Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Империя Тиграна II


Recommended Posts

[quote name='OmegaSupreme' date='Dec 14 2004, 13:45 '][quote name='Paulaner' date='Dec 14 2004, 15:21 '][quote name='OmegaSupreme' date='Dec 14 2004, 13:14 ']
Также как и с Моисеем Каланкатуйским, которого весь мир признает албаном[/quote]
"Весь мир" - звучит мощно. ;)smoke:
[right][snapback]169921[/snapback][/right]
[/quote]

И не только звучит, но в отличии от некоторых, доказывается несмотря на все многовековые попытки фальсификаций и подлога. :cheers:
[right][snapback]169939[/snapback][/right]
[/quote]

Тоже беспорно звучит весьма мощно. Интересно мне вот - неужели никто до азербайджанцев не пробовал обнаружить армянские фальсификации и все такое? Неужели весь мир, о котором вы уважаемый пишете, настолько слеп? :o

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 958
  • Created
  • Last Reply

Идет война между турками и Сефевидской династией за Кавказ. Естественно, Армении нет, а Грузия в рассцвете. И этноним Азербайджан встречается достаточно часто и простирается севернее реки Аракс. Зиядлы, этот текст особенно интересен будет ввиду одной ссылки.


Парижская хроника. Пер. Г. Г. Аласаниа. Тбилиси. Мецниереба. 1991

(ГРУЗИНСКАЯ ХРОНИКА XVIII ВЕКА)

1545 В короникон 233 в Сохой[с]те, у Басиана, сразились имеретинский царь Баграт, картлийский царь Луарсаб и атабег, господин Кайхосро 50. Была вся Грузия и двое пашей 51, цари были обращены в бегство.

1547 В короникон 235 татары-урумы заняли страну Тао.

1557 В короникон 245 58 татары схватили Арчила, сына владетеля Мухрани Баграта.

1561 В короникон 249 в Цихедиди был бой: одержали победу татары 59, убили Георгия, сына кахетинского царя Леона. В тот же короникон убили пховы Ашотана, сына владетеля Мухрани Баграта.


Супруга шаха Худабендэ Бегум напала на Ширван; сразились, перебили [войско], крепость сожгли и разрушили; [37] казна вся досталась им, схватили татар-хана, увели пленником в Казвин; одолели кызылбаши. Осман-паша 135 остался в Демуркафе. Бегум прибыла в Казвин. Схватили победительницу Бегум 136, убили ее и татар-хана по распоряжению шаха.

После смерти жены кызылбаши стали притеснять шаха Худабендэ 137 и урумы заняли Азербайджан и Ширван. Ганджинский хан Шахверди. Султан прибыл в Кахети и просил о помощи господина Александра. А он приказал схватить просителя и отослал его к султану.


25 лет Азербайджан был завоеван урумами. Грузины участили бой, часто сражались, вернули назад завоеванные ими крепости и города. Боем отобрали церкви и монастыри.

1603 В короникон 291 прибыл шах Аббас войной, взял Тавриз, Нахичеван и подступил к Еревану. Храбро сражались османы за крепость, поэтому те не смогли ее отобрать. Призвал шах к Еревану, подряд присылая гонцов и письма. Выступил царь Георгий с картлийским войском, взяв с собой архиепископа, своего наставника Зебеде, кахетинского царя Александра с кахетинским войском, и отправились в суровую и морозную зиму на помощь персидскому шаху. Отвоевали у урумов Ереванскую крепость. Шах Аббас оказал им множество милостей и великими почестями и дарами осыпал картлийцев и кахетинцев, а царю Георгию дал слона с троном и паланкинов сверху и отправил в Картли.


Узнав об этом, Константин беспокоился денно и нощно и думал о том, как бы выправить свое дело. Стыдился, что столько хлопот доставила ему женщина 175. Прибыл в Ардебиль и написал об этом шаху. Оттуда был получен приказ: «Возьми с собой азербайджанское войско. Ширван принадлежит тебе. Напади! Перебей непокорных тебе кахов, а верным окажи много милостей».

На пятый месяц прибыл туда, в Ширван, с азербайджанским войском. С большим войском 176 направился к Кахети, чтобы выжечь ее и опустошить. Угрожал царице: «Сожгу тебя на костре, в мучениях». Сообщили об этом царице и всем кахетинцам. Собрались кахетинцы и утешили царицу: «Не бойся и не беспокойся за это дело. Пойдем вместе». Созвала войска, взяла с собой святой крест: ободряла и крепила воинов.









50. Кайхосро II —атабег Самцхе (1.545—1573).

51. Пояснения М. Броссе «двое пашей» — Имерети (Второй перевод, с. 62) непонятно.

58. В переделанном продолжении КЦ дата *** (248) — 1560. (КЦ. II, с. 10). Так же должно быть и в нашей хронике и хронологическая последовательность будет восстановлена (1,1560) (Гучуа В. Г. Грузия в 50— 70-х гг. XVI в., с. 117).

59. Имеется в виду нашествие правителя Карабаха Шахверди-Султана-Зияд-оглы, о котором повествуют Хасан Румлу (Сведения Хасана Румлу, с. 36) и Искандер Мунши (Сведения Искандера Мунши, с. 23). Сообщение нашей хроники в точности совпадает с «Хроникой эриставского акафиста» (с. 15, § 26). Детально излагает это событие переделанное продолжение КЦ (КЦ, II, с. 510—.512; см. также Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, 402; Джавахишвили И. А. История грузинского народа с. 257—258).

135. В тексте Осмал-паша. В месхетской летописи и в переделанном продолжении КЦ «Осман-паша» (Шарашидзе X. Г., с. 51; КЦ, II, с. 595).

136. В тексте «схватили... саблей». Вместо "***" (хлмит—саблей) в месхетской летописи "***"' (рукой) (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 51).

137. Этого абзаца нет в месхетской летописи. Точно такое же сообщение имеется в переделанном продолжении КЦ (КЦ, II, 525).


175. Тавади (тави — голова, глава)—лицо высшего слоя класса феодалов.

176. Начиная отсюда до слов «с большим войском» изложено по Парсадану Горгиджанидзе, после чего продолжаются сведения Григола Додоркели.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Paulaner' date='Dec 14 2004, 16:09 ']Тоже беспорно звучит весьма мощно. Интересно мне вот - неужели никто до азербайджанцев не пробовал обнаружить армянские фальсификации и все такое? Неужели весь мир, о котором вы уважаемый пишете, настолько слеп?  :o
[right][snapback]169972[/snapback][/right][/quote]

Нет не пробовали, так как не к чему было. Но после обвинений в адрес наших ученых в фальсификации уже начали обращать внимание на это.

А насчет всего мира не могу сказать, но вот покойные Дьяконов и Пиотровский были очень не довольны с работами Манандяна и Айвазяна, которые до того дошли, что говорили о 10000 летней истории армянского народа. Гы

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Paulaner' date='Dec 14 2004, 16:09 '][quote name='OmegaSupreme' date='Dec 14 2004, 13:45 '][quote name='Paulaner' date='Dec 14 2004, 15:21 '][quote name='OmegaSupreme' date='Dec 14 2004, 13:14 ']
Также как и с Моисеем Каланкатуйским, которого весь мир признает албаном[/quote]
"Весь мир" - звучит мощно. ;)smoke:
[right][snapback]169921[/snapback][/right]
[/quote]

И не только звучит, но в отличии от некоторых, доказывается несмотря на все многовековые попытки фальсификаций и подлога. :cheers:
[right][snapback]169939[/snapback][/right]
[/quote]

Тоже беспорно звучит весьма мощно. Интересно мне вот - неужели никто до азербайджанцев не пробовал обнаружить армянские фальсификации и все такое? Неужели весь мир, о котором вы уважаемый пишете, настолько слеп? :o
[right][snapback]169972[/snapback][/right]
[/quote]

Логика? А как быть с обвинениями к туркам в связи с "геноцидом" - мир разве не слеп вот уже 90 лет к армянскому горю, разве турки не фальсифицируют "и все такое"? Короче, пейте больше пива, нефильтрованого.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='OmegaSupreme' date='Dec 14 2004, 14:14 ']Логика? А как быть с обвинениями к туркам в связи с "геноцидом" - мир разве не слеп вот уже 90 лет к армянскому горю, разве турки не фальсифицируют "и все такое"? Короче, пейте больше пива, нефильтрованого.
[right][snapback]169983[/snapback][/right][/quote]

Ну это , к примеру, лучше адресовать одному известному еврею. :)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Paulaner' date='Dec 14 2004, 16:15 ']О котором Пиотровском идет речь - об отце или сыне? С сыном я имею честь быть знаком. Кстати. :)
[right][snapback]169986[/snapback][/right][/quote]
Ну если я пишу о покойном, то наверное вы с ним уже не знакомы. Логика!

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Ziyadli' date='Dec 14 2004, 14:13 ']Нет не пробовали, так как не к чему было. Но после обвинений в адрес наших ученых в фальсификации уже начали обращать внимание на это.[/quote]

Странно все это. :hmmm:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='funky' date='Dec 14 2004, 16:38 ']:) Странно, но логично. Армяне оказывается дофальсифицировались до того, что назвали себя армянами. Нехорошоооо.
[right][snapback]170016[/snapback][/right][/quote]
Почти угадал.

Армяне взяли себе как этноним имя местности, в котором до них жили другие этносы и именем которых связана Армения. В принципе такое бывает в истории. Не проблема.

Например аварцы взяли себе имя тюркской племены аваров (обров), которые имели когда-то империю рядом с Карлом Великим. Но они не утверждают, что они и есть те авары. И истории это известно. Второй, пример: енисейские кыргызы (телесцы, телеуты) это один народ, а киргизи совсем другой. Но киргизы не утверждают, что они потомки телеутов. Таких примеров много в истории.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='funky' date='Dec 14 2004, 14:38 ']:) Странно, но логично. Армяне оказывается дофальсифицировались до того, что назвали себя армянами. Нехорошоооо.
[right][snapback]170016[/snapback][/right][/quote]

Вот видишь как все просто объясняется. :) Кстати я и не знал, что мы себя на своем языке армянами называем. smoke:

Link to comment
Share on other sites

Барев. Доброго вечера всем и мира.

Оговорюсь сразу, что я не историк и всякие там даты и факты назубок не помню, хотя литературы исторической перечитал немало. Но не это главное. Насколько я понял этот дискусс далеко не научный, а просто одни юзеры пытаются доказать другим, что они родились не от своей матери, а образовались из уплотнений воздушных масс. По мне все беды на Земле от полуграмотных людей, недотянувших до истины. Просто необразованный человек не может быть злом, потому что близок к природе-матушке и на инстинктивном уровне , как правило, своими действиями и образом мышления не ведет к разрушениям чего-либо. По настоящему образованный воспринимает мир как целостную структуру, замечая все оттенки и нюансы интересующих его вопросов, проблем и тем. А вот полуграмотные - это беда. Потому что они, прочитав или исследовав какой-либо вопрос в той или иной плоскости выхватывают из целостной картины лишь те моменты, которые они хотят видеть, не замечая ничего другого и не воспринимая других оттенков кроме как черный/белый. Вырывая из контекста цитаты и приводя их в качестве истины в конечной инстанции они сознательно изкажают ее, подводя под свою теорию, заранее построенную по своему усмотрению и изначально бездоказательную. По этой логике можно попробовать доказать все, что душе угодно. Ведь выборочных фактов и доказательств пруд пруди. Если исследовать человека только в той части которая ниже пояса, не заглядывая ему в глаза, можно сделать однозначный вывод, что человек довольно грязное и неприятно пахнущее существо.
По самой теме. Спорить надо с людьми, как минимум умеющими слушать и анализировать. Ведь многие факты скрыты от нас в глубине истории и потеряны навсегда. И простая человеческая логика должна быть под рукой. Увидев дым можно ведь предположить наличие невидимого огня, хотя у первого нет на руках свидетельства рождение вторым. Спор можно свести к абсурду. Тем форумщикам, которые с энергией достойной лучшего применения, пытаются доказать, мне в частности, что я - не я, армянин - не армянин, даже если он пишется таковым, и даже на армянском, и даже в те времена, когда не было потребности в фальсификациях и пр., вот этим форумщикам, отбросившим всякую логику в корзину и требующим только документы и линки, достоверные с их точки зрения - заранее прося прощение за может не совсем удачный пример, дайте мне документы и линки, что конкретно вы не просто представители такой или иной нации, а просто что вы представители вида homo sapiens. Вот попробуйте доказать. Не вышло бы как в армянской поговорке - пока докажешь что ты заяц, а не осел - подкуют. Хотя может это и не армянская поговорка вовсе (у меня нет линков или ссылок на авторские права).
Конкретных царей-шмарей не хочу обсуждать. Есть такое понятие как взаимопроникновение культур, цивилизаций, смешение родов-племен-народов и искать в этом караты чистого - глупое занятие. Пушкин все-таки великий русский поэт, а не абиссинский ашуг. И сколько бы ссылок не приводилось бы на метрику Тиграна II, для меня, по ссылкам на мою генетическую память и на то как я понимаю историю, он Великий Армянский Царь. И вы, высчитывающие на калькуляторе годы его величия, подобны людям, уточняющим вес Солнца в килограммах. Но от этого тепла Светила не уменьшится. Ни на нашу долю, ни на вашу.

Link to comment
Share on other sites

Абрикос, это все прекрасно. Но то, что вы говорите не предмет обсуждения, а предмет веры. А веру обсуждать невозможно. Вы верите, что в генетической памяти вашей есть отпечатки Тиграна Великого итд...все это прекрасно. Но это ваша вера в это, а не наука. Ибо генетическая память это нечто другое, чем память человека. Там невозможно сохранить информацию о ком-то. Это просто поэты придумали.

Именно поэтому и я писал, чтобы вы- армяне, очнулись от ненависти к другим, и от гордости к своим достожениям, которые отнюдь неармянские. А так верьте, друг мой. Блаженный тот, кто верит

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Ziyadli' date='Dec 14 2004, 19:55 ']Блаженный тот, кто верит
[right][snapback]170228[/snapback][/right][/quote]

БЛАЖЕН ТОТ, КТО ВЕРУЕТ------ так звучит по-моему(Вы больны, или Вы больной----улавливаете разницу).

;)

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Noi' date='Dec 14 2004, 22:40 '][quote name='Ziyadli' date='Dec 14 2004, 19:55 '] Блаженный тот, кто верит
[right][snapback]170228[/snapback][/right][/quote]

БЛАЖЕН ТОТ, КТО ВЕРУЕТ------ так звучит по-моему(Вы больны, или Вы больной----улавливаете разницу).

;)
[right][snapback]170332[/snapback][/right]
[/quote]
Договорились

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Ziyadli' date='Dec 14 2004, 16:47 ']Почти угадал.
Армяне взяли себе как этноним имя местности, в котором до них жили другие этносы и именем которых связана Армения. В принципе такое бывает в истории. Не проблема.[/quote]
Бред, Зиядли. Вас обманули.
Подумайте сами, какой должен быть механизм [b]искусственного [/b]изменения своего самоназвания ?
Давайте покончим с этой ложью.
Мне любопытно. Об'ясните механизм, как можно "взять себе" название области, причем называя себя в своих письменах, книгах, между собой по прежнему?

[b]Может [/b]наоборот, жители области когда то давным давно взяли себе общее самоназвание ? Также как и наши уважаемые соседи относительно недавно стали называться азербайджанцами?

Но это процесс естественный. Переход от племенного образа к жизни к современному предусматривает постепенное об'единение племен в народности, народностей в народы, несмешавшиеся пока группы народов называют себя нациями, на протяжении всей истории имеет место смешение языков, ассимиляции в результате войн, демографических катаклизмов, миграции, смешение традиций, и верований что в сочетании с научно техническим прогрессом приводит нас к современному государственному устройству. Ни один существующий сегодня народ не представляет из себя чистое производное от одного племени, жившего 10 000 лет назад.
И мы, армяне на подобную чистоту нации вопреки утвердившемуся среди вас мнению не претендуем. У нас были и цари - неармяне, потомки которых с полным на это правом считают себя сегодня армянами, и разные племена среди нас когда то ассимилировались, и народности.

Приведу абстрактный пример.
Например народ икс жил скажем 3000 лет назад ну допустим в области величественной реки Игрек и называет себя иксинцами. Говорит по иксински, пишет по иксински, молится в храме Икса. Так каким образом они могут ни с того, ни с сего приписать себе название допустим "Игрекяне"? Помилуйте, Игрекянами их могут называть окружающие, как жителей области реки Игрек. А они как называли себя иксинцами, так и по сегодняшний день себя так называют.
Легко.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Ziyadli' date='Dec 14 2004, 16:47 ']Почти угадал.
Армяне взяли себе как этноним имя местности, в котором до них жили другие этносы и именем которых связана Армения. В принципе такое бывает в истории. Не проблема.[/quote]

Для тех кто не понял мысль funky постараюсь обьяснить попроше.

Итак, предположим любимая версия азербайджанцев об армянах верна.

Обьясните как это полyчается, что Hay пришли в Армению, испарили (ассимилировали, выгнали и т.д.) местных армян, тихо притворились армянами, но упорно называют себя Hay-ами. А другие хоть убеи не хотят в это поверить и по-прежнему называют армян армянами.

Если развить эту теорию получится, что и грузины это совсем не грузины. Ведь и они называют себя по другому. Так значит и они когда-то пришли в Грузию, где раньше жили истинные грузины и ... продолжаите сами.

А вот азербайджанцы так давно жили на этих землях, что их именем называли цареи, местность ... вобшем абсурд получается.

Хотел написать серьёзно, но не получилось ... извините.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Ardani' date='Dec 15 2004, 01:04 '][quote name='Ziyadli' date='Dec 14 2004, 16:47 ']Почти угадал.
Армяне взяли себе как этноним имя местности, в котором до них жили другие этносы и именем которых связана Армения. В принципе такое бывает в истории. Не проблема.[/quote]

Для тех кто не понял мысль funky постараюсь обьяснить попроше.

Итак, предположим любимая версия азербайджанцев об армянах верна.

Обьясните как это полyчается, что Hay пришли в Армению, испарили (ассимилировали, выгнали и т.д.) местных армян, тихо притворились армянами, но упорно называют себя Hay-ами. А другие хоть убеи не хотят в это поверить и по-прежнему называют армян армянами. [right][snapback]170445[/snapback][/right]
[/quote]
Почти. Но местных армян не было, были народ урарты по названии биайнли. Были так же племена Армо-Субарту. Видимо ихним именем называлась и страна Урарту на некоторых языках (например, на древнеперсидском, чего можно читать на Бисутунских надписях)

А пришлые "прото-хаи" (были ли они мушки или фригийцы неясно) после распада Урарту под ударами киммерийцев взяли инициативу в свои руки. Тем более после завоевания Урарту Мидией. Так как в самой Мидии было немало индо-европейского элемента. Потом были персы долго. Сюда переехали и изгананное племя из Индии. К распаду Персии видимо сложилось и контуры современного армянского народа, а во время аршакидов мозно было уже говорить об этносе "хаи", которые нам известны под названием армяне
[quote]Если развить эту теорию получится, что и грузины это совсем не грузины. Ведь и они называют себя по другому. Так значит и они когда-то пришли в Грузию, где раньше жили истинные грузины и ... продолжаите сами.[/quote]
Вы передергиваете. Про иберских племенах известно на этих местах давно.
[quote]А вот азербайджанцы так давно жили на этих землях, что их именем называли цареи, местность ... вобшем абсурд получается.[/quote]
Опять 25. Этноса по имени азербайджанцы не было. Были тюрки, были талыши (под другим именем-кадуси), были леги(лезгины) итд..Этнос азербайджанец выдумка советов. А Азербайджан имя страны
[quote]Хотел написать серьёзно, но не получилось ... извините.[/quote]
Не получается потому, что для написания серьезного поста нужно иметь серъезные знания, а не знания из басен Мовсеса Хоранаци :D

Link to comment
Share on other sites

Ziyadli,
[quote]Опять 25. Этноса по имени азербайджанцы не было. Были тюрки, были талыши (под другим именем-кадуси), были леги(лезгины) итд..Этнос азербайджанец выдумка советов. А Азербайджан имя страны[/quote]

Вот именно вам и надо наконец-то наудти название васему народу. Вы ешё в стадии развития. Потратьте вашу енергию для более лучших целеи вместо того, чтоб выискивять что-то против армян. Я не могу пока охватить границы ваших конплексов, настолько они огромны.

Вы не замечаете, что напр. Urden или куртизанка просто открешиваются от турков. Но вы и на самом деле, как Вы и писали, турки, советизированные турки.
Тюрок как этноса не сушествует.


[quote]Не получается потому, что для написания серьезного поста нужно иметь серъезные знания, а не знания из басен Мовсеса Хоранаци[/quote]

Для этои "серьёзнои" темы про "конспираторов" армян , когда есть хоть одна извилина в голове и какои-то элемент логики - никакие Ваши книжки не помогут.

P.S. А что это Вы Хоренаци всё читаете? Где же ваши оригинальные азербайджанские, извините, турeцкие источники ?

Link to comment
Share on other sites

Ардани, у вас вместо логики одни эмоции. Оскорбительные выпады на аргументы...хмм..видатъ Запад-с.

ПС.Название у нашего этноса есть, это вы не хотите это видетъ
ППС: В стадии развития, это даже неплохо, а очень хорошо.
ПППС: Если вы думаете, что история народа определяется его историками, то ошибаетесь. Не историки декают историю, а народ. Историки переписывает это. Наши предки делали историю, а не переписывали

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Ziyadli' date='Dec 15 2004, 01:51 ']Ардани, у вас вместо логики одни эмоции. Оскорбительные выпады на аргументы...хмм..видатъ Запад-с.[/quote]
Вы разве не заметили, что это был ответныи выпад? Восточныи Вы наш.

[quote]ПС.Название у нашего этноса есть, это вы не хотите это видетъ[/quote]
Почему же вижу - турки или как Вы выражаетесь на русском тЮрки. Хотя такого этноса не сушествует

[quote]ППС: В стадии развития, это даже неплохо, а очень хорошо.[/quote]
Могу согласится.

[quote]ПППС: Если вы думаете, что история народа определяется его историками, то ошибаетесь. Не историки декают историю, а народ. Историки переписывает это. Наши предки делали историю, а не переписывали
[right][snapback]170480[/snapback][/right][/quote]
Теоретически верно. Но все цивилизованные народы имели и имеют и своих летописцев и историков, миниатюристов и скульпторов, архитекторов и учённых.
Благодаря армянским летописцам и тем кто сохранил эти труды несмотря ни на какие воины и депортации, Вы сегодня имеете возможность их читать и .. называть их баснями. Восточная благодарность называется.

Ваши историки именно переписывали историю как я это показал Урдену на примере Дьяконова.

Link to comment
Share on other sites

[quote]Бриджет, В этой теме мы говорим о ПК, будьте добры не отклоняться и не писать глупости о "прихватизации"[/quote]

Фанки, ошибаетесь, в этой теме мы только затронули ПК, а говорим мы здесь , сколько же раз надо вам повторять, :) о том, что история античной Армении была прихватизирована hay-ами, вместе с этнонимом армяне.

OmegaSupreme и Зиядлы это убедительно показывают своими постами. Я тут не встретила ни одного поста армянского юзера с конструктивными контраргументами. Я еще раз повторяю, покажите ссылками, фактами, где в каких источниках говорится о том , что в Армении от 3 в. до н.э. до 3 в н.э. доминировали племена hay. OmegaSupreme утверждает, что этого не было , а вот вы докажите , что он ошибается. Попробуйте. И тогда я не буду говорить о прихватизации . :)


[quote]bridjet

QUOTE
Главную роль в этом государстве играли другие народы

интересно, не вы ли?[/quote]

Ну вот, я же говорю никакого конструктива. Опять из серии "сам дурак" :D

arthur,

вам хотя бы по общественной должности следует более внимательно читать тему и тогда бы вы может быть не стали бы задавать аллегорических вопросов. :) Ведь в постах OmegaSupreme ясно сказано на этот счет : персы, парфяне, мидийцы,.... и совсем не главную роль играли племена hay. Я вообще не понимаю, что обидного в этом факте? И вообще , может ли быть обидной :) история?

И только начиная с 3-4в.в.н.э. ваши предки возвысились в этой стране ...и присвоили себе всю историю этого государства +этноним армяне. Что же в этом непонятного. Если у вас есть фактические возражения по этому поводу , тогда другое дело.

Приведите примеры, что нет, вот например, в таком-то источнике написано, что в 1 в. н.э или до н.э государственным языком Армении был язык племен hay или правили этим государством hay-и, или такие-то военноначальники были hay-и ,ведь автор темы приводит примеры , которые показывают, что такие случаи скорее исключение, чем правило.

Или вот приведите источник, что иностранцы говорили : слышали,что вот такой-то говорит на армянском.
Докажите , что в этом историческом промежутке язык племен hay был известен окружающему миру, как армянский язык. Докажите это фактами , опровегните OmegaSupreme. Кто вам мешает сделать это?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Ardani' date='Dec 15 2004, 02:04 ']Вы разве не заметили, что это был ответныи выпад? Восточныи Вы наш.
[right][snapback]170496[/snapback][/right][/quote]На что? На то, что Хоренаци писал сказки? Так не один я думаю так. Зайдите на сайт хаястан.ком в раздел история. И там такого же мнения.

Хоренаци написал на самом деле сказки про то, что армяне произошли от Хайка, сына ......сына Ноя. Такая же сказка естъ у многих народов. Также у Абуль Гази Хана. У тюркютов есть тожа сказка, что они произошли от хуннского царевича и волчицы. У чеченцев тоже. И у римлян есть сказка, что они дети Ромуля, которых вырастила волчица. Кто воспринимает это серьезно?

Но у Хоренаци есть часть, где он описывает события, современником которых он был. Это уже не сказки. И их надо сравнить с другими источниками

[quote]Теоретически верно. Но все цивилизованные народы имели и имеют и своих летописцев и историков, миниатюристов и скульпторов, архитекторов и учённых.
Благодаря армянским летописцам и тем кто сохранил эти труды несмотря ни на какие воины и депортации, Вы сегодня имеете возможность их читать и .. называть их баснями. Восточная благодарность называется.[/quote]Вы бы поинтересовалисъ бы по настоящему нашей культурой, миниатюрами...а то, как то надоело твердить одно и то же безнадежно "глухим и слепым" людьям.
[quote]Ваши историки именно переписывали историю как я это показал Урдену на примере Дьяконова.[/quote]
Если вы имеет в виду современных, то у нас почти нет историков. Кроме Бунятова, Мамедовой и Юсифова. Остальное все это фуфло.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Ziyadli' date='Dec 15 2004, 02:26 '][quote name='Ardani' date='Dec 15 2004, 02:04 ']Вы разве не заметили, что это был ответныи выпад? Восточныи Вы наш.
[right][snapback]170496[/snapback][/right][/quote]На что? На то, что Хоренаци писал сказки? Так не один я думаю так. Зайдите на сайт хаястан.ком в раздел история. И там такого же мнения.

Хоренаци написал на самом деле сказки про то, что армяне произошли от Хайка, сына ......сына Ноя. Такая же сказка естъ у многих народов. Также у Абуль Гази Хана. У тюркютов есть тожа сказка, что они произошли от хуннского царевича и волчицы. У чеченцев тоже. И у римлян есть сказка, что они дети Ромуля, которых вырастила волчица. Кто воспринимает это серьезно?

Но у Хоренаци есть часть, где он описывает события, современником которых он был. Это уже не сказки. И их надо сравнить с другими источниками[/quote]

Да нет не за Хоренаци, за то что было перед этим. Но... замяли.


[quote][quote]Теоретически верно. Но все цивилизованные народы имели и имеют и своих летописцев и историков, миниатюристов и скульпторов, архитекторов и учённых.
Благодаря армянским летописцам и тем кто сохранил эти труды несмотря ни на какие воины и депортации, Вы сегодня имеете возможность их читать и .. называть их баснями. Восточная благодарность называется.[/quote]Вы бы поинтересовалисъ бы по настоящему нашей культурой, миниатюрами...а то, как то надоело твердить одно и то же безнадежно "глухим и слепым" людьям.[/quote]
А я уже целую тему открыл, чтоб узнать про оригинальные азербайджанские исторические документы. В том числе и про миниатюры. Но ... никто не помогает с ссылками. Вы тоже.

[quote][quote]Ваши историки именно переписывали историю как я это показал Урдену на примере Дьяконова.[/quote]
Если вы имеет в виду современных, то у нас почти нет историков. Кроме Бунятова, Мамедовой и Юсифова. Остальное все это фуфло.
[right][snapback]170519[/snapback][/right]
[/quote]
Сочувствую.

Link to comment
Share on other sites

Мы тут все очень серьезные и так активно все обсуждаем, надо немного менее серьезными стать. Вот забавный отрывок от Прокопия Кесарийского, Война с Персами, где он пересказывает армянское повествование, которое достойно не только этого форума и не только этого раздела (может Оливер Стоун снимет фильм?).

Перевод по: Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J. Haury. G. Wirth. Lipsiae, 1962—1963. Vol. 1: De Bello Persico, De Bello Vandalico; Vol. 3: Historia arcana. Термины и имена даны по Рейхлиновой системе, отчасти по Эразмовой системы. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. Пер. Н. Н. Чекаловой. М. 1993.


КНИГА ПЕРВАЯ


(30) Какое-то время спустя один армянин 42, из числа очень близких Аршаку людей, сопровождавший его в Персию, принял участие в походе против какого-то варварского племена. Этот человек на глазах самого Пакурия отличился в произошедшем сражении и, оказался истинным виновником одержанной персами победы. (31), Поэтому Пакурий удостоил его права просить, о чем он пожелает, утверждая, что ни в чем не будет ему отказа. (32) Тот же ничего не стал просить для себя, кроме возможности один день послужить Аршаку, как ему хочется. (33) Просьба эта была очень неприятна царю, ибо ему при этом надо было нарушить древний закон, однако, чтобы сохранить верность данному слову, он согласился исполнить просьбу. (34) [b]Когда, по велению царя, этот армянин оказался в Замке забвения, он приветствовал Аршака, оба они обняли друг друга, проливая сладкие радостные слезы. Оплакивая судьбу, они с трудом могли оторваться друг от друга. (35) Когда, вдоволь наплакавшись, прекратили они свои стенания, армянин омыл Аршака, со всем тщанием привел его в порядок, надел на него царское одеяние, и поместил на соломенное ложе.[/b] (36) Тогда Аршак стал по-царски, как привык делать раньше, угощать присутствующих, (37) [b]Во время пира за кубком вина было сказано много речей, понравившихся Аршаку; много другого, доставившего ему радость, случилось тогда. Пирушка затянулась до ночи; исполненные огромной радости от взаимного общения они с трудом [20] расстались, упоенные наслаждением. (38) Говорят, что тогда Аршак сказал, что провел сладчайший из дней с самым дорогим ему человеком и что после этого у него нет желания выносить тяготы жизни. (39) Сказав это, он поразил себя ножом, украденным нарочно для того во время пира, и так и ушел из мира людей. (40) Так излагает армянское повествование историю Аршака[/b], которую я только что рассказал, и то, как был нарушен закон о Замке забвения. Мне же надлежит возвратиться туда, где я прервал свое повествование.

Link to comment
Share on other sites

В целях лучшего ознакомления наших юзеров с историей региона, особенно связанного с Парфией и парфянами, предлагаю вниманию хорошую справку подготовденную из традиционных авторитетных источников проф. Г. А. Кошеленко, крупнейшего специалиста в этой области, заведующего отделом классической археологии РАН, члена-корреспондента Германского археологического института, Итальянского института Африки и Востока.


Парфянское царство, древнее государство, возникшее около 250 до н. э. к Ю. и Ю.-В. от Каспийского моря (коренное земледельческое население этой территории — парфяне) и подчинившее в период расцвета (середина 1 в. до н. э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии; существовало до 20-х гг. 3 в. н. э. [b]Около 250 до н. э. сакское кочевое племя парнов (дахов) во главе с Аршаком (родоначальником династии Аршакидов) вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену, или Парфию, незадолго до этого отпавшую от них. Парны завоевали её территорию[/b], затем соседнюю область Гирканию. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230—227 до н. э. был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидским царём Антиохом III. Воспользовавшись ослаблением Селевкидского государства, Парфия вскоре восстановила свою самостоятельность. [b]Парны были ассимилированы парфянами (восприняли их культуру, парфянский язык и местные верования[/b]).

Около 170—138/137 до н. э. царь Парфии Митридат I завоевал восточные сатрапии Селевкидов: Мидию, большую часть Месопотамии, Элимаиду с Сузами, Парсу (Перейду) и часть Греко-Бактрийского царства (около 136 до н. э.). Однако дальнейшая экспансия П. ц. была приостановлена восстаниями греческих городов в Вавилонии, недовольных утратой своего привилегированного положения, [b]а также наступлением кочевых племён саков у северо-восточных границ царства[/b]. Селевкиды, опираясь на поддержку недовольных греческих городов, предприняли попытки восстановить своё господство, завершившиеся разгромом армии селевкидского царя Антиоха VII в 129. Положение П. ц. после этого, однако, оставалось неустойчивым: парфяне утратили контроль над Сузами, в 128/127 до н. э. царь Харакены Гиспаосин захватил Вавилон, на восточных границах продолжалась борьба с кочевниками. Стабилизация наступила при Митридате II (около 123—88/87 до н. э.), завоевавшем занятую саками Дрангиану, затем Арейю и Маргиану, на З. — северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, [b]под парфянским политическим влиянием находилась Армения Великая, где был возведён на престол Тигран II[/b].

Первое соприкосновение парфян с Римом произошло в начале 1 в. до н. э. (в период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором). По соглашению 92 до н. э. границей между П. ц. и Римским государством был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57—37/36 дон. э.) римские войска под команд. М. Лициния Красса вторглись в Месопотамию, входившую в состав П. ц., но потерпели сокрушительное поражение при Каррах (53 до н. э.). К 40 парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В 39—37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями. Но поражение Антония (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Одновременно римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие друг другу группировки. Рабовладельческая верхушка греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы в развитии торговли, тесных контактов с Римом; знать коренных районов Парфии, связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению к Риму, стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок, приводившая к гражданским войнам 57—55, 31—25 до н. э., достигла своего апогея в начале 1 в. н. э. После подавления в 43 длившегося 7 лет антипарфянского восстания в Селевкии на Тигре были лишены автономии греческие города. Усилился интерес к местной культуре, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. Хотя борьба за престол между преемниками Артабана III Готарзом и Варданом и ослабила Парфию, при Вологесе I (около 51/52—79/80) внутренняя стабилизация позволила вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66 на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I (см. Аршакиды армянские). [b]Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами кочевников-алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать западные области Парфии[/b] (114—117, 163—165, 194—198). Однако территории приобретения Рима ограничились только Северной Месопотамией, попытки аннексировать Вавилонию были безуспешными, главным образом из-за восстаний местного населения. Хотя парфянам удавалось временами наносить поражения римлянам, процесс политического распада государства остановить было невозможно. Практически независимыми были области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида, Парса, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну. В 224 правитель вассальной Парсы (Персиды) Ардашир (см. Ардашир I) нанёс Артабану V на равнине Ормиздаган решающее поражение, после которого П. ц. прекратило существование; его территория вошла в состав государства Сасанидов, основателем которого был Ардашир I.






Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961; Массон М. Е., Народы и области южной части Туркменистана в составе парфянского государства, «Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции», Аш., 1955, т. 5; Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, [ч. 1—2], М., 1960—66; Дьяконов И. М., Лившиц В. А., Документы из Нисы. 1 в. до н. э. Предварительные итоги работы, М., 1960; Кошеленко Г. А., Культура Парфии, М., 1966; его же, Некоторые вопросы истории ранней Парфии; «Вестник древней истории», 1968, №1; Debevoise N., A political history of Parthia, Chi., 1938; Wolski J., L'historicité d'Arsace I, «Historia», 1959, Bd 8, №2; Ghirshman R., Persian art. The Parthian and Sassanian dynasties..., N. Y., [1962]: _Schlumberger D., L'orient hellénisé, P., 1970.

Link to comment
Share on other sites

Аршакиды (Арсакиды) парфянские, династия, правившая в Парфянском царстве в 250 до н. э. — 224 н. э. А. возводили свой род к персидскому царю Артаксерксу II и считали себя, т. о., продолжателями династии Ахеменидов. Однако эта генеалогия исторически не подтверждается. Народная традиция (записанная аль-Бируни) связывает А. с мифическим хорезмийским героем Сиявушем; родоначальником А. традиция считает Аршака, вождя племени парнов (одна из ветвей дахов), обитавших на Ю.-В. от Каспийского моря (на территории современной Туркменской ССР). Подлинным основателем Парфянского царства был Тиридат I. Некоторые учёные отождествляют его с Аршаком I.

Основными представители династии Аршакидов: Аршак I [250 — 248/247], Тиридат I [248/247 — около. 211], Артабан I [около 211—191], Прианат [около 191—176], Фраат I [около 175—170], Митридат I [около 170—138/137], Фраат II [138/137 — около 128], Артабан II [около 128—124/123], Митридат II [около 123 — 88/87], Фраат III [70/69—58/57], Ород II [около 57—37/36], Фраат IV [37/36—2], Фраат V [2 до н. э. — около 4 н. э.], Вонон I [7/8 — около 12], Артабан III [около 12 — около 38], Готарз II [около 38 — около 51], Вологес I [51/52—79/80], Митридат IV [128/129—147], Вологес III [148—192], Вологес IV [191— 207/208], Вологес V [207/208—222/223], Артабан V [около 209—224].

В хронологии парфянских А. остаётся ещё много спорного. Данная таблица составлена в основном по работам Debevoise N. С., A political history of Parthia, Chi., 1938; Parker R. A. and Dubberstein W., Babylonian chronology..., Providence, 1957.

О младшей линии А., утвердившейся в Армении, см. Аршакиды армянские.

Д. Г. Редер.

________________________________________________

Аршакиды (Аршакуни) армянские, царская династия (62 — 428), родственная Аршакидам парфянским. Основана Тиридатом I [с 62, официально с 66 по 80]. При Хосрове I Великом [217—238] власть А. стала наследственной. При Тиридате III Великом [287—332] христианство стало около 301 государственной религией в Армении. А. боролись против феодальной раздробленности, а также за независимость Армении, но безуспешно. После раздела Армении Великой (387) между Ираном и Римом А. стали их вассалами. В 428 династия А. пала.



Лит.: Очерки истории СССР. III—IX вв., М., 1958, с. 167—93.

Link to comment
Share on other sites

Родоначальник Аршакидов (Арсакидов) - Аршак (Арсак), являлся вождем
племени парнов, так считает традиция. Страбон говорит о его скифском проис-
хождении.
Знаменитый историк древности пишет, что парны-даи пришли с северных бе-
регов Азовского моря (Меотийского озера), но тут же он делает оговорку, что
не все согласны с тем, что даи есть среди скифов, "живущих над Меотидой"
(XI, 9, 8). Затем Страбон опять подчеркивает, что от этих скифов-даев ведет
свой род Аршак, хотя некоторые считают его бактрийцем (то есть выходцем из
среднеазиатского государства Бактрии).
Как видим, у Страбона даны две версии происхождения Аршака - ски-
фо-азовская и среднеазиатская. Правда, в Средней Азии тогда обитали тоже
скифы и их сородичи.
Племена Северного Кавказа, Кавказской Албании и Парфии не раз брались
совместно за оружие, чтобы отразить натиск неприятеля. Потомки должны были
помнить о совместных пирах с "круговыми ковшами". Чертог убитых Валгалла -
не порождение фантазии. Валгалла принадлежала Одину, там собирались павшие в
бою храбрые воины - эйнхерии. Вряд ли, конечно, в любом земном замке, даже в
Парфии, можно было увидеть чудеса, описанные в мифах. Но воины вспоминали
павших. С ними пировал Один, правда, в разных обличьях, под разными именами
(вообще у него множество имен, ибо, как отмечено в "Младшей Эдде", они прои-
зошли оттого, что, сколько ни есть языков на свете, всякому народу приходит-
ся переиначивать его имя на свой лад). Эта многоименность Одина органично
вытекает из факта сосуществования Парфии и ее соседей, которые и говорили
часто на том же языке, и почитали Парфию, как мусульмане позднее - Мекку.
Авторитет Аршакидов был велик, многие кровные родственники парфянских владык
были вождями и владыками соседних племен, и у каждого народа того времени
могла быть своя Валгалла. Это, например, Халхал, зимняя резиденция албанских
владетелей. Название это можно считать состоящим из двух корней. Первый из
них передан с заменой согласных звуков "в"-"х" - такая замена весьма харак-
терна для некоторых наречий. Второй же означает "чертог", или "большой зал.
Нелишне отметить и случаи взаимной замены букв "в" и "г" в начале слов и в
самих древних источниках.
Зимние княжеские пиры отвечали вполне характеру албанских владетелей,
открытых, искренних, мужественных.
Но в Парфии, крупнейшей после Рима державе древнего мира, Валгалла
должна была нести скорее идеологическую нагрузку, вдохновлять воинов и союз-
ников на примере предков. Поэтому характер ее, внешний облик и ритуалы долж-
ны быть тоже иными.
Местоположение Нисы, духовного центра Парфии, было выяснено не так дав-
но. Это одновременно и главный город Парфиены, ядра Парфянского царства. Он
занимал две возвышенности поблизости от современного селения Багир неподале-
ку от Ашхабада. Как уже говорилось, древнее название Нисы Парфавниса (Исидор
Харакский, 11-13). В истории Албании Кавказской особое место занимает Партав
- один из главных ее городов, позднее столица и резиденция князей - Парфав-
ниса (Партавииса) названа в дорожнике Исидора Харакского почти тем же име-
нем. Непосредственное взаимовлияние Парфии и Албании налицо.
На одной из двух возвышенностей - царская крепость Аршакидов, там нахо-
дились дворцы с хозяйственными службами, храмы, винохранилища, место пребы-
вания гвардии. Это место называется сейчас Старой Нисой. Есть основания счи-
тать это резиденцией (или одной из резиденций) парфянских владык. Но в таком
случае именно здесь надо искать Валгаллу.
..........
Моисей Каганкатваци в своей "Истории агван (албан)" перечисляет десять
древнейших царей Албании. Все они из рода Аршакидов (Каганкатваци М. История
агван. СПб., 1861, с. 87). В прибавлении к этому сочинению К. Патканьян раз-
бирает многочисленные связи парфянской династии и указывает на родство с ней
многих князей соседних племен, в первую очередь северокавказских. "По тем
известиям,- пишет К. Патканьян, - которые разбросаны в разных местах у ар-
мянских авторов, видно, что род Аршакидов пользовался в Азии большим уваже-
нием, особенно у соседних народов. Довольно было быть Аршакидом, чтобы пре-
тендовать на какое-нибудь царство...
Сами Аршакиды старались, чтобы на престолах соседних народов были их
родственники. Таким образом, кроме Персии, Аршакиды царствовали в Армении,
Грузии, Агвании и у массагетов".
Известны также индийские Аршакиды (цари кушан). Одна из ветвей Аршаки-
дов царствовала к северу от Кавказа над лпинами.
Авторитет Парфянского царства и особенно мирные отношения его с соседя-
ми обусловили и культурное влияние на весь регион, в том числе на районы се-
вернее Кавказского хребта. Парфянские цари заботились об усилении этого вли-
яния. Этой цели должны были служить и великолепные постройки в родовой усы-
пальнице Нисе-Асгарде. Это родина богов, город обожествленных предков-динас-
тов. Еще в прошлом веке отмечена связь храмовой архитектуры с погребальными
культами и сооружениями*. [* Simpson W. Some Suggestions of Origin in Indian
Architechture // Journal of Royal Asiatic Society of Great Britain and Ire-
land. London, 1888, p. 55-57, 272.].




Владимир Щербаков. Асгард - город богов: История открытия.

Link to comment
Share on other sites

Ввиду обсуждения парфян и их влияния на огромный регион и невозможности переоценить данное влияние, я прилагаю здесь ссылку на хорошую инфу про происхождение этого уникального народа от юзера Зиядлы и др. Если есть еще реллевантные постинги, то нужно добавить. [url="http://www.600min.az/index.php?showtopic=659&pid=170072&st=150"]http://www.600min.az/index.php?showtopi...170072&st=150[/url]

Link to comment
Share on other sites

Античные источники по Азербайджану

ПАВЕЛ ОРОСИЙ

ИСТОРИЙ ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ 7 КНИГ

I. 2. 36. Гора Кавказ сначала поднимается [в местности] между колхами, живущими кверху от Киммерийского моря, и албанами, живущими у Каспийского моря. До самого крайнего востока он {составляет], по-видимому, один хребет, но носит много названий.

I, 2, 39 Итак, сам Кавказ между колхами и албанами, где он имеет и ворота, называется горой Кавказом...

I. 2. 48. Каспийское море начинается от океана в северном поясе. Оба его берега по сю сторону океана и [прилегающие] местности считаются пустынными и невозделанными. Затем оно тянется на юг длинным и узким проливом, пока, значительно расширившись, не ограничивается подошвой Кавказа.

I. 2. 50. [От Каспия до Меотиды обитают тридцать четыре племени].Ближайшая местность известна под общим именем Албании, а дальше у моря и горы Каспийской — [страны] амазонок.

VI. 4. 8. [Помпей] снизошел к просьбам Тиграна и простил его; трижды победил в бою войско вождей албанского царя Города; затем охотно принял [присланные] для [заключения] мира с албанами письмо Города и дары. Он победил на войне царя Иберии Артака и всю Иберию принял в подданство. Затем, устроив дела в Армении, Колхиде, Каппадокии и Сирии, двигаясь от Понта в Парфию, он на пятидесятый день пришел к городу Экбатанам, столице Парфянского царства1.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Ничего подобного о походе Помпея в Экбатаны в других источниках не имеется. После окончания кавказского похода Помпей «отправился в Сирию, дошел до Иудеи и границ Аравии, а затем возвратился оттуда в Италию). (ВДИ, 1949, № 4, с. 271). Пер. Г. Г. Зоргенфрея; см.: Латышев В. В. ВДИ, 1949, № 4, с. 263—266; 271.

Link to comment
Share on other sites

МИННЕЙ ФЕЛИКС КАПЕЛЛА

О БРАКЕ ФИЛОЛОГИИ И МЕРКУРИЯ 9 КНИГ

691 ,..3а Ассирией в виду Каспийского моря начинается Мидия, которая опоясывается Кавказскими горами. Кавказ имеет ворота, которые именуются Каспийскими} [это] обрезы скал, заноженные еще железными брусьями для недопущения прохода посторонних, хотя в весеннее время они непроходимы из-за змей. От них до Понта, несомненно, двести тысяч шагов.1


--------------------------------------------------------------------------------

1 Из текста ясно, что Кавказские горы служили северной границей Мидии. Капелла не мог перепутать их с Луристанским хребтом (как об этом говорится в ВДИ, 1949, № 4, с. 281); ведь во фрагменте говорится и о воротах, именуемых Каспийскими.

Link to comment
Share on other sites

РУФИЙ ФЕСТ АВИЕН

ОПИСАНИЕ ЗЕМНОГО КРУГА

898—922. Каспийская Тетия расстилается в извилистых берегах, и береговые линии извивают всю ее в кривых землях. Все это море лежит на таком широком пространстве, что луна трижды возобновит нарастание [своего] света прежде, чем кто-нибудь проедет голубое море на быстрой ладье. Отец [этой] бездны — Океан: ибо oн от оси снежной Гелики вносит волнующиеся воды быстрого моря, и оттуда море влечет к себе заливы. Здесь вблизи каспийских вод скитается воинственный скиф, здесь же живут свирепые албаны. Там занимает каменистые поля кровожадный кадус, быстрые марды, гарканы апиры. По соседней земле течет Мард и вдали доходит до самых бактров; наконец, касаясь своим течением жестоких деркебиев, он разделяет посредине тех и других и по глощается бурным течением Гирканского моря... Потом славные колчанами и легкими стрелами массагеты приближаются к течению глухо шумящего Аракса: племя, свирепое от рождения, мысль, незнакомая со спокойной жизнью; они не знают обхождения со светлокудрой Церерой, никогда не вкушая [даров] Вакха, имеют зверскую душу. У них вместе пища и питье: они поглощают [своими| варварскими глотками конскую кровь и сгущенное молоко.

1209—1223, А если кто отправится от вершины скалы Армении и направит [свои] шаги к восточным побережьям, то увидит мидийские царства по обширным полям. В них те, которые подходят к колеснице ледяного Волопаса занимают тучные нивы: там живут атропатены, геры и марды; а с другой стороны — те, которые занимают побережье к теплому Австру, ведут свое происхождение от скифского племени...2


--------------------------------------------------------------------------------

1 Во фрагменте речь идет о Северном море, соединявшемся с Каспием. Апиры — это тапиры, а Мард — Кызылузен или Сефидруд.

2 Интересно упоминание Авиеном рядом атропатенов, геров [но не гелов] и мардов. Отмечаются и те, которые восходят к скифам. Может быть, к остаткам мардов относятся нынешние ираноязычные талыши. Пер. по Латышеву В. В. ВДИ, 1949, № 4, с. 237 и др.

Link to comment
Share on other sites

ФЕМИСТИЙ

XXXIV, К ОБВИНЯВШИМ В ПРИНЯТИИ ДОЛЖНОСТИ

VIII ...Римские полководцы проходили Каспийские ворота, выгоняли аланов из Армении и устанавливали границы иберам и албанам 1.


--------------------------------------------------------------------------------

1 По-видимому, имеются в виду походы римлян в Албанию. В этом свете известие об установлении границ между иберами и албанами при посредстве римских полководцев представляется интересным.

Link to comment
Share on other sites

ПИСАТЕЛИ ИСТОРИИ АВГУСТОВ

Элий Спартиа

АДРИАН

21. Он позволил армянам иметь царя, тогда как при Траяне они имели легата. С жителей Месопотамии не взыскивал подати, которую наложил Траян. С албанами и иберами жил в величайшей дружбе, так как осыпал дарами их царей, хотя они презрительно отказались явиться к нему...

Юлий Капитолин

ДВА ВАЛЕРИАНА

6. Армянский царь Артабасд послал Cапору (1) следующее письмо: «Я разделяю твою славу, но боюсь, что ты не столько одержал победу, сколько посеял войны; Валериана требует и сын, и внук, и римские вожди, и вся Галлия и вся Африка, и вся Испания, и вся Италия, и все племена, какие есть в Иллирике. на Востоке и в Понте, которые дружественны римлянам или находятся под их властью Итак, ты взял в плен одного старика и все племена земного шара сделал враждебными себе...»

7. Бактрийци, иберы, албаны и тавроскифы не приняли писем Сапора, но написали римским вождям, обещая помощь для освобождения Валериана из плена.



--------------------------------------------------------------------------------

1 Речь идет о Шапуре I (240 — около 272 гг. до н. э.).

Link to comment
Share on other sites

ГАЙ ЮЛИЙ СОЛИН

СБОРНИК ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

IX. 19... [Александр Великий] покорил Азию, Армению, Иберию, Албанию...

XV. 5. Халибы и даги в азиатской части Скифии своей кровожадностью нисколько не отличаются от самых диких [народов]. Албаны, живушие на берегу, которые желают считаться потомками Язона, родятся с белыми волосами, и седину их считают добрым знамением; таким образом цвет головы дал имя народу. В глазах у них серый зрачок; поэтому они ночью видят лучше, чем днем1.

XV. 6. Собаки у этих народов выступают против диких зверей, одолевают быков, побеждают львов и удерживают зубами все, что им попадется; по этим причинам они заслужили даже упоминания в летописях..

XV. 7. Мы читали, что две такие собаки были посланы царем албанским Александру во время похода его на Индию. Одна из них с таким презрением отнеслась к выпущенным на нее кабанам и медведям, что, обиженная недостойной ее добычей, долго лежала с ленивым видом. Александр, не понимая, в чем дело, приказал убить ее, как негодную. Другая умертвила льва, выпущенного на нее по совету тех, которые привезли ее в дар царю. Затем, увидев слона, она стала делать огромные прыжки, сначала утомила животное хитрыми увертками и затем повалила на землю к величайшему ужасу зрителей, Эта порода собак достигает огромных размеров и своим страшным лаем заглушает даже рёв быков...2

XV. 15. У скифов, живущих далее внутрь страны, образ жизни более суровый: они живут в пещерах; чаши выделывают не так, как эсседоны, а из черепов врагов любят битвы; кровь убитых пьют из самих ран; с числом убийств увеличивается слава...

XV. 16. Договоры они освящают взаимным высасыванием крови, не по своему только обычаю, но и по заимствованному у мидян учению...

XV. 18. За живущими в Азии савроматами, которые дали убежище Митридату и происходят от мидян3, талы4 граничат с теми племенами, которые на востоке достигают устьев Каспийского моря5; эти устья удивительным! образом беднеют водой при дождях и наполняются ею при жарах6.

XV. 19. Гениохские горы изливают Аракс, а Мосхийские — Фасис; Аракс берет начало на небольшом расстоянии от истоков Евфрата и затем течет в Каспийское море.

XIX. 3. Каспийское море с другой стороны Понта за массагетами и скифами-апалеями в Азиатской земле отличается пресной водой; это испытано Александром Великим, а затем Помпеем Великим, который во время Митридатовской войны, как передает его сослуживец Варрон,| пожелал лично [дословно самими глотками] удостовериться в этом.



--------------------------------------------------------------------------------

1 В латинском языке albus — белый. Солин, по-видимому, считал, что этноним албан восходит к этому слову. По Исигону Никейскому, «в Албании родятся люди с серо-синими глазами, с детства седые и ночью видящие лучше, чем днем»(«in Albania gigni quosdam glauca oculorum acie, a pueritia statimcanos, qui noctu plus quam interdiu cernant»). Предыдущее сообщение о покорении Александром Албании другими источниками не подтверждается.

2 О собаках у албанов имеются сведения и у других автоуов. Страбон пишет, что албаны с «большим удовольствием занимаются охотой — как сами, так и их собаки...» см.: Страбон, XI, 4, 5. Этнографический материал показывает, что стада мелкого рогатого скота охраняли от хищников сильные кавказские овчарки. Плиний сообщает что «во время похода в Индию Александру Великому царь Албании подарил необыкновенной величины пса» («Indiam patenti Alexandro Magno rex Alaniae dono dederit inusitate magnitudinis unum (canem)»); См.: Плиний, 8, 149. См. также: Алиев К. Кавказская Албания, с. 225 и др.

3 Согласно Плинию, «по реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделяющиеся на многие племена» (VI, 19].

4 Thali Солина читается и как «фалы» (th-ф).

5 В тексте стоит fauces (в единственном числе встречается только в аблативе), переводится на русский как горло, пропасть, вход в устье и т. д.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='OmegaSupreme' date='Dec 15 2004, 11:16 '][b]под парфянским политическим влиянием находилась Армения Великая, где был возведён на престол Тигран II[/b].[/quote]

Прогресс однко. :D

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Jam' date='Dec 11 2004, 09:53 ']На протяжениие всей истории армяне придерживались политики так называемого "англицкого флага", которое было чревато нехорошими зачастую для них же самих последствиями.

А недавно я прочел статью, где говорилось о вероломстве и предательстве армян даже при восстании Спартака - оказалось, что его подставили армяне....... как не странно
[right][snapback]167401[/snapback][/right][/quote]


Да это были Киликийские пираты ( кстати это было 74 год до нашей эры, что также подтверждаетчто армяне древний народ, а не то некоторые тут утверждают что нас русские 150 лет назад забросили в современную Армению) . Пираты взяли у Спартака золото, но не предоставили свои корабли чтобы его с войском вывезти из Римской Империи.
Но на самом деле пираты это те же разбойники с большой дороги, так что что от них ожидать ?
Вспомните " Остров Сокровищ" , капитана Флинта и пр. персонажей , да они за небольшие деньги готовы были друг друга перерезать. Так что глупо ждать от пиратов большего и вечного благородства.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Начата реализация проекта трамвайной линии в Баку
      Генеральный план - это стратегический документ. Это не документ для ежедневного исполнения. Генплан - документ, определяющий будущее развитие города Баку на ближайшие 30 лет.
      Об этом в интервью Азертадж заявил председатель правления Союза архитекторов Азербайджана Эльбей Гасымзаде, говоря о реализации в ближайшем будущем масштабных проектов в рамках Генплана.
      По его словам, на основе Генплана в различных частях города будут проведены конкретные работы.
      «Процессы проектирования этих работ уже начались. Например, одним из важнейших направлений Генплана является транспортная инфраструктура. Реализация проекта трамвайной линии в Баку уже начата. На мой взгляд, второй важный вопрос - строительство на месте кварталов с 1-2-этажными аварийными домами или даже крупного района современных жилых зданий», - отметил он.
      https://media.az/society/nachata-realizaciya-proekta-tramvajnoj-linii-v-baku
      • 11 replies
    • Новый способ развода нашли гайцы. Останавливают машины на кругу там где техосмотр в сядяряке. Начинают с поиска доп оборудования потом проверяют на алкоголь, на наркотики ничего не найдя, поют песню про то что ты где-то линию пересёк и тебе 80 Ман 3 балла штраф. Просишь показать видео, говорит что нет, ему по рации передали задержать.  Что езжай в гор ГАИ там разбирайся, потом начинается сказка про доброго полицейского что он может ремень написать, заплатишь 40 Ман когда тех осмотр пройдешь. Зная что не со штрафом техосмотр не пройти. В конце ты сам уже предлагаешь 20 Ман что бы он отстал, и он типа по рации кому-то передает что йохлыйыб и хял едиб, хотя уверен что он никому ничего не передавал. 
      Вообще за последние два дня 3 раза остановили проверять алкоголь. Рейд у них какойто
        • Confused
        • Haha
        • Thanks
        • Like
      • 68 replies
    • На Земле началась сильнейшая за 20 лет магнитная буря
      На Земле началась сильнейшая за последние двадцать лет магнитная буря: ей присвоен наивысший уровень G5, сообщают космические институты России и США.
      Уровень G5 соответствует экстремально сильной магнитной буре. Во время неё могут возникать масштабные проблемы с объектами энергетики и космическими аппаратами. Полярные сияния могут фиксироваться даже в тропиках.
      В нескольких регионах России – от Ленинградской до Ростовской области, а также в Сибири и на Урале – наблюдалось северное сияние.
      Также полярное сияние фиксировали жители Грузии, Армении, Кубы, Беларуси и Украины.
      Ранее руководитель Лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований РАН Сергей Богачёв сообщал, что продолжительность магнитного шторма может составить от 20 до 40 часов.
      "Земля погружена в облако плазмы. Выйдет из него не раньше чем через сутки", – говорил он. Богачёв пояснил, что за трое суток Солнце выбросило четыре исключительно крупных облака плазмы.
      https://www.svoboda.org/a/na-zemle-nachalasj-siljneyshaya-za-20-let-magnitnaya-burya/32941991.html
        • Like
      • 29 replies
    • В Санкт-Петербурге автобус с пассажирами упал в реку: число погибших выросло
      В реку Мойку упал пассажирский автобус. Предварительно, там находилось около 20 человек. В региональном МВД сообщили, что спасатели достают людей из воды
      Очевидец сообщил, что автобус врезался в два автомобиля, пробил ограду и упал в воду. ТАСС со ссылкой на источник в оперативных службах пишет о госпитализации пяти человек, еще двоим проводят реанимационные мероприятия на месте происшествия.
       

      Телеграм-канал Shot пишет, что из затонувшего автобуса спасли восемь человек. Состояние четверых из них оценивают как тяжелое — они госпитализированы. В больницу, как отмечает канал, в состоянии средней степени тяжести доставлен и водитель. Еще около десяти человек выбрались самостоятельно.
      Один человек погиб, указывает Shot. О жертвах также пишет телеграм-канал 78.

       
       
        • Upvote
        • Sad
        • Like
      • 59 replies
    • Post in Вынесен приговор известному спортсмену, чьи действия привели к гибели 7-летнего мальчика
      Был наркоманом и мстил: новые подробности о тренере, осужденном за убийство 7-летнего Фарида
       
        • Sad
        • Like
    • Предупреждение от эксперта: кассовые чеки представляют угрозу для здоровья человека - ВИДЕО
      В составе краски, наносимой на кассовые чеки, присутствует опасное химическое соединение.
      Об этом предупреждает председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.
      Чеки из супермаркета или банкомата - каждый прикасается к ним чуть ли не десятки раз в день, совсем не подозревая, какой вред эти с виду безобидные клочки бумаги могут нанести здоровью. 
        Дело в том, что в 90% чеков содержится бисфенол - опасное соединение фенола с ацетоном, которое способно проникать в кровь и внутренние органы через кожу, повышая риск развития смертельных недугов.
      Подробнее - в сюжете ATV Xəbər:
       

       
        • Red Heart
        • Like
      • 59 replies
    • Как вы относитесь ко дню 9 мая ?
      Я отношусь к этому дню, как к важному событию для миллионов человек, которых почти уже и не сталось в живых.  Возможно, через пару десятков лет к 9 мая станут относиться примерно как 11 ноября — день окончания Первой Мировой войны.
      Считаю правильным, что в настоящее время в Азербайджане этот день является государственным праздником — День Победы над фашизмом. Более 700 тыс граждан нашей страны отправились на фронт из которых более  300 тыс погибли. Низкий поклон им всем. 
       
       
       
        • Facepalm
        • Downvote
        • Thanks
        • Like
      • 358 replies
    • В Азербайджане введены ограничения на услуги такси, таксисты в отчаянии
      Таксомоторная компания Bolt повысила стоимость заказов на 10%.
        • Like
      • 287 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...