Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

фольклорные традиции


Recommended Posts

Не увидел похожей темы и решил открыть. Я не талыш, но было бы интересно услышать истории, гошмалар, притчи, легенды, праздничные обычаи талышей из того, что не вошло в азербайджанскую культуру.
Если название темы не совсем удачное, админов попросим сменить, но, надеюсь, талышам есть что рассказать здесь.

И сразу вопрос: я читал Теймурбека Алибекова и меня заинтересовало вот что

[i]существует поверье, что в каждом доме живет змея, которая стережет счастье дома, охраняя его от злых духов. если убить эту змею или она сама уйдет из этого дома, то из этого дома уйдет также и счастье, и с этого времени дом постигнет несчастье, а потому, чтобы избегнуть несчастья, домохозяева берегут свою змею, стараясь всеми силами умилостивить ее, дабы она не уходила из этого дома.[/i]

Кто нибудь может объяснить, существовали домашние змеи?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4729248' date='May 13 2009, 00:51 ']Не увидел похожей темы и решил открыть. Я не талыш, но было бы интересно услышать истории, гошмалар, притчи, легенды, праздничные обычаи талышей из того, что не вошло в азербайджанскую культуру.
Если название темы не совсем удачное, админов попросим сменить, но, надеюсь, талышам есть что рассказать здесь.

И сразу вопрос: я читал Теймурбека Алибекова и меня заинтересовало вот что

[i]существует поверье, что в каждом доме живет змея, которая стережет счастье дома, охраняя его от злых духов. если убить эту змею или она сама уйдет из этого дома, то из этого дома уйдет также и счастье, и с этого времени дом постигнет несчастье, а потому, чтобы избегнуть несчастья, домохозяева берегут свою змею, стараясь всеми силами умилостивить ее, дабы она не уходила из этого дома.[/i]

Кто нибудь может объяснить, существовали домашние змеи?[/quote]

Я тоже не талыш, и мне так же интересны "гошмалар, притчи, легенды, праздничные обычаи талышей из того, что не вошло в азербайджанскую культуру."
На счет змей, Они есть, вернее были совсем недавно в реале.
Называют их "маар мюлк" ( Мюлк иланы). Ползают себе по саду, никто их не трогает. Некоторые из старшего поколения ставили воду или молоко в миске на ночь у порога дома, обычно на дачах.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='4733103' date='May 13 2009, 16:01 ']Я тоже не талыш, и мне так же интересны "гошмалар, притчи, легенды, праздничные обычаи талышей из того, что не вошло в азербайджанскую культуру."
На счет змей, Они есть, вернее были совсем недавно в реале.
Называют их "маар мюлк" ( Мюлк иланы). Ползают себе по саду, никто их не трогает. Некоторые из старшего поколения ставили воду или молоко в миске на ночь у порога дома, обычно на дачах.[/quote]
мне это стало интересно потому, что такая традиция существовала в древности в некоторых регионах России, согласитесь, это интересное совпадение...Но, насколько я знаю, не все иранцы имели этот культ..У татов ( во всяком случае на Абшероне ) змей не любили. Вы что то знаете об этом?

П.С. Какой вид змей относился к "маар мюлк"?

Link to comment
Share on other sites

Своих традиций и обрядов очень много, так как я родился и жил в Баку знаю не многих из них , но про некоторых позже всё же напишу .

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4734267' date='May 13 2009, 18:51 ']мне это стало интересно потому, что такая традиция существовала в древности в некоторых регионах России, согласитесь, это интересное совпадение...Но, насколько я знаю, не все иранцы имели этот культ..У татов ( во всяком случае на Абшероне ) змей не любили. Вы что то знаете об этом?

П.С. Какой вид змей относился к "маар мюлк"?[/quote]

Не знаю как у татов, даже апшеронских, у парсов сураханцев в качестве " маар мюлк" (домовая змея, придворная змея, дворовая змея) чаще была гюрза, или золотистый полоз. Возможно когда то были в почитании местные кобры. Так как сохранились слова и личные имена в языке. Даже на азербайджанском языке.

"зэрдэ йелбэ"= жёлтая (золотистая)(с иранского ЗЭРД)+жёлтая(золотистая)(с индоевропейского "ЙЕЛ-ИН") + змея( с индоевропеского "БОА")--- золотистый полоз, или уж. Скорее это присвоение древнего названия другой змее, потому что в привычку этой не выжившей до наших дней в Апшероне змеям приписывают "прыгания " на большие расстояния, характеризуют сплошным желтым цветом и большой длиной туловища. Если не ошибаюсь, это вид питонов.

"hэсбэ"= Дословно: "трясшийся змея". На такое способна только королевская кобра.

"гюрза". Это слово искажена временем и наречием от словосочетания " гюрсэ маар", что дословно переводится как "сильная, грозная убийца" (маар= смерть; Гюрс= сильный, грозный)

"бюзгалэ маар"= дословно: " козлёнок-змея". Так прозвали гадюку-эфу с колокольчиком в хвосте. Из за её блеения как козлёнок. Их молоком кормили. Хотя и боялись.

Личные имена на азербайджанском языке:

"Йельмар"= жёлтая( золотистая) змея
Шаhмар- шах змея, шах змей.


Сейчас никто не считается со змеями. Если не убегают люди или не сползают с дороги змеи, то убивают!
Даже есть пословицы
"İlanə görənə lənət, Görüb öldürməyönə lənət, Öldürüb basdırmayana lənət!" (Да будь проклят тот кто увидит змею, и тот кто не убёт её, и тот кто убив не похоронит её!). Это как видно из слова "лэнэт" после исламизации.

А так, змея даже очень мудрое, благосклонное к хорошим людям и сильное существо в сказках Азербайджана.


С уважением.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='4737992' date='May 14 2009, 12:59 ']Не знаю как у татов, даже апшеронских, у парсов сураханцев в качестве " маар мюлк" (домовая змея, придворная змея, дворовая змея) чаще была гюрза, или золотистый полоз. Возможно когда то были в почитании местные кобры. Так как сохранились слова и личные имена в языке. Даже на азербайджанском языке.
А так, змея даже очень мудрое, благосклонное к хорошим людям и сильное существо в сказках Азербайджана.
С уважением.[/quote]
спасибо, Скиф! Для себя много инфы обнаружил... Возможно, исламизация воспитала иные ценности. Как то тяжело укладывается в голове, что ядовитая змея живет в доме и дети находятся рядом.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4729248' date='May 13 2009, 01:51 ']Не увидел похожей темы и решил открыть. Я не талыш, но было бы интересно услышать истории, гошмалар, притчи, легенды, праздничные обычаи талышей из того, что не вошло в азербайджанскую культуру.
Если название темы не совсем удачное, админов попросим сменить, но, надеюсь, талышам есть что рассказать здесь.

И сразу вопрос: я читал Теймурбека Алибекова и меня заинтересовало вот что

[i]существует поверье, что в каждом доме живет змея, которая стережет счастье дома, охраняя его от злых духов. если убить эту змею или она сама уйдет из этого дома, то из этого дома уйдет также и счастье, и с этого времени дом постигнет несчастье, а потому, чтобы избегнуть несчастья, домохозяева берегут свою змею, стараясь всеми силами умилостивить ее, дабы она не уходила из этого дома.[/i]

Кто нибудь может объяснить, существовали домашние змеи?[/quote]
Возможно раньше так было. Помню, однажды, когда я гостил у своей дяди(он жил в другой деревни), в саду я увидел змею. Я испугался, мне как-то объясняли(святое что-ли?), но я не помню точно, мне было около 12-ти лет.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Banzay' post='4737309' date='May 14 2009, 12:41 ']Своих традиций и обрядов очень много, так как я родился и жил в Баку знаю не многих из них , но про некоторых позже всё же напишу .[/quote]Belə demə qardaş, С первых дней жизни, талыши живут по традициям, в.т.ч. фольклорные. Возьмите хотябы нашу колыбель, её особенности. К стати, первая фольклорная традиция это "шяшя гяте". Когда рождается ребенок, с шестого на седьмой день, после рождения, люди не спят до утра.
По этой традиции есть поговорка, допустим, когда кто нибудь, не ложится спать, ему говорят, ты чиче шяшя гятя?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4729248' date='May 13 2009, 00:51 ']И сразу вопрос: я читал Теймурбека Алибекова и меня заинтересовало вот что

[i]существует поверье, что в каждом доме живет змея, которая стережет счастье дома, охраняя его от злых духов. если убить эту змею или она сама уйдет из этого дома, то из этого дома уйдет также и счастье, и с этого времени дом постигнет несчастье, а потому, чтобы избегнуть несчастья, домохозяева берегут свою змею, стараясь всеми силами умилостивить ее, дабы она не уходила из этого дома.[/i]

Кто нибудь может объяснить, существовали домашние змеи?[/quote]

Это древний культ. С чего вы взяли что, он присущ только ираноязычным этносам? Например в гарабаге существовали поверья про "йедди гардаш иланы". При том эти легенды я еще слышал в 70-е. Не раз мне говорили что, вна территории вокруг дома живут эти семеро братев змей. Но сколько я не просил показать этих йедди гардаш ничего не получалось. Сельчане говорили дескат что я чужой (из Баку), и по этому змеи мне не показываются.

Просто Ужас вспомните про семиглавых Йелбегенов, Йелбуканов.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4767007' date='May 19 2009, 08:13 ']Это древний культ. С чего вы взяли что, он присущ только ираноязычным этносам? Например в гарабаге существовали поверья про "йедди гардаш иланы". При том эти легенды я еще слышал в 70-е. Не раз мне говорили что, вна территории вокруг дома живут эти семеро братев змей. Но сколько я не просил показать этих йедди гардаш ничего не получалось. Сельчане говорили дескат что я чужой (из Баку), и по этому змеи мне не показываются.

Просто Ужас вспомните про семиглавых Йелбегенов, Йелбуканов.[/quote]
а какие еще этносы дома змей держали? При чем тут поверья? Китайцы тоже верили в драконов, но дома их не держали.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4767007' date='May 19 2009, 08:13 ']Это древний культ. С чего вы взяли что, он присущ только ираноязычным этносам? Например в гарабаге существовали поверья про "йедди гардаш иланы". При том эти легенды я еще слышал в 70-е. Не раз мне говорили что, вна территории вокруг дома живут эти семеро братев змей. Но сколько я не просил показать этих йедди гардаш ничего не получалось. Сельчане говорили дескат что я чужой (из Баку), и по этому змеи мне не показываются.

Просто Ужас вспомните про семиглавых Йелбегенов, Йелбуканов.[/quote]

Все правильно, культ древний.
Просто повторюсь, "Йелбеген, Йелбукан"- от слова " йел+боа"+"кан" = "желтая змея местность= обитель золотистых(желтых) змей(смертей).

Link to comment
Share on other sites

[quote][b]ЧИЛЯ ШЯВ[/b]
В ночь с 21-го декабря на 22-е на Талыше отмечают Чиля шяв – ночь перед зимним солнцестоянием. Эта самая длинная ночь в году, после которой начнется увеличения продолжительности дня, т.е. начало пробуждения природы, которое продолжится до 21 марта (Новруза) – дня весеннего равноденствия). В эту ночь никто не спит: в ожидание рассвета взрослые рассказывают детям народные сказки и легенды, те поют песни и устраивают разные игры и забавы. До Чиля шяв в каждом доме хранится хотя бы один арбуз, который разрезают в эту ночь. Старый обычай утверждает, что дыня (или арбуз), съеденная в эту ночь, поможет против всех болезней. Арбуз символизирует Солнце, которому и посвящается этот праздник. Рассвет знаменовал собой победу добра над злом, рождение Солнца.
Наши предки, будучи зороастрийцами, праздновали этот праздник, как день рождения архангела Митры. В этот день зажигали 21 огонь. Митра - покровитель справедливости, всевидящее око Истины.
Митра связан с Солнцем, точнее, с солнечными лучами, от которых не может укрыться никакая ложь. Он следит за выполнением долга, соблюдением порядка, установлением гармонии и равновесия. Митра строго блюдет закон, его невозможно обойти или подкупить. Наконец, именно Митра наказывает за нарушение закона, вершит правосудие.
А 22-е декабря отмечают наши предки отмечали праздник пророка Зярдушта. Он проповедовал единобожие впервые в истории человечества. Зярдушт учил, что есть только один Бог – Ахура Мазда - к кому человечество должно направить его просьбы, ходатайства и благодарность.
Ахура- Мазда означает “Мудрый Владыка”. Он – мягкий и милосердный Бог, который всегда желает и готов помочь человечеству. Ахура Мазда не вмешивается в работу Законов Природы, которую он сам создал и привел в движение. Им завещано людям быть очень внимательными и всегда производить хорошие мысли, слова и дела.
[b]Христианский мир именно под воздействием этого праздника с 4 века новой эры начал отмечать день Рождества - рождения Иисуса Христоса.[/b] Дело в том, что в Римской империи, где христианство лишь в четвертом веке стало государственной религией, до этого сильно влияние имел митраизм.
После Чиля шяв наступает ожидание самого главного праздника нашего народа – Новруза. Этот период до наступления Новруза делится на 4 части: Первые 40 дней- Йола чиля; последуюшие 20 дней- Рукя чиля; следуюшие 10 дней- Чиля вячя и последние 10 дней-Ид ава.
[b] К сожалению, каждым годом все меньше талышей вспоминают про праздники наших предков и все меньше следуют их образу жизни. В отличие от современных праздников, в старину жили в согласие с природой. [/b]
Празднуя Чиля шяв мы преодолеваем сомнения, приветствуя рождения Солнца мы отказываемся от расколов и противоречий. И когда мы своими намерением, словами и действиями выказываем свою сопричастность мирозданию в данный момент, этот принцип прочищается и настраивается внутри нас. После внутренних изменений наступает черед внешних; и ход происходящих с нами событий ведет к более гармоничному и плодотворному существованию, как в соответствующей сфере жизни, так и в целом.
Что внутри человека, то и снаружи - гласит древняя истина.[/quote]

нашел... Но я никогда не слышал об этом празднике. Отмечают ли Чиля Шяв сейчас? У кого есть информация, поделитесь, очень интересно стало.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='4769459' date='May 19 2009, 15:07 ']Все правильно, культ древний.
Просто повторюсь, "Йелбеген, Йелбукан"- от слова " йел+боа"+"кан" = "желтая змея местность= обитель золотистых(желтых) змей(смертей).[/quote]

Скиф БУКА/БИКЕ на древнетюркском переводится как змея/дракон, хотя существуют и другие переводы. По этому ваша этимология ощибочна. Кстати слово термины Йелбеген, Йелбукан исконно тюркские и имеют ряд диалектических модификаций например в форме - Эльбеген, от которой имеет происхождение слово ЭЛБЕК. Эльбегены были не просто дракона, или летучими змеями, но также являлись покровительями некоторых знатных родов.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4768325' date='May 19 2009, 12:29 ']а какие еще этносы дома змей держали? При чем тут поверья? Китайцы тоже верили в драконов, но дома их не держали.[/quote]
Этносы дома змей не держали. Их могли держать дома конкретные люди. Например по рассказам у некоторых ОВСУНЧУ Джебраилского и Физулинского района еще в 60-е дома водились змеи. Передовали мне эти сведения непосредственно потомки этих овсунчу. Раньше этих овсунчу в Гарабаге было очень много.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4770982' date='May 19 2009, 18:47 ']Скиф БУКА/БИКЕ на древнетюркском переводится как змея/дракон, хотя существуют и другие переводы. По этому ваша этимология ощибочна. Кстати слово термины Йелбеген, Йелбукан исконно тюркские и имеют ряд диалектических модификаций например в форме - Эльбеген, от которой имеет происхождение слово ЭЛБЕК. Эльбегены были не просто дракона, или летучими змеями, но также являлись покровительями некоторых знатных родов.[/quote]


Вроде бука= буга= бык, а
бике= девушка, женщина.
"Бек" тоже стал означать слово "змея"?

А " йылан" что значить тогда?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='prosto tak' post='4770933' date='May 19 2009, 18:36 ']нашел... Но я никогда не слышал об этом празднике. Отмечают ли Чиля Шяв сейчас? У кого есть информация, поделитесь, очень интересно стало.[/quote]


В Иране, праздники Азер и Мехриган
Есть также понятие "шеби-уелда" (длинная ночь)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4770999' date='May 19 2009, 18:51 ']Этносы дома змей не держали. Их могли держать дома конкретные люди. Например по рассказам у некоторых ОВСУНЧУ Джебраилского и Физулинского района еще в 60-е дома водились змеи. Передовали мне эти сведения непосредственно потомки этих овсунчу. Раньше этих овсунчу в Гарабаге было очень много.[/quote]
Возможно, в этих районах отдельные люди держали, а в "ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ СИГИЗМУНДА, ВОЛЬНОГО БАРОНА В ГЕРБЕРШТЕЙНЕ, НОЙПЕРГЕ И ГУТЕНХАГЕ" прямо указывается на культ, при котором считалось обязательным держать дома змею и кормить ее, как и в указанной выше о талышах, и прокомментированных Скифом.
Любите да, про этносы вольно рассуждать. Культ змей в Гарабаге может говорить о родственности того населения, которое этот культ поддерживало с талышами. Что здесь такого, что вас может раздражать?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='4775913' date='May 20 2009, 14:55 ']Вроде бука= буга= бык, а
бике= девушка, женщина.
"Бек" тоже стал означать слово "змея"?

А " йылан" что значить тогда?[/quote]

Селам Скиф. Этот термин многопластовый. Все что вы написали имеет место. Но БИКЕ не просто девушка. Это значит - 1. Почитаемая; 2. Девственница. Сами эти формы связаны с культом Умай, одной из аватар которой была змея, или дракон. Эти этимологии и переводы я затронул на теме про БАкалабра Тюрка. вы можете многое из этого найти в древнетюрском словаре.

Бек\бей\бай от БАЙАТ. БАЙАТ это одно из эпитетов Тенри, и переводится примерно как "Одаривающий богатством".
йылан\джилан\гилан естественно змея. Но обратите внимание на имя Бильге Каана - Муг-Йылан Хан. Эти слова омонимы.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='4775913' date='May 20 2009, 14:55 ']Вроде бука= буга= бык, а
бике= девушка, женщина.
"Бек" тоже стал означать слово "змея"?

А " йылан" что значить тогда?[/quote]

"йылан" - это просто змея, а "бёке" - большая змея.

[quote][font="Arial"][size=2]Proto-Turkic: *böke

Altaic etymology:

Meaning: a big snake

Russian meaning: большая змея

Karakhanid: böke (MK)

Comments: Лексика 180, EDT 324. Clauson doubts MK's derivation of böke 'warrior' from 'big snake' (MK quotes a folk-tale about the snake with seven heads called böke, and says that the warriors are called by it); but external evidence rather supports Kashgari's point of view. If this is the case, MMong. bökö 'warrior, wrestler' (whence Evk. buku etc., see Doerfer MT 235) must be a Turkic loanword (see EDT ibid.).
=========================

Proto-Altaic: *mi̯ūko

Nostratic:

Meaning: snake

Russian meaning: змея

Turkic: *böke

Mongolian: *mogaji

Tungus-Manchu: *mǖkǖ

Korean: *mǝk-

Japanese: *múkátai ( ˜ -tia)

Comments: АПиПЯЯ 36, 293, Лексика 180. The Mong.-Tung. match is precise; other reflexes present bigger or lesser problems, possibly of tabooistic nature. PJ has irregular tone (but cf. the accentuation in Kyoto, pointing to *mùká-); in PT one would rather expect a back vowel; the Kor. word is analysed as "ink-snake" (which is probably a folk-etymology).[/size][/font][/quote]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4776864' date='May 20 2009, 16:55 ']Возможно, в этих районах отдельные люди держали, а в "ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ СИГИЗМУНДА, ВОЛЬНОГО БАРОНА В ГЕРБЕРШТЕЙНЕ, НОЙПЕРГЕ И ГУТЕНХАГЕ" прямо указывается на культ, при котором считалось обязательным держать дома змею и кормить ее, как и в указанной выше о талышах, и прокомментированных Скифом.
Любите да, про этносы вольно рассуждать. Культ змей в Гарабаге может говорить о родственности того населения, которое этот культ поддерживало с талышами. Что здесь такого, что вас может раздражать?[/quote]

Я два дня тому назад был в Талышском регионе. Если б знал то пораспросил бы.
Ужасный меня ничего не раздражает. Диспутируем. Кстати о каким змеедержателей упоминает Сигизмунд?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4777369' date='May 20 2009, 20:06 ']Селам Скиф. Этот термин многопластовый. Все что вы написали имеет место. Но БИКЕ не просто девушка. Это значит - 1. Почитаемая; 2. Девственница. Сами эти формы связаны с культом Умай, одной из аватар которой была змея, или дракон. Эти этимологии и переводы я затронул на теме про БАкалабра Тюрка. вы можете многое из этого найти в древнетюрском словаре.

Бек\бей\бай от БАЙАТ. БАЙАТ это одно из эпитетов Тенри, и переводится примерно как "Одаривающий богатством".
йылан\джилан\гилан естественно змея. Но обратите внимание на имя Бильге Каана - Муг-Йылан Хан. Эти слова омонимы.[/quote]

Салам.

С моей колокольни видна другое объяснение слове "бике" (девственница)= "би+ кэр" . С иранского дословно сами сможете перевести.
На парси в балаханах "адахлы гыз" так и именуется " нэ кэрдэ килэ".
Есть другие похожие слова, например: "ба+кирэ". Переход из девочкив девушку обозначалась словом явно скифским "си+фтэ".

"йылан- чылан-жылан-илан" понятно, но "гилан"= гил+ан. Может страна "гел"ов, а может просто глинистая местность.

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Салам.

Мне вот интересно, какие деревья, животные, птицы у талышей считаются чем то обособленным?
Ну скажем то дерево нельзя сажать, эту нельзя срубать. Эту птицу нельзя убивать, эту обязательно надо убить. Нельзя держать дома такое то животное(рыбу, птицу, кролика)- этакое же можно, нужно!. Кто что знает о своем народе??

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='4779134' date='May 21 2009, 08:38 ']Салам.

С моей колокольни видна другое объяснение слове "бике" (девственница)= "би+ кэр" . С иранского дословно сами сможете перевести.
На парси в балаханах "адахлы гыз" так и именуется " нэ кэрдэ килэ".
Есть другие похожие слова, например: "ба+кирэ". Переход из девочкив девушку обозначалась словом явно скифским "си+фтэ".

"йылан- чылан-жылан-илан" понятно, но "гилан"= гил+ан. Может страна "гел"ов, а может просто глинистая местность.

С уважением.[/quote]


В прото-алтайском "[b]bagu[/b]" означает "белый, чистый". Поэтому "бакире", "пакизе" дословно означают "чистая". А слова "[b]kir[/b]" (грязь), "[size=2][font="Arial"][b]qır[/b][/font][/size]" (асфальт, мазут, серый), "[font="Arial"][b][size=2]kirəc[/size][/b][/font]" (накипь) не иранские слова, а прото-тюркские, прото-алтайские,а этот корень "[b]kir[/b]" найден и в шумерском с тем же значением. Слово "[b]gil[/b]" (глина) так же является производным от корня "кир" (грязь).

От скифов осталось несколько слов, но арабское "сифте" к ним не относится.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='4780657' date='May 21 2009, 15:19 ']В прото-алтайском "[b]bagu[/b]" означает "белый, чистый". Поэтому "бакире"....[/quote]Опять двадцать пять,
Бика это 1. госпожа (обращение к знатным дамам); 2. матрона
причем тут багу
А бакира 1. невинная; девственница; 2.девуш-ка; дева

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='4780657' date='May 21 2009, 14:19 ']В прото-алтайском "[b]bagu[/b]" означает "белый, чистый". Поэтому "бакире", "пакизе" дословно означают "чистая". А слова "[b]kir[/b]" (грязь), "[size=2][font="Arial"][b]qır[/b][/font][/size]" (асфальт, мазут, серый), "[font="Arial"][b][size=2]kirəc[/size][/b][/font]" (накипь) не иранские слова, а прото-тюркские, прото-алтайские,а этот корень "[b]kir[/b]" найден и в шумерском с тем же значением. Слово "[b]gil[/b]" (глина) так же является производным от корня "кир" (грязь).

От скифов осталось несколько слов, но арабское "сифте" к ним не относится.[/quote]

Ошибаетесь.
"ба-"- отрицательная частица, как и "на-", "а-", "би-".
"бэ-" - переводится как "на", "над"

"мазут, асфальт, кир" на иранском звучит "гир, гыр", и никак не "кир". Это слово для обозначения органа. Мужского.
Слова азербайджанские "кирли, кирлэнмэк, э кири" произнесенный например в классах где учатся дети ираноязычных азербайджанцев - вызовит недоумение, протест или бурный хохот, в зависимости от пола и возраста учителя и учеников.

Слово "си+фтэ" имеет значение "продырявить иголкой только что вынутый из моря жемчуг". Жемчуг очень быстро твердеет от воздуха, потому её прокалывают иголкой сразу, как только вынимают из раковины моллюска. Первичное же значение этого слова- от слов " фата"(покров) и "си-"(делать). Дальше надо разъяснять?

"гыр"- кроме значения "мазут-кир-асфальт" имеет переводы "необузданный, необтёсанный, вольный, своенравный, дикий".

Потому есть слова "гирэ энгюшт, гирэ эс, гирэ могол, курэхэр, курэмар, шёкур, кури", или же " дэли Кюр, Гыр ат, гюррах.

[color="#FF0000"]Прошу не отклоняться от темы.[/color]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='4780985' date='May 21 2009, 14:10 ']Ошибаетесь.
"ба-"- отрицательная частица, как и "на-", "а-", "би-".
"бэ-" - переводится как "на", "над"

"мазут, асфальт, кир" на иранском звучит "гир, гыр", и никак не "кир". Это слово для обозначения органа. Мужского.
Слова азербайджанские "кирли, кирлэнмэк, э кири" произнесенный например в классах где учатся дети ираноязычных азербайджанцев - вызовит недоумение, протест или бурный хохот, в зависимости от пола и возраста учителя и учеников.

Слово "си+фтэ" имеет значение "продырявить иголкой только что вынутый из моря жемчуг". Жемчуг очень быстро твердеет от воздуха, потому её прокалывают иголкой сразу, как только вынимают из раковины моллюска. Первичное же значение этого слова- от слов " фата"(покров) и "си-"(делать). Дальше надо разъяснять?

"гыр"- кроме значения "мазут-кир-асфальт" имеет переводы "необузданный, необтёсанный, вольный, своенравный, дикий".

Потому есть слова "гирэ энгюшт, гирэ эс, гирэ могол, курэхэр, курэмар, шёкур, кури", или же " дэли Кюр, Гыр ат, гюррах.[/quote]

Я не ошибаюсь, мои слова можно перепроверить. В отличие от моих версий, ваши версии не являются научно обоснованными. Конечно, наука может и ошибаться на счёт происхождения слов, но свои мысли хорошо бы аргументировать. Мне арабская этмология слова "сифте" (начало) кажется более логичной, чем ваша персидская "делать покров", никем не признанная, а ,главное, нелогичная.

"Гыр" в прото-тюркском так же означало и означает по сей день означает "серый", а так же омонимичный (но не идентичный) с ним другой прото-тюркский корень "гыр" входит в состав слова "[font="Arial"][b][size=2]bozqır[/size][/b][/font]" (степь). В современном азербайджанском слово "[b]gur[/b]" (читается как "гюр"), означающий "сильный, буйный, храбрый, громкий и т.д." и восходящий к прото-тюркскому, прото-алтайскому "[font="Arial"][b]gür[/b][/font]". "Гыр ат" может означать и "серый конь, лошадь серой масти". А вот "гюр ат" означает "сильный конь, храбрый конь".

[color="#FF0000"]И вас тоже касается такая просьба. [/color]

Link to comment
Share on other sites

Есть определение, как «чылайн»(чыл-цифра 40).
Существует поверья, что новорожденные дети (чылайн) наименее защищены от джиннов(злой дух, дьявол, бес, демон). Такое определение касается также новобрачным. Уехать новобрачным далеко от место проживания, в течение первых 40 дней женитьбы, считается дурным тоном, «хоней мун» отпадает. На этот же период молодоженам «опасно» находится вне населенного места в сумеречное время.
Лучшая защита от духов острые предметы, такие как иголка. По этой причине обычно одежду новорожденных застегивают булавкой.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4729248' date='May 13 2009, 00:51 ']Не увидел похожей темы и решил открыть. Я не талыш, но было бы интересно услышать истории, гошмалар, притчи, легенды, праздничные обычаи талышей из того, что не вошло в азербайджанскую культуру.[/quote]
Господа талыши! Неужели неужели нечем поделиться в плане уникальности каких то традиций , сказок, легенд??

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4798206' date='May 25 2009, 11:32 ']Господа талыши! Неужели неужели нечем поделиться в плане уникальности каких то традиций , сказок, легенд??[/quote]

На самом деле, интересно ведь, что имеют в виду талыши когда поют песню " Ай лолу"?? Кто это "лолу" или "лэли" ??? Просто интересно.

Link to comment
Share on other sites

Поверье жителей долины Виляша.
Мне показали сушенные передние конечности зверька размером енота. Зовут ее "шяшя". Удивительно, конечности как у лемура. Пять пальцев как у человека, только маленького размера и чёрное. Откуда лемуры могли появиться в тех краях - загадка.
Есть поверье, что эти зверьки 40 дней приходят за душой новорожденных детей. Если в доме есть сушенная конечность(своя или заимствованная на время), то они панически бояться приближаться к тому дому.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Odissey.' post='4818763' date='May 29 2009, 01:47 ']Поверье жителей долины Виляша.
Мне показали сушенные передние конечности зверька размером енота. Зовут ее "шяшя". Удивительно, конечности как у лемура. Пять пальцев как у человека, только маленького размера и чёрное. Откуда лемуры могли появиться в тех краях - загадка.
Есть поверье, что эти зверьки 40 дней приходят за душой новорожденных детей. Если в доме есть сушенная конечность(своя или заимствованная на время), то они панически бояться приближаться к тому дому.[/quote]

Салам.
А самого зверька не удалось увидеть?? Что за животное?? В Азербайджане вроде нет лемуров. Может это лапки летучих мышей???
Только это задние лапки, если я прав. Миниатюрная копия человеческой руки.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Skif' post='4823066' date='May 29 2009, 17:39 ']Салам.
А самого зверька не удалось увидеть?? Что за животное?? В Азербайджане вроде нет лемуров. Может это лапки летучих мышей???
Только это задние лапки, если я прав. Миниатюрная копия человеческой руки.[/quote]
Салам.
К сожалению нет. Это очень старое поверье, в современное время возможно такого там уже нет.
Даже тогда, примерно в 1979-80 годы не видел, чтобы эту лапу массово заготавливали. Было у одного, или двух в деревне.

Хорошее предположение по поводу летучих мышей. Но, вряд ли деревенские не могли отделить ярасу от мистического страшного животного, при упоминания только имени у молодых женщин волосы дыбом стояли. Возможно лапа то была летучей мыши, а подразумевалось другое.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Odissey.' post='4825844' date='May 30 2009, 12:48 ']Салам.
К сожалению нет. Это очень старое поверье, в современное время возможно такого там уже нет.
Даже тогда, примерно в 1979-80 годы не видел, чтобы эту лапу массово заготавливали. Было у одного, или двух в деревне.

Хорошее предположение по поводу летучих мышей. Но, вряд ли деревенские не могли отделить ярасу от мистического страшного животного, при упоминания только имени у молодых женщин волосы дыбом стояли. Возможно лапа то была летучей мыши, а подразумевалось другое.[/quote]
Почему же... Летучие мыши - вампиры мистифицировлись в разных культурах. Другое объяснение было бы сходно с верой в албастов или гулейбани...Хотя, чем черт не шутит.

Link to comment
Share on other sites

[quote]читал Теймурбека Алибекова[/quote]
Наверное все же Теймур-бека [b]Байрамалибекова[/b].
Надо еще почитать материалы Ощества изучения Талыша, которое впоследствии превратилось в "Татаббё" и затем в Институт истории и этнографии. У них много материалов, подобных текстам Т.Байрамалибекова. Неплохо было бы озекомиться и с материалами исследований талышского фрльклора НПО " Талышский Центр истории и этнографии", но они не все напечатали, да и материалы только на талышском.

По поводу домашних змей - 1) змея считается одним из символов равнинного Талыша. 2) До сих пор существуют домашние (дворовые) змеи, кстати и у нас в деревне. Скорее всего потомки той, которая всегда лежала на моей груди в детстве, когда я спал. 3) До сих пор убийство серной змеи (аспила) у талышей считается табу, и считаетсчя, что это принесет несчастья семье.
4) Красная змея (гирканская гадюка, Красная книга) подлежит уничтожению по поверью. 5) Змеи не так страшны, как о них рассказывают. Кстати сегодня на АНС говорили о нашествии змей на дом селчанина в Кубе, который спит у соседей из-за этого. Пусть лучше проверит наличие забытых яиц в куриных гнездах, мышей в зерновых амбарах и узнает не потревожили ли змей соседи строительствлм или еще какими-то действиями. Поверья о змеях в Карабахе не вызвали никакого удивления, ибо это Ардан и там жили наши "гардыманы" (вероотступники"), почему бы им не знать столь древних поверий и обращения со змеями.
Насчет "поделиться" - когда-то делились, а сегодня читаем обо всем этом под видом чьих-то легенд и поверий (хотя материалы этнографических экспедиций и указывают на наши адреса) и нигде ни слова о талышах. Из этих соображений, считаю, что пусть наши всякие центры отпечатают оригиналы, нацепят на них ISSN и ISBN, а потом можно будет хоть переводить, хоть переименовывать, хоть перелицовывать... После сказки о Шянгюле и Менгуле, которую записали у старухи-сказительницы, не знающей азербайджанского и не ходившей в школу, в горах, да еще в стихотворном поэтическом виде - я поверил в многочисленные переводы и переназвания. Конечно, фольклор и мифы, легенды, поверья, сказки и прочее часто имеют "бродячие сюжеты", но у нас уже даже в этой теме сидят любители прото-алтаизировать все что под руку ни попадёт. Поэтому и пери и шахи, и дивы, и первары, и гасиды и везири, и проч. и проч. арийская атрибутика моментпально превратится в прото-древне-алтайскую или еще какую, но обязательно подальше от Азербайджана... Нам это надо? Хэто нъбе дэдэшон бэ търки зъвони оваштин? Зэртушти Пэрвэриэн алтай бебэкарден... :D:D:D

Link to comment
Share on other sites

[b]А слова "kir" (грязь) не иранские слова, а прото-тюркские, прото-алтайские,а этот корень "kir" найден и в шумерском с тем же значением.[/b]
Нельзя путать понятие прото-тюркский с понятием прото-алтайский. Это совершенно разные вещи. Создаётся впечатление, что некий дилетант задался целью ввести в заблуждение незнакомых сч лингвистикой людей и получает от этого удовольствие. :rofl:
кир - очень даже иранское слово, как и талышское [color="#FF0000"]...цензура...[/color], лексическое значение "penis".
Ни один из шумерологов не считает шумерский ни прото-тюркским, ни прото-алтайским тем более. Мнение азербайджанских тюркологов о принадлежности шумерского к тюркским основывается лишь на его агглютинавности.
Слово "тир" в шумерском обозначается знаком "стрела". Назовите мне, пожалуйста, хотя бы один тюркский или алтайский язык(без разницы - живой или мёртвый), где бы имелось это слово с этим же значением.
Зато сейчас таты(парсы, даглы), талыши, персы, таджики, и даже курды приведут весь гнездовой ряд однокоренных слов с корнем "тир/ти" , которые бут означать "стрелу", "остриё", "колючку" и т.п.
И как толко они это сделают, я выброшу на-гора еще сотню шумерских слов. Тогда они сами, без меня вкатают в асфальт любого прото-алтаиста, утверждающего о тюркскости шумеского. Лучше давайте уважать мнения известных и многочисленных шумерологов, которые сопоставили лексический материал со всеми языками мира (в том числе и с тюркскими) и... не нашли родства.
Только не надо называть их безграмотными или дилетантами. На самом деле это цвет мировой шумерологии!

Link to comment
Share on other sites

[quote]Другое объяснение было бы сходно с верой в албастов или гулейбани...Хотя, чем черт не шутит.[/quote]
Джинны и черти - это одно, а "албасты", "гул-е-йабани",,"бигфут", снежный человек", "йети", "чинка", "леший", "водяной", "ал"(алэ мерд, алэ жен) характеризуются, не как мистическое, а вполне реально воспринимаемое существо. Ученые его называают Homo nocturnus.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4826581' date='May 30 2009, 15:55 ']Почему же... Летучие мыши - вампиры мистифицировлись в разных культурах. Другое объяснение было бы сходно с верой в албастов или гулейбани...Хотя, чем черт не шутит.[/quote]
Нашел. Не знаю, можно ссылаться на другие сайты, но попробую. Не удобно как то без ссылки опубликовать чужой труд:
[url="http://www.talysh.com/alajen_alamerd_guleybani-t579/index.html?"]http://www.talysh.com/alajen_alamerd_guley...d0f711e9d0&[/url]

[quote]На эту тему очень интересные замечания есть у [b]Чурсина, атора "Этнографических заметок" [/b]Известий кавказского историко-археологического общества.

вот некоторые выдержки:
<...Как и у других народов, у талышей имеется представление о злом, кровожадном существе, нападающем на рожениц и новорожденных детей. Существо это известно под названием «алажен» и представляется талышу в виде черной женщины с большими глазами и огромными грудями, которые она закидывает за плечи. Алажен проникает в комнату, где лежит роженица, пугает ее своим видом, иногда бьет. Кроме того, алажен убивает новорожденных. Чтобы прогнать алажен, под подушку роженице кладут кинжал, ружье, нож, вообще какой-нибудь железный предмет, так как алажен очень боится железа. Алажен очень любит кататься на лошади. От ее бешеной езды лошадь худеет. Алажен заплетает гриву лошади в узлы, которые никто не в состоянии распутать, но спустя некоторое время они распутываются сами. Летом алажен часто купается в реке.
Существует много рассказов о том, как ловили алажен и заставляли ее служить себе. В еле Мамадюб алажен часто ездила по ночам на одной лошади. Шею лошади (алажен садится лошади на шею) намазали смолою и алажен прилипла и была поймана. Стоит только воткнуть в платье алажен иголку, и алажен станет послушной рабой, никуда не уйдет, а вынуть из платья иголку, как стальную вещь, не может. Это – поверье, встречающееся у многих народов относительно разного рода духов. Тюрки Шемахинского уезда таким образом обращают в рабство и лещего и «ал», удины сел.Варташен так пленяли джинов, айсоры (ассирийцы? - пахлавик.) ловили духов дешабахтан, армяне Ахалкалакского уезда, Нагорного Карабаха и др.районов, воткнув иглу, обращают в рабство чорта, анатолийские турки ловят таким способом ал или ал-карасы, ит.д. и.т.д.
· «Алажен» буквально значит красная женщина («ал» - красный, «жен» -женщина). И по свему имени, и по характеру – это то самое существо, которое занимает видное место в поверьях персов, курдов, анатолийских турок, турок Азербайджана и С. Кавказа, армян, грузин, и мн.д.р.народов под названиями «ал», али», «ал-карасы», «албасты», «алмас», алпаб» и т.п. у персов «ал» имеет вид стройной, красивой девушки с волосами красного цвета (откуда и ее название «ал», означающее алый, красный цвет). «ал» нападает на рожениц и разрывет их сердце. У удин Варташена на рожениц нападает «ал», чтобы прогнать ее под подушку кладут кинжал, шампур, чеснок и пр. У курдов Азербайджана на роженицу нападает ал-анасы; она вырывает у роженицы сердце и легкие и моет в речке (зап.в 1924 г.) . у курдов Армении эти же существа называются «алк»; под этим же именем «алк» или «алк_и» они известны у армян.
· По представлению тюрок Шемахинского уезда, «ал» - женское существо с кошачьей мордой и рыжими волосами; она похищает у родильниц печень и бросает в воду, а новорожденных отравляет, кормя своим ядовитым молоком; в др.районах Азербайджана губительница родильниц и новорожденных детей носит название «ал-анаси». У грузин Кахетии «али» - прелестная девочка с золотистыми волосами; она проникает в дом и одним ударом может убить родильницу и ребенка. Такой же вид и нрав имеет «али» и по представлению грузинских горцев –мтиулов и грузин Картлии. У анатолийских турок – «ал» или «ал карасы» - старая женщина с длинными спутанными волосами, нападающая на рожениц и женихов. У рожениц она вырывает легкое, отчего женщина умирает. У горских народов Дагестана – это же пагубное для родильниц существо носитт название «алпаб» (красная женщина); она крохотного роста, с кррасными волосами, спускающимися до пят. Она проникает в родильницу, вырывает у нее легкие, печень и селезенку и бросает в воду. По киргизским воззрениям, на родильниц нападает и губит их, вырывая легкие и погружая их в воду, женское существо –«албасты» или «албосты». У кавказских горских евреев в совершеннно такой же роли выступает женского вида существо «дедей-ол», т.е. мать ол, очевидно, та же самя «ал». Имеющиеся у некоторых других народов (чеченов, ногаев, казанских татар и др.) представления об албасты или алмас. Несмотря на одно и тоже название злого существа, придают ему иные функции (леший и пр.) не имеющие отношения к родильницам. Несомненно, первоначально ал, алмас, алмасты, албасты, алпаб, алажен и пр.представляли существо, убивающее родильниц и новорожденных детей, и как правильно заметил уже К.П.Патканов, «вероятно, первоначально были олицетворением родильной горячки». Отсюда и красный цвет их волос, и самое их имя, указывающее на красный, алый цвет.
· Талыши рассказывают много различных приключений с алажен. Приведу рассказ, записанный мною в сел. Дерьян. Однажды один гагеранец (талыш из с. Гагеран) убил в лесу оленя. Так как было поздно, охотник вынужден был заночевать в лесу. Развел костер. Отрезал кусок оленьей ляжки, зажарил кебаб. Только приготовился есть, видит выходит из оврага алажен и идет к нему. Алажен села. Охотник отрезал кусок мяса, стал есть: алажен сделала то же самое. Охотник отрезал у оленя кусок сала; алажен проделала то же самое. Гагеранец намазал себе салом ногу, алажен то же. Охотник зажег спичку и стал поджигать свою ногу; алажен сделала то же, шерсть на ноге у нее вспыхнула, она закричала от боли и убежала. Спустя некоторе время появилась целая толпа алаженов. Гагеранец со страха взобрался на дерево. Алажены подошли к костру, сжарили часть оленя и съели, а остальное сожгли и ушли, не заметив охотника. Скоро после того охотник заболел и умер. Место, где это случилось, находится недалеко от сел. Дерьян и известно под названием «Госюта чол», т.е. –котловина сожженного оленя («го» -бык, олень, «чол» - котловина). Некоторые алажены имеют мужей. Муж алажен «кулейбаны» - большое лохматое существо с огромным носом. Имя Кулейбана вошло вевропейскую литературу в форме Калибана.
· [b]Кроме алажена, губительным для новорожденных существом является «шаша». Это небольшое женского вида существо, величиною меньше кошки, черного цвета. Шаша нападает на ребенка на 6-ой день после родов. Она приходит к ребенку, садится около рта и душит. Чтобы оградить ребенка от шаша, на 6-ой день после родов, в комнату, где находится ребенок с матерью, собираются женщины и всю ночь караулят ребенка, не спят, поддерживают всю ночь свет и закрывают ребенка в колыбели рыболовною сетью. На тот случай, если бы, паче чаяния, женщины заснули, необходимо, в комнате у порога положить хлеб с маслом, тогда шаша, войдя в комнату, поест хлеба с маслом и не тронет ребенка. [/b]Следует заметить, у многих ноародов первые дни жизни, вполне справедливо, считаются особенно опасными для ребенка. Так как причиною опасности считаются злые духи, устанавливается ночная охрана ребенка. Карачаевцы считают опасными первые семь дней, почему каждый вечер в комнате родильницы собираются девушки и проводят время в играх, оберегая ребенка от нападения обура. Наиболее опасной считается седьмая ночь, так называемая «стым кече» или «бастырыкланган» - кошмарная ночь. У имеров охрана матери и ребенка производится 15 дней, причем каждую ночь устраиваются ночное бдение, ночная стража: собираются в дом родильницы;веселятся танцуют, устраивают игры. У гурийцев это устраивается уже только один раз – через неделю или две после родов. Сербы устраивают подобные же увеселения около постели родильницы в 3-ю и 7-ю ночь, причем следят, чтобы никто не заснул. Греки о. Родоса охраняют родильницу 40 дней. Негры восточной части Центральной Африки считают особенно опасными первые семь дней, ит.д. ит.д. сеть для защиты ребенка от злых духов употреблялась в прежнее время повсеместно в Грузии: в Картлии, Месхии, Имеретии, Гурии.
__________________
Пехлеви[/quote]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Odissey.' post='4861673' date='Jun 5 2009, 14:18 ']Нашел. Не знаю, можно ссылаться на другие сайты, но попробую. Не удобно как то без ссылки опубликовать чужой труд:
[url="http://www.talysh.com/alajen_alamerd_guleybani-t579/index.html"]http://www.talysh.com/alajen_alamerd_guley...d0f711e9d0&[/url]?[/quote]
Спасибо за ссылку. Интресно, что алажан совпадает с описаниями на гулейбани, а шаша - это наверно то, о чем речь. Интересно было бы узнать предысторию появления таких верований. Похоже,это региональное поверье, просто где то его больше, а где то меньше.

Link to comment
Share on other sites

Salam

Вопрос к знающим талышский язык:
Сохранились ли у вас песни, стихи ритуальные или посвященные например праздника Новруз???

Заранее благодарен.

Link to comment
Share on other sites

Сохранились, Скиф. Всегда, пожалуйста. :) В материалах этнографических и фольклорных исследованиях неплохо описаны, правда называют их азербайджанскими, это было сделано по причине вычеркивания Сталиным талышей из списка народов СССР. Смотрите соответствующие книги от 50-ых гг.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Баку-Тбилиси-Карс: когда начнутся пассажирские перевозки?
      Движение грузовых поездов по недавно отремонтированной железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК) начнется с 20 мая. На первоначальном этапе по этому маршруту будут осуществляться грузовые перевозки. После расширения БТК планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов в год.
      Но когда же начнутся долгожданные пассажирские перевозки по этой железнодорожной линии? 
      В ответ на запрос Bizim.Media в ЗАО «Азербайджанские железные дороги» сообщили, что на основании соответствующего решения Кабинета министров срок действия особого карантинного режима на территории Азербайджана продлен до 1 июля 2024 года.
      «По этой причине сухопутные границы с соседними странами остаются закрытыми, за исключением грузовых перевозок. Если будет принято решение об открытии границ, то можно будет провести переговоры с соответствующими органами соседних стран для организации международных пассажирских перевозок», - отметили в структуре.
      Отметим, что с 16 мая 2023 года грузинский участок БТК был закрыт на ремонт.
      https://media.az/society/baku-tbilisi-kars-kogda-nachnutsya-passazhirskie-perevozki
      • 2 replies
    • Какая страна больше подходит для воспитания детей? - Азербайджан занимает 78-е место в списке из 87 стран.
      Американская медиакомпания “U.S.News” исходя из текущих условий, подготовила рейтинговую таблицу, показывающую, какие из стран более благоприятны для воспитания детей.
      Как сообщает Yeniаvaz.com, согласно информации, опубликованной на официальном сайте компании, рейтинг был подготовлен на основе опроса более 17 тысяч человек и за основу были взяты следующие критерии:
      - ситуация с правами человека;
      - семейная обстановка;
      - гендерное равенство;
      - индекс счастья;
      - коэффициент дохода;
      - безопасность;
      - образовательные возможности;
      - состояние здравоохранения.

      Отмечалось, что по версии Организации экономического сотрудничества и развития Швеция и Норвегия, возглавляющие рейтинг, считаются отличными странами для воспитания детей. Каждая из этих стран тратит более 1% своего валового внутреннего продукта на образование и уход за детьми дошкольного возраста.
      Согласно рейтингу, в 5 лучших стран для воспитания детей входят:
      1. Швеция
      2. Норвегия
      3. Финляндия
      4. Дания
      5. Нидерланды

      Азербайджан занимает 78-е место в списке из 87 стран.
      В рейтинговой таблице Турция заняла 50-е, Украина - 57-е, Россия - 62-е, Беларусь - 69-е место. В число стран рейтинговой таблицы не вошли Армения и Грузия.

      Последние пять в списке:
      83. Узбекистан
      84. Мьянма
      85. Бангладеш
      86. Казахстан
      87. Иран

      https://www.yeniavaz.com/ru/news/230781/kakaya-strana-bolshe-podkhodit-dlya-vospitaniya-detey-azerbaydzhan-v-posledney-desyatke
        • Like
      • 48 replies
    • TikTok запускает «Ночь музеев» с ведущими музеями Азербайджана
      Накануне Международного дня музеев, который отмечается 18 мая, ведущая платформа для просмотра и создания коротких видеороликов TikTok совместно с Министерством культуры АР и главными музеями страны запускает проект «Ночь музеев».
      Azerbaidzhana-PODROBNOSTI
      • 17 replies
    • Эмоциональный Интеллект
      Умственный интеллект (IQ) отвечает за то, как мы воспринимаем информацию через анализ происходящего, решаем задачи и принимаем решения. Но этого недостаточно, чтобы достичь успеха в карьерном росте. В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Это открытие произвело фурор: поняв, что с помощью эмоционального интеллекта (EQ) можно прийти к успеху, учёные и психологи стали активно исследовать эту тему и описывать свойства EQ. А работодатели при приёме на работу начали обращать большее внимание на социальные навыки кандидатов. Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат.
       
      Тест на определение насколько вы управляете собственными эмоциями можно пройти здесь.
       
      А как ведёте себя ВЫ перед лицом проблемы?
      • 10 replies
    • Сильный пожар в цветочном магазине Ağ çiçəyim
      Предполагается, что пожар в цветочном магазине, расположенном на проспекте Азадлыг в Насиминском районе Баку,
      • 28 replies
    • Свалки, спрятанные среди гор: почему в Азербайджане образуются "мусорные сели"
      Сели смыли мусорный полигон в Гёйчайском районе, актуализировав проблему в сфере утилизации бытовых отходов в Азербайджане.
       
      • 2 replies
    • Азербайджан остается в числе стран с самыми низкими ценами на бензин в мире
      Средняя цена бензина в мире составляет 1,35 доллара США за литр.
      Такие данные приводятся в еженедельном отчете Global Petrol Prices.
      Согласно отчету, в рейтинге низких цен на бензин Иран занял первое место - 0.029 долларов США за литр. Самым дорогим по стоимости бензина стал Гонконг (3,212 долларов США за литр).
      В ТОП-3 входят Ливия (0,031 долларов США за литр) и Венесуэла (0,035 долларов США).
      В первую десятку стран также входит Туркменистан, расположившийся на 8-ом месте (0,428 долларов США).
      В ТОП-15 входят Казахстан - 13-ое место (0,554 долларов США за литр) и Азербайджан - 15-ое место (0,588 долларов США за литр).
      Россия заняла 16-ое место - 0.609 долларов США за литр.
      В Азербайджане в настоящее время автомобильный бензин марки АI-92 производится только на Бакинском НПЗ. Его розничная цена составляет 1 манат за литр.
      https://media.az/society/azerbajdzhan-ostaetsya-v-chisle-stran-s-samymi-nizkimi-cenami-na-benzin-v-mire
        • Milli
        • Like
      • 40 replies
    • В Баку директор турфирмы обманула более 200 человек на сумму порядка полмиллиона манатов
      В Баку женщина нанесла ущерб 202 людям на сумму 498 175 манатов.
      Об этом на своей странице в Фейсбук написал начальник Управления пресс-службы МВД, полковник-лейтенант полиции Эльшад Гаджиев.
        Отмечается, что директор ООО Avion Travel Лала Раджабова через социальную сеть давала пострадавшим ложные обещания решить визовые вопросы.
      Л.Раджабова арестована, расследование продолжается.
      https://1news.az/news/20240515043429897-V-Baku-direktor-turfirmy-obmanula-bolee-200-chelovek-na-summu-poryadka-polmilliona-manatov-FOTO
      • 18 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...