Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Образ татар в литературе и кинематографе


Recommended Posts

  • Replies 165
  • Created
  • Last Reply

[b]"Татарские герои русского кино"
статья Айрата ГАЛИ.
27 Апр, 2009 at 1:35 PM [/b]

Искусство призвано служить созиданию гуманистических ценностей в человеческом обществе. В этом ряду на современной кинематографии лежит большая ответственность. В такой многонациональной стране, как Российская Федерация, кроме всего прочего она еще должна способствовать дружбе ее народов и прививать гражданам (особенно молодым) дух толерантности.

Но, увы, в русском кино в этом плане усиливается нездоровая тенденция. Она заключается в том, что сегодня на экране редко когда увидишь представителей нерусских народов России. Если увидишь - да и то в негативе. Чаще всего они выглядят туповатыми, жалкими, некультурными, а иногда и головорезами. Конечно, в каждом народе есть разные люди: и добрые, и плохие. Но почему-то эта истина в русской кинематографий часто преломляется. Персонажи-инородцы у зрителя вызывают неприязнь или выставляются на посмешище.

Я сам не кинокритик и не специалист по межэтническим отношениям. Однако, будучи рядовым кинозрителем, иногда обращаю внимание на такие вещи на экране. И чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров из просмотренных мной отечественных фильмов. Здесь я коснусь только тех картин, где мелькают персонажи-татары.

[b]1-й эпизод (из кинофильма «Штрафбат»).[/b]

Бойцы штрафбата готовятся к переправе на противоположный берег, удерживаемый до зубов вооруженным врагом. Не хватает плотов и лодок. Тут к офицеру подходит красноармеец-татарин и жалобным голосом обращается:

«Товарищ лейтенант, а я плавать не умею».

У самого вид робкий, можно сказать, инфантильный.

Link to comment
Share on other sites

[b]"Татарские герои русского кино"
статья Айрата ГАЛИ.
27 Апр, 2009 at 1:35 PM [/b]

[b]2-й эпизод (из фильма В. Татарского «Группа Zeta»).[/b]

Группа зэков во главе с бывшим офицером-спецназовцем совершает побег из исправительной колонии. Скоро они добегают до лесной реки и в надежде оторваться от своих преследователей-омоновцев бросаются в нее. На берегу в растерянности остается один татарин, не умеющий плавать. Его товарищи насильно стаскивают в воду (артист, сыгравший эту роль, ни по внешности, ни по акценту не напоминает татарина).

[b]3-й эпизод (из фильма «Сестры»).[/b]

Две сестры оказались перед угрозой со стороны криминала. Старшая прячется на острове или недалеко от реки. Сотрудник милиции поручает бывшему зэку Сайфулле охранять ее от бандитов. Главарь ОПГ, узнав о ее местонахождении, на лодке подплывает к берегу. Сайфулла же производит несколько выстрелов из охотничьего ружья, выкрикивая каждый раз: «Аллах акбар!». Но у него не выдерживают нервы, и он, далеко отшвырнув ружье, позорно убегает.

[attachment=375479:______________.jpg]

[b]4-й эпизод (названия кинофильма не помню, в нем события происходят в воинской части).[/b]

Вокруг военного городка происходят граничащие с мистикой странные вещи. То ли сам снежный человек, то ли кто-то другой пугает военнослужащих. В один из вечеров к дневальному, только что певшему татарскую песню, подходит некто страшный, и он, обомлев от страха, едва убегает прочь, крича при этом:
«Утэрэлэр (убивают)».

Link to comment
Share on other sites

[b]"Татарские герои русского кино"
статья Айрата ГАЛИ.
27 Апр, 2009 at 1:35 PM [/b]

[b]5-й эпизод (из кинофильма «Апостол»).[/b]

Группа диверсантов, набранных немцами из советских военнопленных,
проходит подготовку в разведшколе. Среди них есть и татарин. Немцы снабдили их не только обмундированием и оружием, для каждого из них придумали легенду. Мамедов (несвойственная для тюрков Поволжья и Приуралья фамилия) же согласно ей якобы по приказу командования следует в г. Мензелинск. Когда их забросили в советский тыл, он еще на развалинах дома совершает намаз.

Как видите, во всех вышеприведенных эпизодах (которые повторяют друг друга) татары охарактеризованы не с лучшей стороны. У кинозрителя, мало знакомого с татарами, после просмотра таких эпизодов может возникнуть мнение, что нам присущи малодушие, предательство и т.д. Между тем горе-киношники забывают о том, что мой народ, занимающий второе по численности место в России, ни по моральным качествам, ни по физическим параметрам не уступает другим народам. А мотивы, которыми руководствуются при этом такого рода кинорежиссеры, нетрудно понять. Первым делом, думается, ими движет желание в очередной раз очернить образ татарина, убивая заодно у самих татар национальную гордость. Однако они забывают, что в природе и обществе часто срабатывает закон (или эффект) бумеранга со всеми своими последствиями.

Перефразируя известное выражение, к этому можно еще и добавить: «Не все спокойно в Союзе кинематографистов». Об этом свидетельствует острая борьба между сторонниками Н. Михалкова и М. Хуциева. Все же хочется надеяться, что вновь избранный руководитель союза услышит сие обоснованное возмущение и доведет до своих коллег, что татары заслуживают того, чтобы их персонажи и киногерои находились и в центре событий, а не только играли статистов в мрачном свете.

Айрат ГАЛИ.
Наб. Челны.
Опубликовано в газете «Звезда Поволжья» №15 (466) 23 апреля 2009г

Link to comment
Share on other sites

[b]Кличка "Татарин" в фильме "Домовой"[/b]

8 Июл, 2009 at 8:07 AM

[attachment=375488:__________________.jpg]

rВ фильме «Домовой» киллер и писатель сотрудничают. Киллеру по кличке «Домовой» не нравятся детективы писателя, и он обращается к нему с предложением поучить его азам своей "профессии", чтобы тот лучше писал свои произведения.
В фильме есть небольшой диалог, когда придумывают кличку для жертвы:
- Ордынцев Владимир Вячеславович.
- Фамилию не пиши.
- Почему?
- Ну а если блокнот найдут. Шифруйся, сбивай с толку. Придумай кличку.
- Так, мужик он видный – Бугай.
- Прям как в книге – Бугай, Толстяк… ты же писатель, придумай что-нибудь оригинальное.
- Счас…Татарин! ..Смешно?
- Почему Татарин?
- Ну, Ордынцев - Золотая Орда - монголы-татары..
- смешно, пусть будет Татарин.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарин с пишущей машинкой
6 Янв, 2009 at 1:39 PM [/b]

[b]Зиновий Зиник . Отвергнутые не возвращаются[/b]

Мое столкновение с "фактологами" "Нью-Йоркера" произошло из-за довольно курьезного упоминания "татарина с пишущей машинкой" в моем рассказе "За крючками". В этом сочинении, где дело происходит в семидесятые годы, рассказчик, москвич, накануне своей эмиграции из России заходит к знакомому мастеру в конторе по ремонту пишущих машинок. Тот страшно сокрушается решением своего собеседника навсегда покинуть Россию:

"У него, мол, друг-татарин - у того даже каретка на татарской машинке в другую сторону ездит, но сам он ни в каком направлении двигать не собирается, хотя его в другую сторону Сталин и выселял".

Когда редактирование перевода в "Нью-Йоркере" дошло до этого места, из-за океана в мою лондонскую квартиру стали поступать одна за другой депеши.

Они сводились к вопросу: [b]почему у меня в тексте татарская машинка ездит в "другую сторону"? [/b]

Я имел в виду каретку пишущей машинки (если мои читатели помнят еще, что это такое).

[b]В какую другую сторону? [/b]

Я имел в виду, что мы пишем слева направо, и в соответствующем направлении ездит каретка русской пишущей машинки. А у татарина из моего текста - в другом, обратном, направлении.

[b]Еще через день - новая депеша: почему у татарина из текста каретка пишущей машинки ездит не в ту же сторону, что на обычной русской машинке? [/b]

Отвечаю: потому что этот мой татарин - мусульманин.

Еще через день "Нью-Йоркер" высылает возражение: согласно Британской энциклопедии и другим ответственным словарям и справочникам, советские татары перешли на фонетическую транскрипцию своего языка в том же написании слева направо, что и русские, и поэтому не нуждаются в пишущей машинке, где каретка предназначена для арабского.

Я был поражен их осведомленностью, но сообщил в ответной депеше, [b]что советский татарин, вообще-то, да, пользуется очередной советской кириллицей слева направо, но мой, личный татарин из рассказа, явно участвует в мусульманском ренессансе татарской нации и поэтому приобрел себе арабскую пишущую машинку. [/b]

Наступила пауза.

Затем на пост общения со мной заступила моя [b]редакторша. У нее возражения были уже литературно-идеологического порядка. [/b]

Например, [b]в какую "другую" сторону выселял татар Сталин? Отвечаю: из Крыма в сторону Сибири[/b].

[b]Но почему в "другую", какую такую другую? [/b]

Отвечаю: в сторону, противоположную Западу, куда собирается мой герой.

Но речь идет не о машинке героя, возражает редактор.
Речь идет о том, что каретка пишущей машинки у татарина движется в "другую сторону". И Сталин выселял его в "другую сторону". Если эти направления разные, возникает неясность.

[b]Если каретка движется у татарина справа налево, то выселял его Сталин совсем в ином направлении, слева направо (с Запада на Восток), не так ли? [/b]

[b]Голова у меня начинала кружиться.[/b]

Link to comment
Share on other sites

Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе

[b]"Вещает иго злых татар, ..."(Александр Блок)[/b]

ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ

(картина В. Васнецова)

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
[b]Вещает иго злых татар,[/b]
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]Мне от бабушки-татарки... (Анна Ахматова)[/b]

Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный .... убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход. Этот Ахмат, как известно, был чингизидом.

Одна из княжон Ахматовых - Прасковья Егоровна - в XVIII веке вышла замуж за богатого и знатного симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна - моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь ее меня назвали Анной. Из ее фероньерки сделали несколько перстней с бриллиантами и одно с изумрудом, а ее наперсток я не могла надеть, хотя у меня были тонкие пальцы.

[b]СКАЗКА О ЧЕРНОМ КОЛЬЦЕ[/b]

1

Мне от бабушки-татарки
Были редкостью подарки;
И зачем я крещена,
Горько гневалась она.
А пред смертью подобрела
И впервые пожалела,
И вздохнула: "Ах, года!
Вот и внучка молода".
И, простивши нрав мой вздорный,
Завещала перстень черный.
Так сказала: "Он по ней,
С ним ей будет веселей".
….
Из книги ANNO DOMINI

Анна Ахматова

Link to comment
Share on other sites

[b]ОБРАЗЫ ТАТАР В КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ[/b]

Сабирджан БАДРЕТДИН

Однажды один из моих американских друзей сказал мне, что я единственный татарин, которого он знает. Он спросил, являюсь ли я типичным представителем моей этнической группы. Я не знал, что ответить.

Он надеялся найти ответ на свой вопрос во время поездки в Россию. Когда он приехал в Москву, он пытался найти татар, но не знал, где их искать. Прежде чем уехать обратно в Нью-Йорк, он спросил у дежурной по этажу в своей гостинице, пожилой русской женщины, что она думает о татарах. Женщина сказала ему, что татары очень честные и искренние, но еще и немного наивные и простые. Мой друг спросил у нее, что заставило ее так думать. [b]Оказалось, что эта женщина никогда в своей жизни не встречала татар, и ее мнение о татарах было полностью основано на повести Горького "На дне", [/b]книге, которая обязательна для прочтения в советских школах. Как житель Москвы, она, скорее всего, встречала много татар, но не знала об их этнической принадлежности.

Этот маленький эпизод иллюстрирует роль литературы в формировании понятий о разных этнических группах. Это показывает, какой сильной может быть роль литературных образов в формировании этнических стереотипов. Этот пример натолкнул меня на мысль попытаться исследовать образы татар в классической русской литературе. Повесть Горького "На дне", упомянутая выше, имеет заметный татарский персонаж по кличке Князь. Это один из нескольких людей из приюта для бездомных. Жители приюта проводят свои долгие скучные вечера, играя в карты на деньги. Один из русских соседей обманом выигрывает у него деньги. Князь приходит в ярость и резко выражает свое недовольство. Он не привык к нечестности. Татарин не может понять, что для его соседа обман является единственным средством к существованию. Князь слишком наивен, чтобы понять, что без обмана русский жулик просто умрет с голода.

Link to comment
Share on other sites

[b]ОБРАЗЫ ТАТАР В КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ[/b]

Сабирджан БАДРЕТДИН

Кроме Горького, татарских персонажей в своих произведениях изображали такие писатели, как Толстой, Достоевский, Лермонтов, Гоголь и другие. Например, татары - кучеры и слуги - появляются во многих рассказах Достоевского, но, в основном, только как мелкие персонажи. "Тарас Бульба" Гоголя (1834) включает несколько живых образов крымских татар. "Герой нашего времени" Лермонтова (1840), "Казаки" Толстого (1862), "Кавказский пленник" и "Анна Каренина" тоже имеют татарские образы, достойные упоминания. В "Казаках" русский слуга Ванюша говорит своему хозяину Оленину о русских казаках: "Хуже татар, ей-богу. Даром, что тоже христиане считаются. На что татарин, и тот благородней." Немногим далее по тексту: "«Видно, Ванюша прав! - подумал Оленин. - Татарин благороднее», - и, провожаемый бранью бабуки Улитки, вышел из хаты."

В "Анне Карениной" татарские персонажи появляются только как официанты, кучеры и слуги:

"- Сюда, ваше сиятельство, пожалуйте, здесь не обеспокоят, ваше сиятельство, - говорил особенно липнувший старый белесый татарин с широким тазом и расходившимися над ним фалдами фрака. - Пожалуйте шляпу, ваше сиятельство, - говорил он Левину, в знак почтения к Степану Аркадьевичу ухаживая и за его гостем (часть первая, глава X)."

"- Подай другую, - обратился Степан Аркадьевич к татарину, доливавшему бокалы и вертевшемуся около них, именно когда его не нужно было (часть первая, глава XI)."

"Старый, толстый татарин, кучер Карениной, в глянцевом кожане, с трудом удерживал левого прозябшего серого... (часть вторая, глава VII)."

Link to comment
Share on other sites

[b]ОБРАЗЫ ТАТАР В КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ[/b]

Сабирджан БАДРЕТДИН

Следует отметить, что во многих этих произведениях слово "татарин" применяется как общее название для тюркских народов Кавказа, некоторые из которых не имеют отношения к современным татарам. Тем не менее, образы, описанные как татары, все еще способствуют созданию стереотипов и могут повлиять на отношение читателя к современным волжским и крымским татарам. Видимо, наиболее запоминающийся образ татарина во всей русской литературе встречается в произведении Толстого "После бала" (1903). Толстой изображает татарского солдата, которого наказывают за дезертирство. Вот отрывок:

"...Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщики и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.

- Что это они делают? - спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.

- Татарина гоняют за побег, - сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. ... Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне...

...При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но братцы не милосердствовали..."

Я думаю, что причиной того, что татарские персонажи в русской литературе включают столько кучеров, слуг, солдатов, диких, но благородных всадников, имеет отношение к истории. Несмотря на большое количество русифицированных и крещеных татар среди русской знати, культурные элиты некрещеных татар и русских жили раздельной жизнью и очень редко взаимодействовали. Даже такой гений, как Габдулла Тукай, имел очень мало друзей в среде русской интеллигенции. Единственными татарами, с которыми входила в контакт русская элита, были люди низших классов: слуги, официанты, носильщики, уборщики и т.д. Отсюда постоянный образ татарского слуги в русской литературе. Религиозная разница служила главным препятствием для взаимоотношений русской и татарской культурной элиты. Напротив, между русскими и грузинскими, украинскими и армянскими деятелями культуры было много взаимного влияния и традиционных контактов.

Link to comment
Share on other sites

[b]ОБРАЗЫ ТАТАР В КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ[/b]

Сабирджан БАДРЕТДИН

В отличие от русской прозы, русская поэзия содержит сравнительно мало упоминаний татар. Некоторые из стоящих упоминания исключений можной найти в работах двух самых знаменитых женщин-поэтов, Анны Ахматовой и Беллы Амадулиной (у обеих есть татарские предки).

Ахматова, обозревая свою генеалогию, писала:

От прабабушки-татарки
Были редки мне подарки.
- Ах, зачем я крещена,
Горько гневалась она.

А что же в современной западной литературе? Объективнее ли западные писатели в изображении татар? Образы татар у них, очевидно, под влиянием русской литературы тоже в большинстве негативны. Но есть также и заметные исключения. Например, польский поэт, лауреат Нобелевской премии в области литературы, Генрих Сенкевич (1846-1916) тепло описывает свою дружбу с польским татарином, Селем Мирзой в "Маленькой Трилогии" (1875) (Сенкевичи сами происходят от знатного татарского рода. - Прим.ред.). Тем не менее, многие западные писатели все еще обращаются к более или менее стереотипному образу татар. Популярный американский писатель Ларри Таунсенд посвятил целую книгу русско-татарским отношениям. Его последняя повесть "Царь!" описывает покорение Казанского Ханства с точки зрения русских. В повести Эдварда Резерфорда "Русска" есть целая глава, посвященная татарам. Здесь татары тоже показываются хуже, чем русские.

За несколькими исключениями, изображения татар в русской литературе в большинстве своем нелестные и редко соответствуют действительности. Поскольку русская литература вызывает всемирный интерес, эти этнические стереотипы через нее распространяют свое влияние на многие миллионы людей во всем мире. Вот почему мы должны знать об этих стереотипах, чтобы в следующий раз, когда мы услышим, что татары описываются как дикари на конях и простаки, мы знали, откуда это все идет. Но, что еще важнее, когда мы встречаемся с предрассудками против татар, мы должны пытаться спорить с людьми, настроенными против татар и попытаться объяснить им, что их татарофобское отношение основано на стереотипах, существующих у одной нации по отношению к другой.

[b]Перевел с английского Тимур Биккинин[/b]

Link to comment
Share on other sites

[b]"Иных времен татары и монголы" (Николай Рубцов)[/b]

[b]ВИДЕНИЯ НА ХОЛМЕ [/b]

Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
[b]В крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя... [/b]

Россия, Русь — куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у смутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
[b]Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,[/b]
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.

Николай Рубцов

Link to comment
Share on other sites

Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе

[b]Военная тайна.
Аркадий Гайдар[/b]

...Рано утром, когда большая вода уже схлынула, к Сергею подбежал десятник Дягилев. Он запыхался [b]и оттолкнул старика татарина, который тихо и бестолково жаловался [/b]Сергею на то, что его обсчитали:
- Нет, вы подумайте! Ну и народ! Головы им рвать надо... Где Шалимов? Скажите, Сергей Алексеевич, чтобы этого черта Шалимова сейчас же сюда позвали.
- Зачем черта? Зачем ругаешься? - раздался из-за кустов равнодушный голос Шалимова. - Ты дело говори, а то кричит-пищит, как петух под лисицей. Ну, на что тебе нужен Шалимов?
- Ночью замок сорвали, - плачущим голосом объяснил Дягилев. - Начисто. Вместе с пробоем. Ружье украли, двустволку. Шкатулка запертая стояла. В ней шестьдесят рублей казенных денег, документы, ведомости, расписки. Что же это такое, Сергей Алексеевич? - недоуменно разводя руками, спросил Дягилев.
И, обернувшись к [b]кучке насторожившихся татар, он погрозил кулаком.[/b]
- Зачем кулаком махаешь? - все так же невозмутимо переспросил Шалимов. - Воры есть русские, воры есть татары. Всякие есть воры. Зачем, пустой человек, зря кулаком махать?
Шалимов сердито вздернул брови и укоризненно добавил:
- Вон татары землю копают, а вон твой русский идет, водки напился. Разве хороший человек в утра напивается?
И точно, подошел вдрызг пьяный дядек и, неуклюже погрозив Шалимову, бессмысленно рассмеялся.
- Спать, спать иди! - ловко выпирая пьяного, прикрикнул смутившийся Дягилев. - И что за народ! Что за народ! - скороговоркой докончил он и беспомощно махнул рукой.

Link to comment
Share on other sites

В крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя...

________________________________________

сильно)))))) сколько лет прошло, а синяки, наверное, не заживают)

Link to comment
Share on other sites

Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе

[b]татарин-миссионер Девлет-Килдеев (А.Герцен)[/b]

Финское население долею приняло крещение в допетровские времена, долею было окрещено в царствование Елизаветы и долею осталось в язычестве. Большая часть крещеных при Елизавете тайно придерживается своей печальной, дикой религии.

Года через два-три исправник или становой отправляется с попом по деревням ревизовать, кто из вотяков говел, кто нет и почему нет. Их теснят, сажают в тюрьму, секут, заставляют платить требы: а главное, поп и исправник ищут какое-нибудь доказательство, что вотяки не оставили своих прежних обрядов. Тут духовный сыщик и земский миссионер подымают бурю, берут огромный окуп, делают «черная дня», а потом уезжают, оставляя все по-старому, чтоб иметь случай через год-другой снова поехать с розгами и крестом.

В 1835 году святейший синод счел нужным поапостольствовать в Вятской губернии и обратить черемисов-язычников в православие.

Это обращение — тип всех великих улучшений, делаемых русским правительством, фасад, декорация, blague, дождь, пышный отчет: кто-нибудь крадет и кого-нибудь секут.

Митрополит Филарет отрядил миссионером бойкого священника. Его звали Курбановским. Снедаемый русской болезнью — честолюбием, Курбановский горячо принялся за дело. Во что б то ни стало он решился втеснить благодать божию черемисам. Сначала он попробовал проповедовать, но это ему скоро надоело. И в самом деле, много ли возьмешь этим старым средством?

Черемисы, смекнувши, в чем дело, прислали своих священников, диких, фанатических и ловких. Они, после долгих разговоров, сказали Курбановскому:

— В лесу есть белые березы, высокие сосны и ели, есть тоже и малая мозжуха. Бог всех их терпит и не велит мозжухе быть сосной. Так вот и мы меж собой, как лес. Будьте вы белыми березами, мы останемся мозжухой, мы вам не мешаем, за царя молимся, подать платим и рекрутов ставим, а святыне своей изменить не хотим.

Курбановский увидел, что с ними не столкуешь и что доля Кирилла и Мефодия ему не удается. Он обратился к исправнику. Исправник обрадовался донельзя; ему давно хотелось показать свое усердие к церкви — он был некрещеный татарин, то есть правоверный магометанин, по названию Девлет-Килдеев.

Исправник взял с собой команду и поехал осаждать черемисов словом божьим. Несколько деревень были окрещены. Апостол Курбановский отслужил молебствие и отправился смиренно получать камилавку. Апостолу-татарину правительство прислало владимирский крест за распространение христианства!

По несчастью, татарин-миссионер был не в ладах с муллою в Малмыже. Мулле совсем не нравилось, что правоверный сын корана так успешно проповедует евангелие. В рамазан исправник, отчаянно привязавши крест в петлицу, явился в мечеть и, разумеется, стал впереди всех. Мулла только было начал читать в нос коран, как вдруг остановился и сказал, что он не смеет продолжать в присутствии правоверного, пришедшего в мечеть с христианским знамением.

Татары зароптали, исправник смешался и куда-то спрятался и снял крест.

Я потом читал в журнале министерства внутренних дел об этом блестящем обращении черемисов. В статье было упомянуто ревностное содействие Девлет-Килдеева. По несчастию, забыли прибавить, что усердие в церкви было тем более бескорыстно у него, чем тверже он верил в исламизм. ....”

А.Герцен “Былое и думы”

Link to comment
Share on other sites

Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе

[b]Максим Горький о Татарской слободе[/b]

[b]"На чтениях было скучно, хотелось уйти в Татарскую слободу, где живут какой-то особенной, чистоплотной жизнью добродушные ласковые люди; они говорят смешно искаженным русским языком, по вечерам, с высоких минаретов их зовут в мечети странные голоса муэдзинов, - мне думалось, что у татар вся жизнь построена иначе, не знакомо мне, не похоже на то, что я знаю и что не радует меня. "[/b]

Максим Горький «Мои университеты»

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]«Алёша Попович и Тугарин Змей»…[/b]

[attachment=375508:idriyi.jpg] [attachment=375509:15.jpg] [attachment=375510:tugarin.jpg]

[b]Из форумских обсуждений.[/b]

Запало в душу прочитанное в одной статье утверждение, что среди товаров, которые мы могли бы экспортировать не последнее место занимают мультипликационные фильмы. Память о серьёзных мультфильмах «Щелкунчик», «Аленький Цветочек», не серьёзных мультиках «Ну погоди!», «Вини-Пух и все, все, все…», об исторических и былинных мультипликационных эпопеях, да недавний «Оскар» за почти нашу «Русалочку» лишь подтверждали этот тезис.

На днях посмотрел новый российский мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей»… Впечатления, честно говоря, смешанные. Один раз на подобные грабли наступил Никита Михалков со своим «Сибирским Цирюльником» - русский сюжет по-голливудски. Создатели «Алёши и Тугарина» попытались нарисовать русский сюжет по-диснеевски. И это главная неудача мультфильма. Он точно будет неинтересен Западу, так как Западу интересно национальное искусство (мультипликация, кинематограф, театр и т.д.), а не переосмысление американских традиций на иной исторической закваске. И я не заметил отличий между кривляньями Говорящего Коня и ужимками тигра из диснеевского «Вини-Пуха»…
К тому же сомнительна польза от такого показа Алёши Поповича, былинного героя, и князя Владимира (Святого Равноапостольного). Хотя в сюжетах народных сказок Князь Владимир Красное Солнышко бывал не на высоте. И сюжетов, где добрые, но не разумные Иваны-дураки одерживали победы тоже нередки. Но уместен ли такой сюжет с такими героями в такой интерпретации?..
Особенно неприятный осадок оставил Говорящий Конь своими регулярными предложениями отправить в расход старика Фёдора и бабку Любавы, так как «они пожили» и «их потому не жалко». Таких героев в стане победителей быть не должно.
К успехам фильма следует отнести посильную дискредитацию азартных игр, да то, что авторы всё-таки додумались не крушить церковь города Ростова, полностью разгромленного сброшенным Алёшей камнем. Но это, как говориться, капля в море…

Вот и возникает вопрос, стоит ли показывать такой мультфильм детям?

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]«Алёша Попович и Тугарин Змей»…[/b]

[attachment=375508:idriyi.jpg] [attachment=375509:15.jpg] [attachment=375510:tugarin.jpg]

[b]Из форумских обсуждений.[/b]

....Не хотел разбирать вашу рецензию, но тут удержаться нету сил. Это пародия. Нелепость: всё разрушилось, а церковь святая стоит нерушимо. Относится к этому иначе - нельзя. Можно, конечно, порассуждать, как это плохо, когда высмеиваются "незыблемые ценности", однако в данном случае не вижу смысла. Авторы высмеивают и трусость, подлость и хитрость Юлия, и туповатость и любовь к маханию кулаками Алеши, и наивную веру в всевышние силы, и корыстолюбие власти в лице князя, и желание поскорее выскочить замуж Любавы...
Кстати, если постараться, придраться можно ко всему. Что, Карлсон - положительный герой? Вроде бы не очень.


...Нда... Ну, Земля-то круглая - если очень долго идти на запад, придешь в Японию!
Относительно положительности Карлсона у меня всегда были сомнения, еще с детства. Надо быть ОЧЕНЬ одиноким ребенком, чтобы согласиться дружить с этим шкодником.

... Господа, вы забыли самое главное - внедрение в детские умы ненависти к "тугарам-бусурманам"
Какие герои изображены самым отвратительным образом? Думаю, что не ослик, не алеша, ни дед с бабкой,а именно нерусь...
Думали ли авторы мультфильма о том, как воспримут такой мультфильм этнические татары например? И что скажет папа-татарин сыну на вопрос а кто такие тугары к контексте подходов в школьных учебниках к татарам?
Почему вы все об этом скроменько умалчиваете?

...Вопрос, конечно, сложный...
Есть у нас замечательный мультфильм про Куликовскую битву (который, к слову, консультировал доктор исторических наук). Воспитывает ли он ненависть к татаро-монголам (скорее жителям Улан-Батора, чем Казани)? Или фильмы о Великой Отечественной Войне. Прививают ли они ненависть к немцам?
Нет, они прививают гордость за Великую Историю своей Родины.
В обсуждаемом "шедевре" самым отвратительным образом изображён богатырский конь, так как его нравственный облик чётко прорисован...
Оскорбляет ли казанских татар образ Тугарина Змея? Сложно сказать. Если рассуждать, как Рахметов, то данный мультфильм можно назвать и античеченским. Но если часть татар действительно увидят в образе Тугарина (внешне действиетльно похожего на монгола) свой этнос, то это, наверно, не очень хорошо... Меня коробит, когда американцы изображают русских озверевшими дебилами.

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]«Алёша Попович и Тугарин Змей»…[/b]

[b]Из форумских обсуждений.[/b]

[attachment=375540:21_corr.jpg]

...В обсуждаемом мультфильме высмеиваются в первую очередь Русские:
накаченный недоумок - былинный герой Алёша Попович, колега которого Илья Муромец является Святым Православной Церкви;
скаредный, алчный и лживый князь - Святой Равноапостольный Князь Владимир Святославович Красное Солнышко.....

...В любом коллективе насмешкам и нападкам подвергается тот, кто больше всех обижается. Так что продолжайте в том же духе.
Надеюсь, не всем татарам присуще отсутствие чувства юмора?...

[attachment=375542:07_corr.jpg]

...Гмм...может русскоязычные в Латвии подвергаютс нападкам потому, что "больше всех обижаются"? А евреи в гитлеровской Германии тоже видимо? Может так им всем надо по вашей логике? А негры в США? Мне продолжить или достаточно?
Предлагаю обсудить сюжет следующего мульта - Челубей пинками гоняет (как на картинках) светловолосых ругаров, очень похожих на славян, при этом они будут изображены также уродски, как типа тугары. Как такой сюжетец? Посмеемся вместе?
Ругары будут нападать на мирных тугар, которые будут изображены также позитивно как земляки алеши поповича. Мечеть там добавим. Ах да, при этом, в учебниках истории будет расказыватсья о том, как очень похожие на ругаров некие народы нападали и уничтожали прочие народы.
Теперь контекст мульта понятен?

...Показательна статья в "Литературной Газете" «НАШИ ДЕТИ – чем не национальная идея?»
При позитивнейшем отношении к "Алёше Поповичу и Тугарину Змею" прямо-таки панический страх пред участием Патриархии в съёмках мультфильма "Князь Владимир".
И что самое забавное, режиссер БУРДИН и критик МАЛЮКОВА не замечают, что в "Князе Владимире" сохраняется историческая достоверность, а "Тугарин Змей", прообразом которого вернее назвать хазар и печенегов имеет явные монголоидные черты. Всё-таки во времена былинные при князе Владимире русские богатыри не знали, как выглядят монгольские кочевники. Те же волжские булгары были светловолосы и голубоглазы ....

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]Добрыня Никитич и Змей Горыныч[/b]

[attachment=375555:dobrynia1.jpg]

Год выпуска: 2006
Жанр: Мультфильмы
Производство: Илья Максимов
Режиссер: Илья Максимов
В ролях: Валерий Соловьев, Юрий Тарасов, Сергей Маковецкий, Андрей Толубеев, Екатерина Гороховская

Пока храбрый воин Добрыня Никитич собирал с тугар дань, в Киеве похитили любимую племянницу князя — Забаву Путятичну. Вопреки воле князя, Добрыня с женихом Забавы Елисеем отправляется на ее поиски. В пути их ждет много приключений

[attachment=375556:dobrynia3.jpg] [attachment=375557:3_logo.jpg]

[attachment=375558:post_619...21_thumb.jpg] [attachment=375559:________________.jpg]

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]Горький Максим «На дне»[/b]


Татарин (кричит). А! Карта рукав совал!

Барон (конфузясь). Ну... что же мне - в нос твой сунуть?

Актер (убедительно). Князь! Ты ошибся... никто, никогда...

Татарин. Я видел! Жулик! Не буду играть!

Сатин (собирая карты). Ты, Асан, отвяжись... Что мы - жулики, тебе
известно. Стало быть, зачем играл?

Барон. Проиграл два другривенных, а шум делаешь на трешницу... еще князь!

Татарин (горячо). Надо играть честна!

Сатин. Это зачем же?

Татарин. Как зачем?

Сатин. А так... Зачем?

Татарин. Ты не знаешь?

Сатин. Не знаю. А ты - знаешь?

Татарин плюет, озлобленный. Все хохочут над ним.

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]Горький Максим «На дне»[/b]


....

Кривой Зоб. Охо-хо-о! Асан! Скоро весна, друг... тепло нам жить будет!
Теперь уж в деревнях мужики сохи, бороны чинят... пахать налаживаются...
н-да! А мы... Асан!.. Дрыхнет уж, Магомет окаянный...

Бубнов. Татары спать любят...

(…)

Татарин (садится на нарах и качает свою больную руку, как ребенка).

Старик хорош был... закон душе имел! Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон
терял - пропал!..

Барон. Какой закон, князь?

Татарин. Такой... Разный... Знаешь какой...

Барон. Дальше!

[b]Татарин. Не обижай человека - вот закон![/b]

Сатин. Это называется "Уложение о наказаниях уголовных и
исправительных"...

Барон. И еще - "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями"...

[b] Татарин. Коран называет... ваш Коран должна быть закон... Душа - должен
быть Коран... да![/b]

Клещ (пробуя гармонию). Шипит, дьявол!.. А князь верно говорит... надо
жить - по закону... по Евангелию...

Сатин. Живи...

Барон. Попробуй...

[b] Татарин. Магомет дал Коран, сказал: "Вот - закон! Делай, как написано
тут!" Потом придет время - Коран будет мало... время даст свой закон,
новый... Всякое время дает свой закон...[/b]

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]Горький Максим «На дне»[/b]

(…)

Настя. Волки! (Убегает.) Чтоб вам издохнуть! Волки!

Актер (мрачно). Аминь!

Татарин. У-у! Злой баба - русский баба! Дерзкий... вольна! Татарка - нет!
Татарка - закон знает!

(…)

Татарин расстилает что-то на нарах, становится на колени и - молится.

Барон (указывая Сатину на Татарина). Гляди!

Сатин. Оставь! Он - хороший парень... не мешай! (Хохочет.) Я сегодня -
добрый... черт знает почему!..


(…)

Актер. Татарин!

Пауза.

Князь!

Татарин поворачивает голову.

За меня... помолись...

Татарин. Чего?

Актер (тише). Помолись... за меня!..

Татарин (помолчав). Сам молись...

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Samit' post='5326237' date='Sep 5 2009, 10:23 '][/quote]

Привет... я тут в шутку посоветовал кое-что Жулику... ты это.... если он будет приближаться к тебе со словами о подвиге и героическом поступке -.... будь осторожен!
И вопрос.... как у тебя обстоят дела с плаванием в штормовую погоду? Наводящий вопрос возник непосредственно из предыдущего предупреждения.

Link to comment
Share on other sites

здравствуй, уважаемый) знаю) и остерегаюсь хитрого))))) и всех, кто о героизме распаляется тоже, но Жулик хороший, честно).

намана, морской болезни нет, веришь, все в лежку, а я ничего, даже посмеиваюсь)))) как вернусь, надо будет посидеть, если не возражаешь, разумеется

С уважением

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]Кучум, презренный царь Сибири...[/b]

Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии сверкали,
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.

Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.

Товарищи его трудов,
Победы, громозвучной славы
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали средь дубравы.

"Вы спите, милые герои,
Друзья, под бурею ревущей,
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий.

Кто жизни не щадил своей,
В разбоях злато добывая,
Тот должен думать ли о ней,
За Русь святую погибая?

Нам смерть не может быть страшна.
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена!
Не праздно мы на свете жили!"

Кучум, презренный царь Сибири,
Подкрался тайно на челнах...
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина.

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

цитата
.....в одном журнале о историческом музее в Москве увидел плакат времен войны:

[attachment=375958:s640x480.jpg]

[b]ПОМЯНЕМ, БРАТЬЯ, СТАРИНУ! [/b]
О поле, поле Куликово,
Врага ты видело какого!
Здесь бились русские полки,
И пахари, и рыбаки.
Удары грудью принимая,
Они свершили свой обет:
Им показал свой хребет
Орда свирепого Мамая!

Враг новый рыщет на Дону
Помянем, братья, старину,
Почтим и прадедов и дедов,
Ударим так, чтоб никогда
Уж не воспрянула орда
Осатанелых людоедов!

Худ. П. Соколов-Скала, текст - Демьян Бедный
плакат Окно ТАСС № 532 (1942 год)

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]"Иль башку с широких плеч у татарина отсечь"
(А.С.Пушкин)[/b]

Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сарацина в поле спешить
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса

Link to comment
Share on other sites

Образ татарина в российском кинематографе специально коваеркается,татар стараются показать чёрными,ускоглазыми(важен эффект создания отвращения у зрителя),с присущими животными повадками,злостью и жадностью.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='-=laziale=-' post='5329257' date='Sep 5 2009, 23:04 ']Образ татарина в российском кинематографе специально коваеркается,татар стараются показать чёрными,ускоглазыми(важен эффект создания отвращения у зрителя),с присущими животными повадками,злостью и жадностью.[/quote]

Гораздо интереснее другое... одновременно присутствуют две взаимоисключающие точки зрения на понятие негативного изображения
-жестокие, коварные, неимоверно сильные воины, ловко сидящие на конях, размахиваюшие холодным оружием, только и ждущие когда кого-нибудь съесть или зарезать и при всем при том истово верящие в Коран.
-жалкие, никчемные, глупые, низкоросло и по всякому анатомически мутантные лысые, неумеющие ни плавать, ни бегать, к тому же не расстающиеся с бутылкой водки и пугающиеся каждого шороха.
Есть конечно и общие черты в этих вариантах
-безграмотность, редкая тупость и примитивизм.

Из разговора татарина и еврея... анекдот

Еврей - Вы нас триста лет под игом держали!
Татарин - А нечего было нашего Христа распинать!

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]"Кавказский пленник" (Лев Толстой)[/b]

Конечно это рассказ о народах Кавказа, но тем не менее число упоминаний татар в тексте впечатляет. Рассказ рекомендую читать целиком (хотя наверное его читали в школе уже все), но здесь он где то наполовину сокращен. Упоминание татар выделено.

[b]КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК[/b]
(Быль)

<...>

На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.

<...>

Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли,— опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу. Или не ездить?..»

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]Л. Н. Толстой. "Анна Каренина"[/b]Татары встречаются не в одном эпизоде.

[b]Сцена в гостинице.[/b]
Когда Левин вошел с Облонским в гостиницу, он не мог не заметить
некоторой особенности выражения, как бы сдержанного сияния, на лице и во
всей фигуре Степана Аркадьича. Облонский снял пальто и в шляпе набекрень
прошел в столовую, отдавая приказания липнувшим к нему татарам во фраках и с
салфетками. Кланяясь направо и налево нашедшимся и тут, как везде, радостно
встречавшим его знакомым, он подошел к буфету, закусил водку рыбкой и что-то
такое сказал раскрашенной, в ленточках, кружевах и завитушках француженке,
сидевшей за конторкой, что даже эта француженка искренно засмеялась.

***
И татарин с развевающимися фалдами над широким тазом побежал и через
пять минут влетел с блюдом открытых на перламутровых раковинах устриц и с
бутылкой между пальцами.

****
Кучер Карениной тоже был татарином.
Старый, толстый татарин, кучер Карениной, в глянцевом кожане, с трудом
удерживал прозябшего левого серого, взвивавшегося у подъезда. Лакей стоял,
отворив дверцу. Швейцар стоял, держа наружную дверь.Анна Аркадьевна
отцепляла маленькою быстрою рукой кружева рукава от крючка шубки и, нагнувши
голову, слушала с восхищением, что говорил, провожая ее, Вронский.

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b] "... сорок тысячей злых татаровей ..." (Л.Н. Толстой. Былины)[/b]

Другая героическая былина, пересказанная Львом Николаевичем Толстым, говорит о народном герое Сухмане, который выехал в степь ловить лебедь, но встретил врагов-кочевников и вступил в смертный бой с ними. Князь Владимир не поверил рассказу Сухмана о победе над врагами. Сухман, обиженный и оскорблённый тем, что князь усомнился в правдивости его слов, вырвал из кровавых ран листье маково, и потекла его горячая кровь Сухман-рекой в широкий Днепр. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья-маловеры.
Былины в пересказе Льва Николаевича Толстого на протяжении десятилетий читали многие поколения детей. Из "Русских книг для чтения", созданных писателем, ребята получали первые поэтические впечатления.
Былины, которые вы прочтёте в этой книге, учат уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа и гений великого писателя.

В. Аникин

[b]Л.Н. Толстой. Былины. Москва, "Детская литература", 1984 г. тираж 3 000 000 экз.
Рис. Н. Кочергина.[/b]

[b]Сухман
(Стихи-сказка)[/b]
...
Тут Непру-реку Сухман спрашивал:
"Что течёшь ты так, мать Непра-река,
Не по-старому, не по-прежнему,
А вода с песком помутилася?"
Испровещится мать Непра-река:
"Я затем теку не по-старому,
Не по-прежнему, по-старинному,
Что стоят за мной, за Непрой-рекой,
[b]Сорок тысячей злых татаровей. [/b]
Они мост мостят с утра до ночи.
Что намостят днём, то в ночь вырою,
Да из сил уж я выбиваюся".
Взговорил Сухман таковы слова:
"То не честь-хвала молодецкая -
Не отведать мне сил татарскиих".

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

[b]"Братцы, помилосердуйте" (Л. Н. Толстой)[/b]

отрывок из рассказа
[b]"После бала" [/b]
"...
Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.
«Что это такое?» — подумал я и по проезженной посередине поля скользкой дороге пошел по направлению звуков. Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. Очевидно, солдаты. «Верно, ученье», — подумал я и вместе с кузнецом в засаленном полушубке и фартуке, несшим что-то и шедшим передо мной, подошел ближе. Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.
— Что это они делают? — спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.
— Татарина гоняют за побег, — сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

Link to comment
Share on other sites

[b]Образ татар в русской литературе
а также в живописи и кинематографе[/b]

Показателен и весьма мультфильм Василиса Микулишна, где для того чтобы спасти жениха Ставра Годиновича, главная героиня переодевается в мужское платье татарского посла и что характерно - ее никто от настоящего татарина не отличает, хотя лжепосол строен, красив, побеждает двух лучших борцов князя, непринужденно выигрывает в скачке и так далее... ведет он при этом себя нагло и высокомерно, но это мелочи... режиссер себе просто не сумел отказать в удовольствии.
Вот лжетатарский лжепосол Золотой Орды... как полагается фас и профиль...

[attachment=376258:ec03a213...c97e58b0.jpg] [attachment=376259:vasilisa...kulishna.jpg]

P.S.
Из обсуждений на форумах...

....пока что вспомнила только мультфильм про Ставра Годиновича и Василису Микулишну, где Забаву Путятишну князь Владимир тщетно пытался уломать выйти замуж за переодетую в мужское татарское платье Василису Микулишну (я так понимаю, папу ейного звали Миколой, да?) причём Ставр Годинович упорно отказывался её узнавать. злыдень. нашла, кстати, в сети текст этой самой былины. порадовали ягодицы как маковицы (Василисины), хвастовство Ставра, а также тот факт, что забирать из Чернигова жену хвастливого сына Година Владимир отправил Алёшу Поповича и Добрыню Никитича с наказом над ней насмеяться/надругаться. я так понимаю, изнасиловать. нет, храбрая Василиса им потом обоим наваляла подсрачников, однако после прочтения странное ощущение остаётся надолго. если кто забыл этот мультфильм удивительной красоты -- скачать можно тут. (не знала, что автором сценария его была Виктория Токарева)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='torkel' post='5330847' date='Sep 6 2009, 05:55 ']Гораздо интереснее другое... одновременно присутствуют две взаимоисключающие точки зрения на понятие негативного изображения
-жестокие, коварные, неимоверно сильные воины, ловко сидящие на конях, размахиваюшие холодным оружием, только и ждущие когда кого-нибудь съесть или зарезать и при всем при том истово верящие в Коран.
-жалкие, никчемные, глупые, низкоросло и по всякому анатомически мутантные лысые, неумеющие ни плавать, ни бегать, к тому же не расстающиеся с бутылкой водки и пугающиеся каждого шороха.
Есть конечно и общие черты в этих вариантах
-безграмотность, редкая тупость и примитивизм.

Из разговора татарина и еврея... анекдот

Еврей - Вы нас триста лет под игом держали!
Татарин - А нечего было нашего Христа распинать![/quote]
А как по Вашему,что является наиболее действенным методом сопротивления этой лживой и гнусной славянской пропаганде?И возможно ли это вообще в рамках присутсвия в составе Р.Ф?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='-=laziale=-' post='5331581' date='Sep 6 2009, 14:10 ']А как по Вашему,что является наиболее действенным методом сопротивления этой лживой и гнусной славянской пропаганде?И возможно ли это вообще в рамках присутсвия в составе Р.Ф?[/quote]

В принципе точно тем же занимаются во всех сопредельных территориях, куда хоть раз дотянулся наш меч, так что дело не в славянизме, индуизме или китаизме... дело в выбранном государственном курсе на сосредоточении внимания на отдельных национальностях как на причине торможения и отставания... в Германии были выбраны евреи, в Испании баски, в Великобритании ирландцы и так далее... если посмотретьна национальность людей пишущих или снимающих подобные сюжеты, то процент славянского там окажется не больше чем других национальностей... у меня есть некоторые изыскания по этому вопросу, но вряд ли мне захочется обнародовать его.
К слову сказать в последнее время ситуация сильно изменилась к лучшему и если мы посмотрим на состав правительства и новые фильмы где все чаще присутствует не просто человек с татарской фамилией, а именно обозначается как татарин... пример фильм о спецназе с участием Тактарова, потом присутствие телеведущих татар практически во всех каналах, ... то можно надеяться, что вопрос и с учебниками по истории тоже решится... просто надо указывать на моменты, задевающие конкретно нас, потому что в большинстве случаев для остальных это стало привычным и не кажется чем-то оскорбительным... работать надо... и в этой работе крики ''сам такой'' и ''на себя посмотри'' не ведут к решению конфликта.
Конкретно по вашей ситуации я же привел историю, в которой не все так просто... а ведь это только первый слой... глубже лежит еще больше открытий и к ним надо подводить постепенно, чтобы не получилось казуса с преждевременными выводами.
Когда-то был сделан реверанс в сторону Запада и было объявлено, что Россия встала на пути нашествия и защитила Европу... Европа этот реверанс не оценила.... ситуация некоторое время находилась в зависшем состоянии и теперь взоры России наконец обратились на Восток.
И что понимать под славянским? Болгары и поляки к примеру нас чуть ли не на руках носят и тут же называют свои хотя бы предположительные татарские корни.
Надо быть внимательнее с терминологией... Путин к примеру эрзя и это вряд ли можно назвать славянским, Медведев также как и Жириновский не совсем русский, Шойгу, Нургалиев и так далее

Link to comment
Share on other sites

Еще со школы на уроках истории и литературы у нас создавался имидж поганых татар и диких половцев, способных одолеть добрых витязей только многократным численным преимуществом. Эти "поганные" как правило изображались облаченными, в основном, в звериные шкуры и малахаи, в то время как их доблестные противники в красивых, ярких одеждах и доспехах. Эдакие эльфы против орков. Вот примеры


[img]http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/obitel/boi.jpg[/img] [img]http://pravoslavie6.narod.ru/7.jpg[/img]

Вот открытки из набора "Оружие и доспехи Руси X – XVI век".

[img]http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/OrDosp/11_clip_image001.jpg[/img][img]http://gorod.crimea.edu/librari/cards/05.jpg[/img]

Ирония же в том, что вооружение, в котором изображали русичей на самом деле происходило из погребений тюркских воинов. Т.е. так на самом деле выглядели как раз эти самые половцы, печенеги, татары и пр. И факт этот был известен преимущественно лишь узкому кругу специалистов. А простой народ уверовал в то, что [i]шишак, тегиляй, колонтарь, байдана, булава[/i] и т.д. были исконно русскими изобретениями.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Начинают сносить мост Джаваншира(Гагаринский). Готовится ли Девичьей Башне?
      Начинают сносить мост Джаваншира. Слов нет. 

      Начинаются работы по сносу моста Джаваншира в Хатаинском районе Баку (бывший Гагаринский мост).
      Как сообщили Caliber.Az в пресс-службе Министерства транспорта и цифрового развития, мост будет снесен, на его месте построят наземную дорогу.
      В связи с этим с понедельника, 20 мая, с 17:00 движение по мосту будет закрыто
      https://caliber.az/post/241267/
        • Upvote
        • Confused
      • 52 replies
    • Мужчины или женщины - кто чаще становится инициатором развода в Азербайджане?
      В Азербайджане чаще всего женщины подают на развод, это 70% от общего количества обращений.
      Об этом Caliber.Az заявил главный советник Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей АР Рафик Махмудов, по словам которого, среди главных причин - насилие в семье, психологическое состояние или вмешательство извне в дела семьи.
      В первом квартале текущего года зарегистрирован 10 081 брак и 5 124 развода. За аналогичный период 2023 года - 11 870 браков и 5 118 разводов. Как показывает статистика, количество зарегистрированных браков сократилось примерно на 15 %.
      «В настоящее время в нашей стране существует большая потребность в усилении психологической поддержки семьи. В Азербайджане настало время решить вопрос о семейном психологе на институциональном уровне», - подчеркнул Р. Махмудов.
      https://media.az/society/v-azerbajdzhane-iniciatorami-razvoda-chashe-stanovyatsya-zhenshiny
        • Like
      • 31 replies
    • Баку-Тбилиси-Карс: когда начнутся пассажирские перевозки?
      Движение грузовых поездов по недавно отремонтированной железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК) начнется с 20 мая. На первоначальном этапе по этому маршруту будут осуществляться грузовые перевозки. После расширения БТК планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов в год.
      Но когда же начнутся долгожданные пассажирские перевозки по этой железнодорожной линии? 
      В ответ на запрос Bizim.Media в ЗАО «Азербайджанские железные дороги» сообщили, что на основании соответствующего решения Кабинета министров срок действия особого карантинного режима на территории Азербайджана продлен до 1 июля 2024 года.
      «По этой причине сухопутные границы с соседними странами остаются закрытыми, за исключением грузовых перевозок. Если будет принято решение об открытии границ, то можно будет провести переговоры с соответствующими органами соседних стран для организации международных пассажирских перевозок», - отметили в структуре.
      Отметим, что с 16 мая 2023 года грузинский участок БТК был закрыт на ремонт.
      https://media.az/society/baku-tbilisi-kars-kogda-nachnutsya-passazhirskie-perevozki
        • Milli
      • 9 replies
    • Какая страна больше подходит для воспитания детей? - Азербайджан занимает 78-е место в списке из 87 стран.
      Американская медиакомпания “U.S.News” исходя из текущих условий, подготовила рейтинговую таблицу, показывающую, какие из стран более благоприятны для воспитания детей.
      Как сообщает Yeniаvaz.com, согласно информации, опубликованной на официальном сайте компании, рейтинг был подготовлен на основе опроса более 17 тысяч человек и за основу были взяты следующие критерии:
      - ситуация с правами человека;
      - семейная обстановка;
      - гендерное равенство;
      - индекс счастья;
      - коэффициент дохода;
      - безопасность;
      - образовательные возможности;
      - состояние здравоохранения.

      Отмечалось, что по версии Организации экономического сотрудничества и развития Швеция и Норвегия, возглавляющие рейтинг, считаются отличными странами для воспитания детей. Каждая из этих стран тратит более 1% своего валового внутреннего продукта на образование и уход за детьми дошкольного возраста.
      Согласно рейтингу, в 5 лучших стран для воспитания детей входят:
      1. Швеция
      2. Норвегия
      3. Финляндия
      4. Дания
      5. Нидерланды

      Азербайджан занимает 78-е место в списке из 87 стран.
      В рейтинговой таблице Турция заняла 50-е, Украина - 57-е, Россия - 62-е, Беларусь - 69-е место. В число стран рейтинговой таблицы не вошли Армения и Грузия.

      Последние пять в списке:
      83. Узбекистан
      84. Мьянма
      85. Бангладеш
      86. Казахстан
      87. Иран

      https://www.yeniavaz.com/ru/news/230781/kakaya-strana-bolshe-podkhodit-dlya-vospitaniya-detey-azerbaydzhan-v-posledney-desyatke
        • Sad
        • Like
      • 82 replies
    • TikTok запускает «Ночь музеев» с ведущими музеями Азербайджана
      Накануне Международного дня музеев, который отмечается 18 мая, ведущая платформа для просмотра и создания коротких видеороликов TikTok совместно с Министерством культуры АР и главными музеями страны запускает проект «Ночь музеев».
      Azerbaidzhana-PODROBNOSTI
        • Like
      • 20 replies
    • Эмоциональный Интеллект
      Умственный интеллект (IQ) отвечает за то, как мы воспринимаем информацию через анализ происходящего, решаем задачи и принимаем решения. Но этого недостаточно, чтобы достичь успеха в карьерном росте. В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Это открытие произвело фурор: поняв, что с помощью эмоционального интеллекта (EQ) можно прийти к успеху, учёные и психологи стали активно исследовать эту тему и описывать свойства EQ. А работодатели при приёме на работу начали обращать большее внимание на социальные навыки кандидатов. Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат.
       
      Тест на определение насколько вы управляете собственными эмоциями можно пройти здесь.
       
      А как ведёте себя ВЫ перед лицом проблемы?
        • Like
      • 11 replies
    • Сильный пожар в цветочном магазине Ağ çiçəyim
      Предполагается, что пожар в цветочном магазине, расположенном на проспекте Азадлыг в Насиминском районе Баку,
      • 31 replies
    • Свалки, спрятанные среди гор: почему в Азербайджане образуются "мусорные сели"
      Сели смыли мусорный полигон в Гёйчайском районе, актуализировав проблему в сфере утилизации бытовых отходов в Азербайджане.
       
      • 2 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...