Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Могутли ТАТЫ счетать ХЫЗРА своим пророком


Recommended Posts

  • Replies 82
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Я думаю что ХЫЗР был ТАТским пророком. Кто что знает пусть напишет.

Если учесть то, что пророк Хизр жил во 2-м тысячилетии до н.э., то он вряд ли мог быть татским пророком, за отсутствием в то время татов, так как оставалось еще почти 19 веков, до времени когда Хосров Ануширван переселил в Азербайджан персов из внутренних провинций Ирана в 6 веке, предков нынешних татов.

Edited by thalys
Link to comment
Share on other sites

Если учесть то, что пророк Хизр жил во 2-м тысячилетии до н.э., то он вряд ли мог быть татским пророком, за отсутствием в то время татов, так как оставалось еще почти 19 веков, до времени когда Хосров Ануширван переселил в Азербайджан персов из внутренних провинций Ирана в 6 веке, предков нынешних татов.

Duzdur Xosrov Enishiravan 6-ci esirde İrandan bura irandilli tayfalar kochurub amma bu o demek deyil ki, burada ondan qabaq iran dilliler yashamayib

Link to comment
Share on other sites

Если учесть то, что пророк Хизр жил во 2-м тысячилетии до н.э., то он вряд ли мог быть татским пророком, за отсутствием в то время татов, так как оставалось еще почти 19 веков, до времени когда Хосров Ануширван переселил в Азербайджан персов из внутренних провинций Ирана в 6 веке, предков нынешних татов.

Салам.

"То был Куруш Ахменид, или Кир II Великий, персидский царь, перед которым одно за другим склонялись государства Азии. В отличие от прежних покорителей мира, он не оставлял после себя сожженных городов, не угонял людей на чужбину, не разрушал храмов. Многие приветствовали Кира как желанного освободителя. Его появление несло Израилю долгожданную свободу.

Была и другая причина, по которой события в Иране могли привлечь внимание пророка. Незадолго до этого в персидских землях зародилось новое религиозное учение, созвучное библейскому.

Пророк Авесты и пророк Библии

Иран и Халдея, ок. 560-546 гг. до Р.Х.

В Рождественском повествовании евангелиста Матфея есть загадочное место: некие "волхвы с востока" приносят свои дары вифлеемскому Младенцу.

В евангельском подлиннике слово "волхвы" звучит как "маги", что обычно означает людей, искусных в чародействе. Однако какие побуждения могли привлечь в Вифлеем языческих заклинателей?

Между тем в античные времена слово "маг" имело довольно определенное значение: так именовали жрецов иранской религии, которая ко времени Рождества Христова была широко распространена не только на Востоке, но и в самой Римской империи.

Оригинальность Ирана, как и Израиля, заключалась в его религии."

http://svitlo.by.ru/istoria/istrelig/istrelig05.html

----------------------------

Толис, ведь известно же что царь Куруш принял и разместил Моисея с его последователями в своем государстве сроком на 40 лет при беге от Фараона...

Так же известно что горские евреи живут в Азербайджане. В то же время известно что, несмотря на то что горские евреи евреи, ихний язык существенно отличается от иврит и идиш. Они тут научились говорить почти на парси... Только редкие термины из иудаизма нам не понятны, а так - понимаем друг-друга...

Если спросишь их, то они скажут что:

"...В Торе говорится, что "Моисей послал высмотреть Иазер (Азер), и взяли

селения, зависящие от него, и прогнали Аморреев, которые были в них"

(Чис 21:32).

Это говорит о том, что Моисей "переселился" в землю

амореев, т. е. маров, так раньше называли Мидию.

Таким образом,еще во времена Моисея, Мидия входила в состав земли Азера, т.е.

нынешнего Азербайджана, и Моисей, который возглавлял евреев во время

"странствования" - являлся также и мидийским магом.

Также в Библии говорится,что Моисей в жены взял себе Сепфору (Сафуру),дочь священника мадиамского Иофора.

Сепфора - (евр.) Букв., светящийся, излучающий.

В библейской аллегории "Книги Бытия", Сепфора есть одна из семи дочерей Иофора, мидийского жреца, посвятившего Моисея в дрение оккультные знания магов. "

Почему же они научились говорить на тати-парси? Могли бы научиться говорить на языке окружающих их в то время народов... Но они выбрали почему то язык народа, который как вы говорите был переселён к ним Шахом Хосровом.

Не логично получается...Изучать язык народа который жил где то далеко -далеко на востоке, или вообще за Каспийским морем.

Известно что еврейство пророка Моисея спорный вопрос. Известно что арабов называли из за цвета "хыдр". Спорный вопрос где же находиться гора с которого Моисей говорил с Аллахом. Эта гора может быть и Бешбармаг. Тем более что Хызру Всевышний явился в виде ветра.

Неспроста все эти совпадения...

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Эта гора может быть и Бешбармаг. Тем более что Хызру Всевышний явился в виде ветра.

Салам. Skif

Eslinde Pirin adı Beş barmaq deyil. Baş Bərməkdir.Ekseriyyet bu daqa Beş barmaq deyir .Hech olmasa biz adini duzgun deyek.Sadece Rus dilinde Bərmək -Barmak kimi seslenib.Baş- beş-e cevrilib. .Xizir zinde piri de orada yerleshir.Musa peyqemberle Xizir peyqemder orada gorushubler.

Edited by namiq72
Link to comment
Share on other sites

"То был Куруш Ахменид, или Кир II Великий, персидский царь, перед которым одно за другим склонялись государства Азии. В отличие от прежних покорителей мира, он не оставлял после себя сожженных городов, не угонял людей на чужбину, не разрушал храмов. Многие приветствовали Кира как желанного освободителя. Его появление несло Израилю долгожданную свободу.

Была и другая причина, по которой события в Иране могли привлечь внимание пророка. Незадолго до этого в персидских землях зародилось новое религиозное учение, созвучное библейскому.

Вы знаете что такое хронология, не пробовали сопоставить время жизни Куруша Ахменида и 13-14 века до н.э.. там разница порядком 8-9 веков.

Почему же они научились говорить на тати-парси? Могли бы научиться говорить на языке окружающих их в то время народов... Но они выбрали почему то язык народа, который как вы говорите был переселён к ним Шахом Хосровом.

Не логично получается...Изучать язык народа который жил где то далеко -далеко на востоке, или вообще за Каспийским морем.

Неспроста все эти совпадения...

Это не совпадения, это ваше незнание истории (уж извините, но увы и ах но это так по крайней мере получается), вам просто достаточно узнать что Мидия это южнее Аракса, а земли где были расселены таты это область Маскут, севернее Куры.

Известно что еврейство пророка Моисея спорный вопрос. Известно что арабов называли из за цвета "хыдр". Спорный вопрос где же находиться гора с которого Моисей говорил с Аллахом. Эта гора может быть и Бешбармаг. Тем более что Хызру Всевышний явился в виде ветра.

Скиф не надо заниматься фолк-хистори, география Ветхого Завета очень даже хорошо изучена.

Edited by thalys
Link to comment
Share on other sites

Если учесть то, что пророк Хизр жил во 2-м тысячилетии до н.э., то он вряд ли мог быть татским пророком, за отсутствием в то время татов, так как оставалось еще почти 19 веков, до времени когда Хосров Ануширван переселил в Азербайджан персов из внутренних провинций Ирана в 6 веке, предков нынешних татов.

Salam, Talish 6-ci esirden qabaq burada Irandililer yashamayib?

Link to comment
Share on other sites

Salam, Talish 6-ci esirden qabaq burada Irandililer yashamayib?

Mənim nikim Taliş oxunmur. Sualiviza cavab olaraq, yox sözsüz ki, hemde boyük sual altindadi ki, altincı əsrdən sonra da, burada irandilli tayfaların məskun salması.

Link to comment
Share on other sites

Mənim nikim Taliş oxunmur. Sualiviza cavab olaraq, yox sözsüz ki, hemde boyük sual altindadi ki, altincı əsrdən sonra da, burada irandilli tayfaların məskun salması.

Uzur isteyirem ,İrandillilerin yashamamasi barede ne delil getire bilersiz?

Link to comment
Share on other sites

Uzur isteyirem ,İrandillilerin yashamamasi barede ne delil getire bilersiz?

Вот прочтите, это наиболее полная энциклопедическая статья по истории татов, написанная Фаррухом. Все источники указаны внизу страницы.

Link to comment
Share on other sites

Salam, Talish 6-ci esirden qabaq burada Irandililer yashamayib?

Namiq bunu bilmək üçün istənilən tarix kitabını açıb baxa bilərsən amma son 10-15 ildə yazılan Azərbaycan tarixi kitablarını yox. Orta əsrlər tarixini, tarixi yazan qədim yunan roma ərəb tarixçilərinin kitablarına bax,sənə məlum olar ki indi ki Azərbaycanda qədimdən ancaq İran və Kavkaz mənşəli tayfalar yaşayıb, eyni zamanda İran və Azərbaycan tarixi dini və dili yöndən eyni coğrafi məkana daxildir. Və eyni zamanda bizdə bəzi tayfalar yaşayıb ki onların mənsubiyyətinin turan vəya iran mənşəli olmaqları axır vaxtlar müzakirə mövzusuna çevrilib.

Link to comment
Share on other sites

Салам. Skif

Eslinde Pirin adı Beş barmaq deyil. Baş Bərməkdir.Ekseriyyet bu daqa Beş barmaq deyir .Hech olmasa biz adini duzgun deyek.Sadece Rus dilinde Bərmək -Barmak kimi seslenib.Baş- beş-e cevrilib. .Xizir zinde piri de orada yerleshir.Musa peyqemberle Xizir peyqemder orada gorushubler.

Салам.

Bələm bə parsi hadi b*sim? Ne ye biynünd adam dü kəlmə qu...

Hərinqar bərə nam dağ geştenim, u ə nam bərmekya qədmitəsü. Bə dağ nam bə dərən hər kes bə zuban haştən nam dərən. Bə çüş dirən, bə zuban nam dərən. U dağ bə pişətə qadmi qalebe namya doştes. Bələ xundey, "uişdiş" kutirönd, "pəncə" mitanü birən, "dağ musa, dağ moşe" mitanü birən...

Bərə qadmi nami geştən lazimü.

Edited by Skif
Link to comment
Share on other sites

Namiq bunu bilmək üçün istənilən tarix kitabını açıb baxa bilərsən amma son 10-15 ildə yazılan Azərbaycan tarixi kitablarını yox. Orta əsrlər tarixini, tarixi yazan qədim yunan roma ərəb tarixçilərinin kitablarına bax,sənə məlum olar ki indi ki Azərbaycanda qədimdən ancaq İran və Kavkaz mənşəli tayfalar yaşayıb, eyni zamanda İran və Azərbaycan tarixi dini və dili yöndən eyni coğrafi məkana daxildir. Və eyni zamanda bizdə bəzi tayfalar yaşayıb ki onların mənsubiyyətinin turan vəya iran mənşəli olmaqları axır vaxtlar müzakirə mövzusuna çevrilib.

Salam, Tatlarin Azerbaycanda chox qedimiden yashadiqini, abaragen xalq olduqlarini bilirem. Thalys-in mene konkret cavab vermesi uchun ona bu suali verdim.O, da mene ele cavab verdi ki, men ona irandillilerin Azerbaycanda b.e evvel 1000-2500 qabaq yashadiqlari haqqinda etibarli menbe getirdikde veziyyetden chixsin. :sluxii:

Link to comment
Share on other sites

Вот прочтите, это наиболее полная энциклопедическая статья по истории татов, написанная Фаррухом. Все источники указаны внизу страницы.

Salam, thalys,az bilmirsen. Cavabinizin bele olacaqini ehtimal edirbim. Beyem siz tarixi Ferruxun forumdaki leksiyalarindan oyrenirsiniz.?

Link to comment
Share on other sites

Salam, thalys,az bilmirsen. Cavabinizin bele olacaqini ehtimal edirbim. Beyem siz tarixi Ferruxun forumdaki leksiyalarindan oyrenirsiniz.?

Fərruxun yazdiğı məqələ obyektiv bir məqalədir, və orada bütün mənbələr göstərilib. Bir-bir oradan-burdan mənbələri bura gətirib dərc etməkdənsə, mən birdəfəlik tatlarin tarixi haqqında yazılan məqaləni göstərdim.

Salam, Tatlarin Azerbaycanda chox qedimiden yashadiqini, abaragen xalq olduqlarini bilirem.

Aboriqen yox, avtoxton demək lazımdır, amma tatlar Azərbaycan ərazisində avtoxton xalq deyil. Tatlar Sasani şahı Xosrov Anuşiravanın vaxtında Məşqut ərazisinə köçürülən farslardı.

O, da mene ele cavab verdi ki, men ona irandillilerin Azerbaycanda b.e evvel 1000-2500 qabaq yashadiqlari haqqinda etibarli menbe getirdikde veziyyetden chixsin

Elə bir mənbə yoxdur ki, Azərbaycanın ərəzisində, eramızdan əvvəl irandilli xalqların yaşadığı haqqında bir məlumat versin. Olada bilməz.

Mənbə istəyirsizsəç misal üçün biri "ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА" http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/pred.phtml?id=1892

Bu mənbədə irandilli xalqların Azerbaycanda heç da avtoxton yox, əksinə gəlmiş xalq olduğu göstərilir.

ИРАНСКОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ

Как мы видели, первоначальное население Аррана принадлежало к особой этнической группе, не родственной ни с одним из ее великих соседей. Иранцы начали проникать в этот район в очень раннее время в связи с необходимостью защищать северную границу Персидской империи. Возможно, что уже при Ахеменидах предпринимались некоторые меры для защиты Кавказских проходов от набегов с севера, но память об укреплении самых важных из них, а именно Дербенда (по-армянски Чор, по-арабски иногда ас-Сул, но обычно ал-Баб) и ряда “ворот” (т. е. укрепленных проходов), традиционно связывается с именами сасанидских царей [31] Кавата (по-арабски Кубад б. Фируз, 488 — 531 гг.) и его знаменитого сына Хосрова (Кисра) Ануширвана (531 — 79 гг.). Краткие сведения об этих работах даются ниже, на стр. 120. Помимо средств военной техники, Сасаниды старались укрепить свою северную границу, организуя вассальные владения местных князьков и поселяя вблизи перевалов значительные колонии своих собственных подданных, главным образом из каспийских областей. Титулы Табарсаран-шах, Хурсан-шах, Вардан-шах (Любопытно, что дед Мардавиджа, основателя династии Зийаридов и гилянца родом, носил имя, или титул, Вардан-шах, что указывает на существование рода или семьи Вардан), Вахрарзан(?)-шах (Об этом основном титуле аварского “Властителя трона” (сахиб ал-сарир) см. ниже, стр. 132) и т. д., упоминаемые мусульманскими историками (ср. Баладзури, стр. 207), принадлежат первому классу местных вассалов, хотя даже и в этом случае некоторые племенные названия могут относиться не к местным жителям, а к главарям пришельцев, навязанным населению сверху. Один из источников Йакута (I, стр. 438) отмечает, что стража проходов получала вознаграждение и состояла “из людей, переселенных из разных стран, и из надежных лиц”.

Для обозначения этих переселенцев арабы пользуются каким-то иранским термином, который в рукописях очень искажен. Текст Баладзури (стр. 194) дает (***) а текст Мас'уди (II, стр. 75) — (***). Маркварт предложил восстановить эти явно искаженные формы как (***) (*сибасиджа), что должно представлять множественное число от среднеперсидского спасиг (по Маркварту: Dienstleute 'служилые люди', но лучше просто 'сторожа'). С другой стороны, в новом издании Ибн Хаукаля (Крамере) и у Йакута (I, стр. 438) дается другой вариант, видимо, связанный с иранским глаголом (***) 'посадил', 'поселил' (См. V. Minorsky, Hudud al-Alam, стр. 409). Во всяком случае Баладзури (стр. 195), а за ним и Ибн ал-Асир (I, стр. 139) говорят, что Ануширван “поселил там людей, которых он назвал (***), что указывает не на собственное, а на нарицательное имя. Мне представляется несколько сомнительным толкование С. Т. Еремяна, который хочет видеть в пограничных стражниках уроженцев Сисакана (Сюник') (См. статью С. Т. Еремяна в “Известиях Армянского филиала Академии наук СССР”, 1941, № 7(12), стр. 33 — 40).

Присутствие иранских поселенцев в Закавказье, особенно [32] поблизости от горных проходов (См. перечисление проходов (баб) у Баладзури (стр. 194 — 5), И. Хурдадбиха (стр. 123), Ибн ал-Факиха (стр. 286) Согласно И. Хурдад-биху, “ворота (абваб) — это входы в ущелья (ши'аб) горы Кабк (Кавказ)”. Ибн ал-Факих говорит, что “ворота” так назывались потому, что они построены у горных проходов и что от Дербенда до ворот Алан, находившихся в горах, имелось 360 замков (?)), должно было сыграть важную роль в поглощении и вытеснении местных жителей. Такие названия, как Шарван (позднее Ширван), Лайзан, Байлакан и т. д., заставляют думать, что иранская иммиграция происходила главным образом с южного побережья Каспия. Основным поставщиком человеческой силы был, по-видимому, Дейлем. Эта область, многократно упоминаемая древними писателями (См. Marquart, Eransahr, стр. 126), лежала к югу от Гиляна, и, хотя эти две области принадлежали к бассейну той же реки Сефид-Руд, границей между ними служила часть горной цепи Эльбурз. Почва и ресурсы горного Дейлема были гораздо беднее, чем в субтропическом Гиляне, лежащем на побережье Каспия, но преимуществом Дейлема был здоровый климат и крепкое воинственное население, охотно искавшее выхода своей энергии в других местах (С большим выселением из Дейлема было, по-видимому, связано появление в Западном Курдистане племен заза, которые сами себя называют димлэ, что, по мнению проф. Андрэас, является производным от Дейлем).

При Сасанидах и арабах Дейлем удерживал свою независимость, а в X в. н. э. вышедшие из него дружины, под предводительством своих главарей захватили не только весь Центральный и Южный Иран, но даже и часть Месопотамии, включая столицу халифа Багдад (В моей работе (см. V. Minorsky, La domination des Dailamites, Paris, 1932) я назвал время правления династии дейлемцев Бундов (932 — 1055 гг. н. э.) “иранской передышкой” между арабским и сельджукским завоеваниями. См. V. Minorsky, Daylam, — “Энциклопедия ислама”, изд. 2). Для существования гиляно-дейлемских поселений на южных отрогах Кавказа особенно показательно название древнего княжества Лайзан (вернее — Ла'изан), соответствующего нынешнему Лахиджу. Оно определенно связано с гилянским Лахиджаном. В иранских диалектах для обозначения происхождения часто употребляются суффиксы -зи, -из, чередующиеся с -джи, -идж и т. д. На Кавказе особенно характерно развитие старого названия Грузии: (***) гур-з в более позднее (***) гур-дж. Таков же параллелизм Ла-из-ан арабских времен с современным Лахидж. В разных местах Персии и Закавказья сохранился ряд пунктов с аналогичными названиями, которые [33] указывают на связь их основателей с областью гилянского Лахиджана. Небольшой округ Лахиджан в мукрийском Курдистане находится близко к перевалу через цепь Загроса, откуда дейлемцы совершали набеги на жителей Месопотамии (G. Hoffman, Auszuge aus syrischen Akten persischer Martyrer, 1880, стр. 245. — Другие местности, связанные с Лахиджаном, перечислены в моей статье (см. V. Minorsky, Lahidjan, — “Энциклопедия ислама”), К ним можно добавить деревню Лахи к северу от горы Савалан и две деревни Лаидж в Закатальском округе).

Что касается связи ширванского Лахиджа с Гиляном, то поразительным свидетельством в этом отношении является название близстоящей горы Нияль (упомянутой еще в X в. в Худуд ал-Алам, § 36, № 38, в пределах Лайзана!), напоминающее имя горы около гилянского Лахиджана. Известно, что переселенцы часто переносят в новую обстановку географические названия старой родины. Так, туркмены, передвинувшиеся далеко на запад, принесли с собой название Балкан, заимствованное от горы Балхан, поныне известной под этим именем на восточном берегу Каспия.

Обращает на себя внимание и название селения Белакани Закатальского округа, несомненно, тождественное с именем древнего города *Байлакан (Бёл-акан) в Мильской степи. Элемент -акан этих имен является обычным иранским суффиксом обозначения местностей, который еще живет в армянском языке (см. Ленинакан). Название это встречается и в других местах (см. Ибн Хурдадбих, стр. 121) на пути из Дайнавара в Марагу. Значение названия, должно быть, “место (племени или рода) Бель”. Очень вероятно, что это племя, рассеившееся до подножия Кавказского хребта, было также гилянского происхождения, так как в окрестности Решта в Худуд ал-Алам (§ 32, № 35) и у Мукаддаси (стр. 373) упоминается город (***) Бейл(а)ман //Белман, что означает “жилище (племени или рода) Бел” (Около 460 — 64 гг. Х./1097 — 1101 керманское духовенство выступило против еретика (шиита?), которого звали (***) “братец Белиман”. В эти времена Керман еще был полон дейлемцев, и возможно, что Кака Б.лиман имел отношение к гилянскому Байлману. См. Тарих-и Афдал, изд. М. Байани (Б.лиман вместо Байламан, вероятно, появилось в результате перестановки и по ошибке переписчика)).

Несколько более трудностей представляет еще объяснение имени Ширван, по крайней мере, в первой его части. Конечный элемент -вин, очевидно, иранского происхождения, означает “место” (ср. армян, -аван) (См. Henning, BSOAS, 1952, XIV/3, стр. 520). В особенности это подтверждается наличием на ширванской реке Ax-Су двух [34]

деревень Гурджи-ван и Курди-ван, несомненно, указывающих на существование здесь старых поселений грузин и курдов, из которых последние могли быть остатком от времен ганджинских Шаддадидов (см. ниже § § 19, 21, 40 и т. д.). Здесь уместно также напомнить название города Нахичевань.

Более сложно объяснение начала имени Ширван. Мы сгруппируем здесь следующие факты.

1. У древних авторов Ширван не упоминается, и это название становится известным лишь в эпоху Сасанидов. Баладзури (стр. 196) называет “Шарван-шаха” среди царьков,

назначенных Хосровом Ануширваном в восточном Закавказье. И. Хурдадбих (стр. 17) возводит пожалование титула даже ко времени первого Сасанида Ардашира (224 — 41), но текст рукописи, где он перечисляет “шахов”, не вполне исправен.

2. Вообще говоря, форма Ширван утвердилась окончательно лишь в XVI в. при Сефевидах. Все старые арабские источники дают форму Шарван (***), которая подтверждается и грузинской хроникой (См.: Сам‘ани, “Gibb Memorial series”, л. 332, Йакут, III, стр. 282, а также Картлис Цховреба, Тбилиси, 1955, I, стр. 344. Ср. также статью С. Нафиси в “Армаган”, Фарвардин, 1327/1948, стр. 23 — 32). Особенно показателен каламбур местного поэта Хакани, который в оде, написанной вскоре после 1170г., говорит, что благодаря его покровителю Шарр-ван (“место зла”) стал Хаир-ван (“местом добра”) (См. Хакани, Диван, изд. Абд ар-Расули, стр. 275, изд. Саджжади, стр. 282).

3. Характерны, однако, и некоторые уклонения от принятой формы. В указанном месте И. Хурдадбих (стр. 17) приводит титул Ширийан-шах (вариант: Ширин) (Чтение Ширийан, если оно верно, ясно указывает на его этнический характер — “царь ширийцев”) в Азербайджане. Но более характерно, что в Худуд ал-Алам рядом стоят два варианта: лист 32а, строка 17, дает Шарван рядом с Ширвин-шах, а на листе 33б, строка 2, Шарван появляется в форме Ширван. Эти колебания как бы указывают на то, что либо путем народной этимологии малопонятный Шарвин превратился в “место львов” (ширван), либо в основном произношении имелись фазные дилектальные формы.

4. Если бы возможность исконной формы Ширван была принята, то казалось бы соблазнительным и закавказское название связать с эмиграцией из Дейлема (Полной загадкой остается имя столицы Дейлема, которое дает Мукаддаси, а именно Б.рван. Во всяком случае любопытен конечный элемент -ван; чисто предположительно пока было бы считать начало имени: Б.р за искажение переписчиком формы Ш.р, Шир. Пока можно лишь держать это имя в памяти при поисках объяснения названия Ширван), где, по [35] свидетельству Худуд ал-Алам (гл. 32, § 34), существовал горный округ Шир. В связи с объяснениями ученого М. Казвини в его издании истории Джувейни (III, стр. 425) этот округ Шир-Кух (или Шира-Кух) лежал у слияния рек Аламут и Талакан. Уже Бируни (ал-Асар, стр. 38) приводит генеалогию дейлемских буидов, в которой среди их предков называется Ширан-шах. Родословная поддельна, но составлена из элементов, казавшихся вероятными, и таким образом подтверждает существование титула “царь широв”.

5. Наконец, что касается двух версий произношения, то можно указать, что Табари (III, стр. 1101), говоря о действиях Абдуллаха б. Хурдадбиха в Табаристане (в 201г.х./816), сообщает, что он завоевал “принадлежащие Дейлему Ширриз и Лариз”, которые я считаю за Шир и, вероятно, Лахиджан. В данном случае оба имени приведены с суффиксом, указывающим на происхождение: Ширр-из и Лар-из, как будто историк говорит, что Абдуллах “присоединил ширрцев и ларцев”. Последним осложнением остается разница в огласовках Шар, Шир, Ширр, но по поводу последней формы возможно указать, что арабы нередко затруднялись передавать иранское a и поэтому вместо Тaбриз писали Тибриз.

Каковы бы ни были мелкие затруднения, обычные при объяснении топонимики, я считаю, что и Ширван возможно причислить к числу имен, указывающих на связь ряда во-сточнозакавказских мест со старыми поселениями выходцев с южного побережья Каспия (Гиляна, Дейлема).

Представляется вероятным, что нынешние поселения ираноязычных татов у предгорий Кавказского хребта связаны с древними военными колониями, но этот вопрос нуждается в ряде дополнительных наблюдений по линии антропологии.

Link to comment
Share on other sites

Qetirin, amma sadəcə eramizdan evvel yox, eramizdan əvvəl 2-ci minnilikdə, yani erımazdan əvvəl 2-ci minillikdə irandilli xalqların Azərbaycanda məsqun salması haqqında. Qətirin baxaq o nə olan mənbədir.

Hormetli thalys, siz menim sualima cavab vermediniz menbe getirsem temanui baqlayiriq?

Edited by namiq72
Link to comment
Share on other sites

Əgər sizin bura gətirmək istədiyiniz mənbə, irandilli xalqların eramızdan əvvəl 2-ci minillikdə məsgun salması haqqındadirsa, gətirin, temanı baxlıyarıg,.

P.S. Mən ümidavaram ki siz bilirsiz mənbə nə olan şeydi.

Link to comment
Share on other sites

Qetirin, amma sadəcə eramizdan evvel yox, eramizdan əvvəl 2-ci minnilikdə, yani erımazdan əvvəl 2-ci minillikdə irandilli xalqların Azərbaycanda məsqun salması haqqında. Qətirin baxaq o nə olan mənbədir.

Thalys siz bayaqdan İrandillilerin6-ci esirden sonra Azerbaycanda meskunlashdiqini deyirdiniz ve deyirdiniz ki, Eləbir mənbə yoxdur ki, Azərbaycanın ərəzisində, eramızdan əvvəl irandilli xalqların yaşadığı haqqında bir məlumat versin. Olada bilməz.

Sonraise menden israrla - Qetirin, amma sadəcə eramizdan evvel yox,Niye? besdeyirdeniz 6 –ci esirden sonra irandilliler bura gelib. oz aramizdi yeqin ki,irandillilerin b.e.evvel Azerbaycanda yashamasi haqqinda melumatin var.

Link to comment
Share on other sites

Thalys siz bayaqdan İrandillilerin6-ci esirden sonra Azerbaycanda meskunlashdiqini deyirdiniz ve deyirdiniz ki

Сиз йухарыда гёстярилян мянбяляр нязяр йетирсяниз, гёря билярсиниз ки, индики татларын еждадлары ерамызын 6-чы есриндя бурада мяскунлашан фарслар олуб. Ерамыздан еввел исе, бези ирандилли халгларын мядяни тяхсири олуб, бирбаша онларын бурада мясгун салмасы хаггында дегиг мялямат йохдур.

Амма иш хеч бурасында да дейил, сиз суал вердиниз ки Хызр тат пейгямбяри сайыла биляр, йа йох, Хызр пейгямбяр ерамыздан еввел 2-чи илликдя йашайыб, о вахты ня Ахямянилря вар иди нядя Сасаниляр.

Sonraise menden israrla - Qetirin, amma sadəcə eramizdan evvel yox,Niye? besdeyirdeniz 6 –ci esirden sonra irandilliler bura gelib. oz aramizdi yeqin ki,irandillilerin b.e.evvel Azerbaycanda yashamasi haqqinda melumatin var.

Чюнки сизин суалывыз бах бу олуб

irandillilerin Azerbaycanda b.e evvel 1000-2500 qabaq yashadiqlari haqqinda etibarli menbe getirdikde veziyyetden chixsin.

Бизим ерамыз термини генниш терминди, амма бизи марагландыран ермыздан еввел 2-чи минилликлярди, чюнки мяхс бу вахта Хызр пейгямбяр йашайыб.

Бизим музакире етдийимиз суал ися Хызр пейгямбярин татлары аидиййяти, вар йа йох. Мяним гятирдийим мянбя гёстярири ки, умумиййетля Азярбайджан еразисиндя ирандилли халглар хаггында илк дефе олан мялумат мяхз ерамыздан еввел 6-чы есря аиддир, ондан тез дёвря йох, буну нязяр алараг да Хызр тат пейгямбяри сайыла билмяз.

Мян сизин суалывызы еля баша дюшдюм ки, сизде хансыса бир мянбя вар ки, ирандилли халграрын бурада ерамыздан еввел 6-чы есрдян дя даха тез дёврдя мяскун салмасы хаггныда мялумат верир, амма беля бир мянбя йохду, ен садася елмя мялум олна бир беля мянбя йохдур.

Сиз йакин ки Ахямянилря дёврюня аид бир мянбя гятирмяк истядиз, о мянбялярдян мянинм дя хябярим вар, садече бизи марагландыран дёвр, башга дёвр иди.

Edited by thalys
Link to comment
Share on other sites

Сиз йухарыда гёстярилян мянбяляр нязяр йетирсяниз, гёря билярсиниз ки, индики татларын еждадлары ерамызын 6-чы есриндя бурада мяскунлашан фарслар олуб.

Thalys mene ele gelir indi onu mueyyen etmek chetin olarki, Xizi , Siyezendeki tatlarin ecdadi 6-ci esirde meskunlashmish Farslardi yoxsa bashqa irandilliler.

сиз суал вердиниз ки Хызр тат пейгямбяри сайыла биляр,

o suali men vermedim Rufet Verdi

Menim dediyim soz bundaydi ki,

Duzdur Xosrov Enishiravan 6-ci esirde İrandan burairandilli tayfalar kochurub amma bu o demek deyil ki, burada ondan qabaq irandilliler yashamayib.

Siz ozunuzde tesdiq etiniz ki, yashayib

Хызр пейгямбяр ерамыздан еввел 2-чи илликдя йашайыб,

e.evvel 2-ciminilikdede yashayib, e.evvelde ci 1minilikdede Yashayib, 6-ci esirdede yashayib indide yashayir Siz deyesen yaddan chxarmisiniz ki, Xizir peyqember dirrik suyu ichb qiyamete qeder yashayacaq

Link to comment
Share on other sites

Qetirin, amma sadəcə eramizdan evvel yox, eramizdan əvvəl 2-ci minnilikdə, yani erımazdan əvvəl 2-ci minillikdə irandilli xalqların Azərbaycanda məsqun salması haqqında. Qətirin baxaq o nə olan mənbədir.

Talis mənə bir şey maraqlıdır, erımazdan əvvəl 2-ci minillikdə indiki Azərbaycan respublikasında hansı tayfaların yaşamaları barədə hansı etbarlı tarix mənbələr var və orda nə qöstərilib?

Link to comment
Share on other sites

Thalys mene ele gelir indi onu mueyyen etmek chetin olarki, Xizi , Siyezendeki tatlarin ecdadi 6-ci esirde meskunlashmish Farslardi yoxsa bashqa irandilliler.

İş orasındadır ki, tatların əcdadları, başqa bir irandilli xalg yox, məhz 6-cı əsrdə gələn farslar idi.

Siz ozunuzde tesdiq etiniz ki, yashayib

Burada bir teoritik irandilli bir xalq olub, o da massaqetlər idi. Amma onlarında irandilli olmagı böyük sual altındadı. Ondan qabaq isə, irandillilərin burada yaşamağı, sadəcə teoriyadı, tarixi fakt deyil.

e.evvel 2-ciminilikdede yashayib, e.evvelde ci 1minilikdede Yashayib, 6-ci esirdede yashayib indide yashayir Siz deyesen yaddan chxarmisiniz ki, Xizir peyqember dirrik suyu ichb qiyamete qeder yashayacaq

Xızr peyğəmbər ermaızdan əvvəl 1300-1400-cü illərdə yaşayıb, onun sonra dirrik su içib indiyənədək yaşamağın axı tatlara ya kimə sə başqa nə aidiyyəti var axı. Tatların əcdadların dini Zərdüşpərəslik idi, tarixən götürsək siz deyə deyə bılərdız ki, Zərduştun tatlara aidiyyəti ola bilər, birbaşa yox, dini yolu ilə, amma Xizrın tatalara nə aidiyyəti var axı?

Talis mənə bir şey maraqlıdır, erımazdan əvvəl 2-ci minillikdə indiki Azərbaycan respublikasında hansı tayfaların yaşamaları barədə hansı etbarlı tarix mənbələr var və orda nə qöstərilib?

Heç bir, birinci məlum olunan, burada məskun salan xalq skiflər olub, o da əramizdan əvvəl 8-7-ci əsrlərdə olub, onlardan qabaq burada nə olub, kim yaşayıb məlum deyil. Hətda alban tayfaları, skiflər dövründə, yada onlardanda bir az gec bura köçmüş hurrü tayfalarının bir qolu olub.

Link to comment
Share on other sites

Heç bir, birinci məlum olunan, burada məskun salan xalq skiflər olub, o da əramizdan əvvəl 8-7-ci əsrlərdə olub, onlardan qabaq burada nə olub, kim yaşayıb məlum deyil. Hətda alban tayfaları, skiflər dövründə, yada onlardanda bir az gec bura köçmüş hurrü tayfalarının bir qolu olub.

thalys Skifler iran dilli olubda?

Link to comment
Share on other sites

thalys Skifler iran dilli olubda?

Skiflər həm irandilli, həm altaydilli olublar. Skiflər hansısa bir xalqa ya tayfaya, məxsus olan etnonim deyil, skiflər Avrasiyada bütün köçəri tayfalara və xalqlara, qədim yunalar tərəfindən verilən bir addır.

Link to comment
Share on other sites

Skiflər həm irandilli, həm altaydilli olublar. Skiflər hansısa bir xalqa ya tayfaya, məxsus olan etnonim deyil, skiflər Avrasiyada bütün köçəri tayfalara və xalqlara, qədim yunalar tərəfindən verilən bir addır.

Sizinle raziyam, amma sohbet indiki Azerbaycan erazisinde yashayan skiflerden gedir

Link to comment
Share on other sites

Вы знаете что такое хронология, не пробовали сопоставить время жизни Куруша Ахменида и 13-14 века до н.э.. там разница порядком 8-9 веков.

Это не совпадения, это ваше незнание истории (уж извините, но увы и ах но это так по крайней мере получается), вам просто достаточно узнать что Мидия это южнее Аракса, а земли где были расселены таты это область Маскут, севернее Куры.

Скиф не надо заниматься фолк-хистори, география Ветхого Завета очень даже хорошо изучена.

Салам thalys.

История политическая наука, потому её никто не знает. Кроме Аллаха естественно.

Сегодня таты-парсы-даглинцы-лахиджы квалифицируются как носители новоиранских языков.

Кавказ имел очень сложную историю. Кто только тут не бывал... Считать появление ираноязычных на Кавказе с появления Ахеменидов или Сасанидов неправильный подход. Потому что до них тут проходили с севера на юг и с востока на запад n-ное количество племён и народов из которых в дальнейшем формировались иранские языки.

приведу несколько выдержек:

Посмотрим на карту: Эллада, Персия и Ассирия берут в треугольник полуостров Малая Азия. А когда там оказались пришельцы из Европы в массовом количестве? В Закавказье в начале второго тысячелетия до нашей эры пришли митаннийские арии, говорившие на языке, близком к санскриту. В 18 веке до н.э. Малую Азию пришли из Европы царствовать хетты (в это же время там обитал и десяток родственных хеттам народов). Затем с Балкан мигрировали фригийцы - в 13 веке до н.э., затем вифинцы и мисийцы, принадлежавшие, согласно Геродоту и Страбону, числу фракийских племен.

Все эти племена взаимодействовали с ранее обитавшими там народами: хаттами и хурритами, говорившими, предположительно, на языках будущей северо-кавказской семьи языков, и народами семитской группы языков.

Семиты произносят слабоартикулированное заднеязычное [r] - это произношение в северогерманских диалектах сохраняется. Хатты древней Малой Азии - не семиты, их язык относят сейчас к западно-кавказским. Хатты Германии (земля Хессен) произносят [r] так (цитата):

"Это удивительное гессенское «р» диалектолог Генрих Дингельдайна называет ретрофлексивным. При его произнесении кончик языка поднимается к твёрдому нёбу и немного загибается назад."

Такое особое переднеязычное [r] германских хаттов пришло, по-видимому, с южными хаттами, соседние с нынешней Германией народы так "удивительно" [r] не произносят. Кстати, совпадение названий германских племён: германцев, гермионов и хаттов - с малоазиатскими этнонимами: германии (Геродот), гермионяне (Геродот) и хатты (статьи об истории царства Хатти) - отмечалось неоднократно.

О лексике германских языков более-менее известно: в основном, индоевропейская.

------------------------------------------

ПЕРСО-МИДИЙЦЫ – условное наименование народа, образовавшегося в середине 2-го

тысячелетия днэ.на территории Средней Азии из племен андроновской культуры.

ПЕРСЫ- фарсы (самоназванные — ирани, множественное число — ираниан). П

выделились из состава персо-мидийцев примерно в 1100 году днэ.Живут

главным образом в Центральном (к Ю. от хребта Эльбурс) и Восточном Иране.

Говорят на персидском языке. Антропологически принадлежат к южной ветви

большой европеоидной расы. Проникновение иранских племён на территорию

современного Ирана предположительно относится ко 2-му тыс. до н. э. (по

мнению одних учёных — из Средней Азии, по мнению других — из Закавказья).

Персидские племена занимали господствующее положение в государстве

Ахеменидов. В дальнейшем формировании П. участвовали также арабские,

тюркские и монгольские племена

МИДИЙЦЫ-(мидяне). М выделились из состава персо-мидийцев примерно в 1100 году

днэ. Впервые мидяне упоминаются в ассирийских летописях во 2-й

половине 9 в. до н. э. Уже в 9—8 вв. до н. э. в Мидии появился ираноязычный

элемент, позднее возобладавший. 9—8 вв. до н. э. в Мидии, по-видимому, —

переходный период от военной демократии к раннерабовладельческому строю.

В это время мидяне вели борьбу с Ассирией, захватившей часть их земель. Судя

по ассирийским источникам, царство Мидия возникло в 70-х гг. 7 в. до н. э.;

столицей стала Экбатана. При царе Киаксаре (правил в 625/624—584 до н. э.) М.

превратилась в великую державу Древнего Востока. За короткое время мидяне

завладели Маной, в союзе с Вавилонией разгромили Ассирийскую державу,

завоевали Урарту и др. территории. В 550/549 до н. э. Мидия была завоёвана

персами и включена в качестве сатрапии в Ахеменидскую державу.

Самостоятельное мидийское государство было восстановлено лишь в последней

четверти 4 в. до н. э., но занимало только часть территории прежней Мидии — в

южном Азербайджане, который позже назывался Мидией (или Малой Мидией,

Мидийской Атропатеной, Атропатеной).

МАНЕЙЦЫ(кавказские)-жители государства Манна(Манна) одно из древневосточных

государств первой половины 1-го тысячелетия до н. э., первое прочное

государственное образование на территории Азербайджана. Ядро М. и её

столица Изирту (Зирта) находились в бассейне реки Джагату. В начале 1-го

тысячелетия в районах у озера Урмия существовал ряд мелких объединений

государственного типа с центрами в городах-крепостях (один из них — 10—9

веков до н. э. — раскопан на холме Хасанлу). В 9 веке в условиях ассирийской и

затем урартской экспансии среди них усилилась М. (впервые упоминается в 843

до н. э.). В 8 веке это уже крупное государство, объединившее ряд соседних

областей. Их население принадлежало к различным этническим группам: как к

старым местным, родственным хурритам, лулубеям, кутиям, касситам и другим,

так и к иранским, распространявшимся в этих районах с начала 1-го

тысячелетия до н. э. В обществе М. наметились глубокие социальные

противоречия; большую роль играли родовая и служилая аристократия,

правители областей и племён. Власть царей М. усилилась после победы в 715—

714 союзной с ними Ассирии над Урарту. В начале 7 века М. успешно боролась

с Ассирией, но в 660/659 потерпела поражение; после этого в М. произошло

народное восстание, во время которого был убит царь М. — Ахшери. Позже М.

была союзницей Ассирии до поражения их войск в 616 в войне с

Нововавилонским царством и Мидией. В 7 веке в истории М. значительную

роль играли скифы, распространившиеся в Передней Азии. Между 615/610—590

М. была подчинена Мидией и затем включена в её состав

ХАТТИ, или протохетты, название древнейшего населения северной и центральной части

территории Хеттского царства, а также хаттского языка. Х. начали впервые в

истории изготовлять предметы из железа, получаемого сыродутным способом.

Материальная и духовная культура Х. оказали существенное влияние на раннюю

хеттскую культуру и социальную организацию. Х. выделились из племен

культуры Полатлы вероятно в конце 3-го тыс.днэ. В начале 2-го тыс.днэ Х.

влились в состав нового индоевропейского народа – хеттов.

ХАУСА – народ, который сформировался примерно в 1500 году, выделившись из тив и

канури.

ХЕТТЫ- народ, населявший центральную часть Хеттского царства. О путях переселения

Х. в Малую Азию существуют различные точки зрения: «западная» — через

Балканы, «восточная» — через Кавказ. По др. гипотезе Х. принадлежали к

древнейшему населению Малой Азии. Судя по заимствованиям из языка Х. и

собственным именам, встречающимся в документах на

староассирийском диалекте аккадского языка, найденных в торговых центрах

Анатолии, где были колонии ассирийских купцов, Х. к рубежу 3—2-го тыс. до н. э.

уже находились в Малой Азии. Памятники изобразительного искусства Х. 2-го тыс.

до н. э. свидетельствуют о том, что их антропологический тип к этому времени

обнаруживает явный кавказоидный облик, а хеттская культура — следы

взаимодействия с культурой хатти и позднее — с культурой хурритов. В 14 —

начале 12 вв. до н. э. (т. н. период Нового царства) Х. уже не были господствующим

этническим слоем, хотя хеттский язык (с некоторым числом лувийских вкраплений)

оставался основным языком государственных документов Хеттского царства.

Носители «позднехеттской» культуры на юго-востоке Малой Азии и в Северной

Сирии, иногда называемые «хеттами» в иноязычных текстах, в частности

ветхозаветных, по языку были лувийцами. Х. сформировались из индоевропейских

племен Северного Кавказа (майкопская культура) и аборигенных племен М.Азии

(хатти) примерно в 1900 году днэ.

-------------------------------------------------

---------------------------

-----------------------------

На Кавказ, особенно на побережье Каспия приходили многие. С какой стати например индийцы должны были знать о Каспии дать ему название Воурукеш. Почему именно Ворукеш считается местом куда спускаются небесные кони чтоб пахтать морскую воду, из которой якобы зарождается жизнь в Новрузе? И с какой стати это называется Алачарпов? Это же конь-огонь на согдийском языке.

На азербайджанском языке сохранился слово " хатакар" дословный перевод "хатт+дело, работа= поступающий как хатт"

Масаггеты, марды, скифы... Что, их сюда заселили Ахемениды, или Сасаниды?? Да они тут до них появились!

Так что,thalys, тут много кто побывал до ахеменидов-парфян -сасанидов, языки которых скециалисты относят к индоевропейским, из которых в дальнейшем откололись иранские языки, ататский-парси-лаиджский-даглинский один из диалектов иранских... Правдв, они уже новоиранские языки, но если всмотреться внимательно, то запросто можно найти следа языков как среднеиранских, так и древнеиранских языков. И естественно индоиранских и индоевропейских языков.

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Скиф, большое спасибо за исторческий экскурс, но мне это все итак известно, но как то вот по теме там мало что есть. Единственно что можно взять по теме, во это:

Так что,thalys, тут много кто побывал до ахеменидов-парфян -сасанидов, языки которых скециалисты относят к индоевропейским, из которых в дальнейшем откололись иранские языки, ататский-парси-лаиджский-даглинский один из диалектов иранских... П

Начнем с того что проникновение сюда Ахменидов лишь теория, без фактов, нет факта были ли это просто поселенцы с территории Ахменидов или непосредственно было Аехменидское влияние, также и парфяне, они не контролировали Кавказ, единственный кто контролировал Кавказ были Сасаниды, да и то с 5 века. Единсвтенно известные из предпологаемо ираноязычных народов что здесь были, так это скифы, без всяких там мардов и прочих. Потомки этих скифов-массагетов не таты, а насление Шеки, Закатал, Маштагов, но не таты. Таты это парси, а парси это персы перелсенные сюда Ануширваном в 6 веке, это точно известный и доказанный факт. Язык татов не откололся ни от одного из иных иранских языков, кроме чем среднеперсидского, это тоже доказанный факт. Это уже явная псевдоистория, приписывание языка татов к языкам скифо-массагетской группы.

Link to comment
Share on other sites

Ведь есть прекрасный источник

Как мы видели, первоначальное население Аррана принадлежало к особой этнической группе, не родственной ни с одним из ее великих соседей. Иранцы начали проникать в этот район в очень раннее время в связи с необходимостью защищать северную границу Персидской империи. Возможно, что уже при Ахеменидах предпринимались некоторые меры для защиты Кавказских проходов от набегов с севера, но память об укреплении самых важных из них, а именно Дербенда (по-армянски Чор, по-арабски иногда ас-Сул, но обычно ал-Баб) и ряда “ворот” (т. е. укрепленных проходов), традиционно связывается с именами сасанидских царей [31] Кавата (по-арабски Кубад б. Фируз, 488 — 531 гг.) и его знаменитого сына Хосрова (Кисра) Ануширвана (531 — 79 гг.).
Один из источников Йакута (I, стр. 438) отмечает, что стража проходов получала вознаграждение и состояла “из людей, переселенных из разных стран, и из надежных лиц”.
Для обозначения этих переселенцев арабы пользуются каким-то иранским термином, который в рукописях очень искажен. Текст Баладзури (стр. 194) дает (***) а текст Мас'уди (II, стр. 75) — (***). Маркварт предложил восстановить эти явно искаженные формы как (***) (*сибасиджа), что должно представлять множественное число от среднеперсидского спасиг (по Маркварту: Dienstleute 'служилые люди', но лучше просто 'сторожа'). С другой стороны, в новом издании Ибн Хаукаля (Крамере) и у Йакута (I, стр. 438) дается другой вариант, видимо, связанный с иранским глаголом (***) 'посадил', 'поселил' (См. V. Minorsky, Hudud al-Alam, стр. 409). Во всяком случае Баладзури (стр. 195), а за ним и Ибн ал-Асир (I, стр. 139) говорят, что Ануширван “поселил там людей, которых он назвал (***), что указывает не на собственное, а на нарицательное имя.
Присутствие иранских поселенцев в Закавказье, особенно [32] поблизости от горных проходов (См. перечисление проходов (баб) у Баладзури (стр. 194 — 5), И. Хурдадбиха (стр. 123), Ибн ал-Факиха (стр. 286) Согласно И. Хурдад-биху, “ворота (абваб) — это входы в ущелья (ши'аб) горы Кабк (Кавказ)”. Ибн ал-Факих говорит, что “ворота” так назывались потому, что они построены у горных проходов и что от Дербенда до ворот Алан, находившихся в горах, имелось 360 замков (?)), должно было сыграть важную роль в поглощении и вытеснении местных жителей. Такие названия, как Шарван (позднее Ширван), Лайзан, Байлакан и т. д., заставляют думать, что иранская иммиграция происходила главным образом с южного побережья Каспия. Основным поставщиком человеческой силы был, по-видимому, Дейлем.
Что касается связи ширванского Лахиджа с Гиляном, то поразительным свидетельством в этом отношении является название близстоящей горы Нияль (упомянутой еще в X в. в Худуд ал-Алам, § 36, № 38, в пределах Лайзана!), напоминающее имя горы около гилянского Лахиджана. Известно, что переселенцы часто переносят в новую обстановку географические названия старой родины. Так, туркмены, передвинувшиеся далеко на запад, принесли с собой название Балкан, заимствованное от горы Балхан, поныне известной под этим именем на восточном берегу Каспия.
Link to comment
Share on other sites

İş orasındadır ki, tatların əcdadları, başqa bir irandilli xalg yox, məhz 6-cı əsrdə gələn farslar idi.

Tatlarin ecdadi fars deyil. TAT Turkerin qeyri turk tayfalarina, irandillilere verilen addır. Siz ozunuz chox gozel bilirsiniz ki, Tat sozu umumi mehvumdur.Bu adi siz niye mexsusileshdirirsiniz.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Начинают сносить мост Джаваншира(Гагаринский). Готовится ли Девичьей Башне?
      Начинают сносить мост Джаваншира. Слов нет. 

      Начинаются работы по сносу моста Джаваншира в Хатаинском районе Баку (бывший Гагаринский мост).
      Как сообщили Caliber.Az в пресс-службе Министерства транспорта и цифрового развития, мост будет снесен, на его месте построят наземную дорогу.
      В связи с этим с понедельника, 20 мая, с 17:00 движение по мосту будет закрыто
      https://caliber.az/post/241267/
      • 10 replies
    • Мужчины или женщины - кто чаще становится инициатором развода в Азербайджане?
      В Азербайджане чаще всего женщины подают на развод, это 70% от общего количества обращений.
      Об этом Caliber.Az заявил главный советник Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей АР Рафик Махмудов, по словам которого, среди главных причин - насилие в семье, психологическое состояние или вмешательство извне в дела семьи.
      В первом квартале текущего года зарегистрирован 10 081 брак и 5 124 развода. За аналогичный период 2023 года - 11 870 браков и 5 118 разводов. Как показывает статистика, количество зарегистрированных браков сократилось примерно на 15 %.
      «В настоящее время в нашей стране существует большая потребность в усилении психологической поддержки семьи. В Азербайджане настало время решить вопрос о семейном психологе на институциональном уровне», - подчеркнул Р. Махмудов.
      https://media.az/society/v-azerbajdzhane-iniciatorami-razvoda-chashe-stanovyatsya-zhenshiny
      • 1 reply
    • Баку-Тбилиси-Карс: когда начнутся пассажирские перевозки?
      Движение грузовых поездов по недавно отремонтированной железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК) начнется с 20 мая. На первоначальном этапе по этому маршруту будут осуществляться грузовые перевозки. После расширения БТК планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов в год.
      Но когда же начнутся долгожданные пассажирские перевозки по этой железнодорожной линии? 
      В ответ на запрос Bizim.Media в ЗАО «Азербайджанские железные дороги» сообщили, что на основании соответствующего решения Кабинета министров срок действия особого карантинного режима на территории Азербайджана продлен до 1 июля 2024 года.
      «По этой причине сухопутные границы с соседними странами остаются закрытыми, за исключением грузовых перевозок. Если будет принято решение об открытии границ, то можно будет провести переговоры с соответствующими органами соседних стран для организации международных пассажирских перевозок», - отметили в структуре.
      Отметим, что с 16 мая 2023 года грузинский участок БТК был закрыт на ремонт.
      https://media.az/society/baku-tbilisi-kars-kogda-nachnutsya-passazhirskie-perevozki
        • Milli
      • 9 replies
    • Какая страна больше подходит для воспитания детей? - Азербайджан занимает 78-е место в списке из 87 стран.
      Американская медиакомпания “U.S.News” исходя из текущих условий, подготовила рейтинговую таблицу, показывающую, какие из стран более благоприятны для воспитания детей.
      Как сообщает Yeniаvaz.com, согласно информации, опубликованной на официальном сайте компании, рейтинг был подготовлен на основе опроса более 17 тысяч человек и за основу были взяты следующие критерии:
      - ситуация с правами человека;
      - семейная обстановка;
      - гендерное равенство;
      - индекс счастья;
      - коэффициент дохода;
      - безопасность;
      - образовательные возможности;
      - состояние здравоохранения.

      Отмечалось, что по версии Организации экономического сотрудничества и развития Швеция и Норвегия, возглавляющие рейтинг, считаются отличными странами для воспитания детей. Каждая из этих стран тратит более 1% своего валового внутреннего продукта на образование и уход за детьми дошкольного возраста.
      Согласно рейтингу, в 5 лучших стран для воспитания детей входят:
      1. Швеция
      2. Норвегия
      3. Финляндия
      4. Дания
      5. Нидерланды

      Азербайджан занимает 78-е место в списке из 87 стран.
      В рейтинговой таблице Турция заняла 50-е, Украина - 57-е, Россия - 62-е, Беларусь - 69-е место. В число стран рейтинговой таблицы не вошли Армения и Грузия.

      Последние пять в списке:
      83. Узбекистан
      84. Мьянма
      85. Бангладеш
      86. Казахстан
      87. Иран

      https://www.yeniavaz.com/ru/news/230781/kakaya-strana-bolshe-podkhodit-dlya-vospitaniya-detey-azerbaydzhan-v-posledney-desyatke
        • Sad
        • Like
      • 79 replies
    • TikTok запускает «Ночь музеев» с ведущими музеями Азербайджана
      Накануне Международного дня музеев, который отмечается 18 мая, ведущая платформа для просмотра и создания коротких видеороликов TikTok совместно с Министерством культуры АР и главными музеями страны запускает проект «Ночь музеев».
      Azerbaidzhana-PODROBNOSTI
        • Like
      • 20 replies
    • Эмоциональный Интеллект
      Умственный интеллект (IQ) отвечает за то, как мы воспринимаем информацию через анализ происходящего, решаем задачи и принимаем решения. Но этого недостаточно, чтобы достичь успеха в карьерном росте. В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Это открытие произвело фурор: поняв, что с помощью эмоционального интеллекта (EQ) можно прийти к успеху, учёные и психологи стали активно исследовать эту тему и описывать свойства EQ. А работодатели при приёме на работу начали обращать большее внимание на социальные навыки кандидатов. Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат.
       
      Тест на определение насколько вы управляете собственными эмоциями можно пройти здесь.
       
      А как ведёте себя ВЫ перед лицом проблемы?
        • Like
      • 10 replies
    • Сильный пожар в цветочном магазине Ağ çiçəyim
      Предполагается, что пожар в цветочном магазине, расположенном на проспекте Азадлыг в Насиминском районе Баку,
      • 30 replies
    • Свалки, спрятанные среди гор: почему в Азербайджане образуются "мусорные сели"
      Сели смыли мусорный полигон в Гёйчайском районе, актуализировав проблему в сфере утилизации бытовых отходов в Азербайджане.
       
      • 2 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...