Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Хан Кобустан Тенгри


Recommended Posts

«Кобустан» – одно из названий божества у древних тюрков, и у этого имени много разных диалектических видоизменений. Например, у алтайцев его называют Кубустан-Ака, Хан Курбустан Тенгри, Уч Курбустан, у бурят и монголов – Хормуста, Хормуста-Тенгри, Хурмаст, у тюрков Сибири – бог огня Хан Курбустан, у Саха Якутов – Уот Курбустан (огонь Кобустана), а также – Урмаиста, Хурмаст, Хан Хюрмас и т.д.
Хан Кобустан Тенгри – верховное небесное божество, главный демиург, властелин верхнего мира. К примеру, его изображали с длинным копьем. Ездит Хан Кобустан Тенгри на темно-гнедом коне величиной с гору. Наскальные сцены Гобустана, в том числе и всего Кавказа донесли до нас изображения всадников с разными тенгрианскими символами.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 246
  • Created
  • Last Reply

В принципе, что еще раз доказывает то, что тюрки верили в Бога Небесного еще задолго до появления всех основных конфессий - ислама, христианства и иудаизма.
Кстати, даже сегодня нередко можно слышать, как Бога называют Танры, что в принципе одно и тоже с древнетюркским "Тенгри"...

Насколько я помню, кресты, позже заимствованные христианами, также были одними из важнейших элементов символики древних тюрок.

Link to comment
Share on other sites

Уч-Кубустан еще называют Уч-Сумером (Три-Сумера). На Алтае даже есть гора с названием Уч-Сумер (4506м), которую переименовали в «Белуху», и по пророчеству, когда гора Уч-Сумер изменит свои очертания, настанет время новой веры. В имени Уч-Кубустан проявляется его троичность. Это отражение идеи о трехчленности Вселенной – Умай, Тенри и Йер-Су.
Умай является женской проекцией Небесного Тенри, Йер-Су же считается их отпрыском. Его еще называли святым Отюкеном, и в этой тождественности Умай - Отюкен - Йер-Су обожествляется Земля и она равняется родине матери. Йер-Су - Родная земля давала кров, пропитание, от нее зависел урожай, плодовидость степей, состояние стад и табунов, или удача на охоте, в ее владении была природа с ее стихиями. Поэтому загрязнять природу было недопустимым кощунством, а родину всегда считали святым – ее не продают, ни под каким видом не отдают, а защищают, так как изгнанному народу на чужбине не будут покровительствовать ни Танры, ни мать Умай, и ни Йер-Су, а значит, и счастья не будет.

Всадники Гобустана свидетельствуют!

Link to comment
Share on other sites

Есть древнетюркская легенда о мужском божестве Денгир (Денг-ир) и женском божестве Денгиз (Денг-гыз). Воды, стекающие со святой горы Денгир, стремятся к Денгиз, которая проживает в далеком океане. Некогда Денгир и Денгиз сошлись вместе, и произошел потоп. После потоп отступил, появились люди, животные, растения – из чрева Денгиз, оплодотворенной от Денгир. По всей вероятности названия озера Тенгри-куль и горы Тенгри-тау, находящихся около священной для древних тюрков горы Кайлас, связаны с этой легендой.


Этот рассказ со своими символами и аллегориями интересен для нас еще тем, что горы с такими названиями находятся также у нас - в Азербайджане, а конкретно на территории Гобустанского заповедника. Просто их названии со временем исказились, и сегодня звучат в форме Чингир-даг и Кенизе-даг. Эти места с древних времен считались священными, и даже в XIX веке сюда сходились пилигримы. Термины Чингир и Чениз (Ченгиз), не что иное, как диалектическое видоизменение Дингир и Дингиз (Тенгиз/Дениз). В древнетюркских наречиях звук д, или т может переходит в звук ч. Например у древних хуннов слово Тенгри порой звучал в форме Ченли.
Для кого-то схожесть названий Чингир и Кенизе с Денгир и Денгиз может быть простым совпадением звучаний. Но, если глубоко вникнуть в предмет вопроса, выясняется, что Гобустанские памятники несут в себе глубинные пласты древнетюркских космогонических воззрений. Само название Кобустан уже тесно связано с Алтайскими легендами.

Link to comment
Share on other sites

Каменные рукописи не горят.
Этот камень находится на территории Гобустанского заповедника. Этот камень свидетельствует о незабытых тюркских представлениях горнего мира даже в мусульманскую эпоху. Хан Кобустан Тенгри - Атлы Тангрыхан на своем коне является символическим отображением движения всего мироздания по воле ЕДИНОГО НАЧАЛА. Женщины воительницы с пышными конфигурациями телосложения - очерченные по древним иконографическим каноном, являются изображением древнего образа Матери Миров, вера в которую являлось верой в плодовитость земли, которая одаривала всех и вся плодородием. А тамга - трилистник в круге прямо указывает на Умай.

Link to comment
Share on other sites

Символические изображения Мироздания на шаманских бубнах тюрков Алтая и Сибири:
язык и почерк этих символов по происхождению единороден с Гобустанскими наскальными изображениями.

Link to comment
Share on other sites

Гобустанские рисунки насыщены глубокими пластами образных символических восприятий, так как древние тюрки совсем по иному воспринимали мир окружающей реальности. Чтобы рассказать о своем опыте, наши предки оставили знаки и символы, вырезанные на камне, как информацию, которую они считали важной для передачи. Эти символы помогают понять абстрактные концепции, основанные на прямом переживании, которые не всегда возможно описать словами.
Для того, чтобы хоть частично представить себе смысл этих изображений, нужно немного причаститься к религиозно-мифологическим воззрениям древних тюрков, их мировосприятию реальности. Им не было свойственно стопроцентное материалистическое мировоззрение как древним грекам, а также они никогда не отрицали материю, подобно древним индийцам, ставя во главе угла только дух. Для наших прародителей материя была не менее реальной, чем дух. И эти реалии были сочленены вместе, которые, гармонично переходя друг в друга, временами имели свои четкие разграничения, а временами просто теряли их. [b]Для тюрков древности все было одухотворено – вселенная, природа, земля, вода, воздух, деревья, животные.[/b] По этой причине исскуство древних тюрков в основе не была реалистичной, а наоборот, всегда изобиловала абстрактно образными метафорами. Свидетельством этому являются не только камни, разбросанные по всем степям Евразии, но и искусство тюркских ковров и миниатюр, а также древние изделия, изготовленные в тюркском зверином стиле. Если тигр или барс прыгает на скачущего оленя или на лань, не стоит воспринимать это буквально, это может быть изменением времени суток. Кроме этого, у каждого человека или даже у целого народа определенные моменты жизни могут переживаться подобно утренней заре или тянущейся ночи. Каждый предмет имел свои светлые и темные стороны, которые были неразрывны как день и ночь. И в этом существенная разница Тенгрианства с Зороастризмом - где свет и тьма являются просто антогонизмами, отрицающими друг друга.

Link to comment
Share on other sites

Наскальные изображения Северного Кавказа: эти картины которые Мурад Аджи использовал в своих книгах взяты из книг Дебирова (Дагестан).
Наверху слева равносторонний крест внутри круга символизирующий Тангры-хана (Небо), слева внизу лук со стрелой - символ Умай (бурая земля) и между ними сын человеческий;

Link to comment
Share on other sites

Наскальные изображения Кавказа:
Наскальное изб.-е, отражающее тюрскую космогонию с изображением в центре мироздания Атлы Багавана. Центральная его часть изображена в форме равностороннего креста и вокруг символы Тангры хана, а также Йер-Су. Сзади крылатый конь (Бора или Аргамак) на котором древние гамы путешествовали в высшие измерения горнего мира и слева наверху лук со стрелой символ богиниУмай. Горы изображенные внизу символизируют существование на земле, а птица в форме латинской буквы V-символ вознесения на небеса (учмага вармаг).; Кавказская Албания.- Дагестан

Link to comment
Share on other sites

Возможно, что наскальное изображение трех башенных храмов на камне 9 скалы Язылы-гая было посвящено Уч-Кобустану. По видимому, в Гобустане в какой-то части окрестностях Беюк-даша проводились ритуалы, посвященные Йер-Су. А сторона Кичик-даша и южнее были посвящены, самому Хан Кобустан Танры. Не спроста же там до сих пор действует святилище под названием Гара Атлы Баба (Батюшка Всадник на Черном Коне). Там меньше наскальных изображений, но часто встречаются кромлехи и менгир-дашы. Но и на севере, около Дингир-дага на скалах Язылы-гая присутствуют изображения всадников. Хотя по канону Хан Кобустан Тенгри отводились южные части святых мест.

Link to comment
Share on other sites

ULTRAASLAN, спасибо за интереснейшую тему.
С нетерпением жду продолжния.

Какую литературу по истории тюрков посоветуете прочесть?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='R.E.M.' post='3599081' date='Sep 24 2008, 12:46 ']ULTRAASLAN, спасибо за интереснейшую тему.
С нетерпением жду продолжния.

Какую литературу по истории тюрков посоветуете прочесть?[/quote]

в плане литературе даже не знаю как ответить. трудно что то конкретное посоветовать, я могу быть плохим советчиком. Кроме того, по истории тюрков какой то хрестоматийной литературы вообще не существует. Приходится отрывочно просматривать, вбирать в себя, анализировать, сопоставлять а что-то просто выкидывать. Иногда может пригодиться интуиция, но я все таки уверен что многое сокрыто в нашей генетической памяти, нужно его просто напряч. А для этого в первую очередь требуется желание. И еще нужно владет тюркским языком, при том чем больше наречий тем лучше. Слово несет в себе тайну и силу. Чем древнее слова, тем больше они позволяют расскрыть энергоинформационные пласты сознания древних тюрков.
Но вы сами можете выбрать литературу по душе. Если вам нравится Гумилев обязательно читайте его, только не забывайте что, ему не все позволили высказать. Если нравится Мурад Аджи читайте, как бы не надсмехались над ним некоторые, его книги разходятся огромными тиражами. И ни один ученый открыто не опроверг его. Более того академические круги России делают вид что не замечают его. Много информации можно почерпнуть через интернет. Мне понравилась книга Александра Бушкова - Чингизхан, Великая Азия. А главное было весело читать.
Если позволяет время, я читаю дастаны, эпосы, мифологию, древнюю поэзию, - даже в детском фолклоре можно почерпнуть информацию. И конечно же нужно изучать древнетюркскую литературу.

Link to comment
Share on other sites

Наскальная летопись Кобустана:
Вроде бы элементарная сцена охоты - Всадник скачет за бегающим маралом. Но древнетюркское не было реалистичной, она обилует метафорами и абстрактными концепциями которые ждут своего расскрытия. Скачущий Марал является символом вЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ. А всадник с копем естественно не охотник, это Божество двигающая в круговороте времени все МИРОЗДАНИЕ. Обращает внимание на себя также вытянутый трезубец.

Link to comment
Share on other sites

Олень являлся общетюркским тотемом, который вообще имел общее символическое значение для всех древних народов. Этот символ солнца можно встретить во всех просторах Великой Степи. Он был священным символом гуннов времен Атиллы, а многие тюркские ханы, как указывают китайские источники, даже запрещали охоту на этих животных. На скалах Гобустана сохранилось изображение оленерогой женщины с воздетыми руками вверх. Это не что иное, как символическое определение Богини-Матери. Женщина с воздетыми руками ассоциируется с Мировым Древом, а у оленерогой женщины рогатая голова символизирует верхний мир, туловище до пояса - средний, туловище ниже пояса - нижний. Скалы Гобустана и Абшерона (Дюбенди) изобилуют начертаниями общетюркской тамги ОК (ÖK – мать), что является символическим изображением женщины с воздетыми руками.

Link to comment
Share on other sites

Общетюркская тамга ÖK - МАТЬ на скалах Гобустана и Дюбенди:
Эта тамга символическое изображение Матери Мира Умай. Этот знак также символизировал триединство Тенри, Умай и природу Йер-Су, которые совместно еще олицетворяли древо жизни. Распространен по всей Евразии. Также являлся родовым тамга некоторых огузских ветвей, а после и Крымских ханов. Если мне не изменяет память она также была печатью Тимура - Тамерлана.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='doca' post='3601743' date='Sep 24 2008, 19:37 ']Спасибо :rroza:
С детьми, вернее с классами, собираемся съездить в Кобустан. Посоветуйте, пожалуйста, литературу.[/quote]

Если вы интересуетесь литературой про Гобустан, то могу сказать что, в советское время были изданы много книг по Кобустану, например книги Джафарзаде И.М., потом Рзаев Н. И.- О пиктограммах древнего Азербайджана, Рзаев Н. И – Шумерские предания Кобыстана – 1984 г, Асланов Г. М. – О некоторых вопросах, связанных с расшифровкой древних изображений на камнях Апшерона. 1972 г . Потом еще была книга выпушенная в начале 70-х годов о тюркских тамгах Гобустана, и еще много-много литературы которые не все сразу вспомнишь. Но если честно, я ни одну из этих книг не держал в руках, и все мои приведенные наверху факты являются больше всего результатом личного опыта. Я просто ходил, смотрел, трогал эти камни. И видимо они потом по частям раскрывали свои секреты, подтверждение которым я находил после в разной литературе. Может быть в советское время кто-то и исследовал наскальные рисунки Азербайджана в контексте древних мифологических воззрениях тюрков. Но понятное дело что, о публикации таких трудов в ту эпоху и речи не могло быть. Есть очень простая и даже вульгарная причина этому. Просто по советским канонам историографии, тюрки были пришельцами, - захватническими элементами на Кавказе, которые кроме своего языка ничего не оставили в истории. И другого мнения не могло быть – БАСТА. И это называли наукой, кроме того наукой называли также Диалектический Материализм, Научный Коммунизм, история КПСС и всякие подобные бредовые теории. Диалектический Материализм, Научный Коммунизм как научные теории вышли из обихода «ученых», кроме того теории о прищельцов-тюрков на Кавказе и в других регионах Евразии уже не модны даже в современной Российской историографии. Но меня поражает то что, некоторые юзеры ист. Форума Дай.аз.-а до сих пор пытаются аппелировать на подобные примитивные «научные изыскания», которые просто исходили из политических конъектур того времени. Иногда даже не хочется отвечать на подобные посты. Но как говорится – Бог с ними.
Я вот о чем, - то есть о каменных скрижалей древних тюрков. Да каменные рукописи не горят, но в истории не раз были случаи когда камня на камне не оставляли. И это относится и к нашим камням, то есть в свое время западная церковь выискивала камни с древнетюрксими символами в Европе и уничтожала их. Это уже были требования совсем другой конъектуры, но это варварство продолжалось не одно столетие. Даже в Германии и Скандинавии последние «камни Одина» были уничтожены в конце XIX века. Полный реестр этих камней можно найти наверно только в библиотеках Ватикана и может Сорбонны.
По этому по этим и другим причинам я не могу вам посоветовать какую-нибудь объективную литературу про Гобустанских изображений. Но если будете там, обязательно постарайтесь посетить святилище-пир «Гара Атлы Баба». Она находится совсем в другом направлении от Беюк-даша. Нужно ездить параллельно холмам Кичик-даша и дальше от них. Сам этот оджаг находится в пещерном сооружении в виде Дольмена, и имеет очень благоприятную энергетику. Я сам не сторонник посещения всяких пиров-святилищ, но «Гара Атлы Баба»отличается от них. Кстати, в последние годы интерес к дольменам возрос в связи с выходом книг Владимира Мегре, посвященных Анастасие. В этих книгах упоминаются дольмены как места с благоприятной энергией, посетив которые можно восстановить здоровье и получить ответы на многие волнующие вопросы. Вообще Дольмены, Кромлехи и Менгир-дашы Гобустана совсем неизучены исследователями.
Сам пир «Гара Атлы Баба» был еще очень посещаем, в 90-е годы. Но теперь туда сходится мало народа, что обусловливается с пропагандой ваххабитов в о окрестностных районах. Бог и с этими ваххабитами, тем более что оджаг «Гара Атлы Баба» имеет древнее до исламское происхождение. Гара Атлы Баба – это Хан Кобустан Танры на Громадном Темном Коне. Желаю удачи.

Link to comment
Share on other sites

Камни Азербайджана свидетельствуют:
Термин "Умай" упоминается в древнетюркских рунических текстах. В мифологии древних тюрок Умай - богиня, олицетворяющая женское, земное начало и плодородие.
Телеуты представляли "Май-эне" (Умай-мать), духа хранителя детей, в виде молодой красивой девицы с волнистыми серебряными волосами, спустившейся с небес по радуге и охраняющей детей с помощью золотого лука. У шорских татар Май - дух-хранитель младенцев.
У казахов Умай-ене-дух хранитель детей. У хакасов Умай именовалась Умай-иче (Умай-мать) и также символизировала покровительницу детей.

Шаманы у телеутов, хакасов, обращаясь к "Умай", призывали ее как огонь; у киргизов культ огня иногда сливается с культом покровительницы детей Умай.
В представлении сибирских тарских татар Умай - это духовное начало, находящееся в человеке и поддерживающее его физические и духовные силы; а шорские и тобольские татары понятие Умай отождествляли и с пуповиной ребенка. Тарские татары считают, что Умай находится в теле человека всю жизнь. Знаете, больше всего мне нравится именно это.
От ене (мать-огонь) — покровительница домашнего очага, в шаманских мифах — божество огня.

В фольклоре тюрков сложился облик Умай, как красивой женщины с золотыми крыльями, спускающейся с неба. Кто знает, может бакинские легенды об огненной деве (Гыз галасы - Замок Девы), отражают одну из ипостасей матери мира Умай, покровительницы домашнего очага и скота, хранительницы детей которая всегда представлялась непорочной Девой. Ведь одно из ее имен в тюркском мире звучит как От-эне (мать-огонь).
Непременная принадлежность Умай – небольшая чашечка, где в освященном молоке помещались души детей, а также трилистник (этот трилистник присутствует в геральдике г. Баку) трезубец – символ плодородия и благополучия. Умай олицетворяет женское земное начало. Она считалась покровительницей младенцев, и изображали ее иногда с младенцем на руках. В древнюю эпоху она могла изображаться с нимбом над головой, или на голове у нее мог находиться головной убор часто в виде трехлучевой реже пятилучевой тиары. Умай - это духовное начало, находящееся в человеке и поддерживающее его физические и духовные силы.

В наскальных изображениях Апшерона, Кобустана и всего Кавказа отражены многоуровневые пласты тюркской космогонии. Зооморфические аспекты Тенгрианства отражали образное, абстрактное мировосприятия древних священослужителей гамов-магов.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Sarmatian' post='3600605' date='Sep 24 2008, 16:09 ']ULTRAASLAN, отличная тема. Спасибо огромное[/quote]

Премного благодарен САРМАТ. Мне очень нравятся слова из кинофильмя "ВОЛК", где Джек Николсон играет главную роль - "Быть сильным без чувства вины, и любить не сомневаясь".. А фильм "Пролетая над гнездой кукушки" я наверно смотрел 100 раз. мне больше всего нравится концовка - музыка и конечно же ВОЖДЬ. Спасибо за поддержку.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='3603086' date='Sep 25 2008, 01:23 ']Но вы сами можете выбрать литературу по душе. Если вам нравится Гумилев обязательно читайте его, только не забывайте что, ему не все позволили высказать. Если нравится Мурад Аджи читайте, как бы не надсмехались над ним некоторые, его книги разходятся огромными тиражами. И ни один ученый открыто не опроверг его. Более того академические круги России делают вид что не замечают его. Много информации можно почерпнуть через интернет. Мне понравилась книга Александра Бушкова - Чингизхан, Великая Азия. А главное было весело читать.
Если позволяет время, я читаю дастаны, эпосы, мифологию, древнюю поэзию, - даже в детском фолклоре можно почерпнуть информацию. И конечно же нужно изучать древнетюркскую литературу.[/quote]
Этих читать надо, но помните, что ни один из них не является правдой последней инстанции. История тюрков долгое время не изучалосъ вообще и изучение сего начинается только сейчас.

Гумилев проделал огромную работу. Но и у него есть минусы. Во первых, он смотрел историю этноса и в нашем случае, этносов как Хунну и Древние Тюрки. Все остальное тюркское остается у него более или менее вне поля внимания. Во вторых, наука развивается и надо учитывать, что его работы стареют. Например, книги Бартолъда по тюркам (отличная и огромная работа) устарела безнадежно. Но и даже в них есть много интересного. В третьих, Гумилев писал под диктовкой советов, иначе бы его не опубкиковали. Еще пуще, наверное, посадили бы до конца жизни. Если все это учитывать, то его работы просто столп тюркологии

Мурад Аджи это беллетристика. Есть много интересного и интересных теорий, но читая учитывайте: это не история и говоря о тюрках, он не говорит об определенном народе. Его тюрки нечто вроде религиозного понятия типа "мусульмане" или "христиане" итд, итп. Его тюрки это не этнос и не этническая группа.

Советю читать и Груссе.

Я постараюсь открыть тему-библиотеку

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='3603314' date='Sep 25 2008, 06:17 ']Премного благодарен САРМАТ. Мне очень нравятся слова из кинофильмя "ВОЛК", где Джек Николсон играет главную роль - "Быть сильным без чувства вины, и любить не сомневаясь"..[/quote]
Аоууууууууууу )))

Link to comment
Share on other sites

Гардашлар, давайте съездим вместе в Гобустан или на худой конец как-нибудь соберемся, чтобы просто поговорить об этом.
Я думаю дискуссия была бы очень интересна и полезна.
Как считаете?

Link to comment
Share on other sites

Про истории Гобустана (Гоб с талышского "могила"=Гобустан-Кладбище)много написано и много книги напечатаны однако ни в одном не встретил это памятник тюркской культуры.Хи-Хи.Вы знаете это на что похож?...искать на вершине 2000 м над уровнем моря Талышскох гор ,где жители не выговаривают ни одного тюркского слова ,тюркского кладбище (Хи-Хи).Пишите,пишите.Только Сарматян будет Вас приветствовать.


------------------------------------------------------------------------------------------


КРАЖА . . . ИЛИ КАК?
МУБАРИЗ ГУРБАНОВ on 23 Сентябрь


iz tolishpressa

Талышский регион испокон веков славится своей прекрасной природой, вековыми деревьями, уникальными археологическими памятниками, которые на протяжении многих лет дореволюционного и советского периода являлись объектом особой заботы государства. К сожалению, с распадом Советского Союза все эти заботы канули в Лету, и о регионе как археологическом «заповеднике» забыли.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось новым всплеском интереса к Талышскому региону, правда, уже под другим подтекстом. Озабоченное идеей видеть в истории Азербайджана исконно тюркские корни, правительство республики осуществляет ряд мер в этом направлении. Так, недавно группа азербайджанских археологов объявила о нахождении в Талышских горах «древних тюркских кладбищ». Оказывается, на этой земле с древних времен жили тюрки – факт, совершенно нелепый с точки зрения мировой историографии. Параллельно с этим ведется «работа» по искоренению памятников талышской истории и культуры.

Несколько лет назад с кладбища, известного как «Сехалифа» («Три халифа»), что в селении Джиль Ленкораньского /Лянкяранского/ района Азербайджана, были похищены и увезены в неизвестном направлении надгробные памятники, относящиеся к авестийскому периоду /уникальные объекты «Сехалифы» с иллюстрациями подробно описаны покойным талышским писателем Г.Мамедовым в его работе «Памятники селения Джиль»/. Увы, злоумышленников так и не нашли. И вот на днях совершена еще одна кража с этого же кладбища, на этот раз особо почитаемый всем Талышским регионом камень с отпечатком ступни Имама Али, именуемый как «Али лынга риз». Кража, как и в первый раз, была совершена ночью. Трудно предположить, что жители окрестных домов, которые, как свидетельствуют жители селения, практически ночуют на кладбище, не видели преступников.

Так или иначе, событие вызвало широкий резонанс, и в дело вмещался сам Аллахшукюр Пашазаде – выходец из этого селения. Несколько человек были задержаны и допрошены, но после непродолжительной беседы в полицейском участке отпущены. Преступников ищут, и полиция, как сообщается, занимается этим вопросом серьезно.

Все это, однако, наводит на грустные размышления. Не является ли все это единым звеном планомерно осуществляемой правительством политики по тотальной ассимиляции талышей? Переименовали селение в Ликском /Лерикском/ районе Азербайджана, имеющее историю в тысячелетиях – селение «Озобижон» на тюркское название «Гюнешли», и выдали это как пожелание населения селения. К слову, комиссия по топономике Азербайджана неустанно работает в этом направлении, и новые «сюрпризы» не заставят себя ждать долго.

Следующий шаг в деле уничтожения памятников талышской истории и культуры связан с ликвидацией раритетных экземпляров талышской флоры, в частности, вырубанием вековых реликтовых деревьев, в том числе знаменитого Железного дерева. Одновременно осуществляется принудительно-добровольная скупка объектов инфраструктуры региона выходцами из других регионов республики.

Разумеется, указанные мероприятия можно было бы считать неполными, если не принять мер в отношении лиц, недовольных такой политикой правительства республики в регионе. Это, очевидно, представители талышской интеллигенции в лице того же Новрузали Мамедова, который приговорен к длительному сроку заключения. Предпринимаются соответствующие меры и в отношении других светлых (читай: опасных) умов Талыша, например, историка Гашима Калбиева, написавшего вполне безобидную работу о роли предков талышей – кадусиев в истории Азербайджана.
И, наконец, ситуация, связанная с кражами надгробных памятников и памятников талышской архитектуры и зодчества...

История, конечно, со временем обо все рассудит.

Link to comment
Share on other sites

UltraAslan, potrjasajuwaja tema! Mnogo interesnogo i vazhnogo. No ochen' mnogo info. nado perevarit' vse.

Menja zainteresovali krestuy v kruge. po Jungu - jeto princip celostnosti lichnosti, celi individulaizacii. Voobwe krest - jeto vnejetnicheskij i vnereligioznyj simvol. Simvol prodolzhenija zhizni - kolesa vremeni i storon sveta. Tjurkskaja mifologija soxranila drevnie verovanijav svoej pervozadannoj chistote, togda kak drugie religii svoimi mudsrostvvanijami i uslozhnenijami chawe iskazhali chistotu ee.

[quote name='ULTRAASLAN' post='3597238' date='Sep 23 2008, 20:22 ']Есть древнетюркская легенда о мужском божестве Денгир (Денг-ир) и женском божестве Денгиз (Денг-гыз).
Этот рассказ со своими символами и аллегориями интересен для нас еще тем, что горы с такими названиями находятся также у нас - в Азербайджане, а конкретно на территории Гобустанского заповедника. Просто их названии со временем исказились, и сегодня звучат в форме Чингир-даг и Кенизе-даг. Само название Кобустан уже тесно связано с Алтайскими легендами.[/quote]
[i]Kенизе[/i] - может от слова кениз - девушка служанка? Да, Гобустан и пустыня Гоби - вот еще одно свидетельство.


[quote name='R.E.M.' post='3606028' date='Sep 25 2008, 11:35 ']Гардашлар, давайте съездим вместе в Гобустан или на худой конец как-нибудь соберемся, чтобы просто поговорить об этом.
Я думаю дискуссия была бы очень интересна и полезна.
Как считаете?[/quote]
))) Вы меня опередили. я хотела предложить всем интересующимся этой темой сделать что-то вроде круглого стола, вёркшопа, делиться мыслями и аргумантированно доказывать их - самая лучшая деятельность. надо было бы еще и противные мнения выслушать: в споре рождается истина.

UltraAslan, halal olsun! рада, что у нас такая молодежь. ))))

Link to comment
Share on other sites

[quote name='CASPI' post='3606397' date='Sep 25 2008, 12:19 ']Про истории Гобустана (Гоб с талышского "могила"=Гобустан-Кладбище)много написано и много книги напечатаны однако ни в одном не встретил это памятник тюркской культуры.Хи-Хи.Вы знаете это на что похож?...искать на вершине 2000 м над уровнем моря Талышскох гор ,где жители не выговаривают ни одного тюркского слова ,тюркского кладбище (Хи-Хи).Пишите,пишите.Только Сармат[color="#008000"]и[/color]ян будет Вас приветствовать.[/quote]
Интересно, может талыши тоже в пустыне Гоби кочевали? gizildish

(ваше хи-хи да ерничанье, заслуживает только такого ответа)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='3603275' date='Sep 25 2008, 04:22 ']Если вы интересуетесь литературой про Гобустан, то могу сказать что, в советское время были изданы много книг по Кобустану, например книги Джафарзаде И.М., потом Рзаев Н. И.- О пиктограммах древнего Азербайджана, Рзаев Н. И – Шумерские предания Кобыстана – 1984 г, Асланов Г. М. – О некоторых вопросах, связанных с расшифровкой древних изображений на камнях Апшерона. 1972 г . Потом еще была книга выпушенная в начале 70-х годов о тюркских тамгах Гобустана, и еще много-много литературы которые не все сразу вспомнишь. Но если честно, я ни одну из этих книг не держал в руках, и все мои приведенные наверху факты являются больше всего результатом личного опыта. Я просто ходил, смотрел, трогал эти камни. И видимо они потом по частям раскрывали свои секреты, подтверждение которым я находил после в разной литературе. Может быть в советское время кто-то и исследовал наскальные рисунки Азербайджана в контексте древних мифологических воззрениях тюрков. Но понятное дело что, о публикации таких трудов в ту эпоху и речи не могло быть. Есть очень простая и даже вульгарная причина этому. Просто по советским канонам историографии, тюрки были пришельцами, - захватническими элементами на Кавказе, которые кроме своего языка ничего не оставили в истории. И другого мнения не могло быть – БАСТА. И это называли наукой, кроме того наукой называли также Диалектический Материализм, Научный Коммунизм, история КПСС и всякие подобные бредовые теории. Диалектический Материализм, Научный Коммунизм как научные теории вышли из обихода «ученых», кроме того теории о прищельцов-тюрков на Кавказе и в других регионах Евразии уже не модны даже в современной Российской историографии. Но меня поражает то что, некоторые юзеры ист. Форума Дай.аз.-а до сих пор пытаются аппелировать на подобные примитивные «научные изыскания», которые просто исходили из политических конъектур того времени. Иногда даже не хочется отвечать на подобные посты. Но как говорится – Бог с ними.
Я вот о чем, - то есть о каменных скрижалей древних тюрков. Да каменные рукописи не горят, но в истории не раз были случаи когда камня на камне не оставляли. И это относится и к нашим камням, то есть в свое время западная церковь выискивала камни с древнетюрксими символами в Европе и уничтожала их. Это уже были требования совсем другой конъектуры, но это варварство продолжалось не одно столетие. Даже в Германии и Скандинавии последние «камни Одина» были уничтожены в конце XIX века. Полный реестр этих камней можно найти наверно только в библиотеках Ватикана и может Сорбонны.
По этому по этим и другим причинам я не могу вам посоветовать какую-нибудь объективную литературу про Гобустанских изображений. Но если будете там, обязательно постарайтесь посетить святилище-пир «Гара Атлы Баба». Она находится совсем в другом направлении от Беюк-даша. Нужно ездить параллельно холмам Кичик-даша и дальше от них. Сам этот оджаг находится в пещерном сооружении в виде Дольмена, и имеет очень благоприятную энергетику. Я сам не сторонник посещения всяких пиров-святилищ, но «Гара Атлы Баба»отличается от них. Кстати, в последние годы интерес к дольменам возрос в связи с выходом книг Владимира Мегре, посвященных Анастасие. В этих книгах упоминаются дольмены как места с благоприятной энергией, посетив которые можно восстановить здоровье и получить ответы на многие волнующие вопросы. Вообще Дольмены, Кромлехи и Менгир-дашы Гобустана совсем неизучены исследователями.
Сам пир «Гара Атлы Баба» был еще очень посещаем, в 90-е годы. Но теперь туда сходится мало народа, что обусловливается с пропагандой ваххабитов в о окрестностных районах. Бог и с этими ваххабитами, тем более что оджаг «Гара Атлы Баба» имеет древнее до исламское происхождение. Гара Атлы Баба – это Хан Кобустан Танры на Громадном Темном Коне. Желаю удачи.[/quote]

ULTRAASLAN, спасибо огромное за информацию.
И еще хотела спросить, работают ли щас там гиды?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Gonag' post='3607630' date='Sep 25 2008, 20:03 ']UltraAslan, potrjasajuwaja tema! Mnogo interesnogo i vazhnogo. No ochen' mnogo info. nado perevarit' vse.

Menja zainteresovali krestuy v kruge. po Jungu - jeto princip celostnosti lichnosti, celi individulaizacii. Voobwe krest - jeto vnejetnicheskij i vnereligioznyj simvol. Simvol prodolzhenija zhizni - kolesa vremeni i storon sveta. Tjurkskaja mifologija soxranila drevnie verovanijav svoej pervozadannoj chistote, togda kak drugie religii svoimi mudsrostvvanijami i uslozhnenijami chawe iskazhali chistotu ee.
[i]Kенизе[/i] - может от слова кениз - девушка служанка? Да, Гобустан и пустыня Гоби - вот еще одно свидетельство.
))) Вы меня опередили. я хотела предложить всем интересующимся этой темой сделать что-то вроде круглого стола, вёркшопа, делиться мыслями и аргумантированно доказывать их - самая лучшая деятельность. надо было бы еще и противные мнения выслушать: в споре рождается истина.

UltraAslan, halal olsun! рада, что у нас такая молодежь. ))))[/quote]

может инфо много и сразу не переварить. Для мня самого все это расскрывалось постепенно. Равносторонний крест древний символ, и если не ошибаюсь она как тамга у древних тюрков назывался ОГ. Вполне возможно что, стакие слова как ОГУЗ, ОГЛАН связаны с этим символом. Вообще у нас сегодня в Азербайджане древнетюркские тамги не особенно подвержены изучению. Хотя рассшифровка древних символов на свет вылет много интересных фактов.
Гобу на тюркском означает место оврагов и балок. До сих пор в деревнях это слово используется. И вроде все подходит, ведь в Гобустане много йарганов и балок. Но тут одно но. Если бы не эти символы на камнях, которые тесно связаны с Уч Кобустаном я бы согласился. Посмотрите наверху на шаманские бубны, все эти разрисовки тесно связаны с легендами о Кобустане. Если мы хотим дешифровать Гобустанские памятники, то обязательно должны изучать это на месте не только в Гобустане, но и на Алтае, в Сибири, на Енисее и даже в Северной Америке. предстоит гигантская работа, и тут нужны не только энтузиасты но и средства. Нужно ходить, и собирать этнографический материал.
При первом услышании Кенизе конечно же ассоциируется с прислужницей. Но это гора (495 м) стоит на против Дингир-дага. Со временем в устах народа Денгиз/Ченгиз мог трансформироваться в Кенизе, кроме того начиная с XIX в. многие топографические названии у нас российскими картографами намеренно искажались Так Афшаран стал Абшероном, Бозогна - Бузовной, Караманлы - Кахраманлы, Гутгашын - Гутгашеном и т.д. Я думаю что анализ и восстановление этих названий может подарить не одну докторскую. gizildish
Внизу вид на Кенизе-даг со стороны моря. Несколько лет тому назад мы с приятелями от Беюк-Даша прошлись и поднялитсь на эту гору, потом спустились и дальше через овраги дошли до Дингир Баба. Возвратились обратно поздно вечером этим же путем сильно замотанные, так как проделали пешком где то 50 км. Ходит было сложно, вес день моросил дожь, и много грязи прилипала к обуви. Нас было четверо, и я постоянно отставал. Во время пути обратно после Кенизе-дага сзади все время ощущалось дыхание волков. Но увидеть их не представлялось. Зайцы, шакалы были видны, но только не волки. Чувтвовалось только как они в спину дышат. Но самое интересное было на вершине Кенизе-дага. Мы ходили на огромной толшине лавы которая зарослась травой и кустами. И каждый из нас ощущал себя почти в невесомости. Очень легко было ходить и прыгать. Поверьте я в горах часто бываю, но такого еще не чувствовал. Там на вершине мы резвились как дети.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='doca' post='3608156' date='Sep 25 2008, 22:56 ']ULTRAASLAN, спасибо огромное за информацию.
И еще хотела спросить, работают ли щас там гиды?[/quote]
Гиды бывают по выходным дням только на территории Беюк Даша где находится здание музея.

Link to comment
Share on other sites

В оресностях Кичик Даша можно заметить следы менгиров. Этот упавший менгир-даш удивляет своими размерами, и полностью кем то обтесан со всех сторон. Видимо археологи прошли мимо этого камня. А можно было бы это "копье Аспандиата" поднять.

Link to comment
Share on other sites

Геометрические символы Танры и Умай выбитые на каменной плите, на древнем кладбище до мусульманского периода в Гобустане. По форме становится понятно что, камень когда то был вкопан в землю наоборот.

Link to comment
Share on other sites

Наскальные изображении Гобустана и Абшерона: на фотографиях изображена также древнетюркская тамга известная еще с пратюркских времен, после его также использовал Чингизид Монге хан. Символизировал Верховного Бога, а также мировую ось соединяющий миры. У североамериканских индейцев это бог Панайокази.

Фигуры с хвостом: рисунки выбиты на скалах Гобустана. Такие же рисунки существуют в Северной Америке. Для индейцев хопи и навахо этот человек изображает головастика, сбрасывающего хвост, чтобы превратиться в лягушку. Видимо это символизирует процесс трансмутацию происходившей с человеком во время гамланий.

Link to comment
Share on other sites

Эти зигзаги интерпретировали по разному. Их даже называли счетами древнего человека. Ни-кто даже не подумал взглянуть на тюркские тамги. Зигзагообразные и волнистые линия у тюрков олицетворяли воду - СУ. Такое же значение эти линия имеют у североамериканских индейцев Хопи и Навахо.
По всей вероятности, магическая личность изображенная перед зигзагами явлется ЙЕР-СУ.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Новый способ развода нашли гайцы. Останавливают машины на кругу там где техосмотр в сядяряке. Начинают с поиска доп оборудования потом проверяют на алкоголь, на наркотики ничего не найдя, поют песню про то что ты где-то линию пересёк и тебе 80 Ман 3 балла штраф. Просишь показать видео, говорит что нет, ему по рации передали задержать.  Что езжай в гор ГАИ там разбирайся, потом начинается сказка про доброго полицейского что он может ремень написать, заплатишь 40 Ман когда тех осмотр пройдешь. Зная что не со штрафом техосмотр не пройти. В конце ты сам уже предлагаешь 20 Ман что бы он отстал, и он типа по рации кому-то передает что йохлыйыб и хял едиб, хотя уверен что он никому ничего не передавал. 
      Вообще за последние два дня 3 раза остановили проверять алкоголь. Рейд у них какойто
        • Upvote
        • Like
      • 21 replies
    • На Земле началась сильнейшая за 20 лет магнитная буря
      На Земле началась сильнейшая за последние двадцать лет магнитная буря: ей присвоен наивысший уровень G5, сообщают космические институты России и США.
      Уровень G5 соответствует экстремально сильной магнитной буре. Во время неё могут возникать масштабные проблемы с объектами энергетики и космическими аппаратами. Полярные сияния могут фиксироваться даже в тропиках.
      В нескольких регионах России – от Ленинградской до Ростовской области, а также в Сибири и на Урале – наблюдалось северное сияние.
      Также полярное сияние фиксировали жители Грузии, Армении, Кубы, Беларуси и Украины.
      Ранее руководитель Лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований РАН Сергей Богачёв сообщал, что продолжительность магнитного шторма может составить от 20 до 40 часов.
      "Земля погружена в облако плазмы. Выйдет из него не раньше чем через сутки", – говорил он. Богачёв пояснил, что за трое суток Солнце выбросило четыре исключительно крупных облака плазмы.
      https://www.svoboda.org/a/na-zemle-nachalasj-siljneyshaya-za-20-let-magnitnaya-burya/32941991.html
        • Milli
      • 12 replies
    • В Санкт-Петербурге автобус с пассажирами упал в реку: число погибших выросло
      В реку Мойку упал пассажирский автобус. Предварительно, там находилось около 20 человек. В региональном МВД сообщили, что спасатели достают людей из воды
      Очевидец сообщил, что автобус врезался в два автомобиля, пробил ограду и упал в воду. ТАСС со ссылкой на источник в оперативных службах пишет о госпитализации пяти человек, еще двоим проводят реанимационные мероприятия на месте происшествия.
       

      Телеграм-канал Shot пишет, что из затонувшего автобуса спасли восемь человек. Состояние четверых из них оценивают как тяжелое — они госпитализированы. В больницу, как отмечает канал, в состоянии средней степени тяжести доставлен и водитель. Еще около десяти человек выбрались самостоятельно.
      Один человек погиб, указывает Shot. О жертвах также пишет телеграм-канал 78.

       
       
        • Confused
        • Like
      • 52 replies
    • Post in Вынесен приговор известному спортсмену, чьи действия привели к гибели 7-летнего мальчика
      Был наркоманом и мстил: новые подробности о тренере, осужденном за убийство 7-летнего Фарида
       
        • Sad
        • Like
    • Предупреждение от эксперта: кассовые чеки представляют угрозу для здоровья человека - ВИДЕО
      В составе краски, наносимой на кассовые чеки, присутствует опасное химическое соединение.
      Об этом предупреждает председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.
      Чеки из супермаркета или банкомата - каждый прикасается к ним чуть ли не десятки раз в день, совсем не подозревая, какой вред эти с виду безобидные клочки бумаги могут нанести здоровью. 
        Дело в том, что в 90% чеков содержится бисфенол - опасное соединение фенола с ацетоном, которое способно проникать в кровь и внутренние органы через кожу, повышая риск развития смертельных недугов.
      Подробнее - в сюжете ATV Xəbər:
       

       
        • Haha
      • 57 replies
    • Как вы относитесь ко дню 9 мая ?
      Я отношусь к этому дню, как к важному событию для миллионов человек, которых почти уже и не сталось в живых.  Возможно, через пару десятков лет к 9 мая станут относиться примерно как 11 ноября — день окончания Первой Мировой войны.
      Считаю правильным, что в настоящее время в Азербайджане этот день является государственным праздником — День Победы над фашизмом. Более 700 тыс граждан нашей страны отправились на фронт из которых более  300 тыс погибли. Низкий поклон им всем. 
       
       
       
        • Milli
        • Downvote
        • Upvote
        • Thanks
        • Red Heart
        • Like
      • 337 replies
    • В Азербайджане введены ограничения на услуги такси, таксисты в отчаянии
      Таксомоторная компания Bolt повысила стоимость заказов на 10%.
        • Facepalm
        • Sad
      • 262 replies
    • Для захоронения в селах и поселках Баку необходимо потратить не менее 2 000 - 3 000 манатов
      Baku TV разоблачил незаконную торговлю землей на кладбищах.
      В ходе расследования было установлено, что для получения места для захоронения в селах и поселках Баку необходимо потратить не менее 2 000 - 3 000 манатов. А стоимость места захоронения на Ясамальском кладбище особенно высока: 3 000 - 4 000 манатов на человека.
      Стоимость места для одной могилы на кладбище в Хырдалане начинается от 1 100 манатов и варьируется в зависимости от местоположения.
      На Мехдиабадском кладбище цена места на одного человека начинается от 2 000 манатов. Продажу мест на кладбище где-то контролируют муллы, а где-то председатели муниципалитета.
      Подробнее - в сюжете Baku TV.
      https://ru.oxu.az/society/869002
       
        • Facepalm
      • 29 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...