Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

В Баку запрещен громкий азан через усилитель


SEFEVI

Recommended Posts

  • Replies 810
  • Created
  • Last Reply
o vaxt mashin da olmayib, indi ne edek, mashindan enib eshesheye minek? :)

o vaxtlar sheherler bele hay-kГјylГј olmayib, mehelledekiler mescidin azanini eshidibler.

indi azani mikrofonsuz kim eshider?

o vaxtlar hami dindariydi, indi bizim Konstitusiyamizla din azadir. Belke mehelledekiler indi eshidmek istemir.

Link to comment
Share on other sites

Нейе лазымдыр о демократия,ейер азаны микрофонла вермек пис хесаб олунур,амма филмлерде гюнун гюнорта чагы сигарети, ичкини реклам едирлерсе?Дин яхшы шейлери реклам едир.нейе гере яхшы ишлере чагырмаг лазым оланда демократия(онун не демек олдугуну дуз-емелли хеч кес билмир) яда душур, амма пис шейлери реклам етмек олар?

Дейим нийе- чунки онда сиз онларын сатдыгы маллары алырсыз.

Link to comment
Share on other sites

слышать звон церковных колоколов. многих этот звон раздражает, но ничего против сделать не смогут, большинство христиане и конституция гарантирует им свободу вероисповедования
Link to comment
Share on other sites

Bir sheyide nezere chatdirim ki, insan yatanda tekce Azanin sesinden yox, kuchede itlerin hurmesinden, mashinlarin signallarindan, kuchede olan ses kuyun, telefon zenginin, qapi doyulmesinin ve s. kimi seslerden oyana biler =))

Onda menim bir teklifim var, gelin butun xoruzlarin neslin kesek, onlar hamidan tez oyanib banniyirlar, qoymurlar bizi yatmaga :)

Link to comment
Share on other sites

Эхх, оффтоп бащланды, Я пошла. Всем спокойной ночи.

Аллах аманында.

АЗаны динлемек меним де хошума гелир, хетта созлерини езбер билирем =)

Link to comment
Share on other sites

Германия тоже светское государство, но немцам- атеистам, мусульманам, иудеям проходится несколько раз в день слышать звон церковных колоколов. многих этот звон раздражает, но ничего против сделать не могут, большинство христиане и конституция гарантирует им свободу вероисповедования.

в Азербайджане большинство мусульмане, если кого-то немусульманина азан раздражает, ничего не поделаешь, должен подчиниться воли большинства.

Link to comment
Share on other sites

Германия тоже светское государство, но немцам- атеистам, мусульманам, иудеям проходится несколько раз в день слышать звон церковных колоколов. многих этот звон раздражает, но ничего против сделать не могут, большинство христиане и конституция гарантирует им свободу вероисповедования.

в Азербайджане большинство мусульмане, если кого-то немусульманина азан раздражает, ничего не поделаешь, должен подчиниться воли большинства.

Эти колокала в Германии были всегда и без микрофона. Многие смотрят на церковь и на колокала как на достопримечательность ничего более, а вы хотите этим привлечь внимание не верующих. Осуждаете тех, кто просыпаются с будильником, а не с Азаном.

Link to comment
Share on other sites

Инди исе джидди, дине кечек

Достоинство азана.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: "Вспомни о том-то и том-то", о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».

Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Кто бы ни услышал (голос) муаззина, будь то джинн, человек или любое иное (создание), он станет свидетельствовать за него в День воскресения"».

Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: "Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит муаззин"».

Link to comment
Share on other sites

Германия тоже светское государство, но немцам- атеистам, мусульманам, иудеям проходится несколько раз в день слышать звон церковных колоколов. многих этот звон раздражает, но ничего против сделать не могут, большинство христиане и конституция гарантирует им свободу вероисповедования.

в Азербайджане большинство мусульмане, если кого-то немусульманина азан раздражает, ничего не поделаешь, должен подчиниться воли большинства.

Эти колокала в Германии были всегда и без микрофона. Многие смотрят на церковь и на колокала как на достопримечательность ничего более, а вы хотите этим привлечь внимание не верующих. Осуждаете тех, кто просыпаются с будильником, а не с Азаном.

Link to comment
Share on other sites

Gece vaxti Kafelerde , Restoranlarda ve barlarda uluyan mugenninlerin seslerini kim kesecek????

Halbuki, bu restoranlar ve barlarin ekseriyyeti insanlarin daha chox six yashadigi yerlerde felaliyyet gosterirler....

Belke onlarda mikrafonsuz oxusunlar????

Link to comment
Share on other sites

безилерине дейесен хошду телефонун будильники иле оянмаг, месджидин буна разылашмасы хетадыр, баша душмурем месджид буна недже йол вериб? Инди бир нефер шикайетчиди дейене Азан верилмемелиди?

Budilnikle saat 07-de, 7-30 da dururlar, Seher 5-30, 06-00-da deyil =)

Ne problem etmisiz problem olmayan yerde? Men ozum de diksinirdim bu sesden. YAziq yashli ve ushaqlar, esebi insanlar.

Inanirsiz cox gozel. Azan vurgunusuz, gedin seher 6-00da mecide inleyin. MEcburla ish bitmir axi

Чесслова не понимаю Вас.

Link to comment
Share on other sites

Эхх, оффтоп бащланды, Я пошла. Всем спокойной ночи.

Аллах аманында.

АЗаны динлемек меним де хошума гелир, хетта созлерини езбер билирем =)

Link to comment
Share on other sites

QMI azanin mikrafonla oxunmasina bir cox xesteleri narahat etmeyin ve ushaglarin yuxusunun dagilmasinin garshisini almag meqsedi ile qadaga qoyub. Mence artiq sheytan oz ordusu ile hucuma kecib ve en qordugu sheylerden biri Allaha ibadete cagirishin ucadan seslenmesinin qarshisini almaq isteyir. Onda Bakida olan kilselerdede kolokol sesini kessinler, mashinlardan gelen uca sesli mahni seslerine qadaga qoysunlar, kucelerde oxudulan giydirme mahnilarada qadaga qoysunlarda.. hansisa memurun seher yuxusuna mane olurmush azan sesi. Sheherde cox azdir minaresi olan mescid eger indi mescidin minaresi yoxdursa ordan azan verilmesin ? hami bilir ki, mehleler arasinda huseyniyyeler, mehdiyyeler vardirki, mominler orda namazlarini gilirlar onlarinda hec birinin minaresi yoxdur. Birazdan mescidden kenarda namaz gilmagada gadaga goyacaglar ? Goren Allahshukur bu qerari verende harasi ile fikirleshirdi?

Link to comment
Share on other sites

Запрет на Азан только потому что он кому-то мешает спасть - неправильно.

тогда давайте запертим православным во время ночынхбогослужнений в колокола звонить и т.д.

это в корне неверно. можно тогда дажде запретить соседу храпеть за стеной и добиться его выселения.

а то что азан будет передаваться в живую - это отлично. потому как то что раздаетсья над городом порой - заезженная пленка с непонятным звуком - это просто ужасно. это не хочеться слышать и меньше всего хочеться идти туда, где это передаеться...

Link to comment
Share on other sites

Запрет на Азан только потому что он кому-то мешает спасть - неправильно.

тогда давайте запертим православным во время ночынхбогослужнений в колокола звонить и т.д.

это в корне неверно. можно тогда дажде запретить соседу храпеть за стеной и добиться его выселения.

а то что азан будет передаваться в живую - это отлично. потому как то что раздаетсья над городом порой - заезженная пленка с непонятным звуком - это просто ужасно. это не хочеться слышать и меньше всего хочеться идти туда, где это передаеться...

Link to comment
Share on other sites

Men sizle hec da razi deyilem. Canli oxumag ucunde mikrafon lazimdir. Mikrafonsuz azan sesi 2 mehelle o terefde eshidilmeyecek. Her axsham sham azani iceri sheherde oxunanda butun bulvarda eshidilir meger pisdir? ve ya Shehidler mescidinde azan oxunanda Azneftde eshdilir neyi pisdir? fikirleshin ki mikrafonsuz oxumag ucun birinci gozel sesli muezzin lazimdir ikincisi bizde o geder mescid yoxdur ki her mehellede azan sesi eshidilsin. Butun islam dunyasinda mikrafonla oxunur azan ve bunu eshidenler namaz gilmaga gedirler.
Link to comment
Share on other sites

Одно из глупейших решений, когда либо выносимых ДУМК. И обоснование данного решения достойно самого решения. Порой такие решения выносятся и такие шаги предпринимаются, что думаешь что хуже не может быть. Но каждый раз доказывается обратное. Никоим образом не удивлюсь, если скоро надо будет платить за переезды из города в город, платить налог за воздух....

Link to comment
Share on other sites

А я вас понимаю чесслова

Зато Я Вас не поняла

Незеривизы чатдырым ки, бизим ехалинин ексериййети мусельмандыр ве кифайет гедер ибадет еден шехс вар, Азан бир махны дейил, Азан мусельманларын намаза чагырылышыдыр
Link to comment
Share on other sites

Здесь я согласен с ll IcE EyeZ ll. Традиция азана уходит во времена, когда у многих людей не было доступа к элементарным часам. Благо сегодняшние технологии позволяют людям приобретать будильники (как обычные, так и специальные мусульманские, которые можно одновременно настроить на 5 разных периодов), мобильные телефоны со встроенными "азанометрами" и даже компьютерные программы со звуковыми напоминаниями о часах молитвы. У работающих и учащихся людей в наши дни жизнь и так напряжена и полна стресса: последнее, что им нужно, - это прерываемый перед каждым рассветом сон. Стоит ли подвергать риску здоровье окружающих ради красивой, но избыточной обрядности? Почему-то реакция большинства на этой теме такая, будто азан вообще запрещают.

Link to comment
Share on other sites

ALLAH cezasindan evvel insana pis emel qismet edir. Bu qerar verilibse,vay bu qerari vereninde,bu qerari teshebbus edeninde hallarina. Insandirlar, kordurlar, ne elediklerini bilmirler. ALLAH onlara hidayet versin ki,ne ozlerini,ne muselmanlari incitmesinler. Ayib olsun onlara,sozsuz ki bunlar "yeke kishidirler".

Link to comment
Share on other sites

Ader, я в этом не сомневаюсь. Мусульманское религиозное пение довольно оригинально; оно во многом и дало начало таким течениям, как мугам.

Link to comment
Share on other sites

Мне жаль вас...и больше слов нет вам написать...вы сама наверное не мусальманка?

опять началось. оставьите свою мусульманскую жалость самому себе.

что за манера постоянно писать "мне вас жаль"

Link to comment
Share on other sites

Ader, я в этом не сомневаюсь. Мусульманское религиозное пение довольно оригинально; оно во многом и дало начало таким течениям, как мугам.
Link to comment
Share on other sites

Товарищи, ну что вы в самом то деле, Мы ведь не настолько мусульманская страна, как Саудовская Аравия, или Иран и т.д. Мы Европизируемся лол, тут актуален реп, рок =) Я например спокойно реагируу на бушующие эмоции молодёжи. По мне, так лучше пусть музыку слушают, чем сначала бьются за повышенние звуков Азана, а потом молится начинают, потом всех в хиджабы и т.д. и т.п. ... Давайте так. Чем жаловаться на такие проблемы, и утверждать о том, что слушая Азан мы становимся чище, пропадают дурные мысли и т.д. дружно встаём и собираемся в Мусульманские страны )) А нам тут дайте уже определится, Европизируемся мы или наоборот....

Link to comment
Share on other sites

Дальше по сценарию идет закрытие мечетей и выселение моминов из так называемого великосветского государства...Уже не чему удивляться... musulman:

Link to comment
Share on other sites

Здесь я согласен с ll IcE EyeZ ll. Традиция азана уходит во времена, когда у многих людей не было доступа к элементарным часам. Благо сегодняшние технологии позволяют людям приобретать будильники (как обычные, так и специальные мусульманские, которые можно одновременно настроить на 5 разных периодов), мобильные телефоны со встроенными "азанометрами" и даже компьютерные программы со звуковыми напоминаниями о часах молитвы. У работающих и учащихся людей в наши дни жизнь и так напряжена и полна стресса: последнее, что им нужно, - это прерываемый перед каждым рассветом сон. Стоит ли подвергать риску здоровье окружающих ради красивой, но избыточной обрядности? Почему-то реакция большинства на этой теме такая, будто азан вообще запрещают.
Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...