Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Это интересно


Recommended Posts

Современная Япония вышла на передовые позиции среди стран мира благодаря своему пониманию значимости борьбы с неграмотностью и живёт под воздействием обаяния магического слова «культура». Даже в наши дни, когда так называемый конфликт поколений там оказался не менее жёстким, чем в других странах, учитель (сэнсэй) пользуется если не всегда из-за личных качеств, но по сути своего занятия тем восхищением, которое обычно испытывают перед отцом семейства; на язык чувств, таким образом, переводится такое правило, согласно которому академик (хакасэ) в общественной иерархии занимает высокое место и причисляется, как император (несмотря на свою человеческую сущность), к уровню ками – наивысшего духовного существа.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 699
  • Created
  • Last Reply

Толпы школьников непрерывно путешествуют по островам, на которых они с восторгом обнаруживают археологические древности и приметы прошлого; именно эти дети представляют собой живой облик страны, для которой знания с давних времён были потребностью и страстью. Хорошо известна любовь японцев к книгам, которая выражается в изобилии и качестве книжных изданий и толпах покупателей, сметающих новинки с полок книжных магазинов. В музеях и на выставках множество посетителей, и не потому, что Япония густонаселённая страна или что в моде интеллектуальное «гурманство», но, прежде всего, потому, что контакт с культурными феноменами обещает удовольствия и открытия. Всё это объясняет и тот факт, что в «стране восходящего солнца» очень хорошо налажена (и поддерживается государством) система образования, включающая в себя как традиционные элементы, так и современные концепции.

Link to comment
Share on other sites

Образование современного японца определено преамбулой к «Основному закону об образовании» (1947): «Мы должны уважать достоинство каждого и стремиться формировать личность, для которой ценностями являются правда и мир, широко распространить глубокое образование, цель которого – создание [b]универсальной индивидуализированной [/b]культуры»
Во всех населённых пунктах – от больших городов до малых деревень – есть комиссии по образованию (хиёку-кай), их деятельность не регулируется государством, и эта автономность гарантирована законами 1952 и 1956 годов. Министр образования назначается премьер-министром, но заместителя и работников министерства он выбирает сам. Министерство состоит из двух секретариатов – по начальному, среднему и высшему образованию – и шести отделов – по воспитанию, науке, социальному образованию, физической культуре, исследованиям и администрации. К министерству непосредственно относятся некоторые другие органы – Национальная комиссия ЮНЕСКО, Национальный музей наук, национальные музеи Токио и Киото, Национальный музей современного искусства.

Link to comment
Share on other sites

Роль министра консультативна, но возможности, которые она ему предоставляет, благодаря праву распределения финансов и праву требовать ответов на вопросы по его выбору, которое за ним признаётся, дают ему некоторую власть. Таким образом, министр координирует деятельность многочисленных комиссий по образованию. Как это исторически сложилось, сохраняется местное самоуправление, а верховная власть скорее регулирует, чем управляет.
Постановление, датируемое ещё июнем 1968 года, отделило задачи воспитания от образования, до этого сочетающиеся, поскольку оно более связано с общими проблемами культуры и особыми проблемами образования. Ведомство культурно-просветительской работы, теперь независимое от министерства образования, включает отделение культурно-просветительской работы, на которое возлагается задача развития и распространения культуры; отделение защиты культурных ценностей; секретариат генерального директора, который занимается зарубежными контактами для культурного общения. Этот орган объединяет службы, которые в недавнем прошлом были подчинены министерству образования – развитие и распространение культуры, и министерству иностранных дел – по вопросам международных связей. В населённых пунктах администрация по делам культуры восстанавливает в префектурах комиссии по образованию.

Link to comment
Share on other sites

Почти каждый город, каждый посёлок и каждая деревня имеют комин-кан – общественно-образовательный центр, где работают различные курсы, предназначенные для молодёжи и для взрослых. При содействии местной администрации учащиеся организуют там свою культурную жизнь: занимаются поэзией, живописью, флористикой, кулинарией, организуют чайные церемонии и т.д

Link to comment
Share on other sites

По данным предоставленные ЮНЕСКО около 72 млн детей в мире не ходят в школу. 70% из них проживают в странах Африки к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии.
В особо тяжелом положении находятся дети-инвалиды - более 30% из них не посещают школу. Так же, лишены возможности получать образование многие дети школьного возраста из сельской местности, отдаленных районов и городских трущоб. С трудностями в обучении сталкиваются также дети из семей коренных народов и ВИЧ-инфицированные дети. В 2000 году мировые лидеры договорились к 2015 году достичь всеобщего доступа к начальному образованию. Однако многие страны еще далеки от этой цели.

Link to comment
Share on other sites

Религиозные колледжи
В условиях соперничества за привлечение студентов колледжи и университеты в Соединенных Штатах должны демонстрировать своей потенциальной клиентуре особые характеристики, которые делают эти учебные заведения уникальными и достойными их внимания. Каждое высшее учебное заведение обязательно претендует на "самое высокое качество образования" и "самую лучшую программу обучения" в той или иной дисциплине. Однако есть ли еще что-то другое, позволяющее наглядно показать наличие у данного учебного заведения своего "отличительного признака"? Противопоставляя себя светским колледжам, религиозные высшие учебные заведения считают, что этим отличительным признаком является вера.
Дело в том, что колледж, непосредственно испытывающий на себе влияние какой-либо конкретной религии или веры, доводит до сведения светского ученого мира, что религиозное высшее учебное заведение имеет представление о своей уникальной роли и непохожести на других в академической среде и уверено в том, что именно с помощью веры вносит в высшее образование весомый вклад.

Link to comment
Share on other sites

Религиозные колледжи пытаются представить разум и веру не отдельно друг от друга, а как связанные, хотя и отличные, компонента единой истины. Интересно отметить, что у истока некоторых самых уважаемых высших учебных заведений в Соединенных Штатах, учебных заведений, достигших самых высоких результатов в преподавании и науке, стоят религиозные конфессии. Однако по каким-то причинам с течением времени религиозная ориентация этих академических учреждений стала ослабевать, и появились две различных модели и два различных подхода к высшему образованию - сугубо светская модель/светский подход и религиозная модель/религиозный подход.

Link to comment
Share on other sites

Когда студенты и их родители выбирают религиозный колледж или университет, они выбирают учебное заведение, имеющее четко выраженную позицию и миссию, которые глубоко уходят своими корнями в ту или иную религиозную традицию. Эта традиция должна затрагивать все аспекты данного учебного заведения и пронизывать всю его работу и все его мероприятия. Упомянутая традиция должна четко просматриваться как на занятиях в учебной аудитории, так и в жизни студентов на кампусе. Профессора и другой персонал этого колледжа или университета должны проявлять твердую приверженность осуществлению этой миссии, а не просто терпимо относиться к ней как к пустой формальности, якобы не приносящей почти никакой пользы учебному процессу и выполнению других задач данного учебного заведения. Если то или иное высшее учебное заведение на самом деле является религиозным, то и внутри него и за его пределами всем будет ясно, что это религиозное учебное заведение и что его миссия действительно придает "дополнительную ценность" получаемому в нем высшему образованию.

Link to comment
Share on other sites

Более того, эта "дополнительная ценность" представляет собой нечто такое, что действительно интересует людей, что привлекает их в это учебное заведение и дает им то, что они воспринимают как нечто уникальное, то, что они действительно хотят. Это имеет большое значение как в их образовании, так и в их жизни. Способность религиозных колледжей конкурировать на рынке образования в качестве религиозных и академически более сильных учебных заведений и предлагать людям то, что они действительно хотят, надолго обеспечит этим колледжам выживание и способность выполнять свою миссию, что, в конечном счете, послужит расширению подлинного разнообразия, являющегося отличительной особенностью американского высшего образования.Именно такого подхода придерживается Католический университет Америки в г. Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия, - общенациональный университет Католической церкви в Соединенных Штатах.

Link to comment
Share on other sites

Кэмбэллский университет, высшее учебное заведение южных баптистов (протестантов) в шт. Северная Каролина, видит свое предназначение в том, чтобы способствовать формированию целостной, христиански ориентированной личности, которая характеризуется единством тела, ума и духа. Это предполагает способность выносить критические суждения, высокую оценку интеллектуального, культурного и религиозного наследия, заботу о здоровье тела, чуткое отношение к миру, понимание потребностей общества, и работу с людьми. Университет видит призвание человека в том, чтобы жить верою и милостью Бога, не испытывая конфликта между жизнью в свете веры и жизнью в свете разума.

Университет Брандейса в шт. Массачусетс представляет собой один из самых молодых частных университетов с обширной научно-исследовательской базой, а также единственный университет в этой стране, которому оказывают финансовую поддержку американские евреи. Согласно документу, в котором определяется основное предназначение учебного заведения, университет был основан в 1948 году при поддержке всей американской еврейской общины как воплощение ее высших этических и культурных ценностей, а также как выражение благодарности Соединенным Штатам в форме, свидетельствующей о традиционной приверженности евреев образованию. Не принадлежа ни к какому религиозному, идеологическому или политическому направлению и охотно принимая студентов и преподавателей любой национальности, религии и политической ориентации, Университет Брандейса вносит вклад в культурное многообразие Америки, предоставляя всем равные возможности и свободу самовыражения.

Link to comment
Share on other sites

Тихоокеанский лютеранский колледж в штате Вашингтон был основан поселенцами-лютеранами. Этот колледж поставил перед собой цель дать образование тем, кто посвятил свою жизнь Богу, и очень гордится своей уникальной учебной программой, в которой подчеркивается необходимая роль всех ее элементов и активная роль студентов в приобретении знаний.

Хартфордская духовная семинария в шт. Коннектикут основана протестантской христианской деноминацией - конгрегационистами - пуританами, которые выступали за независимость местных конгрегаций, т.е. приходов, от англиканской церкви. В настоящее время в дополнение к программам по изучению христианства в этой семинарии есть магистерская программа по исламу с получением звания капеллана, которую предлагает Центр по изучению ислама и христиано-мусульманских отношений. Предназначением этой духовной семинарии является служение Богу посредством образования, т.е. подготовки руководителей, студентов, ученых, а также самих религиозных учебных заведений к пониманию современного многоконфессионального и плюралистического мира и жизни в этом мире с верой. Эта цель осуществляется в рамках обучения, проведения научных исследований, информирования общественности и вовлечения людей в диалог, а также путем утверждения веры в социальном контексте и открытого изучения как разногласий, так и точек соприкосновения.

Link to comment
Share on other sites

Власти Таджикистана намерены привлечь к суду выпускников педагогических вузов, которые отказываются работать по специальности. Об этом сообщил министр образования Таджикистана Абдуджаббор Рахмонов. По его словам, в настоящее время в среднеобразовательных школах страны не хватает порядка 6 тысяч преподавателей. Вместе с тем выпускники педагогических вузов не хотят работать по специальности, особенно в сельской местности.Министр добавил, что перед началом учебы в вузе студент и администрация это учебного заведения подписывают соглашение, согласно которому выпускники педагогических вузов обязаны в течении трех лет работать по специальности по направлению вуза. Теперь выпускники, отказывающиеся работать по специальности, на основании таджикского законодательства будут привлечены к суду и с них будет возмещена сумма, потраченная государством для подготовки молодых преподавателей.Рахмонов также заявил, что для решения нехватки учителей в школах Таджикистана, начиная с этого года, студенты 5-х курсов педагогических вузов будут привлечены к работе в качестве учителей в среднеобразовательных школах страны. Таким образом, по словам министра, проблема нехватки преподавателей может быть решена почти на 80%.

Link to comment
Share on other sites

«Лига плюща».
Это название происходит от побегов плюща, обвивающего старые здания самых престижных учебных заведений США. Считается, что члены лиги отличаются высочайшим уровнем образования, по сравнению со студентами других учебных заведений.
«Лига плюща» изначально была создана в виде объединения восьми частных колледжей, расположенных на северо-востоке страны. Данный термин стал общепринятым в 1954 году, после образования спортивного объединения NCAA Division I. Учебные заведения, входящие в «Лигу плюща» постоянно занимают достойные места среди пятнадцати лучших колледжей и университетов США в рейтинге одного известного журнала. Также они входят в число самых богатых учебных заведений мира, что позволяет им привлечь самых лучших студентов и преподавателей.

Link to comment
Share on other sites

Брауновский университет (Brown University), он же Университет Брауна является одним из самых старых университетов Соединенных Штатов Америки. Данный университет был основан в городе Провиденс штата Род-Айленд и носил название «Колледж Род-Айленда». В 1804 году он был переименован в честь одного из выпускников учебного заведения Николаса Брауна. Семья Брауна играла немалую роль в развитии университета. Большую огласку университету придает необычная учебная программа под названием «Новая программа». Суть этой программы заключается в том, что студент имеет право выбора любых предметов, при этом нет обязательных предметов. По любому из выбранных предметов студент вместо оценки получает зачет либо незачет. Следует заметить, что Брауновский университет является единственным университетом США, который имеет факультеты египтологии и истории математики.

Link to comment
Share on other sites

Гарвардский университет (Harvard University)
Основан в 1636 году. Он по праву является самым старым и известнейшим американским университетом. Как известно из истории, Джон Гарвард, в честь которого был назван университет, был священником. Он завещал университету половину своего состояния и свою библиотеку, насчитывающую около четырехсот томов. Студенты в знак благодарности Джону Гарварду, несмотря на препятствия охраны, всячески наряжают его памятник, находящийся в парке Harvard Yard.Гарвардский университет славится своей библиотекой, которая является одной из крупнейших во всем мире и насчитывает свыше пятнадцати миллионов томов. Также Гарвард лидирует по количеству пожертвований среди остальных учебных заведений, уступая в общем списке пожертвований лишь благотворительному фонду «Билла и Мелинды Гейтс». Ни для кого не является секретом то, что Билл Гейтс был студентом Гарвардского университета. Но, проучившись в нем два года, Гейтс был отчислен. По прошествии тридцати двух лет после его отчисления, руководство университета приняло решение сделать Билла Гейтса своим выпускником. Этот щедрый подарок говорит о колоссальном вкладе в развитие информационных технологий.

Link to comment
Share on other sites

Дартмутский колледж (Dartmouth College) находится в городе Ганновер, расположенном в штате Нью-Гэмпшер. Данный колледж был основан в 1769 году Элеазаром Уилоком. В начале существования Дартмутского колледжа его студентами были коренные американцы – индейцы. Сейчас же в колледже обучаются студенты со всего мира, что подтверждает его высокую репутацию в области исследований межнациональных и международных отношений. Ежегодно в Дартмутский колледж поступают не более 17% из тех абитуриентов, которые подали документы на поступление.

В “Лигу плюща” входят Йельский университет, Колумбийский университет, Корнелльский университет, Пенсильванский университет и Принстонский университет.

Link to comment
Share on other sites

В наш век неслыханно огромного потока информации просто необходимо уметь быстро читать, иногда читать «по диагонали», так, чтобы только схватить смысл абзаца, скользнув взглядом по началу первого предложения и концу последнего, или выделить нужное для себя место в тексте, проглядев первые слова строчек. Это, конечно, не означает, что, например, и Чехова можно читать, улавливая лишь самый общий смысл абзацев. Не скорость главное и тогда, когда мы просматриваем философский словарь или какой-нибудь технический справочник.А задумывались ли вы над тем, что во всех этих случаях печатный текст должен выглядеть по-разному. Шрифт, которым набрана книга, может помогать быстрому чтению или, наоборот, тормозить его. В форме буквы, в общем рисунке шрифта могут быть уже заложены как изысканность и строгость академического стиля, так и нарочитая сухость, бесстрастность телеграфной строки.

Link to comment
Share on other sites

Петр Первый ввел русский шрифт, отменив старославянский. Рисунок древней кириллицы Петр упростил, собственноручно начертал карандашом поверх старого алфавита проект нового. Первой книгой, напечатанной таким шрифтом, была петровская «Геометрия» (1708 год). Шрифт сначала исполнили в точности по замыслу царя придворные писцы, а потом отлили в матрицы.
Начертание букв, утвержденное Петром, постепенно изменялось: кое-что в них упрощали, какие-то элементы, наоборот, добавляли. Это неудивительно, письмо, родившееся единовременным волевым актом, проходило «проверку» и у печатников и у потребителей книги. Уже к началу XIX столетия печатные буквы в своей основе стали такими, какими мы их привыкли видеть сегодня.
И все же рисунок их продолжает меняться. Общество изучает и совершенствует свое печатное письмо веками. Это всегда было одной из составляющих общей культуры народа.

Link to comment
Share on other sites

Однако же собственных матриц — форм для отливки рельефных изображений букв, комплектов букв, цифр, знаков препинания в металле, с которых непосредственно делается оттиск на бумаге, то есть всего того, без чего полиграфическая промышленность «как без рук»,— не было. Приходилось пользоваться теми матрицами, которые достались «по наследству» от дореволюционных типографий, либо покупать у иностранных фирм.А потребность в матрицах росла с каждым годом. В 1924 году в России выпускалась литература на 25 языках, в начале 30-х годов уже на 76 языках. Причем для многих из них приходилось заново создавать печатное письмо.Старые матрицы изнашивались и становились негодными. Для того чтобы изготавливать новые, прежде всего нужны хорошие рисунки шрифтов, которые можно воспроизвести в металле.В 1938 году в России была создана лаборатория шрифтов. Одна из первых ее работ — гарнитура обыкновенная новая, разработанная специально для 4-го издания сочинений Владимира Ильича Ленина.

Link to comment
Share on other sites

Это было начало создания школы особого направления прикладной графики — искусства создания шрифтов. Перед вновь родившимся коллективом художников была поставлена долговременная задача — расширять и совершенствовать средства оформления печатной продукции мер, эффект «оптического обмана»: глаз не все воспринимает так, как это нарисовано. В том числе и буквы. если их сделать геометрически равнопропорциональными, то «А» нам будет казаться ниже, чем «Н». А все круглые буквы — ниже прямых, «И» представится более узкой, чем «Н». Учитывать эти «миражи» зрения — первая, если так можно сказать, ступень грамоты проектирования шрифта.
А вот вопросы, которые художники стали задавать себе относительно недавно. Они не могли возникнуть у Леонардо да Винчи, Альберта Дюрера и других классиков. Речь идет не о текстах изысканных фолиантов, а о текстах газет, журналов, бюллетеней, книг, каталогов. То есть о полиграфическом оформлении широкого потока информации, который современный человек получает ежедневно.
Какова должна быть длина печатной строки, чтобы ее было легко охватить глазом? Каким должен быть оптимальный размер буквенного знака в высоту и в ширину? Главное и жесткое требование здесь — глаз читателя не должен уставать. Подчеркнем — многомиллионного читателя.
Отдел шрифтов совместно со специалистами-офтальмологами проводил такого рода экспериментальные исследования. В частности, например, хронометрировалось время чтения различными группами людей текстов равной трудности, но набранных разными гарнитурами. В результате выявились некоторые основные правила проектирования шрифтов, удовлетворяющих требованиям удобочитаемости.

Link to comment
Share on other sites

В рукописях Леонардо да Винчи встречаются одни из самых ранних исследований, посвященных тому, как изображать знаки письменности — буквы. Точное описание правил построения букв можно прочесть в трактате «Божественная пропорция» (XV век) ученика Леонардо — Луки Пачоли. В этих правилах, например, утверждается, что всякая буква должна вписаться в квадрат.
Художник немецкого Возрождения Альберт Дюрер выдвинул свою теорию: максимально подчеркнуть в букве все вертикальные линии. «Я возьму себе,— писал Дюрер,— в качестве первой буквы букву «I» по той причине, что из нее могут быть сделаны почти все буквы, но только нужно к ней прибавлять или отнимать какой-нибудь штрих». Некоторые итальянские художники пытались создать гармонию чередованием нарочито широких букв и предельно зауженных. Так и поныне, всякий раз, берясь за создание нового рисунка шрифта, его автор ищет свои художественные средства для воплощения творческого замысла.И самостоятельно находит, в чем будет выражаться гармония печатной строки: в повторении каких-то размеров, в характере рисунка, в том или ином сочетании пропорций

Link to comment
Share on other sites

Художники даже говорят так: ритм шрифта. Однако печатные шрифты не могут отвечать только одному требованию — художественности. Рисунок будет нанесен граверами на металл, попадет в печатную машину и разойдется миллионными тиражами в книгах, журналах, газетах. А это значит, что перед художниками стоит задача найти такой рисунок, такие пропорции и линии, чтобы они были не просто красивы и гармоничны, но удовлетворяли бы технологическим требованиям, а читателю помогали бы легко и быстро воспринимать текст.Издавна известны некоторые функциональные особенности нашего зрения. Например, мешающие уголочки. Линотипная машина сразу дает типографский набор в виде цельных металлических строк. Строка отливается с таких матриц, какие в ней заложены. Никакие изменения невозможны. Значит, подгонку — буквы к букве — надо проводить гораздо раньше, еще на бумаге. Иными словами, нужны другие шрифты.Свои особенности накладывает и способ печати. Художники знают, например, что буква одного и того же рисунка при высокой печати (способ печати, при котором буквы и другие знаки, дающие оттиск на бумаге, возвышаются над уровнем печатной формы) выглядит хорошо, а при офсете (способ печати, при котором краска передается с печатной формы на промежуточную резиновую поверхность, а с нее на бумагу) может частично, а то и почти полностью не пропечататься. Поэтому специально для офсета приходится несколько видоизменять шрифты, сделать некоторые их элементы толще и тем усилить их насыщенность краской.

Link to comment
Share on other sites

Но, пожалуй, самые чудесные метаморфозы с буквами происходят тогда, когда текст набирают на фотонаборных машинах. Причина — в самой технологии. Набор текста происходит методом мгновенного фотографирования знаков, размещенных на шрифтоносителе, который вращается с огромной скоростью. Знаки как бы летят в световом луче. Сфотографированные буквы получаются несколько расплывшимися в том направлении, куда движется шрифтоноситель. Пропорции букв нарушаются.
Объяснить явление, исходя из законов оптики, легко. Но отнюдь не просто художникам вновь переделывать все известные шрифты специально для фотонабора. То есть заранее, сознательно немного искажать пропорции буквы так, чтобы после полета в световом луче она приобрела бы в печатном тексте нормальный вид.
Описание знаков в виде цифровых кодов хранится в электронной памяти машины. И при «наборе» на экране буквы синтезируются из отдельных элементов.

Link to comment
Share on other sites

Разработанная в США компьютерная программа, анализирующая тексты на английском языке, поставила Хемингуэю "тройку с минусом", назвав его язык стилистически и лексически небрежным. Программа создается для автоматической оценки школьных сочинений. Руководитель Института оценок в системе образования Дэвид Райт заявил, что программа не сумела распознать стиль автора и замысел текста. По оценке программы, язык Хемингуэя не соответствует уровню британского школьного экзамена повышенной сложности (GCE Advanced Level, A-level).
Программа также не оценила по достоинству знаменитую речь Уинстона Черчилля "The Finest Hour", произнесенную в Палате представителей в 1940 году. Компьютер пришел к выводу, что язык Черчилля страдает лексическими повторами, а также не распознал существительное "might" (англ. "могущество"), приняв его за неправильно употребленный модальный глагол "might have" (англ. "мог бы, могли бы").Кроме того, программа не поняла отрывок из "Повелителя мух" Уильяма Голдинга - по ее выводу, структура предложений писателя ошибочна. Исследователи также проверили в программе первый абзац "Заводного апельсина" Берджесса, которого компьютер не понял совсем, назвав текст "невразумительным". Как отмечает издание, в Великобритании машинной системы оценки сочинений пока не существует, но в США она уже действует. По словам заместителя главы CIEA Грэма Херберта (Graham Herbert), некоторые американские школьники научились обманывать компьютер и писать "понятным" для него языком. В связи с этим Херберт признал, что на данный момент надежного и точного способа проверить сочинения на английском языке с помощью компьютерной программы не существует.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Пришелец' date='20 February 2010 - 00:57' timestamp='1266613056' post='6242001']
Как лучше запомнить прочитанное
http://smoking-room.ru/data/pnp/how_remember.html
[/quote]


большое спасибо. Полезно очень... часто с этой проблемой сталкивался.

Link to comment
Share on other sites

Арабское слово «илм» встречается в Коране около 750 раз. Стремление к знанию считается священным долгом каждого верующего.
Под «илмом» понималось усвоение исламских традиций, мистическое озарение, понимание посредством логического суждения и энциклопедическая образованность. Правильное познание было немыслимо без изучения арабского языка (языка Корана и хадисов) и тесной связи между наукой и действием. Слова мертвы без надлежащего поведения – этот тезис знаменитого Ибн Хазма может повторить любой мусульманин.
Всему, кроме мистического озарения, учила традиционная исламская школа, которая до самого последнего времени сохраняла двухступенчатую структуру: сперва начальное училище, затем медресе. Те, кто желал продолжить богословское или философское образование после медресе, уже искали себе наставника – муаталлима. Роль учителя в мусульманских странах вообще очень велика, но особенно она возрастает в суфийских орденах, ведь в рамках суфийской традиции сокровенное, внутреннее знание можно передать только из уст в уста, от наставника к ученику. Если почитать биографию любого значительного мусульманского деятеля, мы всегда найдем имена не только его родителей, но и его учителей. Эта интеллектуальная генеалогия поражает: культурная преемственность в X–XI веках восстанавливается проще, чем в XI–XX.Круг предметов в начальной мусульманской школе примерно соответствует программам аналогичных учебных заведений по всему миру: арабский язык, счет, история жизни Мухаммеда, первое прочтение Корана, самые основные хадисы – предания о словах и действиях Пророка, дошедшие в устной традиции. Еще полтора века назад этого вполне хватало, чтоб жить повседневной жизнью, заниматься ремеслом или торговлей.
Если же человек имел способности и хотел продолжить свое образование, то он поступал в медресе – школу второй ступени. Первые медресе возникли в Х веке в Хоросане и Маверанахре (современная Центральная Азия). Со второй половины XI столетия они стали ведущим типом учебных заведений в исламском мире. Медресе существовали за счет вакфа – богоугодного пожертвования частных лиц. Преподавателям и служителям платили жалованье, студентов обеспечивали книгами, стипендиями и жильем.

Link to comment
Share on other sites

Специальных программ в медресе не было. Основным, порой единственным предметом оставалось мусульманское право – фикх. Дополнительно к фикху чаще всего изучались коранические дисциплины, арабский язык и литература, хадисоведение, математика, логика и медицина. Медресе разделялись по принадлежности к правовым школам – мазхабам (существует пять канонических мазхабов, четыре самых старых – ханафитский, малакитский, шафиитский и ханбалитский, позже к ним был добавлен джафаритский, который господствует в современном Иране; мазхабы различаются отношением к Преданию – хадисам и трактовкой вопроса о взаимосвязи абсолютной власти Аллаха и личного выбора отдельного человека). Постепенно появились и философские медресе, изучавшие несколько мазхабов, и медресе, специализировавшиеся по хадисоведению и медицине.
В XII веке медресе оказали серьезное влияние на становление системы колледжей в Западной Европе, но после монгольского завоевания Центральной Азии и Ирана пришли в упадок. Только в XIX столетии в Османской империи стали постепенно обновляться учебные программы и изучаемые пособия.
Преподаватель медресе – мударрис обычно был специалистом по теоретической и практической юриспруденции. Нынче на Арабском Востоке мударрисами называют штатных профессоров государственных университетов.
Выпускники медресе могли занимать государственные должности, становились муллами, кади (судьями), улемами. Однако исламский Восток не знает формализации дела образования. Решающим фактором становилось не то, какое учебное заведение ты закончил, а общественные связи и личностный потенциал. В конце концов, Мухаммед нигде не учился, и Али заслужил свою мудрость и славу отнюдь не дипломом юридической школы.

Link to comment
Share on other sites

Разумеется, современное исламское образование значительно модернизировано. Так, Сеид Мухаммед аль-Аттас, основатель и ректор Международного института исламской мысли и цивилизации в Куала-Лумпуре (Малайзия) и автор авторитетной концепции исламского образования, включает в систему традиционной школы наряду с Кораном, сунной, шариатом, философией и догматикой ислама арабский и английский языки, компьютеризацию, основные гуманитарные, естественные и технические предметы.
Однако суть остается неизменной. В отличие от европейского подхода, нацеленного на исследовательскую деятельность, охоту за ускользающей истиной, мусульманская педагогика исходит из того, что окончательная истина известна. Ее единственная задача – вписать человека в мир, озаренный промыслом Аллаха, поэтому даже не богословие центр этого образования, но законоведение и вслед за ним арабская филология, понятая как наука о значении слов, произнесенных Пророком.

Link to comment
Share on other sites

Ливанец Юсуф Муравиа издал недавно монографию «Естественные науки в Коране», где нашел 61 аят, посвященный математике, 64 – физике, 5 – ядерной физике, 62 – теории относительности и так далее. Все это, разумеется, наивно, но показательно. Исламские интеллектуалы не только не борются с новыми сведениями о Вселенной, они считают их культурно родственными, более своими, чем чьими-либо еще. Они действительно полагают, что религия Пророка – светлое будущее всего человечества. И именно к такому мировосприятию их готовит исламская система образования.

Link to comment
Share on other sites

Судьба системы образования лучше всего становится понятна на фоне истории одной знаменитой школы. Каирская медресе Аль-Джами Аль-Азхар («Светозарная соборная мечеть») – подлинная жемчужина арабского мира. Школа здесь была основана в Х веке, одновременно с самим городом, ставшим столицей исмаилитской династии Фатимидов. Благодаря дарам Фатимидов очень скоро она стала прославленным учебным центром, где изучались право, арабский язык и литература, хадисоведение и коранические дисциплины. Когда Египет вошел в состав Османской империи (1517 год), многие местные вакфы оскудели, система образования пришла в упадок. Однако Аль-Азхар сохранил свою славу. Он остался центром юридического, богословского и филологического образования на Ближнем Востоке, сюда съезжались учиться не только из Египта, но и со всех концов огромной империи. В XVIII веке Аль-Азхар еще больше возвысился и стал общепризнанным центром традиционного мусульманского образования, где средняя школа встречалась с высшей. Помимо того долгие годы он был священным убежищем и приютом для гонимых и странников. Горожане укрывались за его стенами в годины бедствий, паломники ждали караванов в Аравию, а потом возвращения домой. С Аль-Азхаром связана жизнь множества знаменитых людей – физика Ибн аль-Хайсама (XI век), врача Абд аль Латифа аль-Багдади (XIII век), поэта Умара бен аль-Фарида (XIII век), историка Ибн Халдуна (XV век), писателя и реформатора Мухаммеда Абдо (XIX век). Не будет преувеличением сказать, что здесь не прерывалась живая связь времен.

Link to comment
Share on other sites

С последней четверти XIX века в медресе началась модернизация учебных программ. Постепенно Аль-Азхар достиг статуса университета. Он остается и ныне крупнейшим научным и педагогическим центром Египта, готовящим богословов и служителей культа практически для всех мусульманских стран.
По «Закону о развитии Аль-Азхара», принятом при Г.А.Насере в 1961 году, преподавание в университете ведется на девяти факультетах: основ религии, шариата, литературы, административном, сельскохозяйственном, медицинском, педагогическом и женском. При нем существует сеть средних школ, богатейшее собрание арабских рукописей (больше 20 тыс. томов), работает Академия исламских исследований и несколько других институтов и учреждений. [b]По множеству вопросов суннитского вероучения мнение законоведов Аль-Азхара долгие годы считалось окончательным.[/b] Однако в последние десятилетия учебное заведение несколько испортило свою репутацию, вынужденно сотрудничая с различными египетскими лидерами – от Насера до Мубарека.

Link to comment
Share on other sites

Становление светской школы в мусульманском мире началось в ХХ веке. В разные годы и в разных странах она формировалась под англо-американским, французским и советским влиянием. Нынче школьники и студенты из исламских государств учатся не только на родине, но и почти во всех крупных университетах Европы и США. Однако в отличие от традиционного образования и личных связей диплом современного университета не гарантирует ныне на Востоке высокого социального статуса. По данным 90-х годов ХХ века, 69% студентов Каирского и Хелуанского университетов вообще не надеялись по окончании учебы найти работу по специальности.

Link to comment
Share on other sites

мечеть была основой, из которой выросла исламская система образования. Когда мусульмане после совершения переселения из Мекки утвердились в Медине, Мухаммад приказал им обучать своих детей чтению и письму в мечетях своих кварталов. На тот момент в Медине уже действовало 9 мечетей.
Впоследствии при мечетях начали возводить дополнительные помещения, специально выделенные под проведение уроков. Они назывались «куттабами» и представляли собой аналог современной начальной школы. Данные куттабы специализировались на обучении мусульман чтению, письму, Корану, а также некоторым разделам арабского языка и математики. Затем по соседству с куттабами начали появляться учебные заведения более высокой ступени, напоминающие современные средние школы. Обучение в них было бесплатным и доступным для всех слоев исламского общества. В них сын бедняка сидел рядом с сыном состоятельного мусульманина, сын богатого торговца – рядом с сыном ремесленника или крестьянина.
Как пишет современный арабский автор Мустафа Сабаий, ученики в этих школах были разделены на два потока, в дословном переводе с арабского на «внешний» и «внутренний». В первом обучались мусульмане из данного города, которые посещали только занятия, а после учебы возвращались к своим семьям.

Link to comment
Share on other sites

Образование же во внутреннем потоке было организовано по принципу интерната. Здесь обучались приезжие мусульмане, не имевшие жилья и родственников в данном городе, а также те, чьи семьи из-за скромного достатка не могли позволить себе их содержание.
Ученики здесь обеспечивались питанием, жильем, отдельными залами для дополнительных занятий и поклонения. Поэтому каждая подобная школа состояла из мечети, учебных классов, жилых комнат, библиотеки, кухни и бани. Некоторые же школы, сверх этого, имели при себе стадионы для физических занятий учеников на открытом воздухе. Причем всем этим ученики обеспечивались совершенно бесплатно.
Учителям в данных школах предоставлялась весьма высокая регулярная заработная плата, а также специальная униформа, которая подчеркивала их высокое положение в глазах мусульман, как обладателей знания. Данная одежда состояла из просторной накидки и четырехугольного головного убора с кисточкой.

Link to comment
Share on other sites

Подобная схема организации школьного обучения распространилась по всему исламскому миру и сохранилась до сегодняшнего дня. Наиболее известными школами подобного типа являлись школа «ан-Нурийя», учрежденная Нуруддином Шахидом в Дамаске, учебный комплекс «аль-Азхар», возведенный Джоухаром Сицилийским в Каире, а также школа «ан-Низамийя» в Багдаде.Последняя являлась самой первой и известной регулярной школой в истории Ислама. Между V и IX веками хиджры в ней получили образование самые известные ученые и мыслители Ислама. Количество учеников, обучавшихся в ней в период ее расцвета, достигало 6 тысяч человек. Причем все они обучались, опять-таки, совершенно бесплатно.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Подробности жуткого происшествия в Баку: собаки напали на 11-летнюю девочку - ВИДЕО
      Вечером 11 мая в жилом массиве Qobu Park-2, расположенном в поселке Локбатан Гарадагского района Баку, бродячие собаки напали на 11-летнюю Зейнаб Сулейманову.
      Девочка была госпитализирована в тяжелом состоянии.
      По словам бабушки пострадавшей, соседям в последний момент удалось спасти ребенка.
      "Из-за собак мы не можем выйти на улицу. На девочку напали три собаки, на теле Зейнаб нет места, которое бы они не поранили", - рассказала женщина.
      Как заявили в Клиническом медицинском центре, лечение пострадавшей продолжается в стационаре, ей оказывается необходимая медицинская помощь.
      "Пациентку вакцинировали от бешенства, ее состояние оценивается как стабильное", - отметили в медучреждении.
      Подробнее - в сюжете Baku TV:
       
       
      • 82 replies
    • Trendyol увеличил цены для Азербайджана
      Trendyol резко увеличил цены для Азербайджана

       
        Известная турецкая компания по онлайн-продажам Trendyol внесла изменения в стоимость услуг по доставке товаров в Азербайджан.
      Как сообщает аxar.az, соответствующие цены выросли в 2,5 раза.
      Так, если до 12 мая данный тариф был равен 79,99 турецкой лиры (4,23 маната), то в настоящее время он увеличился до 199,99 лиры (10,63 маната).
       
      https://ru.oxu.az/economy/870716
        • Haha
      • 7 replies
    • Цены на продукты питания в Азербайджане: что подорожало? - СПИСОК
      В апреле 2024 года индекс потребительских цен в Азербайджане составил 100,0%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
      Как сообщает Госкомстат, индекс потребительских цен на продукты питания, напитки и табачные изделия составил 98,2%, на непродовольственные товары - 100,9%, на платные услуги, оказанные населению - 102,0%.
      Согласно информации, в апреле 2024 года индекс потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем составил 99,9%, а за первые четыре месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 100,7%.
      В апреле, по сравнению с предыдущим месяцем, наибольшее снижение цен наблюдалось на манную и гречневую крупы, макароны, свежую рыбу, молоко, яйца, маргарин, подсолнечное и кукурузное масло, грецкие орехи, фундук, помидоры, огурцы, зелень, баклажаны и картофель. В то же время рост цен был зафиксирован на лимоны, бананы, яблоки, груши, киви, каштан, гранат, белокочанную капусту, сладкий перец, бурак и чеснок. Цены на другие продукты питания существенно не изменились.
       
      Непродовольственные товары
      В апреле индекс потребительских цен на непродовольственные товары по сравнению с мартом составил 100,1%, а за январь-апрель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - 101,3%.
      В апреле по сравнению с предыдущим месяцем больше всего подорожали ювелирные изделия, цемент и пиломатериалы. Стоимость других непродовольственных товаров существенно не изменились.
      Платные услуги населению
      В апреле 2024 года индекс потребительских цен на платные услуги населению по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,1%, а за январь-апрель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - 102,4%.
      В апреле, по сравнению с предыдущим месяцем, наибольший рост цен наблюдался на услуги международных авиаперевозок в страны СНГ, туры внутри страны, медицинские, стоматологические, парикмахерские и косметологические услуги, а также услуги платных дошкольных образовательных учреждений. Стоимость других платных услуг существенно не изменились.
      https://media.az/society/ceny-na-produkty-pitaniya-v-azerbajdzhane-chto-podorozhalo-spisok
        • Haha
      • 8 replies
    • На побережье Каспия откроется цирк
      Sea Breeze Resort активно развивает детское направление, и этим летом отдых с детьми на территории города-курорта станет еще интереснее – на территории курорта впервые откроется цирк.
      «1 июня в Sea Breeze под руководством обладателя циркового «Оскара» Аллахверди Исрафилова стартует международная программа «Легенды Монте-Карло» с участием артистов одного из самых престижных цирковых фестивалей в мире», - говорится в сообщении пресс-службы Sea Breeze.
      Отмечается, что цирковой шатер со зрительным залом вместимостью 1250 мест и 13-метровым манежем расположится между Лунапарком и Аквапарком, которые также начнут принимать гостей этим летом.
        Цирк откроется в Международный день защиты детей 1 июня, и первое шоу будет носить благотворительный характер - на него будут приглашены дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными физическими возможностями.
      «Живые легенды Монте-Карло очаруют и детей, и взрослых сложными акробатическими трюками, виртуозным жонглерским мастерством, настоящей магией и впечатляющей эквилибристикой. А великолепные карабахские скакуны, покорившие своим выступлением публику Виндзорского королевского конного шоу, под управлением настоящих джигитов продемонстрируют невероятную скорость и грацию», - говорится в сообщении.
      https://1news.az/news/20240513022911888-Na-poberezhe-Kaspiya-otkroetsya-tsirk-FOTO
        • Upvote
        • Confused
      • 50 replies
    • Обнародовано заключение повторной экспертизы о психическом состоянии Ахмеда Ахмедова
      Обнародовано окончательное заключение экспертизы о психическом состоянии Ахмеда Ахмедова, обвиняемого в жестоком убийстве пятерых членов своей семьи, двое из которых были несовершеннолетними.
      Как передает Qafqazinfo, на основании протеста прокуратуры, в отношении обвиняемого была проведена повторная экспертиза.
      В заключении повторной экспертизы, как и в предыдущей, также заявляется, что обвиняемый находился в невменяемом состоянии во время совершения преступления.
      На следующем этапе Ахмедову будет предъявлено окончательное обвинение, а уголовное дело будет передано в суд для рассмотрения. Если суд также придет к выводу, что обвиняемый совершил преступление в невменяемом состоянии, Ахмед Ахмедов будет освобожден от наказания.
      Однако он не будет отпущен на свободу, а ему назначат принудительное лечение в специализированном медицинском учреждении.
      https://media.az/society/obnarodovano-okonchatelnoe-zaklyuchenie-ekspertizy-o-psihicheskom-sostoyanii-ahmeda-ahmedova
      • 39 replies
    • В Азербайджане среди детей распространяются коклюш и «свинка»: как защитить ребенка?
    • В Баку мужчина винит персонал больницы в смерти своей дочери
      В Баку 17-летняя девушка, доставленная в больницу с жалобами на боль в области ребер, скончалась в медучреждении спустя два дня.
      По словам жителя Маштаги Умуда Гулиева, 5 февраля этого года он доставил свою дочь, Нурану Гулиеву, в расположенную в поселке объединенную городскую больницу №7. Однако 7 февраля девушка умерла. Мужчина утверждает, что причиной смерти дочери стали инъекции, сделанные в медучреждении.
      У.Гулиев рассказал, что в момент смерти Нураны врача в больнице не было - указания медсестре он давал по телефону. Родители немедленно отвезли тело девушки в Объединение судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии, где установили, что причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.
      У.Гулиев заявил, что в ходе расследования, проведенного прокуратурой Сабунчинского района, было выявлено, что медсестра сделала пациентке укол, название которого она не знает.
      Мужчина требует, чтобы виновные за смерть его дочери понесли заслуженное наказание.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Milli
        • Sad
        • Like
      • 40 replies
    • В Азербайджане ежемесячная минимальная зарплата может быть заменена почасовой
      Ежемесячная минимальная заработная плата в Азербайджане может быть заменена почасовой минимальной заработной платой.
      Это отражено в дорожной карте на 2024 год по внедрению улучшений и коммуникаций в соответствующей области, основанной на отчете Business Ready Группы Всемирного банка.
      Министерству труда и социальной защиты поручено до 1 июля текущего года подготовить и представить соответствующие предложения по замене ежемесячной минимальной заработной платы на почасовую.

      https://media.az/society/v-azerbajdzhane-ezhemesyachnaya-minimalnaya-zarplata-mozhet-byt-zamenena-pochasovoj
       
       
      Поясните, а как будут получать зарплату бюджетники, у которых фиксированная месячная зарплата?
      • 23 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...