Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Нахчываным - джаным - Азербайджаным!


Recommended Posts

Бя гяряк биринджи ширникдиресен сонра еля гоясан ки, джызззз елейе :lol: Это называется по нахичевански или как в народе голтуга вермек smoke: Сян нарахат олма хяр шей гайдасында оладжаг :rroza:

Хяля ки джыздагымызы онлар эля озюмюнкюлярин элийля (нахчиванлылар да ичиндя) чыхардыр.:)

Ве гёзел!

Талышын сахеде чайы цукней кта карден мы нен ко ларе кырде кардамун

Ветене мудафиеде хемише хузу биби!По моему надо создать тему "что значит и как по толыши"

Link to comment
Share on other sites

Ну кто мне обьяснит, почему люди покидают такую цивилизацию как Нахичевань и приезжают в этот Баку?

Послушайте, нахчеванцы это не бушмены, это не зулусы - это наш народ,это азербайджанцы, и то что в Баку вытворяет кучка негодяев без роду и племени, под прикрыттием имени нахчеванцев, это не значить, что они виноваты.

Ни один регион сегодня не страдает так социально и морально как Нахчевань.

Они в блокаде уже долгие годы, у них правовой и социальный беспредел даже не снившийся нам в Баку. И поверьте ваш сарказм неуместен - мы все равны перед законом и Богом, мы все имеем право жить в любой точке Азербайджана и в его столице тем более.

Link to comment
Share on other sites

Ну кто мне обьяснит, почему люди покидают такую цивилизацию как Нахичевань и приезжают в этот Баку?

Послушайте, нахчеванцы это не бушмены, это не зулусы - это наш народ,это азербайджанцы, и то что в Баку вытворяет кучка негодяев без роду и племени, под прикрыттием имени нахчеванцев, это не значить, что они виноваты.

Ни один регион сегодня не страдает так социально и морально как Нахчевань.

Они в блокаде уже долгие годы, у них правовой и социальный беспредел даже не снившийся нам в Баку. И поверьте ваш сарказм неуместен - мы все равны перед законом и Богом, мы все имеем право жить в любой точке Азербайджана и в его столице тем более.

Link to comment
Share on other sites

Я не понимаю и не принимаю, когда наши Азербайджанцы открывают темы типа "почему я не люблю еразов" , "Гянджинцы и им подобные" или "Нахечевань - колыбель мировой цивилизации" тем самым разделяя себя на нахчиванцев, гянджинцев, еразов, гразов и.т.д. К чему этот ерлибаздыг, к чему он приведёт?

А по-Вашему бакинцам в Баку легко живётся? Они вообще занесены в красную книгу. Ни работать им не дают, ни деньги зарабатывать, особенно взрослому поколению.

Видит Бог, я хотела избежать этой неприятной дискуссии, о чем и свидетельствует моя корректура, но Вы опередили меня

Link to comment
Share on other sites

Сокровищница национального зодчества

Древняя земля Нахчывана хранит немало тайн минувших веков. Ее украшает целый ряд прекраснейших памятников архитектуры. Не случайно в этом уникальном уголке земного шара почти девять столетий назад была создана собственная архитектурная школа. Ее основателем стал прославленный на всем Востоке зодчий Аджеми сын Абубекра Нахчывани.

Архитектурный шедевр этого автора — десятигранный мавзолей Момине-Хатун, созданный в 1186 году. Общая высота его — 34 м. Грани мавзолея мастерски декорированы сложным растительным и геометрическим орнаментом, а также куфическими письменами из глазурованных бирюзовых и неполивных кирпичиков.

Другой достопримечательностью города является мавзолей Юсуфа ибн-Кусейира (1162 г.) — восьмигранный, крытый шатром и украшенный кирпичным геометрическим узором. Граненые объемы и узоры, выложенные из кирпичной кладки, — одни из основных элементов нахчыванской архитектурной школы. Своей простой и величественной красотой эти сооружения сродни суровому климату Нахчывана и необъятным горным просторам этого древнего края азербайджанской земли.

Неподалеку от Нахычывана находится крепость Алинджа-Гала (XI–XIII вв.) и знаменитые Худаферинские мосты через Араз (XII–XIII вв.). Близ населенного пункта Шахтахты находится еще одна крепость Гяур-Гала (II тыс. до нашей эры). Много здесь и древних городищ — Гюльтепе, Оглангала, Говургала и другие, среди которых имеется, кстати, и тезка бакинского памятника архитектуры, Гыз галасы (Девичья башня). Но особенно много на земле Нахчывана культовых сооружений. Так, большой известностью пользуется комплекс из мавзолея и двух минаретов в селении Гарабаглар и мавзолей Гюлюстан близ деревни Джуха.

Однако не менее, чем произведения архитектуры, знаменит и местный природный памятник — легендарная скала Гямигая, расположенная в Ордубадском районе (во многом именно поэтому сам город Ордубад еще в 1977 году объявлен историко-архитектурным заповедником). На этой скале сохранились рисунки наших древних пращуров — первобытных людей эпохи бронзы. Мифологическая подоплека этого знаменитого места имеет еще более глубокие корни. Основываясь на названии (“Гямигая” в переводе означает “Скала-корабль”) и учитывая тот факт, что нахчыванская земля — это территория, достаточно удаленная от моря, некоторые ученые считают, что именно об этой скале идет речь как о пристанище ковчега в священных текстах о всемирном потопе. Принадлежность Гямигая азербайджанской земле и азербайджанской культуре особо подчеркнул и общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев в своей речи на совещании, посвященном созданию Нахчыванского отделения Национальной академии наук в августе 2002 года:

— Это, как вам известно, и грандиозный природный памятник, и памятник творчества человека. Этот памятник принадлежит Азербайджану. Он отражает историю Азербайджана. Там есть не только надписи Гемигая, там необходимо провести и археологические раскопки.

По указанию Гейдара Алиева тогда же руководство Нахчыванской автономной республики взяло на себя все вопросы по обеспечению археологической экспедиции на Гямигая. На данный момент итоги археологических работ, проведенных в окрестностях этой скалы под руководством известного специалиста Вели Алиева, проводившего раскопки в Гюльтепе и в Шаруре, подведены в книге этого ученого, рассказывающей об археологической сокровищнице под названием Гямигая.

Link to comment
Share on other sites

Обнавлённый список:

1. Ziyadli (Гянджя-Нахчыван потеншиал)

2. Mannali (Qarabagh - Nakhchivan)

3. TABU (Шамахы-Бакы-Нахчыван)

4. Aligeydar

5. Mete

6. Kazakli

7. Agent N

8. diosa

9. Protector(?)

10. Esta (нохчи-френд- пока есть проблемы)

11. Майк (двойной нахичеванец!)

12. Vidad

13. Angi (с шушинским акцентом)

14. Behnam B.Gurbanzadeh (от и до)

15. Naxcivanli (джулфинский)

16. Source (бабалы няняли нохчи)

17. Мамедали - (гял чыхдəəə -))) )

18. myledy(дястялиляр Москваны дагытды гоймайын! -))) )

19. АБДУЛ ибн АЛИМЗАК (Дахи сяняткар, почётный нахичеванец!)

20. LAWYER :rroza: (плоды моих чуств :lol: )

21. enfant terrible(ди хы... :D )

22. Lisa :rolleyes:

23. May be (А я не нахчиванская вроде, хотя кто его знает)

24. BrainyBoy (не похож на нахичеванца :nettt: 12 постов - гага сян гяряк бир китаб язардын бу форумда а ты написал всего 12 ;) Тялябин йерине йетирилди smoke:)

25. North Star (Нахчыванын Шимал Улдузу джанеее)

Source иншаллах йайа имкан етсек йыгышарыг! -) Материала гёре чох саг ол, яша!

Link to comment
Share on other sites

Из серии только в Нахичеване

Только в Нахичеване Теймур хан и его сын Мираншах вовремя не смогли добиться победы.

Местное население в течение 14 лет стойко и решительно сопротивлялось в крепости Алинджа

После неудачных попыток Теймур хан сказал своему сыну

За 14 лет силные ханы слезли с коней многие народы мира, как один человек опустились на коление

А ты за это время все еще ждешь перед Алинджы?

Мираншах в еврейском стиле ответил вопросом на вопрос

А вы думайте легко захватит крепость?

Услышав это, Теймур рассердился на сына –Мираншах получил ‘пожизненный подарок’- точнее хядимом стал. :wow1:

В том же году беда пришла в Алинджу с неожиданной стороны.

Крепость пала после упорного сопротивления точнее после

предательства один из караульщиков Алинджы.

Войска Мираншаха вступили в крепость , сжигая и убивая все, что попадалось на пути. bawl:

Мираншах не знал что во внутреннем дворе крепости есть большие бассейны не знал что за 14 лет люди - во время дождей наполнили этих бассейнов и летом использовали как водохранилище

Гордые, трудовые люди -Я горжусь вами :urey:

До конца жизни Мираншах не знал что в крепости есть 9 подземные дорожки

Не знал что только одна из дорожек ведет на юг. – на Араз

А в других дорожках устроены ловушки с неожиданно появляющимися минами

Внутри крепости именно где? этого никто не знает

Не секрет что Когда снимали войну (к/ф Бабек)в крепости –один из бойцов фильма пропал без вести.

Только в в Нахичеване ... Продолжение следует. gizildish

Link to comment
Share on other sites

Только в Нахичеване есть гибрид абрикоса с лимоном! B)

Только в Нахичеване есть плавающий остров, оно находится в озере Бат-а-Бат!

Только в Нахичеване есть хамам который работает на одном свечке! (аналог Тебриз хамамлары)

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Только в Нахчиване Дуздаг-Salt Mountain Natural Resource :wow1: Лечебно-диагностический центр,для лечения заболеваний органов дыхания, в том числе бронхиальной астмы,необструктивного и обструктивного бронхитов

Только в Нахчиване полувопросительная фраза Дейййр ееее? Типа Really? :D

Link to comment
Share on other sites

Вот еще один Аджами! Наш борец за правду и справедливость Че Гевара, Валид!

Уже готово разрешение на проведение 19 января аналогичной акции и куплены цветы.А на 25 февраля мы потребуем от парламента признание геноцида в Ходжалы.Так что не думайте что Че Гевара Валид болтает только языком...
Link to comment
Share on other sites

Наскальные изображения Гямигая

Наджаф МУСЕИБЛИ, кандидат исторических наук

Нахчыванский край - один из древнейших очагов цивилизации на исторической территории Азербайджана. Уже в глубокой древности этот регион имел тесные политические, экономические и культурные связи с яркими цивилизациями Ближнего Востока и это нашло отражение в многочисленных историко-археологических памятниках Нахчывана. Одним из таких памятников, отражающих яркую и самобытную культуру населения древнего края, являются наскальные рисунки-петроглифы Гямигая.

Памятник находится на территории Ордубадского района к востоку от села Насирваз, недалеко от современной границы Азербайджанской Республики с Арменией.

Гямигая (в переводе с азербайджанского “каменный корабль”) - это легендарное народное название самой высокой вершины Малого Кавказа - горы Гапыджик (3906 м). Согласно местной интерпретации библейской легенды о всемирном потопе, ковчег праведника Ноя пристал именно к этой горе и со временем окаменел на этом месте. И действительно, состоящая из огромных каменных глыб, вершина горы по своей конфигурации напоминает корабль, с чем и связан тот факт, что издавна местное население края называет эту гору Гямигая.

Вследствие естественного геологического процесса образовались крупные скальные скопления на склонах горы и в многочисленных горных лощинах, где часто из земли бьют родники. И именно на этих базальтовых скалах встречаем мы сегодня удивительные наскальные рисунки. Различные по тематике эти рисунки выбиты, процарапаны или высечены с большим мастерством и художественным вкусом. Здесь можно встретить изображения козлов, оленей, быков, собак, змей, птиц, фантастических животных, а также изображения людей, повозок, отдельных знаков и т.д.

В настоящее время здесь уже зафиксировано и взято на учет около 1500 наскальных рисунков. В основном все они сконцентрированы недалеко от родников на территории горного плато Гарангуш, горного плато, именуемого Наби юрду и на участке, называемом Гёлляр.

Возникает вопрос, когда и при каких конкретно-исторических условиях возникли петроглифы Гямигая? Как было отмечено выше, будучи высокогорным местом, зона нахождения Гямигая является малопригодным местом для постоянного проживания. Но в виду того, что это альпийская зона, что весной и летом, здесь растет обильная сочная трава, она уже в древности использовалась насельниками края, как зона летних пастбищ. Следовательно жизнь здесь носила сезонный характер.

Скотоводческие племена, проживавшие в предгорных и равнинных зонах Нахчывана в эпоху бронзы, с наступлением жарких дней перекочевывали со своими стадами на прохладные и обильные травами горные яйлаги, в том числе и в район нахождения Гямигая. Именно в эти весенне-летние периоды ими же и создавались наскальные рисунки Гямигая. Наличие аналогичных с наскальными рисунками Гямигая, как по стилю, так и по тематике, изображений на керамических изделиях из памятников эпохи бронзы в долине реки Араз в Нахчыване лишний раз подтверждает верность этой точки зрения.

Археологическими исследованиями доказано, что отгонное-яйлажное скотоводство в Азербайджане возникло в конце IV тыс. до н.э. Самые древние изображения на Гямигая относятся именно к этому периоду. Это - выполненные в реалистичном стиле изображения людей и животных. А в целом, хронологический диапазон наскальных рисунков Гямигая колеблется от конца IV тыс. до начала I тыс. до н.э. включительно – период бронзы и раннего железа.

Наскальные рисунки, выявленные на исторических территориях Азербайджана в зоне гор Геяма и Зангезура (в настоящее время находятся на территории Армянской Республики), в горном Кельбаджарском районе, по времени создания, тематике и технике исполнения абсолютно идентичны с петроглифами Гямигая. Петроглифы из отмеченных зон Малого Кавказа, также находят множество удивительных до точности параллелей с наскальными рисунками Гобустана и с изображениями на других многочисленных памятниках материальной культуры этого периода на территории Азербайджана. Более того, наскальные рисунки Гямигая, Зангезура, Геяма - это единый комплекс памятников, отражающих древнюю культуру Азербайджана.

Тематика петроглифов Гямигая очень разнообразна. Эти рисунки и знаки - не случайные явления, они являются реальным отражением мировоззрения древних людей, дошедшее до нас через исторические толщи тысячелетий. Племена, населявшие в древности Нахчыванский край, окружавшую их природу, фауну и флору, образ жизни и хозяйственную деятельность, свои религиозные представления и т.д. образно фиксировали в виде различных сюжетов и знаков на скалах. Древние художники, удовлетворявшие таким творчеством свои духовные потребности, одновременно создавали удивительные образцы древнего живописного искусства.

Изображения людей на Гямигая выполнены схематично, но в самых разных позах и ракурсах. Встречаются одиночные, парные и групповые рисунки. За редким исключением все человеческие рисунки выполнены в анфас. В большинстве случаев изображения людей выполнены отдельными линиями, но встречаются и силуэтные изображения человека (рис. 1).

Очередная, привлекающая к себе внимание композиция - это изображение человека с лошадью. Изображенный в профиль всадник сориентирован вправо. Рисунок спокойно шагающего коня сделан схематично. Фигура сидящего на коне всадника вертикальна, а его голова слегка наклонена вперед. Ноги всадника свисают ниже корпуса лошади, левой рукой он держит уздечку лошади, а правой - упирается в бок. Эта композиция прекрасно иллюстрирует тот факт, что во II тыс. до н.э. коневодство в Нахчыване было хорошо развитой отраслью скотоводства и, что лошадь широко использовалась и как верховое животное, и как вьючное.

В IV-I тыс. до н.э. на территории исторического Азербайджана, в том числе и в Нахчыване, в хозяйственной жизни, наряду с земледелием и скотоводством, важное место занимала и охота. На петроглифах Гямигая часто встречаются сцены охоты, где охотники вооружены луком со стрелой. Основным объектом охоты указаны горные козлы.

В связи с различными религиозно-космогоническими взглядами и ритуальными обрядами в духовной культуре и жизни древних людей, в том числе и на территории Нахчывана в эпоху бронзы, большую роль играли танцы. Сцены с изображением ритуально-обрядовых танцев встречаются и среди петроглифов Гямигая. Одна из таких сцен представлена изобра-жением коллективного танца. Танцующие здесь изображены хаотично. Примечательно, что на керамике бронзового периода из Нахчывана также встречаются композиции с изображением танцующих людей. Нахчыван является и родиной народного коллективного танца, под названием “Шарурская яллы”, своими корнями уходящая в глубокую древность. Танцевальные сцены среди рисунков Гямигая - еще одно убедительное подтверждение древних корней музыкальной и танцевальной культуры на территории исторического Азербайджана в целом, и в данном случае, на территории Нахчывана.

Значительную группу рисунков Гямигая составляют изображения транспортных средств – повозок (арба). Имеются рисунки как двухколесных, так и четырехколесных повозок. Квадратные или же прямоугольные по форме грузовые отсеки арбы разделены прямыми линиями на несколько частей. В качестве тягловой силы изображены быки. Эти рисунки показывают, что племена на территории Нахчывана уже в период бронзы в своей хозяйственно-бытовой деятельности широко использовали арбу в качестве транспортного средства. Во время раскопок на территории Нахчывана среди прочих материалов, были обнаружены и глиняные модели колес для арбы эпохи энеолита и бронзы. Все сказанное позволяет считать территорию Нахчывана одной из самых древних центров, где появились и широко использовались транспортные средства в виде арбы. Помимо изображений повозок среди петроглифов Гямигая имеются и рисунки всадников и верблюдов, которые также использовали древние племена Нахчывана в качестве транспортных средств.

Значительную часть петроглифов Гямигая составляют рисунки различных животных. Одиночные, а порой изображенные как часть большой композиции эти животные, ярко отражают и показывают хозяйственную жизнь и религиозные представления древних жителей Нахчыванского края. Среди всех выявленных рисунков животных в численном отношении преобладают изображения коз. Именно их изображения встречаются почти на всех скалах, на которых имеются петроглифы. Изображения коз также часто встречаются на керамических сосудах периода бронзы, выявленных на территории Нахчывана. Это прежде всего объясняется тем, что в скотоводческом хозяйстве племен, проживающих на территории Нахчывана в эпоху бронзы, козы занимали одно из основных мест.

Среди рисунков Гямигая, иногда встречаются и изображения маралов (оленей). Привлекает внимание фигура оленя, изображенная в реалистической манере (рис. 2). Обозначенное в силуэте туловище, изящные ноги и ветвистые рога переданы художником удивительно точно и пропорционально. Рядом с оленем имеется изображение человека с раскрытыми по сторонам руками. Не менее изящное силуэтное изображение оленя имеется на другом камне. Древний художник искусно изобразил все черты, свойственные оленю в довольно реалистической манере. Эти изображения оленей, без преувеличения, можно считать одними из наиболее ярких образцов изобразительного искусства Азербайджана периода ранней бронзы.

В Нахчыване, в высокогорных зонах, в том числе в районе Гямигая, среди отвесных скал, обитают и такие редкие животные как леопарды, считавшиеся символом гордости и отваги, часто беспокоили местные скотоводческие племена во время их кочевания в зоне высокогорных альпийских лугов-яйлагов. На одной из скал Гямигая древний художник с большим мастерством дал изображение этого редкого и красивого хищника. Переданное в силуэте изображение леопарда выполнено в реалистическом стиле. Тело леопарда полно динамической энергии. Животное изображено в момент наивысшего напряжения, готовым в следующий миг совершить молниеносный бросок на свою жертву.

Семантика рисунков и знаков Гямигая, в которых отражен духовный мир и образ жизни древних людей, очень разнообразна и сложна. Но в то же время они ярко иллюстрируют широкое мировоззрение, богатую материальную и духовную культуру древнего населения Нахчыванского края.

Edited by atropat
Link to comment
Share on other sites

НАХЧЫВАН-этнографический феномен

Эмиль Керимов, кандидат исторических наук

Азербайджан - одна из уникальных историко-культурных областей земного шара. Этот удивительный край является одним из очагов древней цивилизации, где можно наблюдать основные этапы развития общества. Вместе с тем каждый регион страны вносит свой вклад в формирование общенародной традиционной культуры. Хотя отдельные области и различаются по своим особенностям, вместе они составляют единую общеазербайджанскую культуру и в этом смысле дополняют друг друга. Не исключением в этом отношении является и древний Нахчыванский край. Исторические, археологические и этнографические данные неопровержимо доказывают, что азербайджанцы являются автохтонным населением края. Историк А.Климов писал ещё в 1938 г. о том, что изучение археологических памятников Нахчывана "позволяет сделать вывод, что азербайджанцы этой эпохи знали уже скотоводство и земледелие, что город Нахчыван является самым древним среди городов Азербайджана ..., и азербайджанский народ сумел перенести через века свою культуру" (А.Климов. Памятники прошлого, газ. "Бакинский рабочий", 18 ноября 1938 г.).

Наскальные изображения Гямигая в Ордубадском районе, относящиеся к бронзовому и раннему железному векам, представляют собой неистощимый источник изучения образа жизни, хозяйственного быта материальной и духовной культуры народа в далеком прошлом. В наскальных изображениях, особенно в сценах охоты, бросается в глаза динамизм, свидетельствующий о мастерстве древних художников.

На протяжении всей истории Нахчыван подвергался разрушительным нашествиям завоевателей. После каждой войны население вновь принималось восстанавливать и благоустраивать родной край, устраняя последствия разрушений. Причины нынешнего блокадного положения Нахчывана также следует искать в историческом прошлом. В соответствии с Туркменчайским договором, заключенным в феврале 1828 г., азербайджанские Нахчыванское и Эриванское ханства были присоединены к России. В марте того же года в составе империи была создана т.н. "Армянская область", а в 1849 г. - Эриванская губерния, Нахчыван же стал одним из ее уездов. Следует отметить, что прежде географические рубежи Нахчывана были куда шире, чем теперь, в его состав входили Даралагезский, Мегринский и Гафанский магалы. Однако при пребывании региона под властью царской, а затем и советской России указанные земли были переданы в состав Армении, в результате чего территория Нахчывана сократилась до 5,5 км2.

Переселение в Нахчыван армян из Ирана в 1828 г. значительно обострило межэтнические отношения в крае. По свидетельству В. Григорьева, в указанном году усилиями России сюда был переселен 2551 армян из Тебризского, Хойского, Салмасского и Урмийского магалов.(В.Григорьев. Статистическое описание Нахичеванской провинции, Спб, 1833). Следует отметить, что указанная книга В.Григорьева привлекла внимание А.С.Пушкина. В 1836 г. на страницах "Современника", издаваемого поэтом, была опубликована рецензия А.Золотницкого на работу В.Григорьева. Переселенцы расселялись на самых плодородных землях, где уже жило местное население. В результате часть азербайджанцев была вынуждена покинуть родные места. "Многие группы армян произвольно селились в тех лучших деревнях, где занимали пустые дома. От этого много потерпели коренные жители, стесненные в своем быту новыми пришельцами, на которых местное начальство обращало большое внимание, коренные жители должны были уступить им значительную часть своей земли".

Авторы XIX в. (В.Григорьев, А.Деконский и др.) характеризуют переселенных сюда армян как людей хитрых, жадных, корыстных и замкнутых. Как отмечал чиновник Министерства государственного имущества Российской империи по Кавказскому региону, армянин по национальности С.П.Зелинский, прибывшие из Салмаса и поселенные в селе Тумбул армяне занимались обманом и мошенничеством, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, особенно перепродажей золота и кражей крестов. Для достижения своих целей они в зависимости от ситуации выдавали себя то за православных, то за мусульман (С.П.Зелинский. Три магала: Нахичеванский, Ордубадский и Даралагезский. Географо-статистическое и сельскохозяйственное описание. "Сборник сведений о Кавказе", т. VII, Тифлис, 1880; А.Г.Деконский. Экономический быт государственных крестьян в западной части Шаруро-Даралагезского уезда, Эриванской губернии. "Материалы для изучения государственных крестьян Закавказского края", т. I, Тифлис, 1885).

История Нахчывана, насчитывающая тысячелетия, сохранила древнейшие свидетельства о богатой и разносторонней культуре этого края. Расположенный на территории Нахчывана уникальный памятник “Асхабу-ал-кахф” (в переводе с араб. "живущие в пещере") связан с распространенным среди мусульман Востока известным преданием. Согласно ему, семеро молодых людей - мусульман - для сохранения своей веры, во избежание давления со стороны язычников ушли в пещеру и заснули в ней. Об этом в Коране так говорится: "Между правоверными и безбожниками завязался спор, как поступить с уснувшими молодыми людьми. Говорили: "Постройте над ними здание". Их Бог лучше знает их. Правоверные же, лучше осведомленные об их состоянии, сказали: "Мы построим над ними храм". Некоторые скажут: "Число им три. Четвертая - собака", другие - "пятеро их, а шестая - собака". Словно желтый камень бросают в бездну. Есть и такие, кто говорит: "Семеро их, а восьмая - собака". Скажи: "Число их лучше ведомо Богу". В пещере они пробыли триста лет и ещё девять лет в придачу. Скажи: "Срок их пребывания лучше ведом Аллаху" (18:22-27).

Археологические раскопки, проведенные в Хараба-Гилане, Кюльтепе и Гызыл-Ванге, свидетельствуют о развитой городской культуре в Азербайджане. Археологические изыскания в Нахчыване в начале прошлого века проводили армяне Е.А.Лалаян (Кюльтепе, Гызыл-Венг, 1904) и С.В.Тер-Аветисян (Хараба-Гилан, 1913), которые занимались кражей и вывозом за границу ценных образцов материальной культуры.

Средневековая архитектурная школа Нахчывана была знаменита на всем Востоке. Она проявляется как в жилых, так и общественных зданиях. Строения Ордубада привлекают особое внимание как с точки зрения архитектуры, так и этнографии, и известны в народе как "харпиштали эвлер". На первом этаже этих домов имеются коридоры с полукруглыми восьми- или шестиконечными арками, неповторимые по технике строительства. Эти коридоры, выложенные жженным кирпичом с высоким художественным вкусом и имеющие несколько дверей, представляют собой ходы сообщения, соединяющие комнаты и двор. Очень характерным является и украшение окон ажурными витражами. По мнению специалиста истории архитектуры Р.Салаевой, на всем Востоке трудно найти аналоги ордубадским домам.

Отличаются оригинальной конструкцией и водотоки - чешме - во дворах Ордубада, в которые вода поступает по специальным каналам из кяризов. Эти водотоки располагаются на глубине 3-5 метров, к ним ведут каменные лестницы в 40 ступенек. Поэтому эти водотоки известны среди народа и как "гырхаяг" (букв. "сороконожка"). В прошлом число кяризов в городе и вокруг него было значительно больше. Историк и этнограф-кавказовед И.Шопен, побывавший здесь в 20-30-е годы XIX в., зарегистрировал 70 кяризов. В прошлом в Ордубаде были известны такие чешме, как Гаджи Фате чешмеси, Билал чешмеси, Педжи , Мейрамча чешмелери и т.д.

Нахчыван - один из важных центров азербайджанского ремесла. Здесь испокон веков занимались ткачеством и в особенности ковроделием. Об этом свидетельствуют и археологические находки в Кюльтепе. Здесь обнаружены глиняные прялки и костяные наконечники веретен, относящиеся к IV-III тыс. до н.э. Изготовляли ворсовые и безворсные ковры из верблюжьей шерсти.

Как и повсюду в Азербайджане, нахчыванские ковры также богаты геометрическими фигурами, изображениями растений и животных. Ковры украшались неповторимыми узорами. В прошлом Нахчыван, Ордубад, Джульфа и Шахбуз славились как центры изготовления ковров из шерсти и шелка. Среди многочисленных высокохудожественных ковров следует отметить ворсовый ковер "Нахчыван" (1802 г.). Ковры типа зили были распространены в основном в г.Нахчыване.

Весьма развиты были в Нахчыване и другие виды искусства и ремесел. В начале XIX в. число их в крае достигло 100. Широко распространены были ювелирное дело, художественная обработка металла, камня и дерева, художественная вышивка, изготовление посуды, гончарное дело, искусство гравюры. В.Григорьев в 1829 г. отметил на нахчыванском рынке 53 плодовые лавки, 35 лавок парчи и мануфактуры, две лавки серебра, две - оружия, 13 кузниц. В 1880 г. число магазинов на городском рынке достигло 425.

Специфическими особенностями характеризуются в Нахчыване искусство художественной вышивки и обработки дерева. Не случайно этим народным искусствам посвящены исследования искусствоведов Г.Алиевой и А.Алиевой. Образцы их были известны на всем Востоке. В анонимном труде XIII в. "Чудеса мира" указывается: "В Нахчыване изготовляются бытовые изделия - прекрасные ткани, тонкие покрывала, деревянные чаши. Узорчатая посуда, изготовляемая нахчыванскими мастерами из дерева, развозится в качестве подарков по всему свету". В обработке дерева широко использовались резьба, орнамент и инкрустация.

Как и в ряде регионов Азербайджана, в Нахчыване также широко использовались такие традиционные приемы вышивки, как джулме, чахма, тортикме, гондарма и нагда. Украшения наносились на бархатные, шелковые и хлопчатобумажные ткани. В отношении узоров в образцах народного искусства бросается в глаза их своеобразие. Однако искусство росписи на ткани представляет специфичную для Нахчывана область ремесла. В этом искусстве узоры наносились на хлопчатобумажную ткань тиснением. Образцы этого искусства достигали высокого художественного уровня и отличались разнообразием. Известный турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби отмечал, что вышивки, гелемкари, а так же бахрамгюри и хлопчатобумажные скатерти г. Нахчывана пользовались известностью во всем мире.

Очень богата и духовная культура живущих в Нахчыване азербайджанцев. Легенды и предания, связанные с "Асхабу-ал-кахф", Иландагом и другими местами, существуют и в наши дни. В статье И.Шопена о музыкальной культуре азербайджанского населения Нахчыванского и Эриванского регионов, опубликованной в 1840 г. в петербургском журнале "Маяк", содержится информация о танцах "гювенг" (сидячий танец) и "мирзайи". Автор отмечает, что живущие в указанных регионах пришлые армяне не имеют своей национальной музыки и что они усвоили азербайджанскую музыку. Коллективные танцы - яллы - в регионе отличаются хореографическим содержанием и разнообразием жанров. Вокальный яллы распространен главным образом в Ордубаде, Шаруре и Шахбузе, вокально-инструментальный - в Шаруре. А.Алекперова, специально исследовавшая нахчыванские яллы, отмечает, что в прошлом в Нахчыване были распространены десятки видов танцев: яллы-тензере, шерил, маралы, газ-газы, кочери и др.

Согласно своему географическому местоположению, Нахчыван является к тому же одним из древнейших земледельческих регионов Азербайджана. Особо следует упомянуть садоводство. Путем народной селекции здесь выведены десятки сортов фруктов. В 30-е годы XIX в. в Нахчыване было 184 фруктовых сада, а в Ордубаде - 473 и 50 виноградных садов. В 80-е годы XIX в. число садов в Нахчыване достигло 1263. Как писал в 1882 г. инспектор городских школ Нахчывана К.Никитин, в Нахчыванском уезде возделывалось 60 сортов винограда. (А.Никитин, г.Нахчыван и Нахичеванский уезд, "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа", вып. II, Тифлис, 1882). Здесь садоводы-азербайджанцы выращивали виноград сортов "аг халили", "гара халили", "гызыл изюм", "аскери", "хусейни", "ордубади", "хачабаш", "кишмиши", "теберзе", "шафаи", "мермери", "сахиби" и др.; абрикосы сортов "бадамы", "абуталиби", "теберзе", "аг эрик", "индженабат"; груши сортов "сини", "гюлабы", "хивили", "гызыл армуд", "шекери"; айву сортов "эндемиджи", "ордубади", "вененди"; персики сортов "селамы", "ордубади", "нарынджи", "энджири", "аг назлы", "гырмызы назлы"; черешню сортов "аг гилас", "гара гилас", "май гиласы", "сары гилас"; яблоки сортов "реджебли", "султанлы", "язлы" и другие фрукты. В 80-е годы XIX в. в одном только селе Биляв выращивали 12 редких сортов черешни (С.П.Зелинский, 1880). Характерным для региона, особенно для Нахчывана и Ордубада, был сорт дыни "тутма". Наиболее известны были летняя и зимняя "тутма" из села Алиабад. Широко распространенными в регионе являлись такие разновидности тутмы, как "надирханы", "миянбур", "агджанабат", "гойдженабат" и "нарынджи". Хорошими вкусовыми качествами, несмотря на крупные размеры, отличаются и нахчыванские арбузы.

Все вышеуказанные нами культурные ценности созданы талантливыми народными умельцами-азербайджанцами - автохтонами этого удивительного и прекрасного края. Хотя для изучения богатой и многоплановой традиционной культуры Нахчывана сделано немало, этнография этого края не исследована в должной мере. Мы должны создать фундаментальные труды и по истории всего Азербайджана и Нахчывана в частности. Этими трудами мы должны не только ответить на выдвигаемые притязания, но и показать всему миру древнюю, богатую историю и культуру Азербайджана.

Link to comment
Share on other sites

Sams мяним о сохбетлерден хошум гелмир, мяним учун бирдже мекан вар Нахчыван!

Хотя я тебя понимаю конечно что это мязяли бир зарафат, я выше написал для тех кто в танке!

Link to comment
Share on other sites

ГАРА ЯНВАР - БУНУ УНУТМА!

13 января - Армянами в результате вооруженного нападения было оккупировано с.Кярки Нахичеванской АР.

19 января- Армяне совершили вооруженное нападение на поселок Садарак Нахичеванской АР.

Link to comment
Share on other sites

К СОЖАЛЕНИЮ НЕКОТОРЫЕ КУРДЫ не умеющие себя вести, имея при этом власть, деньги, и многих в баку называют себя нахчыванцами что и негативно сказывается на имидже больших представителей малой земли.

Link to comment
Share on other sites

ГАРА ЯНВАР - БУНУ УНУТМА!

13 января - Армянами в результате вооруженного нападения было оккупировано с.Кярки Нахичеванской АР.

19 января- Армяне совершили вооруженное нападение на поселок Садарак Нахичеванской АР.

Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

Многоуважаемый Atropat!

Спасибо Вам за то что открыли такую Тему. Тема ооочень актуальная!

Я сам родом из Нахчыван, родители тоже. (Прощу добавить в список).

В последние годы в некоторой части населения создалась болезненное впечатление о Нахчыван и особенно о нахчыванцев. Эти люди, - иногда даже образованные, - думають что в Нахчыване все хорошо или точнее все лучше чем в других регионах Азербайджана, и нахчыванцы все живут богато, и вообще, нам везде зеленный свет. Таким образом создается образ врага, которому можно свалить все неудачи отдельной персоны. Например: человек не может найти работы, и успокаивает себя: Что я могу сделать, везде нахчыванцы. Бизнес нехорошо развивается, человек успокаивает себя: Это не я виноват, везде нахчыванцы… и т.д. А самое смешное я слышал 2-3 года назад в автобусе. Беседовали две женщин на эту тему и одна говорит:

Ешитмишем Бакыдакы бутун заводлары сокуб апарыб Нахчыванда тикирлер, она горе де джамаата бурда иш йохдур :blink:

Но мы же знаем что все не так. Даже в отдельных областях гос. службы создаются исскуственные препятствия нам, и всячески не допускают чтобы было там хоть одного человека из Нахчыван в руководящей должности, даже среднего звена.

Не исе, чох шадам ве мени де бу шерефли списока йазын!

Желаю вам то что посоветовал Г.Алиев (Аллах рехмет елесин) в одном из выступлений: НАХЧЫВАНЛЫЛАР, БАШЫНЫЗЫ ДИК ТУТУН АММА БУРНУНУЗУ ДИК ТУТМАЙЫН!

P.S. Забыли Рустама Бехруди из числа знаменитостей

Link to comment
Share on other sites

Kind Добро пожаловать на форум

К сожалению меньшевики имеют влияние на некоторые полки.

Называть себя нахчыванцами они могут по-разному

Но знаем чей дед чьего деда лет этак 60 назад бил палками ;)

P.S.Atropat не хочу традицию нарушать тезликле исписоку тезеле :rolleyes:

Link to comment
Share on other sites

Статус Нахичеванской Автономной Республики

1. Нахичеванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики.

2. Статус Нахичеванской Автономной Республики устанавливается настоящей Конституцией.

3. Нахичеванская Автономная Республика является неотъемлемой частью Азербайджанской Республики.

В состав Нахчыванской Автономной Республики входят б районов: Садарек, Ордубад, Джульфа, Шарур, Бабек, Шахбуз и три города: Нахчыван, Джульфа, Ордубад.

Link to comment
Share on other sites

Как видно из ника Зиядлы, он скорее всего принадлежит к роду Гянджинских ханов Зиядоглу-Гаджар.

Так вот дочь Бидирджахан-беим Ганджинской (род Зиядоглу, г.р.1802) и Мехди-Гулу Хана (род Карабахских, г.р.1863) Хуршудбану-Беим известная как Натаван выдала свою дочь за сына Исмаил-Хана Нахичеванского. Наверное по этой ветке и идет родство господина Зиядлы с кланов Кенгерли-Нахичеванских :)

Link to comment
Share on other sites

Абдуллаев Гасан Мамед Багир оглы Родился 20 августа 1918 года в селе Яйджи, близ г. Джульфа (ныне в Нахчыванской Республике). В 1941 году окончил физический факультет Азербайджанского Государственного педагогического института. В 1941-44 годах преподавал в Ордубатском педагогическом училище. С 1945 года работал в Институте физики и математики АН Азербайджанской ССР (в 1957-58 гг. директор), с 1959 года в Институте физики АН Азербайджанской ССР (в 1959-68 годах директор). В 1968-70 годах - академик-секретарь Отделения физико-технических и математических наук АН Азербайджанской ССР.

Абдуллаев Гасан Мамед Багир оглы (р.1918), советский физик, член-корреспондент АН СССР (1970), академик (1967) и президент (с 1970) АН Азербайджанской ССР. Член КПСС с 1942. Основные труды по физике селена и селеновым приборам, полупроводникам и лазерным материалам. Депутат ВС СССР с 1970.

Link to comment
Share on other sites

Source, башыня дёнум списоку кимин урейи истесе тезелийе билер, так что ждём ваших действий нахичеванцы! -)

ААА, уважаемый, вы тож нахичеванец? Абдуллаев Гасан Мамед Багир оглы Ваш родственник?(это я по нику так подумал)

Link to comment
Share on other sites

Обнавлённый список:

1. Ziyadli (Гянджя-Нахчыван потеншиал)

2. Mannali (Qarabagh - Nakhchivan)

3. TABU (Шамахы-Бакы-Нахчыван)

4. Aligeydar

5. Mete

6. Kazakli

7. Agent N

8. diosa

9. Protector(?)

10. Esta (нохчи-френд- пока есть проблемы)

11. Майк (двойной нахичеванец!)

12. Vidad

13. Angi (с шушинским акцентом)

14. Behnam B.Gurbanzadeh (от и до)

15. Naxcivanli (джулфинский)

16. Source (бабалы няняли нохчи)

17. Мамедали - (гял чыхдəəə -))) )

18. myledy(дястялиляр Москваны дагытды гоймайын! -))) )

19. АБДУЛ ибн АЛИМЗАК (Дахи сяняткар, почётный нахичеванец!)

20. LAWYER :rroza: (плоды моих чуств :lol: )

21. enfant terrible(ди хы... :D )

22. Lisa :rolleyes:

23. May be (А я не нахчиванская вроде, хотя кто его знает)

24. BrainyBoy (не похож на нахичеванца :nettt: 12 постов - гага сян гяряк бир китаб язардын бу форумда а ты написал всего 12 ;) Тялябин йерине йетирилди smoke:)

25. North Star (Нахчыванын Шимал Улдузу джанеее)

26.KIND (коренной нахичеванец :) )

Link to comment
Share on other sites

Саг ол, Source емиоглу! Иджазе вер сенинле виртуал олараг ел-еле тутуб бала Ветенимиз Нахчыванын (ифаде Екрем Ейлислийе мехсусдур) башына 7 дефе круглуйум!

Не лазым олса мен хазыр!

Link to comment
Share on other sites

Город Нахичеван.

Территория – 1120 км2

Символом древнего Нахичевана считается мавзолей Момине-хатун, воздвигнутый великим зодчим азербайджанского ренессанса Аджами Нахчивани в XII веке. Надпись на мавзолее гласит: "Мы преходящи. Мир стоит вечно". Уникальность этого мавзолея искусствоведы характеризуют так: "Такое развитое чувство формы, такая классическая законченность композиции и совершенство выполнения композиции не встречаются в эти годы в архитектуре Средней Европы. От нахичеванского мавзолея веет человечностью, как от лучших произведений классической литературы Востттуры Востока".

Символом современного Нахичевана является мавзолей Гусейна Джавида. Этот человек с невиданной силой отразивший в своей философской поэзии и драматургии противостояние добра и зла, в 1937 году оказался жертвой сталинских репрессий. Спустя много дет его прах из далекой Сибири удалось вернуть на родину и в 1997 году был воздвигнут этот мавзолей.

P.S. На фотке мавзолей Гусейна Джавида

Link to comment
Share on other sites

Саг ол, Source емиоглу! Иджазе вер сенинле виртуал олараг ел-еле тутуб бала Ветенимиз Нахчыванын (ифаде Екрем Ейлислийе мехсусдур) башына 7 дефе круглуйум!

Не лазым олса мен хазыр!

Link to comment
Share on other sites

Кстати ААА, в интерненте инфо о Г. Абдуллаеве очень мало, все материалы о нём одни дубликаты, я ни как не смог найти его фоту, плизз если у кого то есть фото Гасана Абдуллаева то плизз прошу пошлите мне на мыло.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Sad
        • Like
      • 161 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Upvote
        • Like
      • 128 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
        • Facepalm
        • Upvote
        • Haha
        • Like
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
      • 241 replies
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
      • 15 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
        • Sad
        • Haha
      • 151 replies
    • И опять Помогите))
      Девочки форума....кто может откликнитесь
      все все все...мне нужна ваша помощь....
      У дочери день варенье в понедельник, меня поставщики подвели, заказала костюм  Чуи(на вайлдберис) вобщем отказали ...
      А она у меня ужасная анимешница, вобщем решила сама смастерить ей костюм , благо не очень тяжёлый ...
      У меня есть пальтишко, портниха онун астарыны дейишечек, шляпку куплю , брюки черные и сарочка есть, остаётся только два элемента, серая жилетка и короткий пиджачок, серая жилетка может у кого то от костюма остался, могу купить, или за шоколадку взять, а что делать с пиджаком? Моя портиниха отказалась((( говорит переделать нет проблем , а новый сшить нет ...
      Очень мало времени ....помогите, можно и советом...
      По магазинам не могу пройтись с работы в 6 выхожу...могу успеть только в один но только если точно знать что могу купить , что надо
      • 18 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...