Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Мы с тобой одной крови: ты и я!


Recommended Posts

Тюрки и коренные народы Америки

i4-1-300x240.jpg

Происхождение индейцев на протяжении многих веков будоражило умы многих исследователей. Кто они и откуда долгое время оставалось загадкой. В свое время Христофором Колумбом , а так же иными мореплавателями были открыты материки, населенные людьми, которые не владели информацией, кто они и откуда пришли. В помощь историческим умам по данному вопросу и в противовес тем , для кого родство Тюрков и индейцев является не более, чем домыслом ощутимый вклад внесли ученые — генетики. Изучение генофонда Центральной Азии показало, что народы, обитающие вдоль Саянских гор наиболее близки индейцам. Согласно теории предки из Центральной Азии индейцев Северной и Южной Америки , пройдя через территорию нынешнего Берингова пролива дали начало новой культуры на данных территориях.

Другая часть прототюрков или как называют протоамериндов в нескольких этнических группах осталась в Центральной Азии, смешавшись с окружавшими их народами.

i9-214x300.jpg

Широко распространенный тип индейско — монголоидный. Ближе всех к нему являются ацтеки. Майа наиболее приближены к Кавказцам.

Далее можно отметить племя надене, имеющее генофонд прототюркоамериндов , потомками которых являются атабаски, навахо и апачи. Навахо на сегодняшний день самый многочисленный народ , отколовшийся от атабасков на территории США и наиболее притягивающий внимание в данном вопросе по своей культуре не малыми параллелями пересекающейся с Тюркским миром.

ÐÐµÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑоÑо.

К примеру  у племени навахо широко бытуют мифы о волках. Свое традиционное жилье Хоган они связывают с легендой о его построении духом — койотом (волком) для первых мужчины , женщины и говорящего Бога. Койот — разновидность североамериканского волка, ему посвящены многочисленные легенды и сказки многих индейских племен. Причем наиболее значимым он является больше у кочевых, нежели и у оседлых индейцев. Изучая поведение данного животного, индейцы использовали его стратегию охоты при своих военных действиях.

Ðа данном изобÑажении Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°ÑодиÑÑÑÑ: в помеÑении

Наряду с волком в культуре индейцев имеет значение и ворон. У навахо существует древнейшая церемония пути койота с путем ворона. На святильнике 5 — 2 вв. до н.э , найденном в Алматы изображен круг из крылатых, внутри которого два ворона и два волка в центре головы жертвенного козла. Но тем не менее волк у индейских племен носит положение Святого.

Продолжая идти тропами индейцев невозможно не затронуть особенности их кухни и языка , параллели в мировоззрении, прочие особенности, а так же ковроткачества.

 

Развитию ремесла ковроткачества к примеру у тех же навахо предшествует древняя легенда о Женщине — Пауке, которая жила в ущелье Аризоны  — «Однажды она добралась до четырех священных гор. На вершине первой горы она нашла дерево, с помощью которого можно было прясть шерстяные нити. На второй – дождь, представляющий собой струны ткацкого станка. Третья гора подарила Женщине — Пауку краски для пряжи – цветы и травы. А четвертая стала горой богослужения – на ней она просила у Богов разрешения творить».

Схожесть культуры, опираясь на эту легенду можно проследить у узбекского народа. При создании ковров узбекские женщины приносят небольшие жертвы Всевышнему, приглашают старейшин , угощая явствами и обращаются к Богу за благословением при создании новых узоров. Во время своей работы женщины — ткачихи напевают различные песни, которые, как и навыки ковроткачества передаются из поколения в поколение. Известная мастерица по ковтроткачеству из племени навахо Барбара Орнелас посетив выставку в Узбекистане, которая прошла в Центре национального искусства отметила схожесть воссоздания ковра , орнамента , а так же практически одинаковый подход к процессу , свойственные ее племени.

i6-300x170.jpg

Не лишним будет отметить Чипровские ковры Пловдива Болгарии и школу Велики Стоевой, которая является продолжателем традиции ковроткачества в своей семье и наиболее выделяется своими работами. Среди многочисленных работ по прежнему создаются модели вековой давности, с полным сохранением орнамента, цвета и композиции.

Чипровские ковры оригинальны еще и тем, что наиболее близки коврам Северной Америки. На Чипровских коврах присутствуют узоры, идентичные коврам индейцев . Среди узоров присутствуют треугольники (символ мужского и женского начала), бабочка (символ вечной жизни), круг, олицетворяющий солнце (символ вечной жизни), а так же изображения птиц. По преданиям индейцев  — » Птицы переносят души мертвых из одного в другой мир. Присутствуя на коврах, они напоминают нам о том, что мы на этой земле ненадолго и должны жить в смирении».

Любопытным является тот факт, что описанные, а так же иные орнаменты на Чипровских и индейских коврах имеются так же и на Азербайджанских коврах Газах-Борчалинской, Карабахской и коврах, килимах других школ ковроткачества нашей Республики.

В традиции ковроткачества индейцев присутствует еще один любопытный момент, о котором было рассказано Джейми Россом, коллекционером ковров племени навахо. На многих коврах виднеются изъяны, линии и узоры ,выбивающиеся из общего образа. Джейми Росс объяснил это тем, что индейцы навахо «намеренно вплетают изъяны в рисунок на ковре, чтобы напомнить самим себе о несовершенстве человеческой природы».

«Раз мы не в состоянии изменить время, зачем пытаться исправить ошибку, которая уже произошла? Ошибка уже вплетена в ткань времени. Полезно помнить об этом, когда оглядываешься назад»….

ÐÐµÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑоÑо.

Не меньший интерес и важность изучения вызывает наблюдение параллелей в языке Тюрков и индейских племен.

Язык человека сам по себе одно из важнейших звеньев в становлении картины, описывающей ту или иную народность и способный проливать свет на происхождение человека, являться одним из главных наглядных фактов .

Американский ученый Отто Рериг, проработавший врачом во время войны Севера и Юга и хорошо владевший турецким языком отмечал, что язык сиу и дакота относим к Урало — Алтайской группе языков, считал сходство языков поразительным.

Шведский ученый — исследователь Стиг Викандер отмечал свое удивление схожестью языка майа с турецким, с которым познакомился , будучи в Истанбуле. И начав изучать язык майа подчеркивает факт массы слов, идентичными с турецкими.

Самоназвание племени Ацтеков — Акцилан, которое европейцы в будущем переделали в Ацтек, что в переводе на их язык означает Белая Змея. На Тюркском же данное звучит как Ак илан, ак жилан, ак зилан.

В Тюркском языке имеются так же слова, не являющиеся литературными, а диалективными. И они без изменений имеются в языке племени лакота. Взять само окончание ВАН присущее Анатолии и Кавказу, указывающее на населенный пункт, что в переводе с языка лакота дословно означает селение, поселок. Например: ВахпетанВАН, ИханктонВАН, МдеваконтонВАН, СаскачеВАН и т.д.. и имеющиеся в свою очередь на Кавказе — Нахичеван, Иреван, Ораван, Ангираван, Сарван и тд.

Ниже для ознакомления приведены некоторые слова в качестве примера различных индейских племен в сравнении с азербайджанским языком :

Лакота :

……

Ate — ata- отец

Wakhan Thanka — Tanri — Бог

Yuzaza — yumaq — умывать

Han — hə — да

Gli — gəl, gəlmək — прийти, приходить

Için — onun üçün — потому что

Huchuu — quş ( uçmaq) — птицы,пташка

Ina — Ana -мать

Çikana — balaca (cikkana) — маленький,малый

…….

Мапуче :

…….

Buka — böyük — большой

Kürü — qara — черный

Kuyum — qum — песок

Ge — göz — глаз

…….

Навахо :

……..

Haiwani — inək, heyvan — корова

Ema- ana- мать

O’odham — adam — человек

Xoce — qoca- старый,седой

Ataa — ata — отец

Ala — Əl — рука

Atsi -Ət — мясо

Ajaad — ayaq — нога

Miil — min — тысяча

………

Команчи :

………

Apu — ata — отец

Patsi — baci — сестра

Haa — hə — да

………

Кусканский Кечуа (инки) :

……..

Pishuu — vaşaq,pişik — рысь

Ichik — kiçik, balaca — маленький

Ayllu — ailə, aul,qışlaq — семья, кишлак,аул

Quruta — yumurta — яйцо

Tayta — ata, dədə — отец

…….

Аймара :

…….

Alana — almaq — покупать

Phisi — pişik — кошка

Qala — daş qalaq — камень

……………

Спускаясь дальше в исследованиях особенностей индейцев хочется затронуть их не менее богатое мировоззрение, которое во многом пересекается с Тенгрианством, что в свою очередь является фундаментальным в жизни каждого Тюрка. Индейцы , как и  представители Тюркского этноса имели культ почитания четырех стихий , всегда присутствующий у свободного духа прерий — Земли, Огня, Ветра, Воды, соотносящихся с символикой цвета и различными предметами и явлениями природы. Совокупность четырёх сторон света является символом завершённости и единства мира, он тесно связан с идеей цикличности всего окружающего. Рисуя 4 направления света получается крест — главный символ Тенгрианства. Крест имел у индейцев важное символическое значение и так же олицетворял собой 4 стихии. Особенно это можно проследить среди индейцев навахо — » На обрядовой площадке они изготовляли из цветного песка «песчаные рисунки». Главным их мотивом служил крест, на концах которого изображались олицетворения стихий — стилизованные человеческие фигуры, обращенные головами в одну сторону, так что получался гаммированный крест (свастика)».

i8.jpgНевозможно не обратится посему к особенностям празднования Новруза, в котором каждый вторник до наступления самого дня празднования является днем почитания каждой из стихий.

Помимо символики мировоззрение индейцев включало в себя аналогичное мировоззрению Тюрков принятие и почитание природы, уважение к духам местности, в которой проживали, на которой охотились и проводили обряды. Существовало так же общее понимание о жизни души после смерти.

Вновь для примера можно привести и иное племя — Яки. Это североамериканское племя, проживающее в пустыне Сонора (северная часть мексиканского штата Сонаро).

Яки всегда являлись приверженцами шаманизма, шедшего у древнего Тюрка наряду с Тенгрианством , где для камлания и ритуалов использовалась Тенгрианская доктрина.

«Основой веры яки является положение, что физическая смерть — это освобождение человеческой сущности от земного тела и переход в новое состояние с последующим перерождением души».

Подготовке человека к бессмертию по его желанию уделялось особое внимание среди шаманов.

Невозможно не обратить внимание и на ведение загонной охоты у индейцев, стиль которой наблюдается у них и сегодня, в частности у индейцев Перу и идентичный способу у древних Тюрков. Известный российский археолог В.Д. Кубарев в статье «Конь и всадник» пишет: «Древнетюркских всадников можно узнать по сценам загонной охоты.

Для этого планировалось на местности и строилось громадное сооружение — ловушка. Ловушки были сложены из больших каменных плит и валунов».

Такие загоны древние охотники сооружали во многих местах. На Кавказе и прилегающих территориях  Передней Азии охотники также стали сооружать подобные искусственные сооружения — загоны. Прототюрки эти загоны называли аранами, а каменную ограду загонов – гошундашами (каменное войско). На Южном Кавказе высоко в горах до сих пор сохраняются каменные ограды древних загонов.

«Несколько лет тому назад археологами на плато Устюрт на востоке Каспийского моря были найдены следы огромной системы загонных сооружений древних тюрков. Протяженность системы измеряется многими десятками километров, и ее фрагменты с высоты птичьего полета напоминают загадочные стреловидные знаки, указывающие куда-то в глубь пустыни. Учёные определили, что выявленные на Устюрте араны — стреловидные загоны предназначались для отлова джейранов, муфлонов и сайгаков» (с)

Константин Плахов, долгие годы работавший в должности заместителя директора по научной работе Устюртского заповедника (Каракалпакия), говорит о загонах следующее: «Наиболее примечательными памятниками истории региона считаются так называемые «стреловидные планировки» (араны) — остатки древних загонных сооружений для охоты на копытных, преимущественно устюртских горных баранов». Доктор биологических наук А. Г. Банников пишет о загонах Устюрта следующее: «История донесла до нас их названия — араны. Араны представляли собой каменную изгородь высотой в четыре локтя — около полутора метров, перед которой шел глубокий ров. В одну такую ловушку за один загон попадало до двенадцати тысяч сайгаков или сотни куланов».

«Необходимо отметить, что современные перуанцы, потомки инков до сих пор применяют загонную охоту. Охотятся они на местных диких животных — викуний, далёких родственников азиатских верблюдов. Загонная охота называется Чаку. В настоящее время чаку – это облава на викуний, во время которой люди образуют большое кольцо вокруг стада; затем, постепенно сжимая кольцо, гонят викуний в загон – корраль, или серко. Здесь викуний метят, пересчитывают, лечат при необходимости и стригут. После животных выпускают на волю»(с)

Следом затрагивая кухню индейцев становится интересным все то общее, что связывает их с Тюркским этносом.

Несмотря на сложные условия проживания индейцы никогда не питались чем придется, а уделяли особое внимание потребляемой пище. Близкие по культуре с народами Тюркского происхождения в отличии от соседних племен ирокезов не практиковали каннибализм и были очень избирательны,  не потребляя каждое животное или же насекомых.

Вновь для выявления параллелей можно привести несколько фактов.

У индейцев было широко распространено вяленое мясо, которое они нарезали тонкими кусками, солили и вешали на просушку. Нарезалось настолько тонко, что насекомые не могли откладывать яйца на поверхности мяса. Вторым способом являлось разделывание туши на две части, извлечение лопатки, костей. Мясо попадало под гнет для прессования продукта и после того как высушивалось, хранилось в прохладном помещении. Такой продукт могли употреблять в пищу в течении 6 — 8 месяцев. Добавляли в супы и другие блюда. Эти два способа были популярны у кочевников средней Азии. Которые аналогично индейцам, нарезали тонко и сушили во время ветра (во избежания насекомых) в первом случае, а во втором при военных походах нарезали мясо кусками и клали под седло (прессовали) . От тяжести с мяса вытекала жидкость и от тепла тела лошади сушилось и было мобильным питанием воинов.

Присутствующее у Тюркских народов блюдо Бастырма переводится как сдавленное мясо.

Свежее мясо обычно ели осенью в момент массового забоя скота. Остальное время питались мясом, прошедшим предварительную обработку в целях консервации. Древним Тюркам были известны способы заготовки мяса: вяление, копчение, соление. К числу древних народных способов консервирования мяса следует отнести и изготовление мясной муки: мясо жарили в котлах мелкими кусочками до черноты, образовавшиеся комки растирали в муку. В таком виде она долго сохранялась, была транспортабельна, ею запасались, отправляясь в дальний путь. Точное так же мясную муку изготавливали и среди индейцев. Измельченное мясо в виде муки индейцы называют Пеммикан.

Еще интересный факт с названиями блюд. Древнейшими продуктами, которыми культивировали индейцы по всему американскому континенту, были «три сестры» — кукуруза, тыква и бобы. У азербайджанцев есть разновидность мясного блюда Долма называемое  «три сестры».  Хоть и абсолютно разные блюда и ингредиенты, но вызывает интерес общностью мышления, которое уходит корнями в древность и напрямую связано с мировоззрением народов, которые почитали природу и все ее дары.

У навахо имеется блюдо навахо — тако, аналогичное Турецкому пиде.

Следующим примером являются блюда Тюркский хедик и индейское блюдо суккоташ . Эти два блюда имеют традиционное значение,что для индейцев, что для азербайджанцев и турков Анатолии.

По преданию хедик со старины готовят, когда у младенца прорезается первый зуб.

Блюдо суккоташ готовится по сей день на День благодарения в ряде штатов, уходящий корнями в древность индейских племен.Его  же готовят и перуанцы.

Ко всему прочему хочется обратить внимание на печь индейцев Чименею, а точнее на ее структуру. Она как и тандыр сделана из глины и помещалась на земле.

История индейцев и их параллели с культурой Тюркского этноса помимо всего прочего испещрены множеством знаков в виде по большему счету идентичных между собой петроглифов , эдакой наскальной живописью ,позволяющей реконструировать быт, особенности мировоззрения и жизнь древних людей Америки и представителей Тюркского этноса по всему ареалу обитания оных.

Эти знаки и многочисленные переплетения ,обращенные в вечность, рождают множество вопросов , но и тем не менее дарят и ответы, рисуя картину общности мира Тюркского этноса и коренных народов Америки , родства и схожего восприятия законов мироздания.

………………………………….

Исследование : Sabit Djodjulu

Автор : Ina Babayeva

Edited by Zaman.
  • Like 3
  • Thanks 1
  • Haha 1
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

Да уж,сами везде ищут тюркский след,а потом на армян наговаривают.Вообще, азербайджанцы переняли многие отрицательные качества армянского народа:ныть по геноциду,представлять свой народ многострадальным,искать у известных людей армянские корни(в нашем случае-азербайджанские),выдумывать и фальсифицировать историю и т.п.Теперь и это.

Edited by Siriec84
  • Upvote 2
  • Downvote 5
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Siriec84 сказал:

Да уж,сами везде ищут тюркский след,а потом на армян наговаривают.Вообще азербайджанцы переняли многие отрицательные качества армянского народа:ныть по геноциду,представлять свой народ многострадальным,искать у известных людей армянские корни(в нашем случае-азербайджанские),выдумывать и фальсифицировать историю и т.п.Теперь и это.

Молча завидуй носатый

  • Like 2
  • Thanks 1
  • Haha 3
  • Upvote 3
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Доктор Грант сказал:

Молча завидуй носатый

Вы уверены,что я "носатый"?Или так,написали и пустили свои слова в воздух?

Edited by Siriec84
  • Upvote 2
  • Downvote 2
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

Это что сейчас было?, попытка найти историческую родину для американских индейцев?. С начало найдут происхождение (Родину), а потом скажут уматывайте туда от куда пришли. :ohmy: (жизнь научила не ждать ничего хорошего, даже от хорошего. Не я такой жизнь такая).

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

21 минуту назад, Zaman. сказал:

"3 сестры" - культовые у индейцев : тыква,бобы и кукуруза

Ðа данном изобÑажении Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°ÑодиÑÑÑÑ: еда

 

==========================

Hədiğ \ Хедик \  Succotash :heart1:

Ðа данном изобÑажении Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°ÑодиÑÑÑÑ: еда

 

Это боевая пища, практически порох :-)))).

Кстати, разве хядий не на ашуру готовят?

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, El Terrible сказал:

Это боевая пища, практически порох :-)))).

Кстати, разве хядий не на ашуру готовят?

))))

вроде бы да, но я его ем как минимум два-три раза в год.

очень сытная пища)

Link to comment
Share on other sites

Ну те кто доплыл до Норвегии, доплывут и до Америки. Только непонятно, они что в дороге так измельчали и видоизменились)

Link to comment
Share on other sites

19 минут назад, Siriec84 сказал:

Да уж,сами везде ищут тюркский след,а потом на армян наговаривают.Вообще, азербайджанцы переняли многие отрицательные качества армянского народа:ныть по геноциду,представлять свой народ многострадальным,искать у известных людей армянские корни(в нашем случае-азербайджанские),выдумывать и фальсифицировать историю и т.п.Теперь и это.

Вряд ли,  это попытка  искать генетическое родство. Кстати, тема старая. Она частична перекликается с теорией о едином языке и миграции народов. Лингвистическая связь вызывает интерес. 

Link to comment
Share on other sites

Помните как ататурк выслал экспедицию для нахождения корней тюрков!так вот по заключению экспедиции, корнями считалось южная америка)

Link to comment
Share on other sites

16 минут назад, matalan сказал:

Вряд ли,  это попытка  искать генетическое родство.

 

Все мы представители одно рода)) человек обыкновенный))

 

16 минут назад, matalan сказал:

Она частична перекликается с теорией о едином языке и миграции народов. Лингвистическая связь вызывает интерес. 

 

Под сотню тысяч слов и из них находят с десяток созвучных)) что тут интересного?)) сюжет для РЕНТВ?))

 

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Алия ханум сказал:

Одень некоторых наших

райлнских также- один и тот же типаж

 

Ага, антропология нервно курит в сторонке)))

Link to comment
Share on other sites

55 минут назад, Siriec84 сказал:

Да уж,сами везде ищут тюркский след,а потом на армян наговаривают.Вообще, азербайджанцы переняли многие отрицательные качества армянского народа:ныть по геноциду,представлять свой народ многострадальным,искать у известных людей армянские корни(в нашем случае-азербайджанские),выдумывать и фальсифицировать историю и т.п.Теперь и это.

Ты на него не обращай внимания. Этот перевёртыш ещё не такую тему замутить может.

  • Haha 1
  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

У моей коллеги кличка была - Уитни Хьюстон . Один в один ,даже  волосы пружинками, только кожа светлая ) чистокровная азербайджанка. Откуда тогда эти черты? А индейцеподобных - вообще на каждом шагу можно встретить. Кто мы вообще?)))

  • Haha 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, qwerty12345 сказал:

 

ОЧень)))))))

 

 

 

Ну че фотками разбрасываться. То мы норвежцы, теперь майя. На норвежцев они явно не похожи)

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, qwerty12345 сказал:

 

Точно, она помалкивает))

Чего это? Вы статью то прочитали?) генетика говорит, что один этнос, что апачи, что мы и ацтеки также, кто еще там?

  • Like 1
  • Haha 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Алия ханум сказал:

Чего это? Вы статью то прочитали?) генетика говорит, что один этнос, что апачи, что мы и ацтеки также, кто еще там?

Вам че так индейцы нравятся?))

Подобными статьями и кормятся люди)) генетика говорит.. нуш))

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, qwerty12345 сказал:

Вам че так индейцы нравятся?))

Подобными статьями и кормятся люди)) генетика говорит.. нуш))

Вы не верите учёным ? Это ваше дело) я люблю научные открытия. И да, индейцы мне очень нравятся, и музыка обалденная, и народ имеет интересную ментальность. В их языках говорят, не было слова «врать»,вот так вот. 

Edited by Алия ханум
  • Like 1
  • Upvote 1
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

1 minute ago, Алия ханум said:

Вы не верите учёным ? Это ваше дело) я люблю научные открытия. И да, индейцы мне очень нравятся, и музыка обалденная, и народ имеет интересную ментальность. В их языках говорят, не было слова «врать»,вот так вот. 

 

Если Вы любите такие окрытия и исследования, то канал "Рен-ТВ" и журнал "НЛО" сделают Вашу жизнь вообще просто праздником. 

  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Алия ханум сказал:

Вы не верите учёным ? Это ваше дело) я люблю научные открытия. И да, индейцы мне очень нравятся, и музыка обалденная, и народ имеет интересную ментальность. В их языках говорят, не было слова «врать»,вот так вот. 

 

Зачем ставить себя в неловкое положение?))

Пройдите на сайт и пройдите далее по ссылкам с которых накаталась статья)) ученным она верит)))))))

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, qwerty12345 сказал:

 

Зачем ставить себя в неловкое положение?))

Пройдите на сайт и пройдите далее по ссылкам с которых накаталась статья)) ученным она верит)))))))

Да уж) вы кто по профессии?) http://www.elbrusoid.org/articles/poznat/387258/

Исследователи обнаружили параллели между тюркским и языками коренных жителей Америки. В своей книге "Татары: этнос и этноним" Абрар Каримулин пишет следующее: "В конце ХIХ века "белые" в Калифорнии около одной бойни натолкнулись на индейца, загнанного туда голодом… Когда у него спросили: "кто он?", тот, не понимая языка "белых", назвал себя "иши", что на  языке его племени означало "человек" (сравнение: кеше, киши). Известный этнограф Т.Кребер, посвятивший жизнь изучению культуры индейцев, в дальнейшем установил, что этот индеец по своему происхождению и языку относился к племени яна… Индейцы "ацтеки" получили свое название от ритуальных божеств, фигур змей, покрашенных в белый цвет. "Ак" в их языке означает "белый", цилан - "змея". Из индейского "акцилан" европейцы произвели слово "ацтек". Сравните с ацтекским произношением фразы "акцилан" тюркское "ак илан", "ак жилан", "ак зилан".

В этой же книге А.Каримулин пишет: "Нами обнаружены целые пласты тюркизмов в языках индейцев Америки;  племени сиу - дакота, майя, инков, ацтеков - тюркизмы, сходные тожественные с лексикой современных тюркских языков как по форме, так и по содержанию, относящиеся к миру животных, топонимике, терминам родства, глаголам и другим категориям. Такие тождества обнаружены в формах словообразования, в грамматике, не говоря уже о том, что этим языкам свойственен сингармонизм, аглютинативность и т.д. Если вспомним, что заселение Америки произошло минимум 10 тысяч лет назад (есть теории, которые отодвигают эту дату на 25-50, даже  100 тысяч лет, нас нисколько не должен удивлять "консерватизм" тюркских языков, их малая подверженность изменениям в сравнении с индоевропейскими языками. Чем совершеннее, удобнее любое оружие, тем оно дольше служит, тем дольше остается без изменения".

Приведем лишь несколько языковых параллелей. В штате Юкотан есть город "Таш-ице". В тюркских языках слово соответствует фразе "таш ичи, иши, ици" - ( таш - камень, иши, ичи, ици - внутрь).

Очень напоминают тюркские следующие названия рек, местностей: "яш чилан" (ср: яш илан, яш жилян - молодая змея), "туле" (ср: толы - полный), "исибор" (ср: ийси бар - имеющий запах), озеро "Бакалар" (ср:  бакала, макалар - лягушки, или бакалы кёл - лягушечье озеро).

В языке Майя имеется отрицательная частица "ма", которая присутствует и в современных тюркских языках (например: барма - не ходи, турма - не вставай и т.д.) Первый месяц календаря у них называется "яш-кин", т.е. молодое солнце (сравните с тюркским "яш кюн"). В языке Сиу имеется слово "тан", что означает раннее утро и соответствует тюркскому "танг" - раннее утро. "Танним" на языке Сиу имеется слово "тан", что означает раннее утро и соответствует тюркскому "танг" - раннее утро. "Танним" на языке Сиу "узнавать", в тюркских языках этому же значению соответствует слово "таныдым". Слово "ате" на языке Сиу означает отец, "ина", "ани", "иняй" - мать, бабушка. Те же значения в тюркских языках имеют слова "ата", "инна", "ана". На языке Сиу прилагательные "сап-сары" и "кап-кара" означают как и на тюркских языках "желтый-прижелтый" и "черный-причерный". На многих индейских языках "тебет" значит "горы", "саток" - стрела (сравните: тюркское "садакъ" - лук). Широкоизвестное "Оцеола" означает "сын солнца" - оце     - солнце, ола - сын. Этимологию слова можно вывести из тюркского "от исси олы", где от - огонь, исси, исы - горячий, улу, олы, олу, огълан - сын, т.е. "сын горячего огня".

 

  • Like 1
  • Thanks 1
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Алия ханум сказал:

Да уж) вы кто по профессии?) http://www.elbrusoid.org/articles/poznat/387258/

 

02.11.2006 0 комментариев 3869 просмотров

А. Алишев ("Карачаево-Балкарский мир", июль 1993г.)

 

Уж точно не тот кто с левых сайтов старую инфу черпает))

 

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Tiercel сказал:

А ничего, что haywan, şorba i sabun это арабские слова?

 

)))

А ничего что индейцы больше монголоиды и упоминаются гораздо раньше тюрков?))

Миграция на американский континент происходила при динозаврах еще :laugh:

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Какая страна больше подходит для воспитания детей? - Азербайджан занимает 78-е место в списке из 87 стран.
      Американская медиакомпания “U.S.News” исходя из текущих условий, подготовила рейтинговую таблицу, показывающую, какие из стран более благоприятны для воспитания детей.
      Как сообщает Yeniаvaz.com, согласно информации, опубликованной на официальном сайте компании, рейтинг был подготовлен на основе опроса более 17 тысяч человек и за основу были взяты следующие критерии:
      - ситуация с правами человека;
      - семейная обстановка;
      - гендерное равенство;
      - индекс счастья;
      - коэффициент дохода;
      - безопасность;
      - образовательные возможности;
      - состояние здравоохранения.

      Отмечалось, что по версии Организации экономического сотрудничества и развития Швеция и Норвегия, возглавляющие рейтинг, считаются отличными странами для воспитания детей. Каждая из этих стран тратит более 1% своего валового внутреннего продукта на образование и уход за детьми дошкольного возраста.
      Согласно рейтингу, в 5 лучших стран для воспитания детей входят:
      1. Швеция
      2. Норвегия
      3. Финляндия
      4. Дания
      5. Нидерланды

      Азербайджан занимает 78-е место в списке из 87 стран.
      В рейтинговой таблице Турция заняла 50-е, Украина - 57-е, Россия - 62-е, Беларусь - 69-е место. В число стран рейтинговой таблицы не вошли Армения и Грузия.

      Последние пять в списке:
      83. Узбекистан
      84. Мьянма
      85. Бангладеш
      86. Казахстан
      87. Иран

      https://www.yeniavaz.com/ru/news/230781/kakaya-strana-bolshe-podkhodit-dlya-vospitaniya-detey-azerbaydzhan-v-posledney-desyatke
        • Haha
      • 45 replies
    • TikTok запускает «Ночь музеев» с ведущими музеями Азербайджана
      Накануне Международного дня музеев, который отмечается 18 мая, ведущая платформа для просмотра и создания коротких видеороликов TikTok совместно с Министерством культуры АР и главными музеями страны запускает проект «Ночь музеев».
      Azerbaidzhana-PODROBNOSTI
      • 17 replies
    • Эмоциональный Интеллект
      Умственный интеллект (IQ) отвечает за то, как мы воспринимаем информацию через анализ происходящего, решаем задачи и принимаем решения. Но этого недостаточно, чтобы достичь успеха в карьерном росте. В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Это открытие произвело фурор: поняв, что с помощью эмоционального интеллекта (EQ) можно прийти к успеху, учёные и психологи стали активно исследовать эту тему и описывать свойства EQ. А работодатели при приёме на работу начали обращать большее внимание на социальные навыки кандидатов. Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат.
       
      Тест на определение насколько вы управляете собственными эмоциями можно пройти здесь.
       
      А как ведёте себя ВЫ перед лицом проблемы?
        • Like
      • 10 replies
    • Сильный пожар в цветочном магазине Ağ çiçəyim
      Предполагается, что пожар в цветочном магазине, расположенном на проспекте Азадлыг в Насиминском районе Баку,
        • Like
      • 28 replies
    • Свалки, спрятанные среди гор: почему в Азербайджане образуются "мусорные сели"
      Сели смыли мусорный полигон в Гёйчайском районе, актуализировав проблему в сфере утилизации бытовых отходов в Азербайджане.
       
      • 2 replies
    • Азербайджан остается в числе стран с самыми низкими ценами на бензин в мире
      Средняя цена бензина в мире составляет 1,35 доллара США за литр.
      Такие данные приводятся в еженедельном отчете Global Petrol Prices.
      Согласно отчету, в рейтинге низких цен на бензин Иран занял первое место - 0.029 долларов США за литр. Самым дорогим по стоимости бензина стал Гонконг (3,212 долларов США за литр).
      В ТОП-3 входят Ливия (0,031 долларов США за литр) и Венесуэла (0,035 долларов США).
      В первую десятку стран также входит Туркменистан, расположившийся на 8-ом месте (0,428 долларов США).
      В ТОП-15 входят Казахстан - 13-ое место (0,554 долларов США за литр) и Азербайджан - 15-ое место (0,588 долларов США за литр).
      Россия заняла 16-ое место - 0.609 долларов США за литр.
      В Азербайджане в настоящее время автомобильный бензин марки АI-92 производится только на Бакинском НПЗ. Его розничная цена составляет 1 манат за литр.
      https://media.az/society/azerbajdzhan-ostaetsya-v-chisle-stran-s-samymi-nizkimi-cenami-na-benzin-v-mire
        • Haha
        • Like
      • 40 replies
    • В Баку директор турфирмы обманула более 200 человек на сумму порядка полмиллиона манатов
      В Баку женщина нанесла ущерб 202 людям на сумму 498 175 манатов.
      Об этом на своей странице в Фейсбук написал начальник Управления пресс-службы МВД, полковник-лейтенант полиции Эльшад Гаджиев.
        Отмечается, что директор ООО Avion Travel Лала Раджабова через социальную сеть давала пострадавшим ложные обещания решить визовые вопросы.
      Л.Раджабова арестована, расследование продолжается.
      https://1news.az/news/20240515043429897-V-Baku-direktor-turfirmy-obmanula-bolee-200-chelovek-na-summu-poryadka-polmilliona-manatov-FOTO
        • Haha
      • 18 replies
    • В Баку водитель автобуса отказался открыть пандус человеку в инвалидной коляске – ВИДЕО
      В Баку уволен водитель, отказавшийся открыть пандус человеку в инвалидной коляске.
      Об этом сообщили baku.ws в Агентстве наземного транспорта Азербайджана (АЙНА).
      ««АЙНА» предупредила перевозчика об обеспечении условий для посадки на регулярный автобусный маршрут лиц с ограниченными физическими возможностями. Перевозчику еще раз поручено следить за соблюдением водителями правил пассажирских перевозок и исправностью пандусов в автобусах. Водитель, допустивший ошибки, уволен», - говорится в сообщении.
      Ранее сообщалось, что в Баку между водителем автобуса и пассажиркой произошел конфликт.
        Причиной конфликта стало то, что автобусом хотел воспользоваться человек в инвалидной коляске, однако водитель не открыл для него пандус.
      Одна из пассажирок, снимавшая происходящее на камеру, потребовала от водителя открыть пандус человеку с ограниченными возможностями и после его отказа конфликт еще больше разросся. Женщина вышла из автобуса, позвонила в полицию и добилась того, чтобы мужчина в инвалидной коляске смог воспользоваться автобусом.
       
        • Like
      • 40 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...