Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Меджлис татарских мурз


Recommended Posts

[b]Ефаевы (Яфаевы)[/b]

По писцовым книгам Темниковского у. за 7122 г. (1613–1614 гг. ― И.Г.) за Узбеком мурзой князем Е. в д. Тумаев Бор имелось 4 крестьянских и 2 бобыльских двора[1]. В 1629 г. упоминается темниковский князь Ибак Ефаев, имевший крепостных крестьян[2]. Князья Байтемир Теркулаев, Газей Байберин и Давыд Сюзбаев дети Е. в 1699 г. владели населенными имениями[3]. В ХVIII―ХIХ вв. Е. проживали в д. Тархан Ефаево Краснослободского уезда (ныне Республика Мордовия). В 1794 г. часть рода Е. переселилась в д. Буздяк (ныне Буздякский район РБ), а в 1812 г. в д. Рапатово Белебеевского уезда (ныне Чекмагушевский район РБ). Прошение Е. о возвращении им дворянского достоинства удовлетворено не было. Оставались в сословии государственных крестьян[4]
[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1143. Л. 119 об.
[2] Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 232.
[3] Савелов Л.М. Родословные записи. Вып. 3. С. 239.
[4] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 35. Л. 622; Ф. И-172. Оп. 1. Д. 83. Л. 222; Ф. И-295. Оп. 4. Д. 1383.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 207
  • Created
  • Last Reply

[b]Татарская аристократия[/b]
Знатные фамилии

* Дербышевы

[b]Генеалогический форум > Российский фамильный индекс > Д-З[/b]
Дербыш, Дербышев
Дербыш — испорченное "дервиш"

[b]"ДЕРБЫШЕВЫ"[/b]
Док. N 159: Писцовая переписная и межевая книга 1622-1624 гг.

...разводе и перед приправочными книгами примерено пашни паханыя и
перелогу сто пятьдесят четыре чети без третника.
Да Митрополиту ж дают Государевы деревни татаровя верховаго
оброку медвянаго, и его митрополичьи татаровя Тулай Крымчеев,
Толсара Урусаев, Карабай Баранчин, Акбулат Бурнашев, Тулубай
Абызов сказали: вотчина де их бортной ухожей от верхния Карташевския
дороги по старое по Камское устье и ниже Камскаго устья на бору
и на черном лесу и на острову и на ястребе дельных порозжих
у Тулая да у Талсары сто дерев, а оброку дают два батмана меду
с полупудом, знамя Тулаево X, знамя Тансарино, да у Карабая да у
Янбулата дельных и порозжих пятьдесят дерев, а оброка дают полбатмана
меду X - о знамя Карабаево да Енбулатово. У Тулубая дельных и порозжих
дерев десять дерев, оброку дает полпуда меду X знамя Тулаево.
Митрополичьи деревни Караевы татаровя: Токтар Кудашев, вотчина
де его сверх Карташевския дороги по нагорной стороне по большой
дороге до Сингилей и Саралак и деревни Табаева нижняя межа по Ястреб
остров и по Волге вверх бор и черной лес дельных порозжих
двадцать дерев, а оброку дает батман меду X0 знамя Тактарово. Тоеж
деревни Кудаш Тевкелев вотчина его верхняя межа против Гнилое болото
по Тетюшской по большой дороге и до Волги и до Камы и до Ястреба
острова на бору и в черном лесу и на Волге дельных порозжих
шестьдесят дерев, а оброку дает полбатмана меду - знамя Кудашево.
Тоеж деревни Чиникей Караев, вотчина де его межа та же, что и Кудашева,
дельных дерев и порозжих сорок, оброку дает батман меду
знамя Чиникеево. Тоеж деревни Меней Безерганов сказал вотчине его
межа таж, дельных и порозжих сто дерев, а оброку дает батман
меду - знамя Минеево. Тоеж деревни Янтуба Янбулатов сказал вотчине
де его межа таж, что и Кудашеве, дельных и порозжих тридцать дерев,
а оброку дает батман меду - знамя Елсубаево. Тоеж деревни Енглыч
Караев вотчине де его межа таж дельных и порозжих двадцать дерев
оброку дает два батмана меду - знамя Енглычево.
Тоеж деревни Тонатар Собакин, вотчине де его межа таже
дельных порозжих пятнадцать дерев, а оброку дает батман меду - знамя
Тонатарово.
Тоеж деревни Досай Какин, вотчине де его межа таж дельных
и порозжих двадцать дерев, а оброку дает батман меду - знамя Досаево.
Тоеж деревни Кайперда да [b]Камай Дербышевы,[/b] вотчине де их межа
таж, дельных и порозжих тридцать дерев, а оброку дают три батмана
меду - знамя Кайпердино - знамя Камаево.

Link to comment
Share on other sites

[b]Игимасовы[/b]

В конце ХVIII в. мурзы И. поселились в д. Абзаново Белебеевского уезда (ныне Благоварский район РБ). Видимо, мордовского происхождения, о чем говорит фамилия Игимасовых. Оставались в сословии государственных крестьян[1].
[1] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 35. Л. 614.

Link to comment
Share on other sites

[b]Ижбулатовы[/b]

К 1700 г. за Бикаем мурзой Мирясовым сыном И. имелось поместье в 47 четвертей поместной земли в д. Тенишевка Темниковского уезда. В писцовой книге Симбирского у. за 1684 – 1687 гг. среди служилых татар д. Старые Чукалы (ныне Дрожжановский район РТ) показан Утей Данилов сын И., имевший в своем владении 30 четей «пашенной земли и дикого поля» [1].
[1] РГАДА. Ф. 1167. Оп. 1. Д. 1754. Л. 20; Архив Симбирского окружного суда. Вып. 1. С. 118.

Link to comment
Share on other sites

[b]Иксеевы[/b]

В 1629 г. среди темниковских мурз, имевших крепостных крестьян, упомянут Бекбулат Иксеев[1]. В конце ХVIII в. в д. Абзаново (ныне Благоварский район РБ) переселилось семейство мурзы Бикмая Исянбердина сына И. (1717 г.). Оставались в сословии государственных крестьян[2].
[1] Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 232.
[2] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 35. Л. 614–615.

Link to comment
Share on other sites

[b]Илышевы[/b]

В начале ХVII в. «кадомское и керенское» поместье родоначальника рода Толубая И. находилось в деревнях Исеево (Лоткозина поляна тож), Лаке (ныне д. Татарская Лака Пензенской обл.), Лундане (ныне д. Татарский Лундан). Во второй половине ХVII в. упоминаются его внуки Нехорошка Иряшев и Акмамет Уразаев дети Илышевы[1]. Ко времени первой ревизии у мурз Бажая Акмаева, Бекбая Мемишева, Курамши Бегишева, Будалея Келмишева детей И. в д. Варнавы Кадомского у. имелись крепостные крестьяне, которые были отписаны на государя из-за нежелания креститься помещиков[2]. В конце ХVIII в. мурзы И. переселились из деревень Нижний Борисов Кадомского у. и Тугашево Темниковского у. в д. Бакаево Уфимского уезда (ныне Кушнаренковский район РБ). Кроме того, И. проживали в деревнях Митрялы, Турмадеево Темниковского уезда (ныне Республика Мордовия). Оставались в сословии государственных крестьян. Православная ветвь рода внесена в I и VI части дворянской родословной книги Пензенской губернии[3].
[1] Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 314.
[2] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1068. Л. 436, 437, 439, 440.
[3] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 131. Л. 27; ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 49; Ф. И-138. Оп. 2. Д. 62. Л. 618; Д. 353; Исхаков Д.М. Этнографические группы... С. 68, 98.

Link to comment
Share on other sites

[b]Илькины[/b]

Мурзы И. в ХVIII―ХIХ вв. проживали в д. Илькино Елабужского у. Вятской губ. (ныне Менделеевский район РТ). Представители рода владели поместьем по р. Юграш, которая была пожалована царем Алексеем Михайловичем в 1673 г. служилому слободскому татарину Иштиряку Шигаеву ― предку мурз Илькиных. В конце ХVIII в. И. продали поместье по р. Юграш Тевкелевым [1]. Позднее, фамилия И. зафиксирована среди стерлитамакского купечества.
[1] ЦГИА РБ. Ф. И-478. Оп. 1. Д. 175. Л. 16, 17.

Link to comment
Share on other sites

[b]Исаевы (Исеевы)[/b]

Из касимовских татар. К 1613 – 1614 гг. за Нураем мурзой Исеевым в деревнях Тугаево и Тювеево Темниковского у. (ныне Республика Мордовия) имелось шесть крестьянских дворов. В 1624 г. у Нурая И. показаны дети Янгозя, Девлекай, Кодралей, Арслан[1]. В 1676 г. Девлекай мурза Нураев сын И. «отказывает» свое поместье сыновьям Ишаю и Бегеняшу, внучатам Умряку Тохтарову, Мустаю Мамаеву, Кильмашу Алмакаеву. По переписным книгам Темниковского у. 1678 г. за мурзами И. в д. Тювеево значилось четыре крестьянских и один бобыльский дворы[2]. В первой четверти ХVIII в. во владении Бегеняша мурзы Девлекаева сына И. имелось шесть душ крепостных крестьян в д. Рахманка[3]. В 1815 г. часть рода И. переселилась из д. Ямищи Темниковского у. на земли башкир Токбаевой тюбы Канлинской волости (д. Карачинское устье). В 1833 г. И. обосновались в д. Верхнее Аташево (ныне Чекмагушевский район РБ), переселившись из деревень Гумница, Атенино и Бутаково того же Темниковского уезда. Оставались в сословии государственных крестьян. В настоящее время, кроме того, И. известны среди жителей д. Азеево бывшего Кадомского уезда (ныне Рязанская обл.)[4].
[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1143. Л. 110 об; Ф. 1167. Оп. 1. Д. 1360.
[2] Там же. Ф. 1167. Оп. 1. Д. 137. Л. 1–3; Ф. 1209. Оп. 1. Д. 6454. Л. 17.
[3] Сенатский архив. Т. III. СПб., 1890. С. 241.
[4] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 353; Ф. И-172. Оп. 1. Д. 37. Л. 196–198, 206–207; Исхаков Д.М. Этнографические группы... С. 148.

Link to comment
Share on other sites

[b]Ишеевы (второй род)[/b]

Связаны с Свияжским и Казанским уездами. В составе Свияжского уезда была своя особая Ишеева сотня, ведущая свое начало со времен Казанского ханства. По переписной книге Ивана Аничкова 1646–1652 гг. в с. Макулово Свияжского у. (ныне Верхнеуслонский район РТ) находилось поместье Уразмамета и Алея мурз Богдановых детей князей Ишеевых. За ними насчитывалось поместной и «примерной сверх дач» пашенной земли свыше 138 четвертей и 49 дес. (990 копен) сенокоса. На р. Сулице имелась мельница. Здесь же на их поместной земле проживали 23 крестьянских двора, по одному двору бобыльскому, «задворному» и «татарскому». За ними же имелся жеребей в с. Ишеево с двумя крестьянским дворами (136 четвертей поместной и «примерной» земли и 435 копен) и сенные покосы за Свияжской засекой[1]. К 1680-м гг. два семейства мурз И. (не употреблявших княжеский титул) поселились и в д. Старые Чукалы и одно семейство служилых татар И. – в д. Новые Какерли Симбирского уезда (ныне Дрожжановский район РТ)[2]. В конце ХVII в. князья И. переселились и в Уфимский у. из Свияжского. Татарский князь Умряс Ямметов сын И. был припущен на земли Минской волости, где основал д. Баимбетово. Его потомки позднее проживали в д. Сабырово (ныне Кармаскалинский район РБ)[3]. Проживавшие в Свияжском у. князья И. владели землями по грамотам 1591 и 1688 годов[4]. К 1713 г. у Урмяка мурзы Кадрякова сына князя И. имелись крепостные крестьяне в с. Ишеево Свияжского уезда[4]
[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 433. Л. 9–10, 201 об.–202, 210 об.–211.
[2] Архив Симбирского окружного суда. Вып. 1. С. 118.
[3] Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 3. Уфа, 1993. С. 92–93.
[4] Гилязов И.А. Землевладение и землепользование татарских крестьян Среднего Поволжья во второй половине ХVIII в.// Исследования по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. С. 75.
[5] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 100. Л. 234.

Link to comment
Share on other sites

[b]Статьи Еникеева Г.Р[/b]
http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/starye_stati_gali_enikeeva/khraniteli_nasledija_tatarskoj_ordy/3-1-0-52
[b]Хранители наследия Татарской Орды.[/b]

"Җир китәрдә ни калыр?
Җиреннән тайган Ил калыр;
Ил китәрдә ни калыр?
Ил киткәндә Йорт калыр,
Йорт китәрдә сөт калыр,
Ак күкрәктән сөт имгән
Сүзе татлы тел калыр.
Тел китәрдә ни калыр?
Язганнан язган хат калыр;
Баш китәрдә ни калыр?
Буында типкән кан калыр;
Буыннан буын чабылса,
Ул чагында ни калыр?
Йорт урнында яу калыр;
...Ялгыз башы каңгырап
Куйдай булып маңгырап,
Дуадактай хан калыр...”

"Уйдет земля - что останется?
Останется страна без (этой) земли;
Уйдет страна что останется?
Уйдет страна - останется Дом,
Уйдет Дом - останется сладкозвучный язык,
Молоком материнским вскормленный,
Уйдет язык – останутся наши письмена.
Да и слетит голова – останется что?
Останется наша кровь,
пульсирующая в поколениях;
Но если прервется связь поколений -
Вот тогда останутся лишь брань
и вражда вместо Дома,
...да одинокий хан, подобный
горестно бродящим в пустынной степи,
барану иль бесплодной гусыне...”

(Татарский дастан "Идегэй” -
("Идегәй” дастаны - слова Джантимур бия хану Туктамышу).
Җантимер би Токтамыш ханга әйткән сүзләр).

Историю татарского дворянства России – впрочем, как и историю татарского народа в целом – вряд ли возможно более или менее достоверно и полно освещать в рамках положений-догм официальной историографии, доставшейся нам от эпохи "романо-германского ига” (Н.С. Трубецкой) и режима партийно-советского тоталитаризма. В принципе, увы, эти догмы не претерпели особых прогрессивных изменений и поныне. Поскольку и романовскому правительству, и советско-большевистской власти было необходимо - в силу проводимой ими государственной политики и соответствующей той политике идеологии - "изведение татар” в истории, настоящем и будущем, исключив из Истории Отечества и в целом из истории Евразии ту или иную положительную и значительную роль как татарского народа в целом, так и в особенности его элиты ("знати”).
Испокон веков и неизменно сословие биев (мурз) было наиболее просвещенной, сплоченной и активной частью татарского народа, издревле являясь его основой и неизменно храня знания о своей подлинной истории и Заветы предков ("Бабаларымыз Сүзе"). Поэтому татарские мурзы (бийи) и их потомки, сколько себя помнят, подчеркивали преемственность поколений. У них, как и было принято издревле у татар, «через отцов, дедов, прадедов и предков ведется непрерывная цепочка, все звенья которой принадлежат «князьям, мурзам и рядовым татарам – казакам» (Д.М. Исхаков), к «войсковым людям – карачы» (Эвлия Челеби) или же, как часто называли они и называют их потомки себя, к «туменам» ("төмәннәр”), "туменским бийям” (Ахметзаки Валиди Туган).
Таким образом, татарские знатные роды и поныне составляют своеобразный «субэтнос» в татарском народе. Но особенность их не в том вовсе, что их предки, как трактуется это в официальной историографии (см. выше), якобы были «слоем феодалов, служивших в разбойничьих монголо-татарских государствах ордынским («халха-монгольским») ханам-завоевателям». И не в том особенность сословия татарских мурз (бийев), что, дескать, после «разрушения самими же татарами построенной им халха-монголами государства», эта татарская знать, мол, большей частью «перешла на службу к Московским (русским) князьям-деспотам, к своим бывшим рабам», и якобы продолжала «жестоко эксплуатировать как своих тружеников, так особенно «простых русских людей». Да и после, дескать, эти татарские мурзы (бийи) и уланы «завоевали вместе с русскими народы Евразии» и вообще, мол, «держали в ужасе культурные народы» в пределах своей досягаемости. Приведенные постулаты официальной историографии, взятые мной в кавычки – это тезисы-лозунги антитатарской и антиордынской агитации, вырабатывавшейся и совершенствовавшейся веками.

Link to comment
Share on other sites

[b]Статьи Еникеева Г.Р[/b]

[b]Хранители наследия Татарской Орды.[/b]

Идеологическая война против Татарской Орды велась со времен ее возникновения и особенно упрочения ее власти на определенных территориях Евразии - например, это измышления агитатора хорезмшахов Ибн аль-Асира, антитатарские вымыслы перса Рашид ад-Дина, служившего высшим сановником в государстве татар Хулагу, но, тем не менее, «боровшегося пером» против монголо-татар», его соавторов-сообщников - врагов татар-ордынцев из числа китайской знати, и западных «хронистов» типа Матфея Парижского. Агитпродукция подобных публицистов-сочинителей разных времен и разных народов - представителей врагов татар-ордынцев - и легла в основу идеологии историографии Романовых, которая, в свою очередь, была усовершенствована и развита большевистскими историками-идеологами.
Начиная выяснят правдивую картину роли сословия татарских мурз (биев) в истории, необходимо отметить следующее: у средневековых татар принадлежность к сословию биев (мурз), прежде всего, означала не только обладание ими правом по рождению на занятие того или иного «руководящего поста», а в первую очередь предполагала наличие у биев обязанностей перед обществом по соблюдению определенных принципов и нравственных требований. Соответственно, это предполагало наличие у представителей бийского рода обязанностей по обладанию соответствующими качествами. И только соответствуя определенным требованиям, тот или иной индивидуум мог быть выдвинут или назначен на определенный пост, или ему могло быть поручено обществом то или иное дело. Поэтому происхождение от того или иного благородного рода – то есть рода, поколения представителей которых зарекомендовали себя как честных, добродетельных, справедливых и надежных в любом деле – и было своеобразной рекомендацией от предков, представителей нескольких поколений. И возможность наделить такой рекомендацией своего представителя - это и было основным достоянием того или иного рода (клана) в татарском обществе, а например, не материальное богатство или власть - и то и другое, по представлению татар, было слишком ненадежным в этом суетном мире. «Согласно обычаям татар» (С. Герберштейн), как известно, даже хан мог быть переизбран («изгнан»), и татарский хан, как и любой ордынский чиновник, «мог требовать лишь исполнения закона (Язу), но не нарушения его» (Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев). Кстати, отсюда и понятие "Золотой род (Алтын Ыруг) Чынгыз-хана" – а вовсе не едино по признаку рождения их родоначальников от первой жены Великого предка. Таким образом, у татар представитель благородного рода, относящегося к «белой кости» (аксөяк), наследовал не просто должность или богатство отца – вернее, вовсе не в том было его основное наследство. Главное было в наследовании благородного имени и соответствующих качеств, обретенных представителем того или иного рода «белой кости» в роду и в семье («Доме»), в обретении «путевки в жизнь», которой обеспечивал человека его род (клан).

Link to comment
Share on other sites

[b]Статьи Еникеева Г.Р[/b]

[b]Хранители наследия Татарской Орды.[/b]

Обладание подобной «путевкой» отнюдь не всегда было гарантией незамедлительного занятия высокого поста либо «устройства» на «прибыльное место» - представитель благородного рода иногда мог находиться и на довольно низком уровне власти или «благополучия» в обществе. Представитель бийского рода мог быть даже простым воином, ремесленником, пастухом или купцом – особенно в юности; притом, был обязан и при этом «стремиться к совершенству ума и дел своих» - притом любых дел, за которые брался. Но, тем не менее – би никогда не должен был забывать, кто он таков и должен был исполнять свои обязательства по воспитанию своего потомства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к представителям рода «благородных» (намуслы зат). Только в этом случае представитель рода - если он не забудет о клане и обществе, и будет постоянно работать над собой и воспитывать своих детей соответствующим образом – мог рассчитывать, что и клан, и соответственно, общество его не забудут и окажут ему и его потомству всемерную и всестороннюю поддержку.
Указанное своеобразие формирования правящего сословия у средневековых татар, видимо, было обусловлено тем, что татары в ходе своего развития как этноса (народа) проживали уже в VIII-XII вв. на обширном пространстве от Северного Китая до Черного моря. Расселение это, достаточно четко отраженное в различных источниках разных времен и народов, шло преимущественно вдоль северного маршрута Великого шелкового пути и ее ответвлений, при том татары стремились контролировать эти маршруты в той или иной мере - в противостоянии с конкурентами. Основными конкурентами татар в указанное время были Хазарский каганат, Хорезмское шахство, Тангут и Киданьская (позже – Цзиньская) империя. Имеются об этом вполне достоверные и достойные доверия сведения из мировой историографии, которые, в силу противоречия их постулатам официальной истории «без татар», мягко выражаясь, не слишком популярны в среде большинства деятелей официальной, «академической» исторической науки. Приводить оные сведения в объеме одной статьи, само собой, не представляется возможным (многие из этих сведений мной проанализированы и системно изложены в моих трех книгах по истории татар). Но кое-какие сведения, по теме указанной статьи, ниже будут приведены.

Link to comment
Share on other sites

[b]Статьи Еникеева Г.Р[/b]

[b]Хранители наследия Татарской Орды.[/b]

Два социальных термина, упомянутые выше, которыми в основном называли представителей знатных татарских родов – «би» (в разных транскрипциях-толкованиях также и «бий, бей, бек») и «мурза» («морза, мирза, мырза») - имеют давнюю историю и разную этимологию. Сословный термин «би», как представляется, был известен в среде татар еще «до Чынгыз-хана» (об этом чуть ниже). Социальный термин «мурза», как известно, происходит из выражения «эмир заты», что означает «из породы правящих» (С.Х. Еникеев). Это наименование («мурза») основательно «потеснило» в обиходе в Золотой Орде и в государстве татар Хулагу (Персия) наименование «би», и стало, в принципе, синонимом этого слова. В силу того, что татарские бийи (мурзы) были правящим слоем Великой Орды и, по сути, ее создателями, их потомки, помимо конкретного места происхождения своих предков (в смысле географическом), также помнят, что они происходят «из Золотой Орды». Или что их предки – «из Актубы» (татарское выражение, одно из его значений – «из верноподданных Белой державы»).
Использование термина «би», в соответствующем смысле, относящееся к периоду «до эпохи Чынгыз-хана», отражено в татарском историческом источнике – дастане «О роде Чынгыз-хана». Указанный дастан в советское время был долго под запретом к изучению обществом, наряду с другими историческими источниками и в целом подлинной историей татар - особенно во исполнение известного Постановления ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 г. Также во исполнение указанного Постановления татарам России в «предки» были назначены «древние булгары Поволжья». При том столицей «булгар», которыми заменили подлинных предков татар, был объявлен древний татарский город Биляр (множественная форма от слова «би») – «город Бийев».
Заметим, что содержание дастана «О роде Чынгыз-хана» в целом согласуется со сведениями многих других источников разных народов и разных времен и, посему следует полагать, довольно точно передает характер событий, в ходе которых родилась Держава Чынгыз-хана, известная в академической истории как Монголо-татарская империя. Заметим, что сама эта Держава и составлявшие ее государства, возглавляемые потомками Чынгыз-хана и их соратниками, были известны ее современникам как «державы татар» - именно так они и назывались в источниках разных времен и различных народов, например, в арабских, западноевропейских, китайских, русских. Татарское предание «О роде Чынгыз-хана» активно распространялось в Поволжье и на Урале еще и в XVII в. – особенно в ходе нарастающего народного сопротивления режиму романовского правительства. Поэтому ныне в мире известны многие экземпляры этого дастана, написанные в XVII-XVIII вв. Хотя, судя по содержанию, дастан был известен в татарском мире со средневековья и содержит сведения намного более ранних татарских источников (М.А. Усманов).

Link to comment
Share on other sites

[b]Статьи Еникеева Г.Р[/b]

[b]Хранители наследия Татарской Орды.[/b]

Характерно, что в дастане «О роде Чынгыз-хана» нет признаков религиозного догматизма, присущего Исламу XVIII-XIX вв., нет признаков религиозной неприязни к представителям иных религий, хотя Чынгыз-хан и его соплеменники воспринимаются в дастане именно как мусульмане (А. Франк). Турецкий историк и путешественник Эвлия Челеби также писал, что татары-мусульмане еще и в XVII веке говорили о Чынгыз-хане, упоминая его именно как своего предка: "мы считаем его мусульманином".
В целом татарский дастан «О роде Чынгыз-хана» представляет собой манифест Великой Орды, рассчитанный на восприятие его средневековым читателем и слушателем, и составлен как народный эпос о своем Герое и его делах. Особо отметим, что в дастане Чынгыз-хан предстает вовсе не как деспот и тиран, прокладывающий путь к вершине власти путем террора и насилия, жестоких расправ над своими конкурентами. Как известно, описание Чынгыз-хана как «прирожденного кровавого завоевателя» присуще прокитайским и афразийским («мусульманским») источникам – сочинениям пропагандистов противников татар-ордынцев. Татарским же автором Чынгыз-хан описывается как справедливый, добродетельный, гуманный правитель, как заступник народа, поначалу скрывающийся от тиранов «в казаках» и призванный (избранный) представителями своего народа – бийями - на царство. Автор дастана сообщает, что Чынгыз-хан с юности обладал прирожденными качествами незаурядного лидера: «кто видел Чынгыза хоть раз, тот готов был следовать за ним, покоренный его светлым и человечным обликом». В дастане мать Чынгыз-хана говорит: «мой сын Чынгыз выглядит так – у него стать ангела Джабраила (Гавриила), золотистая окладистая борода, и он не имеет греховной привычки [как многие] стегать коня». В целом содержание татарского дастана о происхождении Чынгыз-хана, о его избрании бийями на власть, и о его последующем правлении совпадает со сведениями итальянца Марко Поло, прожившего и сотрудничавшего 17 лет с татарами - именно с правителями Монголо-татарской Державы: «Случилось так, что в 1187 г. татары выбрали себе царя, звался он по-ихнему Чынгыз-хан, и татары, рассеянные по всему свету, пришли к нему и признали его своим государем…».
Интерес представляет также то, что в татарском дастане сообщается, что Чынгыз-хан, после избрания его ханом «сыновьями народа» - бийями - отвоевывает власть вместе с ними в войне с тиранами, но жестоких расправ над побежденными не допускает. Также автор татарского дастана не приписывает Чынгыз-хану и его соратникам никаких жестоких расправ после «покорений многих других Орд» - государств. Напротив, сочинениями о "жестокостях татар-завоевателей", как известно, отличались именно пропагандисты противников татар. Также и Марко Поло отмечал, что с подданными покоренных государств Чынгыз-хан и его соратники обращались вовсе не так, как это описывали сочинители черной легенды о «безжалостных и коварных монголо-татарах»: "Народу зла не делали, а народ видит, что царь добрый, и правление хорошее, и шел за ними охотно" - пишет Марко Поло о Чынгыз-хане и его соплеменниках-татарах.

Link to comment
Share on other sites

[b]Статьи Еникеева Г.Р[/b]

[b]Хранители наследия Татарской Орды.[/b]

Интерес представляют и те сведения древнего татарского дастана, в которых говорится о том, что Чынгыз-хан и после того, как стал великим правителем, «имел добрый нрав и отличался исключительной справедливостью». Также в дастане сообщается, что Чынгыз-хан «покорил со своим войском множество царей и государств, его имя стало широко известным в мире. Каждому бийю (князю) своему он оказывал заботу, почет и уважение. Сына своего Йучи он поставил править Термезской Ордой, сына Жодая – Индостанской Ордой, сына Герея - Ордой в Корале (в Крыму). Четвертому сыну Тули Чынгыз-хан поручил правление Московской Ордой, поскольку народ там отличался добрым нравом, дела там неизменно были в ладу, и был это великий Юрт (страна). Правители - ханы (цари) в тех городах и поныне родом из них, от рода Чынгыз-хана» - сообщает автор дастана. Также отмечается, что «Чынгыз-хан оставил в мире Слово свое» - то есть свои Заветы.
Местом рождения и главным юртом (страной) Чынгыз-хана татарский дастан называет страну Катай. Отметим, что средневековый Катай («Катая» Марко Поло, где, как он сообщал, помимо татар проживало также много мусульман, христиан и буддистов из числа других народов) - это северо-западные пограничные районы современной КНР и частью Алтай, где, как известно по многим восточным источникам, были татарские государства еще задолго «до эпохи Чингиз-хана» (там находилась и «Татарская степь», а Восточный Туркестан авторы IX-X вв. называли «страной тугызугызов и татар»). Известно, что было также татарское государство задолго «до эпохи Чынгыз хана», территории которого располагались «от Оби до Волги и от Сырдарьи до Сибирской тайги» (Л.Н. Гумилев). Это был Кимакский каганат, созданный и управляемый татарами, татары были также значительной частью подданных этого государства. Имеется также множество малоизвестных сведений о том, что татары задолго до «монголо-татарского нашествия» проживали и там, где жили «куманы» - половцы, то есть, в Дешт-и Кыпчаке. Так что сведения Марко Поло и татарского дастана о том, что после того, как татарские бийи «избрали Чынгыз-хана своим царем», многие «татары, рассеянные по всему свету, прибыли к нему и признали его своим государем», подтверждаются и иными источниками. Автор татарского дастана также сообщает, что после прихода к власти Чынгыз-хан обращается к своим соратникам, избравшим его: «бийи мои уважаемые, я ваш - вы мои!», подчеркивая свое равное с ними положение, не «возвышаясь» особо над ними. И по контексту дастана в целом Чынгыз-хан воспринимается именно как, в современном выражении, «демократичный» правитель – никто не «падает ниц» перед ним, безмерное уважение к Чынгыз-хану со стороны народа и соратников связано именно с качествами его личности – справедливостью, умом, способностями и личным обаянием.

Link to comment
Share on other sites

[b]Статьи Еникеева Г.Р[/b]

[b]Хранители наследия Татарской Орды.[/b]

Обратим внимание еще на один источник, вернее, группу источников, переведенных и проанализированных русским академиком-востоковедом В.П. Васильевым. Данные В.П. Васильева полностью согласуются со многими сведениями о средневековых татарах из других источников, в том числе с данными, полученными после кончины академика, в XX в. Отметим особо, что В.П. Васильевым были обнаружены и переведены многие исторические источники, до которых после свержения в Китае власти монголо-татар в конце XIV в. не добрались китайские историки Минской династии, сочинившие новую «историю монголов» («История династии Юань» и «Сокровенное сказание монголов»). Сочинена была китайская «официальная история монголов» на китайском языке и в течение одного года. Притом китайцы постарались уничтожить все обнаруженные ими «книги на татарском языке и бумаги с татарскими письменами» (Чулууны Далай, В.В. Бартольд). Именно поэтому, как отмечал академик В.П. Васильев, многие исторические источники, содержащие сведения о татарах Чынгыз-хана, совершенно отличающиеся от версии официальной «истории о монголах», не были занесены в официальные каталоги.
Выводы академика В.П. Васильева, владевшего китайским, маньчжурским и халха-монгольским языками, сделанные им после перевода и анализа многих исторических источников, вкратце следующие: народ, в котором родился Чынгыз-хан, и единоплеменные с ним поколения, носили одно название и самоназвание, и «не иное, как Татар». То есть этническое наименование «Татар» относилось к одному этносу, а не было «общим наименованием разных племен (этносов)», и китайцам был известен только восточный край территорий, на которых проживали татары в VIII-XII вв.
На основе полученных им результатов В.П. Васильев также отмечает, что Чынгыз-хан и его соплеменники «не говорили на языке, который мы называем ныне «монгольским». При том наименование «Монголы» не было этническим наименованием ни татар Чынгыз-хана, ни предков халха-монголов, - «хотя язык монгольский существовал с давнего времени, но не назывался эти именем» в рассматриваемое время - поясняет В.П. Васильев. Наименование «Монгол» было дано государству, Державе татар, Чынгыз-ханом и его соратниками, и применялось как в качестве названия государства, "как чисто ученое и официальное”, так и в отношении подданных государства как политоним, например, как название "советские” применялось в отношении граждан Советского Союза.
В.П. Васильев поясняет, что в письмах к китайцам правители татар, для обозначения названия своего государства, использовали китайские иероглифы, означающие «получить древнее», или «сохранить древнее». Озвучивалось эти иероглифы (составленное ими слово) как «Мэнгу» или «Монгол», и это название не означало какой-либо народ, а означало название государства. Иероглифы наименования «Монгол» «имели значение «получить, сохранить древнее» - пишет В.П. Васильев. Заметим, что слово «мэнгу» (Мәңге) означало на древнетюркском, и поныне на татарском означает "вечное” (ср. со значением "получить и сохранить древнее”). Прилагательное же от слова Мәңге ("Вечный”, "Вечная”), соответствующее природе татарского языка, будет, в данном случае, Мәңгел ("Вечный, Вечная”). Уместно будет привести пример использования татарскими ханами термина «монгол» - именно как политонима - также еще и в XVI в.: например, в 1520 г. наследник и продолжатель дела татарского хана Менгли Гирая, стремившегося восстановить единство Улуса Джучи, хан Мухаммад Гирай «свой шертный ярлык, данный польскому королю, оформил следующей интитуляцией: «Великой Орды великого хана, Дашт-и Кыпчака и всех монголов падишаха мое, Мухаммад-Гирай хана слово» (М.А. Усманов) (выделено мной. – Г.Е.).

Link to comment
Share on other sites

[b]Статьи Еникеева Г.Р[/b]

[b]Хранители наследия Татарской Орды.[/b]

По сведениям В.П. Васильева также можно узнать, кем по социальному положению был сам Чынгыз-хан, избранный царем татарскими бийями. Обратим внимание на перевод «Записок о монголо-татарах» китайца Мэн-хуна[1], составленных им в 1219 г.: «Я сам, при свидании с их регентом, императорским наместником, великим князем Мухури, слышал, как он называл себя всякий раз татарским человеком; и все их вельможи и главнокомандующие», как пишет Мэн-хун, назывались «би», при том он отмечает, что татары (родной народ Чынгыз-хана), «вовсе не знали, откуда взялось название Монголов». Заметим, что Мухури (Мөһери) – это ближайший соратник и соплеменник Чынгыз-хана, как и сообщает Мэн-хун там же.
В.П. Васильев сохранил слово «би», в тексте перевода записок Мэн-хуна, в оригинале, тем самым оставив нам ценнейший факт - есть подобное слово (би, бий) в татарском языке – историческое слово, хорошо известное в татарских исторических источниках и литературном языке. Переводится как «достойный, знатный и благородный человек», примерно равное по значению словам «князь» либо «рыцарь». Уместно будет отметить, что самого старшего сына Чынгыз-хана тоже звали Би, как и передает это имя Мэн-хун в другом месте своих «Записок о монголо-татарах». Заметим, что этому первенцу, рожденному «настоящей императрицей» – первой женой Чынгыз-хана – тоже не нашлось места в официальной «истории о монголах», факт его существования был сокрыт, также как были сокрыты и многое другие факты из истории татар, «неудобные» антиордынским и антитатарским сочинителям «истории о монголах».
Заметим также, что сведения о татарах, соплеменниках и соратниках Чынгыз-хана, полученные В.П. Васильевым, согласуются с выводами академика-востоковеда В. В. Бартольда о том, что у татар Чынгыз-хана обычаи, образ жизни, мировоззренческие традиции, духовная и материальная культура были подобные тем, какие были у уйгуров-тюрок Восточного Туркестана. То есть, примерно такими, какие были и у жителей «страны тугызугызов и татар», «народа садоводов, купцов и ремесленников» (Л.Н. Гумилев).
Мэн-хун сообщает о том, что Чынгыз-хан был по происхождению не ханом (царем), а «всего лишь» сыном татарского старшины, «простого десятского и офицера Есукэя». При том транскрипция В.П. Васильева, даже в переводе с китайского – «Есукэй» - ближе к имени реального отца Чынгыз-хана, сохранившегося даже в народных преданиях татар – Юзекэй, кстати, и ныне есть татарская фамилия – Юзекеев (Юзикеев). И еще ранее, более чем за полвека до В.П. Васильева, и Н.М. Карамзин писал это имя так: «Езукай». «Общепризнанная» («научная») транскрипция имени отца Чынгыз-хана, как известно – «Есугей». Как видим, Чынгыз-хан был по происхождению таким же татарским бийем, как и избравшие его «сыновья народа», а не «потомственным ханом, пришедшим к вершине власти путем жестоких расправ над своими конкурентами и объединившим народ путем беспощадного террора», каким его изображают противники Великой Орды. Поразительно, но и этот факт из записок Мэн-хуна, переведенных В.П. Васильевым, находит отражение в татарских дастанах. Например, в дастане «Карачы» говорится: «Ты задашь вопрос – ответим: От Чынгыз-би хана мы происходим». Как видим, татарские бийи признавали и уважали Чынгыз-хана именно как своего лидера, избранного ими из собственной среды, как своего соратника, а вовсе не как «потомственного хана, имевшего право на трон по факту рождения».

Link to comment
Share on other sites

[b]Статьи Еникеева Г.Р[/b]

[b]Хранители наследия Татарской Орды.[/b]

Недавно стало доступным общественности малоизвестное до недавнего времени, наиболее раннее и соответственно наименее искаженное издание труда Абуль Гази Багадур хана "Родословная история о татарах”. Этот труд хана-историка был составлен автором на татарском языке во второй половине XVII века, с использованием также и древних татарских исторических источников (я о нем писал в своей книге «По следам черной легенды»). Правда, этот труд хана-чингизида широко известен ныне как "Родословное древо тюрок” – поскольку в ходе многочисленных переводов-редактирований в соответствующем антитатарском и антиордынском направлении было искажено не только, как видим, название, но и содержание этого бесценного памятника истории татар. Но все же в указанном издании наглядно видно, что в этом труде – во вступлении – Абуль Гази Багадур хан прямо указывает: "Эту книгу я назвал историею родословной о татарах; о породах татарских до Мунгл хана, от Мунгл-хана до Чынгыз-хана”, а также - как пишет хан-историк - о породах татарских и после Чынгыз-хана, - о его сыновьях Угедей-хане, Чагатай-хане, Таулай-хане и Джучи-хане, их потомках и "породах”. Как видим, начиная писать собственную родословную историю, хорезмский хан Абуль Гази Багадур конкретно определяет название и самоназвание своего народа, этноса, которому принадлежит его клан чингизидов: "Татары”.
По свидетельству английского посла Джильса Флетчера, посещавшего Москву в 1588-1591 годах, еще и «в период правления Ивана Грозного», и вплоть до Смутного времени в среде татарских царевичей, мурз (биев) бытовало мнение, что «вся страна от их границ на север и запад, до города Москвы включительно, принадлежит им». Татары в то время, что известно не только по сведениям упомянутого посла-разведчика, проживали от границ Польши до Волги, Каспия и далее на восток - то есть, практически по всей территории современной Украины, России и не только.
Романовы-западники, придя к власти в стране, доставшейся им от Ордынской династии, «зело тихим образом», но весьма усердно и последовательно «делали политику над татарами по умалению сих магометан во всем государстве». Это писал один высокопоставленный романовский чиновник в 1735 г. Идеологической основой этой политики и была сочиненная при помощи западноевропейских иностранных специалистов историография России. При том, как выясняется, труды русских ученых, таких как М.В. Ломоносов и даже романовский чиновник В.Н.Татищев, оказались «непригодными» для романовской версии истории России и были полностью отредактированы в соответствии с постулатами «черной легенды» о «завоевателях татарах и их рабах – русских князьях». А сведения по истории татар, полученные такими учеными, как упомянутый выше академик В.П. Васильев, попросту оказались фактически сокрытыми чиновниками, осуществлявшими руководство официальной романовской исторической наукой-идеологией, и их подручными.
Но, тем не менее, дошло до нас многое: например, по сведениям польского путешественника, лингвиста и этнографа Яна Потоцкого известно, что татары во множестве проживали от Москвы до Средней Азии включительно еще и в конце XVIII века. Главное, что отмечает Ян Потоцкий: несмотря на разнообразие во внешности, татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» - то есть, на одном языке - «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана». И поныне многих и многих потомков элиты и основы народа средневековых татар – биев (мурз), в силу определенных исторических условий частью «рассеянных по разным народам», объединяет малоизученное доныне свойство - «чингизизм» (чыңгызлык). Притом это не только «почитание Чингиз-хана и его потомков, и акцентирование роли Джучиева Улуса, или Золотой Орды в своем происхождении, в своей этнической идентификации значительной частью тюрок-мусульман Центральной Евразии», и в особенности Волго-Уральского региона (Габдрафиков И.М., Кучумов И.В.). Чингизизм – это также передающаяся испокон веков из поколения в поколение, общая для представителей знатных родов многих тюркских народов своеобразная идеология, кодекс чести, система моральных ценностей, свод добродетелей, таких как Единобожие; «стремление к совершенству в делах и помыслах своих»; благоразумие, храбрость, умеренность во всем, справедливость, этническая и религиозная терпимость.

-----------------------------------------------------

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Мэн-хун находился у средневековых татар в качестве представителя императорской ставки Южного Китая и участвовал в разработке межгосударственных соглашений Сунской династии (Южный Китай) с молодой Державой Чынгыз-хана, направленных против империи Цзинь (Северо-восточная часть Китая). То есть, сведения Мэн-хуна - это сведения военного дипломата и разведчика. И главное – сведения Мэн-хуна дошли до нас в первозданном виде, уцелев при основательной чистке и правке китайской историографии историками китайской династии Мин.

Link to comment
Share on other sites

[b]Ишкаевы[/b]

В 1711 г. среди [b]служилых мурз [/b]д. Чукалы Уфимского у. (ныне Балтачевский район РБ) отмечен Осман Асакаев сын Ишкаев [1].
[1] РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 12150. Л. 11.>

Link to comment
Share on other sites

[b]Кадыковы[/b]

В ХIХ в. мещеряки К. проживали в д. Урьяды Уфимского у. Оренбургской губернии[1]. В том же ХIХ в. в д. Верхний Сентемир Ставропольского у. проживали [b]служилые мурзы [/b]Кадыковы. Предок мурз К. Алмакай К. жительство имел в д. Шатрашаны Свияжского у. (ныне д. Татарские Шатрашаны Дрожжановского района РТ) «на жалованной за службу земле 50 четвертях». В 1703 г. среди неверстанных помещиков городовой службы по деревням Шатрашаны и Калмаюр Симбирской провинции показаны мурзы Кадыковы. Позднее проживали также в д. Абдреево Ставропольского уезда. В конце ХVIII в. были признаны в дворянстве дворянским собранием Симбирского наместничества[2].
[1] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4043. Л. 58.
[2] ГАСО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 50. Л. 1–78 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Казаевы[/b]

Во второй половине ХVII в среди темниковских мурз упоминаются Кудяш Иряшев сын К. (из д. Шуструй), Кульбак Сюнбаев и Ишмамет Алмокаев дети Казаевы[1]. К 1713 г. у Кодряка мурзы Досаева сына К. в д. Пенделки Пензенского у. (ныне д. Татарская Пенделка Пензенской обл.) имелись крепостные крестьяне[2]. В 1719 г. мурзы К. зафиксированы среди жителей деревень Шуструй и Нижний Пишляй Кадомского уезда (ныне Республика Мордовия)[3]. В 1814 г. в д. Старо–Калмашево (ныне Чекмагушевский район РБ) переселилось из д. Буртасы Краснослободского у. семейство Ихсана Мухаева сына Казаева. Оставались в сословии государственных крестьян[4].
[1] Документы и материалы... Т. I, ч. 2. С. 346, 420, 425.
[2] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 100. Л. 237.
[3] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 414. Л. 62–62 об., 218.
[4] ЦГИА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 83. Л. 283.

Link to comment
Share on other sites

[b]Камаловы[/b]

В начале ХVIII в. в Кадомском у. существовала д. Камалово. Мурз К., живших в Кадомском у. в начале ХVIII в., видимо, можно связать с этим селением [1].
[1] Исхаков Д.М. Этнографические группы ... С. 68, 81.

[b]Камачиковы[/b]

В 1686 г. упоминаются мурзы Умряк Алексеев, Смолян Маматов, Смолян Имидяшев дети К., служившие сторожевую службу. В 1719 г. мурзы К. проживали в д. Яндовище Кадомского (позднее Инсарского) уезда (ныне Республика Мордовия) [1].
[1] Еникеев С.Х. Очерк истории. С. 158; РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 414. Л. 185–185 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кангулушевы[/b]

В первой четверти ХVIII в. фамилия мурз К. зафиксирована среди жителей д. Борамыково Касимовского уезда (ныне Рязанская обл.) [1].
[1] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 86 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Караевы[/b]

В переписной книге Ивана Аничкова в 1646–1652 гг. за Девлекеем мурзой Девлеткильдеевым сыном К. имелось три жеребья в деревнях Четаево (ныне Чутеево Кайбицкого района РТ), Идрязево (ныне Идряс–Теникеево Апастовского района РТ) и с. Куланга (ныне в Кайбицком районе). Пашенной поместной и «примерной сверх дач» земли насчитывалось более 180 четвертей, а сенокосных угодий ― 133,5 десятин (2670 копен). Служилые мурзы К. проживали в д. Чутеево Свияжского у. и в первой четверти ХVIII века. В конце ХVIII в. среди владельцев земельных угодий при д. Калеево Малая Бахта Чистопольского у. показаны Денис Абдрахманов сын, Темирбулат и Абдулвагап Курманаевы дети Караевы. В ХIХ в. фамилия К. отмечена среди жителей д. Верхние Термы Уфимского уезда (ныне Чишминский район РБ)[1].
[1] РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 3534. Л. 17; Ф. 1209. Оп. 1. Д. 433. Л. 97 об.–98, 222 об.–223, 241 об.–242; Ф. 1355. Оп. 1. Д. 449. Л. 20 об.; ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2. Д. 4. Л. 20 об.–21.

Link to comment
Share on other sites

[b]Карамышевы (первый род)[/b]

В 1668 – 1669 гг. среди служилых татар д. Шелдаис (ныне Пензенская обл.) отмечен [b]мурза Кутлумамет Зотов сын Карамышев[/b][1]. В 1623 г. среди касимовских служилых татар отмечен Девлеткилды Кодереков сын Коромышев, верстанный 80 четвертями земли. В первой четверти ХVIII в. [b]два семейства мурз К[/b]. с дворовыми людьми проживало в д. Микулино и пять семейств в д. Казаково Касимовского уезда (ныне Ря-занская обл.) [2]
[1] Известия ТУАК. Вып. 15. Тамбов, 1887. С. 48.
[2] РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. Д. 11 (1623 г.). Л. 8; Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 149–150, 183–183 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кастровы (Костровы)[/b]

Из казанских мурз. В ХVII в. поместье князей К. находилось в д. Аксеево (Акчеево) Темниковского у. (ныне Республика Мордовия), которое было разделено между Бекеняшом Нюняковым, Ишелеем Байтеряковым, Тляшом Енбарсовым детьми Кастровыми. В 1691 г. поместье умершего Тляша мурзы Енбарсова сына К. было разделено между его сыном Сюняком и внуком Алмаметем Тябуковым [1]. Вплоть до XX в. существовал православный род князей Костровых.
[1] РГАДА. Ф. 1167. Оп. 1. Д. 1228, 2165.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кикичевы
[/b]
К 1623 г. Акмамет мурза Енмометев сын К. был верстан 150 четвертями земли в Касимовском уезде, поместный оклад его брата новика Кузея мурзы Енмометева сына К. составил 200 четвертей[1]. В начале ХVIII в. проживали в деревнях Тонкачево и Турмодеево Кадомского уезда (ныне Рязанская обл.)[2]. Христианская часть рода была внесена во II и VI части дворянской родословной книги Пензенской губернии[3].
[1] РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. Д. 11 (1623 г.). Л. 3, 4.
[2] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 137 об; Оп. 2. Д. 1072. Л. 312 об.
[3] Списки дворянских родов, внесенных в родословную книгу Пензенской губернии… Пенза, 1908. С. 17.

Link to comment
Share on other sites

[b]Килдишевы (Кильдишевы)[/b]

Вероятно, род сибирского происхождения. Родоначальник рода Килдыш мурза Иль-Мухамед значится состоявшим на русской службе в ХVII веке. В конце ХVII в. в д. Кривозерье Инсарского стана Алатырского у. (ныне Республика Мордовия) отмечен «служащий конную службу» по Саранску Умряк мурза Теребердеев сын князь Кильдишев. В д. Инять (ныне Республика Мордовия) в это же время отмечен Кудайберда мурза Айгильдеев сын Кильдишев[1]. Ко времени 1-й ревизии проживали в деревнях Большое Никиткино Кадомского у., Черемишево Саранского у., Бутаково Шацкого уезда[2]. В период между 1-й и 2-й ревизиями (1719 – 1747 гг.) в д. Адельшино Казанского у. (ныне д. Татарское Адельшино Чистопольского района РТ) переселился мурза Сеит Осипов сын К. с семейством. В конце ХVIII в. при деревнях Старое и Новое Альметьево (ныне Октябрьский район РТ), Ста-рый и Новый Адам, Тахтала и Устье Тахталы (ныне Аксубаевский район РТ) Чистопольского у. находились земли, принадлежавшие князьям д. Адельшино того же уезда Сюбею и Курамше Измайловым детям Килдишевым[3]. Фамилия князей К. встречается также в ХVIII в. среди новокрещеных жителей д. Балчиклы Закамской стороны Казанского уезда[4]. Православная ветвь рода внесена в VI часть дворянской родословной книги Пензенской губернии. Утверждены в княжеском достоинстве.
[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1. Л. 86, 87.
[2] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 357. Л. 30; Д. 462. Л. 54 об.; Оп. 2. Д. 1072.
[3] РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1449. Л. 126.
[4] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 158. Л. 6; Оп. 2. Д. 1085. Ч. 2.

Link to comment
Share on other sites

[b]Килдебяковы[/b]

Родственны мурзам Узбековым. В 1675 г. упомянуты Азамат, Мамак, Будалей, Айдаралей Исаковы дети Кильдебяковы–Узбековы. В 1680 г. поместье Аюкая Ишмаева сына князя К. показано в сельце Новоселки, деревне Токарево и пустоши Дураково Темниковского уезда. В 1686 г. упомянуты Иштеряк мурза Бимаков сын князь Узбеков-Кильдебяков и Килмамет Теребердеев сын Кильдебяков [1]. В 1719 г. служилые татары К. отмечены среди жителей деревень Исенские Полянки Верхнемокшанского стана и Салмовка Кадомского уезда (ныне Республика Мордовия) [2]. Одна из родословных линий К., проживающих в д. Балышлы нынешнего Благоварского района Башкортостана такова: Нукай (Нугай) – Мухамед – Сагит – Шарафутдин – Нурмухамет – Мухаметгариф (1861–?) – Файзелхак – Марат.
[1] РГАДА. Ф. 1122. Оп. 1. Д. 1320; Ф. 1167. Оп. 1. Д. 753, 1333; Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. II, ч. 2. Саранск, 1940. С. 69–70.
[2] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 414. Л. 172 об.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кленчеевы[/b]

В первой четверти ХVIII в. мурзы К. упоминаются среди жителей деревень Байкеево, Дербышево, Митрялы, Шуструй Кадомского уезда (ныне Республика Мордовия) [1].
[1] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 414. Л. 140–140 об., 203, 220, 244.

Link to comment
Share on other sites

[b]Польско-литовские татары
(наследники Золотой Орды)[/b]

...Потомки ордынских султанов и[b] мурз[/b] владели большими вотчинами и в них подчиненными холопами. За это они были обязаны нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты <--// Шляхта — польское дворянство //-->. В документах XVI века их называли богатыми татарами. Ими выставлялось на военную службу по одному или по несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств. В списках войска нередко встречаем татар, которые выставляли значительное число кавалеристов. Богатые татары, особенно князья, кроме подданных холопов, имели также собственных бояр, входивших в состав различных служб.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кобяковы (Кебяковы)[/b]

В 1707 г. среди темниковских мурз служивших в 21-й роте под командованием Хантимира мурзы Ханова сына Еникеева показан Муртаза мурза Бегишев сын князь Кобяков. За ним же к 1700 г. имелось 34 четверти поместной земли в д. Шуструй Темниковского уезда (ныне Республика Мордовия) [1].
[1] Еникеев С.Х. Очерк истории. С. 102; РГАДА. Ф. 1167. Оп. 1. Д. 1754. Л. 9.

Link to comment
Share on other sites

[b]Козенбаевы[/b]

Во второй половине ХVII в. Досакаю мурзе Енбаеву сыну К. было жаловано 40 четвертей поместной земли в д. Налмасово Осинской дороги Уфимского уезда [1].
[1] РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 475. Л. 1.

Link to comment
Share on other sites

[b]Козяшевы[/b]

В первой четверти ХVIII в. мурзы К. известны среди жителей д. Черемишево Саранского уезда (ныне Республика Мордовия) [1].
[1] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 357. Л. 31.

[b]Колчурины[/b]

В 1620 – 1621 годах в д. Новое Чирково Свияжского у. показаны Акбулатко и Бекбулатко Бегишевы дети Колчурины [1]. Фамилия новокрещеных мурз К. встречается также и в деревнях Верхние Казыли и Марасы (ныне Кульбаево–Мараса Октябрьского района РТ) Казанского уезда[2].
[1] Акты исторические и юридические… Казань, 1859. С. 11, 50.
[2] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1085. Ч. 2.

Link to comment
Share on other sites

[b]Карамзины[/b]

[attachment=678330:Карамзины.png]

Карамзины — русский дворянский род, в официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза. В XVI веке его потомки уже носили фамилию Карамзин, например, Василий Карпович Карамзин в 1534 году под Костромой, Фёдор Карамзин в 1600 году в Нижегородском уезде. «Жалованы поместиями», то есть переведены в дворяне в 1606 году. Этимология прозвища фамилии Карамза — Карамурза достаточно прозрачна: Кара «чёрный», Мурза — мирза «господин, князь».[1]

От жившего в конце XVI века Семёна Карамзина, сыновья Дмитрий, Томило и Курдюк служили в начале XVII века в Нижнем Новгороде.

Потомком Семёна в седьмом поколении был историограф Николай Михайлович Карамзин. О его сыновьях Андрее и Александре смотрите соответствующие статьи. Карамзин Владимир Николаевич (умер в 1879) был сенатором. Род Карамзиных внесён в VI, III и II части родословной книги Симбирской, Самарской, Курской, Нижегородской и Оренбургской губерний (Гербовник, V, 62).

[b]Персоналии[/b]

1. Карамзин, Николай Михайлович
∞ 1. Протасова Елизавета Ивановна (ум. 1802)
1. Карамзина, Софья Николаевна (1802—56)
∞ 2. Карамзина, Екатерина Андреевна, урожд. Колыванова (1780—1851), по отцу сестра П. А. Вяземского

1. Карамзина, Екатерина Николаевна (1806—1867) ∞ Пётр Иванович Мещерский
2. Карамзин, Андрей Николаевич (1814—54) ∞ Демидова-Карамзина, Аврора Карловна. Внебрачная связь: Евдокия Петровна Сушкова (Ростопчина):
1. Ольга Андреевна Андреевская (Голохвастова) (1840-1897)
3. Карамзин, Александр Николаевич (1815—88) ∞ Наталья Васильевна Оболенская
4. Карамзин, Владимир Николаевич (1819—79) ∞ Александра Ильинична Дука
5. Карамзина, Елизавета Николаевна (1821—91)

Link to comment
Share on other sites

[b]Выдержки из книги Якова Гришина "Польско-литовские татары"[/b]

Исследователей, занимающихся историей польско-литовских татар, интересует
вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах на территории Литовского
княжества появились их первые поселения. Ответить на него однозначно
невозможно. Есть предположение, что начало татарского осадничества уходит
своими корнями в глубокое русско-литовское средневековье.
Знакомство жителей местечка Аукштоты с татарами состоялось уже в начале
становления литовской государственности. В тот период ордынцы вторгались в
глубь Литовского государства, сжигая по пути поселения и уводя в неволю
местное население. Неоднократно и сами они оказывались в плену. Великий
князь Гедимин (1305— 1341), как искушенный политик, не только искал
согласия с татарами, но также старался использовать их в борьбе с
Тевтонским орденом. [b]Он, как свидетельствуют устные предания, охотно
принимал дружины татарских мурз на службу.[/b] В 1319 году, например, в войне
с тевтонцами участвовал татарский отряд, являвшийся авангардом литовского
войска. Об участии ордынцев в военных действиях пишет и историк XVII век
Войцех Коялович. Большинство исследователей истории татарской колонизации
в Литовском княжестве считают правдоподобным, что после войны часть
ордынцев осталась на постоянной литовской службе.

Link to comment
Share on other sites

[b]Ибрахим (Абрахам) Мурза Корыцки.[/b]

Вариант «Иоахим» («Иохим» в исходном тексте), очевидно, – изменение на
французский манер сходно звучащего имени Ибрахим; этот вариант я тоже
встречал в каком-то тексте.
В полной форме фамилия звучала – Эдигей-Эмирза Корыцки. Этот род
происходил от кипчакского хана Эдигея.
Я понял, как в этом тексте получилось ошибочное написание «Мужа». Дело в
том, что сочетание букв “r + z” в польском языке звучит как «ж». Но, в
данном случае, слово “Murza” – заимствованное, и правила чтения польского
языка на него не распространяются, что понятно любому поляку, но не было
учтено русскоязычным переводчиком. Например, в польском языке вообще нет
буквы “v”, есть только “w” но, в зависимости от того, из какого языка
пришло слово в польский язык, буква “v” читается то как «ф» (немецкое
“von”), то как «в» (латинское “veto”).
Самуэль Улан-Мурза был, кстати, награждён кавалерским крестом ордена
Почётного легиона в 1814 году.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кортюковы[/b]

В первой половине ХVIII в. [b]служилые татары мурзы[/b] К. известны среди жителей д. Шихардан Ногайской дороги Нагорной стороны Казанского уезда. Поместные земли К. имелись и по рекам Кичуй и Шешма[1].
[1] РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 1211. Л. 74.

Link to comment
Share on other sites

[b]Кочкаровы[/b]

Во второй половине ХVII в. в Темниковском у. упоминаются мурзы Акмамет и Бекмако (Бекмаметко – И.Г.) Капкуновы дети Кочкаровы[1]. В 1666 г. часть рода была переведена в Симбирский у., где им были жалованы земли по рекам Тюк и Карла. К 1680-м гг. два семейства К. обосновались в д. Старые Чукалы и три семейства в д. Шаланга Бюстерле-ев враг тож того же уезда (ныне села Старые Чукалы и Шланга Дрожжа-новского района РТ). В 7206 (1697/1698 – И.Г.) среди служилых татар, ко-торым были пожалованы земли по рекам Шешма и Кичуй Казанского у. был и Баймет Байбаков сын Кочкаров[2]. В 1719 г. Ишмамет и Уразмамет Коплановы дети К. и их отец Коплан Бекаев проживали в Касимове. Кроме того, К. отмечены в д. Новоселки Кадомского уезда [3]. . В ХVIII в. среди жителей мещеряцкой деревни Кундюшли Акбердино тож Уфимского у. проживал служилый татарин Уразбахты Инаев сын Кочкаров. Его сын Ибраим Уразбахтин сын К. переселился в д. Чюкалы (ныне Балтачевский район РБ)[4]
[1] Документы и материалы. Т. I, ч. 2. С. 421, 425.
[2] РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 1211. Л. 72; Архив Симбирского окружного суда. Вып. 1. С. 111, 118, 203, 205.
[3] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 131. Л. 66 об.; Д. 172. Л. 3.
[4] Там же. Ф. 248. Оп. 3. Д. 115. Л. 478–480; МИБ. Т. III. С. 28–29.

Link to comment
Share on other sites

[b]Крымские[/b]

Во второй половине ХVII в. среди служивших п[b]олковую рейтарскую службу [/b]по Кадому значатся мурзы Аюкай Алеев, Бекбай Муралеев, Улубек Умирбахтеев дети К. Улубек Умирбахтеев сын К. был верстан поместным окладом в 300 четвертей и денежным окладом в 12 рублей[1]. В первой четверти ХVIII в. проживали в д. Новоселки Кадомского уезда[2].
[1] РГАДА. Ф. 1122. Оп. 1. Д. 582. Л. 16, 19, 21.
[2] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 131. Л. 67; Д. 1072. Л. 301 об.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • Цены на продукты питания в Азербайджане: что подорожало? - СПИСОК
      В апреле 2024 года индекс потребительских цен в Азербайджане составил 100,0%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
      Как сообщает Госкомстат, индекс потребительских цен на продукты питания, напитки и табачные изделия составил 98,2%, на непродовольственные товары - 100,9%, на платные услуги, оказанные населению - 102,0%.
      Согласно информации, в апреле 2024 года индекс потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем составил 99,9%, а за первые четыре месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 100,7%.
      В апреле, по сравнению с предыдущим месяцем, наибольшее снижение цен наблюдалось на манную и гречневую крупы, макароны, свежую рыбу, молоко, яйца, маргарин, подсолнечное и кукурузное масло, грецкие орехи, фундук, помидоры, огурцы, зелень, баклажаны и картофель. В то же время рост цен был зафиксирован на лимоны, бананы, яблоки, груши, киви, каштан, гранат, белокочанную капусту, сладкий перец, бурак и чеснок. Цены на другие продукты питания существенно не изменились.
       
      Непродовольственные товары
      В апреле индекс потребительских цен на непродовольственные товары по сравнению с мартом составил 100,1%, а за январь-апрель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - 101,3%.
      В апреле по сравнению с предыдущим месяцем больше всего подорожали ювелирные изделия, цемент и пиломатериалы. Стоимость других непродовольственных товаров существенно не изменились.
      Платные услуги населению
      В апреле 2024 года индекс потребительских цен на платные услуги населению по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,1%, а за январь-апрель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - 102,4%.
      В апреле, по сравнению с предыдущим месяцем, наибольший рост цен наблюдался на услуги международных авиаперевозок в страны СНГ, туры внутри страны, медицинские, стоматологические, парикмахерские и косметологические услуги, а также услуги платных дошкольных образовательных учреждений. Стоимость других платных услуг существенно не изменились.
      https://media.az/society/ceny-na-produkty-pitaniya-v-azerbajdzhane-chto-podorozhalo-spisok
        • Haha
      • 3 replies
    • На побережье Каспия откроется цирк
      Sea Breeze Resort активно развивает детское направление, и этим летом отдых с детьми на территории города-курорта станет еще интереснее – на территории курорта впервые откроется цирк.
      «1 июня в Sea Breeze под руководством обладателя циркового «Оскара» Аллахверди Исрафилова стартует международная программа «Легенды Монте-Карло» с участием артистов одного из самых престижных цирковых фестивалей в мире», - говорится в сообщении пресс-службы Sea Breeze.
      Отмечается, что цирковой шатер со зрительным залом вместимостью 1250 мест и 13-метровым манежем расположится между Лунапарком и Аквапарком, которые также начнут принимать гостей этим летом.
        Цирк откроется в Международный день защиты детей 1 июня, и первое шоу будет носить благотворительный характер - на него будут приглашены дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными физическими возможностями.
      «Живые легенды Монте-Карло очаруют и детей, и взрослых сложными акробатическими трюками, виртуозным жонглерским мастерством, настоящей магией и впечатляющей эквилибристикой. А великолепные карабахские скакуны, покорившие своим выступлением публику Виндзорского королевского конного шоу, под управлением настоящих джигитов продемонстрируют невероятную скорость и грацию», - говорится в сообщении.
      https://1news.az/news/20240513022911888-Na-poberezhe-Kaspiya-otkroetsya-tsirk-FOTO
        • Upvote
        • Confused
      • 45 replies
    • Обнародовано заключение повторной экспертизы о психическом состоянии Ахмеда Ахмедова
      Обнародовано окончательное заключение экспертизы о психическом состоянии Ахмеда Ахмедова, обвиняемого в жестоком убийстве пятерых членов своей семьи, двое из которых были несовершеннолетними.
      Как передает Qafqazinfo, на основании протеста прокуратуры, в отношении обвиняемого была проведена повторная экспертиза.
      В заключении повторной экспертизы, как и в предыдущей, также заявляется, что обвиняемый находился в невменяемом состоянии во время совершения преступления.
      На следующем этапе Ахмедову будет предъявлено окончательное обвинение, а уголовное дело будет передано в суд для рассмотрения. Если суд также придет к выводу, что обвиняемый совершил преступление в невменяемом состоянии, Ахмед Ахмедов будет освобожден от наказания.
      Однако он не будет отпущен на свободу, а ему назначат принудительное лечение в специализированном медицинском учреждении.
      https://media.az/society/obnarodovano-okonchatelnoe-zaklyuchenie-ekspertizy-o-psihicheskom-sostoyanii-ahmeda-ahmedova
      • 16 replies
    • В Азербайджане среди детей распространяются коклюш и «свинка»: как защитить ребенка?
    • В Баку мужчина винит персонал больницы в смерти своей дочери
      В Баку 17-летняя девушка, доставленная в больницу с жалобами на боль в области ребер, скончалась в медучреждении спустя два дня.
      По словам жителя Маштаги Умуда Гулиева, 5 февраля этого года он доставил свою дочь, Нурану Гулиеву, в расположенную в поселке объединенную городскую больницу №7. Однако 7 февраля девушка умерла. Мужчина утверждает, что причиной смерти дочери стали инъекции, сделанные в медучреждении.
      У.Гулиев рассказал, что в момент смерти Нураны врача в больнице не было - указания медсестре он давал по телефону. Родители немедленно отвезли тело девушки в Объединение судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии, где установили, что причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.
      У.Гулиев заявил, что в ходе расследования, проведенного прокуратурой Сабунчинского района, было выявлено, что медсестра сделала пациентке укол, название которого она не знает.
      Мужчина требует, чтобы виновные за смерть его дочери понесли заслуженное наказание.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Milli
        • Sad
        • Like
      • 34 replies
    • В Азербайджане ежемесячная минимальная зарплата может быть заменена почасовой
      Ежемесячная минимальная заработная плата в Азербайджане может быть заменена почасовой минимальной заработной платой.
      Это отражено в дорожной карте на 2024 год по внедрению улучшений и коммуникаций в соответствующей области, основанной на отчете Business Ready Группы Всемирного банка.
      Министерству труда и социальной защиты поручено до 1 июля текущего года подготовить и представить соответствующие предложения по замене ежемесячной минимальной заработной платы на почасовую.

      https://media.az/society/v-azerbajdzhane-ezhemesyachnaya-minimalnaya-zarplata-mozhet-byt-zamenena-pochasovoj
       
       
      Поясните, а как будут получать зарплату бюджетники, у которых фиксированная месячная зарплата?
      • 22 replies
    • Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
      Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
        • Milli
        • Facepalm
        • Haha
      • 135 replies
    • К сведению водителей: в Азербайджане устанавливаются радары нового типа
      Исследования показывают, что причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является высокая скорость. Несмотря на принимаемые меры и предупреждения, некоторые водители нарушают скоростной предел, что в итоге приводит к росту летальных исходов. Различные технологии, используемые в мире для предотвращения трагедий на дорогах, применяются и в Азербайджане.
      Как сообщает avtosfer.az, на 21-м километре трассы Баку - Шамахы уже установлена новая радиолокационная система, показывающая скоростной режим, точнее, электронное табло. Отмечено, что система подобного типа уже применяется во многих странах и очень популярна.
      Как заявили в Специализированном проектно-производственном управлении «Сигнал» при Главном управлении Государственной дорожной полиции, целью установки электронного табло является предупреждение водителей, превышающих скорость, и побуждение их к соблюдению правил.
      Установленные табло будут активированы в ближайшие дни. Планируется установка таких систем и на других территориях.
      https://media.az/society/k-svedeniyu-voditelej-v-azerbajdzhane-ustanavlivayutsya-radary-novogo-tipa
      • 28 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...