Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Кто мы есть такие азербайджанцы?


Recommended Posts

4 hours ago, Дед_Мазай said:

то есть автор хочет сказать что первые питекантропы уже априори были тюрками?

Они таковыми и остались, судя по моим соседям. Я никак не могу понять причину их вандализма.

  • Like 3
  • Upvote 2
  • Downvote 6
Link to comment
Share on other sites

 В Азербайджане как проживали цыгане так и проживают, а  армяне своих цыган  ассимилировали. По гаплогруппе  они есть, а на самом деле как уверяют сами армяне, их нет, ни одного. :biggrin: 

 

Как цыганская музыка становится армянской.

 

http://www.hayweb.ru/news/culture/1159-na-flamenko-povliyala-armyanskaya-muzyka.html

 

«Я играл с персидскими музыкантами, я играл с армянскими музыкантами,– говорит Адам дель Монте.– Я имею в виду, что испробовал в Лос-Анджелесе все, что имеет музыкальный резонанс и культурное отношение к фламенко. Все эти культуры имели непосредственное или отдаленное влияние на фламенко. Людям в голову не придет, что армянская музыка оказала влияние на фламенко, но каким-то странным образом она вполне могла иметь влияние, потому что, когда цыгане направлялись в Испанию, они проходили через Армению и оставались там некоторое время. Вы слушаете армянский канон, на котором играют только женщины, и видите очень четкую модель булерии, специфическую форму фламенко, то есть именно то, что играют эти армянские женщины. Просто поразительно, как это похоже,– на самом же деле это не просто похоже, а то же самое. Только булерия более развилась под влиянием других культур – африканских, индийских, испанских… Но, безусловно, есть армянский след».

 

Фламенко.

 

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Чтобы не мучились. Не надрывались недруги.:biggrin:   

 

http://grozan.ru/kavkaz-2/istoriya-balkarii-i-karachaya/ischez-li-shumerskij-yazyk/

 

 ИСЧЕЗ ЛИ ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК?

 

 

…Карачаево-балкарский язык — «мал зо­лотник, да дорог» с точки зрения методологии изучения языка, в первую очередь языков ту­рецкой системы.

А. К. Боровков

«Да, исчез», — утверждают все справочные издания и выводы круп­нейших исследователей древних языков Передней Азии [280; 315]. Это положение иллюстрируется следующими словами ведущего советского специалиста по языкам Древней Передней Азии И. М. Дьяконова: «Нет, по­жалуй, такой семьи языков на земном шаре, с которой не пытались генети­чески связать шумерский [4] язык». Признавая структурную близость ряда кавказских языков с шумерским, он продолжает: «Но как бы значитель­на ни была эта структурная близость, она не свидетельствует о родстве, пока нельзя выявить и материальную близость» [102, с. 84]. Материальную близость словарного фонда шумерского и ряда тюркских языков доказы­вали виднейшие специалисты прошлого по истории и культуре народов Передней Азии. Однако и их выводы считаются основанными на ошибоч­ном чтении или толковании шумерских слов, «на внешнем сходстве звуча­ний, не составляющих систему» [102, с. 84]. Таким образом, современная наука о языках Древней Передней Азии приходит к заключению: «При нынешнем состоянии наших знаний ни материал грамматических фор­мантов шумерского языка, ни материал таких слов основного словарного фонда, как числительные, термины родства, названия частей тела и т. п., не обнаруживают никаких систематических соотношений с аналогичным материалом других языков… Поэтому в настоящее время шумерский язык приходится считать изолированным, и родство его с каким бы то ни было другим языком — неустановленным» [102, с. 84].

Однако еще в 1975 г. была высказана гипотеза о том, что «состояние нынешних знаний и лексический материал, содержащийся в статье И. М. Дьяконова, позволяют установить культурное родство шумерского с ныне живыми тюркскими языками» [226, с. 230].

Но каким образом шумерские слова сохранились в тюркских языках? Единственным ответом, как мы видели выше, служит утверждение о том, что это «случайные созвучия». Это не совсем так потому, что совпадают и смысловые значения слов. Встает другой вопрос: почему же столь рази­тельные и буквально совпадающие по смыслу «созвучия» обнаруживают­ся в основном в тюркских языках?

Для того чтобы сделать попытку понять это, нужно обратиться к специфи­ке исторических отношений между «Европой и Азией», долго олицетво­ряемой представлениями об извечной военной опасности и культурной отсталости кочевников, в том числе и тюркоязычных. Постулат этот родил­ся давно.

Там постарались отгородиться от тюрков Китайской стеной в 3 тыся­чи километров, здесь воздвигли Железные ворота (Дербент). Передняя Азия и Ближний Восток были прикрыты неприступными твердынями Кавказских гор и Черным морем. И лишь на севере Каспия, в низовьях Итиля и Яика, гуляли сквозняки и взвивались в вихре этнические перета­совки. Европейские и восточные источники полны описаний мощных про­рывов тюркских племен через отмеченные преграды. Походы их через Дербент и Дарьял не раз потрясали Переднюю Азию в первых веках н. э. [32, с. 40-67].

В результате этих событий только племена, находившиеся на гребне пер­вых азиатских волн, могли осесть на Кавказе и у дербентских стен. А таковы­ми могли быть гунно-болгары, сабиры и предки хазар, сыгравшие большую роль в этнической истории тюркских народов Северного Кавказа. Именно эта ветвь тюркских племен входила в первые контакты с переднеазий — скими и индоевропейскими языками. Не эта ли ранняя связь и смешение делали язык болгар и хазар, по словам средневековых авторов IX-X вв., непонятным другим тюркам [37, с. 37, 509]. Может, поэтому они считали болгар особым родом тюрок, из-за их большой смешанности с другими этническими группами? Исследования советских ученых уводят пред­ков болгар в сарматский мир низовьев Волги и Северо-Восточные степи Казахстана [91, с. 131-148; 260, с. 10]. Хазары же, только в VIII в. перенесшие свою столицу на Итиль из Дагестана, по заключению В. В. Бартольда, во­обще «народ неизвестного происхождения» [37, с. 37, 597]. Ничего опре­деленного о происхождении хазар не говорит и крупнейший хазаровед М. И. Артамонов, кроме констатации того, что хазары в бассейне Волги появились задолго до VI в., т. е. до возникновения Тюркской империи [32]. Но вопрос, когда и откуда они появились, остается открытым.

Все это заставляет более внимательнее отнестись к почти буквальному фонетическому и смысловому тождеству шумеро-тюркских терминов, ко­торые приводят исследователя к выводу о том, что «совпадения форм и смыслов — системны и потому не случайны» [226, с. 230].

Касаясь шумеро-тюркских лексических схождений, мы всецело при­держиваемся чтений, толкований и переводов шумерских слов, принятых М. И. Дьяконовым и другими специалистами по переднеазийским языкам. Мы обращаем внимание на ряд балкаро-карачаевских нарицательных имен, которые, на наш взгляд, представляют наибольший интерес, как не встречающиеся в других тюркских языках.

У балкаро-карачаевцев слово «мать» произносится амма, в умень­шительно-ласкательной форме — амма + ка, а слово «отец» соответствен­но — ата и ата + ка. Дедушка у балкарцев и карачаевцев звучит как аппа, уменьшительно-ласкательно — аппа + ка, а бабушка соответственно — буба и буба + ка. Обращает на себя внимание тот факт, что форма аппа + ка, буба + ка, амма + ка и многие другие образованы с помощью ласкательно­уменьшительного форманта «ка».

Одни авторы формант «ка» считают древним западно-иранским, боль­шинство же полагает, что слова с этим формантом вообще не являются иранскими. Такой же спор идет относительно форманта «ук», «ука». В тра­диционном балкаро-карачаевском быту довольно обычны имена с этим формантом: Инал + ук, Баксан + ук, Бат + ука и др. Э. А. Грантовский пишет, что западно-иранские племена с именами на «ука» и «ка» проникали с се­вера, через Кавказ [101, с. 295]. В связи с этим выводом специалиста необ­ходимо отметить, что в балкаро-карачаевском языке существует и целый ряд личных уменьшительно-ласкательных имен: Биля + ка, Ариу+ка, Илляу + ка и другие, а также масса слов детской речи в той же форме, обозна­чающих части тела, предметы обихода, образ действия: ко + ка (ручка), ка + ка (ножка), бок + ка (шапочка), ук + ка (обнять), уу + ка (прогулка) и т. д.

В балкаро-карачаевском языке столь же распространенными формами являются «ак» и «акк», которые, по словам языковедов, также характери­зуют североиранские имена [101, с. 295]. Но в балкаро-карачаевском они характеризуют не только личные имена, но и в массовом количестве упо­требляются в названиях предметов, действий. Не будучи специалистом — языковедом, автор пользовался лишь разговорным балкаро-карачаевским языком, что, разумеется, всегда будет оставлять место для сомнений в оценке истинного тождества сравниваемых терминов. Дальнейшая раз­работка, подтверждение или опровержение — дело специалистов, но при­веденные материалы позволяют автору осторожно поставить вопрос: не является ли все это системой в балкаро-карачаевском языке, так как фор­манты «ка», «ак», «акка», «ука», «ук» охватывают не только личные мужские имена (а они очень подвижны), как в западно-иранском, но и пронизыва­ют всю систему и мужских, и женских, и нарицательных имен и названия частей тела, предметов обихода и быта, и служат для обозначения образа действия в пространстве и времени?

Высказываемые выше предположения базируются на целом ряде фак­торов:

I. Есть все основания полагать, что бездоказательно отброшено и за­быто в науке мнение Ф. Гоммеля, высказанное в начале XX в., о том, что «по своему языку народы Передней Азии принадлежат к трем обширным группам, раздельность которых может быть прослежена до самой ранней древности: сумеро-алтайской, алорадской и семитской… Остатки сумерий — ского языка дошли до нас в целом ряде волшебных формул и заклинаний… как разговорный живой язык, сумерийский, вероятно, перестал существо­вать уже очень рано». К шумеро-алтайскому он относит урало-алтайские языки и продолжает: «…с ближе всего подходящими к сумерийскому язы­ку тюркскими наречиями и языком монгольским мы, к сожалению, совер­шенно незнакомы за время до Р. X. Древнейшие памятники языков, так называемые древнетюркские надписи Южной Сибири и Монголии… воз­никли лишь в VIII в. по Р. X.» [100, с. 26]. Здесь необходимо заметить, что это письмо не «возникло лишь в VIII в.», а лишь найденные образцы текстов датируются этим временем. О существовании письменности еще у гуннов довольно определенно говорят письменные источники [245, с. 165-167].

Другой выдающийся ученый, виднейший востоковед, раскопавший в 1906-1907 гг. знаменитый архив хеттских царей Малой Азии, — Гуго Винклер в своей работе «Духовная культура Вавилона» писал, что «попытки на основании языка установить связь шумерийцев с другими известными группами народов и доказать их родственную общность пока кончались неудачей и, по-видимому, безнадежны». Как сказано было выше, к этому выводу ничего не добавил и И. М. Дьяконов. Но Винклер далее продолжал: «…поэтому все, что мы можем сказать о них, состоит в следующем: суме — рийцы — не семиты, и еще менее того индогерманцы… Язык их по своему строению тождествен кое в чем с языком тюркских народностей, однако это еще не доказывает их родства» [67, с. 14].

II. В середине XVIII в. до н. э. в Переднюю Азию хлынули из-за гор не­кие «горные жители», «обитатели гор», «горцы», «полукочевники», «ското­воды», именовавшие себя кассу и вошедшие в литературу и историю под именем касситы [67, с. 14; 68, с. 299-300]. Имя это образовано по тому же принципу, как от библейского Сима — семиты, от Борисфена — борисфени — ты, от Троглос — троглодиты и т. п. Они правили Вавилоном более 500 лет, тексты насчитывают 36 правителей из рода кассу, династия которых пре­кращается в XII в. до н. э. «К этому времени они совершенно вавилонизи — ровались. Всего правдоподобнее будет искать их родину во внутренней Азии, так что они действительно являются своего рода предшественни­ками тюрков и монголов» [67, с. 36]. В этой связи очень важно, что один из царей кассов носил имя Ага [100, с. 59-60]. Вполне допустимо предпо­ложение о связи имени кассу с китаизированным названием хазар — коса, восходящим к их самоназванию от слова каз — «кочевать» [32, с. 114; 366, с. 51]. А это, в свою очередь, рождает законный вопрос: так ли анахрони- стично сообщение грузинских летописей о нашествии хазар в Закавказье и Переднюю Азию еще в период до н. э. ? [178, с. 25-26]. Во время правле­ния кассов «отдельными областями правили цари или «отцы» (адда), при­чем власть… передавалась не от отца к сыну, а от дяди к племяннику (сыну сестры)… выражение «сын сестры» вообще означало «потомок», «член данного рода». Области Элама (возможно, соответствовавшие территори­ям первоначального расселения племен) находились под общей гегемо­нией верховного вождя» [68, с. 300-301]. В этой цитате из первого тома «Всемирной истории» наше внимание, во-первых, привлекает то, что сло­во адда, как и у тюркских народов, означает «отец», а во-вторых — передача власти племяннику по сестре. Поэтому в легенде о Саргоне упоминается дядя по матери — Ака, от которого он получил власть. Уместно заметить, что у тюрков, в том числе и у балкаро-карачаевцев, дядя по матери счита­ется самым почетным, близким и надежным родственником. Существует поговорка: «Когда заходит дядя по матери, то от радости задрожит даже центральный, опорный столб дома», а этот столб всегда олицетворял на­дежность и благополучие семьи. По общему признанию, «до сих пор нель­зя считать установленным, к какой группе языков можно отнести язык Элама», равно как и название самой страны [68, с. 224]. Но если правомер­но сопоставление Элама с территориями первоначального расселения племен, то можно вспомнить тюркское слово эл, которое уже в памятни­ке Кюль-Тегину означало «группа племен», «племенной союз», «государ­ственное устройство» или «самостоятельная государственная жизнь», а в балкаро-карачаевском языке употребляется в значении «село», «страна» [46, с. 50-51; 287, с. 42]. А термин элим в балкаро-карачаевском означает «мое село», «моя страна», что очень близко понятию: «территория перво­начального расселения племен». В языке балкарцев и карачаевцев это слово образовано с помощью притяжательного аффикса — м, как и слова: Адам+ым «человек мой», къыз + ым — «дочь моя», ага + м — «дядя мой» и многие другие.

III. Имена многих шумеро-аккадских и вавилоно-египетских богов бы­туют в балкаро-карачаевской среде как живые формы божественного заверения, клятвенных заклинаний, изречений, наговоров, т. е. в тех же формах, в каких дошел до нас шумерский язык, — «в целом ряде волшеб­ных формул и заклинаний, божественных песнопений, покаяний, псалмов и пр.» [100, с. 26].

Верховная богиня материнского рода, деторождения, родительница всего существующего — Инанна [100, с. 221] фигурирует в речи балкаро­карачаевских женщин наравне с именем Аллаха в слове ийнан, равно­значном русскому «ей-богу!». Кроме того, балкарцы и карачаевцы самую старшую в роде бабушку, прародительницу, называют термином ынна. Аккадские племена своих богов называли Бель. Билла у вавилонян — это был верховный бог земли [68, с. 304] и владыка воздуха [100, с. 32, 41]. Этот термин часто употреблялся у них в значении просто «бог» и приставлялся к именам отдельных богов, как, например, к имени бога Мардука — Бела Мардук (бог Мардук), Бил-Гамеш (бог Гамеш) [68, с. 305].

У древних египтян богом небесного свода, владыкой воздуха был Шу, равный вавилонскому Биллу [100, с. 41]. В балкаро-карачаевских божествен­ных заклинаниях часто употребляются выражения: Шибиляурсун! — «Пусть поразит Шибиля» (боги Ши и Биль), Билляхи! — «Ей-богу» (в речи мужчин).

Имя бога города Вавилона — Мардука, отличавшегося большой силой, отвагой и смелостью [175, с. 227-233], сохранилось у балкарцев и кара­чаевцев в воинственном, ободряющем восклицании «Эй, марджа!». Этот клич был известен еще и сарматским племенам, но попытки объяснить его с ирано-осетинского языка, как происходящий от слова марг — «яд» [179, с. 86], неубедительны, так как не соответствуют смыслу этого восклицания.

Слово марджа у балкарцев и карачаевцев употребляется очень часто и выражает просьбу: Кел, марджа, кел!; Айт, марджа?- «Приди, ради бога!»; «Скажи, ради бога!».

Имя богини любви и плодородия — Ишт, Иштар [68, с. 306; 175, с. 219] со­хранилось в речи балкаро-карачаевцев в виде восклицания: эшта-эшта!, равнозначного термину «о боже!». Возлюбленный богини Иштар вечно юный Тамуз — бог растительного мира — олицетворял собой умирающий и воскресающий мир [68, с. 221; 175, с. 229-232]. В балкаро-карачаевском языке слово тамуз имеет широкое семантическое поле и бытует во мно­гих значениях: в значении семени — тамызыкъ жокъ, тамызыкъ къурду (нет семени, исчезло семя), в значении живительной капли влаги — тамыз — тамычы, в значении корня жизни — жашауну тамызыгъы, в значении рас­топки для огня — подателя жизни — тамызыкъ. Все эти слова по смыслу совпадают с теми благами, которые олицетворял собой Тамуз.

По известной закономерности перехода звуков р/з в древнетюркских языках, и в болгаро-чувашском, в частности [111, с. 33-37], слово тамуз — тамыз легко понимается и как «корень» — тамыр. Каков корень, такова и растительность, растительный мир, божеством которого и выступает Тамуз. Не потому ли он возрождается из-под земли при помощи капель живой воды, которыми его окропила Иштар [175, с. 229-233].

При помощи упоминавшегося словообразовательного форманта «ук» от слова тамуз образуется термин тамузук, что буквально означает «для Тамуза», т. е. для семени, для размножения, для разжигания огня.

Соперница богини Иштар именуется Эришкигель. Она является «влады­чицей подземелья» и живет в своем жилище — иркалла [102, с. 51, 55, 69, 433; 175, с. 229-231]. В этом термине (названии подземного жилья — иркал­ла) нельзя не видеть тюркские слова up, ер — «земля» и кала — «крепость, город». Термином эришкигель называлось и владение этой богини. В этом названии бросается в глаза балкаро-карачаевское слово эришке — «на со­перничество, соревнование» (эриш — «соперничать») и эль, о значении которого мы уже говорили. Отсюда и имя соперничающей богини и на­звание ее владения (соперничающие: люди, села, страны, общины) вполне понятны балкарцу и карачаевцу.

 

Edited by Shtolts
  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Исследователи уже обращали внимание на возможную связь между шумерским термином дингир — «бог», «небо» и известным верховным бо­жеством тюркских народов — Дэнгир, Тенгир, Тенгри, Тангэр, Тангра [39, с. 239; 40, с. 66-68; 102, с. 16; 226, с. 241].

Насколько известно, до сих пор нет этимологии этого слова. Китайские источники называют его кок-тенгри, что приравнивается к термину «го­лубое небо» [90, с. 78]. С позиций балкаро-карачаевского языка, видимо, можно предложить следующую этимологию.

На балкаро-карачаевском термин кок-танг-эр означает «небо + заря + человек, мужчина». Отсюда имя будет — «небесной зари человек».

Поскольку многие тюркские этнонимы являются названием племен­ной тамги (герба) [226, с. 159], представляется возможным использовать этот факт и для дальнейшего разъяснения термина дэнгир — тангри. Как сама этимология термина, так и письменные источники свидетельствуют о том, что тангри был олицетворением вечного неба и солнца, создате­лем всех благ. По археологическим памятникам кочевников Евразийских степей давно установлено, что культ солнца и неба, олицетворенный в об­лике Тангри, изображался амулетами в виде креста в круге, т. е. символом солнца [232, с. 175]. В балкаро-карачаевском языке, с характерным ламб — даизмом тюркских языков р/л, слово «круг» звучит как дингир — дингил. Таким образом, тамгой, амулетом тангри был символ солнца, неба, беско­нечности — круг, или дингир.

IV. Обратимся теперь к лексическим шумеро-балкаро-карачаевским параллелям. Но при этом следует помнить, что европейские ученые, пере­водившие шумерские тексты и слова, не могли точно фонетически пере­дать значения шумерских слов. Даже в наши дни европейцам порой бы­вает очень трудно фонетически правильно произнести восточные слова, тем более фразы. С учетом этого естественного условия обратимся к ма­териалу.

1. В балкаро-карачаевском языке есть слово эн — «знак, указатель», а у шумеров должностное лицо, имеющее право созывать совет, принимать ре­шения или править, называлось энси [102, с. 47, 81; 68, с. 313]. На языке бал­карцев и карачаевцев энчи (энци) — «ставящий знак» образовано от слова эн с помощью словообразовательного афикса чи (ци), как и термины темир-чи (ци) — «кузнец», жыр-чы (цы) — «певец», мал-чы (цы) — «скотник», образован­ные от основы: темир — «железо», жыр — «песня», мал — «скот» и т. д.

2. У шумеров, а затем и ассирийцев лицо, возглавляющее судебную и административную деятельность, называлось укуллум [68, с. 313]. В бал­каро-карачаевском языке слово екюлюм означает «адвокат на судебном заседании».

3. «В законах Хаммурапи» слово мускин обозначает того, кто принад­лежит к покоренной части населения, т. е. кто занимает положение, соот­ветствующее положению римского вольноотпущенника, и не обладает земельной собственностью, не является полноправным гражданином. Отсюда развиваются дальнейшие значения: «нищий», «бедняк» и затем — «жалкий, больной» [67, с. 170-171]. Именно в этих значениях бытует у бал­карцев и карачаевцев термин мискун.

4. В Шумере, Аккаде и Вавилоне волю богов передавали людям специ­альные лица, которых «сохранившаяся до греко-римской эпохи традиция (у Диодора Сицилийского, II, 30) называет толмачами и глашатаями боже­ственной воли» [67, с. 86]. Слово толмач, как известно, общетюркское и происходит от корня тил — «язык».

И. М. Дьяконов пишет, что в шумерском языке, «например, не толь­ко знак «^» — «стрела», шумерское ти применяется для слова ти(л) — «жизнь», но и значок «Т» — «язык» (изображающий, по-видимому, кожа­ный язычок и первоначально соответствовавший шумерскому слову ем — «язык») применяется для передачи грамматической связки ме — «они, суть» [102, с. 47]. С позиций тюркских языков здесь очень важно заметить, что слово тил — шумерское «жизнь» означает «язык», и, вероятно, поэтому эти слова обозначались одним и тем же знаком. Шумерское слово ем — «язык» в балкаро-карачаевском означает «сосать» (емчек — «сосок»).

5. В одном документе сохранились женские имена [175, с. 288]. Приведем из этого списка только те, которые до сих пор бытуют в балкаро­карачаевской среде:

Шумерские Балкаро-карачаевские

Кали Гелля (келля) — мать, бабушка

Анна Ынна — нарицательное имя бабушек

Гана Гуна, Гуноу — женские имена

Гукакаша — мальчик, сын Кали Гуккаш — ласкательное имя ребенка

6. Шумерскому слову еден — «степь» исследователи приводят лишь та­кие соответствия, как «пол юрты», «низ юрты» в форме еден и адан. Нам представляется, что здесь больше подходит балкаро-карачаевское езен — «степь» с учетом закономерного чередования з/д в шумерском языке [226, с. 243].

7. Большой интерес представляют балкаро-карачаевские названия женщины — тиширыу и мужчины — эркегырыу, которые не известны дру­гим тюркским языкам. Название женщины состоит из шумерских слов ти и ши, означающих «жизнь», и ру — «воздвигать», «строить» или слова уру — «община» [102, с. 50; 226, с. 233]. Таким образом, балкаро-карачаевское название женщины полностью отражает роль и место женщины в про­должении рода человеческого — «дающая жизнь», «воздвигающая жизнь», «жизнь общины». А слово эркегырыу состоит из шумеро-тюркского эр «воин», «мужчина» с прибавлением шумерского угу — «род» или того же ру. Следовательно, балкаро-карачаевский термин означает «воздвигающий род», что очень близко понятию родоначальник.

8. Весьма интересен шумерский глагол тур, указывающий направление движения [102, с. 437]. В балкаро-карачаевском языке это слово образует большое гнездо выражений: «стой», «находись», «встань» — и повседнев­но бытует в сочетаниях, характеризующих направление движения: былай тур — «здесь стой (находись)», келе тур — «приходи чаще», бара тур — «ходи (туда) чаще», ерге тур — «встань», «вставай» и т. п.

9. Шумерское слово лу — «человек» [102, с. 51] у тюркских народов со­хранилось в форме улу, улан в значениях «сын», «молодец». Наряду с этим у балкаро-карачаевцев этот термин сохранился и в первоначальном, шу­мерском значении — «человек». Например, орус + лу — «русский человек», тау+лу — «горский человек» и т. п.

10. В шумерском языке удвоенные согласные основы прилагательных означают усиление качества. Например, слова: гал-гал — «большой- большой», «великий», бар-бар — «чисто белый», пар-пар — «светлый — светлый» и т. п. [102, с. 436], эта закономерность ясно прослеживается в балкаро-карачаевском языке: уллу-уллу — «очень большой», иги-иги — «очень хорошо», терк-терк — «очень быстро» и т. п.

11. В шумерском языке ме иногда означает местоимение «я», иногда употребляется как глагол «быть», иногда как грамматическая связка [102, с. 39, 63-64, 79]. В сочетании с не оно означает не-ме, т. е. «что (есть) что?». От этого сочетания происходит и слово наме — «имя» [226, с. 236, 241]. Столь же многообразно употребление частицы ме и в балкаро-карачаевском языке. Например, мен-ме — «это я», ким-ме — «кто я?», келген-ме — «я при­шел» и т. п. Далее, сочетание не-ме означает на балкаро-карачаевском, так же как и у шумеров, «что (суть) это?». Такое же сочетание употребляется и как грамматическая связка в разговорной речи в значении: неме — «что — то», «кто-то», в форме немеге — «кому-то», «куда-то», «во что-то» и т. п., а в форме неме бла означает «с чем-то», «с кем-то». Безусловно, эта частица заслуживает большого внимания языковедов.

12. Шумерское слово думу означает «потомство», «дитя». Этому слову соответствует общетюркское тума [102, с. 53, 55; 226, с. 231] и балкаро­карачаевское туум. Представляется возможным связать со словом думу, или дамы, тюркский термин дамы (р) — «корень». Не потому ли шумеры первородного сына называли даму-заг [102, с. 53], что равнозначно упо­минавшемуся балкаро-карачаевскому термину тамузук и его вариантам.

13. В массу шумеро-тюркских лексических схождений вплетаются и пе- реднеазийские тюркские топонимы, отмеченные еще Страбоном. Во вну­тренней части Малой Азии, на плоскогорье Киликийских тавр, на высоте 800-1000 м над уровнем моря простирается безводное солончаковое плато. Здесь расположены озера Туц-челлю, Кирили-гель (у Страбона — Кирилитас) [100, с. 15]. Эти топонимы состоят из тюркских слов: гель (гел — кель) — «озеро», туз — «соль», челл — «степь», кирили (кирли) — «грязный». Названия эти объ­ясняются тем, что в тех краях местность изобилует солеными источниками, в некоторых озерах соленость воды достигает 22 % [100, с. 19; 201, с. 345].

14. В добавление ко всему сказанному можно привести и целый ряд шумеро-балкаро-карачаевских лексических схождений, не требующих до­полнительных пояснений:

Шумерские слова Балкаро-карачаевские слова

аз — мало аз — мало

аба-ме — старейшина аппа — дед, аба — бабушка

ба-ба — предок баба — предки

бантаб — прижать малтаб — растоптав, помяв

габа — грудь габара — бюстгальтер, безрукавка

гажам — госпожа гажай-гажи — своенравная женщина

даим — постоянно дайым — постоянно

жар — класть жер — место

мужер — он кладет тебя муржар — подстилка

бе-та — из его, от него беттен — от его, от него

ме — я ме, мен — я

не — что? не — что?

му — он ру — забивать ер, ерен, ери — воин кура — страна

кур — подземное владение

калам — страна

ки — земля

руш — свирепый

сахарра — из пыли

ту — родить

туд — родился

таг — украсть

ед — выходи

жуб — лежать

чар — круг

хулше — радость

гусур — чертеж

гуруваш — слуга

угу — сверху

гаг — всаживать

сиг — удар

кен — широкий

сир — ткать

уш — три

уд — огонь

узук — длинный, высокий туш — опуститься, сесть

бу — этот, он ур — забивай, бей ер — мужчина

кура — создавай, кыра (л) — страна кер — могила

калам — мой город, моя крепость

кир — грязь

уруш — ругань, война

зыгъыр — песок

туу — родить

тууду — родился

таг — повесь, повесить

ет — проходи

жубан — нежится

чарх — круг, колесо

кюлсе — смеясь, смеяться

кужур — затейливый

карауаш — слуга

огары — выше, вверх, сверху

къакъ — всаживать, прибивать

сек — ругай; сокъ — бей (Автор.)

кенг — широкий

сыр — стегать

юч — три

от — огонь

узун — длинный, высокий тюш — опуститься

К этому списку следует добавить и ряд хурритских, эламских слов:

кути — охранять кад — сообщить сур — спешить куру — вновь

кютюу — пасти, следить къоду — глашатай сюр — гони къуру — повторно

Наш экскурс будет не завершен, если мы не обратим внимания на ряд словосочетаний и фраз шумерского языка в переводе И. М. Дьяконова:

15. В шумерском иги бар означает «глядеть» [102, с. 80]. Переводчик пишет, что бар не имеет самостоятельного значения. Возникает вопрос: если иги означает «глаз», то почему же тюркское слово бар — «есть» в этом сочетании не имеет смысла? Глядеть можно, если есть глаза. Именно это и подчеркивает фраза иги бар — «глаза есть».

16. Фраза у-на-ту (д) переводится как «если ему родился» [102, с. 66]. На балкаро-карачаевском это будет анга тууду, а на других тюркских — она тууды и означает «ему родился». Фраза у-на-ди (г) переводится как «пожа­луйста, скажи ему» [102, с. 67]. На балкаро-карачаевском это будет: анга де, на других тюркских — она де, т. е. «скажи ему».

17. Фраза е-егар-та ба-ра-е-ди переведена как «из дома и стен он дол­жен выйти вон» [102, с. 69]. По балкаро-карачаевски эта фраза звучит так: Эогартынбараеди, что означает: «Дома выше он шел» (выше дома он шел). В этой фразе привлекает внимание буквальное совпадение слов бара еди «он шел, выходил, проходил».

18. В надписи правителя Лагаша Энтемена (XXV-XXIV вв. до н. э.) есть фраза, удивительно совпадающая с закономерностями балкаро-кара­чаевского языка. Имеется в виду фраза даммара, едаак, означающая «вой­ну сделаем» [102, с. 430]. Бросается в глаза тождество тюркского эдаак (этеик) и шумерского едаак, т. е. «сделаем». Эта шумерская фраза стоит в ряду таких балкаро-карачаевских выражений, как уруш етеик, чабыул етеик, качхан етеик, т. е. «войну сделаем», «набег сделаем», «бегство сде­лаем» и т. п.

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Shtolts сказал:

гажам — госпожа гажай-гажи — своенравная женщина

 

теперь понятно откуда гыжы
 

 

В Киеве раньше жил очень известный доктор Караваев 
Он тоже шумер которые произошли от азербайджанцев ...

Кара ( черный )

Вай ( вай вай - секта местных скандалистов зурналистов ) 

ев  ( дом ) 

В итоге Караваев с шумерского переводится как - Черный , сбежавший из дома/секты тамошних скандальных зурналистов 
Йазых гара оглан видимо еще и быстро бегал 

                                

  • Thanks 1
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, Ontolog сказал:

Формула проста:
Шумеры - тюрки,
Аккады - семиты,
Персы - санскриты (Индостан).

Скорее наобарот, то есть турки шумеры и т.д., кстати а великие Укры в курсе? Они ведь себя называли потомками шумеров. А до шумеров кто был, кто их предки, наука дальше вроде ничего не гласит? И зачем вообще всё это нужно, то есть кто древнее, неужели остальные вылупились позже и у них не было предков? 

  • Thanks 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

46 minutes ago, Banzay said:

И зачем вообще всё это нужно, то есть кто древнее, неужели остальные вылупились позже и у них не было предков? 

Вопрос не в том, кто древнее.

Вопрос в том, что за 200 лет антиазербайджанской и в частности антитюркской пропаганды придумали алтайскую версию, что азербайджанцы тюркского происхождения (большинство населения) не коренные жители Азербайджана. Это, в том числе, послужило теоретической основой для армянской захватнической политики, а также известных сепаратистских движений, которые принимали фейковую версию за чистую монету, а когда им приводили несоответствия глубоко возмущались.

С восстановлением государственной независимости, вскрылись очень многие, тщательно скрываемые до сих пор детали, свидетельствующие о том, что азербайджанцы тюркского происхождения являются автохтонами на своей земле, и наряду с другими, малочисленными этническими группами, составляют основу азербайджанского народа.

Edited by Ontolog
  • Like 1
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Ontolog сказал:

азербайджанцы тюркского происхождения являются автохтонами на своей земле, и наряду с другими, малочосленными этническими группами, составляют основу азербайджанского народа.

 

А есть данные по последовательности переселения народов и народностей в Азербайджан?

Link to comment
Share on other sites

11 минуту назад, Ontolog сказал:

С восстановлением государственной независимости, вскрылись очень многие, тщательно скрываемые до сих пор детали, свидетельствующие о том, что азербайджанцы тюркского происхождения являются автохтонами на своей земле

 

Из всех свидетельств тому что азербайджанцы являются аборигенами,т.е. не переселявшимися откуда-либо (из Алтая,Ирана или Средней Азии),какое наиболее весомое и убедительное?

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Ontolog сказал:

Вопрос не в том, кто древнее.

Вопрос в том, что за 200 лет антиазербайджанской и в частности антитюркской пропаганды придумали алтайскую версию, что азербайджанцы тюркского происхождения (большинство населения) не коренные жители Азербайджана. Это, в том числе, послужило теоретической основой для армянской захватнической политики, а также известных сепаратистских движений, которые принимали фейковую алтайскую теорию за чистую монету, а когда им приводили несоответствия глубоко возмущались.

С восстановлением государственной независимости, вскрылись очень многие, тщательно скрываемые до сих пор детали, свидетельствующие о том, что азербайджанцы тюркского происхождения являются автохтонами на своей земле, и наряду с другими, менее малочосленными этническими группами, составляют основу азербайджанского народа.

Спасибо за разъяснение, у вас есть информация о том, что на территории нынешнего северного Азербайджана до 9 века кто то говорил или же кто то, что то написал на тюркском? И потом, какая сейчас разница, у нас с армянами следующие отношения, они фактически захватили наши земли, нам нужно отвоевывать. Если начнем доказывать. кто здесь был раньше кроме тафталогии никчему не придем. Мы были раньше, но доказывать смысла нет, в международной практике это роли не играет. 

Link to comment
Share on other sites

Можно  почти 30 лет терпеть армян на своей земле и при этом выводить происхождение азербайджанцев хот от шумеров,хоть от древних египтян или еще от кого по древнее.

А можно как Израиль  находится в окружении арабских стран еще и создавать свои поселения. Все зависит от выбора.

Link to comment
Share on other sites

22 minutes ago, Banzay said:

Спасибо за разъяснение, у вас есть информация о том, что на территории нынешнего северного Азербайджана до 9 века кто то говорил или же кто то, что то написал на тюркском?

И потом, какая сейчас разница, у нас с армянами следующие отношения, они фактически захватили наши земли, нам нужно отвоевывать. Если начнем доказывать. кто здесь был раньше кроме тафталогии никчему не придем. Мы были раньше, но доказывать смысла нет, в международной практике это роли не играет. 

Как араб двумя словами разрушил большую ложь о тюрках Азербайджана

Это один из фактов, есть и много других интересных исследований.

С армянами мы этот момент прохлопали по причине того, что советские историки нашей Академии, которые обязаны были  армянские псевдоисторические вбросы опровергать на корню, просто молчали в историко-информационной войне.

Информационная война зачастую предшествует реальной; для отвоевания тоже должна вестись соответствующая инфо-подготовка, в том числе на базе опровержения застарелых псевдо-исторических мифов.

А также для профилактики способных стать потенциальными.

 

Edited by Ontolog
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Сам видел как один Сураханский гагаш грузчик разговаривал с индусским пилотом в аэропорту. Оказывается у Сураханцев есть свой язык почти такой же как Хинди.

А вообще в  последннее время очень много подобных тем и это не хорошие темы ведущие к разобщенности общества. 

В соседнем Дагестане вообще должны поубиваться, там у них около 30 национальностей, но нормально живут.

Здесь все четко Азербайджанцы, на севере Лезгины и Аварцы и на юге Талыши, ан нет, давай копать и пытаться поунижать азербайджанца, может он шумер, может цыган, индус и.т.д.

Не хорошо все это..

  • Thanks 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

38 минут назад, Ontolog сказал:

Вопрос не в том, кто древнее.

Вопрос в том, что за 200 лет антиазербайджанской и в частности антитюркской пропаганды придумали алтайскую версию, что азербайджанцы тюркского происхождения (большинство населения) не коренные жители Азербайджана. Это, в том числе, послужило теоретической основой для армянской захватнической политики, а также известных сепаратистских движений, которые принимали фейковую версию за чистую монету, а когда им приводили несоответствия глубоко возмущались.

гёпологией занимаетесь нагло 
 

 

22 минуты назад, Banzay сказал:

Если начнем доказывать. кто здесь был раньше кроме тафталогии никчему не придем.

тогда придется признать право на земли тех кто там жил до прихода тюрков и последующего прихода хаев 
 

 

6 минут назад, Ontolog сказал:

С армянами мы этот момент прохлопали по причине того, что советские историки нашей Академии, которые обязаны были  армянские псевдоисторические вбросы опровергать на корню, просто молчали в историко-информационной войне.

прохлопали сначала по причине "спячки" местного мвд и кгб когда они деньги в фонды при сысыре собирали , а потом из за борьбы за власть всех против всех 
Остальное тоже наглая гёпология из разряда шумерства 

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Ontolog сказал:

Как араб двумя словами разрушил большую ложь о тюрках Азербайджана

Это один из фактов, есть и много других интересных исследований.

С армянами мы этот момент прохлопали по причине того, что советские историки нашей Академии, которые обязаны были  армянские псевдоисторические вбросы опровергать на корню, просто молчали в историко-информационной войне.

Информационная война зачастую предшествует реальной; для отвоевания тоже должна вестись соответствующая инфо-подготовка, в том числе на базе опровержения застарелых псевдо-исторических мифов.

А также для профилактики способных стать потенциальными.

 

Я извиняюсь, какие два слова, там их очень много? А с армянами нужно воевать, историю обсуждать не стоит. Индейцам не нужно доказывать, кто был аборигеном в Америке, все знают, но толку то.. 

  • Thanks 2
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Banzay сказал:

Индейцам не нужно доказывать, кто был аборигеном в Америке, все знают, но толку то.. 

индейцы не в курсе что до их предков там жили предки некоторых форумчан которые это доказывают по двум буквам из алфавита любого народа

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

10 minutes ago, Тахир said:

Интересная статья про Армению.А есть статья про Арцах?

Несчастные хайские идеологи думают, что имеющие азербайджанскую этимологию топонимы "Арцах" (Ər-Sak - мужественные Саки - древнетюркские племена) и Севан (Sevən - любящий) лучше, чем имеющие азербайджанскую же этимологию топонимы Карабах и Гёйча?

  • Like 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Banzay сказал:

Скорее наобарот, то есть турки шумеры и т.д., кстати а великие Укры в курсе? Они ведь себя называли потомками шумеров. А до шумеров кто был, кто их предки, наука дальше вроде ничего не гласит? И зачем вообще всё это нужно, то есть кто древнее, неужели остальные вылупились позже и у них не было предков? 

 Великие укры оказались не так уж и велики, у них всё полностью совпадает  с обычными русскими  людьми. Что лучше быть великими в прошлом или великими в настоящем дело личного предпочтения.)

На первый взгляд вы правы, для чего это нужно. Представьте ,что вы не той национальности которой себя считали, а вы еврей? Думаю у вас сразу появится интерес к теме  - кто древней и умней.)

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

19 minutes ago, kiev said:

прохлопали сначала по причине "спячки" местного мвд и кгб когда они деньги в фонды при сысыре собирали...

Вы правы, многие тутошние переселенцы армяшки платили долю в Крунк, улыбаясь в лицо азербайджанцам. Потом разъехались по разным городам (Киев, Ставрополь ...) и также лицемерно улыбаясь пишут гадости в адрес азербайджанцев.

  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Shtolts сказал:

 Великие укры оказались не так уж и велики, у них всё полностью совпадает  с обычными русскими  людьми. Что лучше быть великими в прошлом или великими в настоящем дело личного предпочтения.)

На первый взгляд вы правы, для чего это нужно. Представьте ,что вы не той национальности которой себя считали, а вы еврей? Думаю у вас сразу появится интерес к теме  - кто древней и умней.)

Чисто спортивный, по детски, так и есть, но некоторые за это готовы горло друг-другу перерезать. Я видел страсти когда играли в нарды, в домино, так вот это то же самое), мы же взрослые люди. Каждый раз находится новый, самый вандамистый брюс ли, который старается доказать всем остальным на самом деле недоказуемое. 

  • Like 1
  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Ontolog сказал:

Вы правы, многие тутошние переселенцы армяшки платили долю в Крунк, улыбаясь в лицо азербайджанцам. Потом разъехались по разным городам (Киев, Ставрополь ...) и также лицемерно улыбаясь пишут гадости в адрес азербайджанцев.

Один обломян чего стоит или те которые  его лайкают выдвигая  на вершину лайкнутых. До него первые позиции занимали обычно люди действительно эрудированные  или интеллектуальные. 

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Banzay сказал:

Чисто спортивный, по детски, так и есть, но некоторые за это готовы горло друг-другу перерезать. Я видел страсти когда играли в нарды, в домино, так вот это то же самое), мы же взрослые люди. Каждый раз находится новый, самый вандамистый брюс ли, который старается доказать всем остальным на самом деле недоказуемое. 

Я вам пример привёл из своей жизни. Такая история была с моим другом. Он рос без отца и всегда считал себя русским.  Далее  как развивались события я думаю вы догадались из моего раннего сообщения.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

6 minutes ago, Banzay said:

Чисто спортивный, по детски, так и есть, но некоторые за это готовы горло друг-другу перерезать. Я видел страсти когда играли в нарды, в домино, так вот это то же самое), мы же взрослые люди. Каждый раз находится новый, самый вандамистый брюс ли, который старается доказать всем остальным на самом деле недоказуемое. 

Все эти споры не стоят выеденного яйца, конечно, все люди произошли от Адама и Евы, а затем, после потопной перезагрузки от Ноя. Азербайджанцы так всегда и жили, воспитанные в добродушии и доброжелательности. Однако, действие рождает противодействие, и если азербайджанцам тюркского происхождения тупорылые хайские и в унисон с ними некоторые другие нацики намекают "убирайтесь", то возникают логичные вопросы, на которые находятся логичные ответы. Азербайджанцы добродушны и доброжелательны, конечно, но и жёстко поставить на место зарвавшихся скотин тоже умеют.

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

24 минуты назад, Ontolog сказал:

Несчастные хайские идеологи думают, что имеющие азербайджанскую этимологию топонимы "Арцах" (Ər-Sak - мужественные Саки - древнетюркские племена) и Севан (Sevən - любящий) лучше, чем имеющие азербайджанскую же этимологию топонимы Карабах и Гёйча?

 

Этот вопрос является ответом на мой вопрос про наличие статьи? :wacko:

Link to comment
Share on other sites

23 минуты назад, Ontolog сказал:

Все эти споры не стоят выеденного яйца, конечно, все люди произошли от Адама и Евы, а затем, после потопной перезагрузки от Ноя. Азербайджанцы так всегда и жили, воспитанные в добродушии и доброжелательности. Однако, действие рождает противодействие, и если азербайджанцам тюркского происхождения тупорылые хайские и в унисон с ними некоторые другие нацики намекают "убирайтесь", то возникают логичные вопросы, на которые находятся логичные ответы. Азербайджанцы добродушны и доброжелательны, конечно, но и жёстко поставить на место зарвавшихся скотин тоже умеют.

Полностью согласен!!! 

  • Thanks 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

52 минуты назад, Тахир сказал:

 

Интересная статья про Армению.А есть статья про Арцах?

Ни одной карты нет где Карабах обозначен Арцахом, или Шуша  - Шуши.) Если у вас есть, пожалуйста предоставьте.

  • Confused 1
  • Upvote 2
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Shtolts сказал:

Ни одной карты нет где Карабах обозначен Арцахом, или Шуша  - Шуши.) Если у вас есть, пожалуйста предоставьте.

 

Спецом для Вас:

Картинки по запросу arsax

Link to comment
Share on other sites

Мне больше нравится история как Мухамед услышал Аллаха. Он там кажется поднялся в гору и увидел надпись на стене арабской вязью . Там Аллах первые пару минут не мог понять что Мухамед читать не умеет .

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Shtolts сказал:

 Желательно древнюю. 

 

Вы хотите карту,составленную в древности на древних языках?А какие древние языки Вы знаете?)

 

3 минуты назад, Shtolts сказал:

Хаи?  

 

Да.

 

 

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Тахир сказал:

 

Вы хотите карту,составленную в древности на древних языках?А какие древние языки Вы знаете?)

Да.

 

Покажите древнюю карту если она у вас .  Остальное вас не касается. Я же вас не спрашиваю почему талыш за армян?)

Edited by Shtolts
  • Haha 1
  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Хлеб, обогащенный железом, будут продавать в Азербайджане
      Эксперт отметила, что принятию этого решения предшествовали исследования, которые проводились в различных регионах страны.  
        • Haha
        • Like
      • 31 replies
    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Like
      • 163 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Milli
        • Red Heart
        • Like
      • 132 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
        • Red Heart
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
      • 241 replies
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
        • Like
      • 15 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
        • Like
      • 151 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...