Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Как Самостоятельно Сдать Экзамен На Права - Часть 8


Recommended Posts

3 minutes ago, Faxraddin said:

 В правилах написано, что знак 3.24 (ограничение максимальной скорости), установленный перед населенным пунктом действует до знака -конец населенного пункта 5.23. А в аз пдд правильный ответ- действует до знака 5.22

Для этого и необходимы бывают разъяснения к вопросу, которые приведены ниже) Чтобы у человека не оставалось сомнений в правильности/неправильности его ответа.

Там написано о пункте 7 статьи 64 : VII. Знак 3.24, установленный перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.22, действует до знака 5.22.

А вы приводите пункт 6 той же статьи, где говорится о группе знаков, в том числе и о знаке 3.24. Таким образом, если вы едете по дороге после знака ограничения скорости и увидели табличку с названием насел.пункта на белом фоне, то режим движения в насел.пункте меняет скорость на 60(независимо от величины предыдущего ограничения). Если вы проезжая по насел. пункту, проехали знак ограничения скорости, то в случае отсутствия на вашем пути перекрестков или других факторов, отменяющих действие данного знака, его действие оканчивается после знака "конец насел.пункта" на белом фоне, меняя скоростной режим на режим движения вне населенного пункта.

Будьте внимательны!)

Link to comment
Share on other sites

4 hours ago, Synteco said:

Это ошибка, которая может привести к провалу на экзамене. Любое пересечение с любой дорогой(кроме выездов из дворовых и других прилегающих территорий, заправок и т.п.) считается перекрестком.

Действие знака "обгон запрещен" не заканчивается там не поэтому, а из-за конкретного правила в пункте 6 ст.64, которое гласит:

Знаки 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26, 3.27, 3.28, 3.29, 3.30 действуют до ближайшего от места их установки перекрестка, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. В местах въезда на дорогу с примыкающих к ней территорий, местах пересечения (слияния) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми соответствующие знаки не установлены, эти знаки не теряют действия.

 

То есть только из-за того, что перед перекрестком не установлены знаки. Например, если бы пересечение с грунтовыми дорогами не являлось перекрестком, то знак действовал бы и дальше грунтовой дороги, которая примыкает слева.

все верно) я не имела ввиду что это пересечение не является перекрестком.. .

Edited by inspiration05
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

6 hours ago, miss_kroft said:

прокомментируйте пожалуйста

По первому вопросу - ответ 3. Преимущество согласно правилам проезда регулируемых перекрестков(ст.76, пункт 1) у автомобиля B, а авт.А и мотоцикл должны уступить, однако в связи с тем, что траектории автомобиля А и В не пересекаются(A должен в этом убедиться), А может двигаться одновременно с B. Затем проезжает мотоцикл, уступая автомоблилю B.

 

По второму - ответ 5. Статья 52.

На первом рисунке остановочная площадка ТС общего пользования(стоянка ближе 15 м запрещена), на 2,3 и 4 разновидности пешеходных переходов(стоянка ближе 5 м запрещена). На рисунке 5 разметка, указывающая место, где при необходимости нужно уступать, насчет нее ограничений нет.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

По первому вопросу - ответ 3. Преимущество согласно правилам проезда регулируемых перекрестков(ст.76, пункт 1) у автомобиля B, а авт.А и мотоцикл должны уступить, однако в связи с тем, что траектории автомобиля А и В не пересекаются(A должен в этом убедиться), А может двигаться одновременно с B. Затем проезжает мотоцикл, уступая автомоблилю B.
 
По второму - ответ 5. Статья 52.
На первом рисунке остановочная площадка ТС общего пользования(стоянка ближе 15 м запрещена), на 2,3 и 4 разновидности пешеходных переходов(стоянка ближе 5 м запрещена). На рисунке 5 разметка, указывающая место, где при необходимости нужно уступать, насчет нее ограничений нет.

Я вот по правилам и решила что ответ 2) в первом но было не правильно спасибо
Link to comment
Share on other sites

3 minutes ago, miss_kroft said:


Я вот по правилам и решила что ответ 2) в первом но было не правильно спасибо

Да, есть чуточку подвох. Наверно, из-за того, что мотоцикл справа от автомобиля А.

Но так как пересекаемая дорога односторонняя(можно поворачивать как на левую, так и на правую полосу) и они не мешают друг другу(т.е.их траектории не пересекаются), а также траектории автомобилей не пересекаются между собой, то вариант 3.

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

http://www.azpdd.wiki/ru/Справочник_азербайджанского_автомобилиста   Правила Дорожного Движения необходимо неукоснительно соблюдать всегда!

смешной ролик про правила дорожного движения))

Link to comment
Share on other sites

сдавал 5 или 6 раз. Практически всегда не хватало одного вопроса. Потом просто надоело туда ездить, дал денег и получил права. Но если нормально позаниматься недельку, две, то спокойно можно сдать

Link to comment
Share on other sites

2 hours ago, unusual5 said:

Два теста под вопросом.

 

 

В первом вопросе - ответ 5. Так как пересекаемая дорога позволяет двигаться направо только общественному транспорту, то возможны движение прямо, поворот налево и разворот.

Во втором вопросе - ответ 2. При данной неисправности разрешается устранить неисправность на месте, если не получается - то движение запрещено.

Link to comment
Share on other sites

Добрый день. Кто знает где продаётся журнал тестов Талыбова на русском языке?

А если у кого-то есть и вы им не пользуетесь,то можете мне дать на время? Верну сразу как сдам экзамен :)

 

 

Link to comment
Share on other sites

50 минут назад, maria-maria сказал:

Добрый день. Кто знает где продаётся журнал тестов Талыбова на русском языке?

А если у кого-то есть и вы им не пользуетесь,то можете мне дать на время? Верну сразу как сдам экзамен :)

 

 

Добрый на 28 май в книжных  магазинах видел когда идет в сторону банка никойла.

Edited by 885
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

26 минут назад, 885 сказал:

Добрый на 28 май в книжных  магазинах видел когда идет в сторону банка никойла.

Я магазины в тех краях столько облазила все,что уже и не знаю куда обратиться. Но всё же спасибо за совет. Надо будет ещё разок проверить. Они есть во многих магазинах,но на азербайджанском.

Link to comment
Share on other sites

18 hours ago, maria-maria said:

Я магазины в тех краях столько облазила все,что уже и не знаю куда обратиться. Но всё же спасибо за совет. Надо будет ещё разок проверить. Они есть во многих магазинах,но на азербайджанском.

мне покупали на Разина гдето,на русскои языке 2015 года есть книги,где именно уточню))..

 

22 hours ago, Fable said:

сдавал 5 или 6 раз. Практически всегда не хватало одного вопроса. Потом просто надоело туда ездить, дал денег и получил права. Но если нормально позаниматься недельку, две, то спокойно можно сдать

я занималась месяц и сама сдала)))..денег жалко было покупать их.😁

Link to comment
Share on other sites

ответьте кто знает какие шаблоны бывают на экзамене по езде?

Там не шаблоны, а экзаменатор. Он дает указания, что делать(начинать движение, поворачивать, останавливаться, парковаться и т.п.), есть несколько вариантов маршрута произвольно.
Оценивая правильность и четкость действий, дает зачет или незачет.
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Synteco сказал:


Там не шаблоны, а экзаменатор. Он дает указания, что делать(начинать движение, поворачивать, останавливаться, парковаться и т.п.), есть несколько вариантов маршрута произвольно.
Оценивая правильность и четкость действий, дает зачет или незачет.

а насчет правил дорожного движения там что есть говорят там ж/д переезд есть зебра знаки какие-то что еще? на что уделить внимание, а то у новичков езды теория при езде вылетает из головы)))

Link to comment
Share on other sites

а насчет правил дорожного движения там что есть говорят там ж/д переезд есть зебра знаки какие-то что еще? на что уделить внимание, а то у новичков езды теория при езде вылетает из головы)))

Может это вам поможет)
http://www.azpdd.wiki/ru/Практический_экзамен_по_категории_B
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

В 03.12.2016 в 17:37, Faxraddin сказал:

2016-12-03 17.34.23.pngПочему масса грузовика не должна превышать 3,5 тонн?

 

Потому-что грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн не могут двигаться по крайней левой полосе дорог с 3 и более полосами движения в одну сторону. Исключения составляют поворот, разворот. А на магистралях такие автомобили не должны выезжать на полосы следующие за второй.

Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте. Вот такой вопрос возник. Я должен проехать после мотоцикла или легкового автомобиля?
586249fe261c8_2016-12-2714_57_18.thumb.png.88d6a6104f1be81a14b96e60806f4f67.png

Здесь ответ 2) мотоцикл , Вы и автомобиль на главной дороге , автомобиль уступает мотоциклу и Вам потом проезжает а автобус в конце
Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, Faxraddin said:

Здравствуйте. Вот такой вопрос возник. Я должен проехать после мотоцикла или легкового автомобиля?

2016-12-27 14.57.18.png

 

и легковой автомобиль и ваш авто и мотоцикл едут по главной дороги ( т.е. равноправные) но так как мотоцикл и ваш авто помеха с права для легкового авто он должен уступить вам и мотоциклу

Link to comment
Share on other sites

Первый вопрос - ответ 2.
При приближении непосредственно к пешеходному переходу и к остановке общ.транспорта
Второй вопрос обсуждался на предыдущей странице. Правильный ответ 2

Link to comment
Share on other sites

14 hours ago, Faxraddin said:

А, все, увидел, что уже задавал этот вопрос. Спасибо

Возможно.

Я имел в виду miss_kroft , только там варианты ответов в другом порядке.

Link to comment
Share on other sites

Задам вот такой вот вопрос. В правилах об этом кажется не сказано. Если поворачиваешь налево то где надо уступать помехе справа на нерегулируемом перекрестке?не вьезжая на него или посередине?

Link to comment
Share on other sites

А вот вопрос по суммарному люфту в рулевом управлении. Если грузовой автомобиль менее 3,5 тонн, то какое должно быть значение?

Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы Суммарный люфт , (в градусах),не более 10
Link to comment
Share on other sites

Задам вот такой вот вопрос. В правилах об этом кажется не сказано. Если поворачиваешь налево то где надо уступать помехе справа на нерегулируемом перекрестке?не вьезжая на него или посередине?

Если есть соотв.разметка 1.13(уступи дорогу) или 1.12(стоп-линия), то перед ней, если нет разметки, то в таком месте, где траектории вашего автомобиля и того, которому уступаете, не могли бы пересечься.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Synteco сказал:

Если есть соотв.разметка 1.13(уступи дорогу) или 1.12(стоп-линия), то перед ней, если нет разметки, то в таком месте, где траектории вашего автомобиля и того, которому уступаете, не могли бы пересечься.

Таким образом уступая машинам справа я перекрываю движение машинам слева?

Link to comment
Share on other sites

10 hours ago, abonent7791 said:

Таким образом уступая машинам справа я перекрываю движение машинам слева?

Если все правильно делаете, то не перекрываете никому движение.

1.Например вы едете прямо по второстепенной дороге. Подъехав к пересечению проезжих частей, уступаете автомобилям, движущимся по главной дороге как справа, так и слева. То же самое, если поворачиваете направо, только с разницей, что не надо ждать автомобилей, приближающихся справа(кроме случая разворота).

2.Если поворот налево надо сделать, то тут немного сложнее. Сначала останавливаетесь перед пересечением проезжих частей, убеждаетесь, что по главной дороге никто не приближается(с расчетом), затем выезжаете на середину перекрестка и при необходимости уступив тем, кто двигается прямо или направо с противоположного направления, завершаете маневр.

Ситуация может осложниться наличием пешеходов на пересекаемой дороге, так как вы при повороте должны и им уступить. Поэтому при левом повороте, особенно если дорога второстепенная, нужно очень внимательно и правильно рассчитать момент выезда от пересечения проезжих частей, чтобы ничего не нарушить и не создать опасную ситуацию.

Edited by Synteco
Link to comment
Share on other sites

22 минуты назад, Synteco сказал:

Если все правильно делаете, то не перекрываете никому движение.

1.Например вы едете прямо по второстепенной дороге. Подъехав к пересечению проезжих частей, уступаете автомобилям, движущимся по главной дороге как справа, так и слева. То же самое, если поворачиваете направо, только с разницей, что не надо ждать автомобилей, приближающихся справа(кроме случая разворота).

2.Если поворот налево надо сделать, то тут немного сложнее. Сначала останавливаетесь перед пересечением проезжих частей, убеждаетесь, что по главной дороге никто не приближается(с расчетом), затем выезжаете на середину перекрестка и при необходимости уступив тем, кто двигается прямо или направо с противоположного направления, завершаете маневр.

Ситуация может осложниться наличием пешеходов на пересекаемой дороге, так как вы при повороте должны и им уступить. Поэтому при левом повороте, особенно если дорога второстепенная, нужно очень внимательно и правильно рассчитать момент выезда от пересечения проезжих частей, чтобы ничего не нарушить и не создать опасную ситуацию.

А если дороги равнозначные я выезжаю на середину перекрестка уступаю тем кто справа едет и мешаю тем кто слева да пока уступаю. Я же жду пока уступаю тем кто справа стоя на проезжей  части тех кто слева. Я прав? Да поворот налево хрееовая вещь как я понял)))

Link to comment
Share on other sites

14 minutes ago, abonent7791 said:

А если дороги равнозначные я выезжаю на середину перекрестка уступаю тем кто справа едет и мешаю тем кто слева да пока уступаю. Я же жду пока уступаю тем кто справа стоя на проезжей  части тех кто слева. Я прав? Да поворот налево хрееовая вещь как я понял)))

Если дороги равнозначные, то для едущих слева вы в приоритете и вы не можете им мешать, они ждут, пока вы не проедете.

Исключение составляют случаи, когда впереди вас образовался затор и вы все равно не сможете проехать, тогда выезжать на перекресток нельзя, чтобы не мешать другим.

Edited by Synteco
Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Synteco сказал:

Если дороги равнозначные, то для едущих слева вы в приоритете и вы не можете им мешать, они ждут, пока вы не проедете.

Исключение составляют случаи, когда впереди вас образовался затор и вы все равно не сможете проехать, тогда выезжать на перекресток нельзя, чтобы не мешать другим.

Спасибо за ответы

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
Ребята, реально ли сдать на езжу самому и бесплатно? Раньше практически невозможно было

Реально, тем более, что скоро при желании можно будет сдавать и на автомате(в основном срезали на особенностях МКПП), да и автомобили обновляют.
Но все равно придется постараться и возможно делать несколько попыток.
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...