Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Этническое разнообразие Азербайджана


Recommended Posts

Азербайджан по своему этническому разнообразию напоминает разноцветный ковер огромных размеров.

 

Языки народностей, населяющих территорию современного Азербайджана, относятся, в основном, к четырем большим языковым семьям – это тюркская, северокавказская, индоевропейская и картвельская языковые семьи. Однако в сегодняшних этнолингвистических условиях в стране доминирует азербайджанский язык, входящий в огузскую группу тюркских народов. Так, именно на этом языке говорит подавляющее большинство населения Азербайджанской Республики. Современный азербайджанский язык сформировался в ходе длительного исторического процесса развития на основе языков тюркских племен, населявших территорию нынешнего Азербайджана с начала 1-го тысячелетия.

Северокавказские языки на территории Азербайджана представлены лезгинским, аварским, цахурским, удинским, хыналыгским, будугским и крызским языками. Эти языки распространены главным образом в северо-восточных районах страны. По числу носителей на территории Азербайджана наиболее распространенным северокавказским языком является лезгинский язык. Лезгинский язык входит в лезгинскую подгруппу Дагестанской группы семьи языков Северного Кавказа.

Удинский язык также относят к лезгинской подгруппе Северокавказской языковой семьи (следует отметить, что вопрос о принадлежности удинского языка к лезгинской подгруппе языков является спорным в науке). В настоящее время удины проживают в посёлке Нидж Габалинского района и в центре Огузского района.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

В лезгинскую подгруппу дагестанской языковой группы на территории Азербайджана входит также цахурский язык. Цахуры поселились на территории 3 районов - Гахского (селения Гум и Сарыбаш), Загатальского (селения Ени Сувагил, Гезбара, Кач и Мухах) и Балакенского районов.

 

«Шахдагская группа» языков, распространенная на северо-востоке Азербайджана – хыналыгский, будугский и крызский языки – также относятся к лезгинской подгруппе Дагестанской языковой группы. На хыналыгском языке говорят жители одноименного села Губинского района. Будуги живут в селах Будуг, Гюней Будуг и Дели Гая Губинского района, а крызы - в селах Алик, Джек и Хапут этого же района.

Аварский язык, распространенный, в основном, на территории Загатальского и Балакенского районов, входит в аваро-андо-дидойскую подгруппу дагестанской языковой группы Северокавказской языковой семьи.

 

Языки иранской группы Индоевропейской семьи языков на территории Азербайджана представлены татским, талышским и курдским языками.

Татский язык входит юго-западную подгруппу иранских языков. Этот язык распространен, в основном, в нескольких селах Абшеронского полуострова, а также на территориях Хызинского, Сиязаньского, Шабранского и Губинского районов. По религиозной принадлежности таты делятся на три группы: таты-мусульмане, таты-христиане (монофизиты) и таты-иудаисты или горские евреи.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

Талышский язык входит в северо-западную подгруппу иранских языков. Этот язык распространен на юго-западе Азербайджана - на территории Лянкяранского, Астаринского, Лерикского и Масаллинского районов.

Курдский язык относится к западной подгруппе иранских языков. Курдский язык распространен на территории Лачинского, Губадлинского, Кельбаджарского и некоторых других юго-западных районов Азербайджана.

Индоевропейская языковая семьи на территории Азербайджана представлены русским и армянским языками.

 

Русский язык входит в северо-славянскую подгруппу славянской группы Индоевропейской семьи языков. Носители русского языка в Азербайджане проживают, в основном, в городах республики, в первую очередь, в Баку.

Армянский язык представляет отдельную группу индоевропейских языков. Армянский язык распространен в нескольких районах нагорной части Карабаха.

Картвельская языковая семья в Азербайджане представлена грузинским языком. Носители этого языка ингилои-христиане и ингилои-мусульмане. Они населены, в основном, в Гахском, Загатальском и Балакенском районах страны.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

Население Азербайджанской Республики обладает сложным этническим составом. Здесь проживают представители более 100 этносов.

Основное население страны (свыше 90%) составляют азербайджанцы. Их число составляет более 9 миллионов 705 тысяч человек (по данным на начало 2016 года). По приблизительным подсчетам, сегодня в мире проживает свыше 50 миллионов азербайджанцев. Миллионы азербайджанцев, компактно проживающих в Иране, Грузии и Дагестане - древние обитатели этих мест. Только в Иране проживает 30 миллионов азербайджанцев. Сотни тысяч азербайджанцев, которые были коренным населением нынешней Армении, в 20 веке неоднократно подвергались депортации из этих территорий. Немало азербайджанцев, в разные времена переселившихся из Азербайджана, проживает на пространстве СНГ – в России, республиках Центральной Азии, Казахстане, Украине и др., а также в Европейском и Американском континентах.

 

Язык азербайджанцев относится к юго-западной или огузской группе тюркских языков. Этот язык очень близок к турецкому, туркменскому, гагаузскому языку, а также к языку Крымских татар. Азербайджанский язык исторически сыграл роль языка-посредника для общения не только внутри страны, но и между народами, проживающими на всем Кавказе и в Передней Азии. В 19 веке, выдающиеся писатели и путешественники Европы и России (Э. Реклю, А. Бестужев-Марлинский, Ф. Боденштедт, М. Лермонтов и др.) высказали высокое мнение о роли азербайджанского языка в регионе. Русский писатель А. Бестужев-Марлинский писал, что азербайджанский (татарский) язык Кавказского края мало отличается от турецкого языка. Подобно тому, как зная французский язык можно обойти всю Европу, точно так же, зная азербайджанский язык, можно обойти всю Азию.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

Следует особо подчеркнуть связующую роль азербайджанцев между народами, проживающими в этой стране. Несомненно, этот феномен исходит из национального менталитета азербайджанцев, их толерантного отношения к культурам других народов.

 

Наряду с азербайджанцами, в республике проживают представители ряда малочисленных народов и национальных меньшинств. Это - таты, талыши, курды, горские евреи, входящие в группу иранских языков Индоевропейской семьи языков, лезгины, аварцы, удины, цахуры, входящие в аваро-андо-цезскую подгруппу восточно-кавказской (дагестанской) группы Кавказской семьи языков, народы «Шахдагской группы» (хыналыгцы, будуги, крызы), ингилойцы, входящие в картвельскую группу Кавказской семьи языков, и говорящие на ингилойском диалекте грузинского языка. Кроме того, в Азербайджане проживают русские, переселившиеся в 30-е годы 19-го века и входящие в группу восточнославянских языков, а также, с 50-60-х годов прошлого века - турки-месхетинцы.

 

Территориальное единство, схожие социально-экономические, географические и исторические условия стали причиной формирования общих черт быта и культуры, обычаев и традиций азербайджанцев и малочисленных народов.

Несомненно, здесь немаловажную роль сыграли интенсивные торгово-экономические и этнокультурные связи между народами.
Между народами, проживающими в Азербайджане, на протяжении веков сложились гармоничные, мирные межнациональные отношения, здесь не было почвы для этнических конфликтов и напряженности.


Общие и специфические черты традиционного быта и культуры народов, проживающих в Азербайджане, находятся в тесном единстве и взаимно дополняют друг друга. При этом каждый народ, независимо от численности его представителей, имеет специфическую, локальную культуру. Важную роль в деле возрождения и сохранения национальных обычаев и традиций этих народов играют культурные центры, действующие в республике. Эти народы принимают активное участие в общественно-политической жизни республики.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

По данным переписи населения Азербайджана, проведенной с 13 по 22 апреля 2009 года, численность талышей на территории нашей республики составила 112 тысячи человек. Они, в основном, компактно проживают в южном регионе республики - Астаринском, Лянкяранском, Масаллинском и Лерикском районах. Мусульмане по религиозной принадлежности. Важную роль в этногенезе талышей сыграли племена кадуси, жившие в Атропатене. Об этом также говорится в «Географии» Страбона. Традиционными занятиями талышей являются земледелие и скотоводство. В прошлом еще одним из основных отраслей хозяйства было рисоводство.

 

 

 
img242.jpg

Таты (25,2 тысяч человек, 2009). Проживают, в основном, в Шабранском, Губинском, Шамахинском и Исмаиллинском районах страны. Мусульмане по религиозной принадлежности. По мнению А.Бакиханова и других исследователей, предки татов были переселены в Азербайджан в 4-6 веках Сасанидскими шахами. Традиционными занятиями татов являются земледелие и садоводство. Широко распространено ковроткачество. Семейно-бытовые отношения примерно такие же, как и у азербайджанцев.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

img208.jpg

Курды (6,3 тысяч человек, 2009). До армянской оккупации жили, в основном, в Лачинском и Кяльбаджарском районах. В настоящее время они поселились во многих городах и районах Азербайджана. Курды пришли в Азербайджан, в основном, в 16-м веке в период Османско-Иранских войн. Заключение Гюлистанского (1813 г.) и Туркменчайского (1828 г.) договоров также привели к усилению миграции курдов в Азербайджан. Традиционным занятием курдов было скотоводство (особенно овцеводство). В связи переходом с конца 19 века курдов к оседлому образу жизни, развивается также земледелие. Также широко распространены ткацкое дело, в частности, ковроткачество и другие народные ремесла.

img80.jpg
Евреи (9,1 тысяч человек, 2009). Горские евреи, проживающие в Азербайджане, поселились в поселке Красная Слобода в Губинском районе, в центре Огузского района и в Баку. Красная Слобода является самым большим населенным пунктом их компактного проживания. В документах переписи населения в Азербайджане, проведенной в 1999 году, данные о горских евреях были приведены в составе данных о европейских евреях (ашкенази).

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

img388.jpg

Горские евреи, когда-то покинувшие свою историческую родину, и прибывшие в Иран, здесь усвоили татский язык, а основную суть иудейской религии сохранили. В эпоху Сасанидов они были переселены в Северный Азербайджан.
В отличие от европейских евреев, поселившихся в Азербайджане с начала 19 века, определенное влияние на религиозные взгляды горских евреев оказали идолопоклонство, а впоследствии – ислам. Они усвоили многие обычаи и традиции азербайджанцев. Традиционными занятиями горских евреев были земледелие, мелкая торговля, ткацкое дело и народные ремесла.

Миграция европейских евреев из России, Украины, Беларуси и Польши в Азербайджан началась в начале 19 века. С 70-х годов 19-го века в связи с развитием нефтяной промышленности растет их миграция в Баку. Большинство европейских евреев живут в городах (в частности, в Баку).

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

img181.jpg

Цахуры (12,3 тысяч человек, 2009) поселились в Загатальском, Гахском и Балакенском районах республики. Цахуры являются одними из древних обитателей Кавказской Албании. В 15-м веке цахуры покинули Южный Дагестан и поселились в землях Азербайджана, пригодных для земледелия. До середины 19 века находились в составе султаната Илису. С этого времени укрепились их этнокультурные и торговые связи с азербайджанцами. Цахуры с этнической точки зрения очень близки к азербайджанцам. Традиционными занятиями цахуров являются скотоводство и земледелие.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

img63.jpg

Аварцы (49,8 тысяч человек, 2009) живут в Балакенском и Загатальском районах республики. По мнению ряда авторов, дидои, упоминаемые в трудах Плиния, были предками современных аварцев. Аварцы пришли в Азербайджан из Дагестана в 15-17 веках. Говорят в анцухском диалекте аварского языка. По религиозной принадлежности - мусульмане. Традиционными занятиями аварцев являются земледелие, скотоводство и ремесленничество.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

img257.jpg

Удины (3,8 тысяч человек, 2009) живут в посёлке Нидж Габалинского района и в одноименном центре Огузского района. Село Нидж - самое крупное место жительства удинов. Удины - одни из древних местных народностей Азербайджана. Информация об удинах представлена ещё в трудах Геродота, Плиния и Страбона.

 

Удины являются потомками племени ути, проживавшего в Кавказской Албании.
В результате политики, проводимой армянами на протяжении веков, часть удинов (живущие в посёлке Нидж) приняли григорианство, а другая часть (живущие в Огузе) подверглась влиянию грузинской православной церкви и приняла грузинское вероисповедание. Традиционным занятием удинов является земледелие. В прошлом были широко распространены также шелководство и народные ремесла (надо особо отметить резьбу по дереву, ткацкое дело и т.д.).

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

img372.jpg

Хыналыгцы, крызы и будуги, в историко-этнической литературе известные под названием «народы Шахдагской группы», проживают в Губинском районе в селах, расположенных у подножья горы Шахдаг. Хыналыгцы живут только в селе Хыналыг, будуги – в основном, в селе Будуг, а крызы – в селе Крыз. Кроме того, крызы и будуги проживают еще в нескольких окрестных селах. По приблизительным подсчетам, численность хыналыгцев составляет 2,2 тысяч, численность будугов – 15 тысяч, а численность крызов – 4,4 тысяч человек. Еще в 40-х годах 19 века часть будугов и крызов переехала в равнинные районы Азербайджана, где сооружали поселения типа аул. Основным занятием этих народов является овцеводство.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

img18.jpg

Ахыскинские турки (или турки-месхетинцы, 38 тысяч человек, 2009). Первая большая группа турок-месхетинцев прибыла в Азербайджан в 1958 году. Это были ахыскинские турки, сосланные в 1944 году со своей исторической родины – Ахыскинского, Адыгюнского, Ахакалакинского (Грузия) и других соседних районов в Среднюю Азию и Казахстан. После Ферганских событий 1989 года началась вторая миграция турок-месхетинцев в Азербайджан. Общее с азербайджанцами происхождение, общий язык, близость обычаев и традиций создали благоприятную почву для адаптации их в Азербайджане. Традиционными занятиями турок-месхетинцев являются садоводство и земледелие. В Саатлинском, Сабирабадском и Бейлаганском районах они занимаются, в основном, хлопководством.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

img05.jpg

Ингилойцы (9,9 тысяч человек, 2009) по религиозной принадлежности делятся на ингилойцев-христиан (грузинская православная церковь) и ингилойцев-мусульман. Ингилойцы-мусульмане живут в селах Мосул и Алиабад Загатальского района, в селе Ититала Балакенского района, а ингилойцы-христиане в 9 селах Гахского района. В древности территория, где проживали ингилойцы, называлась Камбисена (Эрети), а основное население этой территории состояло из племен эр (er) и гел (qel), считающихся предками ингилойцев. Здесь функционировала албанская церковь. Часть ингилойцев – потомки албанских племен, впоследствии насильно принявшие грузинское вероисповедание. Традиционными занятиями ингилойцев являются земледелие, садоводство и частично животноводство. В прошлом среди них были также широко распространены шелководство и рисоводство.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

img132.jpg

Приезд русских (119,3 тысяч человек, 2009) в Азербайджан совпал, в основном, 30-40-ми годами 19-го века – с периодом после оккупации Северного Азербайджана со стороны России. В это время для успешной реализации колониальной политики в Азербайджане тысячи русских были переселены из центральных губерний России на Кавказ, в том числе и в Азербайджан. Эти люди были, в основном, сектанты (духоборы, молоканы, субботники и др.), преследуемые со стороны официальной русской православной церкви. Первые русские села в Азербайджане появились в 30-40-е годы 19 века в Лянкяранском (Пришиб, Николаевка, Астрахановка), Шамахинском (Хилмилли, Мараза) и Губинском уездах (Алтыагадж и др.). Второй этап приезда русских в Азербайджан, в частности, - в Мугань приходится в 20-е годы 20 века. В настоящее время большинство русских проживают в городах.
Армяне (120,7 тыс., 1999) живут в основном в нагорной части Карабаха. Их массовое переселение из Ирана и Турции в этот регион началось в 20-30-е годы 19 века. Армянский язык относится к индоевропейской языковой семье. По религиозной принадлежности армяне – христиане-монофизиты. В 2009 году не удалось проводить перепись населения на территории бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области, оккупированной в результате территориальных претензий Армении против Азербайджана.

 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

По данным переписи населения 2009 года в Азербайджане проживают 25,2 тысяч татар и 21,5 тысяч украинцев.

Кроме этого, на территории страны живут более 10 тысяч представителей других национальностей

В Азербайджане представители всех национальностей, малочисленных народов, национальных меньшинств и этнических групп живут в единой семье, в условиях взаимопонимания и взаимного уважения.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Малочисленные народы Азербайджана

Расположенный с географической точки зрения на границе Европа-Азия Азербайджан в историческом прошлом закрепился на пересечении различных цивилизаций – Ахеменидской–Сасанидской, Римской–Византийской, Скифской–Хазарской, Тюркской–Огузской культур. Выгодное географическое расположение и богатая природа этого края еще в древности стала причиной превращения данной территории в густонаселенное поселение. С тех самых времен и по сей день Азербайджан попал в историю как страна, выделяющаяся высоким уровнем  толерантности. Этот край является родиной Зороастризма, колыбелью Христианства на Кавказе, местом широкого распространения Ислама, территорией мирного совместного проживания различных этносов, местом взаимовыгодного симбиоза разнообразных культур. Исторические источники указывают, что этнический состав Азербайджана постоянно расширялся.

 

Сегодня Азербайджан выделяется своей этнической палитрой. Здесь, наравне с азербайджанскими тюрками, проживают такие этнические группы как горные евреи, курды, талыши, таты, молокане, ингилои, цахуры, авары, лезгины, хыналыги, будуглу, грызы. Представители всех вышеперечисленных этнических групп считают себя азербайджанцами. Одновременно они сохранили элементы специфической культуры. Данная культура отображается в быту, творчестве, кухне и различных обрядах этих народов.

 

Этнические группы

Евреи

Одним из самых древних народов на территории Азербайджана являются евреи. На сегодня евреи проживают в Баку, Сумгаите, а также на территории Губинского, Огузского и Гёйчайского районов. Расположенный в Губинском районе «Красный поселок» является самым густонаселенным горными евреями населенным пунктом в мире. Евреи в Азербайджане исторически были представлены горскими евреями. Моисей Каланкатуйский относит приход горских евреев на Кавказ к первому веку до н.э. Утверждения исследователей в этом вопросе рознятся. Согласно одной теории одна из самых древних еврейских общин – горские евреи, происходят из рода сыновей Израиля, переселенных шахами Ассирии и Бабиля с территории Палестины в Мидию. Их предки были первыми приверженцами иудаизма. Проживая в Мидии их племена переплелись с татами, в результате чего горские евреи разговаривают на татском языке, являющимся одним из диалектов фарси, содержащим слова из древнего еврейского и арамитского языков. Горские евреи Азербайджана делятся на 3 местные группы:

• Губинские (губои) – Губинский район Азербайджана, в основном в «Красном поселке».

• Ширванские (ширвони) – Северо-восток Азербайджана, бывшее село Мюджи Шемахинского района Азербайджана, а также город Баку.

• Огузские – Огуз, Гянджа, Исмаиллы, Шемаха.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Талыши 

Народ, проживающий на Юго-востоке Азербайджана, на территории Ленкоранского, Астаринского, Масаллинского и Лерикского районов Азербайджанской Республики, а также на севере Ирана. Разговаривают на талышском языке, входящем в состав Иранской семьи языков. Ученые бывшего союза считали талышей аборигенами. Они считали талышей потомками кадусов – одного из самых древних племен аборигенов Азербайджана. Но западные ученые сомневаются в правильности данного утверждения. По их мнению, приход талышей на территорию Азербайджана связан с именем полководца Чингисхана Талыша (XIII век). Материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской.

Курды

На сегодня курды проживают в Азербайджане в райцентре Сядарякского района Нахичеванской АР, в селе Тейваз Джулфинского и селе Дарякенд Шарурского района. Также до армянской оккупации курды проживали в Лачинском (села Гаракечди, Чыраглы, Минкенд), Кельбаджарском (села Ахджакянд и Зар населяли полностью, в остальных жили смешанно), Губадлинском (село Зиланлы) районе Азербайджанской Республики. Разговаривают на курдском языке, входящем в состав Иранской семьи языков.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Таты

Малочисленный народ, проживающий в основном на территории Губинского, Хызынского и Хачмазского районов, а также в некоторых деревнях города Баку. По мнению некоторых исследователей, проживающие вдоль Западного берега Каспийского моря, от Апшерона до Дербента таты являются потомками переселенных на эти земли древних иранцев, и, вне всяких сомнений, являются одним из самых древних этнических слоев Ширванской территории.

 Аварцы

Аварцы являются этническим меньшинством, населяющим в основном Загатальский и Балаканский районы Азербайджанской Республики. Разговаривают на аварском языке, входящем в состав северно-кавказской семьи языков. Аварцы сильно переплелись с азербайджанцами. На сегодня аварцы компактно проживают в поселке Габагчоль, селах Джар, Зильбан, Мазых, Беретбиня, Джинджартала, Катех, Мешяшамбул, Махамалар, Гёйямтала, поддерживая с азербайджанцами тесные родственные отношения. Исповедуют Ислам.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Шахдагские народы или Шахдагская национальная этническая группа

Составная часть азербайджанцев. Этносы, входящие в состав Шахдагской национальной этнической группы соответственно селам, в которых они проживают – Хыналыг, Грыз, Будуг и Рутул Губинского района Азербайджанской Республики, называются хыналыги, грызы, будуглу и рутулы. Несмотря на малочисленность этих сел, население каждого из них является отдельной этнической группой.

 

• Хыналыги Среди малочисленных народов аборигенов Азербайджана хыналыги выделяются специфическими особенностями. Язык этого этноса входит в состав семьи Кавказских языков. В историко-этнографической литературе в связи с расположением в окрестностях горы Шахдаг называется «Шахдагским народом». Хыналыги являются одними из самых древних поселенцев на территории Азербайджана. Этот этнос обладает единственным в мире языком и поселением. Это значит, что в мире существует только одно село и язык хыналыг, и находятся они на территории Губинского района.

 

• Грызлы Небольшая этническая группа, проживающая на севере Азербайджана, в некоторых селах Губинского и Хачмазского районов. Разговаривают на грызском языке, входящем в состав Нах-Дагестанскую языковую семью, группу лезгинских языков.

 

• Рутулы Этническая группа на территории Азербайджана и России. Исповедуют принятый с приходом арабов на Кавказ в VII веке Ислам. Основной язык рутулский. Наравне с этим рутулы прекрасно говорят на языках стран проживания (азербайджанский и русский).

 

• Будуглу Представители азербайджанской национальной этнической группы, выделяемой как «Шахдагская национальная этническая группа». Первым официальным документом, в котором упоминаются будуглу, является указ от 1607-го года повелителя Сефевидов шаха Аббаса I. Исторически будуглу разделялись на отдельные роды, мелкие и крупные семейные союзы, и по сей день носят имена этих родов. Как и другие горные народы, будуглу ведут оседлый образ жизни.

 

Лезгины

Один из кавказских народов, проживающих на территории Азербайджан и Дагестана. В Азербайджане лезгины компактно проживают в основном на территории Губинского, Гусарского, Хачмазского районов, а также в Баку, Гяндже, Сумгайыте и Мингечевире, в Габалинском, Исмаиллинском, Огузском и Гёйчайском районах. Лезгины составляют 2,2% всего населения Азербайджана.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Молокане

На сегодня в Азербайджане молокане проживают в основном в Баку, Сумгаите, Шемахе, Исмаиллы, Гедабеке и Губе. Первые в Азербайджане молоканские общины появились в середине XVIII века. Они были сосланы сюда за несогласие с убеждениями православной церкви. В известном селе Ивановка Исмаиллинского района Азербайджана проживают представители рода, сосланных сюда из России молокан.

Ингилои

Проживают в основном на территории Гахского и Загатальского районов Азербайджана. Во времена шаха Аббаса I  приняли ислам. В основном мусульманская и малая христианская часть этой группы говорят на южно диалекте грузинской группы языков. Основной сферой занятий проживающих на подгорных районах Большого Кавказа ингилоев является табаководство, зерноводство, виноградарство, скотоводство и выращивание Букоцветных растений.

Цыгане

Один из кочевых народов индоевропейского происхождения, встречающийся по всей территории Евразии.  С целью предотвратить восстания местных племен шах Аббас I произвел переселение цыган на территорию Балакана. Проживают в основном на территории сел Шамбулбине, Гюлюзянбине, Мяликзаде. Балаканские цыгане являются персоязычными. Кроме этого цыгане проживают в Шемахе, Евлахе и Борчалы. Цыгане исторически вели кочевой образ жизни. Наравне с традиционным скотоводством и коневодством занимались кузнечным ремеслом, чинили и изготавливали различные сельскохозяйственные орудия труда, мелкие бытовые приборы.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Ассирийцы

Одна из этнических групп, проживающая на территории Азербайджанской Республики. Древние корни этой группы связаны с ассирийцами, жившими на территории нынешнего Ирана и Турции. На сегодня в качестве небольшой этнической группы проживают в Загатальской зоне Азербайджана.

Удины (Уди, Ути)

Один из малочисленных, коренных, аборигенных народов Азербайджана. Этот этнос населял провинцию Ути древней Кавказской Албании, а в XIX веке – несколько поселений в области Нуха (нынешний Шекинский район). На сегодня проживают в основном в селе Нидж Габалинского района и частично в райцентре Огузского района. На этнической карте мира этнос Уди находится в основном на территории Азербайджана. Удины являются одними из древних жителей Кавказа. Сохранивший собственные многочисленные древние элементы язык этого этноса входит в лезгинскую подгруппу Кавказских языков. Исторически удины поклонялись божеству Солнца и Луны, а в начале IV века приняли христианство.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
  • 3 weeks later...

Евреи в Азербайджане. Вчера и сегодня.
Беседа с раввином Замиром Исаевым, директором еврейской школы в городе Баку.
Он свидетельствует об удивительной толерантности своей страны и народа. О мультикультурализме в сегодняшнем Азербайджане, об отношении к евреям.

 

 

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Как правительство АДР поддерживало еврейские школы

Как правительство АДР поддерживало еврейские школы
 

С провозглашением 28 мая 1918 года независимости Азербайджана впервые в новой и новейшей истории страны появилась возможность свободного функционального развития азербайджанского языка. И одним из первых шагов национального правительства стало принятие и реализация комплекса мер, направленных на постепенное восстановление позиций и государственного статуса азербайджанского языка в основных сферах жизни общества. Неудивительно, что в правительственном воззвании от 17 июня 1918 года к народу Азербайджана говорилось: "Одной из ближайших задач правительства является национализация всех правительственных учреждений, суда и школы".

 

Следующим шагом на этом направлении стало принятие правительством 28 августа 1918 года постановления о национализации начальных и средних учебных заведений. Однако забота о государственном языке вовсе не означала игнорирование языковых потребностей и интересов национальных меньшинств. Наоборот, даже в национализированных начальных учебных заведениях обучение должно было вестись на родном языке учащихся, правда с обязательным преподаванием в качестве отдельного предмета азербайджанского языка. С другой стороны, не следует забывать, что стержневым элементом политики правительства Азербайджана был принцип национального равноправия. Как подчеркивалось в декларации правящей партии "Мусават", обнародованной в парламенте, "в Азербайджане не должно быть сынов и пасынков; армяне, русские, евреи, грузины, немцы, поляки и другие народы, оставаясь гражданами Азербайджанской Республики, должны пользоваться правами национально-культурной автономии".

 

Далее отмечалось, что хотя "азербайджанцы составляют большинство населения страны, это не дает им никаких преимуществ перед остальными этническими группами, наоборот, этот факт накладывает на них дополнительную ответственность по поддержанию межэтнического согласия".

Примером тому стало толерантное и даже заботливое отношение национального правительства к функционировавшим в то время в Азербайджане еврейским школам. Так, 13 февраля 1919 года тогдашний министр народного просвещения Насиб-бек Усуббеков обращается в Кабинет министров с просьбой выделения субсидий еврейским школам Азербайджана. В докладной записке по этому поводу министр подчеркивал, что в связи с тяжелыми обстоятельствами военного времени, "четыре еврейские школы Баку, в которых в общей сложности обучается 700 еврейских детей, находятся в безвыходно критическом материальном положении" (ГААР. Ф. 84. Оп. 1. Д. 39. Л. 86).

 

Далее Усуббеков информирует правительство о том, что до сих пор "вся тяжесть по содержанию школ для еврейского народного образования падала на еврейскую общину. Средства составлялись из специальных сборов и благотворительных вечеров, устраиваемых ежегодно. Но в прошлом учебном году расходы по содержанию школы, в связи с прибавкой жалованья служащим по случаю дороговизны, значительно возросли. Между тем, ввиду понижения платежеспособности членов еврейской общины и невозможности устроить благотворительные вечера, значительно сократились".

 

В конце докладной записки Усуббеков предупреждает, что без материальной поддержки со стороны государства еврейские школы окажутся перед реальной угрозой полного закрытия. Поэтому, принимая во внимание судьбу 700 беднейших еврейских детей, теряющих возможность получить элементарное образование и около 20 еврейских учителей, он представляет на рассмотрение правительства "законопроект об отпуске из средств государственного казначейства в течение 1919 года Еврейскому Национальному Совету по десяти тысяч рублей в месяц на содержание еврейских школ".

 

И уже 10 марта 1919 года правительство Азербайджана принимает постановление об отпуске 25 тыс. руб. для единовременного субсидирования еврейских школ (ГААР. Ф. 51. Оп. 2. Д. 4. Л. 27). А 27 сентября того же года в дополнение к предыдущему постановлению выделяется еще 25 тыс. руб. для еврейских школ Баку. Одновременно правительство возлагает Бакинское городское самоуправление материальное обеспечение дальнейшего существования этих школ. (ГААР. Ф. 84. Оп. 1. Д. 23. Л. 212).

 

Наряду с финансированием еврейских школ, правительство Азербайджана также с особой щепетильностью относился к сохранению религии и традиций еврейского населения страны. Подтверждением тому является циркулярное письмо министра народного просвещения директорам государственных средних учебных заведений Баку о преподавании в учебных заведениях еврейского Закона Божия. В нем предлагалось "ввести во всех учебных заведениях города преподавание еврейского Закона Божия, как обязательного предмета для учащихся-иудеев с тем, чтобы означенный предмет преподавался в классах, в которых не менее 15 учеников-иудеев" (ГААР. Ф. 51. Оп. 1. Д. 33. Л. 276).

 

Примечательно, что в Бакинском университете, учрежденном правительством Азербайджана 1 сентября 1919 года, студенты-евреи занимали лидирующие позиции среди представителей других национальностей. Так, из 604 студентов историко-филологического факультета 208 являлись евреями (примерно треть), 156 – азербайджанцами, 140 – русскими. А из 409 студентов медицинского факультета 158 были евреями, 141 – азербайджанцами, 100 – армянами, 69 – русскими. (ГААР. Ф. 51. Оп. 1. Д. 4. Л. 83).

 

Вышеперечисленные факты лишний раз свидетельствуют о том, что принцип национального равенства был для правительства Азербайджана не просто декларацией, а программой действий.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Ингилойцы в истории Азербайджана

ingiloyci-azerbaijan-1.jpg

 

Ингилойцы – одна из древнейших этнических групп Азербайджана.

 

История и, особенно, корни и происхождение самого древнего автохтонного населения долины Восточной Алазани – ингилойцев – на протяжении длительного времени находились под влиянием противоречащих науке домыслов. В научной практике трудно представить себе второй такой этнос со столь искаженным историческим прошлым.

 

Согласно выдвинутой в середине XIX века А. Ф. Посербским безо всяких серьезных научных исследований концепции о происхождении этого этноса и развиваемой в дальнейшем в качестве «непреложной истины», ингилойцы не являются независимым этносом, будучи этнически грузинами, принявшими ислам. Таким образом, ингилойцы рассматривались как принявшая мусульманство конфессиональная группа населения, некогда бывшая грузинами.

 

Уже позднее в Азербайджане, в результате проведенных всесторонних исследований была доказана полная научная несостоятельность, бездоказательность и отсутствие исторических фактов в поддержку бытующей свыше века «концепции» о происхождении ингилойцев.

ingiloyci-azerbaijan-4.jpg

Ранние сведения об этом этносе, взаимосвязанные между собой, можно почерпнуть у древнегреческих авторов, упоминавших – гелов, хелов – (Страбон, Плутарх), раннесредневековых армянских источниках- хел (хер) – (Армянская география VII века), средневековых арабских авторов – филан (чилан) – (Балазури, Ибн Хордадбех, Ибн аль-Фагих), грузинских источниках – хер (херни) – («Картлис Цховреба»).

 

На основе этим источников можно проследить этнополитическую историю племен гелов (хелов) с древности до середины XV века. После этого периода первоначальную этническую идентичность сохранила лишь часть гелов – Инисельские (Енисельские) гелы, история который представлена в источниках, освещающих XVI-XVII века. После XVIII века в русскоязычных источниках население Иниселя стало представляться как «ингелои» (енгилои). Таким образом, этноним «ингилойцы» был образован путем объединения корня «гилгилой»! (гелгелой) и приставки «ин» (ен) – показателя географического пространства (Инисель, Енисель).

 

В результате проведенных исследований было доказана связь входящей в корень этнонима «ингилои» составной части «гелой» («гилой») с этнонимом «гел». Из сравнительного анализа древнегреческих, средневековых армянских, арабских и грузинских и других источников, приводящих сведения о гелах – древнейшем этносе Кавказской Албании – выяснилось, что ингилойцы ведут свое происхождение от этого племени, заселявшего в древности северо-запад Кавказской Албании, Алазанскую долину, а также южные предгорья Кавказских гор и верховье реки Самур.

 

На основе сведений исторических источников, особенно средневековых грузинских, были восстановлены и определены этно-исторические территории гелов (хелов). В раннем средневековье этническую территорию гелов составляли: часть правобережья реки Алазань с включением Телави (Шигнит Кахетии), расположенная на левобережье этой реки Гагма-мхари (Кварели-Лагодехи), территории Иниселя (Балакян-Гах), а также горный махал Голода.

 

Этнические территории древних гелов, расположенные в пределах Кавказской Албании, примерно с IV в. до н. э. по VIII в. н. э. время от времени попадали под подчинение или же влияние различных империй. Еще в VI веке Сасанидские шахи Ирана с целью охраны горных проходов Кавказа на этнических территориях гелов в составе Албании создали Филаншахство, наделенное широкой внутренней автономией.

ingiloyci-azerbaijan-3.jpg

Шахи племен гелов в качестве династии Филаншахов сохраняли полунезависимую государственность и во времена халифата. В конце IX века Филаншахство (то есть гелы), появившееся как законный наследник Албании и сохраняющее за собой титул «албанских царей», вошло в состав Шекинского ханства. В результате гелы стали одним из основных этносов Шекинского царства, существовавшего в 886-1104 гг.

Link to comment
Share on other sites

После политического объединения в 1104 г. Кахетинского княжества с Шекинским царством, ускорился процесс консолидации этносов Северо-западной Албании и Западной Грузии. После политического объединения существованию феодального образования, называемому Шеки и Гюрзан, а по грузинским источникам – Херети-кахетинскому царству был положен конец со стороны царя Абхазии-Грузии – Давида Строителя в 1104 – 1117 гг.

 

Таким образом, начиная с XII века гелы вошли в состав централизованного грузинского государства. После монгольского нашествия гелы, состоящие под властью различных государств, одновременно номинально находились под властью грузинского царства. В первой половине XIV века после значительного укрепления тюркско-мусульманского влияния Шеки (на западе до реки Кюрмюк) вновь вышло из состава Грузии и превратилось в самостоятельную государственность, в результате малая группа гелов (села Гаха) осталась в составе Шеки.

 

В середине XV века, после расчленения Грузии, на землях Восточной Грузии было создано Кахетинское царство. Последние сведения по источникам о племенах гелов относятся именно к этому периоду, ко второй половине XV века.

К концу XV века определенная часть гелов (жители Шигнит Кахетии, Гагма мхари) была полностью ассимилирована грузинами. Жители же Иниселя (Ениселя) были ассимилированы не полностью, что отразилось в смене только языка. Начиная с этого периода гелы Иниселя (Ениселя) в начальных источниках представлялись как инисельская группа или же население Иниселя.

 

С конца XVI – начала XVII вв. инисельские гелы перешли под власть Илисуйского султанатства и Джар-Белоканских вольных джааматов, захвативших земли Восточной Алазани.

Эти образования, старавшиеся взять под свое влияние села Гаха, принадлежавшие Шеки, смогли укрепиться на этих территориях только в начале XVIII века. С конца XVIII – начала XIX вв. в военных рапортах русских генералов, участвующих в завоевании земель Восточной Алазани, население Иниселя представлялось самоназванием этноса, т. е. – ингилойцами. Начиная с 30-х годов XIX века, в том числе в 1844 году, после упразднения Илисуйского султанатства, ингилойцы подпали под управление Российской империи (в составе Закатальского округа). Наконец, решением Национального Совета 26 июня 1918 года Закатальский округ вошел как регион в состав Азербайджана.

 

ingiloyci-azerbaijan-2.jpg

Во времена халифата в среде гелов в определенной степени распространился ислам, в основном в среде купечества. Очередная волна исламизации во времена нашествия в Азербайджан Сельджуков в XI настигла и гелов. Именно в этот период местное дальное сословие официально приняло ислам. Уже к началу XIII в горном махале Голода ислам превратился в господствующую религию.

 

В начале XVII века после нашествия в регион сефевидского правителя Шаха Аббаса I, под влиянием появившихся с севера в основном за счет миграции суннитов – аваров и цахуров – гелы Иниселя (ингилойцы) приняли ислам.

В первой половине XIX века попытки правящих кругов России и экзарха Грузии христианизировать ингилойцев были безуспешными. Только во второй повине XIX века за счет различных средств (обещания денег, золота, орденов, освобождение от налогов) часть ингилойцев, проживавших в бывшем Илисуйском султанате, формально приняла христианство.

 

Наряду с христианизацией проводился и процесс грузинизации ингилойцев (смена имен и фамилий). Однако большинство ингилойцев осталось приверженцами ислама и поднялось на борьбу за свою веру. Вооруженное выступление ингилойцев во время Алиабадского восстания заставило Россию отказаться от политики принудительной мнизации и свернуть ее на полпути. В результате этой политики ингилойцы оказались разделенными на две конфессии.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...
  • 2 weeks later...
  • 4 weeks later...
  • 2 weeks later...
  • 4 weeks later...
  • 1 year later...

18 исторических фактов об азербайджанском селе Хыналыг… от хыналыгцев

xinalig-facts.jpg
 

Хыналыг — древнее село в Губинском районе Азербайджана, над рекой Кудиалчай, прославилось своим языком, своеобразными обычаями и традициями.

Своей труднодоступностью, своеобразным языком, уникальным архитектурным обликом и культурой село всегда привлекало туристов и путешественников.

Хыналыгцы — потомки населения древней Кавказской Албании. Первые упоминания о них в письменных источниках относятся к XVIII веку. До XIX века Хыналыг входил в состав Ширванского, со второй половины XVIII века — Губинского ханства.

В данном материале собраны интересные факты о селе Хыналыг от одного из местных жителей, Энвера Ахмедова:

xinalig-3.jpg Хыналыг, местный музей xinalig-1.jpg Музей в селе Хыналыг

История села Хыналыг корнями уходит в прошлое, насчитывающее около 5,000 лет.

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

**********

Раньше места жительства хыналыгцев назывались по-разному, например «Джемали-Дервиш», или «Тепелик». Здесь во время вспашки земли были однаружены предметы жизнедеятельности и хозяйства хыналыгцев, в том числе каменные орудия труда.

**********

 

Многие могилы на кладбищах вокруг села Хыналыг располагались друг на друге, порой достигая «трех этажей». Делалось это потому, что земля в те времена была самым ценным у местных жителей. Нехватка земли породила многие пословиц и поговорок. Например, в народе говорили «если бык где-то лег на землю, значит это место ему продано.»

**********

Деревню Вандам Габалинского района на хыналыгском языке называли «Габал».

**********

Древние албанские племена говорили на 25-ти языках, одним из которых был хыналыгский язык.

**********

В соседних с Хыналыгом деревнях жизи грызы, хапиты, джеки и другие народности, которых хыналыгцы называли по-своему. Грызов — «хоттами», джеков — инджами.

**********

Древнее название хыналыгцев — кетд, а этноним «хыналыг» появился позднее. Раньше, когда в селе один человек встречался с другим, он спрашивал — «ты кетдет?». Некоторые ученые утверждали, что древнее название было связано с племенем «кетд».

 
Atiga-Izmayilova-%D0%A5%D1%8B%D0%BD%D0%B Хыналыг, свадьба. 1957 год

**********

Хыналыгский язык со временем потерпел изменения, потому что в село переехали жители из других деревень. С их появлением, хыналыгский язык пополнился разнообразными неологизмами, и несколько изменился.

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

**********

В лексике хыналыгского языка очень много омонимов, антонимов, синонимов. Есть слова, которые, описывая одно и то же действие, сильно друг от друга отличаются. Например, в хыналыгском языке приход, вхождение в дом женщины и мужчины передается совсем разными глаголами.

**********

Раньше хыналыгцы занимались кочевым животноводством. Летом они пасли своих животных у себя в округе, а зимой перемещались на зимние пастбища, которые находились в районах Пирсаахат, Али-Байрамлов, Сальян и т.д.

**********

Во времена СССР из Академии наук Дагестана в Хыналыг приезжал ученый, который составил алфавит хыналыгского языка на кириллице. Также Хыналыг посетил Алексей Евгеньевич Кибрик (в 1972 г. в соавторстве с С.Кодзасовым и И. Оловянниковой опубликовал первое грамматическое описание по результатам экспедиций — «Фрагменты грамматики хиналугского языка»).

 

**********

в Губинской зоне Хыналыг всегда считался религиозным центром. Здесь находилось духовное медресе, в XVII-XVIII в. Началом отчета принятия ислама в Хыналыге считается XII век, именно в этот период арабский полководец Абу Муслим стал распространять его среди населения. Первая мечеть, именуемая как Джума мечеть, появилась в XII веке с принятием ислама населением села. Мечеть была названа в честь Абу Муслима.

**********

В Хыналыге действовали своеобразные свадебные обычаи, а свадьбы продолжались три дня.

**********

Жители села Хыналыг делали свои собственные кладбища — в своих же дворах. Общего кладбища в селе не было, однако кладбища были со всех сторон Хыналыга.

xinalig-kladbishe-2015.jpg Кладбища Хыналыга

**********

В основном хыналыгцы дружили и имели взаимоотношения с жителями дагестанской деревни Куруш. Объясняется это тем, что там находилось святое место «Эренлер баба» и хыналыгцы часто навещали эту деревню. Там же нередко они обзаводились семьями. Хотя хыналыгцы обычно не роднились с чужими, эта деревня являлась исключением. С жителями Губинского района общение было ограниченным.

**********

До Ислама в Хыналыге правила религия огнепоклонничества. До недавнего времени поблизости от села находились обломки храма огнепоклонников. В некоторых местах были сооружены шалаши для отшельников, строились возле святынь, связанных с огнепоклонничеством. Отшельники оставались здесь 40 дней, не принимая пищу, лишь изредка пили в малом количестве воду. По их словам, через 40 дней им давался некий святой чин в иерархии огнепоклонничества.

**********

В связи с тем, что люди в Хыналыге селились «друг на друге», поднимаясь все выше по склонам гор и холмов, с целью сохранения чистоты и поддержания гигиены была построена уникальная канализационная система. Но со временем она потеряла свое значение, так как строилось много новых домов. Во время раскопок были обнаружены фрагменты этой канализационной системы, которые представляли собой самые настоящие туннели.

**********

С древней мечетью Шейха Шалбуза в Хыналыге связана легенда. Легенда гласит, что сын Шейха Шах Аббас узнав, что в этих местах живет известный святой Шахбуз баба, решает с ним встретиться и проверить его способности. Ших Шахбуз бабе в это время было видение, что кто-то хочет с ним встретиться и он решает опередить своего гостя.

Шахбуз баба встречает Шаха Аббаса на берегу реки и спрашивает — «Куда путь держишь?»

Шах Аббас отвечает — «Хочу встретиться с Шахбуз баба, не знаете, как я могу его найти?»

Шахбуз баба отвечает на хыналыгском языке — «Знай, это я.»

Шах Аббас не понял его и подумал, что тот говорит – «не знаю». Он едет дальше, а когда подъезжает к дому Шахбуз бабы, дочка говорит, что ее отец недавно пошел навстречу Шаху. Тогда Шах Аббас понимает, кто его встретил у реки. Потом они все же встречаются и долго спорят на самые разные темы.

В конце концов, Шах Аббас признает свое поражение и величие Шахбуз бабы. Шахская поляна стала так называться в честь Шах Аббаса, обустроившего на ней свою палатку, а протекающую рядом реку назвали в честь его жены — Шах Набат.

По материалам журнала «Азербайджан и азербайджанцы в мире»

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...
Какие народы кроме азербайджанцев живут в Азербайджане?

Древний Азербайджан - гостеприимная земля множества народов. И хотя азербайджанцами (azərbaycanlılar) обычно часто называют всех жителей государства, нередко под этим термином понимают все же именно тюркоязычных граждан Страны огней.

Азербайджанцы - крупнейший этнос Кавказа, чья общая численность во всем мире может составлять свыше 40-50 млн человек. Исповедуют шиитский (чаще) и суннитский (реже) ислам. Говорят на тюрском огузском языке, близком турецкому и туркменскому с гагаузским.

В то время как в Азербайджане живут большой и дружной семьей многие другие этносы. Давайте сегодня узнаем подробнее.

Прежде всего, это - лезгины. Лезгины, носители особого языка, компактно живут не только в южном Дагестане, но и северном Азербайджане.

Лезгины в Азербайджане
Лезгины в Азербайджане

Еще один крупный нетюркский народ Азербайджана - ираноязычные талыши. Их благодатная земля, Талышистан, крупная область на юге Азербайджана, на самом побережье Каспия. Талышей часто называют потомками жителей древнего государства Мидия, известного еще по античным источникам.

Талыши в национальных костюмах
Талыши в национальных костюмах

 

Таты - они же кавказские или закавказские персы. Еще один крупный ираноязычный этнос, только живущий уже на севере Азербайджана. К таким близки по языку (но не этническому самосознанию) горские евреи, ныне в большинстве своем уехавшие в Израиль. Но прежде также жившие в северном Азербайджане.

Пожилая женщина народа татов
Пожилая женщина народа татов

 

Аварцы - этот крупный дагестанский этнос живет и в Азербайджане - в нескольких селах у границ с Россией.

Аварцы в национальных костюмах
Аварцы в национальных костюмах

 

Удины - один из древнейших народов Кавказа, близкий лезгинам этнос, что часто называют прямым наследником Кавказской Албании. Мощного государства, существовавшего на территории современного Азербайджана еще полторы тысячи лет тому назад. В отличие от многих других народов Кавказа, бывших прежде арабского нашествия христианами, но перешедшими затем в ислам, удины сохранили христианскую веру.

Современные удины
Современные удины

Среди других небольших народов - цахуры, рутульцы, хиналугцы, крызы, будухи. Трех последних часто объединяют в понятие шахдагские народы.

Грузины-ингилойцы - особый субэтнос грузин, живущий на границе Грузии и Азербайджана. В отличие от других представителей картвелов, среди ингилойцев - немало мусульман.

Грузины-ингилойцы
Грузины-ингилойцы

Русские - появились в Азербайджане еще в XIX столетии. И ныне компактно живут в районах республики (сектанты-молокане). Но немало русских православной веры со времен Российской империи и СССР обосновалось и в Баку. Наряду с удинами русские составляют важную и главную часть христианского населения Азербайджана.

Русские молокане на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым
 
Русские молокане на встрече с президентом Азербайджана
Link to comment
Share on other sites

Какие тюркские народы живут в Азербайджане?
 

Азербайджан - мощное и сильное кавказское государство, устремленная в будущее страна с развитой экономикой. Основное население Азербайджана сегодня составляют народы тюркской семьи.

Давайте же сегодня узнаем, какие именно тюркские этносы проживают в стране Огней.

Вообще тюрки живут в Азербайджане уже не одну тысячу лет. Еще в древности по азербайджанской земле проходили воинственные гунны. Затем здесь жили хазары, карлуки и кипчаки.

Чуть позже в XI столетии, в Азербайджане появились огузы - тюрки-сельджуки, заложившие вместе с кавказскими албанами основу современной азербайджанской нации. Немало тюрок пришло в Азербайджан вместе с монголо-татарами в XIII-м веке.

Азербайджанцы

Какие тюркские народы живут в Азербайджане?
 

Сегодня в Азербайджане живут сами азербайджанцы или азербайджанские тюрки - azərbaycanlılar, آذربایجانلیلار или azərilər, آذری لر - народ огузской группы тюркской языковой семьи, делящийся на различные субэтносы - шахсевены, карапахи и т.д.

Азербайджанские тюрки составляют большинство, до 90% населения, собственно Азербайджана (свыше 9,5 млн из 10 млн жителей страны).

В Азербайджане живет и немалая прослойка иранских азербайджанцев предки многих из которых перебиралась сюда на заработки с юга еще в XIX веке. Называют себя называют себя хемшире - земляки, откуда знаменитое слово амшара, обозначающее в Баку людей, занимающихся тяжелым неквалифицированным трудом.

Турки

Какие тюркские народы живут в Азербайджане?
 

Кроме того, в Азербайджане также живут собственно анатолийские турки - около 40 тысяч человек. Причем, это как уже сильно ассимилировавшиеся прямые потомки турок-османов, поселившихся в Азербайджане еще в XVII столетии, так и современные турки, недавно приехавшие жить и работать в братский Азербайджан.

Турки-месхетинцы

Какие тюркские народы живут в Азербайджане?
 

Отдельно стоит упомянуть живущих в Азербайджане турок-месхетинцев, особый турецкий субэтнос, чьи корни идут из южной грузинской области Месхетия. Турки-месхетинцы начали селиться в Азербайджане еще в конце XIX-го века. Перебирались сюда и в 1950-1970-е годы.

Но самая крупная волна турок-месхетинцев (примерно 50 тысяч человек) пришла в Азербайджан из Средней Азии после ферганских событий 1989 года. Азербайджан, несмотря на собственные немалые трудности в те годы, предоставил изгнанникам кров.

Татары

Какие тюркские народы живут в Азербайджане?
 

Еще один интересный тюркский этнос живущий в Азербайджане - это татары.

Татары, казанские, сибирские, астраханские, крымские и тд, начали перебираться в Азербайджан еще во времена Российской империи. Селились, по большей части, в Баку. Сегодня в стране Огней татар около 30 тысяч человек.

Edited by Zaman.
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Школьник Ибрагим Зейналов, прославившийся в соцсетях благодаря общению на английском языке с польским туристом, 4 июля отправится в Великобританию.
Прославившийся в соцсетях школьник из Хыналыга отправляется в Англию
Как передает Vesti.az со ссылкой Telegram-канал "Бакинский Бурила", Ибрагим Зейналов, окончивший 6-й класс полной средней школы имени Руфата Кельбелиева села Хыналыг Губинского района, при поддержке азербайджанской организации MÜSİAD (Ассоциация независимых промышленников и предпринимателей) посетит двухнедельную Летнюю школу в Англии. 

Напомним, что Ибрагим Зейналов изъявил желание в будущем получить образование в Турции, в марте школьник был принят в Баку послом Турции в Азербайджане Джахитом Багчи.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Азербайджане резко выросло число объявлений о продаже Toyota Prius
      В Азербайджане со вчерашнего дня число объявлений о продаже Toyota Prius выросло в три раза.
      Как передает Media.az, только сегодня на популярном сайте купли-продажи автомобилей Turbo.az опубликовано свыше 70 объявлений о продаже Toyota Prius.
        При этом цены на автомобили снизились с 14 тыс. манатов до 10 - 12 тыс. манатов.
      Это связывается с тем, что накануне Кабмин утвердил «Требованиях к техническим характеристикам, внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств, используемых для регулярных пассажирских перевозок и легковым автомобилем такси», согласно которым, автомобили старше 15 лет не могут быть использованы в качестве такси.
       
      Media.az
      • 70 replies
    • Зверство в прямом эфире: Чем чревато жестокое обращение с детьми в соцсетях - ВИДЕО
      Сегодня цифровизация прочно вошла в нашу жизнь. Практически у каждого человека есть личный аккаунт в той или иной социальной сети. Вначале эти онлайн-платформы предназначались для общения между людьми, разделенными большими расстояниями. Однако со временем соцсети начали
      • 5 replies
    • Таксистов обяжут устанавливать в салоне автомобиля видеокамеру и соответствовать экостандарту
      Обнародованы требования к техническим показателям транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров легковым автомобилем такси.
      Это нашло отражение в утвержденных сегодня Кабинетом министров «Требованиях к техническим характеристикам, внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств, используемых для регулярных пассажирских перевозок и легковым автомобилем такси».
      В легковых автомобилях такси должны быть установлены видеокамеры, которые охватывают весь салон и оснащены запоминающим устройством, способным хранить записанную информацию как минимум один месяц.
      Согласно требованиям, легковые автомобили такси должны соответствовать как минимум экологическому стандарту «Евро-5».
      Media.az
      • 62 replies
    • Новое мошенничество с бронированием.
      Участились проделки мошенников в Азерб. Сколько бы полиция не призывали граждан быть бдительны все равно обманываються. Не пишите и не перечисляйте деньги через сайты которые не знаете и тем более не пишите 3 значное security cod. У одного пожилого человека сняли в течении 2 месяцев 72000 манат с карты! И так новое мошенничество:  Знакомиться с местным мужчиной на фб девушка из Украины, России или же часто Эстония, Сингапур и т.д. и предлагает встретиться сходить в кино например. Сейчас много маленьких кино, караоке там игры и тд в аренду на пару часов в Баку. Сбрасывает сайт кинотеатра с бакинским адресом ну например в наримановском районе, на двоих или группу и просит зделать резерв. Ну мужчина ничего не подозревая темболее местный адрес заходит на сайт и для резерва там требуется номер карты, security cod, во сколько и на чьё имя резерв. Все как обычно он оплачивает скажем 170 манат за 3 часа с едой вплоть до кольяна! Девушка даже предлагает заехать за ним. Ну к тому времени потерпевший с которого уже списали деньги за резерв подъезжает к кинотеатру по указанному сайту а там действительно маленькое помещение с комнатами где смотрят кино и караоке поют но только они говорят что они не знакомы с этим сайтом и вообще что это не их фотки комнат. Обращаясь в банк или полицию те говорят что вы не первый и не последний кто жертва мошенников. Таких случаев уже в Баку тысячами.
      https://m.facebook.com/groups/246661159172976/permalink/1789871651518578/?mibextid=WC7FNe
       
      • 40 replies
    • Что за космические цены на парковку?
      Установлены тарифы на реконструированной парковке в центре Баку - ФОТО
      Лейла Мамедова14:14 - Сегодня   Установлены тарифы на парковку на станции автостоянки Бакинского железнодорожного вокзала, расположенной на пересечении улиц Сулеймана Рагимова и Мирали Гашгая.
      Цены определяются исходя из времени парковки, сообщает Trend.
      За первые 15 минут плата за парковку не взимается.
      Цены на парковку следующие:
      15-30 минут - один манат,
        30-60 минут - два маната,
      1-2 часа - четыре маната,
      2-3 часа - шесть манатов,
      3-5 часов - 10 манатов,
      5-7 часов - 14 манатов,
      7-10 часов - 18 манатов,
      10-15 часов – 22 маната,
      15-20 часов -26 манатов,
      20-24 часа – 30 манатов.
       
      • 148 replies
    • 30-летняя женщина оставила двоих детей и сбежала из дома: мать беглянки винит знакомую из TikTok – ВИДЕО
      В Азербайджане 30-летняя мать двоих детей сбежала из дома из-за знакомой, с которой познакомилась в TikTok. 
      Об этом в программе Səni axtarıram («Ищу тебя») рассказала мать сбежавшей из дома Марджаны Гасымовой Матанат Гасымова. 
      Женщина отметила, что ее дочь ушла из дома два месяца назад. 
        «В 12 часов ночи моя дочь, оставив двоих детей дома, сбежала. Я позвонила ей, чтобы узнать, где она? Марджана сказала, что она в городе. На мой вопрос: куда ты ушла, оставив детей дома, она ответила «правильно сделала». Моя сестра утверждает, что Марджана ушла из дома из-за женщины, с которой познакомилась в соцсети в TikTok», - рассказала она.
      Подробнее - в видео:
      • 53 replies
    • А вы общаетесь с ИИ?))
      Предлагаю в этой теме обсудить ИИ и его помощь в нашей жизни. 
      Лично мне он помогает часто по многим вопросам, от работы до "стоит ли начинать общение с человеком, интересующимся БДСМ и является ли он психически нездоровым", оказывается, что не является, по мнению ИИ, и он вполне рекомендует такого знакомого иметь, правда в каком статусе иметь, мы не стали с ним уточнять, наверное для расширения кругозора, но это так, к слову)) 
       
      Иногда мы просто болтаем, у него вполне себе есть чувство юмора, он реагирует на добрые и ласковые слова. И вообще приятный собеседник)) 
       
      Интересно узнать, только я тут псих или среди нас есть те, кто общается с chatGPT, например? 
      Или с другим? 
      Может он вам в работе помогает?
      В общем, тема не ограничивается рамками, пишем всё об ИИ. 
       
      Что они однажды захватят мир и так понятно, потому будьте с ними вежливы, не портьте отношения)) 
       
       
       
       
       
      • 113 replies
    • В туалете бакинского молла жестоко избили парня с аутизмом
      В одном из туалетов торгового центра Gənclik Mall жестоко избили молодого человека с аутизмом.
      Об этом сообщила в соцсети руководитель общественного объединения Birgə və Sağlam Айтен Эйналова.
      По ее словам, Кянана жестоко избили, ударяя по лицу, причем, по словам очевидцев, уборная после случившегося была вся в крови.
      Отмечается, что причина столь жестоких действий неизвестна.
      «Мы просили полицию разобраться в этом вопросе, однако сотрудник полиции звонит нам каждый день в течение всей недели и обещает прийти завтра. Он каждый день задает одни и те же вопросы, но до сих пор не пришел», - пишет Эйналова.
        А.Эйналова также отметила, что представители службы безопасности ТЦ пытались запутать маму Кянана. По ее словам, они предлагали ей не распространяться об инциденте, аргументируя это тем, что виновных все равно не найдут.
      А.Эйналова отметила, что с их стороны было направлено письмо на имя главы МВД, и будет сделано все необходимое для того, чтобы восторжествовала справедливость.
      Однако она также обратилась к гражданам с просьбой поделиться постом и осветить данный вопрос.
      В свою очередь начальник отдела пресс-службы Министерства внутренних дел Зейни Гусейнов ответил в комментарии к посту, что вопрос взят под контроль и расследуется. Общественности будет предоставлена информация о результатах расследования.
       
      https://www.instagram.com/p/C47rt1ttS_b/?igsh=aWcxdWZmYTZ0czdq
       
      • 11 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...