Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Татарские музыканты и музыка


Recommended Posts

Тут мы будем выкладывать информацию о татарской музыке и музыкантах.

Ищу мп3 песни Жана Сагадеева "Иго". Может у кого есть?

[b]ИГО[/b]

Я угрожал вам ятаганом
Я умолял вас скоро встать,
А вы в ответ меня поганым
Не прекращали обзывать

Когда таран мы применили
Вы ломануклись в главный храм
От страха напились и выли
Молясь языческим богам

Иго! Иго! Иго! Иго!

Мы дали вам пельмень и баню,
Культуру, сапоги и мат.
Междуусобства прекратили,
А вы плевались мне в халат.

Я плакал, видя пред собою
Землянки, пьянства и навоз,
А мне мальчишка с колокольни
Рубанком кинул прямо в нос.

Иго! Иго! Иго! Иго!

Просил, сдавайтесь у тарана
Ведь все равно мы вас сильней
А мне потом, степному хану
Старуха крикнула: "Еврей!"

Не представляли печенеги
И не предвидел хан Ахмед
Что прекратятся их набеги
И завершатся 300 лет

Иго! Иго! Иго! Иго!
Иго! Иго! Иго! Иго!

Хотели ига,
А вышло фига
Прости, святая и смешная
Россия ига 300 лет
Тебе сквозь время Золотая
Орда шлет пламенный привет.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 283
  • Created
  • Last Reply

[b]Легендарная рэп группа "Злой Дух" [/b]

[attachment=350118:________...________.jpg]

В начальный состав группы входили Злой и Дух,отсюда и название.Группа "Злой Дух" состоит в сообществе "Бурлаки на Волге".В это сообщество входят рэпперы с берегов Волги.Группа "Злой Дух" 2 раза были участниками "Rap Music" в 1999 и в 2000 годах.

[b]История реп Группы "Злой дух" [/b]

[b]ИСТОРИЯ ЗЛОГО ДУХА [/b]

[attachment=350117:zloy_duh_10647.jpg]

[b]Злой Дух - Дитя хардкора [/b]

Казань, со времен горбачевской перестройки, носила титул самого жесткого города России. Юнцы делили асфальт, от кулаков переходя к кастетам и арматуре. Типовые новостройки ковали смену для бандитских бригад. Казанская молодежь приезжала в Москву: вначале погулять-похулиганить, потом - на полноценные криминальные "гастроли". В принципе, атмосфера для рэпа самая подходящая. Страшно! Вряд ли в такой обстановке адекватно воспримут лиричный весткост или клубный баунс. Только хардкор, с его культом силы, способен органично вписаться в атмосферу современных индустриальных районов. Неудивительно, что именно Казань дала нам наиболее характерных представителей этого стиля, ни на дюйм не отклонившихся от выбранного на старте своей карьеры направления. Злой Дух - дети хардкора.

[b]Не забывай Казань, братан [/b]

[attachment=350114:gggggg.jpg]

Альбом был сделан примерно за год и получил название "Выход В.". Думаю, что это один из уникальных случаев - рэп-альбом, выпущенный в провинции в далеком 98 году. Тогда и Москве-то их немного издавалось. Выпуск диска в тех условиях не мог существенно поправить благосостояние артистов. Тем более, что из тиража в 500 экземпляров 450 купил Злой и раздарил друзьям-товарищам. После выхода альбома Дух покинул ряды команды и ему на смену пришел Раак. Так возник классический состав команды, приступивший к экспансии казанского хардкора за пределы города. "Злой Дух" стал завсегдатаем казанской клубной сцены, постепенно возникли приглашения из других городов. Ближайшими центрами хип-хопа были Чебоксары, где держали марку [b]Белые Братья[/b] и Нижний Новгород с набиравшим обороты [b]Типичным Ритмом[/b]. Эти три команды вместе с казанским Бураном объединяются в сообщество [b]Бурлаки На Волге[/b], продвигавшее в массы идеи поволжского рэпа. В том же году [b]Злой Дух[/b] совершил первые вылазки в Москву, выступив на Adidas Streetball Challenge`99 и став участником представительного фестиваля Rap Music 99.



[url="http://striker.moy.su/news/2007-02-17-8"]http://striker.moy.su/news/2007-02-17-8[/url]

Link to comment
Share on other sites

[b]В Хельсинки прозвучит татарский рок[/b]

С 14 по 16 августа 2009 года в столице Финляндии Хельсинки пройдет Международный фестиваль живой татарской музыки.

[attachment=350120:8420_pic.jpg]

По словам автора идеи и организатора этого фестиваля - известного татарского рок-музыканта, руководителя Общества татар в Финляндии Дениза Бедретдина - в это раз фестиваль ставит задачу объединить татарские молодежные течения в музыке, определить потенциал роста так называемой “татарской альтернативной музыки”. Как считает Дениз Бедретдин, это - качественная музыка нового поколения татар, и она способна вывести татарскую нацию на мировой уровень. В качестве примера можно привести живущую в Австралии, поющую на татарском языке и имеющую мировую известность певицу Зулю Камалову.

На фестивале планируются выступления команд из Татарстана: "Al Qanat", "ИттифакЪ", а также сольных исполнителей: Мубая и Галии. А татары, проживающие в Финляндии, представят свои команды: "Yabalak" и "Tukay bross and sister girl". Зрителями фестиваля могут стать все желающие. Также ожидается команда зрителей и фанатов из Татарстана, Москвы, Санкт-Петербурга.

Более подробную информацию можно получить по телефону в Финляндии
[url="http://www.tnv.ru/news/show/8420"]http://www.tnv.ru/news/show/8420[/url]

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарские версии популярных песен[/b]

Очень удачное исполнение на мой взгляд. Особенно понравились Черный Бумер и Ветер с моря.

[url="http://www.tatarlar.ru/downloadplus.php?lng=ru&catid=571"]http://www.tatarlar.ru/downloadplus.php?lng=ru&catid=571[/url]

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

[b]Ренат Ибрагимов[/b]

[attachment=356563:________..._______2.jpg]

Подробнее ознакомиться с творчеством можно на сайте Рената Ибрагимова.

[url="http://renatibragimov.ru/"]http://renatibragimov.ru/[/url]

Link to comment
Share on other sites

[b]Габделфат Сафин[/b]

[attachment=356565:________..._______2.jpg]

Популярный певец татарского народа. Он родился 11 октября 1962 года в селе Симетбаш Арского района Республики Татарстан. Деревня находится в 5 километрах от Тукай-Крлая, где жил и творил великий Габдулла Тукай. В 1980 году Габделфат Сафин окончил Крлайскую среднюю школу имени Тукая. В 1987-ом - окончил Казанский инженерно-строительный институт. 5 лет работал инженером-строителем, прорабом на строительстве. В 1988 году женился. Жена - режиссер. В 1992 году семья Сафиных живет на новой 4-х комнатной квартире в г. Казани. С того же года Габделфат Сафин принят в татгосфилармонию имени Г. Тукая солистом-вокалистом в отдел народных коллективов, который возглавил Илхам Шакиров.

[attachment=356564:________...________.jpg]

В 1993 году появился первый хит Сафина "Ак кульмагем" (сл. Ш. Зигангировой, муз. И. Давлетшина), который принес ему огромную популярность. Дипломант Международного конкурса исполнителей "Татарская песня - 93". Габделфат Сафин в 1994 году создал свою студию "МОН" и с того же года работает самостоятельно со своим коллективом.
Многие его песни превратились в народные гимны. Выпустил 5 альбомов. Исполнил более ста песен. За 7 лет дал много сольных концертов в городах Татарстана, в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Оренбурге, в Перми, Ижевске, Саратове, Йошкар-Оле, в Уфе и других городах России. Написал книгу "Судьбу каждый сам пишет".
Габделфат Сафин прекрасный семьянин, воспитывает со своей супругой 10 летнюю дочь Адылю и пятилетнего сына Зульфата

Link to comment
Share on other sites

[b]Гульнара Тимержанова[/b]

[attachment=356567:________...________.jpg]

Скачать альбом «Татар халык жырлары — Татарские народные песни»

Гульнара Тимержанова - одна из немногих певиц татарской эстрады, кто старается выделиться среди толпы не только своим творчеством, но и внешним видом.
В то время как национальную татарскую эстраду не перестают упрекать в серости и однообразности, Гульнара продолжает экспериментировать и чуть ли не в каждом сезоне у нее новый имидж. Оно и понятно, она уже не первый год работает с театром моды «Эсперанса» под руководством Надежды Аюповой. В одном из выступлений прошлого сезона в концертную программу Гульнары был включен небольшой показ мод. Это, без преувеличения, шокировало зрителей, не привыкших видеть такое на концертах татарских исполнителей. В молодежном центре «Ак барс» состоится новая шоу-программа Гульнары Тимержановой «Сою дингезе» («Море любви»), где вновь можно будет увидеть выступление театра моды «Эсперанса». Также на концерте выступят певец, композитор Зуфар Хайрутдинов и молодой исполнитель Айрат Ильясов. Вести шоу будет ди-джей «Татарского радио» Зульфат Зиннуров. Все мероприятие приурочено к выходу нового альбома Гульнары Тимержановой «Сою дингезе». Нужно отметить, что альбом вышел не только на привычных нам аудиокассетах и компакт-дисках, но и набирающих популярность DVD-носителях. Теперь у поклонников певицы будет возможность лицезреть видеопрограмму отличного качества. К слову, о «hi-tech», у Гульнары одной из первых среди татарских исполнителей появилась своя страница в глобальной сети интернет.

Данил САФАРОВ


Подробнее ознакомиться с творчеством можно на сайте Гульнары Тимержановой.

[url="http://gulnara.tatshop.ru/"]http://gulnara.tatshop.ru/[/url]

Link to comment
Share on other sites

[b]Малика[/b]

[attachment=356573:_____________2.jpg] [attachment=356572:_____________1.jpg]


Малика родилась 1 ноября 1985 года в Узбекистане, в знойном городе Карши, где постоянная температура 40 градусов в тени. Сейчас Малика живет с мамой в Казани

Малика - талантливая нежная девушка с обаятельной внешностью, обладающая потрясающе красивым голосом, она сама пишет музыку для песен, шьет костюмы для сцены, очень любит детей и животных. Её любимые цветы соответствуют её романтичному внутреннему миру и нежной сущности - это нежные подснежники, ландыши, лилии и ромашки

Малика - Лауреат множества всероссийских и международных конкурсов. Учится Малика в Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств, факультет "Национальное искусство", отделение "Сольное пение". Поет Малика на 6 языках: Татарском, Башкирском, Узбекском, Русском, Турецком, Английском.

Малика получила свой талант по наследству - все в их роду пели:

Мама Малики и её продюсер - Гульсина Гусманова, музыкант виолончелист и аккордеонист,

Отец Малики - Махмуд Разанов - композитор, певец, музыкант-мультиинструменталист,

Бабушка - певица и музыкант Ихсанова Мингкамал,

Дедушка - певец и музыкант Гусманов Махмуд

[url="http://malica.ru/"]http://malica.ru/[/url]

Link to comment
Share on other sites

[b]Хания Фархи[/b]

[attachment=356579:________...________.jpg]

[b]ХАНИЯ ФАРХИ-БИКТАГИРОВА: "ЭТО СЧАСТЬЕ ДЛЯ АРТИСТА - ВСЕГДА ВЫСТУПАТЬ ПЕРЕД ПОЛНЫМ ЗАЛОМ" [/b]

Популярной татарской певице Хание Фархи-Биктагировой недавно присвоили звание народной артистки Республики Татарстан. Чтобы поздравить певицу лично, мне пришлось терпеливо подождать, пока в ее плотном гастрольном графике не появится парочка свободных дней. И только потом задать несколько своих вопросов.

- Хания, прежде всего искренне поздравляю вас со званием народной артистки республики.

- Спасибо.

- И, кстати, давно хотела у вас спросить: Фархи - это творческий псевдоним?

- Можно и так сказать. Дело в том, что моего отца зовут Фархлислам, и когда я начала выступать на эстраде, то взяла себе псевдоним Фархи. Я выбрала это имя в знак благодарности своему отцу.

- В общем-то, не все знают, что вы из многодетной семьи, а ваши родители живут в крошечной башкирской деревне. Если можно, расскажите подробнее о своих родных.

- Мои родители - это простые деревенские люди с трагичной судьбой. И мама, и папа остались сиротами, после того как в 37-м году репрессировали их родителей, работавших, кстати, председателями колхозов. Их детство было действительно очень тяжелым. Впрочем, и наше легким никак не назовешь.

Вы знаете, я вот иногда вспоминаю то время. Когда мы росли, была у нас в душе какая-то обида: ну почему у других детей все складывается иначе, более удачливо, что ли? Мы ходили в школу за шесть километров от нашей деревни, жили крайне скромно, родители работали от зари до зари, поднимая на ноги шестерых детей. И, разумеется, сегодня мы с сестрами и братом стараемся маму с папой всячески поддержать, дать им то, чего они были в свое время лишены.

- Давайте уточним, где сейчас живут ваши родители?

- В Башкирии, в деревне, где всего 12 домов. Недалеко от них живут мои брат с сестрой. Так получилось, что наша семья за каких-то полгода пережила сразу две трагедии: сначала погиб мой старший брат - его сбила машина, а второго брата убили...


- Из вашей семьи вы единственная оказались в Татарстане?

- Да, так распорядилась судьба.

- Хания, скажите, кто из татарских певцов вызывает у вас чувство искреннего уважения не только как артист, но и как человек?

- Я очень уважаю Айдара Галимова. Хорошо знаю его и как певца, и как личность. На мой взгляд, Айдар как артист выкладывается на сцене полностью, работает красиво и с достоинством. При этом я с большим уважением отношусь к татарским певцам старшего поколения, которые работали совершенно в других условиях и при другой системе.

- Многие молодые певцы частенько подражают популярным артистам. Интересно, а кто-то из певцов, точнее, певиц, как говорится, "косит" под Фархи?

- Что удивительно, нет. По крайней мере по голосу и тембру. А вот что касается моих костюмов и прически, то в этом некоторые артисты мне действительно подражают.

- Есть такое известное выражение: сначала человек работает на свое имя, а потом имя работает на человека. Надо думать, у вас сейчас как раз то время, когда имя работает на вас...

- В чем-то я с этим выражением согласна, поскольку есть в нем доля истины. С другой стороны, чем выше поднимаешься, тем тяжелее удержаться наверху. Чем выше планка, тем больше надо работать, чтобы тебе не наступали на пятки. Моя работа как человека творческого заключается в том, чтобы приятно удивлять своих поклонников. Что же касается имени, то не скрою, оно действительно работает на меня. Я это вижу.

- Нетрудно заметить, что некоторые популярные певцы не выдерживают бремени славы, и про таких в народе говорят: они "зазвездились"...

- Это зависит, конечно, от характера артиста. Мне, к примеру, моя жизнь не дает "зазвездиться". Я никогда не забываю, что я из самой обычной деревенской семьи, что я дочь своих родителей. Что в деревне из 12 домов меня всегда ждут мать с отцом.

Я считаю себя одной из самых счастливых певиц. Это не хвастовство, а, наверное, подарок судьбы от Аллаха. Как певица я всегда собираю полные залы, а сегодня это удается очень немногим артистам. На моих концертах всегда аншлаг. Поверьте, для артиста это огромное счастье. Меня им и наделила судьба.


Эльмира ЯКОВЛЕВА (Вечерние Челны)

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

[b]АБДУЛЛА КРОТОВ - ЛЕГЕНДА ТАТАРСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ[/b]

[attachment=363201:________...19_2005_.jpg]

Газета «Саранский курьер» в номере от 25 января 2005 г. опубликовала статью под названием «Татарский Гомер из Большой Поляны». В ней сообщается, что 17 января 2005 г. в селе Большая Поляна (Республика Мордовия)в возрасте 85 лет скончался Абдулла Кротов, которого татарские филологи называли легендой татарской фольклористики. Его имя внесено в Татарскую энциклопедию как музыканта, хранителя и исполнителя татарских народных песен.
Будучи слепым от рождения, но обладая тончайшим музыкальным слухом и феноменальной памятью, он запомнил и сохранил для потомков более 50 старинных песен татар-мишарей. Записанные А.Кротовым, фольклорные произведения были опубликованы в ряде сборников. В частности, в 1979 г. в Москве вышла книга «Татарско-мишарские песни» с приложением пластинки с песнями в исполнении уроженцев Мордовии — Абдуллы Кротова и Хафиза Ишмаметова. Фольклорные песни татар-мишарей в исполнении Кротова были записаны в Казани в Институте языка, литературы и искусства им. Ибрагимова и ждут своих исследователей. В 2006 г. предполагается издать песни из репертуара А.Кротова в более широком формате.
В мае 2004 г. по каналу «Татарстан — Новый век» был показан фильм «Татары Мордовии», одним из героев которого является Абдулла Кротов.
Писатель Э.Касимов написал о судьбе самородка повесть «Солнце восходит каждый день», которая вышла в свет в 1963 году. Казанский академический театр им. Г Камала записал радиопостановку по этой книге.
Творчество Абдуллы Кротова обогатило сокровищницу татарского фольклора. Имя его навсегда останется в памяти благодарных потомков-земляков.
Азиз Капкаев


[b]Хранитель национального фольклора[/b]

Татарская фольклористика понесла большую утрату. В селе Большая Поляна Республики Мордовия в возрасте 85 лет ушел из жизни талантливый музыкант и исполнитель татарских народных песен Абдулла Кротов.
Татарские филологи называли его легендой татарской фольклористики. Его имя внесено в Татарскую энциклопедию, как музыканта, хранителя и исполнителя татарских песен.
Абдулла Кротов прожил долгую и трудную жизнь. Он родился в бедной крестьянской семье 4 апреля 1919 года в селе Иса (ныне Большая Поляна) Пензенской губернии, в трудное время Гражданской войны, когда в Поволжье свирепствовал тиф. Через две недели после рождения Абдуллы от тифа умер его отец. Тифом болела и мать, но выжила. Мальчика выкормила соседка, бабушка Кадича.
Будучи слепым от рождения, маленький Абдулла не мог играть в игры со сверстниками и поэтому постоянно находился возле взрослых, слушая их песни. Обладая тончайшим музыкальным слухом и феноменальной памятью, мальчик, словно живой магнитофон, "записывал" все, что слышал. Особенно ему нравились старинные песни, что пели старики на праздниках и свадьбах, куда его брали с 5 лет. От старших он много запомнил старинных, особенно татаро-мишарских песен, которые после обработки сам исполнял.
Абдулла учился грамоте в различных школах для слепых в Мордовии, там же он выучился обходиться без помощников, без поводыря, правильно падать и тут же вставать. После нескольких лет учебы он вынужден был зарабатывать на жизнь себе и своих ближайших родственников песнями, выученными в школе для слепых. Так, на поездах, пароходах, испытывая разные приключения, он ездил по стране, зарабатывая жизненные средства песнями в течение 11 лет. В 1954 году его пригласили в колхоз работать ночным сторожем, а днем - курьером.
На богатый песенный репертуар Кротова и его мастерское исполнение народных татарских песен и сказаний в свое время обратил внимание видный исследователь-фольклорист Хамит Ярми (1904-1981 гг.), работавший заведующим сектором народного творчества в Институте языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР им. Г.Ибрагимова. При его содействии в 1957-1960 годах было записано свыше 40 татаро-мишарских песен и сказаний из репертуара Абдуллы Кротова.
В последующие годы фольклористы продолжали записывать за Абдуллой легенды и предания. Записанные от него фольклорные произведения были опубликованы в ряде сборников. В частности, в 1979 году в Москве вышла книга "Татаро-мишарские песни" (авторы Хамит Ярми и Земфира Сайдаше-ва) с приложением пластинки с песнями в исполнении Абдуллы Кротова и Хафиза Ишмаметова. Вот как Хамит Ярми отзывался об исполнительском мастерстве Кротова: "... Действительно, Абдулла Кротов удивительно мастерски исполнял народные песни, более того, песни он пел красивым и превосходным мелодичным голосом".
Надо отдать должное и Хафизу Ишмаметову (1895-1961 гг.), родившемуся в дер. Ст. Аллагол Ковылкинского района Республики Мордовия, который также известен как хранитель и исполнитель старинных песен татар-мишарей. В 1955-1957 годы в Казанском Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова было записано около 40 его песен и мелодий. Часть этих записей включена в один из томов издания Татарского народного творчества под названием "Исторические и лирические песни" (Казань,1988).
Абдулла Кротов сочинял байты, посвященные историческим и трагическим темам. Они вошли в сборник татаро-мишарского фольклора. Среди мишар Поволжья широко распространен байт "Абдельман купич", в котором воспевается удалой купец родом из села Шыгырдан (ныне Республика Чувашия). Судьба его оказалась печальной - за печатание денег его арестовали и сослали в Сибирь. Ноты к мелодии этого байта и две строфы, предоставленные Кротовым, включены в сборник М.Нигмедзянова "Татарские народные песни" (М., 1970).
О личности Абдуллы Кротова, собирателе и исполнителе татаро-мишарского фольклора, становится известно уже в 1960-е годы, когда писатель Эдуард Касимов написал о судьбе самородка повесть "Солнце восходит каждый день", которая вышла в свет в 1963 г. Театр им. Г.Камала записал радиопостановку по этой книге.
А в самой Мордовии на протяжении более 30 лет практически ничего не было слышно о творческой деятельности Кротова. И только в 1998 году его земляки могли прочитать и услышать о нем. В "Татарской газете" об А.Кротове была напечатана большая статья, на радио Мордовии пять недель подряд о нем шла радиопостановка на татарском языке. В том же году в газете "Возрождение" Кадошкинского района был опубликован материал Е.Радаевой "Слепой Абдулла". В 2003 году Абдулла дал интервью для радио "Азатлык". По московскому телеканалу был показан о нем сюжет, а популярная газета "Татарстан яшьлэре" напечатала большую статью.

В мае 2004 года по телевизионному каналу "Татарстан-Новый век" был показан фильм "Татары Мордовии", содержащий сюжет с участием Абдуллы Кротова.
Односельчане почитали и уважали Кротова. У жителей Большой Поляны есть гимн села "Туган авылым, Иса суы" ( "Родная моя деревня, речка Иса"}. Его поют в праздники, когда за столом собирается много односельчан.
В 1960 году в Казани ему сделали операцию, но зрение Абдулла не обрел. Правда, прооперированный правый глаз стал различать смутные очертания силуэтов в ясную погоду.
В настоящее время в фонде Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ хранится более 50 татарских песен и сказаний, записанных у Абдуллы Кротова.
Творчество Абдуллы Кротова обогатило сокровищницу татарского фольклора, и имя его навсегда сохранится в памяти благодарных потомков, поклонников и ценителей его таланта.
Азиз КАПКАЕВ

Link to comment
Share on other sites

[b]Ренат Шарибжанов [/b]
(Грудничок, Грач)

[attachment=363214:rent2.jpg]

бас-гитара Родился: 7 марта 1960 г. в Москве в роддоме им. Крупской.
Учился: в МЭИ.
Играл в разных коллективах - ВИА "Искатели", гр. "Пролог", "День Рождения", "Джонатан", "Медина"

В группе с 1993.

Записал два сольных альбома:
"Созвездие Рыб" 1999.
"Кроки" 2000.

Имеет свой сайт:
renato.narod.ru


[b]Дюна (группа)[/b]

[attachment=363215:kdftyrtjgg.jpg]

Дюна — советская российская поп-рок-группа, образованная в 1987 году. Поёт в стиле Рок, Шансон, Авторская песня, Поп-Рок

Состав
Виктор «Рыба» Рыбин, вокал, перкуссия, Бессменный лидер с создания группы до наших дней
Игорь Пляскин, гитара, В группе с 2002
Миша «Филёвский Оборотень» Дульский, гитара, В группе с 1992.
Андрей «Толстый» Апухтин клавишные, Работает в группе с 1991 года.
Ренат «Грач» Шарибжанов бас-гитара В группе с 1993.
Четвергов, Дмитрий Борисович, гитарист, один из создателей группы Дюна, работал с 1987 по 1989 г.г.
Андрей Шатуновский, барабанщик В группе с 1987 по 1988
Сергей Катин, Вокалист c 1988—1991, 1995—1999 один из двух создателей второго состава Дюны,1988 года, второй — Виктор Рыбин
Андрей Рублев, вокалист с 1987 −1989,
Александр Серов и Павел Смеян, Московская областная филармония исполнители, с которыми выступали новоявленные музыканты группы Дюна Рыбин и Катин.

Link to comment
Share on other sites

[b]DJ Radik [/b]

[attachment=363220:dj_radik_300x300.jpg]

10.09.2006 г.
Музыкант и эмси- Радик Яруллин, он же "DJ Радик" - Лауреат и победитель множества фестивалей и конкурсов, в том числе "Нонстоп диджей-2004 Татарстана", "Лучший татарский DJ -2005".
С 8 лет Радик Яруллин начинал заниматься музыкой - играл на синтезаторе, гитаре, пробовал делать аранжировки.

[attachment=363221:___________1.jpg]

В 15 лет Радик Яруллин окончил семилетнюю музыкальную школу №64 по классу фортепиано.
Затем поступил в Рок-лицей «Красный Химик» на курс музыкального менеджмента. Учится в Российской Академии Музыки им. Гнесиных.

[attachment=363222:___________2.jpg]

Позднее выступал на концертах, дискотеках, в клубах.
На данный момент Радик Яруллин солист-музыкант рок-группы «C_File» и солист-вокалист татарской молодежной вокальной группы «Айкай». Так же радик работает ди-джеем в Московском Татарском Развлекательном Клубе "КУНАК".

Link to comment
Share on other sites

[b]Государственный ансамбль песни и танца покорил Арарат [/b]
- Tatarlar.ru 21.08.2009 . 04:34

Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан принял участие в IV Международном фестивале искусств в турецком городе Доубеязит провинции Агры. Сценической площадкой для артистов послужило одно из самых красивых сооружений середины XVII века Исхак Паша Сарай, расположенный на высокогорье Арарата.

В ходе концерта губернатор провинции Агры Мехмет Четин выразил искреннюю благодарность Министерству культуры РТ за содействие в организации выступления ансамбля на IV Международном фестивале искусств. Коллектив Государственного ансамбля песни и танца РТ за вклад в развитие и укрепление двухсторонних культурных отношений был отмечен благодарственным письмом.

В рамках фестиваля также состоялось открытие выставок, на которых были представлены произведения участников XII Международной творческой лаборатории художников и V Международной творческой лаборатории фотохудожников тюркоязычных стран, прошедших ранее с участием мастеров из Татарстана.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов
старший научный сотрудник Татарской
энциклопедии АН Республики
Татарстан

[b]Татарская музыка[/b]

[b]"Народные мелодии и музыка казанских тюрков созвучна музыке алтайских татар, монголов и даже китайцев. В этом отношении музыкальная культура казанских тюрков примечательна тем, что до наших дней сохранила очень древние музыкальные традиции",[/b] — писал тюрколог, доктор философии Ахмад Заки Валиди…

Казанский учёный и публицист Азат Ахунов ёмко, сжато и увлекательно представляет читателям "ТМ" историю татарской национальной музыки, рассказывает о её особенностях и судьбе в наши дни

[b]"Народные мелодии и музыка казанских тюрков созвучны музыке алтайских татар, монгол и даже китайцев. В этом отношении музыкальная культура казанских тюрков примечательна тем, что до наших дней сохранила очень древние музыкальные традиции. Возможно, они бытуют ещё с эпохи Золотой Орды от племени "алжы татар", поселившихся вблизи Казани".[/b]

Ахмад Заки Валиди (1890-1970), тюрколог, доктор философии

[b]"Наверное, никто не сомневается в том, что важнейшей основой становления народа как культурной нации является его национальная музыка. Но в достаточной ли степени развита у нас эта область искусства, отражающая особенности душевного состояния нашего народа, выражающая все его печали и радости в только ей присущих мелодиях и напевах?" [/b]

Гаяз Исхаки (1878-1954), писатель, журналист

[b]"Но если бы любую нашу мелодию заставить спеть русского, даже с очень хорошим голосом, то вряд ли его исполнение могло бы нам понравиться. Как-то кажется, что он нечаянно просыплет золотые крупинки нашей мелодии" [/b]

Габдулла Тукай (1886-1913), поэт, литературный критик и публицист

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов


Что татарская музыка имеет древние корни, я понял благодаря случаю. [b]Купив на одном из городских лотков кассету с тибетской музыкой, я подумал, что услышу что-то совершенно оригинальное, а на кассете зазвучала музыка, которую казанское радио крутит чуть ли не каждый день[/b].

Одно из произведений татарского композитора Рената Еникеева едва ли не один в один повторяет мелодию в исполнении неизвестного мне тибетского ламы. Конечно, это не было плагиатом. Каждый из них был неповторим в своём творчестве. Это говорило лишь о том, что татарская музыка глубоко пентатонична (Пентатоника (от греч. pente — пять и tonos — тон) — звуковая система, содержащая пять звуков. Функции главного тона в пентатонике может выполнять любой из пяти звуков. Встречается в старинных песнях многих народов, в том числе у татар, башкир, бурят и др.), что она является частью большого целого, название которому восточная цивилизация.

[b]Истоки [/b]

Когда родилась татарская музыка?
Если вести историю татар от кочевого народа "та-та", который упомянут в китайских источниках IX века, то история нашей музыки одна, если от волжских булгар, — другая, от татаро-монголов Золотой Орды, — то совсем иная.

В "Татарском энциклопедическом словаре" приводятся три версии происхождения татар (булгаро-татарская, татаро-монгольская и тюрко-татарская).

В принципе, все они допускают, что истоки татарского народа уходят в глубокую древность и не привязаны исключительно к Волжско-Камскому региону. Споры продолжаются, но ясно одно: народная музыка современных татар (причём речь идёт об истинно народной музыке, а не о "новоделе") тесно переплетена с восточными традициями, её мелодика, орнаментация и колорит созвучны музыке народов Дальнего Востока. Наряду с этим она не избежала арабо-мусульманского влияния, которое обогатило её арсеналом восточных музыкальных инструментов.

Писать об истоках татарской музыки невероятно сложно. Не хватает источников, слишком мало сохранилось достоверных сведений, которые могли бы пролить свет на давно минувшие времена. Недостаток информации приводит к появлению сомнительных "древних" документов, которые с невероятными подробностями описывают, например, жизнь поэта Кул Гали и быта жителей Волжской Булгарии. Достоверные же источники куда более скупы на подробности, хотя надёжны и проверены временем и многолетними исследованиями авторитетных учёных.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов

Первые достоверные упоминания о татарской музыке относятся к периоду Волжской Булгарии — тому времени, когда предки татар, приняв ислам, начали приобщаться к исламской культуре.

Конечно, это не могло не сказаться на местных традициях, которые начали развиваться в общемусульманском контексте. К тому же появились местные учёные, поэты и писатели, которые стали фиксировать на бумаге реалии своего времени.

Вхождение в орбиту исламской цивилизации ярче всего проявилось в литературе. Она начала использовать известные коранические и восточные сюжеты для развития местного словесного искусства и благодаря этому безмерно обогатилась. Под влиянием ислама начала меняться и музыка, которая по форме и содержанию стала в большой степени соответствовать восточным образцам.

Речитация Корана, напевное чтение поэтических произведений, исполнение баитов и мунаджатов, широкое использование восточного музыкального инструментария — всё это говорило о том, что музыкальное искусство Волжской Булгарии развивалось по образу и подобию "старшего брата" — Арабского халифата.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов

В некоторой степени этот процесс нашёл отражение в средневековой татарской литературе, особенно в таких известных древнетатарских поэмах, как "Кысса-и Йусуф" ("Сказание о Йусуфе", Кул Гали, 1233) и "Хосров ва Ширин" ("Хосров и Ширин", Кутба, 1342). В них описываются различные музыкальные действа, упоминаются музыкальные инструменты, на которых играли герои этих произведений.
Например, в поэме "Кысса-и Йусуф" автор так рассказывает о встрече пророка Йусуфа со своим отцом:

И повелел Йусуф построиться войскам,
И выехал отцу навстречу с войском сам.
Был грохот труб, литавр и барабанов там,
И ржание коней вокруг неслось теперь.

Это — перевод Сергея Иванова. В оригинале названия инструментов даны следующим образом: быргу, табл, наккара. По крайней мере два из них — табл (барабан) и наккара (литавры) — имеют арабские названия. Значит, уже в XIII веке, спустя триста лет после принятия ислама Волжской Булгарией, жизнь в этом государстве настолько арабизировалась, что самые простые музыкальные инструменты, которые наверняка существовали у предков татар и раньше, начали называться по-арабски, а их исконные тюркские названия были забыты.

Спустя сто лет герои "Хосрова и Ширин" тюркского поэта Кутба, который жил на берегах Волги, также широко пользуются ударными и струнными музыкальными инструментами, исполняли песни "подобные пенью соловья". Как известно, эта поэма была написана на основе одноимённого произведения Низами Гянджави (1141-1209), поэтому многие реалии персидского мира перекочевали и в произведение Кутба. Естественно предположить, что и музыкальные инструменты тоже.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов

Если в поэме Кул Гали ничего не говорится о пении, то у Кутба его описанию уделяется довольно много места. Конечно, поэмы — не исторические документы. И всё-таки "Хосров и Ширин" — знаковое произведение в том смысле, что оно даёт нам возможность судить об эволюции ислама и исламской культуры на тюрко-татарской почве. Если предки татар поначалу исповедовали ислам в его исконном виде, как и все неофиты старались пунктуальным образом соблюдать все предписания религии, то уже в XIV веке, судя по поэме "Хосров и Ширин", написанной как раз в это самое время, в Поволжский регион проникает иранская культура, которая оказала столь мощное влияние, что немалая доля лексики современного татарского языка состоит из ирано-персидских заимствований. Персидское влияние распространилось и на литературу, которая становится более светской по своему характеру, на музыку, изобразительно-декоративное искусство, архитектуру.

Но вернёмся к временам Волжской Булгарии. Что ещё можно сказать о музыке татар того времени? Для прояснения этого вопроса следует обратиться к письменным сообщениям восточных и европейских путешественников, которые посещали Волжско-Камский регион. Хотя они и не дают достаточно полного описания жизни наших предков, до наших дней дошли несколько источников, в которых упомянуты некоторые музыкальные инструменты булгар, но, к сожалению, без каких-либо подробностей музыкальной жизни.

Правда, в "Записках" арабского путешественника Ибн Фадлана, который посещал Волжскую Булгарию в начале Х века, приводится рассказ о девушке, которая "затянула песню", но речь идёт не о булгарах, а о русах, которых современные исследователи отожествляют с викингами.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов

Арабский учёный Ибн Русте (Х век), описывая так называемых "сакалиба" (в единственном числе — "саклаб"), сообщал, что у них есть "разного рода лютни, гусли и свирели. Последние длиною в два локтя, лютня их восьмиструнная". Эта информация уже представляет кое-какой практический интерес. Однако возникает вопрос, кто такие сакалиба? Русские учёные склонны переводить этот этноним как "славяне", а татарские как "кыпчаки", то есть тюрки.

В своей книге "Болгар вэ Казан тореклэре" ("Булгарские и казанские тюрки") татарский историк Риза Фахрутдинов (1859-1936) писал по этому поводу: "Одно время слово "ас-саклаб" употреблялось в качестве синонима слова "финны", в другое время под этим общим термином подразумевали тюркские и финские народности, проживавшие на берегах Волги, Дона, Урала".

[b]В "Записках" Ибн Фадлана царь булгар — Алмуш назван "царем ас-сакалиба". Видимо, арабы употребляли этот термин в самом широком значении и относили его к большинству северных народов. "Сакалиба" Ибн Фадлана и Ибн Русте — это, скорее всего, волжские булгары. [/b]

Рассмотрим инструменты, которые упоминает Ибн Русте. Во-первых, это лютня — искажённое польское название народного арабского щипкового музыкального инструмента "аль-уда" (в сокращённой форме — уд). Считается, будто лютня, вероятнее всего, попала в Европу через арабскую Испанию. Что касается самих арабов, то лютня перешла к ним от персов, где она была известна ещё в III веке нашей эры. К сакалиба-булгарам лютня могла попасть через Среднюю Азию, с жителями которой булгары вели активную торговлю.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов

Упомянутые Ибн Русте "свирели в два локтя" сохранились и поныне — это[b] татаро-башкирский курай[/b], который может достигать длины до одного метра.

Наконец, [b]гусли[/b]: они с незапамятных времён использовались тюркским населением Поволжья и до сей поры сохранились у татар-кряшен.

Результаты археологических раскопок тоже свидетельствуют о том, что во времена Волжской Булгарии музыкальные инструменты были в ходу у местного населения. [b]Среди находок остатки инструментов, которые напоминают дудку, а также костяные пластинки трапециевидной формы с дырочками по углам и тремя отверстиями на большом основании — часть какого-то струнного инструмента. [/b]

На месте раскопок Речного селища в нынешнем Алексеевском районе Республики Татарстан не так давно был найден редкий музыкальный инструмент — [b]железный варган (у татар — кубыз). [/b]По мнению археологов, это селище существовало ещё в X-XI века, то есть во времена Волжской Булгарии.

[b]Варган[/b] — это самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, который представляет собой пластинку из дерева, кости, металла или металлическую дугу с язычком посередине. При игре варган прижимают к зубам или зажимают ими; язычок защипывают пальцем, нитью или палочкой. Рот служит подвижным резонатором: с изменением формы и объёма ротовой полости рождаются тоны обертонового ряда.

[b]Варган-кубыз [/b]упоминается в древнетюркском литературном памятнике "Китаб-е деде Коркуд" ("Книга моего деда Коркуда"), в котором были собраны народные сказания тюрков, относящиеся к X-XV векам. Кубыз и тамбур (домра) описаны в татарском историческом произведении конца XVII века "Дафтар-и Чингиз-наме" ("Татарская летопись"), где нашли своё отражение события периода Золотой Орды.
В татарском любовно-романтическом дастане "Тулэк белэн Сусылу" ("Туляк и Сусылу"), который, по мнению учёных, был написан не позднее XIV века, главный герой — Туляк изготавливает домбру и под её звуки исполняет любовные песни.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов

Что ещё мы знаем о музыкальном искусстве Волжской Булгарии? Известно, что даже простое произношение азана (призыва к намазу) — это тоже искусство, которое требует недюжинных вокальных способностей, музыкального слуха, чувства и знания ритмики и метрики.

Что такое азан с музыкальной точки зрения?
Это исполняемые муэдзином нараспев несколько фраз. Сначала он повышает, а затем постепенно понижает голос в каждой фразе. Пропеваемые с минарета на арабском языке семь-восемь словоформул отделяются друг от друга продолжительными паузами.

Ибн Фадлан указывал волжским булгарам на неправильное исполнение ими азана.

Правда, речь тогда шла не о форме, а об искажении канонического текста. Но надо думать, что арабы научили булгар и мелодике азана: ведь на Востоке это целое искусство, которое имеет множество разновидностей.

Арабский и турецкий азан отличаются богатой орнаментальностью, множеством мелизмов. Современный татарский азан — это нечто другое, он исполняется более спокойно, более приглушённо. Видимо и он был когда-то громким и звучным, но за многие столетия гонений на ислам приобрёл более "камерную" форму.

Тесным образом с исламом связано чтение Корана нараспев. Текст Корана повсеместно требовал определённой формы "чтения" (кира'а), причём только на арабском языке, а в мечети — чтения нараспев (тилава) по особым орфоэпическим правилам (ат-таджвид), которыми владели профессиональные "чтецы" (кура', ед.ч. — кари').

Напевное и украшаемое голосом произнесение Корана, как и азана, варьировалось от региона к региону. Основными правилами исполнения Корана для чтеца являются выбор темпа, установка голоса на определённой высоте звучания и интонационно-мелодической позиции (макам) в соответствии с читаемой вслух главой (сурой), выделение значимых слов и правильность произнесения гласных и согласных звуков, обязательное выдерживание долгой и выразительной паузы (вакфа) между внутренними разделами суры — айатами и др.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов

Татары читают Коран несколько иначе, чем арабы. Хотя они и произносят слова Священной книги нараспев, но стараются, чтобы это звучало не слишком вычурно, не излишне громко. Точно так же читаются древние булгаро-татарские произведения "Кысса-и Йусуф", "Бэдэвам китабы", "Кисекбаш китабы" и др. С одной стороны, эта приглушённость и даже некоторая зажатость связана с ментальностью народа, а с другой, меланхолия и грусть — отличительные черты всей музыкальной культуры татарского народа.

Развитие ислама в Волжской Булгарии привело к появлению слоя суфиев — мусульманских дервишей. Суфии исполняли радения-зикры, различные поэмы на известные коранические и восточные сюжеты, сопровождая своё пение и танцы игрой на музыкальных инструментах.

В зависимости от традиции того или иного суфийского братства зикры отличались мерой своей "музыкальности": от абсолютного отсутствия последней (например, "зикр молчаливый") до такого рода "зикра громкого", зикр-и джали, когда допускается звучание различных музыкальных инструментов (уда, каманчи, ная, ударных) и виртуозное пение солиста (кавалли) под мерную пульсацию возгласов-вздохов всех участников обряда.

Главный момент любого зикра, будь то коллективное его исполнение или индивидуальное, — поминание Аллаха и его атрибутов в различных ритуальных формах: либо в многократном произнесении сакральной словесной формулы (чаще всего аш-шахада: "Нет Божества кроме Аллаха!"), требующем особой техники дыхания (формула произносится на арабском с прогрессирующим сокращением составляющих её звуковых элементов, оставляя в конце концов лишь ритмично звучащий на выдохе слог "ху"), либо в специальных телодвижениях, принимаемых порой за некий "танец" (ракс), совершаемый часто по кругу с постепенным ускорением темпа к концу.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Азат Ахунов

[b]Музыка Казанского ханства [/b]

Распад Золотой Орды привёл к образованию Казанского ханства, которое сформировалось на территории бывшей Волжской Булгарии. В это время в новом ханстве творили такие выдающиеся поэты, как Мухаммадъяр, Кул Шариф, Максуди и др. Правители относились благосклонно к творческому люду, всячески покровительствовали им, да и сами не чурались творчества. В состав посольств, которые направлялись в Москву, включались музыканты и певцы.

В годы правления Мухаммад-Амин хана (1487-1495, 1502-1518), человека хорошо образованного, в ханской резиденции нашли приют лучшие поэты, певцы, танцоры. В этом он был похож на правителей мусульманской династии Омейядов (661-750), которые, игнорируя религиозные каноны, окружиали себя музыкантами и певцами.

Видимо, пристрастия Мухаммад-Амина стали широко известны за пределами Казанского ханства.

Об этом, например, знал Мухаммад Шайбани-хан (1451-1510) — глава среднеазиатского государства Шайбанидов.
При его дворе большой популярностью пользовался музыкант Гулам Шади. Он сочинял песни, играл на различных инструментах, исполнял вокальные произведения на стихи известных восточных авторов. Шайбани-хан решил сделать приятный подарок своему "коллеге" — казанскому правителю Мухаммад-Амин хану и отправил Гулама Шади на берега Волги. Этот отмеченный ещё в "Бабур-наме" (XVI век) факт был описан в труде Шигабутдина Марджани "Мустафад ал-ахбар…" ("Полезные сведения …", 1885). Как сложилась дальнейшая судьба музыканта, неизвестно, но можно предположить, что он и в Казани продолжил занятия творчеством и, возможно, обучал своему искусству местных музыкантов.

О состоянии музыки в Казанском ханстве некоторые сведения можно почерпнуть и из древнерусских источников. Интересно описал музыкальный быт казанских татар известный русский автор "Казанской истории" — свидетель внутренней жизни Казани 1532-1552 годов:

"...и радоватися и веселитися почаша, лики творяше, и прелесныя песни поюще, плещуще руками, и скачущи, и пляшуще, играющи въ гусли своя, и въ прегудница ударяющи, и грохотание велико творяще, и поносы и смехъ и укоризны велики дающи Рускимъ людемъ воемъ…".

Автор упоминает некоторые музыкальные инструменты, такие как гусли и прегудница. Прегудница — вариант старинного русского смычкового инструмента — гудка, который напоминает современную виолончель.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Отрывок форумских обсуждений.

[b]Шотланцы-Татары-бхай бхай ??? :) [/b]

« : Мая 12, 2009, 05:01 » Цитата Татарская мелодия

Шотландская мелодия

Скажите, ведь похоже? Только темп у татарской побыстрее что ли. А так, очень похожие мелодии, даже не знаю, что сказать.
Мистика какая-то
Constantinopol

Шотланцы-Татары-бхай бхай ??? :)
« Ответ #1 : Мая 12, 2009, 05:48 » Цитата
Кельты (галаты) добрались и до Малой Азии, аж ещё в III веке до Н.Э.
Думаете, в Волжскую Булгарию (пересечение многих торговых путей) никто никогда не смог бы добраться из кельтов, по югам или северам? )))
Да и неужели не видели ни разу рыжеволосых веснушчатых татар? )))
Кстати, например, на волынках играют и картвелы (лазы и аджарцы) и даже марийцы.
Алексей Гринь

Шотланцы-Татары-бхай бхай ??? :)
« Ответ #2 : Мая 12, 2009, 06:55 » Цитата Цитата: Constantinopol от Мая 12, 2009, 05:48
Кстати, например, на волынках играют и картвелы (лазы и аджарцы) и даже марийцы.

Марийцы?
Constantinopol

Шотланцы-Татары-бхай бхай ??? :)
« Ответ #3 : Мая 12, 2009, 07:33 » Цитата Цитата: Алексей Гринь от Мая 12, 2009, 06:55
Цитата: Constantinopol от Мая 12, 2009, 05:48
Кстати, например, на волынках играют и картвелы (лазы и аджарцы) и даже марийцы.

Марийцы?

Да-да... Марийцы, и не только те, которые в Марий-Эл, но и те, которые на Среднем Урале.
ШЮВЫР - называется.

Между прочим, чуваши, венгры, мордвины, эстонцы и ингерманландские финны тоже играют на волынках.
murator

Шотланцы-Татары-бхай бхай ??? :)
« Ответ #4 : Мая 16, 2009, 09:53 » Цитата Сами мелодии непохожи - совершенно разные гаммы. У татар и других поволжских народов, а также у китайцев и монголов - пентатоническая гамма. А у кельтов какая-то другая, хоть и схожа чем-то. А манера игры схожа.
Вот гармоника китайская:
[url="http://www.youtube.com/watch?v=iTQYgjiaTMs"]http://www.youtube.com/watch?v=iTQYgjiaTMs[/url]
[url="http://www.youtube.com/watch?v=o6UDprFWADw"]http://www.youtube.com/watch?v=o6UDprFWADw[/url] (первая мелодия)
Очень похоже на поволжско-татарское, тувинское и монгольское исполнение. Это то что мне попалось с первого раза, правда здесь вальсовый ритм - но он и в татарских мелодиях бывает.

Link to comment
Share on other sites

[b]Татарская музыка[/b]

Отрывок форумских обсуждений.

[b]QUOTE(Vil Mirzayanov @ Nov 10 2004, 03:16 AM)[/b]

Мине тетретте ирландия халык музыкасы. Анда шундый мотивлар бар ки, чип-чиста татар музыкасы диярсен. Каян килгэн шундый мотивлар хем монлар? Минем карашка, мондый хеллер бик тирэн бейленешлерне чагылдыра. Тарих аны ныклап эле ойренмеген. Белки, музыка моннары телге караганда да ныгырак бер халык белен икенчесенен бейленешлерен чагылдыралардыр, белки ике халыкнын моннарын чагыштырмача компютер анализлары ясау, тел чагыштырудан да куберек информация биредер. Элле берер яшь башлы музыкаль теоретигыбыз шушы тема белен узен фенге де керте алыр? Кем дерт ите? Мин шундый кешеге ярдем итерге ниятем бар. Тагын шунысын остим: Маенхен-Хельфеннын «Мир гуннов» диген капитал китабында (мин аны хезер инглиз теленнен рус телене тержеме итуемне бетереп килем) заманында коньяк Украинада кельт халыклары гуннар белен ике йозлер вакыт янеше кон кургеннер диген маглуметлер бар.
Эгер берер дертле жигет яки кыз музыка теоретигы шушы эшке дерт ите икен, язсын иде мина [email protected] диген адреска.
Зур телеклер белен,

Др. Вил Мирзаянов.


Согласен, слушая ирландские народные, и даже U2 и "The Granberries" всегда находил, что ирландская музыка очень близка татарской

МиллэтчеDec 27 2004, 14:10

Это называется пентатоника.

Vil MirzayanovDec 30 2004, 17:14

QUOTE(anvar @ Dec 26 2004, 07:00 PM)

Согласен, слушая ирландские народные, и даже U2 и "The Granberries" всегда находил, что ирландская музыка очень близка татарской

...Действительно так. Однако, очень сомнительно. что пентатоника сама по себе передает близость ирландской (кельтской) музыки к татарской. Казахские. туркменские. да и киргизские мелодии не схожи с татарскими, например. Я предложил поисследовать данный вопрос не только участникам сайта, но,в основном, исследователям музыки. Однако,боюсь, что они по многим причинам не читают наши с вами диспуты. Опять хочется повторить, что в такой близости есть что-то из общей истории, тем более наши народы когда-то жили бок о бок....

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Торкел, выводы Азата Ахунова во многом ошибочны. Во первых макамная музыка в тюркскую среду не внедрилось извне. В теоретической разработке макамной музыки прославились три выдающихся тюрка. Это Фараби Узлаг бин Тюрки (9-в.), Сафиаддин Урмеви (12-й в.) и Абдулькадир Мараги (14-й в.). В начале исламской эпохи азан в среде арабов исполнялся без музыкального пения.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Elshad Alili' post='5302182' date='Sep 1 2009, 04:03 ']Уважаемый Торкел, выводы Азата Ахунова во многом ошибочны. Во первых макамная музыка в тюркскую среду не внедрилось извне. В теоретической разработке макамной музыки прославились три выдающихся тюрка. Это Фараби Узлаг бин Тюрки (9-в.), Сафиаддин Урмеви (12-й в.) и Абдулькадир Мараги (14-й в.). В начале исламской эпохи азан в среде арабов исполнялся без музыкального пения.[/quote]

Честно говоря далек от музыкальной темы... несомненно в разработке и усовершенствовании тюрки и в частности азеритюрки сделали немало, но сам термин, как определенный ладовый настрой имеет все-таки арабо-фарсидские корни. Что такое макамная музыка тоже не совсем понял... макам - это лад, под макамной музыкой вы скорее всего подразумевали мугам... великолепный образец музыкального творчества, если конечно уметь его исполнять и не ограничиваться репризом одних и тех же трех нот меняя тональность и ритм.
У меня макам ассоциируется все-таки не с принадлежностью к тюркам, а с принадлежностью к Исламу, поскольку применение его у нас имеет место только в отправлении мусульманских религиозных обрядов.

...''Макам (араб. مقام‎‎) — в суфизме духовное состояние на пути самосовершенствования, которое характеризуется определенной стабильностью; «стоянка» тариката. Макам призван закрепить позиции суфия и квантировать подвиг. Антонимом макама является хал — состояние продвижения по пути. Термин макам используется применительно к хаджу, где он означает «стоянку для отдыха»

МАКАМ — (арабское - местоположение, позиция, в том числе положение пальца на грифе струнного инструмента), основное понятие арабо-иранской традиционной профессиональной музыки, обозначающее общий принцип музицирования и отдельные его проявления;…

Макам — (араб.; основное значение положение, место) Лад в профессиональной музыке арабов и иранцев. Родствен макомам в таджикской и узбекской, Мугамам в азербайджанской, мукамам в уйгурской музыке. В классическую систему входят 12 М., названия которых…

Если макам не внедрился извне, то откуда его истоки? Музыкальную тему пока конкретно не рассматривал, но буду благодарен, если поможете мне с материалом на дальнейшее... есть ли упоминание о тюркском истоке макама? Сказано было о многих ошибках... что еще?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='torkel' post='5302303' date='Sep 1 2009, 07:08 ']Если макам не внедрился извне, то откуда его истоки? Музыкальную тему пока конкретно не рассматривал, но буду благодарен, если поможете мне с материалом на дальнейшее... есть ли упоминание о тюркском истоке макама? Сказано было о многих ошибках... что еще?[/quote]

Torkel,

к сожалению, не помню имени уйгуркского профессора-искусствоведа, выступившего по ГунАзТв в июле 2009 года. Он говорил, что изучил китайские источники именно по этому вопросу и пришёл к выводу, что мукам имеет и тюркские элементы. Значит, надо и в этом направлении искать.

В азербайджанской музыке слово "мукам" имеет два значения: 1) музыкалный лад, 2) музыкальный жанр мугам. Грустные мелодии и [b]горловое пение[/b] есть ведь и у алтайских народов.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='5307045' date='Sep 1 2009, 21:50 ']Torkel,

к сожалению, не помню имени уйгуркского профессора-искусствоведа, выступившего по ГунАзТв в июле 2009 года. Он говорил, что изучил китайские источники именно по этому вопросу и пришёл к выводу, что мукам имеет и тюркские элементы. Значит, надо и в этом направлении искать.

В азербайджанской музыке слово "мукам" имеет два значения: 1) музыкалный лад, 2) музыкальный жанр мугам. Грустные мелодии и [b]горловое пение[/b] есть ведь и у алтайских народов.[/quote]

Надо поискать - это было бы неплохим вкладом.
Мне пока не встречалось... надо поискать, но пока что военное-прикладные дисциплины отнимают очень много времени и к тому же не имея музыкального образования я смогу руководствоваться только выводами журналистов и других деятелей, не зная степени их компетенции.
Ближе всего по высоте тона я бы назвал так называемые монгольские протяжные песни... но звуковой ряд конечно же совершенно иной.
Дело не в грустности... мугам скорее не повсеместно грустен, а расслабляюще-философичен... можно объяснить этот момент периодом успеха и отдыха некоторых тюркских племен от воинских искусств.
Почему-то упор в азербайджанской музыке сейчас делается на мугаме, а не имевших когда-то место быть песнях и танцах все с той же ритмикой скачки и боевых барабанов... однажды я заставил свое подразделение отвлечься от занятий и искать подходящую строевую песню, поскольку с мугамом в бой идти немного не с руки... в итоге они все-таки вспомнили и дело сразу пошло веселее.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='5307045' date='Sep 1 2009, 20:50 ']Грустные мелодии и [b]горловое пение[/b] есть ведь и у алтайских народов.[/quote]
[url="http://www2.disput.az/index.php?showtopic=116596&hl=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5"]http://www2.disput.az/index.php?showtopic=...%BD%D0%B8%D0%B5[/url]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='torkel' post='5307127' date='Sep 1 2009, 21:07 ']Надо поискать - это было бы неплохим вкладом.
Мне пока не встречалось... надо поискать, но пока что военное-прикладные дисциплины отнимают очень много времени и к тому же не имея музыкального образования я смогу руководствоваться только выводами журналистов и других деятелей, не зная степени их компетенции.
Ближе всего по высоте тона я бы назвал так называемые монгольские протяжные песни... но звуковой ряд конечно же совершенно иной.
Дело не в грустности... мугам скорее не повсеместно грустен, а расслабляюще-философичен... можно объяснить этот момент периодом успеха и отдыха некоторых тюркских племен от воинских искусств.[/quote]

Тот уйгурский профессор некоторое время жил и в Турции. Может быть, даже не на русском, а на турецком можно будет найти.

[quote]Почему-то упор в азербайджанской музыке сейчас делается на мугаме, а не имевших когда-то место быть песнях и танцах все с той же ритмикой скачки и боевых барабанов... однажды я заставил свое подразделение отвлечься от занятий и искать подходящую строевую песню, поскольку с мугамом в бой идти немного не с руки... в итоге они все-таки вспомнили и дело сразу пошло веселее.[/quote]

Я тоже всегда этому удивляюсь, почему без внимания остаются ашугская музыка и жанр баяты. Шедевром Узеира Гаджибекова считается опера "Кёроглу" с его воинственным Джанги. Опера "Кёроглу" написана на ашугских мотивах.

Интересна сама история европейского марша.

[url="http://www.youtube.com/watch?v=OCSevzJQ2-Y"]Mozart - Rondo a la Turca[/url]

[url="http://www.svobodanews.ru/content/article/264643.html"]http://www.svobodanews.ru/content/article/264643.html[/url]

[quote]Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» — одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная. [b]По словам музыкального критика Артыла Ятакоглу, жанр военного марша Моцарт позаимствовал у Османского военного оркестра, который всегда сопровождал многотысячное войско султана: «Военный марш, в сущности, был изобретен турками и, как и кофе, через Вену попал в Европу.[/b] "Турецкий марш" стал первым европейским музыкальным произведением нового времени с использованием ударных инструментов. Дело в том, что мода на военных барабанщиков пошла именно из Турции: [b]турецкие военачальники никогда не начинали битву без музыкального сопровождения[/b]. Предварительное устрашение противника было важнейшим элементом тактики османов. Сотни музыкантов с бубнами, арабскими удами, барабанами создавали какофонию звуков».

Опера Моцарта «Похищение из сераля» ежегодно исполняется в султанском дворце Топкапы. Рассказывает преподаватель стамбульской консерватории Джеем Шан: «Главный персонаж произведения — султан Селим. Мусульманин, то есть, с точки зрения европейцев, "дикарь", у Моцарта он дает христианам урок нравственности. Султан отпускает на волю сына своего кровного врага, говоря о радости платить благодеянием за причиненное зло».[/quote]

То же самое наблюдаем и у сельджуков. У Искандера Мунши читаем:

[url="http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Munschi/frametext1.htm"]http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Munschi/frametext1.htm[/url]
[color="#0000FF"][i]
В эти святые дни Мухаммед праведный (Салих) с грешной братией (талих) 8 находился в таком состоянии безумия от чрезмерной самонадеянности и так небрежно относился к государственным делам, что только тогда узнал о вступлении в город войска кызылбашей, когда вместе со своими товарищами услыхал [b]треск барабанов и звуки труб и зурн воинов[/b]. [/i][/color]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='5307292' date='Sep 1 2009, 22:47 '][/quote]

Повторюсь... этот вопрос должны рассматривать специалисты... у меня есть с детства начальное музыкальное обьразование по классу Форте Пиано, но дальше музграмоты, скрипичного и басового ключа для меня сплошной темный лес.
Турецкий марш Моцарта у меня не вызывает тоже никакого другого желания кроме как дать партитурой по башке гениального композитора.
С зятьями-турками иногда танцуем под их музыку... ообенно ту, которую с платком в руке и выстроившись цепочкой... у них таких мелодий много... на территории же Республики когда-то произошел по чьей-то вине или умыслу уход в сторону умиротворенности и философии, плоды чего мы и пожинаем теперь.
Ялла в этом отношении безукоризненно задорный и боевой танец... может есть и другие, но их все равно мало... или вернее их немало, но их оттерли в сторону.
Песня может быть и грустной... как можно увидеть в теме Татары и Казаки, казацкие песни несут в себе очень много тюркского, но их грусть-печаль вызывает желание сесть на коня и поквитаться, не жалея ни своей, ни чужой крови, а не сесть и горевать.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Хлеб, обогащенный железом, будут продавать в Азербайджане
      Эксперт отметила, что принятию этого решения предшествовали исследования, которые проводились в различных регионах страны.  
        • Like
      • 43 replies
    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Sad
        • Confused
        • Like
      • 167 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Sad
      • 134 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
        • Like
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
        • Upvote
      • 241 replies
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
        • Haha
      • 15 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
      • 151 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...