Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Исчезающие племена и народы мира


Recommended Posts

dsc_0309.jpg?itok=YOVDU1Fq

 

Не настоящие французы! Кумандинцы в поиске древних предков


О своих исторических корнях и вопросах национального самоопределения кумандинцы рассуждают со знанием дела и твердо отстаивают право на индивидуальность: свой язык, свою одежду, обычаи, национальную кухню. И даже на свой, присущий только кумандинцам, ген, который – как они утверждают - не меняется и не мутирует с годами. Они ревниво оберегают чистоту этноса. «Если казахи говорят, что мы их предки, то это от нас пошел поток. Венгры говорят, что мы их предки. Французы говорят, что мы тоже их предки. Каким боком я к французам отношусь??? – возмущается в разговоре с нами кумандинка. - Близко не знаю!»

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Фланкяс сказал:

Хяр вахтыныз хейир олсун! 

Очень интересная и познавательная тема, спасибо Вам за нее! 

Сам также являюсь генетически представителем малого народа, языка не знаю, равно как и мои родители и потомки. 

Здравствуйте.

Ассимиляция не миновала сотни народностей и племен.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Секрет долголетия в …мясе? На столе - конина и баранина

Рассказывают невероятные истории о долгожителях среди кумандинцев. Например, прабабушка нашей собеседницы прожила до 120 лет!!! Была при памяти до конца своей жизни и не болела! 

dsc_0314.jpg?itok=bqCgIgG5

-«В чем же секрет долгой жизни?» – поинтересовались мы у кумандинцев. - «Летом мы едим только баранину, она расщепляет мясо с жиром. Проходит через наш организм, она лечащая, согревающая. Это годами, веками все проверено. А зимой мы употребляем конское мясо, потому что оно никогда не застывает на губах, не обволакивает желудок и не встает комом. Оно обтекаемо и хорошо прочищает кишечник. Этим хорошо, что впитывается и дает нам силу. За зиму мы столько мяса съедаем, видите, какие мы круглолицые…»

Link to comment
Share on other sites

Талкан вашему дому – рецепты национальной кухни кумандинцев

ÐоÑожее изобÑажение

Рецепты национальной кухни кумандинцев насчитывают несколько веков. Впрочем, древний продукт по достоинству оценил и современный рынок. «Кизюм» - традиционная каша кумандинцев из молотого талкана (поджаренных зерен ячменя), заваренная на травяном чае – включена в «Ковчег вкуса» - российский каталог национальных уникальных продуктов питания. А сам талкан (основная пища кумандинцев издревле) – и это общепризнанный факт!!! - способен растворять холестериновые и солевые отложения, является природным энтеросорбентом. На его основе кстати изготавливается необыкновенно вкусный и простой в приготовлении популярный кумандинский десерт - с удовольствием делимся его рецептом: - смешивается талкан, творог, масло и мед. Из полученной смеси делаются шарики и обкатываются в талкане, более мелкого помола. И вкусно, и полезно!

Link to comment
Share on other sites

Исчезающий этнос – пока еще не поздно!

ÐоÑожее изобÑажение
Кумандинцы причислены к малочисленным народам России. Живут аилами – селами. И чтут традиции древности – зерна перемалывают специальными камнями, устраивают символические обряды жертвоприношения, стараются жить натуральным хозяйством за счет даров природы: охоты, сбора кедровых орехов, дикорастущих трав, ягод. Однако сохранять самобытность при наступающей цивилизации становится все сложнее.

 

И уже не обматывают современные кумандинцы ноги сушеной травой вместо портянок, предпочитая им сапоги фабричной работы и, скорее включат чайник, нежели разведут огонь. И тем ценнее общение с ними, ведь до тех пор, пока жив язык народный, будет жив и сам народ. В планах "Зелёной стрелы" - ещё одно путешествие на Алтай, во время которого мы вновь побываем в гостях у кумандинцев и даже встретимся с их шаманом. Хотите с нами?

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Раскат сказал:

Здравствуйте.

Ассимиляция не миновала сотни народностей и племен.

В случае моего народа или в случае моем пусть даже личном ассимиляция стала на мой взгляд меньшим из зол и даже послужила прогрессу. Мой народ еще не так давно не ведал ни просвещения, ни письменности. 

Единственный минус на мой взгляд заключается в насильственном насаждении религии. Вместе с тем, это принесло мало результатов - почему-то большинство представителей всех финно-угорских народностей культ не исповедует, ну и я тут не исключение. 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

16 минут назад, Раскат сказал:

Исчезающий этнос – пока еще не поздно!

ÐоÑожее изобÑажение
Кумандинцы причислены к малочисленным народам России. Живут аилами – селами. И чтут традиции древности – зерна перемалывают специальными камнями, устраивают символические обряды жертвоприношения, стараются жить натуральным хозяйством за счет даров природы: охоты, сбора кедровых орехов, дикорастущих трав, ягод. Однако сохранять самобытность при наступающей цивилизации становится все сложнее.

 

И уже не обматывают современные кумандинцы ноги сушеной травой вместо портянок, предпочитая им сапоги фабричной работы и, скорее включат чайник, нежели разведут огонь. И тем ценнее общение с ними, ведь до тех пор, пока жив язык народный, будет жив и сам народ. В планах "Зелёной стрелы" - ещё одно путешествие на Алтай, во время которого мы вновь побываем в гостях у кумандинцев и даже встретимся с их шаманом. Хотите с нами?

К слову, о шаманизме и всем таком. 

Будучи пусть и далеким от любого культа, я года три назад "заболел" самозвучащими музыкальными инструментами. Может быть свою роль сыграло то, что в далеком детстве я имел странную мечту стать почему-то скрипачом, может еще что-то. Не суть. 

Так, я сейчас играю на варгане, поющей чаше, осваиваю глюкофон. 

К шаманскому бубну, если честно, присматриваюсь. 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

21 час назад, Фланкяс сказал:

я сейчас играю на варгане

Давно искал варган, только не знаю где его купить или заказать.

Чудо-инструмент.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Алюторцы

160add06.jpg
Алюторцы, самоназвание которых – алутальу, проживают в Корякском АО, и по результатам переписи 2002 года включены в состав коряков.

Алюторцы (алютор. алутальу) — это один из коренных народов Севера.

 

Живут на севере Корякии Камчатского края. Большая часть оседлых алюторцев живет в с. Вывенка Олюторского района Корякского АО, кроме того в поселках Тымлат, Кичига, Анапка, Тиличики, Култушино, Олюторка, Хаилино, Ветвей Корякского АО — на восточном побережье Камчатского перешейка; от залива Корфа на севере до м.Тымлат на юге; на западном побережье — пос. Рекинники. Кочевые алюторцы живут и на западном, и на восточном побережье Камчатского перешейка.

Link to comment
Share on other sites

В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 алюторцы отдельно не выделялись и в основном включались в состав коряков, среди которых 3 человека себя самоидентифицировали как «алюторцы», ещё 3 человека — как «алутальу», 6 человек — как «олюторцы», то есть всего 12 алюторцев.[3] Алюторским языком по данным переписи 2002 владеют 40 человек в России, в том числе 2 «коряка» в бывшем Корякском автономном округе Камчатского края.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð°Ð»ÑÑоÑÑÑ

Сведения об алюторцах встречаются в самих ранних известиях о Камчатке. В 1697 году были объясачены русскими казаками и в течении ряда лет оказывали русским вооруженное сопротивление. После подавления восстания 1751 года их численность уменьшилась. Подвергались набегам чукчей, отбиравшим у них стада оленей. В конце XVIII века алюторцы представляли собой обособленную, замкнутую группу, благодаря чему меньше других коряков пострадали от оспенных эпидемий. Эта же обособленность позволила им лучше сохранить традиционный облик хозяйства и быта.

Link to comment
Share on other sites

Традиционное хозяйство — сочетание оленеводства с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Оленеводы-кочевники имели тесные экономические и родственные связи с оседлыми алюторцами. Рыболовством занимались с середины июня до середины сентября.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð°Ð»ÑÑоÑÑÑ

Во время наибольшего хода (кеты, горбуши и других крупных лососевых) переселялись на устья рек и ловили рыбу неводом, объединяясь по принципу родства и свойства в довольно крупные артели. Морским зверобойным промыслом алюторцы занимались в весенний и осенний сезоны. На нартах, запряженных собаками с ружьями и копьями, артелью в 7-8 человек выезжали на морской лед за 5-10 км от берега. ( охотились на нерпу и лахтаху).

 

С декабря по февраль охотились на пушного зверя: лисицу, росомаху, выдру, зайца, горностая. Оленеводство кочевых алюторцев было мелкотабунным. Стадо являлось коллективной собственность 4-6 хозяев, связанных между собой узами родства или свойства.

Link to comment
Share on other sites

Традиционная пища — толкуша (вяленое мясо с кореньями), оленина в различных видах. Оседлые Алюторцы употребляли мясо и жир морских животных и свежую рыбу, зимой — строганину.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð°Ð»ÑÑоÑÑÑ

Link to comment
Share on other sites

Традиционная одежда — кухлянка из оленьих шкур, меховые штаны из шкур тюленей, меховая шапка-малахай, торбаса, женская одежда — комбинезон из оленьего меха и лёгкая кухлянка. Зимняя обувь из оленьих камусов, а демисезонная — из кож тюленей и оленьей замши.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð°Ð»ÑÑоÑÑÑ

Link to comment
Share on other sites

Традиционная религия: шаманизм, культы предков, духов — хозяев природных объектов, морских промыслов. Христианизация происходила с середины 18 века.

В советский период алюторцы становились учителями, врачами, геологами, зоотехниками. В настоящее время в связи с резким ухудшением экологической обстановки неуклонно снижается поголовье и продуктивность оленьих стад, исчезают традиции национальной культуры и искусства.

 

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð°Ð»ÑÑоÑÑÑ

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Раскат сказал:

Давно искал варган, только не знаю где его купить или заказать.

Чудо-инструмент.

Салам-пополам. Если хотите - пишете в ЛС - пришлю. 

Насчет музыки в целом - нет ничего лучше эмбиента и нью эйджа, особенно, когда ты не только слушатель, но еще и исполнитель. 

Link to comment
Share on other sites

ЮКАГИРЫ, одул, вадул (самоназвание - "могучий, сильный"), этел, этал (чукотское), омоки (устаревшее  русское), народ в Российской Федерации. Численность 1,1 тыс. человек. Живут в Нижнеколымском (тундренные Юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные Юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области. Говорят на изолированном юкагирском языке, диалекты - тундренный и таёжный. Письменность с 1970-х годов на русской графической основе. Распространены также русский (считают родным 46% Юкагиров), якутский, эвенский и чукотский языки. Верующие в основном православные.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð®ÐÐÐÐРЫ

 Большинство исследователей видят в Юкагирах потомков древнейшего населения Восточной Сибири, принявшего также участие в формировании других палеоазиатских народов. Расселение в 1-2-м тысячелетиях в Восточной Сибири тунгусских (эвенки и эвены) и тюркских (якуты) народов привело к сокращению этнической территории Юкагиров и их частичной ассимиляции. Ко времени прихода русских в середине 17 века Юкагиры занимали территорию от Индигирки до Анадыря, насчитывали 4,5-5 тыс. человек и составляли несколько племенных групп ("родов"): яндинцы (янгинцы), ононди, когимэ, омоки, алаи (алазеи), шоромба, олюбенцы, хоморои, анаулы, ходынцы, чуванцы, омолонцы и др. Включение в состав России, притеснения казачьей администрации (ясак, аманатство), военные столкновения с якутами, эвенами, коряками, чукчами, опустошительные эпидемии оспы 1669 и 1690 привели к резкому сокращению численности Юкагиров. К концу 17 века Юкагиры насчитывали 2535 человек, в 1-й половине 18 века - 1400-1500 человек, в 1897 - 948 человек, в 1926-27 - менее 400 человек.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð®ÐÐÐÐРЫ

 Основные традиционные занятия - полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые Юкагиры), лося, оленя и горного барана (таёжные Юкагиры), у таёжных Юкагиров - также озёрное и речное рыболовство, у тундровых - транспортное оленеводство. Летом передвигались на оленях верхом, зимой - на дугокопыльных нартах. У тундровых Юкагиров были распространены собачьи прямокопыльные нарты. По воде передвигались на берестяных, долблёных или дощатых лодках, по снегу - на ступательных подшитых камусом лыжах, по насту - на голицах.

 

 Древним жилищем Юкагиров были полуземлянки-чандалы, остовы которых сохранялись к моменту прихода русских, местами - до настоящего времени. Позднее таёжные Юкагиры жили в конических шалашах из тонких брёвен, крытых дёрном, или в чумах с корьевым или ровдужным покрытием. Чум отапливался центральным очагом, над ним устраивали одну или две поперечных жерди для подвешивания котлов, сушки одежды, вяления рыбы и мяса. Были известны также большие срубные юрты, подобные якутским, в тундровых районах - заимствованные у эвенов цилиндро-конические чумы. Хозяйственными постройками служили амбары и лабазы на столбах. Большинство современных Юкагиров живёт в срубных домах в посёлках Андрюшкино и Колымское (Верхнеколымский район), Нелемное и Зырянка (Нижнеколымский район), Марково (Магаданская область) и др.

 

 Традиционная одежда близка к эвенкийской и эвенской. Основная одежда - распашной кафтан длиной до колен с полами, завязывающимися тесёмками, и внутренней складкой на спине, летом - из ровдуги, зимой - из оленьих шкур. К спинке пришивали длинные "хвосты" из тюленьих шкур: у мужчин - раздвоенные сзади, у женщин - по бокам. Под кафтан надевали нагрудник, короткие штаны, летом - кожаные, зимой - меховые. Мужчины поверх кафтана носили пояс с ножом и кисетом. Зимой сверху носили длинный шарф из беличьих хвостов. Была распространена зимняя одежда из ровдуги, близкая по покрою к чукотским камлейке и кухлянке. Летняя обувь - из ровдуги, с ноговицами, завязывающимися ремешками у бедра и щиколотки, зимой - высокие торбасы из оленьих камусов, чулки из оленьего или заячьего меха. Женская одежда была более лёгкой, шилась из разноцветного меха молодых оленей. Праздничная одежда украшалась вышивкой оленьим волосом, бисером, суконными оторочками, дорогим мехом, аппликацией. Были распространены серебряные, медные и железные украшения - кольца, бляшки и др.; характерно украшение женских нагрудников - "грудное солнце" - большая серебряная бляха.

ÐоÑожее изобÑажение

 Основная пища - мясо и рыба - варёные, вяленые, мороженые. Мясо заготавливали впрок - сушили и затем коптили и растирали в порошок. Рыбу хранили в виде юколы, истолчённой в порошок-порсу, зимой её варили с оленьей кровью или сосновой заболонью (анил кэрилэ); варёную рыбу толкли с ягодами и жиром (кульибаха). Рыбьи потроха и икру жарили, из икры пекли лепёшки. Летом ели ферментированную рыбу, заворачивая её на сутки в листья тальника. Употребляли также дикий лук, корни сараны, ягоды, в отличие от якутов и эвенов - грибы. В качестве возбуждающего средства употребляли мухомор, курили табак, листья тимьяна, заваривали чай и берёзовые наросты.

 Семья большая, в основном матрилокальная, наследование патрилинейное. Существовали обычаи левирата, избегания (табу на общение отца с женатым сыном и невесткой и др.). С конца 19 века распространился институт калыма.

Link to comment
Share on other sites

ЭНЦЫ, эннэчэ (самоназвание - "человек"), народ в Российской Федерации, коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (103 человека). Общая численность 209 человек. По опросным данным численность около 340 человек (в данных переписи часть Энцев записана ненцами и нганасанами). Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах Красноярского края.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð­ÐЦЫâââââââ

Язык энецкий, диалекты - тундровый, или сомату, хантайский, и лесной, или пэ-бай, карасинский. Распространены также русский (свободно владеют 75%, считают родным - 38% Энцев) и ненецкий языки.

 В этногенезе Энцев приняли участие как местное население, охотники на северного оленя, так и ассимилировавшие его самодийцы - пришельцы с юга Сибири и среднего Притомья. В русских источниках Энцы упоминаются с конца 15 века как молгонзеи - от названия рода Монгкаси, или Муггади (отсюда название русского острога Мангазея). В 18 - начале 19 века упоминаются как енисейские самоеды. Энцы делились на тундровых, или маду, сомату, хантайских самоедов, и лесных, или пэ-бай, карасинских самоедов. В 17 веке маду кочевали между низовьями Енисея и Таза, пэ-бай - на верхнем и среднем течении Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах рек Хантайка, Курейка и Нижняя Тунгуска. Численность Энцев в конце 17 века - около 900 человек. С конца 17 века под давлением ненцев с запада и селькупов с юга отступили на нижний Енисей и его восточные притоки. Часть Энцев была ассимилирована. С 1830-х годов группы тундровых и лесных Энцев начинают кочевать вместе. Их общая численность в конце 19 века - 477 человек. Они входили в состав правобережной (восточное побережье Енисейской губы) и лесотундровой (район Дудинки и Лузино) территориальных общин.

 

 Основное традиционное занятие - охота на северного оленя. Была развита также пушная охота, на Енисее - рыболовство. Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство. Энецкие нарты были несколько отличны от ненецких. В 1930-х годах Энцы организованы в оленеводческий и промысловые хозяйства.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð­ÐЦЫâââââââ

 Традиционное жилище - конический чум, близкий к нганасанскому и отличавшийся от ненецкого деталями конструкции и покрытия. В 20 веке переняли ненецкий тип чума, у долган - нартяной чум-балок. Современные Энцы живут в основном в стационарных посёлках.

Link to comment
Share on other sites

ФИННЫ-ИНГЕРМАНЛАНДЦЫ, петербургские финны, народ в Российской Федерации, субэтническая группа финнов. Численность в Российской Федерации 47,1 тыс. человек, в том числе в Карелии - 18,4 тыс. человек, в Ленинградской области (преимущественно Гатчинский и Всеволожский районы) - около 11,8 тыс. человек, в Санкт-Петербурге - 5,5 тыс. человек. Живут также в Эстонии (около 16,6 тыс. человек).

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¤Ð¸Ð½Ð½Ñ-ÐнгеÑманландÑÑ

Общая численность около 67 тыс. человек. Язык (ряд мало различающихся говоров) относится к восточным диалектам финского языка. Распространён также литературный финский язык. Самоназвание - финны (суомалайсет), инкериляйсет, т.е. жители Инкери (финское название Ижорской земли, или Ингрии - южного побережья Финского залива и Карельского перешейка, германизированное название - Ингерманландия).

Верующие Финны-ингерманландцы - лютеране. В прошлом среди эвримейсет была небольшая группа православных. У савакот было распространено сектантство (в том числе "прыгуны"), а также различные пиетистские течения (лестадианство).

image.jpeg.c966f3727a12e256f8ec68ca246a5e52.jpeg

Массовое переселение финнов на территорию Ингрии началось после 1617, когда эти земли по условиям Столбовского мира отошли Швеции, в состав которой входила в то время Финляндия. Основной приток финских колонистов приходится на середину 17 века, когда шведское правительство стало проводить принудительное обращение местных жителей в лютеранство и закрывать православные церкви. Это вызвало массовый исход православного (ижорского, водского, русского и карельского) населения в южные, принадлежавшие России, земли.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¤Ð¸Ð½Ð½Ñ-ÐнгеÑманландÑÑ

Опустевшие земли быстро занимали финны-переселенцы. Переселенцы из ближайших районов Финляндии, в частности из прихода Эуряпяя и соседних с ним приходов на северо-западе Карельского перешейка, назывались эвримейсет, т.е. люди из Эуряпяя. Этнографическая группа савакот, образованная переселенцами из Восточной Финляндии (исторические земли Саво), была более многочисленна: в середине 18 века из 72 тыс. Финнов-ингерманландцев почти 44 тыс. были савакот. Приток финнов на территорию Ингрии происходил и в 19 веке. Финны-ингерманландцы мало контактировали с коренным населением этого края.

Link to comment
Share on other sites

ЭВЕНЫ, эвен (самоназвание), устаревшее русское - ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу - "море"), народ в Российской Федерации. Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. человек), Магаданской области (3,77 тыс. человек), Чукотском (1,34 тыс. человек) и Корякском АО (713 человек), Камчатской области (1,49 тыс. человек) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. человек). Общая численность 17,2 тыс. человек. Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия - восточное, среднее и западное. 52,5% Эвенов свободно владеют русским языком, 27,4% считают его родным. Верующие - православные.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð­Ð²ÐµÐ½Ñ

 Расселение тунгусских племён (предков Эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения Эвены включили в себя часть юкагиров, в последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке Эвены испытали их сильное влияние. С 20-х годов 20 века большинство Эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры Эвенов.

 В 1931 была создана письменность на основе латинского, в 1936 - на основе русского алфавита. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся преподавание эвенском языке в школах, педучилищах, ВУЗах.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð­Ð²ÐµÐ½Ñ

 Традиционное хозяйство Эвенов внутренних континентальных областей Сибири (донрэткэн - буквально "глубинные, внутренние") - оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы Эвенов-наматкан (буквально "приморские жители") кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью - обратно. Безоленные Эвены на Охотском побережье (самоназвание - мэнэ, "оседлые") занимались прибрежным рыболовством, охотой и  тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В 18 веке у якутских и камчатских Эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð­Ð²ÐµÐ½Ñ

 Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочёвки совершались на 10-15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской области - дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах - кайсар и подклеенных мехом - мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибрежные Эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек - кунжу, гольца, хариуса.

 

Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны Эвенам лишь в 20-х годах 20 века. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушёной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины - обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путём обмена у якутов, позднее - у русских.

 

 У Эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум - дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное жилище чорама-дю. Оседлые Эвены до 18 века жили в землянках (утан) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища (уран). Хозяйственные постройки - свайные амбары, невысокие помосты и др.

Link to comment
Share on other sites

ШУГНАНЦЫ, хугни, хунуни (самоназвание), один из памирских народов в Таджикистане (Горно-Бадахшанская АО - на правобережье реки Пяндж между кишлаками Сохчарв и Хасхараг и в районе Шугнанского хребта в долинах рек Гунт и Шахдара) и на севере Афганистана (левобережье реки Пяндж). Самый крупный по численности из памирских народов (вместе с их локальной группой баджувцами в долине Баджу). Язык шугнанский иранской группы индоевропейской семьи. Образование получают на таджикском языке, распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-шииты (исмаилиты).

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¨ÑгнанÑÑ

 Основой хозяйства было поливное земледелие (злаки, бобовые). Техника струйчато-бороздкового полива близка к рушанской. Применяли также двухбороздковый полив "по полосам", для полива проса - валиковый способ. На больших высотах увеличивалась роль скотоводства. Разводят мелкий и крупный рогатый скот, в верховьях Шахдары - яков. Из женских ремёсел было развито ручное (без гончарного круга) гончарство, прядение шерсти, вязание цветных шерстяных носков, валяние кошм с яркими узорами (заимствовано у киргизов), из мужского - ткачество.

 Сохраняются патронимии (гиру, гру), объединяющие малые и неразделённые семьи, населяют обычно отдельный квартал в кишлаке, имеют общие пастбища, обряды, связаны взаимопомощью.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¨ÑгнанÑÑ

 Жилище общепамирского типа однокамерное с кровлей в виде ступенчатого свода (чор-хона) на опорных столбах (четыре-пять центральных и пристенные). Внутри жилища вдоль стен (кроме стены, в которой входная дверь) сооружают глинобитные на каменном фундаменте нары (нех), разделённые на несколько отсеков невысокими валиками. Нары застилают паласами. В центре одной из нар (слева или справа от входа) расположен открытый очаг, в настоящее время с дымоходом - трубой, выводящей дым через свето-дымовое отверстие в крыше.

Link to comment
Share on other sites

ШОРЦЫ, шор (самоназвание), народ в Российской Федерации (15,7 тыс. человек). Живут в основном в Кемеровской области (12,6 тыс. человек), а также в Хакасии (1,2 тыс. человек) и Республике Алтай и др. Общая численность 16,6 тыс. человек. Основная территория обитания - бассейн среднего течения реки Томь и её притоков Кондома и Мрас-Су. Выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная ("абинская"), и южная, или горнотаёжная ("шорская"). Говорят на шорском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: мрасский, распространённый по реке Мрас-Су и в верховьях реки Томь, и кондомский - на реке Кондома и в низовьях реки Томь, примыкающий к северным диалектам алтайского языка. Распространён также русский язык (свободно владеют 53,6%, считают родным - 40,9%).

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¨ÐРЦЫ

 Сформировались на основе субстрата, общего для угров, самодийцев, кетов. В 6-9 веках Шорцы входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов и были тюркизированы, частично смешавшись с древне-алтайскими, уйгурскими, енисейско-киргизскими и монгольскими племенами. В 17-18 веках с Шорцами слились пришедшие с Севера (Иртыш, Барабинская и Кулундинская степи) кочевники-скотоводы телеуты.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¨ÐРЦЫ

 В 17-18 веках русские называли Шорцев "кузнецкими татарами ", "кондомскими и мрасскими татарами", абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-Чоны - Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи - мрасские люди, Кондум-чоны - кондомский народ), за пределами территории проживания - аба-кижи (аба - род, кижи - люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось и было введено как официальное в 20 веке.

 В 1925 был образован Горно-Шорский национальный район с центром в селе Мыски, потом - селе Кузедеево, упразднённый в 1939. Численность в 1926 -14 тыс. человек.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¨ÐРЦЫ

 До 19 века одним из основных занятий Шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Они платили дань железными изделиями тюркским каганам, обменивали их у кочевников на скот, войлок, с 18 века сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их "кузнецкими людьми", их землю - "Кузнецкая земля". К концу 18 века, с ослаблением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шорского кузнечества не выдерживали конкуренции с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать, основным занятием стала охота.

 

 Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя (олень, лось, марал, косуля), позднее - пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь) - до 19 века с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Охотой занимались от 75 до 90% хозяйств Шорцев (1900). Промышляли зверя в пределах родовой охотничьей территории артелями по 4-7 человек (первоначально - из родственников, потом - из соседей). Жили в сезонных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). Пользовались лыжами (шана), подшитыми камусом. На ручной нарте (шанак) или волокуше (суртке) тащили груз. Добычу делили между всеми членами артели поровну.

 Основным источником питания служило рыболовство. В низовьях рек оно было основным занятием, в других местах им занималось от 40 до 70% хозяйств (1899). По реке передвигались с помощью шестов на лодках-долблёнках (кебе) и берестянках.

 

 Дополнительным занятием было собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Корни и клубни выкапывали корнекопалкой-озуп, состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце. Собирали много орехов и ягод, в 19 веке - на продажу. За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, живя в тайге по нескольку недель. В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали орудия и приспособления для сбора орехов - колотушки (токпак), тёрки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш), лукошки. Издавна было известно бортничество, у русских заимствовано пчеловодство.

Link to comment
Share on other sites

ШАПСУГИ, шапсыг (самоназвание), народ группы адыгов в Российской Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 свыше 4 тыс. человек; современная численность около 10 тыс. человек. Говорят на диалекте адыгейского языка. Верующие - мусульмане-сунниты.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¨ÐÐСУÐÐ

 Шапсуги составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов (современных адыгейцев), населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Бакан, Шипс и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¨ÐÐСУÐÐ

 Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В конце 1860 был учреждён меджлис, объединивший Шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть Шапсугов вместе с другими адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тыс. Шапсугов, их земли стали заселяться иноэтническим элементом.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¨ÐÐСУÐÐ

 В 1924 был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское, в 1945 преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края. На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского  национального района. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.

 

 Традиционная культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с конца 18 века широко распространилась кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством.

 В материальной культуре традиционные элементы сохранились главным образом в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¨ÐÐСУÐÐ

 Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовные платки.

 В общественно-семейном быту сохраняются многие патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь.

 Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями.

Link to comment
Share on other sites

ЧУВАНЦЫ, этэль, этал (чукотское - "юкагир"), народ в Российской Федерации (1380 человек). Живут в основном в Чукотском АО (944 человек). Язык, предположительно близкий к юкагирскому, утрачен. Говорят на чукотском языке (кочевые Чуванцы) и "марковском" диалекте русского языка (оседлые Чуванцы). Верующие - православные.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð§Ð£ÐÐÐЦЫ

В русских источниках Чуванцы упоминаются с середины 17 века как один из юкагирских родов. Были расселены в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в верховьях рек Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй. Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Ещё до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, возглавлявшиеся "князьцами", или "тойонами". Жили в переносных конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дёрном. С обращением в 17-18 веках Чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился. К началу 18 века Чуванцы насчитывали около 520 человек, смешивались с ходынцами. Их общая численность в 1750 - 600 человек. В 1740-50-х годах чуванские и юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð§Ð£ÐÐÐЦЫ

В этот период большая группа Чуванцев переселилась в Анадырский острог, с упразднением его в 1770 - в Гижигу. Гижигинские Чуванцы испытали культурное и языковое влияние коряков. С прекращением в конце 18 века военных столкновений между чукчами и русскими группы Чуванцев вновь начали переселяться на Анадырь. К началу 19 века сформировались две этнографические группы Чуванцев: оседлые Чуванцы (марковцы, анадырцы), расселённые в районе села Марково и небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, оленные Чуванцы, расселённые в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце 19 века Чуванцы составляли одно из пяти "обществ" Анадырской округи. Говорили на "марковском" диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð§Ð£ÐÐÐЦЫ

По переписи 1897, было 275 русскоязычных и 177 "бродячих" Чуванцев, из них в Анадырской округе Приморской области - 262 оседлых Чуванца и 144 кочевых, в Гижигинской округе - 15 человек, в Колымской округе Якутии - 32 человека. По переписи 1926-27, Чуванцы насчитывали 707 человек, из которых оседлые составляли 55%. В 1920-е годы марковцев стали именовать "камчадалами", и этноним "Чуванцы" применялся лишь к кочевым Чуванцам. До 1989 Чуванцы не учитывались переписями, их относили к русским и чукчам. Кочевые и оседлые группы в значительной степени смешались друг с другом и с соседними народами. Несмотря на это, Чуванцы сохранили устойчивое самосознание.

ÐоÑожее изобÑажение

В 19 веке для оседлых Чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими  старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьёй перекочёвывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долблёных лодках-каяках, охотились с помощью "поколюг" - специальных пик. Занимались также пушной охотой.

Кочевые Чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством. Жили в ярангах.

 

Зимой Чуванцы носили меховую одежду чукотского типа - двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом - камлейку - глухую одежду с капюшоном, того же покроя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Обувь изготовляли из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги. Марковцы использовали русскую одежду.

Оседлые Чуванцы питались главным образом рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев - продуктов собирательства. По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков изготовляли брагу, в больших количествах пили чай. Пища кочевых Чуванцев состояла в основном из мяса оленя. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства Чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.

Link to comment
Share on other sites

ЧАМАЛАЛЫ, чамалали, чамалади, чама-ига (самоназвание - "сухая курага"), народ в Российской Федерации. Живут в Дагестане (Цумадинский район, 7,2 тыс. человек) и Чечне (2,1 тыс. человек). Общая численность около 9,5 тыс. человек. Переписи населения СССР включали Чамалалов в состав аварцев. Говорят на чамалальском языке нахско-дагестанской семьи. Диалекты - гакваринский и гигатлинский. Распространены аварский, русский, частично чеченский языки. Преподавание в школах на аварском языке. Верующие - мусульмане-сунниты, шафииты.

dbooo7zshloodj.jpg

Традиционные занятия - земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу. В животноводстве преобладало отгонное овцеводство. Развиты садоводство (яблони, груши, сливы, абрикосы и др.), пчеловодство, виноградарство (в долине реки Андийское Койсу). Ремёсла - сукноделие, производство войлока, паласов, медной посуды, деревянной утвари, обработка серебра, кузнечное, обработка шкур, кожи. Было развито отходничество в Чечню, города и хлебные районы Дагестана. Современные занятия - животноводство, пахотное земледелие, огородничество, садоводство, частично пчеловодство, ремёсла.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð§ÐÐÐÐÐÐЫ

Преобладает малая семья. Предпочитают кузенные браки. Существуют патрилинейные родственные группы-тухумы.

Поселения кучевые, ступенчатые, окружённые сторожевыми башнями. Каждое селение состояло из 5-12 кварталов, первоначально - тухумных поселений. Каждый квартал имел свою мечеть, в центре селения находилась пятничная мечеть (джума). Общиной управляли выборные старшины из влиятельных тухумов. За годы советской власти селения расширились. Новая часть селений имеет разбросанную планировку.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð§ÐÐÐÐÐÐЫ

Дома каменные, одно-, двух- и трёхэтажные, квадратные в плане, со входом с улицы, одно- и многокамерные в зависимости от состоятельности жителей и рельефа местности. Крыши домов глинобитные, плоские, полы каменные или глинобитные. В последнее время появились дома с четырёхскатными или двускатными крышами из шифера или кровельного железа, с деревянными полами, полутораэтажные - с высоким, углублённым в землю цоколем-кладовой.

Традиционная мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинных шуб различных типов, безрукавок и курток, войлочной бурки. Головным убором служила овчинная папаха конической формы. Традиционная обувь - чарыки из сыромятной кожи, сапоги из войлока, вязаные шерстяные носки. Женская одежда состояла из рубахи, тёмного платья, подпоясанного длинным матерчатым поясом яркой расцветки, штанов, овчинной шубы. Головным убором служила чухто - чепец, закрывающий голову, и пришитый к нему мешочек для волос, свисающий на спину. Поверх чухто носили платок из домотканого сукна. Украшением мужчин служили пояс, кинжал, газыри, женщин - налобная цепочка из серебра или меди, пришиваемая к чухто, кольца, серьги, шейные цепочки, подвески, бусы, медные и серебряные монеты.

Ежедневная пища - хинкал с мясом и чесноком. Хлеб преимущественно пресный.

Link to comment
Share on other sites

ХВАРШИНЫ, акьилько, атлилько (самоназвание), народ группы цезских народов в Российской Федерации. Численность 2 тыс. человек. Все переписи населения включали их в состав аварцев. Говорят на хваршинском языке с небольшими диалектными особенностями в каждом селе. Распространены также аварский, русский, тиндинский языки. Письменность: на основе арабской графики с конца 18 - начала 19 века, на основе русской графики на аварском языке - с 30-х годов 20 века. Верующие - мусульмане-сунниты.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¥ÐÐРШÐÐЫ

Живут в Дагестане, в юго-восточной части высокогорного Цумадинского района, вдоль ущелья, образованного рекой Хваршинка, притоком реки Андийское Койсу, в 7 поселениях (Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Инхоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни). Около 70% Хваршинов живёт на равнине -  в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах.

 

Предполагается, что с древнейших времён до позднего средневековья Хваршины входили в состав военно-политического союза Дидо. Впоследствии ненадолго вошли в состав общества Богоз (Тинди). К началу 19 века отделились, образовав Хваршинский союз сельских обществ (общество Хварши). После реформ 60-х годов 19 века вошли в состав Тиндальского наибства. В 1944 были принудительно переселены в Веденский район Чечни. В 1957 часть вернулась в полуразрушенные селения, часть переехала в равнинные районы Дагестана.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¥ÐÐРШÐÐЫ

Основное занятие Хваршинов - яйлажное скотоводство, главным образом - овцеводство. Существовало богарное плужное земледелие на склонах гор. Пахотное орудие - древнейший горский плуг - баруц. Сеяли ячмень, пшеницу, рожь, просо. Из технических культур выращивали лён-кудряш, из овощных - тыкву, морковь. Промыслы - производство сукна и особых ворсистых одеял (цахъала), паласов, вязание шерстяных носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянной мебели, кухонной утвари, долблёных бочек и ульев. Получили развитие пчеловодство, бортничество и охота. В связи с тем, что существуют проблемы занятости мужского населения, Хваршины уезжают на сезонные работы в другие районы Дагестана (в основном в ногайские степи для сбора репчатого лука и возделывания бахчевых культур). В послевоеннные годы получило развитие садоводство.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¥ÐÐРШÐÐЫ

Селения Хваршинов представляли собой общины-джамаат, управлявшиеся сельским сходом, старейшинами, духовным главой (дибир), исполнителями, глашатаем, с 60-х годов 19 века - старшиной. Семьи, имевшие общего предка по мужской линии, составляли тухум, предпочтительно эндогамный, были связаны взаимопомощью. Семья - малая. Существовали левират, сорорат. Развиты были обряды сватовства, обычай умыкания в различных разновидностях (уводом, прикосновением, снятием платка с головы и т.п.). Большую роль играли гостеприимство, куначество, обычаи взаимопомощи и кровной мести.

 

Сёла Хваршинов располагались на естественно укреплённых местах. На подступах к селу Хварши сохранились четыре сторожевые башни. Жилища - прямоугольные, в осном двухэтажные, каменные, с турлучными внутренними стенами и с открытыми лоджиями на втором этаже. Первый этаж - хлев, второй - жилой, имевший жилую и "нарядную" комнаты, крыши плоские, земляные. Функцию двора часто выполняла крыша нижерасположенного дома. К дому примыкали деревянные пристройки (бокьис гIачIнаба) для хранения продуктов.

Link to comment
Share on other sites

ТЕЛЕУТЫ, теленгеттер, паяттар, татарлар (самоназвание), народ в России (численность 3 тыс. человек), большинство (около 2,5 тыс.) живут в сельской местности и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. Небольшие группы - в Заринском и Кытмановском районах Алтайского края и Шебалинском районе Республики Алтай. Основные этнографические группы в 19 веке - бачатская, томская, алтайская, чумышская. Говорят на одном из южных диалектов алтайского языка. Письменность на русской графической основе. Большинство верующих Телеутов - православные. Значительная часть придерживается традиционных представлений.

 Древнейшие предки Телеутов - племена группы теле эпохи древних тюрков, к которым восходит этническое имя народа Телеутов. В русских источниках Телеуты ("белые калмыки") впервые упоминаются в 1601.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¢ÐÐÐУТЫ

 На территории расселения Телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевых скотоводов горно-степной зоны и пеших охотников таёжно-степной зоны. Под русским влиянием с 17 века среди коренного населения стали развиваться специфические формы оседлого земледельческо-скотоводческого хозяйства. В 17-1-й половине 18 веках для основной массы Телеутов ведущей отраслью хозяйства являлось кочевое скотоводство. Разводили лошадей и крупный рогатый скот. Традиционными промыслами являлись охота, рыболовство. Широкое распространение имело собирательство (кедрового ореха, сараны, черемши). Под влиянием русских крестьян многие Телеуты стали заниматься пасечным пчеловодством. Из домашних ремёсел наибольшее развитие получили обработка кожи, дерева, металла, ткачество, плетение, шитьё. Обработкой кож, прядением и ткачеством занимались женщины.

 Наиболее распространённой формой семьи у Телеутов была малая моногамная семья, хотя имелись и неразделённые семьи.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¢ÐÐÐУТЫ

 Тип поселений Телеутов середины 19-20 века стационарный. Преобладала уличная планировка. В 19- начале 20 века характерными типами жилищ были постоянные каркасные наземные постройки конического типа из жердей и коры или берёсты; постоянные полуподземные жилища прямоугольного типа - каркасные или срубные - полуземлянки (высотой 1,5-2 м, с плоской или двускатной самцовой крышей); жилища по образцу русских крестьянских домов - большие четырёх-пятистенные избы или избы на две стопы (две каморы, разделявшиеся холодными или тёплыми сенями) с дву- или четырёхскатными крышами.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¢ÐÐÐУТЫ

 Комплекс традиционной мужской одежды к началу 20 века почти не сохранился, хотя отдельные элементы костюма: кафтан, тёплый стёганый халат, различные виды шуб, кожаная обувь без голенищ и подошвы (чарык) бытовали вплоть до 1960-х годов. Женская одежда включала шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, лёгкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой материи чёрного цвета, на подкладке, шёлковые праздничные халаты. Тёплая верхняя одежда - стёганый халат и шубы.

 Головные уборы - шапки конической формы из стёганой материи с обшитым бархатом отворотом и кистью на макушке и зимние шапки из овчины с бобровой или собольей оторочкой, а также покупные ситцевые и шёлковые платки ярких цветов. Женщины носили накосные украшения, серьги из меди или серебра, кольца, перстни, браслеты, броши. Традиционная женская одежда в значительной мере используется до настоящего времени.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Ð¢ÐÐÐУТЫ

 Традиционная пища Телеутов включала многие блюда из конского и бараньего мяса и молока. Значительное место в рационе занимали также продукты охоты, рыболовства и собирательства. До настоящего времени распространены традиционные блюда - тутмаш (бараний бульон с отваренным и мелко покрошенным тестом, луком, мясом), колбаса из овечьей или конской крови (кан) с добавлением лука или чеснока, тьёргом - овечьи кишки, начинённые кусочками сердца, печени, лёгкого и сала, бульоны и супы из сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади. Традиционным блюдом считаются также большие в форме полумесяца пельмени и многие мучные изделия, рецепты приготовления которых заимствованы у русских. Из молочных продуктов готовились традиционные напитки: айран, чегень, молочная водка - аракы, а также варенец, сыры, сметана и др.

 

 Существенное место в духовной культуре Телеутов занимает фольклор. Наиболее монументальный жанр фольклора Телеутов - героический эпос ("Алтай Куучун", "Козийка и Баян-Слу" и др.). Исполнителями эпических произведений были сказители - "кайчы". Распространены исторические предания, освещающие события времён телеутско-джунгарских войн, и пр.

Link to comment
Share on other sites

2f44550da218b5b70f8cf35e674c6e1d.jpg

Кеты

Факты:

Численность в РФ - 1219 человек

Основной регион - Красноярский край

Родной язык - кетский

Истоки - нижнее и среднее течение Енисея

КЕТЫ, кет (самоназвание - "человек"), кето (неправильное местное), остяки, енисейские остяки, енисейцы (устаревшее), народ в России, живет в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами.

По данным Переписи населения 2002 года в России живет около 2 тысяч кетов. По данным Переписи 2010 года - 1219.

Язык кетский енисейской группы палеоазиатской семьи

Link to comment
Share on other sites

Исконными занятиями были рыболовство, охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь. С развитием товарных отношений первое место заняла пушная охота (на соболя, белку и др.).

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере, были предметом обмена. Женщины выделывали шкуры (животных, птиц и рыб) и бересту, изготовляли из них одежду, предметы утвари.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐºÐµÑÑ

Традиционное изобразительное искусство - вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

Сохранялись традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. Шаманство у Кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказания.

Link to comment
Share on other sites

Большая часть территории, где живут кеты, входит в зону тайги. Левобережные районы и южная часть правобережья изобилуют смешанным хвойными лесами (кедр, ель, лиственница), которые являются ценными охотничьими угодьями. В северной части района тайга уступает место лесотундре и тундре. Енисей является главной связующей артерией района, а реки Подкаменная Тунгуска, Елогуй, Бахта, Сургутиха, Пакулиха наряду с крупными озерами (Налимье, Мундуйское и т. д.) — основными рыбопромысловыми водоемами.

ÐаÑÑа ÑаÑÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐµÑов

Название «кеты» происходит от слова кет — «человек». Оно утвердилось в русском языке с 20-х годов текущего столетия. До этого кеты были известны под наименованиями «остяки», «енисейские остяки», «енисейцы». Остяками кетов называли русские служилые люди в XVII в. по аналогии с угроязычными обскими остяками — хантами. Так же именовали и самодийскоязычных селькупов (которых в научной литературе называли еще и остяко-самоедами). Такое распространение одного этнического термина на три разных народа вносило путаницу в научную литературу, мешало практической работе на местах (Тугаринов, 1927, стр. 5; Долгих, 1934, стр. 41, 42). В настоящее время старый этноним — остыган, сохраняется в качестве самоназвания среди части пожилых людей, подавляющее же большинство их именует себя кетами.[4]

Link to comment
Share on other sites

Кетский язык занимает изолированное положение и не входит ни в одну родственную группу языков Северной Азии.[12]

Он агглютинативно-аффиксального типа со слабым проявлением внутренней флексии. Своеобразие языка состоит в том, что слово- и формообразование в нем происходят не посредством какого-либо одного приема аффиксации (суффиксов, префиксов или инфиксов), а почти в равной степени всеми тремя способами. Другой особенностью кетского языка, отмеченной лингвистами начиная с М. А. Кастрена, но детально изученной только в последнее время, является способ выражения грамматического рода в виде трех именных классов — мужского, женского и класса вещей. Наконец, следует отметить третью особенность языка: исключительное многообразие глагольных форм (Дульзон, 1962д; Крейнович, 1961, 1963а).

Еще М. А. Кастрен выделил в кетском языке два диалекта (им- батский и сымский), значительно отличающихся друг от друга в области фонетики, морфологии и лексики (Castren, 1858). Эта классификация не утратила своего значения до настоящего времени.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐºÐµÑÑ

В современных лингвистических исследованиях утверждается, что подавляющее большинство кетов в настоящее время говорит на имбатском диалекте, который подразделяется на говоры в зависимости от места проживания их носителей (говор курейской, елогуйской, сургутинской и других групп). Сымский диалект сохраняется у очень небольшого числа кетов (поселки Ярцево и Ворогово). Лингвисты отмечают интенсивное смешение различных говоров внутри территориальных групп, вызванное зна­чительными перемещениями семей и отдельных лиц за последние десятилетия (Дульзон, 19646; Вернер, 1966в).

Link to comment
Share on other sites

Согласно переписи 1959 г., кетский язык назвали родным 786 человек (Итоги Всесоюзной переписи, 1963, стр. 302). Большинство кетов хорошо владеет русским языком, многие, кроме того, знают селькупский и эвенкийский.[13]

Кеты издавна привлекают внимание широкого круга ученых. Интерес к кетской проблеме обусловлен прежде всего особенностями языка, его изолированным положением. Было высказано немало гипотез о происхождении народа. Первоначально этно-генетические теории строились исключительно на лингвистическом материале. Значительно позже стали анализироваться этнографические данные. И только в самое последнее время Сделаны попытки комплексного исследования проблемы с привлечением антропологии, археологии, топонимики. Этот процесс постепенного расши­рения источников хорошо заметен при хронологическом сопоста­влении научной литературы.

Ниже дается краткий обзор источников и истории изучения кетов.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐºÐµÑÑ

Наиболее ранними источниками являются официальные исторические документы XVII в., периода проникновения и утверждения русских на территории обитания предков кетов: отписки воеводских канцелярий, ясачные ведомости, донесения, грамоты и др. С появлением в русских поселках церквей и началом крещения коренного населения такими источниками становятся церковные документы (метрические книги и пр.). Эти материалы содержат сведения о расселении, численности, родовых и территориальных названиях отдельных групп, взаимоотношениях с другими народами и этническими группами. Большое значение они имеют для изучения родо-племенной культуры, экзогамии и прочих сторон социальной жизни народа

ÐоÑожее изобÑажение

Link to comment
Share on other sites

Широкую известность получили сравнительные словари Л.-С. Далласа. Собственно кетский язык (язык инбаков) в них правильно объединяется с языком асанов, котовцев, пумпоколов (кетское население верхней Кети; см. ниже), но отнесен к самоедской группе. Георги повторяет данные Гмелина о сходстве языка кетов с южносибирскими группами, отмечает близость хозяйственного и культурно-бытового уклада енисейских и обских остяков (угров, — Е. А.), говорит о кузнечном мастерстве кетов и т. д.

Таким образом, ранние источники образуют обширный материал для изучения прошлого кетов.

ÐоÑожее изобÑажение

Вышеназванный материал, в значительной степени уже выявленный и исследованный советскими учеными, представляет большой интерес и ждет дальнейшего сравнительного анализа с данными современной кетской этнографии.

Началом научного изучения истории и языка кетов и первых этногенетических гипотез явился XIX в. Уже в первой половине XVIII в. (1823—1831 гг.) губернатором вновь образованной Енисейской губернии А., П. Степановым было осуществлено подробное описание губернии. Во второй части сочинения выделен особый - этнографический раздел о народах ее населяющих.

Link to comment
Share on other sites

Используя исторические и лингвистические данные предшественников (Страленберга, Фишера, Спасского), Степанов подчеркивает языковую специфику енисейских остяков-кетов среди соседнего населения Западной Сибири и выдвигает гипотезу об их уйгурском происхождении. В доказательство своей теории Степанов приводит записанное им предание о продвижении кетов с запада на р. Таз: «от заката солнца на восток» (1835, стр. 41).[20] В работе называются четыре волости кетов, а также родовые подразделения сымской группы. Кроме того, Степанов (правда, в очень общей форме) говорит о хозяйственно-бытовом укладе кетов того времени, свадебном обряде, одежде и т. д. Несмотря на малочисленность, эти данные представляют несомненный исторический интерес. Некоторые из них были повторены затем в изданиях, по­явившихся во второй половине и конце XIX в., в частности в из­вестной книге М. Ф. Кривошапкина.

Прежде чем перейти к этим работам, остановимся на характеристике научной деятельности и ее роли для изучения прошлого кетов широко известного финского ученого М. А. Кастрена.[21]

1389037588_ket.jpg

В течение нескольких лет (1845—1849 гг.) Кастрен занимался сбором материалов по ряду северных и южносибирских народов. Около двух лет ученый находился в непосредственной близости от Туруханска и работал среди кетов в поселках Анциферово, Назимово, Бахте и Верхне-Имбатском. В Южной Сибири особое внимание Кастрена привлекло население Агульского улуса (на притоке Кана), где ему удалось выявить нескольких человек, говоривших по-коттски.

Link to comment
Share on other sites

Одним из первых советских специалистов по кетам был Н. К. Каргер. В 1928 г. он по заданию Академии наук выехал в Туруханский район. Цель его поездки заключалась в изучении этнографии, языка, хозяйственного и культурного положения кетов. Собранный лингвистический материал дал ему возможность со­ставить краткий очерк грамматики кетского языка, а также подготовить букварь (Каргер, 1934). Н. К. Каргер произвел также значительные фонографические записи, включающие песни и шаманские камлания (Дульзон, 19646, стр. 6). Ему же принадлежит обстоятельная статья о кетском оленеводстве, в которой, кроме характеристики системы и состояния этой отрасли хозяйства, даны практические рекомендации (Каргер, 1930).

К сожалению, другие этнографические материалы Н. К. Картера остаются неизвестными. Но о том, что он был глубоким и знающим исследователем, говорят его очень полные вещевые и иллюстративные собрания, хранящиеся в МАЭ.83 Эти коллекции являются одним и (основных музейных источников для всех, кто изучает этнографию кетов.

image.jpeg.83c11e65448f82f66019e6caeef7c19d.jpeg

Материалы Н. К. Каргера были использованы В. Г. Богоразом и включены в статью, посвященную памяти М. А. Кастрена. Характеризуя значение материалов Кастрена для выявления: южно-сибирских связей кетов, В. Г. Богораз называет и возможный путь продвижения (р. Кеть — совпадение гидронима и названия народа). В. Г. Богораз связывает кетов с динлинами исходя из самоназвания денг (динг) — «люди» (1927а, стр. 94). Динлинская теория происхождения кетов, известная из более ранних работ (Деникер, 1902; Грум-Гржимайло, 1909, 1926) и получившая поддержку В. Г. Богораза, до настоящего времени еще фигурирует в исследованиях отдельных специалистов

Link to comment
Share on other sites

3ab518cf4544749e15e176d1dbd13fe7.jpg

Юкагиры

Факты:

Численность в РФ - 1603 человека

Основной регион - Республика Саха (Якутия)

Родной язык - юкагирский

ЮКАГИРЫ, одул, вадул (самоназвание - "могучий, сильный"), этел, этал (чукотское), омоки (устаревшее русское), народ в Российской Федерации.

По данным Переписи населения 2002 года в России живет 2 тысячи юкагиров. По данным Переписи 2010 года - 1603. Живут в Нижнеколымском (тундровые юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные юкагиры, или одул) районах Якутии, а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области.

Говорят на изолированном юкагирском языке.

В основном православные.

Основные традиционные занятия - полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые юкагиры), лося, оленя и горного барана (таёжные юкагиры), у таёжных юкагиров - также озёрное и речное рыболовство, у тундровых - транспортное оленеводство.

Link to comment
Share on other sites

Юкагиры — самый загадочный народ России, язык которого не понимает никто

 

Юкагиры — самый загадочный народ России, язык которого не понимает никто

Носители этого языка — юкагиры, которые по праву считаются одним из самых загадочных народов нашей страны. Все дело в том, что их язык во многом уникален. Большинство лингвистов выделяет его в отдельную языковую семью, а родственных ему не найдено ни в одном регионе мира. Язык ближайших соседей совсем не похож на юкагирский, и даже сам язык имеет две разновидности, существенно различающиеся между собой.

 
Link to comment
Share on other sites

Юкагиры — самый загадочный народ России, язык которого не понимает никто

Юкагиры обитают на бескрайних просторах севера Сибири. Их предки пришли сюда тысячи лет назад и приспособились к жизни в этих суровых условиях. Большая часть этого народа сегодня сосредоточена на северо-востоке Якутии (Нижнеколымский улус), а остальные проживают в Магаданской области и Чукотском автономном округе.

 
Юкагиры — самый загадочный народ России, язык которого не понимает никто

 

 
Link to comment
Share on other sites

Некоторые юкагиры сегодня проживают в городах, а те, что ведут традиционный образ жизни, заняты охотой, рыболовством и разведением оленей. Численность этого народа, по последним данным, составляет около 1500 человек. Это довольно оптимистичные данные, учитывая тот факт, что в середине XX века количество юкагиров не превышало 500 человек.

Юкагиры — самый загадочный народ России, язык которого не понимает никто Тундровые юкагиры, фото 1902 года

 

 
Link to comment
Share on other sites

Юкагиры, по мнению ученых, являются одним из старейших народов Сибири. Некогда они обитали на обширных пространствах от Енисея до Дальнего Востока, но впоследствии были вытеснены другими этническими группами в северные регионы.

Как полагают генетики, юкагиры долгое время находились в генетической и языковой изоляции от враждебных соседей, поэтому их язык и является столь уникальным.

Юкагиры — самый загадочный народ России, язык которого не понимает никто

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Sad
      • 138 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
      • 123 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
        • Upvote
        • Like
      • 240 replies
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
        • Facepalm
      • 15 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
        • Facepalm
        • Downvote
        • Haha
      • 151 replies
    • И опять Помогите))
      Девочки форума....кто может откликнитесь
      все все все...мне нужна ваша помощь....
      У дочери день варенье в понедельник, меня поставщики подвели, заказала костюм  Чуи(на вайлдберис) вобщем отказали ...
      А она у меня ужасная анимешница, вобщем решила сама смастерить ей костюм , благо не очень тяжёлый ...
      У меня есть пальтишко, портниха онун астарыны дейишечек, шляпку куплю , брюки черные и сарочка есть, остаётся только два элемента, серая жилетка и короткий пиджачок, серая жилетка может у кого то от костюма остался, могу купить, или за шоколадку взять, а что делать с пиджаком? Моя портиниха отказалась((( говорит переделать нет проблем , а новый сшить нет ...
      Очень мало времени ....помогите, можно и советом...
      По магазинам не могу пройтись с работы в 6 выхожу...могу успеть только в один но только если точно знать что могу купить , что надо
        • Like
      • 18 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...