Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Почему У Нас В Городе Пробки?


Recommended Posts

Днем выехать в город по каким либо делам невозможно. Весь город в пробках а наша многочисленая армия гаишников вместо того чтобы на светофорах разруливать ситуацию вообще не видно в этих местах. А выбирают улицы далекие от пробок но близкие к магазинам. И как только пасажир остановит машину возле магазина сразу тут как тут появляются наши бравые гаишники со своими протокалами и тупыми заявлениями что машину надо останавливать гдето на стоянке за  км от магазинов.

Итак почему работники DYPa не выполняют свою прямую обязаность по наведению порядка на дорогах и устранению пробок?

Link to comment
Share on other sites

Не пробовали спросить у ГАИшников напрямую? Или вы думаете, они все сидят на Диспуте?

Link to comment
Share on other sites

Перед Банк Республика на Сахиле половина отделения ГАИшников с нетерпением ждут когда из-за поворота появится водитель не пропустивший пешехода. Нахера им регулировать?

Link to comment
Share on other sites

Плотная застройка, понатыкали высотки где не лень (в центре ведь престижно и дорого), все бизнес-центры так же в центре..

Улицы узкие, не расчитаны на такое количество людей/авто. 

Добавьте к этому местный стиль вождения/парковки и получите то, что мы имеем :)

Link to comment
Share on other sites

А что полиция сделает? 

Прошу вас только без них, по-моему они больше способствуют появлению пробок чем их устранению

Link to comment
Share on other sites

Вы заблуждаетесь если считаете,что пробки только у вас в городе

у нас в городе к сожалению,то же пробки!

Link to comment
Share on other sites

У нас не уступают друг другу дорогу. Западло.

не надо обобщать.

я всю жизнь сколько езжу всегда пропускал и пешеходов и машины на поворотах)

Link to comment
Share on other sites

не надо обобщать.

я всю жизнь сколько езжу всегда пропускал и пешеходов и машины на поворотах)

Я тоже пропускаю.А сколько делают вид,что не видят и не пропускают ?

Link to comment
Share on other sites

Потому что улицы планировали дебилы :(

 

Улицы планировали нормальные советские архитекторы.

то потом дебилы устроили из красивого европейского города уродливую мусульманскую дерьмопомойку и рассекают реки фекалий на уродливых джипах.

Link to comment
Share on other sites

Вы заблуждаетесь если считаете,что пробки только у вас в городе

у нас в городе к сожалению,то же пробки!

Я считаю что ГАИ должны находится на светофорах в момент пробок а не прятаться в теплых местах где есть деньги

Link to comment
Share on other sites

да везде пробки, не только в Баку. И в Москве, и в Рио, и в ЛА, и в Стамбуле. В Пекине пробка была такая, что растянулась на неделю.

Link to comment
Share on other sites

Люди не умеют водить, каждый суётся туда куда его автомобиль влезет, лезет в заполненный перекрёсток и застревает мешая проехать другим и получается кюфте-бозбаш. 

Link to comment
Share on other sites

Потому что по данным из древних арабский и Византийских источников, нынешный город Баку распологаеться над огромными сокровищами но, они были скрыты настолько искусно, что во время периода "аналогуолмаянского инкишяф"а копають асфальт и дорог каждый 1-2 год с надеждой что найдут...

 

Но пока видимо Госпожа Удача не улыбаеться нашим чиновникам...

 

Вот и после падение цены на нефти и капитуляции маната перед долларом они еще раз взялись за делами.

 

Великий гадальщик Зиряддин и другие таланты как Джиндар Хасан (Прошу не путать с Джындыром) и Экстрасенс Маляхать обещали что в этоть раз точно победа будет за нами.

 

Так что давайте молимься чтобы они быстро нашли сокровищу и оставили народа в покое.

 

Надеюсь все подробно обьяснил...

Edited by economist_med
Link to comment
Share on other sites

Я считаю что ГАИ должны находится на светофорах в момент пробок а не прятаться в теплых местах где есть деньги

Я все думаю совсем неплохо было бы пересесть на велосипеды,

но страх быть сбитым нашими шумахерами,останавливает меня!

 

ПС.Если бы ежедневно,половина водителей добирались к месту своей работы

на общественном транспорте,то пробок не было бы вовсе!

Если честно,то я сильно сомневаюсь в жизненной необходимости,

добираться до места работы на личном авто,чтобы после еще вдобавок

искать место парковки и платить за него!В обед же до кафе или домой,

опять же на авто в пробках с нервами!В шабаш такая же ситуация!

И так каждый божий день!Не ужели не надоело!Не уж то панты важнее?!)))

Link to comment
Share on other sites

Я считаю что ГАИ должны находится на светофорах в момент пробок а не прятаться в теплых местах где есть деньги

 

а я считаю, что гаи нечего делать на светофорах. если гаишник стоит на перекрестке и машет руками, то слушаться надо его, а не светофоры. тогда спрашивается, зачем светофоры нужны?

Link to comment
Share on other sites

Днем выехать в город по каким либо делам невозможно. Весь город в пробках а наша многочисленая армия гаишников вместо того чтобы на светофорах разруливать ситуацию вообще не видно в этих местах. А выбирают улицы далекие от пробок но близкие к магазинам. И как только пасажир остановит машину возле магазина сразу тут как тут появляются наши бравые гаишники со своими протокалами и тупыми заявлениями что машину надо останавливать гдето на стоянке за  км от магазинов.

Итак почему работники DYPa не выполняют свою прямую обязаность по наведению порядка на дорогах и устранению пробок?

Знаки расставлены неправильно.

Светофоры отрегулированы неправильно, там где должны работать в 3 режима работают в 2!

интеллектуальная система - полная ерунда! 

отсутствие альтернативных дорог!

город растет в длину а не в ширину! отсутствие парковочных  мест!

бездействие DYP! 

и наконец неопытные водители!!!

Link to comment
Share on other sites

Я все думаю совсем неплохо было бы пересесть на велосипеды,

но страх быть сбитым нашими шумахерами,останавливает меня!

 

ПС.Если бы ежедневно,половина водителей добирались к месту своей работы

на общественном транспорте,то пробок не было бы вовсе!

Если честно,то я сильно сомневаюсь в жизненной необходимости,

добираться до места работы на личном авто,чтобы после еще вдобавок

искать место парковки и платить за него!В обед же до кафе или домой,

опять же на авто в пробках с нервами!В шабаш такая же ситуация!

И так каждый божий день!Не ужели не надоело!Не уж то панты важнее?!)))

в 6.50 утра выхожу из дома чтоб к 9 успеть на работу и даже не представляю во сколько нужно выйти , чтоб поехать на автобусе...

Link to comment
Share on other sites

а я считаю, что гаи нечего делать на светофорах. если гаишник стоит на перекрестке и машет руками, то слушаться надо его, а не светофоры. тогда спрашивается, зачем светофоры нужны?

в момент пробок а не всегда

Link to comment
Share on other sites

Город вообще и улицы в частности планировались и строились во времена, когда 10 авто в минуту на улице - уже сенсация.

 

Баку абсолютно не рассчитан на многократный рост трафика, который был в последние годы. Посмотрите на улицы в центре, особенно в районе ЦУМ-а и Торговой - максимум одна машина может проехать. 

 

Чтобы проблема была решена, нужно кардинально перестраивать всю инфраструктуру

Link to comment
Share on other sites

в момент пробок а не всегда

Если ЮПХ не будет во во время пробок,то наши горе

водители перекроют и встречку,вы лезут на перекресток,

устроят полный коллапс на дороге,что уже точно никто

не проедет не вперед и не назад!))) :buba:

Link to comment
Share on other sites

Днем выехать в город по каким либо делам невозможно. Весь город в пробках а наша многочисленая армия гаишников вместо того чтобы на светофорах разруливать ситуацию вообще не видно в этих местах. А выбирают улицы далекие от пробок но близкие к магазинам. И как только пасажир остановит машину возле магазина сразу тут как тут появляются наши бравые гаишники со своими протокалами и тупыми заявлениями что машину надо останавливать гдето на стоянке за  км от магазинов.

Итак почему работники DYPa не выполняют свою прямую обязаность по наведению порядка на дорогах и устранению пробок?

Знаете в чем нонсенс ???  Имея интеллектуальную систему транспорта где все светофоры управляются с помощью этого центра вы требуете от Гаи что бы они разруливали :)  а не легче ли обратиться в министерство транспорта ??? 

Link to comment
Share on other sites

Во первых водить не умеют, а если и умеют, считают что по встречке лучше водить,так быстрее...машин слишком много, половина из них в кредите. Много джипов, что ни есть гуд, так как и экология, и места проехать вообще нет, танки б***ь наступают. Выход есть, половину населения нашего города отправить обратно, откуда приехали!

Link to comment
Share on other sites

Днем выехать в город по каким либо делам невозможно. Весь город в пробках а наша многочисленая армия гаишников вместо того чтобы на светофорах разруливать ситуацию вообще не видно в этих местах. А выбирают улицы далекие от пробок но близкие к магазинам. И как только пасажир остановит машину возле магазина сразу тут как тут появляются наши бравые гаишники со своими протокалами и тупыми заявлениями что машину надо останавливать гдето на стоянке за  км от магазинов.

Итак почему работники DYPa не выполняют свою прямую обязаность по наведению порядка на дорогах и устранению пробок?

Да при чем тут гаишники? Они, конечно, не ангелы, но в данном случае, что они могут сделать? Умники из Минтранса спроектировали мосты в центр и стало еще хуже. Теперь человек за 10 минут доезжает в центр и на Гагариском мосту уже огромная пробка, конца краю которой не видно.

Весь центр в госучреждениях, весь бизнес в основном здесь, вот и едут сюда. Да и Баку не был рассчитан на такое количество машин. Каждый год ввозили по 100 000 машин в страну. Вот теперь и пожинают плоды.

Link to comment
Share on other sites

Если ЮПХ не будет во во время пробок,то наши горе

водители перекроют и встречку,вы лезут на перекресток,

устроят полный коллапс на дороге,что уже точно никто

не проедет не вперед и не назад!))) :buba:

А кто такие ЮПХ?

Link to comment
Share on other sites

Потому что улицы планировали дебилы :(

Улицы планировали далеко не дебилы!

Каждая улица имеет свою пропускную способность и

если не смотря ни на что начинают бесхозно,все кому не

лень ввозить республику автохлам из Грузии и России,

то нагрузка на дороги увеличивается в разы,но пропускная

способность на столько же и снижается!

Вторая причина это нахождение в Баку огромного количества авто

из районов Азербайджана!

Реконструкция же дорог и развязок просто морально устаревает не успев еще

и начаться,тупо не успевает за растущим количество авто на дорогах!

Всему виной сиюминутная выгода от продажи авто,бензина,налога на дорогу,страховки и тд.

как говорится ничего личного,просто бизнес!)))

Edited by sfinks
Link to comment
Share on other sites

Город тупо и бессистемно застраивается, заплати и строй где хочешь, как хочешь, когда хочешь. Вот еще одна проблема и причина пробок. Строят дом на 150 квартир, а гаражмест всего 50. Если учесть, что сегодня у каждой семьи, как минимум, одна машина в семье, то куда девать 100 машин? На улицу. Вот и паркуются они на проезжей части, затрудняя движение. Самый яркий пример дом "Три короны". И днем и ночью там припаркованы машины.

Link to comment
Share on other sites

да везде пробки, не только в Баку. И в Москве, и в Рио, и в ЛА, и в Стамбуле. В Пекине пробка была такая, что растянулась на неделю.

Да, но если в Баку средняя скорость движения 8-10 км в час, то в Нью-Йорке 20 км. И это при том, что машин в Н.Й. больше в разы.

Link to comment
Share on other sites

Единственное место, где автомобилисты по-европейски (сорри) уступают дорогу пешеходам, это напротив ЦСУ, и то потому что у круга постоянно торчат YPX əməkdaşları

Link to comment
Share on other sites

сейчас еле въехали в город с южного направления, мост (шелковый путь над Сальянским кругом) перекрыт и все машины по двухполосной дороге въезжают в город. кому взбрело в голову заняться ремонтом там, не понятно. или кому то спокойствие народа спать мешает? 

Link to comment
Share on other sites

ковыряли ковыряли дарнегюльский проспект четыре года,наконец доковырялись,как токо открыли выяснилось что стыки на мостах приказали долго жить)))хотя сам видел что весь асфальт и все стыки снимали,неисе,поковырялись еще недели 4,опять открыли хотя разницы в стыках я не заметил,неисе,через пару недель на спуске с нового моста!!! образовалась яма!!! и во время починки этой ямы грузовик протаранил бригаду рабочих и все щас в больнице,неисе,залатали,щас каждый вечер из за дебильной организации движения когда со всех четырех полос все стараются протиснутся на мост на метро кероглу и самое главное автобусы тормозят на въезде на этот мост и создают тыхадж.И это еще там будут их пляски и тряски,на другие части города вабще клали болт

Edited by Apacer
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...