня вице-премьер Армении Мгер Григорян. 

 

Известно желание Азербайджана и России открыть эту дорогу, а лучше сказать - восстановить эффективно использовавшийся в СССР железнодорожный путь. С нашей стороны интерес к этой дороге не нов.

В советские годы однажды, когда был молодым научным сотрудником, ездил этой дорогой в Ереван, ночью. Незабываем ветер, бивший в лицо мне, стоящему в тамбуре у открытой двери вагона. Я жадно смотрел на иранскую сторону, а в паре метров от моих ног внизу бежали от меня столбы пограничной колючей ограды. Чуть дальше блестела ночная река. Граница СССР-Иран проходила почти по этой дороге, по реке Араз.  Никто тогда не мог знать, что через несколько лет эта железная дорога зарастет кустарником.

Bez_nazvaniya.jpg

Железнодорожный вокзал в Нахчыванe давно готов принять поезда

Не имеет большого значения как будет называться дорога - коридор, путь или бульвар Капуцинов.  Любая дорога это соединение далеких мест, разных народов, сближение государств. Это в любом случае хорошо. Если бы не было нашей победы в 2020 году, дорога не открылась бы, точно. Ради восстановления уникальной дороги стоило побеждать. Теперь окончательно ясно, что дороге быть.
 

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Утопленные автомобили из Дубая могут оказаться в Азербайджане: как распознать «утопленника»? - ВИДЕО
      Интенсивные дожди, наблюдающиеся в Дубае (ОАЭ) в последние дни, затопили многие жилые районы города. Больше всего от этого пострадали автовладельцы, так как в результате природного явления множество машин разных марок оказалось под водой.
      Как сообщает Xezerxeber.az, в Азербайджан автомобили в основном импортируются с рынков США, Кореи и Дубая.
      Поскольку привезти машину из Дубая в Азербайджан можно в кратчайшие сроки, то есть за 15 дней, предприниматели предпочитают именно этот вариант. Данная ситуация говорит о том, что автомобили с «подмоченной репутацией» могут быть доставлены также и в нашу страну.
      По словам автомеханика Сахиля Агабейли, обычно бизнесмены покупают такие машины в несколько раз дешевле.
        Однако распознать такой автомобиль можно по нескольким признакам: следам плесени и ржавчины, а затем гнили, особенно в нижней части транспортного средства. Мастер отметил, что, лица, торгующие машинами, чистят и красят днище таких автомобилей. Покупатели также могут определить эти изменения.
      Автомеханик добавил, что, в отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, стоимость ремонта «утопленников» выше. И вождение таких транспортных средств представляет риски даже после ремонта.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Like
      • 5 replies
    • Эксперты ВОЗ обеспокоены по поводу возможности распространения птичьего гриппа среди людей
      Глобальное распространение вируса птичьего гриппа среди млекопитающих, включая людей, представляет собой серьезную проблему для общественного здравоохранения.
        • Like
      • 6 replies
    • Отца и друга азербайджанца, подозреваемого в убийстве москвича из-за парковки, задержали
      Отца и приятеля мужчины, которого подозревают в убийстве жителя Москвы возле дома в
        • Like
      • 36 replies
    • Почему результаты выпускного экзамена у мальчиков ухудшились по сравнению с девочками? - ВИДЕО
      Согласно статистике Государственного экзаменационного центра, результаты тестов у девочек выше, чем у мальчиков.
      Было отмечено, что начиная с 2001-2009 годов поступление девочек-абитуриентов в высшие учебные заведения стремительно росло.
      В 2010-2022 годах девочки превзошли мальчиков в этом соотношении.
        Эксперт по образованию Адиль Велиев считает, что причиной этого может быть то, что мальчики больше отвлекаются.
      Подробнее - в видео Xəzər TV.
       
        • Like
      • 25 replies
    • Брат жестоко убитой в Казахстане Салтанат Нукеновой дал эксклюзивное интервью - ВИДЕО
      Жуткая, потрясшая всех история убийства хрупкой женщины ее мужем, возможно, не получила бы такой огласки, если бы не ее семья и брат. 
      Речь идет о громком деле об убийстве Салтанат Нукеновой ее мужем, экс-министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым. Внимание людей по всему миру сейчас приковано к трансляции судебного заседания - сможет ли влиятельный, состоятельный убийца избежать справедливого наказания? 
      Baku TV Ru поговорил с Айтбеком Амангельды, братом Салтанат, о погибшей сестре, о ее взаимоотношениях с мужем и семьей, о ее прошлом, о семьях Нукеновой и Бишимбаева, и о многом другом.
      В эксклюзивном интервью он также рассказал о том, повлияло ли данное дело на изменение взглядов общества, о психологе преступника, поступали ли угрозы ему от семьи Бишимбаева и т.д.
        Подробнее - в сюжете.
       

       
        • Thanks
      • 6 replies
    • Буллинг в школах и агрессия в обществе. Новый выпуск «Поговорим?» - ВИДЕО
      Журналист Гамид Гамидов в новом выпуске программы «Поговорим?» представил очередное видеоинтервью. И на этот раз формат передачи несколько отличался от предыдущих выпусков - кроме знакомого ведущего в данном выпуске приняли участие его коллеги – журналисты Джамиля Алекперова, Джавид Османов и Mick Bloom.
      Журналисты обсудили насущные социальные темы, связанные с насилием. Возникает ощущение, что с начала года количество новостей, которые «пугают», стало расти.
        Комментируя данную тенденцию, собеседники в своих обсуждениях затронули буллинг в школах, уважение к старшим и тему безнаказанности, поговорили о том, нужно ли закрывать тик-ток и, как можно сократить уровень агрессии в обществе...
        • Like
      • 18 replies
    • Чингиз Абдуллаев: «Врачи вытащили меня с того света, Аллах меня пожалел»
      Народный писатель Азербайджана Чингиз Абдуллаев 17 апреля был выписан из Центрального таможенного госпиталя, куда был помещен из-за проблем со здоровьем 6 апреля.
      На своей странице в социальной сети Facebook писатель подробно рассказал о произошедшем, отметив следующее:
      «Я умер. Нет. Это не прозаическое резюме моего повествования. Это то, что со мной произошло. В ночь на 6 апреля и в течение дня моего юбилея 7 апреля. Я снова родился. Как констатировать смерть? Когда все внутренние органы перестают одновременно функционировать, дыхание останавливается и сердце перестаёт биться. Несколько минут подобной комы или клинической смерти превращают человека в «овощ». Врачи вытащили меня с того света, Аллах меня пожалел. Может решил, что мне пока рано. Вернул меня обратно. Страшно представить, какую боль я причинил в эти несколько дней своим близким, своим родным»
      В своем сообщении народный писатель также выразил слова благодарности: «Хочу поблагодарить всех! Моего Президента, всех друзей, знакомых, читателей и вообще незнакомых мне людей. Которые в эти дни переживали за меня. Спасибо им всем! Постараюсь оправдать Ваше доверие. Там я уже успел побывать. Теперь я совсем не боюсь. Тот, кто умирает один раз, не боится умереть во второй. Но не торопитесь. Наверное, у каждого из нас свой срок. Я вышел из больницы. На снимке люди, которые помогли мне «вернуться». Спасибо им за все!»
       
       
      https://1news.az/news/20240418121620670-CHingiz-Abdullaev-Vrachi-vytashcili-menya-s-togo-sveta-Allakh-menya-pozhalel-FOTO
      • 11 replies
    • Несовершеннолетняя девочка, которую хотели склонить к проституции, сбежала из района в Баку
      Председатель общественного объединения «Чистый мир» Мехрибан Зейналова поделилась в социальной сети «Фейсбук» вопиющей историей несовершеннолетней девочки, которая была вынуждена бежать из района в столицу.
      По словам правозащитницы, Захра (имя условное) в данный момент находится в их приюте.
      «После того, как ее родители развелись, девочка продолжала жить с матерью в районе. Через какое-то время мать передала ее знакомому мужчине (40-50 лет), сказав ему, что он может делать с ней все, что захочет. После того, как Захра прожила с ним месяц, мужчина предложил ей продавать свое тело и делить с ним деньги. Услышав это, Захра нанесла увечья своим рукам, после чего сбежала в Баку», - сообщает правозащитница.
        В Баку девочку обнаружили сотрудники Абшеронского районного управления полиции, которые сразу же доставили ее в приют Мехрибан Зейналовой.
      «То, что пережила эта малолетняя девочка, немыслимо. Надеемся, что в скором времени люди, которые заставили ее это пережить, будут наказаны. В настоящее время Захра живет с нами и получает психологическую помощь», - говорит М.Зейналова.
          https://1news.az/news/20240417044406338-Nesovershennoletnyaya-devochka-kotoruyu-khoteli-sklonit-k-prostitutsii-sbezhala-iz-raiona-v-Baku-FOTO
        • Sad
        • Red Heart
        • Like
      • 32 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...