Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Тайны Баку: Петр I и нефть


Recommended Posts

petr-1-neft
 
 

 

Петр I в своих болезненных стремлениях расширить Россию до размеров великой державы обращал свое внимание на самые разные регионы. Не будем касаться вопросов всех завоеваний и походов русского царя, которого “Великим” называли только в России – во многих странах его прозвищем было “Безумный”, и рассмотрим лишь его Персидский поход. Потому что только этот поход имеет самое непосредственное отношение к Баку.

Считается, что Петра I Персия и соседние азербайджанские ханства привлекали просто ради желания расширить империю аж до Индийского океана.

Собирался ли он там “мыть сапоги”, неизвестно, но вот генерал-майор М.Матюшкин, посланный Петром в Персидский поход, в Каспии свои сапоги точно вымыл. Но вот зачем Петру на самом деле был нужен Баку, мы постараемся разобраться.

…В 1715 г. Петр отправил в Сефевидскую империю посольство с целью выяснения военного и политико-экономического положения азербайджанских ханств и Персии – зондировал почву на предмет дальнейшего ведения военных действий в Прикаспийских областях.

Получив сведения, что экономическое и военное положение интересующих его регионов крайне слабое, Петр решился на поход и 15 июля 1722 г. прибыл в Астрахань. В тот же день был опубликован манифест на турецком и фарси, где подчеркивалось, что русские войска идут на помощь шаху Хусейну для подавления мятежа в Ширванской области.

(С шахом Петр подписал договор еще в 1718 г., однако договор все время срывался из-за анархии в стране. Кстати: договор был не о взаимопомощи, а о торговле. Однако зачем заключать договор о торговле со страной, в которой царит анархия и толку от нее не добьешься? Просто Петр знал, что делал – он мыслил глобально, стратегически: знал, что шах этот ему еще пригодится – как повод. Или как дымовая завеса.)

Вернемся к манифесту. В тексте содержались также угрозы против тех, кто будет противиться русским войскам. Манифест разослали в Дербент, Шамаху и Баку.

Дербент 23 августа 1722 г. был взят, а через несколько дней настал черед и всех окрестных населенных пунктов. Нечего и говорить, что все было разграблено, сожжено и уничтожено, а те, кто осмелился оказывать сопротивление, убиты.

Баку, решив, что против стотысячной прекрасно вооруженной армии ему элементарно не устоять, выказал покорность. Однако, получив подкрепление, впустить русские войска в крепость отказался. Военные действия приостановлены, большая часть петровской армии возвращается в Россию.

Но ненадолго: уже 5 ноября 1722 г. в Астрахани Петр I отдает приказ Матюшкину: “…Когда придут весною из Казани 15 гекботов, тогда четырьмя полками на оных идти к Баке и взять…” (из “Описания Каспийского моря и чиненных на оном российских завоеваний” Федора Соймонова).

Ну, а дальше можно опустить подробности – об обстреле города из пушек, о сильном хазри 25 июля 1723 г., который отнес эскадру в море, об ультиматуме, что “никакого пардона учинено не будет”, если не сдадитесь. Город был сдан, Матюшкин получил “звезду героя” – чин генерал-лейтенанта, Петр ликовал в далеком Петербурге, Баку начали заселять христианами, в основном, армянами; дальше было двенадцать лет ужаса и притеснений, а потом военные действия талантливого персидского полководца Надир- шаха Афшара вынудили Россию 10 марта 1735 г. заключить договор, согласно которому русские войска были выведены из Баку и Дербента…

Почему без подробностей? Потому что об этом все, кто хоть как-то интересуется историей Баку, знают. Это все есть в учебниках. Вот только в учебниках мало говорится о том, зачем Петру так нужен был Баку. Пролить свет на этот вопрос помог известный бакинец Михаил Гайказов, доктор экономических наук, конструктор, промышленник, человек, углубленно изучавший историю нефтяной отрасли.

Как писал Гайказов: “Историческая наука склоняется к единой версии, единому объяснению причин столь ярко выраженного намерения распространить влияние России на Персию: через Персию проходил удобный “южный” путь в Индию, о невиданно ярких товарах которой еще за 250 лет до Петра I поведал царскому двору русский купец Афанасий Никитин, и торговля с которой сулила приумножение российского богатства. В качестве аргумента приводится предпринятая в апреле-августе 1717 г. пусть и неудачная, но настойчивая попытка Петра I с помощью экспедиции князя Бековича добиться расположения хивинского хана к стремлениям России в Индию через северо- западный Прикаспий”.

Петр был увлечен этой стратегически важной для России идеей, реализация которой сулила пополнение царской казны. Поскольку он был не только хорошим стратегом, но и не менее хорошим тактиком, он понимал, что для завоеваний, т.е. для получения новых денег, нужны были… деньги. Армия была огромна, ее нужно было содержать. Поэтому нужны были не просто деньги, а “быстрые” деньги.

“По накопленным у Петра I сведениям такие деньги мог обещать российской казне лишь один товар – “петролеум”, – уверен Гайказов. Сведения эти поступили от Ф.Соймнова, участвовавшего в целенаправленной экспедиции на западные и южные берега Каспия в 1719-1720 гг., были почерпнуты из описаний немецкого натуралиста Э.Кемпфера, длительное время путешествовавшего по Персии, из отчетов посла А.Волынского и записок ученого Г.Шобера… “Петролеум”, без сомнения, прочно завладел вниманием Петра. Который в Баку буквально черпали ведрами.

Скорее всего, самой важной для него была информация, что с 1716 г. за нефть из бакинских нефтяных колодцев, находившихся на откупном содержании у вассала персидского шаха, султана Мухаммед Хуссейна Фетиг Али, шахскому двору ежегодно выплачивалось почти 50 тыс. руб. – в российском эквиваленте. Если учесть, что на содержание одного солдата в русской армии тратилось около 1,5 коп. в день, то данной суммы хватило бы на годовое содержание почти 10-тысячной армии.

В Персии спрос на нефть был постоянным. Естественно, о нефти как горючем для транспорта речь в то время не шла – транспорта такого еще не придумали, но для отопления и освещения она применялась издавна. Петр был прагматиком, да и интуиция его редко подводила, и он не исключал возможности получения дополнительной выгоды от вывоза и продажи нефти в Европу благодаря отвоеванному Россией кратчайшему торговому пути через порты Балтики. Однако для этого нужно было знать, насколько велик спрос на нефть в Европе.

В России-то он был невелик: повсюду топили дровами, а освещали лучинами да свечами. Нефть, что в малых количествах привозилась из Баку, шла на лекарства, художественные краски и, конечно, на зажигательные смеси.

Любопытно, что в XVI-XVII вв., как пишет Гайказов, доставка бакинской нефти в Россию была делом обычным. Среди российского торгового люда и раньше находились купцы, которые видели в нефти товар, пригодный для вывоза за границу. Об этом сохранились письменные свидетельства в Торговой книге 1575-1610 гг. В разделе “Память, как продать товар русский в немцах” указывается, что в случае безопасного пути до Шемахи можно договориться о поставке иностранцам более 8 т черной нефти.

В Шемахе, которая те годы была столицей ханства, в которое входил и Баку, располагалась русская купеческая колония, успешно использовавшая торговые связи, известные аж с XII в.

Купцы закупали нефть в местной упаковке – тулуках и сулеях (кожаных мешках на 17,6 кг и бутылях весом чуть более 10 кг) и перевозили ее в Астрахань. Оттуда ее по Волге доставляли для продаж в Царицын, Ярославль и другие крупные волжские города.

В Москву нефть поступала главным образом из Нижнего Новгорода, поддерживавшего тесные торговые связи с Астраханью, Москвой и Вологдой, а через Вологду – с Архангельском, откуда корабли с российскими товарами кружным путем доставляли грузы в Центральную Европу.

От бакинских промыслов нефть везли в деревянных бочках на двухколесных арбах. Кстати, этот архаический способ доставки нефти существовал очень долго – пока в 1877 г. не заработал сооруженный Людвигом Нобелем первый евразийский нефтепровод.

Если учесть все вышеизложенное, то становятся более понятными мотивы Петра послать многотысячную армию на Каспий. У него появился обоснованный повод туда отправиться: “защитить законную власть Хусейна”, и армия сосредоточилась севернее Дербента. На месте высадки был сооружен Порт-Петровск (будущая Махачкала).

Петр, прибывший в 1722 г. Дербент вместе с армией и движимый интересом к нефти, лично осмотрел в окрестностях Дербента два нефтяных колодца. Результатом осмотра стала инструкция Матюшкину: “разведать о пошлинах и доходах, особенно о нефти”.

Матюшкин разведал и доложил, что доходы от нефти на самом деле высоки. Он составил опись нефтяных колодцев и погребов. Согласно этой описи, в 10 км от “Баки” оказалось “годных колодезей с черной нефтью 66, негодных – 15”, в 21 км от города “годных колодезей с белой нефтью 4, негодных – 3”.

Гитлера, который так рвался к бакинской нефти можно понять, если к той самой нефти за двести с лишним лет до него так рвался Петр! Что же он сделал? Поставил во главе управления промыслами… военную администрацию. В 1723 г., вызывая Матюшкина в Петербург, Петр писал ему “нефти белой несколько пуд взять из Баки”. В октябре 1723 г. Матюшкин вместе с Соймоновым доставил нефть в Астрахань.

Из полученных 11 бутылей с нефтью 3 были отправлены Петром I в 1724 г. в Голландию купцу Любсу – чтобы тот разузнал о ее цене. Однако спрос на нефть в Голландии оказался незначительным – продукты перегонки нефти легко получались из традиционного дешевого угля, стоимость доставленного “петролеума” была несравнимо выше.

Так что очень может быть, что военные успехи Надир-шаха Афшара были лишь одной из составляющих, вынудивших Петра I заключить мирный договор и убраться с Каспия. Скорее всего, Петр просто понял, что овчинка выделки не стоит. А если бы стоила? Тогда история могла бы повернуться несколько иначе. И насколько этот поворот благоприятствовал бы Баку, неизвестно…https://azerhistory.com/?p=5367

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Хлеб, обогащенный железом, будут продавать в Азербайджане
      Эксперт отметила, что принятию этого решения предшествовали исследования, которые проводились в различных регионах страны.  
        • Upvote
        • Like
      • 79 replies
    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Like
      • 170 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Haha
      • 136 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
      • 241 replies
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
      • 15 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
        • Haha
      • 155 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...