Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Застой на рынке: насколько подорожали автомобили в Азербайджане?


Recommended Posts

На сегодня автомобили стоимостью 10 000 манатов с объемом двигателя примерно две тысячи кубометров подорожали примерно на 10%, то есть в среднем на 1000-1200 манатов. Транспортные средства с объемом двигателя 2500 и больше кубометров подорожали на две-три тысячи манатов, а в некоторых случаях – еще больше.

Как передает BAKU.WS, об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт по имущественным вопросам Рамиль Османлы, комментируя ситуацию на рынке легковых автомобилей после повышения акцизного налога.

Напомним, что с целью защиты национального производителя правительство Азербайджана приняло решение повысить с января 2018 года таможенные пошлины на ввозимые автомобили, в связи с чем заметный рост цен стал наблюдаться уже в конце 2017 года.

По словам Османлы, в настоящее время наибольшее повышение цен наблюдается на автомобили с объемом мотора в 2000-2500 кубометров и больше. Акцизный налог составляет примерно 30% от итоговой стоимости автомобиля.

"Если налог на добавленную стоимость (НДС) утверждается на основе цены, по которой транспортное средство было куплено за рубежом, акцизный налог относится к объему мотора, тем самым больше влияет на итоговую стоимость", — пояснил эксперт.

Он добавил также, что автомобили с объемом двигателя шесть тысяч кубометров, в настоящее время стоят 60 000 манатов, однако можно спрогнозировать, что цена на них повысится примерно до 80-85 тысяч. "То есть чем дороже автомобиль, тем больше повысится цена на него", — указал Османлы.

Предприниматель Самир Мамедов, который занимается торговлей автомобилями, сказал, что подорожание уже наблюдается, при этом цены повысились не только на новые, но и старые автомобили.

Несмотря на то, что новый налог был введен в отношении автомобилей объемом двигателя выше двух тысяч кубометров, подорожание коснулось также и малолитражных автомобилей: "Как правило, человек, который продает свой старый автомобиль, задумывается о том, чтобы купить новый, поэтому он продает подороже, чтобы суметь купить другой автомобиль".

Мамедов также отметил, что подорожание привело к застою на рынке автомобилей: "Число покупателей сильно уменьшилось. Но, думаю, начиная с марта на рынке может начаться оживление, просто людям нужно время на то, что привыкнуть к новым ценам".

При этом он отметил, что сейчас достаточно сложно давать советы по поводу более выгодной покупки. В любом случае людям лучше приобретать автомобили с более низким объемом двигателя – это выгодно как с точки зрения низких затрат на бензин, приемлемых цен на запчасти, так и с точки зрения цены, заключил он.

BAKU.WS 

Link to comment
Share on other sites

поднимать цены они могут хоть до потери пульса, но с клиентурой будут реальные траблы: народ в массе своей  сидит на мели.

Аналогичную картину можно наблюдать на рынках продуктов и в сфере услуг. Умные или держат старые цены или делают существенные скидки. Жадная тупизна поднимает цены и скулит от тоски и безнадёги, ибо никто даже не обращается к ним , даже для разведки. Сиди сиднем и кукуй!

-----------------------------------

а фирмам такси мой особый респект.

Они реально конкурируют, сбрасывают цены, воюют за каждого клиента.

За 10 манат с Монтина в Сумгайыт. И это больше не фантастика!)))

  • Like 6
  • Upvote 5
  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Bosson78 сказал:

Национального производства нет это раз, 

во вторых, Если Гилан продает горох за 5 манатов и планирует получить выручку в 200% это не значит что надо повышать пошлину на ввозимых горох из-за границы.

 

Возьмем к примеру Турцию. Колоссальные расценки на таможню импортируемого авто. Но народ и не выражает особого недовольства. Ибо в Турции налажено производство (не тупо частичная сборка а именно производство) легковых и малых коммерческих автомобилей - Мерседес, Рено, Фиат, Форд, Тойота, Хундай, Хонда.... Я уж не говорю о сопутствующих этому сотнях компаний по производству запасных частей. А сколько это все в совокупности дает рабочих мест - речь идет о сотнях тысяч...

  • Like 3
  • Upvote 5
Link to comment
Share on other sites

24 минуты назад, Zaman. сказал:

За 10 манат с Монтина в Сумгайыт. И это больше не фантастика!)))

За такую цену,даже если не нужно ехать в Сумгаит,то можно сьездить.

  • Like 2
  • Upvote 6
Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, porridge сказал:

 

Возьмем к примеру Турцию. Колоссальные расценки на таможню импортируемого авто. Но народ и не выражает особого недовольства. Ибо в Турции налажено производство (не тупо частичная сборка а именно производство) легковых и малых коммерческих автомобилей - Мерседес, Рено, Фиат, Форд, Тойота, Хундай, Хонда.... Я уж не говорю о сопутствующих этому сотнях компаний по производству запасных частей. А сколько это все в совокупности дает рабочих мест - речь идет о сотнях тысяч...

так нашим абсолютно начхать на создание не только производства авто, но и на увеличение реальных рабочих мест.прикрываясь красивой фразой о защите местного "производителя",просто тупо задирают пошлины чтобы быстро и без заморочек увеличить доход.Само производство--никому не интересно,азсаманд,

назлифан,исмобайк,рояли,

телевизоры шемахинской сборки--где это все?

  • Like 3
  • Upvote 4
Link to comment
Share on other sites

Год назад продавал бу машину на турбо.аз. Это реально ужас, за месяц один звонок. Затем заплатил, неделю провисело на первой странице, эффект нулевой. Продал через знакомых...

Link to comment
Share on other sites

поднимать цены они могут хоть до потери пульса, но с клиентурой будут реальные траблы: народ в массе своей  сидит на мели.
Аналогичную картину можно наблюдать на рынках продуктов и в сфере услуг. Умные или держат старые цены или делают существенные скидки. Жадная тупизна поднимает цены и скулит от тоски и безнадёги, ибо никто даже не обращается к ним , даже для разведки. Сиди сиднем и кукуй!
-----------------------------------
а фирмам такси мой особый респект.
Они реально конкурируют, сбрасывают цены, воюют за каждого клиента.
За 10 манат с Монтина в Сумгайыт. И это больше не фантастика!)))
За 12 с Ази Асланова
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Ulenshpigel сказал:

Само производство--никому не интересно,азсаманд,

назлифан,исмобайк,рояли,

телевизоры шемахинской сборки--где это все?

 

Насчет велика и рояля не скажу, не владею темой. Остальное было изначально неконкурентноспособно. По двум причинам: не отвечало современным требованиям и отличалось высокой ценой в сравнении с более современными продуктами извне.

Link to comment
Share on other sites

С каждым днем, становиться все "интерестней" жить тут...так держать!

После апреля ожидаем - повышение цен на свет, газ и т.д.

  • Like 1
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

13 minutes ago, Denikin said:

Год назад продавал бу машину на турбо.аз. Это реально ужас, за месяц один звонок. Затем заплатил, неделю провисело на первой странице, эффект нулевой. Продал через знакомых...

 

Как я вас понимаю... сам пол года продавал свою.

Link to comment
Share on other sites

40 минут назад, Zaman. сказал:

 

-----------------------------------

а фирмам такси мой особый респект.

Они реально конкурируют, сбрасывают цены, воюют за каждого клиента.

За 10 манат с Монтина в Сумгайыт. И это больше не фантастика!)))

С такими ценами на такси и машина уже не нужна.

Гянджлик - Баилово 2.90

Баилово - Джорат 9.95

Красота!

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Хотел менять машину. Передумал пока.

 

Новые машины у нас дороже чем в любо другой стране снг. И это при том что у них есть производство а у нас-нет.

 

Элементарно тойота прадо в Москве дешевле на 10000$. И все остальные марки тоже 

Link to comment
Share on other sites

48 минут назад, Zaman. сказал:

За 10 манат с Монтина в Сумгайыт. 

 

21 минуту назад, scastlivayamama сказал:

За 12 с Ази Асланова

 

9 минут назад, Ruslantich сказал:

Гянджлик - Баилово 2.90

Баилово - Джорат 9.95

 

Это у кого такие цены?)

Link to comment
Share on other sites

11 minutes ago, Ruslantich said:

С такими ценами на такси и машина уже не нужна.

Гянджлик - Баилово 2.90

Баилово - Джорат 9.95

Красота!

А это по какому номеру такие цены?

 

Link to comment
Share on other sites

52 минуты назад, Zaman. сказал:

 

-----------------------------------

а фирмам такси мой особый респект.

Они реально конкурируют, сбрасывают цены, воюют за каждого клиента.

За 10 манат с Монтина в Сумгайыт. И это больше не фантастика!)))

 

Вот что может произойти когда государство не вмешивается. Рынок все сам устаканит. Поменьше государства. У нас одно из самых больших в мире количество министерств и госведомств, а по эффективности госуправления мы на последних местах в мире (недавно вышел очередной рейтинг подтверждающий это в очередной раз). Зная наши реалии в ситуации с такси мы недолго будем радоваться. Как только пашахолдинг закончит свою экспансию с браво он возьмется и за этот лакомый кусочек. 

Edited by Лесник
  • Like 1
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Ruslantich сказал:

С такими ценами на такси и машина уже не нужна.

Реально.Даже домашние если куда едут,выгодней на такси отправить,нежели самому переться через весь город на машине,всё равно бензин в итоге в такую же цену садится,так ещё нервничаешь,видя зяхримар на лицах водителей,слушая сигналы со всех сторон и наблюдая перебегающих через дорогу под надземным переходом с наушниками в ушах,пешебегов непонятного пола и возраста.

  • Like 2
  • Upvote 5
Link to comment
Share on other sites

27 минут назад, Denikin сказал:

Год назад продавал бу машину на турбо.аз. Это реально ужас, за месяц один звонок. Затем заплатил, неделю провисело на первой странице, эффект нулевой. Продал через знакомых...

Обычно алверчи почти сразу начинают бомбить звонками.Возможно модель была непопулярной.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, R.M_86 сказал:

 

 

Это у кого такие цены?)

 

5 минут назад, Libra272 сказал:

А это по какому номеру такие цены?

 

*9933, еще вроде дешевый сервис 8855 или 5588

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, porridge сказал:

 

Выделенное улыбнуло)))))

Мне просто интересно,кто составляет эти формулировки,он или они, вообще думают что составляют?Или хотя бы потом читают что накалякали?  

Link to comment
Share on other sites

Рынок все урегулирует. Не будет спроса, пошлины снизят.

Пока пусть воры и взяточники втридорога покупают, хоть частично возвращая награбленное в экономику.

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Как говорится не отходя от темы

Куплю авто. 2010-2012.мотро 1,1-1.6. Не чёрную. Турбо аз знаю наизусть. Было что смотрела там машины с пробегом 130к через три дня, уже её пробег был 75)))

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

В Непале пошлина на ввоз составляет порядка 300-400% себестоимости авто , притом у них даже нет отмазки типа "защищаем местного производителя авто". И се , народ терпит как то. 😜

Naz lifan yaxşıdu

 

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, porridge сказал:

 

Возьмем к примеру Турцию. Колоссальные расценки на таможню импортируемого авто. Но народ и не выражает особого недовольства. Ибо в Турции налажено производство (не тупо частичная сборка а именно производство) легковых и малых коммерческих автомобилей - Мерседес, Рено, Фиат, Форд, Тойота, Хундай, Хонда.... Я уж не говорю о сопутствующих этому сотнях компаний по производству запасных частей. А сколько это все в совокупности дает рабочих мест - речь идет о сотнях тысяч...

 

нащ рынок слишком мал для массового про-ва авто

население должно быть хотя бы 30 млн

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, porridge said:

 

Возьмем к примеру Турцию. Колоссальные расценки на таможню импортируемого авто. Но народ и не выражает особого недовольства. Ибо в Турции налажено производство (не тупо частичная сборка а именно производство) легковых и малых коммерческих автомобилей - Мерседес, Рено, Фиат, Форд, Тойота, Хундай, Хонда.... Я уж не говорю о сопутствующих этому сотнях компаний по производству запасных частей. А сколько это все в совокупности дает рабочих мест - речь идет о сотнях тысяч...

 

А наши негодяи (по другому просто назвать не могу) от которых это зависит, за все 25 лет независимости так и не смогли наладить выпуск чего ни будь нормального, хотя говорят поступало немало предложений от самых известных автопроизводителей. 

Link to comment
Share on other sites

 
нащ рынок слишком мал для массового про-ва авто
население должно быть хотя бы 30 млн


Объясните это корейцам, они почему-то были несогласны с вами и с населением менее 30 миллионов создали несколько автопроизводителей.
Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, Polaroid сказал:

 

нащ рынок слишком мал для массового про-ва авто

население должно быть хотя бы 30 млн

 

Население Чехии чуть больше 10 милионов, а Словакии и того меньше - чуть больше 2-х миллионов. В этих странах налажено производство автомобилей ведущих брендов. Другое дело, что этот рынок уже захвачен окружающими нас Турцией, Ираном, россией и даже Узбекистаном - это да. Экспорт вряд ли получится, но на внутренний рынок попробовать стоило бы. К примеру малолитражки.

 

16 минут назад, Saadat74 сказал:

Не разрешают ввозить авто ранее 2011 года,поэтому такой застой.А покупать с салона новую нет смысла,дорого очень

 

Небольшая поправочка. Запрещен импорт автомобилей:

1. Европейского производства - произведенных до 2004-го года

2. Американского производства - произведенных до 2005-го года

3. Корейского и японского производства - произведенных до 2011-го года.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, porridge сказал:

 

Возьмем к примеру Турцию. Колоссальные расценки на таможню импортируемого авто. Но народ и не выражает особого недовольства. Ибо в Турции налажено производство (не тупо частичная сборка а именно производство) легковых и малых коммерческих автомобилей - Мерседес, Рено, Фиат, Форд, Тойота, Хундай, Хонда.... Я уж не говорю о сопутствующих этому сотнях компаний по производству запасных частей. А сколько это все в совокупности дает рабочих мест - речь идет о сотнях тысяч...

Население Турции 75-80 млн человек. У них есть рынок сбыта. А здесь налаживать производство таких авто для внутреннего рынка не выгодно. Это надо делать только с прицелом на экспорт и попутно внутренний рынок. А пошлины они подняли из-за автомобильного завода в Нефтчале где будут производить иранские авто. Естественно народ их покупать не очень будет отдавая предпочтение иномаркам, вот и решили поднять пошлины. Завод начнет работать в марте этого года. 

Link to comment
Share on other sites

Только что, porridge сказал:

 

Население Чехии чуть больше 10 милионов, а Словакии и того меньше - чуть больше 2-х миллионов. В этих странах налажено производство автомобилей ведущих брендов. Другое дело, что этот рынок уже захвачен окружающими нас Турцией, Ираном, россией и даже Узбекистаном - это да. Экспорт вряд ли получится, но на внутренний рынок попробовать стоило бы. К примеру малолитражки.

 

 

Небольшая поправочка. Запрещен импорт автомобилей:

1. Европейского производства - произведенных до 2004-го года

2. Американского производства - произведенных до 2005-го года

3. Корейского и японского производства - произведенных до 2011-го года.

Еще одна поправка Корея не 2011 а 2006,   Eвропа 2005,  США 2004

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, SR19 сказал:

Еще одна поправка Корея не 2011 а 2006,   Eвропа 2005,  США 2004

 

Корейки с 2006-го можно ввозить? Не знал.

Европу с Америкой перепутал? Знакомый недавно Опель Астру 2004-го привез из Германии и таможню прошел. Тогда как спрашивается? 

Link to comment
Share on other sites

Только что, porridge сказал:

 

Корейки с 2006-го можно ввозить? Не знал.

Европу с Америкой перепутал? Знакомый недавно Опель Астру 2004-го привез из Германии и таможню прошел. Тогда как спрашивается? 

Да Корея в 2006 вошел в евро 4, бабк  дал прошел=)) 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Стали известны подробности трагикомического происшествия, случившегося с жителем Баку
      Стали известны некоторые подробности трагикомического происшествия, случившегося с жителем Баку.
      Как передает xezerxeber.az, случай был зафиксирован около 07:00 по адресу: Сураханский район, поселок Гарачухур, улица Фармана Керимзаде, 67.
      По словам соседей, камень, которым было закрыто отверстие бака с водой, упал внутрь и нанес определенные повреждения. Хозяин дома решил вытащить камень и починить резервуар, но застрял в отверстии. Он находился в таком положении примерно 40 минут.
      На место происшествия незамедлительно прибыли сотрудники Службы спасения особого риска Министерства по чрезвычайным ситуациям. Они вызволили мужчину (1986 г.р.) с помощью специальных инструментов.
      Подробнее - в сюжете:
      13:35
      На горячую линию "112" Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Азербайджана поступила информация о том, что на территории поселка Гарачухур Сураханского района столицы один человек оказался в беспомощном состоянии.
      Об этом сообщили в МЧС.
      На место происшествия незамедлительно были направлены сотрудники Службы спасения особого риска службы.
      При оценке оперативной обстановки выяснилось, что Т.Мамедов (1986 г.р.) проводил ремонтные работы в резервуаре для воды глубиной 2 метра и диаметром 1,5 метра в частном доме и не смог выбраться из него.
      Сотрудники  службы спасли мужчину с помощью спецтехники.
      • 19 replies
    • Хлеб, обогащенный железом, будут продавать в Азербайджане
      Эксперт отметила, что принятию этого решения предшествовали исследования, которые проводились в различных регионах страны.  
        • Red Heart
        • Like
      • 89 replies
    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Like
      • 170 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Facepalm
        • Confused
        • Like
      • 137 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
        • Like
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
      • 241 replies
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
      • 15 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Платья проданы прошу закрыть тему 
    • От попсовых битов тошнит уже. За все время запомнилась только мелодия одного светлого скандинава, играющего на дудке и поющего.
    • При отравлениях уголь уже не поможет!Надо промывание кишечника и желудка делать. А уголь как абсорбент выводит токсины, при вздутии, газах и др.его пьют по несколько таблеток. Очень даже помогает!
    • Новое платье заказывала с Германии фирма sinsay 4-5 ,рост 110 см ,цена 12 Азн  Номер для связи 0707030408
    • Доброе утро ❤️ Дружно добиваем апрель и так же часть жизни). Дюшярли олсун) Начинаем работать….
    • Мужчины постоянно газлайтят. Что-то делают, а потом такие: "Я этого не делал", "Я этого не говорил", "Это было не так", "Это был не я", "Ты не так поняла", "Это же была шутка", "Ты опять все преувеличиваешь".
    • Да, ничего не изменилось((((( Был морозный зимний день. Резкий холод обжигал лицо. Словно облекшись в траур, небо закуталось в плотную чадру, а горы и долины затянуло белесым саваном. На улицах по снежным сугробам, боязливо озираясь, прыгали вороны. Тепло одетые, хорошо обу­тые люди, выйдя из уютных жарко натопленных домов, беспечно ездили в санях или шли пешком. И ничего кроме удовольствия не могли им доставить эта леденя­щая стужа и жестокий мороз. Неужели все несчастья и горести жизни выпадают только на долю неимущих? Курбан сидел в конце Шайтан-базара, около своего земляка, уличного писца муллы Фарзали, писавшего письма и прошения. Курбан совсем окоченел от холода. Придерживая одной рукой открытый ворот ветхой рубахи, а другой — отдирая чувяк, примерзший к ноге, он говорил: Напиши для меня письмецо, мулла. Ведь сам знаешь, какой я тебе доход приношу. Не прошло и года, как я приехал сюда из родных мест, а уже считая с этим, заказываю тебе пятое письмо. Мулла Фарзали потер окоченевшие от холода пальцы. Достал клочок бумаги, положил его на колени и, позевывая, спросил:-  Говори, земляк, что писать? Курбан еще ближе подсел к мулле и, словно собираясь поведать ему какую-то тайну, зашептал:  Во-первых мулла, напиши от меня привет матери моих детей. Напиши, чтоб она поцеловала за меня в глазенки Анаханум и Мемиша, берегла их и лелеяла. Потом, напиши, что и я, слава аллаху, жив и здоров. Через Гулама-Рзу посылаю вам пятнадцать рублей, вышлю еще; пусть ребятишки не терпят нужды ни в чем, а сам я приеду в конце весны. Окунув перо в чернильницу, мулла принялся было строчить письмо, но чернила так загустели, что писать было н-ельзя. Мулла Фарзали осторожно плюнул в чернильницу, размешал и принялся писать снова. Курбан еще плотнее запахнулся ветхим архалуком, прикрыв торчащие иглами волосы на груди и, весь съежившись от пронизывающего холода, сокрушенно сказал: Эх, мулла-ами, к плохому человеку попал я на работу. Колодец прорыт уже больше чем на тридцать сажен. Мы просим, умоляем хозяина: «Ага, прибавь нам плату, — спускаться так глубоко нам не под силу, задыхаемся от газа». Но злодей, сын злодея, упрямится: сбудете, говорит, рыть, как прежде условились, а то не заплачу ни копейки». Трудно, мулла, зарабатывать здесь деньги. Вот у тебя завидное ремесло: напишешь за день десяток писем, прошений, пару молитв — вот и СЫт Да ниспошлет тебе аллах свою милость, что еще хочешь Мулла Фарзали спрятал ручку и, захватив кончи-ками пальцев щепотку песку из выемки в стене, посы­пал бумагу  Эх, земляк! — отвечал он. — Со стороны драка кажется забавой. Не такая уж приятная у меня работа, как это тебе кажется. Зимой и летом сиди на пере­крестке и жди, когда придет заказчик. Иной раз Уже в глазах начинает темнеть. А бывают дни, когда ни один человек не подходит. Так и сидишь, потирая пустое брюхо. Мулла поплотнее закутался в свою абу и принялся громко читать написанное. Курбан весь обратился в слух, сидя с разинутым ртом, словно собирая проглотить выходящие из уст муллы слова, и потом с заблестевшими от радости глазами, сказал:  Мулла, напиши еше поклон Гулам-Гусейну и напиши, чтоб до моего возвращения он прием атрн ват за ребятишками. Пусть он напишет мне, что стало с нашей золотистой коровой, и продали ли слепую кобылу. И еще напиши, что когда приеду, привезу Анаханум и Мемишу по красненькому узорчатому платочку. Дописав письмо, мулла Фгрзали аккуратно сложил его, положил в конверт и, обращаясь к Курбану, спросил:  Земляк, на чье имя послать письмо? Курбан смущенно почесал затылок: Напиши, мулла, чтоб вручили матери детей Курбана. Написав  это,  мулла протянул конверт Курбану. Дрожащими от радости руками Курбан взял письмо, внимательно оглядел его и хотел было спрятать на груди, но письмо выскользнуло из его продрогших рук, и упало на землю. Быстро нагнувшись, Курбан схватил его .и, осторожно очистив от мерзлой земли, бережно спрятал за пазуху. Потом он достал из кармана кисет, вынул гривенник и вложил в руку муллы.  Возьми, земляк. К байраму я опять приду заказать новое  письмо, тебе немало еше перепадет от меня. Он зашагал, крепко прижимая к груди письмо. Ему хотелось поскорее добраться до жилища своего земляка Гулама Рзы, вручить ему это письмо и пере­дать кое-что на словах. «Счастливец этот Гулам-Рза, — думал дорогой Курбан. - Сколотил немного денег и теперь поедет повидаться со своими детьми. Как чудесно будет там через месяц! Леса, горы и холмы покроются зеленью, расцветут цветы, деревья оденутся зеленой листвой, вернутся из теплых краев ласточки, первые вестницы весны. Скворцы, жаворонки и журавли начнут вить гнезда. Всюду на полях и огородах закипит работа, рыбаки пойдут рыбачить на реки и озера. Эх, нужда, нужда, что ты сделала со мной. Бросила на чужбину, оторвала от жены и детей». Слезы подступили к самому горлу Курбана. На мгновение сердце его замерло, колени задрожали, и, теряя последние силы, он упал на хрустящий снег. Разбитый, изнемогший, с трудом придя в себя, Курбан приподнял голову. Перед глазами его замелькали рас­секавшие шумную толпу нарядные сани, довольные оживленные лица тепло одетых пешеходов. Курбан окинул эту сытую, самодовольную радость взглядом, полным горечи и ненависти, и с его бескровных губ сорвался тяжелый вздох. Овладев собой, он медленно поднялся. Поспешно сунул руку за пазуху, убедился, что письмо там, и, еще сильней прижав его к груди, зашагал к дому своего земляка. Дверь была заперта. Грустный и опечаленный, Курбан повернул обратно. Бродя, как помешанный, в густой толпе рабочих, он заметил вдруг другого своего земляка—Сафтара. Курбан подошел, к нему, поздоро­вался и узнал, что Гулам-Рза ушел в город. Как придет Гулам-Рза, — попросил Курбан Сафтара, — передай ему, что я заходил. Он должен непременно повидаться со мной перед отъездом. Я хочу послать с ним письмо и деньги семье и передать кое-что на словах. Курбан пошел домой.  Подлецы, негодяи! Пока колодец был неглубокий, головой был я, а хвостом они. Куда поворачивал я, туда они и шли. Ä теперь, когда колодец углублен, они хотят стать головой. Каждый день мне новый ульти­матум. Что ни день, то новые требования. Колодец, видите ли, глубок, там пахнет смертью... и всякий тому подобный вздор. И еще не знаю что там. Тьфу! Плевать я хотел на таких бесстыжих, бессовестных людей! Плеть, плеть, вот что вам нужно,-— кричал и бесновался хозяин колодца Гаджи-Кули. Сафтар и Тариверди опорожнили поднятые из колодца ведра с песком и прежде чем снова спуститься, Тариверди сказал хозяину: Али ага. Мы по-прежнему были и остаемся только хвостами, ты сам посуди, сейчас опаснее всего рабо­тать в колодце. Ведь совесть тоже хорошая вещь. Взгляни,— перебил Сафтар товарища, указывая рукой в сторону нефтяных промыслов, — под каждой пядью, под каждой горстью этой земли, всюду, куда ни ударишь заступом, наткнешься на кости рабочих. Ото­всюду слышатся их стоны. А тем, кто живет в этих роскошных высоких домах...Ну и подыхайте себе, — прерывая Сафтара за­кричал Гаджи-Кули, топнув ногой, — Вы думаете, деньги наживаются легко? Вы рискуете жизнью, а мы золотом. Сафтар, ай Сафтар, — дергал Курбан канат рз скважины. Сафтар и Тариверди бросились к колодцу. Свесив­шись, они заглянули в глубь колодца, но вдруг оглуши­тельный грохот взорвавшегося газа заставил их в ужасе отпрянуть.   Да простит нас Аллах. И Курбан тоже погиб, взволнованно прошептали они.Гаджи-Kули, гению не слыша этих слов, опасливо подошел к колодцу и осторожно склонился над ним. Глаза его загорелись радостью. Счастливая улыбка заиграла на губах.  Выход нефти открыт, теперь она забьет, — крик­нул он в диком восторге.  Гаджи, а как же тело Курбана? — С напускным равнодушием спросил Тариверди. — Так оно останется в колодце. Слова эти оторвали Гаджи-Кули от радужных мыс­лей. Он широко раскрыл глаза. Достав из кошелька две двадцатипятирублевки, он  процедил  сквозь зубы:-     Тот, кто вытащит труп, получит пятьдесят рублей. Тариверди подошел к колодцу и, увидев поднимав­шуюся, -клокочущую нефть, сказал:-    Бедный Курбан, ты сам своими руками вырыл себе могилу. Гаджи протянул им ассигнации.  Возьмите, пусть эти пятьдесят  рублей будут вашими, разделите их между собой, но смотрите,— про это никому ни слова-   Ага, — спросил Сафар, — а как быть с одеждой? Гаджи, опустив руку ему на плечо, ответил:-  Заройте ее где-нибудь поблизости. Когда Сафтар и Тариверди, собрав одежду, встрях­нули ее, на землю упал конверт. На конверте было написано: «Вручить матери детей Курбана». Сафтар и Тариверди сокрушенно разглядывали конверт. Бедняга Курбан, письмо не дошло,- вздохнув, горестно прошептали они.
    • Мужчине 38 лет,  а реально показалось будто дедушка. Жалко, конечно, его. Ещё и ziyana düşdü ((
×
×
  • Create New...