Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

''Кандагар''


Recommended Posts

В фильме Кандагар Машков исполняет роль второго пилота самолета попавшего в плен в Афганистане. Пилота в фильме зовут Сергеем, тогда как второго пилота самолёта Ил-76, принадлежащего компании «Аэростан» (Казань), звали Газинуром. По словам самого Машкова он старался в точности вжиться в ситуацию и детали происходившего в реальности. По отзывам очевидцев роль им исполненная довольно точно отражает реально имевшее место быть.
Зачем интересно понадобилось переименовывать персонаж?
Ведь имя Газинур переводится вполне в духе смысла заложенного в фильме
ГАЗИНУР - СВЕТ ПОБЕДЫ!

[b]Кандагар (фильм, 2010)[/b]

[attachment=663454:200px-Kandaga.Poster.jpg]

«Кандага́р» — российский кинофильм, историческая драма режиссёра Андрея Кавуна, основанный на реальных событиях. Слоган фильма: «Выжить, чтобы вернуться». В международном прокате фильм выйдет под названием «Экипаж» (англ. «The Crew»). Премьера состоялась 4 февраля 2010 года
[b]
В ролях[/b]

* Александр Балуев — Карпатов
* Владимир Машков — Серега
* Андрей Панин — Готов
* Александр Голубев — Витек
* Богдан Бенюк — Вакуленко
* Александр Робак — Марк
* Имомберды Мингбаев — Миша
* Рамиль Сабитов — Адель
* Самад Мансуров — Европеец
* Юрий Беляев — Соковатов
* Михаил Владимиров — Турист
* Екатерина Хлыстова — Нинка

[править] Отличия между реальными событиями и фильмом

* В реальности в плен было взято семь членов экипажа, в фильме же их — пятеро.
* В реальности был захвачен самолет авиакомпании Эйрстан, а в фильме фигурирует авиакомпания Транс Авиа Экспорт.
* В реальности самолёт улетал на предельно малых высотах, а в фильме показан набор высоты в несколько тысяч метров.
[b]* Настоящее имя героя, которого играет Владимир Машков, — Газинур Хайруллин, хотя в фильме упоминается другое имя — Сергей.
* Бортинженеру Асхату Аббязову в фильме дано другое имя — Роман.[/b]
[b]* Талиба в самолёте обезвредил в реальности мусульманин Аббязов.
* В реальности, вместо православного, с которого сдирают крест был мусульманин бортинженер Аббязов.[/b]
* Радиста Юрия Вшивцева в фильме зовут Виктором.
* В титрах в конце фильма не указано, что Орденом Мужества награждены были ещё два члена экипажа — бортрадист Вшивцев и штурман Здор[3]. Возможно, это связано с тем, что в фильме фигурирует 5 персонажей вместо 7 реальных членов экипажа.

Link to comment
Share on other sites

[b]Хайруллин, Газинур Гарифзянович[/b]

[attachment=663462:Gazinur_Xayrullin.jpg]

[attachment=663463:9_b_original.jpg]

Дата рождения:
10 сентября 1961(1961-09-10) (48 лет)
Место рождения:

Старое Дрожжаное, Татарская АССР, СССР
Награды и премии:
Герой Российской Федерации

Газинур Гарифзянович Хайру́ллин (10 сентября 1961 года, Старое Дрожжаное) — лётчик, Герой России.

[b]Биография[/b]

Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР. После окончания Балашовского военно-воздушного училища проходил службу в военно-транспортной авиации помощником командира корабля Ил-76 (1983—1987), командиром корабля (по 1992).

С 1994 по 2008 год работал в авиакомпаниях гражданской авиации Российской Федерации вторым пилотом и командиром воздушного судна. C 2008 по 2009 гг. работал генеральным директором ОАО «Авиакомпания Татарстан».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег из плена.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации[1].

В фильме «Кандагар» роль Хайруллина сыграл Владимир Машков (в фильме второго пилота звали Сергеем).

Link to comment
Share on other sites

...Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину были присвоены звания Героев России, остальные члены экипажа стали кавалерами Ордена Мужества. Сегодня командир легендарного экипажа Владимир Шарпатов проживает в Тюменской области. Второй пилот Газинур Хайруллин, штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, радист Юрий Вшивцев по-прежнему работают - в одной из авиакомпаний Ульяновска. Кстати, именно Владимир Шарпатов консультировал съемочную группу.

«Кандагар»: основано на реальных событиях

Газинур Хайруллин присутствовал на показе в Казани: «Я, вообще, не хочу об этом вспоминать, - заметил он перед началом сеанса, - вы – увидите кино, для меня это другое…Я бы хотел посмотреть этот фильм вместе с ребятами». Однако, после сеанса, забегая вперед, Газинур Гарифзянович сказал, что фильм ему понравился: «Все просто здорово показано! Но мне тяжело сейчас говорить, потому что я заново все пережил, пропустил через себя! Но снято здорово! И правдиво».

...Кстати, Газинур Хайруллин после просмотра подтвердил, что в футбол они, действительно, играли: «Только вместо мяча мы играли пластиковыми бутылками, откуда там мяч?»

В фильме герой Владимира Машкова неисправимый ловелас. «Не обидно ли вам, что вас показали таким – любителем женщин?» - спросили мы Газинура Гарифзяновича.
«А что? Я такой и был, наверное, 15 лет назад, молодой же был, 34 года…»

Link to comment
Share on other sites

[b]378 дней в аду[/b]
http://www.rg.ru/2010/02/02/kandagar.html

...Фильм "Кандагар" основан на реальных событиях. 14 июля 1995 года российский самолет Ил-76 авиакомпании "Аэростан" совершал коммерческий рейс из Албании (в фильме - из Стамбула) в Кабул. В небе над Кандагаром наш самолет неожиданно атаковал МиГ-21 - истребитель повстанческого движения "Талибан". Илу-76 было приказано немедленно совершить посадку под угрозой ракетного огня на поражение. Так российские летчики стали пленниками афганских талибов. В плену им предстояло прожить 378 дней...

Владимир Машков высказался о картине жестко и откровенно. На вопрос "удалось ли стать командой?" Машков ответил так:

- Мы очень долго беседовали на тему команды, экипажа. Была ли там команда - не знаю. Мне кажется, что команда в реальной жизни, как это ни странно прозвучит, но появилась лишь на те несколько секунд, когда летчики взлетали. До этого они не были единым экипажем. Несмотря на то что находились вместе. Они перевозили грузы, жили своими семьями, своими интересами. Единственное, что их объединяло и держало - это небо. Но мне кажется, что в ходе этих событий самое страшное, что они не могли себе простить - то, что каждый из них видел слабость другого.

Вас, журналистов, здесь больше, чем нас, и вы задали первый вопрос, мол, почему же вы - авторы фильма - только сейчас вспомнили про эту историю. Да, слава Богу, что продюсерам и режиссеру пришло в голову ее рассказать. А так бы о ней не вспомнили. И вы сами - в том числе мы очень быстро забываем своих героев. В современной истории это чуть ли не единственное происшествие с мирными людьми, которые попали в страшную военную ситуацию. Они настоящие герои. И я буду счастлив только тогда, когда они посмотрят этот фильм и что-то в их сердцах после этого успокоится. Чтобы все знали, что они и есть герои. Потому что по возвращении было много очень неприятных ситуаций. Если вы знаете, Героями России стали не все, а лишь двое из них, что тоже очень странно. Цепь несправедливостей - она тянулась долго и продолжается до сих пор.

Что касается нас, актеров, было всякое - мы на съемках и ругались, и мирились. Но все-таки мы знали, как закончилась эта ситуация, и у нас надежда была. А у пилотов - что самое тяжелое - надежды не было

Интервью с прототипом роли Владимира Машкова - летчиком Газинуром Хайруллиным, который сейчас проживает в Казани, выходит в ближайшем выпуске "РГ - Недели".

Link to comment
Share on other sites

  • 3 months later...

[b]Чьи вы, хлопцы, будете?[/b]

[attachment=758333:information_items_1265314644.jpg]

[b]Почему сержант Асхат Зиганшин превзошел славой отважную "кандагарскую семерку"[/b]

Давно с таким интересом не взирал на киноэкран! Любопытно взглянуть глазами продвинутых кинематографистов на события 15-летней давности. Тем более что в силу своих журналистских обязанностей пришлось стать их непосредственным свидетелем, а в чем-то и соучастником.

Посмотрел. Поразился. Погрустил. Порадовался за зрителей, для большинства из которых драматическая кандагарская эпопея земляков стала открытием. Посочувствовал второму пилоту, Герою России Газинуру Хайруллину, единственному из экипажа Ил-76 присутствовавшему на предпремьерном показе "Кандагара" в казанском кинотеатре "Киномечта". Машков, конечно, хороший актер, "мачо" российского экрана, но, как говорил городничий Сквозник-Дмухановский: зачем же стулья ломать? А их в "Кандагаре" он наломал немало!

Ему простительно: играл согласно сценарию, что называется, вслепую. Но Газинуру каково? Не случайно, думаю, он пришел на просмотр без Золотой Звезды на пиджаке. Можно представить, какие страсти могли бы разгореться, собери организаторы показа вместе всех членов экипажа!

Первыми возмутились бы инженеры: их-то куда дели? Летали, сидели и бежали всемером, а не впятером. Наверняка встал бы и национальный вопрос: в экипаже ни одного татарина, откуда-то взялся украинец. В общем, чьи вы, хлопцы, будете? А радисту впору подавать в суд на создателей и требовать с них материального возмещения за причинение морального вреда. В страшном сне ему не могло привидеться, чтоб он, как его экранный двойник, играл с охранниками в карты на пляжные фотографии из семейного альбома командира, выдавая их аскетическим мусульманам за порнографические открытки! Да и сам командир не в восторге от столь вольных интерпретаций своего тюремного дневника. И никакой фантазии не хватит, чтоб предположить в актере Балуеве трепетного поэта, исписавшего стихами за год неволи целую тетрадь!

Впрочем, это ведь не документальный, а художественный фильм, снятый "по мотивам". "Кандагарцам" еще повезло: достаточно вспомнить, какой сценарий состряпал Мережко к фильму "Если бы знать" по мотивам чеховских "Трех сестер", где героини предстали совратительницей, лесбиянкой, растлительницей несовершеннолетних. Так что экипаж машины грузовой на этом фоне выглядит вполне прилично. Тем более что "Кандагар" снят по голливудским калькам, рассчитан, в основном, на зрителя с попкорном - тут не до вящей достоверности и индивидуальности характеров героев.

Если бы фильм создавался по "горячим следам" событий, в нем, наверное, не было таких надуманных, фальшивых эпизодов, как футбольный матч, явление исламского "мессии" а-ля Бен Ладен, жестокость тюремщиков и т.д. Реальность 387 дней, проведенных пилотами в неволе, на самом деле куда драматичнее и психологически убедительнее самых вычурных режиссерских придумок.

Меня всегда удивляло, почему столь нетривиальный материал (находка для любого режиссера!) столько лет не был востребован кинематографом. За эти годы отснято множество приключенческих лент по высосанным из пальца сценариям про фантомасов-спецназовцев с клинической амнезией ("Сармат" и иже с ним), "чеченских", вэдэвэшных и эфэсбэшных сериалов. Реальный же подвиг летчиков, по дерзости и мужеству сравнимый разве что с легендарным воздушным побегом из фашистского концлагеря Михаила Девятаева, не вызвал ни малейшего интереса у мастеров кино. И потому для не читающего газет, не следящего за информационными программами ТВ поколения героическая эпопея великолепной российской семерки довольно быстро выветрилась из памяти.

Россия, которая, как никогда раньше, нуждается в ярком героико-патриотическом примере для укрепления своего имиджа, национального духа, не сделала из этого факта ни политического, ни морального, ни эстетического бренда. Герои Кандагара стали лишь калифами на час, об их поступке вспоминают гораздо реже, чем о чисто символическом марш-броске моторизированного батальона российских миротворцев в косовскую Приштину. Но и его скоро забудут, потому что про это нет фильма! Нынешний отечественный кинематограф все чаще напоминает глухонемого энциклопедиста: сказать есть что, а не может.

И этим во многом объясняется тот несомненный факт, что сержанта Асхата Зиганшина с военной баржи Т-36, почти два месяца дрейфовавшей в Тихом океане, помнят до сих пор, а его тезку - бортинженера Асхата Аббязова из экипажа Ил-76 знают лишь близкие люди и коллеги по службе. Хотя один прославился в далеком 1960 году, другой сравнительно недавно - в 1996-м. "Самым популярным татарином" шестидесятых годов сержанта сделали не столько расхожие рок-н-ролльные куплеты: "Зиганшин - буги! Зиганшин - рок! Зиганшин слопал свой сапог!", сколько художественный фильм о беспримерном дрейфе воинов-дальневосточников, обошедший тогда все кинотеатры Советского Союза.

На недавнем просмотре "Кандагара" моя соседка по креслу Эльмира Зиганшина призналась, что ее до сих пор донимают вопросом: не родственница ли она того самого Зиганшина? Вспомнила, что впервые узнала о своем знаменитом однофамильце из школьного учебника английского языка за 6-й класс, где рассказывалось о мужестве унесенной штормом четверки советских солдат. После материала "49 дней и вся жизнь" ("РТ", 28.1.10.) вопросы про ее "родство" с героем публикации возобновились. Страна помнит своих героев!

А ведь если бы не американские моряки, обнаружившие среди океана утлую баржонку с изможденными донельзя солдатами, их 49-суточная голодная вахта могла стать недоступной для общественности военной тайной. В истории с пилотами гласность присутствовала с самого начала: кандагарские пленники находились под пристальным вниманием СМИ, ООН, президентов, дипломатов, политиков. А их триумфальное возвращение стало мировой сенсацией, и почести, оказанные им на родине, были сравнимы разве что с гагаринскими!

Правда, эйфория эта длилась недолго. Уже скоро один из членов экипажа стал совмещать полеты с должностью вахтера в проходной офиса "Аэростана", а командир, Владимир Ильич Шарпатов, отсуживал в Бауманском райсуде право на профессию - компания уволила его по сокращению штатов. Чиновникам, далеким от воздухоплавания, удалось сделать то, что не смогли талибы 16 августа 1996-го - приземлить высококлассного пилота с 33-летним летным стажем. Что особенно удручало на том процессе: судья, народные заседатели и представители администрации компании держали себя так, словно истец был обычным сутягой, а не Героем России, рисковавшим жизнью для спасения политической репутации страны и, в том числе, финансовой - "Аэростана". Прав Бальзак: "Слава - товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо". Впрочем, это сюжет для другого фильма.

Относительно же "Кандагара" у меня нет сомнений, что он окончательно разведет членов героического некогда экипажа. "Черная кошка" пробежала между ними еще в августе 1996-го из-за дискриминации в персональных оценках их общей заслуги. В Москве почему-то рассудили, что Героями Российской Федерации могут быть только двое, остальным достаточно ордена Мужества. А ведь на свою Золотую Звезду рассчитывал (и справедливо) каждый!

Об их поведении в плену я могу судить по книжке "Побег из Кандагара" (Екатеринбург, 2001 г.), подаренной мне Шарпатовым. Не всякий смог достойно выдержать катаклизмы, которым внезапно подвергла их судьба. Тут я бы сослался на писателя-моралиста Николу Шамфора: "В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть, в мелочах - такими, какие они есть". В решающий момент экипаж действовал единой командой, хотя за день до этого его терзали разброд и сомнения.

Теперь пятеро из них предстали пред страной во всей красе художественного воплощения. И от этого никуда не деться! Как гласит английская поговорка: у вас нет второго шанса произвести первое впечатление. И художественность - единственный оправдательный для них довод, на который они могут списать и сценарные огрехи, и не раскрытую режиссером истинную глубину и сложность натур прототипов, чьи черты пытаются копировать экранные герои. В конце концов, многие вещи, кажущиеся им надуманными, не соответствующими реальности и даже в чем-то оскорбляющие их, оправданы авторским стремлением стимулировать зрительский интерес. Ради этой цели не столь уж велик грех чуть поступиться творческими принципами.

Бесспорно одно: наконец-то появился художественный фильм, реанимирующий в нас изрядно подзабытое патриотическое чувство гордости за страну, которую аршином общим не измерить, и своих соотечественников, способных не только ныть, подличать, брать взятки, жировать, но, если припрет, то и победить смертельную опасность, вырваться из коварной западни. Короче, действовать без страха, по-мужски!

Помните реплику из старосоветского фильма: "А если бы он вез патроны?". Эти мужики как раз патроны и везли, и чем это закончилось - смотрите на экранах! Жаль, что фильм необратимо запоздал. Но как говорится, лучше поздно, чем никогда!

Евгений УХОВ.

Link to comment
Share on other sites

При организации побега Кандагарской семерки они вспоминали о легендарном подвиге своего земляка Девятаева.
Вспомним о нем.
***
''Крылатым богатырем Татарстана называют легендарного летчика Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева''
***
[b]Девятаев
Побег из Ада.[/b]

[b]Девятаев, Михаил Петрович[/b]

8 июля 1917 — 24 ноября 2002

Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев
Прозвище Мордвин
Место рождения Торбеево, Спасский уезд, Пензенская губерния
Место смерти Казань, Татарстан, Россия

[b]Звание [/b]
Старший лейтенант ВВС СССР
Часть 104-й гвардейский истребительный авиационный полк
Командовал звеном

[b]Награды [/b]

Герой Советского Союза
Орден Ленина
Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны 2 степени

Михаи́л Петро́вич Девятаев (8 июля 1917 года, пос. Торбеево, Пензенская губерния — 24 ноября 2002, Казань, Татарстан) — гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель. Совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном бомбардировщике.

Михаил Петрович Девятаев родился в семье крестьянина и был 13-м ребенком в семье. Мокшанин. Член КПСС с 1959 года. В 1933 году окончил 7 классов, в 1938 году — Казанский речной техникум, аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге.

[b]На фронте[/b]

В действующей армии с июня 1941 года. Боевой счёт открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87. Вскоре отличившихся в боях вызвали из Могилёва в Москву. Михаил Девятаев в числе других был награждён орденом Красного Знамени.

23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован немецкими истребителями. Один из них он сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Он служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только после встречи в мае 1944 года с А. И. Покрышкиным он вновь стал истребителем.

Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев в своей книге «Побег из ада» утверждает, что в воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов. Однако у него всего лишь 2 подтверждённых победы[источник не указан 199 дней]:

10 сентября 1941 г. сбил Ю-88 в районе севернее Ромны (на Як-1 в составе 237 иап)

13 июля 1944 г. сбил ФВ-190 в районе западнее Горохув (на «Аэрокобре» в составе 104 гиап, в тот же день был сбит и попал в плен).

[b]Плен[/b]

Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей P-39 под командованием майора В. Боброва на отражение налёта вражеской авиации. В воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу(по другой версии - нога была покалечена стабилизатором падающего истребителя), а его самолёт подожжён. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен.

После допроса Михаила Девятаева перебросили в разведотдел абвера, оттуда — в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 года совершил первую попытку побега. Но беглецы были пойманы, объявлены смертниками и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там Михаилу Девятаеву удалось сменить статус смертника на статус «штрафника», и он вскоре был отправлен на остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха — крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2».

[b]Побег на самолёте[/b]

Основная статья: Побег группы Девятаева

8 февраля 1945 группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, но тот не сумел их обнаружить. Самолёт был обнаружен истребителем, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «сбить одинокий „Хейнкель“» не выполнил из-за отсутствия боеприпасов. В районе линии фронта самолёт обстреляли наши зенитки. Пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» сел на брюхо южнее деревни Голлин (ныне Голина (старгардский повят)(англ.)русск. в гмине Старгард-Щециньски, Польша) в расположении артиллерийской части 61-й армии. В итоге, пролетев чуть более 300 км, Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок ФАУ, которые находились вдоль берега моря.

Несмотря на то, что доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом, он и его соратники не только не получили никаких наград, но были помещены в фильтрационный лагерь[1]. В сентябре 1945 г. в этом лагере Девятаева нашёл С. П. Королев, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде[2]. Здесь Девятаев показал нашим специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р-1 — копии ФАУ-2 — Королёв в 1957 г. смог представить Девятаева к званию Героя. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту.

[b]После войны[/b]

Лишь в 1957 году, благодаря вмешательству легендарного конструктора космических кораблей Сергея Королёва, после рассказа об их подвиге в газетах, Михаилу Девятаеву 15 августа 1957 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Михаил Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Пока позволяли силы, работал капитаном речного флота, в том числе возглавлял экипажи самых первых отечественных судов на подводных крыльях — «Ракета» и «Метеор».

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями.

Он являлся Почётным гражданином Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Цинновитц (Германия).

Михаил Девятаев похоронен в Казани на старинном Арском кладбище, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.

В Торбееве, на Октябрьской улице, 8 мая 1975 года открыт Дом-музей Героя Советского Союза М. П. Девятаева. Его имя носит малый ракетный корабль проекта 1234.1, находящийся в составе 166-го Новороссийского Краснознамённого дивизиона малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров. В Германии ему и девяти его товарищам поставлен памятник в знак признания особого значения их побега с секретной базы Пенемюнде.

[b]Книги[/b]

* Девятаев М. П. Полёт к солнцу. — М.: ДОСААФ, 1972.
* Кривоногов И. П. Родина зовет. — Горький: Горьковское книжное издательство, 1963. — 192 с. / Литературная запись Ирины Сидоровой. Издание второе, дополненное
* Побег из ада. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1988.
* Стуриков Н. А. «Сотый шанс». — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1978.
* Девятаев М. П. Побег из ада. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. — 192 с.
* Михаил Девятаев. Воспоминания, отклики, публицистика, хроника. — Саранск, тип. Красный Октябрь, 2007. — 248 с.
* Черепанов М. В. Побег, остановивший «ангела смерти». В кн. «Зачем живым Долина Смерти?» /www.kremnik.ru/. — Казань, изд-во Хэтер, 2006. — 368 с.
* Интервью М. П. Девятаева о поездке с С. П. Королевым в Пенемюнде. Видеозапись 8.2.2002. Казань. — www.kremnik.ru

***

[b]Побег летчика Девятаева[/b]
65 лет назад был совершен побег из немецкого плена на вражеском самолете летчика Девятаева Михаила Петровича.

Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь смерти Заксенхаузен (под Берлином). Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключённых заменил его бирку смертника на бирку штрафника (№ 104533), убитого охранниками учителя из Дарницы Григория Степановича Никитенко. В группе «топтунов» разнашивал обувь немецких фирм. Позже при помощи подпольщиков был переведён из штрафного барака в обычный. В конце октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход - через трубу крематория. В январе 1945 года, когда фронт подошёл к Висле, Девятаев вместе с заключёнными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Пётром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым начал готовить побег. Был разработан план угона самолёта с аэродрома, находившегося рядом с лагерем. Во время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких самолётов. С повреждённых самолётов, валявшихся вокруг аэродрома, снимались таблички от приборов. В лагере их переводили и изучали. Всем участникам побега Девятаев распределил обязанности: кто должен снять чехол с трубки Пито, кто убирать колодки от колёс шасси, кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами.

Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. По пути на работу на аэродром заключённые, выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не заподозрили, один их них одел его одежду и стал изображать конвоира. Таким образом удалось проникнуть на стоянку самолётов. Когда немецкие техники отправились на обед, группа Девятаева захватила бомбардировщик He-111H-22. Девятаев запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, пришлось раздеться до гола. Но взлететь незамеченными не удалось - кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В сторону «хейнкеля» со всех сторон бежали немецкие солдаты. Девятаев начал разбег, но самолёт долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). При помощи товарищей Девятаев что есть силы тянул штурвал на себя. Только в конце полосы «хейнкель» оторвался от земли и на малой высоте пошёл над морем.

Опомнившись, немцы послали в погоню истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось. Девятаев летел, ориентируясь по солнцу. В районе линии фронта самолёт обстреляли наши зенитки. Пришлось идти на вынужденную. «Хейнкель» совершил посадку на брюхо южнее населённого пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии.

***
[b]ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЕТЧИКА[/b]

[b]Неизвестное об известнейшем летчике, уроженце Мордовии Михаиле Девятаеве.
...
Его старший сын записан русским, второй сын и дочь - татары.[/b]

Ирек БИККИНИН

...В свое время я с удивлением узнал, что жена Михаила Петровича татарка. Сколько писали наши мордовские газеты о Девятаеве, а о национальности его супруги ни звука, как в рот воды набрали. Правда, в последнем издании его книги "Побег из ада" (1995 г.) о супруге и детях Михаила Петровича все написано подробно. А среди мордовских газет только "Вечерний Саранск" в номере от 22.10.98 сняла завесу секретности - рассказала о многих ранее не афишируемых фактах из жизни Михаила Петровича и назвала семью Девятаевых мокшано-татарской.

Фаузия Хайрулловна Девятаева (в девичестве Муратова) родилась в Казани 15 декабря 1920 года.

[attachment=758337:030a.jpg]

...Михаила Петровича судьба сводила постоянно с татарами - Саша Мухамедзянов, первый инструктор, с кем он поднялся в небо, командир дивизии полковник Юсупов, показавший в плену пример стойкости и верности Родине, казанец Фатых, которому дали "10 дней жизни" в лагере Заксенхаузен, и который умер от побоев у него на руках. И самая главная женщина в его жизни - тоже татарка. Еще в детстве он бегал смотреть сабантуй в Сургодь, село татарского поэта Хади Такташа.

[b]Рассказывает Михаил Петрович Девятаев:[/b]

В 13 лет я увидел настоящий самолет и настоящего летчика. Мне тоже захотелось летать. Вообще для меня число 13 знаменательное - родился тринадцатым ребенком 13 июля 1917 года (хотя в метрике написано, что родился 8 июля), был сбит и пленен тоже 13 июля.

В Казань я попал случайно. В 34 году в августе я и мои друзья Паша Паршин, Миша Бурмистров набрали колосков с убранного поля. А тогда за это сажали. Кто-то донес на нас - приходит милиция, у меня варится каша из свежей ржи. Пока вели до милиции, эту кашу я съел, чугунок только остался. Составили акт, может и не посадили бы, но раз составили акт, надо убегать.

Взяли справки с места жительства и поехали в Казань. Вся наша семья Девятайкины, а мне написали в справке Девятаев. Почему? Наш старший брат в армию пошел в Ташкенте и чтобы не дразнили мордвином, записался русским Девятаевым. Второй брат тоже записался Девятаевым. Когда я пришел в сельсовет, мне тоже написали справку с фамилией Девятаев, хотя я никогда не стеснялся быть мордвином. Отец и мать Девятайкины, все остальные братья тоже Девятайкины.

...

[b]Фаузия Хайрулловна[/b]: Я в юности мечтала стать историком, археологом. Я очень любила историю. А получилось так, что отец умер, а я самая старшая у мамы, после меня еще трое. Мама неграмотная. Жизнь была очень тяжелая и я в 38 году пошла учиться в медучилище. В 39 году закончила училище и до пенсии работала на одном месте - сначала лаборантом, потом старшим лаборантом в Казанском институте эпидемиологии и микробиологии.

Когда я училась в школе, у нас татарский язык был на латинской графике. Тот татарский алфавит назывался "яналиф". Мне и сейчас легче читать на яналифе. Я буду рада, когда татары перейдут снова на латиницу. Вот внуки в школе татарский язык учат, приходят, бабушка, как правильно писать, а сейчас по-татарски пишут русскими буквами и я путаюсь - то ли "э", то ли "е" писать. Для меня это очень трудно. Вот на яналифе было хорошо.

...[b]Михаил Петрович:[/b] Наши оба сына закончили медицинский институт. Алексей - кандидат медицинских наук. Александр - доктор медицинских наук. Нелли окончила Казанскую консерваторию и преподает фортепьяно и теорию музыки в театральном училище.

Старший работает хирургом при военкомате. У него дочка, с женой разошлись. Дочь зовут Ирина. Правнучку зовут Настя. Правнучка, внучка русские. Алексей записан русским, татарский язык знает в совершенстве. Александр записан татарином, но по-татарски говорит хуже. Дочь Нелли тоже записана татаркой.

[b]Фаузия Хайрулловна:[/b] У Александра жену зовут Фирдаус. Она закончила институт культуры. Фирдаус очень красивая, когда в Торбееве была, там сказали, ну прямо татарская княжна. Их дети: старшая Алина, вторая Диана. Старшей 16 лет, учится в 11 классе, младшей 14 лет, учится в 9 классе. Говорят по-татарски прекрасно - они в деревне у Фирдаус росли, в Балыклы Тюлячинского района.

Муж Нелли Рустам Салахович Фасахов работает на кафедре аллергологии в ГИДУВе. Их дочь Дина поступила на первый курс пединститута, изучает английский язык. У них есть еще сын Миша 12 лет и младшая дочь Лейла 11 лет.

[attachment=758342:030b.jpg]

Link to comment
Share on other sites

  • 8 months later...

Газинур ХАЙРУЛЛИН: «После просмотра «Кандагара» у меня заболело сердце...»
культура №№ 21-23 (11217-11219) от 5 февраля 2010 (пятница)
http://www.chelny-izvest.ru/gazeta/articles/377.html

[attachment=1253646:hairullin.jpg]

На этой неделе в понедельник в Казани, в кинотеатре «Мечта», состоялся первый показ картины московского режиссера Андрея Ковуна «Кандагар».

В зале среди зрителей был один из прототипов героев фильма — Газинур Хайруллин, второй пилот легендарного «ИЛ-76», попавшего в 1995 году в афганский плен. Интервью с летчиком «Челнинские известия» опубликовали две недели назад. И теперь, после премьеры фильма, мы решили узнать мнение Газинура Хайруллина об экранизации событий, произошедших с казанским экипажем. В минувшую среду наш корреспондент созвонилась с летчиком по сотовому телефону и попросила поделиться впечатлениями о фильме.

— Вы меня застали за рулем машины — возвращаюсь домой, в Казань, из Ульяновска, — пояснил он. — Здесь на телевидении состоялась «прямая линия» с актерами Александром Балуевым и Владимиром Машковым, сыгравшими в фильме. Впечатлений — море. Но мне тяжело было смотреть этот фильм: я заново пережил все те события в плену. Даже сердце разболелось. Жена отказалась идти на премьеру, так что фильм смотрел со своими друзьями, но не летчиками. К сожалению, члены нашего бывшего экипажа находятся в очередной командировке.
Считаю, картина получилась отличной, хотя есть и много несоответствий с реальностью. Но я понимаю, это художественный фильм, а не документалистика. Актеры — звездные, снимались в тяжелых условиях, на раскаленной жаре, но свои роли сыграли убедительно. Мне было интересно посмотреть на Владимира Машкова, сыгравшего меня. В 1996 году мне было 34. Я был таким — легким на подъем, веселым. Правда, в плену мы в футбол не играли — не до этого было. К тому же где мяч взять? Разве что пластиковые бутылки можно было забивать в ворота.

На вопрос: «Чувствуете ли вы себя героем?» — Газинур ответил уклончиво: «Пусть это решат зрители...»

Фото с сайта kp.ru

Link to comment
Share on other sites

  • 8 months later...

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Milli
        • Like
      • 1 reply
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 9 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Like
      • 391 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
      • 50 replies
    • Наташа Королёва резко сменила имидж
      Телеведущая Лера Кудрявцева в соцсетях показала Наташу Королеву, свою коллегу по шоу «Суперстар!», с новым имиджем.
      50-летняя певица вдохновилась эпохой диско: она завила волосы мелкими кудрями и убрала их в высокую пышную прическу в афростиле. Яркий образ дополнили разноцветный бомбер, расшитый пайетками, массивные украшения и макияж с акцентом на глаза. Преображение удивило пользователей сети: «Даже не узнала тут Наташу», «Не совсем по возрасту оделась», «Пробует разное, молодец», «Вырви глаз, а не образ!» = https://lady.mail.ru/article/543509-koroleva-smenila-imidzh-zhena-gazmanova-pokazala-d/
        • Milli
        • Like
      • 21 replies
    • Посоветуйте новостройку для покупки
      Здравствуйте.
      Посоветуйте, где сейчас в черте города будут строить новостройки? Мне нужно слегка вложиться в бакинскую недвижимость, желательно однокомнатные. Больше интересуют проекты, которые только начинают строительство. Район интересует, скорее всего Насиминский, от Каспиан Плазы вплоть до 28 мая. Спасибо!
        • Haha
      • 58 replies
    • В Баку появятся десятки новых автобусных остановок
      В Баку планируется установить 86 остановочных павильонов.
      Об этом сообщает пресс-служба Азербайджанского агентства наземного транспорта (AYNA) при Министерстве цифрового развития и транспорта.
      «Продолжается установка и реконструкция остановочных павильонов в столице. С учетом состояния дорожной инфраструктуры в Баку устанавливаются павильоны для широких и узких тротуаров», - говорится в информации.

       

      https://media.az/society/v-baku-poyavyatsya-desyatki-novyh-avtobusnyh-ostanovok
        • Like
      • 24 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...