Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Расим Оджагов.


megi

Recommended Posts

Cox cox beyenirem,Bu yaxinlarda ITV-de "Otel otagi" na baxdim..Cox tesirli ve menali film idi..Yanilmiramsa bu onun axirinci rejissor isi idi.."Tehmine" cox gozel cekilib..11 iyul-da ANS-de "Tehmine" ni verecekler yene..

Link to comment
Share on other sites

Да, последней картиной была "Комната в отеле".

Но он хотел снять фильм по сценарию Рустама Ибрагимбекова "Солнечное сплетение", про настоящую дружбу.

Не удалось.

Link to comment
Share on other sites

  • 6 months later...

Замечательный кинорежиссёр.Велики заслуги Оджагова в истории азербайджанской киноматографии.Самые любимые фильмы, Олсем багышла,Отел отагы

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Europe' post='2455892' date='Feb 4 2008, 17:49 ']АЛЛАХ РЕХМЕТ ЕЛЕСИН! :rroza: Особенно нравился фильм "День прошёл". :)[/quote]
Я хотела бы уточнить. "День прошел" фильм Арифа Бабаева.

Link to comment
Share on other sites

Для тех кто не знает, фильмы которые снял Расим Оджагов как режиссер:

Гатыр Мамед 1974
Звук свирели 1975
День рождения 1977
Допрос 1979
За закрытой дверью 1981
Парк 1983
Другая жизнь1987
Храм воздуха 1989
Семь дней после убийства1990
Тахмина 1993
Hem ziyaret, hem ticaret 1995 (не знаю как на русском называется)
Комната в отеле 1999

Link to comment
Share on other sites

[quote name='megi' post='2477778' date='Feb 8 2008, 23:21 ']Для тех кто не знает, фильмы которые снял Расим Оджагов как режиссер:

Гатыр Мамед 1974
Звук свирели 1975
День рождения 1977
Допрос 1979
За закрытой дверью 1981
Парк 1983
Другая жизнь1987
Храм воздуха 1989
Семь дней после убийства1990
Тахмина 1993
Hem ziyaret, hem ticaret 1995 (не знаю как на русском называется)
Комната в отеле 1999[/quote]Мэги,респект вам.

имхо,лучшие его картины-это "День рождения" и "Храм воздуха".а вообще,большой был Мастер,Аллах ряхмят элясин.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='megi' post='2477778' date='Feb 8 2008, 23:21 ']Для тех кто не знает, фильмы которые снял Расим Оджагов как режиссер:

Гатыр Мамед 1974
Звук свирели 1975
День рождения 1977
Допрос 1979
За закрытой дверью 1981
Парк 1983
Другая жизнь1987
[b]Храм воздуха 1989[/b]
Семь дней после убийства1990
Тахмина 1993
Hem ziyaret, hem ticaret 1995 (не знаю как на русском называется)
Комната в отеле 1999[/quote]

В Храме воздуха и я когда то снимался в детстве, правда только в массовках :morqqqq:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='megi' post='2477648' date='Feb 8 2008, 22:41 ']Я хотела бы уточнить. "День прошел" фильм Арифа Бабаева.[/quote]
Я тоже все время думал, что этот фильм снял Расим Оджагов. Спасибо за информацию.
Мои любимые фильмы "Тахмина" и "Семь дней после убийства".

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

[b]Orxan Aliev&Europe[/b] лично для вас.
[url="http://az.wikipedia.org/wiki/G%C3%BCn_Ke%C3%A7di_%281971%29"]http://az.wikipedia.org/wiki/G%C3%BCn_Ke%C3%A7di_%281971%29[/url]
Gün Keçdi (1971)
Vikipediya, açıq ensiklopediya - ویکیپدیا ، آچیق انسایکلوپدیا
Jump to: naviqasiya, axtar
FİLMİN ÜZƏRİNDƏ İŞLƏYƏNLƏR :

Ssenari Müəllifi : Anar

Quruluşçu Rejissor : Arif Babayev

Quruluşçu Operator : Rasim İsmayılov

Quruluşçu Rəssam : Elbəy Rzaquliyev

Bəstəkar : Emin Sabitoğlu

Link to comment
Share on other sites

[quote name='megi' post='2528214' date='Feb 21 2008, 13:39 '][b]Orxan Aliev&Europe[/b] лично для вас.
[url="http://az.wikipedia.org/wiki/G%C3%BCn_Ke%C3%A7di_%281971%29"]http://az.wikipedia.org/wiki/G%C3%BCn_Ke%C3%A7di_%281971%29[/url]
Gün Keçdi (1971)
Vikipediya, açıq ensiklopediya - ویکیپدیا ، آچیق انسایکلوپدیا
Jump to: naviqasiya, axtar
FİLMİN ÜZƏRİNDƏ İŞLƏYƏNLƏR :

Ssenari Müəllifi : Anar

Quruluşçu Rejissor : Arif Babayev

Quruluşçu Operator : Rasim İsmayılov

Quruluşçu Rəssam : Elbəy Rzaquliyev

Bəstəkar : Emin Sabitoğlu[/quote]

Hormetli Megi. Menim achdighim meqaleni numune gostermeyiniz duzu hem sevindirdi, hem de kederlendirdi. Ola bilsin movuzdan bir az kenara chixiram. 2008-ci ilin evvelinden men artiq Azerbaycan kinosuna hemin saytda xidmet ede bilmirem. Ishim yarimchiq qaldi. CHunki Ovanes adli bir ermeni yanvarin evvelinden menim meqalelerimi mehv etmeye bashladi. Menim paxilligimi cheken ve hemishe mene dushmen olan idarechi AMD ise xain chixaraq hemin ermeninin terfini tutdu ve ona icaze verdi ki, menim yuklediyim butun shekilleri silsin. Ele hemin meqaleye da baxsaniz bir dene shekil gormezsiniz chunki heemin ermeni butun shekilleri silib. Men tekbashina mubarizeye qalxanda ise hemin qeyretli hemvetenimiz AMD meni 3 defe blokladi. Men de bu tehqire dozmeyerek ishime son qoydum hemin saytda. Indi ise vikipediya mehve dogru gedir. Menim yuklediyim minlerle shekil ve minlerle meqale men gedenden sonra hemin ermeni terefinden silinmishdir. Chox aci bir veziyyetidr. Bele baxanda bizde her shey var qeyretden bashqa. Ona gore de ermeni indi ata-babamizin qebirlerine isheyirler.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='megi' post='1641741' date='Jul 8 2007, 16:21 ']Но он хотел снять фильм по сценарию Рустама Ибрагимбекова "Солнечное сплетение", про настоящую дружбу.
Не удалось.[/quote]

Да, когда возможность появилась, Расим-муаллим был вынужден отказаться - по состоянию здоровья.

Link to comment
Share on other sites

Лучшие, на мой взгляд, фильмы Расима Оджагова:
-[b] День рождения[/b] (единственный, где никто не умирает; светлое, доброе кино)
- [b]Храм воздуха[/b] (отличная картина послевоенной эпохи)
- [b]Семь дней после убийства[/b] (очень вкусная и своеобразная экранизация Агаты Кристи; жаль Калягин из-за стенокардии не смог сняться в роли следователя... впрочем и Банионис неплох).
-[b] Другая жизнь[/b] и [b]Допрос[/b] - это вообще классика всесоюзного уровня.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

[quote name='Вячеслав' post='2543598' date='Feb 25 2008, 12:16 ']Лучшие, на мой взгляд, фильмы Расима Оджагова:
-[b] День рождения[/b] (единственный, где никто не умирает; светлое, доброе кино)
- [b]Храм воздуха[/b] (отличная картина послевоенной эпохи)
- [b]Семь дней после убийства[/b] (очень вкусная и своеобразная экранизация Агаты Кристи; жаль Калягин из-за стенокардии не смог сняться в роли следователя... впрочем и Банионис неплох).
-[b] Другая жизнь[/b] и [b]Допрос[/b] - это вообще классика всесоюзного уровня.[/quote]

7 дней после убийства - это лучший фильм мастера. Самым приличным во всей этой истории в фильме вышел как ни странно азербайджанец. Все права на трансляцию фильма в телепространстве эРэФии пренадлежат ВГТРК "Россия"
Слава ошибочка вышла "7 дней после убийства" экранизация Жоржа Симинона, так же как и "Храм воздуха" это слизанная копия Х-Л Борхеса "Другая смерть"
"Другая жизнь" классикой по определению не является , так как одноименная повесть Рустама не стало всесоюзным бестселлером. В фильме провален образ жены главного героя. Эту роль "исполнила" З Атакишиева

P S Уважаемая Ameli тут наверняка надо объеденить тему [url="http://www.disput.az/index.php?showtopic=101850"]http://www.disput.az/index.php?showtopic=101850[/url]

Link to comment
Share on other sites

Храм мастера
Фильмы кинорежиссера Расима Оджагова, радовали не одно поколение азербайджанских зрителей, и не только...



То наследие, которое он оставил нам - современникам исторических событий вместе с героями его фильмов, будет в назидание будущим поколениям, которые смогут взглянуть на экран и увидеть разные судьбы людей, пытавшихся прожить по канонам Десяти заповедей. Его героями были идеалисты из страны светлых грез, с комплексом вечной борьбы за справедливость.

Работа оператора - это то, с чего начался кинематограф Расима Оджагова. Он шел путем братьев Люмьер, которые были фотографами, потом операторами, а затем и режиссерами. Фотография стала доминантой, потеснив мечту стать геологом и игру в футбол. Будущий оператор и режиссер, не переставая, щелкал портреты родителей, соседей, родственников в городе Шеки. Его фотопортреты, для соцреалиста советской операторской школы Анатолия Головне (оператору-постановщику фильма «Адмирал Нахимов»), входившему в состав приемной комиссии, показались перспективными, и юный Расим в 17 лет был принят во ВГИК на операторский факультет в его мастерскую. Окончив институт с отличием, он по собственной инициативе избрал местом работы киностудию «Азербайджанфильм», где впоследствии снял восемь фильмов, как оператор-постановщик.

В фильме «Почему ты молчишь?» режиссера Г.Сеидбейли, Р.Оджагов нашел интересные операторские решения трюков с погоней автомобиля за поездом, где герои, удирая от «трехколесного» гаишника, пытаются настичь преступника в лучших традициях саспенса Альфреда Хичкока. Его операторские постановки запечатлели эпохальное освоение морских месторождений на Нефтяных камнях, строительный бум позднего сталинского ампира и панельных хрущевок, индустриальные пейзажи. Не забыл он и про родной миниатюрный шекинский экстерьер, портреты героев из разных слоев общества. Черно-Белая кинопленка позволяет Оджагову мастерски строить свет, играть с «контровичками». Главный герой фильма «В одном южном городе», которого сыграл Эльданиз Зейналов с головным убором, прозванным «аэродром», на крупных планах плавно соприкасается с минаретом мечети, а затем и с куполом церкви Нижнего Новгорода. Мизансцены вендетты нагорно-хребтовых бакинских улочек подчинены операторскому ракурсу на развилке трех улиц. Камера с плеча фиксирует похороны на пустыре, слегка навевая дух неореализма с берегов Сицилии.

РЕАЛИИ РАСИМА ОДЖАГОВА…

В 70-е годы моду в кинематографе задавал Серджио Леоне, возродивший жанр вестерна. Р.Оджагов в своем режиссерском дебюте «Гатыр Мамед», где герой партизанит против английских колонизаторов и марионеточного правительства Азербайджанской демократической республики 1918-20 гг. Образ азербайджанского Робин Гуда, вставшего на защиту крестьян, воплотил Шахмар Алекперов. Правительство, и само название АДР в советское время нельзя было упоминать без эпитета «марионеточный». Имперский патриот своей страны «Советов», мастер Оджагов хотя бы так напоминал своим «не помнящим родства» современникам, как бы говоря им – помните, была в 1918-20 годах такая республика, и такое национальное правительство. Не случайно в период эйфории псевдопатриотических чувств и заново «расцветающего» пантюркизма в 1992-93 гг. на АзТВ в тот период неоднократно прокручивали этот фильм.

В следующем фильме «Звук свирели» звучит лирика неореализма жизни азербайджанских крестьян, собирающих урожай для жителей блокадного Ленинграда. Роль председателя сельсовета исполнил известный актер Михай Волонтир, всесоюзный цыган Будулай, который не смог сдержать чувств к жене фронтовика, пропавшего без вести. Одинокие женщины пытались устроить самосуд над председателем, но веское слово аксакала в исполнении Мамедрзы Шейхзаманова вынудило его покинуть село и уйти восвояси. Мистически выглядит образ чудака, исполняющего мугам на свирели, по-азербайджански - tütək на восходе и закате солнца, а также в момент появления почтальона. Эти два фильма, разных по форме и содержанию, объединяет главный приоритет мастера - черно-белое кино, как неизменное следование традиции неореализма.

Фильм «День рождения» стал этапным для Р.Оджагова. Это начало совместного дуэта с Рустамом Ибрагимбековым, первая работа на цветной кинопленке, Госпремия Азербайджана, дебют в кино таких актеров, как Гаджи Исмаилов, Яшар Нури, Фуад Поладов. А с образом, созданным Шафигой Мамедовой, на экран пришёл, по словам киноведа и режиссера Аяза Салаева, «совершенно новый для азербайджанского кино образ простой женщины из народа, с которым зритель ежедневно, ежесекундно сталкивался в жизни, но – никогда - на экране. Это один из любимых фильмов рафинированных бакинцев трех поколений, ныне разбросанных по разным частям света…

Всесоюзным признанием мастерства Р.Оджагова стал фильм «Допрос», где впервые советский зритель узнал о существовании мафии в высших эшелонах всевластной партноменклатуры. Главный герой – следователь, которого играет Александр Калягин, в силу своей нравственной устойчивости и профессионального фанатизма увлекся расследованием дела о цеховиках. Образ следователя с портретом чекиста Дзержинского в кабинете, тем не менее, выглядит вполне гражданским в пиджаке без галстука, а его проходы по улицам Баку в плаще и с папкой в руке создают впечатление сотрудника НИИ. В семейной жизни следователь выглядел заботливым отцом семейства под пристальным оком Шафиги Мамедовой, сыгравшей роль жены, пытавшейся устроить семейный быт. И все-это в формате черно-белого кино, который придает фильму документальную убедительность. Картина произвела впечатление на первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева настолько, что первый премьерный показ проходил в стенах «Лубянки», главного здания КГБ в присутствии самого председателя Ю. Андропова. Это был первый серьезный общесоюзный успех азербайджанского проблемного кинематографа, и не случайно, что фильм был удостоен Государственной премии СССР.

… И ЕГО НЕО - НЕОРЕАЛИЗМ

Расим Оджагов не мог жить без Азербайджана, именно поэтому после окончания ВГИКа отказался от предложений со студии имени Горького, «Мосфильма», «Ленфильма». Он признается в своей любви к Баку не на словах, а на деле, в своей работе. Баку и бакинцы, этот непостижимый сплав разнообразия и единства, древности и современности, контрастов и гармонии, настроение которых передает друг и соавтор Расима Оджагова, всемирный бакинец Рустам Ибрагимбеков во всех совместных проектах. В фильме «Перед закрытой дверью» действие происходит в типичном бакинском дворике, в котором соседствуют: инфантильный гушбаз (любитель голубей), шофер автобуса, сапожник, инженер, ректор института, которого играет А.Калягин, сын которого - Родион Нахапетов «откинулся» из зоны за примерное поведение досрочно, а отсидел за мужской поступок – защиту любимой. Вернувшись на волю, герой Нахапетова вновь пострадал в борьбе за справедливость, заступившись за соседку, истязаемую супругом-маньяком. Чувство юмора у мэтра наделено чеховским минимализмом(практика унаследованная в процессе работы над несколькими новеллами в сатирическом киножурнале «Мозалан»). Сапожник-азербайджанец, сидящий во дворе с армянином, которого сыграл Фрунзик Мкртчян, напрашивающийся на правах земляка-односельчанина на свадьбу сына. Из окна звучит музыка Штрауса. Армянин поднимает руку и гордо возвещает – Хачатурян! Азербайджанец скромно произносит – Кара Караев. Пауза «Станиславского» в исполнении Фрунзика, самого комичного трагика советского кино …

В последующих фильмах мастера появляется актер, на котором строился портретный триптих поколения 80-х, формировавшегося в эпоху глобальных перемен, коснувшихся советского человека. В фильме «Парк» герой, которого играет Фахраддин Манафов, возвращается из Ленинграда в Баку, где вспоминает о беззаботной молодости в кругу друзей детства. Он обитает в опустевшем Бакинском дворике. Дом идет под снос, соседи разбежались. А его держат иллюзии из прошлого о том, что жители Баку создадут город-парк. После ухода любимой… компания друзей сократилось до самого искреннего, которого сыграл Станислав Садальский. Герой лечит депрессию пальбой по крысам из пневматического ружья, корчится от боли, нанесенной местной шпаной. Однако в глазах героя Расима Оджагова теплилась надежда на выживание!

И шанс на выживание герою «Парка» был предоставлен героем следующего фильма Р.Оджагова - «Храм воздуха», сыном репрессированного «врага народа», вернувшегося с войны, на которой он числился пропавшим без вести. Эти фильмы, в которых душа первого героя, словно реинкарнирует в тело второго, по праву можно назвать одной из главных линий оджаговского кино. Все это в дополнение к главному - неореализму Оджагова. Его герои привнесли менталитет своего народа в неореализм мирового кино. Герой, вернувшийся победителем с войны, получил контузию, но дух его – этот тот, кто в боях за Кавказ отстоял райский уголок сталинской эпохи - «Храм воздуха». Курортная зона минеральных вод Северного Кавказа. Пансионаты отдыха первой волны советской интеллигенции, родом из которой и сам Оджагов. Герой вершит самосуд над доносчиком, - его сыграл Мухтар Маниев, - по навету которого репрессировали его отца. Наказав «врага семьи» деньгами, герой берет с него расписку, которая позволит снять клеймо «врага народа» с имени отца, и главное, похищает любимую, оказавшуюся замужем за тыловиком. Они бегут на встречу к «Храму» - храму их первой любви и судьбы. Он гибнет от рук блатных у стен Храма их семейного Очага, - Ocaq по-азербайджански, от которого и произошла фамилия мастера, - который он собирался строить в стране светлых грез и вечной борьбы за нравственные устои и право на выбор! Дебют актрисы Гюльзар Гурбановой в фильме оказался очень удачным. В финальных эпизодах фильма появляется, играя самого себя, известный исполнитель Бакинского шансона, армянин Борис по прозвищу «Бока». На руке певца в черно-белом костюме на сцене черно-белого ресторана, исполняющего популярную песню «Мадам Попугай», сидит цветной попугай…

Свою последнюю картину Расим Оджагов снял накануне распада империи СССР, агонизировавшей от злокачественных опухолей межнациональных конфликтов. Состоялось убедительная реинкарнация героя по профессиональной принадлежности. Оба героя - водители на службе отечества. Первый на фронте подорвался на мине в кабине грузовика, получив контузию, второй обслуживал генерала (Ю.Яковлев) разваливающейся армии, по национальности русского. Усыновленный генералом за верную службу второй герой, попадает в лабиринт загадочных русских душ. Две дочери генерала делят его настолько ревностно, что одна стала убийцей, а другая - ее жертвой. Спасая честь мундира генерала и его семьи, герой Оджагова берет на себя убийство, которого не совершал. Здесь еще и старый добрый советский следователь, которого сыграл знаменитый Донатас Банионис, полная противоположность следователю из «Допроса», собирающийся на пенсию с легкой буржуазной ленцой. Д.Банионис - это лицо интуриста на советском экране. Прошло десять лет после «Допроса» и страна погрузилась в полное беззаконие. Фильм называется «Семь дней после убийства». Именно столько понадобилось Оджагову для проводов своего героя из семьи генерала уже несуществующей армии бывшей державы. В августе 1991 года на распад империи, охватывающей шестую часть земли, тоже понадобилось семь дней.

ХХ век на исходе. В фильме «Комната в отеле» по одноименному произведению Анара Р. Оджагов показывает последнюю схватку между добром и злом. Дух героя снова реинкарнировал между цветными и ч-б кадрами в образы двух ученых-тюркологов - отца и сына, одержимых идеями Николая Гумилева, в живом исполнении Фахраддина Манафова, размышляющего над вопросами тюркизма уже как гражданин суверенного Азербайджана. Зло, сидящее на ментальном уровне порока, само собой, всегда бредет рядом. Тот самый доносчик и враг семьи из «Храма», вновь в исполнении М.Маниева, предстает деятелем науки под множеством масок Отца и Сына - научной, административной, карьерной, нравственной. Герой находит смерть на чужбине в Стамбуле, в немалой степени и по причине деяний всей жизни азербайджанского псевдоученого подлого конъюнктурщика - героя Маниева. В фильме угадывается тема Моцарта и Сальери где оголяются пороки генетического характера. Склоним голову перед мэтром – отсняв, он ушел, с Реквиемом… Реквием по Новому Азербайджану…

Ульви Мехти
K u L t u r a. A z

Link to comment
Share on other sites

Штрихи к портрету кинорежиссера Расима Оджагова

Пишу я об Р. Оджагове в тот момент, когда демаркация между реальной, изменчивой жизнью и «прошлым» культуры, осмысливающим творчество кинорежиссера, ещё окончательно не установилась. Так бывает.



Человек вышел в другую комнату, но место его осталось, оно реально, осязаемо, оно не ушло вместе с ним, и долго-долго («как долго» зависит от многого) сохраняется, пока не заполнится (если заполнится) другими людьми и, соответственно, другими фрагментами реальности человеческой жизни. Поэтому мой «портрет кинорежиссера» в интерьере времени, когда «место осталось», не может претендовать на завершенность. Просто «штрихи к портрету» моего современника, который стал классиком национального кино.

Прошло более двух лет как Расима Оджагова не стало. И когда он был жив, многие из нас понимали, что Р. Оджагов живой классик азербайджанского кино, но как-то не принято было говорить об этом вслух. Теперь можно не стесняться и назвать Р. Оджагова не только классиком, но и самой значительной фигурой азербайджанского кино второй половины ХХ века.

Кто-то из мудрецов сказал, что человек отличается от животного тем (и этим тоже), что у него есть прошлое. Какая-то часть прошлого безвозвратно исчезает, а какая-то часть продолжает жить в настоящем, становясь памятью культуры. Р. Оджагов стал той частью «прошлого» национальной культуры, которая продолжает жить в наших словах, наших мыслях (нашей рефлексии) и в нашем художественном опыте. «Продолжает» не в буквальном смысле слова, а в понятиях неэвклидового пространства культуры.

Пишу я об Р. Оджагове в тот момент, когда демаркация между реальной, изменчивой жизнью и «прошлым» культуры, осмысливающим творчество кинорежиссера, ещё окончательно не установилась. Так бывает. Человек вышел в другую комнату, но место его осталось, оно реально, осязаемо, оно не ушло вместе с ним, и долго-долго («как долго» зависит от многого) сохраняется, пока не заполнится (если заполнится) другими людьми и, соответственно, другими фрагментами реальности человеческой жизни. Поэтому мой «портрет кинорежиссера» в интерьере времени, когда «место осталось», не может претендовать на завершенность. Просто «штрихи к портрету» моего современника, который стал классиком национального кино.

Сначала несколько воспоминаний, которые запечатлелись в памяти и возможно способны оживить «портрет» в интерьере времени.

Р. Оджагов пробовал меня на одну из ролей в своём фильме «Комната в отеле». Меня одели в недавнее «прошлое» так, что даже эмоционально я почувствовал себя в той, хорошо знакомой, советской эпохе 50-х годов (что за странные струны живут в нас, резонируя прошлое в настоящем), но что-то не заладилось. То ли сыграла роль («роль» Р.Оджагова в своей и в нашей жизни) требовательность кинорежиссера, то ли моя актерская бездарность (моя хроническая зажатость и неуверенность в себе), но от меня как «актера» решили отказаться. Актер из меня не вышел, Р. Оджагов снял другого «актера», а потом долго подшучивал над моей актерской «карьерой».

Как-то на день рождения Р. Оджагов подарил мне относительно дорогую ручку, и шутливо добавил, чтобы я писал этой ручкой только про него. Я и писал больше о нём, чем о других. Продолжаю писать и сегодня. Хотя, разумеется, и тогда, и сейчас, дело было не в ручке. Были другие, более веские причины.

Были и другие встречи, другие разговоры. Но долго и подробно о жизни и об искусстве мы не разговаривали. Может быть оттого, что нас нельзя было назвать друзьями, и в приватной сфере мы практически не встречались. А может быть, причина была в том, что Р. Оджагов не любил, да и не умел теоретизировать. Его делом было снимать кино, этим он и занимался всю жизнь.

Внешне он был похож на мастерового, ремесленника: никакой богемности, никакого особого кинематографического шарма, ни в одежде, ни в манерах. Даже на съемочной площадке он ничем не выделялся, нужно было время, чтобы заметить, что все здесь подчинено его воле.

Местность в Азербайджане (Шеки), где он вырос, предполагала шутника и балагура, но к Расиму это не относилось. Он был ироничен, не более того. В шутку (а может и всерьез) говорил, что кроме кино ничего делать не умеет. Даже преподавать кино, ведь так или иначе надо было публично самовыражаться, а он это не любил, да и не умел. Может быть поэтому, его истинная жизнь приходилась на время, когда снимался фильм (хотя трудно сказать, в чём был истинный кайф Р.Оджагова, в том, как он выстраивал свой фильм на «плёнке» воображения или реализовывал его на съёмочной площадке.). Остальная жизнь была приложением, вынужденным прогулом, и Р. Оджагов не знал, куда себя деть. В одном документальном фильме он даже назвал себя счастливым человеком, поскольку занимается любимым делом, а ему ещё платят за то, что он занимается любимым делом. Р. Оджагов говорил абсолютно серьёзно, хотя и не без самоиронии, как бы подшучивая над самим собой.

Так и запечатлелся он в моём сознании как грустный, немногословный человек (рыжий клоун в маске белого клоуна?!). Сдержанный, не терпящий рисовки, позы. Говоривший, в своих интервью, просто и незатейливо. Мало заботившийся о своем здоровье. Не переставший курить, даже тогда, когда это было для него смертельно опасно. Может быть, причина всё та же: продление жизни (месяц? год?) не имело особого смысла, если он уже не мог снимать кино.

Несомненно, Р. Оджагов был очень глубоким человеком, глубоким в значении основательности, я бы сказал базисности понимания жизни и способности осуществлять эти убеждения в собственной судьбе.

Всё так, глубокий, не многословный, не публичный, жизнь которого равнялась времени, когда он снимал кино, но…Думаю, большая потеря для азербайджанского кино, что Р. Оджагов в свое время не стал Учителем, Мастером, что у него не было своей творческой мастерской. Воображаю, какая была бы там творческая атмосфера, мало болтовни, много дела. Естественность и самоирония Учителя, передалась бы и другим, а профессиональные требования были бы жёсткими и обязательными. Увы, пока в нашей культуре только смерть становится главным аргументом.

Р. Оджагов закончил операторский факультет ВГИКа и долгие годы работал в качестве оператора. Несомненно, это был успешный оператор, который был востребован и много снимал. Достаточно сказать, что он был оператором знакового для азербайджанского кинематографа фильма «В одном южном городе». Однако и как художник, и как профессионал, он рвался в режиссуру, чтобы по своему вкусу выбирать материал для кино, и самому, своими руками создавать своё кино.

С формальной точки зрения Р. Оджагов получил право называться режиссёром, получив второй, режиссерский диплом, но в творческом плане его режиссёрская карьера началась с содружества с Рустамом Ибрагимбековым. Из десяти своих художественных фильмов, восемь Р. Оджагов снял по сценариям Р.Ибрагимбекова, что во многом предопределило его режиссерскую судьбу.

Сотрудничество двух крупных художников всегда немножко тайна, даже если более или менее известна технология этого сотрудничества. Не пытаясь разгадать эту «тайну», возьму на себя смелость высказать собственные суждения.

Принято считать, - и это во многом так, - что в кино главное режиссер. О содружестве Р. Оджагова и Р. Ибрагимбекова этого не скажешь, слишком значителен масштаб Рустама и как художника, и как личности. Р. Оджагов никогда и не скрывал, что Р. Ибрагимбеков был самым первым и самым взыскательным зрителем материала его фильмов, что его авторитетное суждение во многом было определяющим Но не думаю, что этим «тайна» сотрудничества исчерпывается. Было бы большим упрощением сводить взаимоотношения такого сценариста и такого режиссера к темпераменту, психологии, социальным реалиям, и прочему, к тому, что лежит вне самого творчества. Вряд ли можно вывести «арифметическую» или даже «алгебраическую» формулу этого сотрудничества. Если уж говорить о формуле, то это скорее «квантовая» формула, когда трудно определить кто ведущий, а кто ведомый, когда всё зависит от того, когда, как, в каких случаях, по какому поводу. А психология и темперамент, только видимая часть айсберга.

Есть режиссеры, которые снимают фильмы только по своим сценариям, только так способны самовыражаться. Бывают случаи (можно привести подобные примеры и из азербайджанского кино), когда известные режиссеры снимали фильмы по собственным сценариям, казалось бы, выражая тем самым, своё самое сокровенное, а в результате терпели фиаско, поскольку выдавали свою мировоззренческую беспомощность. Возьму на себя смелость сказать, что Р. Оджагов создал свой, авторский кинематограф, хотя никогда не писал и не считал для себя возможным самому писать сценарий. В этом, на мой взгляд, проявилось с одной стороны огромное уважение к профессии, понимание того, что «самовыражение», не означает публичную демонстрацию нервно-эмоциональных реакций «себя любимого». А с другой стороны, это было выражением глубинной, не выставленной напоказ скромности (точнее: внутренней тишины), которая только и позволяет не подпадать под пресс другой личности, пусть более масштабной и более «витальной».

Р. Оджагов всегда признавался, что художественным импульсом для него послужили неореалистические фильмы, он всегда пытался следовать такой эстетике. Но только очень наивный человек может решить, что этим все сказано. Дискурс «неореализма» родил столь разных кинорежиссеров, что только условно их можно отнести к одному направлению. Поэтому тема «Р. Оджагов и неореализм», требует более обстоятельного разговора. Я ограничусь только некоторыми штрихами в ракурсе «неореализм» фильмов Р. Оджагова.

Р. Оджагов – мастер эпизода и как никто другой в азербайджанском кино сумел избежать театральщины. В лучших своих эпизодах он столь искусно реабилитирует «физическую» реальность (в данном случае «городскую реальность», включая городские задворки), достигает той степени текучести художественного времени, что забываешь о том, что это соткано из работы камеры, света, мизансценирования, зафиксированных жестов и взглядов, уплотнено в монтаже, и пр. Во-вторых, Р. Оджагов умеет «рассказать историю», не прибегая к монтажным изыскам, к монтажной «знаковости», не отвлекаясь (если это не внутри «рассказа) на те или иные смысловые акценты. В-третьих, Р.Оджагов виртуозно выбирает актёров, выстраивает парадоксальное пластически-физиономические контрасты, которые и взрывают буквалистский «неореализм». Всё это и есть составляющие (одни из составляющих) «неореализма» Расима Оджагова. Вот почему с уверенностью можно сказать, что Р.Оджагов состоялся не только в унисон со сценариями Р. Ибрагимбекова, но и вопреки им, не разрушая их, но и не подчиняясь им, сумев вдохнуть в сложные художественные конструкции сценариста, свой человеческий опыт.

В контексте такого понимания творчества Р. Оджагова, сегодня наиболее «авторскими», фильмами Р. Оджагова, я бы назвал «День рождения» и «Храм воздуха». Признаюсь, еще пять лет тому назад, если бы мне пришлось назвать два других, наиболее значительных фильма Р. Оджагова, я бы назвал «Допрос» и «Перед закрытой дверью». Дело, разумеется не в том, чтобы устроить некое соревнование внутри фильмов Р. Оджагова (соревнование всегда условность, хотя подобные «игры», принятые на фестивалях и стимулируют кинотворчество) и конечно, не в том, чтобы признать собственные заблуждения (хотя не грех признаться и в этом). Дело даже не в художественном приговоре, которое выносит безжалостное время. На мой взгляд, дело, прежде всего в степени исповедальности художника, способности в творчестве раскрыть свою «персону».

Сюжет «Дня рождения» построен на перевертышах, которые создают своеобразную «печальную комедию». Герой фильма переехал в новый дом и решил в день рождения своего пятилетнего сына, собрать старых друзей из юности, из детства, задумал восстановить атмосферу старого двора, где все они выросли, но собрать не в старом дворе, а в новой квартире серийного микрорайона. Добавим, что «как молоды мы были» происходило в старом дворе, где все были равны и все были на равных, а собрать друзей детства решил простой маляр, а друзья детства, стали далеко не «малярами». В результате произошло то, что и должно было произойти, самое напрашивающееся, самое «простое» (деконструкция могла бы выявить сложность этой «простоты»), герой «просто» засыпает на дне рождения, устав от бесчисленных забот, а гости без него продолжают «гулять». Но потом, когда все разошлись, герой проснулся и «день рождения» продолжился с совершенно посторонним человеком, «с улицы»...

... а до «дня рождения» у этого человека «с улицы» была история с женщиной, история печальная и смешная в одно и то же время. И все то же комическое несовпадение. Большая женщина и тщедушный мужчина, она из столицы, работает проводником в поезде, он же провинциал, учитель географии из небольшого азербайджанского города Шеки, она ходит тяжело, натужно, у неё походка мужчины, возможно от натуры, от темперамента, но ещё больше от тяжёлой работы, от многочасовых бдений на ногах, он же ходит мягко и неслышно, боясь обратить на себя внимание, обнаружить своё присутствие (в результате из-за своей нерасторопности проливает чернила на проводницу). Разность «потенциалов» создаёт между ними поле притяжения, тягу к человеческому контакту, но она же и разрушает это, так и не состоявшееся человеческое сближение...

... которому, ничего не надо было доказывать, а просто легко и приятно было посидеть за столом и вместе, азартно, спеть азербайджанскую народную песню.

С этим «человеком с улицы» в творчество Р. Оджагова вошла тема (почти музыкальная) «постороннего человека», который так и не совпадет со своим временем и со своим окружением, который постоянно будет стремиться туда, где «праздник», где «день рождения», где все «чисто и светло», но что-то постоянно будет мешать и этому «празднику», и этому «дню рождения». При этом беспощадность социального анализа Р. Ибрагимбекова, смягчается у Р. Оджагова мягкой интонацией печали, когда по существу никого не надо не прощать, не обвинять.

Счастливый финал «Дня рождения» практически больше не повторится. А простодушный учитель географии из Шеки, через много лет, в другом фильме Р. Оджагова и Р. Ибрагимекова подсуетится в новых «рыночных» условиях, но в результате его только обманут, «кинут», хорошо ещё его простодушие и здоровое лукавство, помогут не сломаться и преодолеть материальные потери.

«Храм воздуха», на мой взгляд, занимает исключительное место в творчестве Р. Оджагова, как бы стоит особняком. Фильм можно назвать печальной романтической балладой, о том, как манит, дразнит жизнь (всё те же «праздник», «день рождения»), которую она обещает романтически настроенному герою, как хочется довериться жизни, поверить в возможность безоглядного счастья, и кажется всё получилось, всё сбылось, любимая женщина, бросив всё, уехала с героем туда, где «храм воздуха» (где «чисто и светло), но всё внезапно рушится в самом преддверии праздника. Насколько я помню (допускаю, что память может обмануть) Р. Оджагов волновался по поводу этого фильма больше, чем по поводу других, наверно понимая, что он отошёл от «неореализма», понимая, что интонация фильма, его музыка (речь не о музыкальном сопровождении) далека от бытовой прозы. Может быть в этом фильме, как в одном другом, Р. Оджагов говорит о своём сокровенном, о празднике, который так и не наступает, о романтизме восприятия жизни, от которого невозможно отказаться, но которому, увы, невозможно довериться.

Может быть, как у всякого подлинного художника, фильмы Расима Оджагова только высвободили его глубокое молчание. Его внутреннюю тишину.

И остаётся надеяться, что что-то высвободили и «штрихи к портрету».

Рахман Бадалов

K u L t u r a. A z

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Подробности жуткого происшествия в Баку: собаки напали на 11-летнюю девочку - ВИДЕО
      Вечером 11 мая в жилом массиве Qobu Park-2, расположенном в поселке Локбатан Гарадагского района Баку, бродячие собаки напали на 11-летнюю Зейнаб Сулейманову.
      Девочка была госпитализирована в тяжелом состоянии.
      По словам бабушки пострадавшей, соседям в последний момент удалось спасти ребенка.
      "Из-за собак мы не можем выйти на улицу. На девочку напали три собаки, на теле Зейнаб нет места, которое бы они не поранили", - рассказала женщина.
      Как заявили в Клиническом медицинском центре, лечение пострадавшей продолжается в стационаре, ей оказывается необходимая медицинская помощь.
      "Пациентку вакцинировали от бешенства, ее состояние оценивается как стабильное", - отметили в медучреждении.
      Подробнее - в сюжете Baku TV:
       
       
      • 90 replies
    • Trendyol увеличил цены для Азербайджана
      Trendyol резко увеличил цены для Азербайджана

       
        Известная турецкая компания по онлайн-продажам Trendyol внесла изменения в стоимость услуг по доставке товаров в Азербайджан.
      Как сообщает аxar.az, соответствующие цены выросли в 2,5 раза.
      Так, если до 12 мая данный тариф был равен 79,99 турецкой лиры (4,23 маната), то в настоящее время он увеличился до 199,99 лиры (10,63 маната).
       
      https://ru.oxu.az/economy/870716
        • Haha
      • 7 replies
    • Цены на продукты питания в Азербайджане: что подорожало? - СПИСОК
      В апреле 2024 года индекс потребительских цен в Азербайджане составил 100,0%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
      Как сообщает Госкомстат, индекс потребительских цен на продукты питания, напитки и табачные изделия составил 98,2%, на непродовольственные товары - 100,9%, на платные услуги, оказанные населению - 102,0%.
      Согласно информации, в апреле 2024 года индекс потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем составил 99,9%, а за первые четыре месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 100,7%.
      В апреле, по сравнению с предыдущим месяцем, наибольшее снижение цен наблюдалось на манную и гречневую крупы, макароны, свежую рыбу, молоко, яйца, маргарин, подсолнечное и кукурузное масло, грецкие орехи, фундук, помидоры, огурцы, зелень, баклажаны и картофель. В то же время рост цен был зафиксирован на лимоны, бананы, яблоки, груши, киви, каштан, гранат, белокочанную капусту, сладкий перец, бурак и чеснок. Цены на другие продукты питания существенно не изменились.
       
      Непродовольственные товары
      В апреле индекс потребительских цен на непродовольственные товары по сравнению с мартом составил 100,1%, а за январь-апрель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - 101,3%.
      В апреле по сравнению с предыдущим месяцем больше всего подорожали ювелирные изделия, цемент и пиломатериалы. Стоимость других непродовольственных товаров существенно не изменились.
      Платные услуги населению
      В апреле 2024 года индекс потребительских цен на платные услуги населению по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,1%, а за январь-апрель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - 102,4%.
      В апреле, по сравнению с предыдущим месяцем, наибольший рост цен наблюдался на услуги международных авиаперевозок в страны СНГ, туры внутри страны, медицинские, стоматологические, парикмахерские и косметологические услуги, а также услуги платных дошкольных образовательных учреждений. Стоимость других платных услуг существенно не изменились.
      https://media.az/society/ceny-na-produkty-pitaniya-v-azerbajdzhane-chto-podorozhalo-spisok
        • Haha
      • 8 replies
    • На побережье Каспия откроется цирк
      Sea Breeze Resort активно развивает детское направление, и этим летом отдых с детьми на территории города-курорта станет еще интереснее – на территории курорта впервые откроется цирк.
      «1 июня в Sea Breeze под руководством обладателя циркового «Оскара» Аллахверди Исрафилова стартует международная программа «Легенды Монте-Карло» с участием артистов одного из самых престижных цирковых фестивалей в мире», - говорится в сообщении пресс-службы Sea Breeze.
      Отмечается, что цирковой шатер со зрительным залом вместимостью 1250 мест и 13-метровым манежем расположится между Лунапарком и Аквапарком, которые также начнут принимать гостей этим летом.
        Цирк откроется в Международный день защиты детей 1 июня, и первое шоу будет носить благотворительный характер - на него будут приглашены дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными физическими возможностями.
      «Живые легенды Монте-Карло очаруют и детей, и взрослых сложными акробатическими трюками, виртуозным жонглерским мастерством, настоящей магией и впечатляющей эквилибристикой. А великолепные карабахские скакуны, покорившие своим выступлением публику Виндзорского королевского конного шоу, под управлением настоящих джигитов продемонстрируют невероятную скорость и грацию», - говорится в сообщении.
      https://1news.az/news/20240513022911888-Na-poberezhe-Kaspiya-otkroetsya-tsirk-FOTO
        • Upvote
        • Confused
      • 50 replies
    • Обнародовано заключение повторной экспертизы о психическом состоянии Ахмеда Ахмедова
      Обнародовано окончательное заключение экспертизы о психическом состоянии Ахмеда Ахмедова, обвиняемого в жестоком убийстве пятерых членов своей семьи, двое из которых были несовершеннолетними.
      Как передает Qafqazinfo, на основании протеста прокуратуры, в отношении обвиняемого была проведена повторная экспертиза.
      В заключении повторной экспертизы, как и в предыдущей, также заявляется, что обвиняемый находился в невменяемом состоянии во время совершения преступления.
      На следующем этапе Ахмедову будет предъявлено окончательное обвинение, а уголовное дело будет передано в суд для рассмотрения. Если суд также придет к выводу, что обвиняемый совершил преступление в невменяемом состоянии, Ахмед Ахмедов будет освобожден от наказания.
      Однако он не будет отпущен на свободу, а ему назначат принудительное лечение в специализированном медицинском учреждении.
      https://media.az/society/obnarodovano-okonchatelnoe-zaklyuchenie-ekspertizy-o-psihicheskom-sostoyanii-ahmeda-ahmedova
      • 39 replies
    • В Азербайджане среди детей распространяются коклюш и «свинка»: как защитить ребенка?
    • В Баку мужчина винит персонал больницы в смерти своей дочери
      В Баку 17-летняя девушка, доставленная в больницу с жалобами на боль в области ребер, скончалась в медучреждении спустя два дня.
      По словам жителя Маштаги Умуда Гулиева, 5 февраля этого года он доставил свою дочь, Нурану Гулиеву, в расположенную в поселке объединенную городскую больницу №7. Однако 7 февраля девушка умерла. Мужчина утверждает, что причиной смерти дочери стали инъекции, сделанные в медучреждении.
      У.Гулиев рассказал, что в момент смерти Нураны врача в больнице не было - указания медсестре он давал по телефону. Родители немедленно отвезли тело девушки в Объединение судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии, где установили, что причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.
      У.Гулиев заявил, что в ходе расследования, проведенного прокуратурой Сабунчинского района, было выявлено, что медсестра сделала пациентке укол, название которого она не знает.
      Мужчина требует, чтобы виновные за смерть его дочери понесли заслуженное наказание.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Milli
        • Sad
        • Like
      • 40 replies
    • В Азербайджане ежемесячная минимальная зарплата может быть заменена почасовой
      Ежемесячная минимальная заработная плата в Азербайджане может быть заменена почасовой минимальной заработной платой.
      Это отражено в дорожной карте на 2024 год по внедрению улучшений и коммуникаций в соответствующей области, основанной на отчете Business Ready Группы Всемирного банка.
      Министерству труда и социальной защиты поручено до 1 июля текущего года подготовить и представить соответствующие предложения по замене ежемесячной минимальной заработной платы на почасовую.

      https://media.az/society/v-azerbajdzhane-ezhemesyachnaya-minimalnaya-zarplata-mozhet-byt-zamenena-pochasovoj
       
       
      Поясните, а как будут получать зарплату бюджетники, у которых фиксированная месячная зарплата?
      • 23 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...