Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Племена И Роды Азербайджана | Azərbaycan Tayfaları


Recommended Posts

Азербайджан - страна тюрков издавно и тюрки Азербайджана сформировались в результате консолидации множества огуз-туркменских, кыпчакских, татар-монгольских и частично более ранних тюркских племен. Узнаем наши тюркские племена к которым мы принадлежим по происхождению но вместе с тем многие из нас мало а то и вовсе не знают о своих племенных корнях. Так из каких же племен и родов состоят азербайджанские турки?

Link to comment
Share on other sites

Сейчас у нас 32 клана благородных семей, признанных в Персии и имеющих огромное превосходство в стране. Вот их имена, а окончание - «лу», которое имеют многие из их имен, показывает, что данный клан принадлежит вождю с таким именем. Начнем с Устаджлу - главного клана, большинство их - любимые слуги шаха, и они всегда занимают высокие и почетные посты при его особе. Шамлу - как великие мажордомы в Испании, и человек из этой фамилии несет всегда эту службу у нас в Персии. Затем идут Афшары: люди с этим именем в большинстве случаев правители и министры юстиции. Затем Туркоманы - из их числа выходят военачальники, принцы и генералы, так как они великие солдаты, и персидские цари всегда искали союза с ними посредством брака. Так, шах Тахмасиб женился на туркоманской принцессе. Семья Байат - благороднейший дом и родословная, и нее, как мы сказали бы в Испании, герцоги; такая же семья, известная как клан Текелу. Хармандалу - мы называли бы маркизами. Зулкадарлу - как герцоги, это клан доблестных в бою и очень храбрых людей. Семья Каджар и Караманлу - как герцоги, то же относится и к семьям Байбуртлу, Испирлу и Орйат. Чаушлу - как герцоги, Асайишлу - как графы; графами также являются следующие семьи: Чамиш-Казаклу, Сарузолаклу, Карабаджаклу, Бахарлу, Куйниорилу (?), Кырклу, Бошалу (?), Хаджи Факихлу, Хамзалу, Золахлу, Махмудлу, Кара-Чомахлу и Кара-Койунлу. Герцогами являются Гёзи-Байызлу (?), Пейклу (?), Иназлу (?) и, наконец, Кух Гнлуйалу.

орудж-бек баят, 1599-1602 гг.

Link to comment
Share on other sites

До конца XIX в. часть азербайджанцев сохраняла в пережиточной форме родоплеменное деление, в основном среди части населения, занимавшейся отгонным скотоводством, что, вероятно, способствовало сохранению этих пережитков. Известно, что формирование народа не приводит к окончательному изжитию племенных делений — в условиях патриархальных и феодальных порядков. Сохранению родоплеменных делений в Азербайджане, по-видимому, способствовал непрерывный приток тюркоязычных племен с начала нашей эры вплоть до XII—XIII вв., как с севера, так и с юга — с территории Ирана.

Кангарли/кенгерли. Первые сведения о родовых подразделениях кангарли относятся к 30-м годам XIX в.:

  • юрдчу, джумшудлу, караханбейли, агабейли, джагатайлы, караджаллы, билиджи, карабулаг, кеджалар, парванлар, илабанлы, алиханлы, арафсалы, селейка, кызыллы-пиргасан, кызылкишлак, калфир, карабаглар.

И. Шопен (середина XIX в.) перечисляет следующие родовые подразделения кангарли:

  • юрдчу, кызыллы, сарбанлар, халхаллы, пиргасанлы, салагы, агабейли, карабаклар, джагатай, карахан, гаджилар, джемшидли, билиджи, кызыллкишлак, гуртлар, карадолагли, шабанлы, кялфир, арафсали, караджалли, караковсарли, панахли, софулу, бекдили, алиакперли, дидиварли, болгарли, кюрдмахмудли, алиянли, зиядли, баргушадли.

Как видно, среди кангарлинцев были различные тюркские племена (болгарли, бекдили, джагатай, гурт и др.). Кроме того, некоторые родовые подразделения делились на мелкие колена. По нашим полевым данным, подразделение караханбейли состояло из следующих поколений:

  • каджарли, мамедли, эйнеддинли, мешади-ахмедли, карадагли, эвоглу (искаж. от этнонима ива+оглу "дитя").

Подразделение софулу состояло из поколений

  • гаджиханлар, атакишилер, буйнаклар, бирказ-дозулар, биркез-баллыгая, бирказ-кечаллар.

Link to comment
Share on other sites

Большой след в топонимии Азербайджана оставила племенная общность шахсеван. Шахсеван было собирательным названием ряда азербайджанских племен, в основном связанных с кызылбашами (см. выше) времени шаха Аббаса I, Они жили в обеих частях Азербайджана, в основном в Муганской степи. По мнению ряда исследователей, сначала шахсевании делились на три больших части. Племя, возглавляемое Юнсур пашой, состояло из подразделений

  • гарханлы, годжабейли, бандалибейли, поладбейли, гузатбейли которые в свою очередь состояли из мелких поколений.

Племя, во главе которого стоял Гурт бей, состояло из подразделений

  • талыш микаиллу, халфали, муганлу, удуллу, заргяр и др.

Третья группа также находилась под предводительством Юнсур паши:

  • иракли, пиргейбатлу, кораббаслу, юрдчу, дурсун-ходжалы, бейдили.

Кроме того, в состав шахсеванов входили племенные общности рзабейли, сарванлар, гомушчу и др.

В 70-х годах XIX в. все шахсеваны находились под предводительством двух беков — Ферзихана Атахан оглу и Джафар хана Назаралихан оглу. Первому подчинялись

  • коджабейли, бандалибейли, демирчили, сарыханбейли, новрузалибейли, сарванлы, джиловдарлы, талышмикайыллы, гахраманбейли, муганлы

, а второму —

  • поладлы, рзабейли, джаханханумлу, бейбаглы, гомушчу.

После присоединения Азербайджана к России часть шахсеванов осталась в Иране, а часть перешла на север, Азербайджан.

Поселение шахсеванов в Азербайджане происходило в разное время. Впервые, после присоединения в начале XIX в, Талышского ханства к России, часть шахсеванов образовала селение Еддиоймаг, а часть продолжала вести полукочевое хозяйство. По сведениям 1870 г., в Бакинской губернии Следующие кочевые общества шахсеванов:

  • хырдапай, халафли и муганли (500 семей), поладли (300 семей), хумуста поладлы (150 семей), новрузалибейли (100 семей), гузадлы (60 семей), талыш-микайыллы (400 семей), годжабейли (200 семей), поладлы, сейидлер, демирчи, алибабали и каракасымли.

Они иногда свободно переходили границу и кочевали на территории обеих частей Азербайджана. В 1880— 1885 г. царское правительство большую часть шахсеванов переселило из Мугана в Иран. Оставшиеся шахсеваны состояли из трех частей:

  • 1) гусейнли, керимли, алиярли, 2) тагибейли, чугунлу, чаллар, 3) гаджикишили, искендерли, кечаллар.

Шахсеваны объединяли носителей разных тюркских этнонимов южного Азербайджана. Среди них были племена гарадонлу и текла.

Племя гарадонлу перешло из южного Азербайджана на север после Русско-Иранской войны 1826—1828 года. В конце XIX в., по нашим полевым данным, гарадонлу состояли из подразделений

  • мехраблы, гуламалилар, джанджалар, сафарилилар и дивлар

, которые также позже образовали ряд сел.

По И. Петрушевскому, племя текла в 1540 г. во главе с Гази ханом перешло из Турции в Иран и представилось шаху Тахмасибу, который дал ему зоны Сальян — Махмудабад в Азербайджане для жительства. Этот этноним отражен во многих ойконнмах Текла в разных районах. Полевыми материалами установлено, что в конце XIX в. в Азербайджане жили следующие подразделения текла:

  • текле-I, текле-II, текле-III, текле мирзабабали, текле-софу, текле-шатуллы, текле абдулла, текле-хол, текле-ахсаглар, текле-агамоллалар, эйвазалилар (или амиралылар), бошчалар, талыбханлы, будаглы, агамалылар, муртулу, алипанахли, абдаллар, гарханлы, булутлу, гаджили, бозчалар, халфагулулар, ашыглы.

Link to comment
Share on other sites

В XIX в. в Карабахской и Мильской степях жило племенное объединение, по происхождению восходящее к хазарам,—кабирли, (см. выше, с. 45) которое состояло из четырех подразделений:

  • гарвандли, улубабалы, кызыл-мухаммедли и арых-мухаммедли.

По другим сведениям кебирлинцы в основном делились на две части:

  • гарвандли и хорузлу, а кызыл-мухаммедли и арык мухаммедли являются ветвями гарвандли.

По полевым данным, кебирлинцев ранее насчитывалось 850 семей и жили они на земле Кебирли в Карабахе, которая охватывала зону современных районов Имишли, Агджабеди, Джебраил и Мартуни. Каждое подразделение кебирли делилось на части:

  • гарвандли
  • этйемезлер, югифли, софулар, баллылар, меребасанлар, бозаллар, амиралылар, агагусейнлар, деймадагилдилар, гаджитаптыглар, ханилар;

  • кызыл—мухаммедли
  • гаджи-аллахвердилар, карагаггаллы, кезкармалылар, чопуралылар, мехралы;

  • улубабалы — гаджима- медгусейнли, гаджигасанлы, гаджифаталилар, долушлулар порнеклер, казахлылар

. Названия этих родовых подразделе ний отразились в ряде ойконимов Карабаха.

Link to comment
Share on other sites

В настоящее время в Азербайджане насчитывается 13 ойконимов Муганли. Муганли — собирательное имя различных племенных общностей, живших в средние века в Муганской степи. Русский путешественник XVII в. И. Котов писал, что на Муганской равнине живут муганлу.

Названия племен, входивших в состав муганлу, не из вестны. В нач. XX в. на Мугани было сорок четыре полукочевые общества, которые назывались муганлу.

Одним из племен среди шахсеванов было — муганлу (300 кибиток).

В середине XIX в. племенная общность муганлу состояла из 275 семей и делилась на следующие поколения:

  • аллахмедатли, карабайрамли, алиетмазли, алиджанлы, чиповханлы, пашабейли, гарабаш, сарханлы, мамедли, моллалар, алпоут, оруджлу, темишли, агаджанлы, телеменлы, чумаханлы, нурахмедли, джафарали, тамразлы и мамышли.

Имена некоторых из этих поколений отложились в названиях ряда селений в Азербайджане.

Link to comment
Share on other sites

Выше мы говорили о происхождении этнонима казах в связи с поселением кипчаков в Азербайджане. Казахи также состояли в прошлом из ряда подразделений. В архивном документе 1832 г. отмечается, что казахи в основном состоят из двух частей: чобан-кара и карапапахлар. Чобан-кара делится на

  • боюк чобанкара (98 семей), сараджли (88 семей), керимбейли (80 семей), гафарли (84 семьи), демирчили (30 семей), шыхлар (18 семей), каракоюнлу (23 семьи).

А карапапахлар делятся на

  • карапапахлар (677 семей), чакарли (42 семьи), коланы (21 семья), гарабаглар (22 семьи), каркибашли (10 семей), джамилли (5 семей).

По другим данным, казахи делились на следующие части:

  • карапапахли (840 семей), беюк чобанкара (159 семей), сарашли (90 семей), демирчили, гафарли, джафарли (16 семей, отделились от гафарли), гарабаглы (12 семей), али-шарурлу, керимбейли (55 семей), коданлы (отделились от керимбейли), джамилли (10 семей), шыхлар (34 семьи), чакарлы (57 семей), керкибашлы (13 семей).

В другом источнике отмечено, что казахи состоят из 14 поколений и одно из них называется айрумлы. Отмечается, что казахи делятся на части

  • каранапахлы, айрумлы (из 4-х поколений), муганли, шахдили, гарагоюнлу, кенгерли (из 33 поколений).

В связи с различными историческими событиями, часть казахов переселилась в другие зоны Азербайджана. Есть сведения о том, что во время правления грузинского царя Ираклия II, когда Казахский округ входил в состав Грузии, племена караджаллы, джинли, салахлы, демирчи-гасанлы, кызылгаджили, каракоюнлу, алпоут, софикюрд, бойахмедли, кангарли, халифли и другие переселились в Карабахское ханство. Из Казаха всего переселилось 1500 семейств, из Шамшадильского округа - 3200 семейств. Этим объясняется, что многие ойконимы Карабаха идентичны с ойкони мами Казахского района.

Как видно, некоторые родовые подразделения казахов по происхождению связаны с рядом тюркских племен. Карапапахов по происхождению связывали с хазарами. В 1827 г. 100 семей из карапапахов Армении и 800 семей из Азербайджана под предводительством Нагихана и Исмаил-хана переселились в Турцию и Иран. Этноним чакар среди казахов можно связать с болгарским этнонимом чакар (см. выше, с. 36). В этнониме керкибашли можно заметить этнонимы башилли (от басил и суффикса ли) и карки (см. выше). Перечисленные этнонимы отложены в названиях многочисленных населенных пунктов: Газах, четырех Газахлар, Газахлы, Карапапах, Шыхлы, Керкибашлы, Джамили, Салахлы, Касаман, Гаймаглы.

Link to comment
Share on other sites

Общие замечания о кочевых племенах Кавказа

Номады, живущие на равнинах двух склонов Кавказа, ведут кочевую жизнь в течение многих веков и очень привержены к ней. Живущие на Северном Кавказе могли бы стать оседлыми, если бы захотели [25] заняться земледелием, ведь огромные пространства земли остаются невозделанными из-за отсутствия рабочих рук для их обработки, чего нельзя сказать о кочевниках, живущих у подножья южного склона Кавказа: в Ширване, Карабахе, в окрестностях Елизаветполя, Бомбахи и др. Характер почв и климата вынуждает их вести такого рода жизнь. И вот почему.

Эти области, о которых мы будем говорить позже более, подробно, летом представляют собой лишь бесплодные поросшие полынью степи, растрескавшиеся под палящими лучами солнца. Там раскален даже воздух, в то время как в горах — свежая зелень и умеренный климат. Кроме того, летом вода на равнинах мутна и опасна для здоровья, поскольку жители отводят с помощью многочисленных каналов воду рек при выходе их из гор и используют ее для ирригации рисовых полей, где вода какое-то время задерживается и застаивается, прежде чем течь дальше.

Кочевники после зимы, проведенной в этих степях, где в это время года их стада находят себе пропитание в изобилии, в первые дни мая поднимаются в горы и взбираются выше и выше в зависимости от увеличения летней температуры. Они находят в горах свежую траву для своих стад, прозрачную воду для питья и наслаждаются приятным климатом.

К концу августа, когда в высокогорных долинах начинает чувствоваться холод, кочевники начинают движение назад, они начинают спускаться вниз, чтобы к октябрю, когда горы покрываются снегом, вернуться в свои степи, где они зимуют. Эти наблюдения показывают, что закавказских кочевников невозможно приучить к оседлой жизни и что местные условия заставляют их жить в горах летом, когда невозможно жить на равнине, а зимой, когда равнины превращаются в отличные пастбища, они занимают берега Куры и западное побережье Каспийского моря. Кроме того, в этих местах слишком мало пахотных земель, для того чтобы прокормить то количество кочевников, которое здесь обитает.

В простоте кочевой жизни есть очарование, [26] которое проще понять, чем объяснить. Кочевник, спящий на своем войлоке, ближе к свежей траве, от которой он не отделен досками, касается ее, вдыхает ее аромат. Когда на занимаемом им месте трава высыхает, он переносит свое жилище на некоторое расстояние, туда, где травяной покров зелен и свеж. Пейзаж, окружающий его, одинаков — это зеленый фон, который не меняется, но на котором каждое животное из его стада прекрасно выделяется, и одним взглядом он охватывает все свои владения.

Не для того, чтобы написать идиллическую фразу, мы упомянули о том, что кочевник меняет место, когда трава под ним вытоптана и съедена животными; имен но так делают татары, ногайцы, трухмены и другие. Доказательством того, что эта жизнь им нравится, является их страстная приверженность к ней. Впрочем, весь этот образ жизни характерен лишь для высокогорных равнин, где редко идут дожди.

Бларамберг И. Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа, 1835 год.

Link to comment
Share on other sites

Племена Ширвана:

Племена зенгене, халиллу и кенгерлу в Кубинском и Ширванском уездах, караманлу, текелу, чакирлу и шамлу - в Ширванском, осаллу, аршалу, устаджлу и каджар - в Кубинском, племя баят - в Кубинском, Дербендском и Ширванском, каракоюнлу и халач - в Шекинском, Кубинском и Ширванском уездах и многие другие происходят от тюрок, и иных народов, живших в Персии и Турции.

Бакиханов, Аббас-Кули-Ага. «Гюлистан-и Ирам», 1841 г.

Link to comment
Share on other sites

кочующие племена, или иляты

иляты турецкого происхождения

  • a) афшары, подразделяются на казелу и эреклу, живут в адербайджане, особливо около урмии; главное их жилище между гамаданом и керманшахом, в урочищах асадабад и кеновер, числом около 30,000 семейств.
  • b.) каджары, живут в мазандеране (главное их место астрабад) мерве и хорасане и около ганджи (в грузии). хотя ныне царствующая фамилия из ашагабаш, но отрасль юхарибаш считается благороднее; число их около 20,000 семейств. каджары принадлежат к племени джелаир некогда сильному в истории востока.
    1) ашагабаш
    2) юхарибаш
  • c) муккадем, около 5,000 семейств, живут близ мараги в адербайджане.
  • d) думбали, 5,000 семейств, около салмаса и хой в адербайджане.
  • e) талыш, от 5 до 8,000 семейств, живут в гиляне, остальная часть в талышах (русской провинции, приобретенной от персии после гюлистанского трактата).
  • f) кара-гёзлы, 10,000 семейств, около гамадана, большая часть из них имеют оседлость.
  • g) байеты, 7,000 семейств, родом из эривани, живут в нишапуре, в фарсе, адербайджане и в тегеране.
  • h) шахсевены, 8,000 семейств, около ардебиля и в казбине.
  • i) джеванширы, 5,000 семейств, прежде жили в ширвани, и теперь в прати и часть их находится в кабуле.
  • k) фарс-моданлу, около 4,000 семейств, живут в фарсе.
  • l) кошавенды или косавенды в гиляне и мазандеране, в числе около 2,000 семейств.
  • m) шагаги (шахахи), имеют постоянныя жилища, занимаются хлебопашеством и ремеслами, живут в адербайджане в числе 10,000 семейств.

Статистическое обозрение Персии, составленное подполковником И.Ф.Бларамбергом в 1841 году / Статистическое обозрѢние Персiи, составленное подполковникомъ И.Ф.Бларамбергомъ въ 1841 году

Edited by Oğuz86
Link to comment
Share on other sites

... жители персии разделяются на оседлых (тат или таджик) и кочующих (иляты), как уже выше было сказано; но разделение это ложно во многих местах, потому-что часть номадов обитают в селениях, а другие упражняются в разных ремеслах по городам. впрочем, заметить должен, что это случается только с илятами тогда, когда потеря скота или другие случайные обстоятельства принуждают их прибегать к этим средствам; окончив ученичество, они по большой части возвращаются в свои племена, где ремесло, в котором они усовершенствовались, дает им более выгоды и независимости. иляты считают себя гораздо выше таджиков; каждое племя имеет свое предание и свою родословную, доходящую часто до самых отдаленных времен.

Статистическое обозрение Персии, составленное подполковником И.Ф.Бларамбергом в 1841 году / Статистическое обозрѢние Персiи, составленное подполковникомъ И.Ф.Бларамбергомъ въ 1841 году

Link to comment
Share on other sites

племена сефевидов:

BÜYÜK TÜRKMEN KURULTAYINA KATILAN VE SAFEVİ DEVLETİNİN KURULUŞUNDA ROL OYNAYAN OYMAKLAR

Prof. Faruk Sümer bu sürece katılan oymakları “ Büyük Oymaklar “ ve “ Küçük Oymaklar “olarak ikiye ayırır.

BÜYÜK OYMAKLAR

1. RUMLU

Rumlu olarak adlandırılan aşiretler başta Sivas, Koyuluhisar,Şebinkarahisar, Amasya ve Tokat ‘ta ki Türkmen aşiretleridir. Sivas ili ve yakın çevresinin adı o zamanlar Eyalet-i Rum idi. “…Rumlular’ın devletin kurulmasında mühim bir rol oynadıkları yukarıda görülmüştü. Nur Ali Halife,Piri Beğ ve Div( Dev) Sultan. Div Ali Beğ;kendisinin Tokat bölgesi halkından olduğu … Emir’ül-ümeralığa sadece şahsi kabiliyetleri sayesinde yükselmiştir. Rumlu’dan Badıncan(Patlıcan) Sultan, (Erdebil valisi),Kazak Sultan,Sofiyan halife ve Aygud Beğ’i tanıyoruz.”(Say- 43)

2- USTACALU

“ ..Bu boy aslında başlıca Sivas-Amasya –Tokat bölgesinde yaşayan ve bazı oymakları Kırşehir’e kadar yayılan Ulu Yörük adlı büyük topluluğa mensup idi. Şeyh Cüneyd ve Haydar’ın Anadolulu müridlerinin mühim bir kısmını Ustacalu’lar teşkil ediyordu. 1500 yılında (Sarıkaya’da ) Erzincan da buyruğundaki iki yüz atlı ile Şah İsmail’in katına gelen Mirza Beğ oğlu Muhammed Beğ, Ustacalu neslindendi. ( Daha sonra Diyarbakır valisi olan Muhammed Bey Mardin ,Urfa ve diğer illerin Safevi Devletine katan çok etkili bir komutan olmuştur)

…. Muhammed Beğ Çaldıran’da Safevi ordusunun sol koluna kumanda eden meşhur Ustacalu Muhammed Han’dı. Muhammed Han’ın bu tarihte Kılıç Han adlı oğlunu tanıyoruz. ( Çaldıran savaşı sırasında Yavuz Sultan Selim’in ordusu Çaldıran ovasına inerken , Safevi kurmayları durumu etraftaki dağlardan izlerler. Karargah da toplanan savaş divanın da Ustacalu Muhammed Şah İsmail’e ” Şahım Osmanlı ordusu Çaldıran ovasına yorgun geldi. Daha dinlenmeden ve toplarını yerleştirip savaş düzenlerini kumadan hemen saldıralım” der. Şah İsmail’in yanındaki daha üst düzeydeki yöneticiler Ustacalu ‘nun bu önerisine karşı çıkarlar “ Senin borun Diyarbakır’da öter ” diyerek onu sustururlar.” Yarını beklemeden Hemen saldıralım” önerisini kabul etmezler.Şahın dinç ordusu Yavuz Selim’in ovaya yerleşmesini ve savaş düzeni almasını o gün tepelerde sakin sakin seyrederler. Ertesi gün yapılan Çaldıran savaşında Şah İsmail ve kurmayları , sahra toplarını dahil , çeşit çeşit toplara sahip olan dünyanın en güçlü ordusu olan Osmanlı askeri kıtalarının problemsiz ve müdahalesiz savaş düzeni almasını seyretmeleri ve Ustacalu Muhammedin teklifini kabul etmemenin bedelini çok ağır ödediler. Çaldıran savaşında Şahın ordusu yenilmiş ve kendisi de savaş meydanında canını zor kurtarmıştır. Bizim Tercan –Sarıkayalı Ustacalu Muhammed’de Çaldıran’da sol kolun komutanı olarak savaş meydanında yiğitçe savaşarak ölmüştür.) …Yine Ustacalu Saru Pire’nin Çaldıran savaşında öldüğü görülmüştü. Bu tarihte Çayan Sultan’ın (Ustacalu’lu) kardeşi Köpek Sultan (asıl adı Mustafa idi),Karınca Sultan,Menteşe Sultan,Bedir Beğ,Kurt Beğ,Kara Han’ın oğlu Abdullah Han, Kadı Beğ, Sofu Oğlu Ahmed Sultan ( Kirman valisi) Hamza Sultan,Taceddin Beğ gibi emirler de bu boydandı. ….Bu suretle Ustacalular Şah İsmail devrinde devleti kuran oymakların başında gelir…” (a.g.e:say-45-46)

3- TEKELÜ

“… Teke İli veya Teke denilen Antalya bölgesi Türkleri’nden idiler. Aralarında Hamid ili (İsparta –Burdur bölgesi) ve Menteşe ili ( başlıca Muğla vilayeti) halkından kimseler vardı. Tekelüler devletin kuruluşunda mühim bir rol oynadıktan başka 1510-1511 yılında Şah Kulu Baba isyanı dolayısıyla 15.000 kişinin İran’a gelmesi ile çok daha fazla kuvvetlendiler. Saru Ali ,diğer bir Tekelü Beğ’i Burun Sultan, Yeğen Sultan, Çuha(çuka) Sultan,Reis Beğ ile Şerefeddin Beğ ‘in de Şah Kulu Tekelülerinden önce Şah İsmail’in hizmetinde olduklarını biliyoruz…. Karaca Sultan, Ahi Sultan, Çirkin Sultan tekelilerin en başta gelen beğleri idiler.” (a.g.e. say-47)

4- ŞAMLU

“… Şamlular yazın Sivas’ın güneyindeki Uzun –Yayla ‘da kışın Haleb-Ayıntab( gazianteb) arasında yaşayan ve Osmanlı devrinde haleb Türkmenleri denilen oymakların umumi adıdır. … şamlular Şeyh Cüneyd’den beri Erdebil tarikatının en eski müridleri arasında yer almışlardı. Şey Haydar’ın en başta gelen halifelerinden Hüseyin Bey,Şamluya mensup idi…. Tarikatın bu en eski mensubu ve Şah İsmail’in en yakın iki emirinden biri olan lala Hüseyin Beğ gördüğümüz gibi ,Çaldıran savaşında ölmüştür. Şamlu’ların diğer büyük emiri de Abdi Beğ idi. Abdi beğ üçyüz atlı ile Erzincan’da Şah İsmail’e katıldığını..Devletin kurulması üzerine tavacı başı olan Abdi beğ1506-1507’de Kürd Sarım ile yapılan savaşta ölmüştü. Abdi Beğ’in Durmuş ve Hüseyin adlı iki oğlunu tanıyoruz. Bunlardan ilki kısa zamanda yükselerek en muteber emirler arasında yer almıştır.” ( a.g.e –say 48)

5 - ZU’L – KADR ( DULKADIR)

Bu boy Safevi kaynaklarında seksen bin ev olduğu söylenen Maraş ve Boz Ok (Yozgat) bölgesindeki Dulkadır elinin ,daha ziyade Boz Ok ‘da yaşayan oymaklarından bazılarının kollarından meydana gelmiştir. Şah İsmail’in babası Haydar’ın en yakın müridlerinden Dede Abdal Beğ bu teşekkülden idi. …Devletin kuruluşundan sonra Abdal Beğ’in korucu başılığına getirilmiş olduğunu görüyoruz….. Devletin kuruluşuna katılan Keçel Berğ lakbıyla tanınmış olan İlyas Beğ idi. Şah İsmail 1503 yılında Fars’ı fethedince bu geniş bölgenin valiliğini İlyas Beğ’e vermişti.

KÜÇÜK OYMAKLAR

1- VARSAKLAR: “…Bilindiği gibi Varsak ,Tarsus bölgesindeki Türkmen oymaklarının adıdır. Şeyh Cüneyd’in Varsaklar arasında dolaşıp onların bir çoğunu kendine bağladığını biliyoruz. Kemah kalesi kumandanı Yusuf Beğ ve muavini Muhammed Beğ ile askerlerinin Varsaklardan odluğunu görmüştük. Varsakların kendilerine mahsus şiir ve türküleri vardı ki ,buna varsağı denilmektedir. Varsağılar Safevi sarayında ve Kızılbaş beğleri arasında zevkle dinlenen şiir ve türkülerden biridir.” ( a.g.e- say: 50)

2- ÇEPNİ: “….Çepniler’in 24 Oğuz boyundan biri olduğu malumdur. Çepniler Anadolu’nun fetih ve iskanında pek mühim roller oynamış boylardan biridir…. Bir bölüğü Halep Türkmenleri , mühim bir küme de Sivas ,Tokat ve Amasya bölgesindeki Ulu Yörük arasında yaşadığı gibi ,yine bu boya mensup pek kalabalık bir topluluk Trabzon ,Bayburt,Gümüşhane ,Giresun ve canik(Ordu ,Samsun) bölgesinden oturuyordu. İşta Safeviler hizmetindeki Çepniler de bu sayılan topluluk ve bölgelerden idiler” ( a.g.e –Say :50)

3- ARABGİRLÜ: “… Bilindiği gibi Arabgir bugün malatya’ya bağlı bir kazadır. Bu kaza halkından da bir miktar Kızılbaş’ın İran’a gittiği görülüyor. 1523 tarihinde bu oymağın başında Emir Ali Kulu (Kuli) Beğ vardı.” (a.g.e-say:51)

4- TURGUDLU: “… 1500-1501 YILINDA Erzincan’da İsmail’in katına gelenler arasında Karaman İli halkından da müridlerin bulunduğunu söylenir. Gerçekten Şah İsmail Karaman Oğulları ile dünürlük kurmuş, en muteber beği olan Turgud Oğulları’ından Musa Beğ’e 1512 gönderdiği Türkçe bir mektupta karamanlı Ahmed Ağa’nın isteği üzerine hareket olunmasını…yazmaktadır…. Karaman oğlu Kasım Beğ’in çeribaşısı(Kumandanı) Pir Bayram ile yine büyük emirlerinden Kökez Oğlu’nun altı bin er ile Şah İsmail’in hizmetine girip Tebriz’i şaha alıverdikleri” (a.g.e –Say: 51)

5 –BOZCALU: “…Haleb Türkmenleri’ne bağlı bir boy idi… Özbek hükümdarı Muhammed Şibani Han’ın başını Bozcalı’dan Aziz Ağa kesmişti”( a.g.e-say:52)

6 - ACİRLÜ: Bunun da Haleb Türkmenleri’ne mensup olduğu anlaşılıyor.

7- HINISLU: Şeyh Haydar’ın ileri gelen emirlerinden Ayğut Oğlu İlyas Beğ’in bu oymaktan olduğu anlaşılıyor.

8- ÇEMİŞGEZEKLU: “ Mensupları Tunceli’ne bağlı Çemişgezek kazası halkından olan… Bu oymak da pek ehemmiyetsiz bir rol oynamıştır. ….İşte safevi devletini kuran,onun asıl kaynağı olan ve hakim unsurunu teşkil eden oymakların belli başlıları bunlardan ibarettir. Bu oymakların meydana getirdiği Safevi Kızılbaş topluluğu Anadolu’lu yeni bir teşekküldür. Akkoyunlular’dan ve Karakoyunlular’dan farklı bir topluluktur…. Akkoyunlu Ulusu’nun bir kısmı ile Karakoyunlu oymakları da Safaviler’e tabi oldular ve zamanla devlet hizmetine alındılar. Fakat bunlar Kızılbaşlığı kabul ettikleri halde çoğu birinci derecede bir mevkie sahip olamadılar. Bunlardan Kaçarlar’ın XV.yüzyıl sonlarına doğru Anadolu’da ki Boz –Ok(Yozgat) bölgesinden Gence bölgesine geldikleri anlaşılıyor….. Şeyh Haydar’ın müridleri arasında Kaçarlar’dan Piri Beğ’i görüyoruz.” (a.g.e-Say: 53-54)

Safevi Devleti kuruluş tamamlandıktan sonra Akkoyunlu ve Karakoyunlu devletini oluşturan boylardan bir çoğu sonradan Şah İsmail’e katılmışlardır. Bu boylar Safevi tarihinde Özellikle Irak-Bağdat bölgelerinde önemli roller oynamışlardır. Bu boylar Musullu,Pürnek ve Avşar Boyları ve beyleridir..”…Avşar Beğlerinden ...Sultan Ali Mirza’ya gelince ,o Çaldıran’da “ Şah benim” diyerek Şah İsmail’in esir alınmasını veya öldürülmesini önlemişti.” ( F.Sümer;say 56).

Faruk Sümer Şah İsmail döneminde ve daha sonra oğlu Şah Tahmasb ve diğer torunları dönemini de içine alan( yaklaşık yüz otuz yılı kapsayan )Şah Abbas(1638) döneminin sonuna kadar Safevi Devletinde görev yapan Türkmen boylarını ve beylerini her dönemdeki rollerini ,saraydaki etkinliklerini ,kendi aralarında ki çeşitli kavgalarını ,Osmanlı Devletiyle yapılan savaşları,yenilgilerini zaferlerini ayrıntılı bir şekilde inceleyerek çok detaylı bilgiler vermiştir.

Link to comment
Share on other sites

Расселение племен и родов в Азербайджане по населенным пунктам:

племя газах

  • газахский уезд: г. газах, газахбейли, газахлы, шыхлы (2), даш салахлы, салах, салахлы (2);
  • гянджинский уезд: (шамшадинский район), гырмызы газахлар, газахлы (2), шыхлар, салахлы (2);
  • джаванширский уезд: газах рехимлер, газахлар, йегарчы газахлар;
  • джебрайылский уезд: газахлар, шыхлы;
  • губинский уезд: газахлы, шыхлы, шыхлы оба, салах-оба;
  • гёйчайский уезд: гоюнлу шыхлы, молла шыхлы, умудлу шыхлы;
  • ленкеранский уезд: салахлы;
  • агдашский уезд: салахлы (2);

племенная конфедерация шахсевен

  • гёйчайский уезд: шахсевен, бейдаллы, удуглу, мурадлы, илхычы-эмирджанлы, илхычы-нахырчы, гара илхычы, леле-ахмедли, ахмедли, текке, чахырлы, текле-сефи, текле-мирзебаба, текле-муганлы;
  • джебрайылский уезд: шахсевен, зергер, гарадаглы, гоч-ахмедли, йал-пирахмедли, ахмедалылар, пир ахмедли, ахмедли (2), ахмедагалы, йарахмедли, чахырлы, эйватлы;
  • шамахинский уезд: хаджы гасымлы, хаджы гадирли, текле-хаджы меммедгусейн, текле мирзебаба;
  • джавадский уезд: хаджы гасымлы, полад тугай, хелфели, хаджы алимурадлы, султан-мурадлы, мурадлы, гадирли, нур ахмедли, ахмедли, бейдилли, чахырлы, пир эйватлы, текле мирзебаба;
  • губинский уезд: гасым гышлагы (2), хелфелер, удйуг, зергерли, илхычы гасан эфенди, илхычы мехеммедхан, илхычы, гарадаглы (2), ахмедли (2), хырдаоймаг;
  • ленкеранский уезд: гюль гасымлы, али гасымлы, мехеммед гасымлы, гара гасымлы, поладлы, хелфелер, хелфеганлы, хелфе ходжа, хелфе юсифли, милли, гадирли, ахмедли, йеддиоймаг, чахырлы, иналлы, текле-шатырлы, текле (2), текле-кеш, текле дереси (2), хол-текле (2);
  • город баку: ахмедли, или же гулам махмудлу;
  • агдашский уезд: бейдилли, гарадаглы;
  • джаванширский уезд: поладлы, гара демирчи-хесирчи, гара демирчи, милли, илхычылар (3), илхычылархана, гарадаглы, гарадаглы керимага, гарадаглы гёвхерага, гиляк бойахмедли, кобарта-бойахмедли, джиловдарлы, текле (2);
  • шушинский уезд: поладлы, полад махмудлу, демирчилер, хелфели, хелфереддин, илхычылар (2), гарадаглы-верендели, агдам-гарадаглы, гарадаглы угурлубей, гарадаглы-керимага;
  • зенгезурский уезд: демирчилер, мурадлы, мурадханлы (2), молла ахмедли, кобатлы;
  • газахский уезд: демирчилер, кел хелфели, гадирли, джиловдарлы;
  • гянджинский уезд: гарадаглы (2), азер ахмедли, горанбой, ахмедли, ахмедбейли, шакирли;
  • нухинский уезд: гарадаглы

М. Г. Велиева. (Бахарлы) “Азербайджан”, Баку,1921 г.

Link to comment
Share on other sites

Об основании села Ахмедли в Абшероне:

Kəndin tarixinin ikinci mərhələsi, 16-cı əsrin əvvəllərində Azərbaycanda Səfəvi hakimiyyətinin yayılması dövründən başlayır. Məşhur səfəvi tayfalarından olan şahsevənlərdən Mahmud və Əhməd adlı iki varlı maldar qardaş öz tayfalarıyla birgə qış otlaqları tapmaq məqsədilə bu yerlərə gəlmiş və həmişəlik burada məskunlaşmışlar.

Tezliklə kənd əhalisi arasında böyük hörmət və üstünlük qazanan Şahsevənlər kəndi tayfa başçısı böyük qardaş Əhmədin şərəfinə "Əhmədli" adlandırırlar. Bununla razılaşmayan Mahmud böyük qardaşına qarşı çıxır və öz tayfasını ayıraraq kəndin digər hissəsinə köçürür. Mahmudun tayfasının yaşamağa başladığı ərazi isə, "Mahmudlu" adlanmağa başlayır. Lakin, çox cəkmədən bu iki hissə yenidən birləşir və kənd ağsaqqalları kəndin böyük qardaş Əhmədin adını daşımasına qərar verirlər. Həmin vaxtdan bu günə qədər Əhmədli kəndinin adı dəyişmədən qalmaqdadır.

Link to comment
Share on other sites

Передача по наследству беглербегств до шаха Аббаса I также была неузаконенным, но, тем не менее, обычным, порядком. В Иране в XVI в. наследственными беглербегами Херата были главы кызылбашского племени шамлу, беглербегами Фарса - главы племени зулкадар, беглербегами Кирмана - главы племени афшар, беглербегами Хамадана - главы племени текелю и т. д. То же мы видим и в закавказских владениях Кызылбашской державы. В XVI в. беглербегами Чухур-Са'да (Еревана) всегда назначались эмиры из кызылбашского племени устаджлу, ветвь которого получила земельные пожалования в Ереванской области. Но наиболее показательный пример - наследственное беглербегство фамилии Зийяд-оглы в Гандже и Карабаге с первой половины XVI в. с небольшими перерывами до 1804 г. н. э. Еще шах Тахмасп I назначил эмира Шах-верди-султана Зийяд-оглы, из аймака зийядлы, кызылбашского племени каджар, беглербегом Карабага и главою племени и аймаков (иль ва уймакат) каджар; знать племени была наделена пастбищами и земельными пожалованиями в Карабаге. По Искендер Мунши, они владели там яйлагами и кышлагами, имениями (амляк) и садами.

Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. (1949)

0b10f4dff34c.jpg

Link to comment
Share on other sites

современные азербайджанцы (азербайджанские турки) сформировались вот от этих племен и несколько других племен о которых еще продолжу писать здесь же. в результате их консолидации и видем сегодня народ под названием азербайджанцы/азербайджанские турки.

Link to comment
Share on other sites

мало кто из современных азербайджанцев подазревают и знают о своих племенных корнях. например, именитый род из карабага - велиевы, велизаде, велибековы от общего корня и восходят напрямую к большому и именитому огузскому племени йыва, которые являются одним из 24 известных огузских племен.

Link to comment
Share on other sites

Племя халадж оставило след в ряде микротопонимов Еще Адам Олеарий (XVII в.) отмечал, что на Мугани живут халаджи. В конце XIX в. и нач. XX в. халаджи в Азербайджане имели ряд субэтнонимов: чапарли, джандырлы, гарагасанли, етимлер, сафаралыли, исмаилли, курдали, байрамалили, березлер, гусейнлер, ашкарлар, бейали, гаджилар, гаджигурбанли, ахмедли, гаджибабалилар, гуренли, чеменлы, дунйамалилар, котайлар, шикарли, хасахали и ашигалилар.

ТОПОНИМИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА, страница 28

Полагаю наши "котайлар" те которые в Туркестане, а также у башкортов и у ногайцев известны под названиями "кытай"/"катай".

Link to comment
Share on other sites

У юзера Огуз86 лимит постов за сегодняшний день исчерпан, поэтому по его просьбе выставляю это тут, завтра он сам продолжит:

The Bayāt tribes of Iran

The Bayāt presence in Iran is not attested before the 10th/16th century, when two separate groups are mentioned. The “genuine” or Āq (White) Bayāt tribe lived mainly around Kazzāz (34° N 49° 26’ E., southeast of Hamadān) and then had 10,000 tents (Defense Mapping Agency, Names Gazetteer, p. 6; idem, 1984, s.v. “Bayāt”). Although pre-16th-century evidence is lacking, it seems probable that these Bayāts came from northern Syria with the Āq Qoyunlū. In Shah Ṭahmāsb’s reign begs from the tribe were governors of Hamadān and districts on the Ottoman frontier, and in Shah ʿAbbās I’s reign Bayāt amirs and troops were sent to Azerbaijan, with the results that Bayāts settled in that province also. At the same time small groups established themselves at Darband and Šābrān. The Āq Bayāt tribe produced a large number of prominent amirs, whose names are mentioned in the chronicles of Ḥasan Rūmlū and Eskandar Beg and elsewhere. Although the Bayāts are reckoned in the Taḏkerat al-molūk (pp. 16-17, 193) to be less powerful than the Šāmlū and the Ḏu’l-Qadr, they are put fifth by Don Juan of Persia (1604), who himself belonged to this tribe, among the thirty-two noble families and clans “in whose hands the government is placed,” being “most noble and comparable to dukes.” Many Bayāt amirs were appointed to high positions outside the tribal area, e.g., Gadā-ʿAlī Solṭān to the governorship of Mākū in Shah ʿAbbās I’s reign, others to similar posts in the Īravān (Erevan) district, and Ḥosayn-ʿAlī Beg to the leadership of an embassy to Spain in 1006/1598 (Sümer, 1950, p. 385). The second main group, distinguished by the name Qara (Black) Bayāt, lived in Khorasan, for the most part around Nīšāpūr. Moḥammad-Kāẓem, calls them the Nīšāpūrī Bayāts. They were much involved with the Turkman tribes of Ḵᵛārazm. When Shah Esmāʿīl I conquered Khorasan, they acknowledged Safavid sovereignty. The Uzbek ruler ʿAbd-Allāh Khan (991-1006/1583-98), who seized much of Khorasan, placed them under the authority of his son ʿAbd-al-Moṇʿem Khan (ibid, p. 387). Nevertheless they remained loyal to the Safavids and rendered such valuable services to Shah ʿAbbās I that he rewarded them with a promise of tax exemption. Qara Bayāt amirs continued to hold the governorship of Nīšāpūr in Nāder Shah’s reign and thereafter. In addition, there was a third Bayāt group, known as the Bayāt-e Šām or Bayāt-e Qājār, evidently, a branch of the Šām Bayātī of Syria and Anatolia. They must have come to Iran with the Qajar tribe in the wake of the Āq Qoyunlū. In the 10th/16th century the Qajars lived in Azerbaijan, mainly around Ganja and Barḏaʿa; it is not clear which of the Qajar amirs were of Bayāt descent. In the 12th/18th century a village near Ganja bore the name of the Bayāt-e Šām and a certain Moḥammad-ʿAlī Khan, who belonged to this tribe, was an amir in the service of ʿĀdel Shah Afšār. Under the Qajars, particularly in Fatḥ-ʿAlī Shah’s reign (1212-50/1797-1834), several amirs from the tribe rose to prominence.

The total strength of the Bayāts of Iran in the Safavid period was estimated at 40,000 families. Sedentarization of the Bayāt tribes began well before Reżā Shah’s reign, in some cases (e.g., the Bayāts of Mākū) at the instigation of hereditary local chiefs (Oberling, 1974). Today they are entirely sedentary and live mainly around Zanjān.

Link to comment
Share on other sites

какой то закомплексованный душевнобольной люзер ставит минусы на мои посты об азербайджанских племенах и родах. у этого карапета нервы не выдерживают кажись, идиот.

Link to comment
Share on other sites

Историческое противосстояние номадической Азербайджанской-тюркской цивилизации с земледельческой персидской-иранской цивилизацией:

Некоторые известия о нынешнем состоянии Персии

(Извлечено из Путевых записок Адриана Дюпре, в нынешнем году вышедших в Париже на Французском языке)

Буонапартовы замыслы касательно Индии Восточной имели выгодные следствия для Географии. Офицеры и Дипломаты, посыланные ко Двору Фет-Али-Шаха, собрали множество новых известий о положении мест, о направлении дорог, о силах государства, о средствах управления и о гражданском состоянии народа в Персии.

Государство сие, потерявшее с восточной стороны Кабул и Кандагар, а с северной Ширван и Грузию, лишилось еще некоторой части естественных своих укреплений и со стороны Турции. Арабы беспокоят южные берега его, к которым уже никто неездит удивляться богатству и роскоши купцов Ормусских. Утратив могущество свое, Монархия Персидская в замену его не приобрела даже и славы. Государь племени Туркоманского, чуждый нации, господствует над провинциями пустынными, лишенными половины своих жителей. Великолепные чертоги Испаганя стоят в развалинах; гений разрушения носится и над Гамаданом, и над Султанией и даже над Ширазом: везде представляются взорам одни остатки прежней пышности. Еще была бы счастлива Персия, когдаб при сих великолепных развалинах обеспеченное земледелие хвалилось драгоценною жатвой; когда бы на сих разрушенных колоннах спокойной винодел мог повесить гибкие ветви лозы, воспетой Анакреоном и Гафизом: но, ах! оставленные села попадаются столь же часто как и города разоренные; каналы, необходимо нужные для орошения сухой почвы, в большей части провинций разрушены во время долголетних смятений; горы, некогда покрытые дубравами, лишились и теней своих и источников; повсюду пустыни заступили место нив возделанных и плодородных. Слабые усилия некоторых старейшин народа немогут остановить сего всеобщего падения. Весь гражданской порядок состоит из одной лишь цепи злоупотреблений; высшие и низшие чиновники похищают у земледельца даже вещи последней необходимости; лептами вдов и сирот обогащается казна Принцов и Государя; кочующие орды, которые составляют военной класс нации, нередко отваживаются на частные грабительства, и только ждут смерти Фет-Али-Шаха, чтобы поднять знамя войны междоусобной и опустошить все государство от имени Принцов, готовых резаться за престол, необеспеченный твердым законом о наследии.

адриан дюпре, 1819 год.

Link to comment
Share on other sites

Историческое противосстояние номадической Азербайджанской-тюркской цивилизации с земледельческой персидской-иранской цивилизацией:

Вы мне ответьте при случае, какая у персов в пустынях могла быть земледельческая культура?

Вы вообще задумываетесь над публикуемым?

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Выше мы говорили о происхождении этнонима казах в связи с поселением кипчаков в Азербайджане. Казахи также состояли в прошлом из ряда подразделений. В архивном документе 1832 г. отмечается, что казахи в основном состоят из двух частей: чобан-кара и карапапахлар. Чобан-кара делится на

  • боюк чобанкара (98 семей), сараджли (88 семей), керимбейли (80 семей), гафарли (84 семьи), демирчили (30 семей), шыхлар (18 семей), каракоюнлу (23 семьи).
А карапапахлар делятся на
  • карапапахлар (677 семей), чакарли (42 семьи), коланы (21 семья), гарабаглар (22 семьи), каркибашли (10 семей), джамилли (5 семей).

По другим данным, казахи делились на следующие части:

  • карапапахли (840 семей), беюк чобанкара (159 семей), сарашли (90 семей), демирчили, гафарли, джафарли (16 семей, отделились от гафарли), гарабаглы (12 семей), али-шарурлу, керимбейли (55 семей), коданлы (отделились от керимбейли), джамилли (10 семей), шыхлар (34 семьи), чакарлы (57 семей), керкибашлы (13 семей).
В другом источнике отмечено, что казахи состоят из 14 поколений и одно из них называется айрумлы. Отмечается, что казахи делятся на части
  • каранапахлы, айрумлы (из 4-х поколений), муганли, шахдили, гарагоюнлу, кенгерли (из 33 поколений).

В связи с различными историческими событиями, часть казахов переселилась в другие зоны Азербайджана. Есть сведения о том, что во время правления грузинского царя Ираклия II, когда Казахский округ входил в состав Грузии, племена караджаллы, джинли, салахлы, демирчи-гасанлы, кызылгаджили, каракоюнлу, алпоут, софикюрд, бойахмедли, кангарли, халифли и другие переселились в Карабахское ханство. Из Казаха всего переселилось 1500 семейств, из Шамшадильского округа - 3200 семейств. Этим объясняется, что многие ойконимы Карабаха идентичны с ойкони мами Казахского района.

Как видно, некоторые родовые подразделения казахов по происхождению связаны с рядом тюркских племен. Карапапахов по происхождению связывали с хазарами. В 1827 г. 100 семей из карапапахов Армении и 800 семей из Азербайджана под предводительством Нагихана и Исмаил-хана переселились в Турцию и Иран. Этноним чакар среди казахов можно связать с болгарским этнонимом чакар (см. выше, с. 36). В этнониме керкибашли можно заметить этнонимы башилли (от басил и суффикса ли) и карки (см. выше). Перечисленные этнонимы отложены в названиях многочисленных населенных пунктов: Газах, четырех Газахлар, Газахлы, Карапапах, Шыхлы, Керкибашлы, Джамили, Салахлы, Касаман, Гаймаглы.

 

 

Я из рода Джафарли, и знаю историю (поименно) своего рода вплоть до 1792 года от 1808 года у нас дома есть фото моих предков фото от придворного фотографа его величества Александра Павловича. При советах нас также раскулачивали, более половины погибло от Сталинских репресий, 3 брата моего деда сгинули в степях казахстана, один бежал в Турцию. у деда отняли все, он стал обычным башмачником. 

Но в документе тех лет ошибка, это не казахский, а кыпчакский род Карапапахов. кыпчаки и казахи не очень ладили между собой. Джафарли были не 16 семей а 38, где то в начале 1700. Переселение части семейства Джафарли в Карабахское ханство тоже факт, до сих пор в ряде левобережного Араза, где господствовали Шахсевян, есть одино поселение Джафарли, Также есть не маленькое посление Джафарли в Шамшадинском уезде, это произошло после родства с Шыхлы.

На данный момент весь род Коданлы почти огрузинился, это был приграничный род и местность называеться Кода с озером Кумыс. 

Но почему ничего не сказано о таких семьях как Герахмазли, Гехраманли и Сарымемедли

Link to comment
Share on other sites

Я из рода Джафарли, и знаю историю (поименно) своего рода вплоть до 1792 года от 1808 года у нас дома есть фото моих предков фото от придворного фотографа его величества Александра Павловича.

Можете вывесить их фото тут?
Link to comment
Share on other sites

Что значит "почти огрузинился"? Часть рода все еще носит мусульманскую фамилию?

В свое время Кахетинцы, будучи албанцами, также огрузинились.

 

Ставлю сюда гышлаг семейства Кодали, сегодня фамили населения уже переделаны на грузинский лад и люди живущие там давно говорят на грузинском, забыв корни, но карта военная по 1973 перепечатана 1982 году, местность, посмотрите названия местностей, гор, рек, сел, еще не все тогда успели переименовать, там видно расположение где осели семейство Тякяли -  Текали в названии. 

Link to comment
Share on other sites

Ставлю сюда гышлаг семейства Кодали, сегодня фамили населения уже переделаны на грузинский лад и люди живущие там давно говорят на грузинском, забыв корни, но карта военная по 1973 перепечатана 1982 году, местность, посмотрите названия местностей, гор, рек, сел, еще не все тогда успели переименовать, там видно расположение где осели семейство Тякяли -  Текали в названии. attachicon.gifGeorgia K 82.jpg

 

Не знаю заметели вы или нет? Текали также расположен в нижней правом углу представленной вами карты , оно находится прямо над селением Качаган, а вот этот Качаган по моему произошел от тюркского термина Катаган (Хатаган),  в среднивековых источниках монгольского периода упоминается этот род

Link to comment
Share on other sites

salam!

 

Ставлю сюда гышлаг семейства Кодали, сегодня фамили населения уже переделаны на грузинский лад и люди живущие там давно говорят на грузинском, забыв корни, но карта военная по 1973 перепечатана 1982 году, местность, посмотрите названия местностей, гор, рек, сел, еще не все тогда успели переименовать, там видно расположение где осели семейство Тякяли -  Текали в названии. attachicon.gifGeorgia K 82.jpg

а что вы знаете о текели?

Link to comment
Share on other sites

конференция представителей рода газахлы в турции. на заднем плане вы видите как они ведут свое шеджере. на фотографии Muammer Kemaloğlu

 

 

 

f5ed74be89c6.jpg

Link to comment
Share on other sites

Ставлю сюда гышлаг семейства Кодали, сегодня фамили населения уже переделаны на грузинский лад и люди живущие там давно говорят на грузинском, забыв корни, но карта военная по 1973 перепечатана 1982 году, местность, посмотрите названия местностей, гор, рек, сел, еще не все тогда успели переименовать, там видно расположение где осели семейство Тякяли -  Текали в названии. attachicon.gifGeorgia K 82.jpg

 

Узнаю родные места...  Есть,конечно,  и некоторые неточности, например, в квадрате 92*96, спишем же на неграмотность составителей военной карты...

Так, не Агамедли, а Ага-Мяхяммядли. Кстати, со слов прапрадедушки, гойун сюрюсю отарыб Гарабагда...

Качаган моложе даже, но не Текали...

Edited by measure
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Утопленные автомобили из Дубая могут оказаться в Азербайджане: как распознать «утопленника»? - ВИДЕО
      Интенсивные дожди, наблюдающиеся в Дубае (ОАЭ) в последние дни, затопили многие жилые районы города. Больше всего от этого пострадали автовладельцы, так как в результате природного явления множество машин разных марок оказалось под водой.
      Как сообщает Xezerxeber.az, в Азербайджан автомобили в основном импортируются с рынков США, Кореи и Дубая.
      Поскольку привезти машину из Дубая в Азербайджан можно в кратчайшие сроки, то есть за 15 дней, предприниматели предпочитают именно этот вариант. Данная ситуация говорит о том, что автомобили с «подмоченной репутацией» могут быть доставлены также и в нашу страну.
      По словам автомеханика Сахиля Агабейли, обычно бизнесмены покупают такие машины в несколько раз дешевле.
        Однако распознать такой автомобиль можно по нескольким признакам: следам плесени и ржавчины, а затем гнили, особенно в нижней части транспортного средства. Мастер отметил, что, лица, торгующие машинами, чистят и красят днище таких автомобилей. Покупатели также могут определить эти изменения.
      Автомеханик добавил, что, в отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, стоимость ремонта «утопленников» выше. И вождение таких транспортных средств представляет риски даже после ремонта.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Like
      • 2 replies
    • Эксперты ВОЗ обеспокоены по поводу возможности распространения птичьего гриппа среди людей
      Глобальное распространение вируса птичьего гриппа среди млекопитающих, включая людей, представляет собой серьезную проблему для общественного здравоохранения.
        • Like
      • 4 replies
    • Отца и друга азербайджанца, подозреваемого в убийстве москвича из-за парковки, задержали
      Отца и приятеля мужчины, которого подозревают в убийстве жителя Москвы возле дома в
        • Like
      • 29 replies
    • Почему результаты выпускного экзамена у мальчиков ухудшились по сравнению с девочками? - ВИДЕО
      Согласно статистике Государственного экзаменационного центра, результаты тестов у девочек выше, чем у мальчиков.
      Было отмечено, что начиная с 2001-2009 годов поступление девочек-абитуриентов в высшие учебные заведения стремительно росло.
      В 2010-2022 годах девочки превзошли мальчиков в этом соотношении.
        Эксперт по образованию Адиль Велиев считает, что причиной этого может быть то, что мальчики больше отвлекаются.
      Подробнее - в видео Xəzər TV.
       
        • Like
      • 22 replies
    • Брат жестоко убитой в Казахстане Салтанат Нукеновой дал эксклюзивное интервью - ВИДЕО
      Жуткая, потрясшая всех история убийства хрупкой женщины ее мужем, возможно, не получила бы такой огласки, если бы не ее семья и брат. 
      Речь идет о громком деле об убийстве Салтанат Нукеновой ее мужем, экс-министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым. Внимание людей по всему миру сейчас приковано к трансляции судебного заседания - сможет ли влиятельный, состоятельный убийца избежать справедливого наказания? 
      Baku TV Ru поговорил с Айтбеком Амангельды, братом Салтанат, о погибшей сестре, о ее взаимоотношениях с мужем и семьей, о ее прошлом, о семьях Нукеновой и Бишимбаева, и о многом другом.
      В эксклюзивном интервью он также рассказал о том, повлияло ли данное дело на изменение взглядов общества, о психологе преступника, поступали ли угрозы ему от семьи Бишимбаева и т.д.
        Подробнее - в сюжете.
       

       
        • Thanks
      • 6 replies
    • Буллинг в школах и агрессия в обществе. Новый выпуск «Поговорим?» - ВИДЕО
      Журналист Гамид Гамидов в новом выпуске программы «Поговорим?» представил очередное видеоинтервью. И на этот раз формат передачи несколько отличался от предыдущих выпусков - кроме знакомого ведущего в данном выпуске приняли участие его коллеги – журналисты Джамиля Алекперова, Джавид Османов и Mick Bloom.
      Журналисты обсудили насущные социальные темы, связанные с насилием. Возникает ощущение, что с начала года количество новостей, которые «пугают», стало расти.
        Комментируя данную тенденцию, собеседники в своих обсуждениях затронули буллинг в школах, уважение к старшим и тему безнаказанности, поговорили о том, нужно ли закрывать тик-ток и, как можно сократить уровень агрессии в обществе...
        • Like
      • 18 replies
    • Чингиз Абдуллаев: «Врачи вытащили меня с того света, Аллах меня пожалел»
      Народный писатель Азербайджана Чингиз Абдуллаев 17 апреля был выписан из Центрального таможенного госпиталя, куда был помещен из-за проблем со здоровьем 6 апреля.
      На своей странице в социальной сети Facebook писатель подробно рассказал о произошедшем, отметив следующее:
      «Я умер. Нет. Это не прозаическое резюме моего повествования. Это то, что со мной произошло. В ночь на 6 апреля и в течение дня моего юбилея 7 апреля. Я снова родился. Как констатировать смерть? Когда все внутренние органы перестают одновременно функционировать, дыхание останавливается и сердце перестаёт биться. Несколько минут подобной комы или клинической смерти превращают человека в «овощ». Врачи вытащили меня с того света, Аллах меня пожалел. Может решил, что мне пока рано. Вернул меня обратно. Страшно представить, какую боль я причинил в эти несколько дней своим близким, своим родным»
      В своем сообщении народный писатель также выразил слова благодарности: «Хочу поблагодарить всех! Моего Президента, всех друзей, знакомых, читателей и вообще незнакомых мне людей. Которые в эти дни переживали за меня. Спасибо им всем! Постараюсь оправдать Ваше доверие. Там я уже успел побывать. Теперь я совсем не боюсь. Тот, кто умирает один раз, не боится умереть во второй. Но не торопитесь. Наверное, у каждого из нас свой срок. Я вышел из больницы. На снимке люди, которые помогли мне «вернуться». Спасибо им за все!»
       
       
      https://1news.az/news/20240418121620670-CHingiz-Abdullaev-Vrachi-vytashcili-menya-s-togo-sveta-Allakh-menya-pozhalel-FOTO
      • 11 replies
    • Несовершеннолетняя девочка, которую хотели склонить к проституции, сбежала из района в Баку
      Председатель общественного объединения «Чистый мир» Мехрибан Зейналова поделилась в социальной сети «Фейсбук» вопиющей историей несовершеннолетней девочки, которая была вынуждена бежать из района в столицу.
      По словам правозащитницы, Захра (имя условное) в данный момент находится в их приюте.
      «После того, как ее родители развелись, девочка продолжала жить с матерью в районе. Через какое-то время мать передала ее знакомому мужчине (40-50 лет), сказав ему, что он может делать с ней все, что захочет. После того, как Захра прожила с ним месяц, мужчина предложил ей продавать свое тело и делить с ним деньги. Услышав это, Захра нанесла увечья своим рукам, после чего сбежала в Баку», - сообщает правозащитница.
        В Баку девочку обнаружили сотрудники Абшеронского районного управления полиции, которые сразу же доставили ее в приют Мехрибан Зейналовой.
      «То, что пережила эта малолетняя девочка, немыслимо. Надеемся, что в скором времени люди, которые заставили ее это пережить, будут наказаны. В настоящее время Захра живет с нами и получает психологическую помощь», - говорит М.Зейналова.
          https://1news.az/news/20240417044406338-Nesovershennoletnyaya-devochka-kotoruyu-khoteli-sklonit-k-prostitutsii-sbezhala-iz-raiona-v-Baku-FOTO
        • Sad
        • Red Heart
        • Like
      • 32 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...