Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Ингмар Бергман


Recommended Posts

Ушел из жизни еще один ВЕЛИКИЙ режиссер, чье творчество мы будем помнить до конца дней своих... (речь идет о Ингмаре Бергмане).

Хотела открыть тему под названием (Великие режиссеры уходят из жизни: Бергман и Антониони, но Дикая меня опередила :)

В Швеции в возрасте 89 лет скончался классик мирового кино, шведский режиссер Ингмар Бергман, сообщают шведские СМИ. Он был одним из величайших деятелей кино XX века.

Кинорежиссер умер у себя дома, на острове Фаро, сообщает Associated Press со ссылкой на его дочь Еву. По словам женщины, "отец ушел спокойно и безболезненно".

Бергман был девятикратным лауреатом премии "Оскар", в то время как его фильмы удостаивались этой награды трижды как лучшие иностранные картины. За свою жизнь режиссер снял около 50 фильмов.

Режиссер был женат пять раз, последней его супругой была Ингрид фон Розен. Кроме того, он является отцом восьми детей, а об одной из своих дочерей он узнал только тогда, когда ей исполнилось 22 года, сообщает телеканал BBC. Неудивительно, что в его картинах отношения между женатыми парами часто выходят на первый план.

Предлагаю в этой теме обсудить весь творческий путь этого замечательного режиссера...

Link to comment
Share on other sites

Восемь детей Ингмара Бергмана унаследуют 7-миллионное состояние режиссера. Подсчитать материальное наследство мастера мирового кинематографа решились шведские СМИ.

Оказалось, что фактическое состояние умершего режиссера значительно больше номинального. Так, по данным Налогового управления Швеции за 2006 год, Бергман заплатил налог с состояния в размере 19,3 млн крон (2,45 млн долларов), однако подсчеты средств массовой информации дают иные результаты, сообщает ИТАР-ТАСС.

Начать хотя бы с того, что Ингмар Бергман являлся владельцем всех акций акционерного общества Cinematography Aktiebolag, в котором в прошлом году получил 400 тысяч крон (57 тысяч долларов) в качестве зарплаты.

Прибыль компании, согласно бухгалтерскому отчету от 7 мая 2007 года, составила 8 777 360 крон (1 млн 254 тыс. долларов). В списке недвижимости этого акционерного общества значатся четыре здания на острове Готланд. Также оно является владельцем авторских прав на литературные произведения Бергмана.

Частной собственностью режиссера был дом на острове Фаро и два автомобиля Mercedes 1980 года выпуска. Финансисты считают, что, по самым скромным оценкам, Бергман оставил наследникам 50 млн крон (7,1 млн долларов).

Отметим, что восемь из девяти детей Бергмана выбрали профессию в области культуры и стали актерами, режиссерами и писателями. Наиболее успешный из них - Даниэль Бергман, режиссерским дебютом которого стал художественный фильм "Воскресные дети" по сценарию Бергмана-старшего. Правда, в настоящее время Даниэль ушел из кинематографа и работает в области здравоохранения.

Девятый ребенок режиссера, сын Ян Бергман, умер семь лет назад.

Самого Бергмана, несмотря на накопленное богатство, деньги мало интересовали. Он десятилетиями ходил в одном и том же свитере и известной по многочисленным фотографиям шапке, говорят знавшие его люди.

Единственная роскошь, которую он иногда позволял себе: аренда частного самолета для полетов с острова Фаро, на котором он жил последние годы.

Link to comment
Share on other sites

  • 5 months later...

[quote name='Europe' post='2342918' date='Jan 13 2008, 03:31 ']Есть еще актриса Ингрид Ьергман. Это её дочь наверное да? :unsure:[/quote]
Нет.
Бергмана жену,тоже звали Ингрид.Но она и известная актриса Игрид Бергман, совершенно разные люди. Просто тезки.
А последняя роль Ингрид Бергман (той которая снималась в Касабланке),была роль жестокой матери в фильме Ингмара Бергмана ''Осенняя соната''. Через 4 года,ее не стало.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Gael' post='2343353' date='Jan 13 2008, 10:45 ']Нет.
Бергмана жену,тоже звали Ингрид.Но она и известная актриса Игрид Бергман, совершенно разные люди. Просто тезки.
А последняя роль Ингрид Бергман (той которая снималась в Касабланке),была роль жестокой матери в фильме Ингмара Бергмана ''Осенняя соната''. Через 4 года,ее не стало.[/quote]
Я знаю, что актриса о которой я говорю, не его жена. Я просто подумала, может она его дочь. Но она как и он скончалась в прошлом году. :(

Link to comment
Share on other sites

Эрнст ИМЃнгмар БеМЃргман (Ernst Ingmar Bergman (i); 14 июля 1918 - 30 июля 2007) — знаменитый режиссёр театра и кино, сценарист, писатель.

что то он слишком долго жил...

Link to comment
Share on other sites

  • 6 months later...

[b]Ингмар Бергман: "Кино будет существовать вечно"[/b]

[i]Данное интервью взято из документального фильма Бергман, который был сделан Шведским киноинститутом в 1972 году, во время съёмок картины Прикосновение.[/i]


[i]Не могли бы Вы описать своё видение кинорежиссуры?[/i]

Знаете, был такой режиссер, который говорил, что постановщик - это человек, у которого никогда нет времени подумать, потому что он вынужден постоянно разрешать проблемы.

Конечно, можно сказать, что это огромное количество проблем, которые нужно решать в один момент времени, что это все существующие формы взаимоотношений. Можно сказать, что съемки фильма - трансформация образов, идей, сновидений и надежд в изображения, которые создаются, чтобы передавать эти ощущения зрителям самым эффективным методом. Режиссура создает, можно сказать, посредника, эту длинную последовательность кадров на пленке, которая воссоздает фантазии постановщика через множество машин и механизмов. Эти изображения предназначены для воздействия на чувства других людей. Не знаю.

Также процессу съемок может быть дано вполне техническое определение. Вместе с неимоверным количеством людей, исполнителей, членов съемочной группы и кошмарного количества разной аппаратуры, режиссура производит конечный продукт. Это может быть поточный продукт или произведение искусства - как то будет определено режиссурой. Что это на самом деле, подходит ли для определения всё упомянутое или ничего из этого, я не могу ответить, хотя снимаю фильмы двадцать семь лет.

[i]Есть ли у Вас какие-либо общие идеи, к которым Вы возвращаетесь от фильма к фильму и которые являются Вашим подходом к работе? И меняются ли они?
[/i]
Нет, у меня есть очень тщательно развиваемый метод работы, совершенство которого оттачивается годами. На островах Фаро (одним из которых Бергман владел - прим. перев.) я однажды увидел старую шлюпку, которая была построена сотню лет назад. Она была очень красива, но её владелец больше предпочитал говорить о том, в какой невероятной степени она подходит для того, чтобы ходить по морю. Судно было построено по тем же принципам, по которым век назад строились все суда. Оно было сделано согласно специальному предписанию, которое, разумеется, было разработано исходя из опыта многовековых наблюдений за тем, как на суда влияет местный климат и окружающие моря.

Можно сказать, что в течение 27 лет деятельности в качестве кинорежиссера я построил себе шлюпку, в которой могу плавать по морям постановочных проблем. Я сконструировал практичный механизм, метод, который я применяю время от времени. Но, естественно, этот метод приходится подстраивать под конкретные условия реализации разнообразных тем, которые я поднимаю в своих фильмах. В принципе, к настоящему моменту я имею хорошо отработанную систему.

[i]Как Ваши фильмы появляются? Где Вы берете идеи для Ваших фильмов? Разумеется, они разные и сделаны в разное время, но не могли бы Вы привести пример того, как рождается идея фильма и трансформируется в конечный результат?[/i]

Это крайне иррациональный процесс, который происходит всегда по-разному. Ядро фильма, по-настоящему взрывной материал, создает весь фильм. Конечный результат состоит из производных от, может быть, до странности несущественных импульсов. Идея для фильма Персона, к примеру, пришла из образа. Однажды я случайно увидел перед собой двух женщин, сидящих друг за другом и сравнивающих свои руки. Мне представилось, что одна из них нема, другая - нет. Это воспоминание вернулось как-то раз, потом снова, и я задумался: "Почему оно возвращается, почему повторяется снова и снова?" Казалось, что воспоминание возвращается, чтобы я начал над ним работать. И тогда вы понимаете, что за этим образом что-то есть, как будто что-то находится за дверью. И если вы осторожно приоткроете эту дверь, то увидите, что она выходит в длинный коридор, который становится всё шире, увидите, как появляются сцены, которые взаимодействуют между собой, и персонажей, которые начинают разговаривать, и ситуации, которые развиваются сами собой по обе стороны коридора.

Мне кажется, так происходит с любым творческим человеком. Правда не исключено, что кино отличается специфичной визуальностью. Во мне оно начинает развиваться в определенном ритме и свете. В образе, породившем Персону, солнечный свет пробивался сквозь плетеные шляпки и ложился на лица женщин. Это был очень яркий свет. Очень странно, но свет - составная часть моего первого впечатления. Часто это очень яркие образы, совмещенные с восприятием звука. Также идеи могут быть навеяны сном или музыкальным пассажем, всего несколькими тактами. Тишина, к примеру, была навеяна Концертом для оркестра Бартока. а Причастие - "Псалмом" Стравинского. Не знаю, музыка иногда создает напряжение, ситуацию.
Мой следующий фильм основан на сонате Баха для скрипки соло. Не знаю, почему. Но музыка высвобождает нечто, что хочет быть сказанным или во что-то связанным, и может понадобится бесконечное количество времени, прежде чем это материализуется в слова. Пока это не станет написанным в конце концов. Самым занимательным периодом является как раз время, когда вы бродите вокруг чего-то в себе, что еще даже не сформировалось.

[i]Когда читаешь сценарий Прикосновения, возникает впечатление, что он очень отличается от Ваших предыдущих фильмов; кроме того, история кажется куда более ординарной, нежели те, за которые Вы брались прежде.[/i]

Да. Прикосновение кажется обыкновенной историей. Фильм изначально задумывался, как портрет женщины. Он не рассказывает о какой-то неотразимой, выдающейся или чарующей женщине. Она - домохозяйка из "среднего класса", живущая в излишне защищенной среде, в мире, который пугающе отделен от реальности с её бедствиями, нагрузками и неврозами.

Она жена главного врача в маленьком городе. Она и её муж финансово состоятельны, имеют двух послушных детей, они живут в красивых местах. Всё почти болезненно превосходно.

Что меня в этом заинтересовало, так это возможность написать портрет этой женщины в определенной ситуации. В результате, моей задачей стало озаботиться рядом чрезвычайно точных деталей. Из них и вырастает история. Также сюжет не будет возможен без точно воссозданной обстановки, любой вид стилизации находится под запретом.

[i]Вам хотелось покритиковать традиционный образ жизни среднего класса или что-то в этом духе?[/i]

Я думаю, что жизненный путь этой женщины сам по себе вызывает критическое отношение. Но мне кажется, что каждый волен интерпретировать происходящее, как пожелает. Лично мне критиковать не интересно, поэтому критика не высказывается с горечью или ненавистью, это отношение происходит из материала истории. В конце фильма женщина пытается найти причины, по которым она остается со своим мужем, в общем доме. Она оправдывается уважением и прочим, что может и быть правдой. Её любовник говорит: "Ты лжешь". Он повторяет это ей трижды. И в этот момент зрителю становится понятно, чью сторону он хочет занять. Врёт она или говорит правду? Руководствуется ли она чувством долга в отказе от эмоционально насыщенной и полной приключений, но такой настоящей жизни, чтобы вернуться в свой мир "спящей красоты"? Или она решает жить с любовью, которой никогда не могла познать? Лжет она или же говорит правду? Лично для меня нет никакой разницы.

[i]Но ведь ей чего-то не хватает в её жизни, раз она позволяет своей страсти к этому мужчине, который вторгся в её либеральную жизнь, унести её столь далеко.[/i]

Разумеется. Она ищет в себе эту пробоину, она ищет её неистово. Вопрос в том, достаточно ли ей будет этого поиска; вернется ли она, набрав жизненного опыта?

Я не хочу иронизировать над средой, в которой она живет. В этом нет нужды - она смешна сама по себе. Найти в ней гипотетические аспекты, заслуживающие сарказма, слишком легко. Я лишь подразумевал это отношение. Это та же среда, в которой я вырос и жил достаточно долго, так что знаком с ней очень хорошо.

[i]Почему Вы утвердили иностранного актера играть роль любовника? Было ли появление в её жизни иностранца задумано Вами изначально?[/i]

Он должен был быть человеком из совершенно экзотического мира. Взять на эту роль негра, пожалуй, было бы слишком, но привлечь кого-то, совершенно лишенного корней, было для меня очень важно. У меня в голове был образ еврея, чья семья была истреблена во времена Гитлера. Он приехал в Америку, точнее, сбежал в Америку со своим родственником, а оттуда уехал в Израиль, который также покинул. У него абсолютно не осталось корней, он противопоставлен неимоверно устойчивому миру с устоявшимися традициями.

[i]Вы всегда показываете миры, населенные противоположностями. Вы делали это, к примеру, в Молчании и даже в Персоне.[/i]

Так получается. Я - драматург. Это то, что волнует меня, это очень естественно.

[i]Вы работаете с одними и теми же актерами из фильма в фильм. В Прикосновении Вы впервые задействовали иностранного актера. Как так получилось, что Вы выбрали именно Эллиота Гулда?[/i]

Не важно, смотрите ли вы на артиста три часа, или, может быть, минуту, или даже десять секунд, вы уже знаете, захотите ли работать вместе. Так же вы знаете, настоящий это актер или просто притворщик. Работать со всеми настоящими актерами - это удовольствие. Если это действительно актер, отсутствие опыта работы с ним не имеет значения.

Я случайно увидел в кино Эллиота Гулда, и эта роль в сценарии Прикосновения была совершенно другой. Меня прямо молнией поразило - вот актер, который мне нужен. И то, что он неожиданно согласился и имел возможность участвовать в съемках, было настоящей удачей. Когда всё было закончено, мы оба открыли для себя, что многое вынесли из совместной работы.

[i]Посмотрев тот фильм, были ли Вы уверены в своем выборе?[/i]

Я был бы уверен, даже если бы видел всего лишь одну минуту. Так это и происходит, здесь не могло быть ошибки.

[i]Почему Вы продолжаете работать в кино вместо того, чтобы посвятить себя только театру?[/i]

В конце концов я оставлю кинорежиссуру. И, возможно, посвящу себя экспериментам в свое собственное удовольствие. У меня есть собственные Nagra (профессиональный магнитофон - прим. перев.) и Arriflex (кинокамера).

Работа над фильмом требует не только умственных усилий, но и физических. Сейчас очень мало режиссеров за шестьдесят, которые до сих пор продолжают снимать. Да и снимать в Скандинавии труднее, чем где-либо еще - приходится решать массу административных и организационных вопросов, времени на съемки предоставляется гораздо меньше... Съемочный период очень короткий, все стоят у нас над душой. Поэтому, если будет угодно Всевышнему, я поснимаю еще несколько лет. Сниму еще четыре-пять фильмов, а потом уйду. Я продолжаю снимать, потому что мне это нравится - это единственная причина. Я всегда хотел этого. Я не знаю, откуда это желание – думаю, это следствие сильнейшей потребности в общении. Я хочу влиять на людей, задевать людей и морально и физически, взаимодействовать с ними. Кино, конечно, предоставляет фантастические средства для того, чтобы дотронуться до человека, достучаться до него, чтобы докучать и сделать счастливым или грустным, чтобы заставить задуматься, дать эмоциональный толчок. Возможно, это то самое, ради чего я на самом деле снимаю кино.

В самом процессе работы есть что-то, что делает вас очень зависимым от нее. Вы - часть коллектива. Если Вы, как и я, закомплексованный, стеснительный и робкий человек, у которого есть трудности в налаживании тесных взаимоотношений, жить в коллективном мире съемочной площадки - это прекрасно. Или в театральной труппе во время работы над постановкой. Дело в том, что эту группу людей не интересует ничто другое, вы полностью отдаете себя – иначе невозможно, вы должны положить на алтарь всё и помнить, что, возможно, сами себя обманываете. Нужно принять, что впоследствии люди могут смеяться над вами, но это ни на что не влияет. Но через работу над фильмом или над театральной постановкой, вы все время находитесь в контакте с людьми – один проникает в другого. Актеры, члены съемочной группы, все оказываются в характерном эмоциональном состоянии, очень занятном, продуктивном и бесконечно пленительном, потому что самым сильным стимулом для человека, является то, что он находится среди людей. Живых людей.

[i]Считаете ли Вы, что даете другим членам съемочной группы справляться с трудностями вместе с Вами?[/i]

Их проклятье в том, что, когда мы делаем фильм, им приходиться жить по восемь-десять недель с какой-нибудь моей проблемой, которую я переживаю. Вообще это другой вопрос, и он не так важен в данном контексте.

Можно сказать, что эти люди привязаны к трудностям и проблемам режиссера, который не может прыгнуть выше своей головы, потому что он ограничен теми ресурсами, которые есть в его распоряжении. Но меня это заводит, для меня снимать - такая же натуральная потребность, как еда, сон или любовь. Это желание внедрено в каждую клетку моего организма, и если кто-то попытается изъять из меня мою профессиональную сторону, художника во мне, от меня почти ничего не останется. Разве что, может быть, безумный бродяга, неспособный позаботиться о себе.

[i]Вы сейчас говорите, что не собираетесь делать фильмы дольше некоего вполне определенного промежутка времени. Думаете ли Вы, что у кино есть будущее?[/i]

Конечно! Я думаю, что будут происходить изменения, кино будет адаптироваться, но это не столь важно. Фильмы будут существовать вечно, потому что нет лучшего способа распространения мечтаний, мечтателей, надежд и самых сокровенных желаний.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 months later...

80-х когда Аяз Салаев в кинозале Ретро расказал а его фильмах , я сидела открытом ртом и думала ой какой великий.. но когда смотрела ничего не поняла в свои 14 лет. было очень мрачно для меня. но потом полюбила его стиль.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

В 2007 году, незадолго до смерти, Ингмар Бергман предоставил международному издательству TASCHEN и шведскому издательству Max Ström полный доступ к своему архиву и разрешение на публикацию любых хранящихся там своих текстов. Эксперты по творчеству режиссера обнаружили в архиве много статей и интервью, никогда не публиковавшихся или не опубликованных за пределами Швеции. Огромный (41х30 см) том "Архив Ингмара Бергмана" (The Ingmar Bergman Archives) вышел из печати в этом году и уже был награжден в Швеции премией за лучшее non-fiction издание года. Ниже приводятся (в сокращении) тексты двух неизвестных статей великого режиссера, напечатанных в этой книге.

КАЖДЫЙ МОЙ ФИЛЬМ — ПОСЛЕДНИЙ

Опыта надо набраться до того, как тебе стукнуло 40, сказал один мудрец. После 40 уже позволительно высказывать свое мнение. В моем случае все было наоборот: никто не был так уверен в своих теориях и никто не хотел разъяснять их больше, чем я. Я знал всё лучше всех и мог наилучшим образом наглядно всё представить. С годами я стал осторожнее. Опыт, который я приобрел и в котором пытаюсь сейчас разобраться, такого рода, что я не желаю высказываться об искусстве кинорежиссера... Единственный реальный вклад, который может внести художник, это его творчество. Поэтому я считаю неподобающим ввязываться в дискуссию, даже с объяснениями и оговорками.

В прошлом тот факт, что художник оставался анонимным, был ему во благо. Его относительная анонимность была гарантией от ненужных внешних влияний, материальных соображений и проституирования своего таланта. В современной жизни художник стал любопытной фигурой, своего рода артистом или спортсменом, который все время гонится за новой работой. Его изоляция, его ставший почти святым индивидуализм, его художественная субъективность слишком легко могут привести к язвам и неврозам. Исключительность становится проклятием, которое он восхваляет. Необычны и его боль, и его удовлетворение...

Создание сценария часто начинается с чего-то очень неясного и неопределенного: случайного замечания или быстрого обмена фразами, туманного, но приятного события, которое не связано напрямую с подлинной ситуацией. В моей работе в театре случалось, что я мысленно видел актеров в свежем гриме, но в еще несыгранных ролях. В общем, длящиеся долю секунды впечатления, которые исчезают так же быстро, как и возникли, образуют ярко окрашенную нить, которая высовывается из темного мешка подсознания. Если аккуратно потянуть за эту нить, появится целый фильм, наделенный биением пульса и ритмами, характерными только для этого фильма. Посредством этих ритмов последовательность изображений приобретает структуру, соответствующую тому, как они родились и были адаптированы мотивом.

Ощущение провала, как правило, возникает перед началом написания. Сны превращаются в паутину; видения тускнеют и становятся серыми и незначительными; биение пульса молчит; все сжимается в увядшие фантазии, лишенные силы и реальности. Но я решил снять некий фильм, и должна начаться тяжелая работа: перевод ритмов, настроений, атмосферы, внутренней напряженности, эпизодов, интонаций и запахов в читабельный или по крайней мере понятный сценарий. Это сложно, но не невозможно.

Жизненно важен диалог, но диалог — чувствительная материя, которая может оказать сопротивление. Диалог, написанный для театра, подобен партитуре, что почти невозможно понять обычному человеку; интерпретация требует технической сноровки и определенного количества воображения и чувства. Можно написать диалог, но то, как с ним следует обращаться, какие должны быть ритмы и темп, скорость, с которой он произносится, и что должно происходить между строк, — все это должно быть исключено, потому что сценарий, содержащий так много деталей, был бы нечитабельным. Я могу втиснуть ремарки и описание мест действия, характеристики и атмосферу в свои сценарии в понятных терминах, но затем подхожу к самому главному, под чем я понимаю монтаж, ритм и отношения одного изображения с другим, — жизненно важное "третье измерение", без которого фильм остается мертвым, заводской продукцией. Здесь я не могу использовать "подсказки" или показать адекватно темпы; невозможно дать понятное представление о том, что вселяет жизнь в произведение искусства.

Я часто искал своего рода систему условных знаков, которая дала бы возможность зарегистрировать оттенки и интонации идей и внутреннюю структуру фильма. Умей я выражать свои мысли так ясно, я мог бы работать с полной уверенностью, что в любой момент, когда мне захочется, могу продемонстрировать отношения между ритмом и последовательностью части и целого...

Давайте скажем раз и навсегда, что киносценарий — очень несовершенная техническая основа фильма. Кино — не то же самое, что литература. Очень часто характер и сущность этих двух форм искусства находятся в конфликте. От чего это на самом деле зависит, трудно определить словами, но, возможно, это связано с процессом восприятия. Написанное слово читается и усваивается с помощью сознательного акта и в связи с интеллектом, и мало-помалу начинает играть на воображении и чувствах. В кино все совершенно по-другому. Когда мы смотрим фильм в кинотеатре, то сознаем, что для нас была подготовлена иллюзия, и мы расслабляемся и принимаем ее посредством своей воли и интеллекта. Мы расчищаем дорогу для своего воображения. Последовательность изображений играет непосредственно на наших чувствах, на затрагивая ум.

Есть много причин тому, что мы должны избегать экранизаций уже написанных литературных произведений, но самая важная из них заключается в том, что иррациональное измерение, которое является сутью искусства литературы, часто не поддается переводу, а это в свою очередь убивает особое измерение фильма. Если несмотря на это мы хотим перевести нечто литературное на язык кино, то обязаны сделать бесконечное число сложных трансформаций, которые в большинстве случаев дают ограниченные или несуществующие результаты по сравнению с затраченными усилиями. Я знаю, о чем говорю, потому что был подвергнут так называемой литературной критике. Это столь же умно, как позволить музыкальному критику судить о выставке картин или футбольному репортеру рецензировать новую пьесу. Единственная причина, по которой все считают себя способными высказывать веские суждения о кинофильмах, заключается в неспособности кино утвердить себя как форму искусства, в его потребности в ясном художественном словаре, его крайней молодости по сравнению с другими искусствами, его очевидных связях с экономическими реалиями, его прямом обращении к чувствам. Все это приводит к тому, что на кино смотрят с пренебрежением. Его прямота выражения делает его для некоторых подозрительным, и в результате все и кто угодно считает себя компетентным говорить, что ему вздумается, как ему вздумается, об искусстве кино. Лично у меня никогда не было амбиций стать писателем. Я не хочу писать романы, рассказы, статьи, биографии или трактаты на специальные темы. Разумеется, я не хочу писать и театральные пьесы. Меня интересует кинорежиссура Я хочу снимать фильмы о состояниях, внутренних конфликтах, образах, ритмах и персонажах, живущих внутри меня, которые тем или иным образом мне интересны. Кинофильм и сложный процесс его рождения — это мои методы сказать то, что я хочу, другим людям. Я считаю оскорбительным, когда фильм оценивают как книгу. Поэтому написание сценария — трудный период, но полезный, так как вынуждает меня логически обосновать ценность моих идей. В это время я попадаю в сложный конфликт между своей потребностью найти способ снять сложную ситуацию и своей жаждой абсолютной простоты. Поскольку я не предназначаю свое произведение исключительно для своего собственного назидания или для немногих, а для публики в целом, требования публики становятся подлежащими беспрекословному выполнению. Иногда я прибегаю к смелой альтернативе, что показывает, что зрители могут понять самые продвинутые и сложные новации.

САМОАНАЛИЗ КИНОРЕЖИССЕРА

Кинорежиссура — это часть меня. Это движущая сила, подобная голоду и жажде. Есть люди, которые выражают себя тем, что пишут книги, пишут картину, взбираются на горы, бьют своих детей или танцуют самбу. Я выражаю себя, создавая фильмы.

Великий Жан Кокто написал в "Крови поэта" о своем втором я, которое, спотыкаясь, идет по кошмарному гостиничному коридору, где за всеми дверями находится то, что сделало его таким, какой он есть. Не обладая уникальными талантами Кокто, я собираюсь попытаться перенести вас в мастерскую, где я делаю своим фильмы. Заранее извиняюсь, если визит не оправдает ваших ожиданий. Сейчас мастерская в хаосе, так как владелец слишком занят, чтобы поддерживать порядок. Более того, в некоторых местах очень плохое освещение, а в некоторые комнаты мы даже не войдем — на их дверях большими буквами написано "ЛИЧНОЕ" — и ваш гид чувствует себя неуверенно, так как не знает, что вам будет интересно.

Однако заглянем за некоторые двери. Это не означает, что мы найдем то, что ищем, но поиск возможно даст несколько разрозненных кусочков для игры-головоломки под названием кинорежиссура.

Кинофильм — это перфорированная пленка, состоящая из некоторого количества неподвижных фотографий, маленьких и прямоугольных по форме — в каждом метре пленки их 52, — и каждый отделен от соседнего толстой черной линией. На первый взгляд эти фотографии кажутся одинаковыми, но при более тщательном рассмотрении можно обнаружить небольшие различия; когда они последовательно проецируются на экран (обычно со скоростью 24 кадра в секунду), создается иллюзия движения. Когда каждое из этих изображений перемещается в положение для проекции, дисковый обтюратор закрывает объектив проектора, и экран остается черным до того, как будет спроецировано следующее изображение.

Когда мне было 10 лет, я получил свой первый грохочущий кинопроектор и пленку, которая вращалась, вращалась и вращалась. Мне это казалось таинственным и завораживающим. Даже сегодня я с детской радостью напоминаю себе, что я — фокусник, поскольку кино основано на обмане человеческого зрения, которое из-за быстрого движения неспособно различать довольно похожие отдельные изображения.

Я подсчитал, что если смотрю фильм продолжительностью один час, то провожу 27 минут в полной темноте. Когда я показываю фильм, то чувствую себя виновным в обмане. Я использую механизм, сконструированный для того, чтобы эксплуатировать некую человеческую слабость, механизм, с помощью которого я могу направлять своих зрителей чрезвычайно эмоциональным образом — заставлять их смеяться, кричать от страха, улыбаться, верить в сказки, приходить в негодование, быть шокированными, очарованными, увлеченными или зевающими от скуки. Таким образом, я либо обманщик, либо, если зрители желают, чтобы ими манипулировали, — фокусник. Я исполняю фокусы с помощью специального аппарата столь дорогого и столь прекрасного, что любой артист в истории человечества отдал бы все за то, чтобы владеть или пользоваться им.

Здесь содержится — или должна содержаться — серьезная моральная проблема для тех, кто работает в кино. Я не предлагаю вдаваться в злоупотребление кинематографом в коммерческих интересах, хотя было бы занятно, если бы однажды какой-нибудь ученый изобрел инструмент, позволяющий измерить, сколько таланта, инициативы, гения и творческих способностей было уничтожено индустрией кино в ее безжалостной, эффективной машине для производства сосисок. В то же время следует признать, что жесткость не может существовать без мягкости, и нет причин, по которым кино является исключением. Его жестокость разоблачена, но это может быть преимуществом.

Натянутый канат, по которому должен идти кинорежиссер, напоминает цирковой без страховочной сетки. Ибо канатоходец и кинорежиссер подвержены одному и тому же неизбежному риску: они могут упасть и сломать себе шею. Кто-то возразит, что это преувеличение. Что создание фильма не может быть столь опасным. Как я уже сказал, кинорежиссер сродни фокуснику. Но никто не сможет манипулировать продюсером, директором банка, владельцами кинотеатров или критиками, если зрители отказываются смотреть фильм и платить с трудом заработанные деньги, на которые будут жить продюсер, директор банка, владельцы кинотеатров, критики и сам фокусник.

Могу привести недавний и очень болезненный пример того, как я сам опасно балансировал на натянутом канате. Очень смелый продюсер вложил деньги в один из моих фильмов, и через год неимоверных усилий на свет появился "Вечер шутов".

Критика была в основном неблагоприятной. Зрители фильм игнорировали, продюсер подсчитывал убытки, а я предполагал, что мне придется ждать 10 лет до следующего своего эксперимента в этом виде искусства. Если бы я снял два-три фильма, приведших к финансовым потерям, продюсер справедливо решил бы, что не может вкладывать деньги в мой талант.

Неожиданно я стал бы сомнительной личностью, расточителем, и у меня оказалось бы много свободного времени, чтобы подумать о приложении своего так называемого художественного таланта. Фокусник был бы лишен волшебной палочки. Когда я был моложе, я не знал этого страха. Работа была захватывающей игрой и, независимо от того, принес ли результат прибыль или нет, я оставался беззаботным. Канатоходец танцевал на своем канате, не сознавая, что под ним — пустота и жесткая земля.

Игра превратилась в горькую борьбу. Теперь выступление на натянутом канате производится с открытыми глазами, а канат привязан к страху и неуверенности. Каждое выступление выматывает до полного упадка сил. Творчество является настоятельной необходимостью, в равной мере по кроющимся в сознании и финансовым причинам. Провал, критика, безразличие зрителей сегодня причиняет большую боль, чем вчера. Раны глубоки и заживают долго.

Жан Ануй придумал особую игру, чтобы избавиться от страха перед началом новой работы. Он думал примерно так: "Мой отец — хороший портной. Он испытывает подлинное удовлетворение от работы, которую делает, — будь то пара обычных брюк или элегантное пальто. Радость и удовлетворение хорошего мастерового. Гордость искусного работника, который знает свое ремесло".

Чувства, которые испытываю я, похожи. Я признаю эту уловку и очень часто к ней прибегаю: мои фильмы сделаны с хорошим профессиональным мастерством. Я добросовестен, трудолюбив и очень осторожен. Я делаю свою работу для сегодняшнего дня, а не для вечности, и моя гордость — это гордость хорошего ремесленника.

Но я знаю: то, что я говорю себе, — самообман, — и беспокойство непрестанно взывает ко мне: "Что такого ты сделал, что переживет тебя? Есть ли в каком-нибудь из твоих фильмов хоть один метр, который будет что-то значить для будущего, одна реплика, одна ситуация, которая полностью и абсолютное реальна?"

И с глубоко укоренившейся склонностью искреннего человека лгать я должен ответить: "Не знаю, но мне кажется, что да". Я сожалею, что пришлось так долго останавливаться на дилемме кинорежиссера, но я пытаюсь объяснить, почему столь многим из нас в этой профессии приходится бороться с невидимыми и видимыми внутренними конфликтами, почему мы становимся боязливыми и нерешительными и настолько бесчувственными и усталыми, что подчиняемся серому и ядовитому компромиссу. Теперь я хочу сказать несколько слов о другой стороне дилеммы, стоящей перед кинорежиссером, которая наиболее важна и с которой труднее всего справиться, — о зрителях.

Кинорежиссер использует средство выражения, которое включает в себя не только его самого, но и миллионы других людей, и очень вероятно, что ему присуще то же желание, что и другим художникам: я хочу добиться успеха сегодня. Я хочу, чтобы меня похвалили немедленно. Я хочу нравиться, восхищать и завораживать людей прямо сейчас.

Зрители лишь наполовину удовлетворяют это желание, у них лишь одно требование к фильму: мы заплатили и хотим, чтобы нас развлекали. Мы хотим, чтобы нас увлекло, унесло прочь, чтобы мы забыли свои болячки и боли, свою семью, свою работу. Мы хотим, чтобы нас освободили от нашего окружения. Кинорежиссер знает это. Поскольку он вынужден жить на деньги, которые платят зрители, он оказывается в сложном положении. Снимая фильм, он все время должен учитывать реакцию зрителей. Лично мне на ум снова и снова приходят такие вопросы: могу ли я выразить себя более просто, более ясно и более коротко? Все ли понимают то, что я пытаюсь сказать? Все ли могут следить за ходом событий? И, самый главный вопрос, насколько далеко я могу зайти в компромиссе, и где начинается моя ответственность перед самим собой?

За экспериментированием кроется риск того, что мой эксперимент окажется непонятен зрителям. Не забывайте, что дорога, уводящая от зрителей, может привести к бесплодию или в башню из слоновой кости.

Было бы желательно, чтобы кинопродюсеры, равно как и другие магнаты киноиндустрии, создавали благоприятные возможности для работы творческого художника. Однако этого не происходит. Кинопродюсеры финансируют только техников и с глупым упорством убеждают себя, что спасение киноиндустрии лежит исключительно в технических новациях.

Заставить кинозрителя бояться несложно. Мы можем напугать его до смерти, поскольку внутри каждого человека заключен потенциальный страх. Очень трудно заставить людей смеяться, и смеяться в нужном месте. Легко заставить женщину вообразить, что она хуже, чем есть на самом деле, и трудно убедить ее поверить, что она лучше, чем есть. Но это именно то, чего она хочет каждый раз, когда входит в темноту зрительного зала. Как часто и какими средствами мы удовлетворяем ее в этом отношении? Я привожу подобные доводы, хотя абсолютно точно знаю, что это опасная аргументация. Рассказывать о провалах у зрителей, называть честолюбие гордостью и прорываться через границы, которые зрители и критики установили вокруг себя, через границы, которые я не признаю и которые не являются моими границами, ибо я постоянно меняюсь, — все это связано с большим риском. У меня возникает желание приспособиться и стать таким, каким меня хотят видеть люди, но в то же время я понимаю, что это будет мой конец, и я буду себя презирать. Так что я по-прежнему рад, что раболепство мне не свойственно от рождения.

Я никогда не встречал режиссера, который был бы счастлив, доволен и испытывал душевное спокойствие. Никто не говорил, что человек не должен преодолевать барьеры, сражаться с ветряными мельницами, запускать ракеты на луну, видеть видения, играть с динамитом или уничтожать самого себя. Почему нельзя пугать кинопродюсеров? Страх — неизбежный спутник создания фильма, так что им заплатят их собственной монетой. Создание фильма — это не только проблемы и дилеммы, финансовые затруднения, конфликты обязательств и тревога. Это еще и тайные игры, воспоминания и сны. Сильно и внезапно освещенное лицо, протянутая в жесте рука, открытое пространство в сумерках, где несколько старух сидят на скамейке и едят яблоки из сумки. Или диалог: два человека, которые что-то говорят голосами, которые дают понять их характеры; возможно, при этом они смотрят в другую сторону. Я не вижу их лиц, но вынужден слушать их, ждать, когда они вернутся в следующий раз и повторят те же слова, не имеющие явного смысла, но содержащие скрытое напряжение, напряжение, о котором я все еще не подозреваю, но которое обладает коварной сладостью. Освещенное лицо, протянутая в жесте рука — словно произносится заклятие, старухи на площади, и несколько бессмысленных слов попались подобно блестящей рыбе в мою сеть, или, точнее, это я попался в сеть.

Довольно скоро, задолго до того, как идея полностью развилась, я подвергаю свое воображение практическому испытанию. Словно в какой-то игре я помещаю свои неполные и хрупкие идеи на испытательный стенд, где представлены все технические средства киностудии. Этот воображаемый испытательный стенд помогает закалить идею. Сработает ли она? Обладает ли она достаточными достоинствами, чтобы выжить в убийственной повседневной рутине киностудии, вдали от эфирной фантазии, которая ее породила?
Некоторые из моих фильмов очень быстро развились в законченный продукт. Это фильмы, умеющие приспосабливаться: трудные, но тем нее менее очень здоровые дети, о которых в самом начале можно сказать: "Вы будете содержать семью".

Но есть и другие фильмы. Они развиваются очень медленно, им может потребоваться несколько лет, они не позволят произвести себя на свет с помощью чисто технического или формального решения, если вообще их можно будет произвести на свет. Они медленно движутся в сумерках и, если я хочу добраться до них, я должен отправиться в эту страну сумерек и искать связи, людей и ситуации. Отвернувшиеся лица говорят; странные улицы, великолепные виды становятся различимыми сквозь оконное стекло; глаз светится в полумраке и трансформируется в сверкающий драгоценный камень, который разбивается со стеклянным звоном. Открытая площадь в осенних сумерках — это море, старухи превращаются в темные, искривленные деревья, а яблоки становятся детьми, которые играют — строят замки из песка на морском берегу, о который разбивается прибой.

Внутреннее напряжение остается — частично в написанном слове, частично в мыслях и частично в латентных идеях, которые готовы расправить крылья и взмыть в высоту, опираясь на свои собственные силы. Эти силы становятся особенно важными, когда сценарий готов, ибо им предстоит выполнить физическую работу по созданию фильма.

Что значит "кинорежиссура"? Если бы я задал этот вопрос своим читателям, я получил бы разные ответы, но чаще всего мне ответили бы, что кинорежиссура — процесс превращения сценария в изображения. Это очень важно, но этого недостаточно. Для меня это очень тяжелая работа: боли в спине, уставшие глаза, запах грима, пота, дуговых ламп, вечные напряжение и ожидание, постоянная борьба между выбором и необходимостью, моим представлением и реальностью, честолюбием и беспомощностью. Ранние утра сопровождают бессонные ночи, напряженная жажда жизни, своего рода фанатизм, полностью направленный на работу, где в итоге я становлюсь действующей частью фильма, бесчувственным винтиком, слабостью которого является потребность в пище и питье. Странно в этом то, что, будучи полностью поглощенным конкретной работой, я часто нахожу основную идею следующего фильма в безумной и суматошной атмосфере киностудии. Те, кто считает, что работа на студии связана с экстатическим безумием, истерическим возбуждением, ужасной дезорганизацией, ошибаются. Создание фильма — дорогой и требовательный колосс, который требует ясной головы, методичности, холодного расчета и точных оценок. Для этого нужно иметь ровный характер и неземное терпение.

У исполнительницы главной роли черные круги под глазами — 10000 крон на пересъемку. В водопроводной воде иногда оказывается слишком много хлора, что приводит к пятнам на негативе, — переснять. Вызывающий актеров мальчик для одного из них оказывается Смертью — переснять с другим актером. Расходы могут стать астрономическими. Гроза и отключение электричества: мы сидим в полумраке и ждем, утекают часы, а вместе с ними деньги. Всего лишь несколько дурацких примеров. Но они должны быть дурацкими, ибо это крайне дурацкая профессия. Пытаться превратить сны в тени, разбить трагедию на 500 крошечных сцен и разыграть их одну за другой, а потом соединить кадры в единый фильм, — такова наша задача. Произвести ленточного червя длиной 2500 метров, который высасывает жизнь и душу из актеров, продюсеров и режиссеров. Вот что такое "кинорежиссура". Это и многие другие вещи, которые намного хуже. Моя связь с кино восходит к миру детства. Давайте на мгновение войдем в тайную и закрытую комнату воспоминаний.

У моей бабушки была очень большая старая квартира в Уппсале. На мне был надет фартук с карманом впереди, и я сидел под обеденным столом, "слушая" солнечный свет, который струился из огромных окон. Солнечный свет все время перемещался, колокола собора начинали звонить, а солнечный свет двигался и "звучал" особым образом. Это был день, когда зима уступала дорогу весне, и мне было пять лет. В соседней квартире играли на фортепьяно — вальсы, ничего кроме вальсов, а на стене весела большая картина, изображающая Венецию. По мере того, как солнечный свет двигался по картине, вода в канале начинала течь, голуби взлетали с площади, жестикулирующие люди были заняты неслышимой беседой. Колокола не были колоколами уппсальского собора, но их звон исходил из самой картины, как и фортепьянная музыка. В этой картине Венеции было что-то чрезвычайно поразительное. Почти такое же чудесное, как солнечный свет в бабушкиной гостиной, который не был обычным солнечным светом, но издавал особый звон. Но возможно, причиной были многочисленные колокола... или тяжелая мебель, которая в моей фантазии вела бесконечные разговоры шепотом.

[i]Ингмар Бергман[/i]

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
  • 8 months later...

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Всплыли новые подробности в связи с подозреваемым в убийстве своих родителей в Сумгайыте - ОБНОВЛЕНО + ВИДЕО
      Стали известны новые подробности в связи с Фикретом Мамедовым, подозреваемым в убийстве членов своей семьи в Сумгайыте. 
      Согласно полученной Oxu.Аz информации, молодой человек был участником второй Карабахской войны. 
      Как стало известно Qafqazinfo, в ходе предварительного расследования было установлено, что он употреблял наркотики.
      Утверждается, что Ф.Мамедов часто требовал у родителей денег и поэтому дома между ними постоянно происходили конфликты. По аналогичной причине 8 апреля Фикрет подрался со своим другом детства. Полицейские, дежурившие рядом с местом происшествия, попытались задержать Мамедова, но тот оказал сопротивление.
      В тот же день на Фикрета Мамедова в 3-м отделении Сумгайытского городского управления полиции был составлен протокол по статьям 510 (мелкое хулиганство) и 535 (злостное неповиновение законному требованию работника полиции или военнослужащего) Кодекса об административных проступках. Суд оштрафовал подозреваемого на 150 манатов за совершенное деяние и освободил его.
      В настоящее время продолжается расследование с целью выяснения причин убийства.
      10:52
      Фикрет Мамедов подозревается в убийстве своих родителей в общежитии №18 в 41-м квартале Сумгайыта.
      Отмечается, что он предоставлял услуги такси. Некоторые из соседей заявили, что в семье время от времени возникали конфликты. 
      Однако одна из соседок сообщила Baku TV, что Фикрет был приветливым и спокойным, да и все члены семьи были очень дружелюбными.
      "Мы только услышали крики о помощи. Но когда мы пришли, было уже поздно", - сказала она.
      Подробнее - в сюжете.
      • 1 reply
    • Названы причины закрытия Бакинского французского лицея
      В Бакинском французском лицее (БФЛ) обнародовали причины приостановки деятельности спустя 10 лет работы.
      • 13 replies
    • Утопленные автомобили из Дубая могут оказаться в Азербайджане: как распознать «утопленника»? - ВИДЕО
      Интенсивные дожди, наблюдающиеся в Дубае (ОАЭ) в последние дни, затопили многие жилые районы города. Больше всего от этого пострадали автовладельцы, так как в результате природного явления множество машин разных марок оказалось под водой.
      Как сообщает Xezerxeber.az, в Азербайджан автомобили в основном импортируются с рынков США, Кореи и Дубая.
      Поскольку привезти машину из Дубая в Азербайджан можно в кратчайшие сроки, то есть за 15 дней, предприниматели предпочитают именно этот вариант. Данная ситуация говорит о том, что автомобили с «подмоченной репутацией» могут быть доставлены также и в нашу страну.
      По словам автомеханика Сахиля Агабейли, обычно бизнесмены покупают такие машины в несколько раз дешевле.
        Однако распознать такой автомобиль можно по нескольким признакам: следам плесени и ржавчины, а затем гнили, особенно в нижней части транспортного средства. Мастер отметил, что, лица, торгующие машинами, чистят и красят днище таких автомобилей. Покупатели также могут определить эти изменения.
      Автомеханик добавил, что, в отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, стоимость ремонта «утопленников» выше. И вождение таких транспортных средств представляет риски даже после ремонта.
      Подробнее - в сюжете:
       
      • 6 replies
    • Эксперты ВОЗ обеспокоены по поводу возможности распространения птичьего гриппа среди людей
      Глобальное распространение вируса птичьего гриппа среди млекопитающих, включая людей, представляет собой серьезную проблему для общественного здравоохранения.
        • Sad
      • 17 replies
    • Отца и друга азербайджанца, подозреваемого в убийстве москвича из-за парковки, задержали
      Отца и приятеля мужчины, которого подозревают в убийстве жителя Москвы возле дома в
        • Upvote
      • 113 replies
    • Почему результаты выпускного экзамена у мальчиков ухудшились по сравнению с девочками? - ВИДЕО
      Согласно статистике Государственного экзаменационного центра, результаты тестов у девочек выше, чем у мальчиков.
      Было отмечено, что начиная с 2001-2009 годов поступление девочек-абитуриентов в высшие учебные заведения стремительно росло.
      В 2010-2022 годах девочки превзошли мальчиков в этом соотношении.
        Эксперт по образованию Адиль Велиев считает, что причиной этого может быть то, что мальчики больше отвлекаются.
      Подробнее - в видео Xəzər TV.
       
        • Upvote
      • 25 replies
    • Брат жестоко убитой в Казахстане Салтанат Нукеновой дал эксклюзивное интервью - ВИДЕО
      Жуткая, потрясшая всех история убийства хрупкой женщины ее мужем, возможно, не получила бы такой огласки, если бы не ее семья и брат. 
      Речь идет о громком деле об убийстве Салтанат Нукеновой ее мужем, экс-министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым. Внимание людей по всему миру сейчас приковано к трансляции судебного заседания - сможет ли влиятельный, состоятельный убийца избежать справедливого наказания? 
      Baku TV Ru поговорил с Айтбеком Амангельды, братом Салтанат, о погибшей сестре, о ее взаимоотношениях с мужем и семьей, о ее прошлом, о семьях Нукеновой и Бишимбаева, и о многом другом.
      В эксклюзивном интервью он также рассказал о том, повлияло ли данное дело на изменение взглядов общества, о психологе преступника, поступали ли угрозы ему от семьи Бишимбаева и т.д.
        Подробнее - в сюжете.
       

       
      • 6 replies
    • Буллинг в школах и агрессия в обществе. Новый выпуск «Поговорим?» - ВИДЕО
      Журналист Гамид Гамидов в новом выпуске программы «Поговорим?» представил очередное видеоинтервью. И на этот раз формат передачи несколько отличался от предыдущих выпусков - кроме знакомого ведущего в данном выпуске приняли участие его коллеги – журналисты Джамиля Алекперова, Джавид Османов и Mick Bloom.
      Журналисты обсудили насущные социальные темы, связанные с насилием. Возникает ощущение, что с начала года количество новостей, которые «пугают», стало расти.
        Комментируя данную тенденцию, собеседники в своих обсуждениях затронули буллинг в школах, уважение к старшим и тему безнаказанности, поговорили о том, нужно ли закрывать тик-ток и, как можно сократить уровень агрессии в обществе...
      • 24 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...