Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Это Интересно Знать.


Recommended Posts

Культ бизона

В условиях коневодства и конной охоты на бизонов главное значение в религии степных племен приобрели культы бизона и лошади. Они пронизывали по существу всю обрядовую жизнь степных племен. Особенно много поверий и обрядов было связано с бизоном. По словам Дж. Уолкера, тетон-дакоты почитали бизона как покровителя охоты, плодородия, щедрости, половой жизни, мастерства, как защитника девушек и стариков. Они верили в хозяина бизонов, который мог явиться людям в виде большого зверя или в виде человека. Живет он в стране бизонов в подземном царстве.

Обряды вызывания бизонов, обращения к ним с молитвой об удачной охоте были повсеместны. Характерной и повсеместной особенностью этих обрядов было включение в них оргаистических элементов. Особым почитанием окружался череп бизона как средоточие магической силы зверя. У омаха же шкура бизона была одной из четырех племенных святынь. Почитание остальных животных было подчинено по существу культу бизона как хозяина охоты. Об удачной охоте на бизонов просили индейцы и своих духов-покровителей. Нередко бизон почитался в качестве личного духа-покровителя индейца. У тетон-дакотов люди, считавшие своим покровителем бизона, образовывали своеобразное культовое общество людей-бизонов. В своих ритуальных плясках они надевали целую шкуру бизона с головной ее частью и рогами, имитируя движения животного (12). У манданов руководителя облавной охоты выбирали из тех, в священных узлах которых был бизоний череп (13).

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 187
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Культ солнца

Культ солнца был широко распространен в религиях земледельческих народов всей Америки, будучи тесно связанным с обрядами плодородия. С переселением же земледельческих племен в степи и переходом их к верховой охоте и к коневодству этот культ претерпел глубокие изменения, переплетаясь с верованиями и ритуалом промысловых культов.

Учитывая значение бизонов в жизни степных индейцев, не удивительно, что наиболее яркой чертой их религиозной жизни было возникновение синкретического культа, в котором сливались почитание солнца и бизона. Яркий пример этого дают тетоны, по представлениям которых бизоны — это “люди солнца”, хозяин бизонов — это и друг солнца и нечто общее с солнцем (14). 

Наиболее ярким проявлением этого синкретического культа была сложная обрядность важнейшего в обществе степных кочевников летнего празднества, получившего название “пляски солнца”. Эта пляска приобрела значение не только главного общеплеменного, но и межплеменного летнего празднества у всех племен американских степей независимо от их прошлой предыдущей истории.

Устройство празднества приурочивалось к периоду летнего солнцестояния. Им завершался сезон летней охоты на бизонов. Поэтому в известной мере это был праздник благодарения.

Link to comment
Share on other sites

Синкретизм культа солнца и культа бизона ярко проявлялся и во внешнем ритуале празднества. Череп бизона у всех племен занимал в нем важное место. Он устанавливался на алтаре, устраивавшемся в центре храмового сооружения, около “столба солнца”. На голове руководителя празднества также укреплялся череп бизона. Кроу в жертву солнцу приносил белую бизониху. Священная пища во время празднества состояла из бизоньих языков.

О религиозном синкретизме этого празднества говорит и специальный ритуал у дакотов, согласно которому непорочные девушки подходили к священному столбу, прикасались к нему, поднимали правые руки к солнцу и кланялись черепу бизона, положенному около столба (15). У Оглала тетон-дакотов обряды первого дня пляски были непосредственно связаны с культом бизона. Они состояли из шествий, бизоньих плясок и торжественного поедания бизоньего мяса. Моления при этом обращались к солнцу и бизону, к Солнцу-Бизону в их единстве (16). Пляской бизона и завершалось празднество. Пляшущие, имитируя шаг бизонов, двигались вокруг бизоньего черепа, не сводя с его глаз. Исполнители пляски, по представлению Оглала, становились “людьми бизона”, в знак чего им давали по бизоньему хвосту. Люди называли их также “людьми солнца” (17).

Link to comment
Share on other sites

Это переплетение культа бизона и солнца проявлялось и у других племен американских степей. Своеобразное осмысление истории этого синкретизма дается в одном из мифов понка, где говорится, что сначала было солнце, отождествлявшееся с очагом. Затем из земли вышел бизон с трубкой, он предложил себя в жертву людям. “Поэтому,— пишет Дж. Дорсей, приводящий этот миф,— простейший алтарь состоит из очага, символизирующего солнце, бизона, и шалфея как символа людей” Шалфей мог служить и символом трав, обеспечение роста которых было жизненно важно для коневодческого хозяйства индейцев. Травы обеспечивали и обилие бизонов.

Ритуал праздника солнца варьировал от племени к племени, но в нем были и общие элементы, такие, как возведение храмового сооружения, установление в нем священного столба — столба солнца”, сооружение в нем алтаря, наличие узла со священными предметами почитания, самоистязания и пляски смотрения на солнце”.

Для устройства праздника у всех племен в центре стойбища возводилось легкое сооружение в форме большого круга из тонких жердей, соединявшихся в верхней части ремнями из сыромятной бизоньей кожи и переплетавшихся ветками. В центре того своеобразного храма устанавливался священный столб, столб солнца”, на вершине которого укреплялся пучок веток, символизировавший гнездо гром-птицы. Около столба или невдалеке от него устраивался алтарь с черепом бизона и священным узлом. 

Link to comment
Share on other sites

Пляска солнца описывается авторами как ежегодный летний племенной праздник. Однако к середине XIX в. он стал устраиваться не ежегодно, а лишь по обету того или иного индейца. По данным Р. Лоуи, кроу, например, отмечали его через 3— 4 года, так как устройство его было связано с большими расходами. Инициатором праздника становился человек, давший обет. Но участвовало в нем все племя, пляски и обряды исполнялись членами различных обществ. Все участники празднества проходили определенный период поста и очищения паровых банях. Особенно длителен и строг он был для инициатора праздника. У кроу и тетон-дакотов в описаниях праздника, в качестве инициатора его выступал обычно мужчина.

У черноногих же пляска солнца устраивалась по обету общины, даваемому обычно весной. В связи с этим обетом всем охотникам племени объявлялось о необходимости заготовить всем для праздника бизоньи языки. Помощницы давшей обет сушили эти языки и откладывали впрок до празднества.

С момента объявления об обете женщина окружалась специальными табу.

Link to comment
Share on other sites

Для праздника выбиралось специальное место, куда перекочевывало все племя. Перемещение его длилось четыре дня и выливалось в своеобразный яркий парад. Индейцы наряжались в свои лучшие одежды и украшения, богато украшали коней. Воины ехали в доспехах со щитами и оружием в руках. Устроительница праздника ехала в женском седле, а заготовленные языки и предметы культа перевозились в волокуше, прикрепленной к ее седлу.

Во время празднества устроительница его считалась священной, на голову ей надевали специальный головной убор, хранящийся остальное время в связанном с пляской солнца священном узле. Содержимое его раскладывали на алтаре. Характерно, что в этом же узле хранилась мотыга, считавшаяся еще более священной, чем головной убор, и свидетельствующая, несомненно, о связи пляски солнца с аграрным культом. В этом же узле хранились также сумки из сыромятной бизоньей шкуры, кожа барсука, пузыри для хранения перьев, игравших важную роль в обрядах всех племен, шкурки белки, ласки. Черноногие приурочивали свой праздник солнца к сезону дозревания рябины и волчьих ягод. Рябиной угощали внутри культового сооружения лучших плясунов. Праздник длился около недели, и после него племя распадалось на общины, которые разъезжались для осенней охоты и выпаса коней (20). 

У кроу самым священным предметом в узле пляски солнца была кукла из бизоньей кожи, символизировавшая “лицо солнца”. Наследственный хранитель священного узла с этой куклой был главным организатором праздника.

Link to comment
Share on other sites

517380b37efa6e166fbae9e5

 

У всех племен важное значение в обрядности пляски солнца имел своеобразный венок, сплетавшийся у понка из шалфея, а у кроу из ивовых веток. По-видимому, этот венок символизировал солнце, о чем говорит и тот факт, что кроу в центре венка укрепляли куклу — “лицо солнца”. Характерно, что на куклу, как и на тело устроителя обряда, наносились знаки утренней звезды”. Это также, несомненно, указывает на связь пляски солнца с аграрным культом.

Заслуживает внимания выдающаяся роль женщин в пляске солнца. Как уже отмечалось, у черноногих праздник устраивался по обету женщины, которая становилась центральной фигурой священнодействия. Характерно, что мотыга — главная святыня в пляске солнца чернонсгих — была оружием женского труда. У кроу в описаниях Лоуи центральной фигурой праздника был мужчина — устроитель праздника, и руководил обрядом хранитель священного узла, но действовал он непременно в паре с женой.

В заготовке же жердей для “храма” главную роль у кроу играли женщины. Выбиралась верная своему мужу жена, которая должна была сделать зарубку на первом дереве, хотя срубал его после этого гермафродит. Последующие деревья срубали молодые женщины и с помощью своих любимых доставляли их на место (21). Женщины же рубили ветки для стенных переплетов и доставляли их на место, сидя верхом на лошади вдвоем с любовником. У тетон-дакотов подрубленное для священного столба дерево валила женщина (22).

Link to comment
Share on other sites

ИНДЕЙЦЫ  БЕЗ  ТОМАГАВКОВ

Милослав Стингл

 

 

 

ОТ АЛЯСКИ ДО ФЛОРИДЫ

 

 

Прерии — эти четыре миллиона квадратных километров земли между Миссисипи и Скалистыми горами — еще не вся Северная Америка. Прерийные индейцы, сиу или чейенны, тоже не единственные индейцы в Америке. Как весь юг и центр Америки, так и ее север, от холодной Аляски до солнечной Флориды, заселяли отдельные индейские группы. Мы различаем их по месту обитания и по образу жизни.

Начнем хотя бы с крайнего севера.

В первую очередь мы встретили бы здесь единственных американских туземцев, которые не являются индейцами, — американских эскимосов. Мы не будем говорить о них в нашей книге, поскольку она посвящена индейцам. Напомним только, что своим именем эскимосы обязаны индейцам — точнее сказать, оджибве; на языке оджибве это слово обозначает «поедатели невареного мяса».

Link to comment
Share on other sites

По соседству с эскимосами, в северной Канаде, на весьма обширной территории американской субарктики, в краю бесконечных густых хвойных лесов и больших озер, образовавшихся здесь в конце ледникового периода, мы уже находили одну из больших групп индейцев Северной Америки — до недавнего времени состоявшую из охотничьих племен. Эти индейские племена американского севера принадлежат к двум большим языковым семьям — алгонкинской и атапаскской, причем атапаскские племена кочуют главным образом в западной половине этой широкой субарктической зоны между реками Юкон и Маккензи; алгонкинские же племена, пришедшие сюда раньше, населяют восточную половину этой области, земли, лежащие на восток и юго-восток от Гудзонова залива.

Link to comment
Share on other sites

И те и другие, субарктические алгонкины и атапаски, занимались охотой. До прихода европейцев они вообще не были знакомы с земледелием. (Тяжелые климатические условия крайнего севера Америки не слишком благоприятны для развития земледелия.) Охотились они на североамериканского лося (карибу) и оленей. Жили в палатках, обычно сделанных из древесной коры. На одном месте они, как правило, оставались недолго. В каноэ из коры они плавали по большим рекам и канадским озерам. Зимой они передвигались на санях (которые называются у них тобогган), влекомых собачьими упряжками, или на широких лыжах. Охотились с помощью лука и стрел. Гордостью северных индейцев были их искусные капканы. Помимо охоты на карибу и пушного зверя, они занимались рыболовством в бесчисленных реках и озерах своей холодной страны.

Link to comment
Share on other sites

Несмотря на неблагоприятные природные условия, некоторые племена американского севера и особенно родственные им племена, обитавшие на берегах Великих американских озер (например, чиппевайи), были довольно многочисленны. Чиппевайи одними из первых получили от европейских торговцев огнестрельное оружие. С его помощью они заставили своих индейских соседей — племена, известные под названием собачьи ребра и зайцы, — покинуть первоначальную родину и уйти далеко от нее. Теперь собачьи ребра живут на территории между Большим Невольничьим и Большим Медвежьим озерами. В области Невольничьего озера живут также отличные рыболовы и великолепные охотники на карибу — невольничьи индейцы. Их жилища, как и жилища большинства северных индейцев, — это конусообразные палатки из древесной коры. Шатер из шкур карибу мог позволить себе лишь особенно богатый индеец. Здесь живут еще также индейские племена — бобры, такулли и талтаны. Сходные естественные условия, в которых живут субарктические индейцы и эскимосы, способствовали тому, что некоторыми чертами своей жизни эти индейцы весьма напоминают эскимосов.

Link to comment
Share on other sites

По своей культуре индейцам американской субарктики близки также племена, живущие на американско-канадской границе в области озер Верхнее, Мичиган, Гурон и других. Мы могли бы назвать их «рисовыми индейцами», поскольку важное место в их питании занимал рис. Не тот рис, который выращивается в Азии и носит ботаническое название Oryza sativa, а особый, водяной рис, по-латыни Zizania aquatica. При этом индейцы его не сажали, а только собирали. Ежегодно на мелях здешних озер всходил богатый урожай водяного риса. В определенное вождем время (большей частью в начале сентября) мужчины садились — всегда по двое — в свои челны, выплывали на озеро, с верхом наполняли лодку водяным рисом, а потом на берегу члены их семей перекладывали собранный урожай в мешки.

Link to comment
Share on other sites

Дикорастущий водяной рис играл, таким образом, в хозяйстве индейцев Великих озер такую же значительную роль, какую в жизни земледельческих племен играл маис. Урожай всегда бывал настолько богат, что даже позволял отдельным племенам «экспортировать» часть собранного риса, то есть обменивать его у соседних индейцев на другие продукты. Богатые урожаи с рисовых озер собирали многие племена, прежде всего меномины. Само имя этого племени происходит от алгонкинского названия водяного риса (маномин). Сиу, некогда тоже обитавшие у рисовых озер, вложили свое обозначение водяного риса (син) в несколько местных названий (например, в название здешнего штата Висконсин). 

Link to comment
Share on other sites

Культуру алгонкинских племен области Великих озер изучали выдающиеся американисты из Германской Демократической Республики профессор Юлиус Липе и его жена профессор Эва Липе. Говорящие на алгонкинских языках племена проникли и дальше на восток, за Великие озера, достигнув океанского побережья. Упомянем из них хотя бы канадских рыболовов микмаков, обитающих на побережье Атлантики, в Новой Шотландии.

На противоположном, тихоокеанском побережье Северной Америки, на северо-западе нынешних США, в канадской провинции Британская Колумбия и на юго-западе Аляски жила и поныне живет третья основная индейская группа Северной Америки, которую просто назовем северо-западными индейцами. Они населяли отличающееся особой северной красотой тихоокеанское побережье Аляски, Канады и США, его бессчетные острова и островки, берега его фьордов и морских проливов. На фоне этих великолепных природных декораций жили и живут более пятидесяти различных индейских племен.

Link to comment
Share on other sites

На севере — на юго-западной Аляске — главным образом индейцы из племени тлинкиты, в Британской Колумбии — бела кула, цимшиян и особенно — лучшие в Америке резчики по дереву — индейцы хайда, населяющие острова Королевы Шарлотты. Затем мы встречаем тут охотников за китами — племя нутка, а на юге, на границе американских штатов Вашингтон и Орегон, наделенное недюжинными коммерческими способностями племя чинук, которое первым начало обмен товаров с белыми, довольно часто и довольно давно приплывавшими сюда на своих больших кораблях.

Link to comment
Share on other sites

Пятьдесят северо-западных племен не связаны между собой языковой общностью. Эти племена принадлежат к нескольким различным языковым группам. Так, например, индейцы хайда и тлинкиты относятся к атапаскскому языковому семейству. Общим для всех этих племен является основной источник пропитания — рыболовство. Особенно рыболовство в открытом море. Из всех индейцев трех Америк — Северной, Центральной и Южной — северо-западные индейцы связаны с морем наиболее тесно. Они ловили треску, камбалу и выше всего ценимую ими рыбу — лосося. Ловили его как сетями, так и вершами. Кроме того, северо-западные индейцы охотились на морских выдр, тюленей и даже на китов, отправляясь за ними в больших лодках.

Link to comment
Share on other sites

Недостаток растительной пищи они возмещали собиранием водорослей, ягод, корнеплодов. Земледелие, за исключением возделывания табака (да и то в самых незначительных масштабах), было им неизвестно. Кроме моря и рек, у этих индейцев было еще одно богатство — леса. Эти индейцы умели прекрасно обрабатывать дерево. Они не только строили деревянные дома (подчас огромные — например, близ нынешнего американского города Сиэтл еще в 1855 году стоял дом индейцев селиши длиной 160 метров!) и лодки (также часто очень большие — например, в китобойных челнах могло разместиться до 60 человек и достигали они 15—22 метров в длину!), но и вырезали из дерева обрядовые маски и другие ритуальные предметы, в том числе тотемные столбы, родина которых именно здесь. 

Link to comment
Share on other sites

На многих сотнях украшенных резьбой столбах, которые северо-западные индейцы вкапывали в землю перед домами, они изображали своих «тотемных предков» — воронов, орлов, китов и усопших вождей. Индейцы северо-запада прославились и своими тканями. Сырьем им служила собачья шерсть (на юге) или шерсть горных коз (на севере). Самым известным изделием тлинкитских и квакиютльских ткачих являются накидки — так называемые чилкаты. Образцы рисунка делали для индианок их мужья. Женщины только переносили эти рисунки на ткань. На этих накидках, как правило, тоже изображались тотемные животные.

Накидками-чилкатами и тотемными столбами северо-западные индейцы поставили вечный памятник не только своему оригинальному искусству, но и общественному строю. 

Link to comment
Share on other sites

Напомним, что северо-западные индейцы были богаче подавляющего большинства других индейских групп Северной Америки. Но богатство это уже не принадлежало всем. Впервые в Северной Америке здесь появляется частный владелец, чье имущество наследуют лишь его собственные потомки, а не племя в целом. Так постепенно образуется наследственная знать — вожди и шаманы. В среде этой родовой верхушки браки заключаются уже только между знатными. Богатство ведет к возникновению обмена. У северо-западных индейцев он широко развит. Изобретаются даже «деньги» (средством платежа становятся пластинки из чистой меди). Наконец, еще одной характерной чертой уже разлагающегося родового общества, которую отметили первые белые, посетившие эти места, было существование первобытного рабства. Раб как практически бесправная рабочая сила очень ценился. Часто его продавали или обменивали на другие ценные предметы. Ради приобретения рабов велись войны, и очень кровавые, хотя главной целью было не убить неприятеля, а захватить его и превратить в раба. Войны велись не между племенами, а между отдельными деревнями.

Link to comment
Share on other sites

Напомним, что северо-западные индейцы были богаче подавляющего большинства других индейских групп Северной Америки. Но богатство это уже не принадлежало всем. Впервые в Северной Америке здесь появляется частный владелец, чье имущество наследуют лишь его собственные потомки, а не племя в целом. Так постепенно образуется наследственная знать — вожди и шаманы. В среде этой родовой верхушки браки заключаются уже только между знатными. Богатство ведет к возникновению обмена. У северо-западных индейцев он широко развит. Изобретаются даже «деньги» (средством платежа становятся пластинки из чистой меди). Наконец, еще одной характерной чертой уже разлагающегося родового общества, которую отметили первые белые, посетившие эти места, было существование первобытного рабства. Раб как практически бесправная рабочая сила очень ценился. Часто его продавали или обменивали на другие ценные предметы. Ради приобретения рабов велись войны, и очень кровавые, хотя главной целью было не убить неприятеля, а захватить его и превратить в раба. Войны велись не между племенами, а между отдельными деревнями.

Link to comment
Share on other sites

Поскольку нападение часто осуществлялось с моря, северо-западные индейцы строили свои деревни на высоких, неприступных утесах. Основным оружием были лук, стрелы и деревянное копье с медным наконечником. Голову прикрывал деревянный шлем. Иногда деревянные доспехи защищали и другие части тела.

Продвинемся южнее. Здесь мы найдем отличную от северо-западных индейцев самостоятельную группу населения. Назовем ее калифорнийсними индейцами. Эти же «калифорнийцы» живут и в северо-американском штате Орегон и даже на северо-западе Мексики. Группу эту составляет множество численно небольших индейских племен. Калифорнийские индейцы принадлежали и сейчас принадлежат к наименее развитой части североамериканского аборигенного населения. В настоящее время они вымирают.

Link to comment
Share on other sites

Для американистов Калифорния — некий Дагестан Северной Америки. Здесь рядом действительно живут более пяти десятков различных племен, относящихся ко множеству языковых семейств. За исключением нескольких самых южных племен, ни одна из групп калифорнийцев не знала земледелия. В большинстве своем они были собирателями. Во время длинного и жаркого калифорнийского лета они собирали каштаны, орешки пинии, коренья, разные лесные плоды, дикий овес. Охота имела для этих индейцев гораздо меньшее значение. Охотились они главным образом на оленей с помощью лука, а на острове Св. Варвары — особым копьем. В других местах они охотились на кроликов, загоняя их в ограды из сетей. На побережье океана калифорнийцы собирали моллюсков, разумеется, ловили и рыбу.

Link to comment
Share on other sites

Однако основным продуктом питания для большинства калифорнийских племен служил обыкновенный желудь. Правда, если мы надкусим желудь, из-за высокого содержания танина он покажется нам неприятно горьким. Совершенно несъедобным. Но калифорнийские индейцы научились избавляться от этих нежелательных семи процентов танина, вываривая желуди в кипятке. Остальные же 93% желудевой массы содержат ценные питательные вещества, заменяющие калифорнийским индейцам сахар, растительное масло, жиры и яйца! Из высушенных желудей они приготовляли муку, из которой в течение всего года пекли свою основную еду — желудевые лепешки. Желудю принадлежала та же роль, какую в культуре индейцев Великих озер играл водяной рис. 

Link to comment
Share on other sites

Если жителей области Великих озер мы называли «рисовыми индейцами», то с тем же правом коренных обитателей Калифорнии мы можем назвать «желудевыми индейцами».

О желудях и увеличении их урожаев они нисколько не заботились (так же как индейцы Великих озер не заботились о водяном рисе), а только в период созревания желудей собирали их: индейцы-мужчины сбивали желуди большими палками, затем женщины складывали их в большие, красиво сплетенные корзины, уносили в свои деревни, сушили и перерабатывали в муку.

Link to comment
Share on other sites

Классическая область собирателей желудей — центральная Калифорния, бассейны рек Сан-Хоакин и Сакраменто. К ним принадлежало, например, многочисленное племя помо.

Если индейцы центральной и южной Калифорнии жили за счет сбора желудей, то жители северной Калифорнии и Орегона, относящиеся к племенам кламат и модок, собирали семена желтых лилий, из которых тоже приготовляли муку. Сбор лилий, которым в этих племенах занимались женщины, проводился прямо с лодок.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Цены на продукты питания в Азербайджане: что подорожало? - СПИСОК
      В апреле 2024 года индекс потребительских цен в Азербайджане составил 100,0%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
      Как сообщает Госкомстат, индекс потребительских цен на продукты питания, напитки и табачные изделия составил 98,2%, на непродовольственные товары - 100,9%, на платные услуги, оказанные населению - 102,0%.
      Согласно информации, в апреле 2024 года индекс потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем составил 99,9%, а за первые четыре месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 100,7%.
      В апреле, по сравнению с предыдущим месяцем, наибольшее снижение цен наблюдалось на манную и гречневую крупы, макароны, свежую рыбу, молоко, яйца, маргарин, подсолнечное и кукурузное масло, грецкие орехи, фундук, помидоры, огурцы, зелень, баклажаны и картофель. В то же время рост цен был зафиксирован на лимоны, бананы, яблоки, груши, киви, каштан, гранат, белокочанную капусту, сладкий перец, бурак и чеснок. Цены на другие продукты питания существенно не изменились.
       
      Непродовольственные товары
      В апреле индекс потребительских цен на непродовольственные товары по сравнению с мартом составил 100,1%, а за январь-апрель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - 101,3%.
      В апреле по сравнению с предыдущим месяцем больше всего подорожали ювелирные изделия, цемент и пиломатериалы. Стоимость других непродовольственных товаров существенно не изменились.
      Платные услуги населению
      В апреле 2024 года индекс потребительских цен на платные услуги населению по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,1%, а за январь-апрель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - 102,4%.
      В апреле, по сравнению с предыдущим месяцем, наибольший рост цен наблюдался на услуги международных авиаперевозок в страны СНГ, туры внутри страны, медицинские, стоматологические, парикмахерские и косметологические услуги, а также услуги платных дошкольных образовательных учреждений. Стоимость других платных услуг существенно не изменились.
      https://media.az/society/ceny-na-produkty-pitaniya-v-azerbajdzhane-chto-podorozhalo-spisok
      • 3 replies
    • На побережье Каспия откроется цирк
      Sea Breeze Resort активно развивает детское направление, и этим летом отдых с детьми на территории города-курорта станет еще интереснее – на территории курорта впервые откроется цирк.
      «1 июня в Sea Breeze под руководством обладателя циркового «Оскара» Аллахверди Исрафилова стартует международная программа «Легенды Монте-Карло» с участием артистов одного из самых престижных цирковых фестивалей в мире», - говорится в сообщении пресс-службы Sea Breeze.
      Отмечается, что цирковой шатер со зрительным залом вместимостью 1250 мест и 13-метровым манежем расположится между Лунапарком и Аквапарком, которые также начнут принимать гостей этим летом.
        Цирк откроется в Международный день защиты детей 1 июня, и первое шоу будет носить благотворительный характер - на него будут приглашены дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными физическими возможностями.
      «Живые легенды Монте-Карло очаруют и детей, и взрослых сложными акробатическими трюками, виртуозным жонглерским мастерством, настоящей магией и впечатляющей эквилибристикой. А великолепные карабахские скакуны, покорившие своим выступлением публику Виндзорского королевского конного шоу, под управлением настоящих джигитов продемонстрируют невероятную скорость и грацию», - говорится в сообщении.
      https://1news.az/news/20240513022911888-Na-poberezhe-Kaspiya-otkroetsya-tsirk-FOTO
      • 46 replies
    • Обнародовано заключение повторной экспертизы о психическом состоянии Ахмеда Ахмедова
      Обнародовано окончательное заключение экспертизы о психическом состоянии Ахмеда Ахмедова, обвиняемого в жестоком убийстве пятерых членов своей семьи, двое из которых были несовершеннолетними.
      Как передает Qafqazinfo, на основании протеста прокуратуры, в отношении обвиняемого была проведена повторная экспертиза.
      В заключении повторной экспертизы, как и в предыдущей, также заявляется, что обвиняемый находился в невменяемом состоянии во время совершения преступления.
      На следующем этапе Ахмедову будет предъявлено окончательное обвинение, а уголовное дело будет передано в суд для рассмотрения. Если суд также придет к выводу, что обвиняемый совершил преступление в невменяемом состоянии, Ахмед Ахмедов будет освобожден от наказания.
      Однако он не будет отпущен на свободу, а ему назначат принудительное лечение в специализированном медицинском учреждении.
      https://media.az/society/obnarodovano-okonchatelnoe-zaklyuchenie-ekspertizy-o-psihicheskom-sostoyanii-ahmeda-ahmedova
      • 18 replies
    • В Азербайджане среди детей распространяются коклюш и «свинка»: как защитить ребенка?
    • В Баку мужчина винит персонал больницы в смерти своей дочери
      В Баку 17-летняя девушка, доставленная в больницу с жалобами на боль в области ребер, скончалась в медучреждении спустя два дня.
      По словам жителя Маштаги Умуда Гулиева, 5 февраля этого года он доставил свою дочь, Нурану Гулиеву, в расположенную в поселке объединенную городскую больницу №7. Однако 7 февраля девушка умерла. Мужчина утверждает, что причиной смерти дочери стали инъекции, сделанные в медучреждении.
      У.Гулиев рассказал, что в момент смерти Нураны врача в больнице не было - указания медсестре он давал по телефону. Родители немедленно отвезли тело девушки в Объединение судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии, где установили, что причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.
      У.Гулиев заявил, что в ходе расследования, проведенного прокуратурой Сабунчинского района, было выявлено, что медсестра сделала пациентке укол, название которого она не знает.
      Мужчина требует, чтобы виновные за смерть его дочери понесли заслуженное наказание.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Like
      • 35 replies
    • В Азербайджане ежемесячная минимальная зарплата может быть заменена почасовой
      Ежемесячная минимальная заработная плата в Азербайджане может быть заменена почасовой минимальной заработной платой.
      Это отражено в дорожной карте на 2024 год по внедрению улучшений и коммуникаций в соответствующей области, основанной на отчете Business Ready Группы Всемирного банка.
      Министерству труда и социальной защиты поручено до 1 июля текущего года подготовить и представить соответствующие предложения по замене ежемесячной минимальной заработной платы на почасовую.

      https://media.az/society/v-azerbajdzhane-ezhemesyachnaya-minimalnaya-zarplata-mozhet-byt-zamenena-pochasovoj
       
       
      Поясните, а как будут получать зарплату бюджетники, у которых фиксированная месячная зарплата?
      • 23 replies
    • Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
      Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
        • Haha
      • 138 replies
    • К сведению водителей: в Азербайджане устанавливаются радары нового типа
      Исследования показывают, что причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является высокая скорость. Несмотря на принимаемые меры и предупреждения, некоторые водители нарушают скоростной предел, что в итоге приводит к росту летальных исходов. Различные технологии, используемые в мире для предотвращения трагедий на дорогах, применяются и в Азербайджане.
      Как сообщает avtosfer.az, на 21-м километре трассы Баку - Шамахы уже установлена новая радиолокационная система, показывающая скоростной режим, точнее, электронное табло. Отмечено, что система подобного типа уже применяется во многих странах и очень популярна.
      Как заявили в Специализированном проектно-производственном управлении «Сигнал» при Главном управлении Государственной дорожной полиции, целью установки электронного табло является предупреждение водителей, превышающих скорость, и побуждение их к соблюдению правил.
      Установленные табло будут активированы в ближайшие дни. Планируется установка таких систем и на других территориях.
      https://media.az/society/k-svedeniyu-voditelej-v-azerbajdzhane-ustanavlivayutsya-radary-novogo-tipa
      • 28 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...