Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Развивающие занятия,курсы,центры.-6


Recommended Posts

Только что, bormotus сказал:

 

А где там поточнее? И с какого возраста? Спасибо заранее.

 

Там в двух местах есть - на ул.Низами(ок.23 школы) и ок.м.Сахиль. С 4-х лет. 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • Replies 1.7k
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Читаю здесь, что многие совсем маленьких водят на развивалки. А чем там с ними занимаются? Они же еще даже не разговаривают. Я о двухлетних. Ответьте, плиз, кто ходит. 

Link to comment
Share on other sites

Только что, Miroslava сказал:

 

Там в двух местах есть - на ул.Низами(ок.23 школы) и ок.м.Сахиль. С 4-х лет. 

 

Жаль, мне для 2-х надо. А как называется не знаете?

Link to comment
Share on other sites

Только что, Miroslava сказал:

А в 2 не рано?

 

Ну, как раз, начинает разговаривать, так лучше сразу на двух языках, чем потом отдельно учить. Опыт, сын ошибок трудных))) Со старшей, я упустила этот момент, к сожалению...

Link to comment
Share on other sites

В 30.03.2017 в 01:25, bormotus сказал:

 

Ну, как раз, начинает разговаривать, так лучше сразу на двух языках, чем потом отдельно учить. Опыт, сын ошибок трудных))) Со старшей, я упустила этот момент, к сожалению...

Я с вами согласна.Чем раньше тем лучше и легче

Link to comment
Share on other sites

моему сейчас год и 11 месяцев, ходим уже 2 месяца как IQ kids в 9 мкр. малышу нравится, даже уходить не хочет, несмотря на то что 3 часа в день там проводит. стал очень общительным, веселым. а дома он только меня,папу и иногда бабушку только видит. но мы отдали именно в азерб группу, он сейчас на 2 ух языках все понимает.

Link to comment
Share on other sites

В 12.02.2017 в 17:51, p4ela сказал:

Там именно все в системе фаст и проходит.ходмла на пробный урок туда.все оч хаотично.не советую.сейчас ходим в Вертикал эио на эльмляре.оч довольна.ребенку нравится.все тихо спакойно прохрдит.3 часа пролетают.

А где именно этот вертикал? И есть ли инста страничка? Контакты?

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, sorceresmyr сказал:

А где именно этот вертикал? И есть ли инста страничка? Контакты?

Они около метро мемар аджеми.прям ксли выйти на сторону универмага москва вы увидите новостройку.оеа прям посередине парка прлучается.прям идите на нее внизц и будут курсы.можно на фб посмотреть все.у них там страничка.vertical studio кажется

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, p4ela сказал:

Они около метро мемар аджеми.прям ксли выйти на сторону универмага москва вы увидите новостройку.оеа прям посередине парка прлучается.прям идите на нее внизц и будут курсы.можно на фб посмотреть все.у них там страничка.vertical studio кажется

Ааа я думала на эльмлере. Спасибо, далековато(

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, sorceresmyr сказал:

Ааа я думала на эльмлере. Спасибо, далековато(

А я вечно эти две станции путаю.опечаталась в первый раз просто))))а так если что советую.для малышей точно знаю очень хорошо там.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, lalochek сказал:

а что там есть ?

Ой,вы знаете...тут выше постами уже все написано...

Если вкратце...логопед,подготовка к школе,психолог,ЛФК,работа с аутистами,применяют метод ТОматисса.

Link to comment
Share on other sites

On 30.03.2017 at 1:56 AM, Miroslava said:

 

Там в двух местах есть - на ул.Низами(ок.23 школы) и ок.м.Сахиль. С 4-х лет. 

а у вас есть номер телефона ? хочу найти их

Link to comment
Share on other sites

Spoiler

 

Ребята, подсобите пожалуйста, у друга сыночек, 5 лет, не может налаживать контакт с другими детьми, страдает от этого, нервничает и т.п. Есть у нас в Баку группы, работающие с такими детьми, обучающими коммуникабельности и избавляющие от различных психологических комплексов ?

Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте!
Кто может посоветовать хорошие курсы в районе метро Нариманова?

Девочки, я здесь как-то читала про курсы около часов на московском проспекте. Их хвалили. Никто не помнит названия?
Link to comment
Share on other sites

Ааа я думала на эльмлере. Спасибо, далековато(


На эльмляре есть Puzzle club, вы там не были? Хочу на днях и к ним зайти, посмотреть что да как?
Link to comment
Share on other sites

В 09.04.2017 в 18:47, Толстячок сказал:
  Показать содержимое

 

Ребята, подсобите пожалуйста, у друга сыночек, 5 лет, не может налаживать контакт с другими детьми, страдает от этого, нервничает и т.п. Есть у нас в Баку группы, работающие с такими детьми, обучающими коммуникабельности и избавляющие от различных психологических комплексов ?

Почитайте выше про центр "Прогноз".Не знаю, устроит ли вас его местоположение..

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Al-Elya сказал:

 


На эльмляре есть Puzzle club, вы там не были? Хочу на днях и к ним зайти, посмотреть что да как?

 

А где именно находится?

Link to comment
Share on other sites

51 минуту назад, Al-Elya сказал:

 


За б. Памятником Азизбекову. Сама еще не была, точнее уже не знаю

 

Контакты можно узнать? Или не знаете?((

Link to comment
Share on other sites

10 hours ago, patusik said:

Почитайте выше про центр "Прогноз".Не знаю, устроит ли вас его местоположение..

Про Прогноз нашел только то, что они в Москве и Ленинграде, в Баку не нашел :(

Link to comment
Share on other sites

Контакты можно узнать? Или не знаете?((



Puzzzle club v fb est
Tel: +994 12 537 07 23;+994 77 443 51 69; +994 77 727 00 06
Ünvan: Yasamal rayonu. Araz küçəsi 7.
(köhnə Əzizbəyov heykəlinin yaxınlığında)

Были мы там сегодня. Так, среднее заведение. На полу пылесборники в виде ковролина, очень тепло, душно в помещениях. в комнате где будет заниматься моя 2хлетняя были столы, несколько больших мягких игпушек, дальше стол учителя с картинками, мелкими животными и т.д. Завтра пойдем на пробное занятие, послушаю чему их там учат.
оплата: 80 ман, 3 р в неделю по 1.5 часа.
Link to comment
Share on other sites

Были еще на днях в мемори между mothrrcare i favorit marketom. Тоже среднее помещение, но в комнате было много пазлов развивающих, сортеров, светло, большое окно, но педагог говорит не смешанном языке, на русском иногда грамматически неправильно.
Оплата вообще 100 ман, 2 р в неделю по 1 ч

Link to comment
Share on other sites

11 минуту назад, Al-Elya сказал:


Puzzzle club v fb est
Tel: +994 12 537 07 23;+994 77 443 51 69; +994 77 727 00 06
Ünvan: Yasamal rayonu. Araz küçəsi 7.
(köhnə
оплата: 80 ман, 3 р в неделю по 1.5 часа.

 

 

Отпишитесь пож-та завтра, что да как. 

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Толстячок сказал:

Про Прогноз нашел только то, что они в Москве и Ленинграде, в Баку не нашел :(

Они находятся на Ази Асланова. Ориентир 245 школа. Прям рядом.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

В 11.04.2017 в 14:59, Al-Elya сказал:

Были еще на днях в мемори между mothrrcare i favorit marketom. Тоже среднее помещение, но в комнате было много пазлов развивающих, сортеров, светло, большое окно, но педагог говорит не смешанном языке, на русском иногда грамматически неправильно.
Оплата вообще 100 ман, 2 р в неделю по 1 ч

Здрасти. Вы пошли на пробный урок?

Link to comment
Share on other sites

Здрасти. Вы пошли на пробный урок?


К сожалению нет. У малышки задние зубки выходят, ночью не спала, и заснула утром к 10. Я уже не стала ее будить. Как пойдем обязательно отпишусь.
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, sorceresmyr сказал:

Здрасти. Вы пошли на пробный урок?

Извините,что вмешиваюсь,но хочу сказать об их филиале на а.асланова-были на пробном уроке-ничего,кроме нескольких прикладных материалов, и рядом с методикой Монтессори не стояло,особенно поведение педагога,которая,похоже,и не знает об этой методике ничего ((( а жаль,сама обстановка и свободная форма проведения занятия меня привлекла.

Интересно послушать и мне про другой филиал)

Link to comment
Share on other sites

Кстати про Монтессори их самый старый центр Casa de bambini-ерунда полная и выброшенные деньги, дети ничему не учатся, молодые аморфные девчонки с постными лицами, даже на празднике не смогли натянуть что то подобие улыбки, Ужас одним словом и за это 200 манат в месяц

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, CurlySue сказал:

Извините,что вмешиваюсь,но хочу сказать об их филиале на а.асланова-были на пробном уроке-ничего,кроме нескольких прикладных материалов, и рядом с методикой Монтессори не стояло

Интересно послушать и мне про другой филиал)

Спасибо. В принципе это проблема педагога. Поэтому будем ждать отзыва вместе))

Link to comment
Share on other sites

Извините,что вмешиваюсь,но хочу сказать об их филиале на а.асланова-были на пробном уроке-ничего,кроме нескольких прикладных материалов, и рядом с методикой Монтессори не стояло,особенно поведение педагога,которая,похоже,и не знает об этой методике ничего ((( а жаль,сама обстановка и свободная форма проведения занятия меня привлекла.
Интересно послушать и мне про другой филиал)


Девочки, sorceresmyr неправильно сквотировала мой пост, по моему.
мы были пока на пробном в мемори на эльмляре, вот у них есть монтессори программа, и их еще один филиал нах. На ази асланова, а другой на генджлике, если не ошибаюсь.
А вот на днях пойдем в Пазл Клуб, и я отпишусь.
Link to comment
Share on other sites

quote]

Девочки, sorceresmyr неправильно сквотировала мой пост, по моему.
мы были пока на пробном в мемори на эльмляре, вот у них есть монтессори программа, и их еще один филиал нах. На ази асланова, а другой на генджлике, если не ошибаюсь.
И я согласна с Вами методику Монт. не правильно преподносят деткам. Заказали деревянные пазлы с эбая, разместили по всей комнате, и ребенок просто подходит к ним и они учат его собирать, и всё на этом вся методика монт. закончилась.
я и сама дома с ней собираю пазлы, просто их у меня не в таком количестве.

А вот на днях пойдем в Пазл Клуб, и я отпишусь.

Link to comment
Share on other sites



Девочки, sorceresmyr неправильно сквотировала мой пост, по моему.
мы были пока на пробном в мемори на эльмляре, вот у них есть монтессори программа, и их еще один филиал нах. На ази асланова, а другой на генджлике, если не ошибаюсь.
А вот на днях пойдем в Пазл Клуб, и я отпишусь.

Много хороших отзывов о них. Минус то что мамам не пускают присутствовать на занятии. Только на 1м уроке
Link to comment
Share on other sites

54 минуты назад, Al-Elya сказал:

quote]

Девочки, sorceresmyr неправильно сквотировала мой пост, по моему.
мы были пока на пробном в мемори на эльмляре, вот у них есть монтессори программа, и их еще один филиал нах. На ази асланова, а другой на генджлике, если не ошибаюсь.
И я согласна с Вами методику Монт. не правильно преподносят деткам. Заказали деревянные пазлы с эбая, разместили по всей комнате, и ребенок просто подходит к ним и они учат его собирать, и всё на этом вся методика монт. закончилась.
я и сама дома с ней собираю пазлы, просто их у меня не в таком количестве.

А вот на днях пойдем в Пазл Клуб, и я отпишусь.

Я как раз о Мемори и говорю. 

Link to comment
Share on other sites

Девочки, моему сыну 2,4 он не разговаривает. не играет с детьми. Очень любит всякие горки, мегафан. С домашними играет, с детьми нет (( . Отвела к нервопатологу посоветовала ходить в кружки. У кого есть опыт, скажите плз есть эффект от кружков? Слышали " uch bucaq" там и методика Монт. и гимнастика и всё всё. Просто хотела узнать, есть вероятность что привыкнит к детям и начнет говорить?

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...