Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Новруз-Все "за" И "против"?


Стоит ли отмечать и нужен ли нам праздник НОВРУЗ  

197 members have voted

  1. 1. Стоит ли отмечать и нужен ли нам праздник НОВРУЗ?

    • Да
      159
    • Нет
      20
    • Мне всё равно
      18


Recommended Posts

А Грузия и Украина с какого боку там появились?)))ПОнятно,что азербайджанцы в этим двух странах,но ведь не на гос уровне ведь?

Армения тоже не спит

P.S: Иранские азербайджанцы в Нью-Йорке

640px-Happy_Nowruz_E27_jeh.jpg

Edited by Gasimov Aydin
Link to comment
Share on other sites

  • Replies 312
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

БЛагодарю!Принято во внимание!

ПС:А голосилку добавить можно будет,а то я как то сразу не сообразил сам сделать это,а народ просит...

сформулируйте вопрос и варианты ответа.

Link to comment
Share on other sites

Я обожаю пахлаву и все прочие сладости, которые готовят на Новруз. Поэтому всех кто против этого замечательного праздника предлагаю бросить в реку ))

Edited by Mad&Bad
Link to comment
Share on other sites

сформулируйте вопрос и варианты ответа.

Стоит ли отмечать и нужен ли нам праздник НОВРУЗ

1.Да

2.Нет

3.Все равно-вреда от него нет...

БЛагодарю...

ПС:можете откорректировать вопрос на ваше усмотрение...

Edited by ЧЕ...
Link to comment
Share on other sites

Новруз, конечно, красивый и светлый праздник, когда земля просыпается от зимней спячки. Это праздник нашего детства, праздник молодых влюбленных, когда в дом невесты отправляются сладости и подарки... Красиво... Но для мусульман, себя причисляю к ним, настоящие праздники Рамазан и Гурбан, их нужно проводить по всем правилам, в этот день гурбан олдугум Аллах ниспослал нам священный КОРАН...

Link to comment
Share on other sites

Стоит ли отмечать и нужен ли нам праздник НОВРУЗ

1.Да

2.Нет

3.Все равно-вреда от него нет...

БЛагодарю...

ПС:можете откорректировать вопрос на ваше усмотрение...

oldu.

Link to comment
Share on other sites

Как говорится "делие хемише байрамды"

Ничего против Новруза не имею,но когда я узнала что детский сад куда ходит мой сын неделю работать не будет ohmy.png поняла что для меня праздник точно отменяется bawling.gif

Link to comment
Share on other sites

Да (4 votes [80.00%])

Нет (1 votes [20.00%])

Соотношение думаю останется таким же и через неделю, может даже уменьшится процент проголосовавших Да. Это на основании результатов из этой темы: http://www.disput.az...howtopic=443735

Хотя есть фактор того, что 8-марта имеет больше противников среди мусульман, нежели Новруз

Edited by Provincial
Link to comment
Share on other sites

конечно, подтолкните ее к этому действию - убьете двух зайцев сразу.

Вы мне напишите,когда ВЫ там будете,а я гранату подгоню бабуле...

Link to comment
Share on other sites

nevruzru_286.png

Нет, мне понравилось, в "Списке стран, празднующих Новруз" отсутствует Россия,и в частности, Дагестан. Мне жаль того, кто этот список составлял, потому что ему неведомо с каким размахом празднуется Новруз в г.Дербенте, да и во всём Юждаге. Всем праздникам праздник. Многие юзеры наверняка имеют там родственников и друзей и осведомлены об этом.

Link to comment
Share on other sites

Я ответила Да. Столько негатива в нашей жизни дайте хотя бы по праздникам нарадоваться. И мне все равно языческий это праздник ,или мусульманский ,я его праздную для себя.

Edited by Kalli
Link to comment
Share on other sites

Я чего-то не понял?

да потому что юзер хочет подставить мусульман , типа они такие кровожадные и из за " светлого " советского прошлого старую женщину надо ликвидировать , за её не правильное понимание некоторых моментов .
Link to comment
Share on other sites

Против Новруза часть ультрарелигиозных юзеров и армянские юзеры наверно.

Остальные ничего против этого праздника не имеют.

Link to comment
Share on other sites

обЪясните мне, плз, никак не могу понять. праздник языческий. но на гос. уровне празднуется в Иране, исламской стране. как это совмещается?

Link to comment
Share on other sites

обЪясните мне, плз, никак не могу понять. праздник языческий. но на гос. уровне празднуется в Иране, исламской стране. как это совмещается?

В этом нет ничего необычного, праздник утратил свою языческую сушность.

Например, рождество Христа языческий праздник, все эти елки, украшения по сути дохристианские обычаи, но в Ватикане

каждый год торжественно отмечается.

Link to comment
Share on other sites

Естественно,что надо праздновать НОВРУЗ,если ты азербайджанец. Это наш национальный праздник. Когда ставятся под сомнение такие вещи как Новруз и рождаются Акрам Айлисли подобные. Поэтому армяне начинают оспаривать наши земли. Сам вопрос неуместен. Тоже самое,что спрашивать нужно ли поздравлять маму с днем рождения. Просто не по себе,что такие вопросы возникают в Азербайджане и еще обсуждаются. :-(

Link to comment
Share on other sites

Против Новруза часть ультрарелигиозных юзеров и армянские юзеры наверно.

Под видом ложного предположения корявая попытка создать аналогию )

Армяне очень даже за Новруз, благо можно денег срубить:

Армения также готовится к Новрузу

http://news.am/rus/news/97398.html

Edited by Provincial
Link to comment
Share on other sites

Естественно,что надо праздновать НОВРУЗ,если ты азербайджанец. Это наш национальный праздник.

Ничего, что какой-нибудь индус напишет:

"Естественно,что надо праздновать НОВРУЗ,если ты индус. Это наш национальный праздник"

Или, перс:

"Естественно,что надо праздновать НОВРУЗ,если ты иранец. Это наш национальный праздник"

и т.д. Причем у них больше прав на этот праздник, хотя бы потому что они существовали задолго до появления азербайджанцев )

Edited by Provincial
Link to comment
Share on other sites

В этом нет ничего необычного, праздник утратил свою языческую сушность.

Например, рождество Христа языческий праздник, все эти елки, украшения по сути дохристианские обычаи, но в Ватикане

каждый год торжественно отмечается.

спасибо. да, все логично. тогда не понимаю, что имеют против практикующие мусульмане, которые делают упор именно на языческой, не мусульманской сути праздникаthinking.gif

Link to comment
Share on other sites

Как говорится "делие хемише байрамды"

Ничего против Новруза не имею,но когда я узнала что детский сад куда ходит мой сын неделю работать не будет ohmy.png поняла что для меня праздник точно отменяется bawling.gif

Adamda ovladindan bezermis :)

Islamdan onceki tariximizdir ve sexsen mene islami bayramlardan daha ezizidir smile.png

Link to comment
Share on other sites

Под видом ложного предположения корявая попытка создать аналогию )

Армяне очень даже за Новруз, благо можно денег срубить:

Армения также готовится к Новрузу

http://news.am/rus/news/97398.html

это политика такая хитрая у них, а армяне тут исподтишка голосуют "против". )))

Link to comment
Share on other sites

ваша бабуля язычница, если же вы хотя бы настоящий мусульманин, то советую вам от нее избавиться или бороться с ее невежеством.

Избавиться от бабушки?каким образом?в религии и такое есть?

Link to comment
Share on other sites

спасибо. да, все логично. тогда не понимаю, что имеют против практикующие мусульмане, которые делают упор именно на языческой, не мусульманской сути праздникаthinking.gif

Против только салафиты из числа мусульман, они отвергают всё, что не написано в Коране и в Сунне, пуритане ислама.

Link to comment
Share on other sites

Против Новруза часть ультрарелигиозных юзеров и армянские юзеры наверно.

Остальные ничего против этого праздника не имеют.

Почему армяне должны быть против Новруза?

Армяне каждый год принимают участие в празднике Новруз в Армении,Иране и США.

Link to comment
Share on other sites

Да уж.Тема про 8 марта еще актуальна.Вот и продолжение

Люди,почему мы не можем просто радоваться?Печь сладости,ходить в гости,радовать детишек.Что в этом такого плохого?

Link to comment
Share on other sites

Против Новруза часть ультрарелигиозных юзеров и армянские юзеры наверно.

Остальные ничего против этого праздника не имеют.

не корректное сравнение , если допустим 8 матра , новый год и другие "праздники " справляют как армяне так и местные нерелигиозники и лайтрелигиозники мы ведь не ставим их на одну полку .
Link to comment
Share on other sites

это политика такая хитрая у них, а армяне тут исподтишка голосуют "против". )))

Тема вообще менасызная, темиз провокация и попытка подвергнуть сомнению этот праздник.

Дай этим двум-трем юзерам 10 минут, чтоб изложили всю свою позицию на этот счет и закрой тему.

Суть и так ясна...

Edited by Den_Kiton
Link to comment
Share on other sites

Тема вообще менасызная, темиз провокация и попытка подвергнуть сомнению этот праздник.

Дай этим двум-трем юзерам, 10 минут чтоб изложили всю свою позицию на этот счет и закрой тему.

Суть и так ясна...

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/8/82/Пусть_Говорят_logo.jpg

Link to comment
Share on other sites

Против только салафиты из числа мусульман, они отвергают всё, что не написано в Коране и в Сунне, пуритане ислама.

Саляфиты знают ответ на вопрос почему нет, но остальные не могут ответить на простые вопросы:

почему да?

как именно праздновать?

что это за пара мужиков с недостатками внешности, надо которыми смеются, точнее должны смеяться, но уровень такой, что даже Рафаель с Джошгуном по сравнению с ними юмористы?

Две страницы исписали и ни одного защитника новруза с идеологической точки зрения.

Из доводов только: хорошо потому что не работаем; а по фиг, что за праздник, лишь бы повод был; это отмечали раньше, значит круто; а что плохого.

Что указывает на то, что и этот праздник теряет свои позиции в народе, не смотря на все потуги правительства по популяризации. Что не может не радовать.

Edited by Provincial
Link to comment
Share on other sites

Adamda ovladindan bezermis smile.png

Islamdan onceki tariximizdir ve sexsen mene islami bayramlardan daha ezizidir smile.png

Во первых "овладымдан безмемишем" (кстати их у меня двое)

Если у вас нет детей (Башыныза гелсин иншаллах) то вы не поймёте о чём я говорю!

Когда в доме двое маленких всегда шум гам,не успеваешь ничего приготовить,а к концу дня просто выматываешься так,что и про праздник не вспоминаешь((((

P.S: Прежде чем что то писать,надо хорошо подумать о содержании текста(если вообще думать вам присуще)

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...