Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Гербы, тамги, геральдика, блазонирование животных


Recommended Posts

[b]Герб Алькеевского муниципального района[/b]

[attachment=678611:gerb.gif]

1"В лазоревом поле, облачённом начетверо золотом, серебром, зеленью и червленью - скачущий на серебряном коне татарский всадник в шлеме, кольчуге и одеянии того же металла и в черных сапогах, имеющий слева у седла золотые колчан, украшенный серебром и полный стрел, и круглый щит, а за спиной золотой лук; в правой руке всадник держит в перевязь золотое копье, концом выходящее в золото, с зелёным значком-яловцем о двух косицах; конь имеет червлёное, с золотыми украшениями, убранство; седло червлёное, попона - пурпурная с золотой бахромой; стремена золотые на чёрных ремнях".

Link to comment
Share on other sites

  • 3 months later...
  • Replies 218
  • Created
  • Last Reply

Двуглавый орел из монет Сарая Нового – второй столицы Золотой Орды, середины, 14 в.

[attachment=774233:b9242-tver7.jpg]

Історико-політичний блоґ Юрася Коновченка
http://konovchenko.blox.ua/html/1310721,262146,21.html?33545

Link to comment
Share on other sites

[b]«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен…» [/b]
(Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.)

Как и в отношении Древней Руси, так и восточных народов, европейская геральдика долгое время отказывалась признавать наличие разработанной системы государственных и владельческих символов и знаков, апеллируя к тому, что эта система не соответствует западноевропейским геральдическим стандартам. Однако по мере изучения все новых историко-археологических материалов становится ясно, что как в Древней Руси, так и в Булгарии, существовала своя система знаков собственности и государственных символов. Определенно можно констатировать, что графическая символика древности, вобравшая в себя архаические графемы и тамги, различные геометрические, зооморфные символы, представляет собой некую целостную систему. До нашего времени сохранились только ее разрозненные элементы, но комплексное рассмотрение всего материала позволяет уже сейчас сделать вполне определенные выводы об их функционировании и символике.

Особенностью данного этапа развития геральдики в средневековом мире являлось то, что система государственных символов только начинала формироваться, фактически совпадая с владельческими знаками правящего рода. По словам известного специалиста по геральдике Н. А. Соболевой, государственные символы «на ранних этапах развития государства […] воплощались в реальных знаках руководителя, отражая его социальные функции»1. Главной такой функцией являлось владение, хранение и защита своей собственности, своей державы. Знаково-символическая система в этом смысле играла роль оберега и являлась атрибутом власти и владения, наделенным сакральным смыслом.

Проблема выявления герба или другого государственного символа Булгарского государства давно не дает покоя исследователям. Но при этом историки и археологи, изучая Булгарское государство, не акцентировали внимание на символах и атрибутах власти. Именно поэтому по этой проблеме накопилось довольно много разрозненной литературы, часто поверхностной и содержащей многочисленные ошибочные сведения и выводы, вводящие в заблуждение широкую публику. Ее комплексное и цельное изучение должно, насколько позволят источники, прояснить вопрос о символике Булгарского государства и атрибутах власти его правителей.

Link to comment
Share on other sites

[b]«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен…» [/b]
(Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.)

Одним из важнейших символических знаков господства правителей Булгарии, как и других тюркских владетелей, являлась его ставка. В тюркском языке существует характерный для ее определения термин — «йорт» (чувашский эквивалент «çурт») — «дом с постройками», «усадьба, двор», «стан», который в литературном языке соответствовал смыслам «страна», «владение», «государство»2. Центральное место в ставке правителя занимал его шатер — юрта. Он являлся политическим и сакральным центром ставки, тогда как сама ставка понималась как центр, точка всех владений правителя.

Парадная юрта правителя тюрко-монгольских государств Евразии, как правило, была богато украшена золотом и дорогой материей. Например, арабские историки X в. указывали, что в ставке уйгурского правителя располагался «золотой шатер», а персидский историк XIV в. Рашид ад-Дин указывал, что ставка Чингиз-хана официально называлась «Урду-и зарин бузург» (Большая/Великая Золотая Орда)3. Описывая ставку великого хана Угедея близ столицы империи Каракорума, этот весьма осведомленный автор отмечал, что там «разбили такой большой шатер, что в нем помещалась тысяча человек, и этот шатер никогда не убирали. Скрепы его были золотые, внутренность обтянута тканями; его называли “Сира урду” — “Золотая орда”, “Золотая ставка”»4. Интересное параллельное свидетельство об устройстве шатра великого хана сохранилось в отчете папского посланника Дж. дель Плано Карпини ко двору великого хана. В 1246 г. он находился в ставке во время интронизации хана Гуюка, где для этого события был возведен огромный шатер «называемый у них Золотой Ордой […] Шатер же этот был поставлен на столбах, покрытых золотыми листами и прибитых к дереву золотыми гвоздями, и сверху и внутри стен он был крыт балдакином, а снаружи были другие ткани»5.

В графическом плане это можно представить в виде круга с точкой в центре, о чем писал в свое время персидский государственный деятель и историограф Хулагуидов Рашид ад-Дин: «Значение [термина] курень следующее: когда множество кибиток располагаются по кругу и образуют кольцо в степи, то их называют курень. […] Значение [термина] курень — кольцо […] В давние времена, когда какое-нибудь племя останавливалось в какой-либо местности, оно [располагалось] наподобие кольца, а его старейшина находился в середине [этого] круга, подобно центральной точке; это и назвали курень»6. Символически эта фигура напоминает знаменитый солярный знак и восходящий к нему циркульный орнамент, знакомый многим народам Евразии.

Link to comment
Share on other sites

[b]«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен…» [/b]
(Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.)

Ставка правителя служила местом средоточия власти. В ней правитель принимал решения государственной важности и здесь же собирал совет знати — представителей кланов и племен, которые выражали ему поддержку от имени своих владений. Очевидец этих советов Ахмад Ибн Фадлан описал их подготовку и проведение: «Итак, мы оставались воскресенье, понедельник, вторник и среду в юртах, которые были разбиты для нас, пока собрались цари его земли, предводители и жителей его страны, чтобы услышать чтение письма [халифа]. […] Все они [живут] в юртах, с той только разницей, что юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ, устланная в большей части армянскими коврами. У него (царя) в середине ее (стоит) трон, покрытый византийской парчой»7.

Одним из главных символов государственного суверенитета и верховной власти являлся также трон. В его расположении в центре шатра также видится система круга с точкой в центре. По словам Ибн Фадлана, «когда же прошло некоторое время, он прислал за нами, и мы вошли к нему, когда он был в своей палатке. Цари были с правой его стороны, нам он приказал сесть с левой его стороны, в то время как дети его сидели перед ним, а он один (сидел) на троне, покрытом византийской парчой»8. Трудно сказать что-либо о его конструкции, но, скорее всего, это было богато украшенное кресло без спинки. Очевидно, в шатре оно находилось на некотором возвышении, поскольку Ибн Фадлан указывает, что «дети его сидели перед ним».

С развитием городской культуры в Булгарии ставка переместилась в столичный город. Именно здесь находилось место сбора войска для походов, место приема иностранных послов и сюда обращались за помощью подданные. Судя по русским летописным источникам, в середине XII — первой трети XIII в. реальная военно-политическая власть в стране находилась в ставке эмира Булгарии в Биляре («Великом городе»), о чем свидетельствуют описанные там события в 1164 и 1220 гг.9

Таким образом, система власти в Булгарии, очевидно, виделась самим булгарам как система концентрических кругов с точкой в центре: посредине страны — ставка, центр ставки — юрта, а юрты — трон. Подобное сходство, разумеется, не могло ускользнуть от внимания современников и, видимо, осмысливалось как единство микро- и макрокосма, сакрального и профанного, как модель идеального устройства мира и государства.

Link to comment
Share on other sites

[b]«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен…» [/b]
(Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.)

К военным атрибутам власти принадлежит сабля, вообще клинковое оружие, поскольку у тюрок все оно именуется одним словом — «кылыч». К сожалению, состояние источников не позволяет во всей полноте проанализировать роль сабли как символа власти правителя. Однако символическое значение оружия несомненно. Это подчеркивают слова эльтебера Алмыша, который, угрожая своим противникам, заявлял: «Кто будет мне противиться, того я поражу мечом»10. Здесь явно сабля играет роль не просто социально престижного, но сакрального оружия. В ряду представлений о сакрализации клинкового оружия находятся сакральные имена или названия «меч ислама», «меч Пророка», а сабля выступает символом вооружения знатных воинов в древнетатарской (булгарской) литературе, тюркском и татарском фольклоре11. Одновременно в булгарской дружинной культуре явно проступают черты индивидуализации сабель, что выражается в наделении клинков именами собственными (например, меч халифа Али в поэме Кул Гали назван «Зульфикар», хотя это, несомненно, дань традиции; сама практика присвоения саблям сакрального имени — деталь, очевидно, присущая дружинной культуре средневековых булгар).

Знамя являлось, вне всякого сомнения, одним из важнейших атрибутов власти правителя булгар. На войне знамя было не только символом, реликвией, которую необходимо было защищать, но и служило символом государственности и войскового объединения.

[attachment=774736:naskalnaya_b.jpg]

Рис. 1. Знамена на копьях булгарских воинов начала VII в. (Шиловский могильник). Самарский объединенный краеведческий музей. Багаутдинов Р. С., Богачев А. В., Зубов С. Э. Праболгары на Средней Волге (у истоков истории татар Волго-Камья). – Самара, 1998.
Знамена были довольно разнообразны. Сведения об этом оставил еще Ибн Фадлан, который при описании обряда погребения знатного булгарина отметил, в частности, что родственники умершего «водружают у двери его юрты знамя»12. Иными словами, данный элемент погребального обряда указывает на то, что копье с родовым знаменем являлось символом знатности и служило своеобразным надгробным памятником, как это зафиксировано в ряде случаев у венгров времени Арпадов13. Огромная роль знамени как важнейшего символа, демонстрирующего высокий социальный статус его владельца и хранителя, объяснялась, главным образом, тем, что флаг у многих других тюркских народов был «не только внешним выражением единства племени или главным признаком общественной власти, но и непременным условием последней, священной гарантией влияния и господства вождя над всеми остальными членами этого объединения»14. Изображения этих знамен и их форма зафиксированы на рисунке на костяной накладке на седло из погребения Шиловского могильника (Ульяновская область РФ), которое датируется концом VII — первой половиной VIII в. (рис. 1)15. Они имели вид прямоугольного полотнища, длинная сторона которого крепилась к древку, верхний край косо срезан и снабжен двумя «хвостами», скошенными в сторону полотнища. Судя по косой штриховке, знамя было орнаментировано или покрыто надписями. Некоторые знамена с рисунков из этой накладки имели штриховку только вверху полотнища и на «хвостах». Очевидно, разная штриховка служила обозначением знамен разных племен.

Link to comment
Share on other sites

[b]«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен…» [/b]
(Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.)

После принятия булгарами ислама сакральное значение знамени было переосмыслено в контексте исламской символики. Важнейшим свидетельством начала этого процесса может служить вручение Алмышу двух знамен, присланных ему багдадским халифом с его посольством наряду с другими подарками16. По обычаям средневековья передача знамени служила символическим актом передачи инвеституры, являлась символом наделения правителя Булгарии светской и духовной властью, благословенной багдадским халифом. Видимо, по мере распространения ислама в среде булгар в первой половине X в. изображения на знаменах также менялись, постепенно приобретая, особенно в государственных символах, мусульманизированный вид. Судя по археологическим находкам (костяная накладка из Шиловского могильника) и ближневосточным параллелям, знамена булгар X-XI вв. имели вид прямоугольных полотнищ с двумя остроугольными косицами — «хоботами», исходящими из их верхней части. Эти штандарты также, видимо, прикреплялись к древкам вдоль одной из длинных сторон.

Судя по некоторым булгарским источникам и аналогиям из мусульманских (ближневосточных и испанских) стран XII-XIII вв., знамена разделялись по размерам и своему значению. Все они условно могут быть разбиты на три группы17. Как и в предшествующее время, знамена играли роль святыни, важного сакрального символа государства, феодального владения и клана. Самым крупным был штандарт эмира, который в арабской традиции именовался «раййа», а в тюркской, очевидно, — «гђлђм». Этот штандарт, как и флаги беков (вообще военной знати), выносились, как правило, в особо торжественных случаях. Обычно вынос их происходил во время сбора военных отрядов и войск. Недаром Кул Гали (начало XIII в.) красочно описал, вероятно, виденный им не раз сбор войска под знамена правителя:

[b]Зеленых не сочтешь там шелковых знамен,
Один стяг позлащен, другой — посеребрен18.[/b]

Во время сражения главное знамя находилось вместе с полководцем в центре боевых порядков.
Кроме того, каждый отряд, видимо, имел свое знамя или флаг, который в арабской воинской лексике именовался «алам» или «лаива», а в тюркской — «гђлђм»/«љленге»19. Очень наглядно наличие разных размеров знамен у разных подразделений, очевидно, изображено на некоторых миниатюрах Радзивиловской (Кенигсбергской) летописи20. Использование булгарами знамен в сражении подтверждается сообщениями ряда русских летописей21. Небольшие отряды и воинские ополчения знати также, вероятно, имели свои воинские знаки — небольшие знамена или флажки, называвшиеся у тюрок «ќалау/йалау»22.

Link to comment
Share on other sites

[b]«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен…» [/b]
(Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.)

Булгарские знамена, судя по словам Кул Гали, имели зеленый цвет. Возможно, как и в предшествующее время, они были также черными, красными, коричневыми, голубыми или комбинированы из разных цветов. Как и все другие средневековые мусульманские знамена, они были покрыты надписями на арабском языке (чаще всего, видимо, сурами Корана и рыцарскими девизами), вышитыми золотыми или серебряными нитями.

Все эти большие хоругви и маленькие флажки имели не только важное сакральное, но и военное значение. Воинские знамена помогали военачальнику

[attachment=774737:naskalnaya_1_m.jpg]

Рис. 2. Замочек в виде всадницы на барсе X-XIII вв. (Маклашеевская находка). Халиков А. Х. Отражение космогонических и генеалогических легенд волжских булгар в археологических материалах // Из истории ранних булгар. – Казань, 1981.
управлять ходом боя, так как их положение позволяло ему издалека определять расстановку и положение отрядов своих и чужих войск и оперативно реагировать на каждое их изменение. Подрубить или опрокинуть стяг противника означало, что организованное сопротивление прекратилось. Знамена также обозначали место ставки военачальника и сбора воинов после сражения.
Важнейшим атрибутом государства является герб или другой заменяющий его символ. Для средневекового общества в качестве подобного знака, как правило, выступал знак собственности правящего рода. В этом смысле владельческая тамга является лишь упрощенной формой герба, поскольку средневековая страна и ее территория и население понимались современниками как исключительная собственность правящего рода.

Очевидно, один из первых вариантов был предложен А. В. Арциховским, который считал, что в XII в. гербом Булгарии стало изображение барса, имея в виду не герб как таковой, а некую геральдическую эмблему одного из булгарских племен, ставшую в силу каких-то причин династической эмблемой правителей Волжской Булгарии. Для обоснования этой гипотезы он опирался на изображение на старинном русском гербе Болгара23, который был зафиксирован на печати Ивана IV 1577 и 1583 гг.24 и с некоторыми существенными дополнениями (крест в лапе у барса) в первом русском гербовнике 1672 г. — «Титулярнике» царя Алексея Михайловича.

Link to comment
Share on other sites

[b]«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен…» [/b]
(Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.)

Эта мысль была подхвачена А. Х. Халиковым, который в ряде своих статей существенно развил ее и дополнил новыми гипотезами и реалиями25. Он предполагал, что барс являлся тотемным животным одного из ведущих булгарских племен — барсил, само название которых, по его мнению, «состоит из двух древнетюркских слов: барс — хищный зверь, тигр, один из почетных символов двенадцатилетнего животного календаря — цикла и ель, иль (el) — племенной союз, племя, народ, государство, страна. Таким образом, барсил — племя, племенной союз или народ барсов»26. Он также полагал, что барс (иногда рогатый, иногда крылатый) еще у древнейших тюрок являлся символом племенных вождей и часто был частью имени. Привлекая фольклорные источники, автор также отмечал, что у поволжских татар барс служил символом богатства, знатности, плодородия. Он делал вывод, что «изображение барса у ранних булгар на Волге символизировало знатность, привилегированность, принадлежность по крайней мере к княжескому роду»27. Одним из существенных доказательств реальности существования у булгар символа барса и его особой роли в генеалогических представлениях булгар, по мнению А. Х. Халикова, являлись находки бронзовых замочков в виде рогатых барсов и особенно одна находка близ с. Маклашеевка — изуродованная всадница с младенцем на руках верхом на рогатом барсе28 (рис. 2). Позднее его гипотезу поддержали и развили другие историки, искусствоведы и археологи29.

Наиболее существенно расширил систему доказательств этой гипотезы Г. М. Давлетшин, который, проанализировав практически все археологические материалы с изображением барса с территории Булгарии и сравнив их с фольклорными и историческими данными, проследил путь образа барса в тюркском мире от тотема до государственной символики. По его мнению, барс в качестве геральдического символа Булгарии восходит к тотему племени барсил, которое было «одним из наиболее сильных и самых древних болгарских племен», и именно из этого племени выбирались правители. Он полагал, что с XII в. образ барса начинает проникать в государственную символику и в обычные изделия (бронзовые замочки). Уже в конце XIII в. изображение барса становится распространенным символом на монетах, керамике, поясной гарнитуре и других изделиях Улуса Джучи, выполняя значение геральдического символа. Во времена Казанского ханства барс также использовался в качестве геральдического символа, а позднее перешел в российскую геральдику30.

Рис.3.Бронзовый замочек в виде барса (тигра) XII-XIV вв. Из фондов Булгарского государственного историко-архитектурного заповедника.
Фото автора.

[attachment=774858:figurki_b.jpg]

При всей логичности и разработанности гипотеза о барсе как гербе средневековой Булгарии имеет ряд серьезных недостатков, связанных с некорректным использованием разновременных и разнохарактерных археологических материалов. Во-первых, бронзовые замочки в виде львов или каких-то других рогатых кошачьих хищников, вопреки представлениям, восходящим, видимо, еще к трудам археологов 1930-1940-х гг., о «булгарском» происхождении подобных изделий, таковыми не являются. Расширение наших представлений о материальном мире средневекового Востока заставляет полагать, что подобные замочки относятся к широкому кругу изделий мусульманских мастеров Средней, Передней и Малой Азии, а также Ближнего Востока и Северной Африки вплоть до мавританской Испании, а также широко представлены в странах, контактировавших с мусульманским миром, — в Средиземноморье и Причерноморье. Возможно, впервые они стали производиться в сельджукских мастерских Хорасана, а оттуда распространились и в Булгарию, где, возможно, было налажено собственное производство модной продукции (рис. 3).

Как бы то ни было, но семантически эти изделия не имели никакого отношения к генеалогическим представлениям и геральдике булгар. Две находки с условным наименованием «маклашеевские всадники» также отнюдь не подтверждают этого, поскольку представляют собой разные изделия — всадник-уродец и сам замок. Не надо забывать и то, что данные изделия являются не геральдическими символами или престижными сакрализованными изделиями, а вполне утилитарными вещами. Если они и отражали какое-то предание, то оно показывает, что в XII в. эти легенды давно утратили священный смысл и превратились в некую иллюстрацию рассказа о диковинках мира и удивительных событиях прошлого. Во-вторых, у нас нет фактов о том, что правитель Булгарии избирался из барсил и носил титул «правителя булгар и барсил», поскольку представляют собой весьма вольную интерпретацию сомнительного прочтения легенды на одной булгарской монете начала X в. — «эмир Барсал/Барман» или «йылзывар/йылтывар». Иными словами, нет оснований считать, что племя с тотемом барса (что также является сомнительным выводом из гипотетической посылки, что название «барсил» следует этимологизировать как «барс иле»/«народ барсов») играло такую важную роль в политической структуре Булгарии, что сделало свой знак государственным символом. В-третьих, практически все другие находки изделий с изображениями барсов на монетах, керамике и других изделиях относятся к эпохе Улуса Джучи и к булгарской геральдике не имеют никакого отношения.

Link to comment
Share on other sites

[b]«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен…» [/b]
(Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.)

К сожалению, историки и археологи часто склонны смешивать предметы булгарской и золотоордынской эпох31, предпочитая не объяснять, как барс — символ Булгарии — попал на монеты, чеканившиеся от имени ханов Улуса Джучи. Разумеется, символическая система Улуса Джучи еще требует специального изучения, однако и сейчас ясно, что на нее огромное влияние оказала сельджукская геральдика, в которой в свою очередь важную роль играли зодиакальные символы и знаки года по животному восточному календарю. Если действительно в определенный период времени символом Болгара стал идущий барс, то это событие напрямую связано с золотоордынской геральдической системой и отражает коренные изменения в этнополитической структуре Булгарии в XIII-XIV вв.

Наиболее интересными и перспективными в плане выявления геральдических символов Булгарии являются так называемые «пломбы-печати» со стилизованными (можно сказать, геральдическими) изображениями животных. К сожалению, происходят они из случайных сборов и коллекций, что затрудняет их интерпретацию. Однако четыре экземпляра подобных предметов имеют на одной стороне изображение льва, а на другой — двух птиц. Фигура льва на этих печатях передана в профиль, а голова, повернутая в фас, хорошо прорисована. Четко переданы небольшие круглые глаза, крупный нос, пышные усы и раскрытая пасть зверя. На шее рельефом и штрихами показана грива и тонкий ошейник. Туловище покрыто мелкими насечками, видимо, изображающими шерсть. Правая передняя лапа зверя поднята вверх, а хвост проходит между ног и поднимается над спиной, заканчиваясь крупной пальметтой. Исследователи, отмечая, что аналогичные изображения известны на рельефах Дмитровского собора (1194-1197), а одна подобная «печать» открыта на городище Старая Рязань, полагают, что они относятся к концу XII — началу XIII в., а все другие подобные находки «печатей» имеют более стилизованный характер и относятся уже к золотоордынскому периоду32. Заманчиво предположить, что эти «печати-пломбы» служили владельческими знаками какому-то булгарскому беку, правящему от имени государства. Но эта гипотеза требует дальнейшего изучения и обоснования.

Предпринимались и другие попытки обосновать существование «герба Булгарии» в виде дракона («аждахи»). Пионерами в этой тематике стали Ф. Х.

[attachment=774870:figurki_1_b.jpg]

Рис. 4. Накладка на пояс с изображением дракона второй половины XIII — начала XIV в. Из фондов Булгарского государственного историко-архитектурного заповедника. Фото автора.

Валеев и М. И. Ахметзянов, которые не только развивали идею Н. Ф. Калинина33 о гербе Казанского ханства, но и, применяя ретроспективный метод, попытались выявить герб Булгарии34. В дальнейшем эта мысль авторов получила развитие в новых трудах. Вот как описан символ в одной из работ: «Среди блях, входивших в состав нагрудных украшений мужского костюма, встречаются бляхи с изображением полиморфного чудовища. Фантастическое существо в них изображено с головою собаки со свисающим мясистым языком, рогами сайгака, мускулистым туловищем орла, покрытым рыбьей чешуей, цепкими орлиными лапами, хвостом змеи […] Несомненно, в основе образа булгарского чудовища лежит изображение восточноазиатского дракона, вынесенное гунно-болгарами из мест их прежнего обитания до появления в районах Восточной Европы. Этот образ, пройдя через вековой фильтр народных представлений, в творчестве булгарских мастеров приобрел индивидуально самобытную трактовку как художественное воплощение древнего мифологического существа, всесильного и вездесущего — на земле, в небесах, под водой и в подземелье. Подобные фантастические существа довольно часто входили в герб того или иного княжества, города или государства. Эмблематическое изображение его, как мы полагаем, могло быть в гербе Волжской Булгарии, поскольку этот образ входит в герб Казанского ханства, являвшегося, как известно, политическим и культурным преемником Волжской Булгарии»35 (рис. 4).

Link to comment
Share on other sites

[b]«Зеленых не сочтешь там шелковых знамен…» [/b]
(Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.)

Накладка на пояс с изображением дракона второй половины XIII — начала XIV в. Фото из личного архива автора.

[attachment=774872:figurki_2_b.jpg]

Клеймо на днище сосуда XI-XIII вв. Из фондов Булгарского государственного историко-архитектурного заповедника. Фото автора.

[attachment=774873:krug_1_b.jpg]

Рисунки на керамике (Билярское городище). Кочкина А. Ф. Знаки и рисунки на керамике Биляра // Ранние болгары в Восточной Европе. – Казань, 1989.

[attachment=774876:simvoli_b.jpg]

Знаки из археологических памятников Дунайской Болгарии. Дончева-Петкова Л. Знаци върху археологически паметници от средневековна България VIII-X век. – София, 1980.

[attachment=774878:vert_runi_b.jpg]

Искандер Измайлов,
кандидат исторических наук

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

[b]Чекалин (Лихвин). [/b]

[attachment=850968:chekalin.jpg]

Утвержден 10 марта 1777 г. Описание герба: "Обычай был татарский давать зло знаменующее имена тем городам, которые сильно противу их защищались и знатный им вред причинили, от чего и наименование сего града произошло, итак: в червленом поле, знаменующем кровопролитие, означается его герб: стоящий горностаевый лев с золотым языком и когтями, обращенный направо; в правой лапе он держит замахнутый золотой меч, а в левой серебряный щит с черным крестом, показующий благородство и храбрость тогдашних его жителей и что "защищение сие им несчастно было".

Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

[b]Анатолий Вершинский

«Лютый зверь»
на страже государства[/b]
http://a-vers.narod.ru/lutyzver.htm

НА ПСКОВСКОМ ГЕРБЕ ИЗОБРАЖЕН БАРС. Этого же грозного зверя поместила на свой геральдический щит Северная Осетия – Алания. Герб Татарстана украсил крылатый акбарс («белый барс»); подобная фигура – и на щите Хакасии.
Для Юга и Поволжья такой выбор не кажется неожиданным: барса, как принято называть переднеазиатскую разновидность леопарда1, исстари чтят наследники тех иранских и тюрских родов, для которых он являлся тотемным животным. Для славян же эта крупная кошка была в диковинку. Видимо, потому в древнерусском языке для нее не нашлось отдельного слова, и свирепый хищник фигурирует в сочинениях средневековых книжников как «лютый зверь»2. (Хотя нельзя исключать возможности, что это иносказание – дань боязни древних охотников озвучить подлинное, сакральное имя грозного существа.)
Есть данные, что много веков назад леопарды изредка встречались в южнорусских землях, в частности, близ Чернигова. Княживший тут в конце XI в. Владимир Мономах позже в «Поучении» сыновьям упомянул случай на здешней охоте: «...лютый зверь скочилъ ко мне на бедры и конь со мною поверже»3.
Но барс во владениях псковских кривичей?!

[attachment=947056:Pskov_Gerb.jpg][attachment=947057:Osetia_Gerb.jpg][attachment=947058:Tatarstan_Gerb.jpg] [attachment=947061:Hakasia_Gerb.jpg]

Слева направо: герб города Пскова; герб Республики Северная Осетия – Алания; герб Татарстана; герб Хакасии
НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РУСИ ЛЕОПАРДЫ НЕ ВОДИЛИСЬ. Видимо, поэтому предпринимались попытки трактовать символику Пскова иначе, увязав ее с местной фауной. Так, в указе 1666 г. об изготовлении гербового знамени царя Алексея Михайловича приведено следующее описание: «Печать псковская, на ней рысь бежащая». Однако большинство источников, начиная с «Росписи всем Государевым печатям» 1626 г., в которой впервые описан псковский герб, называют изображенное на нем животное барсом4.
Когда и в связи с чем «лютый зверь» стал символом Псковской земли? Этот вопрос волнует не только профессиональных историков, но и любителей. Например, каменогорскому геологу и коллекционеру Олегу Навозову, «чтобы понять, откуда на гербе Пскова появилось изображение барса... пришлось перевернуть массу литературы по процессам расселения древних славян и выяснить, что одна из ветвей пришла как раз из Малой Азии – исторического ареала обитания барсов»5. Если так, то почему в числе славянских тотемов нет леопарда?
Похоже, за разгадкой псковской символики не нужно уезжать далеко от Пскова. Северо-западнее города, на горе Соколиха, высится 30-метровый бронзовый монумент, посвященный победе Александра Невского в войне с Ливонским орденом. Те, кто не видел этого памятника, сейчас, возможно, удивятся: на щите знаменитого полководца изображен барс. Отмечу сразу: это не вымысел автора изваяния – скульптор Иван Козловский опирался на данные исторической науки. Многие исследователи считают, что династической эмблемой владимиро-суздальских князей, к роду которых принадлежал Александр Ярославич, являлась фигура барса. Согласно другой версии (которой, судя по реквизиту, придерживались и создатели фильма «Александр Невский») это был лев. Чем обоснованы выводы ученых, выясним позже. А сейчас зададимся иным вопросом: нет ли здесь причинно-следственной связи, не со щита ли князя Александра сошел на эмблему Господина Пскова «лютый зверь»? Повод для такого предположения имеется.
Сначала вспомним то, что установлено по скудным источникам. Отказавшись от былого союза с Новгородом – из опасения впасть в полную от него зависимость, псковичи не смогли противостоять немецкой агрессии и в 1240 г. сдали город ливонским рыцарям. Отныне деятельность местных властей, включая судопроизводство, контролировали представители Ордена – немецкие фогты (наместники). Но в начале 1242 г. новгородский князь Александр, сын великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича, привел под стены Пскова объединенные войска новгородцев и суздальцев, «изгони... Пльсковъ (то есть взял город «изгоном» – стремительным натиском. – А.В.), изъима Немци и Чюдь»6 и возобновил своей грамотой действие русского правосудия. В укоризненном обращении к псковичам Александр призвал не забывать преподанного им урока7. А чуть позднее, уже после Ледового побоища, где в рядах возглавленной Невским рати сражались и псковичи, он обратился к ним с призывом впредь принимать с почетом его «племенников», то есть родственников – князей владимиро-суздальского дома8. С этих пор стали укрепляться связи Пскова с Северо-Восточной Русью, что в дальнейшем положительно сказалось на отношениях Псковской республики с Московским государством. Усилилось на какое-то время и влияние Новгорода на Псков. Несмотря на это, «Псков никогда не видел в Александре Ярославиче врага для своей суверенной государственности... Более того, в литературных произведениях заметно стремление к почитанию Александра Невского наравне с военными покровителями Пскова – князьями Всеволодом и Довмонтом»9...

[attachment=947064:Makedonsky.jpg]

Вознесение Александра Македонского на небо. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире

Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

Не знаю писал тут или нет, у моего предка Абллатипова Абдулгани была тамга [b][size="5"]V[/size][/b]. Как-бы узнать что она означала? Сам Гани-бабай скорее всего был из Пензенских (село Пензятка) мишар, вернее его предки. Сам он 1857 г.р. отец его Абдулвахитов Абдуллатип, дед Салихов Абдулвахит, прадед Салих. Что значит приставка Абдул, может это тоже имеет значение для разгатки тамги?

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

[b]Гербы российских дворянских родов татарского происхождения:[/b]

[b]Герб рода Таракановых[/b]

[img]http://i004.radikal.ru/0712/03/ab5418000ce8.jpg[/img]

Link to comment
Share on other sites

[b]Гербы российских дворянских родов татарского происхождения:[/b]

[b]Герб рода Давыдовых[/b]

[img]http://gerbovnik.ru/og/v2/p0126.jpg[/img]


[img]http://gerbovnik.ru/og/v2/p0127.jpg[/img]

Link to comment
Share on other sites

[b]Гербы российских дворянских родов татарского происхождения:[/b]

[b]Герб рода Урусовых[/b]

[img]http://gerbovnik.ru/og/v6/p0010.jpg[/img]

[img]http://gerbovnik.ru/og/v6/p0011.jpg[/img]

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

1319.jpg?7110

Малоизвестные татарские разности - 104
***
Компиляции
***



''Кунг-Фу Панда''
''Kung Fu Panda''

*** 

В добром и поучительном мультфильме единственно отрицательным героем является Тай Лунг - Снежный Барс. несмотря на то что имя его в переводе с китайского означает «Тай Лунг» — «великий дракон» К положительным же весьма неожиданно отнесена гадюка. 

''Тигр''  - кит. ''Лаоху''

''белый тигр'' - кит. ''Бай-Ху'' 
миф.(белый тигр) дух-покровитель запада (обр. в знач.: запад, правая сторона)

сущ. ''белый тигр'' - кит. ''Хан''

''Барс'', ''Снежный Барс'' - кит. ''Хуэбао''

Среди перечисленного интересен перевод ''Хан'' - ''Белый Тигр''.

Возможно, что ''Лунг'' присутствует не в китайском понимании... в мифологии финно-угров есть злой дух ''Кынь-лунг'' (Куль-отыр). Он также вырвался из подземной тюрьмы с задачей уничтожить все и взять власть. 
Напомню, что вопрос о том, каким образом немногочисленными отрядами был взят Китай, обладающий на тот момент передовыми разработками в военном деле, может быть решен, если вспомнить, что финно - угры, а именно - кулайцы, обские угры и югра, производили высококачественное оружие. 



***


...''Рассказывая о китайских погребальных обрядах, хочется упомянуть еще несколько интересных особенностей. Необычным для нас, европейцев, является цвет траура — он традиционно белый. 

Страна смерти у древних китайцев ассоциировалась с Западом 
(для сравнения, у многих европейских народов — с Севером — С. Р.), 
и символом смерти служил 
символ Запада — Белый тигр'' 


Белый Тигр.

*** 

  По китайской мифологии тигр является олицетворением воинской доблести. Его изображение используется в борьбе с демонами и злыми духами. В фен-шуй это священное животное выступает в качестве Белого Тигра. Дух этого животного настолько свиреп и силен, что лучшей защиты от зла не найти.

  Белый Тигр является хранителем Запада (по компасной школе фен-шуй) или справа от входной двери. Белый цвет Тигра объясняется тем, что западная сторона света в Китае - это символ потустороннего мира или страны мертвых, а в этой стране, как известно, белый цвет - это цвет траура.

  Нужно с осторожностью использовать талисман Белого Тигра. Это очень свирепое и сильное животное, и при неправильном обращении с ним вместо защиты можно получить обратное, сила его будет направлена против вас. Надо сказать, что китайцы вообще не используют талисман тигра для внутренней защиты дома, если в семье есть кто-то, кто родился в год того животного, которое тигр употребляет в пищу (например, кабан, петух, кролик). В любом случае, дома лучше иметь либо скульптурку спящего Белого Тигра, либо не иметь вообще. 


Пять элементов

***
 
Японцы, как китайцы и корейцы, верили в духов-хранителей, защищающих стороны света. Поэтому в устройстве лагерей и постройке городов японцы руководствовались теорией о пяти первоэлементах:
...
...
    Если на западе есть большой тракт, его охраняет Белый Тигр.
    Такое место является священным, и его называют «местом,
    охраняемым четырьмя богами — ками» («ёнсин-сюго», ).

Интересно, что Токио, Киото, Осака и другие процветающие города и деревни расположены с непогрешимой точностью в местах, которые считаются подходящими с точки зрения покровительства четырёх божеств. 



ТИПЫ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЛЬВОВ
Блазонирование

***  
Шествующий лев; также «Леопардовый лев» (англ. Lion Passant) - 
изображается ступающим на три лапы, причём правая передняя вытянута вперёд 
и немного вверх, левая передняя и правая задняя выставлены немного вперёд, 
а задняя левая несколько вытянута назад. 

***
Геральдический тигр, которого называют  "tyger", чтобы отличить от настоящего тигра (tiger), встречающегося в геральдике, имеет тело волка, хвост и гриву льва, мощные челюсти (верхняя оканчивается клювом) и вытянутую морду. Таким, очевидно, представляли его средневековые художники, никогда не видевшие реального зверя. По легенде, тигрица - грозная мать, готовая яростно защищать свое потомство, но человек может похитить ее детеныша, если будет держать перед собой зеркало - тигрица будет загипнотизирована собственным изображением и потеряет бдительность. 



Великое синее небо Чингисхана
Георгий Радуга

***
...
Знамя Чингис-Хана было белое; при этом в разных походах употреблялись символы многих изображений: лев, конь счастья, кречет, барс.

***

...''"Когда он (Чингис-хан. - Е.К.) направил на истинный путь народы, живущие за войлочными стенами, то в год Барса (1206) состоялся курултай, и собрались у истоков реки Онон.'' 



Сон   Даниила
Книга пророка Даниила, 
глава 7

***
   1. В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела.
   2. Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
   3. И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
   4. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он встал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.
   5. И вот, еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань и ешь мяса много!»
   6. Затем видел я: вот – еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.


«Лютый зверь»
на страже государства


Анатолий Вершинский

http://a-vers.narod.ru/lutyzver.htm

НА ПСКОВСКОМ ГЕРБЕ ИЗОБРАЖЕН БАРС. Этого же грозного зверя поместила на свой геральдический щит Северная Осетия – Алания. Герб Татарстана украсил крылатый акбарс («белый барс»); подобная фигура – и на щите Хакасии.
      Для Юга и Поволжья такой выбор не кажется неожиданным: барса, как принято называть переднеазиатскую разновидность леопарда1, исстари чтят наследники тех иранских и тюрских родов, для которых он являлся тотемным животным. Для славян же эта крупная кошка была в диковинку. Видимо, потому в древнерусском языке для нее не нашлось отдельного слова, и свирепый хищник фигурирует в сочинениях средневековых книжников как «лютый зверь»2. (Хотя нельзя исключать возможности, что это иносказание – дань боязни древних охотников озвучить подлинное, сакральное имя грозного существа.)
      Есть данные, что много веков назад леопарды изредка встречались в южнорусских землях, в частности, близ Чернигова. Княживший тут в конце XI в. Владимир Мономах позже в «Поучении» сыновьям упомянул случай на здешней охоте: «...лютый зверь скочилъ ко мне на бедры и конь со мною поверже»3.
      Но барс во владениях псковских кривичей?!

                 

Слева направо: герб города Пскова; герб Республики Северная Осетия – Алания; герб Татарстана; герб Хакасии
НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РУСИ ЛЕОПАРДЫ НЕ ВОДИЛИСЬ. Видимо, поэтому предпринимались попытки трактовать символику Пскова иначе, увязав ее с местной фауной. Так, в указе 1666 г. об изготовлении гербового знамени царя Алексея Михайловича приведено следующее описание: «Печать псковская, на ней рысь бежащая». Однако большинство источников, начиная с «Росписи всем Государевым печатям» 1626 г., в которой впервые описан псковский герб, называют изображенное на нем животное барсом4.
      Когда и в связи с чем «лютый зверь» стал символом Псковской земли? Этот вопрос волнует не только профессиональных историков, но и любителей. Например, каменогорскому геологу и коллекционеру Олегу Навозову, «чтобы понять, откуда на гербе Пскова появилось изображение барса... пришлось перевернуть массу литературы по процессам расселения древних славян и выяснить, что одна из ветвей пришла как раз из Малой Азии – исторического ареала обитания барсов»5. Если так, то почему в числе славянских тотемов нет леопарда?
      Похоже, за разгадкой псковской символики не нужно уезжать далеко от Пскова. Северо-западнее города, на горе Соколиха, высится 30-метровый бронзовый монумент, посвященный победе Александра Невского в войне с Ливонским орденом. Те, кто не видел этого памятника, сейчас, возможно, удивятся: на щите знаменитого полководца изображен барс. Отмечу сразу: это не вымысел автора изваяния – скульптор Иван Козловский опирался на данные исторической науки. Многие исследователи считают, что династической эмблемой владимиро-суздальских князей, к роду которых принадлежал Александр Ярославич, являлась фигура барса. Согласно другой версии (которой, судя по реквизиту, придерживались и создатели фильма «Александр Невский») это был лев. Чем обоснованы выводы ученых, выясним позже. А сейчас зададимся иным вопросом: нет ли здесь причинно-следственной связи, не со щита ли князя Александра сошел на эмблему Господина Пскова «лютый зверь»? Повод для такого предположения имеется...

http://www.diagram.com.ua/arhiv/tehnika-molodjozhi/2006/tehnika-molodjozhi-2006.php?row=112




Татарские мужские имена

***

АЙБАРС 

АКБАРС 

АЛБАРС

БАЙБАРС

БАРС

БАРСБАЙ

БАРСБИ

БАРСБУГА 

БАРСХАН 

БИКБАРС 

БИБАРС

КАЛБАРС — Барс, имеющий родинку (счастливый барс)

КАРАБАРС 

КУЛБАРС

КУТЛЫБАРС

ТАЙБАРС

ТУЙБАРС

ТУКБАРС 

ХАНБАРС

ЧАНБАРС ~ ЧАНБАРИС

ЮЛБАРС

ЯНБАРС


© Copyright: Альтаф Гюльахмедов, 2013
Свидетельство о публикации №213040401319
Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
      Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
        • Haha
      • 132 replies
    • К сведению водителей: в Азербайджане устанавливаются радары нового типа
      Исследования показывают, что причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является высокая скорость. Несмотря на принимаемые меры и предупреждения, некоторые водители нарушают скоростной предел, что в итоге приводит к росту летальных исходов. Различные технологии, используемые в мире для предотвращения трагедий на дорогах, применяются и в Азербайджане.
      Как сообщает avtosfer.az, на 21-м километре трассы Баку - Шамахы уже установлена новая радиолокационная система, показывающая скоростной режим, точнее, электронное табло. Отмечено, что система подобного типа уже применяется во многих странах и очень популярна.
      Как заявили в Специализированном проектно-производственном управлении «Сигнал» при Главном управлении Государственной дорожной полиции, целью установки электронного табло является предупреждение водителей, превышающих скорость, и побуждение их к соблюдению правил.
      Установленные табло будут активированы в ближайшие дни. Планируется установка таких систем и на других территориях.
      https://media.az/society/k-svedeniyu-voditelej-v-azerbajdzhane-ustanavlivayutsya-radary-novogo-tipa
      • 20 replies
    • Начата реализация проекта трамвайной линии в Баку
      Генеральный план - это стратегический документ. Это не документ для ежедневного исполнения. Генплан - документ, определяющий будущее развитие города Баку на ближайшие 30 лет.
      Об этом в интервью Азертадж заявил председатель правления Союза архитекторов Азербайджана Эльбей Гасымзаде, говоря о реализации в ближайшем будущем масштабных проектов в рамках Генплана.
      По его словам, на основе Генплана в различных частях города будут проведены конкретные работы.
      «Процессы проектирования этих работ уже начались. Например, одним из важнейших направлений Генплана является транспортная инфраструктура. Реализация проекта трамвайной линии в Баку уже начата. На мой взгляд, второй важный вопрос - строительство на месте кварталов с 1-2-этажными аварийными домами или даже крупного района современных жилых зданий», - отметил он.
      https://media.az/society/nachata-realizaciya-proekta-tramvajnoj-linii-v-baku
      • 22 replies
    • Новый способ развода нашли гайцы. Останавливают машины на кругу там где техосмотр в сядяряке. Начинают с поиска доп оборудования потом проверяют на алкоголь, на наркотики ничего не найдя, поют песню про то что ты где-то линию пересёк и тебе 80 Ман 3 балла штраф. Просишь показать видео, говорит что нет, ему по рации передали задержать.  Что езжай в гор ГАИ там разбирайся, потом начинается сказка про доброго полицейского что он может ремень написать, заплатишь 40 Ман когда тех осмотр пройдешь. Зная что не со штрафом техосмотр не пройти. В конце ты сам уже предлагаешь 20 Ман что бы он отстал, и он типа по рации кому-то передает что йохлыйыб и хял едиб, хотя уверен что он никому ничего не передавал. 
      Вообще за последние два дня 3 раза остановили проверять алкоголь. Рейд у них какойто
        • Downvote
        • Like
      • 103 replies
    • На Земле началась сильнейшая за 20 лет магнитная буря
      На Земле началась сильнейшая за последние двадцать лет магнитная буря: ей присвоен наивысший уровень G5, сообщают космические институты России и США.
      Уровень G5 соответствует экстремально сильной магнитной буре. Во время неё могут возникать масштабные проблемы с объектами энергетики и космическими аппаратами. Полярные сияния могут фиксироваться даже в тропиках.
      В нескольких регионах России – от Ленинградской до Ростовской области, а также в Сибири и на Урале – наблюдалось северное сияние.
      Также полярное сияние фиксировали жители Грузии, Армении, Кубы, Беларуси и Украины.
      Ранее руководитель Лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований РАН Сергей Богачёв сообщал, что продолжительность магнитного шторма может составить от 20 до 40 часов.
      "Земля погружена в облако плазмы. Выйдет из него не раньше чем через сутки", – говорил он. Богачёв пояснил, что за трое суток Солнце выбросило четыре исключительно крупных облака плазмы.
      https://www.svoboda.org/a/na-zemle-nachalasj-siljneyshaya-za-20-let-magnitnaya-burya/32941991.html
        • Haha
      • 29 replies
    • В Санкт-Петербурге автобус с пассажирами упал в реку: число погибших выросло
      В реку Мойку упал пассажирский автобус. Предварительно, там находилось около 20 человек. В региональном МВД сообщили, что спасатели достают людей из воды
      Очевидец сообщил, что автобус врезался в два автомобиля, пробил ограду и упал в воду. ТАСС со ссылкой на источник в оперативных службах пишет о госпитализации пяти человек, еще двоим проводят реанимационные мероприятия на месте происшествия.
       

      Телеграм-канал Shot пишет, что из затонувшего автобуса спасли восемь человек. Состояние четверых из них оценивают как тяжелое — они госпитализированы. В больницу, как отмечает канал, в состоянии средней степени тяжести доставлен и водитель. Еще около десяти человек выбрались самостоятельно.
      Один человек погиб, указывает Shot. О жертвах также пишет телеграм-канал 78.

       
       
        • Upvote
        • Like
      • 59 replies
    • Post in Вынесен приговор известному спортсмену, чьи действия привели к гибели 7-летнего мальчика
      Был наркоманом и мстил: новые подробности о тренере, осужденном за убийство 7-летнего Фарида
       
        • Sad
        • Like
    • Предупреждение от эксперта: кассовые чеки представляют угрозу для здоровья человека - ВИДЕО
      В составе краски, наносимой на кассовые чеки, присутствует опасное химическое соединение.
      Об этом предупреждает председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.
      Чеки из супермаркета или банкомата - каждый прикасается к ним чуть ли не десятки раз в день, совсем не подозревая, какой вред эти с виду безобидные клочки бумаги могут нанести здоровью. 
        Дело в том, что в 90% чеков содержится бисфенол - опасное соединение фенола с ацетоном, которое способно проникать в кровь и внутренние органы через кожу, повышая риск развития смертельных недугов.
      Подробнее - в сюжете ATV Xəbər:
       

       
        • Haha
      • 59 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...