Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Зачем нам таможенные пошлины?


Recommended Posts

21 минуту назад, Hector Tilla сказал:


О чем конкретно идет речь? Мое детство прошло в Москве и даже там была охота за импортными продуктами. Всегда огромные очереди и дефицит. Чтобы купить лишнюю палку венгерского сервелата надо было простоять 1-2 часа в очереди. Из года в год одно и то же положение.
 

Охота и очереди были и за Пепси, и за импортным паштетом, но это не значит, что они были более качественными.... Просто, было модно поставить на стол, что- либо импортное, подчеркивало статус, так сказать....))

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, HERBERT сказал:

Правильно с 60 до 62,5 лет. это вы называете повышением?

Ессно. А вы понижением? Два с половиной года это очень много для пенсионного возраста.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Portugaletc сказал:

Сегодня любой холодильник через 5-6 лет или ломается или требуется такой ремонт, что выгоднее купить новый. 

 

 

 

Пока такого холодильника не видел, все холодильники у знакомых служат уже больше 10 лет :blink:

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, HERBERT сказал:

Я вот посмотрел за 3 квартала Таможня перечислила в бюджет 3,345 млрд манат.в долларовом исчислении 2 млрд долларов. А в доходах годового бюджета доля таможни составляет 15 % . А наше общее деловое  развитие топчется на месте. Разве это не видно? Ненефтяной экспорт мизер. Какие то 1,5 млрд долларов за 3 квартала, это же смехотворно мало! Грузины только на реэкспорте автомобилей заработали уже 320 млн долларов за счет соседей.

 

Ну да ... мы всегда живем сегодняшним днем ... Долгосрочные программы развития не для нас ... 

Но вот получается такая ситуация когда один мальчик бросает школу и идет работать грузчиком и приносит домой 100 рублей , а другой заканчивает школу, ВУЗ , становится хорошим специалистом, находит хорошую работу ... и зарабатывает 10 000 рублей ... а тот первый до конца жизни все те же 100 :sad: ... 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Portugaletc сказал:

Плюс у этого решения есть один большой негатив. Страна по сути ничего не производит, даже школьные тетради кажется завозят с носками. Если отменить НДС и импортную пошлину, это сделает импорт товаров еще более привлекательным.

Следовательно, резко увеличится спрос на доллары и колоссальная нагрузка на манат. Поэтому надо быть очень осторожным с такими решениями. В экономике всегда есть плюс и минус.

Maşallah.

Как хорошо,во всем разбираешься

  • Thanks 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Portugaletc сказал:

Какие америкосы, какой Ленд лиз? Вы темой то владеете ?

 

Доля поставок по танкам, самолётам, пушкам, автоматам 10-15 процентов.

Материалы Производство СССР Ленд-лиз Соотношение, %
Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53 %
Медь, тыс. тонн 534 404 76 %
Алюминий, тыс. тонн 283 301 106 %
Олово, тыс. тонн 13 29 223 %
Кобальт, тонн 340 470 138 %
Авиабензин, тыс. тонн 4700 2586 55 %
Автомобильные шины, тыс. штук 5953 [37] 3659 62 %
Железнодорожные вагоны 1086 11 075 1020 %
Железнодорожные рельсы, тыс. тонн 1 101,1 622,1 57 %
Шерсть, тыс. тонн 360,5 [37] 98 10 %
Сахар, тыс. тонн 995 658 66 %
Мясные консервы, млн банок 432,5 2077 480 %
Жиры животные, тыс. тонн 565 602 107 %

 

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Ulenshpigel сказал:

в смысле войну только танками и самолетами выигрывают?

Ну вообще то да . Никто ещё войну при помощи тушёнки не выиграл.

 

А если в целом о ленд Лизе и его роли, то в самый критичный год войны - 1941

 Его роль была мизерной , 7 процентов от всего объема поставок.

  • Like 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Азербайджан создает значительную часть вещей - пропитание, одежду, обувь, текстуры, хлопок, оружие, машины для семейных единиц; собирает автомобили, тракторы, ПК; производство судов. И это обеспечивает оценку обязательств.

Link to comment
Share on other sites

18 minutes ago, rossi123 said:

Азербайджан создает значительную часть вещей - пропитание, одежду, обувь, текстуры, хлопок, оружие, машины для семейных единиц; собирает автомобили, тракторы, ПК; производство судов. И это обеспечивает оценку обязательств.

Не помешало бы подкрепить статистическими данными по производству, потреблению, импорту, экспорту.

Link to comment
Share on other sites

51 minutes ago, Gogi086 said:

Охота и очереди были и за Пепси, и за импортным паштетом, но это не значит, что они были более качественными.... Просто, было модно поставить на стол, что- либо импортное, подчеркивало статус, так сказать....))


Что конкретно было качественнее? Что вообще советский человек видел импортного чтобы сравнить? Даже бананы были в диковинку. Помню когда в Баку появились у меня соседи-талыши купили еще совсем зеленые - не понравились - свой хийар вкуснее, как они комментировали.

Link to comment
Share on other sites

34 минуты назад, Portugaletc сказал:

Вы же писали про оружие и офигенную роль америкосов.

разговор начался с того что в советское время производилось все качественное,лучше чем на западе.роль не офигенная,а очень своевременная и более объемная.я не фанат ни европейцев,ни американцев,ни тем более сталинских времен.

сорри за оффтоп.

Link to comment
Share on other sites

Ня япышмысуз ее бу Грузиядан. Если бы не турки то там ни о каком туризме и речи не было бы. С их леню и не желанием развиваться это было ясно и Мишико. Потому он впустил турков и азерб-цев и дал им возможности (налоговые и т.д).

Берите пример с Турции на счет всего. Как нужно работать и как нужно вести туризм. 

 

У нас есть потенциал. И у народа и у страны. И наш народ дай ему шанс везде преуспеет.

Те кто говорит алвер никогда им серьезно не занимался. Это очень сложно и требует колоссальные силы.Весь капиталистической мир с этого начинал. Так что не надо. 

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Vagrant сказал:

 

Не совсем... даже у тогдашнего Китая были товары получше СССР :smoking:

Какие товары?Термосы,авторучки,полотенца-скатерьти?Чуть не забыл...еще кеды были.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Portugaletc сказал:

Например, вагоны для метро, трамваев, локомотивы, автобусы, автомобили. Если не лучше, то точно не хуже западных .

Да еще и танки не забудьте)))

Но больше всего мне понравилось про автомобили)Вспоминаю как в детстве в нашем дворе появилась первая советская итальянка)копейка...наш сосед ,который впоследствии эмигрировал купил ее за 5000 или 5500...все мужики во дворе говорили ему,что он дурак.Ведь 21 волга,которая тогда считалась пределом мечтаний стоила 4500)И только когда он покатал полдвора,народ понял,что не такой уж дуралей этот еврей...Да в России до сих пор не научились главному делать товар для человека,а не для обороны)

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Ulenshpigel сказал:

Что например лучше производили? 

Обыкновенные женские туфли. До сих пор одевает старое поколения, так как оно ортопедическое.( рассчитывали) 

То что мы покупаем на молах, опастно для ног)

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Pozis сказал:

Китайцы со своим ширпотребом из отходов больших завод лидируют в мире по себестоимости. 

Что бы у нас про-во ширпотреба развивалось надо ввести акцизные налоги: типа 1 евро/1 пара носков, тапочек, и т.д.  что удорожает их продукцию по отношению к нашей.

Если отменить пошлины то многие сферы местного производства обанкротятся. Особенно сельское хозяйство.

 

 

Турция производит,высококачественные ткани,еще со времен отоманов! Зачем нам китай?можно у себя много интересного зашить))

Link to comment
Share on other sites

Мы то ЗА

А они против.

Монополисты.

Таможенники с десятками Бентли

Мямуры и так не платят пошлин

 

Например машины. Изза огромных пошлин процент новых машин чрезвычайно низок. Соответственно старые машины загрязняют воздух.

 

Альтернативные источники. Отменили бы твможню--опять чище воздух стал бы, особенно в районах где жгут все подряд.

 

Случай с Замирой и Абелем показал что власть даже не смущает катастрофический позор по всему миру.

А нас они тем более не стесняются.

 

К тому же свобода бизнеса верхушку не беспокоит. Их свой бизнес не прикасаем. А простой безтапшевый бизнес отдан на растерзание гос структурам с зарплатой в 700 ман. Так сказать -вы нас охраняйте а этих чмо грабьте.

Вот Лимоны и наезжают на Чипполино, Тыкву и остальных.

  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Portugaletc сказал:

Это сказки, если честно. Я их слышу 30 лет. Ну что наши предприняли в России? Взяли под контроль торговлю в паре мест. Что еще?

 

наш народ любит примитивный бизнес - алвер, так как там особо мозгов не нужно.

 

а производство - трудная вещь

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Portugaletc сказал:

Зачем им отменять таможенные пошлины? Это приносит им миллиарды в бюджет в год.

Если бы только в бюджет,но похоже,что в карманах оседает гораздо больше...

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, sams сказал:

Но вот получается такая ситуация когда один мальчик бросает школу и идет работать грузчиком и приносит домой 100 рублей , а другой заканчивает школу, ВУЗ , становится хорошим специалистом, находит хорошую работу ... и зарабатывает 10 000 рублей ... а тот первый до конца жизни все те же 100 :sad: .

Не совсем так.1-й пацан закончит 9 кл и пойдет в уч.автослесаря,Лет через 5-7 станет востребованным спецом и без куска хлеба не останется.Выпускник ВУЗ(а) же работу по специальности вряд ли найдет и будет вынужден работать поваром продавцом,официантом за  300 азн.,если конечно родственники не пристроят.

ПС далеко не все так однозначно..

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, slayer_ll сказал:

Какие товары?Термосы,авторучки,полотенца-скатерьти?Чуть не забыл...еще кеды были.

 

Да их не много но были... а это уже показатель :buba:

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, camal1982 сказал:

 

наш народ любит примитивный бизнес - алвер, так как там особо мозгов не нужно.

 

а производство - трудная вещь

Торговля это первичное для накопления капитала,а для  того чтобы появилось производство нужно создать условия.,В нашей стране нет нормального права,нет охраны прав собственности,нет длинных дешевых кредитов.Условия налогообложения чуть ли не каждый год меняют)))А вы разве будете играть в игру,если правила меняют ,когда захочется?

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, camal1982 сказал:

 

наш народ любит примитивный бизнес - алвер, так как там особо мозгов не нужно.

 

а производство - трудная вещь

Народ тут не при чем. Этот алвер прерогатива слабых экономик. Турция до конца 1970 годов также выживала за счет гастарбайтеров и алвера. Пока Тургут Озал не провел в стране коренные экономические реформы. Это залог развития Турции. Имитация и Реформа это разные понятия.

  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, saar сказал:

Торговля это первичное для накопления капитала,а для  того чтобы появилось производство нужно создать условия.,В нашей стране нет нормального права,нет охраны прав собственности,нет длинных дешевых кредитов.Условия налогообложения чуть ли не каждый год меняют)))А вы разве будете играть в игру,если правила меняют ,когда захочется?

Инопланетные захватички. Киборги они..заполонили Азербайджан.. Они киборги....они.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

50 минут назад, HERBERT сказал:

Народ тут не при чем. Этот алвер прерогатива слабых экономик. Турция до конца 1970 годов также выживала за счет гастарбайтеров и алвера. Пока Тургут Озал не провел в стране коренные экономические реформы. Это залог развития Турции. Имитация и Реформа это разные понятия.

Будь время Сталина я бы вас на растрел...пах пах пах. Как вам не стыдно нашу страну проводящую крутые международные мероприятия называть ...слабой экономикой..

Мы уже спутник запустили.. куда-то, а вы эх

  • Haha 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Il y a 55 minutes, rossi123 a écrit:

 

 

Il y a 16 heures, SistemaInternet a déclaré:

personne n'a vu ce satellite sauf vous

 _______________________________________

Plex Kodi Lucky Patcher

Edited by rossi123
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, rossi123 сказал:

 

personne n'a vu ce satellite sauf vous

 _______________________________________

Plex Kodi Lucky Patcher

А вы видели электрический ток ? :) Но он бьёт и больно. Скажите ваш адрес вы вам покажем. :))))

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

В 23.11.2018 в 08:59, Grafika сказал:

усилий особых не требуется. Наш народ предприимчивей грузин, пускай они не обижаются. Если государство создаст условия, зесь будет город-сад

Ложь это,ничем мы не предприимчивей

Link to comment
Share on other sites

В 23.11.2018 в 12:53, Grafika сказал:

А теперь сравним это с соседней Грузией.

Автор вы что мне за бред тут рисуете....Я тут сижу спокойно сразу за вход получаемую н-ую сумму...а в при вашем сценарии. Мне еще надо дождаться прибыли от этих людишек. А они знаете уже проженные волки. Они мне прибыль в ноль нарисуют. Чтобы ваша схема работала нужно чтобы и гос. органы работали адекватно, а как они могут работать нормально если мой племяшка дебил, ну свой там сидит...Вы чего хотите чтобы я его обидел:? стыд потеряли.

  • Haha 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Таможенные пошлины в Азербайджане-грабеж среди белого дня.Сделать 5% и ФСЕ....

Тем более СВОИ и так ФСЕ ШТО ХОТЯТ ,ТО И ВОЗЯТ(сомневаюсь,что они что то платят). А мелкий бизнес если есть,уже при смерти. 

ГОСУДАРСТВО ..АУ...

Народу надо условия создать,чтобы все процветали. 

Соседи, вон ездят в Дагестан отовариваться.Говорят ,на 30-40% все дешевле .У них там родичи живут.

 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Respices сказал:

Ложь это,ничем мы не предприимчивей

Если умудряемся выживать в наших условиях значит мы предприимчивей) но глупее и терпеливее)))

Link to comment
Share on other sites

В 24.11.2018 в 04:47, saar сказал:

Торговля это первичное для накопления капитала,а для  того чтобы появилось производство нужно создать условия.,В нашей стране нет нормального права,нет охраны прав собственности,нет длинных дешевых кредитов.Условия налогообложения чуть ли не каждый год меняют)))А вы разве будете играть в игру,если правила меняют ,когда захочется?

 

ну, наших много в россии, европе.

 

там они тоже занимаются примитивным алвером или кафе/питихана

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...