Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Гобустан


Recommended Posts

Triple_M - превосходно! И это только начало...

Жаль, Хейердал не смог продолжить свои исследования, но такова судьба, а в таких масштабах нужны единомышленники.

Каждый, кто имеет желание помочь в исследованиях и поисках информации по Гобустану - YOU ARE WELCOME!

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 127
  • Created
  • Last Reply

[b]В Музейном центре состоялась презентация СD-диска «Виртуальный Гобустан», посвященного государственному историко-художественному заповеднику «Гобустан».[/b]

Выступивший на мероприятии министр культуры и туризма Абульфаз Гараев назвал создание диска важным событием в информационной жизни республики и мира: «Сведения о памятниках Гобустана должны быть доступны для всех, независимо от времени и пространства.

На мультимедийном диске «Виртуальный Гобустан» наскальные гобустанские изображения систематизированы в соответствии с хронологией, разнообразием и географическим расположением. Впервые на этом диске посредством типологического и территориального исследования отразились сведения о гобустанских памятниках. Он будет продемонстрирован на научных конференциях и на сайтах».

Министр сообщил, что подготовка диска имеет огромное значение, как в целях развития туризма, так и с точки зрения научной популярности.

А.Гараев отметил, что до сегодняшнего дня было сделано несколько обращений в связи с занесением Гобустана в список культурного наследия человечества: «Однако внесение в повестку и обсуждение этого вопроса не удалось.

Сегодня в список культурного наследия человечества занесен только Ичери шехер, который находится среди памятников, которые находятся на грани разрушения. Однако Армения представлена 3, Грузия – 4 памятниками».

Выступивший на мероприятии исполнительный директор Фонда содействия института Открытое общество «SOROS» Фарда Асадов отметил, что диск состоит из 5 разделов на азербайджанском, английском, русском языках.

Отметим, что диск, являющийся проектом ОАО Центра наскального искусства «ARAC», подготовлен при финансовой поддержке Фонда содействия института Открытого общества «SOROS».

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

[b]ГОБУСТАН - СОКРОВИЩНИЦА ТАЙН[/b]

Без Гобустана ныне нельзя представить себе нашу историю. Гобустан - настоящий музей под открытым небом, волшебный и таинственный край. Это удивительно своеобразная картинная галерея. На скалах и камнях, на территории этих гор обнаружены множество наскальных изображений, стоянок, где жили наши предки, погребения с их останками, поселения последующих эпох и останками построений и другие исторические памятники. Несмотря на внешне кажущуюся сухую и обедневшую природу, Гобустан, между тем, в прошлом был краем, располагающим богатой фауной и флорой, характерной для саванны. Первобытных людей сюда влекло наличие богатого животного мира. Еще в эпоху среднекаменного (мезолит) века в укрытиях среди скал Гобустана они разбивали стоянки, жили охотой на животных в окрестных местах, собирали съедобные дикие фрукты и растения. На протяжении тысячелетий менялась жизнь, шли века, сменяли друг друга исторические эпохи, изменяя образ жизни людей, их хозяйственную деятельность, мировоззрение и культурный уровень. Эти изменения в древнем Гобустане отразились в наскальных рисунках и, как остатки материально-культурных памятников, откладывались в культурных пластах древних стоянок. Здесь оставили свой след и европейские захватчики: надписи, оставленные войском Александра Македонского в IV веке до н.э., и 2000-летняя скала с латинской надписью повествующая о пребывании здесь римских легионеров.

Гобустанские петрографии были случайно обнаружены в 1930-х годах археологами, ведущими здесь раскопки. Самые интересные останки были найдены в Фирузе, где было найдено 11 скелетов древних людей. Антропологическая структура человеческих черепов из могилы эпохи позднего мезолита, обнаруженной на стоянке «Фируз» показывает, что люди, населявшие Гобустан являются предками современных азербайджанцев. Одним из самых интересных древних памятников на территории Гобустана является музыкальный инструмент - Гавалдаш (камень-бебен). В Гобустане обнаружено 2 таких камня, умело сложенные из каменных глыб, которые при ударе издают ярко выраженный металлический звук. Один из них находится на северо-восточном склоне горы Чинкирдаг. Второй - на северо-западном склоне горы Беюкдаш. Гавалдаш не сильно отличается от окружающих его скал. При ударах по разным частям камня, он будет издавать звуки в разных тональностях. Тайна изготовления музыкального Гавалдаша глубоко уходит своими корнями в историю земли. Ученые Азербайджана узнали об этом таинственном камне в 1947 году по рассказам местных пастухов. Они же свою очередь узнавали об этом с рассказов своих дедов и прадедов. Восточная часть камня в результате постоянных ударов по нему мелкими камнями приобрела форму пианино. Племена, живущие на территории Гобустана, изобразили свои древние танцы на камнях, находящихся близ Гавалдаша, которые зажигают молодых на танцы "Яллы" (национальный танец с элементами танца в кругу). Гавалдаш - один из чудес Гобустана. Даже по сегодняшний день мы можем сыграть на ней любую мелодию. Кроме того, что Гобустан известен петрограммами, он имеет изумительный ландшафт, где есть ряд грязевых вулканов. Существует предположение, что связь между древним азербайджанским народом и скандинавами является очевидной, и первые жители этого региона Медесы были не тюркские племена, а индоевропейцы.

Изучение памятников Гобустана началось с 1939-1940 гг. и продолжается до сегодняшнего дня. Комплекс памятников Гобустана имеет мировое значение как уникальная коллекция рисунков, археологического материала и памятников жизнедеятельности первобытных людей. Истоки графики, живописи, театрального искусства, танца, других видов искусства азербайджанского народа берут начало в гобустанской коллекции памятников. Наскальные изображения прослеживаются, начиная от Гобустана на север по побережью Каспийского моря до Баку и далее на Апшероне. Часть рисунков высекались в тот период, когда в Гобустане, вероятно, был тропический климат, ландшафт его имел характер саванны с богатой флорой и фауной. Обилие воды и пищи способствовали многообразию живой природы. На наскальных изображениях можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период палеолита - рыб, быков, гигантских оленей, козлов, носорогов, тигров и т.д. Изображения рыб встречаются на скалах Гобустана и датируются X - IX тысячелетиями до нашей эры. Для Гобустана характерны мужские и женские изображения. Силуэтные рисунки людей почти натуральной величины относятся к наиболее древним и датируются ранним периодом неолита (VIII тысячелетие до нашей эры). Кроме древних рисунков примечательна латинская надпись, обнаруженная у подножья горы Беюк-даш в Гобустане. Она относится к I веку нашей эры, между 84 и 96-м годами, и свидетельствует о пребывании римских войск близ Баку:
Imp Domitiano
Caesare avg
Germanic
L Julius
Maximus>
Leg XII Ful.
В переводе на русский язык означает: "Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного". Латинский автор второй половины IV века Евтропий сообщает, что Домициан совершил четыре похода и во время одного из них был истреблен его легион вместе с полководцем. По-видимому, здесь, в гобустанской надписи, упоминается тот самый отряд XII легиона, который был истреблен местными жителями Апшерона. О пребывании римских войск на Апшероне в I веке, возможно, говорит название селения Рамана или Романа. Название города Рамана в Малой Азии, упомянутое Бар Эбреем в XIII веке, по-видимому, также связано с римским завоеванием. Дислокация римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населенного пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска. Также встречаются надписи, высеченные арабским алфавитом, относящиеся к XII-XIV векам.

Наскальные изображения Гобустана по тематическому разнообразию, композиционному исполнению и хронологическим рамкам не имеют себе аналогов. Эта каменная летопись далеких веков ведает нам о корнях графического искусства Азербайджана, сцена танцев "яллы" говорит об истоках театрального и балетного искусства. Изображения лодок свидетельствуют о том, что кораблестроение в Гобустане имеет древнейшую историю. Камнем-бубном "гавалдашем", сохранившимся до наших дней еще в каменном веке пользовались в качестве музыкального инструмента, что говорит об их знакомстве с музыкой. Этот камень свидетельствует о высокой музыкальной культуре наших предков. Древние гобустанцы праздничные шествия и танец "яллы" исполняли под звуки этого камня. Танец "яллы" представлял собой ритуал, посредством которого первобытные охотники приобретали привычки быстроты и стойкости, необходимые для охоты, и вырабатывали охотничьи навыки и движения. Древние наскальные изображения наряду с разносторонней тематикой изобилуют композиционными сценами, отображающими во всем многообразии различные сферы человеческой деятельности, В них нашли свое отражение азербайджанский хороводный танец "Яллы", коллективный трудовой процесс, охота с различными видами оружия, плавание на лодке типа "Тигрис", жатва, схватки животных, нападение хищников на травоядных животных и др. Основные сведения о прочтении наскальных изображений Гобустана, уточнении их периода и цели высечения, а также о хозяйственной жизни, орудиях труда, способах охоты, культурном уровне и общественном строе, мировоззрении, традициях и обычаях стали возможны благодаря результатам проведенных здесь археологических раскопок. В Гобустане обнаружено около 6 тыс. древних рисунков. Сохранились из них всего 5-10%, остальные же в течение тысячелетий смылись под проливными дождями, выветрились, разрушались, слоями откалывались и в таком виде дошли до наших дней. Определенная же часть осталась под культурными слоями, образовавшимися под древними стоянками и поселениями.

Известный норвежский путешественник Тур Хейердал специально приехал в Гобустан для ознакомления с рисунками типа «Тигрис», выдолбленных из дерева и плетенных из камыша, интересовался результатами археологических раскопок. Он отметил, что в отличие от других мест, именно здесь впервые увидел, как изображение солнца находится не на мачте, а на передней части судна. Признав Гобустан одним из древнейших очагов высокоразвитой культуры, Тур Хейердал выразил надежду, что азербайджанские ученые раскроют тайну этой культуры. В настоящее время вопросы хронологии памятников Гобустана тщательно исследуются. В результате получены совершенно новые данные по датировке рисунков. Тема Гобустана неисчерпаема. Гобустан – это не обычный историко-художественный заповедник в привычном смысле слова. Это один из тех немногих уголков Земли ,где где время остановило свой ход вопреки известным законам. Пейзажи Гобустана вызывают те завораживающие чувства, которые всегда испытываешь при виде величия природы. Если бог и вправду лепил мир, то следы его работы видны именно здесь. Кажется, некто огромный долго мял эту землю, думая, чтобы еще эдакое из нее сотворить, да так и оставил после себя гигантские нагромождения, своей диковинной формой напоминающие то ли доисторических животных, то ли сказочных драконов. Когда-то море доходило до подножья здешних невысоких гор. Со временем оно отступило, оставив свои характерные отметины. С незапамятных времен эти места считались священными, где даже змеи не жалят людей. Именно в таком месте человек должен был впервые задуматься о том, что есть что-то еще в этом мире, кроме чувства голода, холода, боли. Может быть, именно здесь он впервые почувствовал красоту окружавшего мира и попытался выразить ее, как умел.

9 сентября 1966 года на площади 4.4 тыс.га. постановлением Совета Министров Азербайджана №503 организован Гобустанский заповедник, который расположился в юго-восточной части Гобустанского массива Большого Кавказа. Гобустанский заповедник - наиболее известный историко-художественный заповедник в мире, целью деятельности которого является охрана наскальных изображений, курганов и жилищных объектов, датируемых от эпохи мезолита до средних веков, их изучение и пропаганда. Ежегодно Гобустан посещают тысячи туристов и гостей республики. С каждым годом возрастает интерес научных кругов нашей страны и зарубежных стран к уникальным памятникам Гобустана. Посещение известного в мире Гобустанского заповедника - уникального и занимающего обширную территорию музея под открытым небом, включено в международные туристические маршруты. Скалы Гобустана богаты и природными памятниками. Тысячелетиями "ювелиры природы" - ветер, солнце, дождь соревновались здесь в искусстве. Окидывая взором чудные узоры, оставленные природой на скалах, "живые камни" Гобустана, волей-неволей воскликнешь: "Да здравствует искусство, да здравствует жизнь!"

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='1269409' date='Feb 16 2007, 02:01 ']Я тут уточнил, фильм снять азербайджанцем из России, студия Нариман-фильм.
Кстати Вас интересует мнение людей, с неординарной трактовкой истории Гобустана. Они утверждают чтов Гобустане находился некий портал в иные миры, говорят что то о различных знаках на скалах и тд.
Если они вам интересны, то как можно им связаться с Вами или с вашей группой.[/quote]

А есть у кого либо информация об артефактах? Интересуют альтернативные методы подхода. Кстати как с датированием? Углеродного анализа в Гобустане точно никто делать не будет.

Link to comment
Share on other sites

Если интересуетесь с альтернативным методами, то Вам в бакинский клуб фантастов (это не шутка, таковой есть) там есть ребята изучающие не только Гобустан но в в целом историю с альтернативной точки зрения.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='1421809' date='Apr 19 2007, 01:02 ']Если интересуетесь с альтернативным методами, то Вам в бакинский клуб фантастов (это не шутка, таковой есть) там есть ребята изучающие не только Гобустан но в в целом историю с альтернативной точки зрения.[/quote]

Спасибо за информацию.

Link to comment
Share on other sites

Что за научная конференция или дискуссия прошла насчет Гобустана?
Где можно приобрести диск, и кто его выпустил, ваших рук дело?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='1425247' date='Apr 19 2007, 23:33 ']Что за научная конференция или дискуссия прошла насчет Гобустана?[/quote]
В Центре Современного Искусства, как ныне величают отремонтированный Центр миниатюр, состоялась презентация проекта "Tariximizi Dunyaya Tanidaq!" ("Расскажем миру о нашей истории"). Проект этот общественный и был создан в поддержку 23-го чемпионата Европы по художественной гимнастике, который пройдет на фоне мотивов Гобустана. Участники проекта ведут активную работу по организации общественной поддержки. "Данная презентация - только первый шаг, в дальнейшем мы планируем проводить меджлисы и встречи. Главная наша цель - использовать шанс, который нам дает предстоящий чемпионат, чтобы рассказать всему миру о нашей древней истории, в очередной раз привлечь внимание к Гобустану, на скалах которого - рисунки и надписи тысячелетней давности. Мы хотим сделать все возможное, чтобы ускорить внесение этого уникального заповедника в Список материального наследия ЮНЕСКО", - рассказала в интервью нашей газете пресс-секретарь проекта Мильяна Гасанова.Кампания по поддержке чемпионата и популяризации нашей истории разработана совместно с ведущими специалистами по маркетингу. Лозунгом ее станет фраза, давшее название всему проекту: ""Тарихимизи дянйайа ТАНЫДАГ!" "Для нас дорог каждый участник, мы хотим, чтобы все желающие могли внести свой вклад в общее дело", - пояснила пресс-секретарь. О том, что работа проделана нешуточная, говорит тот факт, что организаторы проекта наладили связи с диаспорами в Германии, Бельгии, Голландии, Турции, России, Италии, Великобритании и некоторых других странах мира, а также подготовили научно-популярный фильм, раскрывающий одну из версий, посвященных загадкам Девичьей башни и наскальным надписям Гобустана.

Презентация документальной ленты "Сокровищница тайн - Девичья башня", снятой компанией CineAlliance, состоялась в тот же вечер. В основу сценария легли исследования Джамала Абдуллаева, нашедшего, по его словам, связь древнейших цивилизаций с Гобустаном, наскальные изображения которого, в свою очередь, связаны с символом Баку - Девичьей башней. После просмотра киноленты состоялась дискуссия с авторами фильма, поделившимися своим видением истории этих древних памятников. "Исследование Джамала Абдуллаева как раз рассказывает о том, что летосчисление, появление чисел идет не из Шумера или Египта, а зародилось на территории Гобустана. То есть наша земля - колыбель еще более древней цивилизации. И мы хотим поведать об этом всему миру", - прокомментировала Мильяна Гасанова. Своим видением акции поделился и директор проекта Сархан Гашимов: "Главная цель - привлечение молодежи к пропаганде нашей истории. Символ нашего движения - Гобустан. Мы уже сдружились с некоторыми историками, в данном случае мы озвучили гипотезу, выдвинутую Джамалом Абдуллаевым. Недавно мы услышали, что утвердили заявку Баку на проведение летних Олимпийских игр 2016 года, в котором Гобустан тоже выбран главным символом. Что касается ближайших планов, то уже в сентябре пройдет чемпионат по борьбе, который мы также попытаемся связать с каким-то историческим памятником, и мы уже начали работу в этом направлении".

Н.Кязимова
"Зеркало" (18.04.07)
[quote]Где можно приобрести диск, и кто его выпустил, ваших рук дело?[/quote]
Да, наших рук дело - :), только не могли бы вы уточнить, какой диск хотите приобрести?

За подробной информацией, а также в случае дополнительных вопросов, можно обращаться: [email protected]

Link to comment
Share on other sites

Конференция была организована Вами, значить, я думал что просто обычная конференция.
Так кстати были ребята из клуба фантастов кажеться, с эзотерическим подходом к изучению истории, они мне тоже рассказали об этом. А как насчет фильма который собирались снимать для Дискавери или Нэшнл Географик.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='1431934' date='Apr 22 2007, 22:43 ']Конференция была организована Вами, значить, я думал что просто обычная конференция.
Так кстати были ребята из клуба фантастов кажеться, с эзотерическим подходом к изучению истории, они мне тоже рассказали об этом. А как насчет фильма который собирались снимать для Дискавери или Нэшнл Географик.[/quote]
Все верно. С ребятами у меня состоялась встреча 26-го числа. Оставили прекрасное впечатление, так и книгу уже успели издать про свои работы, и с нами поделились. Договорились, что будем сотрудничать, так как задача проекта TDT скопить в все в одно и рассказать всему миру.

Касательно фильма, он уже есть и в данный работ идут планировки по дубляжу на английский язык (фильм имеется на азербайджанском с английскими субтитрами) и возможно на русский.

Link to comment
Share on other sites

[b]ТАИНСТВЕННЫЙ КРАЙ[/b]

Гобустан - географический район на востоке Азербайджана. На восточной части граничит с Каспийским морем, в 60 км от юга Баку вблизи поселка Гобустан имеются горы с каменным покровом: Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шахгая. На скалах и камнях, на территории этих гор обнаружены множество наскальных изображений, стоянок, где жили наши предки, погребения с их останками, поселения последующих эпох и останками построений и другие исторические памятники. В каменном веке вершинами этих гор пользовались в качестве ловушек во время горной охоты, а в бронзовом веке они играли роль величественной крепости. Комплекс этих памятников образует музей под открытым небом. Несмотря на внешне кажущуюся сухую и обедневшую природу, Гобустан, между тем, в прошлом был краем, располагающим богатой фауной и флорой, характерной для саванны. Первобытных людей сюда влекло наличие богатого животного мира. Еще в эпоху среднекаменного (мезолит) века в укрытиях среди скал Гобустана они разбивали стоянки, жили охотой на животных в окрестных местах, собирали съедобные дикие фрукты и растения. На протяжении тысячелетий менялась жизнь, шли века, сменяли друг друга исторические эпохи, изменяя образ жизни людей, их хозяйственную деятельность, мировоззрение и культурный уровень. Эти изменения в древнем Гобустане отразились в наскальных рисунках и, как остатки материально-культурных памятников, откладывались в культурных пластах древних стоянок. Поэтому коллекция уникальных наскальных изображений и богатая другими историко-археологическими памятниками территория Беюкдаш, Кичикдаш и Джингирдаг-Язылы-тепе в 1966г. были объявлены историко-художественным заповедником.

В горах Беюкдаш и Кичикдаш в царстве скал – памятники первобытного искусства – древнейшие рисунки завораживают посетителей реальностью изображения и жизненностью. Эти каменные летописи, повествующие о далеких тысячелетиях, представляют собой несравненные исторические источники. На скалах Гобустана высечены, главным образом, изображения людей и животных. Высеченные на камнях руками наших предков углубления для привязывания животных, символы, следы ног на камне, алтарь, вырубленный на скале и другие памятники являются как бы сказанием далеких времен. Человеческие изображения встречаются, главным образом, на стенах древних стоянок. Древнейшие из них – рисунки первобытных мужчин-охотников и священной женщины-матери, продолжательницы рода человеческого, высеченные в форме обратного барельефа. Мужчины мезолитской эпохи изображены высокорослыми, вооружены луками и стрелами. На этих рисунках увековечена память отличившихся в охоте и в труде мужчин и старейшин племени. Женщины представлены в качестве символа поколения матери-продолжательницы рода, хранительницы священного очага. Изображения животных дают нам представления о животном мире этой территории 10-12 тысяч лет до нашей эры. Они состоят из рисунков первобытных быков, туров, джейранов, оленей, коз, антилоп, свиней, лошадей, львов, барсов, собак, лисиц и др. Более древнейшие рисунки животных выполнены наиболее реалистично и симметрично, последующие - схематическими линиями. Причину подобного реализма следует в хорошем знании жизни древними гобустанцами, в их постоянном наблюдении за животными, за которыми они охотились, изучении их характера и поведения. Сцены, изображающие жеребца во главе табуна, пожирание львами коз, рисунки пасущихся или же пьющих воду быков, погоня собак за кабаном, бегущих оленей, дерущихся быков, коз, быка, попавшего в ловушку смотрятся как панорама, созданная благодаря прекрасной жизненной наблюдательности гобустанцев. Наскальные изображения Гобустана по тематическому разнообразию, композиционному исполнению и хронологическим рамкам не имеют себе аналогов. Эта каменная летопись далеких веков ведает нам о корнях графического искусства Азербайджана, сцена танцев «яллы» говорит об истоках театрального и балетного искусства. Изображения лодок свидетельствуют о том, что кораблестроение в Гобустане имеет древнейшую историю. Камнем-бубном «гавалдашем», сохранившимся до наших дней еще в каменном веке пользовались в качестве музыкального инструмента, что говорит об их знакомстве с музыкой. Древние гобустанцы праздничные шествия и танец «яллы» исполняли под звуки этого камня. Танец «яллы» представлял собой ритуал, посредством которого первобытные охотники приобретали привычки быстроты и стойкости, необходимые для охоты, и вырабатывали охотничьи навыки и движения.

Гобустан можно назвать книгой каменного века. В этой книге одним из наиболее молодых памятников является 1900-летняя римская надпись высеченная на латинском языке. Наскальные изображения Гобустана впервые обнаружены в 1939 г. старейшим археологом Исхаком Джафаровым. Благодаря его усердию с 1940 по 1965 гг. в Гобустане, науке стали известны свыше 3500 древних рисунков на 750 камнях. Основные сведения о прочтении наскальных изображений Гобустана, уточнении их периода и цели высечения, а также о хозяйственной жизни, орудиях труда, способах охоты, культурном уровне и общественном строе, мировоззрении, традициях и обычаях стали возможны благодаря результатам проведенных здесь археологических раскопок. В Гобустане обнаружено около 6 тыс. древних рисунков. Сохранились из них всего 5-10%, остальные же в течение тысячелетий смылись под проливными дождями, выветрились, разрушались, слоями откалывались и в таком виде дошли до наших дней. Определенная же часть осталась под культурными слоями, образовавшимися под древними стоянками и поселениями. Гобустанские петроглифы высекались первобытными художниками способом выбивания и чеканки, а также краской изготовленной из смеси естественной охры. Предполагается, что художники заполняли красками высеченные на скале рисунки. В Гобустане на стоянках - «Анна зага», «Овчулар загасы», «Чардаг загасы», «Кяниза», «Окюзляр», «Даш алты», «Гая арасы», «Фируз», «Шонгар», «Джейранлар», поселениях «Беюкдаш», «Даире», «Чапмалы», и в более чем 30 курганах произведены археологические раскопки.

В результате в археологический фонд музея Гобустанского заповедника поступило около 60 тыс. остатков материальной культуры – археологических материалов. В том числе орудия труда, наконечники стрел, сделанные из кости, кремния, гальки, оружия из бронзы, глиняные сосуды, предметы, украшения из различных материалов. К разряду орудий, изготовленных из кремния, главным образом, относятся острые наконечники, сборные зубчики, орудия геометрической формы: треугольника, сегмента, трапеции, орудия типа скребки, шила, режущие орудия, долото и др. Ударные инструменты для нанесения рисунков на скалах, топоры, тесло и другие виды крупного орудия изготовлены из гальки. Из кости изготовляли орудия для плетения рыболовных сетей, гарпуны, предметы для полировки кожи и др. Результаты археологических раскопок, проведенных в Гобустане показывают, что обитатели этого края в эпоху мезолита и неолита, главным образом, пользовались сборными орудиями, занимались охотой и рыболовством. Антропологическая структура человеческих черепов из могилы эпохи позднего мезолита, обнаруженной на стоянке «Фируз» показывает, что люди, населявшие Гобустан являются предками современных азербайджанцев. Одомашнивание животных в Гобустане относится к эпохе неолита. В эту эпоху древние гобустанцы уже умели изготовлять глиняные сосуды, начали плавать на лодках, которые они строили сами. Это подтверждается рисунками лодок высеченными на скалах Гобустана. Не случайно известный норвежский путешественник Тур Хейердал специально приехал в Гобустан для ознакомления с рисунками типа «Тигрис», выдолбленных из дерева и плетенных из камыша, интересовался результатами археологических раскопок. Он отметил, что в отличие от других мест, именно здесь впервые увидел, как изображение солнца находится не на мачте, а на передней части судна. Признав Гобустан одним из древнейших очагов высокоразвитой культуры, Тур Хейердал выразил надежду, что азербайджанские ученые раскроют тайну этой культуры. Гобустан – край волшебных тайн. Раскрытие его тайн представляет огромную значимость для изучения истории древнего Азербайджана.

Link to comment
Share on other sites

[color="#FF0000"][b]Мир охотников и рыболовов древнего Гобустана[/b][/color]

Наскальное искусство является проявлением жизнедеятельности человечества, которое продолжается на протяжении десятков тысячелетий до наших дней. Эта форма искусства является частью человеческого разума, подобно песне, танцу или же религии и оно имеет особую способность выжить в течение долгого времени. До настоящего времени считалось, что оно возникло в Европе более чем 30 000 лет тому назад. Недавние исследования в Гобустане показали, что самые древние наскальные изображения Азербайджана насчитывают 35 000 лет. Но в Африке были найдены изображения на камне насчитывающие 27 000 и даже 40 000 лет. А недавно появилось сообщение, что в Австралии нашли рисунок на камне, возраст которого насчитывает более 58 000 лет. Тем самым становится ясно, что начало создания искусства на камне является плодом особой культуры или этнической группы. Важным и существенным является то, что, как только род человеческий стал распространяться по всему миру, тут же его проявления появились повсюду. Места сосредоточения наскальных изображений представлены практически на всех континентах - начиная с Севера Скандинавии до южной точки Африки, из Испании и Португалии до Сибири, охватывая всю Азию и Америку, распространяясь по всей Океании, в особенности Австралии и дальше на Восточные острова. Сегодня общественность и исследователи, несомненно, особенно чутки к эстетическим особенностям наскального искусства. Определенные виды животных с выраженными видовыми принадлежностями трогают своей точностью воспроизведения, где используются природные рельефы камня. Искусство, относящееся к палеолиту является фундаментально натуральным, создатели этих рисунков высекали на скалах изображения животных, с которыми они ежедневно сталкивались, придавая особое внимание характерным деталям разнообразных представителей фауны. Делали они это в соответствии со своими культурным выборами, которые менялись в зависимости от региона и периода. По этим рисункам мы можем проследить, как на протяжении тысячелетий изменялась флора и фауна, являвшиеся основным объектом охоты. Таким образом, по наскальным изображениям Азербайджана можно определить, что одним из основных видов деятельности человека являлось охота и рыболовство. Все эти рисунки являются ярким отражением жизни, быта и древнейших представлений homo sapiens.

[img]http://www.tanidaq.az/images/Gobustan/gobu26_04_2.jpg[/img]

Изображения не говорят сами за себя, потому что одинаковые фигуры могут выражать самые разные реальности, соответствуя различным параметрам, например, смысл духа вносит разнообразие в зависимости от мотивов выгравированных осенью или весной, в одном или другом месте, во время церемоний для женщин или для мужчин, церемонии соседних племен. Люди эпохи палеолита подобно современным охотникам, не делали особого различия между изображениями и реальностью. Изображать животных, значило давать им жизнь или овладеть ею. Даже не вдаваясь в подробный анализ, можно наблюдать, как отчетливо выступают различия в содержании сцен охоты. В этих сценах отражаются идеи и представления охотников разных времен. На более древних изображениях прослеживается реализм, образ животного, как бы, выходит на передний план. На более поздних - наблюдается схематизм. Но вместе с тем, нужно подчеркнуть, что все они отражают коллективность как в области промысла, так и культа. Еще одна интересная деталь в данных сюжетах заключается в различии охотничьих орудий. Мужчины-охотники обычно изображаются с луком и стрелами. Лук и стрелы остаются характерной деталью наскальных сюжетов, начиная с самых древних времен - от эпохи мезолита до периода средневековья. Наряду с луком и стрелами в более поздних охотничьих сюжетах появляются изображения копий и трезубцев. Охотничьи сцены лучников в Гобустане на камне №45 (северная сторона) пещеры Охотников, №46 (восточная сторона) верхней террасы горы Беюк-даш в некоторой степени находят сходство с наскальными изображениями в Леванте. Среди многочисленных изображений сцен охоты Гемигая, Кельбаджар и Абшерона можно неоднократно встретить сюжеты, аналогичные сюжетам сцен рассматриваемых изображений, а также близкие им по композиции. Все они восходят в большей или меньшей степени к древнейшим образцам творений палеолитических художников Гобустана и остаются традицией в период долгого времени на керамике Ходжалы-Кедабекской культуры и на художественной бронзе. В сюжетах поздних эпох содержание меняется: вместо пеших охотников появляются всадники, промысловое животное - бык сменяется оленем. Охота превращается в спорт, забаву. На холме Язылы на камне № 100 можно наблюдать сцену охоты на оленя, где всадник с вилами или трезубцем целится в оленя. Аналогичные рисунки можно встретить на холме Язылы на камне №40, более схематичные на камне №34. Интересную композицию представляет изображение на камне №9 холма Язылы. Всадники охотятся на благородного оленя. Один из них уже метнул в животное трезубец, второй охотник целиться в него с копьем. Изображение художником передано живо, динамично. На заднем плане можно увидеть прямоугольные рисунки пересеченные параллельными линиями. Вероятно, это изображение нанесено с магическими целями. Большой интерес представляют наскальные изображения сцен охоты на оленя в Гемигая. Эти серии сюжетов, являющиеся историческим источником, помогут нам реконструировать образ жизни древнего населения Азербайджана, а также могут помочь интерпретировать хронологию наскального искусства данного региона. Представители окружающей человека фауны являются, как известно, древнейшим сюжетом изобразительного искусства; они особенно типичны для искусства эпохи верхнего палеолита и последующих эпох. Например, некоторые изображения животных - первобытных быков - туров в Гобустане довольно реалистично передают отличительные признаки этих животных - широкую морду, волнистые рога, изгиб спины. В этих изображениях отчетливо прослеживаются их видовые отличия.
[i][b]продолжение следует...[/b][/i]

Малахат Фараджева
Кандидат исторических наук
[b]Tariximizi Dunyaya Tanidaq![/b]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='kurtizanka' post='1455656' date='Apr 30 2007, 22:17 ']BOA_101, супер интересно..:)

Ценнейшие данные![/quote]
Спасибо - :)

Столько всего интересного... столько всего еще не выявлено... Чем больше углубляюсь - тем больше убеждаюсь: [b]Гобустан - сокровищница тайн.[/b]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='BOA_101' post='1206367' date='Jan 25 2007, 02:26 ']Ребята-историки!

Буду очень признателен вам, если поможете мне с поисками материалов (статьи, исследования, фото и т.д. - любая информация) по Гобустану. Меня интересует информация в любом формате: сайты, книги, издания или к кому можно обратиться по данному вопросу. Плиз все сюда: [email protected]

Заранее всем спасибо[/quote]

Салам.
Не знаю пригодится ли вам это информация, есть слово "гапюстен" ( 1)отнять, ограбить 2) страшное, страшное место. Что то вроде"место появления злых духов") корни которого в парфянском. " hwpn " (горсть, хватать). Невольно вспоминается племя "баки". Может я ошибаюсь.
С уважением.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='1463639' date='May 3 2007, 14:00 '][quote name='BOA_101' post='1206367' date='Jan 25 2007, 02:26 ']Ребята-историки!

Буду очень признателен вам, если поможете мне с поисками материалов (статьи, исследования, фото и т.д. - любая информация) по Гобустану. Меня интересует информация в любом формате: сайты, книги, издания или к кому можно обратиться по данному вопросу. Плиз все сюда: [email protected]

Заранее всем спасибо[/quote]

Салам.
Не знаю пригодится ли вам это информация, есть слово "гапюстен" ( 1)отнять, ограбить 2) страшное, страшное место. Что то вроде"место появления злых духов") корни которого в парфянском. " hwpn " (горсть, хватать). Невольно вспоминается племя "баки". Может я ошибаюсь.
С уважением.
[/quote]
Неспроста место так назвали.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='fariz' post='1463967' date='May 3 2007, 14:31 '][quote name='Skif' post='1463639' date='May 3 2007, 14:00 '][quote name='BOA_101' post='1206367' date='Jan 25 2007, 02:26 ']Ребята-историки!

Буду очень признателен вам, если поможете мне с поисками материалов (статьи, исследования, фото и т.д. - любая информация) по Гобустану. Меня интересует информация в любом формате: сайты, книги, издания или к кому можно обратиться по данному вопросу. Плиз все сюда: [email protected]

Заранее всем спасибо[/quote]

Салам.
Не знаю пригодится ли вам это информация, есть слово "гапюстен" ( 1)отнять, ограбить 2) страшное, страшное место. Что то вроде"место появления злых духов") корни которого в парфянском. " hwpn " (горсть, хватать). Невольно вспоминается племя "баки". Может я ошибаюсь.
С уважением.
[/quote]
Неспроста место так назвали.
[/quote]

Салам.
Я тоже так думаю... да и в сказках-мифах осталась воспоминание о "бак"-ах. Но не вписывается в сегодняшние представления о Гобустане...
Так что, лучше промолчать.))
С уважением.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='1464504' date='May 3 2007, 17:54 ']Так что, лучше промолчать.))[/quote]
А сколько еще молчать будем? Возможно это и не есть самый верный пример, возможно это очень и очень спорный пример, но ведь именно в споре рождается истина. Поспорим с вами, с другим, с третим - вот и доберемся до нужного примера :)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='BOA_101' post='1468307' date='May 4 2007, 22:05 '][quote name='Skif' post='1464504' date='May 3 2007, 17:54 ']Так что, лучше промолчать.))[/quote]
А сколько еще молчать будем? Возможно это и не есть самый верный пример, возможно это очень и очень спорный пример, но ведь именно в споре рождается истина. Поспорим с вами, с другим, с третим - вот и доберемся до нужного примера :)
[/quote]

Салам.
Правда не всегда поошеряется)) Но раз вы так настаиваете...
1)О "бак"-ах писать не буду, есть достаточно информации в греческих источниках.

2)В книге Луконин В.Г. "Древний и раннесредневекоый Иран (Очерки истории) Гл.ред.Вост.лит.М. 1987 (стр. 244)" есть разяснение к парфянскому слову "hwpn" 1)хватать, задержать 2)горсть, древняя мера для объема сыпучих вешесть (1 гапан=1 гйиров) 3) страшное место. Да и в книгах "Основы Иранского языкознания" изданные в трёх томах с добавкой к названию "Древнеиранские языки, Среднеиранские языки и Новоиранские языки" (АН СССР. инст Языкознания изд. "Наука" соответсвенно в 1979, 1981 и 1982-х годах) можно найти это слово. (Книг у меня под рукой нет, так что извиняюсь за неумения показать конкретно страниц. пользуюсь записями на блокноте)

3)В сураханском диалекте парсийского языка сохранились слова
- "г'япэндян" - (1. Хватать, отобрать из руки, отнять 2. Укусить. 3.Задержать, взять в плен, арестовать. 4.Ловить, поймать. )
- "г'япюстян" - 1.Боятся, испугатся. 2. Страшное, очень страшное место. Это слово исползуется когда страх преврашается в нечто очень большое. Даже "боятся смерти" переводится на парси как " э мюрдян тярсирян". Так что, "г'япюстян" намного страшенн чем "тярсирян". Что то вроде: боязнь перед нечистыми силами, безисходное положение, страх перед злыми духами. Это архаическое слово и знают о нёт только старки и старушки которым перевалила за 80-90. (Я исключение из правил)))))).
Естественно, теперь когда говорят "гапан" всем приходит в голову только весы. Но в этих двух словах буква "г" произносится иначе, с гортанным вздохом. Нет такой буквы ни на кириллице, ни на латиннице((( А как писать кавказские звуки я не знаю(( Что то среднее между "к", "г", "х", "h". Гортанный звук. Осталась в словах например " г'чя " (ветвь) Дословно: маленкая отогнутая в сторону, ответвление, ветка; " гяляг' " (ворон, ворона)Дословно:чёрная птица; " гяшгялдаг' " (кашгалдак) Дословно: чёрная шумящая прибреждяя птица, или чёрная шумящая прибрежняя гусь; "бяг' -бяг' дейширян" (смотреть не моргая глазами. Дословно: "смотреть как Будда, как идол").
Это всё что я знаю. Буду рад если вам пригодится. Не обессудьте за непрофесианализм, всё таки я не филолог, а технарь. ))

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='BOA_101' post='1468307' date='May 4 2007, 22:05 '][quote name='Skif' post='1464504' date='May 3 2007, 17:54 ']Так что, лучше промолчать.))[/quote]
А сколько еще молчать будем? Возможно это и не есть самый верный пример, возможно это очень и очень спорный пример, но ведь именно в споре рождается истина. Поспорим с вами, с другим, с третим - вот и доберемся до нужного примера :)
[/quote]

Забыл))
Найдите предисловие Анара к первому номеру журнала "Гобустан". Помню он в той статье метался между словами "гябристан", "гярбистан", "гйябристан" и остановился на слове "Гобу". В Сураханах старики вместо "гябристан" произносят иногда "гярбюстан". От слова "гябр" наверное а не от "гябир".
С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Спасибо огромное - прочитал все с огромным удовольствием. Про журнал "Гобустан" и не знал :( - у вас есть хоть какая-та дополнительная информация? по ней? по авторам? можно ли издания найти в библиотеке им. Ахундова?

Link to comment
Share on other sites

Мир охотников и рыболовов древнего Гобустана (часть II)

gobustan3004.jpg

Одними из самых многочисленных наскальных изображений в Гобустане являются безоаровые козлы. Аналогичные изображения встречаются на позднебронзовой керамике Восточного Закавказья - на глиняных сосудах земляных курганов долины реки Гянджачай, Ханлара, Киликдага и на металлических изделиях Западного Азербайджана. Остатки безоаровых козлов на территории Азербайджана нам известны из неолитических и бронзовых поселений Гобустана, Абшерона, Гемигая и Кельбаджар. В Нахичевани этот вид был заметен до недавнего времени по Зангезурскому хребту и его южным отрогам, особенно многочисленны они были в Неграмских горах между Джульфой и Ордубадом, и на Иланлыдаг. Наличие данного вида в эпоху бронзы подтверждается также наскальными изображениями козлов, относящемуся к этому периоду. Аналогичные изображения горных козлов нам известны с Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Монголии. Они являются также частым сюжетом на полихромной керамике в Шахтахты. Особый интерес представляют наскальные изображения козлов с пересекающими тело линиями. Частым сюжетом наскальных изображений Азербайджана являются дикие лошади - куланы. Многочисленные изображения куланов - диких лошадей на скалах Гобустана и обнаруженные костные остатки свидетельствуют о широком распространении здесь этих видов животных. В Гобустане во время археологических раскопок в 1986г. на горе Беюкдаш в пещере «Анзага» с культурного слоя были обнаружены кости кулана. Исторические сведения античных авторов, а также воспевания Низами Гянджеви охоты на диких онагров в Кура-Аракской низменности, повествование Рашид-Аддина о грандиозной загонной охоте на диких онагров, устроенной Газан-ханом в Талыше свидетельствуют об обитании этих животных до недавнего исторического времени. В искусстве малых форм изображения куланов редки, но все же встречаются. Как, например, в Гобустане в пещере «Аназага» верхней террасы горы Беюкдаш на камне №31, в пещере охотников на камне №46. Изображения лошадей (в упряжке и без) более позднего периода встречаются среди наскальных изображений Гобустана и Гемигая. Следует заметить, что в грунтовых погребениях Аликемектепеси, каменных ящиках Кызылванка и в курганах Гобустана были обнаружены скелеты лошадей. Эти находки наводят исследователей на выводы о существовании культа коня в эпоху бронзы. Предметом особого наблюдения являются джейраны и газели. Любопытны изображения газелей на мелких статуэтках, керамических изделиях Закавказья. Найденные остатки костей джейрана в самых древних пещерах Гобустана, а также многочисленные изображения этих животных являются достоверным подтверждением того, что эти виды животных являлись одними из основных объектов охоты палеолитического охотника.

Джейраны в Гобустане обитали еще со времен верхнего палеолита. Подтверждением этому являются найденные остатки костей этих животных с верхнепалеолитических культурных слоев Гобустана. Немалый интерес представляют изображения хищников - кабанов. Его изображения встречаются на скалах Гобустана и других районах Азербайджана. Наскальные изображения кабанов и обнаруженные в захоронениях клыки кабанов в Гобустане подтверждают о существовании этих животных на этой территории приблизительно с IV тысячелетия до н.э. Изображения верблюдов - сюжет нечастый. Они, в основном, датируются поздним средневековьем. Некоторые исследователи предполагают, что на территории Азербайджана верблюдоводство распространилось, придя из Центральной Азии и развитие его относится к концу II- началу I тысячелетия до н.э. Это подтверждается обнаруженными костями и скелетами верблюда в древнем Мингячевире и Физулинском районе. О широком распространении верблюдоводства на территории Азербайджана в древности упоминают и античные авторы. Клавдий Элиан, описывая хазар отмечал, что, албанцы нагружали верблюдов рыбой, рыбьим жиром, верблюжьей шерстью и отправлялись в Экбатан для торговли. В древнем эпосе «Деде Горгуд» и в художественных произведениях средневекового Азербайджана о верблюдах упоминается не раз. Следует отметить, что до настоящего времени местные скотоводы недалеко о местности Дашгшлыг (гора Кичикдаш) занимаются разведением верблюдов. К числу редких и уникальных мотивов относятся изображения орнаментированных овец (гора Кичикдаш, камень №15), рыб (гора Кичикдаш, камень №5, гора Беюкдаш, верхняя терраса, камни №104,105) и некоторых видов птиц (гора Беюкдаш, верхняя терраса, камень №63). Наскальные изображения рыб, в отличие от оленей, козлов, змей встречаются реже. Неолитические обитатели Карелии, Урала, Сибири были рыболовами. Но в наскальных росписях изображений рыб насчитывается немного. А в рыболовной области Приамурья таковые вообще отсутствуют. В Гобустане зафиксировано всего шесть наскальных изображений рыб. Предметом особого исследования является изображение дельфина на камне №5 на горе Кичикдаш. Судя по сюжетам, на этих скалах изображен дельфин из древнего мифа. До настоящего времени в Гвинее, и в некоторых районах Австралии сохранился ритуал, где оставшиеся племена поклоняются дельфину как великому морскому животному, предвестнику богатого урожая. В средневековых памятниках Азербайджана также особое место занимают предметы с изображениями рыб. В данном случае образ рыбы связан с нижней частью мира, т.е. он передан как обитатель воды подземного мира. В классических религиях мира и во многих поверьях рыба стоит в основе создания атрибутов вечности, живой воды, ориентированных на сохранении жизни человека от всяких недугов. Касаясь сюжетов с изображениями рыб, нельзя не отметить связанных с ними изображений лодок. В разных регионах мира изображения лодок - широко распространенный сюжет в наскальном искусстве. В наскальном искусстве Азербайджана лодки встречаются только в Азербайджане. Внимательно рассмотрев дошедшие до нас изображения лодок, можно убедиться, что эти сюжеты зародились с самых ранних этапов гобустанской культуры и существовали на протяжении тысячелетий. Предполагается, что самые древние лодки - это изображения маленьких лодок, которые были рассчитаны на 2-6 человек. Такого типа лодки встречаются на верхних и нижних террасах гор Беюкдаш и Кичикдаш. Силуэтные изображения камышовых лодок м изображениями солнца на носу представлены во многих скалах Беюкдаш и Кичикдаш.

Малахат Фараджева

Кандидат исторических наук

Tariximizi Dunyaya Tanidaq!

Link to comment
Share on other sites

Спасибо огромное - прочитал все с огромным удовольствием. Про журнал "Гобустан" и не знал :( - у вас есть хоть какая-та дополнительная информация? по ней? по авторам? можно ли издания найти в библиотеке им. Ахундова?

Салам.

Не забыл о вас, нет времени сканировать всё.(( В выходные попробую послать отсканированные материалы.

Ещё интересней для вас будет прочитать книгу "Орхон-Йенисей абиделери" (Э. Рэчэбов,Й. Мэммэдов) , конкретно страницы 212-213 просмотреть. Рисунки на камне "Гара-йус" очень похожи на Гобустанские! )) Удачи!

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Спасибо, Skif - буду ждать материалы от вас. Книгу уже ищем.

С уважением.

Салам.

Послал материалы в ваш e-mail ([email protected])

Все мы азербайджанцы должны помогать друг- другу в объщем деле)) Не так ли? ))

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Я вот сегодня увидел в продаже книгу автор Фадлан Эфенди, название забыл, там о взаимосвязи как я понял знаков, символов и тому подобных вещей, Шумера - Гобустана и тюркского мира.

Link to comment
Share on other sites

Я вот сегодня увидел в продаже книгу автор Фадлан Эфенди, название забыл, там о взаимосвязи как я понял знаков, символов и тому подобных вещей, Шумера - Гобустана и тюркского мира.

Салам.

Это интнресно! Как называется книга?

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Салам.

Послал материалы в ваш e-mail ([email protected])

Все мы азербайджанцы должны помогать друг- другу в объщем деле)) Не так ли? ))

С уважением.

Салам.

Спасибо, получил от вас 7 писем, правда буду благодарен, если у вас будет время как-нить зайти и немного подробно рассказать мне о ваших письмах :).

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Салам.

Послал материалы в ваш e-mail ([email protected])

Все мы азербайджанцы должны помогать друг- другу в объщем деле)) Не так ли? ))

С уважением.

Салам.

Спасибо, получил от вас 7 писем, правда буду благодарен, если у вас будет время как-нить зайти и немного подробно рассказать мне о ваших письмах :).

С уважением.

Салам.

В чём проблема?? Не расскрываются? Последние 5 (те которые называются Гобустан part1,2,3,4,5 ) надо собрать в одну папку, и открыть первый! )) С предидушими не должно быть проблем, нужен обыкновенный RAR чтобы онирасскрылись.

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Прикосновение к истокам

1.jpg

Гобустан – небольшой географический район на востоке Азербайджанской республики, в 65 км к юго-западу от города Баку, примыкающий к кромке Каспийского моря. Пять горных вершин с безмолвным каменным покровом: Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шахгая. Вот пожалуй и все, что может увидеть на географической карте всякий, кто будет искать на ней эту местность. Предположительно 34 000 лет до н.э., когда начиналaсь человеческая история Гобустана эти места имели совершенно иной географический ландшафт. Там, где сегодня простирается, выжженная солнцем полупустыня, в период первоначального заселения Гобустана произрастали засухоустойчивое редколесье с фисташкой, боярышником, иволистой грушей, можжевельником, гранатом и фрагменты сосново-дубовых лесов … Здесь водились ныне уже вымершие быки-туры Bos Primigenius Boj, джейраны Gazella Subgutturosa, куланы Equus hemionus Pall, безоаровые козлы Capra aegagrus Erxl., благородные олени Gervus elaphus maral, кабаны S.apsheronicus Burtsch. et Dzhaf., леопарды и львы. Следами древнейшего расселения человека в Гобустане являются стоянки, обнаруженные там, где где когда-то было море. В тот период нынешние горы Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шахгая омывались историческим Хвалынским (Каспийским) морем, которое сообщалось с Черным морем посредством Манычского пролива. Историческое Хвалынское море связано с последней стадией крупного оледенения Кавказского хребта (34 000 гг.до н.э.). Одной из самых ярких примечательностей Гобустана являются горы с плоскими вершинами, у подножия которых причудливо раскинуты скалистые глыбы. Расположенные вплотную друг к другу, они образовывали пещеры, которые на протяжении тысячелетий служили для древних поселенцев как жилища и культовые святилища, где проходили ритуальные церемонии, магические обряды, поклонение духам предков и гор. До сих пор в окрестностях Гобустана сохранилась традиция поклонения. По обычаю местных жителей считается обязательной церемонией свадебная процессия на Беюкдаш для совершения поклонения горе. До сих пор современные паломники завязывают пестрые лоскутки к веткам кустарников и каркасовых деревьев на горе Кичикдаш у пира Гара-атлы.

Археологический комплекс Гобустана

В Гобустане выявлено более 6000 наскальных рисунков на 1000 скалах, зафиксировано свыше 40 курганов и научно атрибутировано 105000 предметов материальной культуры. Самые ранние рисунки, а также предметы материальной культуры датируются периодом верхнего палеолита. Сосредоточенные, в основном, на горах Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгар и Шахгая, они образуют археологический комплекс, воплощающих в себе историю древних племен нашей страны на протяжении более 30 000 лет. Первые поселения здесь возникли в эпоху верхнего палеолита, о чем свидетельствуют небольшие по размерам стоянки, расположенные среди скалистых ущелий и пещер побережья древнего Каспийского моря. Очевидно, это были пионеры среди переселенцев, следовавших по Великому миграционному пути. Орудия из камня, кремня, обсидиана, речной гальки, кости, следы очагов и культурных слоев в подскальных убежищах – вот те останки, по которым можно судить о хозяйстве и быте этих древних обитателей Гобустана. В связи с тем, что древнее Каспийское море в те времена сообщалось с Черным у древних людей было больше возможностей через морские пути совершать далекие путешествия из различных частей Европы. О том, что они пользовались этим преимуществом достаточно регулярно, свидетельствуют изображения лодок на скалах. Безусловными шедеврами Гобустанской наскальной галереи являются женщины. Полногрудые, с широкими бедрами они изображены в анфас и профиль. В одной из пещер изображены только татуированные женщины (гора Беюкдаш, верхняя терраса,пещера «7 Красавиц»), в других – изображения женщин в сочетании с другими объектами (гора Кичикдаш, сочетание изображения женщин и быка), в третьих – беременные женщины (гора Беюкдаш, верхняя терраса, камень №46 восточная сторона, камень №49). Татуированные женщины широко распространенный сюжет в Гобустане. Эти рисунки имеют некоторое сходство с каменными статуэтками, обнаруженными в верхнепалеолитическом культурном слое Кяниза в Гобустане. Интересны также изображения диких быков-туров. На верхней террасегоры Беюкдаш, бык, наклонив голову пьет воду, на нижней бежит. На многих рисунках у них длинные волнистые, мощные рога. Это первобытные туры – Bos Primigenius Boj. Об обитании этих туров с древнейших времен в Азербайджане нам известны еще с верхнеплейстоценовых находок из битумов Апшеронского полуострова. Удивительным образом эти изображения по манере, стилю и технике совпадают с рисунками туров на каменной плите Южной Италии(Эгадские острова), Бельгии (Тру де Шало) и Португалии(Фоз-Коа).

Жизнь древних людей невозможно представить без охоты. Поэтому ее сцены являются доминирующими.Многие рисунки реалистичны до чувственности. Ее уровень таков, что передается многим посетителям Гобустана даже сейчас, спустя тысячелетия. Среди этих сцен встречаются и сцены жертвоприношения. На нижней террасе горы Беюкдаш можно встретить изображения козлов без головы рядом с чашечными углублениями. Они, как бы ,подведены к этим углублениям для собирания жертвенной крови. В петроглифах Гобустана каждый желающий может найти колдовство, мистику, ритуалы, пляски. Особенно такими рисунками богато украшены пещеры, многие из которых были первобытными святилищами. Наш предок перенося свое воображение на твердый скальный материал, серьезно полагал(видимо, не без оснований), что тем самым изменяет окружающий мир в лучшую для себя сторону. По существу - это каменная книга древнейшей человеческой истории, в которой самая молодая запись датирована 1 веком нашей эры и сделана воинами Великой Римской империи, а самым старым наскальным повествованиям по 34 000 лет. Подобно тому, как вся современная математика зиждется на аксиомах, мир человека при всем его огромном многообразии содержит в себе универсальные начала. Мир Гобустана можно смело причислить к одному из таких начал на длительном пути человеческого социогенеза. И именно эта причина делает его абсолютно незаменимым элементом общечеловеческого наследия. Комплексное и детальное изучение историко-культурного достояния Гобустана, может стать ключевым в новом прочтении не только древнейшей истории человечества, но и переосмыслении многих на первый взгляд далеких во времени событий и явлений мировой истории.

продолжение следует...

Малахат Фараджева

Кандидат исторических наук

Tariximizi Dunyaya Tanidaq!

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Сегодня прошла 1-ая выставка молодежных организаций организованная Министерством Молодежи и Спорта. Подробности моего участия и фотографии - скоро.

Link to comment
Share on other sites

В АиФ за прошлую неделю была интересная статья из серии "Загадки древних цивилизаций".Рассказывалось о музее в Перу,где собраны удивительные исторические находки доинковского периода.Самым уникальным экспонатом является "звучащий " камень-стоит постучать по его поверхности другим камнем и он отвечает звонким отзвуком пустоты.Точно такой же лежит в нашем заповеднике Гобустан.В обоих случаях на гранитном камне есть едва различимый шов соединения двух "скорлупок".Вот такие связь и умения возрастом в несколько тысячелетий :hmmm:

Link to comment
Share on other sites

Прикосновение к истокам

Каков возраст наскальных изображений Гобустана?

2.jpg

В настоящее время вопросы хронологии памятников Гобустана тщательно исследуются. В результате получены совершенно новые данные по датировке рисунков. На сегодняшний день мы обладаем некоторыми возможностями дать полный и достаточно конкретный ответ на вопрос датировки в наскальном искусстве Азербайджана. Трансгрессии и регрессии Каспийского моря и имеющиеся материалы о возрасте окаменелых остатков вымерших представителей верхнеплейстоценовой фауны также помогают нам установить хронологию археологического комплекса Гобустан. Изображения вымерших животных свидетельствуют о древности петроглифов. В некоторых пещерах Гобустана наскальные изображения так или иначе связаны с археологическим слоем. В этих случаях определение возраста будет абсолютно точным. Так, например, иногда в культурных слоях, погребены обломки отдельных камней, покрытых изображениями-следовательно, они предшествуют или одновременны образованию слоя. Известны отдельные камни и обломки с рисунками женщин, быков и кораблей, обнаруженных на уровне верхнепалеолитических кремневых ножей на некоторых скалах, которые были стенами этих стоянок.

Хронология наскальных изображений Гобустана

I - древнейший, ранний этап - период позднего плейстоцена и раннего голоцена -период быка-тура – самый ранний рубеж датируется 34 000 гг. до н.э.. Этот период период, в свою очередь, подразделяется на четыре стилевые группы:

1. стиль: Изображение головы быка на стоянке Гая-арасы горы Кичикдаш, а также изображения головы быка на отдельных камнях.

2. cтиль: Изображения быков в натуралистическую величину, обратнобарельефные изображения человека.

3. стиль: Изображения быков с короткими ногами и растянутыми телами,клавиформные знаки.

4. стиль: 1)Обратнобрельефные изображения мужчин - охотников и изображения охотников с луками и стрелами;

изображения на отдельных камнях, обнаруженных с культурных слоев поселений. Здесь, в основном, представлены рисунки охотников, женщин, быков и кораблей.

II - поздний этап-период неолита - период диких лошадей и быков (VII-VI тыс. до н.э.): изображения охоты на диких быков и куланов, реалистичные изображения одомашненных быков, петроглифы с ритуально-магическим смыслом (танцы-хороводы, сцены жертвоприношения и т.д.).

III - более поздний этап– энеолит-период оленей и козлов (VI-IV тыс. до н.э.): 1) Многочисленные изображения оленей и козлов. Рисунки представлены в реальную величину,присутствуют изображения диких кабанов и домашних животных. 2) Стилизованные изображения людей в сценах охоты,в ритуально-магических сценах.

IV – этап бронзы (IV-III тыс. до н.э.) - период козлов: изображения оленей на горе Кичикдаш и козлов на горе Джингирдаг Гобустана.

V и VI этапы – период верблюда:

V - период железа (II-I тыс. до н.э.): сцены загона оленей, сцены жертвоприношения, безрукие антропоморфные фигуры.

VI – период средневековья (VIII-IX вв. и позднее): изображения караванов верблюдов, вооруженных всадников с копьями, знаки и тамги, надписи и изображения с религиозной исламской тематикой.

Гобустанский заповедник

yalla.jpg

В Азербайджане среди мест с наскальными изображениями Гобустан первым был объявлен Государственным заповедником в 1966 году. В Гобустанском заповеднике созданы структуры, отвечающие за сохранность памятников, научную систематизацию, а также за археологический туризм. Полвека ведется работа по изучению петроглифов Гобустана. С большинства рисунков сняты эстампы, они сфотографированы.В настоящее время с использованием новых технологий создается база данных на уровне международных стандартов. Кроме этого, для сохранения наскальных рисунков является необходимым проведение действенных мероприятий по ограждению их от разрушения.К разрушительным факторам техногенного характера в 30-40 гг. относился и каменный карьер, в результате действия которого были безвозвратно уничтожены некоторые следы древних стоянок людей. К счастью, благодаря протестам научной общественности Азербайджана в 70-х годах прошлого столетия карьер был закрыт. С целью сохранения Гобустана для будущих поколений и использования его как объекта всемирного наследия за последние годы перед учеными открылась возможность проведения в этой области углубленных исследований.Подготовка специалистов разного профиля – реставраторов, геологов, биологов и экологов в контексте задач по сохранению изображений является делом первостепенной важности.

В настоящее время Министерством культуры и туризма Азербайджанской республики ведутся работы по включению Гобустан во Всемирный Список Наследия. Полноценное изучение археологического, культурного наследия Гобустана возможно с учетом исторического ладшафтоведения, изучения историко-биологического обитания древних людей. Решение данных задач возможно лишь комплексным усилием специалистов разных профилей. Только так мы можем проследить в какой степени они находились в состоянии гармонии или напротив дисгармонии с окружающим миром. Тема Гобустана неисчерпаема. Гобустан – это не обычный историко-художественный заповедник в привычном смысле слова. Это один из тех немногих уголков Земли ,где где время остановило свой ход вопреки известным законам. Это живой временной срез...И каждый, побывав здесь может испытать незабываемую гамму чувств, суть которой прикосновение к своим ИСТОКАМ.

Кандидат исторических наук

Малахат Фараджева

Tariximizi Dunyaya Tanidaq!

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

С сегодняшнего дня у нас нас новый цикл работ под названием:

"Гобустан и его наскальные изображения"

Gobustan1505.JPG

Цикл состоит из 4-х частей.

Link to comment
Share on other sites

"Гобустан и его наскальные изображения" - I часть

Gobustan1505_2.JPG

Гобустан - всхломленный гористый участок, занимающий юго-восточное окончание Большого Кавказского хребта, главным образом в бассейне реки Джейранкечмез, между средним и нижним течением рек Пирсагат и Сумгаит. В геологическом оформлении Гобустана в основном приняли участие верхне-,средне- и постплиоценовые отложения. Широко развиты аллювиально-делювиальные и солончаковые образования, отложения сопочной брекчии древнего Каспия. Они легко поддаются разрушениям, и поэтому территория Гобустана изрезана многочисленными, иногда довольно глубокими оврагами, балками. Отсюда и название Гобустан - край балок. Климат Гобустана сухой субтропический, с довольно мягкой зимой и очень жарким сухим летом. Атмосферных осадков выпадает очень мало, преимущественно в виде дождя. Большая часть их приходится на раннюю весну и позднюю осень. Снег бывает в январе и феврале и держится очень недолго. Самые холодные месяцы - январь и февраль, а самые жаркие - июль и август. Реки Гобустана (Джейранкечмез, Сумгаит и Пирсагат) питаются атмосферными осадками зоны Большого Кавказа и мелкими родниками, дебит которых в летний период сильно уменьшается. Наиболее водоносна из них река Пирсагат, а самая маловодная - Джейранкечмез. Последняя, как и река Сумгаит, с конца мая по сентябрь высыхает. Вода реки Джейранкечмез солоновата на вкус и непригодна для питья. Родников на территории Гобустана очень мало. Все они маловодны, зачастую это колодцы. Вода в них чуть солоноватая и едва обеспечивает потребности в питьевой воде зимующих на здешних пастбищах скотоводов. Растительный покров Гобустана носит пустынный и полупустынный характер. Он состоит из эфемерных трав и кустов, многолетних солянок и полыни. Травы развиваются главным образом в октябре-ноябре и ранней весной (март-апрель), когда выпадают осадки. С наступлением жары они полностью выгорают за несколько дней. Сохраняются только солончаковая растительность и полынь. Уже в начале июня Гобустан в бассейне нижнего течения его рек принимает унылый вид. На раскаленном и выжженном массиве остаются ядовитые змеи, ящерицы, черепахи, фаланги, тарантулы, скорпионы.

Gobustan1505_4.jpg

С первыми осенними дождями Гобустан постепенно оживает. Цветут и плодоносят солончаковые растения и полынь, появляются всходы различных трав и в короткий срок серо-желтые поля, долины, склоны гор и холмов покрываются молодой зеленью. Древесно-кустарниковые породы растут в расщелинах и среди нагромождения глыб камней и скал. Встречаются дикая роза, заросли карликовой вишни, иберийской жимолости, каркас (каменное дерево), жостер, можжевельник, иволистная груша. Имеются рощицы дикого инжира, граната и винограда. Наличие упомянутых пород, в том числе, реликтовых свидетельствует, что климат Гобустана десятки тысяч лет тому назад был более влажным, атмосферные осадки выпадали в достаточном количестве, реки и родники были многоводными. Животный мир Гобустана в последнее время сильно обеднел. До проведения в 80-ых годах XIX века железной дороги Баку-Тифлис и даже несколько позже здесь обитали большие стада джейранов и горных коз. Район был излюбленным местом охоты местной знати. С постройкой упомянутой железнодорожной линии и широким распространением в быту местных жителей огнестрельного оружия поголовье джейранов и диких коз стало быстро уменьшаться. В Гобустане водятся также лисицы, волки, шакалы, зайцы и дикие кошки; из пернатых - горные курочки, голуби, жаворонки и некоторые другие. В далеком прошлом флора и фауна Гобустана были несравненно богаче. Ландшафт его представлял вид саванны с соответствующим климатом, обилием кормовых ресурсов. Здесь водились крупные стада диких быков, безоаровых козлов, оленей, диких лошадей, куланов, газелей, часто встречались львы, волки, свиньи и другие животные. Наскальные изображения зарегистрированы в пределах гор Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг и холма Язылы. Изолированными возвышенностями стоят эти горы среди грязевых вулканов, именуемых местным населением «пил-пиле». Вулканы, извергаясь, выбрасывали некогда миллионы тонн грязи и миллиарды кубометров горючего газа, вспыхивавшего от малейшей искры при ударе камней. Внезапное появление пламени, оглушительный гул, облака, закрывающие дневной свет наводили страх и ужас на людей. Эти непонятные прежде для местного населения явления природы способствовали образованию в данном районе ряда культовых объектов.

Gobustan_1505_3.jpg

Упомянутые горы расположены недалеко от Каспийского моря, в юго-восточной части Гобустана, примерно в 5 и 10 км к западу от железнодорожных станций Гобустан и Сангачалы, и представляют собой вид столовых гор. Известняковый пласт из плотного апшеронского мелкого ракушечника толщиной до 10-15 см, который лежит под слоем наносной почвы в 20-150 см, покрывает как бы щитом верхнюю часть плато гор Беюкдаша, Кичикдаша и хорошо сохранил свое горизонтальное положение. Поэтому вершины упомянутых гор представляют собой ровное поле площадью около 2 квадратных км на Беюкдаше, 14 гектаров на Кичикдаше и почти столько же на Джингирдаге. Последнее представлено узкой полосой и занимает в основном южную часть горы, известняковый слой здесь намного тоньше. С течением веков под воздействием подземных толчков, солнца, ветра, атмосферных осадков от краев пласта известняка откалывались его части и скатывались по склону. Особенно большие разрушения происходили на обращенных к Каспийскому морю восточных и юго-восточных склонах гор: у Беюкдаша и Кичикдаша эти склоны густо усеяны камнями, достигающими иногда очень больших размеров. Интересны своеобразные формы полупустынного эолового рельефа - камни с ровной гладкой поверхностью, грибообразные формы, внутри полые, а иногда со сквозными отверстиями, причудливые кружевные узоры и сотовые поверхности. Поверхность скал и камней покрыта большими пятнами лишайников зеленовато-серого, иногда красновато- охристого цвета, порой с серебристо-белым оттенком. В результате разрушения почти со всех сторон по краям верхнего плато гор Беюкдаш и Кичикдаш образовались большие обрывы глубиной 10-15 метров. Тем самым вершины этих гор превратились в природную ловушку, пригодную для загонной охоты. Первобытные охотники гнали животных по менее покатому склону к вершинам Беюкдаша - со стороны горы Кянизадага и Кичикдаша - с ее южной стороны. Близ вершин через небольшой узкий проход охотники направляли животных на верхнее плато. Продолжая гнать испуганных животных огнем и криками зверей, охотники принуждали их бросаться с обрывов в пропасть. Остальных загнанных на плато животных, вероятно, били камнями, дубинами, копьями, стрелами, а маток с молодняком брали живьем. Именно здесь, в районе фантастического разрушения гор, в полосе «моря скал» среди невероятного нагромождения больших глыб камней сохранился один из интереснейших комплексов памятников древней культуры - наскальные изображения.

продолжение следует...

Tariximizi Dunyaya Tanidaq!

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • В Баку появятся десятки новых автобусных остановок
      В Баку планируется установить 86 остановочных павильонов.
      Об этом сообщает пресс-служба Азербайджанского агентства наземного транспорта (AYNA) при Министерстве цифрового развития и транспорта.
      «Продолжается установка и реконструкция остановочных павильонов в столице. С учетом состояния дорожной инфраструктуры в Баку устанавливаются павильоны для широких и узких тротуаров», - говорится в информации.

       

      https://media.az/society/v-baku-poyavyatsya-desyatki-novyh-avtobusnyh-ostanovok
      • 16 replies
    • Известный актер Талех Юзбеков прижег лоб жены сигаретой
      Известный азербайджанский актер Талех Юзбеков прижег сигаретой лоб жены.
      Об этом сообщила сама супруга артиста, блогер Хатира Юзбекова.
      Она показала след от ожога на лбу своим подписчикам в Instagram.
      "Да, муж прижег мне лоб сигаретой", - сказала она.
      Хатира Юзбекова не предоставила подробной информации о случившемся.
      Отметим, что у Талеха и Хатиры Юзбековых двое детей.  https://www.instagram.com/reel/C6Va1qjuNjZ/?utm_source=ig_embed&ig_rid=fec0e9dd-befb-44ea-ab5e-6e57f827531b   https://ru.oxu.az/society/865516  https://ru.baku.ws/video/193254  
      .
      • 33 replies
    • Стали известны подробности трагикомического происшествия, случившегося с жителем Баку
      Стали известны некоторые подробности трагикомического происшествия, случившегося с жителем Баку.
      Как передает xezerxeber.az, случай был зафиксирован около 07:00 по адресу: Сураханский район, поселок Гарачухур, улица Фармана Керимзаде, 67.
      По словам соседей, камень, которым было закрыто отверстие бака с водой, упал внутрь и нанес определенные повреждения. Хозяин дома решил вытащить камень и починить резервуар, но застрял в отверстии. Он находился в таком положении примерно 40 минут.
      На место происшествия незамедлительно прибыли сотрудники Службы спасения особого риска Министерства по чрезвычайным ситуациям. Они вызволили мужчину (1986 г.р.) с помощью специальных инструментов.
      Подробнее - в сюжете:
      13:35
      На горячую линию "112" Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Азербайджана поступила информация о том, что на территории поселка Гарачухур Сураханского района столицы один человек оказался в беспомощном состоянии.
      Об этом сообщили в МЧС.
      На место происшествия незамедлительно были направлены сотрудники Службы спасения особого риска службы.
      При оценке оперативной обстановки выяснилось, что Т.Мамедов (1986 г.р.) проводил ремонтные работы в резервуаре для воды глубиной 2 метра и диаметром 1,5 метра в частном доме и не смог выбраться из него.
      Сотрудники  службы спасли мужчину с помощью спецтехники.
        • Haha
      • 80 replies
    • Хлеб, обогащенный железом, будут продавать в Азербайджане
      Эксперт отметила, что принятию этого решения предшествовали исследования, которые проводились в различных регионах страны.  
        • Like
      • 113 replies
    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Like
      • 170 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Like
      • 137 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
      • 241 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...