Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Разные малоизвестные татарские разности


Recommended Posts

  • Replies 447
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

06.11.2008

Ленин и башкиры

В Уфе прошла выставка известного художника Рината Волигамси, удостоенного Государственной премии России в области литературы и искусства. Посетители наряду с современными работами могли видеть старинную коллекцию фотографий, представляющих особую гордость художника.

Уникальные, ранее неизвестные фото, сделанные в Симбирске и в Уфимской губернии в XIX – XX вв. шокировали публику. Дело в том, что на представленных экспонатах был запечатлен будущий вождь мирового пролетариата и основатель Башкирской республики. В 1900 году Владимир Ильич Ленин отбывал ссылку в Уфе, будучи по своей природе крайне любопытным он, собирая этнографический материал, проезжал по Уральским горам. Увидев воочию нищету и отсталость башкир, он дал клятву спасти этот простодушный и гостеприимный народ. В марте 1919 года председатель Совета народных комиссаров Ленин подписал декрет о создании на территории Уфимской и Оренбургской губерний советской Башкирии.

Николай Зимин, Уфа, Башкортостан

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

По плану Кагановича в тридцатые годы в Москве решили убрать с Красной площади главное украшение — Покровский собор. Он мешал движению праздничных колонн демонстрантов. Решение это "оспорил" архитектор и реставратор П. Барановский, который взобрался на самый высокий купол собора и пригрозил броситься вниз. Скандал Кремлю не требовался, он просто был нежелателен. Международный авторитет Барановского, потомка древнего татарского рода Туган-Барановских, и его готовность к самопожертвованию сохранили нам не просто ансамбль Красной площади, а одну из консистенций её ансамбля.

Собственно, что доминирует в ансамбле Красной площади? — Покровский собор.

Откуда он взялся? — Его воздвиг Иван Грозный.

По какому поводу? — Отразить архитектурным памятником 1 покорение Казанского ханства.

И всё!

Нет, известно, конечно, что его построили (потом достраивали) Барма и Посник Яковлев, которых Иван приказал ослепить, чтобы нигде на земле подобной красоты не повторилось. Историки говорят, что был только один зодчий — Яков Посник, да и того никто зрения не лишал, потому что он (или ученики его школы) позже принимал участие в постройке Казанского Кремля.

Разумеется, легенду об ослеплении зодчего придумал народ, чтобы лишний раз подчеркнуть "грозность" своего царя. Но вот как сумели ослепнуть все мы? — это серьёзный вопрос. Ведь любому видно, что собор изначально замыслен и построен в восточном стиле, которым русские мастера не владели, да и владеть не могли: для этого надо родиться среди определенного народа, вырасти там и обучиться архитектурным навыкам у соплеменников.

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Но — может быть — Покровский собор построили казанские мастера под руководством Якова Посника? Ведь и до падения Казани в Москве жили тысячи татар, а уж после число их наверняка выросло за счет переселённых пленных. Доктор наук Н. Халитов резонно замечает, что архитектура собора "оказалась глубоко чуждой всем сложившимся канонам русского православного церковного зодчества и не нашла себе никакого развития как "тип храма"; так и осталась загадочным и уникальным феноменом русской культуры середины XVI века, вызывающим до сих пор бесконечные толки и гипотезы о происхождении своих форм. И не находись это здание в Москве, да ещё на самом виду, едва ли стало бы оно символом русской культуры и воспринималось здесь как своё".

Попробуем разобраться.

В конце XV — начале XVI веков великие князья московские то по собственной воли, то по политической необходимости стали всё чаще и чаще вмешиваться в казанские дела. В этот период Казанское ханство раздирали внутренние междоусобицы, оставшиеся в наследство от Золотой Орды. Как правило, все они имели один финал: проигравшие или недовольные новым режимом казанцы искали защиты у Москвы или переселялись в Касимовское ханство. Другие ехали за помощью к крымским или ногайским ханам. При этом отовсюду недовольные везли назад или претендентов на Казанский престол, или прямо готовых ханов. Ничем хорошим такое длительное противостояние партий кончиться не могло. Требовалась одна сильная рука, способная привести всех к согласию, а руки такой не находилось. Точнее, подобных рук было, слишком много, потому что тянулись они сразу из четырёх мест.

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Василий III, поддерживая своих ставленников, несколько раз ходил походом на Казань. В 1532 году он построил город Василь-сурск при впадении Суры в Волгу, как базу для будущих военных операций. Естественно, подобные походы простых казанцев не радовали, так как приводили к опустошению поволжских земель, и к началу великого княжения младенца Ивана IV влияние Москвы на казанские дела значительно ослабело. Одновременно и крымские ханы опустошали русские границы и делали они это зачастую только для того, чтобы отвлечь Русь от Казани. Старания их скоро принесли плоды: на казанском престоле оказался их ставленник Сафа-Гирей. Правда, не сразу: опять-таки из-за внутренних смут два раза он терял престол. Но став ханом в третий раз, Сафа-Гирей решил навести порядок твердой рукой и Деятельно стал истреблять своих противников. Многие при этом спаслись бегством в Москву, и не нужно быть семи пядей во лбу, Чтобы догадаться, что они нашёптывали московским боярам.

В это время и Ивану IV приходилось несладко на московском троне. Удельные князья и бояре связывали его власть по рукам и ногам, да ещё и беспрерывно интриговали друг против друга. Верить никому было нельзя. А между тем Ивану предстояли впереди большие дела. Он давно видел себя не великим князем, а царём, воспреемником распавшейся Золотой Орды и всех её улусов, один из которых не так давно включал и русские земли. К этому его недвусмысленно призывала и татарская кровь, доставшаяся от матери Елены Глинской, которая была из рода темника Мамая. А сам Мамай вёл своё происхождение от Сэчэ-бики из племени кият-юркин, который ещё во времена Тэмуджина оспаривал власть у Борджигинов. Больше того, Тэмуджин впоследствии убил Сэчэ-бики, так как тот не понимал нового порядка Степи и жил дедовскими принципами. Именно этот факт и побудил (уже) Чингисхана принять на Великом курултае 1206 года новый закон — Ясу.

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Что же теперь могло помешать Ивану вернуть отобранную Чингисханом у его предка власть?

Но преемником Золотой Орды в это время считалось Казанское ханство. Оно стояло у Ивана, как кость в глотке, потому что мешало самого себя возвести из князей в цари-ханы. Следовательно, надо было объединить его с Московским княжеством, а после сломить сопротивление собственных князей и бояр, "регулировавших" его самодержавие. Но с чьей помощью это сделать? На своё окружение он справедливо не полагался, и именно поэтому всячески приближал бежавших или приходивших с востока, юго-востока и юга татар, наделяя их службой и вотчинами, отдавая на откуп даже некоторые виды торговли или освобождая от налогов. Расчёт его политически был очень точен: во-первых, он знал, что законы Великой степи не признают предательства; во-вторых, как могут предать его люди, которые всем благополучием своей жизни обязаны ему, которых по воле судьбы ставших без роду, без племени, "людей длинной воли", как называли их во времена Чингисхана, - - он принял в свой улус?

Иван IV6 совершил три похода на Казань, остававшейся всё это время прокрымской. Но много не доспел. Тем не менее и отступать не собирался.

Когда умер Сафа-Гирей (1549 или 1550 Г°Д), его наследнику Утямиш-Гирею было всего два года, поэтому править Казанью стала его мать — Сююмбике, но реальная власть оказалась в руках знатного крымчанина оглана Кощака. При нём, разумеется, ни о каком добровольном союзе с Русью и речи быть не могло. Сменить власть в Казани Иван IV в тот момент тоже не мог. Однако обстоятельства сложились так, что сами казанцы поднялись против Кощака. Некоторые мурзы демонстративно выехали из города со своими дружинами. В распрю вступили арские чуваши и с оружием в руках потребовали, чтобы Кощак покинул Казань. Кощак их усмирил, но обстановка уже накалилась настолько, что ему всё-таки пришлось бежать из города вверх по Каме с тремястами приверженцев. В районе Вятки он был разбит русским отрядом, 43 человека во главе с Кощаком привезли в Москву и казнили. Вслед за этим из Казани прибыло посольство и било челом, чтобы на опустевший трон Иван IV отпустил касимовского хана Шиг-Али. Иван согласился при условии, что ему выдадут Сююмбике с сыном и возвратят всех пленных. Послам (среди них были только промосков-ски настроенные казанцы) ничего не оставалось, как согласиться.

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

При отъезде Сююмбике из Казани были отпущены русские пленные. Но далеко далеко не все (именно этот факт при завоевании Казани выставил Иван: казанцы не выполнили договор). Естественно, против русского князя поднялась волна озлобления. Ударила она и по новому хану Шиг-Али, хотя он и делал всё от него зависящее, чтобы не демонстрировать благодарность Москве. Впрочем, своих противников он не щадил и на одном пиру убил сразу 70 человек. Тогда казанцы стали жаловаться на Шиг-Али в Москву и просить себе русского наместника. Фактически это был отказ от политической самостоятельности. И такой поворот дел устраивал Ивана IV больше всего, так как не требовал никаких войн, а, следовательно, трат и гибели какой-то части войска (которого ему всегда не хватало для защиты огромных границ). В Казань выехал наместник князь Симеон Микулинский, вперед он отправил двух мурз — Ислама и Кебяка. Неожиданно они стали склонять казанцев к бунту, говоря, что русские идут их убивать и уничтожать мусульманскую веру.

Подобного плана действий у наместника просто быть не могло: слишком малочислен был его отряд, да и наполовину состоял из татар — но у страха глаза велики, казанцы поверили и восстали. Ворота заперли, наместник постоял-постоял и пошёл назад. Однако противники московской ориентации догнали его: часть русско-татарского отряда спаслась бегством, но многие погибли. После этого горожане избрали себе нового хана — ногайца Едигера.

Тогда Иван IV решил завоевать Казань силой. Естественно, своим служилым татарам он так не сказал, а объяснил, что хочет лишь навести порядок. В середине июня 1552 года в поход выступили 150 000 ратных людей, которые везли 150 пушек. Войско разделилось на три колонны. Основную вел сам царь — через Муром и Свияжск. Вторую послали южнее Рязани: чтобы предотвратить предполагавшееся нападение ногайцев с тыла. Третья во главе с Шиг-Али и Петром Булгаковым шла с верховьев Волги. Крымский хан Девлет-Гирей, узнав о походе, постарался предотвратить его, для чего предпринял рейд на Москву, но возле Тулы его остановили сторожевые отряды.

13 августа из Свияжска Шиг-Али послал грамоту Едигеру с предложением добровольно татарского удалиться из Казани. Но тот не подчинился: во-первых, он рассчитывал на помощь ногайцев или крымчан; во-вторых, Казань была готова к осаде — 30 000 войска, большой запас провианта, проточная вода.

Дальнейшие события многократно описаны. Казанцы долго не сдавались и на все предложения отвечали: "Не бьём челом! На стенах Русь (уже пола Арская башня), на башнях Русь — ничего: мы другую стену поставим, и все помрём или отсидимся". Однако перебежчики выдали тайный ход, по которому в город поступала вода. В нём устроили подкоп и взорвали стену.

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Победа едва не ускользнула из рук победителей: ворвавшиеся в город русские увидели столько добычи и роскоши, что, позабыв об опасности, бросились грабить. Был момент, когда только московские служилые татары сражались с казанцами. Но скоро порядок был восстановлен, и сражение разгорелось с новой силой на каждой улице. В битве при мечети пал главный мулла Кул-Шариф. Едигер защищал свой дворец. Узнав о гибели муллы, он бросился в город. Казанцы закричали: "Мы отдаём вам своего хана живым и здоровым!" А сами числом около шести тысяч выбежали в поле и вступили в открытый бой. Почти все они на этом поле и остались. В самой Казани тоже полегла большая часть защитников. Победителям достался огромный город с ханским дворцом, мечетями, мавзолеями, базарами — но это уже тема для отдельного разговора.

Русские сожгли в городе многие мечети (правда, не все). Часть побежденных увели в Москву, часть заставили креститься, отказавшимся запретили приближаться к Казани на 30 км. Зачем это потребовалось Ивану? Ведь в его владениях жило множество татар, которым никто не возбранял исповедовать ислам и строить мечети. Большинство из них служило в его войске. Следовательно, эту акцию нельзя представить как месть православного шовинизма. Расчёт Ивана, скорее всего, базировался на другом. Когда Батый включал Русь в свой улус, то большая часть его войска (татары и почти поголовно монголы) не исповедовала ислам, зато Русь уже была православная. На мусульманство Иван смотрел как на уход от обычаев и законов чингизидов. К тому же воссоздание Золотой Орды под новым именем Россия было возможно лишь при введении единой религии, каковой в тот момент могло быть только православие (иначе Ивана убили бы свои). При этом он понимал, что крестить всех мусульман в одночасье — это безумие, это означало бы религиозную войну подобную одной из тех, которые уничтожили к тому времени половину Европы. Поэтому он и московское правительство не форсировали события и старались в меру возможности смягчить ситуацию. И даже в дальнейшем политика Москвы сводилась к тому, чтобы облик и назначение церкви максимально приблизить к мечети, то есть как бы уровнять их между собой. Скажем, до взятия Казани никто на Руси и слыхом не слыхивал о колокольнях. При храмах стояли звонницы. А что такое объявившаяся как бы вдруг колокольня? Это тот же самый минарет. И даже функциональное назначение у них одно и то же9. До взятия Казани никто не слышал о церковно-приходских школах. А что такое церковно-приходская школа? Это то же самое медресе, которое существовало при каждой мечети. И таких примеров можно было бы привести ещё.

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Наконец, зачем понадобилось Ивану поголовно выселять мусульман из Казани и перестраивать её на типично московский лад? И тут ответ может прозвучать парадоксально: чтобы стать преемником Золотой Орды Иван думал о перенесении столицы из Москвы в Казань. К тому же в той конкретно-исторической ситуации расширять границы на восток и северо-восток ему было гораздо легче, чем на запад. Да и как законный хан Золотой Орды он имел на это полное право. Москва в то время уже считала себя Третьим Римом, но в первом Риме сидел лютый враг папа, а во втором надолго обжились турки. И только громадная Золотая Орда частично принадлежала ему. Можно не сомневаться, что в тот момент Иван простирал свои взгляды уже до Китая. Следовательно, и столицу надо было иметь где-то поближе.

Но здесь он перегнул палку, понял, что ближайшее окружение его не поддержит, и ему пришлось уступить.

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Тем не менее дважды Иван IV сумел им отомстить. Оставаясь в Москве и уже называясь царем, Иван вдруг посадил вместо себя на трон Саин-Булата, названного в крещении Симеоном Бекбулатовичем. Этот факт также недвусмысленно указывает, что Иван собирался строить новую столицу в Казани: ведь старую Казань основал хан по имени Саин, следовательно, даже преемственность имён основателей соблюдалась. Затем Иван разделил всю страну на две части и одну — земщину — отдал Симеону, а другую — опричнину — забрал себе. После этого страна фактически оказалась в руках татар, ибо чуть ли не половину опричников составляли татары . Кремлёвские царедворцы расценили этот шаг царя как очередную придурь, блажь, психоз. И опять просчитались. Они забыли, что не позволили Ивану стать казанским ханом, следовательно, права его на законного наследника всей Золотой Орды в глазах татар (как покоренных, так и независимых) оставались спорными. А вот Саин-Булат был прямым правнуком последнего золотоордынского хана Ахмата, то есть был прямым потомком Чингисхана. Кто же теперь из татар скажет, что Москва — не столица Золотой Орды? Кто откажется служить своему законному повелителю? В прежние времена очень многие законные ханы Золотой Орды могли сесть на московский престол, не спрашивая на это согласия московского князя, однако им это или не приходило в голову, или они опасались, что Степь их не поймёт. Теперь Иван посадил золотоордынцев силой! И это, видимо, сильно тешило его больное самолюбие. Кремль стал главной ставкой Золотой Орды, а это не какой-то Третий Рим!

Edited by torkel
Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Надо признать, что по отношению лично к Симеону Бекбулатовичу Иван поступил довольно-таки подло. Ведь Симеон был царём номинальным, и все это видели. Тем не менее Иван писал ему униженные челобитные: "Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом, да с Федорцом" просят пожаловать и милость свою показать. Однако не будем забывать, что Симеон был Чингизидом, а Иван — потомком одного из тех, кто добровольно уступил Чингисхану титул хана. (Дело было так: собрались главы семи куреней: Тэмуджин, Алтай, Хучар, Сэчэ-бики (чьим потомком и был Иван IV), Ханум, Даритай и Тайчу. "Посоветовавшись между собой", они поставили Тэмуджина ханом.) Существует и такая версия, что Иван уступил трон, дабы не платить самому государственные долги, а потом сослал "царственного должника" в Тверь.

И вторая месть, с которой мы начали — Покровский собор. Все знают, Олег прибил свой щит на вратах Царьграда (хотя он этого и не делал), Александр, победив Наполеона, поставил в Париже Триумфальную арку, в Берлине есть Трептов-парк... примеров не счесть. И вывод из них один: победитель всегда ставил знак своей победы — трофей — на месте победы, а не тащил его домой. И только Иван поступил наоборот12. Почему?

Edited by torkel
Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Иван предложил зодчим построить храм с семью приделами. Официальная версия этого числа — во имя тех святых, память которых отмечалась в дни основных завоеваний Казани, и тех, которые имели отношение к царствующей династии. Но вспомним, сколько вождей участвовало в создании Золотой Орды. Однако строители нарушили приказание царя и сделали ещё один придел, посвященный въезду Христа в Иерусалим, который должен был вызывать ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после взятия Казани. Своё ослушание они объяснили законами симметрии. Но царь почему-то пришёл в ярость (откуда и пошла, вероятно, легенда об ослеплении зодчих). Казалось бы, было из-за чего расстраиваться!

Теперь посмотрим на сам собор. Внутри он, что удивительно, декорирован предельно сдержанно. Складывается мнение, что внутренность его никого не интересовала. Вся красота и отличие Покровского собора от других храмов Кремля — в его внешнем облике. Собственно, вид у него игрушечный и праздничный. Но если праздничность ещё можно объяснить радостью победы над казанцами, то как быть с "игрушечностыо" этой победы? Узорами и стихией декора собор расписан так, что "живого места нет". И глядя на него, всё время возникает ощущение, что где-то ты уже это видел. Где? На татарских коврах и сапогах. Татарские женщины испокон веков разукрашивали ковры цветами, орнаментами, волнообразными узорами и сложной геометрией округлых форм. На классических татарских коврах вы обнаружите полный набор мозаичного орнамента из дву-и трилистников, пальметок, розеток, мотивы сердца, скобы, зигзаги, спирали. Из этих узоров складываются сложные рисунки — пирамиды, звезды, круги с точкой посередине и другие выразительные фигуры. Многие из них можно обнаружить на Покровском соборе. Полностью совпадает и расцветка.

И что удивительно, после появления Покровского собора и переселения в Москву тысяч служилых татар, внешний вид города существенно преображается. Появляются разноцветные каменные терема с невиданными доселе узорами, совершенно по-другому декорированные ставни. Москва принимает определенные черты восточного города, чего никогда за ней не наблюдалось. Ни в одной избе или тереме не висел на стене или не лежал на полу ковёр, который теперь встретишь в любой квартире. (Кстати говоря, узорные детали своего ковра, где бы он ни был выткан, вы тоже отыщете на Покровском соборе.) И в то же время в Казани строится Кремль — почти точная копия Московского, архитектура города насыщается "русскостью".

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Так что приказал поставить Иван IV в самом центре Красной площади? Он просто застлал главную площадь мусульманскими коврами, семью приделами, символизирующими семь племен Золотой Орды, с восьмым приделом — русским народом. Покровский собор стал символом закончившегося через века единения двух самых многочисленных народов Евразии.

К слову сказать, мысль о "казанском происхождении" храма Василия Блаженного впервые была высказана в 1923 году казанским историком М. Худяковым, а в настоящее время развивается докторами наук и историками архитектуры С. Айдаровым и Н. Халитовым. Последний отозвался о М. Худякове так: "Ему нельзя отказать в потрясающей интуиции, позволявшей выдвигать яркие и оригинальные гипотезы, значение которых далеко не исчерпано и по сегодняшний день. Одной из них и является мысль о взаимосвязи архитектурных идей храма-памятника на Красной площади и главной мечети покорённой Казани". Речь здесь идёт о мечети Кул-Шариф, стоявшей внутри Казанского кремля, имевшей восемь минаретов и разрушенной после взятия Казани в 1552 году. Н. Халитов даже считает, что "могли же на фасады Василия Блаженного перекочевать какие-то "трофеи" из Казани: кроме архитектурных форм и идей, это могли быть камни и изразцы мечети Кул-Шариф". В самом деле: при постройке церкви Покрова-на-Нерли были употреблены "собираемые и двоелетъем из Болгара вывозимые камни ". И далее Н. Халитов пишет: "Символический "перенос" главной мечети Казани в Москву мог сопровождаться столь же символичным её разрушением на месте, и поэтому на гравюре Дженкинсона, подробно запечатлевшей постройки казанского Кремля в 1558 году, её уже нет".

Как видим, всё не так просто даже при беглом взгляде.

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Но ещё непонятней роль в ней святого Василия. Почему именно его (и никого другого, и никого больше) похоронили именно в этом соборе? Про него известно, что родился он и жил в районе современной станции метро Бауманская. Бороду имел редкую, но главное: в юности он был сапожником. А эту профессию на Москве испокон века "держали" татары.

Кстати, рисунки на татарских коврах и сапогах не делались абы как, а всегда несли в себе конкретный смысл и много могли рассказать о хозяине. Может быть, кому-то Удастся прочесть и каменную "летопись" Покровского собора?

Комментарии

1 В Санкт-Петербурге тоже есть Казанский собор, но построен он совершенно по другому поводу. В честь победы в Отечественной войне 1812 года.

2 Н. Халитов посвятил этой теме специальную статью "На каком языке говорит собор Василия Блаженного". — "Татарстан", 1994, № 5-6.

3 Достоин такой факт: мать Тэмуджина Оэлун воспитала татарского сироту-найдёныша Шикикан-Ху-туху. Он стал первым татарином, выучившимся грамоте.

4 Об этом пишет Рашид-ад-Дин. См. также Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая Степь, М., 1989, стр. 433.

5 Надо думать первой эта идея созрела в голове всё-таки Мамая, когда он затевал свои многочисленные бунты.

6 Мы умышленно не называем этого царя Грозным, потому что при жизни его так никто не называл и таковым не считал. На самом деле Грозным был прозван

его дед — Иван III.

7 Такую необычную для молодого Ивана ГУ жестокость можно объяснить только тем, что если права самого Ивана на Казань были весьма умозрительны, то уж Кощак не имел совсем никаких. По другой версии, передаваемой автором "Казанской истории", Кощак был казнён за отказ креститься.

Link to comment
Share on other sites

Фарит Фарисов

Тайны татарского народа

КОВРЫ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

8 Некоторые не пожелали выезжать сами, другим было некуда, третьи (женщины) уже прижили детей и имели мужей.

9 Минарет появился при строительстве мечети Омейядов в Дамаске. С тех пор мечеть просто не мыслима хотя бы без одного минарета. Наиболее наглядным симбиозом церкви и мечети может считаться храм святой Софии в Стамбуле.

10 Это вполне понятно, ибо кому ещё Иван мог довериться при устранении местничества и установлении централизации государства? Ведь всё русское окружение считало себя ровней царю по происхождению и древности рода.

11 Памятник воинам, погибшим при взятии Казани был поставлен по проекту архитектора Н. Алфёрова только в 1823 году. Он представляет собой усеченную

пирамиду, с четырёх сторон которой врезаны белокаменные портики.

12 Если уж быть до конца честным, то в октябре "52 года Иван заложил в Казани деревянную церковь. Потом Иван Ширяй и Посник Яковлев пере-

Строили её в Благовещенский собор, так же исполь зуя детали, характерные только для мусульманского зодчества. Интересно, что рядом с собором находилась тюрьма, в которой в разное время сидели Емельян Пугачёв и Владимир Ульянов.

13 Китайцы и индийцы, разумеется, народы чисто азиатские

Link to comment
Share on other sites

Ленин бабай и татарский вопрос....

Ленин бабай

135-летие Ленина, которое отмечается в апреле этого года, уже не будет сопровождаться праздничными митингами, речами и торжественными собраниями. Все это осталось в недалеком приснопамятном прошлом. Еще лет двадцать тому назад, во время учебы в школе, измученный учительницей истории, которая, перефразируя известный лозунг, говорила "История СССР", подразумевала Ленин, говорила Ленин, подразумевала "История СССР", я зарекся притрагиваться к работам Владимира Ильича. За два выпускных класса мы законспектировали столько работ вождя, что затраченной бумаги с лихвой хватило бы на перевыполнение школьного плана по сдаче макулатуры. Помню, как в армии после ночной смены нас, смертельно уставших солдат, снова заставляли конспектировать труды "великого мыслителя" - на этот раз это был замполит. Все это осталось позади и сейчас вызывает лишь ностальгическую улыбку.

Ленин, несомненно, был крупной исторической фигурой, которой удалось разрушить Российскую империю и создать новую - Советскую. Надо отдать должное интеллекту, организаторским способностям, другим неординарным качествам, которые выдвинули его в ряд выдающихся лидеров всех времен и народов. Стоит еще раз перелистать ленинские работы, например, капитальный труд "Развитие капитализма в России", и станет ясно, что революционер погубил в себе прекрасного ученого-теоретика. Известное выражение Отто Бисмарка "Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы" точно характеризует то, что произошло с Лениным.

Меня всегда интересовало, как Ленин относился к татарам, ведь он знал о них не понаслышке: еще в детстве бывал в имении матери селе Кокушкино Казанской губернии, мог встречаться с ними в период учебы в Казанском университете, да и в Симбирске татар было немало. Толстой и Горький оставили ряд высказываний о татарах, ввели образы татар в свои произведения. Имеются ли такие же высказывания у Владимира Ильича? На первый взгляд, вопрос простой - издана масса книг на тему "Ленин и Татария". Но, к сожалению, эти книги не раскрывают интересующую нас тему. Там описывается деятельность татарских большевиков, которые были далеки от национальных проблем и больше обсуждали с Лениным революционные дела.

Link to comment
Share on other sites

Ленин бабай и татарский вопрос....

Ленин бабай

Если уж мы затрагиваем национальный вопрос, необходимо сказать, кем по национальности был сам Ленин и как он относился к национальной проблематике. Как пишут исследователи, вождь мирового пролетариата, хотя и был человеком русской культуры, знавшим жизнь русской провинции, к России, по всей видимости, горячей любви не испытывал, предпочитая западную духовную и бытовую культуру. Ленин преклонялся перед немецким порядком и аккуратностью, уважение к которому привила мать - Мария Александровна. К слову сказать, мать последней, то есть бабушка Ленина, Анна Григорьевна Гросскопф, была немкой со шведскими корнями, а отец - Сруль Мойшевич Бланк - крещеный еврей, по профессии врач. Отец Ленина, Илья Николаевич, имел чувашские корни и, как утверждает известный чувашский писатель Мишши Юхма, якобы даже учил своих детей чувашскому языку.

В национальном вопросе (как, впрочем, и в других) вначале Ленин был либералом. Обещал золотые горы узникам бывшей "тюрьмы народов", что было популизмом и волюнтаризмом чистой воды. Уже скоро возведенные наспех декорации рухнули, и нации вновь оказались у разбитого корыта.

Link to comment
Share on other sites

Ленин бабай и татарский вопрос....

Ленин бабай

Из обращения к трудящимся мусульманам России и Востока.

20 ноября 1917 года.

"Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России!

Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов".

Вот, оказывается, кто первым сказал "берите суверенитета, сколько проглотите!" Но произнести красивую фразу гораздо легче, чем воплощать ее в жизнь.

В 1919 году была создана Башкирская автономная республика, через год - ТАССР. "Мы дали автономию Башкирской республике. Мы должны создать автономную Татарскую республику и ту же политику продолжаем по отношению ко всем восточным народам и говорим себе: стоя против огромного фронта империалистических держав, мы, борющиеся против империализма, представляем собой союз, требующий тесного военного сплочения, и всякие попытки нарушить это сплочение рассматриваем как совершенно недопустимое явление. Как измену интересам борьбы против международного империализма", - писал Ильич по этому поводу. Оказывается, автономии были необходимы большевикам, чтобы бороться против международного империализма! Вот так, ни больше ни меньше, Ленин понимал, что "жесткая вертикаль власти" непременно возбудит центробежные силы и приведет к напряжению в регионах, грозящему непредсказуемыми последствиями. Лучший вариант избежать этого - возглавить процесс и создать видимость демократии (как сказали бы сейчас - "управляемой демократии").

Link to comment
Share on other sites

Ленин бабай и татарский вопрос....

Ленин бабай

"Федерация является переходной формой к полному единству трудящихся разных наций. Федерация уже на практике обнаружила свою целесообразность как в отношениях РСФСР к другим республикам (венгерской, финской, латвийской в прошлом, азербайджанской, украинской в настоящем), так и внутри РСФСР по отношению к национальностям, не имевшим раньше ни государственного существования, ни автономии (напр., Башкирская и Татарская автономные республики в РСФСР, созданные в 1919 и 1920 годах)". Согласно этому определению Ленина, переходный период в России закончился, и теперь народы России, "трудящиеся разных наций" готовы слиться друг с другом в "полном единстве". Получилось же так, что и федерации нет, и единства нет.

Важное место Ленин уделял продовольственному вопросу. В одной из своих телеграмм он давал указания: "Безусловно, хлеб и мясо в Москву в первую голову. Для этого и вообще "новая экономическая политика", и ряд уступок, и премии купцам. В то же время систематическая и максимальная забота о мусульманской бедноте, ее организации и просвещении". Интересная ситуация: одной рукой власти забирают продукты и увозят их в Москву, а другой организуют просвещение мусульманской бедноты.

Сохранились воспоминания бывшего председателя Казанского губисполкома Иосифа Ходорковского, который дискутировал с Лениным относительно льгот для крестьян-татар: "Обращаясь к продовольственному вопросу, Владимир Ильич довольно определенно высказался в том смысле, что было бы целесообразно установить ряд льгот при взимании продразверстки для крестьян-татар. На наши указания, что нельзя давать льгот крестьянам-татарам, не давая их и русским крестьянам, Владимир Ильич ответил, что он видит эти затруднения, но надо найти подходящую форму и все-таки эти льготы дать надо, чтобы татарское крестьянство почувствовало реально (пусть и в недостаточной степени) образование Татарской республики". Доброта "дедушки Ленина" была основана на жестком прагматизме. Русские крестьяне, мол, и так никуда не денутся, а вот татарские - кто знает, могут и взбунтоваться да потребовать полной независимости

Link to comment
Share on other sites

Ленин бабай и татарский вопрос....

Ленин бабай

Ленин понимал, что с татарами, как с наиболее образованной частью "инородцев", необходимо считаться. В советское время любили повторять, что до революции 80% татар были неграмотны. При этом забывали уточнить, что эти 80% были неграмотны по русской грамоте. Как известно, татарская школа охватывала обучением почти сто процентов татарского населения (в том числе женщин). Этот факт приводит в одной из своих работ и Ленин: "У казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же района (Казанская губерния. - Б.C.) 1 священник приходится на 1500 душ; у первых одна школа на 100 душ обоего пола; у православных - одна на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар еще более высокое".

Link to comment
Share on other sites

Ленин бабай и татарский вопрос....

Ленин бабай

Ленин полагал, что отношение к татарам и другим инородцам должно измениться и на бытовом уровне. "...Третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как "полячишкой", как татарина не высмеивают иначе, как "князь", украинца, иначе как "хохол", грузина и других кавказских инородцев - как "капказский человек", - писал Ильич. Что касается татар, то прозвище "князь" (видимо, по отношению к татарам-официантам из касимовских татар) было, наверное, самым безобидным. Например, простолюдины в России называли татарина не иначе, как "собака", Если татарин нанимался батраком в дом русского крестьянина, то приходил со своей посудой, поскольку все, к чему прикасался татарин, считалось "поганым".

Интересные воспоминания о Ленине и его отношении к татарской литературе и татарскому языку оставил журналист Владимир Бахметьев, который в марте 1921 года на X съезде РКП (б) с группой делегатов от ТАССР, входивших в состав комиссии по национальному вопросу, принимал участие во встрече с вождем в Москве:

"- Вот! - подтвердил Ильич. - Кстати, как у нас с литературой татарской? Имеются достойные преемники этого. .. как его! - сын муллы, поэт, перевел на свой язык Пушкина, Лермонтова ... Абдулла, Абдулла...

- Тукаев! - выронил я и, пряча в карман записную книжку с карандашом, назвал несколько имен из молодых татарских писателей.

Link to comment
Share on other sites

Ленин бабай и татарский вопрос....

Ленин бабай

- Значит, не перевелся порох в пороховницах! - заметил, улыбаясь, Ильич. - Ну, а как обстоит у вас дело с журналистикой, газетами?

Владимир Ильич задал мне несколько вопросов. В том числе о тираже газеты ("Известия ТатЦИКа". - Б.С.), об участии в ней национальной интеллигенции и даже полиграфической базе. И вдруг:

- А вы татарским языком владеете?

Предупредив мой ответ, один из товарищей, работавший у нас одно время председателем губпрофсовета, затем наркомом труда, сообщил:

- Видите ли, Владимир Ильич, еще в прошлом году казанцами было решено издавать одну газету на татарском и русском языках под общей редакцией его, - указал он в мою сторону, - на русском языке и местного молодого журналиста...

- Шафигуллина, - подсказал я.

-Да, Шафигуллина, - на татарском языке.

Владимир Ильич одобрительно кивнул нам, но все же сказал, что и редактору русского издания неплохо бы знать татарский язык, однако, уловив мое смущение, внушительно, без намека на улыбку, заметил, что у всех народов, говорящих на своих родных языках, имеется единый, общий и обязательный язык - язык нашей партии, и что владение вот этим языком - святой долг любого, любой национальности, редактора".

ЖУРНАЛ "ТАТАРСТАН" №4/2005

В.Кильдеев

Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

М.Черепанов Газета "Отечество"

Многие, наверное, знают, что в годы Великой Отечественной войны в районе

станции Суслонгер находился лагерь для подготовки кадров для фронта.

Основными задачами этого лагеря были подготовка командиров пулеметных

взводов и обучение нерусскоязычного населения русскому языку, знание

которого было необходимо на фронте. Поэтому, большинство курсантов лагеря

состояло из татар, башкир и других народов Поволжья.

Просуществовал этот лагерь недолго - с июля 1941 по ноябрь 1943 года.

Лагерь этот был овеян недоброй славой. От голода, холода, болезней гибли

тысячи людей, которые до сих пор числятся пропавшими без вести. Надо

сказать, что в соседних таких же лагерях (Кундыш и др.) ничего подобного

не происходило. В ноябре 1943 года в Суслонгер с инспекционной поездкой

побывал К.Е. Ворошилов. Виновные в таком положении лагеря были сурово

наказаны, а лагерь прекратил свое существование.

В конце августа этого года сборная поисковая группа из Казани и

Зеленодольска совершила поход по местам, где располагался во время войны

Суслонгерский лагерь, с целью отыскания мест захоронения погибших

курсантов лагеря. Другой целью похода была работа в местных архивах по

поиску списков погибших в лагере.

Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

М.Черепанов Газета "Отечество"

В лесу среди других был обнаружен блиндаж, в котором в свое время жило

около двухсот курсантов, и в котором случился пожар с большими

человеческими жертвами. Об этом нам стало известно от местных жителей. В

этом блиндаже кроме предметов солдатского обихода есть и человеческие

останки. В лесу никаких следов захоронения нет.

На самой станции есть большое солдатское кладбище, на котором стоит

обелиск павшим на фронте Суслонгерцам. Местная жительница, которая в те

годы работала на пекарне в Суслонгерском лагере, рассказала нам, что почти

каждый день из лагеря вывозили умерших солдат на станцию и там хоронили. В

настоящий момент это кладбище неухожено, а с одной стороны кладбища

устроили свалку.

Еще предстоит большая работа по восстановлению имен погибших в

Суслонгерском лагере, тех, кто так и не попал на фронт.

Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

Цитата из форумских обсуждений

....Знал я одного казанского муллу, прошедшего через Суслонгер. Он говорил,

что многие родственники (близлежащих районов) знали о ситуации в лагере и

приходили их кормить или передавали. Что же это было?! Вредительство или

геноцид народа? А может элемент большой игры, когда под шумок войны с

татарами расправлялись?

Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

ТАЙНА СУСЛОНГЕРА: ФАКТЫ И ВЕРСИИ

Шахри Казан, 23.10.1996 г.

Наверное, нет в Казани любителя туризма, который хотя бы раз не побывал в

«Марий-ке». Так ласково туристы называют марийские леса в районе рек Юшут

и Илеть. Садишься на поезд «Йошкар-Ола-Казань», воспетый казанским бардом

Бикчантаевым, и через несколько часов ты в туристской Мекке - на ст.

Суслонгер. Отсюда еще несколько часов по песчаной лесной дороге и ты уже в

раю - на берегу лесного озера или самого Юшута.

Что и говорить, места здесь чудные. Если раз побывал, тянет еще и еще.

Кто-то приезжает сюда, чтобы сплавиться по речке на байдарке, кто-то - за

грибами, а кто-то просто посидеть с друзьями и гитарой у костра. Тем

более, если заранее где-нибудь за бугорком припрятана срубленая в прошлом

сезоне земляночка с печкой и сосновыми нарами. Словом, рай, да и только.

Только все чаще у костра кроме туристских песен стали возникать

разговоры-слухи о захоронениях людей в этих лесах. И слухи эти нет-нет, да

подтвердит какой-нибудь знаток этих мест, натыкавшийся на подозрительные

ямы или человеческие останки.

Местные лесники утверждают, что были в этих лесах лагеря. Но не для

репрессированных, а для красноармейцев-курсантов - служивших в армии

«срочников». По данным ЦАМО РФ в районе ст. Суслонгер дислоцировались в

годы войны 31-я и 46-я запасные и 47-я учебная стрелковые дивизии, да плюс

к тому формировались здесь гаубично-артиллерийские бригады - 102 и 105-я.

Здесь, в лагерях обучались будущие командиры взводов ПТР, были обучены и

поставлены «под ружье» десятки тысяч бойцов. Боевые потери в марийских

лесах эти формирования не имели: воевать было здесь не с кем, да и

бомбардировщики немцев досюда не добирались. Но есть списки солдат,

умерших в марийских лесах от болезней. По данным редакции Книги Памяти

Татарстана в районе ст. Суслонгер официально числится умершим или

«пропавшим без вести» более 50 наших земляков. Призваны солдаты

практически из всех районов республики.

Edited by torkel
Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

ТАЙНА СУСЛОНГЕРА: ФАКТЫ И ВЕРСИИ

Шахри Казан, 23.10.1996 г.

Стало быть, разговоры о массовых захоронениях всего лишь слухи? Неожиданно

ответ на этот вопрос был подсказан в письмах от родственников служивших

под Суслонгером солдат. Редакция получает тысячи писем с просьбой

установить место гибели того или иного защитника Отечества. В них рассказ

о том, как нелегко было семьям пропавших без вести, как они лишались

пособий, подвергались разного рода репрессиям. Но эти письма поражают.

«Мой отец Ибрагимов Ахмадулла Ибрагимович взят в армию из с.Аккузино

Кайбицкого р-на в августе 1941 г., мне было тогда 7 лет. - пишет Р.А.

Абдрахманова. - Кроме меня еще было четверо детей. Отца направили в

Суслонгер. Хорошо помню, как мать уже в зимнюю стужу ездила к отцу 3-4

раза, отвозила картошку и сухари. Потом мы получили известие о том, что

отец пропал без вести.»

Представьте ситуацию: мать зимой бросает пятерых детей, берет из дома

последние продукты и едет, чтобы накормить мужа, который служит в армии!

Это зимой 1941 г. Видимо, письма от него из Суслонгера были, несмотря на

военную цензуру, прежде всего о голоде. Подтверждается это предположение в

свидетельстве, присланном из Азнакаева Х.М. Газизуллиной.

«Отца моего - Газизуллина Фахрази Газизулловича Азнакаевский военкомат

призвал 2 января 1942 г. В последнем своем письме от 12 апреля 1942 г. он

писал, что они провели в Суслонгере мучительные дни. Голодные, оборванные

рубили лес в болотах. Письмо он передал через какого-то знакомого, когда

отправлялся на фронт.»

Н.Н. Хамитов из Балтасинского р-на пишет о том, что его отец, призванный в

армию, сообщал из Суслонгера о «невероятных муках, пережитых за несколько

месяцев.»

Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

ТАЙНА СУСЛОНГЕРА: ФАКТЫ И ВЕРСИИ

Шахри Казан, 23.10.1996 г.

Жительница Казани Н.З. Фомина вспомнила о письмах из суслонгерского лагеря

отца Ковылькова Захара Андреевича. До войны он был секретарем парткома в

Шемордане, клеветать на власть ему не было смысла. В феврале 1942 г. он

писал о том, что солдаты ходят в той же одежде в которой прибыли в лагерь,

некоторые даже в лаптях. Но главное - «народ мрет от голода».

А этим подробностям трудно не поверить: «Муж мой Галимов Назип Ганеевич в

армии с августа 1941 г. - рассказывает А.Г. Галимова из Лениногорска. -

Два месяца служил в Суслонгере. До сих пор помню, его письма о том, что

таскают тяжелые бревна на плечах, едят картофельные очистки, терпят

унижения. Когда он перед отправкой на фронт прислал домой вержнюю одежду,

она вся была завшивлена. Просил не бросать детей, говорил, что война скоро

закончится, и он обязательно вернется. Я его жду всю жизнь, умоляю

уточнить место его гибели. Даже письма его погибли при наводнении.»

М.Н. Газизова из Казани рассказала, что в том злополучном лагере был ее

брат - Гайнуллин Закиулла Нуруллович, 1926 г. рождения, уроженец с.Нижние

Салманы. Направили его туда из Алькеевского РВК, хотя война уже шла

третий год. Вскоре получили от него письмо, содержание которого забыть

невозможно: «Едим картофельную кожуру из помойки, умираю от голода».

Мачеха сразу собрала картошки, хлеба и поехала в Суслонгер. Там она его не

узнала - брат был высохшим как скелет. Правда, сообщил, что в лагерь

приезжал с проверкой сам Ворошилов, кого-то приказал расстрелять и

положение с питанием улучшилось. И все же позднее семья получила

загадочное извещение: «Гайнуллин Закиулла Нуруллович пропал без вести в

марте 1945 г.» Было ли это в марийском лесу или он все-таки успел попасть

на фронт - неизвестно.

Предположение о том, что порядки в лагерях Суслонгера были не уставные,

подтвер-ждает и жительница Казани Ф.Х. Залялиева. Ее брат - Хакимов Мансур

- был в одном из суслонгерских лагерей писарем. В письмах называл эти

места «сушилкой», потому что солдаты быстро становились изнеможденными

скелетами. Мать ездила к нему 4 раза, возила продукты. По ее словам

Мансур отдавал часть привезенного умирающим от голода солдатам. Она

присутствовала на страшной казни. Молоденький рядовой, не выдержав голода,

попытался сбежать домой. Его поймали, вернули в лагерь. Перед строем

товарищей заставили рыть яму и застрелили. Брат был уверен, что все эти

ужасы - преступления вредителей. Сам Мансур уцелел до отправки на фронт и

погиб в Польше.

Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

ТАЙНА СУСЛОНГЕРА: ФАКТЫ И ВЕРСИИ

Шахри Казан, 23.10.1996 г.

Версию о вредительстве поддерживает казанец Ю.И. Корнеев, отец которого -

Иван Терентьевич - умер в Суслонгере 18 ноября 1942 г. Мать похоронила

мужа сама. И тоже со слезами рассказывала, что солдат до смерти доводил

голод и непосильный труд: однополчане отца успели ей передать, что их

заставляют на плечах таскать тяжелые бревна по 5 километров.

Еще одно свидетельство - В.И. Насекиной из Казани:

- Когда я уже после войны спрашивала дядю Киреева Николая Алексеевича о

Сус-лонгере, он признал, что не может мне сказать всей правды, но

впечатление о том месте у него страшное. Не рассказал он подробностей и в

70-е годы, когда уже стал кандидатом военно-математических наук. Но

кое-что сохранилось в памяти детства.

В Суслонгере на курсах учился с сентября 1943 по июль 1944 г. мой отец -

старший лейтенант Насекин Иван Ксенофонтович. Мы с мамой ездили туда и

даже жили в одной из землянок. Мама поехала, когда узнала из писем от

отца, что в лагере цинга. Мы повезли продукты. Уже позднее мама рассказала

мне, что положение солдат и офицеров в лагере было ужасным, один из

товарищей отца - офицер - застрелился. Отец - уроженец Пензенской обл.,

из семьи раскулаченных. Может быть, именно поэтому он попал в тот лагерь?

О пропавших без вести в годы войны в Суслонгере родственниках пишут Г.М.

Рахманкулова из Набережных Челнов, Я.А. Камалов из Перми, Н.Хамидуллин и

М.Д. Шитова из Казани, десятки жителей нашей республики. У многих на руках

похоронки с указанием места «пропажи» - ст. Суслонгер. Они спрашивают: как

могли солдаты пропасть без вести в марийских лесах, и где могилы погибших

на той загадочно-трагической станции?

Проверили - да, есть братские могилы времен войны на ст. Суслонгер. Но

упомянутых выше солдат в списках захороненных нет. Могилы появились

позднее, когда на станции стали хоронить умерших от ран госпиталях. Но это

совсем другие люди.

Edited by torkel
Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

ТАЙНА СУСЛОНГЕРА: ФАКТЫ И ВЕРСИИ

Шахри Казан, 23.10.1996 г.

Стало быть, слухи о том, что в лесах, где располагались военные лагеря,

захоронения есть - имеют вполне реальное основание. Свидетельства

поразительно похожи, как будто жители разных районов и даже из других

областей сговорились.

Окончательно опровергают сомнения очевидцы тех событий.

Полковник юстиции Н.В. Патшин передал редакции рассказ своего сослуживца -

про-курора Рыбно-Слободского р-на Петра Илларионовича Матросова. Он в

самом начале войны был в Суслонгере на курсах командиров взвода ПТР.

Доучился до младшего лейтенанта и дожил до фронта. Пришлось испытать

издевательства, собирать картофельные очистки. Так что фронт показался

20-летнему лейтенанту избавлением. П.И. Матросов утверждает, что

действовали в лагере настоящие вредители и выявил их маршал К.Е.

Ворошилов, приехав в лагерь с проверкой. Виновные были отданы под

трибунал и расстреляны.

Хакимов Насип Хакимович, рожд. 18.09.1924 г. призван 18.09.1942 г. Попал в

37-й учебный полк. Помнит, как натерпевшись голода и мучений в Суслонгере,

солдаты посылали письма в Москву, надеясь, что «там» услышат их вопль о

страданиях. Но ожидания были тщетны... Интенданты держали свиней, бойцы-

«шестерки» откармливали их из батальонных столовых, а «учебникам»

(курсантам) выдавали пойло.

Доходило до того, что украдкой ночью пробирались к помойным ящикам, чтобы

собрать смерзшиеся кости и в казарме выковыривать из них мозги. Случалось,

что кого-то поймают за таким «воровством», тогда ему изрядно перепадало от

сытых старослужащих, на попечении которых было приготовление еды в

батальонной столовой. Командирские «шестерки» из рядовых торговали на

базаре нашим хлебом, сбивая цены спекулянтам; в ход шло и мясо забитых

ротными свиней; торговали полушубками, валенками, предназначенными для

обмундирования учебных полков. Многие курсанты не выдерживали, вешались

на обмотках...

Edited by torkel
Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

ТАЙНА СУСЛОНГЕРА: ФАКТЫ И ВЕРСИИ

Шахри Казан, 23.10.1996 г.

Насыбуллин Гайфутдин Бадриевич пришел в редакцию сам, со своими

документами. «Чтобы поверили». До войны он жил в Новой Поповке, что в

черте Казани. В армию при-звали в июне 1943 г., в 18 лет. Приписали к 361

стрелковому полку. В эшелон попал вме-сте с солдатами из госпиталя,

возвращавшимися после ранения на фронт. Когда пошел слух - отправляют в

Суслонгер - кто-то из «стариков» даже заплакал: умрем, мол, от голо-да.

Молодым, конечно, не верилось, что такое может быть. Тем более с собой

родители дали Гайфутдину 6 килограммов сухарей.

Выгрузились действительно на ст. Суслонгер, потом километров 15 по лесу

двигались вдоль узкоколейки. В лагере было несколько бараков и землянок.

Построили новичков около штаба и мимо них прошла маршем рота хорошо

откормленных, обученных солдат. Всем, конечно, поверилось, что и они уйдут

из лагеря такими же бравыми вояками.

Оказалось, что нет для них места не только в бараках, но и в землянках -

жить пришлось до осени в плащ-палатках. Но это было не самым страшным.

Вскоре увидели сами, как выносят из землянок и бараков умерших от голода

солдат. И не мудрено: хлеб, который выкладывали на столы под открытым

небом, был похож на замазку, да и его успевал кто-то украсть до прихода

хозяев. Суп был совершенно «голый» и давали его в тазах на 6 человек. Так

что если у тебя крали ложку - ты был обречен на настоящий голод. С

18-летним юношей так и случилось. Но до похождений по помойкам дело не

дошло. Спасло паренька то, что он не курил. Весь паек табака менял у

соседей на хлеб. Да еще друг из Казани посылочку получил - тоже табак. Он

и выручал лучше всякой валюты.

На работу гоняли постоянно. Но рубить лес рядом с лагерем не разрешали,

хотя лагерь стоял в глухом лесу. Бревна таскали за несколько километров.

Однажды выдали винтовки и объявили учения. В лесу Гайфутдин с товарищами

на-ткнулся на небольшой домик. Зашли туда и ахнули: штабелями свалено

около 20 трупов. Кто это - узнать не удалось, вскоре прибежал младший

командир и выгнал всех из этого морга. За малейшую провинность или «лишние

вопросы» солдат попадал «на губу», где хозяйствовали уголовники из Сибири

- издевались как хотели.

Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

ТАЙНА СУСЛОНГЕРА: ФАКТЫ И ВЕРСИИ

Шахри Казан, 23.10.1996 г.

25 октября 1943 г. Насыбуллин запомнил на всю жизнь. В этот день политрук

вел лекцию особенно долго. Когда время обеда уже прошло, кто-то не

выдержал:

- Почему не кормите?

- Терпите, товарищи курсанты,- угрюмо отвечал лектор.

Как потом оказалось, в тот день в лагерь прибыл сам Ворошилов с проверкой.

Солдатская почта объясняла его приезд тем, что какой-то солдатик, сын

полковника, вырвался из лагеря и рассказал обо всем отцу. Тот, судя по

всему, был лично знаком с легендарным наркомом. Ворошилову не нужно было

много разбираться, чтобы установить нарушения и ужасающие условия жизни

солдат. Сам Гайфутдин не видел, но перед строем объявили о расстреле

каких-то офицеров из командования лагеря во главе с начальником. Назавтра

на столах стоял хороший хлеб, нормальная еда. Курсантов стали осматривать

врачи.

Выяснилось, что у Насыбуллина куриная слепота. Отправили на лечение домой.

После выздоровления взяли на службу в частях светомаскировки, здесь и

прослужил весь срок. А уже после войны повстречался в своей Новой Поповке

с бывшим начальником пекарни суслонгерского лагеря. Звали его Садыков

Файзи, было ему уже лет 40.

- Почему хлеб в лагере был такой плохой? - спросил Гайфутдин.

- Водой разбавляли, чтобы весил по норме, - не моргнув ответил пекарь, и

без стеснения похвастал, - муку и продукты мы продавали местным марийцам.

Жена моя специально за деньгами приезжала каждую неделю. Правда,

поволноваться пришлось, когда проверка приехала. Ну да пронесло, уцелел,

как видишь.

Разговор этот - лишнее свидетельство того, что массовый голод в Суслонгере

- не про-иски вражеских агентов, а результат преступного воровства и

беспредела со стороны тех, кто занимал командные посты в этом филиале

Всесоюзного ГУЛАГа. Прежде всего это было выгодно тем, кто наживал на

чужих смертях состояние. Говорят же: «Кому война, а кому мать родна».

Хотя остается сомнение. Ворошилов с проверкой появился в лагере только в

конце ок-тября 1943 г. За два года войны из Суслонгера отправлены на фронт

СОТНИ ТЫСЯЧ солдат и офицеров. Неужели НИ ОДИН ИЗ НИХ не смог сообщить о

преступлениях в лагере соответствующим органам? Неужели два года все они

молчали, простив (или забыв?) свои мучения и смерть товарищей?

Такого быть не могло. Злоупотребления в Суслонгере продолжались в течение

двух лет войны и не были замечены наверху НЕ СЛУЧАЙНО. И в этой

неподдающейся человеческому разуму тактике уничтожения собственного

народа была, видимо, какая-то логика, известная только избранным. Каковы

были ее движущие силы и замыслы - еще предстоит разобраться. Может быть,

скажут свое слово знатоки национальной и внутренней политики тех лет? Или

ответ кроется в папках засекреченных архивов?

Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

ТАЙНА СУСЛОНГЕРА: ФАКТЫ И ВЕРСИИ

Шахри Казан, 23.10.1996 г.

Возможно, отбор в лагеря Суслонгера проводился по национальному или

политическому признаку со всеми вытекающими последствиями. В этих лагерях

были и красноар-мейцы, вернувшиеся из окружения или плена.

В любом случае нужно продолжать работу по сбору сведений об умерших в

марийских лесах, чтобы наиболее полно восстановить имена жертв той

трагедии, найти и благоустроить их могилы. Привести, наконец, к их

могилам детей и внуков, разбудить Память. Ведь именно сон Памяти приводит

к повторению трагедий истории. И тайна Суслонгера - лишь она из них.

Свою версию о причине массовой смертности солдат в марийских военных

лагерях могли бы рассказать ветераны войны, очевидцы тех событий. Может

быть, в чьей-то семье сохранились письма с более подробным описанием

службы в Суслонгере? Загадка ждет решения. Можно ли полвека мириться с

тем, что тысячи наших соотечественников забытыми и безымянными лежат в

лесу, а их родные и близкие до сих пор ждут весточки, мечтают хотя бы

посетить могилу. Сколько их еще - таких станций на территории нашей

необъятной России, хранящих свои тайны?

Link to comment
Share on other sites

Суслонгерская трагедия

ТАЙНА СУСЛОНГЕРА: ФАКТЫ И ВЕРСИИ

Шахри Казан, 23.10.1996 г.

Цитата из форумских обсуждений

Казак

Группа: Татнетчы

Сообщений: 14

Регистрация: 3.8.2007

Пользователь №: 1547

Учебне лагеря типа "Суслонгера" были по всей стране. Почти везде было

одинаково. Вспомните первую часть романа Виктора Астафьева "Прокляты и

убиты" о Бердских лагерях под Новосибирском! Не лучше было положение в

Тоцких лагерях, Гороховецких, в Чебаркуле, Котлубани. Список можно

продолжить. Даже знаменитая учебка летчиков в Энгельсе, где готовили

женские авиаполки, и ту не обошли проблемы со снабжением и нормальным

жизнеобеспечением. Суслонгер, конечно, тоже не был исключением из правил.

В Инете можно найти воспоминания ветеранов, которые прошли через

Суслонгер. Я однажды читала ветерана из Израиля. Если бы он вовремя не

"сбежал" из Суслонгера на фронт, он бы тоже сгнил там. А так ему "повезло"

- он уехал на фронт пулеметчиком, стал сержантом, затем командиром взвода,

дошел до командира роты штрафников, несколько раз менял полностью состав

своей роты...Так что разговоры о том, что в Сулонгере гнобили только татар

не имеет под собой почвы. В Суслонгер собирали новобранцев из Татарстана,

Мари Эл, Чувашии, Кировской области. В 41-м из под Москвы пешком пригнали

молодняк, который потом кинули в январе 41-го в зимнее наступление и

полнстью почти положили в течение зимы 42-го. Тогда не жалели никого. То

ли Сталин, то ли Жуков тогда сказали: "Бабы еще нарожают..."

Link to comment
Share on other sites

Ленина, Хрущева и Брежнева возили татары.

Как мы знаем по сию пору своими водителями первые лица государства принимают только очень доверенных и верных людей.

ХАЛИЛЬ БУРНАШЕВ:

личный "извозчик»

ВАЛИУЛЛА БУРНАШЕВ:

шофер Ильича

Edited by torkel
Link to comment
Share on other sites

Чем питались монгольские лошади?

Плано Карпини сообщает о своем прибытии в Киев:

...по споспешествующей милости Божией и избавившись от врагов креста Христова, мы прибыли в Киев, который служит столицею Руссии; прибыв туда, мы имели совещание о нашем путешествии с тысячником и другими знатными лицами, бывшими там же. Они нам ответили, что если мы поведем в Татарию тех лошадей, которые у нас были, то они все могут умереть, так как лежали глубокие снега, и они не умели добывать копытами траву под снегом, подобно лошадям Татар, а найти им для еды что-нибудь другое нельзя, потому что у Татар нет ни соломы, ни сена, ни корму. Поэтому мы после совещания решили оставить их там с двумя слугами, которые должны были охранять их.

Прежде чем продолжить путь, Карпини пришлось поменять лошадей на "татарских" - те, на которых он прибыл в Киев, были не приспособлены для путешествия по степи.

Чем же кормили своих лошадей татары и другие степные кочевники, если ни соломы, ни сена, ни корма у них не было?

Link to comment
Share on other sites

Привожу удивившие меня цитаты -диалог с российского ист форума.

Vladimir_Serg

Сотенный Голова Регистрация: 22.02.2009

Сообщения: 337

Национальность: русский

Вероисповедание: православный

Убеждения: антикоммунист

--------------------------------------------------------------------------------

Какие Монголы? Какие завоеватели? Пишут всякое бр....Никаких монголов на Руси не было и ни кто ее не завоевывал. За всю ее историю! И вообще противоречие на противоречие.Если арийцов завоевали то какие они арийцы.А если они арийцы то их никто не завоюет-по определению.Высшую расу завоевать не возможно! И вообще насчет завоеваний монголов это бред историков. При внимательном рассмотрении вылезает такая чушь что уши вянут.

Lumen intellectus Регистрация: 04.11.2006

Адрес: Москва

Сообщения: 2,172

Национальность: Русский

Вероисповедание: Агностик

Убеждения: славянофил, национал-рационалист

--------------------------------------------------------------------------------

А вообще, хотелось бы спросить христиан и язычников: если бы оказалось, что Евпатий придерживался иной веры, чем вы полагаете (был язычником или христианином, соответственно), ваше отношение к нему изменилось бы? Перестал бы он быть в ваших глазах национальным героем?

По мне, так это сущий абсурд.

Деникин

мирянин Регистрация: 05.02.2009

Адрес: г. Кривой Рог Новороссия

Сообщения: 495

Национальность: русский

Вероисповедание: православный

Убеждения: православный монархист

--------------------------------------------------------------------------------

Абсурд в том, что язычники пытаются переписать историю, извратить её, сделать историческую основу и оправдание под своё существование.

Примерно так как это делают украинские националисты, переписывая под себя историю Малороссии.

Как мог "безбожник" Евпатий Коловрат защищать православную, святую Русь от безбожника Батыя?

X13

Lumen intellectus Регистрация: 04.11.2006

Адрес: Москва

Сообщения: 2,172

Национальность: Русский

Вероисповедание: Агностик

Убеждения: славянофил, национал-рационалист

--------------------------------------------------------------------------------

Damir, а где ложь? Я так или иначе согласен со всеми четырьмя указанными пунктами, и, более того, они отражены даже в школьных учебниках по истории (не говоря уж о книгах Яна, Калашникова и т.д.).

Исключение - численность войск Батыя. Она, по разным данным, составляла от 10 до 20 туменов (тумен = 10000 человек).

__________________

Damir

Сотенный Голова Регистрация: 04.12.2008

Сообщения: 363

Национальность: татарин

Вероисповедание: атеист

Убеждения: социалист

--------------------------------------------------------------------------------

Нам в школе и в школьных учебниках говорили об отсталых татарах которые огромной численностью победили маленькие но очень сильные отряды русских. И все это под картинки, где оружие и кольчуги русских изображено реставрацией, такие красивые. А оружие монголов сгнившее и ржавое, как будто монголы прямо в таким гнилье прискакали.

kamerad

Злой модератор Регистрация: 29.03.2008

Сообщения: 2,682

Национальность: Русский

Вероисповедание: Агностик

Убеждения: Расист

--------------------------------------------------------------------------------

Да не было никаких монголов. Генетические исследования давным давно показали что в европейской части России НИКОГДА не было масс азиатов. Ген R1a1 (арийский) имеет подавляющее большинство русских, больше всех в Европе! Монголоидные гены у этнических русских присутствуют в 3% (трёх процентах) случаев!

Короче, или монголы себе узлом всё завязали, или это были не монголы.

Link to comment
Share on other sites

Степан Тимофеевич Разин. Немецкая гравюра. Удивительно современному человеку, что донской казак изображен в чалме.

Link to comment
Share on other sites

Ольга и Святослав. Раздвилловская летопись. Л. 33об. Русский князь-рюрикович Святослав - в чалме. Нонсенс с точки зрения традиционной истории.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку в результате несчастного случая скончалась 21-летняя модель
      В Баку скончалась 21-летняя девушка.
      Как передает Qafqazinfo, проживающая в доме на Московском проспекте в Насиминском районе столицы Камила Гасанова (2003 г.р.), скончалась от отравления угарным газом.
      Отмечается, что девушка работала актрисой и моделью и являлась студенткой Бакинского филиала Московского государственного университета.
      По данному факту в прокуратуре Насиминского района проводится расследование.
       
      https://media.az/society/v-baku-21-letnyaya-model-skonchalas-v-rezultate-neschastnogo-sluchaya-foto
        • Sad
        • Confused
      • 159 replies
    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
      • 128 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
      • 56 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
      Спальная мебель "КЛАССИКА"
       

       
        • Upvote
        • Like
      • 240 replies
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
        • Facepalm
      • 15 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
        • Facepalm
        • Downvote
        • Haha
      • 151 replies
    • И опять Помогите))
      Девочки форума....кто может откликнитесь
      все все все...мне нужна ваша помощь....
      У дочери день варенье в понедельник, меня поставщики подвели, заказала костюм  Чуи(на вайлдберис) вобщем отказали ...
      А она у меня ужасная анимешница, вобщем решила сама смастерить ей костюм , благо не очень тяжёлый ...
      У меня есть пальтишко, портниха онун астарыны дейишечек, шляпку куплю , брюки черные и сарочка есть, остаётся только два элемента, серая жилетка и короткий пиджачок, серая жилетка может у кого то от костюма остался, могу купить, или за шоколадку взять, а что делать с пиджаком? Моя портиниха отказалась((( говорит переделать нет проблем , а новый сшить нет ...
      Очень мало времени ....помогите, можно и советом...
      По магазинам не могу пройтись с работы в 6 выхожу...могу успеть только в один но только если точно знать что могу купить , что надо
        • Like
      • 18 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...