Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

ДТП и аварии на наших дорогах


Recommended Posts

Думаю давно созрела эта тема с тем количеством ДТП что у нас происходит.Начну первым, о сегодняшнем на Нобеле.Ужасная авария, прадо из города в ахмедлы, где-то в 12.30, направо слетел через рельсы перевернувшись эдак раз 10 и улетел в кювет, в машине было 3-4 человека по словам очевидцев , жертв вроде удалось избежать по словам тех же очевидцев(оперативно увели пострадавших),но сомневаюсь, видя прадо верх ногами превратившуюся в консервную банку и кровь везде...,кажись и девятке досталось стояла на левой полосе вся искареженная.Фото сделать не успел ,разгоняли всех ппх, толпа собралась нехилая.

Ох уж эта высокая скорость... musulman: уроков никто не извлекает,может хоть эта тема поможет как-то образумить народ?!

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 967
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Сегодня на Бакиханово на подъезде к перекрестку около зоопарка, там где постоянно слева на знак "СТОП" вылазят: не успел рассмотреть модели машин, но обе были черного цвета. Видимо кто-то не захотел уступать другому и вот :( Была пробка, каждый должен был притормозить, посмотреть. Надеюсь, обошлось без жертв. У машины, которая стояла поперек потоку Бакиханово - было разбито полностью стекло водительской двери и дверь помята.

Link to comment
Share on other sites

Минут десять назад заметил аварию на аэропортовской трассе. Две иномарки. Обе машины всмятку, жертв кажется нет.

Беспилотники, подумал Штирлиц ;)

Link to comment
Share on other sites

Сегодня на Бакиханово на подъезде к перекрестку около зоопарка, там где постоянно слева на знак "СТОП" вылазят: не успел рассмотреть модели машин, но обе были черного цвета. Видимо кто-то не захотел уступать другому и вот :( Была пробка, каждый должен был притормозить, посмотреть. Надеюсь, обошлось без жертв. У машины, которая стояла поперек потоку Бакиханово - было разбито полностью стекло водительской двери и дверь помята.

одна из них была хонда аккорд черного цвета.

Link to comment
Share on other sites

Думаю давно созрела эта тема с тем количеством ДТП что у нас происходит.Начну первым, о сегодняшнем на Нобеле.Ужасная авария, прадо из города в ахмедлы, где-то в 12.30, направо слетел через рельсы перевернувшись эдак раз 10 и улетел в кювет, в машине было 3-4 человека по словам очевидцев , жертв вроде удалось избежать по словам тех же очевидцев(оперативно увели пострадавших),но сомневаюсь, видя прадо верх ногами превратившуюся в консервную банку и кровь везде...,кажись и девятке досталось стояла на левой полосе вся искареженная.Фото сделать не успел ,разгоняли всех ппх, толпа собралась нехилая.

Ох уж эта высокая скорость... musulman: уроков никто не извлекает,может хоть эта тема поможет как-то образумить народ?!

Миллете джаду эйилиблерposecretu.gif

Link to comment
Share on other sites

самосознания нету, образования нету, родители не учат, друзья не объясняют, права за бабки, в голове одни соломы, живут сегодняшним днем, почти только сели за руль и топят на газ, результат на глаз.

Link to comment
Share on other sites

Сегодня на Бакиханово на подъезде к перекрестку около зоопарка, там где постоянно слева на знак "СТОП" вылазят: не успел рассмотреть модели машин, но обе были черного цвета. Видимо кто-то не захотел уступать другому и вот :( Была пробка, каждый должен был притормозить, посмотреть. Надеюсь, обошлось без жертв. У машины, которая стояла поперек потоку Бакиханово - было разбито полностью стекло водительской двери и дверь помята.

вроде черный ниссан санни был прижат к бордюру,там женщина сидела,вторую машину особо не разглядел,тут пишут хонда,возможно соната.

Link to comment
Share on other sites

ужас. слабонервным не смотреть.

а где ФХН и ДЮП ??? люди тупо напали на машину. даже не думают что там может быть утечка топливы и вокруг все курят. ужас.

Link to comment
Share on other sites

Вообще эта дорога, а точнее московский пр. давно прозвали дорогой смерти, наибольшее кол-во ДТП бывает именно на этом проспекте.

Link to comment
Share on other sites

я каждый день еду этой дорогой в аэропорт часто стоновлюсь свидетелем дтп очень страшно бывает иногда

народ не привышайте скорость!!!

Link to comment
Share on other sites

Думаю давно созрела эта тема с тем количеством ДТП что у нас происходит.Начну первым, о сегодняшнем на Нобеле.Ужасная авария, прадо из города в ахмедлы, где-то в 12.30, направо слетел через рельсы перевернувшись эдак раз 10 и улетел в кювет, в машине было 3-4 человека по словам очевидцев , жертв вроде удалось избежать по словам тех же очевидцев(оперативно увели пострадавших),но сомневаюсь, видя прадо верх ногами превратившуюся в консервную банку и кровь везде...,кажись и девятке досталось стояла на левой полосе вся искареженная.Фото сделать не успел ,разгоняли всех ппх, толпа собралась нехилая.

Ох уж эта высокая скорость... musulman: уроков никто не извлекает,может хоть эта тема поможет как-то образумить народ?!

Спасибо за инфо.

Вчера проезжала там и собралась не хилая толпа,реально.

Искала в новостях информацию об этой аварии,но так ничего и не накопала.

Как меня просветила сестра, освещать аварию на рабочем проспекте,наврятли будут....Это видите ли не центр города...

Link to comment
Share on other sites

ужас. слабонервным не смотреть.

а где ФХН и ДЮП ??? люди тупо напали на машину. даже не думают что там может быть утечка топливы и вокруг все курят. ужас.

Эта авария произошла за 10-15 секунд до того как я проехал. Сразу позвонил 102 и 112. Ни те ни другие не ответили. Звонил долго, настойчиво, ответа не было...

Link to comment
Share on other sites

На днях в Гюняшлях, видел автобус 264 и грузовик МАЗ стоящими лобо-в-лоб и разбитый Ниссан Тииду на тротуаре. Люди усиленно хотели открыть боковую дверь Тииды и вызволить водителя.

Link to comment
Share on other sites

Уважаемые,когда Вы ставите здесь эти УЖАСНЫЕ ролики, не задумываетесь какого родным,близким,друзьям,знакомым погибших здесь людей ???

Ведь если кто то опубликовал бы здесь ролики Ваших родных( не дай БОГ. никому такого не желаю ),Вам бы это точно не понравилось....

Зачем возобновлять только зажившие раны ?

Эта такая трагедия у когото в семье...

Представьте себе только, что парень каторого прижало к дереву на автомобиле каторый врезался в дерево,чейто отец,брат,друг....

Вы бы хотелибы чтобы,ролики с Вашими друзьями,родными, оторванными частями тел,кровью смешаной с железом и стеклом, здесь рассматривали ???

И Вы считаете это просвитительством и агитацией безопасности дорожного движения ?

Уверен, 80% тех кто смотрел,искали только кадры мёртвых,расчленёных тел...

Я сам куратор аэропортовской дороги.

И сводка всех аварий на ней каждый день у меня на столе

Уверен что видел и информирован об авариях на этой дороге на много больше Вас.

Но никогда не снимал и тем более не выстовлял такое в нете....

С Уважением ко всем Форумчанам.

Link to comment
Share on other sites

Полностью согласен с ВАШИМ мнением , и поддерживаю его . Такие ролики необходимо показывать злостным нарушителям , наряду со штрафами я думаю есть необходимость их собирать и показывать такие ролики , что-бы видели что они могут натворить . В целом среди них нет плохих , конченных людей , просто с ними надо работать , они всё понимают , просто какие-то обстоятельства .........

Как куратор , человек владеющий информацией всё что происходит на этой дороге , как ВЫ считаете что необходимо делать для снижения числа ДТП , и что вы делаете ?

Link to comment
Share on other sites

Ув. Фуад. На форуме писали о проблемах на аэропортовской трассе, навскидку:

1. Лужа на определенном участке собирается после дождя, о чем писал "345"

2. Ремонтные бригады не отмечают ЗАРАНЕЕ места остановки своих грузовиков знаками, конусами и тд.

Оба фактора становились причинами тяжелых ДТП.

Принимаете действенные меры против данных фактов? Спасибо

Link to comment
Share on other sites

Уважаемые,когда Вы ставите здесь эти УЖАСНЫЕ ролики, не задумываетесь какого родным,близким,друзьям,знакомым погибших здесь людей ???

Ведь если кто то опубликовал бы здесь ролики Ваших родных( не дай БОГ. никому такого не желаю ),Вам бы это точно не понравилось....

Зачем возобновлять только зажившие раны ?

Эта такая трагедия у когото в семье...

Представьте себе только, что парень каторого прижало к дереву на автомобиле каторый врезался в дерево,чейто отец,брат,друг....

Вы бы хотелибы чтобы,ролики с Вашими друзьями,родными, оторванными частями тел,кровью смешаной с железом и стеклом, здесь рассматривали ???

И Вы считаете это просвитительством и агитацией безопасности дорожного движения ?

Уверен, 80% тех кто смотрел,искали только кадры мёртвых,расчленёных тел...

Я сам куратор аэропортовской дороги.

И сводка всех аварий на ней каждый день у меня на столе

Уверен что видел и информирован об авариях на этой дороге на много больше Вас.

Но никогда не снимал и тем более не выстовлял такое в нете....

С Уважением ко всем Форумчанам.

Полностью согласен с ВАШИМ мнением , и поддерживаю его . Такие ролики необходимо показывать злостным нарушителям , наряду со штрафами я думаю есть необходимость их собирать и показывать такие ролики , что-бы видели что они могут натворить . В целом среди них нет плохих , конченных людей , просто с ними надо работать , они всё понимают , просто какие-то обстоятельства .........

Как куратор , человек владеющий информацией всё что происходит на этой дороге , как ВЫ считаете что необходимо делать для снижения числа ДТП , и что вы делаете ?

Ув. Фуад. На форуме писали о проблемах на аэропортовской трассе, навскидку:

1. Лужа на определенном участке собирается после дождя, о чем писал "345"

2. Ремонтные бригады не отмечают ЗАРАНЕЕ места остановки своих грузовиков знаками, конусами и тд.

Оба фактора становились причинами тяжелых ДТП.

Принимаете действенные меры против данных фактов? Спасибо

Ув. Фуад

Почему на аэропортовской дороге автобусы и грузовики едут по 2-3-4 полосам ? Там ведь знак стоит что грузовому и общественному транспорту разрешено передвигаться только по первой полосе.

Почему людей которые перебегают дорогу не то что в неположенном месте, а ПРЯМО ПОД ПЕРЕХОДОМ , не штрафуют?

Почему около моста на месте бывшего Сабунчинского круга на крайне левой полосе в дождь вода скапливается? Мне повезло, я смог удержать автомобиль, а на обратном пути увидел, что кому-то повезло меньше.

Почему когда ведутся какие-либо ремонтные работы, имею ввиду когда стоит грузовик на крайне левой полосе, не ставят конусы?

Этих почему слишком много!

Почему я, налогоплатильщик, должен париться об этих проблемах?

И даже если это всё делается на нефтяные деньги, я как и всё население Азербайджанской Республики наследники данного богатства

Так что, как ни крути, а деньги наши, народа

Вы назвались куратором этой дороги смерти, Вы вынесли недовольство людьми которые выставляют эти ролики, а я выношу недовольство Вами и другими ответственными за дороги и дорожное движение организациями. Не все конечно, но большинство этих аварий именно по вине не компетентности, разгильдяйства и тунеядства ответственных организаций

Я каждыйдень еду по этой дороге, и каждый день сталкиваюсь с людьми и техникой, обслуживающими эту дорогу.

Link to comment
Share on other sites

Ув. Фуад

Почему на аэропортовской дороге автобусы и грузовики едут по 2-3-4 полосам ? Там ведь знак стоит что грузовому и общественному транспорту разрешено передвигаться только по первой полосе.

Почему людей которые перебегают дорогу не то что в неположенном месте, а ПРЯМО ПОД ПЕРЕХОДОМ , не штрафуют?

Почему около моста на месте бывшего Сабунчинского круга на крайне левой полосе в дождь вода скапливается? Мне повезло, я смог удержать автомобиль, а на обратном пути увидел, что кому-то повезло меньше.

Почему когда ведутся какие-либо ремонтные работы, имею ввиду когда стоит грузовик на крайне левой полосе, не ставят конусы?

Этих почему слишком много!

Почему я, налогоплатильщик, должен париться об этих проблемах?

И даже если это всё делается на нефтяные деньги, я как и всё население Азербайджанской Республики наследники данного богатства

Так что, как ни крути, а деньги наши, народа

Вы назвались куратором этой дороги смерти, Вы вынесли недовольство людьми которые выставляют эти ролики, а я выношу недовольство Вами и другими ответственными за дороги и дорожное движение организациями. Не все конечно, но большинство этих аварий именно по вине не компетентности, разгильдяйства и тунеядства ответственных организаций

Я каждыйдень еду по этой дороге, и каждый день сталкиваюсь с людьми и техникой, обслуживающими эту дорогу.

Уважаемый,у всех у Вас есть логичные и справедливые вопросы.

Но увы,я куратор не строительства и рабочих,темболее министерства каторое обслуживает эту дорогу.

Но могу поделиться некоторыми наблюдениями...

1. эти автобусы,с ними даже в городе не могут справиться,не говоря об скоростной трассе ( к сожалению )

2. пешеходы,это вообще чтото !!!

столько раз сам выходил из машины,видя как взрослая женщина или мужик карабкуються на отбойник...

говоришь "ай инсан ёзювя языхын гялмир,хеч олмаса сяни вуруна языхын гялсин !"

ответ "ёзюм билярям,вурса,мяним ушагларым йетим галаджаг,сянин йох !!1"

уверяю Вас,их пугают,штрафуют.....но,всё бестолку...

Сколько раз прямо под переходом около Экспоцентра были автонаезды !!!

Всем обсолютно по фиг !

И главное ведь ходят одни и теже люди,каторые живут или работают рядом !

И все эти люди видят эти аварии,но все думают что с ними это произойти не может...

3. приглядитись один раз когда увидите машину минтранса которая подметает или моет отбойник или ремонтирует на дароге чтото

они ставят эти конусы...просто за 10 минут работы минимум 2-4 штуки сносит какаята машина !!!

люди летят даже не притормаживая....

столько сбитых именно из обслуживающего персонала дороги или уборщиц...

я не оправдываюсь и не оправдываю как Вы сказали разгельдяев и тунеядцев...

везде есть проблемы и недочёты...

но согласитесь что именно эта дорога стала очень удобной и красивой...

Кажеться я не смог объяснить причину моего ответа на эти "ролики"

Я хотел сказать,давайте подумаем о близких тех кто так трагически погиб в авариях

и не будем делать ИМ больно ставя здесь кадры с их родными...

С Уважением ко всем Форумчанам.

Link to comment
Share on other sites

Полностью согласен с ВАШИМ мнением , и поддерживаю его . Такие ролики необходимо показывать злостным нарушителям , наряду со штрафами я думаю есть необходимость их собирать и показывать такие ролики , что-бы видели что они могут натворить . В целом среди них нет плохих , конченных людей , просто с ними надо работать , они всё понимают , просто какие-то обстоятельства .........

Как куратор , человек владеющий информацией всё что происходит на этой дороге , как ВЫ считаете что необходимо делать для снижения числа ДТП , и что вы делаете ?

На этой дороге,80% аварий это, скорость !!!

К сожалению я не в силах что либо изменить на дороге...

Я так же как и Вы все просто свидетель.....

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...