Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Топонимия татарских послений


Recommended Posts

[b]Верхний Авзян[/b]

Сегодняшний рабочий поселок Верхний Авзян своим появлением обязан заводу. Железоделательный Верхний Авзяно-Петровский завод был построен в компании с купцом К. Матвеевым по указу Берг-коллегии от 16 ноября 1753 г. на р. Авзян. Землю арендовал граф Петр Шувалов у башкир Тамьянской и Тангаурской волостей. В действие завод пущен в 1755 г.
Нижний Авзяно-Петровский завод возник в 1756 г. как подсобный (молотовый) Верхнему. Работные люди обосновали село - сегодня оно называется Нижний Авзян.
Оба завода через два года перешли в руки К. Матвеева, в 1760 г. от него - к Е. Н. Демидову.
Рудники располагались недалеко от заводов.
Верхний завод имел 2 домны, 6 молотов, 8 горнов, Нижний (\"для ковки\" железа) - 6 молотов, 8 горнов. В 60-х годах за год было произведено чугуна- 155423 пуда, железа 13216 пудов1.
В середине XVIII в. оба завода насчитывали 740 крепостных мастеровых и работных людей. Было приписано и переведено на заводы 640 душ, куплено с заводами и переведено с Дугнен-ского и Людвинского заводов 100, приписано 5411 душ мужского пола из сел Котловка, Чистое Поле, Толкиш, Булдырь, Каменный Ключ и других Казанской губернии. Работали здесь и вольнонаемные2, из них 20 крестьян - из Калужского и Алексинского уездов.
На работу крестьян из Казанской губернии направляли по очереди, по 350 человек три раза в год.
В 1866 г. в Верхнем Авзяне было 5765 жителей, 735 дворов; по вторникам устраивался базар. 894 человека в Нижнем Авзяне проживало в 149 домах.
В 1754-1755, в 1760-1762 гг. происходили волнения приписных к заводам крестьян Казанской губернии. Основные причины волнений: тяжелый труд, удаленность приписных деревень от заводов, жестокое обращение с работными людьми заводских приказчиков. Нередко крестьяне бежали с заводов. Карательные отряды подавляли волнения3.
В Крестьянской войне активно участвовали заводские крестьяне. С пугачевским указом от 17 октября 1774 г. на завод прибыл повстанческий полковник А. Т. Соколов-Хлопуша, арестовал за непослушание приказчиков. Заводским крестьянам приказал быть верными Петру III, \"за то де... будет всех жаловать всякою вольностию, тоже землею, лугами и рыбными ловлями на семь лет от податей освободит. Чему все несумнен-но и поверили\". При отъезде с завода он взял с собой до 500 крестьян, пушки с боеприпасами, 12 тыс. рублей. Заводским крестьянам раздали заработанные ими деньги, а из казенного скота каждому выдали по барану.
В соответствии с пугачевским указом на заводе было налажено производство артиллерийских бомб.
После ухода Хлопуши завод захватила воинская команда. Но в начале декабря, когда завод был занят башкирским отрядом, заводские крестьяне перешли на сторону повстанцев. В апреле 1774 г. на заводе был сам Емельян Пугачев (\"ныне на Авзянском заводе пушки и боньбы льет\"). По его требованию заводские крестьяне выделили ему на помощь 200 человек. Один из них -Дорофей Загуменов - стал пугачевским походным полковником1.
В 1769 и 1772 гг. завод посетили академики И. П. Фальк и И. И. Лепехин.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 427
  • Created
  • Last Reply

[b]Гадельшино[/b]

Гадельшино существует с 1833 г. Известен основатель деревни - зауряд-есаул Гадельша Габбасович Абубакиров, 1779 года рождения.
В 1834 г. в ней было 143 жителя. Через 25 лет в 29 домах проживало 150 человек, в 1920 г. - 178 жителей при 39 дворах.
Во второй половине XIX в. в Гадельшино находилось волостное правление Катайской волости.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

[b]История возникновения нашей деревни..[/b].

Прямых указаний на происхождение каргинских татар в земельных документах нет. Об этом можно судить лишь по топониму - названию деревни Карга. О названии деревни .в упомянутой писцовой книге написа но так: "...деревня Малая Пица, Каргаполье, что было дикое поле. В ней | служилые татаровя Ертугана Коконтаева..." Отсюда следует, что первоначально деревня имела двойное название "Малая Пица" и "Каргаполье".

Первое название "Малая Пица" происходит от названия речки, на которой располагалась деревня, служившей ориентиром в безлюдной степи. Малая Пица - это название притока речки «Пицы. Иногда полагают, что оно произошло от Пицы-помры, соседнего татарского селения, как малая деревня по отно-шению к Пице большой. Однако следует заметить, что Пица стала большой «деревней лишь к концу XVII в., когда в ней была поселена вторая, более значительная группа служилых татар из Касимова, только тогда Пица стала действительно самой большой деревней в крае.
Второе название - от .татарского "каргалар кыры" {в русском переводе - Каргаполье. Оно перенесено из темниковских мест, откуда переселились татары в Алатырский уезд, Припьянскую степь, имеет смысловое значение, применяется в значении "каргалар кыры", распаханное дикое поле, куда обычно слетаются стаи грачей, ворон, приносящие радость, благую весть. Неслучайно, в темниковских местах, позже в Башкирии, куда позже переселились темниковские татары, устраивался весенний праздник "Каргатуй". Возможно, подобие "каргатуя" устраивалось и в наших местах.
Земля в Карге определялась доброй, плодородной (как писалось в писцовых книгах "Земля добрая, сошного письма, впусте сохи) была предназначена для детей боярских), это дает нам право сказать, что каргинцы, как и татары деревень бассейна р. Пара (Кузьминка, Уразовка, Красный Яр, Ендовище, Антяровка и Актуково) переселились в Припьянскую степь с темниковских мест.
Название "Каргаполье" употреблялось еще и в 60е годы XVII в. в переписке алатырских татар, участвовавших в сражении под Смоленском, с боярином Б.И.Морозовым. Он, как командующий российским войском в этом сражении, высоко оценил алатырских татар, в т.ч. и служилых татар - Шубино, Каргаполья и Семеновки, а также 9 других татарских деревень, выделил им бесплатно строительный лес из своих вотчинных из-под Богородцка (Кочунова). Каргинские татары оказались самыми близкими к этому лесному массиву.
Следует заметить, что селения с названием Карга - не редкость - Каргалы, Каргаполье имелись в тем-никовском уезде, часто встречаются в Чистопольском, Белебейском, Бирском, Стерлитамакском и других уездах Среднего Поволжья и Приуралья. Обычно названия селениям давались татарами-мишарями, выходцами из темниковских мест.

Карга, как поселение служилых татар с Мещеры , возникла не на пустом месте. В местности, где она образовалась, уже стояла небольшая деревушка, расположенная на сакме. Ее жители имели значительные площади пашни, перелогу, пользовались диким полем для пастьбы скота, лошадей.

Первопоселенцами Карги были Ижбулатка Кудашев, Енбулат Едмашев, Ивашка Караваев, Оломет и Мамешка Тулубаевы и другие. Эти старослужилые татары жили в 8 дворах. Они несли службу по охране сакмы, передаче сведений о движении воинских людей ногайских орд и начали распахивать целинные земли.
К моменту поселения основной группы служилых татар, состоящую из 8 человек, (возглавлял ее Ертуган Коконтаев} у каргинцев было пашни паханной по 100 четей, перелогу 50 и Дикого поля, используемого как пастбища - 150 четей. Сверх старых дач было примерно (отведено) 833 четей. Земля была распределена, были наделены окладами прежде всего, новые служилые татары. 150 четей в оклад за службу был назначен Ертугану Коконтаеву, Девлеткильдею Тименееву, Ишмамету Чиникееву, по 100 четей Елдашу Черкаеву и Бураю Бутееву, 80 - Тулушу Урусову, 70 - Черкашу Урмашеву, 50 - Аляшу Байбулатову, беспоместным Ивашу Караеву 170 чет, Оламету и Мамешке Тулубаеву, Евлейке Митюкову - 80 четей. В общей сложности сумма окладов составила 1340 четей, тогда как площадь примерной (закрепленной за деревней) составила всего 833 чет. Из них 233 чети были отписаны на государя (оставлены в резерве). Фактически было роздано лишь 610 четей - их получили новые служилые татары. Старослужащие остались без поместий, пользуясь небольшими клочками земли старых дач. Ижбулатка Кудашев вынужден был переселиться в Шубино.

Первыми вопрос о поместьях подняли беспоместные служилые татары . Представителям власти предписывалось тщательно проверить состояние дел в деревне, предприняв меры осторожности, не доезжая деревни взять с собой тутошных и посторонних людей, попов, дьяков, крестьян соседних деревень, переписать все усады и дворы.
Конфликт между владельцами земель продолжался и в последующие годы. В 1687 г. каргинцам выдается новая выпись - документ о земельных наделах. Однако нерешенных вопросов оставалось немало, и они давали знать о себе еще долгие годы.
К концу XVIII века рост деревни прекратился ,наблюдался процесс переселения каргинцев в восточные районы России, жители деревни продолжали иметь очень низкую обеспеченность землей. Неслучайно судебное разбирательство спора-конфликта между малоземельными и больше земельными татарами Сергачского уезда началось с каргинцев. Не дожидаясь учреждения суда в Сергачском уезде, они обратились нижнюю расправу Лукояновского , а затем - Васильского уездного суда.

На наш взгляд, причин неурядиц была вызван преждевременной сменой предводителя каргинцев Ертугана Коконтаева. Он сошел с арены сразу после поселения новых служилых татар в Карге. Его заменил один из рядовых служилых татар Тулуш Урусов. Уже в момент размежевания земель с окрестными селениями, владельцев земель Карги представлял не Ертуган Коконтаев, а Тулуш Урусов .Разрозненная группа не смогла своевременно доказать свои права. Все это отразилось на обеспеченности землей, настроениях людей.

Этим умело пользовались церковники. Они добивались преимуществ для новокрещенных татар Особенно активно кампания производилась уже после разрешения исповедовать ислам, строительства мечетей. Только в один 1795 г. совершено до 10 сделок по купле-продаже земель татарами, покинувшими свои поместья в Карге. Их, как правило, приобретали новокрещенные татары. В каргинских делах упоминаются новокрещенные Ивановы, Дорофеевы, Никитины, Алексеевы, Николаевы, Марковы, Максимовы и другие. Они составляли около 20% жителей деревни. И это в то время, когда в деревне действовали 2 мечети.

Значительная часть татар предпочитала крещению переселение в восточные районы. Известны адреса мест, куда переселялись каргинские татары. Это - деревня Кулбаев Чистопольского округа, Старый Атлас Хва-лынского уезда Саратовской губернии, Аллагуватово Стерлитамакского округа Оренбургской губернии, Бембеевский, Бирский уезды в Башкирии. Две группы каргинцев образовали свои селения под названием Каргаполье в Спасском уезде Казанской губернии (в нынешнем Алексеевском районе Татарстана).
Таковы некоторые страницы истории Карги - исконных земледельцев.

Автор статьи Алимжан Орлов, со ссылкой на газету "Туган Як” от 4.08.06г.

Link to comment
Share on other sites

[b]История села Каменный Брод

Основание села[/b]

Село было основано в 1614 году. Это было первое поселение Иссинского района на месте брода при дороге из Астрахани в Москву. Отмечу, что тогда оно еще не относилось к пензенской области, т.к. г. Пенза появился лишь 49 лет спустя ?. В конце 16 – начале 17 веков в Иссинском районе несли службу темниковские татары, потомки которых сейчас живут в с. Каменный брод и в основном в соседних селах района в небольшом количестве. Темниковские татары сейчас живут в основном в селе Кильмаевка .Раньше село находилось на том месте, где сейчас приблизительно школа в Каменном Броде, а потом в связи с заболачиванием основали новое село.

Link to comment
Share on other sites

[b]Описание села Кильмаевка[/b]

КИЛЬМАЕВКА (Верхний Каменный Брод, Кильмавка), татарско-мишарское село Каменно-Бродского сельсовета, в 4 км к юго-западу от него, на левом берегу речки Сухой Широкоис. На 1.1.2004 – 37 хозяйств, 87 жителей. С 1918 – центр Кильмаевского сельсовета. Входило в состав Украинцевской волости, в 1912 – Иссинской волости Инсарского уезда Пензенской губернии. Основано инсарской служилой мордвой, о чем говорит современное название: келема (морд.) − «брод». Первоначально построено, вероятно, севернее, на реке Иссе, где был «верхний» Каменный брод, несколько выше нынешнего с. Каменный Брод, о чем говорит прежнее название, затем переведено в степь. Любопытно, что старшее поколение жителей села называет его Кэмэнэк, за которым угадывается русская калька «Каменка», а речку Сухой Широкоис называет Чиркаич.

Link to comment
Share on other sites

[b]Салмовка[/b]

[b]ТЕНИШЕВКА[/b] бывшая татарская деревня Верхнесалмовского сельсовета, в 1 км от него. Вошла в черту села Верхняя Салмовка. Нынешнее название села(Салмовка)

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

[b]Татарщино[/b]

Тата́рщино (тат. Kürşə, Күршә) — татарское село в Рассказовском районе Тамбовской области. Основано предположительно в 1697 году шацкими служилыми татарами. Родом из этого села зам. народного комиссара юстиции и прокурора Татарской АССР Зайнулла Хасяинович Булушев.

Село по прежнему административно-территориальному делению относилось к Татарщинской волости Тамбовского уезда Тамбовской губернии. Прежнее название села — деревня Тенишевка, видимо от имени Тениша мурзы князь Долотказина, которому вместе с Кутломаметкой Худяковым и товарищами в 1697 г. была пожалована земля «за Шатцим Большим Ценским лесом в бортных и вотчинных угодьях по речке Керше и по речке Ламоису в Кершенском и во Закрацком ухожье». Всего в выписи из дозорных книг упомянут 101 человек.
По переписи 1710 г. в селе проживало 75 человек мурз и татар в 8 дворах. Ещё 8 мурзам принадлежало 8 дворов, в которых проживало 90 человек крестьян. По третьей ревизии 1761—67 гг. в Тамбовской округе находились только три татарские деревни — Тенишева, Енгалычевка, Михалёвка, в которых проживали только «мурзы и татары» — 205 человек в 35 дворах.

В селе была соборная мечеть и мектеб. В «Ведомости о числе приходов и духовных лиц» отмечается, что мечеть была построена в 1890 г., однако в 1815 г. она уже существовала, так как в этом году муллой был утвёржден Рахматулла Мусеев Енгалычев. В конце XIX в. имамами и мугаллимами были Сахибгирей Нигматуллин Енгалычев и Хамза Губайдуллин Енгалычев, утверждённые в 1872 и 1880 гг. соответственно.

Link to comment
Share on other sites

[b]Заитово (Азикеево, Азналино, Бадышево)[/b]

V ревизия показала три деревни под названием Заитово (Заит - имя человека, однако установить его личность не удалось). В то же время каждая из них называлась по-своему: первая Азикеево, здесь жили сыновья ее основателей - Сердубай (1767-1841) и Тавлубай (с 1761 года) Азикеевы, другая называлась Азналино, в ней обосновался сын первопоселенца Марзагул Азналин (с 1788 года). Третья была известна как Бадышево. По возрастам сыновей основателей трех деревень можно определить время их основания - 30-50 годы XVIII в.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кагарманово (Кухтур, Куткурово)[/b]

В 1834 г. жители д. Юнаево Тамьянской волости во главе с урядником Кагарманом Казаккуловичем Юнаевым (с 1786 года) основали новую деревню Кагарманово (Кухтур, Куткурово). Из д. Юнаево 17, из Амангильдино 5, из Ишкильдино 3 двора обосновались на новом месте (д. 566, 695). В 1859 г. в 18 дворах проживало 134 жителя. 471 человек и 85 дворов было в 1920 г.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кузгун-Ахмерово[/b]

К юрте № 28 относилось две деревни, имевшие названия Бизяк-Ахмерово, по названию речки и имени первопоселенца, и Кузгун-Ахмерово — от этнонима рода Кузгун-Катай и имени другого основателя Ахмера. В конце XVIII в. было три деревни: Кузгун и две деревни Ахмерово.
В Кузгун-Ахмерове при р. Буганак в 1795 г. проживало 203 жителя в 35 дворах. X ревизия показала 440 жителей, в т. ч. двух припущенников, и 72 двора. Первая советская перепись зафиксировала 451 человека и 92 двора.
Сын первопоселенца Иштавлет Ахмеров жил здесь в 1767— 1835 гг.

Link to comment
Share on other sites

[b]Мухаметово (Ярсык Баш)[/b]

Из тамьянских деревень Мухаметово и Шигаево относятся к Белорецкому району.

Деревня Мухаметово (Ярсык Баш) известна с 40-х годов XVIII в. V ревизия показала 15 дворов с 89 жителями. К 1859 г. количество жителей возросло до 300 человек, дворов - в 2 раза. В 1920 г. 492 человека проживало в 104 домах.

Основатель деревни неизвестен. Сыновья и внуки его жили в родной деревне. Старший сын Кутлугильды Мухаметов жил в 1755-1833 гг. Его дети - Бикбай, Имангали, Мулкаман. Средний - Уразгильды (1764-1828). Его сыновья Карагул, Рамазан. Младший сын - зауряд-хорунжий Мурзагильды Мухаметов (1773-1843). Его сыновья - Касынбай, Алсынбай, Ажибай, Ибрагим.

Link to comment
Share on other sites

[b]Новохасаново[/b]

Новохасаново по р. Инзер также имело несколько названий: Тэгэнэк, Сусагай.

По V ревизии 1795 г. оно имело 30 дворов, где проживало 178 человек жителей. В 1859 г. было 52 двора и 323 жителя; в 1920 г. - 172 человека и 36 дворов.

Житель этой деревни Алтынялай Балдашев - герой Отечественной войны 1812 года. Он - кавалер серебряных медалей \"За взятие Парижа 19 марта 1814 года\" и \"В память войны 1812 года\".

В 1769-1839 гг. в родной деревне жил сын первопоселенца Идрис Хасанов.

Link to comment
Share on other sites

[b]Нурушево[/b]

Нурушево в 1795 г. состояло из 8 дворов и 55 жителей. В 1843 г. было 94 человека, в 1859 г. - 122, в 1920 г. - 148 жителей.
Основал деревню Нуруш Абдулменов (1744-1822 гг.). Его сыновья Кутлугильды (его - Мухаметвали), Туктамыш (его -Аркыбай, Байзигит), Кулсары, Кутурбай Нурушевы.

Link to comment
Share on other sites

[b]Рысыкаево (Арвяк Верхний и Нижний)[/b]

Рысыкаево (Арвяк Верхний и Нижний) находится при р. Арвяк. Называли деревню еще и Шигаево. В 1795 г. деревню составили 9 дворов с 37 жителями. Через 55 лет в 37 домах проживало 276 человек. Первая советская перепись 1920 г. показала 548 жителей и 146 домов.
Известны сыновья и внуки Рысыкая. Старший Кусяпкул Рысыкаев жил в 1771-1847 гг. Его дети - Мухаметшариф и Рамазан. Второй Тляпкул Рысыкаев, 1773 года рождения. Его сыновья - Юлберды и Юнус.
Вышеупомянутые даты косвенно говорят о времени основания деревни - начало второй половины XVIII в.

Link to comment
Share on other sites

[b]Сафаргулово[/b]

Сафаргулово находится при р. Инзер. У деревни было еще три названия - Туганаш, Кижат, Ширши. Возникла в 70-х годах XVIII в. В 1795 г. в ней было всего 7 дворов с 20 мужчинами и 11 женщинами. X ревизия показала 369 жителей и 35 дворов. В 1920 г. в деревне проживал 371 человек в 75 дворах.
Сын первопоселенца Мухаметрахим Сафаргулов жил в 1777-1847 гг. IX ревизия зафиксировала одного долгожителя -87-летнего Суяргула Умитбаева.

Link to comment
Share on other sites

[b]Серменево (Аккучуково, Курмашты)[/b]

Самой известной и сравнительно большой была коренная деревня катайцев Серменево при реках Агидель, Кадыш и Яндык. Косвенный материал о времени образования деревни -надгробный камень, он свидетельствует следующее: \"В 1702 году в деревне Серменево был похоронен стерлитамакский купец Гиляз\" . Но в то время еще не было Стерлитамака, который возник в 1766 г. на месте Ашкадарской пристани. По всему видно, что при расшифровке даты захоронения допустили ошибку. В 1795 г., когда была проведена V ревизия, деревня называлась Серменево, а в скобках - Аккучуково. Она была самой большой из всех катайских поселений. В 60 дворах проживало 205 мужчин и 200 женщин.

Почему же деревня называлась Серменево? Согласно легенде, некий старик Сермен облюбовал долину р. Агидель. В этих местах его сын Аккусюк основал деревню. Но это только легенда. Сермен - антропоним.
Сермен не был отцом Аккусюка Тагирова, пугачевца, старшины Катайской волости. В двух источниках (сб. \"Документы ставки Пугачева\", \"Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии\") десять раз упоминается это имя. В конце июня 1774 г. вместе с отрядами других башкирских старшин он подошел к Уфе, сделав неудачную попытку \"учинить приступ\" на город, был разбит полковником Якубовичем вблизи села Чесноковки и речки Уршак. О том, что деревня носила его имя, свидетельствует рапорт есаула его команды Абузара Абдулгаирова на имя Кинзи Арсланова. В нем упоминаются д. Аккучуково и ее жители- Батыр Бяпеев и Уразгильды Имангулов, захваченные в плен карателями.
Известен сын первопоселенца Худайберды Аккусюков.
Серменево имело и третье название - Курмашты.
Деревня росла. В середине прошлого века в ней было 120 дворов, 832 жителя. В 1920 г. в 264 дворах проживало 1425 серменевцев.
В 1798-1863 гг. деревня в составе Катайской волости входила в юрту № 27 6-го кантона. Центр волости с 1864 г. находился в д. Татлы, с 1919 г.- в д. Серменево. С начала 1919 г. волость вошла в состав Тамьян-Катайского кантона.
Жители Катайской волости жили интересами и заботами всего народа. Они активно участвовали во всех башкирских восстаниях XVIII в., в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева.
Когда над Россией в 1812 г. нависла угроза, часть серменевцев в составе 14-го башкирского полка участвовала в освобождении страны и Европы от иноземных захватчиков. Рядовые Салих Аккушев, Ишчура Биимбетов, Сафаргул Бурангулов, Абдряш Султанмуратов и зауряд-сотник Гайнулла Тагиров получили серебряные медали \"За взятие Парижа 19 марта 1814 года\" и \"В память войны 1812 года\".
Серменевцы - полукочевники. На кочевку в 40-х годах XIX в. выезжало до 100 кибиток. Там проводили май-сентябрь. Места яйляу располагались в долинах рек Яндыка, Большого Инзера, Сурян Зяк, Кузбики и Наязы.

Link to comment
Share on other sites

[b]Субхангулово (Курпучук)[/b]

Деревня Субхангулово называлась и Курпучук. Находится при р. Реветь. В 1795 г. состояла из 14 дворов с 92 жителями. X ревизия показала 129 человек при 17 дворах. 308 человек и 59 домов было в 1920 г.
Сын первопоселенца Кутлумбет Субхангулов в 1761 г. участвовал в отдаче заводчику Демидову земель в аренду по р. Инзер.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Magiya' timestamp='1312953460' post='9751351']
Кемерово - Кемер
[/quote]


Спасибо.... надо будет проследить происхождение... наверняка происхождение слова тюркское.
Есть еще интересный момент - к сожалению материал пропал при обрушении системы - на территории Сибири, Идель, Урала и Поволжья очень много сел с названиями идентичными тем, что имеются на территории Азербайджана... Барда, например, Аксу и ак далее. Надо попытаться восстановить.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кемерово[/b]

[b]Название[/b]

До образования города на его месте находились сёла Щеглово (ранее — деревня Щегловка) и Кемерово. Город был образован 9 мая 1918 года под названием Щеглов в связи с образованием Щегловского уезда, затем назывался Щегловск (возможно, с осени 1924 года, когда Кузнецкий и Щегловский уезды были преобразованы в Кузнецкий округ). 27 марта 1932 года Щегловск переименован в Кемерово.[2]
Название «Кемерово», вероятно, произошло от тюркского «кемер» — склон горы, берег, обрыв, холм, гора.[3]

P.S.
Возможный вариант перевода ''уголь''.
Уголь - Комюр. (Каменный уголь - иер-комюр (собств. земляной уголь)).

...Одним из самых многочисленных из так называемых "коренных" народов Кузбасса считаются шорцы, хотя во всех официальных документах проходят как "малочисленные народы Севера". Шорцы - тюркоязычный народ, проживающий [b]на юге Кемеровской области[/b] в горнотаежной местности, получившей в начале XX в. название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р.Мрассу и ее левому притоку Пызасу (административная территория Усть-Анзаса и Чилису-Анзаса). Часть шорцев проживает в Республике Хакасия, где они ассимилируются местным населением. Общим самоназванием всех групп шорцев было [b]"татар-кижи"[/b]. Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию - черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы, или по названиям родов - абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы.


http://chulpan.org/veruushie.htm
...Часть многотысячного татарского населения Кемеровской области - потомки поволжских (казанских, башкирских татар и мишарей) - проживают в основном в городах. Заселяли татары территорию Кузбасса в три этапа. Первый связан со столыпинской реформой (1907-10 гг.), второй - с бегством от голода в Поволжье и коллективизацией в 1920 гг., третий - с переездом татар на стройки коммунизма в 1930-60 гг. Этнокультурные контакты поддерживаются в пределах отдельных кровнородственных или земляческих городских групп, например: прокопьевских, анжерских, кемеровских, юргинских и др.

Обособленно существуют и группы сельских татар - сел: Нижегородка, Теплая Речка, Серебряково, Тундинка и др., переселившихся сюда в начале XX века из различных районов Поволжья и смешавшихся между собой. В советское время здесь были организованы зажиточные колхозы, как, например, "Азат-Себер" в Теплой Речке. В 1960-80 гг. активно протекал процесс миграций татарской молодежи в гг. Мариинск, Анжерка, Томск и Кемерово.

Татары как сибирские, так и смешавшиеся с ними казанские, включая татар-мишарей, проживают в гг.: Прокопьевск, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Юрга и др., в основном, интегрируясь в общую массу городского населения (88%), нигде не образуя этнокварталов. Немногочисленные компактные группы татар есть в д. Серебряково Тисульского района; дд. Нижегородка, Теплая Речка Ижморского района; дд. Куркули, Тундинка, Туйла Мариинского района. Особую группу татар-аборигенов составляют татары-калмаки в д. Юрты-Константиновы Яшкинского и пп. Зимник, Сар-Саз Юргинского районов Кемеровской области. По данным переписи населения 2002 года в Кемеровской области проживает 51030 татар, из них 83% сосредоточено в следующих районах, городах и подчиненных их администрациям населенных пунктах: г. Прокопьевск - 9342, г. Кемерово - 8071, г. Новокузнецк - 6361, г. Анжеро-Судженск - 4168, г. Юрга - 2315, г. Киселевск - 2419, г. Ленинск-Кузнецкий - 2361, г. Белово - 2111, г. Междуреченск - 1820, г. Мариинск и Мариинский район - 1260, Ижморский район - 909, Юргинский район - 1084 человек. Татар сибирских насчитывается лишь 21 человек.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарские авылы[/b]
http://www.tatforum.info/forum/lofiversion/index.php/t7128-50.html

...Новосибирская область: Барабинский район - Тандов, Новокурулкаева; Венгеровский район - Акбалык, Чаргары, Воробъево; Каргатский район - Терентино, Муса, Шибаки; Куйбышевский район - Аул-Бергуль, Шагирь, Омь(Осинцево); Усть-Таркский район - Юрт-Угз^й; Убинский - Заречноубинская, Новая Качомка, Шушковка; Чановский район - Кошкуль, Тебис, Аялы, Белехта, Добринка, Тармакуль, Малый Тебис; Кыштовский район - Альменево, Усманка, Кыштовка. В районом центре Кыштовка татары проживают вместе с русскими, остальные населенные пункты надо проверить.

Кемеровская область: Тисульский район - Серебряково; Ижморский район - Нижегородка, Теплая Речка; Мариинский район - Куркули, Тундинка, Туйла; Яшкинский район - Юрты-Константиново; Юргинский район - Зимник(татарский- Кышлау), Сар-Саз. Все деревни вроде основаны приволжскими татарами,но в некоторых проживают вместе с сибирскими.

В Ставропольском крае чисто татарским аулом можно назвать Малый Барханчак(Ипатовский район). Аул Куликовы-Копани(Туркменский РАЙОН) является туркмено-татарским,но татар чуть больше. Также есть туркмено-татарских аулов Верхний Барханчак, Юсуп-Колак,но позволяет ли доля татар назвать деревни татарскими?

В Волгоградской области татары компактно проживают : Ленинский район - Бахтияровка, Маляевка; Светлоярский район - Нариман, Малые Чапурники, Червленое; Старополтавский - Лятошинка. Только в Червленом вроде татары проживают вместе с калмыками, русскими''...



...''Список татарских деревень Свердловской области(с yashen.ru): АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН - пос. Буланаш; АРТИНСКИЙ РАЙОН - Артя-Шагири (^рт^-Шигер), Журавли (Торна авыл), Бакийково (Бакый авыл), Биткино (Бик^н авыл), Усть-Манчаж (Манчаж-Тамак), Бихметовка (Бикм^т), Азигулово (^^егол); АЧИТСКИЙ РАЙОН - Гайны (Гайн^), Нижний Арий, Яманзельга (Яманелга), Лямпа (Л^мте); КРАСНОУФИМСКИЙ РАЙОН - Озерки (Табанлы к^л), Сызги (Сыскы), Средний Бугалыш (Урта Богалыш), Усть-Бугалыш (Я^а Богалыш), Тат. Еманзельга (Тат. Еманелгасы), Средний Баяк (Урта Б^як), Верхний Баяк (Югары Б^як), Усть-Баяк (Б^як Т^з), Куянково (Куян авыл), Большой Турыш (Зур Т^реш), Бишково (Биш авыл), Токтамыш (Туктамыш); НИЖНЕСЕРГИНСКИЙ РАЙОН - Уфа-Шигири (Уфа-Шигер), Урмикеево (^рм^к^й), Ак Баш, Перепряжка (Аккул), пос. Красноармеец (конезавод), Васькино (Васкин), Аракаево (^р^к^й), Шарама, Контуганово (Кантуган); ТАВДИНСКИЙ РАЙОН - Эскалбы и Острова; ТУГУЛЫМСКИЙ РАЙОН - Л^^ (сибирские татары); ШАЛИНСКИЙ РАЙОН - пос. Сабик (лесозаготовки); г. ПОЛЕВСКОЙ - пос. Зюзелка (шахты)''.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарские авылы[/b]
http://www.tatforum.info/forum/lofiversion/index.php/t7128-50.html

[b]МАЛЫЙ БАРХАНЧАК[/b] - татарский аул в Ипатовском районе Ставропольского края. По документу от 26 мая 1788 года 26 служивых и ясачных татар, выходцев из Вятской и Казанской губернии, определены на это место жительства. Произошло все по особому указу Екатерины Второй - для того чтобы "степь была заселена". Через 8 лет по ведомости Кавказской казенной палаты, татарское население насчитывало 301 человек мужского пола. После отмены крепостного права, когда эти места были более-менее обжитыми, потянулись сюда крестьяне. жили доходамиот скотоводства, выращивали тыкву, дыни, огурцы.
Электричество появилось в домах в 1964 году. В 2008 году в ауле проживало 1230 человек.

[b]КУЛИКОВЫ КОПАНИ[/b] - татаро-туркменский аул в Туркменском районе Ставропольского края. Аул основан в 1864 году туркменами. В 1901-1905 годах в аул переселись татары из села Бастаново Тамбовской губернии (ныне в Сасовском районе Рязанской области). Аул расположен у истоков реки Кучерли, в 21 километрах от районного центра. Вместе с поселком Таврический образует Куликово-Копанский сельсовет, главой которого является Ахмет Бекирович Дилеков.На 2002 год проживает около 1400 человек, в ауле 480 дворов.

[b]ВЕРХНИЙ БАРХАНЧАК[/b]

Баш авыл, население смешанное, одна половина - татары, другая - туркмены. На 2002 год проживает 500 человек.

Link to comment
Share on other sites

[b]Набережные Челны отмечают День города[/b]
10 Августа 2011,09:35

В связи с Днем города мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев поздравил всех челнинцев с праздником.

(Набережные Челны, 10 августа, «Татар-информ»). В связи с Днем города мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев поздравил всех челнинцев с праздником.

«Дорогие челнинцы! Примите искренние поздравления с Днем города! День города связывает воедино богатое прошлое и достойное настоящее Набережных Челнов, его многовековую историю и современность. Летопись Набережных Челнов включает в себя много ярких страниц. Самая примечательная из них - принятое в 1969 году руководством страны решение о строительстве крупнейшего автозавода - перевернула судьбу маленького городка. Для многих Автоград стал общим домом, общей судьбой и общей историей. Все, чем привлекателен и богат наш красивый, чистый, благоустроенный город, чем мы привыкли гордиться – это заслуга многих поколений челнинцев.

У Набережных Челнов особенный характер, сформировавшийся в годы становления «КАМАЗа». Челнинцам присущи сильная воля и неутомимость Евгения Батенчука и Льва Васильева, беззаветная любовь к родной земле Ильдара Маннанова и Раиса Беляева, энтузиазм и неутомимая энергия Нагима Аглямова, Виктора Герасименко, Радика Заляева, Вазыха Мавликова, Виктора Филимонова и многих других первостроителей, на которых равняется молодое поколение челнинцев.

Бережно сохраняя прошлое, мы смело идем вперед: выпускаем «КАМАЗы», строим дома, осваиваем новые микрорайоны, укладываем дороги, обновляем город. Благодаря нашему общему труду сегодня Набережные Челны являются крупным промышленным, культурным центром Закамского региона Татарстана. Хочу выразить искреннюю признательность всем, кто не жалеет ни сил ни времени для процветания родного города, кому близок и бесконечно дорог Автоград. Именно благодаря вашему патриотизму и трудолюбию Набережные Челны из года в год становятся более современными и комфортными для проживания. И я уверен - у Автограда славное будущее. Он только в начале пути, он будет расти вместе с теми, кто сегодня делает свои первые шаги. С праздником, челнинцы! С днем города, Челны!», - говорится в поздравлении мэра, опубликованном на официальном сайте города.

Link to comment
Share on other sites

[b]Бугульма[/b]

город, р.ц., Татарстан. Основан в 1736 г. при впадении р. Бугульма (ныне Бугульминка) в р. Зай. Гидроним из татар, бегелме 'извилина, загиб, изгиб'.
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.

Бугульма́
город в Татарстане, в 300 км к ЮВ. от Казани, на р. Бугульминка, на ж. д. Ульяновск – Бугульма –Уфа. 93 тыс. жителей (2003). Вначале татарская деревня, с 1741 г. слобода, с 1781 г. город (с 1806 г. в составе Оренбургской, а с 1851 г. Самарской губернии). В 1950-е годы стал центром добычи нефти. Маш-ние, строит., лёгкая и пищ. пром-сть. Жел.-дор. узел, аэропорт. НИИ нефтяной пром-сти. Театр, музеи: краеведческий и писателя Я. Гашека (жил в Бугульме в 1919 г.).
Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория. Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006.

[b]В Бугульме РТ проходит конкурс ко Дню города[/b]
11 Августа 2011,22:03
Срок подачи заявлений на участие в конкурсе - до 15 августа 2011 года.

(Казань, 11 августа, "Татар-информ"). В связи с празднованием Дня города исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ объявил о проведении конкурсов по следующим номинациям: «Благоустройство закрепленных территорий, зданий среди предприятий, организаций и учреждений»; «Благоустройство закрепленных территорий в сфере торговли и предоставления услуг населению»; «Благоустройство закрепленных территорий и зданий в сфере бюджетных организаций»; «Лучшая клумба»; «Лучший двор»...

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

[b]Заитово[/b]

Татарская деревня в Аургазинском р-не, Тряпинский с/с. Число жителей 172 человека (2009). При переписи 2002г 52% переписаны башкирами, 46% - татарами.
Из истории: Мишарская деревня Заитово возникла по договору о припуске с вотчинниками Бишауль-Табынской волости в 1634 г. Основали ее тептяри дер. Чупай Илги Вершины, Кармыскалов, Евбуляка и Чупаева в 1795 г. и относились к команде старшины Х. Уразметева. Затем сюда заселились и мишаре.
ufagen.ru

Link to comment
Share on other sites

  • 5 months later...

[b]КАРНОВАР [/b]
[b]Неверкинский район[/b]

НЕВЕРКИНСКИЙ РАЙОН расположен в юго-восточной части Пензенской области. Образован 16.7.1928 года в составе Кузнецкого округа Средневолжского края. 10.2.1932 упразднен, его территория вошла в состав Камешкирского, Павловского (в основном), а также Барановского районов. В сентябре 1935 восстановлен. В феврале 1939 передан из Куйбышевской в Пензенскую область. 1.2.1963 упразднен, его территория вошла в Кузнецкий район.12.1.1965 восстановлен. Численность населения 18,7 тыс. человек, из них татар 9,3 тыс., чуваш 4,6 тыс., русских 4,5 тыс., 309 чел. мордвы. Площадь 98450 га.

КАРНОВАР
Неверкинский район

КАРНОВАР (Карнавар, Елань-Кадада, местное – Харенвар и Кырнавар), татарское село, центр сельсовета, в 12 км к югу от районного центра, на левом берегу Елань-Кадады. На 1.1.2004 – 236 хозяйств, 818 жителей. По преданию, основано чувашами, называвшими его Харенвар, что в переводе означает «сухой овраг». Со второй четверти XVIII века известно как татарская деревня Усть-Карновар, Елань-Кадада тож. В 1747 году в нем 38 служилых татар, пришедших из Алаторского, Касимовского и Темниковского уездов (Голомбиевский, 1891, с. 13). Входило в состав Баклушинской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Родина Героя Советского Союза, гвардии старшего лейтенанта, командира штурмового авиазвена Мудариса Идрисовича Мустафина (род. в 1916), совершившего до 1944 года 98 боевых вылетов, уничтожившего большое количество живой силы и техники противника. Численность населения: в 1877 – 719, 1897 – 1017, 1926 – 1189, 1959 – 804, 1979 – 947, 1989 – 762, 1996 – 747 жителей.


''...История населения района. В новейшее время первыми колонизаторами его территории, не имевшей оседлого населения с конца 14 века, стали служилые татары и чуваши, совместно несшие с 1680-х годов станичную службу по защите Московского государства на пензенско-сызранской оборонительной линии. Не исключено, что еще в эпоху походов Ивана Грозного на Казань и Астрахань здесь уже несли службу чуваши – потомки буртасов. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых татарских селах района (Октябрьское, Карновар) сохранились предания, согласно которым на месте нынешних татарских сел жили чуваши, а прежнее имя Октябрьского – Мазарлы («могилы»), вероятно, дано по большому чувашскому кладбищу. Ряд селений основаны служилыми чувашами и татарами, долгое время жившими совместно (Исикеево, Кунчерово).


[b] [size=5]КАРНОВАР (Карнавар, Елань-Кадада, местное – Харенвар и Кырнавар) Неверкинского района Пензенской области[/size][/b]

Татарское село, центр сельсовета, в 12 км к югу от районного центра, на левом берегу Елань-Кадады. На 1.1.2004 – 236 хозяйств, 818 жителей. По преданию, основано чувашами, называвшими его Харенвар, что в переводе означает «сухой овраг». Со второй четверти XVIII века известно как татарская деревня Усть-Карновар, Елань-Кадада тож. В 1747 году в нем 38 служилых татар, пришедших из Алаторского, Касимовского и Темниковского уездов (Голомбиевский, 1891, с. 13). Входило в состав Баклушинской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Численность населения: в 1877 – 719, 1897 – 1017, 1926 – 1189, 1959 – 804, 1979 – 947, 1989 – 762, 1996 – 747 жителей.
[Полубояров М.С. - [url="http://suslony.ru"]http://suslony.ru[/url], 2007.]

[b]Мустафин Мударис Идрисович [/b]

(р. 15.11.1916, с. Карновар Вольского уезда Саратовской губернии, ныне Неверкинского района), Герой Советского Союза (1944), гвардии старший лейтенант, командир звена штурмового авиаполка. На фронте с 1942 г. Совершил 98 боевых вылетов.
[b][Полубояров М.С. Мустафин Мударис Идрисович / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 367.][/b]

Карновар

Широта: 52°40'00'' Северной Широты Долгота: 46°45'00'' Восточной Долготы Высота над уровнем моря: 250 Солнце (сегодня): Восход - 08:25:10, Заход - 17:49:01, Истинный полдень - 13:07:06 Поблизости:
Черталей, Мансуровка, Дмитриевка, Каменный Овраг, Неверкино, Бикмурзино, Елшанка, Алешкино, Бикмосеевка, Алеево,

Link to comment
Share on other sites

[quote name='torkel' timestamp='1328625503' post='11305295']
[b]КАРНОВАР [/b]
[b]Неверкинский район[/b]

НЕВЕРКИНСКИЙ РАЙОН расположен в юго-восточной части Пензенской области. Образован 16.7.1928 года в составе Кузнецкого округа Средневолжского края. 10.2.1932 упразднен, его территория вошла в состав Камешкирского, Павловского (в основном), а также Барановского районов. В сентябре 1935 восстановлен. В феврале 1939 передан из Куйбышевской в Пензенскую область. 1.2.1963 упразднен, его территория вошла в Кузнецкий район.12.1.1965 восстановлен. Численность населения 18,7 тыс. человек, из них татар 9,3 тыс., чуваш 4,6 тыс., русских 4,5 тыс., 309 чел. мордвы. Площадь 98450 га.

КАРНОВАР
Неверкинский район

КАРНОВАР (Карнавар, Елань-Кадада, местное – Харенвар и Кырнавар), татарское село, центр сельсовета, в 12 км к югу от районного центра, на левом берегу Елань-Кадады. На 1.1.2004 – 236 хозяйств, 818 жителей. По преданию, основано чувашами, называвшими его Харенвар, что в переводе означает «сухой овраг». Со второй четверти XVIII века известно как татарская деревня Усть-Карновар, Елань-Кадада тож. В 1747 году в нем 38 служилых татар, пришедших из Алаторского, Касимовского и Темниковского уездов (Голомбиевский, 1891, с. 13). Входило в состав Баклушинской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Родина Героя Советского Союза, гвардии старшего лейтенанта, командира штурмового авиазвена Мудариса Идрисовича Мустафина (род. в 1916), совершившего до 1944 года 98 боевых вылетов, уничтожившего большое количество живой силы и техники противника. Численность населения: в 1877 – 719, 1897 – 1017, 1926 – 1189, 1959 – 804, 1979 – 947, 1989 – 762, 1996 – 747 жителей.


''...История населения района. В новейшее время первыми колонизаторами его территории, не имевшей оседлого населения с конца 14 века, стали служилые татары и чуваши, совместно несшие с 1680-х годов станичную службу по защите Московского государства на пензенско-сызранской оборонительной линии. Не исключено, что еще в эпоху походов Ивана Грозного на Казань и Астрахань здесь уже несли службу чуваши – потомки буртасов. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых татарских селах района (Октябрьское, Карновар) сохранились предания, согласно которым на месте нынешних татарских сел жили чуваши, а прежнее имя Октябрьского – Мазарлы («могилы»), вероятно, дано по большому чувашскому кладбищу. Ряд селений основаны служилыми чувашами и татарами, долгое время жившими совместно (Исикеево, Кунчерово).


[b] [size=5]КАРНОВАР (Карнавар, Елань-Кадада, местное – Харенвар и Кырнавар) Неверкинского района Пензенской области[/size][/b]

Татарское село, центр сельсовета, в 12 км к югу от районного центра, на левом берегу Елань-Кадады. На 1.1.2004 – 236 хозяйств, 818 жителей. По преданию, основано чувашами, называвшими его Харенвар, что в переводе означает «сухой овраг». Со второй четверти XVIII века известно как татарская деревня Усть-Карновар, Елань-Кадада тож. В 1747 году в нем 38 служилых татар, пришедших из Алаторского, Касимовского и Темниковского уездов (Голомбиевский, 1891, с. 13). Входило в состав Баклушинской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Численность населения: в 1877 – 719, 1897 – 1017, 1926 – 1189, 1959 – 804, 1979 – 947, 1989 – 762, 1996 – 747 жителей.
[Полубояров М.С. - [url="http://suslony.ru"]http://suslony.ru[/url], 2007.]

[b]Мустафин Мударис Идрисович [/b]

(р. 15.11.1916, с. Карновар Вольского уезда Саратовской губернии, ныне Неверкинского района), Герой Советского Союза (1944), гвардии старший лейтенант, командир звена штурмового авиаполка. На фронте с 1942 г. Совершил 98 боевых вылетов.
[b][Полубояров М.С. Мустафин Мударис Идрисович / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 367.][/b]

Карновар

Широта: 52°40'00'' Северной Широты Долгота: 46°45'00'' Восточной Долготы Высота над уровнем моря: 250 Солнце (сегодня): Восход - 08:25:10, Заход - 17:49:01, Истинный полдень - 13:07:06 Поблизости:
Черталей, Мансуровка, Дмитриевка, Каменный Овраг, Неверкино, Бикмурзино, Елшанка, Алешкино, Бикмосеевка, Алеево,
[/quote]
Большое спасибо-Зур рəхмəт за предоставленную информацию. К моему большому сожалению,я не был в этом селе,хотя довелось быть а Мазарлах в зимнее время,но из-за снежных заносов в это время года,не смог побывать там.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ak bure' timestamp='1328684383' post='11312246']
Большое спасибо-Зур рəхмəт за предоставленную информацию. К моему большому сожалению,я не был в этом селе,хотя довелось быть а Мазарлах в зимнее время,но из-за снежных заносов в это время года,не смог побывать там.
[/quote]

Сизгя да рахмят.

Мой род из Татканадей, Мазарлы, Кульчура и Демаул. Давно уже не был там... с 1966го года.
Может получится на следующий год с братьями поехать, наконец.

Если будете там раньше - сфотографируйте пожалуйста мечети и, особенно, ту, которая из красного кирпича... и лес у АкКель и поля... и если получится сосновый бор у Демаул... помню муравейники там были чуть ли не полтора метра высотой... братья на спор засовывали в них руки и терпели, кто больше выдержит... и грибные поляны вдоль дороги на АкКель..

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Sad
        • Confused
        • Like
      • 161 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Sad
      • 131 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
        • Like
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
        • Upvote
      • 241 replies
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
        • Haha
      • 15 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
      • 151 replies
    • И опять Помогите))
      Девочки форума....кто может откликнитесь
      все все все...мне нужна ваша помощь....
      У дочери день варенье в понедельник, меня поставщики подвели, заказала костюм  Чуи(на вайлдберис) вобщем отказали ...
      А она у меня ужасная анимешница, вобщем решила сама смастерить ей костюм , благо не очень тяжёлый ...
      У меня есть пальтишко, портниха онун астарыны дейишечек, шляпку куплю , брюки черные и сарочка есть, остаётся только два элемента, серая жилетка и короткий пиджачок, серая жилетка может у кого то от костюма остался, могу купить, или за шоколадку взять, а что делать с пиджаком? Моя портиниха отказалась((( говорит переделать нет проблем , а новый сшить нет ...
      Очень мало времени ....помогите, можно и советом...
      По магазинам не могу пройтись с работы в 6 выхожу...могу успеть только в один но только если точно знать что могу купить , что надо
      • 18 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...