Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Закят Аль-Фитр (Милостыня Разговения)


Maks1974

Recommended Posts

Закят аль-Фитр (Милостыня Разговения)

Обязательность выплаты закята аль-Фитр

Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-Фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву” аль-Бухари 1503.

Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что закят аль-Фитр является обязательным, и то, что он обязателен, является мнением всех ученых” См. “Ма’алиму-Ссунан” 3/214.

Имам ан-Науауи сказал: “Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина” См. «аль-Маджму’» 6/106.

Также на единогласное мнение (аль-иджма’) относительно того, что закят аль-Фитр является обязательным указывал и имам Ибн аль-Мунзир. См. «аль-Иджма’» 34.

Для кого является обязательным закят аль-Фитр?

Закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина, имеющего возможность его выплатить. Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли человек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждый обязан отдавать его только за себя. Имам ан-Науауи говорил: “Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно – за жену, детей и родителей” См. «аль-Маджму’» 6/128.

Сторонники этого мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и за тех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн ‘Умара, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдавайте Фитр за тех, кого вы обязаны содержать» ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161.

Но ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Имамы Ибн аль-‘Араби, аз-Захаби, ан-Науауи и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, а ад-Даракъутни сказал: “Правильно то, что эти слова принадлежать самому Ибн ‘Умару, но не пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. Однако некоторые имамы, среди которых шейх аль-Альбани, опирались на этот хадис и усиливали его достоверность другими подобными сообщениями. См. “Ируауль-гъалиль” 835.

Также к этому мнению склонились ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима). См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/367.

Что же касается имама Ибн Хазма, то он считал, что Фитр обязательно следует выплачивать и за плод, находящийся в чреве матери. Однако это мнение ошибочно, и никто из имамов о подобном не говорил. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что за зародыша, находящегося в чреве матери выплачивать Фитр необязательно” См. «аль-Иджма’» 31.

Что же касается известного и распространенного сообщения, которое приводит Ибн Абу Шейба, что ‘Усман ибн ‘Аффан давал Фитр за свою семью и даже за тех, кто находился во чреве, то оно слабое. См. “Ируауль-гъалиль” 3/330.

Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на что оно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, но никак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: “Саляфы любили давать Фитр даже за детей, находящихся в утробах”. Ибн Абу Шейба 3/173, Абдур-Раззакъ 5788. Иснад достоверный.

Также ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторые ученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдал пост, поскольку в хадисе Ибн ‘Аббаса сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам Ибн Къудама, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан. См. “Фатхуль-Бари” 3/364.

Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения, допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты. Более того в хадисе Ибн ‘Умара сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман” аль-Бухари 1503.

Под словом «малый» подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.

Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят – это поклонение, при котором необходимо иметь намерение.

Если же у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха, и он не должен брать для этого в долг. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу» (аль-Бакъара 2: 286). А пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Из того, что я вам повелел, делайте то, что вам под силу!» аль-Бухари 1/234.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр”. См. «аль-Маджму’» 6/113.

Мудрость закята аль-Фитр

Всевышний Аллах вменил общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) закят аль-Фитр, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника и чтобы он послужил искуплением упущений, допущенных во время поста. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы – это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня” Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, имам Ибн Къудама, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани.

Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен саджда сахуа в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста так же, как саджда сахуа искупляет недостатки в намазе” См. «аль-Маджму’» 6/321.

Что же касается хадиса: «Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-Фитр» ад-Дайлями и Ибн Шахин, то он является недостоверным о чем сообщили имам Ибн аль-Джаузи, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.

Шейх аль-Альбани сказал: “Нам неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых говорил о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/118.

Кому дается закят аль-Фитр?

Большинство ученых считают, что закят аль-Фитр распределяется так же, как и обычный закят, среди восьми категорий, указанных в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9: 60).

Однако это мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречит вышеприведенному хадису Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих”.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено давать закят аль-Фитр кроме как нуждающимся” См. “Маджмууль-фатауа”, “Ихтияратуль-фикъхия” 102.

То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и другие исследователи. См. “Задуль-ма’ад” и “Сайлюль-джарар” 2/86.

Разрешается давать одному бедняку несколько Фитров или же распределить один Фитр среди нескольких бедняков. Так говорили Малик, Ахмад, а также шейхуль-Ислам. Однако следует предупредить бедняка, которому отдана часть Фитра, что он получил меньше одного са’, поскольку он может отдать полученное в качестве закята аль-Фитр от себя. См. «Шархуль-Мумти’» 6/179.

Дозволено одному человеку отдавать Фитр размером больше чем один са’, однако нельзя выплачивать меньше, чем один са’, в чем нет разногласий. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/70.

Спросили ученых Постоянного комитета: «Можно ли выплачивать закят аль-Фитр тем, кто попрошайничает на рынках, тогда как мы не знаем их истинного положения?» Они ответили: “Фитр следует выплачивать бедным мусульманам, даже если они являются грешниками, но не вышедшими из Ислама. Следует смотреть на внешнее состояние бедняка, даже если он на самом деле окажется богатым. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если человек после выплаты своего закята узнал, что он попал в руки состоятельного человека, то это не повредит его закяту” См. “Фатауа аль-Ляджна” № 3055.

Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город?

Не следует отправлять Фитр в другой город, кроме как при необходимости, что может заключаться в отсутствии в своем городе бедняков или же большая нужда в Фитре в другом городе. Мусульманин должен выплачивать свой Фитр в той местности, где его застал конец месяца Рамадан. На это указывали многие ученые. Спросили имама Малика о человеке, который проживает в одной из стран Африки, однако который в день разговения находился в Египте: «Где он должен выплачивать закят аль-Фитр?» Малик ответил: “Следует выплачивать Фитр там, где он находится. Но если его семья (проживающая на его родине) выплатит Фитр за него, то ему это засчитывается” См. “аль-Мудауина” 1/337.

Имам Ибн Къудама сказал: “Что касается закята аль-Фитр, то его следует выплачивать в том городе, в котором пребывает тот, кому он стал обязательным, независимо от того, проживает он в этом городе или нет” См. “аль-Мугъни” 2/590.

Шейх Ибн Баз сказал: “Сунной является давать Фитр беднякам своей местности и не направлять Фитр в другой город” См. “Маджму’у фатауа уа макъалят”.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Дозволено ли отправлять в другой город закят аль-Фитр?» Он ответил: “Если в городе человека, который хочет отправить свой Фитр, нет неимущих (мусульман), то нет в этом проблем. Однако если в этом нет надобности и в его городе есть те, кому можно дать Фитр, то нельзя отправлять Фитр в другой город, на что указали некоторые ученые” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/318.

Кому запрещено давать закят аль-Фитр

Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр неверным, ибо нет для них ничего в обязательных предписаниях выплаты закята. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отправ-ляя Му’аза в Йемен призывать людей к Исламу, сказал ему: «И если они подчинятся тебе в этом (т.е. в единобожии и в совершении молитв), то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных» аль-Бухари 3/225, Муслим 19.

Имам ан-Науауи говорил: “Мы считаем, что не дозволено давать Фитр неверному, однако дозволил это Абу Ханифа” См. «аль-Маджму’» 6/142.

Хасан аль-Басри говорил: “Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню” Абу ‘Убайд 1/236.

Что же касается сообщения, что Абу Майсара собирал закят аль-Фитр и распределял его среди монахов, то оно является недостоверным. См. “Тамамуль-минна” 389.

Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, а это родители дети и жены. Имам Малик говорил: “Не давай закят никому из числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать!” См. “аль-Мудауина” 1/344.

Имам аш-Шафи’и сказал: “Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке!” См. “аль-Умм” 2/87.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что в том, что закят не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, не было разногласий среди ученых. См. «аль-Иджма’» 32.

Однако жена может выплатить мужу закят, поскольку она не обязана его содержать.

Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам мусульманам, которых человек не обязан содержать лучше, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин.

Также закят не выплачивается богатому и сильному, трудоспособному человеку. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволена милостыня (садакъа) для богатого, а также для сильного, трудоспособного человека!» Абу Дауд 2/234, Ибн аль-Джаруд 363. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам Ибн Къудама сказал: “Не дается богатому пожертвование, предназначенное для нищих и бедных, и нет в этом вопросе разногласий среди ученых” См. “аль-Мугъни” 2/522.

Размер закята аль-Фитр

Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды» Абу Ну’айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 282.

Закят аль-Фитр следует давать в виде одного са’ продуктов питания. Один са’ равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони. См. “Маусу’атуль-фикъхия” 3/163.

Объем одного са’ приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, как сказал это шейх Ибн Баз. В зависимости от разновидности продуктов его вес может быть различным. Так, напри-мер, объем ячменя в один са’, будет весить меньше, чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са’ может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точный Фитр в один са’, следует определить объем продуктов, равный весу пшеницы в 2,4 кг, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в «Шархуль-мумти’».

Чем следует выплачивать закят аль-Фитр

Абу Са‘ид аль-Худри сказал: “Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма” аль-Бухари 1506.

Ученные высказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам» (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда» подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам» в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней. Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками” аль-Бухари 1510.

Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»” См. “аль-Истизкар” 9/263.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена” См. “ат-Тамхид” 7/127.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачи-вать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие продукты, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не использовали” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/68.

Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты, а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным” См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот их едой является, например, мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным” См. «Шархуль-мумти’» 6/182.

Что касается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки, то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848. Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил: “Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад” См. “аль-Мугъни” 2/357.

Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн ‘Усаймин.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности” См. «Шархуль-мумти’» 6/191.

Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.

Чем не следует и нельзя выплачивать закят аль-Фитр

Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18.

Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.

Всевышний Аллах сказал: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни израсходовали – Аллах про это знает» (Али ‘Имран 3:, 92).

Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?

Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), велевшего выплачивать Фитр едой. Однако, несмотря на это некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами. Имам ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури” См. “Шарх сахих Муслим” 7/60.

Имам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”, сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгами Фитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги” См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/44.

Динары и дирхамы существовали и во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо ос-тановится. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/236.

Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!”, - его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»” См. “аль-Мугъни” 2/671.

Когда следует выплачивать закят аль-Фитр?

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия относительно слов Всевышнего Аллаха: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву» (аль-А’ля 87: 14-15), сказали: “Это значит: выплатил закят аль-Фитр, а затем отправился на праздничную молитву” См. “Ахкамуль-Къуран” 3/176.

Ибн ‘Умар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать Фитр перед выходом на праздничную молитву” аль-Бухари 1503.

Имам Ибн ат-Тин сказал: “Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до праздничной молитвы” См. “аль-Мутауари” 135, “Фатхуль-Бари” 3/478.

Некоторые ученые посчитали, что время выплаты Фитра начинается после захода солнца последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. Однако первое мнение, что его следует выплачивать перед выходом на праздничную молитву сильнее, поскольку опирается на прямой хадис.

Что же касается мнения тех ученых, кто считал, что Фитр можно выплачивать даже в начале Рамадана, то оно является ошибочным и ни на что не опирается, а более того, противоречит сообщению от Ибн ‘Аббаса, в котором сказано что смысл Фитра состоит в пропитании для бедняков в день праздника. Имам Ибн Къудама сказал: “Смысл обязанности закята аль-Фитр – это праздник Разговения” См. “аль-Мугъни” 2/676.

Имамы аш-Шаукани и Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорили: “Большинство ученых считало, что выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является лишь желательным, и считало, что его можно выплатить до конца дня Разговения. Однако хадис Ибн ‘Аббаса является опровержением им!” См. «‘Аунуль-Ма’буд», “Найлюль-аутар” 4/255.

Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли выплачивать закят аль-Фитр за несколько дней или недель до праздничной молитвы?» Он ответил: “Это не дозволено, поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника. Если ты выплатишь Фитр задолго до него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержит это продовольствие до праздника” См. “аль-Хауи мин фатауа шейх аль-Альбани” 283.

Но если человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничной молитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, что является исключением. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар бывало выплачивал Фитр за день-два до праздника” аль-Бухари 1511, Муслим 986.

Некоторые ученые сказали, что Ибн ‘Умар выплачивал Фитр за день за два не самим беднякам, а человеку, которого назначали собирать Фитр, на что указывают другие сообщения. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар посылал Фитр за два-три дня до праздника тому, кто собирал его” Малик 1/285.

В этом сообщении указание на дозволенность передачи закята аль-Фитр человеку, который ответственен за его сбор, если этот человек правдив и достоин доверия. Также это подтверждается известным хадисом, в котором шайтан приходил воровать с собранного в Рамадане закята аль-Фитр, который охранял Абу Хурайра. аль-Бухари 4/396.

Также сообщается от Айюба, что на вопрос: “Когда Ибн ‘Умар выплачивал Фитр?” Нафи’ ответил: “Когда сборщик начинал собирать Фитр”. Его спросили: “А когда сборщик начинал собирать Фитр?” Он ответил: “За день-два до праздника” Ибн Хузайма 4/83.

Однако важно отметить, что закят аль-Фитр не засчитывается, если отдан после праздничной молитвы, как сказал Ибн ‘Аббас: “А кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как обычная милостыня”.

Ученые Постоянного комитета сказали: “Тот, кто не выплатил Фитр своевременно, совершил грех! Он обязан принести покаяние за задержку выплаты Фитра и все равно дать его беднякам”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/369. Исключением является тот, кто не знал об этом.

Выплата закята аль-Фитр засчитывается лишь тогда, когда отдана бедняку. Она должна дойти до него или до доверенного лица, собирающего Фитр, своевременно. Бедный человек может доверить другому лицу, собирать выплачиваемый ему закят. Своевременное поступление закята к доверенному лицу означает его получение бедным человеком.

Однако ученые сошлись на том, что если человек не успел или забыл выплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится долгом, выплата которой все равно остается обязательной. См. “аль-Мугъни” 2/458, “Маусу’атуль-фикъхия” 41/43.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Я выплатил закят аль-Фитр, когда был в Египте в начале Рамадана, но теперь я в нахожусь в Мекке. Является ли для меня обязательным опять выплатить Фитр?» Шейх ответил: “Да, ты обязан выплатить Фитр, поскольку выплатил его преждевременно! Вещь связана с причиной, а причиной Фитра является день Разговения и это время является временем данного закята. Хорошо известно, что день Разговения наступает только в конце Рамадана, и не выплачивается Фитр, кроме как после захода солнца последнего дня Рамадана. Однако есть облегчение в дозволенности выплаты Фитра за день-два до праздничной молитвы, и это только облегчение, поскольку истинное время этого закята начинается с вечера последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. А если есть возможность, лучше всего выплатить Фитр утром до праздничной молитвы” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/180.

Link to comment
Share on other sites

Закят аль-Фитр (Милостыня Разговения)

Обязательность выплаты закята аль-Фитр

Я так поняла, Закят аль-Фитр должен составлять около 3 кг. нескоропортящихся продуктов? Это на каждого члена семьи?
Link to comment
Share on other sites

а сколько она составляет в этом году?

Что сколько составляет?Если вы имеете ввиду вес, то он изменяем, 3 кг.

Edited by Maks1974
Link to comment
Share on other sites

это я знаю.Я спрашивала про денежный эквивалент

Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), велевшего выплачивать Фитр едой.

Link to comment
Share on other sites

Разве? А почему я каждый год слышала ,что столко то составляет аль фитр на человека.Спасибо за ответ

Вы найдете ответ в посте №1.Многие много что говорят, но это не означает, что они глаголят истину.

Link to comment
Share on other sites

Разве? А почему я каждый год слышала ,что столко то составляет аль фитр на человека.Спасибо за ответ

Деньги можно отдать людям (фонду, мечети и т.д.) которые купят на них продукты и раздадут кому необходимо.

Link to comment
Share on other sites

Деньги можно отдать людям (фонду, мечети и т.д.) которые купят на них продукты и раздадут кому необходимо.

А можно отдать этот вид закята в детдом или дом престарелых, если допустим у меня нет знакомых бедняков или нуждающихся, которые могли бы сами приготовить в моем случае из 15 кг риса еду и можно ли дать его попрошайкам при том что они всегда просят исключительно деньги?

Edited by joser
Link to comment
Share on other sites

Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой' date=' ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), велевшего выплачивать Фитр едой.[/quote']

Впервые слышу об этом велении. Можно источик или хотябы хадис ? Какая разница в чем давать ? главное то чтобы вышло с тебя и пошла а пользу кому то... Наша религия не думаю что может быть настолько тяжелой и нелогичной...

Sent from mAyfay using Disput.Az

Link to comment
Share on other sites

сорри потом увидел, вот кокраз таки я всегда пользовался учением абу Ханифы (Нуман). Его учения мне по душе.

Sent from mAyfay using Disput.Az

а я уж грешным делом подумал что тебе более ближе учение "великого" Ленина .)))
Link to comment
Share on other sites

А можно отдать этот вид закята в детдом или дом престарелых, если допустим у меня нет знакомых бедняков или нуждающихся, которые могли бы сами приготовить в моем случае из 15 кг риса еду и можно ли дать его попрошайкам при том что они всегда просят исключительно деньги?

Конечно же и сиротам и престарелым надо помогать. Можно приготовить рис и отвезти им праздничный обед. Или нанять кого-нибудь, кто подарит им такую радость, особенно если будет много риса.

Профессиональным попрошайкам отдавать закят и пожертвования вообще сомнительно.

Link to comment
Share on other sites

Зякят аль Фитр нужно раздавать сегодня?

можно сегодня , но более желательно завтра утром до праздничного намаза который будет в 8 утра , но ни как не после , вот такие вот тонкости и подробности .)
Link to comment
Share on other sites

можно сегодня , но более желательно завтра утром до праздничного намаза который будет в 8 утра , но ни как не после , вот такие вот тонкости и подробности .)

Тогда лучше сегодня. Ну-с, соберемся в супермаркет.))

Link to comment
Share on other sites

Ас салям алейкум братья и сёстры,

Да закят аль фитр нужно отдать до праздника . Смысл в том, чтобы в день праздника у бедняка в доме была еда .

Да примет Аллах наши ибадаты аминь

Link to comment
Share on other sites

Тогда лучше сегодня. Ну-с, соберемся в супермаркет.))

Ас салям алейкум сестра,

Так хорошо сказала про супермаркет , аж в эту минуту самой захотелось )) Но я иншАллах после асра пойду

Link to comment
Share on other sites

Ас салям алейкум сестра,

Так хорошо сказала про супермаркет , аж в эту минуту самой захотелось )) Но я иншАллах после асра пойду

Ну если живете в стороне Ази Асланова, можем пойти вместе.)) Аллах орудж, намаз вя дуаларынызы гябул этсин.)

Link to comment
Share on other sites

Ну если живете в стороне Ази Асланова, можем пойти вместе.)) Аллах орудж, намаз вя дуаларынызы гябул этсин.)

Джаззак Аллаху хайр, сестра и аминь н ваши дуа

Было бы отлично , но уже иншАллах в следующий Рамадан ))

Хороших покупок вам и всем нам ))

Link to comment
Share on other sites

Я вот думаю ,что купить ?

1пакет риса

1 пакет гречки

1 пакет что-нибудь из бобовых

1 курицу

По поводу курицы сомневаюсь, если честно.. Может заменить на бутылку подсолнечного масла?

Link to comment
Share on other sites

Вот полезная статья из дей.аз http://news.day.az/society/350227.html

Особенности великого праздника Рамазан

12:42, 18 августа 2012 Trend LifeОбщество

mesyac_ramazan_23123.jpg

В Азербайджане, как и во всем мусульманском мире, 19 и 20 августа отмечается один из самых благословенных праздников - Орудж-байрамы (турк. Ураза-байрам, араб. Ид ал-Фитр, рус. Разговение). Праздник знаменует завершение поста в благословенном месяце Рамазан и начинает отмечаться в первый день мусульманского месяца Шаввал.

По традиции, в праздничный вечер (аз. байрам ахшамы, сегодня 18 августа), все собираются в кругу своей семьи за праздничным столом. После трапезы следует, по предписанию, бедным и сиротам раздать зякат ал-фитр (обязательная "милостыня завершения поста"), что является частью исполнения общего предписания о благотворительности.

Trend Life предлагает читателям ответы на интересующие их вопросы об Орудж-байрамы

1) Время выплаты фитры

В хадисе пророк Мухаммед (С) определяет время фитры.

"Приемлема милостыня аль-фитр тех, кто выплатил ее до праздничной молитвы"

Обязанность мусульманина выплатить фитр в промежутке между рассветом первого дня Ид-уль-фитр и началом праздничной совместной молитвы является близкой к обязательной - ваджиб.

2) Размер фитры

"Размер фитры определяется стоимостью 3 кг пшена, ячменя, изюма, фиников или риса на каждого члена семьи, в зависимости от материального положения семьи. Фитра дается лицам, испытывающим материальные трудности. Помощь следует давать либо продуктами, либо деньгами. Естественно, что богатым семьям не пристало выплачивать фитру по самой низкой цене, например, пшена. Фитру надо дать нуждающимся (бедным) после вечернего намаза, накануне праздника Рамазан. Конечно, надо заранее определиться, кому из нуждающихся надо будет отдать благотворительную помощь, а не ждать до последнего. Хорошо, если этот закят дается самому бедному родственнику или соседу", - сообщил Trend Life главный ахунд центральной мечети Азербайджана "Тезе Пир" Хаджи Фаиз Нагизаде.

Если вечером это все же невозможно сделать, то фитра должна достичь нуждающихся после утреннего праздничного намаза в кратчайшие сроки. Семьи, находящиеся в тяжелом материальном положении, освобождаются от выплаты фитры.

3) Если не успел выплатить фитру, является ли такой пост действительным?

Да, является действительным. Но мусульманин, не выплативший фитру, остается должником. Но фитра все равно должна быть выплачена. Пророк Мухаммед (С) сказал:

"Пост Рамазана висит между небом и землей, пока раб Божий не подаст предписанной для него милостыни".

4) Кому выплачивается фитра?

Фитра выплачивается тем категориям людей, кому должен выплачиваться зякат. Смысловой перевод коранического аята гласит: "Поистине, милостыня [закят] принадлежит [выплачивается]: бедным [не относящимся к тем, кто выплачивает закят]; нищим [неимущим и обездоленным]; тем, кто занимается сбором и распространением закята; тем, кто близок к вере или еще слаб в религиозности своей; для выкупа и освобождения рабов; на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними; на пути Аллаха (фи сабилил-лях); путникам. Это обязательно для вас, и Господь Всезнающ, Мудр ".

Фитру следует давать нуждающимся, начиная от родственников и соседей. Если рядом с местом проживания нет нуждающихся, то Фитру нужно адресовать бедным и праведным людям, проживающим в других местах, или же отдать в мечеть.

5) Можно ли раздать фитру нескольким нуждающимся?

Милостыню Фитр можно выплатить одному бедному мусульманину, а можно и распределить между несколькими бедняками. Точно также, один бедный мусульманин может получить милостыню Фитр от нескольких человек.

6) Кому нельзя давать фитру?

Милостыню аль-Фитр не полагается давать людям, имеющим достаток, при котором человек сам должен выплачивать милостыню. Целью милостыни является оказание помощи нуждающимся мусульманам.

Неприемлемо выплачивать фитр-садака родителям, деду, бабушке, супруге, детям, внукам и только тем родственникам, которые находятся на его иждивении или попечении, - в этом случае благо воздаяния обращается к нему самому.

7) Как лучше выплачивать фитру - продуктами или деньгами?

Многие богословы считают, что предпочтительнее выплачивать не продуктами, а в денежном эквиваленте. Они опираются на хадис пророка Мухаммеда (С): "Избавьте их от нужды в день праздника"

Мнение многих теологов сводится к следующему. Экономика во времена пророка Мухаммеда (С) опиралась на торговлю и меновые отношения, и приобретение этих продуктов было проблемой. В наше время экономика совершенно другая, продукты есть везде, нужны лишь деньги, чтобы их купить. Кроме того, ржаная мука, как и финики, не являются сегодня основными продуктами питания на территории многих стран.

8) Почему следует обязательно выплачивать фитру?

Всевышний в Коране говорит: "Возьми с имуществ их милостыню (закят), которой ты очистишь и усовершенствуешь их..."

Такое очищение означает, что закят дает возможность искупить грехи.

"Очистительная милостыня фитра дает возможность искупить грехи, допущенные в месяц Рамазан, таких, как случайное нарушение правил поста, сквернословие, пустословие, нанесенные обиды т.д. Фитрой мусульманин облегчает жизнь нуждающегося человека, хоть на какое-то время избавляет бедных от тяжкого бремени терпеть голод и жить в нужде. Всевидящий Аллах не оставит без Своей Милости того, кто поможет другому и воздаст ему за совершение доброго дела", - сообщил Trend Life заведующий организационным отделом Духовного Управления Мусульман Кавказа, декан Бакинского Исламского университета Хаджи Фуад Нурулла.

В Коране сказано: "Те, которые тратят свои имущества на пути Аллаха и потом то, что истратили, не сопровождают попреками и обидой, им - их награда от Господа их, и нет страха над ними, и не будут они печальны"

Очистительная милостыня подобна благотворному омывающему дождю, который смывает грехи того, кто отдает ее ради Аллаха с чистым сердцем и искренне:

"А те, которые тратят свое имущество, стремясь к благоволению Аллаха и по укреплению от своих душ, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне... Поистине, Аллах видит то, что вы делаете!"

9) На кого возлагается обязанность выплаты фитры?

Глава семьи выплачивает эту милостыню (если он не болен, дееспособен и зарабатывает) за всех членов семьи, находящихся на его попечении. Однако, он не обязан этого делать за совершеннолетнего, дееспособного сына и за свою жену, так как эта обязанность лежит на них самих. В то же время, если он за них выплатит милостыню фитр, то она будет принята. Гость праздничного стола также обязан сам выплачивать милостыню фитр, но хозяин дома может взять на себя эту выплату.

Для выплаты фитры не обязательно быть совершеннолетним или дееспособным. С имущества малолетних сирот и недееспособных выплачивается фитр их попечителями. Если же попечители не будут выплачивать милостыню фитр с их имущества, то окажутся в числе согрешивших. А малолетние, - после достижения совершеннолетия, и недееспособные - после выздоровления, придется самим отдавать фитр за все прошедшие годы.

10) Как отмечать праздник Рамазан

Орудж байрамы, как правило, отмечают три дня. В это время принято посещать могилы близких, раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения. В праздник Рамазан мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, надевать лучшие наряды, душиться благовониями и т.д. Поститься же в этот благословенный день нельзя. Некоторые мусульмане ошибочно продолжают держать пост в день праздника Рамазан до утренней молитвы.

"Держать пост в праздничный день грех. У кого по уважительной причине есть пропущенные дни поста месяца Рамазан, то следует их компенсировать только после праздника", - сказал Хаджи Фаиз Нагизаде.

Отмечают праздник разговения, собираясь в мечетях, чтобы всем миром постигнуть радость великого события. Главный ритуал, совершаемый верующими в мечети, - это утренняя праздничная коллективная молитва-намаз. Праздничный намаз в азербайджанских мечетях, как правило, совершается, два дня. Руководит общим молением имам, который произносит слова восхваления Всевышнего Аллаха, читает нараспев отрывки из Корана, и по окончании молитвы, воздев руки, обращается от имени исполнивших молитву мусульман к Господу с мольбой о принятии Всевышним их поста, о прощении грехов, просит у Аллаха благоденствия в этой жизни и успеха в последующей, о даровании истинного пути заблудшим и стойкости духа праведникам.

Пусть для вас всегда ожидание прихода Рамазана будет радостным праздником верующей души, прекраснейшим временем в году, а соблюдение поста - желанным, расставание с благочестивыми днями и ночами - светлым. С праздником вас дорогие мусульмане!

Link to comment
Share on other sites

Я вот думаю ,что купить ?

1пакет риса

1 пакет гречки

1 пакет что-нибудь из бобовых

1 курицу

По поводу курицы сомневаюсь, если честно.. Может заменить на бутылку подсолнечного масла?

Мне кажется вместо курицы можно взять чай и масло, и сахар те, что в маленьких коробочках.

Link to comment
Share on other sites

Зякят аль Фитр нужно раздавать сегодня?

Сегодня последний день откладывания средств,чем должно выплатить этот закят. Лучшее,дать,самое позднее, до праздничного намаза. ИншаАллах,что завтра будет праздничный намаз?
Link to comment
Share on other sites

Вот полезная статья из дей.аз http://news.day.az/society/350227.html

Пусть для вас всегда ожидание прихода Рамазана будет радостным праздником верующей души, прекраснейшим временем в году, а соблюдение поста - желанным, расставание с благочестивыми днями и ночами - светлым. С праздником вас дорогие мусульмане!

это для тех кто придерживается шиитской акиды .И вас с праздником . Edited by xaspik
Link to comment
Share on other sites

Братья и сёстры, помогите разобраться

Дело в том,что у меня на уме была одна семья , которым я хотела отдать фитр-зекят в виде продуктов, сейчас звоню ей, чтобы узнать дома ли она ,чтобы зайти к ней- вобщем они уехали к родным в деревню на праздники. Не скажу ,что они совсем нищие, но думаю относятся к категории бедные .

Теперь у меня есть ещё одна на уме , она инвалид ,нет двух рук на уровне локтей , живёт тем, что собирает милостыню на базаре ,вяжет , продаёт (не представляю , как она это делает, но факт, что да )

Вот посоветуйте мне,пожалуйста.Я хотела отдать закят продуктами , как это говорится в хадисе , но как она донесёт до дома продукты без рук не знаю ,и я не знаю где она живёт .

Можно ли ей отдать деньгами ? Не будет ли это выглядеть так, что я выбираю лёгкий вариант мол отдал деньги и всё ?

Link to comment
Share on other sites

Братья и сёстры, помогите разобраться

Дело в том,что у меня на уме была одна семья , которым я хотела отдать фитр-зекят в виде продуктов, сейчас звоню ей, чтобы узнать дома ли она ,чтобы зайти к ней- вобщем они уехали к родным в деревню на праздники. Не скажу ,что они совсем нищие, но думаю относятся к категории бедные .

Теперь у меня есть ещё одна на уме , она инвалид ,нет двух рук на уровне локтей , живёт тем, что собирает милостыню на базаре ,вяжет , продаёт (не представляю , как она это делает, но факт, что да )

Вот посоветуйте мне,пожалуйста.Я хотела отдать закят продуктами , как это говорится в хадисе , но как она донесёт до дома продукты без рук не знаю ,и я не знаю где она живёт .

Можно ли ей отдать деньгами ? Не будет ли это выглядеть так, что я выбираю лёгкий вариант мол отдал деньги и всё ?

сестра , да поможет вам Аллах сделать правильный выбор .
Link to comment
Share on other sites

сестра , да поможет вам Аллах сделать правильный выбор .

Аминь

Вот меня терзают сомнения, что я смогу сделать не так ,как полагается по сунне

и терзаюсь, что если выберу вариант в пользу денег, то будет совесть мучать, что легкий путь выбрала ((

время поджимает, есть кто знающие ?

Link to comment
Share on other sites

Аминь

Вот меня терзают сомнения, что я смогу сделать не так ,как полагается по сунне

и терзаюсь, что если выберу вариант в пользу денег, то будет совесть мучать, что легкий путь выбрала ((

время поджимает, есть кто знающие ?

Что значит легкий путь? Какая разница в тяжести этих двух способов и в них ли дело? Вы хотите облегчить жизнь этой женщине. Это богоугодное дело. Не надо колебаться,дайте ей,как считаете нужным.За деньги она сможет купить продукты или покушать где-то. Если у нее нет рук,то как она приготовит себе обед? Дайте деньги,в виде исключения,ей я думаю расплатиться за еду будет намного легче,чем ее приготовить. Да поможет вам Аллах. С наступающим вас праздником.
Link to comment
Share on other sites

Не перестаю удивляться,как суть помощи нуждающимся ставясь в жесткий регламент понимания Сунны, начинает становиться трудностью либо теряет в эффективности.

Фарз не может страдать из-за Сунны, а тем более из-за его средневекового понимания.

Пусть Аллах, углубит понимание вопросов и вещей, а также облегчит выполнение ответственности мусульман.

Link to comment
Share on other sites

Не перестаю удивляться,как суть помощи нуждающимся ставясь в жесткий регламент понимания Сунны, начинает становиться трудностью либо теряет в эффективности.

Фарз не может страдать из-за Сунны, а тем более из-за его средневекового понимания.

Пусть Аллах, углубит понимание вопросов и вещей, а также облегчит выполнение ответственности мусульман.

Аминь на ваши дуа

Но вы не правильно поняли, или я не достаточно доходчиво изъясняюсь

Мне кажется , что пойти купить продукты, потаскать тяжёлые сетки, доставить на дом бедняку всегда тяжелее , чем просто передать деньги .

Тем более если приветствуется закят продуктами ..

Вот я и хотела следовать сунне и Аллах мне помог ))

АльхамдулиЛлах

П.С. Наверно это вес-вес от шейтана или женская логика лишённая логики - думайте как хотите )))

Зато совесть спокойна, что сделала так, как это делали сахабы во времена Пророка (саллалаху алейхи вас салям)

Всем с праздником, братья и сёстры

Хаспик брат, тебе отдельное спасибо , что понял меня

Link to comment
Share on other sites

Аминь на ваши дуа

Но вы не правильно поняли, или я не достаточно доходчиво изъясняюсь

Мне кажется , что пойти купить продукты, потаскать тяжёлые сетки, доставить на дом бедняку всегда тяжелее , чем просто передать деньги .

Тем более если приветствуется закят продуктами ..

Вот я и хотела следовать сунне и Аллах мне помог ))

АльхамдулиЛлах

П.С. Наверно это вес-вес от шейтана или женская логика лишённая логики - думайте как хотите )))

Зато совесть спокойна, что сделала так, как это делали сахабы во времена Пророка (саллалаху алейхи вас салям)

Всем с праздником, братья и сёстры

Хаспик брат, тебе отдельное спасибо , что понял меня

Да хранит Вас Всевышний Аллах и не даст сбиться с прямого пути .
Link to comment
Share on other sites

Аминь

Вот меня терзают сомнения, что я смогу сделать не так ,как полагается по сунне

и терзаюсь, что если выберу вариант в пользу денег, то будет совесть мучать, что легкий путь выбрала ((

время поджимает, есть кто знающие ?

Будет классно если Вы сами понесете эти сумки к ней домой. Если хотите выбрать самый тяжелый, но правильный путь, думаю, так будет правильней.

Link to comment
Share on other sites

Будет классно если Вы сами понесете эти сумки к ней домой. Если хотите выбрать самый тяжелый, но правильный путь, думаю, так будет правильней.

Эстер,во ! в точку с пониманием , машАллах ))

Знаешь, я пошла к ней с твёрдым намерением помочь довезти до дому , но она сказала, что за ней к концу рабочего дня приходит дочка , вот она и понесёт сетки.

Просто на тот момент ,когда я писала сюда ,была испуганной, что не выполню долг вовремя, той соседки дома не оказалось, а женщина с базара была неразработанным планом Б.

Но всё сложилось хорошо АльхамдулиЛлах ))

Link to comment
Share on other sites

Эстер,во ! в точку с пониманием , машАллах ))

Знаешь, я пошла к ней с твёрдым намерением помочь довезти до дому , но она сказала, что за ней к концу рабочего дня приходит дочка , вот она и понесёт сетки.

Просто на тот момент ,когда я писала сюда ,была испуганной, что не выполню долг вовремя, той соседки дома не оказалось, а женщина с базара была неразработанным планом Б.

Но всё сложилось хорошо АльхамдулиЛлах ))

Очень рада, что Ваш намерение помочь этой женщине благополучно реализовалось. Аллах гябул элясин. Альхамдулиллах!)

Link to comment
Share on other sites

Аллах гебул елесин фитря-зекатларывызы!

Имхо,деньгами лучше.Может человеку лекарства надо купить,долги вернуть,за свет заплатить.. мало ли чего?Зачем ему именно рис,финики?Что захочет пусть сам купит и решит свою проблему.Цель фитра - помочь человеку нуждающемуся.Как он сам знает лучше.

Но если всетаки продукты хотите,то отнести до семьи продукты самому тоже отлично.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Азербайджане резко выросло число объявлений о продаже Toyota Prius
      В Азербайджане со вчерашнего дня число объявлений о продаже Toyota Prius выросло в три раза.
      Как передает Media.az, только сегодня на популярном сайте купли-продажи автомобилей Turbo.az опубликовано свыше 70 объявлений о продаже Toyota Prius.
        При этом цены на автомобили снизились с 14 тыс. манатов до 10 - 12 тыс. манатов.
      Это связывается с тем, что накануне Кабмин утвердил «Требованиях к техническим характеристикам, внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств, используемых для регулярных пассажирских перевозок и легковым автомобилем такси», согласно которым, автомобили старше 15 лет не могут быть использованы в качестве такси.
       
      Media.az
        • Haha
      • 11 replies
    • Зверство в прямом эфире: Чем чревато жестокое обращение с детьми в соцсетях - ВИДЕО
      Сегодня цифровизация прочно вошла в нашу жизнь. Практически у каждого человека есть личный аккаунт в той или иной социальной сети. Вначале эти онлайн-платформы предназначались для общения между людьми, разделенными большими расстояниями. Однако со временем соцсети начали
      • 4 replies
    • Таксистов обяжут устанавливать в салоне автомобиля видеокамеру и соответствовать экостандарту
      Обнародованы требования к техническим показателям транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров легковым автомобилем такси.
      Это нашло отражение в утвержденных сегодня Кабинетом министров «Требованиях к техническим характеристикам, внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств, используемых для регулярных пассажирских перевозок и легковым автомобилем такси».
      В легковых автомобилях такси должны быть установлены видеокамеры, которые охватывают весь салон и оснащены запоминающим устройством, способным хранить записанную информацию как минимум один месяц.
      Согласно требованиям, легковые автомобили такси должны соответствовать как минимум экологическому стандарту «Евро-5».
      Media.az
        • Haha
        • Like
      • 62 replies
    • Новое мошенничество с бронированием.
      Участились проделки мошенников в Азерб. Сколько бы полиция не призывали граждан быть бдительны все равно обманываються. Не пишите и не перечисляйте деньги через сайты которые не знаете и тем более не пишите 3 значное security cod. У одного пожилого человека сняли в течении 2 месяцев 72000 манат с карты! И так новое мошенничество:  Знакомиться с местным мужчиной на фб девушка из Украины, России или же часто Эстония, Сингапур и т.д. и предлагает встретиться сходить в кино например. Сейчас много маленьких кино, караоке там игры и тд в аренду на пару часов в Баку. Сбрасывает сайт кинотеатра с бакинским адресом ну например в наримановском районе, на двоих или группу и просит зделать резерв. Ну мужчина ничего не подозревая темболее местный адрес заходит на сайт и для резерва там требуется номер карты, security cod, во сколько и на чьё имя резерв. Все как обычно он оплачивает скажем 170 манат за 3 часа с едой вплоть до кольяна! Девушка даже предлагает заехать за ним. Ну к тому времени потерпевший с которого уже списали деньги за резерв подъезжает к кинотеатру по указанному сайту а там действительно маленькое помещение с комнатами где смотрят кино и караоке поют но только они говорят что они не знакомы с этим сайтом и вообще что это не их фотки комнат. Обращаясь в банк или полицию те говорят что вы не первый и не последний кто жертва мошенников. Таких случаев уже в Баку тысячами.
      https://m.facebook.com/groups/246661159172976/permalink/1789871651518578/?mibextid=WC7FNe
       
        • Confused
        • Haha
        • Thanks
      • 39 replies
    • Что за космические цены на парковку?
      Установлены тарифы на реконструированной парковке в центре Баку - ФОТО
      Лейла Мамедова14:14 - Сегодня   Установлены тарифы на парковку на станции автостоянки Бакинского железнодорожного вокзала, расположенной на пересечении улиц Сулеймана Рагимова и Мирали Гашгая.
      Цены определяются исходя из времени парковки, сообщает Trend.
      За первые 15 минут плата за парковку не взимается.
      Цены на парковку следующие:
      15-30 минут - один манат,
        30-60 минут - два маната,
      1-2 часа - четыре маната,
      2-3 часа - шесть манатов,
      3-5 часов - 10 манатов,
      5-7 часов - 14 манатов,
      7-10 часов - 18 манатов,
      10-15 часов – 22 маната,
      15-20 часов -26 манатов,
      20-24 часа – 30 манатов.
       
        • Like
      • 148 replies
    • 30-летняя женщина оставила двоих детей и сбежала из дома: мать беглянки винит знакомую из TikTok – ВИДЕО
      В Азербайджане 30-летняя мать двоих детей сбежала из дома из-за знакомой, с которой познакомилась в TikTok. 
      Об этом в программе Səni axtarıram («Ищу тебя») рассказала мать сбежавшей из дома Марджаны Гасымовой Матанат Гасымова. 
      Женщина отметила, что ее дочь ушла из дома два месяца назад. 
        «В 12 часов ночи моя дочь, оставив двоих детей дома, сбежала. Я позвонила ей, чтобы узнать, где она? Марджана сказала, что она в городе. На мой вопрос: куда ты ушла, оставив детей дома, она ответила «правильно сделала». Моя сестра утверждает, что Марджана ушла из дома из-за женщины, с которой познакомилась в соцсети в TikTok», - рассказала она.
      Подробнее - в видео:
        • Confused
        • Haha
      • 53 replies
    • А вы общаетесь с ИИ?))
      Предлагаю в этой теме обсудить ИИ и его помощь в нашей жизни. 
      Лично мне он помогает часто по многим вопросам, от работы до "стоит ли начинать общение с человеком, интересующимся БДСМ и является ли он психически нездоровым", оказывается, что не является, по мнению ИИ, и он вполне рекомендует такого знакомого иметь, правда в каком статусе иметь, мы не стали с ним уточнять, наверное для расширения кругозора, но это так, к слову)) 
       
      Иногда мы просто болтаем, у него вполне себе есть чувство юмора, он реагирует на добрые и ласковые слова. И вообще приятный собеседник)) 
       
      Интересно узнать, только я тут псих или среди нас есть те, кто общается с chatGPT, например? 
      Или с другим? 
      Может он вам в работе помогает?
      В общем, тема не ограничивается рамками, пишем всё об ИИ. 
       
      Что они однажды захватят мир и так понятно, потому будьте с ними вежливы, не портьте отношения)) 
       
       
       
       
       
        • Haha
        • Like
      • 113 replies
    • В туалете бакинского молла жестоко избили парня с аутизмом
      В одном из туалетов торгового центра Gənclik Mall жестоко избили молодого человека с аутизмом.
      Об этом сообщила в соцсети руководитель общественного объединения Birgə və Sağlam Айтен Эйналова.
      По ее словам, Кянана жестоко избили, ударяя по лицу, причем, по словам очевидцев, уборная после случившегося была вся в крови.
      Отмечается, что причина столь жестоких действий неизвестна.
      «Мы просили полицию разобраться в этом вопросе, однако сотрудник полиции звонит нам каждый день в течение всей недели и обещает прийти завтра. Он каждый день задает одни и те же вопросы, но до сих пор не пришел», - пишет Эйналова.
        А.Эйналова также отметила, что представители службы безопасности ТЦ пытались запутать маму Кянана. По ее словам, они предлагали ей не распространяться об инциденте, аргументируя это тем, что виновных все равно не найдут.
      А.Эйналова отметила, что с их стороны было направлено письмо на имя главы МВД, и будет сделано все необходимое для того, чтобы восторжествовала справедливость.
      Однако она также обратилась к гражданам с просьбой поделиться постом и осветить данный вопрос.
      В свою очередь начальник отдела пресс-службы Министерства внутренних дел Зейни Гусейнов ответил в комментарии к посту, что вопрос взят под контроль и расследуется. Общественности будет предоставлена информация о результатах расследования.
       
      https://www.instagram.com/p/C47rt1ttS_b/?igsh=aWcxdWZmYTZ0czdq
       
        • Upvote
        • Sad
      • 11 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...