Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

"Проводник" в Баку с Бедняковым и Лисовцом


Recommended Posts

Видео через мобильник не открылось... но знаю что Влад родину не забыл и считает себя бакинцем. Спасибо тебе зёма!

  • Upvote 5
Link to comment
Share on other sites

15 minutes ago, HHA71 said:

Ссылка не работает

 

8 minutes ago, 365 said:

Видео через мобильник не открылось... но знаю что Влад родину не забыл и считает себя бакинцем. Спасибо тебе зёма!

На странице Пятницы через Flash Player открывает, возможно поэтому не открывается у вас ребята

 

попробуйте здесь

https://rutube.ru/video/ab48f646947d3fdac2fa4bb2516ee43e/

Edited by tsabitov
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, tsabitov сказал:

 

На странице Пятницы через Flash Player открывает, возможно поэтому не открывается у вас ребята

поискал в ютубе, не нашел. Если там появится, свисни гардаш. посмотрим.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, tsabitov сказал:

 

На странице Пятницы через Flash Player открывает, возможно поэтому не открывается у вас ребята

 

попробуйте здесь

https://rutube.ru/video/ab48f646947d3fdac2fa4bb2516ee43e/

Первая ссылка работает, я проголосовала .

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

7 hours ago, doctorhouse said:

а что не так с постом?

Дерево которое он посадил вирубили те кто сделал на 1-ом этаже офис, чтобы вид не загораживали их офису

Link to comment
Share on other sites

Благодаря очередному выпуску Проводника я узнал о существовании картины Сальвадора Дали "Геополитическое дитя, наблюдает рождение нового человека".

Холст примечателен тем, что женщина фигурирующая в композиции указывает на Баку. 

Уверен, большинство даже не подозревало о существовании этой картины.  

 

Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека :: Сальвадор Дали ( Испания ) - Salvador Dali (Сальвадор Дали) фото

геополитическое дитя дали ile ilgili görsel sonucu

Edited by M.ALIYEV
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

15 часов назад, tsabitov сказал:

Вот и вышел очередной выпуск передачи "Проводник" на канале Пятница.

Очень прикольненко получилось, все-таки Андрей Бедняков лучший из всех  ведущих, может хорошо похохмить и сделать шоу. Ну а Влад Лисовец на отлично представил свой родной город Баку.

 

Призываю всех голосовать за Влада Лисовца на странице Пятнице, глядишь и получится набрать больше всех голосов и сделать его лучшим проводником.

 

Видео и голосование по ссылке

http://provodnik.friday.ru/videos/vipuski/baku

Отличная передача. Тем более было неожиданным сюрпризом  увидеть в ней близких людей, принимавших  в съемках активнейшее  творческое участие. Удачи ! 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

14 часа назад, gylya сказал:

И как богато народ живет!

У нас)

не очень уж и бедно если посмотреть количество покупателей в бутиках и посетителей ресторанов

Link to comment
Share on other sites

8 hours ago, akkordeonist krokodil gena said:

Отличная передача. Тем более было неожиданным сюрпризом  увидеть в ней близких людей, принимавших  в съемках активнейшее  творческое участие. Удачи ! 

Ха, Ха))) Вы про "Ковер, Ковер, я Пятно" , молодец углядели меня))

Link to comment
Share on other sites

1 minute ago, Arcanum said:

А что за фабрика ковров? В гугле только такую нашел.

 

http://venividi.ru/node/21044

 

В музей ковров они что не сходили?

Селфи на Фабрике ковров

 
Селфи на Фабрике ковров
 
 
 
 
 

Это фабрика Azer Ilme, на Инглабе находится

Link to comment
Share on other sites

27 минут назад, tsabitov сказал:

Это фабрика Azer Ilme, на Инглабе находится

 

Да там в блоге идет эта фабрика, в 2011 они не нашли не одного предложения от турагентств туда съездить, им еще директор сказал тут продажи а не экскурсии, а сейчас с притоком туристов наверное подсуетились.

А интересно другие фабрики у нас есть?

Edited by Arcanum
Link to comment
Share on other sites

12 minutes ago, Arcanum said:

 

Да там в блоге идет эта фабрика, в 2011 они не нашли не одного предложения от турагентств туда съездить, им еще директор сказал тут продажи а не экскурсии, а сейчас с притоком туристов наверное подсуетились.

А интересно другие фабрики у нас есть?

Это в блоге написано что директор им отказал, я просто не прочитал вашу ссылку.

Там менеджер(директор) действительно не хотел давать разрешения на съемку, и шоурумы показывать,   но потом Мурад Дадашев попросил хозяина который являлся его хорошим другом и они дал добро.Так что туда просто так туристам не попасть, как бы они не суетились))

Link to comment
Share on other sites

31 minutes ago, Arcanum said:

А интересно другие фабрики у нас есть?

Есть еще фабрика в Хокмели.Там тоже снимали эпизод для Орла и Решки Шоппинг. Но правда там чуть все плохо не закончилось.Один из операторов из Украины был в шортах и местные парни оскорбились этим что он заходил и снимал женщин находясь в шортах и начали угрожать ножом ему.

Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, tsabitov сказал:

Это в блоге написано что директор им отказал, я просто не прочитал вашу ссылку.

Там менеджер(директор) действительно не хотел давать разрешения на съемку, и шоурумы показывать,   но потом Мурад Дадашев попросил хозяина который являлся его хорошим другом и они дал добро.Так что туда просто так туристам не попасть, как бы они не суетились))

 

Да нет там как раз написано что принял их, но это так спонтанно было.

 

Цитата

Зато перед тем, как уйти из музея, нас вдруг осенила гениальная мысль. "А ведь тут могут знать, как попасть на производство! - подумали мы. - Была - не была!" - и мы снова устремились к кассе.
На кассе сидела тетечка, и, как попасть на фабрику, она не имела ни малейшего понятия. Но она позвала молодого человека, а он ту самую девушку, которая показывала процесс изготовления ковра, они прониклись нашей проблемой и стали думать, как нам помочь.
- О! - в конце концов, придумал молодой человек. - Фабрика "Азер Илме"! Кажется, там можно договориться, чтобы пустили посмотреть на производство. Когда туда придете, скажите охраннику, чего вы хотите, он вас проводит к менеджеру. Ну, а менеджер, я думаю, разрешит пройти внутрь. Правда, у меня нет телефона фабрики, и я совсем не знаю, как туда доехать. Я сам был там всего один раз... - признался он.
- Телефона у меня тоже нет, - вмешалась в разговор девушка, - но как проехать, я могу объяснить.
С этими словами она объяснила нам, как попасть на фабрику.
"Азер Илме" находилась всего в двух остановках метро от музея, но от самого метро нам предстояло пройти еще километра полтора. Это был какой-то странный район, в котором было огромное количество магазинов, торговавших паркетом. Они стояли вдоль всей улицы, по которой мы шли, и нам оставалось только догадываться, кому здесь может его столько понадобиться. При нас покупательского ажиотажа в этих магазинах не было.
Наконец, мы дошли до цели. Внешне фабрика больше походила на дворец. Это был довольно-таки не хилый старинный двухэтажный особнячок с лепниной, у массивных дверей которого стоял серьезный охранник. Как нам было велено, мы подошли к нему и сказали, что хотим попасть на производство. Охранник оглядел нас с ног до головы, приоткрыл дверь и произнес:
- Пойдемте!
Внутри было совсем темно. То есть, абсолютно. Буквально на ощупь мы прошли метров десять, поднялись по ступенькам и оказались у еще одной двери. Охранник снова открыл ее и пропустил нас внутрь. Это был огромный кабинет-магазин. Все стены здесь были увешаны большими дорогими коврами, слева висел огромный ковер с картой Азербайджана, справа ковры были свернуты в длинные рулоны, а по середине стоял массивный дубовый стол, на котором стояло несколько золоченых кубков и дорогой письменный прибор. За столом сидел молодой человек в отличном черном костюме - по всей видимости, отнюдь не менеджер, а директор фабрики.
Охранник что-то сказал ему по-азербайджански и вышел, а директор воззрился на нас.
- Так вы хотите посмотреть наше производство? - спросил он. - Но поймите, у нас не музей, а магазин... Впрочем, конечно же, пойдемте.
С этими словами он открыл еще одну дверь и вывел нас на фабричный двор, а затем привел в цех, где 50 мастериц сидели за ткацкими станками и делали ковры.
Уже на обратном пути мы немного пофотографировали саму фабрику. Конечно, обычные работницы ходят сюда каждый день не через кабинет директора. Возможно, для них существует и третий, еще более скромный проход, но если, например, заходить на фабрику сразу с улицы (мы потом так выходили), то посетитель сначала попадает в прекрасный зал-коридор с позолоченными люстрами, мраморными полами и стенами, увешанными старинными коврами ручной работы.

Азербайджанские ковры

Пройдя этот коридор, он окажется в том самом дворике, в котором оказались и мы вместе с директором. Здесь организовано что-то вроде небольшого кафе - караван-сарая с фонтанчиком, где могут отдохнуть и туристы, и работницы, а покупатели могут заключить сделку о приобретении ковра. Сами же цеха выкрашены в симпатичный коралловый цвет и больше похожи действительно на комнаты в караван-сарае, чем на цеха производства.

Директор проводил нас как раз до ткацкого цеха, а там нас встретила его начальница, провела по нему и объяснила, как что делается. Оказалось, что один большой ковер размером, к примеру, два на три метра, четыре-пять девушек делают за восемь-десять месяцев. Это при том, что они будут работать с девяти часов утра до шести вечера с одним часом на обеденный перерыв пять дней в неделю. Мастерицы подбираются так, чтобы скорость их работы была одинаковой. И действительно за каждым ткацким станком мы увидели по четыре-пять девушек, которые синхронно и монотонно вязали узелки, обрезали нити, били по узелкам колотушками и т.д. и т.п.

В общем, после всего увиденного процесса в том, что ковер ручной работы должен стоить очень дорого, у нас не осталось никаких сомнений. В конце нашей экскурсии мы снова зашли в кабинет директора и поинтересовались ценами. Оказалось, что маленькая сидушка на кресло стоит сто евро, небольшой коврик - тысячу.

 

Это в 2011 было а сейчас я загуглил есть туры на эту фабрику.

 

http://exploreazerbaijan.com/ru/tours/city/excursions-to-the-carpet-museum-and-carpet-factory-azer-ilme-duration-3-hours/

http://azterra.az/tour/экскурсия-ковровое-искусство/

 

Link to comment
Share on other sites

8 minutes ago, Arcanum said:

 

Да нет там как раз написано что принял их, но это так спонтанно было.

 

 

Это в 2011 было а сейчас я загуглил есть туры на эту фабрику.

 

http://exploreazerbaijan.com/ru/tours/city/excursions-to-the-carpet-museum-and-carpet-factory-azer-ilme-duration-3-hours/

http://azterra.az/tour/экскурсия-ковровое-искусство/

 

Нормальные такие цены на экскурсии)) Интересно сколько берет Азер Ильме. С остальными все ясно, цены фиксированые.

Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, tsabitov сказал:

Нормальные такие цены на экскурсии)) Интересно сколько берет Азер Ильме. С остальными все ясно, цены фиксированые.

 

Сейчас там прочитал.

 

Цитата

Виза по прибытии в международные аэропорты Азербайджана может быть получена только гражданами Турции, Израиля, Катара, Омана, Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Японии, Китая, Южной Кореи, Малайзии и Сингапура. Для граждан России и СНГ(за исключением Туркменистана) виза в Азербайджан не требуется. Граждане других стран должны получить визу до прибытия, через консульства Азербайджана в своей стране или оформить электронную визу посредством нашего туристического агентства. Для оформления визы, свяжитесь с нашими менеджерами как минимум за 4 недели до прилета в Азербайджан.

 

А еще удивлялся что на новый год много корейцев видел, оказма им тоже визу упростили вслед за арабами.

А с туркменами почему у нас интересно визовая война? Они нам тоже визы не дают, даже если знакомые идут в мид и пробуют послать приглашение им говорят не надо.

Link to comment
Share on other sites

17 minutes ago, Arcanum said:

 

Сейчас там прочитал.

 

 

А еще удивлялся что на новый год много корейцев видел, оказма им тоже визу упростили вслед за арабами.

А с туркменами почему у нас интересно визовая война? Они нам тоже визы не дают, даже если знакомые идут в мид и пробуют послать приглашение им говорят не надо.

У них со всеми визовая война.Они не хотят чужаков пускать, чтобы народ особо свою голову не поднимал.Живут взаперти как в советское время.У них чтобы выехать заграницу выездная виза тоже нужна.

Link to comment
Share on other sites

Этот канал Пятница умудряется так гламурно снять Баку, что когда смотрю их выпуски,  мне все время кажется, что я в каком-то другом, похожим на Баку городе живу )))

Edited by Lanashka
Link to comment
Share on other sites

Не понравился выпуск, откровенно говоря , не интересно было. Но сняли город наш как сказку)) ощущение было, что я живу в другом городе))))

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...