Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Истина о Карабахской проблеме


Recommended Posts

[b]Истина о Карабахской проблеме[/b]

[b]Фарида Мамедова
доктор исторических наук, профессор[/b]



--------------------------------------------------------------------------------

Главная причина так называемой "карабахской проблемы" заключается в территориальных притязаниях армян к азербайджанскому народу, к Азербайджану.
Причина стабильного пристального внимания армян к землям исторического Азербайджана вообще и к Карабаху в частности, кроется в той трагической судьбе армянского народа, которая сложилась в силу объективных и субъективных факторов. Это можно проследить путем краткого экскурса в историю Карабаха и историю армянского народа.

Историческая провинция Карабах-Арцах — одна из важнейших провинций Кавказской Албании, самого раннего государства исторического Северного Азербайджана, занимала часть территории нынешнего Нагорного Карабаха и часть Мильской степи. Она известна под разными наименованиями — в форме Орхистена у античных авторов 1 в. до н.э. - I в.н.э., в форме Арцах (этимология Арцаха пока остается неизвестной. Попытки этимологизации его на основе армянского языка не убедительны. Напомним, что топонимы Арцах и Утик имеются в Испании, на Пиренеях. Впервые слово Арцах упоминается в "Авесте" в значении страна, область ветров.) в албанских и армянских источниках V-ХVШ вв., под названием Хачен, а также персидских, арабских источниках VШ-ХIV вв., в форме Карабаха становится известным с XII в. в грузинских и персидских источниках. Карабах — тюркское слово, означает большие сады, черные сады.

Карабах-Арцах был неотъемлемой частью-областью всех тех государственных образований, которые были на территории исторического Северного Азербайджана, т.е. это — историческая область Азербайджана с древних времен и поныне.

С IV в. до н.э. по VIII в.н.э. Арцах — область Кавказской Албании, самого древнего государства Северного Азербайджана. После падения Албанского самостоятельного государства Арцах-Карабах, будучи частью географического и политического понятия Азербайджана, входил в состав азербайджанского государства Саджидов, в Х в. в состав государства Саларидов, в ХI-ХII вв., был частью государства Шеддадидов (Шарифли М.Х. Феодальные государства Азербайджана во второй половине IХ-ХI вв. — Баку. 1978, 344, с. 30-89.), в ХII-ХШ вв. Карабах составлял часть Азербайджанского государства Атабеков-Ильденизидов (Буниятов З.М. Государство атабеков Азербайджана. — Баку, 1978.), во второй половине XIII — начале XV вв. в период существования монгольского государства Хулагуидов Карабах входил в состав государства Джалаиридов (Пириев В.3. Об исторической географии Азербайджана ХШ-ХV вв. — См. Сб.: Историческая география Азербайджана. Баку, 1987, с.98-105.), в XV в. входит в состав государства Гара-гоюнлу, а потом Аг-гоюнлу, а в ХVI-ХVII вв. Карабах, будучи в составе Карабахского беглярбегства, входит в состав Азербайджанского государства (в политическом понимании) Сефевидов, которое, в свою очередь, состояли из 4-х беглярбегств — Ширванского, Карабахского, Чухурсаадского (или Ереванского) и Азербайджанского (или Табризского). (О.Эфендиев Азербайджанское государство Сефевидов в XVI в. — Баку, 1981.).

Карабахом в составе Карабахского беглярбегства владела фамилия Зияд-оглы тюркского племени из Каджаров с XVI по XIX в — (О.Эфендиев Территория и границы азербайджанских государств в ХV-ХVI вв. — См. сб.: Историческая география Азербайджана. Баку. 1987. С.114.) Во второй половине XVIII в. Карабах входит в состав карабахского ханства, в составе которого и был присоединен к России в 1805 и 1813 годах и окончательно после Туркменчайского договора 1828 г. (О Карабахе в составе азербайджанских государств см.: Сборник "Историческая география Азербайджана". Баку, 1987).

Итак, как видно,[b] Арцах-Карабах никогда не входил в состав Армянского государства, которое образовалось на территории Малой Азии и находится далеко за пределами Закавказья. [/b]Население Карабаха в период античности и раннего средневековья составляли кавказоязычные албаны и тюркоязычные племена.

Практически арабами была завоевана низменная часть Албании, долины реки Аракса и Куры, результатом чего явилась исламизация населения равнинных частей и ассимиляция их тюркоязычным населением страны, осевшим компактными массами. Но горные части Арцаха продолжали сохраняться за албанским населением, за албанскими князьями Михранидами. В IX в. потомок Вараз-Традата, албанского Михранидского рода, Григори Хамама частично восстановил разгромленное албанское царство, в состав которого входил и Арцах. После его смерти Арцахом и провинцией Утик завладел сын Григори Хамама-Саак-Севада, чье царство длилось до XI в. В ХП-ХШ вв. в Арцахе возвысилось Хаченское княжество, которое, по словам И.А.Орбели, было "частью древней Албании" (И.А.Орбели. Гасан-Джалал — князь Хаченский. См. Избранные труды. Ереван. 1963, с 146.). Правителем Арцах-Хаченского княжества становится Гасан-Джалал (1215-1261), опять же представитель, потомок албанских Михранидов. Кроме реалий имеются детальные родословия, возводящие род Гасан-Джалала к Михранидам. Таким образом, прослеживаются как прямая генетическая связь правителя Хаченского царства Гасан-Джалала с правящими албанскими Михранидами, так и преемственность политической власти ее правителей на протяжении большого периода с XI по XV вв.

Правление Гасан-Джалала можно считать экономическим, политическим и культурным возрождением Албании. Этот подъем отразился в литературе, гражданском строительстве, архитектуре, в создании культовых сооружений. По настоянию Гасан-Джалала, стремящегося показать преемственность своей власти правлению албанских Михранидов, была продолжена и дополнена в "Истории албан" Моисея Каланкатуйского четырьмя новыми главами, в которых отражено правление Гасан-Джалала, строительство им Гандзасарского комплекса. Тем самым была возрождена албанская историко-литературная традиция. С 1216 по 1288 гг. Гасан-Джалалом был построен по настоянию албанского патриарха Нерсеса Гандзасарский собор, который Гасан-Джалал назвал "престольным собором Албании". В Гандзасаре похоронены почти все позднеалбанские католикосы-патриархи, о чем свидетельствует эпиграфика на надгробных плитах вплоть до 1828 г.

После потери политической светской власти Джалаловским родом (род Гасан-Джалала в XV в.), которой владели до XV в., представители этого рода становятся духовными владыками страны, патриархами-католикосами Албанской самостоятельной церкви вплоть до 1836 г., когда Албанская церковь была упразднена и подчинена Армянской церкви.

В свете вышеизложенного совершенно беспочвенным, неправомерным представляются попытки армянских ученых и армянской общественности представить Гандзасарский собор (комплекс) как армянский, созданный в армянской этнической среде. [b]В таком случае, зачем надо было в 1836 г. присоединять к армянскому патриаршеству специальным рескриптом русского Синода, уже так сказать "присоединенный" Гандзасар? [/b]Совершенно очевидно, что в однородной этнической среде (будто бы армянской) не может быть два самостоятельных патриаршеств, две самостоятельные церкви, именуемые Албанскими и Армянскими. В таком случае одно из них должно быть церковью и патриаршеством, а другое-епископством первой, управляемой епископом.

В XV в. род Гасана-Джалала получил от Джахан шаха (Гара-гоюнлу) титул "Мелик", после чего род распался на пять меликств-мелких автономных княжеств. Это следующие меликства — Гюлюстан, Джераберд, Хачен, Варанда и Дизак. Титул мелик прилагается к фамилиям-владетелям княжеств-меликств. К примеру, Мелик-Аслановы, Мелик-Егановы, Мелик-Шахназаровы. Очень примечательно, что изначально меликства характерны только для Карабаха-Арцаха, позднее они появляются и в Т???ки (в нынешнем Огузском районе), которые были основными выходцами из Карабахских меликств.
Следует отметить, что отдельные ветви этих фамилий, приняв ислам, исламизировались, становились азербайджанскими. Так известно, из одной фамилии произошла одна ветвь-арменизированнная албанская Мелик-Егановы, а другая ветвь — азербайджанская Мелик-Егановы, т.е. у них общие корни. Мелики Карабаха в письмах к русскому царю именуют себя "наследниками Албанских Аршакидов". В Азербайджане до сих пор имеются потомки Гасан-Джалаловского рода, которые помнят свои албанские корни, хранят память албанского прошлого, помнят, что их корни — албаны, а не армяне. Итак, историческая албанская провинция Арцах-Карабах на протяжении всей истории, вплоть до XIX в.; была важным политическим, культурным, духовным центром осколочного албанского христианского населения, сумевшего вплоть до XIX в. сохранить свое территориальное, политическое конфессиональное единство, и, самое главное, албанское самосознание.

Теперь мы коротко рассмотрим основные вехи в[b] истории армянского народа, ибо это действительно реальная история народа, армянских колоний, рассеянных на большом географическим ареале. Но это не история стабильной страны. Потому все научные издания, посвященные проблеме, именуются "Историей армянского народа", хотя в них (в этих трудах) авторы совершенно неправомерно "пытаются" представить историю стабильной Армянской страны, Армении. Как понятие политическое, Армения очень рано изжила себя, перестав быть страной, понятием, означающим политическое единство. [/b]

[b]Как известно, армяне — не автохтоны, как на территории Малой Азии (исторической Турции), так и на Кавказе.[/b] По мнению арменистов, (Н.Адонц. См. Новый энциклопедический словарь Брокгауза - Эфрона) армяне из фригийских племен, первоначально живших на Балканах, подхваченные киммерийским движением, появились в Малой Азии в XIII в. до н.э. Далее они пошли на восток, до Евфрата. В последнем издании "Истории армянского народа" сообщается, что в XII в. до н.э. на территории хурритов, хеттов и лувийцев (в верховьях Евфрата) проникли группы индоевропейских армяноязычных племен, именуемых в ассирийских клинописях мушку и урму, греческих аримами, а в дальнейшем армянами. (История армянского народа. Ереван. 1980, с. 17-18.). Другой крупный арменист филолог Манук Абегян пишет: "Каково происхождение армянского народа, как и когда он утвердился в Армении, откуда и какими путями он пришел в свою отчизну, с какими племенами он имел общение до и после прихода в Армению, кто и какое влияние оказал на его язык, на его этнический состав? [b]Обо всем этом у нас нет точных и подробных сведений[/b]" (Манук Абегян. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975, с 11).

[b]Первое Армянское государство возникло в Малой Азии[/b] в VI в. до н.э. и просуществовало до 428 г. С VI в. до н.э. по III до н.э. Армения представляла из себя две сатрапии — провинции (Восточная Армения и Западная Армения), подвластные в начале Персидской империи — Ахеменидам, потом Александру Македонскому, потом Селевкидам. Во II в. до н.э. и I в. до н.э. (при Арташесе I и Тигране II) границы Армянского государства были расширены. Разбитый римским полководцем Помпеем Тигран II лишился всех приобретенных земель. За ним сохранилась собственно Армения, в пределах Армянского нагорья. (Манандян Я.А. Тигран Второй и Рим. Ереван, 1943. С. 27, 47-48; Фарида Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С. 118-120).

Необходимо еще уточнить, какая территория понимается под Армянским нагорьем. И далее, [b]с I в. до н.э. по 428 г. Армения по своему политическому статусу была номинальным государством, фактической провинцией Персии и Рима-Византии. Арменией правили то персидские, то римские ставленники, которыми могли быть и атропатенские и иберийские — грузинские царевичи. А это означает, что армянские цари не имели права наследования, т.е. были номинальными, но не фактическими правителями.[/b] В течение этого периода Армения подвергалась неоднократному делению между двумя империями — Римом и Персией — в 66 г. до н.э.; 37 г.; 298 г.; 387; и т.д. Согласно этим делениям часть Армении отходила к Византии и называлась Западной византийской Арменией (к Западу от р. Евфрата), она же Малая Армения, часть отходила к Персии и называлась Восточной персидской Арменией (к Востоку от р. Евфрата), она же Большая Армения. Армения историю народностей, в составе государств, в которых жили.

[b]Попытки возрождения Армянского царства были предприняты в IХ-ХI вв. и в ХII -ХIV вв[/b].[b] В IХ-ХI вв. в районе Карса, Урзурума [/b]было создано армянское государство Багратидов (столица Ани) . Что же касается последующих веков то, по мнению армянских ученых, [b]в Х11-Х1У вв. было создано армянское Киликийское царство, причем совершенно на другой территории, на Северо-Восточном берегу Средиземного моря. С V в. на территории исторической родины армян не было армянских политических образований. [/b]

С XV в. армяне свою историю теснейшим образом связывают с армянской церковью. Значение армянской церкви усиливается в особенности с тех пор, когда католикосский престол был переведен из Киликии в Эчмиадзин в 1441 г. близ Еревана. И очень примечательно, что с этого периода история армянского народа становится известной как определенный специальный период, именуемый Эчмиадзинским периодом. Во всяком случае, дореволюционные издания, т.е. издания до 1918г. знали этот Эчмиадзинский период, а советские историки предали забвению. Таким образом, с XV в. руководителем политической, да и любой сферы жизни армян становится Эчмиадзин — он консолидирующая организующая сила армянского народа, рассеянного по всем странам.

[b]Это дало повод армянским историкам окончательно территориально приобщаться к азербайджанским областям[/b], где жило осколочное албанское население, — Арцаху и Сюнику, часть населения которых, будучи христианским (албаны, не теряли территориального и политического единства) сохраняла с армянами конфессиональное единство (монофизитство).

С возникновением Османской империи армяне теряют надежду на создание своего государства [b]на исторической родине, территории Малой Азии[/b]. Они устремляют свои взоры на Кавказ, на исторический Азербайджан, вынашивают идею очищения Кавказа от азербайджанских тюрков. Творцы "Истории армянского народа" вводят в научный оборот понятие Восточная Армения, переосмыслив его, под которым с. XVI в. до XX в. подразумевают только и только азербайджанские земли — Карабах, Ереван, Гянджа, Сюник-Зангезур. [b]Таким образом, понятие "Восточная Армения" смещается и во времени, и в пространстве с востока от р. Евфрат на Кавказ. [/b]

Под "Историей армянского народа" XVI, XVII, XVIII, XIX вв. излагается история азербайджанских областей — Карабахского, Ереванского, Гянджинского. Нахичеванского ханств. С XVIII в. армяне через Польшу проникают в Россию, пытаясь всякими посулами, ухищрениями расположить к себе Русский двор, русского императора Петра I, заинтересовывая его необходимостью освобождения от турецкого и персидского ига, так называемой "Восточной Армении", а по существу вели переговоры об освобождении Карабаха, Зангезурских земель, где наряду с тюрками жило осколочное албанское христианское население.

В армянских изданиях карабахские меликства именуются армянскими, к тому же все события, связанные с ними, переносятся в историю армянского народа. В этом отношении особенно примечательны освободительные движения, связанные с именами Исраэла Ори и Давид-бэка. С целью освобождения христианского населения карабахских меликств (албан) от турецкого и персидского господства Исраэл. Ори (сын одного из карабахских меликов) посетил Германию, Италию, Францию, Россию, пытался заинтересовать своим планом европейские державы, а так же Петра I, который обещал помочь. Но, смерть Ори помешала реализации его плана освобождения меликств (1691 - 1711 годы).

В специальных разделах, посвященных истории армянского народа ХVП-ХУШ вв., имеются главы "Армяно-русские отношения. Исраэл Ори" и "Освободительное движение в 1720 годах", (См. "История армянского народа", 1980 г. с. 163-170), [b]в которых речь опять же по существу идет не об армянской истории XVIII в., а об албанском христианском населении, живущем в карабахских меликствах,[/b] освободительном движении.
Точно так же искажено армянскими учеными преподносится освободительное движение карабахских меликств, возглавленное Давид беком в 1722-1728 гг. (См. сравни "Новый энциклопедический словарь". Брокгауз, Эфрон, т III, а так же "История армянского народа", Ереван” 1980. с. 167 169).[b] Кроме истории этих меликств варсенале истории армянского народа ничего другого нет. [/b]

Вопрос об освобождении карабахских меликств встал при русской императрице Екатерине II. [b]В проекте Потемкина по этому поводу сказано: "... воспользуясь персидскими неустройствами занять Баку, Дербент, др. земли, присоединить Гилян, захваченную территорию назвать Албанией будущего наследия великого князя Константина Павловича"[/b] (Храповицкий А.П. Чтение в императорском обществе истории древности российских при Московском Университете. Кн. 2, М., 1872, с 37). [b]Как видим, русское правительство предусматривало возродить не Армянское царство, а Албанское, отдавая дань историческим реалиям.[/b] В письме Потемкина, адресованном Безбородко, читаем: "Великую можно приобрести из сего пользу и миролюбно устроить край Армянский (видимо, г. Ереван с окресностями, который был наследственным владением азербайджанского хана, но где имелось незначительное армянское население — Ф.М.) и ту часть, которая составить должна Албания, так же и царство Ираклиева" (ЦГВИА, фонд 52, опись 2/203, дело 37, лл.63-64) Следовательно, в XVIII в. карабахские мелики помнили и поддерживали свое этнополитическое прошлое. Очень примечательно, что об этом, в особенности о проекте Потемкина, ничего не сказано в историях армянского народа. Напротив, там сказано: "чтобы привлечь на свою сторону христианское население Закавказья, царское правительство распространяло слух, будто целью похода является "восстановление Армении" (См. "История армянского народа", Ереван, 1951, с 266). А в последнем издании "Истории армянского народа" — 1980 г. сообщается о переговорах армянской епархии в России с представителями русского государства, согласно которым будто бы предусматривались освобождение. Полководцем А.К.Суворовым и восстановление армянского государства со столицей в Ереване. "Предлагалось создать особый армянский полк, который совместно с войсками армянских меликов Карабаха должен был освободить Араратскую провинцию, а затем остальные армянские области."?!! ("История армянского народа", 1980, с 171-172).

Суворов был кровными узами связан с карабахскими меликами. Отсюда и понятны его интерес и поддержка. Под так называемым "армянским полком" подразумевали армяне войска карабахских меликов, ибо о других армянских войсках так ничего и не сообщает "История армянского народа". Практически в планы Суворова входили земли албанские и территория вокруг г. Еревана, что входило в азербайджанское Ереванское ханство.
Так в "Истории армянского народа" (изд. 1980 г.) сказано о XVIII в.: "Западная Армения была разделена ... на пашалыки — Эрзрумский, Карский... Диарбекирский. В Восточной Армении и Азербайджане были созданы ханства Ереванское, Нахичеванское, Карабахское, Ширванское и др.". Как видим все перечисление ханства были, как известно, азербайджанскими. В историях армянского народа совершенно умалчивают об азербайджанских беглярбегствах, [b]которые предшествовали ханству[/b]. Еревань и Нахичеван были местожительством (улька) кызылбашского племени Устаджлу. Чухур-Саад оставался их наследственным ульком. Как видим, на этих землях не было Восточной Армении. Надо особо отметить, что в состав Карабахского беглярбегства входило обширное пространство между р. Курой и Араксом, на котором также находились Казах, Шамшадил, Лори и Памбак. (О.Эфендиев. Территория и граница Азербайджанских государств в ХV-ХV1 вв. См. Сб.: Историческая география Азербайджана. Баку, 1987, с 114-116: К.Рохборн. Низами-и-эйалат дар доврейи. Сефевийе-Тахран, 1970, с 6: А.Рахмани. Азербайджан: границы и административное деление в ХУ1-ХУ11 вв. См. "Историческая география Азербайджана" на с. 132. Шереф-хан Бидлиси. т., с. 198.). А когда были созданы азербайджанские ханства. Карабахское беглярбегство стало Карабагским ханством, ...".

Согласно реалиям, в 1805 г. русское подданство приняли Карабагское и Шекинское ханства. В течение 1806-1813 гг. [b]были завоеваны [/b]Талышское, Бакинское, Кубинское, Гянджинское, Дербентское ханства.
В течение 1826-1827 гг. были взяты Ереванское и Нахичеванское ханства. [b]Ереванский хан со своим братом (азербайджанский род Макинских ханов на севере Южного Азербайджана) [/b]ожесточенно сражался против русского завоевания.[b] Интересы России требовали увеличить численность армянского населения на Кавказе, сконцентрировать В пограничных с Турцией и Персией областях больше армян-христиан, у которых была сильна русская ориентация. Кроме этого, этим актом расположив к себе армянское население Турции, иметь опору в Малой Азии. Так, в Туркменчайский и Адрианопольский договора были включены спецальные статьи, разрешающие переселение армян на Кавказ — в земли Грузии, Азербайджана. Тогда и появились первые компактные армянские переселенцы в Карабахе, Зангезуре. Для этих армян была создана даже специальная комиссия. Только в 1828-1830 г. переселилось 130 тыс. армян. После Туркменчайского договора 1828 г. царское правительство создает новое, еще доселе не существующее в истории политическое образование (деление) — армянскую область из азербайджанских земель — Ереванского, Нахичеванского уездов и Ордубадского округа, управляемую царскими чиновниками. Это была первая попытка создать армянское политическое образование на территории Азербайджана. В 1849 г. была упразднена Армянская область и созданы губернии — Эриванская, Нахичеванская и (Ордубадский округ), Елизаветпольская, Бакинская. [/b]

В 1836 г., когда Царское правительство с целью заручиться поддержкой турецких армян, пытаясь иерархически подчинить их прорусски настроенному армянскому патриаршеству (Эчмиадзину) пошло на ряд уступок армянской Эчмиадзинской церкви, [b]одной из которых был положение об упразднении самостоятельной албанской церкви[/b]. Албанского патриаршества и подчинения их армянско-григорянской церкви (ЦГИА, справка 1907 г, ф.821, оп.139 (173, ед. хранения 96.) А позднее (в 1909-1910 гг.)[b] армяно-григорянская церковь с разрешения Русского Синода уничтожила в числе старых архивов и архив Албанской церкви, тщательно скрыв следы албанской литературы (ЦГИА, ф. 821, оп. 10, д. 89.). [/b]

Такую же работу провела и проводит армянское духовенство с Албанскими культовыми христианскими памятниками, как свое время оно поработало с грузинскими памятниками, о чем писал В.Л.Величко. Фактически после этого акта албаны Карабаха стали арменизироваться, и стали считаться армянами. Албаны потеряли свое этническое самосознание. [b]Интересен документ из русского Синода, где говорится об албанце-христианине, добивающемся изменения вероисповедания, чтобы разрешили ему принять лютеранство, ибо по причине исповедания григорианства его неверно считают армянином. [/b](ЦГИА. фонд 821, опись 150, дело 477, год 1908.). И тем не менее часть албан Карабаха переселилась на левый берег Куры и сохранилась. Это -удины.

Но процесс деэтнизации был очень длительным. Следует помнить, что часть поздних албан-удин сохранилась и поныне, живет в Огузском и Кабалинском районах, сохранив свою историческую память, свое албанско-удинское самосознание, свой язык, относящийся к восточно-кавказской языковой группе, сохранив свой алфавит из 52-х букв, как и албанский.

Что же касается армянского этноса, то сама "История армянского народа" (изд. 1980 г., с. 187) вынуждена была признаться: "В начале XX в. значительная часть армянского народа жила за пределами своей родины — в соседних и далеких странах...Многие армянские колонии не порвали связей с родиной' (?!-Ф.М.). Напрашивается естественный вопрос — что подразумевается под понятием "своей родины", какие эти земли?! С какой территорией армянские колонии поддерживали постоянные связи. Ибо, проследив историю армянского народа буквально по векам. [b]Прочтя творение самих же армянских историков, мы не нашли родину армян — стабильной постоянной территории с политическим единством. Ведь основополагающим критерием этноса-нации является общность территории, на которой возникает и формируется этнос. Эту-то общность территории, историческую родину предстоит армянам выявить и потом уже создать реальную историю, а не приобщаться каждый раз к новым землям — то к азербайджанским областям — Карабаху и Сюник-Зангезуру и др. землям, то южным областям Грузии (Гогарене), что они делали в начале XX в., по поводу которых писали И.Чавчавадзе и В.Л.Величко. В.Л.Величко отмечал, что на армянских картах "Великая Армения" доводится чуть ли не до Воронежа, со столицей в Тифлисе. [/b]Он также писал: "Грузин они (армяне), в области историко-археологической грабят бессовестнейшим образом: сцарапывают грузинские надписи с памятников,...сочиняют исторические нелепости и указывают, как на Древние армянские владения, на такие области, где каждый камень говорит о прошлом грузинского царства" (И.Чавчавадзе "Армянские мудрецы" и вопиющие камни. В.Л.Величко. Кавказское Русское дело и междуплеменные вопросы. Баку, 1990, с 107).

Прокурор Эчмиадзинского Синода А.Френкель писал об этом в начале века: "[b]исторические судьбы армянского народа доказали с неопровержимой точностью полную неспособность этого народа к образованию самостоятельного государства, государственного организма" (Справка прокурора Эчмиадзинского Синода А.Френкеля (1907 г.) ЦИГА, ф. 821, о. 139 (173) ед. хр. 96.). Без помощи России и зарубежных стран армяне никогда не обрели бы государственного бытия. [/b]

Царское правительство вынашивало идею создания Армянской области не только на Кавказе, но и на Малоазийских землях Турции. Стремление к захвату Черного моря, Босфора и Дарданел русский царизм прикрывал лозунгами "борьбы за освобождение христиан от ига мусульманской Турции".
Вопрос о Западной Армении, о положении армянского населения Турции в переговорах в Сан-Стефано и в Берлине в 1878 г. стал называться "армянским вопросом", согласно которому Турция обязывалась ввести в армянских вилайетах необходимые реформы. Практически за реализацию армянского вопроса стояла только Россия.[b] Для реализации армянского вопроса были созданы политические партии "Гнчак" (1887 г.), "Дашнакцутюн" (1890 г.).[/b] Обосновавшись в Русском Закавказье, они высылают в Турцию пропагандистов, организуют повстанческие отряды, выступления которых рассчитаны больше на привлечение внимания великих держав к судьбе армянского народа. Партия "Дашнакцутюн" для достижения своей цели меняет часто свои ориентации — от русского до европейских держав, потом к общетурецкому революционному движению, к младотуркам, а потом вновь к России. По выражению Милюкова, армяне, "засевшие на перепутье между Россией и Турцией", накануне первой мировой войны приобретают крупное политическое значение. (Большая Советская Энциклопедия. М. 1926, том 3, Армянский вопрос, с.436). В период Балканской войны (1912-1914 гг.)

Россия выдвинула программу по созданию автономной Армянской области в Турции, т.н. Западной Армении из вилайетов — Эрзурума, Вана, Битлиса, Диярбекира, Харпута, Сиваса. Правителем Западной Армении должен был быть генерал-губернатор христианин, назначаемый Турцией с согласия европейских государств. Но эту программу европейские государства не поддержали (История Армянского народа. Ереван, 1980, с. 259).

Февральская и октябрьская революции 1917 года послужили новой вехой в армянском вопросе. В октябре 1917 года в Тифлисе собрался Армянский национальный конгресс, который от имени всего армянского народа выдвинул требование-сохранение за Арменией территорий Турецкой Армении, оккупированных русскими войсками во время первой мировой войны. Идею создания западной Армении поддержал и В.И.Ленин, подписав 28 октября 1917 года декрет, согласно которому Советская Россия провозгласила право, так называемой, Западной Армении на полное самоопределение (Айдын Балаев. Азербайджанская Демократическая Республика. Баку, 1991 г. С. 17-18, Декреты Советской власти, т. 1, с. 298-299).

[b]В мае 1918 года, когда распался Закавказский Сейм, была провозглашена Армянская независимая Республика, у которой не было ни территории, ни столицы. Она была провозглашена в Тифлисе. АДР (Азербайджанское Демократическое Республика) 29 мая 1918 года уступила Армянской Республике г. Ереван (Айдын Балаев, Указ раб с 50; ЦГАОР, Аз ССР, ф. 970, оп. 1, ед. хр1 лист 51.). Территория Армянской Республики свелась практически к Эриванскому уезду и Эчмиадзинскому с 400 тыс. жителями. [/b]

По окончании первой мировой войны армяне стали рассматриваться державами в качестве опоры против Турции (в Киликии), так и против Советской России (в Закавказье). Антанта передала Армянской Республике Карсскую область и уезды Эриванской губернии. Население Армянской республики в 1918 г. было 1,5 млн., из коих 700 тыс. армян. Не довольствуясь этим, дашнаки заявили претензии на территории Ахалкалак и Борчалы, вошедшие в Грузинскую республику, также на азербайджанские земли — Карабах, Нахичеванский уезд, Зангезур, бывшие в составе Азербайджана. Эти попытки привели к войне с Грузией и долгой кровопролитной войне с Азербайджаном. Армянская Республика беззаконно (как всегда) грубой силой стала аннексировать азербайджанские земли ([b]Большая Советская Энциклопедия. Москва, 1926, т[/b]. 3, АРМ. Вопрос, с 437; Гражданская воина и военная интервенция в СССР (Энциклопедия), Москва 1987, с. 43.).

12 августа 1918 г. Ленин подписал декрет о передаче Нахичевани и Зангезура дашнакам. Летом 1918 г. Андроник с армянской армией вторгся в Зангезур. предъявил населению ультиматум — либо подчиниться их власти., либо покинуть насиженные места. [b]По сведениям следственной комиссии Михайлова, только за лето 1918 г. в Зангезуре было уничтожено 115 азербайджанских сел, убито 7 тыс. человек, 50 тыс. азербайджанцев покинули пределы Зангезура (Айдын Балаев, указ.раб.с. 50). [/b]

Особенно ожесточенно шла борьба в Карабахе. В 1919-1920 гг. Армения перестает интересовать европейские страны. Вопрос о судьбе Армении передается Северной Америке. Верховный Совет Лиги Наций признал, что "без поддержки" Армения существовать не может (БСЭ с. 437).
Президент Америки принял поручение Лиги Наций определить границы Армении- Но американские политики отвергли "мандат на Армению", посчитав, что Армянский вопрос — это Европейский вопрос и большинством голосов отвергли его при голосовании в сенате. (Там же с 438).
То же самое сделало Французское правительство с армянами оккупированной им в 1919 г. Киликии. Франция в 1921 г. заключила мирный договор с Турцией, по которому она отказалась от Киликии. Армяне были разбиты, часть (20 тыс.) была уничтожена. Жалкие остатки армянского населения бежали в Сирию, на Кипр, в Египет (БСЭ с. 438).

Итак, одна из двух "армянских баз" была ликвидирована. Армянский вопрос сосредоточился на Закавказье, где дашнаки вели политику воинствующего национализма. В марте-июле 1920 г. произошли столкновения с дашнаками в Карабахе, Шуше, Нахичевани, Ордубаде, Тертере, Аскеране, Зангезурском, Джебраильском, Гянджинском уездах. Были уничтожены десятки азербайджанских сел.

Советская Россия решила не Допустить превращения Армянской Республики в антисоветский плацдарм. Она стала посредником в разрешении территориальных вопросов между Арменией и Азербайджаном. Получив из Великобритании и Италии оружие, дашнаки произвели массовый погром мусульманского-тюркского населения Карабаха. Нахичевани и Зангезура по губерниям — Эриванской и Карсской. В октябре 1920 г. Восточная Турецкая армия Кара Бекира и Халил-паши взяла Каре, Александрополь и заставила армян подписать неслыханный тяжелый мир (Там же.). Дашнаки дважды обращались правительствам США, Великобритании, Франции, Италии с просьбой помочь, но получили отрицательный ответ. (Гражданская война и военная интервенция в СССР, с. 42). В ноябре 1920 г. власть дашнаков была свергнута и установлена Советская власть. Оставшиеся в Зангезуре дашнаки в декабре 1920 г. образовали "Сюникское правительство" (Республику Нагорной Армении). И только в июне-июле 1921 г. Зангезур был освобожден от дашнаков (Гражданская война и... с.43).

Русско-Турецкий договор 1921 г. аннулировал Александропольский мир, установив границу Армянской Республики с Турцией в современных ее начертаниях. [b]С этого времени начался момент государственного бытия армянского народа на Кавказе[/b]. После падения АДР Советская Россия, пересмотрев свой взгляд, понимая мифичность идеи создания Западной Армении в Турции, решила создать, так называемую Восточную Армению из азербайджанских земель — бывшего Эриванского ханства. Зангезурских земель, где к этому времени уже были созданы компактные армянские поселения.

После установления Советской власти в Азербайджане (апрель 1920 г.) Н.Нариманов неоднократно требовал присоединить Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичевань к Азербайджану. Он говорил. "Никто в мире не в состоянии помешать нам повлиять на население указанных областей высказаться за соединение с Азербайджаном" (ЦИА ИМЛ, ф. 64, оп. 2, д., 5, л. 80.) "Уступка этих областей Армении сейчас является дискредитированием советской власти не только в Азербайджане, но и в Персии, и Турции" (С.М.Киров. Статьи, речи, документы, т. 1 М. 1936 с 231).

[b]Советское правительство стремилось реализовать Армянский вопрос за счет Азербайджанских земель, создав восточную Армению, фактически азербайджанские земли послужили залогом, приманкой идей создания Советской Республики Армения. [/b]

[b]16 марта 1921 г. по договору, заключенному между Кемалистской Турцией и Советской Россией, была заложена правовая основа создания Нахичеванской Автономной Республики Азербайджана. В статье 3 договора сказано: "Нахичеванская область в границах, указанных в приложении 1 (с.) настоящего договора, образуют автономную территорию под протекторатом Азербайджана при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству"[/b] (Документы внешней политики СССР. т.З, М. 1969, с. 598-599). Вскоре под давлением азербайджанского народа Н.Нариманов потребовал оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджана, заявив, что в противном случае "Совнарком слагает с себя ответственность", т.к., при таком исходе "Мы востанавливаем в Азербайджане...антисоветские группы" (ЦИА ИМЛ ф. 64, оп.2, д.7, л.13.). На основе этого заявления 5 июля 1921 г. заседание Кавбюро вынесло решение оставить Нагорный Карабах в пределах Азербайджанской ССР, предоставив широкую автономию, образовав автономную область Азербайджана (ЦИА ИМЛ ф. 17, оп. 2, д. 7, л.13.).

Итак, Армянская Республика была создана в 1921) г, из азербайджанских земель — Эриванской губернии (бывшего азербайджанского Эриванского ханства). В 1921 г. от Азербайджана изъяли и присоединили к образовавшейся Армянской ССР Зангезурский уезд. В 1922 г. при образовании СССР азербайджанские земли — Дилижан-Гекчай (Шарур-Даралагезские р-ны) присоединили к Армянской ССР. В 1923 г. на территории Азербайджанской ССР создали НКАО. В 1929 г. от Нахичевани изъяли несколько сел и присоединили к Армянской ССР. И в 1983 г. Армянская Республика получила территориальные приобретения за счет Азербайджана (за счет селений Казахского и Садаракского р-нов).
Известный востоковед И.П.Петрушевский писал "Карабах никогда не принадлежал к центрам армянской культуры" (И.П.Петрушевский. О дохристианских верованиях крестян Нагорного Карабаха, с. 13). *

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 569
  • Created
  • Last Reply

[quote]С возникновением Османской империи армяне теряют надежду на создание своего государства[b] на исторической родине, территории Малой Азии[/b].[/quote]

Значит Турция должна выделить армянам хотя бы идентичную Карабахской территорию.Так как прав у армян на земли сегодняшней Турции(не всей,а той части,на которой когда то существовало армянское государство-какой бы там строй не был) больше,чем у пришельцев турков.И решится проблема Карабаха.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='student1' post='3597487' date='Sep 24 2008, 01:39 ']Значит Турция должна выделить армянам хотя бы идентичную Карабахской территорию.Так как прав у армян на земли сегодняшней Турции(не всей,а той части,на которой когда то существовало армянское государство-какой бы там строй не был) больше,чем у пришельцев турков.И решится проблема Карабаха.[/quote]
Турки должны безоговорочно поддерживать Азербайджан, а не ездить по ереванам. А насчет территории- по вашей логике, французы должны потесниться и вернуть Францию неграм Африки по той причине, что там в пещерах каменного века найдены черепа негроидной расы. :sluxii:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='doca' post='3608090' date='Sep 25 2008, 20:37 ']Турки должны безоговорочно поддерживать Азербайджан, а не ездить по ереванам. А насчет территории- по вашей логике, французы должны потесниться и вернуть Францию неграм Африки по той причине, что там в пещерах каменного века найдены черепа негроидной расы. :sluxii:[/quote]

Это уже не история,а археология.))Негроиды жили и в Скандинавии,возможно.
Вы сторонники подхода:"кто сильней,тот и прав"?

Link to comment
Share on other sites

  • 3 months later...

[quote name='doca' post='3608090' date='Sep 25 2008, 22:37 ']Турки должны безоговорочно поддерживать Азербайджан, а не ездить по ереванам. А насчет территории- по вашей логике, французы должны потесниться и вернуть Францию неграм Африки по той причине, что там в пещерах каменного века найдены черепа негроидной расы. :sluxii:[/quote]
А по вашей логике ,Турки забрали Армянские земли И вернуть не обьязаны, а Армяне забрав Азербайджанские земли непременно должны всё вернуть.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='бабайхан' post='4183367' date='Jan 17 2009, 11:46 ']А по вашей логике ,Турки забрали Армянские земли И вернуть не обьязаны, а Армяне забрав Азербайджанские земли непременно должны всё вернуть.[/quote]

С таким подходом армянам следует попрасит свои земли у Византии, турки отобрали эти земли от них.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='бабайхан' post='4183367' date='Jan 17 2009, 10:46 ']А по вашей логике ,Турки забрали Армянские земли И вернуть не обьязаны, а Армяне забрав Азербайджанские земли непременно должны всё вернуть.[/quote]


Какое отношение так называемые "армянские земли", существующие исключительно в армянских головах, на которых никогда за последние 1000-1500 лет не существовало армянской государственности, можно сравнивать с территориями Азербайджана (НКАО), признанных азербайджанскими землями всем цивилизованным миром?

Link to comment
Share on other sites

Надо исходить из тех правил, что существуют в официальном мире. Не существует в природе понятия исконной земли. Земля принадлежит тому, кто над ней властвует.
[url="http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Achaemenid_Empire.jpg"]Исконные татские земли[/url] :)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Farroukh' post='4183945' date='Jan 17 2009, 13:45 ']Надо исходить из тех правил, что существуют в официальном мире. Не существует в природе понятия исконной земли. Земля принадлежит тому, кто над ней властвует.
[url="http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Achaemenid_Empire.jpg"]Исконные татские земли[/url] :)[/quote]
Farruk - там что-то горного Ширвана не видно :D

Link to comment
Share on other sites

Точно! Но [url="http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000003/pic/map005.jpg"]здесь-то точно есть[/url] :)
Пусть теперь кто-нибудь попробует доказать неисконность этих территорий за нами.

Link to comment
Share on other sites

Армяне могут попросить себе земель у Греции, ведь именно греки положили конец армянской государственности, вот у греков пусть прояст земель, может быть выделят им где то на Крите. Пусть переселяться туда массой, и попросят там себе автономии, к тому же Крит легко будет переименовать на армянский вариант там к примеру в Каргит, древнеармянский остров, найден Хайком мореплавателем, в период между 1 м 2-й армняской империей армов призванных править миром.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='guinness' post='4183729' date='Jan 17 2009, 14:07 ']Какое отношение так называемые "армянские земли", существующие исключительно в армянских головах, на которых никогда за последние 1000-1500 лет не существовало армянской государственности, можно сравнивать с территориями Азербайджана (НКАО), признанных азербайджанскими землями всем цивилизованным миром?[/quote]
Весь цивилизованный мир так же не оспаривает что змли восточной Турции были землями Армении!!!

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='4185448' date='Jan 17 2009, 21:10 ']Армяне могут попросить себе земель у Греции, ведь именно греки положили конец армянской государственности, вот у греков пусть прояст земель, может быть выделят им где то на Крите. Пусть переселяться туда массой, и попросят там себе автономии, к тому же Крит легко будет переименовать на армянский вариант там к примеру в Каргит, древнеармянский остров, найден Хайком мореплавателем, в период между 1 м 2-й армняской империей армов призванных править миром.[/quote]
Кгда Греки выбьют Турков на Алтай,Армяне обьязательно у них попросят! А пока подождём.

Link to comment
Share on other sites

Нет надо чтобы просили сейчас, так как греки за всю историю взаимоотношений с турками пока что оказавались в позе рака. Учитывая что в позе рака они будут находится еще долго если не всегда, придется все же просить у них Крит, а что? Критская цивилизация очень древняя, можно будет армнам еще в два раза удревнить самих себя, заодно прчислить к себе и финиккийцев. Смотрите какие перспективы открываются.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='бабайхан' post='4185484' date='Jan 17 2009, 20:24 ']Кгда Греки выбьют Турков на Алтай,Армяне обьязательно у них попросят! А пока подождём.[/quote]

когда турки вновь возмут Палестину, армяне будут соченять песни о многотысячилетних братских узах с турками.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='бабайхан' post='4185477' date='Jan 17 2009, 21:21 ']Весь цивилизованный мир так же не оспаривает что змли восточной Турции были землями Армении!!![/quote]
Точно так же цивилизованный мир не оспаривает армянское уверждение, чо абрикос- исконно армянский фрукт!!!)))

Link to comment
Share on other sites

[quote name='student1' post='3614123' date='Sep 26 2008, 20:32 ']Это уже не история,а археология.))Негроиды жили и в Скандинавии,возможно.
Вы сторонники подхода:"кто сильней,тот и прав"?[/quote]
Судя по адресу, сторонник такого подхода - именно Вы.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='4185568' date='Jan 17 2009, 21:53 ']Нет надо чтобы просили сейчас, так как греки за всю историю взаимоотношений с турками пока что оказавались в позе рака. Учитывая что в позе рака они будут находится еще долго если не всегда, придется все же просить у них Крит, а что? Критская цивилизация очень древняя, можно будет армнам еще в два раза удревнить самих себя, заодно прчислить к себе и финиккийцев. Смотрите какие перспективы открываются.[/quote]
В последнии 500 лет Греки были в позе "РАКА" В Следующие 500 они будут С зади!!За долгую историю Греков 500 лет это ерунда.Турков за последние 100 лет и так сильно урезали .Посмотрим что будет дальше!!!

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4187218' date='Jan 18 2009, 02:55 ']когда турки вновь возмут Палестину, армяне будут соченять песни о многотысячилетних братских узах с турками.[/quote]
Да возмут и Палестину А Лучше было бы что бы они наконец Алтай взяли,вообще РОДИНУ не Любят. musulman:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='doca' post='4187249' date='Jan 18 2009, 03:05 ']Точно так же цивилизованный мир не оспаривает армянское уверждение, чо абрикос- исконно армянский фрукт!!!)))[/quote]
Цивилизованный мир также не оспоривает наличие на карте Азербайджана Карабаха.!!!

Link to comment
Share on other sites

[quote name='бабайхан' post='4187629' date='Jan 18 2009, 03:43 ']Цивилизованный мир также не оспоривает наличие на карте Азербайджана Карабаха.!!![/quote]
Некорректное сравнение, впрочем, как и все ваши замечания. Азербайджан помимо исторических, имеет все юридические права на Карабах, которые никто не отменял, тогда как армяне записывают в древнеармянские фрукты китайский абрикос. Если вам нечего сказать по существу, лучше промолчать.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='doca' post='4187734' date='Jan 18 2009, 05:26 ']Некорректное сравнение, впрочем, как и все ваши замечания. Азербайджан помимо исторических, имеет все юридические права на Карабах, которые никто не отменял, тогда как армяне записывают в древнеармянские фрукты китайский абрикос. Если вам нечего сказать по существу, лучше промолчать.[/quote]
В чем виноваты Армяне если Европейцы сами назвали Абркос Армянским????

Link to comment
Share on other sites

[quote name='бабайхан' post='4187804' date='Jan 18 2009, 05:07 ']В чем виноваты Армяне если Европейцы сами назвали Абркос Армянским????[/quote]

Да ладно, пусть будет армянским. Пусть "Цывылызованные" считают так. А мы ПОСВЯЩЕННЫЕ знаем что, все армянское это часть ТУРАНа.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='бабайхан' post='4187804' date='Jan 18 2009, 05:07 ']В чем виноваты Армяне если Европейцы сами назвали Абркос Армянским????[/quote]
:looool:Спасибо, насмешили.

Link to comment
Share on other sites

Какое отношение имеет история к принадлежности земли? Что, все современные государства возникли и сушествовали в нынешних границах? Или может нужно перекроить мир по картам 12 века?

Истина о Крабахской проблеме заключается в том, что Карабах будет того, кто сильнее. Кто бы им раньше не владел.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4188005' date='Jan 18 2009, 09:10 ']Да ладно, пусть будет армянским. Пусть "Цывылызованные" считают так. А мы ПОСВЯЩЕННЫЕ знаем что,[b][/b] [b][u][/u][u]все армянское это часть ТУРАНа[/u].[/b][/quote]

Вам никто не вправе запретить так думать,тем более,что зерно истины в этом есть.
Осёдлый Иран исторически противостоял кочевому Турану.
Но нам,армянам,не только Иран родня,но и Туран потому,что Туран населяли кочевые иранские(индогерманские) племена,которые были дальней роднёй осёдлым персам и армянам.
Под туранцами в древних персидских хрониках подразумевались кочевые ираноязычные племена северных и восточных степей и пустынь(скифы,сарматы,саки,мазкуты,аланы,парны и др.),а не тюрко-монголы,более поздние насельники Турана,перенявшие впоследствии этот иранский этноним.

Link to comment
Share on other sites

На историю, культуру, язык, традиции армян оказали огромное влияние не саки, макусты, скифы или аланы, а вполне тюрко туранские, тюрки, азербайджанцы, турки.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='4190527' date='Jan 18 2009, 19:43 ']На историю, культуру, язык, традиции армян оказали огромное влияние не саки, макусты, скифы или аланы, а вполне тюрко туранские, тюрки, азербайджанцы, турки.[/quote]



И чтобы в этом окончательно убедиться достаточно послушать их музыку, попробовать их кухню, понаблюдать за их обычаями... Да и просто посмотреть на них)))))....

Link to comment
Share on other sites

[quote name='бабайхан' post='4187622' date='Jan 18 2009, 02:40 ']Да возмут и Палестину А Лучше было бы что бы они наконец Алтай взяли,вообще РОДИНУ не Любят. musulman:[/quote]


А вы, любители своей исконной исторической родины, в Болгарию не собираетесь? :morqqqq:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='бабайхан' post='4185477' date='Jan 17 2009, 19:21 ']Весь цивилизованный мир так же не оспаривает что змли восточной Турции были землями Армении!!![/quote]



Можно привести в доказательство этой версии хоть какой-нибудь самый вшивенький международный документ, а не "мифы и легенды древней Армении" (да извинит меня Кун за плагиат).

Link to comment
Share on other sites

[quote name='doca' post='4187249' date='Jan 18 2009, 01:05 ']Точно так же цивилизованный мир не оспаривает армянское уверждение, чо абрикос- исконно армянский фрукт!!!)))[/quote]


Я бы добавил: исконно древне армянский фруХт)))

Link to comment
Share on other sites

[quote name='41318329' post='4189990' date='Jan 18 2009, 17:37 ']Вам никто не вправе запретить так думать,тем более,что зерно истины в этом есть.
Осёдлый Иран исторически противостоял кочевому Турану.
Но нам,армянам,не только Иран родня,но и Туран потому,что Туран населяли кочевые иранские(индогерманские) племена,которые были дальней роднёй осёдлым персам и армянам.
Под туранцами в древних персидских хрониках подразумевались кочевые ираноязычные племена северных и восточных степей и пустынь(скифы,сарматы,саки,мазкуты,аланы,парны и др.),а не тюрко-монголы,более поздние насельники Турана,перенявшие впоследствии этот иранский этноним.[/quote]



А почему вы считаете армян осёдлым народом? Помоему никто, кроме цыган, так не склонен к перемещениям, как армяне.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4188005' date='Jan 18 2009, 11:10 ']Да ладно, пусть будет армянским. Пусть "Цывылызованные" считают так. А мы ПОСВЯЩЕННЫЕ знаем что, все армянское это часть ТУРАНа.[/quote]
Странные вы люди, "туранцы". Нафиг вам долась эта Армения, когда Алтайский Край и Забайкалье, куда могут поместиться 100 Армений, Остался без хозный!!!!Родину ЛЮБИТЬ надо!!! musulman:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Teetotaller' post='4188813' date='Jan 18 2009, 15:40 ']Какое отношение имеет история к принадлежности земли? Что, все современные государства возникли и сушествовали в нынешних границах? Или может нужно перекроить мир по картам 12 века?

Истина о Крабахской проблеме заключается в том, что Карабах будет того, кто сильнее. Кто бы им раньше не владел.[/quote]
Солидарен с вами!!!!!! :aappll:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='guinness' post='4191172' date='Jan 19 2009, 00:03 ']И чтобы в этом окончательно убедиться достаточно послушать их музыку, попробовать их кухню, понаблюдать за их обычаями... Да и просто посмотреть на них)))))....[/quote]
КУльтура Распространяеться не от кочевников к Земледельцам,а наоборот!!!!

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='4190527' date='Jan 18 2009, 19:43 ']На историю, культуру, язык, традиции армян оказали огромное влияние не саки, макусты, скифы или аланы, а вполне тюрко туранские, тюрки, азербайджанцы, турки.[/quote]

А я не отрицаю влияние на историю,культуру,язык,традиции армян со стороны тюркских этносов(анатолийских турков,кыпчаков,кызылбашей-туркмен,кавказских татар и др.).
Но было и обратное влияние армянской духовной и материальной культуры на духовную и материальную культуру тюрков.
Среди примеров-памятники христианской литературы на кыпчакском языке,элементы сельджукской(впоследствии унаследованной османами) архитектуры в виде круглых и многогранных у основания островерхих башен минаретов и куполов мавзолеев,музыкальная традиция кавказских татар(азербайджанцев),так резко контрастирующая с музыкальными традициями анатолийских турков и среднеазиатских туркмен,традиции виноградарства и виноделия(долма из этой оперы,представьте кочевого туркмена,возделывающего виноградную лозу,это всё равно,что представить армянина,выцеживающего кумыс из сбродившего кобыльего молока) и т.д.
Так что влияние было взаимным и если тюрки считают,что армянская культура ничем не обогатила их материнскую культуру-это их право.
А я,как армянин,признаю благотворное влияние тюркской культуры на культуру моего народа.
Чок якши.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='guinness' post='4191181' date='Jan 19 2009, 00:05 ']А вы, любители своей исконной исторической родины, в Болгарию не собираетесь? :morqqqq:[/quote]
ОБьязательно и уже давно осваеваем.Даже в Софии памятник Андранику поставили.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='guinness' post='4191202' date='Jan 19 2009, 00:09 ']Можно привести в доказательство этой версии хоть какой-нибудь самый вшивенький международный документ, а не "мифы и легенды древней Армении" (да извинит меня Кун за плагиат).[/quote]
В Интернете столько ресурсов на эту тему!!! Наберите Турецкая Армения или Западная Армения!!

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
      Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
      • 114 replies
    • К сведению водителей: в Азербайджане устанавливаются радары нового типа
      Исследования показывают, что причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является высокая скорость. Несмотря на принимаемые меры и предупреждения, некоторые водители нарушают скоростной предел, что в итоге приводит к росту летальных исходов. Различные технологии, используемые в мире для предотвращения трагедий на дорогах, применяются и в Азербайджане.
      Как сообщает avtosfer.az, на 21-м километре трассы Баку - Шамахы уже установлена новая радиолокационная система, показывающая скоростной режим, точнее, электронное табло. Отмечено, что система подобного типа уже применяется во многих странах и очень популярна.
      Как заявили в Специализированном проектно-производственном управлении «Сигнал» при Главном управлении Государственной дорожной полиции, целью установки электронного табло является предупреждение водителей, превышающих скорость, и побуждение их к соблюдению правил.
      Установленные табло будут активированы в ближайшие дни. Планируется установка таких систем и на других территориях.
      https://media.az/society/k-svedeniyu-voditelej-v-azerbajdzhane-ustanavlivayutsya-radary-novogo-tipa
        • Milli
        • Upvote
        • Thanks
        • Like
      • 13 replies
    • Начата реализация проекта трамвайной линии в Баку
      Генеральный план - это стратегический документ. Это не документ для ежедневного исполнения. Генплан - документ, определяющий будущее развитие города Баку на ближайшие 30 лет.
      Об этом в интервью Азертадж заявил председатель правления Союза архитекторов Азербайджана Эльбей Гасымзаде, говоря о реализации в ближайшем будущем масштабных проектов в рамках Генплана.
      По его словам, на основе Генплана в различных частях города будут проведены конкретные работы.
      «Процессы проектирования этих работ уже начались. Например, одним из важнейших направлений Генплана является транспортная инфраструктура. Реализация проекта трамвайной линии в Баку уже начата. На мой взгляд, второй важный вопрос - строительство на месте кварталов с 1-2-этажными аварийными домами или даже крупного района современных жилых зданий», - отметил он.
      https://media.az/society/nachata-realizaciya-proekta-tramvajnoj-linii-v-baku
        • Like
      • 19 replies
    • Новый способ развода нашли гайцы. Останавливают машины на кругу там где техосмотр в сядяряке. Начинают с поиска доп оборудования потом проверяют на алкоголь, на наркотики ничего не найдя, поют песню про то что ты где-то линию пересёк и тебе 80 Ман 3 балла штраф. Просишь показать видео, говорит что нет, ему по рации передали задержать.  Что езжай в гор ГАИ там разбирайся, потом начинается сказка про доброго полицейского что он может ремень написать, заплатишь 40 Ман когда тех осмотр пройдешь. Зная что не со штрафом техосмотр не пройти. В конце ты сам уже предлагаешь 20 Ман что бы он отстал, и он типа по рации кому-то передает что йохлыйыб и хял едиб, хотя уверен что он никому ничего не передавал. 
      Вообще за последние два дня 3 раза остановили проверять алкоголь. Рейд у них какойто
        • Upvote
        • Like
      • 99 replies
    • На Земле началась сильнейшая за 20 лет магнитная буря
      На Земле началась сильнейшая за последние двадцать лет магнитная буря: ей присвоен наивысший уровень G5, сообщают космические институты России и США.
      Уровень G5 соответствует экстремально сильной магнитной буре. Во время неё могут возникать масштабные проблемы с объектами энергетики и космическими аппаратами. Полярные сияния могут фиксироваться даже в тропиках.
      В нескольких регионах России – от Ленинградской до Ростовской области, а также в Сибири и на Урале – наблюдалось северное сияние.
      Также полярное сияние фиксировали жители Грузии, Армении, Кубы, Беларуси и Украины.
      Ранее руководитель Лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований РАН Сергей Богачёв сообщал, что продолжительность магнитного шторма может составить от 20 до 40 часов.
      "Земля погружена в облако плазмы. Выйдет из него не раньше чем через сутки", – говорил он. Богачёв пояснил, что за трое суток Солнце выбросило четыре исключительно крупных облака плазмы.
      https://www.svoboda.org/a/na-zemle-nachalasj-siljneyshaya-za-20-let-magnitnaya-burya/32941991.html
        • Haha
        • Like
      • 29 replies
    • В Санкт-Петербурге автобус с пассажирами упал в реку: число погибших выросло
      В реку Мойку упал пассажирский автобус. Предварительно, там находилось около 20 человек. В региональном МВД сообщили, что спасатели достают людей из воды
      Очевидец сообщил, что автобус врезался в два автомобиля, пробил ограду и упал в воду. ТАСС со ссылкой на источник в оперативных службах пишет о госпитализации пяти человек, еще двоим проводят реанимационные мероприятия на месте происшествия.
       

      Телеграм-канал Shot пишет, что из затонувшего автобуса спасли восемь человек. Состояние четверых из них оценивают как тяжелое — они госпитализированы. В больницу, как отмечает канал, в состоянии средней степени тяжести доставлен и водитель. Еще около десяти человек выбрались самостоятельно.
      Один человек погиб, указывает Shot. О жертвах также пишет телеграм-канал 78.

       
       
      • 59 replies
    • Post in Вынесен приговор известному спортсмену, чьи действия привели к гибели 7-летнего мальчика
      Был наркоманом и мстил: новые подробности о тренере, осужденном за убийство 7-летнего Фарида
       
        • Sad
        • Like
    • Предупреждение от эксперта: кассовые чеки представляют угрозу для здоровья человека - ВИДЕО
      В составе краски, наносимой на кассовые чеки, присутствует опасное химическое соединение.
      Об этом предупреждает председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.
      Чеки из супермаркета или банкомата - каждый прикасается к ним чуть ли не десятки раз в день, совсем не подозревая, какой вред эти с виду безобидные клочки бумаги могут нанести здоровью. 
        Дело в том, что в 90% чеков содержится бисфенол - опасное соединение фенола с ацетоном, которое способно проникать в кровь и внутренние органы через кожу, повышая риск развития смертельных недугов.
      Подробнее - в сюжете ATV Xəbər:
       

       
        • Like
      • 59 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...