Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Тюрки и все, что с ними связано...


Recommended Posts

На территории нынешней Азербайджанской республики еще около 150 лет тому назад даже в Бакинском уезде тюрки были только в шести деревнях, основное же население было татско-персидским.
Великий азербайджанский просветитель и писатель Бакиханов об этом пишет так:

«Все население магалов [административных округов], расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на том же [татском] языке , что свидетельствует об их персидском происхождении».

Аббас Кули Ага Бакиханов, «Гюлистани Ирам»

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 262
  • Created
  • Last Reply

[quote name='newcomer' date='Feb 8 2004, 15:53 ']На территории нынешней Азербайджанской республики еще около 150 лет тому назад даже в Бакинском уезде тюрки были только в шести деревнях, основное же население было татско-персидским.
Великий азербайджанский просветитель и писатель Бакиханов об этом пишет так: 

«Все население магалов [административных округов], расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на том же [татском] языке , что свидетельствует об их персидском происхождении».

Аббас Кули Ага Бакиханов, «Гюлистани Ирам»[/quote]
ой не могууууууууууууууууууу насмешил!!!!!!!! 3ef53ef53ef5

ай башува даш дюшсюн, если люди пришли туда из ирана, это ещё не означает, что они ПЕРСЫ!!! лагич моему пра-прадеду принадлежал, ай ахмаг! и уж в тюркости моего пра-прадеда не может быть никаких сомнений!!!! а населяли его мои родичи. и так же как и близлежащие районы. так что иди-ка ты со своими сказами, былинами и анекдотами подальше, а то надоел уже.

Link to comment
Share on other sites

Чох hирсли сэн azarin ханым, тэмэнна едирэм, эсабилэшмэ сэн, саглийин ичин йахшы дэйил, мэн тагсирли дэйилм, «тагсир» Бакыхановундур, и выражаетесь пожалуйста покорректнее, ведь все ваши выражения адресованы не мне, а одному из моих любимых писателей!

Вы хоть раз были в Лагыче, уверен, то нет, ато знали бы элементарные вещи? Я немножко пробежался по инету, и специально для такой дамы как вы нашел, интересный сайт (хотя по правде и не думал что найду, но видно есть хорошие люди), только после этого не впадайте, пожалуйста, в панику, если убедитесь, что лагычи - персы. Вы ведь немножко соврали про ваших предков (видали мы здесь уже какого то лже-лезгина, лже-лагычку тоже потерпим), так что не волнуйтесь, вы чистый тюрк, ведь, по государственной идеологии Аз. Респ. «стыдно» быть, например, Иранцем, скажем Лагычем, Талышом или Татом, не так ли? Ведь согласно государственной идеологии все мусульмане, кто живет в Аз.Респ. – тюрки, или были тюрками, или же приехали после тюрков, или же должны стать тюрками! А может им этого не хочется, а? «Азербайджанец» = «тюрк», вы хот5ь знаете, что если какой то не тюрк мог как то «потерпеть», когда его называли «азербайджанцем», в конце то концов это географическое (хотя и не правильное название), то автоматически стать тюрком он не хочет, а кто не хочет значит – сепаратист! Предатавляете, сепаратист на той земле где его предки живут уже 3000 лет!
И пожалуйста, передайте «любимому тюркскому правительству», что все исконные иранцы (они же живут на родине своих отцов) проживающие в искусственной стране под именем Азэрбайчан Республикасы, не ассимилированы и никуда не пропали, хотя сторонникам «тюркчулука» таааак этого хочется! И, последнее, обратите внимание на картинки! Лагычки не бегут в коротеньких юбочках как некоторые на улицах Баку!

Мои почтения уважаемой даме!


Ататурк, она не знает ничего, она лже-лагычка, а вы если хотите измените ник и поезжаете, только там не говорите, что вы были ататюрком, там вас не поймут.
Перевод некоторых важных отрывков из сайта, для тех у кого затруднения с английским:

... Обе деревни - очень стары и труднодоступны, но их население весьма отличается друг друга от друга и от других азербайджанских горных деревень. Важное различие - то, что люди в Лагыче говорят на Татском - Персидском языке, а люди в Басгале говорят на тюркском языке.
... Почему Лагыч, столь отличный от своей соседней деревни (Басгал) поперек пути? Местная легенда говорит, что Иранский Шах Кей Хосров удалился в эту деревню на Кавказе из-за его приятного климата и живописного пейзажа. Жители (Лагыча) считают, что они по происхождению – Персы, в частности Потомки исконного Двора Кей Хосрова.
[url="http://www.azer.com/aiweb/categories/magazine/62_folder/62_articles/62_basgal_lahij.html"]http://www.azer.com/aiweb/categories/magaz...sgal_lahij.html[/url]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ataturk' date='Feb 9 2004, 14:56 ']Azerin lap gohum chixdig ki.Mojete napisat ob istorii Lagicha?Ya slishal razlichnuyu info,no tak i ne nashel logichnix otvetov.[/quote]
я приношу свои извинения! я перепутала в попыхах лагыч с алтыагаджем. сама не понимаю, как это произошло! дурацкое недоразумение )))

ещё раз извиняюсь.
поздно спохватилась, когда была уже очень далеко от компа и интернета :))

Link to comment
Share on other sites

[quote name='newcomer' date='Feb 10 2004, 02:14 ']Чох hирсли сэн azarin ханым, тэмэнна едирэм, эсабилэшмэ сэн, саглийин ичин йахшы дэйил, мэн тагсирли дэйилм, «тагсир» Бакыхановундур, и выражаетесь пожалуйста покорректнее, ведь все ваши выражения адресованы не мне, а одному из моих любимых писателей!

Вы хоть раз были в Лагыче, уверен, то нет, ато знали бы элементарные вещи? Я немножко пробежался по инету, и специально для такой дамы как вы нашел, интересный сайт (хотя по правде  и не думал что найду, но видно есть хорошие люди), только после этого не впадайте, пожалуйста, в панику, если убедитесь, что лагычи - персы. Вы ведь немножко соврали про ваших предков (видали мы здесь уже какого то лже-лезгина, лже-лагычку тоже потерпим), так что не волнуйтесь, вы чистый тюрк, ведь, по государственной идеологии Аз. Респ. «стыдно» быть, например, Иранцем, скажем Лагычем, Талышом или Татом, не так ли?  Ведь согласно государственной идеологии все мусульмане, кто живет в Аз.Респ. – тюрки, или были тюрками, или же приехали после тюрков, или же должны стать тюрками! А может им этого не хочется, а? «Азербайджанец» = «тюрк», вы хот5ь знаете, что если какой то не тюрк мог как то «потерпеть», когда его называли «азербайджанцем», в конце то концов это географическое (хотя и не правильное название), то автоматически стать тюрком он не хочет, а кто не хочет значит – сепаратист!  Предатавляете, сепаратист на той земле где его предки живут уже 3000 лет!
И пожалуйста, передайте «любимому тюркскому правительству», что все исконные иранцы (они же живут на родине своих отцов) проживающие в искусственной стране под именем Азэрбайчан Республикасы, не ассимилированы и никуда не пропали, хотя сторонникам «тюркчулука» таааак этого хочется! И, последнее,  обратите внимание на картинки! Лагычки не бегут в коротеньких юбочках как некоторые на улицах Баку!

Мои почтения уважаемой даме!


Ататурк, она не знает ничего, она лже-лагычка, а вы если хотите измените ник и поезжаете, только там не говорите, что вы были ататюрком, там вас не поймут.
Перевод некоторых важных отрывков из сайта, для тех у кого затруднения с английским:

... Обе деревни - очень стары и труднодоступны, но их население весьма отличается друг друга от друга и от других азербайджанских горных деревень. Важное различие - то, что люди в Лагыче говорят на Татском - Персидском языке, а люди в Басгале говорят на тюркском языке.
... Почему Лагыч, столь отличный от своей соседней деревни (Басгал) поперек пути? Местная легенда говорит, что Иранский Шах Кей Хосров удалился в эту деревню на Кавказе из-за его приятного климата и живописного пейзажа. Жители (Лагыча) считают, что они по происхождению – Персы, в частности Потомки исконного Двора Кей Хосрова.
[url="http://www.azer.com/aiweb/categories/magazine/62_folder/62_articles/62_basgal_lahij.html"]http://www.azer.com/aiweb/categories/magaz...sgal_lahij.html[/url][/quote]
Это я то злюсь? LMAAAAAO. На кого? На невидимого, неопознанного виртуального болтуна? Гыыыыыыыыыык , ну и самомнение у тебя, милочка.

Расслабьтесь, неопознанное наше чудо! Я понимаю, что дала вам радостный повод наброситься на меня. Только жаль разочаровывать и прерывать столь душещипательную речь – дело в том, что я о-го-во-ри-лась. :D

Шла сюда, чтобы принести свои извинения по поводу дурацкой оговорки, но ты тут, оказывается, уличительную и обвинительную речь уже толкнул, так что передумала.

Так вот. Префикс «лже» можешь оставить себе. Так как мне он не подходит. Я ни за кого себя не выдаю, потому что горжусь тем, кем я являюсь. Я имела в виду Алтыагадж и прилегающую местность – можешь пойти и найти на карте а так же в архивах подтверждения моим словам о том, кому эти земли принадлежали. Так что твоя обвинительная тирада не уместна, жаль тебя разочаровывать.

По поводу Лагыча – я и так знаю, что там живут персоязычные люди. Выходцы из иранского Лагыджана. Там ( в Лагыче) я была и твои лекции мне не нужны – я своими глазами видела это место. Так что иди дальше рой инет в целях самообрахования. И советы свои бабушке своей будешь давать, а не мне. Не хватало ещё чтобы всякое неопознанное существо учило дочку моих родителей.

CIAO bambino

свободен

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ataturk' date='Feb 9 2004, 14:56 ']Azerin lap gohum chixdig ki.Mojete napisat ob istorii Lagicha?Ya slishal razlichnuyu info,no tak i ne nashel logichnix otvetov.[/quote]
Мне отец рассказывал о чуде, которое до недавнего времени существовало в Лагиче. Шахская баня, которая нагревалась от одной единственной свечи. Это была загадка для учёных. Есть гипотеза, что вода в котле нагревалась от одной свечи благодаря своему уникальному химическому составу. Но пришли британские учёные и нарушили механизм.

вот такая интересная история )

Link to comment
Share on other sites

newcomer, скажи, ты вообще откуда родом?
[quote]... Обе деревни - очень стары и труднодоступны, но их население весьма отличается друг друга от друга и от других азербайджанских горных деревень. Важное различие - то, что люди в Лагыче говорят на Татском - Персидском языке, а люди в Басгале говорят на тюркском языке.
... Почему Лагыч, столь отличный от своей соседней деревни (Басгал) поперек пути? Местная легенда говорит, что Иранский Шах Кей Хосров удалился в эту деревню на Кавказе из-за его приятного климата и живописного пейзажа. Жители (Лагыча) считают, что они по происхождению – Персы, в частности Потомки исконного Двора Кей Хосрова.
[url="http://www.azer.com/aiweb/categories/magaz...sgal_lahij.html"]http://www.azer.com/aiweb/categories/magaz...sgal_lahij.html[/url][/quote]

в пригороде Баку есть такая дереня под названием Балаханы. слышали наверное? про нее еще Есенин писал. ну так вот, язык, на котором говорят в Лагыче и в Балаханах похож настолько, что они понимают друг друга. не знаю ничего на счет татских корней этого языка. но знаю что он действительно похож на иранский. то есть искаженный иранский с примесью азербайджанских слов. моя бабушка родом из Балаханов. поэтому я в курсе. язык этот слышу очень часто. но тем не менее, никто из моих родственников с той стороны не считает себя иранцем. они азербайджанцы. язык просто передавался из поколения в поколение. вот и все! так что глупо как некоторые талыши пытаются иранизировать нашу страну и ее население.
кстати скажу, у меня есть еще и родственник из Лагыча тоже. не кровный. так вот он говорил что там также- т.е. язык просто передается между людьми. кстати, я еще знаю неск. сел, в которых говорят на искаженном персидском- это частично Амираджаны и Гала. и везде живут азербайджанцы.
дело в том, что разные части нашей страны в разное время управлялись представителями разных национальностей, вот и все.
кстати я в данный момент пишу свой пост на русском языке. что, я теперь русский? newcomer, ты не прав короче :)

Link to comment
Share on other sites

[quote]Мне отец рассказывал о чуде, которое до недавнего времени существовало в Лагиче. Шахская баня, которая нагревалась от одной единственной свечи. Это была загадка для учёных. Есть гипотеза, что вода в котле нагревалась от одной свечи благодаря своему уникальному химическому составу. Но пришли британские учёные и нарушили механизм.

вот такая интересная история )[/quote]

Азерин, а в какие годы это было примерно?

ну и гады, же эти ученые :(;)

Link to comment
Share on other sites

Yesli chestno ya mnogo raz bil v Lagiche.I istoriya kotoruyu ya znayu primerno poxoja na istoriyu,kotoruyu rasskazal newcomer.Da jiteli Lagicha prishli iz Irana i govorat oni na persidskom(eto odna iz nemnogix dereven v Azerbaijane takogo roda-zaranee dla newcomera.Yest yeshe neskolko dereven na Absherone.).No mena bolshe interesuyet vrema kogda oni podselilis tam.Tak kak s nachala 16go veka iranskiye shaxi bili azerbaijancami(nachinaya s Sefevidov.Ismail)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Psych0' date='Feb 10 2004, 13:53 '][quote]Мне отец рассказывал о чуде, которое до недавнего времени существовало в Лагиче. Шахская баня, которая нагревалась от одной единственной свечи. Это была загадка для учёных. Есть гипотеза, что вода в котле нагревалась от одной свечи благодаря своему уникальному химическому составу. Но пришли британские учёные и нарушили механизм.

вот такая интересная история )[/quote]

Азерин, а в какие годы это было примерно?

ну и гады, же эти ученые :(;) [/quote]
я точно не знаю, но могу у папы спросить. вечером скажу. но эти англичане разобрали котёл и испортили механизм. на сколько я поняла :(

у меня папа кладезь разных историйсвязанных с Азербайджаном... то про захоронения неизвестных полководцев в Южном Азербайджане рассказывает, то про раскопки и старинные чудеса нашей земли... жуть как интересно... бесконечно можно его слушать...

Link to comment
Share on other sites

[quote name='azerin' date='Feb 11 2004, 10:24 ']у меня папа кладезь разных историйсвязанных с Азербайджаном... то про захоронения неизвестных полководцев в Южном Азербайджане рассказывает, то про раскопки и старинные чудеса нашей земли... жуть как интересно... бесконечно можно его  слушать...[/quote]
Eto deistvitelno interesno. Mozhet bit proglasish papu na nash forum?

... Bezkanechno budem slushat'... :)

Link to comment
Share on other sites

[quote]Мне отец рассказывал о чуде, которое до недавнего времени существовало в Лагиче. Шахская баня, которая нагревалась от одной единственной свечи. Это была загадка для учёных. Есть гипотеза, что вода в котле нагревалась от одной свечи благодаря своему уникальному химическому составу. Но пришли британские учёные и нарушили механизм.[/quote]
А где нибудь можно об этом почитать уж очень фантастично звучит. И в каком году британские ученые были в Лагиче?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Chin Chin' date='Feb 11 2004, 15:26 ']А где нибудь можно об этом почитать уж очень фантастично звучит. И в каком году британские ученые были в Лагиче?[/quote]
я даже раньше как-то не задумывалась, где в инете об этом почитать, так что точной инфой помочь не смогу по этом вопросу... но я думаю, если есть здесь выходцы их Лагича, то они наверняка могут нам помочь с более подробной инфой. мне самой очень интересно было бы об этом узнать побольше. на счёт британцев - они там были ещё в досоветский период. начало прошлого века.

звучит действительно фантастично. но я думаю, это не просто из области "одна бабка сказала".

Link to comment
Share on other sites

[quote name='armen' date='Feb 11 2004, 11:59 ']Eto deistvitelno interesno. Mozhet bit proglasish papu na nash forum?

... Bezkanechno budem slushat'...  :)[/quote]
жаль тебя разочаровывать, арменчик, но у моего папы со мной-то иногда времени не остаётся поговорить - так он занят, какие уж там форумы.

так что бесконечно слушать вам придётся МЕНЯЯЯЯЯЯЯ (зловеще хохоча сказала я)

[img]http://www.flamenca.net/board/html/emoticons/harhar.gif[/img]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='newcomer' date='Feb 8 2004, 15:53 ']На территории нынешней Азербайджанской республики еще около 150 лет тому назад даже в Бакинском уезде тюрки были только в шести деревнях, основное же население было татско-персидским.
Великий азербайджанский просветитель и писатель Бакиханов об этом пишет так: 

«Все население магалов [административных округов], расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на том же [татском] языке , что свидетельствует об их персидском происхождении».

Аббас Кули Ага Бакиханов, «Гюлистани Ирам»[/quote]
Ujasno toroplyus, absolyut6no net vremeni No, uvidev prekrasniy post nashego druga newcomera, prishel v neopisuyemiy vostorg. Obichno takuyu chush libo pishut zaraneye ogovorivshis shto vot mol yest i takoye mneniye, shto vi po etomu povodu dumayete. Libo chelovek durak. Libo schitayet shto vse ostalniye idioti.
Vibirayte na vkus... ;)

Prosto odin vopros. [b][color=red]A shto za velikoye pereseleniye narodov proizoshlo za 150 let do napisaniya togo perla? [/color][/b]Kstati, sam etot text yavno virvan otkuda to. Takoy chushi napisat krayne trudno ne to shto dlya Bakihanova, no i dlya lyubogo dashnaka. Korohe ne mogu kommentirovat sam otrivok, no kontrdovodov iz mnogochislennih istochnikov, vklyuchaya armyanskiye, privesti ne smojet tolko durak.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 months later...

[quote name='newcomer' date='Feb 8 2004, 15:53 ']На территории нынешней Азербайджанской республики еще около 150 лет тому назад даже в Бакинском уезде тюрки были только в шести деревнях, основное же население было татско-персидским.
Великий азербайджанский просветитель и писатель Бакиханов об этом пишет так: 

«Все население магалов [административных округов], расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на том же [татском] языке , что свидетельствует об их персидском происхождении».

Аббас Кули Ага Бакиханов, «Гюлистани Ирам»[/quote]
да автор ты сильно ошибаешся.((( скажи мне пожалуста кто твой учитель по истории???))) это он такую глупость сморозил???

Link to comment
Share on other sites

[quote name='azerin' date='Feb 12 2004, 02:03 '][quote name='Chin Chin' date='Feb 11 2004, 15:26 '] А где нибудь можно об этом почитать уж очень фантастично звучит. И в каком году британские ученые были в Лагиче?[/quote]
я даже раньше как-то не задумывалась, где в инете об этом почитать, так что точной инфой помочь не смогу по этом вопросу... но я думаю, если есть здесь выходцы их Лагича, то они наверняка могут нам помочь с более подробной инфой. мне самой очень интересно было бы об этом узнать побольше. на счёт британцев - они там были ещё в досоветский период. начало прошлого века.

звучит действительно фантастично. но я думаю, это не просто из области "одна бабка сказала". [/quote]


ты лучше не доверяй им как ты можеш верить людям которые пишут чужую историю не имеея своей!!!)))))

Link to comment
Share on other sites

Legioner,

Ну расслабся уже.
Все время перед глазами мерещиш и раздражаешь.
читаеш здесь споры умных лудей и вдруг ты появляешся.

И не волнуйся твоя точка зрения уже понята, Карабах Войной взять, и все армяне сволочи. Так что можешь спокойно с чуством выполненого долга идти на бакилияр.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Dartanyan' date='Jun 9 2004, 20:12 ']Legioner,

Ну расслабся уже.
Все время перед глазами мерещиш и раздражаешь.
читаеш здесь споры умных лудей и вдруг ты появляешся.

И не волнуйся твоя точка зрения уже понята, Карабах Войной взять, и все армяне сволочи. Так что можешь спокойно с чуством выполненого долга идти на бакилияр.[/quote]
A ti hochesh chto bi tebe ulibalis` v lico ,a za spinoi s nog do golovi obsirali???ili viskazivat` svoe mnenie, a kak ti chto to prqavil`noe napishesh tak Editor uberet tvoi post, kak eto delaetsa na h@*stane??? U vas eto horosho polucha..... Legioner prav v polnom smisle slova.....


Regards

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Мурад' date='Feb 11 2004, 15:26 '][quote]Мне отец рассказывал о чуде, которое до недавнего времени существовало в Лагиче. Шахская баня, которая нагревалась от одной единственной свечи. Это была загадка для учёных. Есть гипотеза, что вода в котле нагревалась от одной свечи благодаря своему уникальному химическому составу. Но пришли британские учёные и нарушили механизм.[/quote]
А где нибудь можно об этом почитать уж очень фантастично звучит. И в каком году британские ученые были в Лагиче? [/quote]
Вообще то я тоже слышал эту историю много раз, но я слышал что это где то в Иране было а западные учёные испаганили там всё но секрет так и не нашли.
Предпологают что принцип был связан с ядерной реакцией, насколько это правда уже никто не может сказать. :unsure:

Link to comment
Share on other sites

  • 5 months later...

Жаль, что я так поздно нашел эту тему…
Итак, когда тюрки появились на Абшероне? В палеолите наверное… А теперь там живут эти, как их там, ах да! – азербайджанцы!!!
Господа, может хватит тиражировать этот совковый миф? Может, пора почитать Бакиханова? Или Вам Кавказский Календарь конца 19 века трудно раздобыть и почитать? Если да, то прочтите это:

[b]По книге Б. В. Миллера "Таты, их расселение и говоры", 1929 г. [/b]

Лет 35 тому назад в бывшей Бакинской губернии официальная статистика насчитывала около 125000 татов-мусульман. Та же цифра татов (по данным на 1922 г.,) населяющих значительными группами Бакинский и Кубинский уезды и северную часть Шемахинского уезда и отдельными поселениями доходящих до Дербенда (Дербендский и Кайтаго-Табасаранский округа), указана в издании Комиссии по изучению племенного состава СССР при Академии Наук, вышедшем в 1927 г. под редакцией И. И. Зарубина. Между тем, данные переписи 1926 г. сообщают совсем другие цифры: 11755 человек показали своим родным языком персидский. Так как настоящих персов по языку, т. е. выходцев из персоязычной Персии в пределах Азербайджана проживает всего лишь несколько сотен, то, очевидно, эти 11000 с лишком «персов», вероятнее всего те же таты, зачастую, как мы увидим ниже, именующих свой язык «парси», «фарси».
Главные районы расселения татов в АзССР следующие: Апшеронский полуостров, Хизинский дайра (Бакинского уезда), Кубинский уезд и сев.-запад. часть Шемахинского уезда с прилегающей частью Геокчайского.
Апшерон
На Апшероне таты и сейчас занимают крупнейшие селения и промысловые центры: сел. Маштаги (до 16000 чел.), Балаханы и Сураханы (в обоих более 10000 чел., причем в Балаханах — 7800) и Кала (2703 чел.); далее, таты составляют преобладающее большинство селений Зира (2300) и Хоусан (1653), а также значительную часть селения Тюркян. В Кялязах-Кишлаге живут выселенцы из Сурахан, сплошь таты. Общее число татов Апшерона надо принять значительно превышающим 30000 чел. В перечисленных селениях татский язык держится еще крепко. В Сураханах женщины плохо говорят по-тюркски, а выселенцы из Сурахан (в Кишлаге) по-тюркски совсем не знают. Некоторые селения на Апшероне отуречены сравнительно совсем недавно. Taк напр., в Мардакяне старики еще понимают по-татски. В сел. Пиршаги Бак. уезда еще 5 лет тому назад слышалась татская речь, теперь вытесненная тюркской. Есть отдельные семьи, сохраняющие знание татского языка, в с. Бильгя и Нардаране. Сураханцы называют свой говор «парси» и уверены, что он «чище» других татских говоров. В самом Баку проживает до 2000 хизинцев, которых называют «горцами» («даглы»).
Процесс вытеснения на Апшероне татского языка тюркским происходил в прошлом и нынешнем столетии естественным путем, благодаря близости такого тюркского центра, как Баку, и тесным экономическим и культурным связям татов с тюрками, причем прежде полного вытеснения татского языка таты переживали стадию двуязычия. Но были случаи и сознательного ускорения этого процесса. Так, напр., рассказывают о деятельности некоего выходца из Турции пантюркиста Ахмеда Кемаля, учительствовавшего в Балаханах в первом десятилетии нынешнего столетия, который всячески внушал своим ученикам презрение к своему родному языку, и под влиянием которого совершился переход татов селений Нардарана и Бузовны с татского языка на тюркский. По-видимому, в последнее десятилетие процесс отуречения татов пошел еще интенсивнее благодаря тюркской школе, и мы видели, что большинство апшеронских татов даже предпочло показать себя тюрками.
Апшеронские тюрки (напр. в Хоусане) частью выходцы из шахсевенов.
Хизинский район
Преобладающе население таты, меньшинство тюрки. По официальным сведениям Хизинского исполкома во всем районе 36 татских сел. с 13064 ч. против 5910 ч. по переписи 1926 г.
Расспросные сведения о количестве татов с официальными данными не совпадали, мне говорили, что во всем районе до 65 мелких селений, причем в самом сел. Хизы до 4000 чел. Выше было сказано, что в самом Баку проживает до 2000 хизинцев. Дети уже до школы начинают знакомиться с тюркским языком. Персидский язык хизинцы считают «братом» («кардаш») своего татского языка, но молодых людей, знающих персидский, теперь уже нет, как бывало раньше. О своем прошлом хизинцы думают лишь, что часть населения коренная («всегда тут жили»), но что были и пришельцы (фарсы) из Персии. По религии хизинцы шииты. По словам одного интеллигентного хизинца, у хизинцев один язык, распадающийся на пять говоров (в Га’ади, Хизы, Фындыган, Тыхли и Гоухуни)

Кубинский уезд
По данным Кубинского исполкома в Кубинском уезде таты проживают в 4-х районах: Конах-Кенд — 11 сел, Дивичи — 9 селений сплошь татских и 5 частично татских, Рустов — 42 селения и Гюмюр-Дахнэ — 46 селений, всего, следовательно, 108 селений, сплошь татских, и 5, частично ими заселенных. По сообщению председателя исполкома на 180000 Кубинского населения таты составляют 17%, следовательно их число несколько превышает 30000 чел. Некоторые из селений очень многолюдны (напр. Рустов до 1000 дворов, 6059 душ, Верхние Куши 1248 чел.). Тюркский язык в общем менее распространен, чем на Апшероне, в глухих местах совсем его не знают. По религии кубинские таты как сунниты, так и шииты. Вот некоторые суннитские селения: Рустов, Чичи, Афурджа, Галаби, Ханага, Шудух, Новдин, Конах-Кенд, Джеми, Утуг, Лахидж (который не надо смешивать с Лахиджем Ширванским), Идриси, Иснов, Заргова, Зейва, Пирабедиль, Билиджи, Гендоб. По-видимому, суннитов больше, чем шиитов, так как в 3 дайра (Рустов, Гюмюр-Дахнэ и Конах-Кенд) они, по-видимому, преобладают, и лишь в Дивичинской дайра живут и шииты. В некоторых смешанных тюрко-татских селениях этническое деление, по-видимому, раньше совпадало с классовым: напр., в сел. Пирабедиль (кстати, одном из центров коврового производства и родины тов. Мусабекова, председателя Совнаркома АССР и пред. ЦИК’a СССР), тюрки – бывшие беки, а «простой народ» — таты. Об Иране рустовцы знают и находят, что «фарсидский» язык сходен с их наречием.
Шемахинский уезд (с прилегающей частью Геокчайского)
По сведениям Шемахинского исполкома, из 8-ми округов (дайра) уезда в 4-х вовсе нет татов. Всех татских селений 14 с 11 820 чел. населения, что составляет около 12% всего населения уезда. Много селений, ныне тюркоязычных, еще недавно были татскими (Намазга, Авахыль, Зейм, Кюрдыван, Зергака и др.) Данные переписи 1926 г. тоже отмечают 14 селений, но численность населения дают без Лахиджа, являющегося в сущности уездным городком, сейчас более крупным, чем разрушенная Шемаха (в нем — 4500 чел.), а с Лахиджем, вероятно, и по этим данным, всего татского населения тоже около 12000. По сведениям, полученным мною в Шемахе от лахиджцев, в Шемахинском и соседнем Геокчайском районах 32 селения, включая Лахидж. Сведений о числе жителей в селениях я, к сожалению, получить не мог. Вот перечень этих селений: Лахидж, Елгеч, Зарат, Демирчи (Кинея), Хеибари, Зарат ll, Дерибаба, Хафтасу, Хемрун, Ахан, Гарах, Воша, Медре, Дахар, Занги Мадрасу, Мулух, Ноунич, Зарнава, Гендову, Намазга, Кена, Мишкамир, Диворюн, Пирагунум, Мелхем, Гонахкенд, Мадраса, Чандовур, Быгыр, Велесим, Джулиан. К этому перечню следует (по сведениям А. П. Фитуни) еще добавить с.с. Наныч и Гендоб, и отметить, что есть 2 селения Быгыр (I и II) и два селения Джулиан (второе — Верхний Джулиан), и что в Быгырах очень значительное население, более — 2.000 человек. В своем предисловии к «Татским Этюдам, ч. 1», Вс. Ф. Миллер, со слов тата-лахиджца, Ага Бала Джанбахшева, дал неполный перечень 14 (без Лахиджа) татских селений Шемахинского и Геокчайского уездов, в которых четверть века назад (в 1903 г.) слышалась татская речь. 12 из них находятся в перечне, сообщенном мне лахиджцами в 1928 г, одного селения (Джадуо) в нем нет, а в сел. Гарсала, по их словам, сейчас говорят по-тюркски, хотя еще 20 лет назад говорили по-татски. Таким образом, тюркизация, хотя быть может и менее быстрая, чем на Апшероне, происходит и в Шемахинском районе. Крупнейшим селением последнего является Лахидж, в котором по семейному списку 1886 г. было 702 двора и 6915 душ. В настоящее время в нем числится 912 дворов и 5000 душ, так что, если эти цифры точны, этот крупный татский центр за 40 с лишком лет не только не увеличился естественным приростом, но начинает уменьшаться численно. Более 1000 лахиджцев проживает в Баку и в с. Бюль-бюли близ Сурахан. Другое крупное татское селение того же района — Матрасы — имеет 659 хозяйств и 3120 душ — и обычно относится к «армянским» по религиозному признаку. Персидский язык лахиджцам теперь уже мало знаком, а прежде многие учились по-персидски. Говоры соседних татских селений, по отзывам лахиджцев, совпадают с ихним; мне отмечали только, что мельхамцы склонны «тянуть» слова. Между прочим, интересное сведение о Мельхаме сообщил мне т. Агаев: у мельхамцев сохраняется предание, что из их селения происходит известный персидский поэт 12-го века Хакани. Если бы это предание подтвердилось, то оказалось бы, что Хакани родом тат. Язык «армяно-татов» с. Матрасы лахиджцы находили плохо понятным для себя и называли его по-тюркски «фарс-дили». Говоры апшеронские (напр., балаханский) они понимают хорошо, а кубинские и хизинский с некоторым затруднением, не находя между ними разницы.
По религии лахиджцы, как уже было упомянуто, шииты; имеются и суннитские селения (Мельхам, Хымран).
Кроме перечисленных тато-мусульманских районов в пределах АССР имеется еще небольшая группа в Гянджинском уезде, которыми я совсем не успел заняться, насчитывающая по переписи 1926 г. 2077 чел, к которым, быть может, следует присоединить еще каких-то 1165 «персов».
В середине прошлого века статистика (Кавказ. Календарь на 1856 г.) отмечала еще 12 деревень татов-мусульман по р. Куре, в Джевадском уезде бывш. Бакинской губернии. В последующих списках они уже отмечались говорящими по-тюркски. Возможно, что таты скрывали свою национальность и выдавали себя за «татар», как именовали до революции тюрков Азербайджана. На юго-восток от так наз. «мустафаханских владений», расположенных на границе Шемахинского и Сальянского уездов, в степи имеется около 15 поселений татов, переселенцев из Персии. Переселились они, будто бы, в начале 18-го века; расположены эти селения к северу от местности Кырх-Чирах, вдоль Куры, в направлении Зардоба и Альвенда. Эти таты занимаются земледелием, скотоводством и частью рыбной ловлей.
В Дагестане таты живут в Северно-Табасаранском участке Кайтаго-Табасаранского округа около Дербенда, охватывая его своими селениями полукольцом с запада. Всех селений — семь: Джалган, Рукел, Митаги, Кемах, Зидиан, Бильгады, Гимейды. Только в Гимейды таты живут вместе с татарами, остальные 6 селений сплошь татские. В каждом из них от 45 до 200 дворов. По официальным данным, общее число татов в Дагестане не превышает 4000 человек. Только в Джалгане татский язык сохраняется в полной чистоте; жители же селения Рукел постановили (в 1907 г.) целым обществом не говорить на своем языке, и там только некоторые старики еще понимали (в 1907 г.) по-татски. В селении Марага сохранилось название татского квартала («татлар ара») в 10-15 домов, но уже с табасаранским языком.

Link to comment
Share on other sites

Фаррух. Сегодня Истина и Правда противная официальной Версии, "лженаучна" "демогогична" и откровенно Враждебна. Ведь для многих История всего лишь "барышня" которая должна Обслуживать тех "которые платят деньги". Вот поживём ещё чуток и будем свидителями ещё более изощрённого "заказа". Толи ещё будет ой!ой!ой! (Алла)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Farroukh' date='Nov 16 2004, 15:15 ']Жаль, что я так поздно нашел эту тему…
Итак, когда тюрки появились на Абшероне? В палеолите наверное… А теперь там живут эти, как их там, ах да! – азербайджанцы!!!
Господа, может хватит тиражировать этот совковый миф? Может, пора почитать Бакиханова? Или Вам Кавказский Календарь конца 19 века трудно раздобыть и почитать? Если да, то прочтите это:
....[/quote]
А где же живут азербайджанцы?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Farroukh' date='Nov 16 2004, 16:25 ']Смотря кого вы называете азербайджанцами...
[right][snapback]148603[/snapback][/right][/quote]
Вопрос очень правильный.
Лично я называю азербайджанцами всех граждан АР, независимо от этноса (тюрки (?), удины, талыши, лежины, русские, армяне ...)

And U ?

Link to comment
Share on other sites

[quote]Лично я называю азербайджанцами всех граждан АР, независимо от этноса (тюрки (?), удины, талыши, лежины, русские, армяне ...)[/quote]
Ардани, :aappll:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Farroukh' date='Nov 16 2004, 17:06 '][quote]Лично я называю азербайджанцами всех граждан АР, независимо от этноса (тюрки (?), удины, талыши, лежины, русские, армяне ...)[/quote]
Ардани, :aappll:
[right][snapback]148630[/snapback][/right]
[/quote]
Farroukh, вы соглaсны или нет. Извините, но я не понял смысл смаилика...

Link to comment
Share on other sites

Я и есть представитель населения одного из абшеронских поселков, где раньше жили таты, а потом они превратились в азербайджанцев.
Назвать нас меньшинством я не могу. :)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Farroukh' date='Nov 16 2004, 17:41 ']Я и есть представитель населения одного из абшеронских поселков, где раньше жили таты, а потом они превратились в азербайджанцев.
Назвать нас меньшинством я не могу. :)
[right][snapback]148656[/snapback][/right][/quote]
Вы знаете какое количество татов помнят, что они таты?

Link to comment
Share on other sites

Как показала перепись 1989 года - чуть больше 30 000 чел.

А для Азерин-ханум я хотел бы сообщить, что село Алты-Агач - это бывшее молоканское село Верхние Кущи.
[img]http://www.shirvan.org/rus/e107_plugins/coppermine_menu/albums/userpics/10001/etnic1.jpg[/img]

Link to comment
Share on other sites

  • 6 months later...
[b]Данные этнотопонимии о расселении тюркоязычных племен в Азербайджане XI-XV вв. [/b]

Автор статьи — Г.Д.Агаев

Источник: Сборник «Этническая ономастика».
Академия наук СССР. Институт этнографии имени Н.Миклухо-Маклая.
Издательство «Наука», М., 1984 г.,
тираж 6,8 тыс.экз.

Наряду с письменными источниками и данными археологии выявлению этнической истории населения Азербайджана содействует изучение этнотопонимии. Топонимы являются чрезвычайно важным и устойчивым языковым материалом, оставаясь в употреблении на протяжении многих столетий.

В середине XI в. Азербайджан был завоеван сельджуками (одна из ветвей огузов) — тюркскими племенами, вышедшими из Средней Азии. Завоевание сопровождалось массовыми передвижениями населения. Огузские и примкнувшие к ним тюркоязычные племена переселялись под эгидой династии Сельджуков, поэтому за ними утвердился собирательный термин сельджуки. Наименование сельджук постепенно заменило термин огуз, хотя в источниках встречается также их одновременное бытование.

Изучение этнонимов племен, которые в течение XI-XII вв. сыграли важную роль в истории Закавказья, позволяет получить ответы на вопросы, связанные с судьбой переселившихся племен и с их распространением и оседанием. Топонимы, появление которых в Закавказье можно приурочить к XI-XII вв., отражают важный этап в этнической истории Закавказья, связанный с огузами и другими тюркоязычными напластованиями. Из 24 огузских этнонимов в Закавказье достоверно могут быть выделены 17: авшар, байат, байдундур, бектили, игдыр, йиве, йайырлы, карабылюк, кырык, печенег, салур, тутырга, тюкер, чарук, чебни, чувалдар, эймюр. Из шести примкнувших к огузам тюркоязычных племен, которые участвовали в сельджукском завоевании, на территории Закавказья установлены этнонимы пяти: агач-эри, канлы, карлук, кыпчак, халадж.

Топонимы, связанные с огузами и другими тюркоязычными племенами, свидетельствуют, что они отдельными группами обижали на территории Закавказья как в XI-XII вв., так и позднее.

Многие из сельджукских племен под давлением монголов ушли в Малую Азию, а другие остались в Азербайджане. Их этнонимы доныне сохранились в топонимии: например, Айрумы, Шамлы, Бекдилы, Иналлы, Текля, Караманлы, Ахмедлы, Ай-дынлы, Дюгер и др.

Айрумы — этнографическая группа азербайджанцев, проживающая в западной части Азербайджана, в горной местности, от оз.Гек-Гель до р.Акстафы; в других местах айрумы слились со своими соседями — азербайджанцами и армянами. Область расселения их в прошлом простиралась от персидско-турецкой границы, где охватывала район оз.Урмии и окрестности Хоя, Маку, Салмаста (т.е. примерно территорию бывшего ханства Аваджик до р.Куры; территорию исторических провинций Борчалы, Шамшадиль, Казах), занимала как горные, так и низменные местности.

По мнению азербайджанского исследователя М.Г.Велиева (Бахарлы), предками айрумов были малоазиатские тюрки, которые после разгрома их государства в Анатолии в 1301 г. нашла убежище в пределах Закавказья.

Замечания об айрумах как о более поздних пришельцах на Кавказе содержатся в работах известного востоковеда В.Ф.Минорского и советского историка И.И.Мещанинова. Они полагали, что айрумы переселились из Персии во время персидско-турецкой войны в XVII в. В противовес этим миграционным теориям советские ученые А.Алекперов и К.Каракашлы выдвинули тезис об автохтонном происхождении айрумов, который, правда, каждый из них обосновал по-своему.

В результате наблюдений над культурой и бытом айрумов К.Каракашлы утверждал, что они «по своему этнографическому и общественно-хозяйственному быту отличаются от равнинных тюрков постольку, поскольку горец может отличаться от аранца, т.е. от жителя равнины». Этноним айрум, по мнению Каракашлы, мог возникнуть «вследствие перемены территориального района и ухода, вернее, отделения одной части населения от другой и заселения ею нового края отдельными группами или семьями» («отдельно» по-азербайджански — айры, отсюда—айрым; так себя называют айрумы). К.Каракашлы заключает, что айрумы представляют собой «фрагмент земледельческо-скотоводческих равнинных жителей», происхождение которых следует искать не в каких-то «Румах», а в пределах самого Кавказа и, в частности, в «Казахском уезде, откуда большинство айрумов переселилось в горы Кошкара и Кяпаза».

Аргументированнее выглядит предположение А. Алекперова, который пришел к заключению, что в материальной и духовной культуре айрумов явственно проступают напластования двух разнородных культур — оседлой земледельческой, уходящей своими корнями в местную этническую среду, и пришлой скотоводческой, связанной с появлением в Азербайджане кочевых тюркских племен.

Оседлые предки айрумов — древние албанцы — в начале средних веков в процессе христианизации края подпали под сильное влияние армянской церкви и в значительной степени были ассимилированы армянами. Это, по мнению А.Алекперова, подтверждается наличием развалин древних храмов с армянскими надписями, сохранившихся в айрумских горах до наших дней. Однако в V в. Халкедонский церковный собор расколол армян и албанцев на два враждебных лагеря: монофизитов, или халкедонитов, — поборников греческого православия и диофизитов, или антихалкедонитов, — сторонников старой армянской церкви, из которых первые за свою приверженность к Византии получили в просторечии прозвище хай-хором, т.е. «армян-греков». В Армении халкедониты остались в меньшинстве и вынуждены были впоследствии эмигрировать из страны; в Албании (Кавказской) их оказалось гораздо больше. В последующие века тюркизация и исламизация Азербайджана привели к полному исчезновению здесь христианской религии, к забвению первоначального смысла термина хай-хором, который в усеченной форме айрум сохранился до наших дней как название части аборигенного населения, уже тюркского по языку и мусульманского по религии.

Советский этнограф В.П.Кобычев в работе об айрумах выдвигает следующую гипотезу: в начале средних веков западный Азербайджан находился в тесных культурных и политических отношениях с соседней Арменией. В западном Азербайджане было распространено христианство григорианского толка, существовала письменность, построенная на общей с армянским алфавитом графической основе. Армяне составляли значительную часть населения края, занимая в нем преимущественно горные местности (Карабахское плато, древняя область Арцах), тогда как коренное население (албанцы) проживало преимущественно на прилегающем плоскогорье — Аране. В 591 г., во время второго раздела Армении между Византийской империей и Сасанидской Персией, по территории западного Азербайджана прошла граница, которая отделила часть армянского населения вместе с албанцами от остального населения страны. Раздел 591 г. в дальнейшем был закреплен договором 628 г. между Византией и Персией и просуществовал до падения Сасанидской империи и нашествия арабов на Закавказье, т.е. почти до конца VIII в. В этих условиях в пограничной полосе и могло, по мнению В. П. Кобычева, сложиться новое этническое наименование хай-рум (или в армянской огласовке хай-хором) в качестве отличительного прозвища для той части аборигенного населения, которая после раздела оказалась в пределах Византийской империи. При этом новое название в равной степени могло применяться как для наименования народа, так и для обозначения занимаемой им территории, как это было, например, с названием греки в древней Руси или урум на Востоке.

Новая политическая ситуация, сложившаяся в Армении и западном Азербайджане в результате раздела этих стран между Персидской и Византийской империями, получила отражение и в исторической литературе, и в топонимии края. Так, арабский ученый Х в. Баладзори упоминает в Азербайджане «область Урума», в которой арабам пришлось подавлять восстание армян и азербайджанцев. А.Алекперов локализует эту область в Карабахе, где до наших дней сохранились топонимические названия с корнем рум.

Действительно, внимательное изучение топонимии в местах прежнего расселения айрумов дает значительное количество географических названий с корнем рум: гора и населенный пункт Урумбазар, р.Урумбазарчай у стыка Шахдагского, Мровдагского и Зангезурского хребтов, гора Урумыс к югу от Севана, гора Айрумча и три селения Айрум, Гюлядзарайрум, Чарвадараурум, местность под названием Айрумское кочевье в северной части Карабахского нагорья, селения Чоирум на берегу Куры, Хейрум в Казахе и др. Все эти топонимы сосредоточены на относительно ограниченной территории, тянущейся узкой полоской от южного 6epera Куры в районе несколько выше впадения в нее р.Алазани и р.Иори, через горы Карабаха по направлению к Нахичевани. Вне этого пространства подобные наименования не встречаются.

Можно прийти к выводу, что айрумы представляют co6oй тюркизированных и исламизированных потомков армянизированных албанцев и части армян, которые после раздела Армении в конце VI в. оказались в пограничном районе с византийской стороны и для которых использовалось наименование айрум, означавшее армян, подданных Византии.

В конце XVI в. столетия айрумы разделились на две части: одна переселилась в Персидский Азербайджан и здесь получила от шаха Аббаса название шахсеван, а другая осталась на старом месте и образовала несколько родов или колен: айрумы, саатлы, ахсахлы или чолахлы.

По административному делению царского времени основная масса айрумского населения обитала в Елизаветпольском уезде (он делился на шесть магалов, из которых Айрумский магал составляли в основном айрумские селения), в Джеванширском уезде — Айрумы, Саатлы; в Казахском — Боганис-Айрум, Полад-Айрум, Шиник-Айрум; в Джевадском — Саатлы; в Ленкоранском — Ахсахлы; в Нухинском — Чолахлы.

Ушедшие в Персидский Азербайджан айрумы заняли в нем Ардебильскую провинцию под именем шахсеванов. Отсюда они впоследствии перешли в пределы Закавказья и первоначально основались на Мугани, потом рассеялись по всему Азербайджану. В Персидский Азербайджан пришло более 3 тыс. шахсеванских семейств во главе с Юнис-пашой. От внуков последнего Бейдали-бека и Коджабека произошли поколения: бейдиллы и ходжалы. От бейдиллы впоследствии отделилось несколько колен, из которых в Азербайджане живут каракасумлы, полатлы, димирчи, халифели, удюглы, мурадлы, заргяр и милли. К этим шахсеванским племенам в конце XVI в. присоединились еще два сельджукских племени: бекдиллы и иналлы. Из бекдиллы впоследствии выделилось несколько колен: оймаки, джиловарлы, чахырлы или шакирлы, кобадлы, а из племени иналлы — эйватлы.
За этими племенами в Персидский Азербайджан прибыли новые сельджукские племена: рзабеклы, гомущи, ахмедлы, текля или текка, кадырлы, ильхичи и карадаглы. Эти племена оставили по себе память в наименовании нижеприведенных селений, бытовавших в первых десятилетиях XX в.: в Геокчайском уезде — Шахсеван, Бейдаллы, Удуглы, Мурадлы, Ильхичи-Амирджанлы, Ильхичи-Нахырчи, Кара-Ильхичи, Ляля-Ахмедлы, Ахмедлы, Текка, Чахырлы, Текля-Сафи, Текля-Мирза Баба, Текля-Муганлы; в Джебраильском — Шахсеван, Заргяр, Карадаглы, Ког-Ахмедлы, Ял-Пир-Ахмедлы, Ахмедилиляр, Пир-Ахмедлы, Ахмедлы, Ахмед-Агалы, Яр-Ахмедлы, Чахырлы, Эйватлы; в Ше-махинском — Годжи-Ксумлы, Гаджи-Кадырлы, Текля-Гаджи Мамед-Гусейн, Текля-Мирза Баба; в Джевадском — Гаджи-Касумлы, Полат-Тугай, Халфоли, Гаджи-Али-Мурадлы, Мурадлы, Кадырлы, Ахмедлы, Бекдиллы, Чахырлы, Пир-Эйватлы, Текля-Мирза Баба; в Кубинском — Касум-Кышлаги, Халфалар, Удюг, Заргярлы, Ильхичи, Карадаглы, Ахмедлы, Хырда-Оймак; в Ленкоранском — Гюл-Касумлы, Али-Касумлы, Полатлы, Халфалар, Халфа-Канлы, Халфа-Ходжа, Милли, Кадырлы, Ахмедлы, Едди-Оймак, Чахырлы, Иналлы, Текля, Текля-Кош, Холь-Текя; в Бакинском — Ахмедлы или Гулам-Махмудлы; в Агдашском — Бейдиллы, Карадаглы; в Джеванширском — Палатлы, Кара-Дамирчи, Милли, Илхичиляр, Карадаглы, Кобарта-Бай-Ахмедлы, Джиловдарлы, Текля; в Шушинском — Полатлы, Дамирчиляр, Халфалы, Ильчихляр, Агдам-Карадаглы, Карадаглы-Варандалы; в Зангезурском — Димирчиляр, Мурадлы, Ахмедлы, Мурадханлы, Кобатлы; в Казахском — Дамирчиляр, Кель-Халфалы, Кадырлы, Джиловдарлы; в Гяджинском — Карадаглы, Азар-Ахмедлы, Геран-Бой-Ахмедлы, Шакирлы; в Нухинском — Карадаглы.

Сельджукское племя шамлы, согласно полулегендарному преданию, происходило от пленников из Малой Азии, уведенных Тимуром после битвы при Анкаре (1402 г.) и переданных им сефевидскому шейху Ходжа Али, который поселил их в Азербайджане. Наименование племени шамлы сохранилось в названии селений в Геокчайском и Агдамском уездах.

Сельджукское племя караманлы получило свое название от самостоятельного княжества Караманлы, образовавшегося в результате распада сельджукского султаната в Анатолии. После присоединения княжества к Турецкой империи 1471 г. часть жителей этого княжества двинулась на северо-восток в пределы Азербайджана, где оставила о себе память в наименовании четырех селений Караманлы в уездах: Геокчайском, Шсмахинском, Джеванширском и Джевадском.

Племя айдин, также Сельджукское, в начале XIV в. образовало в Анатолии независимое Андийское княжество. В ходе присоединения Айдинского княжества к Оттоманской империи часть его жителей под именем айдинов перебралась в Азербайджан; здесь о нем в начале XX в. напоминало селение Айдин в Кубинском уезде.

В XIII столетии в Азербайджан вместе с монгольскими завоевателями пришло племя баят (это племя еще в XI в. упоминается в числе 24 древних огузских племен). Вначале оно поселилось в Малой Азии, где смешалось с другими сельджукскими племенами, но к концу XV — началу XVI в. влилось в племя кызылба-шей и переселилось в Азербайджан. Топоним Баят встречался в Азербайджане в начале XX в.: в Геокчайском уезде — Байт-Мелик-Уммуд, Баят-Кадыр-Гусейн; в Джевадском — Баят; в Кубинском — Сынджан Баят, Узун Баят; в Шемахинском — Баят; в Шушинском — Баят.

Вместе с монголами пришли и джагатайские тюрки. Свое название они получили от имени младшего сына Чингисхана Джагатайхана. Топоним Джагатай в 20-х годах XX в. встречался лишь в Кубинском уезде — селение Джагатай.

Как известно, с XVI в. Азербайджан входил в состав Кызылбашского государства, во главе которого стояла династия Сефевидов, происходившая из Ардебиля в южном Азербайджане. Главной опорой Сефевидов стали тюркоязычные кочевые племена. Эти племена еще в середине XIII столетия были переселены в Азербайджан. Они принадлежали к особой тюркской ветви (белых гуннов), называемой кай и жившей в западном Туркестане. Главными племенами кай считались: каджары, авшары, ульгудары, чобаны, бахарлы, падар, устаджаллы, ляк, халиллы, сор-сор, шемя (шагаг), осаллу, зенгене, армалу.

Тюркские племена каджар и авшар пришли из Средней Азии вместе с монгольскими завоевателями. В Азербайджане часть этих племен была поселена при Тимуре и Мираншахе. Топоним Каджар встречался в Геокчайском, Кубинском и Шушинском уездах. Племя авшар делилось на несколько колен, из которых в Азербайджане проживали краглы и авшары. Топонимы, восходящие к этим наименованиям, бытовали в названии селений Краглы в Кубинском и Джевадском уездах, а также в названии селения Авшар Шушинского уезда.

Племя бахарлы первоначально жило в Хорасане. Отсюда оно впоследствии перешло в пределы Азербайджана, где обосновалось в селениях Бахарлы в Шушинском и Зангезурском уездах. Племя падар, переведенное Сефевидами из Персии в пограничные области, образовало поселения: в Кубинском уезде — Шабран-Падар, Армуд-Падар; в Геокчайском — Падар-Гюльмяли; Агдамском — Карадаглы-Падар; в Шемахинском, Нухинском и Джебраильском уездах — Падар.

Племя ляк дало свое имя следующим селениям: в Геокчайском уезде — Ляк, Ляк-Чыплыг; в Агдашском — Ляки; Джеванширском — Ляк, Лякили; Гянджинском — Ляк.

Племя халиллы расселилось в Шемахинском уезде — в селении Халиллы; Кубинском — Пир-Халилды; Геокчайском — Халиллы, Халлилы-Касумбек; Агдашском — Дегис-Халиллы; Нахичеванском — Халиллы.

Племя сор-сор (или сур-сур) в Азербайджане первоначально жило в Геокчайском уезде у Прикуринской полосы. В 1739 г. небольшая их группа была переведена в Дербентское и Кубинское ханства. Впоследствии еще часть сор-соров была переселена в г.Ахсу, а также во многие другие уезды Азербайджана. Этноним сор-сор встречался: в названии селений в Геокчайском уезде — Сор-Сор; Кубинском — Сур-Сур-Билиджи; Шемахинском — Сор-Сор; Ленкоранском — Соры-Соре; Джебраильском — Сур.

Племена осаллу, армалу, зензене и ширян (шилян) дали свое имя селениям в Кубинском уезде (Осаллу и Армалу), в Шемахинском и Кубинском уездах (Зенгене), трем селениям в Геокчайском уезде (Шилян-Тязя, Шиляп-Ашага и Шилли-Юхары). Наименование тюркского племени чобаны, которое обитало в Геокчайском и Шемахинском уездах, сохранилось в топониме Хан-Чобанны.

В конце XV — начале XVI в. в состав кызылбашских племен влились части туркменских племен под именем туркман (т. е. туркмен), которые были известны в Азербайджане и как кара-коюнлы и агкоюнлы (баяндурлы). Названия этих племен сохранялись в топонимии Азербайджана: в Геокчайском уезде — Тюркмен, Каракоюнлы; Джеванширском — Тюркмен, Кара-коюнлы; Ханкара-коюнлы; Гянджинском — Кара-коюнлы, Тап-кара-коюнлы; Токкалар-кара-коюнлы; в Зангезурском — Кара-коюнлы, Баяндур; в Нухинском — Чай-кара-коюнлы; в Кубинском — Баяндур.

В начале XIII в. под натиском монголов в Азербайджан пришло тюркское племя куманы, или половцы. Во второй четверти XI в. они занимали степи между Волгой и Доном, в XIII в. были оттеснены на юг. Часть их поселилась в Азербайджане, где они смешались с другими тюркскими племенами, оставив память о себе лишь в названии трех селений Куманлы в Ленкоранском уезде.

Оттеснив половцев, монголы в XIII в. под предводительством Норая или Нугая вторглись в пределы Азербайджана. Впоследствии они получили название ногайцев — по имени своего предводителя. В дальнейшем ногайцы распались на несколько поколений, среди которых можно назвать буджагов. Это дает возможность полагать, что жители селений под названием Буджаг — потомки ногайцев, которые в дальнейшем смешались с другими тюркскими племенами. Этноним буджаг сохранялся в начале XX в. в названии селений: в Геокчайском уезде — Кара-Буджаг; в Джевадском — Кара-Буджаг и Эгри-Буджаг; Агдамском — Буджаг; в Нухинском — Буджаг и Мухах-Буджаг.

Проникновение тюркских племен в восточное Закавказье, начавшееся в сравнительно больших масштабах преимущественно в XI в., охватило в первую очередь северные области Азербайджана. Эти выводы основаны как на свидетельствах письменных источников, так и на данных топонимии. Этнотопонимы географически локализуются, что позволяет выделить места компактного расселения и обитания тюрок в Закавказье в XI —XII вв
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

интересно, под названием "Дутар" изображена разновидность Саза, причем самая примитивная.
в оригинале - Тар (просто "Тар") называется Пяндж-Тар (ручной Тар)
еще есть Ду-тар (двухконечный), и Се-тар (Ситар)
все три инструмента принадлежат к иранско-индийскому ореолу.

окромя того, Кяманча это не аналог Гобыза , ввиду того что Кяманча ВООБЩЕ ново-инструмент, и изобретен сравнительно недавно, а в основе его вовсе не струнный инструмент а обыкновенный Кяман :) тоже дескать иранского происхождения. )) Хотя всякие кяманы, бубны и тамтамы известны человечеству с незапамятных времен, и на копирайты никто не претендует. просто слово Кяман с иранских языков. Сам Гопуз кстати является "испорченным" или народным исполнением Тара, просто исполнен грубо и примитивно.

что касается средневековых домбура и думра, берущих начало с Бухары, то эти инструменты пришли вместе с арабами, и отец их небезызвестный Уд :)
но Уд, оговорюсь, безсмычковый, этот инструмент представляет собой некий симбиоз смычкового и безсмычкового. скажем, что то вроде деревенской помеси Тара и Виолончели :D
что поделаешь, бедуинам не до смычков было в свое время :)

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Post in Вынесен приговор известному спортсмену, чьи действия привели к гибели 7-летнего мальчика
      Был наркоманом и мстил: новые подробности о тренере, осужденном за убийство 7-летнего Фарида
       
        • Sad
    • Предупреждение от эксперта: кассовые чеки представляют угрозу для здоровья человека - ВИДЕО
      В составе краски, наносимой на кассовые чеки, присутствует опасное химическое соединение.
      Об этом предупреждает председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.
      Чеки из супермаркета или банкомата - каждый прикасается к ним чуть ли не десятки раз в день, совсем не подозревая, какой вред эти с виду безобидные клочки бумаги могут нанести здоровью. 
        Дело в том, что в 90% чеков содержится бисфенол - опасное соединение фенола с ацетоном, которое способно проникать в кровь и внутренние органы через кожу, повышая риск развития смертельных недугов.
      Подробнее - в сюжете ATV Xəbər:
       

       
        • Like
      • 37 replies
    • Как вы относитесь ко дню 9 мая ?
      Я отношусь к этому дню, как к важному событию для миллионов человек, которых почти уже и не сталось в живых.  Возможно, через пару десятков лет к 9 мая станут относиться примерно как 11 ноября — день окончания Первой Мировой войны.
      Считаю правильным, что в настоящее время в Азербайджане этот день является государственным праздником — День Победы над фашизмом. Более 700 тыс граждан нашей страны отправились на фронт из которых более  300 тыс погибли. Низкий поклон им всем. 
       
       
       
        • Milli
        • Facepalm
        • Downvote
        • Haha
      • 314 replies
    • В Азербайджане введены ограничения на услуги такси, таксисты в отчаянии
      Таксомоторная компания Bolt повысила стоимость заказов на 10%.
        • Milli
        • Facepalm
      • 141 replies
    • Для захоронения в селах и поселках Баку необходимо потратить не менее 2 000 - 3 000 манатов
      Baku TV разоблачил незаконную торговлю землей на кладбищах.
      В ходе расследования было установлено, что для получения места для захоронения в селах и поселках Баку необходимо потратить не менее 2 000 - 3 000 манатов. А стоимость места захоронения на Ясамальском кладбище особенно высока: 3 000 - 4 000 манатов на человека.
      Стоимость места для одной могилы на кладбище в Хырдалане начинается от 1 100 манатов и варьируется в зависимости от местоположения.
      На Мехдиабадском кладбище цена места на одного человека начинается от 2 000 манатов. Продажу мест на кладбище где-то контролируют муллы, а где-то председатели муниципалитета.
      Подробнее - в сюжете Baku TV.
      https://ru.oxu.az/society/869002
       
      • 27 replies
    • ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ в связи с затоплением кварталов в Хырдалане - ОБНОВЛЕНО + ВИДЕО
      Причина затопления улицы Мехди Гусейнзаде и 26-го квартала Хырдалана заключается в том, что данный район расположен во впадине.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az сообщил пресс-секретарь ОАО "Азерсу" Анар Джебраиллы.
      Он отметил, что на указанной территории имеется канализационная инфраструктура. Именно этот участок - обочина дороги Сумгайыт - Баку является самой низкой точкой Хырдалана.
      "Поскольку данная территория представляет собой впадину, дождевые воды, формирующиеся в Хокмели, Атъялы, а также самом Хырдалане, устремляются сюда. Поэтому во время интенсивных дождей канализационные линии не выдерживают нагрузки, что в итоге приводит к наводнению.
      .
        
      Хочу отметить, что в свое время вся эта зона сплошь состояла из луж, озер и тростниковых зарослей. Потом территорию засыпали землей, построили дома.
      Если бы здесь не возвели здания, такой проблемы не возникло бы. Вода бы собиралась, часть ее впитывалась в почву, другая - испарялась, а третья - утекала.
      Одна из самых больших проблем на сегодняшний день - именно эта. Строительные дельцы осушают озера и лужи, строят на их месте дома, а после возникают такие сложности. Потом граждане жалуются, что подвалы домов и улицы затоплены", - заявил А.Джебраиллы.
      В завершение он отметил, что в настоящее время, когда дождь прекратился, большая часть проблем на упомянутой территории уже решена. Через пару часов воды там не останется.
      15:46
      Дождливая погода, наблюдаемая в Абшеронском районе, привела к последствиям в городе Хырдалан.
      Соответствующая информация поступила на горячую линию Baku.ws.
      На кадрах, сделанных одним из местных жителей, видно, что в Хырдалане затоплены улица Мехди Гусейнзаде и 26-й квартал.
      Данная ситуация выявила нахождение канализационной системы на указанной территории в аварийном состоянии.
      .https://ru.oxu.az/society/868584
        
        • Haha
      • 24 replies
    • Завершился первый полуфинал "Евровидения-2024": наши представители не прошли в финал - ОБНОВЛЕНО + ВИДЕО
      Завершился первый полуфинал международного песенного конкурса "Евровидение-2024", который проходит в шведском Мальме.
      Как передает Oxu.Az, по результатам голосования представители Азербайджана Fahree и Илькин Довлатов не прошли в финал конкурса.
      Отметим, что второй полуфинал пройдет 9 мая, а финал - 11 мая.
      7 мая, 23:27
      В шведском городе Мальме начался первый полуфинал 68-го по счету песенного конкурса "Евровидение".
      Как сообщает Oxu.Az, в первый день мероприятия выступят 15 стран, 10 из которых пройдут в финал.
      Следует отметить, что Fahree и Илькин Довлатов представят нашу страну на конкурсе с песней Özünlə apar. Они выступят под 12-м номером.  https://ru.oxu.az/politics/868797
        • Haha
      • 90 replies
    • В Баку снесут рынок Кешля
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространилась в социальных сетях.
      Причиной стало начало строительства новой автомобильной дороги от улицы Гасана Алиева параллельно проспекту Зии Буниятова до станции метро "Кероглу".
      Было отмечено, что снос будет осуществлен, поскольку часть дороги попадет на территорию рынка.
      В связи с этим мы направили запрос в Государственное агентство автомобильных дорог Азербайджана (ГААДА).
        Пресс-секретарь (ГААДА) Анар Наджафли сообщил Oхu.Az, что проводится разъяснительная работа.

      "В настоящее время подготавливаются размеры жилых и нежилых объектов, а также земельных участков, входящих в зону строительства. Проводится предварительная оценка строений, подпадающих под снос при проведении строительных работ. После того как эти работы будут завершены, можно будет что-то сказать по этому поводу", - сказал он.https://ru.oxu.az/society/868677
        • Like
      • 46 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...