Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Меджлис татарских мурз


Recommended Posts

[b]Бекбулатовы[/b]

В последней четверти ХVII в. упоминается темниковский мурза Алмайко Ишмаев сын Бекбулатов[1]. В ХVIII ― начале ХХ вв. проживали в селе Торбаево Касимовского у. (ныне Рязанская обл.) и деревнях Воечеево (Вачеевка) Краснослободского (ныне Республика Мордовия), Новоселки Шацкого уездов. Кроме того, Б. известны среди жителей («мещеряки») д. Байбаково Уфимского уезда (ныне Мишкинский район РБ)[2].
[1] Документы и материалы. Т. I, ч. 2. С. 422.
[2] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3561. Л. 320; ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 458. Л. 468; Ф. И-295. Оп. 8. Д. 203. Л. 5; Оп. 14. Д. 15. Л. 3 об.–4.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 207
  • Created
  • Last Reply

[b]Бековичи-Черкасские[/b]
http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/bekovich

<З>Из черкесских князей. Ведут свое происхождение от Инала, египетского султана. По указу царя Федора Алексеевича в 1681 г. предку князей Б.-Ч. Салтан–беку Аслану мурзе велено писаться «княжьим именем». Его внук Давлет–Гирей Эльмурзинович Б.-Ч. переселяется на жительство в Оренбургскую губернию[1]. Земельные владения в Уфимском и Белебеевском уу. Оренбургской губ. князья Б.-Ч. приобрели покупкою (за 500 рублей) у башкир Каршинской волости близ деревень Верхние и Нижние Агарды (ныне Кушнаренковский район РБ) 8 апреля 1790 года. Часть земель достались в приданое за дочерью Юсупа (Осипа) Тевкелева Саратуташ (Екатерина), вышедшей замуж за секунд-майора князя Мухаметгарея Ильмурзина сына Б.-Ч., который поселил своих крепостных крестьян из татар (всего 60 душ в 1811 г.) в д. Ломово (ныне Благоварский район РБ). У Мухаметгарея Б.-Ч. известен его сын полковой хорунжий Бикмурза. Позднее, крестьяне Арсланбека и Магитап Б.-Ч. проживали и в д. Тюрюш–Тамак (ныне Благоварский район РБ)[2]. К 1874 в совместном владении Б.-Ч. и князя Девлеткильдеева в окрестностях деревень Тюрюш–Тамак и Ломово Белебеевского у. имелось 4712 дес. земли. Одна из родословных линий уфимской ветви Б.-Ч. такова: Салтан–бек Аслан мурза – Эльмурза (умер в 1769 г.) – Давлет-Гирей – Мамет-Гирей – Бикмурза.
[1] Любимов С.В. Князья Бекович-Черкасские. М., 1915. С. 1, 2, 16.
[2] МИБ. Т. V. С. 281–282; Любавский М.К. Русская помещичья и заводская колонизация Башкирии в ХVII, ХVIII и первой четверти ХIХ веков. ОР РГБ. Ф. 364. Карт. 7. Д. 1. Л. 89; Д. 6. Л. 35–37.

Link to comment
Share on other sites

[b]Беляшевы (Биляшевы, Балашовы)[/b]

К 1613 – 1614 гг. Ивакай мурза Тенебеков сын Б. проживал в д. Оксел Новое Виляево тож Темниковского уезда. Здесь у него имелись три крестьянских и один бобыльский дворы[1]. В первой четверти ХVIII в. отмечены среди жителей д. Азеево Кадомского уезда (ныне Рязанская обл.)[2]
[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1143. Л. 60 об.
[2] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 131. Л. 74.

Link to comment
Share on other sites

[b]Бетуковы[/b]

В 1719 г. в д. Большое Мышаево Касимовского у. (ныне Рязанская обл.) проживал мурза Рамазан Уразманов сын Б. с сыновьями Бектемиром, Байтемиром и Янтемиром[1]. В конце ХVIII в. семейства мурз Ахмета и Махмута Бектемировых детей Б. поселились в д. Абзаново Белебеевского уезда (ныне Благоварский район РБ). Оставались в сословии государственных крестьян[2].
[1] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 101 об.
[2] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 35. Л. 614–615.

Link to comment
Share on other sites

[b]Бибишевы[/b]

В первой четверти ХVIII в. мурзы Б. отмечены среди жителей деревень Полянки, Сеитово, Высокая и Мунтово Касимовского уезда (ныне Рязанская обл.)[1].
[1] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 109 об, 118, 129, 176 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Timerbek yazmaları
Записки Timerbekа [/b]
[attachment=669721:14675667.gif]
http://timer-bek.livejournal.com/7863.html

[b]Татарские мурзы в документах Печатного приказа[/b]
[b]Мөһер приказы истәлекләрендә татар морзалары[/b]

Документы Печатного приказа (1613–1615 гг.) / акад. С.Б. Веселовский. – М.: Наука, 1994. – 479 с.

Записная пошлинная книга (27 февраля – 12 августа 1613 г.)
Майя в 14 день:

Запечатана жаловальная грамота кормленою красною печатью темниковского Брюшея-мурзы Кобякова сына княж Еникеева: пожаловал ево государь по отечеству княженьем. Пошлин подписных и печатных полтретья рубли. Взято.

[b]Царевичи[/b]

– Араслан Алеевич, касимовский царь, сибирский царевич
– Азим Кучумов, сибирский царевич, Касимов
– Хансюр Алеев, сибирский царевич, Касимов
– Андрей Кучумович, царевич, Мещера
– Ахтатай, дочь царевича Кайбулы, Романов
– Ураз Салтавна, жена царевича Араслан-Алея Кайбулина, Касимов
– Кутлугирей, её сын, Касимов

[b]Романовские большие мурзы[/b]
– Барай мурза Алеев сын Кутумов
– Сююш мурза Исупов
– Ульяна, жена Иль мурзы Исупова

[b]Князья[/b]

– князь Андрей Палынский, сибирский новокрещен
– князь Бибай Мустофин Супалеев, арзамасец
– князь Бигильдей князь Тенишев, шатчанин
– князь Брюшей Кобяков сын князь Еникеев, темниковец
– князь Ишей Барашев, темниковец
– князь Ишмамет Девлеткилдеев, кадомец
– князь Кудаш Килдеяров, кадомец
– князь Кутуш мурза Гилдев
– князь Назар Молкоманов, шатчанин
– князь Теникай (Текай) Чегодаев, арзамасец
– князь Тугуш мурза

[b]Княжичи[/b]
– Араслан мурза князь Аипов, касимовец
– Осташ мурза княж Андреев Павловский, арзамасец
– Енбулат мурза князь Бикшеев, свияжец
– Мамеш мурза князь Дивеев, арзамасец
– Енбарс мурза князь Еналеев, алаторец
– Аюкай мурза Собак-мурзин князь Еникеев
– Енмамет (Емикей) мурза княж Еникеев, темниковец
– Килмамай мурза князь Еникеев, темниковец
– Девлекай мурза князь Колунчаков, темниковец
– Бигилдей мурза князь Кудашев, темниковец
– Севрюк мурза князь Кучюшев, касимовец
– Бурнаш мурза князь Сузтешев, шатчанин
– Теребердей мурза князь Тенябяков, касимовец
– Енбай мурза княж Чегодаев, арзамасец
– Кункай мурза княж Чегодаев, арзамасец
– княжна Сабур, Апаевская жена Арманакова, шатчанка
– Ювер Тербеева дочь князь Дивеева, кадомка

Link to comment
Share on other sites

[b]Список роты темниковских мурз 1686 г.[/b]
http://www.idmedina.ru/books/regions/?846

Подготовил Мулланур Ишеев

Список публикуется по документу[1], опубликованному Саидом мурзой Еникеевым[2]. Имена приведены в том порядке и практически в том же виде, в котором они упоминаются в книге; нумерация наша. Интересен факт, что в этой роте служили только мурзы.

1. ротмистр Умряк мурза Дасаевич князь Утяшев

2. Исай мурза Тимофеев сын Кашаев

3. Мансур мурза Тимофеев сын Катаев

4. Итемыш мурза Курмашев сын Кашаев

5. Утеш мурза Асакаев сын князь Девлеткильдеев

6. Кутлумамет мурза Асакаев сын князь Девлеткильдеев

7. Смольян мурза Асакаев сын князь Девлеткильдеев

8. Каюк мурза Смолянов сын князь Девлеткильдеев

9. Бек мурза Смолянов сын князь Девлеткильдеев

10. Абдул мурза Бигеев сын князь Девлеткильдеев

11. Субай мурза Умряков сын князь Акчурин

12. Юсей мурза Умряков сын князь Акчурин

13. Сюнбай мурза Кальмашев сын князь Акчурин

14. Асан мурза Албеев сын князь Акчурин

15. Ханей мурза Тимралеев сын князь Акчурин

16. Шабан мурза Малюделеев сын[3] князь Акчурин

17. Алей мурза Малметов сын князь Акчурин

18. Асеин мурза Назаев сын князь Акчурин

19. Темай мурза Мерзяшев сын князь Акчурин

20. Икгамалей мурза Муртазин сын князь Акчурин

21. Мустай мурза Смолянов сын князь Акчурин

22. Будалей мурза Мальметов сын князь Акчурин

23. Бабирь мурза Смолянов сын князь Акчурин

24. Кимиш мурза Атмакаев сын Исеев

25. Аганалей мурза Синалеев сын Исеев

26. Прокофий мурза Синалеев сын Исеев

27. Ишей мурза Девлекеев сын Исеев

28. Мустай мурза Санбаев сын Исеев

29. Кодряк мурза Енгозын сын Исеев

30. Сюмай мурза Соняков сын Исеев

31. Абай мурза Арюзев сын Исеев

32. Мусал мурза Маметов сын Исеев

33. Ишан мурза Амакаев сын Енголычев

34. Кодряк мурза Алышев сын Енголычев

35. князь мурза Амакаев сын Енголычев

36. Асан мурза Кальмашев сын князь Акчурин

37. Сафар мурза Кальмашев сын князь Акчурин

38. Ильмай мурза Алеев сын князь Акчурин

39. Сафар мурза Савушев сын Тугушев

40. Ибрай мурза Башметов сын Тугушев

41. Бекбай мурза Бекбулатов сын Тугушев

42. Каберда мурза Тулубаев сын Тугуев

43. Умрамьи мурза Тулубаев сын Тугушев

44. Сенчалей мурза Бекбулатов сын Тугушев

45. Уран мурза Байгузин сын Акнеев

46. Тамай мурза Адаров сын князь Бибарсов

47. Шабан мурза Саттакаев сын князь Бибарсов

48. Умряк мурза Алексеев сын Камачинов

49. Смолян мурза Маматов сын Камачинов

50. Смолян мурза Имидяшев сын Камачинов

51. Норкай мурза Асманов сын князь Муратов

52. Салей мурза Аскаев сын князь Муратов

53. Деук мурза Усманов сын князь Муратов

54. Ишамей мурза Ромаметов сын князь Муратов

55. Курман-Шаман мурза Аскаев сын князь Муратов

56. Будалей мурза Ущельев сын князь Муратов

57. Уразмамет мурза Чинакаев сын Акманов

58. Хан мурза Неверов сын Байсеитов

59. Малидалей мурза Томаев сын князь Еникеев

60. Уран мурза Хансевяров сын князь Еникеев

61. Кодряк мурза Куркаев сын князь Еникеев

62. Мустай мурза Султашев сын Еникеев

63. Сулейман мурза Бикмаев сын князь Еникеев

64. Ураз мурза Бекинаев сын князь Еникеев

65. Резеп мурза Бекмаев сын князь Еникеев

66. Уразай мурза Размаметов сын князь Еникеев

67. Енбай мурза Мустаев сын князь Еникеев

68. Нурай мурза Размаметов сын князь Еникеев

69. Мустай мурза Сунеев сын Еникеев

70. Теляш мурза Теляшев сын Еникеев

71. Умряк мурза Утемышев сын Еникеев

72. Кодряк мурза Утемышев сын Еникеев

73. Иванаж мурза Алежанов сын Еникеев

74. Кельмай мурза Алежанов сын Еникеев

75. Мустафа мурза Алежанов сын Еникеев

76. Касым мурза Осянов сын Еникеев

77. Смаил мурза Уразов сын Еникеев

78. Тимерказый мурза Шакуров сын князь Ижебердиев

79. Адар мурза Богданов сын князь Шихмаметов

80. Адар мурза Тохтаров сын князь Шихмаметов

81. Бектян мурза Теребердеев сын Шихмаметов[4]



Примечания:

[1] РГИА. Ф. 1343. Оп. 16. Д. 813. Л. 80–82.

[2] Еникеев Саид мурза, князь. Очерк истории татарского дворянства. – Уфа: Гилем, 1999. – С. 157–158.

[3] Мамаделеев сын.

[4] В царской грамоте 1608 г. на пожалование Булаю мурзе Кудашеву княжения (Думин С. В. и др. Князья Кудашевы // Дворянские роды Российской империи. Т. 3. Князья. – М., 1996) упоминается выморочный ясак городецкого Шихмамая мурзы Салтаналеева сына Искачева, который тот взимал с кершинской мордвы. Можно предположить, что князья Шихмаметовы – его потомки.

Link to comment
Share on other sites

''...Однако в ту эпоху указ, запрещающий татарским мурзам владеть русскими
крепостными, не везде можно было применить. В пределах русских земель были
места компактного расселения татарских мурз. Из них самые большие –
Темников, Кадом, которые татары начали заселять еще в XIV в. Постоянно
пытались вторгаться в эти края ногайские кочевники, однако татарские мурзы
успешно оберегали край. Умели они защитить и свою честь. После издания указа
1628 г. темниковские мурзы категорически отказались креститься. Правительство
не могло оставить край без защиты, тем более, что через Темников шли дороги в
Сибирь, на восток, в Астрахань, поэтому закон о конфискации поместий у
некрещеных мурз по отношению к темниковским мурзам вынуждено было не
применять''.

Link to comment
Share on other sites

[b]Билюковы[/b]

В 1721 г. среди служилых татар д. Старая Зимница Симбирского у. показано семейство Сюнбая мурзы Нагаева сына Билюкова[1].
[1] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3094. Л. 250 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Бичурины[/b]

В 1596 г. упоминаются «буртасские татаровя Байчура да Бичура Енговатовы»[1]. В 1629 г. среди темниковских мурз, имевших крепостных крестьян, упомянут Бекбулат Бичюрин. Во второй половине ХVII в. среди жителей д. Шукстрово (Шуструй) Темниковского у. (ныне Республика Мордовия) отмечен Сюнбай Бореев сын Б., а среди жителей д. Верхний Пишляй (ныне Республика Мордовия) Алешка Булаев сын Б. В это же время среди темниковских мурз упомянут Миняшко Тохторалеев сын Бичурин[2]. В ХVIII―ХIХ вв. мурзы Б. проживали в деревнях Буртасы (ныне Республика Мордовия) и Верхний Пишляй Кадомского и Краснослободского уездов. В 1795 г. часть рода Б. переселилась из д. Буртас в д. Ново–Калмашево Белебеевского у. (ныне Чекмагушевский район РБ). Кроме того, мурзы Б. поселились и в Стерлитамакском уезде[3]. В конце ХVIII ― начале ХIХ вв. фамилия Б. зафиксирована и среди лямбирских служилых татар[4]. Оставались в сословии государственных крестьян. Одна из родословных линий рода: Аюкай – Тохтар – Бегеняш (1703–?) – Гумер – Юсуп (1764 г.р) – Сейфулла – Рамазан – Батыргарей.[5].
[1] Орлов А.М. Мещера, мещеряки, мишаре. Казань, 1992. С. 25.
[2] Документы и материалы. Т. I, ч. 2. С. 232, 347, 387, 418.
[3] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Д. 100. Л. 237.
[4] ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 99 об; Ф. И-172. Оп. 1. Д. 83. Л. 143.
[5] Исхаков Д.М. Этнографические группы. С. 99.

Link to comment
Share on other sites

[b]Богдановы[/b]

Видимо, являются потомками кадомского мурзы Богдана Янгалычева или же Богдана Енговатова, имевшего поместье в том же Кадомском у., и живших в ХVI веке. В 1699 г. у кадомского служилого татарина Бигильды Неверова сына Б. поместье находилось в Керенском у. (всего 74 четверти земли)[1]. В ХVII в. предкам служилого татарина мурзы Резяпа князя Бердеева сына Б. были пожалованы земли при д. Шмуе Кадомского у. (пашенной земли 50 четвертей) и в д. Каирли Ногайской дороги Казанского уезда/105 четвертей)[2]. В ХVIII―ХIХ вв. князья Б. проживали в деревнях Алкечево Касимовского у. (ныне Рязанская обл.), Старо– и Ново–Кадышево, Лопуховке Краснослободского у., Тарханово Шацкого у. (ныне Республика Мордовия), Шатаршаны (ныне д. Татарские Шатрашаны Дрожжановского района РТ) Татарская Кулатка и Ахметлей (ныне Ульяновская обл.) Симбирского у., Такаевке, Акчурино (Карлиган тож), Алеево Петровского у. (ныне Пензенская обл.), Старый Мостяк Хвалынского у. Саратовской губ. (ныне Ульяновская обл.), Макулово Свияжского уезда (ныне д. Татарское Макулово Верхнеуслонского района РТ)[3]. К 1713 г. у князей Давыда и Бегиша Сюнчалеевых, Исмаила и Кадралея Ибрагимовых, Сафара и Хана Умралеевых детей Б. в деревнях Шатыршан, Тимошкино и Ишувар Симбирского у. и Макулово Свияжского у. имелось 20 крестьянских дворов[4]. Б. поселились и в Уфимском уезде. Входили в состав мещеряцкого (мишарского) сословия. Б., проживавшие в ХIХ в. в деревнях Имай-Карамалы (ныне Давлекановский район РБ), Стерлибашево (Стерлибашевский район РБ), Султанмуратово (Аургазинский район РБ), Кудушлибашево (Кушнаренковский район) и Бирюказганово, считали себя по-томками князей Богдановых. В 1863 г. Б. отмечены и в д. Кулушево. В ревизских сказках д. Султанмуратово/7-я ревизия 1816 г.) записаны Сейфулла Уразметов князь Богданов и Баттал Сензяпов Богданов. Прошение Б. о восстановлении их в дворянском достоинстве осталось неудовлетворенным[5]. Б., кроме того, в ХIХ в. проживали в деревнях Бобровый гай Нико-лаевского у. Саратовской губ., Шентала (в ХVIII в.) Ногайской дороги Казанской губернии.[6] В настоящее время фамилия Б. отмечена также среди жителей Буинского и Апастовского районов Татарстана.
[1] Известия ТУАК. Вып. 35. Тамбов, 1892. С. 129.
[2] Акты исторические и юридические. Казань, 1859. С. 70.
[3] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 103 об; Оп. 2. Д. 1128. Л. 194; Д. 3094. Л. 265 об.; ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2. Д. 3; Оп. 8. Д. 203. Л. 5; Оп. 14. Д. 14. Л. 72 об.–73; ГАОО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 249. Л. 66 об.; История Татарии в документах и материалах. М.,1937. С. 178.
[4] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Д. 100. Л. 234–235.
[5] ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 167, 218; Ф. И-138. Оп. 2. Д. 203. Л. 150.
[6] ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4490; РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1221. Л. 526.

Link to comment
Share on other sites

[b]Бозаевы[/b]

В первой половине ХVIII в. мурзы Б. проживали в д. Умса Саранского уезда[1].
[1] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 357. Л. 100.

Link to comment
Share on other sites

[b]Болотины[/b]

В родстве с мурзами Еникеевыми (вторые). Некоторые представители рода Еникеевых носили двойные фамилии Болотиных–Еникеевых. В первой четверти ХVIII в. проживали в д. Акчеево, селе Рождественское Ковыли Кадомского уезда (ныне Республика Мордовия)[1].
[1] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 414. Л. 122 об.–123, 256; ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 157.

Link to comment
Share on other sites

[b]Боярышевы[/b]

Во второй половине ХVIII в. в Оренбургской губ. отмечен Кутлумамет мурза Сюнчалеев сын Боярышев[1].
[1] РГАДА. Ф. 1167. Оп. 1. Д. 85.

Link to comment
Share on other sites

[b]Булушевы[/b]

Видимо, в родстве с князьями Акчуриными. В одном из документов за 1621 г. говорится о поместье Алмакая мурзы Теребердеева на р. Цне, «что преж сего было за князем Акчюрою Караевым, а после того было за отцом его, за Теребердеевым» и братьями [b]«Юрнышем, Маметем, Ахмаметем, Нурмаметем мурзами Теребердеевыми детьми Булушева…[/b]». В то же время дети Теребердея называются и Акчуриными[1]. В родословной Акчуриных упоминается Булаш бик сын Акчуры бика, который, видимо, имеет прямое отношение к Булушевым. В первой четверти ХVIII в. проживали в деревнях Якса, Фроловская Касимовского уезда (ныне Рязанская обл.)[2]. К 1713 г. у Резяпа мурзы Аюкаева сына Б. в селе Архангельское имелся один двор крепостных крестьян. В начале ХIХ в. мурзы Б. поселились в д. Токмаклы (ныне Кушнаренковский район РБ)[3]. Христианская часть рода Б. была утверждена в дворянстве и внесена в IV и V части дворянской родословной книги Пензенской губернии[4]. Мусульманская часть рода осталась в сословии государственных крестьян. В настоящее время проживают также в д. Татарщино (Тенишево) бывшего Тамбовского у. Тамбовской губернии.
[1] Документы и материалы. Т. I, ч. 2. С. 402.
[2] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 171 об.
[3] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 100. Л. 235; ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 353.
[4] Списки дворянских родов, внесенных в родословную книгу Пензенской губернии. Пенза, 1908. С. 8.

Link to comment
Share on other sites

[b]Бурлуковы[/b]

В 1676 г. среди приехавших на службу в Рыльск симбирских мурз, татар и черкасов показан сотник Исай Алышев сын Бурлуков[1]
[1] РГАДА. Ф. 210. Оп. 21. Д. 386. Л. 2 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Свадебный «чин»[/b]

Одним из самых красочных бытовых обрядов у мурз был именно свадебный
«чин». К нему привлекались все родственники жениха и невесты. По дошедшим
до нас отголоскам попытаемся восстановить колоритный обряд мурзинской
свадьбы.
Когда возникал вопрос о женитьбе сына, в выборе невесты принимали
участие все родственники, кроме самого жениха. Все решали родители и
ближайшая родня. Они собирались и обсуждали каждую возможную
кандидатуру. Иногда невест брали из далеких мест, известны документы, когда,
уже проживая в Уфимской губернии,невест привозили из Тамбовской губернии. При обсуждении кандидатур
выяснялось прежде всего богатство родителей каждой невесты, их общественный
статус, авторитет, характеры. Ибо самих невест никто не знал, как мы уже
говорили, мурзинские дочери с 12-летнего возраста за пределы своего двора не
выходили. Надо сказать, что вообще женщины в мурзинских домах жили в
строгости, даже взрослые замужние женщины при встрече с мужчиной концом
платка прикрывали лицо. Когда после долгих обсуждений и советов избиралась
невеста, начинался поиск опытных и дипломатичных свах. Наконец, определены
и свахи. Они выясняют состояние семьи, ее земельные владения, положение по
службе. Выяснив все возможные подробности, они отправляются к семье
невесты, которая в большинстве случаев проживает в дальнем ауле. Свахи, встав
утром до рассвета, сотворив намаз, пешком отправляются в путь. Пешком, потому
что сватовство происходит в строжайшей тайне, ибо, узнав об этом, могут
вмешаться конкуренты, а во-вторых, в случае вполне возможного отказа, попытка
должна остаться в тайне. А если поехать на лошадях, то немедленно об этом
узнает вся округа. Войдя в дом невесты, свахи после обычных приветственных
слов произносят обычную в этих случаях фразу: «Пришли надолго, сели, без дела
не сидеть». Услышав эту фразу, семья невесты уже знает, кто и зачем пришел.
Ставится самовар, собирают на стол. В этом деле все освящено традицией. За
столом говорят о погоде, о скоте. Потом одна из свах произносит традиционную
фразу: «У вас есть золото, у нас – серебро, давайте, их соединив, создадим
сокровище». Свахи всеми самыми привлекательными словами расхваливают
жениха, отца и мать жениха, его семью, их богатство. После продолжительного
разговора, обеда родители невесты говорят, что их дочь еще молода, надо
подождать. Но в конце концов договариваются второй раз встретиться через
месяц. Это нужно, чтобы дать возможность родителям невесты навести справки о
семье жениха. Через месяц свахи снова отправляются в путь. Но на этот раз уже
не пешком тайными тропами, а едут в повозке с кучером на козлах, торжественно
и решительно. На этот раз переговоры тоже не завершаются согласием родителей
невесты. «Мы мало знаем о женихе», – говорят они. Договариваются встретиться
через две недели. После трехмесячных хождений и встреч, наконец, согласие
найдено, определяется сумма калыма. Назначали день для скрепления слова
согласия. Теперь начинается торговля о калыме. Родители невесты запрашивают
большой калым,невесту одевают с ног до головы в дорогие одежды. После продолжительной,
утомительной торговли о калыме, подарках, подношениях, наконец, приходят к
согласию. Мать невесты выносит и кладет на стол два вышитых носовых платка и
на них золотое кольцо для жениха. Это называется «знак» (билге). Свахи берут
золотое кольцо и носовые платки и на стол кладут задаток калыма. Когда свахи
возвращаются в дом жениха, там их ждет вся родня. Дом полон народа, увидев
выложенное свахами золотое кольцо, все радуются. Приглашают жениха, ему
объявляют, кого ему в невесты сосватали, из какой семьи и как ее зовут, и
вручают золотое кольцо – знак согласия невесты. Никто у него не спрашивает,
нравится ему невеста или нет. Таков закон предков, никто его преступить не
может.

Link to comment
Share on other sites

[b]Свадебный «чин»[/b]

Свадебное золотое кольцо дарит только невеста жениху, а жених невесте
не дарит. Это тоже древняя традиция, а почему так – неведомо. После этих
событий проходит несколько месяцев, и снова свахи, взяв часть калыма, в повозке
с кучером на козлах отправляются в дом невесты, где после продолжительных
переговоров назначается «Яраш туй». В переводе на русский это значит «свадьба
согласия». Договариваются, что когда во время никаха (венчания) мулла спросит
о калыме, подтвердить, что калым выплачен полностью. «Яраш туй» заключается
в том, что родители жениха и невесты обмениваются подарками, в дом жениха
привозят приданое. Невеста особенно к этому готовится: шьет, вышивает
наволочки, скатерти, салфетки, занавески, фартуки, разные покрывала. В это
время около невесты собираются подруги, родственницы, все помогают ей
окончательно подготовить приданое.
А в обществе распространяются о женихе и его родителях всяческие слухи:
якобы отец жениха отставлен от службы, а жениха на службу не приняли,
поместьям их угрожает отписка. Отец невесты, мурза, настораживается: как
отдать дочь в неслужилую семью? Возникают колнфликты, свахи бегают и все
эти вопросы улаживают. Наконец, согласован день «Яраш туя». Это закон, теперь
уже никто не может ни расстроить свадьбу, ни отменить. Таков один из древних
обычаев. В этот день с раннего утра на двух подводах выезжают в дом невесты.
На подводы грузятся подарки для невесты, в том числе сладости для ее подруг,
подарки для отца, матери, родственников, каждому по признаку родства, кому
камзол, кому атлас на платье, кому галоши, шляпа. Итак, ни один родственник
при этом не забывается, ведется строжайший учет. При этом договариваются о
дне никаха. После угощения подводы отправляются в обратный путь, теперь уже
груженные подарками для родни жениха. В доме жениха собирается вся родня,
ждут приезда подвод с подарками. Это называется «буляк багыу» (смотрины
подарков). Все подарки рассматриваются, оцениваются и раздаются по
принадлежности. Через неделю снова в дом невесты отправляются подводы.
Теперь уже едут только мужчины, отец жениха со старшими родственниками. Их
задача – назначить день свадьбы и совершить обряд никаха. Согласно обычаю их
встречает родня невесты. Входят домой, совершают благодарственную молитву, и
появляется мулла в зеленом чапане, на голове белая чалма. Все присутствующие
муллу встречают стоя. «Эсселяму галейкум», – произносит мулла. «Вагалейкум
ассалам, хазрат», – отвечают все присутствующие. Отец невесты просит
совершить обряд никаха, Мулла садится за стол, спрашивает, кто будет
свидетелем со стороны жениха. Отец жениха называет свидетеля жениха. Отец
невесты называет своего свидетеля. Дальше мулла спрашивает, кто берет на себя
ответственность за жениха и кто за невесту. Этот вопрос возникает, потому что ни
жених, ни невеста в этом обряде не участвуют. Поэтому кто-то за них должен
быть ответственным. Оба отца отвечают: «Мы сами за них ответственны, хазрат».
Помещение, где совершается обряд никаха, разделено занавесью, ибо в
присутствии муллы женщины находиться здесь не могут. Невеста, мать невесты и
все родственницы стоят за занавесью и оттуда слушают совершение обряда.
Мулла начинает с расспросов как звать жениха, чей сын, как звать невесту, чья
она дочь, какая сумма калыма. Отец жениха говорит: «Договорились о такой-то
сумме, в основном калым уплачен, сейчас выплачиваю остальную сумму». С
этими словами выкладывает на стол деньги. Отец невесты подтверждает: «Да, все
это действительно так, хазрат». За занавесью – свои обряды. Там стоит невеста со
своими подругами, в руках у подруг две свечи, во время обряда свечи зажигают.
Есть примета: если свечи погаснут во время обряда, то быть беде. Наступает
самая торжественная минута. Отец невесты заходит за занавесь и распоряжается
зажечь свечи, затем выходит из-за занавеси и говорит: «На Аллаха единого
возложим, хазрат, начнем». Мулла не спеша читает Коран, незнакомые слова
Корана звучат особенно торжественно. После чтения Корана мулла обращается к
отцу жениха: «Дочь такого-то мурзы согласился взять в жены своему сыну?».
Отец жениха, отвечая за сына, говорит: «Взял». Дальше мулла обращается к отцу невесты: «Такая-то, дочь мурзы такого-то, согласна ли быть женой такого-то мурзы?». Отец невесты идет к занавеси и говорит: «Дочь, - называя по имени, – согласна ли быть женой такого-то мурзы?». Из-за занавеси невеста отвечает идущей из древности традиционной фразой: «Я против воли отца и
матери идти не могу». Отец невесты возвращается к мулле и говорит: «Она
сказала – против воли отца – матери идти не могу». Мулла читает молитву – и
никак завершен. Начинается застолье, на стол приносят угощения. Прежде всего
мясо, потом салма (лапша), а потом чай с халвой и другими сладостями.
Алкогольных напитков на никахе ни в коем случае не подают.

Link to comment
Share on other sites

[b]Свадебный «чин»[/b]

На другой день вся женская родня собирается в дом невесты на пробу вчера привезенного отцом
жениха меда, снова застолье, чаепитие. Начинается подготовка к свадьбе. Невесте
обеспечивают особый режим, ее отдельно кормят, холят. Она должна на свадьбе
предстать перед женихом холеной и свежей. В назначенный день свадьбы в дом
жениха со всей округи съезжается родня. Большинство в каретах, запряженных
парой рысаков, на дуге колокольцы, сбруя вся блестит, в медных украшениях.
Каждый приезжий гость привозит два белиша (пирог), фаршированных кур,
сладости. Однако никаких подарков нет, таков был обычай. Во дворе, в доме –
веселье, смех, шутки, все радостно возбуждены. Утром жених запрягает тарантас,
посадив на козлы скрипача, отправляется за своими замужними старшими
сестрами и их мужьями и везет их под звуки скрипки. Начинается свадьба. Когда
собрались все гости, садятся за сдвинутые столы и начинается застолье. Подается
буза, начинается веселье. Буза – это алкогольный напиток, что-то вроде пива,
однако с большим содержанием алкоголя. В этом застолье принимает участие
только более или менее молодая часть родни. Пожилые женщины, старушки
только со стороны наблюдают. Буза свое дело делает. Молодые родственники
жениха затевают песню, к ним все присоединяются. Песню сменяют пляска, игры.
Наконец, гости расходятся, остаются только самые близкие родственники, чтобы
готовить следующее застолье.
На следующий день утром жених отправляется приглашать на свадьбу тех
гостей, кто с ним поедет на свадьбу в дом невесты, это в основном молодые пары.
К вечеру нарядные, разодетые гости собираются. На стол ставится буза и
угощенье. Жених, подпоясав вышитый фартук, подаренный невестой, угощает
гостей бузой. В соседнем доме отец жениха, собрав старшее поколение
родственников,проводит застолье, также угощая бузой. Молодежь веселится, песни, пляски,
музыкальные инструменты, скрипки гремят. Начинает собираться народ со всего
аула, едут даже из соседних аулов. Мурзинская свадьба – это большое зрелище,
жених щедр, всех приглашает в дом, а тем, кто не помещается в доме, ведрами
бузу выносят во двор, на улицу. Так наступает полночь, и гости расходятся.
Приезжих издалека уводят ночевать родственники и знакомые.
Назавтра – основное действие свадьбы в доме невесты. Утром свахи в
повозке с запряженными рысаками торжественно отправляются в дом невесты.
Их задача – рассказать, как прошла свадьба в доме жениха и сколько человек
приедут на свадьбу в дом невесты. А жених с тростью в руках обходит дома, где
его родственники остановились, стучит в окно и кричит: «Собирайтесь на
свадьбу». Ближе к обеду собирается свадебный поезд. Во всех повозках
запряжены по паре и тройке коней. Всего собирается 30–40 повозок. Когда все
выстроились, раздается команда: «Трогаемся». Все вспрыгивают в повозки,
кареты. В головных каретах звенят колокольцы, к ним присоединяется звон всех
колокольцев, свист, звук скрипок, гремят песни, частушки, громкие радостные
возгласы. Весь аул высыпает провожать свадебный поезд. В таком виде
свадебный поезд объезжает свой аул, после двух кругов снова останавливается у
ворот жениха. Все, по одному и группами, заходят в дом, выпивают по несколько
стаканов бузы, кушают мясо, и снова поезд выстраивается в том же порядке. Отец
жениха в убранной карете, запряженной тройкой во главе поезда, дает команду:
«Единому Аллаху поручили, поехали!». Жених с дружками замыкают поезд.
После выезда из деревни порядок нарушается. У кого хорошие кони, а сердца
горячие, в своих повозках встают и мчатся галопом, переходят на бешеный
аллюр. Крики, шум, песни, всякого рода выкрики под свист. Кареты выходят из
ряда и мчатся уже наперегонки. Каждый хочет показать быстроту своих коней.
Вот и первый соседний аул. Коней придерживают, поезд останавливается в
середине аула, все сходят со своих повозок. Скрипачи выходят вперед, образуется
круг, начинаются песни и пляски. Скоро снова в путь, в пути крик, шум, песни,
скачки. Не доезжая до аула невесты полверсты, снова поезд приходит в порядок,
кареты занимают свои места. Здесь их встречают родственники невесты и
присоединяются к ним. В ауле начинается стрельба из ружей, крики, шум, лают
собаки, пахнет порохом. Так кортеж въезжает в аул. Дом невесты полон гостей со
всего края. Красивые повозки, кареты, изукрашенные кони, на дугах разноцветные полотенца. Вот
слышны громкие возгласы, свист, ружейные выстрелы, раздается крик: «Свадьба
едет». Весь аул высыпает на улицу, заводятся песни, слышны шутки, смех. На
первой подводе подъезжает близкий родственник отца невесты со скрипачом,
ворота настежь, за ним вторая подвода заезжает. По обычаю остальные
останавливаются на улице. Все гости спрыгнули со своих подвод, жители аула
уводят их лошадей к себе домой. Последним подъезжает жених с дружками и
заезжает во двор. Их встречают молодые люди и под руки ведут в дом. На
крыльце их ожидали снохи: в руках у них тарелки с маслом и медом и особым
хлебным блюдом (катлама). Каждый из них берет кусок катламы, откусывает,
остальное бросает за плечо. Эти куски ловят молодые люди: кто первый поймает,
первый и женится. Жених и его дружки в тарелки кладут деньги, и после этого
открываются двери в дом. Кроме них никто в дом не заходит. А за занавесью
стоит невеста, окруженная подругами, золовками. Обряд венчания, никах,
совершен, они уже законные муж и жена, им предстоит прожить жизнь, родить 7–
8 детей, воспитать их, продолжить жизнь, но друг друга они еще не видели. Кто
она, какая из себя? Жених вынимает из кармана подарки для невесты – духи,
сандал, хну и др. А невеста по рукам передает подарок жениху – вышитую
серебром тюбетейку (каляпуш). Жениха сажают на диван, на голове каляпуш, на
пальце золотое кольцо – подарки невесты. Но невесту он еще не видел. В комнату
входят ближайшие родственники, человек двадцать пять. Рассаживаются по
признаку родственной близости, подают чай. После чая все выходят из комнаты.
Вновь накрывают на стол, подают бузу и всех приглашают в комнату. Начинается
свадьба, угощения, песни, все, кроме жениха, пьют бузу. В это время входят и
проходят за занавесь девушки с покрытыми головами. Начинается обмен
частушками, в которых девушки стараются осрамить жениха и его дружков, а те в
свою очередь отвечают им тем же. В соседнем доме пожилые люди тоже сидят за
столом. Ночью гости начинают постепенно расходиться. Со столов убирают
остатки и начинают вновь накрывать столы уже самыми изысканными блюдами.

Link to comment
Share on other sites

[b]Свадебный «чин»[/b]

Гостей вновь приглашают за стол. После этого пиршество в доме невесты
заканчивается. После проводов всех жених с дружками входит в дом и садится
против занавеси. Занавесь открывается, и золовка берет невесту за руку и ставит
перед женихом. Вот только когда жених и невеста видят друг друга, однако лицо
невесты закрыто вуалью.Невеста целует руку жениха – и снова ее уводят за занавесь. Жених
провожает дружков и входит в дом. Стол снова накрыт, однако только на две
персоны. Кроме них никого в доме нет. Садятся друг против друга, вуали уже нет.
Невеста угощает жениха. На другой день на двух подводах в дом жениха везут
приданое невесты. А свадьба продолжается. Жених собирает дружков и снова
приглашает пировать в дом невесты. Теперь уже сам жених угощает дружков. Он
наливает в стаканы дружков бузу, но они не пьют, заявляют: «Зачем мы пришли
сюда?». Жених идет за занавесь и выводит к гостям невесту. Гости пригубляют
стаканы, но не пьют. Понимая это затруднение, жених и невеста исполняют обряд, называемый йогуне, т.е. согнув колени и наклонив голову, они замирают на месте, пока гости не выпьют стаканы. Начинается пиршество. К вечеру все гости на лошадях собираются к воротам невесты. Все подводы
выстраиваются в таком порядке, как приехали. Отец жениха командует:
«Единому Аллаху поручаемся, трогаемся». После этой команды жених с
дружками идет в комнату за невестой. Но девушки невесту не отдают. Они
закрыли лицо платками и обняли подушки, а без подушек жених невесту увезти
не может, таков обычай. – «Если не дадите денег, подушки не вернем». Дружки
дают девушкам деньги, но девушки качают головой, надо добавить. Жених берет
под руку невесту и начинает выходить, но на диване сидят отец и мать невесты.
Дружки подходят к ним и спрашивают: «В приданое дочери что даете?». Отец и
мать называют приданое. Дают в основном скот – кобылиц, коров, овец. Дружки
говорят спасибо. Жених целует руки отца и матери и с невестой выходит из
комнаты. Свадебный поезд трогается в обратный путь. Тем временем в дом
жениха привезли приданое невесты на двух подводах. Окованные сундуки полны
вышитых скатертей, полотенец, рушников, салфеток, разных покрывал, занавесей,
десятков рубах, платьев, шалей, платков, фартуков, посуды, в том числе
самоваров, тазов, кумганов и многих других вещей. Все это разложено в комнате,
двери открыты, все идут смотреть приданое мурзинской дочери. Во время этой
суматохи на улице раздается крик: «Свадьба едет (называя по имени), мурза
такой-то невесту везет». Снохи выходят встречать с фонарями, ружейная
стрельба, крики радости. Аул наполнился песнями, звоном колокольцев, звуками
скрипок, конское ржанье, цоканье конских копыт. К крыльцу подъезжает карета
жениха и невесты. Под ноги невесты кладут подушку, и она с кареты встает на
подушку. Мать жениха впиале подает шербет (разведенный мед ) сыну, он, отхлебнув, возвращает матери,она пиалу подает снохе (невеста уже стала снохой). Мать подает катламу, ее с
маслом откусывают жених и невеста. Свекровь вводит молодую сноху в дом,
показывает ей печь. Она целует печь, после этого старшие снохи уводят ее за
занавесь. Столы накрыты, приезжает много родственников невесты, столы полны
кушаний, буза льется рекой, бурное веселье, песни, пляски. Здесь, как и в доме
невесты, молодежь в одном доме, а старшие в другом доме пируют. Родственники
заходят по одному за занавесь, прощаются с невестой, желают ей благополучия и
счастья и уезжают. Старшие снохи приносят невестке в медном кумгане теплой
воды и медный таз. Это все для умывания. Свекровь дарит невестке предметы
туалета. На второй день от родни невесты приезжают четыре очень суровые
женщины. Их сажают за стол, угощают. Но они не едят, не пьют. Их задача узнать
жизнь семьи жениха. Они осматривают дом, двор, скотину, комнаты, чтобы дома
сделать доклад, в какую семью попала невеста. Свадьба на этом не заканчивается.
Наоборот, только разворачивается. Начинаются взаимные приглашения всей
родни. Каждый брат, дядя, тетя – все по очереди приглашают родню невесты и
жениха. Свадьба продолжается, и описывать ее можно до бесконечности.

Link to comment
Share on other sites

[b]Бускеевы[/b]

По переписной книге 1646 – 1652 гг. Ивана Аничкова за Кибеем и Уразом мурзами Сунчалеевыми детьми Б. в д. Бускеево (прежде был починок Сунчелеевский) Свияжского у. насчитывался 21 крестьянский двор. Имелось свыше 130 четвертей пашенной земли и 25 дес./500 копен) сенокосных угодий[1].
[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 433. Л. 30 об.–31 об.

Link to comment
Share on other sites

Сочинения >>Державин

...ода Державина сделала объектом поэтизации «человека на троне» — Екатерину II, ее государственные дела и добродетели. «Фелица» близка дружескому литературному посланию, похвальному слову и одновременно — стихотворной сатире.

Поэт включил в оду литературный портрет императрицы, носящий нравственно-психологический, идеализированный характер.

Державин пытается раскрыть внутренний мир героини, ее нравы и привычки через описание поступков и распоряжений Екатерины II, ее государственных деяний:

[b]Мурзам твоим не подражая,[/b]
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь...

Отсутствие портретных описаний компенсируется впечатлением, которое героиня оды производит на окружающих. Поэт подчеркивает важнейшие, с его точки зрения, черты просвещенной монархини: ее демократизм, простоту, неприхотливость, скромность, приветливость в сочетании с выдающимся умом и талантом государственного деятеля. [b]Высокому образу царицы поэт противопоставляет иронический портрет ее царедворца. Это собирательный образ, включающий в себя черты ближайших сподвижников Екатерины П: светлейшего князя Григория Потемкина, который, несмотря на широту души и блестящий ум, отличается прихотливым и капризным нравом; фаворитов императрицы Алексея и Григория Орловых, гвардейцев-гуляк, любителей кулачных боев и конских скачек; канцлера Никиты и фельдмаршала Петра Паниных, страстных охотников, забывших ради любимого развлечения дела государственной службы; Семена Нарышкина, егермейстера императорского дворца и известного меломана, который первым завел у себя оркестр роговой музыки; генерал-прокурора Александра Вяземского, любившего на досуге наслаждаться чтением лубочных повестей, и ...Гаврилы Романовича Державина. Русский поэт, ставший к тому времени статским советником, не выделял себя из этой вельможной сферы, а наоборот, подчеркивал свою причастность к кругу избранных:
[/b]

Link to comment
Share on other sites

[b]Гиреевы[/b]

До 1810 г. мурзы Г. проживали в д. Денискино Бугульминского у. (ныне Самарская обл.), откуда они перешли в д. Урдалы Токтарово тож (ныне Лениногорский район РТ). В начале ХIХ в. в этой деревне насчитывалось 34 души мужского пола мурз Гиреевых. Оставались в сословии государственных крестьян[1].
[1] ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 74; Ф. И-138. Оп. 2. Д. 84. Л. 208.

Link to comment
Share on other sites

[b]Даукаевы[/b]

По преданиям, родоначальник рода Даукай мурза перешел на службу из Крымского ханства в Касимовское. В ХVII в Д. в составе служилых татар перешли на жительство в Уфимский у., где они обосновались в д. Казарма (ныне Кушнаренковский район РБ). Позднее, Д. поселились также в деревнях Ихсаново, Старо–Калмашево (ныне Чекмагушевский район РБ) и Каратяки (ныне Кушнаренковский район РБ)[1].
[1] ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 2632. Л. 51 об.; Ф. И-295. Оп. 14. Д. 3. Л. 6 об., 83–83 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Дебердеевы[/b]

В ХVIII―ХIХ вв. мурзы Д. проживали в деревнях Пенделки (ныне д. Татарская Пенделка Пензенской обл.), Новые Терешки Кузнецкого у. Саратовской губ. (ныне Ульяновская обл.) и Устюбы Белебеевского у. (ныне Буздякский район РБ). Представитель рода мурза Бахтый Д. в 1767 ― 1768 гг. являлся депутатом Уложенной комиссии от служилых мурз и татар Адмиралтейского ведомства Симбирской провинции. Прошение мурз Д. о возведении в потомственное дворянство не было удовлетворено. Оставались в сословии государственных крестьян[1].
[1] ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп.1. Д.1343; Ф. И-2. Оп. 1. Д. 446. Л. 5; Ф. И-295. Оп. 3. Д. 7419. Л. 77.

Link to comment
Share on other sites

[b]Девлеевы[/b]

В 1678 г. Бекбулат Килмаметев сын Д. служил по Шацку. В эти же годы упоминается [b]темниковский мурза [/b]Миряша Алышев сын Девлеев. В настоящее время Д. известны среди жителей д. Азеево бывшего Кадомского уезда (ныне Рязанская обл.)[1].
[1] Савелов Л.М. Родословные записи. Вып. 3. С. 31; Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 425; Исхаков Д.М. Этнографические группы... С. 148

Link to comment
Share on other sites

[b]Девлятовы (Дивлетевы)[/b]

В ХVII―ХVIII вв. мурзы Д. проживали в деревнях Валишино Карга тож, Верхний Чепкас и Новые Какерли и Старые Чукалы Буинского у. Симбирской губернии (ныне Дрожжановский район РТ). По указу царя Алексея Михайловича из мурз служилого татарина Ильмета Тигильдина сына князя Дивлетева велено «за верную службу вписать на Москве в Приказе Казанского Дворца в служилой список и дать ему пашенной земли Синбирского уезда в деревне Верхних Чепкасах пятдесять четвертей с сенными покосы». В 1677 г. Ильмет Д. с братом Альмакаем за службу были жалованы серебряными ковшами, саблями, деньгами по 11 рублей, землей и сенными покосами в д. Верхний Чепкас, мельничным местом по р. Карле. После перевода служилых татар и мурз в податное сословие часть рода Д. (дети Сеита Ильметева Д.) перешли в буинское мещанство[1]. Потомки Ильмета и Альмакая Тигильдиных детей Д. проживали в деревнях Валишино Карга тож и Верхний Чепкас. Другая ветвь рода происходит от Кильдюша мурзы Теребердеева сына Дивлетева. По отказным книгам от 3 ноября 7186 (1678 г. – И.Г.) г. алатырскому мурзе Кильдюшу Теребердееву сыну Д. дано поместье в д. Чернышево Верхнесурского стана Алатырского у. «земли двести сорок четыре четверти в поле, а в дву потому ж с крестьянами»[2]. По договорному письму с жителями д. Бавлы Бугульминского округа (ныне Бавлинский район РТ) от 8 мая 1784 г. часть рода Д. поселилась в этой деревне, переселившись из д. Валишино (Карлаево тож) Буинского у. Симбирской губернии. В конце ХVIII в. Симбирское дворянское собрание род князей Д. признало в дворянстве, но Сенат это решение не утвердил, и Д. остались в сословии государственных крестьян[3].
[1] РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 1776. Л. 1, 3, 10; Архив Симбирского окружного суда. Вып. 1. С. 118.; Буа ягым – тау ягым. Буинские просторы. Казань, 2000. С. 43–44.
[2] РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 1777. Л. 4, 7
[3] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4871. Л. 217; Ф. И-138. Оп. 2. Д. 84. Л. 43; Ф. И-172. Оп. 1. Д.69. Л.345; Д.124. Л.2, 6.

Link to comment
Share on other sites

[b]Дербышевы[/b]

В последней четверти ХVII в. упоминаются мурзы Сюнчалей Бекбулатов и Утеш Байбулатов дети Д., имевшие поместья в Темниковском уезде[1].
[1] Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 419, 423.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='torkel' date='01 June 2010 - 11:05' timestamp='1275372300' post='6784591']
[b]Кулакметовы (Кулахметовы)[/b]

В конце ХVII в. мурзы Кулахметовы. проживали в д. Виряс Темниковского уезда[1]. Из этого рода происходят

генерал-лейтенант Минюр Халилович Кулахметов. (род. 1927), родившийся в с. Кунчерово Неверкинского района Пензенской области.
Кулахметов, Марат Минюрович
[b]Кулахметов Гафур Юнусович[/b]
[b]Дим Кулахметов[/b]
[/quote]

[attachment=671553:jstjsrt.jpg]

Мой предок покорял Китай и Рим
И пол Европы на меня теперь похожи
Пропала Слава, растаяв словно дым
И удивляемся теперь, что бьют по роже.

Стпей наших просторнее нет
Наши земли раздольно лежат
Здесь мы учим и кормим детей
Ну, а надо - берем автомат.

Мы живем здесь уж тысячи лет
От Кореи до самой Итиль
Каждый гость был для нас словно брат
А врагам не по нраву наш стиль.

Тюрк, татар, азери, вэ башкыр
Узбекляр, хакаслар вэ якут
Калмыклар, казахлар вэ огуз
Но у всех у нас РОДИНА ТЮРК!
Серым Волком пугают детей
Казаклар да бизим егетляр
Правда лучше незваных гостей
А В СТЕПИ ЧЬИ ЖЕ КОСТИ ЛЕЖАТ?!!!

Наши кони легки и быстры
Степь полна изумрудной травой
Наши сабли за ПРАВДУ остры
Но мы верим - МЫ ВЕРИМ В ЛЮБОВЬ!!!

Уйгурлар, калпаклар вэ кыргыз
Булгарлар, мисгарляр, тюркменляр
Бир сезю сюледилер бабайлар
Бир кылыч, бир намус, бир эшану, бир ат!

Тимурлянг, вэ Бату, вэ Чапай
Улугбек, Кутузов, Бейбарс
Хубилай, Атилла, Чингиз Хан
Да и грозный Иван тоже наш.

Наши предки брали Рим и Китай
В пол Европах теперь наша кровь
Кто-то хочет чтобы жили мы врозь
нО МЫ ВЕРИМ... МЫ ВЕРИМ В ЛЮБОВЬ!!!!

Link to comment
Share on other sites

[b]Деуковы[/b]

В первой четверти ХVIII в. мурзы Д. проживали в д. Печенейка Алатырского уезда[1]
[1] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 5. Л. 175.

Link to comment
Share on other sites

[b]Дулатовы[/b]

В 1687 г. за мурзой Кутлумаметем Уразовым сыном Д. были записаны по отказной грамоте «62 четверти без полуосмины в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на 90 копен, с крестьяны» в Темниковском уезде[1]. В 1699 г. населенными имениями владели мурзы Кутлумамет Уразов, Бустан Иванашев, Алмамет Акмаметев, Акмамет и Бидалей Алмашевы дети Дулатовы[2]. Во второй половине ХVII в. упоминаются темниковские мурзы Алмамет Акмаметев и Ураз Емяков дети Дулатовы[3]. В ХVIII―ХIХ вв. проживали в д. Тарханово Краснослободского уезда (ныне Республика Мордовия). В начале ХIХ в. два семейства мурз Д. переселилось в д. Буздяк Белебеевского уезда (ныне Буздякский район РБ). Прошения Д. (из деревень Тарханово и Буздяк) о возвращении им не были удовлетворены. Оставались в сословии государственных крестьян[4].
[1] Известия ТУАК. Вып. 1. Тамбов, 1884. С. 15.
[2] Савелов Л.М. Родословные записи. Вып. 3. С. 124–125.
[3] Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 423.
[4] ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343; Ф. И-295. Оп. 4. Д. 1381. Л. 1.

Link to comment
Share on other sites

[b]Едигеровы[/b]

В первой половине ХVIII в. мурзы Е. проживали в д. Чекашево Шацкой провинции Воронежской губернии[1]
[1] РГАДА. Ф. 350. Оп.2. Д. 3561. Л. 262 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Емашевы (Емешевы)[/b]

В последней четверти ХVII в. упоминается мурза Бектемир Бекяшев сын Е., имевший поместье в Темниковском уезде[1]. В Атемарской десятне 1679 – 1680 гг. упоминается Токтар Е., находившийся на рейтарской службе и владевший поместьем в Саранском уезде[2]. В 1719 г. служилые татары Е. проживали в деревнях Азеево и Сюндюково Кадомского уезда (ныне Рязанская обл.)[3].
[1] Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 425.
[2] Савелов Л.М. Родословные записи. Вып. 3. С. 193.
[3] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 131. Л. 69 об.; Д. 414. Л. 41 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Енакаевы (Енокаевы)[/b]

Родоначальником рода является темниковский мурза Енакай Енгиреев (Енгильдеев).

Link to comment
Share on other sites

[b]Еналеевы[/b]

Видимо, являются потомками казанского мурзы Еналея, перешедшего на русскую службу перед взятием Казани. Мурза Инишей в 1676 г. владел поместьем в Темниковском у., Ишбулат Мамеев сын Е. в 1678 г. служил по Шацку. Ишмамет Е. упоминается в Керенской десятне 1692 года. Сунчалей Амакаев, Сафар Сантаналеев и Сафар Сантаналеев (двое одноименных) дети Е. владели в 1699 г. населенными имениями[1]. Во второй половине ХVII в. упоминаются мурзы Муртазалей Мустафалеев, Кадыралей и Сафаралей Султаналеевы дети Е. из д. Исенские полянки Инсарского уезда (ныне Республика Мордовия). По отпускной грамоте за 1665 г. помещики этой деревни Сафаралей, Сунолей, Мамадалей Султаналеевы дети Е. отпустили на волю своих крепостных крестьян Делейшу Монкаеву с ее детьми Бектемиром и Семашкой[2]. В конце ХVII в. в Симбирском у. в д. Чепалино поселился князь Смаил Утямышев сын Еналеев[3]. В 1711 г. среди служилых мурз д. Бектемирово Казанской дороги Уфимского у. отмечен Бектемир Абдулов сын Еналеев[4]. В 1719 г. проживали в деревнях Верик, Каменный брод Кадомского уезда[5]. В ХIХ в. мещеряки Е. проживали в д. Арсланово Уфимского у. Оренбургской губернии (ныне Чишминский район РБ)[6]. Е., проживавшие в Пензенской губ. вернули себе дворянство и были внесены в1862 г. в VI часть родословной книги этой губернии[7]. Кроме того, в настоящее время фамилия Е. отмечена среди жителей с. Бастаново бывшего Кадомского уезда.
[1] Савелов Л.М. Родословные записи. Вып. 3. С. 194.
[2] Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 336; Известия ТАУК. Вып. 39. Тамбов, 1895. С. 99–100.
[3] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 105. Л. 95.
[4] Там же. Ф. 615. Оп. 1. Д. 12150. Л. 11.
[5] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 131. Л. 17; Д. 414.
[6] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4043. Л. 24 об.
[7] Списки дворянских родов, внесенных в родословную книгу Пензенской губернии… Пенза, 1908. С. 14.

Link to comment
Share on other sites

[b]Енговатовы[/b]

Во второй половине ХVII в. Бибай мурза Енбареев сын Е. служил рейтарскую службу по Кадому и был верстан поместным окладом в 200 четвертей и денежным окладом в 8 рублей [1].
[1] РГАДА. Ф. 1122. Оп. 1. Д. 582. Л. 31.

Link to comment
Share on other sites

[b]Епанчины[/b]

В последней четверти ХVII в. упомянут темниковский мурза Будайко Ижбулатов сын Епанчин [1].
[1] Документы и материалы ... Т. I, ч. 2. С. 425.

Link to comment
Share on other sites

[b]Ергомышевы[/b]

В 1623 г. новик Досай мурза Е. был верстан 100 четвертями поместной земли в Касимовском уезде. В первой четверти ХVIII в. мурзы Е. проживали в городе Касимов [1].
[1] РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. Д. 11. Л. 5; Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 14 об., 16 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Ерзины (Ирзины)[/b]

Из «отатарившихся» мордовских феодалов. Во второй половине ХVII в. упоминаются темниковские мурзы Сидор Ирзин и его сын Бехтей из д. Шуструй (ныне Республика Мордовия) [1]. К 1700 г. за Иштеряком мурзой Сидоровым сыном Е. насчитывалось 35 дес. поместной земли в д. Шуструй Темниковского уезда [2]. Проживали также в деревнях Азеево и Якса Касимовского и Кадомского уездов (ныне Рязанская обл.) [3]. В 1833 г. семейство Хабибуллы Габитова сына Е. переселилось из д. Азеево в д. Верхнее Аташево Белебеевского уезда (ныне Чекмагушевский район РБ) [4].
[1] Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 275, 346.
[2] РГАДА. Ф. 1167. Оп. 1. Д. 1754. Л. 9.
[3] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 131. Л. 45, 72 об.–73; Татар халык ижаты. Риваятьлэр hэм легендалар. Казан, 1987. 194 б.
[4] ЦГИА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 37. Л. 196, 207.

Link to comment
Share on other sites

[b]Ерлыгановы[/b]

В первой четверти ХVIII в. мурзы Е. упоминаются среди жителей д. Качалейка Кадомского уезда (ныне Пензенская обл.)[1].
[1] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 414. Л. 296.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
      Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
        • Haha
      • 135 replies
    • К сведению водителей: в Азербайджане устанавливаются радары нового типа
      Исследования показывают, что причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является высокая скорость. Несмотря на принимаемые меры и предупреждения, некоторые водители нарушают скоростной предел, что в итоге приводит к росту летальных исходов. Различные технологии, используемые в мире для предотвращения трагедий на дорогах, применяются и в Азербайджане.
      Как сообщает avtosfer.az, на 21-м километре трассы Баку - Шамахы уже установлена новая радиолокационная система, показывающая скоростной режим, точнее, электронное табло. Отмечено, что система подобного типа уже применяется во многих странах и очень популярна.
      Как заявили в Специализированном проектно-производственном управлении «Сигнал» при Главном управлении Государственной дорожной полиции, целью установки электронного табло является предупреждение водителей, превышающих скорость, и побуждение их к соблюдению правил.
      Установленные табло будут активированы в ближайшие дни. Планируется установка таких систем и на других территориях.
      https://media.az/society/k-svedeniyu-voditelej-v-azerbajdzhane-ustanavlivayutsya-radary-novogo-tipa
      • 20 replies
    • Начата реализация проекта трамвайной линии в Баку
      Генеральный план - это стратегический документ. Это не документ для ежедневного исполнения. Генплан - документ, определяющий будущее развитие города Баку на ближайшие 30 лет.
      Об этом в интервью Азертадж заявил председатель правления Союза архитекторов Азербайджана Эльбей Гасымзаде, говоря о реализации в ближайшем будущем масштабных проектов в рамках Генплана.
      По его словам, на основе Генплана в различных частях города будут проведены конкретные работы.
      «Процессы проектирования этих работ уже начались. Например, одним из важнейших направлений Генплана является транспортная инфраструктура. Реализация проекта трамвайной линии в Баку уже начата. На мой взгляд, второй важный вопрос - строительство на месте кварталов с 1-2-этажными аварийными домами или даже крупного района современных жилых зданий», - отметил он.
      https://media.az/society/nachata-realizaciya-proekta-tramvajnoj-linii-v-baku
      • 22 replies
    • Новый способ развода нашли гайцы. Останавливают машины на кругу там где техосмотр в сядяряке. Начинают с поиска доп оборудования потом проверяют на алкоголь, на наркотики ничего не найдя, поют песню про то что ты где-то линию пересёк и тебе 80 Ман 3 балла штраф. Просишь показать видео, говорит что нет, ему по рации передали задержать.  Что езжай в гор ГАИ там разбирайся, потом начинается сказка про доброго полицейского что он может ремень написать, заплатишь 40 Ман когда тех осмотр пройдешь. Зная что не со штрафом техосмотр не пройти. В конце ты сам уже предлагаешь 20 Ман что бы он отстал, и он типа по рации кому-то передает что йохлыйыб и хял едиб, хотя уверен что он никому ничего не передавал. 
      Вообще за последние два дня 3 раза остановили проверять алкоголь. Рейд у них какойто
        • Haha
        • Like
      • 103 replies
    • На Земле началась сильнейшая за 20 лет магнитная буря
      На Земле началась сильнейшая за последние двадцать лет магнитная буря: ей присвоен наивысший уровень G5, сообщают космические институты России и США.
      Уровень G5 соответствует экстремально сильной магнитной буре. Во время неё могут возникать масштабные проблемы с объектами энергетики и космическими аппаратами. Полярные сияния могут фиксироваться даже в тропиках.
      В нескольких регионах России – от Ленинградской до Ростовской области, а также в Сибири и на Урале – наблюдалось северное сияние.
      Также полярное сияние фиксировали жители Грузии, Армении, Кубы, Беларуси и Украины.
      Ранее руководитель Лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований РАН Сергей Богачёв сообщал, что продолжительность магнитного шторма может составить от 20 до 40 часов.
      "Земля погружена в облако плазмы. Выйдет из него не раньше чем через сутки", – говорил он. Богачёв пояснил, что за трое суток Солнце выбросило четыре исключительно крупных облака плазмы.
      https://www.svoboda.org/a/na-zemle-nachalasj-siljneyshaya-za-20-let-magnitnaya-burya/32941991.html
        • Haha
      • 29 replies
    • В Санкт-Петербурге автобус с пассажирами упал в реку: число погибших выросло
      В реку Мойку упал пассажирский автобус. Предварительно, там находилось около 20 человек. В региональном МВД сообщили, что спасатели достают людей из воды
      Очевидец сообщил, что автобус врезался в два автомобиля, пробил ограду и упал в воду. ТАСС со ссылкой на источник в оперативных службах пишет о госпитализации пяти человек, еще двоим проводят реанимационные мероприятия на месте происшествия.
       

      Телеграм-канал Shot пишет, что из затонувшего автобуса спасли восемь человек. Состояние четверых из них оценивают как тяжелое — они госпитализированы. В больницу, как отмечает канал, в состоянии средней степени тяжести доставлен и водитель. Еще около десяти человек выбрались самостоятельно.
      Один человек погиб, указывает Shot. О жертвах также пишет телеграм-канал 78.

       
       
        • Like
      • 59 replies
    • Post in Вынесен приговор известному спортсмену, чьи действия привели к гибели 7-летнего мальчика
      Был наркоманом и мстил: новые подробности о тренере, осужденном за убийство 7-летнего Фарида
       
        • Sad
        • Like
    • Предупреждение от эксперта: кассовые чеки представляют угрозу для здоровья человека - ВИДЕО
      В составе краски, наносимой на кассовые чеки, присутствует опасное химическое соединение.
      Об этом предупреждает председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.
      Чеки из супермаркета или банкомата - каждый прикасается к ним чуть ли не десятки раз в день, совсем не подозревая, какой вред эти с виду безобидные клочки бумаги могут нанести здоровью. 
        Дело в том, что в 90% чеков содержится бисфенол - опасное соединение фенола с ацетоном, которое способно проникать в кровь и внутренние органы через кожу, повышая риск развития смертельных недугов.
      Подробнее - в сюжете ATV Xəbər:
       

       
        • Like
      • 59 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Уроженец Таджикистана, приехавший на заработки в Белгородскую область, изнасиловал алабая своих работодателей. Что там произошло, что рассказали хозяева собаки, чем объясняют зоофилию мигрантов? Что произошло в Белгородской области 8 мая в Сети распространилось видео, на котором в Белгородской области приезжий из Таджикистана, который работал у местной семьи, совершал, предположительно, действия сексуального характера в отношении их собаки породы алабай. «Блокнот.ру» пишет, что хозяева не представляли, что мигрант на такое способен. Отмечается, что мужчина по имени Нашид проявил себя нормальным работником и не вызывал подозрений. «Мы и представить себе не могли, что такое возможно. Нашид был скромным и порядочным парнем, делал постоянно намаз, был доброжелательным к нашей семье и исправно выполнял свою работу», — приводит их слова издание. Подозрения у хозяев вызвало кровотечение из анального отверстия их сторожевого пса. Тогда они решили проверить камеры видеонаблюдения. Как накажут мигранта-зоофила Юрист по гражданским, арбитражным и административным делам Василий Воробьев назвал в разговоре NEWS.ru наиболее вероятное наказание, которое ждет Нашида. «Сам поступок подходит под наказание по 245-й ст. УК РФ (то есть жестокое обращение с животным). Формально это преступление небольшой тяжести. Если этот мигрант является гражданином другой страны, то в случае привлечения его к уголовной ответственности будет выставлено автоматически выдворение. Скорее всего, реального лишения свободы он не получит, но выдворение как минимум ему грозит», — объяснил он. Как в Сети реагируют на случай в Белгороде Дикий случай в Белгороде привлек внимание пользователей в российских соцсетях. Поступок мигранта вызвал прежде всего недоумение. «Он сумасшедший? Извращенец? Садист к животным? Что это вообще такое, зачем?» — изумляется во «ВКонтакте» Нелли. Некоторые пользователи соцсетей восприняли ситуацию с юмором. «Нужно предать этот ролик большой огласке. Заставить диаспору извиняться перед алабаем и оплатить лечение собаке в лучших клиниках Израиля», — предлагает пользователь Диман в комментариях в Telegram. Поведение пса также вызвало удивление и насмешки. «Когда завел сторожевого алабая для охраны, а он отдался первому встречному», — смеется другой пользователь. Как объясняют зоофилию мигрантов из Центральной Азии Как отмечает «Блокнот.ру», случай в Белгороде не является уникальным. Так, мигранта из Киргизии выслали из Турции в Москву, когда его поймали в Анкаре за изнасилованием собаки. В апреле 2022 года такой случай произошел в подмосковном Одинцово — мигрант похитил привязанную у магазина собаку Лолу и надругался над ней. Автор Telegram-канала «Улыбаемся и машем» африканист Виктор Васильев, который сам является уроженцем Центральной Азии, пишет, что широким массам практически неизвестны глубинные проблемы региона, в том числе такой страны, как Таджикистан. «Например, мало кому известно, что в [Таджикистане] днем, при людях, ездят автомобили, принадлежащие государственным чиновникам, и расстреливают бездомных собак, при этом за всем этим наблюдают дети и воспринимают это как норму. <...> Соитие с собаками — куда более распространенное явление. Если раньше в горах это делали с ишаками, то теперь это стало можно делать с собаками. Если некоторые жители Таджикистана не брезгуют совершать подобные действия с животными, то вопросов к домогательствам в отношении несовершеннолетних девочек и мальчиков в России быть уже не должно», — подчеркивает Васильев. По его словам, в Таджикистане даже те, кто решительно против подобных преступлений, стараются не поднимать шума: «Позора боятся сильнее закона». «И в таких ситуациях осуждать будут не преступника (живодера, зоофила), а именно тех, кто посмел об этом сказать открыто», — подчеркивает автор канала.    https://news.ru/criminal/sumasshedshij-izvrashenec-sadist-kak-migrant-iznasiloval-alabaya-v-belgorode/
    • Азербайджан занял 58-е место в мировом рейтинге паспортов. Согласно информации BAKU.WS, на данный момент граждане Азербайджана могут посещать без визы около 40 стран мира. В 46 странах виза может быть получена по прибытии, а в 155 странах требуется предварительное оформление визы. Согласно Закону Азербайджанской Республики "О выезде из страны, въезде в страну и паспортах", безвизовый (упрощенный) режим въезда-выезда на территорию Азербайджана на основании личного паспорта может быть установлен Милли Меджлисом по предложению Президента, руководствуясь межгосударственными договорами. В настоящее время безвизовый режим на основе принципа взаимности применяется между Азербайджаном и рядом стран для следующих категорий граждан: I группа Граждане с дипломатическими или служебными паспортами. II группа В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики и соответствующих иностранных государств, граждане, имеющие любой вид действительного паспорта, предоставляющего право на международное пересечение границы, включая дипломатический, служебный (или официальный/специальный) или общегражданский паспорт, могут путешествовать без визы в определенные страны. Кроме того, безвизовый режим распространяется на лиц, совершающих поездку вместе с такими гражданами, но не имеющих личного действительного паспорта, при условии, что их фотография, имя, фамилия и отчество официально внесены в паспорт сопровождающего лица. Лица без гражданства, имеющие соответствующий документ, удостоверяющий личность и предоставляющий право на международное пересечение границы, выданный специально государственными органами Азербайджанской Республики или соответствующей иностранной страны, также могут воспользоваться безвизовым режимом. В случае утери, кражи, непригодности или истечения срока действия паспорта, гражданам и лицам без гражданства может быть выдано временное разрешение на пересечение границы - "Свидетельство о возвращении" - исключительно для возвращения в страну гражданства или постоянного проживания в течение короткого периода времени. Таким образом, граждане Азербайджана и лица без гражданства могут воспользоваться безвизовым режимом для посещения ряда стран, соблюдая соответствующие требования и правила. III группа Страны с односторонним безвизовым режимом для граждан Азербайджана с общегражданскими паспортами. https://ru.baku.ws/obschestvo/193878  
    • Что за зверь такой "дорожная карта" и при чем тут начисление зарплаты и дороги?   Насчёт бюджетников, смотря какие. Учителя и так почасовую получали оплату, но у них как-то по другому считалось. Столько то часов - ставка, меньше полставки, больше - полторы, две. У медработников не знаю как. Но не думаю, что они смогут где-то, кроме государственной сферы это внедрить. Потому что тут каждый час - переработкой будет считаться. А частники и в субботу и праздники работать заставляют за фиксированную зарплату.
    • Я лично не люблю такси, но даже если приходится вызывать ,  то вызываю болт. Потому что могу на карте выбрать адрес и он довезёт по навигатору . Как-то села в такси частника , попросив отвести к аф бизнес Хаусу, возле парка самеда Вургуна. Он заверяет что хя таныйырам ораны и везёт меня в аф, который ниже цирка, подъезжаем к тязя базару, он говорит буйурун бу да аф) я говорю я вообще то сямяд Вургун паркын йанындакыны демищдим. Оказывается там улица Самеда Вургуна) с болтом таких историй у меня лично не было )
    • Это очень редкое попадание. Бывает еще кстати, что заумный гагулик под лицензией друга-брата гоняет на своем приусе в комфорте. Здесь сразу надо в поддержку писать, снимут с комфорта такого чудика.
    • Рядом с нынешней петушенцией с непонятными песнями , Кончита кажется верхом таланта ) там хотя бы песня норм была) коммент под выступлением победителя : если у тебя хорошая песня, то ты сто процентов проиграешь)
    • Спасибо, я все читаю, но могу не разделять ваши восторги. А вы считаете, что азербайджанцы только на стороне советов воевали?
    • Пребывание со 180 до 90 дней сократили, знаете наверное. А так нормально все, никто по 20-30 часов не держит при проверке документов. И въезжать можно с любых аэропортов. Хотя документы у вас должны быть идеальные, они и раньше придирались к обладателям азербйджанских паспортов. То перевод паспорта на русский требуют, то ещё чего-нибудь. 
    • Ежемесячная минимальная заработная плата в Азербайджане может быть заменена почасовой минимальной заработной платой. Это отражено в дорожной карте на 2024 год по внедрению улучшений и коммуникаций в соответствующей области, основанной на отчете Business Ready Группы Всемирного банка. Министерству труда и социальной защиты поручено до 1 июля текущего года подготовить и представить соответствующие предложения по замене ежемесячной минимальной заработной платы на почасовую.   https://media.az/society/v-azerbajdzhane-ezhemesyachnaya-minimalnaya-zarplata-mozhet-byt-zamenena-pochasovoj     Поясните, а как будут получать зарплату бюджетники, у которых фиксированная месячная зарплата?
    • А какие танцоры были на выступлении старушки из испании в кружевном боди 😍😍😍 просто персики
×
×
  • Create New...