Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Ислам и экономика


Recommended Posts

Долго думал где же открыть эту тему и решил, что лучше в этом разделе. Как-то просматривая рейтинг ФТ-500 я заметил, что в рейтинге крупнейших компаний мира не было ни одной из мусульманских стран.

Даже Индия была представлена одной страной. И я подумал: почему же такой парадокс?

С одной стороны Ислам, как религия, побеждает христианство по своей привлекательности. Всё большее количество христиан принимает Ислам. Причем, среди таких людей очень много интеллектуалов.

Ислам способен эффективнее противостоять порокам современной цивилизации, таким как наркомания, проституция и т.д.

С другой стороны, исламские страны не могут достойно конкурировать с западными в сфере науки, техники, прогресса.

Обратите внимание, что всё, чем мы пользуемся в быту это продукты труда немусульман: автомобили, бытовая техника, парфюм, компютеры, программное обеспечение к ним и т.д.

С одной стороны, Ислам ограждает человека от пороков и создает условия для расцвета его умственных и физических способностей. Но это в теории. На практике же ни одна страна исламского мира (если забыть о Турции), не может похвастать чем-либо в сфере экономики.

Или к примеру спорт. Посмотрите сколько медалей у мусульман и сколько у христиан. Сколько Нобелевских лауретов у христиан и сколько у мусульман.

Как вы думаете: в чем причина отставания ислмаского мира от христинаского в сфере экономики, спорта, технологий?

"Зажимают" христиане или то, что исламские страны живут за счет нефти? Или есть еще какая-то причина?

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 95
  • Created
  • Last Reply

НЕПЛОХАЯ СТАТЬЯ, но не знаю, даст ли она Вам ответ.

Ислам буквально означает «предание Аллаху», что на практике выливается (или должно выливаться) в следование его адептов божественным предписаниям в любых жизненных ситуациях. Представляя собой в силу этого многогранную систему взглядов, лежащих в основе организации всех сторон жизни принявшего его общества, ислам, таким образом, не свод'им только к религии как собранию культовых ритуалов. То есть можно сказать, что ислам — это образ жизни.

В проповедях пророка Мухаммада, составляющих Коран — священное писание мусульман, и священном предании — Сунне неоднократно поднимаются вопросы, сопряженные с хозяйственной деятельностью членов мусульманской общины. Сформулированные Мухаммадом предписания для этой сферы человеческой активности представляют собой часть вероучения ислама, его этической доктрины, а также, при истолковании по особым правилам, — и особый раздел мусульманского права, фикха. Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической категорией (справедливость предмета, характера и результата отношений между хозяйствующими субъектами), ислам задал специфические параметры, которым должно отвечать экономическое поведение верующего. Справедливость, являющаяся нравственным долгом, а не реализацией принципа равных возможностей, должна обеспечиваться за счет свободы волеизъявления хозяйствующих субъектов, конкуренции и отрицания монополии.

Воплощая принцип справедливости в экономической сфере, шариат, т. е. продиктованный свыше божеский закон, заповеданный человеческому обществу, накладывает запрет на информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском (га.рар), спекулятивный доход (ме.йсир), ссудный процент (ри.ба).

Арабское слово «гарар» родственно глаголам «вводить в заблуждение», «совращать», «подвергать риску». Исламский взгляд на гарар как информационную асимметрию состоит в ее этической интерпретации, т. е. осуждает получение односторонних преимуществ более информированной стороной контракта. Примеров контракта, содержащего гарар, можно привести множество, скажем купляпродажа товара, который не находится во владении продавца при заключении сделки; сделка без указания точной цены, скажем с формулировкой «по текущей рыночной цене»; продажа безнадежно больного животного или груза на борту терпящего бедствие судна (даже если покупатель осведомлен о состоянии предмета договора, таковой не будет признан действительным, так как он очевидно преследует иную цель, нежели купля-продажа) и др.

Подчеркнем: шариат отнюдь не осуждает риск. Напротив, риск поощряется в том смысле, что ни одна из сторон контракта не может претендовать на то, чтобы гарантировать себя от связанных с ним возможных потерь за счет другой стороны или сторон. Признается, что риск сопряжен со всякой операцией, участники которой обязаны в меру человеческих возможностей просчитать объем риска на основе всей существующей информации и осознавать спрогнозированные таким образом последствия своих действий в случае реализации любого вероятного сценария. Шариат, однако, табуирует бессмысленный риск и такую неопределенность транзакции, которая усугубляет риск сверх «нормального» уровня.

К понятию гарара тесно примыкает понятие «мейсир», буквально — «азартная игра», а в экономическом плане означающее доход, возникший из случайного стечения обстоятельств, не заработанный, полученный не в результате производительного приложения ресурсов (капитала, труда и проч.). Самый очевидный пример — выигрыш в казино. Но как мейсир трактуется мусульманами и обогащение за счет спекулятивных трансграничных миграций колоссальных денежных потоков без производства реального богатства, материального и нематериального, составляющих одну из фундаментальных отличительных черт современных глобальных финансов. Как отмечают наблюдатели, на этой деятельности, вполне законной, паразитируют как рядовые граждане некоторых развитых государств, так и разнообразные организации, от мелких фирм до крупных международных корпораций, а также целые государства, что порождает угрозы разного масштаба[1].

Исламская модель финансовой деятельности основана на представлении, что деньги не есть товар, который можно продать, получив доход от самой такой продажи. Другие свойства этой модели, о которых говорилось выше, не менее важны и в идеологическом, и в прикладном отношении, однако взгляд на деньги является ключевым, центральным положением мусульманской экономической доктрины, отличающим ее от традиционной, западной теории и практики.

Из этого отличия вырастает другое, выражаемое в понятии «риба», буквально означающем «приращение», «превышение», а в экономическом контексте — ссудный процент. Ислам рассматривает рибу как грех и ставит ее вне закона. Стремясь к созданию экономической системы, основанной на справедливости, ислам (не отрицая такой феномен, как «временн'ая стоимость» денег вне сферы кредитных операций) считает, что деньги не могут прирастать по стоимости сами по себе, как это происходит, когда они ссужаются под заранее зафиксированный процент, зависящий от срока займа. Капитал получает вознаграждение на равных с другими факторами производства сообразно вкладу в транзакцию и ее результату. Но если размер вклада изначально задан и постоянен, то результат, напротив, не может быть заранее точно известен. Поэтому вознаграждение может не соотноситься с произведенными затратами человеческой энергии, времени и капитала.

Говоря об исламской экономической модели, мы, разумеется, отдаем себе отчет, что экономика, как, скажем, и физика, не может быть исламской, христианской, иудаистской или буддистской. Под термином «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. В прикладном плане это означает в том числе использование принципов финансового менеджмента, предписанных шариатом. Эта специфическая черта данной модели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой.

В реальность исламская экономическая модель воплощается в форме финансовых институтов, называемых исламскими банками.

В исламской модели банки выполняют те же функции, что и в традиционной, западной: обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. Если в части проведения платежей исламский банк по принципам своей работы вовсе не отличается от традиционного, то в том, что касается функции финансового посредника, имеется фундаментальное расхождение.

В западной банковской системе деньги сначала заимствуются у одной группы экономических агентов, а затем ссужаются другой группе. Обе части «уравнения» предполагают процент: выплату — «слева», взимание — «справа». В исламской модели, исключающей процент, дело обстоит иначе: одна сторона, в сущности, выступает как принципал, а другая — как агент. В шариате такая форма контракта называется «мудараба» и представляет собой партнерство в прибыли.



Ее суть состоит в следующем. Одна сторона (раб уль-маль — владелец денег, финансист) вносит в предприятие капитал, вклад второй стороны (мудариба — агента) — физический труд или управленческая деятельность, благодаря которым предприятие, собственно, и реализуется. Получаемая прибыль делится между сторонами в той пропорции, которую они заблаговременно установили формальным соглашением. В то же время, если предприятие терпит неудачу и оборачивается не прибылью, а убытками, финансовые потери ложатся только на раб ульмаля. Шариат полагает, таким образом, что потери, понесенные второй стороной и выражающиеся, соответственно, в безрезультатной затрате физической и нервной энергии и времени, не менее весомы, чем потерянные деньги. Иными словами, вероятные риски и убытки, так сказать, не смешиваются и остаются функцией конкретного ресурса: денег для финансиста и человеческой энергии — для предпринимателя.

Реализуя стандартную функцию финансового посредника, исламские банки широко пользуются операционной моделью, разработанной на основе описанного контракта. Банк, аккумулируя средства вкладчиков, выступает в роли мудариба, заключая с ними соответствующий договор, обязуясь разместить эти средства в активы, должные принести доход, но не гарантируя получение дохода. Одновременно исламский банк действует как раб уль-маль, направляя клиентские деньги в различные операции, разрешенные шариатом.

Традиционно считается, что первый опыт исламского банковского дела в наше время был предпринят в Египте, хотя характер нового института в открытую не провозглашался. «Мит Гамр Бэнк», основанный в 1963 году, располагался в городке, именем которого он и был назван. Банк был закрыт в 1967 году, по-видимому, в пылу борьбы с «Братьями-мусульманами». В 1971 году на его базе был учрежден государственный «Насер Соушл Бэнк». Было провозглашено, что банк работает на беспроцентной основе, хотя его устав не содержит прямых указаний на ислам или шариат.

Одновременно с «Мит Гамр Бэнк», в 1963 году, исламское банковское дело «дебютировало» в Малайзии. В 1973 году на Филиппинах президентским указом был создан специализированный финансовый институт, ориентированный на мусульман страны, хотя в уставе также не было упоминаний о его исламском характере. Терминологическая, да и функциональная «самоцензура» упомянутых выше организаций дает основания для того, чтобы считать подлинным началом исламского банковского «движения» создание в ОАЭ «Дубай Исламик Бэнк» в 1975 году. В том же году в Джидде (Саудовская Аравия) был учрежден Исламский банк развития[2] в рамках Организации Исламской конференции (ОИК).

Говорить о том, что серьезное развитие исламское банковское дело получило именно с возникновением этих организаций, позволяет то, что они уже опирались на мощную ресурсную базу, так как появились после нефтяного кризиса 1973–1974 годов, приведшего к массированному притоку средств от продажи нефти в мусульманские, прежде всего арабские, страны. Обретенная благодаря обилию нефтедолларов финансовая мощь создала ситуацию, в которой можно было не скрывать исламский характер новых банков. Следом за названными возникли «Фейсал Исламик Бэнк оф Судан» и «Фейсал Исламик Бэнк оф Иджипт» (1977), «Бахрейн Исламик Бэнк» (1979) и др.

Всемирная гегемония процента не могла не наложить отпечатка на финансовую практику мусульманских стран. Идея приемлемости процента глубоко укоренилась в среде профессиональных финансистов, государственных деятелей и в общественном мнении. Бoльшая часть исламских банков базируется в государствах, сохраняющих, условно говоря, западные формы организации хозяйственной жизни. Поэтому данные финансовые учреждения (за исключением банков Ирана, Пакистана и Судана) занимают в своих национальных финансовых системах анклавное положение. Хотя лидеры по части развития исламского финансового сектора, например Бахрейн и Малайзия, смогли создать юридические и операционные условия, учитывающие особенности этого типа бизнеса.



На Западе первый исламский банк, «Исламик Бэнкинг Систем» (ныне — «Исламик Файнэнс Хаус»), появился в Люксембурге в 1978 году. В Женеве базируется группа «Дар аль-Маль аль-Исламий». Ведущие западные банки («АБН Амро», «Сосьете Женераль», «Голдмэн Сакс», Ай-Эн-Джи, «Номура Секьюритиз», «Джей Пи Морган Чейз» и целый ряд других) не один год имеют в своем составе исламские подразделения. «Ситибэнк» в июле 1997 года учредил на Бахрейне дочерний «Сити Исламик Инвестмент Бэнк» с начальным капиталом в 20 миллионов долларов. По его стопам пошли Эйч-Эс-Би-Си (дочерняя «Амана Файнэнс» с ОАЭ) и Ю-Би-Эс («Ноуриба Бэнк» на Бахрейне). Кстати сказать, транснациональные промышленные корпорации, например Ай-Би-Эм, «Алкатель», «Дженерал Моторс», «Дэу»[3], на протяжении уже ряда лет также используют исламские финансовые инструменты.

В силу ряда причин не представляется возможным назвать точное число исламских финансовых институтов в мире. Так, лондонский Институт исламского банковского дела и страхования считает, что их 276 в 51 стране мира (Бахрейнское валютное агентство говорит о 75 странах). А по сведениям Информационной программы по исламским финансам Гарвардского университета, исламские услуги предоставляют 326 учреждений[4].

Основная масса исламских финансовых институтов сосредоточена в регионе от Египта до Ирана. По данным, имеющимся в отношении 25 крупнейших из них, их совокупный капитал составляет 13,4 миллиарда долларов, активы — 195 миллиардов долларов, прибыль до налогообложения — 1,8 миллиарда долларов[5]. При количественном преобладании учреждений частного сектора государственные банки имеют преимущество по размеру. Подобное соотношение обеспечивает Иран: его банковская система де-юре полностью исламизирована, и практически все банки принадлежат государству.

Хотя, например, активы исламских банков, согласно оценке Федерации арабских банков, достигли 1/3 совокупных активов всех арабских банков, равных 577 миллиардам долларов[6], в целом институты исламского типа невелики. В первой сотне арабских банков в 2001 году их было всего восемь, крупнейший «Ар-Раджхи Бэнкинг энд Инвестмент Корпорейшн» занимал шестое место, а следующий за ним «Кувейт Файнэнс Хаус» — уже 21[7].

По данным Исламского банка развития, в конце прошлого десятилетия треть обследованных институтов имела активы, не превышавшие 50 миллионов долларов, в то время как число «миллиардеров» не дотягивало до 20[8]. Это, в то же время, вполне объяснимо. С международными транзакциями связаны только порядка 15 процентов их активов: около 60 процентов приходятся на средства, размещенные через рынок краткосрочных денежных ресурсов в западных банках и корпорациях, 10 процентов — на краткосрочное торговое финансирование, 20 процентов – на долгосрочное проектное финансирование, еще 10 процентов — на вложения в инвестиционные портфели и фонды[9]. То, что исламские банки преимущественно ориентированы на внутренние рынки, где к тому же являются «нишевыми игроками», оставляет им весьма ограниченное поле для деятельности в условиях избытка кредитных организаций. Притом что для банков с активами менее одного миллиарда долларов оптимальный с точки зрения экономики бизнеса размер капитала находится в границах 75–300 миллионов долларов, таких насчитывается лишь 10 процентов от общей совокупности[10].

Не удивительно, что все чаще раздаются призывы к слияниям среди исламских банков. Дополнительным доводом в пользу укрупнения является то, что лидерами прибыльности на своих национальных рынках оказываются исламские институты с наибольшим капиталом.



В целом в период между 1991 и 2001 годами рентабельность капитала основных исламских банков в сравнении с ведущей арабской сотней была выше, хотя разрыв и снизился со ста с лишним до пяти-шести процентов. Между тем рентабельность исламских банковских активов практически неизменно была вдвое выше, чем их «традиционных» конкурентов[11].

Многие мусульмане, особенно профессиональные финансисты, испытывают скептицизм в отношении исламских банков. По словам председателя совета директоров кувейтского «Бурган Бэнк» Абдельазиза ан-Набхана, исламские банки по преимуществу всего лишь «перелицовывают» западные финансовые продукты, а отказываясь признать товарную природу денег и наличие у них стоимости, исламские банки обречены бесконечно «изобретать велосипед»[12].



В то же время тот непреложный факт, что исламский банкинг может быть весьма эффективным коммерческим предприятием (при том, кстати, что стремление к коммерческому успеху отнюдь не противоречит шариату), оказывается достаточно убедительным и для скептиков. Характерно, что тот же «Бурган Бэнк» в марте 2001 года заключил с кувейтской «Нэшнл Мобайл Телекомьюникейшнз Компани» договор иджары (исламский лизинг) на сумму в 20 миллионов кувейтских динаров, а в августе — аналогичное соглашение с «Кувейт Фишериз Компани» на сумму в 10 миллионов кувейтских динаров[13].

Социологические исследования, проводившиеся во второй половине 1990-х годов как в мусульманских странах, так и в Европе, продемонстрировали, что в общем и целом предпочтения публики находятся на стороне исламских банков. Они, таким образом, имеют одно неоспоримое конкурентное преимущество: лояльность клиентуры, основанную на религиозно-этической посылке. Это уникальное обстоятельство обеспечивает им твердое положение в избранной рыночной нише.

Как это, однако, бывает во всяком бизнесе, доверие провоцирует неблаговидные деяния со стороны беспринципных личностей, от чего не застрахован и исламский финансовый сектор. Например, махинации со средствами вкладчиков, приведшие в 1989 году к громкому скандалу вокруг исламских инвестиционных фондов в Египте, дали повод наиболее широко читаемой газете страны «Ахбар аль-Йоум» обвинить исламские банки в «одурачивании простых людей и манипулировании религией для достижения самых ужасающих целей»[14].

В не менее неприятной ситуации в марте 1998 года оказался «Дубай Исламик Бэнк» (ДИБ), где группа «руководящих товарищей» присвоила не менее 55 миллионов долларов. Преступление вскрылось, и мошенники были привлечены к ответственности. Банк столкнулся с наплывом вкладчиков, спешивших снять свои деньги, что потребовало вмешательства властей. ДИБ получил необходимое количество наличности, и панику удалось погасить. Но финансы банка были расстроены, и его спасла только готовность правительства эмирата Дубай пополнить капитал этого института. Отметим справедливости ради, что ДИБ довольно быстро преодолел кризис, в 2001 году объем клиентских депозитов вырос по сравнению с 1997 годом почти вдвое, до 4,7 миллиона долларов.

Последние важные события в исламском секторе международного финансового рынка связаны с выработкой механизмов и инструментов, решающих проблему управления ликвидностью банков. Озабоченность этой проблемой достигла такого уровня, что, наконец, переросла в консолидированные усилия, в начале 2000 годов приведшие к появлению сразу нескольких организаций в дополнение к Организации по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах[15], Исламского рейтингового агентства и Всеобщего совета исламских финансовых институтов. Это Международный исламский финансовый рынок, фактически сопряженный с ним Центр управления ликвидностью и Совет по исламским финансовым услугам (некое подобие Банка международных расчетов).

Основная практическая цель этой активности состоит, прежде всего, в создании инфраструктуры, которая позволит сводить в крупномасштабные пулы активы, приобретаемые у правительств, финансовых институтов и корпораций, секьюритизировать их в форме исламских облигаций (сукук), предлагаемых исламским банкам для инвестирования временно свободных средств. Параллельно должен быть обеспечен вторичный рынок для этих ценных бумаг, что за счет разнообразия видов базовых активов и их источников придает рынку глубину и диверсифицирует риски.

Авторство концепции управления ликвидностью исламских банков через секьюритизацию, которую в течение долгого времени отвергали в Заливе как недостаточно соответствующую шариату, принадлежит Малайзии. Эту концепцию в июне 2001 года успешно начал применять на внутреннем рынке Бахрейн. А первый в мире глобальный выпуск исламских облигаций, в которые были оформлены обязательства правительства в рамках операции типа «иджара», в июне 2002 года предприняла именно Малайзия. Выпуск был организован «Амана Файнэнс». Рынку были предложены бумаги на 600 миллионов долларов, половину которых приобрели инвесторы с Ближнего Востока; вторая половина была размещена в Гонконге, Лондоне, Нью-Йорке и Сингапуре.

Россия, в которой мусульмане составляют существенную часть населения, не осталась в стороне от «банковской исламизации». За последние десять лет здесь было предпринято несколько попыток создания исламского банка: еще в 1992 году в Кемерово был открыт Единый исламский акционерный коммерческий банк (в настоящее время в реестре Банка России такая организация отсутствует). Известно, по крайней мере, еще об одном нереализованном проекте такого рода, идея которого в 1996 году пришла из Махачкалы. На сегодняшний день, насколько можно судить, в нашей стране существует один исламский банковский институт – «Бадр-Форте Банк», находящийся в Москве.

«Бадр-Форте Банк» был учрежден в 1989 году, исламские методы финансирования стал применять в 1997-м, в 2000-м — принял свое нынешнее название. В его уставе, в частности, говорится, что он имеет право «осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством России и нормами международного права, используя исламские экономические технологии ведения банковского дела, не противоречащие банковскому законодательству России».

Вероятно, говорить о «банковской исламизации» как о процессе в применении к единственному (и небольшому) финансовому институту — некоторое преувеличение. Но не будет преувеличением сказать, что «Бадр-Форте Банк» нашел свое место на рынке и небезуспешно расширяет клиентуру — между прочим, в основном абсолютно славянскую.



--------------------------------------------------------------------------------

[1] НГ-Политэкономия. 02.11.1999.

[2] Исламский банк развития (Islamic Development Bank) — международная финансовая организация, созданная с целью стимулировать экономическое и социальное развитие стран — членов ОИК и конкретных мусульманских общин, включая общины в неисламских странах. Основными инструментами его деятельности являются участие в капитале и обеспечение финансирования производительных проектов, а также выделение средств на различные социально-экономические проекты. Он также призван стимулировать развитие торговли между странами — членами ОИК, оказывать им техническое содействие и заниматься подготовкой кадров для деятельности в области социально-экономического развития. Уставный капитал банка — шесть миллиардов исламских динаров (исламские динары, условные расчетные единицы, принятые в ИБР, эквивалентны специальным правам заимствования, условным расчетным единицам МВФ), из которого оплачено четыре миллиарда. Средства внесены в свободно конвертируемой валюте.

[3] В частности, «Алкатель» и «Дэу» финансировали свои операции через исламский совместный фонд, учрежденный в США «Юнайтед Бэнк оф Кувейт».

[4] HSBC (Hongkong and Shanghai Banking Corporation) Economic Bulletin. Fourth quarter 2002.

[5] Ibid.

[7] The Banker. July 2002.

[8] Munawar Iqbal, Ausaf Ahad, Tariqulla Khan. Challenges Facing Islamic Banking. Islamic Development Bank // Islamic Research and Training Institute. Occasional Paper. Jeddah, 1998. № 2.

[9] http//www.islamiq.com, 7.6.2001.

[10] Ibid.

[11] HSBC Economic Bulletin. Fourth quarter 2002.

[12] Middle East Economic Digest (MEED). 25 February 2000.

[13] http//www.islamiq.com, 11.08.2001. Standard & Poor’s. Publication date: 27 Nov. 2002. Reprinted from Ratings Direct Classic Ratings Approach Applied to Islamic Banks Despite Industry Specifics.

[14] Цит по: Cairo Times. 3 April 1997. Vol. 1. № 03.

[15] Accounting and Auditing Organisation for Islamic Financial Institutions (AAOIFI). Учреждена в 1995 году, штаб-квартира находится в Манаме (Бахрейн). Целью деятельности является разработка унифицированных методов учета финансовых и хозяйственных операций исламских банков и их представление в форме соответствующих стандартов, носящих рекомендательный характер. Ряд центральных банков мусульманских стран принял эти стандарты для целей регулирования деятельности подотчетных им исламских финансовых институтов.

Link to comment
Share on other sites

Минноу, статья неплохая, но посвящена большей части банкам, ссудном проценту в Исламе.

С банками ситуация ясна. А что мешает мусульманам создавать конкурентные товары? Выпускать хорошие телефоны, автомобили, компы, софты?

На сей счет нет никакого указания. Регуляции подлежит исключительно банковское дело по шариату.

Почему мусульмане так сильно остают в спорте, в науке? Ведь когда-то арабский мир дал цивилизации такие науки как алгебра, геометрия, химия.

Что же случилось сейчас? Почему нет мусульманского Ренесанса? Почему мы не слышим о мусульманах "ломоносовах", "резерфордах"?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='SummeR' date='Aug 30 2004, 16:55 ']Минноу, статья неплохая, но посвящена большей части банкам, ссудном проценту в Исламе.

С банками ситуация ясна. А что мешает мусульманам создавать конкурентные товары? Выпускать хорошие телефоны, автомобили, компы, софты?

На сей счет нет никакого указания. Регуляции подлежит исключительно банковское дело по шариату.

Почему мусульмане так сильно остают в спорте, в науке? Ведь когда-то арабский мир дал цивилизации такие науки как алгебра, геометрия, химия.

Что же случилось сейчас? Почему нет мусульманского Ренесанса? Почему мы не слышим о мусульманах "ломоносовах", "резерфордах"?[/quote]
Согласитесь, что мусульманский мир теряет пассионарность. Мусульманский суперэтнос уже постарел. Дальше - завтра. Сегодня, сорри, очень тороплюсь...

Link to comment
Share on other sites

Да, согласен насчет пассионарности, но и христианская цивилизация не молодая. Она старше Исламского мира на 600 лет. Тогда должно быть наоборот?

Мы должны сильнее развиваться и задавать тон развития современной цивилизации, а получается наоборот?

Link to comment
Share on other sites

Uvajemiy Summer,ya toje ocen casto zadavalsa etim voprosom,i vsegda utocnyal eto u lyudey,kotorie xot nemnogo razbirayutsa v islame i znayut ego.naprimer odnim iz dovodov bil takov.sto v islame imeet mesto sleduyusee"dovostvuytes tem,sto u vas est".eto mnogimi musulmanami ponimalos bukvalno,i mnogie ne stremilis podnimat svoe xozaytsvo,blagosostoyanie i t.d.i dumali,sto nujno dovolstvovatsa tem sto u tebya est,sto esli budes stremitsa k bolsemu,to proyavis neblagodarnost k ALLAHU.v to je vremya,mi nablyudaem v islame priziv k sovesresntvu nauki,uceniya i intelektualnogo razvitiya,pri cem neodonokratno stalkivaemsa s etim v islame,a postoyanno.nascet sporta s Vami,ya ne soglasen do kontsa,v mirovom sporte musulmane mnogo raz stanovilis i cempionami mira,Evropi,dr.kontinentov,i daje olimpisykimi cempionami,vprocem,sto uxodit daleko,posledniy otradniy primer s nasim Faridom Mansurovim,i drugimi musulmanami,predstavlyayusie dr.strani eto bilo ese raz naglyadno pokazano.drugoe delo,sto musulmane dobivayutsa uspexov v odnix konkretnix vidax sporta,takix kak borba,dzyu-do,karate-do,taekvondo,boks,futbol,i eto toje neudivitelno,ved potomu sto mnogie iz perecislennix vidov sporta,yavlyayutsa u musulman natsionalnimi vidami sporta.naprimer v borbe,osnovnaya borba za medali i za mesta,razvoracivayutsa mejdu Rossiey,Iranom,Turtsiey,USA,Kuba.kak Vi zametili,tri iz pyati etix stran yavlyayutsa musulmanskimi(zdes ya nazivayu Rossiyu musulmasnkoy vvidu togo,sto medali ona polucaet v osnovnom zascet musulmanskix bortsov)sto kasaetsa vipuska bitovoy texniki,avtomobiley,i dr.texniki,konesno je mi otstaem na poryadok.no ne zabivayte,sto mnogoe sto est v Evrope,a imenno,ideologiceskaya sila,kotoraya natolknula zapadnie narodi k takomu razvitiyu,vsya eta sila,cerpalas iz islama,ya ubejden v etom.mnogoe bilo zaimstvovano u nas posle Krestovix poxodov,i eto toje ne sekret.no mi sami bili kakie-to usiplennie,i tem samim otstali ot nix.ranse lyudi iz Evropi priezjali izucat nauki na Vostok,a seycas vse naoborot,nasi deti ucatsa vEvrope,a v islamskix stranax,mi v osnovnom izucaem sam islam,ne bolee togo.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='SummeR' date='Aug 30 2004, 17:18 ']Да, согласен насчет пассионарности, но и христианская цивилизация не молодая. Она старше Исламского мира на 600 лет. Тогда должно быть наоборот?

Мы должны сильнее развиваться и задавать тон развития современной цивилизации, а получается наоборот?[/quote]
Христианская цивилизация достаточно молода... Если вы ее возраст исчисляете с рождества Христова, то глубоко ошибаетесь. Это уже совсем не та цивилизация.

Начиная с 15-16 веков не без помощи наших известных тюркских полководцев им удалось раздробить тюркский (читай мусульманский) мир. Великий Тимур Хромой (Тамерлан) и создатель Сефевидского государства Шах Исмаил Хатаи сыграли в этом раздроблении немаловажную роль. Даже некоторые христиане (представители Западной Европы) сами признают, что благодарным христианам стоило бы поставить памятник Шах Исмаилу Хатаи в самом центре Европы, так как именно благодарю его усилиям на основе союзнических договоров с Венецией, Флоренцией и другими государствами удалось отвлечь внимание очень грозной и самой могущественной в то время тюркской армии от захвата всей Европы. "Не будь Шах Исмаил и его войны с Османской Турцией, мы слышали бы сегодня утренний призыв муадзинов с минаретов Рима", - писал "Огонек" в 1997 году.

И мусульманский суперэтнос до сих пор не оправился от этого поражения и продолжвет жить в 16 веке. Тогда как христианский мир перестроился. И фактически старый христианский мир умер, вместо него создана новая цивилизация. Это очень молодая, сильная цивилизация вобрала в себя все ценности мира, и создала могучую технику, вооружение и все блага жизни, которыми и мусульманский мир сейчас пользуется.

Но и эта цивилизация сильно постарела. Как всегда это происходило, с востока движется огромная сила. И эту силу уже ощущают в Европе и Америке. От испуга они даже размножаться по нормальному не могут. А человеческий фактор всегда имел большое значение.

Но результаты мы не увидим. Мы увидим всего лишь начало большой войны. И она продолжится не один год. Это будет не та война, которую мы привыкли видеть в фильмах. Война уже идет. На каждой улице. В каждой душе. В каждой семье. Уже немало семей, где каждый из братьев придерживается разной идеологии.

Есть еще один немаловажный фактор. Может даже самый существенный:

Анекдот:

[b]Оптимисты изучают английский язык, пессимисты - китайский...[/b]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Minnow' date='Aug 31 2004, 08:51 ']Анекдот:

[b]Оптимисты изучают английский язык, пессимисты - китайский...[/b][/quote]
Вы забыли добавить, про реалистов. Они изучают автомат Калашникова.

Но не будем отдаляться от темы. В чём же причина отставания исламского мира?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Minnow,']Начиная с 15-16 веков не без помощи наших известных тюркских полководцев им удалось раздробить тюркский (читай мусульманский) мир. Великий Тимур Хромой (Тамерлан) и создатель Сефевидского государства Шах Исмаил Хатаи сыграли в этом раздроблении немаловажную роль. Даже некоторые христиане (представители Западной Европы) сами признают, что благодарным христианам стоило бы поставить памятник Шах Исмаилу Хатаи в самом центре Европы, так как именно благодарю его усилиям на основе союзнических договоров с Венецией, Флоренцией и другими государствами удалось отвлечь внимание очень грозной и самой могущественной в то время тюркской армии от захвата всей Европы. "Не будь Шах Исмаил и его войны с Османской Турцией, мы слышали бы сегодня утренний призыв муадзинов с минаретов Рима", - писал "Огонек" в 1997 году.[/quote]

Абсолютно согласен, но может посмотрим на вещи чуточку глубже? Ведь, Османитам удалось в войне с Венецией одержать верх на Балканах. Но в любом случае, недостаток Османского государства заключался в его чрезмерной толерантности к национальным меньшинствам. Могу привести факты, что именно отсуствие национальной идеологии, а позже и попыток строительства государства по национальному типу, в любом случае привело бы Османскую империю к фиаско.

Да и не думаю, что раздавался бы призыв муадзинов. Вспомните мусульманские государства в Испании, даже более нетерпимые к другой религии и чем закончилось всё? Сколько на территории Европы, подвластной Османитам, осталось мусульман?

Османитам, да и прочим тюркским государствам не хватало силы и упорства поступать с инаконациональностями, подобно русским, китайцам, тем же американцам и т.д. и т.п. и признавать факт этнического различия.

ПН

Link to comment
Share on other sites

Нонграта, исторический экскурс в историю, это замечательно. Но меня в данном случае интересует не история, а взаимосвязь религии и экономики, прогресса.

Например, я вижу эту связь в развитии протестанстких и католических стран.

Протестантизм или лютеранство создает условия для экономического роста и результат налицо. А как влияет Ислам на развитие стран?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='SummeR' date='Aug 31 2004, 13:22 ']Но не будем отдаляться от темы. В чём же причина отставания исламского мира?[/quote]
Нагоняют, но только те, которые имеют соответствующую национальную идеологию.

Узнал недавно, что даже Саудовская Аравия умудряется экспортировать пшеницу.

Сложный процесс перераспределения ресурсов и границ. Недавно прочитал книгу О. Гринёвского "Сценарий для третьей мировой". Он в 80-х заведовал отделом Ближнего Востока. Чуть оказывается не дошло до ядерной войны. Насколько вольны мусульмане делать собственную политику - тоже вопрос.

ПН

Link to comment
Share on other sites

А зачем вообще нужна национальная идеология? Разве мешает ее отсутствие развиваться странам ЮГА, Ю.Корее, странам Европы?

Ну какая, например, национальная идеология у маленькой Латвии, Литвы или Эстонии? Нет там никакой мета-идеологии. Есть история, бережное отношение к ней и либеральные ценности западного мира.

Если Вы о мета-идеологии, то в мире было две большие мета-идеологии: фашизм и коммунизм. Обе проиграли.

А какие успехи у саудитов в экономике? Только в экспорте пшеницы?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='SummeR' date='Aug 31 2004, 13:55 '][/quote]
[quote]Нонграта, исторический экскурс в историю, это замечательно. Но меня в данном случае интересует не история, а взаимосвязь религии и экономики, прогресса.[/quote]

Imkan versez, bizde chalishariq oz rusheym tebietli fikirlerimizi ifa edek :)

[quote]Например, я вижу эту связь в развитии протестанстких и католических стран.

Протестантизм или лютеранство создает условия для экономического роста и результат налицо. А как влияет Ислам на развитие стран?[/quote]

Можно пояснить, почему вы связали протестантизм и католицизм с лютеранством? Имеете ввиду необходимость реформизма? Я тоже об этом подумывал, но знаете ли, мусумане, напрочь отрицают даже саму возможность.

Сама суть ислама она более направлена на создание социальных гарантий:

1. Все мусульмане братья - это позволило мусульманам избегнуть столь позорного явления для человечества как крепостничество. С одной стороны это хорошо, но оно не позволило создать столь необходимое для качественного изменения внешнее давление на социум мусульманских стран.
2. Банковское дело - основанное на процентном приросте есть по другому ростовщичество, опять же против буквы ислама.
3. Демография - прирост населения достаточно высокий, чтобы иметь возможность достичь хотя бы небольшого уровня социальных льгот и возможности "откладывать" деньги - создавать фонды. Это не секрет, что для многих мусульманских стран - большое количество детей и есть социальная защита на старость.
4. Относительно мягкие климатические условия, позволяющие пренебрегать в своей ментальности заранее планировать свою жизнь, готовясь к регулярно повторяющимся сложным условиям.
5. Опять же идея ислама не позволяет развиваться национальному самосознанию - все муслимы братья. Исключение может быть только Арабские страны, и то под воздействием других, более сильных государств - Британия, Россия, Штаты и т.д. и т.п. Особое внимание надо придать Ирану - национальная культурная революция, в которой началась аж в 14 веке. Может быть и поэтому фарсидский шовинизм позволил стране быть убежищем всех мусульманских оппозиционеров, а позже и позволить реформизм - появился шиизм. В целом достаточно показательный пример, почему все большие государства Европы имели собственную "скамью" христианства: начиная от Великобритании и Германии, и кончая Россией. Иран пошёл по их пути, и может быть поэтому ему удалось вбиться клином между сунитскими государствами.
6. Насыщенность природными ресурсами и их относительная доступность исключала другие виды индустрии, кроме добывающей. К этому времени Европа уже достроила свои [b]национальные [/b]государства, и из-за страха перед тюркскими государствами уже успела открыть и колонизировать Америку.

Сделаю перерыв, а то, когда мои посты слишком уж длинные, их тяжело и скучно читать, сразу хочется прыгнуть в конец. :)

ПН

Link to comment
Share on other sites

[quote]А зачем вообще нужна национальная идеология? Разве мешает ее отсутствие развиваться странам ЮГА, Ю.Корее, странам Европы?[/quote]

На счёт Европы и Южной Кореи, надеюсь вы пошутили. Юг - это....?

[quote]Ну какая, например, национальная идеология у маленькой Латвии, Литвы или Эстонии?[/quote]

Во всех этих трёх государствах очень развита национальная идеология: начиная от государственного языка и заканчивая правами титульной нации.

[quote]Нет там никакой мета-идеологии. Есть история, бережное отношение к ней и либеральные ценности западного мира.[/quote]

Мне кажется вы издеваетесь надо мной... Я так настороженно читаю эти ваши строчки, и, действительно, меня не покидает подспудное чувство вашей иронии над стариком. Либеральные ценности западного мира?

[quote]Если Вы о мета-идеологии, то в мире было две большие мета-идеологии: фашизм и коммунизм. Обе проиграли.[/quote]

Вы уверены, что фашизм проиграл? Посмотрите, что происходит во Франции, России, США, Китае.

[quote]А какие успехи у саудитов в экономике? Только в экспорте пшеницы?[/quote]

Вообще-то мусульманские страны сейчас отстают, но догоняют. Можно было бы подобрать несколько примеров, но в целом там смесь своих и западных технологий, и поэтому не буду трогать. Знаю одно, что только национально-ориентированные страны добились успеха в плане технологий, экономики, военного дела и т.д.

ПН

Link to comment
Share on other sites

Нограта, я не связывал католичество с лютеранством-) Наоборот, возникновение Реформации как религии более приспособленной к Новой истории, позволило странам, принявшим лютеранство сделать колоссальный рывок в развитии.

Иными словами, Мартин Лютер увидел, говоря нашим языком, социальный заказ на свою религию и создал ее. То есть новому классу - буржуазии, нарождавшейся в Европе нужна была новая религия, которая позволяла бы успешно и развиваться и молиться-)

И вот результат. Посмотрите, кто задает тон в развитии в мире и Европе.

США - страна протестантов. Англия, Германия, (хотя и половина католики, но будем считать, что страна в большей степени протестансткая, да и там возникла Реформация), Голландия.

Лидер новой Европы - протестансткая Чехия.

А чем могут похвастать католики? Франция и Италия - лидеры католиков, но в мире их позиции в христианском мире в экономике далеко не самые сильные.

Или рассмотрим православие. Оно намного ближе к католичеству нежели к протестантам. А чем могут похвастать православные страны в экономике?

Россия, как и Исламский мир, продающий миру не продукты своего труда, а нефть, газ и прочие ресурсы, которые ими не были созданы.

А Латинская Америка? Бразилия, Аргентина - страны с КОЛОССАЛЬНЫМ потенциалом для развития. А результат? Кризисы в экономике, колоссальные долги МВФ и прочие проблемы.

А какую веру исповедуте Латинская Америка? Правильно, католическую-)

Link to comment
Share on other sites

Замечательно, что реформизм позволил вышеперечисленным странам выйти на лидирующую позицию. Касательно России, Италии и Франции, я вдаваться в детали не буду, ибо понятно, что две из них входят в большую семёрку, а роль России, как супердержавы на протяжение последних пары веков, обсуждать не приходится.

А вывод какой, Саммер? Нам надо принять христианство, чтобы затем мягко перейти в протестантизм? :)

ПН

Link to comment
Share on other sites

Может обратить внимание на менталитет народов принявших Ислам. Характер народа имеет большое значение. Саммер я бы к Турции прибавил бы и Иран. Но у Турции громадный долг. Если не ошибаюсь больше 100 млрд. долларов. Если ошибаюсь уточните. Экономика Турции работает на обслуживание долга.
Но вместе с тем Турция выпускает все ( включая некоторые виды боевой техники.) Так же и Иран. Иран уже работает над созданием ядерного и лазерного оружия. Для этого еще в 1994 году приглашали физиков из бывшего СССР.Таже выпускает все виды обычных вооружений( включая танки и бронетранспотеры). У Ирана также есть немалый гос долг. Но они уже с этого года не будут импотировать зерно. Кроме того на Иран наложено эмбарго со стороны США. Мусульманам мешают также войны. Ирано-Иракская война длилась 8 лет. К этому прибавьте 3 арабо-израильских войн. А сейчас что творится в Ираке. Но вместе со всем этим были войны и в Европе. Но эти войны способствовали развитию науки и техники. Здесь опять имеет место быть менталитету нации. Арабы вообще ленивая нация. Нефть их изнежила. Везде в мусульманских странах диктатуры и монархии:
Саддам, Мубарак, Каддафи, династия Саудитов, Иран, Иордания, и др. Кроме того американцы и европейцы ведут целенаправленную работу в превращении мусульманских стран в сырьевой придаток. Приводят к власти политиков которые будут потокать им. Нас губит наш менталитет. Надо меняться.
Наша беда это нефть. Думаем что за деньги от нефти все купим наготово у европейцев. Их фирмы и компании получают заказы и развиваются на деньги от нефти мусульман. Надо свою промышленность развивать и технологии. Надо покупать технологии, а не готовый товар.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='SummeR' date='Aug 31 2004, 17:00 ']Вывод такой: что мешает развитию исламского мира в сфере экономики и хай-тек?-)[/quote]
Тюркским исламским государствам мешает отсутствие национальной идеологии, однозначно. Одной на все. Это позволило бы осуществить слияние капитала (созданию эффективных Экзим-банков, которые могли бы, ХОТЯ БЫ, самостоятельно разрабатывать собственные ресурсы, за примером далеко ходить не надо), научных объектов и интеллектуального потенциала (можете ознамиться с примером англосакских государств середины прошлого века) - объединённые лаборатории и взаимопроникновение научных идей, а также технологические линии - наука вещь капиталоёмкая, надо согласиться, организацию внутреннего рынка, достаточного ёмкого, чтобы способствовать росту национальной буржуазии, а также защищённости национального производителя - что мы едим, одеваем, водим, продаём и покупаем перед глазами - послабление таможенных и внутренних налогов (что однозначно будет стимулировать внутреннее производство), возможное усиление армии и обеспечение территориальной целостности, увеличение веса на международной арене и усиление дипломатии, высвобождение дополнительных ресурсов для долгосрочного планирования.

Что мешает другим исламским государствам меня интересует меньше, однако кое-какая информация есть, но не думаю, что рациональность мышления ваша и моя, а также острая нехватка времени позволит нам терять время попусту.

ПН

PS. Кстати пример Японии, которая не является ни исламской, ни христианской страной, достаточно показательный пример что может сделать страна с выработанной и усевшейся национальной идеологией.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='JIGORO' date='Sep 1 2004, 04:01 ']Нас губит наш менталитет. Надо меняться.[/quote]
Не согласен.

Что же наш менталитет? Уважение к старшим. Защита чести семьи, рода и нации любой ценой. Огромное количество разнобразных традиций (как раз они доказывают нашу сущность) и уважение к ним. У нас богатая кухня, разнобразная музыка, свой фольклор и т.д.

А вот губит нас то, что некоторые из нас, иногда многие [b]стыдятся[/b] своих традиций. Эти люди предпочитают пиццу нашей долме. Предпочитают слушать ..., вместо мугама и прекрасных народных песен. Им стыдно, когда какая-то женщина покрывает голову в знак уважения к ТИТУЛЬНОЙ религии, зато их вообще не смущает, когда представители других религий слишком явно и неуважительно к другим подчеркивают свою религиозную принадлежность.

А потом эти же люди еще не краснея возмущаются, когда соседи присваивают нашу музыку, кухню. Я считаю, что тот, кто не любит и НЕ СЛУШАЕТ мугам, не имеет право называть эту музыку своей. Тот, кто не любит готовить долму, не имеет право называть это блюдо своим. Тот, кто не имеет такую основу, как [b]нация[/b], не может и не имеет право развиваться.

Смотрите на эти развитые страны. Они построили НАЦИОНАЛЬНЫЕ государства. В них есть место другим нациям. Но интересы нации важнее всего. И никогда с Вами никакой иностранец из развитой европейской державы не будет дискутировать, если Вы изначально не выразите УВАЖЕНИЕ к его нации. А все эти жалкие подобия государств (не только Азербайджан) все время пытаются быть похожим на кого-то... НЕ НАДО СТЫДИТЬСЯ СВОХ КОРНЕЙ... Только на своих корнях и ИНТЕРЕСАХ можно построить сильное государство... Любая реформа религии, экономики, общественной системы страны должно основываться на ИНТЕРЕСЫ ЭТОЙ НАЦИИ. Но как же этого добиться?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Minnow' date='Sep 1 2004, 09:14 ']Предпочитают слушать ..., вместо мугама и прекрасных народных песен.[/quote]
Слушают, сейчас уже слушают, когда он смешан со Стингом в исполнении арабских исполнителей. Всё своё противно до тех пор, пока его не поднимут у нас же из под ног, подчистят и сунут нам же в нос. :)

Жизнь развивается по спирали, Саммер. Что бы делали европейцы без открытий мусульманского мира: металлургия, обсерватория, та же алгебра, медицина, та же алхимия, парфюмерия и т.д. Всё вернётся на свои круги, дайте срок.

ПН

Link to comment
Share on other sites

Minnow

Вы меня не так поняли. Я как раз тки люблю мугам. Речь идет о подходе к национальной экономике в мусульманских странах. Ведь уважение к отцу не имеет отношения к экономике. Здесь речь не о культуре.
Наши бизнесмены хотят сиюминутные доходы. А надо делать долгосрочные вложения.

[b]Защита чести семьи, рода и нации любой ценой. [/b] А вот это надо делом доказывать. ;)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='JIGORO' date='Sep 2 2004, 03:07 ']Ведь уважение к отцу не имеет отношения к экономике. Здесь речь не о культуре.
Наши бизнесмены хотят сиюминутные доходы. А надо делать долгосрочные вложения.[/quote]
Опять позвольте не согласиться с Вами.

Всякая культура, и особенна культура ведения бизнеса очень важна. И то, что люди пытаются получить сиюминутные доходы, в этом тоже виновато отсутствие культуры в бизнесе.

Люди очень прекрасно осознают, что если раскрутиться на каком-то отдельном виде бизнеса, нужно это делать молниеносно, так как, другие, более сильные в политическом плане люди, нарушая бизнес-этикет и бизнес-культуру, просто не дадут тебе продолжать делать деньги на том месте, которое по их мнению, принадлежит им самим.

И твой арендный договор на 10 лет, или купчая перед такими людьми, имещими политическое влияние, практически ничего не значат... У тебя просто отберут это доходное место.

Вы меня наверное, поняли, как трудно работать (делать деньги) там, где нету каких-то правил... Некоторые умудряются быстро заработать в одной области и переключиться на другую область бизнеса. Но многие не выдерживают такого психологического прессинга и постоянного риска и просто покидают Азербайджан. Согласитесь, многие наши бизнесмены работают в России, в Турции, в Эмиратах, в Испании и не от хорошей жизни покинули Азербайджан, даже в Бразилии несколько моих знакомых из Шеки заняты ресторанным бизнесом...

А наша ментальнасть не такова. Настоящие азербайджанцы (тюрки, талыши, лезгины, аварцы) всегда уважали чужое добро, чужую честь и достоинство. Даже кровные враги никогда не выясняли отношения в присутствии женщин и детей из семьи врага. И даже мстить за обиду нужно было по каким-то особым правилам.

Уход от ментальности, от корней главная причина БЕСПРЕДЕЛА, творимого в политике, экономике и в самом обществе... В основе всего лежит КУЛЬТУРА. И наше будущее будет зависеть от того, какую культуру мы выберем...

Link to comment
Share on other sites

Сэммушка, к несчастью я не располагаю в данный момент временем, чтобы внимательно ознакомиться с ответами пользователей в этой теме и поэтому напишу более детальный ответ чуть позже, если ты не против.

Единственное что мне очень хотелось бы отметить сейчас, это то, что ты явно недооцениваешь исламский мир и исламских бизнесменов.

Сегодня сложилась такая ситуация, когда привязывать какую-либо компанию к одному государству - по меньшей мере неосмотрительно. Стратегическое руководство практически любой крупной компанией (не говоря уже о Транс-Национальных Корпорациях) принимается не только государством, но и владельцами этих компаний, коими являются акционеры, зарабатывающие реальные деньги с операций проводимых компаниями.
И насколько мне известно арабы (читай мусульмане) являютя крупнейшими держателями акций ряда гигантских компаний и ТНК, в числе которых такие гранды как Бритиш Петролеум и Майкрософт.
К примеру шейх Захид (монарх ОАЭ) по неофициальным данным вообще является богатейшим человеком на планете, просто собственные средства он грамотно распределил между подставными лицами.

Одним словом, исламский мир активно учавствует в бизнесе, другое дело, что он избегает финансирования ряда отраслей, которые по исламу "харам", плюс к этому, исламский бизнес мир несколько меньше внимания уделяет Пи Ару, с чем и связаны такие мысли, которые возникли у тебя. -))

Link to comment
Share on other sites

РЭМ-ушка, родной мой. Ну, скажи мне, дорогой мой человек. Зачем эти шейхи инвестируют в американские и английские компании?

Что им мешает создавать свои крупные копмании, хотя бы нефтяные, уровня би-пи, экссон и чтобы американцы и англичане вкладывали в них.

Неужил у них нет амбиций? Или им так нравятся компании христиан? Ведь можно создать несколько публичных компаний в ТЭК и иметь ту же прибыль. Не так ли?

А технологии? Почему те же индусы сегодня в год зарабатывают только от оффшорного программирования несколько МИЛЛИАРДОВ долларов, а мусульмане не заработали и сто долларов.

Как объяснишь это? А что мешает создать заводы по сборке тех же телевизоров, ауди-видео техники в тех же странах залива?

Сколько же можно жить только за счет нефти? Ведь нефть когда-нибудь кончится. А что после нефти?

Link to comment
Share on other sites

Сэмушка, опять ограничусь коротеньким ответом, да и то неполноценным. Хочу прокомментировать твое замечание о том, что мусульмане живут только за счет нефти.
Это далеко не так.
К примеру, как сообщают, официальные лица этого государства, нефтяной сектор больше не является ведущим в экономике ОАЭ, так как промышленный, обслуживающий, туристический и сектор недвижимости начинают развиваться более быстрыми темпами. Об этом сообщало информационное агентство WAM на основании материалов конференции Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (СССПЗ). К примеру, в 1998 году нефтяной сектор в ОАЭ занимал около 18% ВВП, в 2003 году этот показатель сократился до 10%, уступив промышленному сектору, и согласно прогнозам, к 2010 году сократится до 7%. Темпы развития промышленного сектора позволяют ожидать, что именно он будет составлять основной процент ВВП в 2010 году. В целом ОАЭ добились практически стабильного роста ВВП на уровне 6%, который, согласно прогнозам, и в будущем будет происходить на устойчивом уровне. Объяснением столь неожиданных показателей для страны Персидского залива является то, что ОАЭ приложили огромные усилия по развитию остальных секторов экономики и сняли большинство барьеров на пути притока иностранного капитала, тогда как в большинстве стран Ближнего Востока они все еще сохраняются. ОАЭ занимают ведущее место среди стран Персидского залива по процентному соотношению иностранных инвестиций и ВВП – 3%, в то время как среди остальных стран залива этот показатель составляет 0,3%


Вообщем-то не все так плохо в арабских эмиратах. -))

Link to comment
Share on other sites

РЭМ-шука, родной, какое пр-во в ОАЭ?-) Может приведешь цирфы по их экспорту ненфтяной продукции, что и куда они конкретно вывозят?-)

Только бех реэкспорта-) Надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду-) Завозим из Малайзии видео, потом продаем их русским челнокам и считаем их экспортом-)

Link to comment
Share on other sites

Salam Alaykum,

xochu nachat s togo chto yest dezinformaciya po povodu Shah Ismaila Xatai, eto ne on nachal, a Turkey nachala voynu, i Xatai bil protiv vedeniya voini s Turkey.

kasatelno temi xochu viskazat svoyo mneniye sleduyushim obrazom: mne kajetca, chto vo vsey otstalosti ot NTP vinovata ne Islamskaya religiya, a tak nazivayemiye musulmane. Vsem nam xorosho izvesten Islamskiy renesans, kotoriy dal nachalu razvitiy mnogix nauk. Kto ix nachal, nastoyashiye musulmane, a chto seychas proisxodit v muslim stranax? Nastoyashiy muslim znayet chto nujno kajdim dnem povishat svoyo obrazovaniye, izuchat vse novoye i novoye, (ya ne xochu skazat vse ob vsem, no xotyabi vse tolko po svoyey otrasli), i nastoyashiy muslim znayet chto nujno tochno sledovat vsem HALAL i HARAM, no mi tak ne delayem, a eto v svoyu ochered ochen silno otrajayetca na nashey psixologii i na nashix otnosheniyax k okrujayushim fenomenam. t.e. vi navernoye ponyali chto vse eto lentyastvo, bezrazlichnost, nejelaniye prosveshatca isxodit iz xaraktera cheloveka.
Ya viju vse nashi problemi imenno v etom. Bud mi muslim polnostyu predani Vsevishnemu to seychas u nas ne bilo bi takix problem. Posmotrim u nas v strane kto predstavlyayet Islam, vot imenno bozbashi, a te kto vistupayet protiv nix presleduyetca i nakazivayutca. kakogo progressa nam jdat v etom sluchaye?

Link to comment
Share on other sites

Салам алекум, брат Малик. Насчет нашей страны разговор особый. А что мешает развиваться тем же странам Персидского залива?

Неужели их шейхи не могут ничего лучшего придумать как вбухать 1 млрд. долларов на строительство "Формулы 1" (кажется в Омане) и покупать недвижимость в Европе, дорогие авто и тратить денгьи на европейских моделей?

Им то, что мешает? Где их ученые, писатели, интеллектуалы? Где арабский спорт? Из более чем 300 чемпионов Олимпиады Вы не насчитаете и 10 мусульман.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Malik_Abdulaziz' date='Sep 2 2004, 16:43 ']Salam Alaykum,

xochu nachat s togo chto yest dezinformaciya po povodu Shah Ismaila Xatai, eto ne on nachal, a Turkey nachala voynu, i Xatai bil protiv vedeniya voini s Turkey.

kasatelno temi xochu viskazat svoyo mneniye sleduyushim obrazom: mne kajetca, chto vo vsey otstalosti ot NTP vinovata ne Islamskaya religiya, a tak nazivayemiye musulmane. Vsem nam xorosho izvesten Islamskiy renesans, kotoriy dal nachalu razvitiy mnogix nauk. Kto ix nachal, nastoyashiye musulmane, a chto seychas proisxodit v muslim stranax? Nastoyashiy muslim znayet chto nujno kajdim dnem povishat svoyo obrazovaniye, izuchat vse novoye i novoye, (ya ne xochu skazat vse ob vsem, no xotyabi vse tolko po svoyey otrasli), i nastoyashiy muslim znayet chto nujno tochno sledovat vsem HALAL i HARAM, no mi tak ne delayem, a eto v svoyu ochered ochen silno otrajayetca na nashey psixologii i na nashix otnosheniyax k okrujayushim fenomenam. t.e. vi navernoye ponyali chto vse eto lentyastvo, bezrazlichnost, nejelaniye prosveshatca isxodit iz xaraktera cheloveka.
Ya viju vse nashi problemi imenno v etom. Bud mi muslim polnostyu predani Vsevishnemu to seychas u nas ne bilo bi takix problem. Posmotrim u nas v strane kto predstavlyayet Islam, vot imenno bozbashi, a te kto vistupayet protiv nix presleduyetca i nakazivayutca. kakogo progressa nam jdat v etom sluchaye?[/quote]
Малик

Мне нравится ход ваших мыслей. И особенно на счет Шаха Исмаила Хатаи. Это великая личность. Если на тебя напал мусульманин это не значит что ты должен сдаваться. Так можно и Саудитов обвинить в предательстве которые воеавли против турков во время первой мировой войны.

Малик полностью выразил мое мнение.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='SummeR' date='Sep 2 2004, 16:56 ']Неужели их шейхи не могут ничего лучшего придумать как вбухать 1 млрд. долларов на строительство "Формулы 1" (кажется в Омане) и покупать недвижимость в Европе, дорогие авто и тратить денгьи на европейских моделей?

Им то, что мешает? Где их ученые, писатели, интеллектуалы? Где арабский спорт? Из более чем 300 чемпионов Олимпиады Вы не насчитаете и 10 мусульман.[/quote]
Да разленились они от миллиардов. Смотрите как турки(9мед)и иранцы(5мед) выступили на олимпиаде. Кстати у ОАЭ одна золотая медаль есть и У Египта тоже две медали есть. Вы наверно имели ввиду страны аравийского полуострова!

Есть такая мысля что они считают Аллах послал арабам нефть за то что они мусульмане. Лень и жара! :D

Link to comment
Share on other sites

[quote name='JIGORO' date='Sep 3 2004, 01:18 '][quote name='Malik_Abdulaziz' date='Sep 2 2004, 16:43 '] Salam Alaykum,

xochu nachat s togo chto yest dezinformaciya po povodu Shah Ismaila Xatai, eto ne on nachal, a Turkey nachala voynu, i Xatai bil protiv vedeniya voini s Turkey.

kasatelno temi xochu viskazat svoyo mneniye sleduyushim obrazom: mne kajetca, chto vo vsey otstalosti ot NTP vinovata ne Islamskaya religiya, a tak nazivayemiye musulmane. Vsem nam xorosho izvesten Islamskiy renesans, kotoriy dal nachalu razvitiy mnogix nauk. Kto ix nachal, nastoyashiye musulmane, a chto seychas proisxodit v muslim stranax? Nastoyashiy muslim znayet chto nujno kajdim dnem povishat svoyo obrazovaniye, izuchat vse novoye i novoye, (ya ne xochu skazat vse ob vsem, no xotyabi vse tolko po svoyey otrasli), i nastoyashiy muslim znayet chto nujno tochno sledovat vsem HALAL i HARAM, no mi tak ne delayem, a eto v svoyu ochered ochen silno otrajayetca na nashey psixologii i na nashix otnosheniyax k okrujayushim fenomenam. t.e. vi navernoye ponyali chto vse eto lentyastvo, bezrazlichnost, nejelaniye prosveshatca isxodit iz xaraktera cheloveka.
Ya viju vse nashi problemi imenno v etom. Bud mi muslim polnostyu predani Vsevishnemu to seychas u nas ne bilo bi takix problem. Posmotrim u nas v strane kto predstavlyayet Islam, vot imenno bozbashi, a te kto vistupayet protiv nix presleduyetca i nakazivayutca. kakogo progressa nam jdat v etom sluchaye?[/quote]
Малик

Мне нравится ход ваших мыслей. И особенно на счет Шаха Исмаила Хатаи. Это великая личность. Если на тебя напал мусульманин это не значит что ты должен сдаваться. Так можно и Саудитов обвинить в предательстве которые воеавли против турков во время первой мировой войны.

Малик полностью выразил мое мнение. [/quote]
Эта великая личность раздробил тюркский мир и мир Ислама на две части... И рана, нанесенная им, не заживает до сих пор. И не заживет никогда... К моему сожалению... и к радости врагов Ислама...

Link to comment
Share on other sites

Внимателно посмотрите на исторические даты. С какого времени началась стагнация и торможение в мусульманской цивилизации, когда-то самой просветительской и реформисткой цивилизации?

Link to comment
Share on other sites

Согласен с братом Жигоро-) Нефть их избаловала-) Если москвичей, по версии М.А.Булгакова, испортил квартиный вопрос, то арабов испортила нефть-)

Одна единственная Турция или Иран выступили лучше чем весь 1 миллиардный арабский мир-)

Итак, причина первая. Нефть. Она развращает, нефтедоллары отучают думать мозгами и работать руками.

Какие еще причины?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Minnow' date='Sep 3 2004, 11:54 ']Эта великая личность раздробил тюркский мир и мир Ислама на две части... И рана, нанесенная им, не заживает до сих пор. И не заживет никогда... К моему сожалению... и к радости врагов Ислама...[/quote]
Minnow

А что Шах Исмаил должен был встать на колени перед Османами только потому что они мусульмане? Сефевидская держава была такая же мощная и как Османская. Не надо идеализировать Османов. Были бы они идальны не было восстания Кероглу в Азербайджане. Они вели завоеватеьные войны так же как и все. И никого за это осуждать нельзя. Это было естественно для тех времен. Разве Шах Исмаил мешал развиваться турецкой армии? Они терпели поражения почти во всех войнах с Россией прежде всего из-за отсталости в военной тактике и технике. Тогда не было шаха Исмаила. Все русско-турецкие проиграны турками. Балканские войны также проиграны турками! Тогда иранцы им не мешали.
Просто гнило внутренне устройство Османской империи. Они отставали во всем от европейцев. Дело не в междуусобных, а в неследованиии истиным исламским правилам и законам. Эти же слова можно сказать про иранцев того времени развала империи Надиршаха после его смерти (азербайджанца из племени Авшар). У каждой империи и цивилизации есть предел расцвета и могущества. Дальше оно должно или реформироваться или разваливаться. Случилось второе так как реформироваться не хотели. Можем ли мы обвинить Францию или Германию в расколе христианского мира или мира германских наций? Ведь они столько воевали между собой. Европейцы воевали больше чем мусульмане но развивались.
Истина в том что тогда не было ни идеи тюркского мира ни идеи исламского мира. Это все красивые слова для обвинения тех или иных личностей, для оправдания своих неудач на тех или иных театрах войны или дипломатии. Ясно что тюрки-сунниты будут обвинять шаха Исмаила во всех грехах. Ведь он был ШИИТОМ! И сделал шиизм государственным течением. Вот что скрыто под этими обвинениями. Был еще один придурок под именем Абдалла Али со своей дешевой брошуркой которым стоит только в туалете подтереться. Шах Исмаил и его внук шах Аббас победивший турков довел границы Азербайджана до невиданных пределов! Я азербайджанец и они азербайджанцы. Я горжусь ими.
Что мешает туркам сейчас сделать свое государство шариатским? Оно далеко отошло от законов Ислама. Сначала надо у себя порядок навети потом к другим лезть! Я так думаю! Нельзя прежде всего забывать предательскую позицию Саудовскоа Аравии во время арабо-израильских войн! Нельзя забыть предательства Египта подписавшего односторонний мир с Израилем! А как оценить проамерикаскую позицию саудитов в войне в Ираке? Смешно говорить о шахе Исмаиле (15 век :blink: ) когда у же в нашем столетии арабы так не едины и раздороблены в борьбе с врагами ислама. Когда сами своих же пинают с помощью европейцев, американцев во главе с евреями! На Саддама ополчились прежде всего свои же арабы, а иранцы ни одного выстрела не сделали в сторону Ирака хотя воевали с ними 8 лет. Иранцы показали мужское лицо и сейчас стоят против американцев. А свои же арабы скопом, толпой с удовльствием пошли против своих же арабов-иракцев. Вот эти арабские страны и есть большая причина раскола и позора, а не шах Исмал живший 500 лет назад. А как назвать нынешнее проамериканское марионеточное правительство Ирака, готовое своих же граждан отдать в жертву американской жадности? Вот где жаба лежит! Как однажды выразился один ахсаккал в чайхане: " Алчахдыларда!!!" Мусульмане убивают мусульман в угоду американцам, европейцам и евреям в наши же дни!

Link to comment
Share on other sites

Вы тут ругаете шейхов, которые разленились от своих нефтодолларов, которые не кончаются.. А что, кроме этой самой нефти, у них? Вокруг одни пустыни, под пустыней нефть. Что ещё можно развивать в странах, богатых нефьтю, если вокруг солнце и песок?

Link to comment
Share on other sites

Summer, ya imel vvidu ne tolko nash Azerbaijan a vsex tex bozbashey kak v arabskix stranax, tak i v drugix stranax s bolshim % jiteley muslims. k sojaleniyu lyudi kotoriye istinno priderjivayushixsa Islam pravil malo, oni yest no ix malo, i takiye lyudi v bolshinstve ostayutca za bortom, ix daje i blizko ne podpuskayut k sebe potomuchto pravedniye musulmani napravyat milliardi $-ov imenno na poleznuyu sferu, lishiv tex ix dragocennoy najivi. eta alchnost vsegda bila, no kak govoritca jadnost frayera gubit, i oni moralno razlogayutca kajdim dnem.

chto je kasayetca Xatai: dear Minnow, vam izvestni soderjaniye perepisok mejdu Xatai i Sultan Yavuzom, do nachala voini mejdu sefevidami i Osmanskoy imperiyey? Jelayu vam nayti i prochitat (poibeeeeepe v Axundovke posle remonta), togda vam vse proyastnica kak vse proizoshlo.

nu a po povodu chto krome nefti. OAE razvivayet turisticheskuyu sferu, imeyet alunitniy zavod i t.d. v Egypt toje razvit turizm. no pomimo turizma mojno postroit mnogo chego i razvit takiye sferi kak injinernuyu biologiyu, gennuyu injeneriyu, mikrotexnologiyu, aerokosmicheskuyu otrasl mojno prodoljit. vi dumayete net kadrov? yest i ix pridostatochno, mojno privlech tex je samix muslim kotoriye gorbatyatca v inostrannix farmacevticheskix kompaniyax, biolaborotoriyax, TNK i t.d. oni i pridut i pomogut. no ni komu ne vigidno tratit svoi dengi na eto, jadnost ne pozvolyayet. i vse eto, kak ya polagayu, vozvrashayetca k tomu chto oni ne priderjivayutca polnostyu Islamskix pravil na vse 100%. vipolnili bi oni xotyabi procentov 75% to uderjat muslim mir uje nevozmojno bilo bi.
No ya veryu chto nastupit etot den yesho, yezt takaya izbitaya fraza, Istoriya lyubit povtoreniya, krome togo yest xadis ot Proroka (s) chto: (primerno tak) Islam zarodilsa na vostoke. odnako, zvezda Islama blesnet na zapade.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Ас-саламу алейкум, братья.

Я достаточно давно занимаюсь изучением исламской экономики.

Что я могу сказать об арабских странах?

Все они стараются развивать несырьевые отрасли, кроме Саудии.

Во многих странах доля экспорта нефти в ВВП около 30-35%, преобладают финансы и другие виды источников (напр. туризм).

Ислам сам по себе не может перестроить структуру экономики нефтедобывающих стран. Ислам лишь установил определенную бизнес-этику и призвал к действию.

Так называемые исламские банки (не взимающие процентов) и другие организации соответствующие Шариату сейчас очень активно развиваются, около 15-20% в год. Объем рынка на февраль 2004 оценивался в 250-270 млрд. долл., летом по оценке Эзама Джанахи, председателя правления Amana HSBC, эта цифра составляла уже 300 млрд. долл. Более подробно об оценках исламского капитала станет известно после 27-29 сентября, когда в Стамбуле пройдет Международная конференция по исламским финансам (http://www.iiff.com).

Исламских банков сейчас более 260, есть исламские страховые компании и фонды.

Исламский банк Дубая получает второй год подряд премию J.P. Morgan. Сингапур изъявил желание привечь исламские банки, в Малайзии сектор исламских финансов будет, инша Алла, удвоен с 10% до 20%. Исламский банк открыт в Лондоне, с 2004 в США действует Dow Jones Islamic Fond, в России есть исламский банк «Бадр Форте Банк» и создается исламская страховая компания, вот лишь неполный перечень новостей исламской экономики.

Об исламских финансах я могу сказать одно: «Стремительный рост».

Более подробно с новостями и другими материалами и обсуждениями исламской экономики можно ознакомится на форуме «Исламская экономика» [url="http://islamua.net/forum/index.php?showforum=4"]http://islamua.net/forum/index.php?showforum=4[/url]

С уважением, модератор форума «Исламская экономика»

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • В Баку появятся десятки новых автобусных остановок
      В Баку планируется установить 86 остановочных павильонов.
      Об этом сообщает пресс-служба Азербайджанского агентства наземного транспорта (AYNA) при Министерстве цифрового развития и транспорта.
      «Продолжается установка и реконструкция остановочных павильонов в столице. С учетом состояния дорожной инфраструктуры в Баку устанавливаются павильоны для широких и узких тротуаров», - говорится в информации.

       

      https://media.az/society/v-baku-poyavyatsya-desyatki-novyh-avtobusnyh-ostanovok
        • Like
      • 23 replies
    • Известный актер Талех Юзбеков прижег лоб жены сигаретой
      Известный азербайджанский актер Талех Юзбеков прижег сигаретой лоб жены.
      Об этом сообщила сама супруга артиста, блогер Хатира Юзбекова.
      Она показала след от ожога на лбу своим подписчикам в Instagram.
      "Да, муж прижег мне лоб сигаретой", - сказала она.
      Хатира Юзбекова не предоставила подробной информации о случившемся.
      Отметим, что у Талеха и Хатиры Юзбековых двое детей.  https://www.instagram.com/reel/C6Va1qjuNjZ/?utm_source=ig_embed&ig_rid=fec0e9dd-befb-44ea-ab5e-6e57f827531b   https://ru.oxu.az/society/865516  https://ru.baku.ws/video/193254  
      .
        • Facepalm
        • Confused
      • 34 replies
    • Стали известны подробности трагикомического происшествия, случившегося с жителем Баку
      Стали известны некоторые подробности трагикомического происшествия, случившегося с жителем Баку.
      Как передает xezerxeber.az, случай был зафиксирован около 07:00 по адресу: Сураханский район, поселок Гарачухур, улица Фармана Керимзаде, 67.
      По словам соседей, камень, которым было закрыто отверстие бака с водой, упал внутрь и нанес определенные повреждения. Хозяин дома решил вытащить камень и починить резервуар, но застрял в отверстии. Он находился в таком положении примерно 40 минут.
      На место происшествия незамедлительно прибыли сотрудники Службы спасения особого риска Министерства по чрезвычайным ситуациям. Они вызволили мужчину (1986 г.р.) с помощью специальных инструментов.
      Подробнее - в сюжете:
      13:35
      На горячую линию "112" Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Азербайджана поступила информация о том, что на территории поселка Гарачухур Сураханского района столицы один человек оказался в беспомощном состоянии.
      Об этом сообщили в МЧС.
      На место происшествия незамедлительно были направлены сотрудники Службы спасения особого риска службы.
      При оценке оперативной обстановки выяснилось, что Т.Мамедов (1986 г.р.) проводил ремонтные работы в резервуаре для воды глубиной 2 метра и диаметром 1,5 метра в частном доме и не смог выбраться из него.
      Сотрудники  службы спасли мужчину с помощью спецтехники.
        • Sad
        • Haha
      • 82 replies
    • Хлеб, обогащенный железом, будут продавать в Азербайджане
      Эксперт отметила, что принятию этого решения предшествовали исследования, которые проводились в различных регионах страны.  
        • Like
      • 113 replies
    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Sad
        • Confused
      • 170 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
      • 137 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
        • Upvote
        • Like
      • 241 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...