Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Исчезающие племена и народы мира


Recommended Posts

Семьи людей, которые создавали историю города, тут больше не живут. Здесь нет общих ценностей, нет вектора развития, все думают об индивидуальном благе.

Возьми Финляндию, у них есть и понятие личного счастья, и общего. А у нас в городе и стране главное - у себя дома порядок, а выходишь в парадную - и там чего только не увидишь.

 

Многие люди приезжают из других мест и селятся в условном Парнасе (новый спальный район Петербурга). Они редко бывают в центре, который им не интересен, они никак не ощущают свою причастность к Петербургу, их жизнь происходит только в материальном плане.

Я люблю это место, но надо быть реалистом. Я не закрываю глаза.

Link to comment
Share on other sites

Оля Уйманен, ингерманландская финка

Музейный работник, Санкт-Петербург

Финны в Петербурге

То, что я ингерманландская финка, я знала с самого детства. Мой папа не скрывал, что мы не русские, и в первом паспорте, когда еще была графа национальность, стояло - финка. С детства ходила в лютеранскую воскресную школу, получала детское церковное образование, ходила и в хор и далее. Линия моего отца - вся из этих краев.

Мы с Сусанной Паркинен делали выставку "Женские образы", и первая экспозиция проходила в Сестрорецке, прямо в парке, где любой мог посмотреть на эти фотографии.

Link to comment
Share on other sites

К нам подошла женщина и спросила, а вы не знаете, кто на этой фотографии? Там были не только современные снимки, но и архивные. И она сказала: у меня дома есть такая же фотография. Оказалось, что она ингерманландка, моя родственница и живет в Финляндии, теперь мы с ней переписываемся.

Наверное, ради этого я делала выставку - чтобы узнать хоть что-то о моей потерянной родне. Я что-то дорогое обрела для себя.

Link to comment
Share on other sites

Юля Идрисова, ингерманландская финка

Лингвист, Колбино (Ленинградская область)

Финны в Петербурге

Я замужем за татарином и не знаю, что сказала бы бабушка, будь она здесь. Если бы муж был русским, точно была бы против.

Семья моей бабушки сильно пострадала от Сталина, ее отца отправили в Сибирь, она долгое время не знала, что с ним. Поэтому их семья была настроена против России, точнее против властей, с которыми Россию ассоциировали.

Link to comment
Share on other sites

Бабушка потом уехала в Финляндию. Но я, со своей стороны, считаю, что эти земли - моя родина. Здесь наша приходская лютеранская церковь, здесь старое финское кладбище, которое мы постепенно восстанавливаем.

Вообще, на мой взгляд, финнов здесь довольно много, но становится меньше - кто-то уехал в Финляндию, кто-то перебрался в город.

Но есть и люди, которые возвращаются, даже прожив долго в Финляндии. Для финнов мы все-таки русские, и не все там приживаются, не все хотят или могут изучать язык, например в силу возраста.

Link to comment
Share on other sites

Таня Пугонен, ингерманландская финка

Студентка, Санкт-Петербург

Финны в Петербурге

Моя фамилия на самом деле должна быть "Пукконен", но поскольку в СССР было очень плохо с паспортистками, то она преобразовалась в "Пугонен". Но я горжусь тем, что у меня финская фамилия и что люди это понимают.

Link to comment
Share on other sites

Так вышло, что мои родители меня не учили финскому, хотя бабушки и дедушки его знали. Мне следует лучше знать историю, у меня нет пока национального костюма. Поэтому для меня быть ингерманландкой - значит помнить об этом. Делиться пусть небольшими, но знаниями.

Бывают народы, которые исчезают с земли, и мне грустно, что по статистике в Ленинградской области 49 ингерманландцев. Это те люди, которые на переписи населения сказали "я ингерманландец".

 

На самом деле их гораздо больше. Я хочу это хранить, я чувствую гордость, что у меня есть такие корни, такие предки, что я сама такая.

Петербург я очень люблю за его контрасты, за атмосферу, за то, что сохранилось в архитектуре, в нем есть свой дух. Но в то же время сожалею, что мама не перебралась и не увезла меня в Финляндию, когда была такая возможность в 2000 году. Возможно, у меня было бы сейчас другое образование, я бы добилась чего-то получше и знала бы родной язык.

Link to comment
Share on other sites

ОРОЧИ, орочисэл, нани (самоназвание, последнее заимствовано от амурских нанайцев: на - земля, ни - человек, перевод - "местный житель"; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности), народ в России. Живут в Хабаровском крае дисперсно, преимущественно на реке Тумнин близ города Советская (в прошлом Императорская) Гавань, на Амуре.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¾ÑоÑи

Link to comment
Share on other sites

По данным переписи населения 2002 года в России живет 900 орочей. По данным Переписи 2010 года - 596.

Язык орочский тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи.

Христианство было воспринято Орочами формально. Сохранялись традиционные верования (анимизм, шаманство).

Основные традиционные занятия - охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, и рыболовство

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¾ÑоÑи

Link to comment
Share on other sites

Традиционные ремёсла - кузнечное (остроги, серебряные украшения и др.), обработка дерева, бересты, изготовление нарт, лодок, лыж (подклеенных мехом). Женщины обрабатывали шкуры животных, шили одежду и обувь, вышивали. У орочей было развито ездовое собаководство.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¾ÑоÑи

Link to comment
Share on other sites

 

Орочи — малая народность, проживающая в России на территории Ванинского района Хабаровского края.

832.jpg
На территории Ванинского района проживает малая народность — орочи. Эти люди, надолго задержавшиеся на стадии первобытно-общинного строя, были вырваны с приходом Советской власти из последовательной цепи развития и сразу перешли к цивилизованному образу жизни. Но наследие предков бережно сохраняется современными потомками этого небольшого народа. Орочи, будучи отрезанными от всего мира, долгое время оставались в стадии первобытно-общинного строя. Это послужило причиной появления и формирования особой религии, которая сочетала в себе три различных компонента: тотемизм, веру в духов и шаманизм.

Link to comment
Share on other sites

Одежда (мужская и женская) — распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у охотников — юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой мужчины надевали поверх (женщины под халат) кожаный передник.

278750.jpg

Летний головной убор (мужской и женский) — большая берестяная в форме невысокого конуса шляпа, зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками, женщины — ватную или меховую шапку. Обувь — унты из рыбьей кожи поверх ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур.

006-1.jpg

Link to comment
Share on other sites

Перспективы развития орочей как этнической общности в XXI веке не внушают оптимизма. Начиная с 60-х годов, определяющую роль в этнических процессах играет ассимиляция. Характер и направление этих процессов мы видели на примере уменьшения роли родного языка. Не менее красноречива и такая цифра: в настоящее время из общего числа рождающихся орочей у 90 % отцы являлись представителями другой национальности, преимущественно русскими.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¾ÑоÑи

Следует признать, что уже через несколько лет чистых орочей (по крови) скорее всего не будет. Правда, несмотря на высокую ассимиляцию, этническое самосознание орочей сохраняется, однако сохранится ли эта тенденция в будущем и как долго сказать сегодня трудно. В целом можно констатировать, что орочей как этнической системы уже не существует. Есть несколько разрозненных групп с этнонимом «орочи», которые идентифицируют себя не столько со своей этнической общностью, сколько с общностью всех коренных малочисленных народов края.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¾ÑоÑи

Link to comment
Share on other sites

Айны — бородачи, неистовые воины и настоящие аборигены Японии

Они — первые аборигены Японских островов, в прямом смысле самые бородатые люди в мире, а также те, кому самураи обязаны своим появлением. Мы говорим про айнов — почти вымершую расу охотников и воинов.

 

Айны — коренное население Японии

айны япония дземон самураи аборигены самый древний народ отвратительные мужики

Типичные айны. Мужчины скорее похожи на рязанских крестьян, чем азиатов.

Link to comment
Share on other sites

Если вы думаете, что нынешние японцы — коренное население этих земель, то вы ошибаетесь. Их предки появились на островах сравнительно недавно — в лучшем случае, две с половиной тысячи лет назад. И, кстати, они, согласно наиболее распространенной теории, относятся к алтайской семье народов, то есть являются дальними родственниками монголов, турок и татар. До этого более двенадцати тысяч лет на Японских островах жили совершенно уникальные люди — айны. Сейчас эти охотники и собиратели уже почти полностью ассимилированы японцами, но сопротивлялись они так ожесточенно, что на это ушли буквально тысячи лет.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð°Ð¹Ð½Ñ Ð½Ð°Ñод

Link to comment
Share on other sites

Ð°Ð¹Ð½Ñ ÑÐ¿Ð¾Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð·ÐµÐ¼Ð¾Ð½ ÑамÑÑаи абоÑÐ¸Ð³ÐµÐ½Ñ ÑамÑй дÑевний наÑод оÑвÑаÑиÑелÑнÑе мÑжики

 

Айны — совершенно нетипичный народ для Азии. Достаточно сказать, что когда в Японию прибыли русские моряки, они на полном серьезе приняли их за своих. Типичный айн (которых сейчас уже почти не осталось) был довольно крупным, с прямыми или волнистыми черными волосами, сравнительно светлой кожей, большим носом, а главное, очень густой бородой.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð°Ð¹Ð½Ñ Ð½Ð°Ñод

Более того, айны — официально самый бородатый народ в мире, у мужчин был настолько густой волосяной покров на лице, что они использовали специальные палочки для придерживания усов во время еды. Женщины тоже старались не отставать и делали татуировки вокруг рта, которые изображали усы и бородку.

Link to comment
Share on other sites

айны япония дземон самураи аборигены самый древний народ отвратительные мужики

Современный айн.

Приплывшие на острова японцы должны были принять столь чуждых людей за демонов и во многом именно так к ним относились вплоть до самого XX века. Айны прибыли сюда где-то 15 тысяч лет назад и довольно быстро заселили Японские острова, Сахалин и южную часть Курил. Везде, где только можно, они прекрасно приспосабливались: вблизи моря ловили рыбу, в глубине островов — охотились, а с приходом японцев активно грабили их и торговали с ними — тем и жили.

Link to comment
Share on other sites

Артефакты айнов:

 
 
ainu-people-18.jpg
ainu-people-23.jpg
 
 
 
 
ainu-people-18-150x150.jpg
ainu-people-23-150x150.jpg
ainu-people-16-150x150.jpg
ainu-people-20-150x150.jpg
ainu-people-17-150x150.jpg
ainu-people-15-150x150.jpg
ainu-people-24-150x150.jpg

Эпоху, когда айны безраздельно правили на островах, называют Дземон и изучая ее можно прийти к весьма любопытным выводам. Во-первых, айны почти не изменились культурно за пятнадцать столетий, во-вторых, они почти ни с кем не контактировали. Более того, по некоторым показателям они, возможно, даже деградировали, поскольку ранее периодически стремились обратиться к сельскому хозяйству и даже с переменным успехом пытались одомашнить кабанов. Но, очевидно, им пришлось потерпеть в этом неудачу — на островах не нашлось по-настоящему пригодных культур, а кабаны оказались слишком злыми.

Link to comment
Share on other sites

Дома и внутренне убранство жилья айнов:

 
 
ainu-people-14-1024x768.jpg
ainu-people-7.jpg
 
 
 
 
ainu-people-14-150x150.jpg
ainu-people-7-150x150.jpg
ainu-people-8-150x150.jpg

Итак, у нас прямо перед носом до сих пор не разрешенная загадка: на самом востоке Азии живут здоровенные люди, мужчины которых неимоверно бородаты, а женщины — усаты. Они крайне не похожи на все окружающие народы Азии и Океании, генетический анализ тоже не дает никаких четких ответов, а их язык совершенно не похож ни на один из существующих. Более, того, этому народу уже 15 тысяч лет, что делает его самым древним из существующих. Они пережили шумеров, египтян и римлян и сложились как доисторическая нация, когда предки китайцев были еще охотниками и собирателями. Кто они, черт возьми, и как им удалось настолько выбиться из окружения? Ответ (если он верен) — может быть даже интереснее вопроса

Edited by Раскат
Link to comment
Share on other sites

Айнские женщины:

 
 
ainu-people-10.jpg
ainu-people-9-807x1024.jpg
 
 
 
 
ainu-people-10-150x150.jpg
ainu-people-9-150x150.jpg
ainu-people-11-150x150.jpg

Айны и самураи

А пока, еще немного фактов об айнах, чтобы понять, что они еще более странные ребята, чем кажется на первый взгляд. Самое, пожалуй, любопытное — это то, что известные всем самураи не появились бы без айнов. Прибывшие на острова японцы расселились далеко на сразу: они осваивали юг и буквально два с половиной тысячелетия отвоевывали у аборигенов эти земли, долго и упорно вытесняя местных на север. Даже в Средневековье треть всей нынешней Японии все еще была не японской, но айнской.

Link to comment
Share on other sites

айны япония дземон самураи аборигены самый древний народ отвратительные мужики

Айнские воины.

Сильно утрируя, можно назвать первоначальных самураев чем-то вроде казаков. Они появились, когда правительство и японские лорды решили селить на границе с айнами военизированное сословие: часто солдатам безвозмездно раздавались земли прямо под боком у диких бородачей, с расчетом на то, что эти солдаты будут охранять новую собственность ценой своей жизни. В общем-то, так и вышло: из этого плавильного котла и вечной горячей точки и выросло то, что впоследствии стало культурой самураев. И даже больше: многое из того, что нас так в них удивляет — это именно наследие айнов, с которыми воевали, торговали и заключали браки японские воины.

Link to comment
Share on other sites

По всей вероятности, такие самурайские традиции, как харакири, отточенная стрельба из лука (а самураи, во многом, — это именно лучники, а не только лишь мастера меча) заимствованы у северных дикарей. Еще одна немного спорная, но не лишенная смысла теория: японская манера сражения двумя мечами одновременно идет именно от айнов, которые часто сражались таким оригинальным образом.

Ð°Ð¹Ð½Ñ ÑÐ¿Ð¾Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð·ÐµÐ¼Ð¾Ð½ ÑамÑÑаи абоÑÐ¸Ð³ÐµÐ½Ñ ÑамÑй дÑевний наÑод оÑвÑаÑиÑелÑнÑе мÑжики

Многое из того, что впоследствии стало кодексом «Бусидо», также пытаются связать с влиянием этого народа. Разумеется, кодекс самураев родился из японской феодальной традиции и чань-буддизма, но некоторые из положений, чье происхождение трудно объяснить, весьма вероятно пошли от северных дикарей. Самый любопытный пример, который можно отнести к этой категории — это отношение к смерти и службе.

Ð°Ð¹Ð½Ñ ÑÐ¿Ð¾Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð·ÐµÐ¼Ð¾Ð½ ÑамÑÑаи абоÑÐ¸Ð³ÐµÐ½Ñ ÑамÑй дÑевний наÑод оÑвÑаÑиÑелÑнÑе мÑжики

Link to comment
Share on other sites

Всем известен стереотип о тотальной преданности самурая своему хозяину и готовности пойти на смерть не раздумывая. Однако очень интересно объяснение, которое часто дается в связи с этим. Жизнь самурая провозглашается чем-то вроде игры, азартной охоты или спортивного состязания, в котором даже верность и честь — всего лишь отвлеченные правила.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð°Ð¹Ð½Ñ Ð½Ð°Ñод

«На самом деле самурай придерживался воззрения, что то, что серьезно для обыкновенного человека, для доблестного лишь игра». То есть логика такова: благородный самурай следует правилам и так стойко держится их именно потому, что понимает (в отличие от простолюдина) что они — всего лишь игра, безделица. Не очень понятно, откуда берется подобное утверждение — оно, казалось бы, сильно противоречит японской этике тех лет.

Link to comment
Share on other sites

Возвращаясь к происхождению айнов: откуда они принесли все это — свою псевдоевропейскую внешность, дикую, но странную культуру и неистовую бородатость? Скорее всего, ниоткуда, и это — более интересный ответ, чем кажется. Айны пришли на Японские острова из неизвестных земель и жили здесь 15 тысяч лет. За это время в почти полной изоляции они так долго «мутировали», что невероятно отдалились от всех других народов планеты. Все эти черты — результат эволюции в условиях полностью закрытой системы.

айны япония дземон самураи аборигены самый древний народ отвратительные мужики

Два айнских деда.

Link to comment
Share on other sites

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð°Ð¹Ð½Ñ Ð½Ð°Ñод

 

Иными словами, айны не унаследовали от кого-то свои свойства, они приобрели их независимо и самостоятельно. За все эти века они стали не просто отдельным народом, но отдельной расой (их так и называют — «айнская раса»). Наверное, примерно что-то подобное получится, если переселить горсть землян на удаленную планету и подождать 15 тысяч лет.

К сожалению, раса, которая существовала дольше, чем вся человеческая цивилизованная история, практически исчезла: сейчас существует 25 тысяч айнов, и практически все они ассимилированы японцами, подарив тем самый высокий среди всех остальных азиатов уровень бородатости и воинственности.

Link to comment
Share on other sites

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð½Ð°Ñод маÑÑеÑ

 

«Ягуарий народ». Индейцы матсес

 

Дни 9й - 11й. Три дня как один.
8 - 10 июня. Деревня Буэн Перу - Малока (общинный дом) матсес в верхнем течении Лобояку


Ночью у меня вдруг подскочила температура. Это произошло резко и без видимых на то причин. Конечно, я в Амазонии всего пятый день, и для малярии это совсем рано, но коли тесты есть, не сложно сделать. Сделанный в условиях местной хижины простой тест дал желаемый ответ: малярии нет. 

Мы плывём на лодках вверх по течению Гальвеса, отмечаемся на последнем КПП и уходим в рукав притока Гальвеса. Это река Лобояку. Лобояку вполне полноводная река, практически не уступающая Гальвесу по ширине. 
Под палящим солнцем я чувствую себя плохо. Снова с температурой я прибываю в малоку - большой общинный дом матсес, расположившийся на возвышении на левом берегу Лобояку. 

Link to comment
Share on other sites

Мы проходим в малоку - огромное сооружение метров тридцать длиной и метров семь высотой. Здесь размещается вся община матсес. Они приветствуют нас в полном составе и при полном параде. Меня это несколько удивляет, я даже не думал, что они так ходят постоянно. Это производит сильное впечатление. 
Каждого отдельно приветствую за руку и знакомлюсь.
В малоке живет несколько семей. Вождь Самуэль в возрасте около 70 лет со своей женой Бысо. Другой мужчина Туми, примерно того же возраста, и его жена Ышко. Ещё четверо женщин, включая Селену, Терезу, Кармен и Анхелу. Две последних, предположу, не фертильны. У остальных есть дети. Всего в малоке их четверо. 
TVSBdgY8Y1CGof_f1D45PHs1EtXBbRNPgVYkXWBQQdu-5d6MnNKds_dpwBvffbuKQbbxnOGVdG6ZNGdmMntrFkv6hGkWbiVkD7BmJBdeQlE
Вождь Самуэль неспешно завёл разговор. Его первый вопрос: есть ли у нас мужья или жёны. С огромным интересом расспрашивает всех по порядку, начиная с Андрея, и далее по кругу. Дальше спрашивает про детей. С неподдельным интересом выясняет наш социальный статус. Из разговора становится очевидно, что это, если не единственное, что имеет для него значение, то абсолютно точно самое определяющее. 

Link to comment
Share on other sites

Далее Самуэль выяснил, откуда мы. По реакции похоже, что понимает. Узнав, что лететь до нас 17 часов, вождь сокрушается, что это наверное дорого. Дальше вдруг на полном серьезе говорит, что тогда дойдёт до нас пешком, также как он ходит по старой тропе матсес в Рекену. Тут становится понятно, что общего представления мира, как его знаем мы, у матсес не существует.
ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð½Ð°Ñод маÑÑеÑ
Первое, чем решил похвастаться вождь - это огород и самая главная там культура - маниок. Это то, чем богаты матсес. 
Впрочем, с рыбой тоже нет никаких проблем в Лобояку. На вечерней рыбалке ребята выудили пару десятков увесистых рыбин: пиранья, лиса, окунь, сомик. Все рыбы хищные. Тут все друг друга едят.

Link to comment
Share on other sites

Я отдал половину жаропонижающих Алисии в Буэн Перу, у меня таблетки на исходе, а температуру сбить не так просто. Причина понятна - кишечная инфекция, похоже, бактериальная. Это даёт высокую температуру. Под дневным солнцем она, кажется, набегает ещё быстрее. Меня лихорадит.
ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð½Ð°Ñод маÑÑеÑ
Ко мне подошла Анхела, женщина матсес с самым запоминающимся лицом: большими глубокими глазами, вытянутым носом и чёрными как смоль волосами с ровно подстриженной челкой. Она была в одной юбке, бусах и с шикарными "кошачьими усами". У Анхелы в руках была кастрюля с водой, листьями и соком лайма. Она жестами пригласила меня лечь на край настила и принялась делать мне обтирание. На вроде того, как мы делаем обтирание водкой, женщина матсес неспешно и методично растирала каждую часть моего тела. Поливая на голову, она вычесывала из моих волос листья лайма. Вся эта процедура длилась почти полчаса. Я чувствовал, как температура спадала. 

Link to comment
Share on other sites


Я лежал полуголый в дебрях Амазонской сельвы с высокой температурой и был невероятно счастлив, что тут оказался. Ощущение, когда женщина матсес по-матерински заботится о тебе, едва ли можно сравнить с чем то, что ранее приходилось испытывать. Надо мной стояла она, Анхела, одна из последних женщин-ягуаров, живая легенда. 
ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð½Ð°Ñод маÑÑеÑ
Матсес - коренное индейское племя, населяющее долину реки Жавари и некоторых ее притоков, расселенное на территории как современного Перу, так и Бразилии. Матсес, равно как и их соседи матис и корубо, относятся к языковой группе пано, говорят на собственном языке матсес. Само название народа означает "люди". Таким образом, сами матсес ассоциируют себя исключительно с людьми, но не с ягуарами, хотя в литературе встречается сравнение "люди-ягуары". Такая ассоциация стала возможна, вероятно, по двум причинам. 
Во-первых, за традицию ношения их женщинами "кошачьих усов" - демуш. Если татуировка на лице служит идентификации матсес, то усы женщины носят, потому что "это красиво". Вместе с тем, усы на манер кошачьих вызывают стойкие ассоциации с ягуаром, коль скоро течь идёт о Южной Америке. 
Вторая причина - историческое наличие двух кланов матсес, как выделяют в некоторой литературе. Это клан червей и клан ягуаров. По тому как расписан красной краской онотэ головной убор (лента) матсес, можно определить, к какому клану относятся те или иные люди. 
Андрей Матусовский говорит, что живущие в нашей малоке имеют точки (а не черточки) на головном уборе, поэтому можно сделать вывод об их исторической принадлежности к клану ягуаров.

Link to comment
Share on other sites

На следующий день все мужчины и женщины малоки собрались на большую рыбалку. 
Вождь Самуэль откопал в своём огороде корень барбаско - растения, корень которого считается ядовитым. Эти корни должны помочь выловить максимум рыбы в ручье. 
Принцип работы барбаско заключается в том, что попадающий в воду корень отравляет её не токсином, а имеет свойство выгонять из воды кислород, так что рыбе становится нечем дышать и она всплывает на поверхность. На поверхности матсес собирает её сачками, руками и при помощи мачете. Тут все средства хороши. 
Для рыбалки выбирается не глубокий ручей, вождь строгает в него корень барбаско, а ниже по течению рыба уже всплывает. Отравить таким образом мелочь не сложно, а вот крупную добычу нужно постараться. Конечно, матсес приходят на такую рыбалку, чтобы добыть суперделикатес - электрического угря. И на этот раз им удалось. Принесли в деревню много еды, включая полутораметрового угря. С ловлей угря нужно быть очень осторожным, если он выпустит свой 600-вольтовый разряд, поражение для человека может быть смертельно. 

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð½Ð°Ñод маÑÑеÑ
Говорят, что в Бразилии фермеры практикуют следующий способ ловли электрического угря. Они загоняют стадо коров в ручей, где угорь полностью разряжается на коров. Те мычат, но терпят. Потом пастухи берут угря обезоруженного. 
У матсес нет коров, они рискуют своими жизнями.
Кстати, рыба, выловленная при помощи барбаско, не опасна для человека. В ней нет никаких токсинов.

Link to comment
Share on other sites

Ночью шёл дождь, настоящий экваториальный ливень. По сути первый раз за эту поездку. 

На следующий день мужчины и женщины племени отправились далеко в джунгли. Матсес нужно дерево капара, из которого они добывают что то наподобие жженой резины, которая имеет свойство долго тлеть. Это нужно матсес, чтобы организовать вечером освещение в малоке. Других средств по сути не существует. Здесь нет никаких электрогенераторов и прочих благ цивилизации. Матсес умело обходятся тем, что даёт природа. 
ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð½Ð°Ñод маÑÑеÑ
По дороге в джунглях матсес обнаруживают следы ягуара и тапира, даже по пути не теряют возможности поохотиться. На глаза попадается нора агути - гигантской крысы. Эта нора традиционно имеет несколько выходов и длинные подземные ходы. Выкурить её оттуда не так то просто. Огня под рукой нет, а значит, приходится заливать нору водой. Агути хоть и слышно в норе, она каким то чудесным образом уходит. 
Другое животное, которое живет в норах и периодически вносит разнообразие в рацион матсес – броненосец. Лёша очень хочет попробовать мясо броненосца, но, к сожалению, все норы, что находят матсес, пустые. 

Link to comment
Share on other sites

Вечером третьего дня я зашёл в малоку, где у костра сидела женщина-ягуар, с традиционным раскрасом на лице и кошачьими усами. Это Бысо, сестра моего доктора Анхелы. Бысо заворачивала в пальмовые листья фрагменты добытого сегодня далеко в джунглях капара. Она мастерила фонари. Угли от этого "латекса" долго тлеют, давая свет. Таким образом, матсес изготавливают свои собственные традиционные свечи. 
ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð½Ð°Ñод маÑÑеÑ
Бысо завела со мной разговор. Говорит, хотела бы знать, как выглядит та земля, откуда ты пришёл. Я долго пытался объяснить, как холодно у нас половину года и какой бывает снег. Бысо совсем не понимала, о чем речь. Армандо, который переводил с матсес на испанский, и Хосе, переводивший с испанского на английский, смеялись и говорили, что и они то не могут представить. Тогда я предположил, не видела ли она иней в холодильнике когда-нибудь. Оказалось, что Бысо была в Ангамосе и понимает, о чем я говорю. Тогда я сказал, что таким инеем метровым слоем покрыта вся земля. Бысо заохала и характерно затянула матсесское "ээээээ".

Link to comment
Share on other sites

Я сделал несколько снимков Бысо у костра и показал ей. "Бырапацыыыы" - протяжно пропела она, что означает "красиво". Бысо попросила меня непременно вернуться к ним в малоку и привезти фотографии. 

Быт матсес весьма простой. Почти все, что нужно для хозяйства, они делают из подручных материалов. Селена пришла к нам с копной лыка. Это кора бальсового дерева. Того самого легкого, из которого здесь делают плоты. А женщины плетут из коры корзины и верёвки. 
ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð½Ð°Ñод маÑÑеÑ
Армандо запевает свою народную "камбо, камбо, камбо..." Это значит, что пришло время церемонии камбо. Собранный в Буэн Перу токсин готов к употреблению. У Хосе даже уже есть предположение, что он просрочен. Как бы то ни было, Лёша и Таня хотят пройти церемонию. 
Угольком лучины прижигается несколько точек на плече. Чем больше точек, тем больше токсина будет нанесено. Стандартно матсес делают две точки. Лёша решает сделать три. На нарушенную кожу наносится жидкий токсин лягушки камбо. Все это через кровь впитывается в организм.
Ребята говорят, яд, похоже, действительно был просрочен. Они почти ничего не почувствовали. Таня говорит, только звуки стали громче. 

Link to comment
Share on other sites

Дождь льёт как из ведра две ночи подряд. Я жутко вспотел. Кроме того, расстройство живота по-прежнему сильное. Каждое утро матсес дают мне отвар из хлопковых листьев. Надо сказать, очень помогает.
Мои физические кондиции после болезни оставляют желать лучшего, и я решил не подвергать экспедицию риску. После завершения нашего пребывания в малоке, есть возможность отправиться на лодке вниз по течению и вернуться из Ангамоса в Икитос на самолете. Тем более, Таня тоже выступает за этот вариант, она не готова идти несколько дней по джунглям. Таким образом, мы разобьёмся на две группы: одна продолжит пеший поход до Рекены, её будет лидировать Андрей, а мы с Таней вернёмся через Ангамос.

TVSBdgY8Y1CGof_f1D45PHs1EtXBbRNPgVYkXWBQQdt4a9gNJXCBHXpKdUxo97i3CBoyGwj9bxyahf1kfFIK_sEyGJBFqkYmyBvN3C1_ceE
 

Link to comment
Share on other sites

ней по джунглям. Таким образом, мы разобьёмся на две группы: одна продолжит пеший поход до Рекены, её будет лидировать Андрей, а мы с Таней вернёмся через Ангамос.

TVSBdgY8Y1CGof_f1D45PHs1EtXBbRNPgVYkXWBQQdtWmwPbQ4oGqVTCi4_Tu6ZbDPJomXV2lw7ym0CLsPVJri20vWKbp54Bs2wLlL-I7fiYw5f8wpbTzMyUSSvRlCJg

TVSBdgY8Y1CGof_f1D45PHs1EtXBbRNPgVYkXWBQQduYBO-yPDABwu1biC2iaSKwGWDphb7ENse2aMfIklKVhVYxRbUJOVewItD5Q2lVYMi_OKeaxSXiSkD_lid9rjOn


 
 
Link to comment
Share on other sites

Экспедиция к индейцам матсес (февраль - март 2017 г.) 

 

      Проходила в Перу, в регионе Лорето, в бассейне реки Гальвес. Экспедиция стала логическим завершением давней задумки, связанной с желанием посетить одну из индейских этнических групп, относящихся к языковой семье пано, живущих вдали от крупных рек. Почему пано, матсес? Выходило, что матсес замыкают своеобразную "дугу", образованную предыдущими экспедициями 2007, 2014 и 2015 гг., проходящую по нескольким этнокультурным ареалам северо-западной и западной Амазонии. Было желание проверить некоторые исследовательские гипотезы, собрать новый материал

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Как вы относитесь ко дню 9 мая ?
      Я отношусь к этому дню, как к важному событию для миллионов человек, которых почти уже и не сталось в живых.  Возможно, через пару десятков лет к 9 мая станут относиться примерно как 11 ноября — день окончания Первой Мировой войны.
      Считаю правильным, что в настоящее время в Азербайджане этот день является государственным праздником — День Победы над фашизмом. Более 700 тыс граждан нашей страны отправились на фронт из которых более  300 тыс погибли. Низкий поклон им всем. 
       
       
       
        • Milli
        • Downvote
        • Upvote
        • Thanks
        • Like
      • 274 replies
    • В Азербайджане введены ограничения на услуги такси, таксисты в отчаянии
      Таксомоторная компания Bolt повысила стоимость заказов на 10%.
        • Facepalm
      • 81 replies
    • Для захоронения в селах и поселках Баку необходимо потратить не менее 2 000 - 3 000 манатов
      Baku TV разоблачил незаконную торговлю землей на кладбищах.
      В ходе расследования было установлено, что для получения места для захоронения в селах и поселках Баку необходимо потратить не менее 2 000 - 3 000 манатов. А стоимость места захоронения на Ясамальском кладбище особенно высока: 3 000 - 4 000 манатов на человека.
      Стоимость места для одной могилы на кладбище в Хырдалане начинается от 1 100 манатов и варьируется в зависимости от местоположения.
      На Мехдиабадском кладбище цена места на одного человека начинается от 2 000 манатов. Продажу мест на кладбище где-то контролируют муллы, а где-то председатели муниципалитета.
      Подробнее - в сюжете Baku TV.
      https://ru.oxu.az/society/869002
       
        • Facepalm
      • 19 replies
    • ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ в связи с затоплением кварталов в Хырдалане - ОБНОВЛЕНО + ВИДЕО
      Причина затопления улицы Мехди Гусейнзаде и 26-го квартала Хырдалана заключается в том, что данный район расположен во впадине.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az сообщил пресс-секретарь ОАО "Азерсу" Анар Джебраиллы.
      Он отметил, что на указанной территории имеется канализационная инфраструктура. Именно этот участок - обочина дороги Сумгайыт - Баку является самой низкой точкой Хырдалана.
      "Поскольку данная территория представляет собой впадину, дождевые воды, формирующиеся в Хокмели, Атъялы, а также самом Хырдалане, устремляются сюда. Поэтому во время интенсивных дождей канализационные линии не выдерживают нагрузки, что в итоге приводит к наводнению.
      .
        
      Хочу отметить, что в свое время вся эта зона сплошь состояла из луж, озер и тростниковых зарослей. Потом территорию засыпали землей, построили дома.
      Если бы здесь не возвели здания, такой проблемы не возникло бы. Вода бы собиралась, часть ее впитывалась в почву, другая - испарялась, а третья - утекала.
      Одна из самых больших проблем на сегодняшний день - именно эта. Строительные дельцы осушают озера и лужи, строят на их месте дома, а после возникают такие сложности. Потом граждане жалуются, что подвалы домов и улицы затоплены", - заявил А.Джебраиллы.
      В завершение он отметил, что в настоящее время, когда дождь прекратился, большая часть проблем на упомянутой территории уже решена. Через пару часов воды там не останется.
      15:46
      Дождливая погода, наблюдаемая в Абшеронском районе, привела к последствиям в городе Хырдалан.
      Соответствующая информация поступила на горячую линию Baku.ws.
      На кадрах, сделанных одним из местных жителей, видно, что в Хырдалане затоплены улица Мехди Гусейнзаде и 26-й квартал.
      Данная ситуация выявила нахождение канализационной системы на указанной территории в аварийном состоянии.
      .https://ru.oxu.az/society/868584
        
        • Haha
        • Like
      • 24 replies
    • Завершился первый полуфинал "Евровидения-2024": наши представители не прошли в финал - ОБНОВЛЕНО + ВИДЕО
      Завершился первый полуфинал международного песенного конкурса "Евровидение-2024", который проходит в шведском Мальме.
      Как передает Oxu.Az, по результатам голосования представители Азербайджана Fahree и Илькин Довлатов не прошли в финал конкурса.
      Отметим, что второй полуфинал пройдет 9 мая, а финал - 11 мая.
      7 мая, 23:27
      В шведском городе Мальме начался первый полуфинал 68-го по счету песенного конкурса "Евровидение".
      Как сообщает Oxu.Az, в первый день мероприятия выступят 15 стран, 10 из которых пройдут в финал.
      Следует отметить, что Fahree и Илькин Довлатов представят нашу страну на конкурсе с песней Özünlə apar. Они выступят под 12-м номером.  https://ru.oxu.az/politics/868797
        • Like
      • 84 replies
    • В Баку снесут рынок Кешля
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространилась в социальных сетях.
      Причиной стало начало строительства новой автомобильной дороги от улицы Гасана Алиева параллельно проспекту Зии Буниятова до станции метро "Кероглу".
      Было отмечено, что снос будет осуществлен, поскольку часть дороги попадет на территорию рынка.
      В связи с этим мы направили запрос в Государственное агентство автомобильных дорог Азербайджана (ГААДА).
        Пресс-секретарь (ГААДА) Анар Наджафли сообщил Oхu.Az, что проводится разъяснительная работа.

      "В настоящее время подготавливаются размеры жилых и нежилых объектов, а также земельных участков, входящих в зону строительства. Проводится предварительная оценка строений, подпадающих под снос при проведении строительных работ. После того как эти работы будут завершены, можно будет что-то сказать по этому поводу", - сказал он.https://ru.oxu.az/society/868677
        • Sad
      • 43 replies
    • В одном из отелей в Сабаильском районе столицы зафиксировано массовое отравление.
      В прокуратуре Сабаильского района проводится расследование по факту смерти двух человек - Кянана Мустафаева 1998 года рождения, и Орхана Амирова 1993 года рождения, а также госпитализации с диагнозом «отравление» Ниджата Джаббарлы 1991 года рождения и Хазара Джаббарлы 1998 года рождения, доставленных с одного из предприятий общественного питания, расположенных на территории Сабаильского района.
      Об этом говорится в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры.
      Отмечается, что с целью установления обстоятельств происшествия, а также причин смерти и отравления пострадавших назначены соответствующие экспертизы, а также выполнены другие необходимые процессуальные действия.
      14:32
      В одном из отелей в Сабаильском районе столицы зафиксировано массовое отравление.
      Как сообщает Bakupost.az, четверо мужчин, отдыхавших в отеле, были госпитализированы в 1-ю Городскую клиническую больницу с диагнозом отравление.
      К сожалению, спасти двоих из них не удалось. Изначально предполагалось, что причиной стало пищевое отравление, однако медики не исключают и другие варианты.
      https://media.az/society/v-stolichnom-otele-otravilis-chetyre-cheloveka-dvoe-skonchalis
        • Upvote
      • 46 replies
    • Какое наказание предусмотрено за умышленное повреждение чужого автомобиля?
      В Баку одному из припаркованных во дворе автомобилей был нанесен ущерб острым предметом. Владелец машины поделился в соцсети соответствующими видеокадрами.
      Как сообщает хezerxeber.az, в другом дворе с верхнего этажа здания на автомобиль был сброшен воздушный шар, наполненный водой. В результате владелец транспортного средства понес серьезный материальный ущерб.
      В последнее время в соцсетях часто встречаются видеоролики в связи с умышленным или непреднамеренным повреждением автомобилей или другого имущества граждан. Юристы отмечают, что за намеренное совершение подобного деяния правонарушитель может быть привлечен к ответственности или лишен свободы.
      Кроме того, если действие влечет за собой уголовную ответственность, на виновных может быть наложен штраф, в два-три раза превышающий размер причиненного ущерба. По словам юриста Шамиля Пашаева, подобные повреждения автомобилей не покрываются обязательным страхованием.
      В Министерстве внутренних дел заявили, что в случае, если потерпевший сообщит об умышленном уничтожении или повреждении его имущества, в местном органе полиции немедленно начинается расследование. Если будет доказано, что ущерб был причинен умышленно, будут приняты меры, предусмотренные законом.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Milli
        • Like
      • 47 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...