Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

ТАТАР... территории


Recommended Posts

[b]"Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении". К. Фукс.[/b]

У деревенскихъ Татаръ есть праздникъ, кото-раго въ городъ нътъ , и зажиточный Казанский Татаринъ (не говоря уже о купцахъ), не по-ъдетъ смотреть его. Это джиинъ, который у нихъ называется тюльпою.

О женщины, женщины! Вы отъ сотворения нашей прародительницы Эввы , до наших про-свъщенныхъ временъ , покорны намъ , грубымъ мужчинамъ. Хотя утонченная свътская учтивость наружно и выказываетъ, какъ бы ваше влады­чество надъ нами; но если разобрать дъло по-рядкомъ , то вы во многихъ отношешяхъ намъ покорны. Но мы не такие грубые и злые вла­стелины , какъ мусульмане ; мы дали вамъ сво­боду наслаждаться удовольствиями жизни; вы полныя хозяйки въ домахъ нашихъ; вы наши друзья, наши первыя консультантки. О несчаст-ныя обитательницы угрюмаго Востока ! . . .

Ма-гометъ своимъ закономъ поступилъ съ ними же­стоко , и сделалъ ихъ вечными невольницами. Подъ этимъ игомъ живутъ и томятся наши Ка-занския Татарки. Чемъ богаче Татаринъ, чемъ знаменитее по своей торговли, темъ более скрываетъ своихъ женъ; они только открываютъ лице въ своей спальне , потому что ихъ лица запрещено видеть даже свекрамъ, братьямъ мужа, дядямъ и ихъ детямъ, однимъ словомъ каждому мужчине, живущему въ доме. Семей­ная жизнь этихъ богатыхъ Татарокъ очень не­занимательна, скучна и единобразна. Оне не за­нимаются никакимъ рукоделиемъ; о хозяйстве хлопочутъ мужья или свекрови — старушки , а молодые только заботятся о нарядахъ и о сво­ихъ желудкахъ. Богатая Татарка какъ встаетъ, такъ и наряжается въ золотое платье, набелить и нарумянить лице, какъ возможно более, и алебастровой куклой, поджавъ ноги, сидитъ на диване. Самоваръ уже передъ ней кипитъ. Она сама делаетъ чай, пьетъ его до техъ поръ, по­ка потъ сгонитъ все белила п румяны съ ли­ца ; она намажетъ свое лице снова и идетъ есть на завтраке самыя жирныя кушанья. Опять садится на свое место. Ежели придетъ ее на­вестить подруга, снова является на столе са­моваръ , и она съ гостьей вторично пьетъ чаю столько же, какъ по утру, то есть не менее

семи чашекъ, а иногда и больше. Опять лице разстроилось отъ поту; -надобно его подмалевать снова, чтобы къ обеду передъ супругомъ явить­ся во всемъ блеске. После обеда чай для Татаръ составляетъ почти необходимость; они уверяютъ, что надобно непременно его пить для сварешя желудка после жирной пищи. На­пившись чаю и отдохнувши, она вздумаетъ иногда ехать вь гости; наряжается въ другое дорогое платье; пара лошадей, заложенныхъ въ крепко-кованную и яркими красками выкрашен­ную повозку , везетъ ее , всю закутанную , къ ея знакомой, и она, бедная, невыставитъ изъ подъ покрывала носа до самой горницы своей пр1ятельницы. Знаменптыя Татарки даже лише­ны воздуха. Садовъ у нихъ нетъ, а ежели и есть у кого, то это неболышя палисадники; ту­да богатая Татарка не смеетъ выдти, не покры­тая съ ногъ до головы зиланомъ, боясь встре­титься съ кемъ нибудь изъ родственниковъ, жи-вущихъ съ ней в одном доме. Она боится даже смотреть въ окошко, чтобы мимоходящие по улице ее не увидали. Когда нетъ проходя-щихъ , она бы и могла посмотреть на минуту въ окно , чтобы дохнуть свободнее , но и тутъ преграда : Татарские любимые цветы занимаютъ все окошки , и на место чистаго воздуха , за-меняетъ его крепкий запахъ базилики ....

Вотъ томительная жизнь Казанскихъ перва-классныхъ Татарокъ. Но оне не скучаютъ ею и почитаютъ себя счастливыми, удивляясь образу жизни Европейскихъ женщинъ. По мнению Тата-рокъ, Европейская женщины никогда не вой-дутъ въ рай, уготованный праведнымъ, и по­тому благодарятъ Бога; что Онъ сотворилъ ихъ магометанками.

Второстепенными Татарками въ Казани назо­ву я тъхъ , которыя не такъ богаты, какъ первыя, или хотя и богаты, но не такъ важ-ничаютъ. Онъ несколько позволяютъ себъ сво­боды подышать чистымъ воздухомъ, то есть чаще выставляютъ носъ изъ подъ своего покры­вала, сидятъ подъ окномъ и не всегда отъ не­го бъгаютъ , когда увидятъ проходящихъ, раз-въ проъдетъ мимо дома богатый, значительный Татаринъ. Второстепенныя также занимаются хо-зяйствомъ, смотрятъ за стряпкою, иногда дъла-ютъ сами пироги и пельмени, выходятъ на дворъ смотреть чисто ли въ конюшне и въ ко-ровникъ. Тутъ он» не всегда закрываются при встрече съ домашними мужчинами, выключая свекра. Въ гости часто ходятъ пъшкомъ, вы­ставляя при томъ носъ и одинъ глазъ. Третий разрядъ Татарокъ дышетъ гораздо свободнее. Домашнее хозяйство исправляютъ са­ми, стряпаютъ, доятъ коровъ и ходятъ сами по надобности въ городъ, хотя и подъ покрыва-ломъ, но часто съ полуоткрытымъ лицемъ и закрываются только, встрътясь съ Татариномъ. Онъ занимаются рукоделиемъ; изъ нихъ есть хорошие портныя , золотошвейки , которыя вы-шиваютъ превосходно тебетейки, нижутъ их жемчугомъ и украшаютъ камнями, также баш­маки, ичеги, стоящия иногда до пятисотъ ру­блей.

Эти три разделения мои Татарокъ можно от­личить во время весенняго праздника Сабана. Первостепенныя Татарки никогда на Сабанъ не поедут. Вторыя ъздятъ въ своихъ испещренныхъ бълымъ желъзомъ й ярко выкрашенныхъ кибиткахъ, на паръ прекрасныхъ, жпр-ныхъ лошадей, разодътыя сами въ золото и жемчугъ, разбъленыя и разрумяненыя, какъ ма­ски , но такъ закутанныя въ покрывала, что безъ Жалости невозможно На нихъ смотръть. Все эти кибитки становятся въ лесу, довольно далеко отъ мъста, гдъ устроенъ праздникъ; от­сюда Татарки, выставляя одинъ глазъ, смотрятъ и потеют въ своихъ тяжелыхъ нарядахъ. Татарки третьяго разряда въ своихъ кибит-кахъ становятся на ноги, чтобы удобнее ви-деть веселящихся на Сабане. Пришедшая пъшком становятся на возвышенныя мъста, или на козла кибитокъ къ своимъ знакомымъ, и смотрятъ изъ подъ покрывалъ. Никто изъ нихъ ничего не видитъ, потому что Сабанъ далекъ отъ нихъ и закрытъ толпами смотрящихъ на праздникъ и экипажами.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 270
  • Created
  • Last Reply

[b]Tatars.Kazan,Caed.[/b]

[attachment=832269:Tatars.Kazan,Caed.jpg]

Различные типы татар
Казанские татары. Открытка на основе фотографии начала XX в.

Link to comment
Share on other sites

[b]Tatars[/b]

[attachment=832274:Tatars.colour.jpg]

Различные типы татар
Цветная фотография из издания: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. 1862.

Link to comment
Share on other sites

[b]Tatars[/b]

[attachment=832278:Toms.Tatarin.jpg]

Томская татарка. Раскрашенная гравюра начала XIX в.

[attachment=832279:Sibir.Tatarin.jpg]

Томский татарин. Гравюра Е.О. Скотникова (ок. 1780-1843) по рисунку Е.М. Корнеева (1780-1839), 1809 г.

Link to comment
Share on other sites

[b]Tatars[/b]

[attachment=832282:Meserjaki.Jurta.jpg]

Мещерские татарки в праздничных нарядах в юрте.
Фото рубежа XIX-XX вв. из архива ГМАЭ им. Петра Великого, Санкт-Петербург.

Link to comment
Share on other sites

[b]Tatars[/b]

[attachment=835564:Tatares.Kazan.19c..jpg]

Казанские татарки.
Воспроизведено по изданию: Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб., 1869.

Link to comment
Share on other sites

[b]Tatars[/b]

Казанская татарка. Раскрашенная гравюра 1768 г.

[attachment=835583:Tartarin.Kazan.1768.jpg]

Семья казанских татар.
Фотография Рауля, 1870-е гг., воспроизведено по книге: Рауль. Несколько народных типов России. Ч. II. Одесса, без года.

[attachment=835586:Tatar.Kazan.photo..jpg]

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары Ульяновской области[/b]

История повествует, что на территории современной Ульяновской области татары появились давно. Когда-то эти земли входили в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и населялись предками татар. Со второй половины XVI века сюда начали переселяться служилые татары с территории современной Нижегородской области и Мордовии.

Татары Ульяновской области, в основном так называемые татары-мишаре, являются прямыми потомками булгар. Многие географические названия области сохраняют корни булгаро-тюркской топонимики. Однако нынешние татарские поселения стали возникать в конце XVI века, т.е. после завоевания Казани и падения Казанского ханства.

Из среды симбирско - ульяновских татар вышло много известных, выдающихся деятелей, оставивших заметный след в науке, литературе и искусстве. Всем татарам широко известны имена поэтов Габделжаббара Кандалый, уроженца села Ертуганово (Старые Кандалы), и Сагита Сюнчали; писателя и литературоведа, профессора Казанского государственного университета Ибрагима Нуруллина, Сахаба Урайского, татарского поэта, журналиста и переводчика. В 1932-38 гг. он был редактором куйбышевской областной татарской газеты "Колхозник". В селе Новые Зимницы родился Вафа Бахтияров, ставший впоследствии редактором татарской газеты «Эль -Ислях», на страницах которой печатался в свое время Габдулла Тукай.

В историю татарского театра навсегда вошло имя Бари Гафурова, известного под псевдонимом Тарханов. Он впервые в 1916 году организовал в Ульяновске профессиональную театральную труппу под названием «Ирек», после революции ее переименовали в «Кызыл йолдыз». В этой труппе в разные годы участвовали Карим Тинчурин, Кави Наджми, Тазетдин Гиззатов (Т. Гиззат) и будущие известные татарские актеры Фатхия Юсупова и Саит Булатов. В Симбирске же выросла еще одна звезда театра – Асия Измайлова, популярная актриса 50-х годов.

В селе Асаново Чердаклинского района родилась и училась будущая просветительница и поэтесса Хадича Шаммасова (1876 - 1948 гг.). А в Татарском Калмаюре вырос Касым Фатхетдинов, известный поэт предвоенных лет Демьян Фатхи (1906 - 1943гг.). Он погиб под Сталинградом.

В селе Старая Тюгальбуга началась актерская деятельность Файзуллы Туишева, известного аккомпаниатора многих популярных татарских певцов и певиц. Своей виртуозной игрой на гармони Туишев поражал многих знатоков татарской музыки. В этом же селе родился член Союза писателей Татарстана Лерон Хамидуллин.

В настоящее время в области проживают около 169 тысяч татар (по данным переписи 2002 года). В основном они живут в Ульяновске, Димитровграде и компактно в Старокулаткинском, Мелекесском, Новомалыкленском и Чердаклинском районах. Для них работает национально-культурная автономия татар, татарский культурный центр «Туган тел», общество «Мөслимә», национально-культурное общество «Мәдәният», молодежный клуб «Мирас», просветительское общество ”Өмет” (г. Димитровград), открыты татарские школы (88) и факультативные кружки по изучению языка и культуры (134), совместно с администрацией Ульяновской области издаются татарские газеты “Өмет” (главный редактор Исхак Халимов) и “Күмәк көч” (Старокулаткинский район).

Не забыто и славное начинание Бари Тарханова – симбирско-ульяновский татарский театр. Его дело продолжают 30 самодеятельных татарских театров и коллективов.

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татарская община в Архангельске[/b]

По переписи 1897 года в Архангельске насчитывалось 35 лиц «магометанского вероисповедания», а в 1904 году здесь проживало уже -355 татар. В 1913 году количество татар достигало 606 человек, и эта цифра постоянно росла, особенно в конце 1920-х и в 1930-е годы.

Принято считать, что массовое переселение татар из Казанской губернии в Архангельск произошло вследствие голода, разразившегося в Поволжье в 1899-1901 годах.

С 1885 года в Архангельске проживал Мухаммедзакир Ишемятов, крестьянин Казанской губернии, занимавшийся торговлей, причем весьма успешно. Среди других уважаемых горожан его избрали гласным городской думы.

С появлением в городе татар развилась продажа привозных продуктов питания. При этом татарские предприниматели развили сеть розничной торговли, которой в городе фактически не было. Горожане очень высоко ценили татар-торговцев, считая, что у них всегда товар качественный и "не обманут". Подкупала и непременная вежливость продавцов.

В дальнейшем татары-торговцы продолжали концентрировать в своих руках розничную торговлю хлебно-бакалейными товарами и мануфактурой.

При НЭПе первые магазины, которые открылись в городе, также принадлежали татарам. Они в кратчайшие сроки смогли обеспечить горожан предметами первейшей необходимости, и, прежде всего продовольствием.

По-татарски принято было говорить только дома и в мечети. В городе же, даже между собой, говорили только по-русски, показывая тем самым свое уважение к местному населению. Со стороны русских - как обывателей, так и властей - к местным татарам отношение было также самое доброжелательное, внимательное и предупредительное.

Духовным центром татарской общины, представители которой селились в районе Костромского (ныне - проспект Советских космонавтов) и Новгородского проспектов, была мечеть. Разрешение на строительство здания мечети было дано властями в 1903 году. Городские власти выделили место площадью 690 квадратных саженей, расположенное между Новгородским и Костромским проспектами и между улицами Полицейская (сейчас - ул. Свободы) и Лютеранская (ул. Карла Маркса). Открытие мечети и первое богослужение состоялось 26 августа 1905 года.

Для погребения мусульман на городском Кузнечевском кладбище было выделено специальное место. Татарское кладбище сохранилось до сих пор, хотя оно закрыто для погребений.

При татарской общине существовали благотворительное и просветительское общество. В 1920 году был принят Устав Архангельского магометанского религиозного общества; в 1924 году в городе существовал "клуб мусульман". Однако в 1931 году принимается решение об "изъятии помещения мечети из пользования Архангельской мусульманской общиной и передаче его Клубу национальных меньшинств".

Распоряжением мэра г.Архангельска от 25 января 2005 года с местной мусульманской религиозной организацией «Нур-Ислам» предварительно согласовано место под строительство новой мечети в границах земельного участка площадью 0,3468 га по ул.Касаткиной.

В 1908 году в Архангельске была открыта татарская школа, причем, в ней преподавались и общеобразовательные предметы, с тем, чтобы татарские дети могли продолжать свое образование в городских гимназиях. Школу стали посещать 45 учеников. Учитель был всего один - Абдуллазян Хамзин. Следует отметить, что архангельские татары очень высоко ценили образование, и не только мальчики, но и девочки обучались в городских гимназиях.

При советской власти в Архангельске существовала татарская национальная школа с 7-летним образованием. Все учителя в ней, кроме учительницы русского языка, были татарами, и преподавали на татарском языке. Однако в 1937 году школа была закрыта.

Региональная национально-культурная автономия татар (РНКАТ) Архангельской области зарегистрирована 7 мая 1999 года. РНКАТ активно проводит культурно-просветительские мероприятия, национальные праздники, в которых принимают участие представители творческой интеллигенции Татарстана.

На территории Архангельской области, по официальным данным, проживает около 3 тысяч татар. В основном, татары проживают в г. Архангельске и г. Новодвинске.

Начиная с 2000 г. в г. Архангельске ежегодно празднуется Сабантуй. В 2009 г. на празднике присутствовало около 48 тыс. человек.

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары в Башкортостане[/b]

По результатам переписи населения 2002 года в Башкортостане живут 990702 татарина, что составляет 24,1% всего населения. Основная их часть сосредоточена на северо-западных землях республики, относившихся в свое время к территории Казанского ханства. Это Балтаческий, Белебеевский, Бижбулякский, Благоварский, Буздякский, Бураевский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Калтасинский, Кигинский, Краснокамский, Кушнаренковский, Стерлибашевский, Туймазинский, Чекмагушский, Чишминский, Шаранский и Янаульский районы.

Есть много версий относительно того, когда татары появились на территории современного Башкортостана. Считается, что татары уже жили там до оседания на этих землях кочевого племени башкир. В XIII-XIV веках на территории современного Северо-Западного Башкортостана образовалась отдельная довольно устойчивая этническая зона (объединение). Основу ее составили около 20-ти булгарских и кипчакских племен.

После нашествия Ивана Грозного многие башкирские племена заключили с русскими союзнические договоры, согласно которым стороны обязывались оказывать друг другу военную помощь в отражении внешней агрессии, за что башкиры должны были платить ясак (дань). Русские же при этом не имели права претендовать на башкирские земли под страхом «государевой опалы». В эти относительно мирные земли и ушла часть спасшихся после взятия Казани татар. В том числе и обижаемое Иваном Грозным татарское дворянство – мурзы. Известно, что целые группы татар покупали у башкир землю под свои деревни, так что к концу XVIII века в отдельных районах Башкортостана татары по численности превосходили местное население.

На башкирских землях сформировались четыре группы татар: типтяри, "новые башкиры", служилые татары или мишари (мещеряки), кряшены. Жители Западного Башкортостана в этнографическом отношении ближе к булгарскому миру, к казанским татарам, башкиры - к тюркам Средней Азии, Аральского побережья, Восточной Сибири.

Будучи грамотными людьми, мурзы много сделали для просвещения местных татар и башкир. Старшее поколение жителей Башкирии хорошо помнит как в 1920-30 гг. в татарских и башкирских школах учительствовали потомки татарских дворянских родов. В школах почти всегда можно было встретить учителей с фамилией Акчурин, Биглов, Еникеев, Мамлеев, Терегулов, Сакаев, Кудашев, Чанышев. На своей второй родине татары отнюдь не противопоставляли себя башкирам. Наоборот, в словах и в делах они защищали общие интересы.

И татарам, и башкирам хорошо известно имя Гайсы Хамидулловича Еникеева, мурзы из местечка Каргалы Белебеевского уезда Уфимской губернии, который начинает свой путь простым учителем и вскоре уже возглавляет одно из крупнейших мусульманских медресе России «Хусания». В 1907 году Еникеев избирается депутатом Государственной Думы от Казанской губернии, становится членом комиссии Думы по народному просвещению. В своих выступлениях он защищает интересы не только татарского народа, но и всех тюркских, мусульманских народов, против их русификации, христианизации, расхищения их земель.

Еще один пример – Мирсаит Султан-Галиев – яркий представитель национальной интеллигенции, политический деятель, исследователь социально-политических, общественных и религиозных движений среди татар и башкир. Лучшим его другом был башкирский национальный лидер Заки Валидов – единомышленник по практическому осуществлению национальной политики в тюркском мире. В 1918 году они разрабатывают идею общего государства – Татаро-Башкирской Автономной Республики.

Всем татарам хорошо известно имя Галимджана Ибрагимова, писателя и политического деятеля, но не все знают, что родился он в Башкирии, в деревне Султанмуратово.

Своеобразным «лидером по выпуску» татарских знаменитостей является Янаульский район. Оттуда родом братья Юзеевы. В ученом мире пользуется большим авторитетом доктор филологических наук, член-корреспондент Академии Наук Республики Татарстан, лауреат государственной премии Татарстана имени Г. Тукая Нил Юзеев. Он внес огромный вклад в создание программ, учебников по татарской литературе для школ и вузов, в подготовку молодых ученых в качестве научного руководителя. Его брат, поэт и драматург Ильдар Юзеев - лауреат Государственных премий Татарстана имени Г. Тукая и М. Джалиля. Уроженцами этого района являются татарские художники слова: известный драматург Риза Ишмурат, писатели Нурихан Фатах, Эдип Маликов, Рамзи Илялов, Саит Кальметьев, поэтесса Сажида Сулейманова, заслуженный работник искусства Республики Татарстан Эрот Зарипов.

В Белебейском уезде Уфимской губернии родился один из основоположников татарского театра Ильяс Кудашев-Ашказарский. В Уфе творил знаменитый татарский общественный деятель, писатель и редактор Риза Фахретдин. Башкирская земля вырастила выдающихся татарских писателей Мажита Гафури, Шаехзаду Бабича. Первый спектакль на татарском языке был поставлен в апреле 1906 года в Уфе. Играли драму Гаяза Исхакый «Жизнь с тремя женами».

Сейчас в Башкортостане работают татарские школы (494), выпускаются 30 печатных СМИ на татарском языке общим тиражом 190000 экземпляров, транслируются радио и телепередачи на татарском языке. Есть два национальных театра. Художественную и детскую литературу на татарском языке выпускает издательство «Китап». Восемь башкирских музеев специализируются на татарской культуре.

Татары в Башкирии не утратили национального своеобразия. И в наши дни можно поприсутствовать на татарских праздниках и обрядах. Так, например, широко известный в России праздник плуга Сабантуй ежегодно проводится и в Башкортостане. Также очень трепетно относятся татары к религиозным обрядам, которые неизменно исполняются из года в год: «Ураза ае» – месяц поста, «Корбан гаете» – праздник жертвоприношения, «коран уку» – чтение Корана, «дога кылу» – чтение молитвы, «садака өләшү» - раздача подаяния. Из свадебных обрядов самым популярным является «никах» - сватовство и выкуп невесты. Новорожденному ребенку татары обычно посвящают особый праздник – «беби ашы» или «беби чэе», на котором ребенку дают имя, проводят обряд «авызландыру» - смазывают губы ребенка медом и желают ему благополучия.

В последние годы татарскими общественными организациями в Башкортостане поднимается вопрос о придании татарскому языку статуса государственного, т.к. он является родным языком для значительной части населения.

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары в Республике Бурятия[/b]

По данным переписи 1989 года в Республике Бурятия проживало 10 496 человек татарской национальности. В г.Улан-Удэ находится Татарский национально-культурный центр, открыт торговый дом «Татарстан» (председатель - Гафиев Альберт Минханович).

В мае текущего года состоялась учредительная конференция Региональной национально-культурной автономии татар, председателем был избран Гафиев А.М.

В Республике Бурятия газеты, журналы на татарском языке не издаются, татарских телевизионных и радиопередач нет. Учебные заведения с преподаванием на татарском языке отсутствуют. В городе Улан-Удэ существовала мечеть, которая была закрыта в 1939 году. В настоящее время здание мечети не сохранилось.

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары в Калининградской области[/b]

Татарская диаспора в Калининградской области насчитывает около 5 тысяч человек (к 1 января 2002 года). Из них в городе Калининграде проживает около 1 700 человек.

В 1993 году по инициативе группы татар было создано «Религиозное объединение мусульман Калининградской области» (руководитель - ветеран ВОВ Хаким Исмаилович Биктеев).

В 1995 году была образована «Калининградская областная общественная организация татарского и тюркоязычного населения «Туган тамырлар» с целью ведения культурно-массовых и общественных мероприятий среди татар и родственных этнических групп. Председателем общества в настоящее время является уроженец города Альметьевска, офицер запаса Вензел Такиевич Салахов.

В 2000 году был создан татарский культурный центр «Маданият» с целью ведения концертно–театральной деятельности среди татар и других национально-культурных обществ. Центр возглавила выпускница Казанской консерватории Эльмира Гали. В 2001 году было образовано общество татарской культуры «Кардэшлэр». Председатель общества - Салима Абдуловна Ягудина.

В 2003 году была образована «Калининградская торгово–производственная компания «Татарстан». Татарская община проводит национальные и религиозные праздники – Сабантуй, Курбан-байрам, Ураза-байрам и др. На эти мероприятия приглашаются представители администрации области и города, председатели национальных общин. Члены татарского общества широко представлены во всех сферах общественной и экономической жизни области.

Представители диаспоры работают в администрациях области и города. Широко представлены татары в воинских частях округа, в штабах Балтийского флота и армии в высших офицерских званиях (Богданов Шекурь Алимович - контр-адмирал заместитель командующего Балтийским флотом - начальник тыла БФ).

В городе известны заправочные станции «Идель» предпринимателя Ильмира Кашапова, туристическая фирма «Анюта» Шамшиева А.Р., магазины Габдулхаева Р.Ф. и многие другие фирмы.

Начало создания диаспоры положили татары - воины Советской Армии, участвовавшие в Восточно-Прусской операции и штурме города Кёнигсберга. Многие из них остались служить и жить в области.

При освобождении г.Кенигсберг погибло около 500 татарстанцев, а всего на территории Калининградской области – около 5 тысяч. 19 февраля 1945 года в боях под Кенигсбергом (поселок Победа) погиб известный татарский поэт Фатых Карим, который командовал взводом саперов.

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары в Краснодарском крае[/b]

Татары появились на Кубани в XII-XIII вв. и во время движения Золотой Орды на Запад. В настоящее время в Краснодарском крае проживают около 35 тыс. татар, из них:

– в г. Краснодар – 14 тыс. чел.

– в г. Сочи – 5 тыс. чел (1,3% населения города).

В крае функционирует несколько общественных организаций татар:

– Краснодарская региональная общественная организация "Булгар". Председатель: Ягофаров Васил Зуфарович.

– Краснодарская краевая общественная организация "Татарский историко-этнографический клуб "Юлдуз". Председатель – Михалева Роза Малиховна.

– Сочинская татарская национальная культурная автономия. Председатель - Рамазанова Равза Незаметдиновна.

– Религиозное общество мусульман "Ясин". Председатель - Рамазанова Равза Незаметдиновна.

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары в Красноярском крае[/b]

Первые упоминания о государственной службе татар на территории Приенисейского края датируются первой половиной XVIII века. Согласно Памятным книжкам Енисейской губернии, в 1861 году на ее территории проживало свыше 1,5 тысяч татар, в 1911 году – 8 тысяч (2% от численности населения). В 20-х годах прошлого столетия татары в городах составляли 2,8%, а в сельской местности – 5,5% населения.

Первая волна переселения татар в край относится к началу XX века – годам столыпинской реформы. Вторая волна – годы насильственного переселения в годы коллективизации. Третья волна – годы строительства крупнейших объектов народного хозяйства на территории края в 60-70 годы прошлого столетия.

В первой половине ХХ века в крае функционировали 33 школы первой и второй ступени, в которых преподавание велось на татарском языке.

Перепись населения 1959 года зафиксировала в Красноярском крае почти 40 тыс. татар. В 1970 году - 46,5 тыс. татар, в 1979 году - 50 тыс., в 1989 году - 55 тыс., в 2002 г. - 49,5 тыс. татар.

Сегодня татары проживают во всех районах края. Наиболее компактно они представлены в 15 районах (например, в Пировском районе татарское население составляет 29,3% жителей). Всего в крае насчитывается более 50 населенных пунктов, где татары составляют не менее четверти, в 26 из них – более половины жителей. В г. Красноярске проживает 10,9 тыс. татар.

В крае зарегистрировано 11 татарских общественных и религиозных организаций, в том числе национально-культурная автономия (НКА) "Яңарыш" (председатель – Файзуллин Вагиз Исмагилович).

Видные представители татарского народа в Красноярском крае: Заместитель губернатора края Акбулатов Эдхам Шукреевич, главы районов Гайнутдинов Ишмурат Минзаляевич и Бикбаев Равиль Рамазанович, зам. главы г. Красноярска Фадеева Галия Нурмеевна, Писатель Солнцев Роман Харисович, президент ОАО «Енисейский объединенный банк» Белоногова Асия Валиевна и др.

Татарский язык изучается как предмет в 8 школах края. При соборной мечети г.Красноярска организована работа воскресной школы.

С 1997 года в г. Красноярске, после более чем 60-летнего перерыва, стал проводиться "Сабантуй". Праздник "Сабантуй" проводится и в некоторых татарских селениях края.

16 июля 2005 г. НКА совместно с администрацией края провела 1-й курултай татар Красноярского края.

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татарская община Мордовии[/b]

В Мордовии создана республиканская общественная организация "Общество татарской культуры "Якташлар". Председателем Совета общества "Якташлар" является Бикмаев Шамиль Закариевич, одновременно возглавляющий и Совет Старейшин НКА татар Мордовии.

По данным Министерства образования, татарский язык преподается в различной форме в 32 школах. Обучение на татарском языке ведется лишь в одной начальной школе.

Подготовка педагогических кадров для татарских школ осуществляется в вузах Саранска и Ичалковском педучилище. Татарский язык преподается только группе из студентов-татар в Ичалковском педучилище. С августа 1997 года для татар Мордовии выходит бесплатная республиканская газета "Татарская газета", учрежденная обществом "Якташлар" и существующая на благотворительные взносы.

В районном центре Лямбирь существует Центр татарской культуры. Там же в Лямбирском Доме Культуры, есть народный ансамбль песни и танца "Умырзая".

Видные выходцы из татар Мордовии - поэт Хади Такташ, писатели Шариф Камал, Абдурахман Абсалямов, Фахрелислам Агиев, литературовед, критик Мухаметша Мамин, журналист Ахмет Симаев, художник Ахмед Китаев, академик Мирза Махмутов, доктора наук Шамиль Ахметов, Фарит Айзятов (в Мордовии), Осман Курмаев, Анвар Лайшев, Исаак Мустафин, Загидулла Сюняев, Сулейман Еналеев, Мухаммет Ерзин, Анвар Мещеров, Хусаин Мещеров, Фарид Ямбушев, Герои Советского Союза генерал-полковник Фатих Чураков, Алимкай Абдершин, Асым Баляев.

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары в Оренбурге[/b]

Начало заселения татарами территории области относится к середине XVIII века. В 1744 году казанские купцы-татары обратились к первому оренбургскому губернатору И.И.Неплюеву с предложением поселиться при Новом городе с условиями освобождения от рекрутской повинности и разрешения свободно строить мечети. Первым приехал богатый торговец, инициатор и организатор переселения 52-летний Сеит Аитов. Поселок стал называться по имени основателя - Сеитова слобода, ныне Татарская Каргала. Каргалинские татары сыграли немалую роль в развитии торговых связей с Казахстаном, Средней Азией и Индией.

В начале прошлого века Оренбургская губерния являлась одним из крупнейших очагов развития татарской культуры - здесь действовали сотни мечетей и медресе, издавались национальные газеты, работал татарский театр. В двадцатых годах в области функционировало 149 (в 1995 году - 87), в Оренбурге - 8 татарских школ с полным циклом обучения. В Оренбурге был открыт татаро-башкирский агропединститут, работала мусульманская музыкальная школа. Издавалось до десятка газет и журналов на татарском языке, функционировали три типографии.

2 октября 1906 года собрание Оренбургского мусульманского благотворительного общества постановляет возбудить ходатайство об открытии в городе бесплатной библиотеки. В первые годы в нее поступало 17 газет и журналов на татарском языке. Ее посещали такие известные люди, как писатель Шакир Мухаммедов, Закир Рамиев (Дэрдменд), Шамун Фидаи, Xусаин Ямашев, будущие народные артисты Фатима Камалова, Мажит Ильдар и другие. С 1917 по 1919 год заведующим библиотекой был Шариф Камал. С 1999 года в этой библиотеке, носящей имя Х.Ямашева, располагается Оренбургская региональная татарская национально-культурная автономия. Руководитель - полковник Исмагил Мунирович Гиззатулин, кандидат военных наук.

Большую роль в развитии национальной культуры и образования имели два высших медресе: «Хусаиния» - в Оренбурге и «Мухаммадия» - в Троицке.

Знаменитое на весь татарский мир медресе «Хусаиния», просуществовавшее с 1889 по 1924гг., содержалось купцами Хусаиновыми и пользовалось большим авторитетом в России и за рубежом. Его директором и редактором издававшегося в Оренбурге журнала «Шура» был выдающийся ученый-мыслитель, педагог и просветитель, историк, писатель и журналист Ризаэтдин бин Фахретдин. Велик был интерес общественности к деятельности медресе: почти в каждом номере выходивших в то время газет и журналов, в том числе и русских, давалось сообщение из жизни медресе, которое за короткую историю выросло в одно из наиболее солидных высших учебных заведений на уровне европейских университетов.

Преподавателями были выдающиеся личности: Гаяз Исхаки – классик татарской литературы и выдающийся общественный деятель, Фатих Карим – классик татарской поэзии (преподаватель истории и литературы), Ханиф Бакиров – преподаватель физики и химии (Константинопольский университет), Камиль Каримов – преподаватель истории (Казанский университет), Сунагулла Бикбулатов – заместитель директора и преподаватель истории Башкирии и тюркских народов (Каирский университет), Хан Юсупов – преподаватель математики (Томский технологический институт), Кабир Сагиров – преподаватель географии (Константинопольский учительский институт). Многие из них являлись авторами учебников. А вот имена только ряда писателей и поэтов, выпускников медресе: Сагит Агишев – классик татарской литературы, Шаезада Бабич - выдающийся татарский поэт, Ахметзаки Валиди Туган – тюрколог с мировым именем, Муса Джалиль – поэт, лауреат Ленинской премии и Герой Советского Союза; Сагит Рамиев – классик татарской поэзии; Мирхайдар Файзи – автор татарских музыкальных пьес, в том числе знаменитой "Галиябану".

В настоящие же время в области проживают 165967 татар (по данным переписи 2002 года), они составляют 7,6% населения области. Национальное своеобразие поддерживается деятельностью общественных организаций. Это городской общественный центр «Туган тел», Бугурусланский татарский общественный центр, Орский татаро-башкирский культурный центр «Туган тел». Родной татарский язык неизменно остается востребованным, ему обучаются в 83 школах области. Издается и татарская газета «Яна вакыт».

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары Пензенской области[/b]

По данным переписи 2002 года в области проживает около 80 тысяч человек татарской национальности (по переписи 1989 года - 81,3 тыс.), что составляет 5,4% всего населения области. Татары компактно проживают в Городищенском, Кузнецком, Неверкинском, Сосновоборском районах. В области 41 татарский, 15 смешанных населенных пунктов. Места компактного проживания татар: селения Алазан, Средний Алазан, Качкару, Палданги, Индер, Труево, Татар Кынадысы и др.

В средние века на Среднем Посурье (территория современной Пензенской области) появились буртасы - тюркоязычное племя, родственное волжским булгарам. Во время господства Золотой Орды на торговых путях возникали подвластные золотоордынскому хану татарские княжества.

После взятия Иваном Грозным Казани и падения Казанского Ханства в 1552 году земли нынешней Пензенской области вошли в состав Русского государства.

После включения в состав Русского государства территорию Пензенской области начали заселять темниковские и касимовские «служилые» татары. Этот край дал татарскому миру таких известных деятелей литературы, как Муса Акъегит, Загир Бигиев, Карим Тинчурин, Адель Кутуй, Шамиль Усманов, Азат Вергазов.

В марте 1991 года было создано областное общество татарской культуры «Якташлар». В 1993 году Совет Пензенского областного Совета народных депутатов принял решение «О мерах поддержки областного общества татарской культуры «Якташлар».

Для реставрации памятника архитектуры и культуры XIX века - музея-усадьбы известных татарских просветителей Тенишевых финансовое управление и управление культуры области выделили из бюджета 25 млн. рублей. В Пензе выпускается татарская газета «Нурлы тан». В Пензенской области действуют татарские общественные организации: Мусульманский татарский центр Пензенской области, Культурный центр исламской семьи.

В области 29 школ с преподаванием татарского языка. Департаментом науки и образования области в татарских населенных пунктах оказывается методическая помощь учителям татарского языка и культпросветработникам, Городищенское педагогическое училище готовит преподавателей по специальности «Татарский язык и методика его преподавания» для национальных школ. В институте повышения квалификации учителей Пензенской области для преподавателей татарского языка и литературы проводятся лекции с приглашением казанских ученых. В деревне Татар Кынадысы с населением около 3 тыс. человек ежегодно проводятся дни памяти, посвященные земляку Аделю Кутую.

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары в Пермской области[/b]

Пермские татары - этнографическая группа казанских татар, расселенная на территории Пермской области и в смежных районах Свердловской области. После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро заселяются, в том числе и поволжскими татарами. Наибольшая их концентрация наблюдалась по реке Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях. К поволжским татарам присоединилась часть сибирских татар, мигрировавшая сюда значительно раньше.

В настоящее время в Пермском крае проживает около 135,5 тысяч татар (по данным переписи 2002 года). Они составляют около 5% всего населения региона и занимают второе место по численности после русских. Татар много в гг. Перми, Березники, Гремячинске (15,3%), Кизеле (13,5%), Губахе, Чайковский; компактно живут в Березовском (16,7%), Лысьвенском (16,8%), Куединском (6,4%), Кунгурском (8,8%), Октябрьском (32,5%), Ординском (16,4%), Осинском, Пермском (5,1%), Суксунском (7,9%), Уинском (33,5%), Чайковском, Чернушинском (7,1%), Чусовском (6,7%) районах. В Бардымском районе проживает около 30 тысяч человек, 94 % из них составляют татары и башкиры. В области более 150 татарских населенных пунктов.

В области действуют Региональная национально-культурная автономия татар и башкир Пермской области, Местная национально-культурная автономия татар г. Перми; Общественная организация «Татарский культурный просветительский центр г. Перми».

В Пермской области функционируют около 80 школ с обучением и около 50 дошкольных образовательных учреждений с воспитанием на татарском языке. На территории области ведут активную концертную и гастрольную деятельность 54 коллектива песни и танца татар и башкир: Художественный коллектив «Мэхэббэт», Творческий коллектив «Хыял». Издаются газеты «Халык чишмасе», «Халык авазы», «Тан» (Барда), «Балкыш»; выходит телепередача «Истоки».

Регулярно отмечается национальный татарский праздник «Сабантуй» - в 2004 году его праздновали в 12-й раз. Учредителями областного Сабантуя-2004 стали администрация Пермской области, региональная национально-культурная автономия татар и башкир Прикамья. Делегацию Татарстана на Сабантуе возглавлял замминистра по делам молодежи и спорта В.В. Лямзин, города Набережные Челны - первый заместитель мэра В.Г. Шахразиев.

[b]Известные личности:[/b]

Гузаиров Халил Мирзиянович - председатель РНКАТиБ Пермской области;
Закиров Данияр Галимзянович - председатель МНКАТ г. Перми;
Исмагилов Риф Аминович - глава администрации Бардымского района Пермской области, член Исполкома ВКТ;
Тухвятуллов А.Х. - руководитель общественной организации «Татарский культурный просветительский центр г. Перми».

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары в Санкт-Петербурге[/b]

Согласно указу Петра I из центральных областей России на строительство Санкт-Петербурга прибывают тысячи работных людей. Вместе с русскими из Казани, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы совершают тысячеверстный путь и татары.

Топонимика сохранила в Петербурге на Петроградской стороне до наших дней "Татарский переулок". Таким образом, татары влились в многонациональную фактуру Северной Пальмиры с первых дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами населения (немцами, финнами, шведами) они составили особую замкнутую прослойку жителей столицы империи.

Татары никогда не теряли связи с корнями своих предков, постоянно поддерживали связь с местами выхода. Принявшие христианство татары составили довольно значительный перечень аристократических дворянских фамилий России (Ширинский, Шехматов, Шереметьев, Мещерский, Апраксин, Аксаков, Нарышкин, Юсупов, Тургенев, Карамзин, Жуковский, Рахманинов, Державин, Танеев, Тимирязев, Чаадаев и др.).

В Санкт-Петербург Габдулла Тукай приехал в 20 числах апреля 1912 года по приглашению татарской общины. Он останавливался по адресу: Казанская улица, дом 5. В столице он встречается с редактором газеты «Нур» А.Баязитовым, с другими представителями татарской общины. Несколько тысяч татар постоянно проходили службу в частях императорской гвардии в Петербурге, на кораблях Балтийского флота в Кронштадте. Существовала небольшая прослойка дворян из военных и духовенства. Трудовая деятельность этой небольшой этнической группы петербургского населения была довольно разнообразна. В качестве рабочих татары славились добросовестностью, выносливостью, честностью, трезвостью, аккуратностью и пользовались спросом у работодателей. Состоятельные аристократы столицы предпочитали нанимать кучеров и конюхов из татар.

Татары вели крупную торговлю мехами, кожей, коврами и ковровыми тканями, сукном, легкими тканями, галантерейными товарами, готовым платьем. Уже с конца XIX века в России некоторые отрасли торговли хлебом, кожей, солью всецело находились в их руках. Петербургские татары держали все железнодорожные рестораны и буфеты по Николаевской, Царскосельской, Варшавской и Балтийской железным дорогам, от Петербурга до Москвы и даже Варшавы, а также несколько крупных городских ресторанов: на Невском проспекте ресторан "Крестовский сад" Ялышева, ресторан Карамышева и большой ресторан Николаевского вокзала Байрашева. В Новой Деревне купец I гильдии Рахматулла Халитов содержал знаменитый на всю столицу фешенебельный ресторан "Самарканд", который славился цыганскими хорами.

Большой популярностью у петербуржцев пользовалась рыбная торговля "Мусина и наследников". Фирма торговала красной рыбой холодного и горячего копчения, икрой, а также имела живорыбные садки на Круглом рынке и на Фонтанке. В начале XX века прислуга в императорском Зимнем дворце была в основном укомплектована из татар (100 человек). В начале XVIII века через реку Фонтанку был построен деревянный мост батальоном рабочей команды, которым командовал капитан, а затем подполковник Аничков. По преданию, родоначальником старинного рода Аничковых был татарский царевич Берка, перешедший в начале XIV века из Золотой Орды на службу к Ивану Калите.

В 1881 году ахун второго магометанского прихода Атаулла Баязитов от имени петербургских мусульман обратился к властям за разрешением на строительство мечети. Первое богослужение в мечети прошло 21 февраля 1913 года в день празднования 300-летия дома Романовых. До 1939 года мечеть была действующей. С 1956 года служба в мечети возобновилась.

В 1990 году возобновлено издание газеты «Нур». Первая в России татарская газета была основана в Санкт-Петербурге татарским просветителем, богословом и общественным деятелем Атауллой Баязитовым в 1905 году. К 300-летию Санкт-Петербурга на Пискаревском кладбище была создана Аллея Памяти. В 2001 году, в день прорыва блокады Ленинграда, на Аллее Памяти была открыта Мемориальная доска с надписью «Республика Татарстан. Вечная память землякам – защитникам блокадного Ленинграда».

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Молодёжная татарская организация «Сарытау»[/b]

Молодёжная татарская организация «Сарытау» была создана на учредительной конференции - 25 октября 2003 г. Инициатором ее создания выступил Аблязов Камиль Алимович, председатель национальной татарской культурной автономии г. Саратова. Основные цели создания молодёжной организации следующие: укрепление единства татарской молодёжи, пропаганда национального самосознания и здорового образа жизни, сохранение традиций и осуществление преемственности поколений.

Учредительная конференция проходила в актовом зале СГСЭУ, в ней приняли участие более 500 человек, а также специальные гости: Глава торгово-экономического представительства Республики Татарстан в Саратовской области, председатель РТНКА г. Саратова Аблязов Камиль Алимович, муфтий Поволжья Мукаддас хазрат Бибарсов, председатель РБНКА г. Саратова Хакимов Зуфар, вице – губернатор Тверской области Ахмеров Султан Раисович и т.д.

Все собравшиеся единодушно проголосовали за создание молодёжной татарской организации «Сарытау». Также был утверждён устав и основные цели задачи «Сарытау». Председателем «Сарытау» был избран Суркин Ринат, который получил единодушную поддержку большинства собравшихся.

В своей работе организация выделила три направления: духовно-нравственное, культурное, физическое. Приоритетом является духовное формирование молодежи. Это важное и ответственное направление возглавляет Рустам Хазрат - выпускник Российского Исламского Университета г. Казани. Под руководством Рустама Хазрата еженедельно проводятся уроки: татарского языка, основ Ислама и истории татарского народа для студентов. Мэрия города Саратова поддержала его инициативу по проведению ознакомительных уроков по Основам Ислама во всех высших и средних учебных заведениях, и на протяжении целого года данная программа успешно реализовывается. Совместными усилиями регулярно проводятся Татарские дискотеки, на которых можно услышать (возможно, единственном месте в городе) татарские песни, поучаствовать в весёлых конкурсах. Ну а о популярности подобных мероприятий среди татар, говорить не стоит.

Также очень большое внимание уделяется физическому развитию молодёжи. Курирует это направление Хамзин Рафаэль. Постоянно проводятся различные спортивные мероприятия, в которых активно принимает участие татарская молодёжь города. Ежемесячно проводятся выезды на природу, организованы субботники на татарском кладбище, и на татарском подворье в национальной деревне г. Саратова. Но конечно главной гордостью «Сарытау» является молодежная футбольная команда, которая в прошлом году заняла первое место в области по мини-футболу, а в этом году уже вышла во вторую лигу.

С недавних пор выпускается татарская культурно-просветительская газета «Сарытау». Она выходит ежемесячно и освещает всё то, что происходит в жизни татарской общины Саратовской области.

Для тех, кто хочет найти свою половину, действует татарский клуб знакомств «Башкода». Руководит им Девличарова Гюзель, которая вместе с психологами помогает найти себе спутницу или спутника жизни.

Информация предоставлена Молодёжной татарской организацией «Сарытау»

Link to comment
Share on other sites

[b]Республика Татарстан
Официальный сервер[/b]

[b]Татары Свердловской области[/b]

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Свердловской области проживает 168 143 татар. Они составляют 3,9% населения области и являются вторым по численности народом. Наибольший удельный вес татар зафиксирован в Красноуфимском районе (18,9%), Нижнесергинском районе (12,7%), Ачитском районе (10,8%), в г. Верхняя Пышма (9,8%). В области имеется около 40 татарских деревень. Возраст самых старинных из них - более 400 лет. Вероятно, эти деревни были основаны бежавшими на Урал после взятия Казани в 1552 г. татарами.

Много татар живет в Екатеринбурге. Первая волна миграции татар в крупнейший город области приходится на вторую половину XIX и начало XX века. Мигрировали в основном выходцы из деревень. Основным видом их деятельности была мелкая торговля и работа на многочисленных заводах, фабриках, лесозаготовках, шахтах, каменоломнях, на строительстве железной дороги. Развернули здесь свою деятельность и татарские купцы. Торговый дом "Братья Агафуровы" (основан в 1884 г.), торговая фирма "Товарищество Ф.Ш.Богатиев с сыновьями" (начало XX в.) были известны на всю округу.

На новом месте татары построили молельный дом (первое упоминание в печати в 1889), открыли медресе (1895) и всевозможные мусульманские благотворительные общества.

Вторая волна миграции татар в эти края произошла в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века, вызванная индустриализацией Урала и массовым раскулачиванием.

Наиболее интенсивный период социального и национального развития татар Екатеринбурга пришелся на 1919 – 1940 годы. В городе работали татарский клуб им. М.Вахитова, несколько начальных татарских школ и классов, татарская семилетка (закрыта в 1942 году), Свердловский передвижной татарский театр (ликвидирован в 1939 г.), отделение татарского языка и литературы при Свердловском педагогическом институте, издавались татарские газеты.

Сегодня на территории области зарегистрировано 26 татарских общественных организаций (по данным Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области). Наиболее активны 10 из них. Это НКАТ Красноуфимского, Артинского районов, города Екатеринбурга, Березовского, Первоуральска, Верхней Пышмы, села Аракаево Нижнесергинского района и НКАТ Свердловской области.

Екатеринбургское городское общество им. М.Гафури активно проводит акции культурно-просветительского характера: в 2006 г. торжественно были отпразднованы 100-летие со дня рождения М.Джалиля и 120-летие со дня рождения Г.Тукая. Руководитель общества – старейшина татарского национального движения на Среднем Урале С.Л.Надыров.

Национальный спортивно-культурный центр "АК БАРС" ежегодно проводит областные и региональные турниры по спортивной борьбе "Куреш".

В органах государственной и муниципальной власти Свердловской области работают немало татар, это депутаты областного Законодательного собрания и Екатеринбургской городской Думы. Среди известных свердловских татар есть видные военные, директора заводов, институтов, а также люди искусства: например, ректор Уральской государственной консерватории, профессор, заслуженный артист РФ Шаукат Амиров.

Представители татарской диаспоры Свердловской области регулярно участвуют в заседаниях съездов Всемирного конгресса татар. В соответствии с Программой Исполкома ВКТ совместно с Министерством образования и науки РТ и Советом ректоров вузов РТ по подготовке специалистов для татарских диаспор, в настоящее время в вузах РТ обучаются студенты из Свердловской области.

Link to comment
Share on other sites

  • 6 months later...

[b]Сулеймановские чтения[/b]

13-14 мая в Тюмени прошла ХIV Всероссийская научно-практическая конференция «Сулеймановские чтения» на тему «Актуальные проблемы развития языка и культуры сибирских татар».

В конференции приняли участие ученые, преподаватели, аспиранты и студенты учебных учреждений, представители общественности из Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Нижневартовска, городов и районов Тюменской области. В рамках конференции состоялась церемония вручения премии им.Булата Сулейманова, которая учреждена Конгрессом татар Тюменской области.


В номинации «Проза, поэзия» премии удостоена сибирско-татарская поэтесса Клара Кучковская, в номинации «Наше будущее» – заведующая кафедрой новейшей истории и политических наук исторического института Тюменского Госуниверситета Гульнара Баязитова. В номинации «Общественная деятельность» премию получила руководитель департамента по культуре Конгресса татар Тюменской области Валима Ташкалова.

Программа конференции включала в себя секционные заседания, встречу представителей тюменских татарских молодежных организаций с учеными-гостями конференции, посещение Тюменской областной научной библиотеки им.Д.И.Менделеева, где состоялась книжно-иллюстративная выставка «Благодарной памяти Булата – поэта редкого, истинного…».
В рамках конференции состоялась поездка в село Ембаево Тюменского района, где участники конференции провели круглый стол на тему «Сохранение исторического наследия и этнической самобытности сибирских татар, традиций и опыта взаимодействия тюркских народов». Кроме этого, гости посетили музей истории и культуры сибирских татар и возложили цветы на могилу Булата Сулейманова.

Учредителями и организаторами конференции выступили Комитет по делам национальностей Тюменской области, Конгресс татар Тюменской области, Национально-культурная автономия сибирских татар и татар, проживающих в Тюменской области, Тюменская областная научная библиотека им.Д.И.Менделеева, Тюменский государственный университет (Гуманитарный институт) и Тюменский государственный нефтегазовый университет.

Инна Мухатнабиева, пресс-секретарь Конгресс татар Тюменской области

Link to comment
Share on other sites

  • 8 months later...

[b] Ясколбинские татары[/b]

[size=4]...заболотные татары, эсколбинские татары, эсколбинцы, ясколбинцы, ясколба, этническая группа в России (Тюменская и Свердловская обл.), в составе тоболо-иртышских татар. Антропологически неоднородны:большая часть относится к большой европеоидной расе; значительное количество представителей южносибирского типа большой монголоидной расы. Числ. ок. 1,5 тыс. чел., населяют болотистую местность западнее и северо-западнее г. Тобольска по р. Иртыш и его притокам Лайме, Носке и Изметке. Говорят на заболотном говоре тоболо-иртышского диалекта сибирско-татарского языка тюркской семьи. Верующие — мусульмане-сунниты. Выделяются кошукские татары (0,1 тыс. чел.), живущие в населённом пункте Кошуки на крайнем востоке Свердловской обл. Я. т. сформировались из тобольских татар и тюменских татар, бежавших в болота после разгрома хана Кучума русскими. Основной компонент формирования группы — древние тюрки со значительным угорским и самодийским включениями. Я. т. так же, как и другие группы тоболо-иртышских татар с момента включения в состав России вели оседлый образ жизни. Основным типом жилища были бревенчатые избы, обычно с плоским верхом, или бревенчатые юрты, подобные юртам туринских татар. Основными видом очага были чувалы и глинобитные печи с вмазанным котлом. Одежда в основном была схожа с одеждой групп тюркского населения, проживавшего в бассейне р. Иртыш. Письменные источники зафиксировали, что у Я. т. в отличие от других групп существовали кожаные башмаки с деревянной подошвой. Средства передвижения у Я. т. были аналогичны средствам, существовавшим у других групп тоболо-иртышских татар. В настоящее время в основном занимаются животноводством и земледелием.[/size]

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
  • 1 year later...

Белогородские (аккерманские) татары

 

...по "Книге Большого Чертежа": "белогородские (аккерманские) татары прихаживали на Рыльские, и на Болховские, и на Орловские места — Бокай мурза"; Посольский Ш., Ромодановский; Муромская сакма, Пахнуцкая сакма, Савинская и др. Сохранились сведения, начиная от первых годов XVII в., и об укреплении этих главных Ш., о "досмотре царском посланцами" и о постройке по ним острогов. По Ш. за татарами шли окраинные порубежники "чумаковать" и по ним же из Москвы в Крым и обратно ездили послы той и другой стороны.

В. Р—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

 

 

 

ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИКНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ

СЕЙАХАТНАМЕ

ЗЕМЛИ МОЛДАВИИ И УКРАИНЫ

ТОМ V

VIII

НАША ПОЕЗДКА ИЗ КРЕПОСТИ ОЧАКОВ 

( В тексте явная опечатка — *** т. е. Азов) 

В АККЕРМАН

 

***

Господь премудр! Когда мы, взяв письма, вознамерились было уже отбыть, [оказалось], что в то время, как убегали спасшиеся от меча казаки, к крепости Очаков прибыло десять тысяч неверных, {хорошо] вооруженных и в прекрасном состоянии. [Убегавшие], повстречав этих, сказали: «Эй, куда вы идете? Ведь турки под Очаковым всех наших перебили, и только мы еле-еле свои души спасли! Ну-ка, поворачивайте обратно!».

Но казак Андрей заставил силою повернуть тех бегущих. Когда же они, [подчиняясь] его мужественному призыву, снова прибыли к Очакову, то по мудрому предопределению всевышнего аккерманские татары, [воины] паши, [воины] Силистры, Никопола, а также и Очакова, короче говоря, все газии, которые раньше оставили [в покое] убегавших, увидя теперь на равнине расстроенные ряды неверных, зарычали «Аллах! Аллах!» и пустили своих коней в самую их гущу.

И такова была мудрость [бога], что неверные, уже отведавшие меча, снова меч увидев, еще [больше] расстроили свои ряды и, говоря: «подпруге — сила, плетке — счастье!» (*** — Это выражение можно также перевести: «бежать—значит плетку благословлять»), пустились в бегство, нарушив приказ казака Андрея. Тогда все газии, не обращая внимания на находящийся в этой долине обоз, бросились в атаку и стали разить [противника]. В один миг взяли они семь тысяч пленных, три тысячи рабов, восемьсот повозок с десятью крупными пушками и другим имуществом и припасами. В тот же день все газии, радостные, вернулись в Очаков с добычей. [140]

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Celebi3/text8.phtml?id=1734

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Sad
        • Confused
      • 161 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
      • 128 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
        • Upvote
        • Like
      • 241 replies
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
        • Facepalm
      • 15 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
        • Facepalm
        • Downvote
        • Haha
      • 151 replies
    • И опять Помогите))
      Девочки форума....кто может откликнитесь
      все все все...мне нужна ваша помощь....
      У дочери день варенье в понедельник, меня поставщики подвели, заказала костюм  Чуи(на вайлдберис) вобщем отказали ...
      А она у меня ужасная анимешница, вобщем решила сама смастерить ей костюм , благо не очень тяжёлый ...
      У меня есть пальтишко, портниха онун астарыны дейишечек, шляпку куплю , брюки черные и сарочка есть, остаётся только два элемента, серая жилетка и короткий пиджачок, серая жилетка может у кого то от костюма остался, могу купить, или за шоколадку взять, а что делать с пиджаком? Моя портиниха отказалась((( говорит переделать нет проблем , а новый сшить нет ...
      Очень мало времени ....помогите, можно и советом...
      По магазинам не могу пройтись с работы в 6 выхожу...могу успеть только в один но только если точно знать что могу купить , что надо
        • Like
      • 18 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...