Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

История сефевидов


Recommended Posts

boshboqazliq! 

1) В его книге нет качественных ссылок на выдвигаемые ими гипотезы. А те ссылки, которые есть, они не касаются непосредственно его утверждений и претензий насчет истоков государства Сефевидов 

2) Если допустить, что, как он утверждает, Шах Исмаил не является тюрком, это же не означает, что государство Сефевидов не тюрксое.

3) Он пытается придать религиозный оттенок своим безпочвенным утверждениям, но при этом преднамеренно обходит некоторые очень известные факты, к примеру:

 - если на самом деле Шах Исмаил убивал по принципу мазхаба, то почему в крупных городах Северного Азербайджана вроде Шамахы всегда были большие суннитские общины?!

- если Шах Исмаил и его окружение были персами-шиитами, а население Азербайджана турками, то почему когда султан надвигался на Тебриз азербайджанское население этого города (в то время суннитов там было  большинство) вместе с Ш.Исмаилом покинули город?

Не исе, этот горе-литератор (он и сам признает, что не историк) агзныа гелени данышыр!

Лучше почитайте статью Рамиз муеллима:

http://www.trend.az/azerbaijan/politics/2093366.html

Edited by Renard
Link to comment
Share on other sites

Этот гийдирмя историка уже раз сто обсуждали, и все его факты перепроверяли, обычные низкопробные фальшивки, человек вырос на османских точке зрения  по отношению к Сефевидам, соответственного ничего умного от таких псевдоисториков ждать не стоит.

 

 

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Renard сказал:

boshboqazliq! 

1) В его книге нет качественных ссылок на выдвигаемые ими гипотезы. А те ссылки, которые есть, они не касаются непосредственно его утверждений и претензий насчет истоков государства Сефевидов 

2) Если допустить, что, как он утверждает, Шах Исмаил не является тюрком, это же не означает, что государство Сефевидов не тюрксое.

3) Он пытается придать религиозный оттенок своим безпочвенным утверждениям, но при этом преднамеренно обходит некоторые очень известные факты, к примеру:

 - если на самом деле Шах Исмаил убивал по принципу мазхаба, то почему в крупных городах Северного Азербайджана вроде Шамахы всегда были большие суннитские общины?!

- если Шах Исмаил и его окружение были персами-шиитами, а население Азербайджана турками, то почему когда султан надвигался на Тебриз азербайджанское население этого города (в то время суннитов там было  большинство) вместе с Ш.Исмаилом покинули город?

Не исе, этот горе-литератор (он и сам признает, что не историк) агзныа гелени данышыр!

Лучше почитайте статью Рамиз муеллима:

http://www.trend.az/azerbaijan/politics/2093366.html

http://www.gunaz.tv/?id=4&vmode=1&sID=2374&lang=1

http://www.gunaz.tv/?id=4&vmode=1&sID=2375&lang=1

1. Kitabda bütün sübutlar aydın yazılıb

2. şah ismayıl özü türkcə güclə danışırdı dövlət dili isə fars idi. türkcə kitablar yandırıldı. ağqoyunlular vaxtı Quranın türkcəyə tərcüməsi də yandırıldı.

http://www.gunaz.tv/?id=4&vmode=1&sID=2375&lang=1

Səfəvi sarayında, orduda, küçədə, bazarda... Türk dilinin işlədilməsi həqiqətdir. Danışıldı, uçdu havaya, nəticədə Təbrizli Əli demişkən, bu ğün əlimizdə tutarlı bir şey yoxdur. Bu gün də İranda evdə-eşikdə, küçə-bazarda da danışılır. Rza Pəhləvi evdə arvadı ilə Türkcə danışıbmış, Türkiyə səfərində Atatürklə Türkcə danışıbmış. Xamnei də evdə, hətta ictimai yerlərdə ara-sıra Türkcə danışır. Şəxsən bəndənizlə Türkcə danışıb. Amma İİR-in rəsmi dili Farscadır. Bizim dediyimiz yazı dilidir. Budur qalıcı olan. Məhz yazı dili “rəsmi dil” sayılır. Təəssüflər olsun,  Səfəvilər dövründə rəsmi dil Farsca idi.

3. Güntay bəy tarixi faktlara əsaslanıb deyir Şamaxıda sünnilərin soyqırımı olub. şiəlik zor gücünə yayılıb.

- Təbriz məsələsinə gələndə isə bax burda özünüz də bilirsiniz ki, yalan danışırsınız.  Bəlkə yandırılmış torpaq və böyük sürgününündə uydurma olduğunu deyəcəksiniz

Aralıqlarla 150 il davam edən Osmanlı-Səfəvi savaşları, özəlliklə Səfəvilərin savaşlar vaxtı “yandırılmış torpaq” taktikası Azərbaycanı xaraba qoydu. Paytaxtın Təbrizdən köçürülməsi Azərbaycanı imperiyanın metropoliyası statusundan məhrum etdi. Kütləvi köçürmə siyasəti və bir çox Türk boyunun məhv edilməsi Azərbaycanda və bütün İran coğrafiyasında Türk elementini zəiflətdi.

sizin deməyinizdən belə çıxır ki, İran türkləri özləri öz evlərini otlaqları və sair hər şeylərini yandırıb özləri özlərini sürgün ediblər

Bu arada müzakirəmiz üçün böyük önəmə malik olan keçmişə prinsipial münasibət məsələsini qısaca ələ alaq. Qürurverici haldır ki, bizim milli düşüncə tarixində tarixi sorğulamaq anlayışı olub. Hələ də yetərincə dəyərləndirə bilmədiyimiz böyük fikir adamımız Əhməd Ağaoğlu “həqiqi millətçilik” anlayışını müdafiə etmiş, keçmişi ideallaşdırmağın əleyhinə olmuş,  tarixin öyrənilməsinin ondan dərs almaq üçün lazım olduğunu bildirmişdir. Məqalələrinin birində o yazırdı: “Gəlin açıq və səmimi danışaq. Əcdadlarımız bizə nəyi miras qoyub gediblər? Onlara nəyə görə hörmət etməliyik? Özlərinin səfehlikləri və ağılsızlıqları ucbatından şəhərləri, qarət olunmuş kəndləri tərk edib getdiklərinə görəmi, öz əcdadlarının əməyi ilə yaradılmış bütöv, nəhəng orqanizmləri  viran qoyduqlarına görəmi?... Əcdadlarımıza nəyə görə hörmət etməliyik? Zorakılıq qarşısında qorxub, geri çəkilmək ənənələrinə görəmi, bizim qüvvələrimizi hələ də korşaldan, bizi yaşamaq qabiliyyətindən tamamilə məhrum edən güclülərin qabağında  kor-koranə, mənasızcasına baş əymək xasiyyətinin nəsildən-nəslə irsən keçməsinə görəmi?”( Каспий, 18 yanvar 1905).

http://www.gunaz.tv/?id=4&vmode=1&sID=2375&lang=1

Əhməd Ağaoğlu hələ 1900-cu ildə (14 apreldə) “Kaspi” qəzetində yazdığı məqalədə göstərirdi ki, Farslar İslam dünyasını böldülər, “ən dağıdıcı sosial-dini meyllərə malik sektalar yaratmaqla İslamı içindən gəmirdilər”. Əhməd Ağaoğlunun çeşidli əsərlərində üstündə xüsusi durduğu məsələlərdən birisi də Şiəliyin İslam aləmində, bu sıradan İran coğrafiyasında oynadığı roldur. Səfəvilər dövründə Şiəliyin zorla yeganə məzhəb elan edilməsi böyük bir coğrafiyada etnik-kültürəl prosesin yönünü dəyişdirdi. Bu, Əhməd Ağaoğluna görə, “Şərq və bilxassə Türk tarixi üzərinə dərin və fəlakətli təsirlər icra etdi.” Şiəliyin zorla dövlət məzhəbinə çevrilməsi həm də “İranın fikri və hissi qaynağını qurutdu. Zira bundan sonra artıq bütün fikri və hissi qüdrətlər bu məzhəbi doğrulamağa, onun əsaslarını və nəzəri qismini qüvvətləndirməyə həsr ediləcək, məntiq sxolastiki və səfsətə bir əməlin vasitələri olacaq!”

Milli şairimiz Sabirin Sünnü-Şiə ziddiyyətlərindən içi yana-yana yazması, Molla Nəsrəddin məktəbinin başqa üzvlərinin eyni məsələdən bəhs etmələri, Nəriman Nərimanovun Nadir Şah mövzusuna müraciət etməsi kimi faktlar gərək təsadüf sayılmasın. 

Xarici Türkologiyada və İranşünaslıq ədəbiyyatında bu mövzu çoxdan özünə yer edib. Bir neçə örnək verək.

Böyük tarixçi Zeki Velidi Togan Səfəvilər dövrünü, ilk növbədə Şah Abbasın hakimiyyət illərini “Türk topluluğu üçün bir fəlakət dövrü” saymışdır.

Əslində, Səfəvilər mövzusu bizim milli tarix və düşüncəmizdə çoxdan dartışmalı mövzu olub. Qısaca ondan bəhs etsək, faydalı olar. II Şah İsmayılın (1576-78) mövcud dini-siyasi rejimi islah etmək, Şiə ruhanilərin siyasi həyata təsirini azaltmaq, “təbərra” deyilən dini cəza dəstələrini cəzalandırmaq, Sünnü-Şiə ixtilaflarını yumşaltmaq cəhdi məlum tarixi faktdır. Bilindiyi üzrə, Sünnü-Şiə ixtilaflarını yumşaltmaq cəhdi uğursuzluqla - Şiə üləmasının fitvası ilə şahın öldürülməsi  ilə nəticələnmişdir. Nadir Şahın (1736-47) Sünnü-Şiə ixtilaflarını yumşaltmaq sahəsində cəhdi də başqa tarixi hadisələrdən biridir. Onun Səfəvilərə manasibəti ”Fərmani şahi” adlı əmrində əksini tapıb: “Biliniz ki, Şah İsmayıl Səfəvi, 906-ci ildə zühur etdi. Cahil xalqdan bir qismini yanına topladı. Bu alçaq dünyanı və nəfsinin istəklərini ələ keçirmək üçün, Müsəlmanlar arasına fitnə və fəsad soxdu. Əshabi kirami söyməyi, Şiəliyi ortaya çıxardı. Böyləcə Müsəlmanlar arasına büyük bir düşmanlıq soxdu. Münafiqlik və saldırmaq bayraqlarının açılmasına səbəb oldu. Elə oldu ki, kafirlər rahat və qorxusuz yaşayır, Müsəlmanlar isə bir-birlərini yeyir.”

Link to comment
Share on other sites

Mən yuxarıdakı yazını iki məqsəd ilə yazdım: 1) O adamın fikirlərinə alternativin olduğunu bir daha forum iştirakçılarına xatırlamaq və 2) sizin bu mövzunu açmaqda mövqeyinizi müəyyənləşdirmək. 

Yuxarıda yazdıqlarınızdan və o qondarma tarixçini müdafiə etməyinizdən sizin mövqeyiniz bəlli oldu. Bilirsiniz Azərbaycan tarixini, Azərbaycan xalqının keçmişini reviziya etmək, kölgə salmaq, milli identiklik məsələmizdə insanları çaşdırmaq bağlı sizin kimlərin səyləri heç bir nəticə verməyəcəkdir. 

Nəhayət, mənim qoyduğum iki məsələ tutarlı faktlarla cavab verməyərək məni yalan danışmaqda ittiham etmək ən azı mədəniyyətsizlikdir. Qondarma tarixçinin iddialarını ele onun öz fikirləri ilə sübüt etmək cəhdiniz isə gülüncdür. 

 

Link to comment
Share on other sites

В 15.1.2016в20:22, mas1 сказал:

http://www.gunaz.tv/?id=4&vmode=1&sID=2374&lang=1

http://www.gunaz.tv/?id=4&vmode=1&sID=2375&lang=1

1. Kitabda bütün sübutlar aydın yazılıb

2. şah ismayıl özü türkcə güclə danışırdı dövlət dili isə fars idi. türkcə kitablar yandırıldı.

 

 

Шах Исмаил один из лучших тюркских поэтов когда-либо живших на нашей планете!!
Что за чушь Вы тут распространяете?
Это ваш Султан Явуз Селим все свои стихи написал на фарси.

Link to comment
Share on other sites

35 минуты назад, Renard сказал:

Mən yuxarıdakı yazını iki məqsəd ilə yazdım: 1) O adamın fikirlərinə alternativin olduğunu bir daha forum iştirakçılarına xatırlamaq və 2) sizin bu mövzunu açmaqda mövqeyinizi müəyyənləşdirmək. 

Yuxarıda yazdıqlarınızdan və o qondarma tarixçini müdafiə etməyinizdən sizin mövqeyiniz bəlli oldu. Bilirsiniz Azərbaycan tarixini, Azərbaycan xalqının keçmişini reviziya etmək, kölgə salmaq, milli identiklik məsələmizdə insanları çaşdırmaq bağlı sizin kimlərin səyləri heç bir nəticə verməyəcəkdir. 

Nəhayət, mənim qoyduğum iki məsələ tutarlı faktlarla cavab verməyərək məni yalan danışmaqda ittiham etmək ən azı mədəniyyətsizlikdir. Qondarma tarixçinin iddialarını ele onun öz fikirləri ilə sübüt etmək cəhdiniz isə gülüncdür. 

 

Cavab tapa bilməyən adam həmişə belə yazır. özünü maksimum vətənpərvər göstərib saxta fikirlərini cəmiyyətə sırımağın əvvəl axır bir nöqtəsi olmalı idi. elə ki, tutarlı cavab aldınız, yalanınız bəlli oldu, özünüzü elə apardınız ki, güya sünniləri qıran təbərra dəstələrindən qəti xəbəriniz olmayıb. məni mədəniyyətsiz aslandırmaqla mədəni olmadınız. yalanınız üzə çıxdı. bu artıq təxribatdır

Link to comment
Share on other sites

32 минуты назад, Bushido сказал:

 

 

Шах Исмаил один из лучших тюркских поэтов когда-либо живших на нашей планете!!
Что за чушь Вы тут распространяете?
Это ваш Султан Явуз Селим все свои стихи написал на фарси.

o vaxt xətai adı ilə ələvilərdə çoxlu sayda şairlər olub. xətai adı altında yazılan türkcə şerlər ələvi əqidəsində yazılıb, farsca yazılan şerlər isə isə tamam başqa şiə əqidəsində yazılıb. İsmayılın dvoynikinin olması tarixə məlumdur. ümumiyyətlə hansı dildə yazmağın nə fərqi var? Çingiz Abdullayev rusca yazmır? problem sünni türk əhalisinin özünə və kitablarına edilən problemdir. Güntay bəy bunu çox yaxşı işıqlandırır

Link to comment
Share on other sites

16 минуту назад, mas1 сказал:

o vaxt xətai adı ilə ələvilərdə çoxlu sayda şairlər olub. xətai adı altında yazılan türkcə şerlər ələvi əqidəsində yazılıb, farsca yazılan şerlər isə isə tamam başqa şiə əqidəsində yazılıb. İsmayılın dvoynikinin olması tarixə məlumdur. ümumiyyətlə hansı dildə yazmağın nə fərqi var? Çingiz Abdullayev rusca yazmır? problem sünni türk əhalisinin özünə və kitablarına edilən problemdir. Güntay bəy bunu çox yaxşı işıqlandırır

 

Шах Исмаил мочил суннитов, Султан Явуз мочил шиитов, в чем проблема?
А с тюрками у Шах Исмаила не было никаких проблем, он сам на тюркском говорил и сочинял свои прекрасные стихи.
Не надо искать черную кошку в темной комнате, тем более ее там нет!!

Link to comment
Share on other sites

kim ki, Güntay bəyin çıxışını az bilir

bunu da oxusun

http://www.shiya.biz/2014/02/sfvi-musriklrin-cinaytlri.html

Bu zaman bütün Azərbaycan əhalisi Sunni idi. Şeyx Heydər faktiki olaraq Sünnilərə qarşı cihada başladı.Fətva verərək açıqca bütün Əhli Sünnəti Kafir və Sünni fəqihlərini Allahın düşməni elan etdi Və onları izləyən kimsənin islam səfindən ayrıldığını və kafirlərdən biri olduğunu və qətlinin vacib olduğunu elan etdi.Fətvasında elan etdi ki,Əhli sünnətə qarşı cihad dini bir məcburiyyətdir Və onların mallarını qarət etmək,həbs etmək və qadınlarını və uşaqlarınl (qul kimi satmaqda) böyük mükafat vardır
O, Şeyx  Bədruddinin təlimlərini və inanclarını yavaş yavaş həyata keçirirdi və Əlinin ilahi bir statusa sahib oluğuna inanan və ona ibadət edən  Bektaşi anadolu tatarlarının ekstermal inanclarını təbliğ edirdi. O,orucun,namazın və haccın fərz qaydalarını şərhetdi.Bu zamandan Onun müridləri rəsmən Qızılbaş titulu aldı intizamlı,silahlı Cihadi qrupları təsis etdi. Kafirlərə qarşı cihad adı altında onlar (Əhalisi) ümumiyyətlə sünni olan Şirvan,Dağıstan və Qafqaz ərazilərinin kəndləri və yerləşim yerlərinə basqın və talan edirdilər
[Qızılbaşların kökləri və inancları səh 43 - Əmir Hüseyin Xonçi]
Link to comment
Share on other sites

Поклонники арабизированных османов, которые даже свое государство официально на арабском именовали и на фарси стихи сочиняли обвиняют Шах Исмаила, одного из самых выдаюшихся политиков и поэтов тюркского мира в анти-тюркизме.
Докатились )))

Link to comment
Share on other sites

Только что, Bushido сказал:

 

Шах Исмаил мочил суннитов, Султан Явуз мочил шиитов, в чем проблема?
А с тюрками у Шах Исмаила не было никаких проблем, он сам на тюркском говорил и сочинял свои прекрасные стихи.
Не надо искать черную кошку в темной комнате, тем более ее там нет!!

Sünni türklər heç vaxt terror etməyib. bütün millətlər Osmanlıların hakimiyyətində normal yaşayıb. İsmayıl isə həm İslam həm də Türk dünyasına indiyə qədər sağalmaz zərbə vurub.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

А этот Гюнтай Гюналп азербайджанец пользуюшийся такими гондарма словами как "япытёкюмю" один из заядлых врагов шиитов, написал стихотворение о шиитах под названием "Окюз оглу"

Сам он окюз (атасы хаггында хеч не демек истемирем)

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Bushido сказал:

Поклонники арабизированных османов, которые даже свое государство официально на арабском именовали и на фарси стихи сочиняли обвиняют Шах Исмаила, одного из самых выдаюшихся политиков и поэтов тюркского мира в анти-тюркизме.
Докатились )))

Osmanlılar ərəbləşməyib. ismayıl siə özünün hansısa imamın nəslinə bağlayırdı. demək yalandan da olsa ərəbləşən türkcə güclə danışan İsmayıl özü idi.

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Bushido сказал:

А этот Гюнтай Гюналп азербайджанец пользуюшийся такими гондарма словами как "япытёкюмю" один из заядлых врагов шиитов, написал стихотворение о шиитах под названием "Окюз оглу"

Сам он окюз (атасы хаггында хеч не демек истемирем)

Öküz oğlunu seyid Əzim Şirvani yazıb. yeri gəlmişkən mirzə Cəlil də danabaş sözünü işlədib

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, mas1 сказал:

Sünni türklər heç vaxt terror etməyib. bütün millətlər Osmanlıların hakimiyyətində normal yaşayıb. İsmayıl isə həm İslam həm də Türk dünyasına indiyə qədər sağalmaz zərbə vurub.

 

 

да, да, ваш османлы был идеальным государством, понятно.
Ваши османские султаны не только шиитов резали, даже своих родных братьев в детском и иногда в младенческом возрасте убивали и ваши суннитские шейхи выдавали им фетвы, что такие убийства младенцев халал.
мне не надо сказки рассказывать.

Link to comment
Share on other sites

Только что, mas1 сказал:

Öküz oğlunu seyid Əzim Şirvani yazıb. yeri gəlmişkən mirzə Cəlil də danabaş sözünü işlədib

 

 

Xeyir, Öküz oglunu Seyud Ezim yazmayib, Günay Gökalp Seyid Ezime medaheten yazib.

Bilmirsiz yazirsiz, tutar qatiq tutmaz ayran?

Link to comment
Share on other sites

Только что, Bushido сказал:

 

 

да, да, ваш османлы был идеальным государством, понятно.
Ваши османские султаны не только шиитов резали, даже своих родных братьев в детском и иногда в младенческом возрасте убивали и ваши суннитские шейхи выдавали им фетвы, что такие убийства младенцев халал.
мне не надо сказки рассказывать.

İsmayıl anasını və ana qohumlarını  öldürməkdən belə çəkinməyib. hər bir səfəvi şiə hökmdarın vicdanında ən azı bir yaxın adamının ölümü durur

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, mas1 сказал:

Osmanlılar ərəbləşməyib. ismayıl siə özünün hansısa imamın nəslinə bağlayırdı. demək yalandan da olsa ərəbləşən türkcə güclə danışan İsmayıl özü idi.

 

Как называлось государство Османов:

Довлятуль Алия Османия.

это на арабском, а не натурецком.

Link to comment
Share on other sites

12 минуты назад, Bushido сказал:

 

 

Xeyir, Öküz oglunu Seyud Ezim yazmayib, Günay Gökalp Seyid Ezime medaheten yazib.

Bilmirsiz yazirsiz, tutar qatiq tutmaz ayran?

Seyid Əzim Öküz oğlu yazmayıb düzdür. ancaq lap pis yazıb köpək oğlu. rahat oldunuz?

http://qizilgulluk.blogspot.com/2013/01/okuz-oglu.html

http://anl.az/el/alf25/shse_se2.pdf

səh 34-35.

aydınır görünür ki, nə qədər savadlı olsanız da xalqın cahil bədbəxt günündə qalmasına çalışanlardansınız

Link to comment
Share on other sites

11 минуту назад, Bushido сказал:

 

Как называлось государство Османов:

Довлятуль Алия Османия.

это на арабском, а не натурецком.

nə olsun ki? məgər türkləri qırıb kitablarını da şiələrin etdiyi kimi yandırıblar?

Link to comment
Share on other sites

Qızılbaşlardan bir qrup Nəcm Zərgarın xidmətçilərindən biri olan Qoli Can adlı birinin idarəsində Herata yeridildi. Herat əhalisi Qızılbaşların Mərvdəki cinayətlərini eşidincə qətl edilməmələri ümidiylə könüllü olaraq təslim olmaya qərar verdilər. Qoli Can Şəhəri ələ keçirincə Şah İsmayılın Təbrizdə etdiklərini təkrarladı.
Ramazan ayı idi və şəhərin əhalisi oruc tutmuşdu. O,fəqihləri,alimləri və idarəçiləri məscidə çağırdı. Sonra  O,məsciddə Qazi əl-Quzata (baş qazı) Şiə olmasını və minbərə gedərək təbərra etməsini ,Əbubəkr,Ömər və osmana lənət göndərərək sünnilərin kafir olması haqqında fətva verməsini əmretdi. Fəqih bu əmrə itaət etmədi və eyni yerdə minbərin yanında öldürüldü. (Onun mədəsi parçalandı və bağırsaqları minbərin üzərinə töküldü). Minbərə getməsi,Əbubəkr və öməri təhqir etməsi və sünnilərin kafir olması haqqında fətva verməsi əmredilən ikinci fəqih Heratın böyük müftisi Hafiz Zeynuddin Əli, idi.Bu yaşlı Fəqihdə (Qoli Canın) əmrlərinə itaət etmədo. Qoli Can onun mədəsini öz əlləri ilə kəsdi və  onun bağırsaqlarını çıxararaq məsciddəki insanlara tərəf fırlatdı. Sonra O,onun başını kəsdi.Eyni yolla öldürülən üçüncü adam da baş qazı idi
Qoli Can Qızılbaşlara kiçikdən böyüyə qədər məsciddə olan hərkəsin öldürülməsi əmrini verdi. Böyük qazı və Hafiz Zeynuddinin və Heratın birneçə böyüyünin  cəsədləri  Şəhərin mərkəzində yandırldı.Şah İsmayılın onlar haqqında qərar verməsi üçün böyüklərin geri qalani həpsedildi.
[[Qızılbaşların kökləri və inancları səh 136-137 - Əmir Hüseyin Xonçi]]

Link to comment
Share on other sites

Şah İsmayıl Herata 898k-da(Ramazan 916 h)-də daxil oldu  və  şəhərdə qətl,yağma və talan etmə əmrini verdi.Allamə Təftazani yaşı 70-dən artıq olan və öz zamanında islam dünyasının ən böyük alimlərindən biri və İranin ,Mavərənnəhr,Turkustan,Hindistan və Osmanlı sultanlarının dini qazısı idi.Türküstan,Hindistan və Osmanlı məktublarında onu ‘Mövlana əl-Azam’  adlandırıdılar. Bu zaman Alləmə,Qoli canın Əsiri idi.
Bu tip xasiyyətə sahib olanlar “Fanatik sünni” olması səbəbiylə Qızılbaşlar tərəfindən Şah İsmayılın əmirləri üzərinə parçalara ayrıldılar və beləcə “fasiq insanlar” dünyadan ayrıldılar və “doğru Qızılbaş Məzhəbi” ünversal hala gəlir.Onlar yazırlar ki,Alləmə Təftəzani oruclu ikən Şah İsmayıl ona təbərra etməsini  və “yanlış Məzhəb”ini tərk etməsi əmrini verdi. Allamə əmrə itaət etmədi,Şah İsmayıl əmretdi ki,onu parçalara ayırsınlar. Sonra onun bədəninin parçaları yandırıldı və küçələrə səpildi
[Qızılbaşların kökləri və inancları səh 137-138 - Əmir Hüseyin Xonçi]]
Link to comment
Share on other sites

28 минуты назад, mas1 сказал:

Sünni türklər heç vaxt terror etməyib. bütün millətlər Osmanlıların hakimiyyətində normal yaşayıb. İsmayıl isə həm İslam həm də Türk dünyasına indiyə qədər sağalmaz zərbə vurub.

 

Ну, если все народы жили нормально, то зачем балканские народы устраивали восстания, организовывали национально-освободительные движения?! Не очень-то хорошо жилось под янычарским ятаганом.

Link to comment
Share on other sites

В самый нужный момент, в момент потенциального потрошения страны между Ираном и Россией, появляется тема, вбивающая гвоздь в гроб наших отношений с Турцией.  Совпадение?

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Schnorkel сказал:

В самый нужный момент, в момент потенциального потрошения страны между Ираном и Россией, появляется тема, вбивающая гвоздь в гроб наших отношений с Турцией.  Совпадение?

Elli,narahat olma.Tam əksinə ,Türkiyə ilə aramızı vurmaq istəyənlər səfəvizadələrdir.

Link to comment
Share on other sites

16 hours ago, Bushido said:

Поклонники арабизированных османов, которые даже свое государство официально на арабском именовали и на фарси стихи сочиняли обвиняют Шах Исмаила, одного из самых выдаюшихся политиков и поэтов тюркского мира в анти-тюркизме.
Докатились )))

Я бы очень обрадовалься, если они были бы поклонниками. Подумайте кому выгодно рассеять в Азербайджане вражду между суннитами и шиитами и в тоже время бросить тень на великие истоки азербайджанской государственности, доказывать, что мы пришлые, что у нас никогда не было государственности и т.д.

Link to comment
Share on other sites

6 minutes ago, Renard said:

Я бы очень обрадовалься, если они были бы поклонниками. Подумайте кому выгодно рассеять в Азербайджане вражду между суннитами и шиитами и в тоже время бросить тень на великие истоки азербайджанской государственности, доказывать, что мы пришлые, что у нас никогда не было государственности и т.д.

У нас много разбирающихся в этой области? Большинство там не в зуб ногой.

Link to comment
Share on other sites

10 minutes ago, Renard said:

Я бы очень обрадовалься, если они были бы поклонниками. Подумайте кому выгодно рассеять в Азербайджане вражду между суннитами и шиитами и в тоже время бросить тень на великие истоки азербайджанской государственности, доказывать, что мы пришлые, что у нас никогда не было государственности и т.д.

Ясный пень кому, эта тема выгодна ваххабитам. И автор темы ваххабит.

Подлости салафитов в отношении азербайджанского народа

 

 

Edited by Ontolog
Link to comment
Share on other sites

Правитель и поэт Шах Исмаил Хатаи

xata%C4%B11.jpgВы знаете кто такой Хатаи? Шах Исмаил Хатаи – это великая личность, оставившая глубокий след в истории Азербайджана своим мечом и пером. Он заложил основу единого азербайджанского государства, поднял азербайджанский язык до уровня государственного, писал лирические и эпические стихотворения под псевдонимом Хатаи.

 

Шах Исмаил Хатаи родился в 1487 году в Ардебиле в семье известного религиозного руководителя рода Шейха Сафиаддина – Шейха Гейдара. Его дедушкой по матери был Узун Гасан - правитель государства Аггоюнлу. После смерти дедушки принцы этой династии начали борьбу  за власть. После того, как его отец Шейх Гейдар был убит в войне с Ширваншахами, его мама Алемшахбейим вместе с  братьями была заточена в крепости Истахр. После освобождения из заключения Исмаил учился в Лахиджане у выдающегося ученого Шамседдина Лахиджа. Он выучил арабский, персидский языки, освоил несколько наук.

 

Исмаил был очень талантливым всадником, отважным полководцем, умело владел саблей, и в то же время прекрасно владел словом, был поэтом. С малых лет он встал на путь борьбы за власть, после отца и брата Султанали возглавил движение «Гызылбашлар» (Красноголовые или Кызылбаши). Их называли так, потому что они надевали на голову 12-полосную красную чалму. 12 полос олицетворяли 12 имамов - духовных и политических преемников пророка Мухаммада.

 

После того, как в Шаруре Исмаил низложил правителя Аггоюнлу Алвенда Мирзу, в Тебризе он объявил себя шахом. Так была заложена основа государства Сефевидов в Азербайджане. Шах Исмаил продолжал успешные военные походы. Он значительно расширил границы Азербайджана. Напряженность, возникшая с Османской империей, между двумя тюркскими государствами, завершилась в августе 1514 года битвой на равнине под названием Чалдыран. Горечь поражения Шах Исмаил впервые испытал на чалдыранской битве.

 

Говорят, Шах Исмаил так был разгневан своим поражением, что нанес саблей удар по стволу орудия, который оторвался и упал на землю. Услышав об этом, правитель Османской империи Султан Селим приказал доставить ему эту саблю. Он поднял саблю и ударил по стволу орудия. Ствол не сдвинулся с места. Султан сказал, что это не та сабля. Узнав об этом, Исмаил ответил: «Сабля – та сабля, но рука не та». После этого поражения Шах Исмаил Хатаи прекратил военные походы и оставшуюся часть своей жизни посвятил  развитию культуры, благоустройству страны.

 

Шах Исмаил Хатаи художественным творчеством начал заниматься в подростковом возрасте. Большинство произведений он написал на азербайджанскоим языке. Он автор поэмы «Дехнаме», двустишья «Насиятнаме». В его «Диван» (собрание сочинений) включены газели и другие стихотворения, написанные в различных жанрах. В стихах Хатаи четко выражена мелодичность и красота нашего родного азербайджанского языка. Великий полководец и поэт скончался в 1524 году в возрасте 37 лет.

 
Edited by Ontolog
Link to comment
Share on other sites

ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Шах Исмаил Хатаи: «Мне советовали напасть на султана Селима ночью, но это было неприемлемо для моего достоинства»

thumb_20140903120615297.jpg

Исмаил I, известный как Шах Исмаил Хатаи (17 июля 1487 — 23 мая 1524) - шахиншах Азербайджана и Ирана, полководец и поэт, правитель династии Сефевидов, основатель Сефевидского государства.

Классик азербайджанской литературы и поэзии, подписывающий свои произведения именем Хатаи. Карл Маркс говорил о нем: «Основатель династии Сефевидов Шах Исмаил был завоевателем. За четырнадцать лет своего правления, он покорил четырнадцать областей».

Внук Джунейда и сын Гейдара из рода Сефи,

Потомок Али аль-Муртазаи  Хатаи...

Имя мое - Шах Исмаил,

Но тахаллус мой Хатаи, да - Хатаи.

Я - мужчина сражений, я не нуждаюсь в танцовщицах. Мне надобно, не зная покоя, кружить на коне вокруг Отечества моего.

Сила меча зависит не от меча, а от руки воина.

Когда меня клянет противник, не печалюсь, проклятие врага равно благословенью.

Четыре сути, брат, необходимы без прикрас: наука, слово, дыханье и сладкозвучный саз.

1%281739%29.jpg

Много я старался, желал,  чтобы не было войны. Но не получилось.

Я знал, что вокруг меня никого нет, пустота.  Подозревал, что окружающие меня плетут за моей спиной интриги, а в лицо льстиво улыбаются.

В то время как я к войне совершенно не был готов, те, кто окружали меня, старались стравить меня с соседями, особенно с султаном Селимом, направляли ему от моего имени оскорбительные письма и «подарки».

Мне советовали приближенные напасть на султана Селима ночью. Но это было неприемлемо для моего достоинства.

Я не разбойник, грабящий караваны. Мужчина должен по-мужски встретить врага на поле боя, один на один.

Увы, я не прислушался к мудрому перу, устами Ибрагима передавшему мне известие и о численности войска Селима, и о его вооружении.  Потому что окружение убедило, что не  бывает такого войска. Они втравили меня в войну, которая навсегда запятнала мое имя.

Я не струсил, не схитрил, не применил уловок в битве. И вот это было моей второй ошибкой! Я сам дал врагу возможность возвести железную крепость перед моими несчастными кази.

Прятаться в укрепление от пушек я считаю недостойным воина. Меч - вот оружие мужчины.

В той битве, длившейся три дня, я потерял таких храбрецов-кази, каждый из которых сравнится мужеством с молодым львом…

Самый тяжелый мой грех — то, что я разрешил остаться в Чалдыране Бахрузе-ханым и матери моего наследника Тахмаса Мирзы Таджлы-бейим. Обе они сражались в мужском одеянии. Обеих их, оказывается, позвали битвы во имя славы Родины.

Мою Бахрузу взяли в плен, и потом, несмотря на все мои просьбы, Селим так и не вернул ее. Отдал невольницей какому-то придворному поэту. Это было для меня хуже смерти.

Ровно три дня битвы меня охраняли трое: дервиш Ибрагим сзади, и двое – справа и слева. И только когда они  упали, пронзенные стрелами, я узнал, что это были танцовщица Айтекин и воинственная женщина-бакинка, жена Гази-бека — Султаным-ханым.

Я преклонил колени перед телами этих женщин. Даже мой враг султан Селим велел похоронить их как героев. Я был бы счастлив, если бы пять моих дочерей и сыновья обладали мужеством этих женщин и с такой же силой любили свою Родину и свой народ.

Спустя 10 лет после Чалдыранской битвы я ни разу не улыбнулся. Потому что я сам, уверовав в свою непобедимость, допустил ошибки, обрекшие меня на вечные муки.

За свою короткую, отпущенную мне Богом жизнь я сделал для вас, дорогие потомки,  все, что мог. Я старался силой меча объединить наш истерзанный на куски край — вот к чему были направлены все мои завоевания. 

2%281669%29.jpg

Горсть родной земли считал я дороже горсти золота, одно коротенькое слово на нашем языке — выше меры драгоценностей. Во имя вечной жизни обоих — Родины и родного языка — я сделал все, что смог.

Не поминайте меня проклятьями! Умножьте все то хорошее, что я начинал! Не повторяйте моих ошибок!  Таково мое завещание.

И еще я оставляю вам стихи. Если они доставят вам удовольствие, будет спокоен мой мятежный дух, я обрету в могиле покой.

Слово есть - отсечет голову, слово есть  - остановит войну.

Любовь одна  - опора неба и земли, лишь у влюбленного горит светильник.

Прошедший испытание любовью пройдет и испытания бога-истины.

Любовь - сила, уравнивающая людей, даже всемогущего шаха, обладающего правом «на сто всевозможных велений», обращает в слугу у порога возлюбленной.

3%281480%29.jpg

Не ступай на мост предателей, пусть лучше воды унесут тебя.

Султан страны любви, и я во времени моем, визирь мой грусть-тоска, сидит по обе стороны мои…

О тот, кто с верностью душевной спутником был шаху, лица не должен отвращать, коль станет каменистым путь.

Умирать надо раньше смерти, тогда лишь достигнешь бессмертия.

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

19 час назад, Nabokoff сказал:

 

Ну, если все народы жили нормально, то зачем балканские народы устраивали восстания, организовывали национально-освободительные движения?! Не очень-то хорошо жилось под янычарским ятаганом.

 

Удивительный мы народ, открывают тему и восхвлаяют чужих султанов и одновременно обливают грязью самого великого политика и государственного деятеля в истории Азербайджана.

Мен бу миллете хегигетен де мееттелем. Беле миллет олар? Не билим...

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Можно и нужно критиковать и Шах Исмаила, ведь он не ангел или непорочный имам.
Но изначально занимать такую враждебную позицию в отношении его и обливать грязью этого я не понимаю и не принимаю.

Link to comment
Share on other sites

Babək soy köküylə bizdən deyilmiş
Xətai İslami ikiyə bölmüş
Fətəli allahsiz,Vaqif baz idi
Filankəs azacıq qumarbaz idi
Gecəli gündüzlü Hadi dəm idi
O ayyaş, bu fərsiz, o bigam idi
Biri qərəzkardır, biri xəsisdir
Bu ondan yaxşıydi, o bundan pisdir
Natəvan beləydi, Həcər eləydi
Böyüklər önündə o, bir köləydi"
Rəhmət demirik amma bir kərə
Milləti ucaldan rəhmətlilərə
Bir diyən yoxmudur,pəki sən nəsən?
Danəş bu millətə nə gətirmisən?
Sən böhtan atdığın bu böyüklərin
Yüzdə biri qədər nə iş görmüsən?

 

Bəxtiyar Vahabzadə

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Bu sheiri birinci defe oxuyanda men cox utanmishdim. Goresen xelifeler sehabeler peygemberin zovcesi haqqinda agzina geleni danishanlardan sorushsam sen onlarin etdiyinin milyonda biri qeder ne etmisen? utanacaqlar? Inanmiram.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

..... После того как он низложил правителя Акгоюнлу Алванд Мирза .....

А кто был Алванд Мирза ? Почему не говорите что это был родной дядя Хатаи по матери , законный шах , сын Узун Гасана , того самого шаха который и создал ту самую великую империю которая потом называлась государство Сефевидов , уже после того как власть узурпировал Исмаил Сефеви Хатаи ...

Узун Гасан был светским правителем , впервые во всем тюркском мире заключившим династический брак с христианским правителем Трабзонского царства женившись на его дочери ..

Link to comment
Share on other sites

В 19.01.2016в18:19, rich&rich сказал:

..... После того как он низложил правителя Акгоюнлу Алванд Мирза .....

А кто был Алванд Мирза ? Почему не говорите что это был родной дядя Хатаи по матери , законный шах , сын Узун Гасана , того самого шаха который и создал ту самую великую империю которая потом называлась государство Сефевидов , уже после того как власть узурпировал Исмаил Сефеви Хатаи ...

Узун Гасан был светским правителем , впервые во всем тюркском мире заключившим династический брак с христианским правителем Трабзонского царства женившись на его дочери ..

А нечего было Алванд Мирзе преследовать  Исмаила и его брата когда они были еще детьми, нечего было притеснять орден Сефевией и его кызылбашей, и не мог бы Исмаил свергнуть Алванд Мирзу если бы они сами себя не скомпрометировали как правители, что все туркманские племена отвернулись от правителей АГГОЮНЛУ.

Во вторых никаким особым светским правителем Узун Гасан не был, обычный феодальный правитель, ему до исмалиа было как до Луны, Исмаил создал империю, целую эпоху в истории, создал де-факто нацию, а не просто был плменным правителем как Узун Гасаню. /Кстати Узун Гасан не был первым правитель кто устновил союз и женился на христианке, до него половина османских султанов переженилась на христианках.

 

Вы кстати знаете что Тамерлан в письме Баязиду перед битвой при Анкаре написал, что он дескать Баязид предталь тюркскогои не достион называться тюрком, так как разбавил кровь рода своего кровью неверных.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Предупреждение от эксперта: кассовые чеки представляют угрозу для здоровья человека - ВИДЕО
      В составе краски, наносимой на кассовые чеки, присутствует опасное химическое соединение.
      Об этом предупреждает председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.
      Чеки из супермаркета или банкомата - каждый прикасается к ним чуть ли не десятки раз в день, совсем не подозревая, какой вред эти с виду безобидные клочки бумаги могут нанести здоровью. 
        Дело в том, что в 90% чеков содержится бисфенол - опасное соединение фенола с ацетоном, которое способно проникать в кровь и внутренние органы через кожу, повышая риск развития смертельных недугов.
      Подробнее - в сюжете ATV Xəbər:
       

       
      • 19 replies
    • Как вы относитесь ко дню 9 мая ?
      Я отношусь к этому дню, как к важному событию для миллионов человек, которых почти уже и не сталось в живых.  Возможно, через пару десятков лет к 9 мая станут относиться примерно как 11 ноября — день окончания Первой Мировой войны.
      Считаю правильным, что в настоящее время в Азербайджане этот день является государственным праздником — День Победы над фашизмом. Более 700 тыс граждан нашей страны отправились на фронт из которых более  300 тыс погибли. Низкий поклон им всем. 
       
       
       
        • Milli
        • Downvote
        • Upvote
        • Thanks
        • Red Heart
        • Like
      • 310 replies
    • В Азербайджане введены ограничения на услуги такси, таксисты в отчаянии
      Таксомоторная компания Bolt повысила стоимость заказов на 10%.
        • Facepalm
        • Sad
      • 120 replies
    • Для захоронения в селах и поселках Баку необходимо потратить не менее 2 000 - 3 000 манатов
      Baku TV разоблачил незаконную торговлю землей на кладбищах.
      В ходе расследования было установлено, что для получения места для захоронения в селах и поселках Баку необходимо потратить не менее 2 000 - 3 000 манатов. А стоимость места захоронения на Ясамальском кладбище особенно высока: 3 000 - 4 000 манатов на человека.
      Стоимость места для одной могилы на кладбище в Хырдалане начинается от 1 100 манатов и варьируется в зависимости от местоположения.
      На Мехдиабадском кладбище цена места на одного человека начинается от 2 000 манатов. Продажу мест на кладбище где-то контролируют муллы, а где-то председатели муниципалитета.
      Подробнее - в сюжете Baku TV.
      https://ru.oxu.az/society/869002
       
        • Facepalm
      • 25 replies
    • ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ в связи с затоплением кварталов в Хырдалане - ОБНОВЛЕНО + ВИДЕО
      Причина затопления улицы Мехди Гусейнзаде и 26-го квартала Хырдалана заключается в том, что данный район расположен во впадине.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az сообщил пресс-секретарь ОАО "Азерсу" Анар Джебраиллы.
      Он отметил, что на указанной территории имеется канализационная инфраструктура. Именно этот участок - обочина дороги Сумгайыт - Баку является самой низкой точкой Хырдалана.
      "Поскольку данная территория представляет собой впадину, дождевые воды, формирующиеся в Хокмели, Атъялы, а также самом Хырдалане, устремляются сюда. Поэтому во время интенсивных дождей канализационные линии не выдерживают нагрузки, что в итоге приводит к наводнению.
      .
        
      Хочу отметить, что в свое время вся эта зона сплошь состояла из луж, озер и тростниковых зарослей. Потом территорию засыпали землей, построили дома.
      Если бы здесь не возвели здания, такой проблемы не возникло бы. Вода бы собиралась, часть ее впитывалась в почву, другая - испарялась, а третья - утекала.
      Одна из самых больших проблем на сегодняшний день - именно эта. Строительные дельцы осушают озера и лужи, строят на их месте дома, а после возникают такие сложности. Потом граждане жалуются, что подвалы домов и улицы затоплены", - заявил А.Джебраиллы.
      В завершение он отметил, что в настоящее время, когда дождь прекратился, большая часть проблем на упомянутой территории уже решена. Через пару часов воды там не останется.
      15:46
      Дождливая погода, наблюдаемая в Абшеронском районе, привела к последствиям в городе Хырдалан.
      Соответствующая информация поступила на горячую линию Baku.ws.
      На кадрах, сделанных одним из местных жителей, видно, что в Хырдалане затоплены улица Мехди Гусейнзаде и 26-й квартал.
      Данная ситуация выявила нахождение канализационной системы на указанной территории в аварийном состоянии.
      .https://ru.oxu.az/society/868584
        
        • Haha
        • Like
      • 24 replies
    • Завершился первый полуфинал "Евровидения-2024": наши представители не прошли в финал - ОБНОВЛЕНО + ВИДЕО
      Завершился первый полуфинал международного песенного конкурса "Евровидение-2024", который проходит в шведском Мальме.
      Как передает Oxu.Az, по результатам голосования представители Азербайджана Fahree и Илькин Довлатов не прошли в финал конкурса.
      Отметим, что второй полуфинал пройдет 9 мая, а финал - 11 мая.
      7 мая, 23:27
      В шведском городе Мальме начался первый полуфинал 68-го по счету песенного конкурса "Евровидение".
      Как сообщает Oxu.Az, в первый день мероприятия выступят 15 стран, 10 из которых пройдут в финал.
      Следует отметить, что Fahree и Илькин Довлатов представят нашу страну на конкурсе с песней Özünlə apar. Они выступят под 12-м номером.  https://ru.oxu.az/politics/868797
        • Like
      • 88 replies
    • В Баку снесут рынок Кешля
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространилась в социальных сетях.
      Причиной стало начало строительства новой автомобильной дороги от улицы Гасана Алиева параллельно проспекту Зии Буниятова до станции метро "Кероглу".
      Было отмечено, что снос будет осуществлен, поскольку часть дороги попадет на территорию рынка.
      В связи с этим мы направили запрос в Государственное агентство автомобильных дорог Азербайджана (ГААДА).
        Пресс-секретарь (ГААДА) Анар Наджафли сообщил Oхu.Az, что проводится разъяснительная работа.

      "В настоящее время подготавливаются размеры жилых и нежилых объектов, а также земельных участков, входящих в зону строительства. Проводится предварительная оценка строений, подпадающих под снос при проведении строительных работ. После того как эти работы будут завершены, можно будет что-то сказать по этому поводу", - сказал он.https://ru.oxu.az/society/868677
        • Sad
      • 45 replies
    • В одном из отелей в Сабаильском районе столицы зафиксировано массовое отравление.
      В прокуратуре Сабаильского района проводится расследование по факту смерти двух человек - Кянана Мустафаева 1998 года рождения, и Орхана Амирова 1993 года рождения, а также госпитализации с диагнозом «отравление» Ниджата Джаббарлы 1991 года рождения и Хазара Джаббарлы 1998 года рождения, доставленных с одного из предприятий общественного питания, расположенных на территории Сабаильского района.
      Об этом говорится в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры.
      Отмечается, что с целью установления обстоятельств происшествия, а также причин смерти и отравления пострадавших назначены соответствующие экспертизы, а также выполнены другие необходимые процессуальные действия.
      14:32
      В одном из отелей в Сабаильском районе столицы зафиксировано массовое отравление.
      Как сообщает Bakupost.az, четверо мужчин, отдыхавших в отеле, были госпитализированы в 1-ю Городскую клиническую больницу с диагнозом отравление.
      К сожалению, спасти двоих из них не удалось. Изначально предполагалось, что причиной стало пищевое отравление, однако медики не исключают и другие варианты.
      https://media.az/society/v-stolichnom-otele-otravilis-chetyre-cheloveka-dvoe-skonchalis
        • Upvote
      • 49 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...