Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Построчная трансляция топонимов Азербайджана


Recommended Posts

Слово "пир" известно не только в персидском, но и в др. языках. Пиромания - неодолимое, импульсивно возникающее болезненное влечение к поджогам. В Азербайджанском языке есть выражения "гып-гырмызы пюрюш кими", "пюр-рянги чай".

[quote][b]Eurasiatic:[/b] *ṗVxwV

Meaning: fire

Borean:

Indo-European: *peHwe-r-

Altaic: *p`i̯agV

Uralic: *päjwä

Kartvelian: *px(w)-

Dravidian: *pū- [or *paɣal- 1160]

Chukchee-Kamchatkan: *puje 'нагретый на огне'

References: МССНЯ 352, Bomhard 1996, 147; ND 1671 *ṗE(ɣ)iwA 'fire'.


[b]Proto-IE: [/b] *pue-r/n-, *pwō- <PIH *-Hʷ->

Nostratic etymology:

Meaning: fire

Hittite: pahhur (Friedrich 154)

Tokharian: A por, B pūwar 'fire' (PT *puwār) (Adams 392)

Armenian: hur, gen. hroy `Feuer'; hnoch `Ofen'

Old Greek: pǖ^r, gen. pürós n.; pü̆ǖ̆r by "distraction" Simon. 599 codd. Hdn.Gr. `Feuer' (the quoted often form pǘir "exist" as a bookish phantasy only!!!), pl. pürá n. `Wachtfeuer'; pürǟ́ `Feuerstätte, Scheiterhaufen', püretó-s m. `brennende Hitze, Fieber'

Slavic: *pɨ̄rь, *pɨ̄rīnā: Czech pyř glühende Asche, Slovak pyrina, Pol pyrzyna ds.

Baltic: *pan-ā^ f.

Germanic: *fō-n (*fu-n-), *fu-n-an- m.; *fū-r-a- m., *fui-r-a- m., *fū-r-ia- n. (˜ -iu-)

Other Italic: Umbr pir 'Feuer', acc. purom-e 'ins Feuer'; Osk aasaí purasiaí 'in ara igniaria'

Russ. meaning: огонь

References: WP II 14 b

Comments: Ir ūr `Feuer' n'existe point!!!

[b]Proto-Altaic:[/b] *p`i̯agV

Nostratic:

Meaning: hot; sun, day

Russian meaning: жара; солнце, день

Mongolian: *heɣe-

Tungus-Manchu: *pigi-

Korean: *pài

Japanese: *pí

Comments: АПиПЯЯ 108, 277. Final vowel uncertain, due to contractions in Kor.-Jpn. originated by the loss of *-g-.[/quote]

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 723
  • Created
  • Last Reply

Кстати, по свидетельству Мешадиханым Нейматовой, под Шемахой, есть деревня Гейляр, и там есть старинный комплекс, который именуют "Пир Мярдякян". Там есть надгробный камень, на котором выбиты такие слова:
"Ряхимли вя мярхямятли Аллахын адыйла.Бу гябирь шейх, имам,эн бойук алим, момин Таир Таджал Худа Мядякани ибн Элининдирь. Аллах она ряхмят элясин."
Там 13 раз выбито накамне слово Аллах.
На эпитафии нет даты смерти. Однако сохранилась вот такая каменная запись на останках комплекса:
"эн бойюк падшах,хаган....Фярухзад ибн Фазил-эл---Мувяххид (егяня биликли---М.Н.)Манучохр..." Упомянутый Ширваншах был сын Манучехра III Фярухзад I, который умер в 1203-04 годах.
Нейматова отмечает,что постепенно имя шейха из Мядакяни (из Мядяка, город в Южном Азербайджане в 27 км от нынешнего Хасанабада) превратилось в Мярдякан и дало название одноименному поселку на Абшероне.
Там были кроме шейха Мядакани похоронены Шейх Тахир ибн Мяхяммяд, Таджаддин ибн Рукняддин и Тадж-эл-Худа имам. И это место было одним центром общины суфиев. Которые затем переместились дальше.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='4039909' date='Dec 21 2008, 15:15 ']Слово "пир" известно не только в персидском, но и в др. языках. Пиромания - неодолимое, импульсивно возникающее болезненное влечение к поджогам. В Азербайджанском языке есть выражения "гып-гырмызы пюрюш кими", "пюр-рянги чай".[/quote]
"пюр - рянги" имеет другую этимологию: [b]цвета пурпура[/b], а не связано с поджогами gizildish

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4040351' date='Dec 21 2008, 16:38 ']"пюр - рянги" имеет другую этимологию: [b]цвета пурпура[/b], а не связано с поджогами gizildish[/quote]

Цвет пурпура - огненный.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='May be' post='4039855' date='Dec 21 2008, 14:56 '][b]Пир[/b] не азербайджанское слово, это персидское слово, в[b] средние века[/b] оно давалась как приложение к имени религиозным теологам, ученым, философам. Его аналог, то бишь синоним по арабски [b]Шейх [/b]и [b]Хязрят[/b], а вот по азербайджански тоже самое именовали [b]Баба[/b].
Кстати, может знатоки персидского смогут буквальный перевод его дать?
У нас есть такое выражение: Бирь олсун пирь олсун. Может иметь общее со словом бирь-единственный?[/quote]
Вы говорите уже об исламском периоде. В Исламе пир - старейшина в суфийской или исмаиллитской общине. Однако по свидетельству албанских источников люди ходят к пиру - в то время не было не только суфиев или исмаиллитов, а вообще мусульман. Возможно, сами суфии взяли это слово из более старых культов, ибо ранний шиизм зачастую был завуалированными формами старых культов. Интересно иное : нигде культовые места не называются пирами, кроме Азербайджана и нынешнего Южного Дагесатна - налицо албанский ареал. Но это другая тема, здесь просто я указал на оригинальность азербайджанских топонимов.

П.С. Если кто откроет тему про индивидуальность и оригинальность азербайджанской культуры и языка, может много чего всплыть такого, что может оказатся свидетельством некоего уникального этно-субтрата. Ведь куча топонимов и гидронимов не идентифицируется ни с какого языка.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4039304' date='Dec 21 2008, 09:20 ']я ни к чему не подвожу, интересуюсь что об этом знают юзеры. У вас что, мания преследования? :unsure:
[b]Моя главная мысль : пир - уникальное азербайджанское слово, топонимы с этим словом есть только в Азербайджане[/b][/quote]

У меня не было цели вас уязвить. Это не в моем духе. Просто хотел вам намекнуть, как порой можно проследить вашу дальнеюшею мысль.
Кстати как будет "пиво" на чешском?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4040413' date='Dec 21 2008, 15:56 ']П.С. Если кто откроет тему про индивидуальность и оригинальность азербайджанской культуры и языка, может много чего всплыть такого, что может оказатся свидетельством некоего уникального этно-субтрата. Ведь куча топонимов и гидронимов не идентифицируется ни с какого языка.[/quote]
Очень правильное замечание. Но для начала надо бы знать языки. Не только тюркские, фарси и армянский. Сохранился талышский, например. Его кто-нибудь официально изучает в Академии Наук, университете?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4040533' date='Dec 21 2008, 16:36 ']Кстати как будет "пиво" на чешском?[/quote]
Так же, как и на азербайджанском: "pivo" Отсюда вывод: его придумали шумеры!

Link to comment
Share on other sites

Вот доказательство, кстати:

[b]Пиво - древний напиток, сведения о котором дошли до нас от шумеров.[/b] Они варили пиво, используя ячменный солод. Детально процесс пивоварения описан на клинописных табличках, которым более 5000 лет. Древние народы знали множество сортов пива, в том числе горькое ячменное и мягкое с добавлением меда. Пиво было не только ежедневным напитком для определенных слоев населения, но и предметом различных обрядов.
От шумеров и других народов, населявших Месопотамию, умение варить пиво распространилось в Древний Египет, где этот напиток, а также лук и хлеб были основной пищей бедняков.

Источник: [url="http://allbeer.biz/history/"]http://allbeer.biz/history/[/url]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4040533' date='Dec 21 2008, 18:36 ']У меня не было цели вас уязвить. Это не в моем духе. Просто хотел вам намекнуть, как порой можно проследить вашу дальнеюшею мысль.
Кстати как будет "пиво" на чешском?[/quote]
также как и на славянском - пиво gizildish
и куда же нацелилась моя дальнейшая мысль?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ПANAГIOTHS' post='4040852' date='Dec 21 2008, 20:16 ']Очень правильное замечание. Но для начала надо бы знать языки. Не только тюркские, фарси и армянский. Сохранился талышский, например. Его кто-нибудь официально изучает в Академии Наук, университете?[/quote]
у талышского много разницы с персидским? я имею ввиду словарную лексику

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4041107' date='Dec 21 2008, 19:35 ']у талышского много разницы с персидским? я имею ввиду словарную лексику[/quote]
Да. Полное непонимание. Формально талышский относится к группе северо-западных иранских языков (вместе с курдским, но с ним тоже непонимание), а персидский - в группу юго-западных.
Определенная часть лексикона ближе к славянским, чем к персидскому:
Например: [i]аз[/i] = я (как в древнерусском) (перс. [i]мян[/i]); [i]ты[/i] = ты (перс. [i]то[/i]); [i]жен[/i] = женщина, жена, (перс. [i]зан[/i]); [i]нынг[/i] = нога (перс. [i]пай[/i]), [i]зыне[/i] = знать (в значении "ведать") (перс. [i]данедан[/i]); [i]жи[/i] - жить (перс. [i]зендеги кардан[/i])
В талышском отсутствует изафет (существующий в персидском) и прилагательное ставится всегда перед существительным.
Поэтому, не исключено, что талышский выделился еще на этапе распада обще-индоевропейского языка, а не является развитием персидского.

Link to comment
Share on other sites

Идем далее.
Губа - по одной из версий в честь Губада, то есть Кавада, папы Ануширвана.
Старинный Шабран, он хоть уже и не топоним, по одному из мнеий в честь Шапура, шаха Ирана, но по мнению Страбона от слова Савран или Шавран.
Кусары или Гусары - по мнению историков, от слова Гусар, то есть вид кавалерии, там по мнению историков был расположен гусарский полк царской России, для контрол яна Губой.
Хызы - это в честь пророка Елисея, в восточной традиции именуемым Хыдыром или в ином варианте Хызиром.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4037834' date='Dec 20 2008, 21:16 ']слово "пир" связано с доисламским культом? В каких странах есть такое понятие?[/quote]
Нет ни одного народа которому когда либо не была доведена истина о Творце.
Так вот все народы когда то знали, что Творец Един, т.е. один.
Со временем люди многое переиграли и присущее Творцу стали придавать всяким по их мнению святым местам, называя по характеристике Творца - Пир, вернее Бир, это у нас, в Азербайджане. В России, еще помнили что это не просто святой, а Бог, вот и назвали Бога - Перун, тот же самый "бир". Т.Хейрдал - умница, он то точно знал что предки норвежцев с наших краев, а кто у нас тогда в богах был? Огонь, по нашински одун, вот и назвался их главный, первый (кстати тоже от -бир) Бог Один-ом, а к русским слово пришло как один -1. Так что слово пир, от тюркского бир, и конечно же доисламский культ, что еще раз доказывает наличие тюрок в этих областях (равно как и в России) с незапамятных времен:))

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Жулик' post='4042524' date='Dec 22 2008, 06:06 ']Нет ни одного народа которому когда либо не была доведена истина о Творце.
Так вот все народы когда то знали, что Творец Един, т.е. один.
Со временем люди многое переиграли и присущее Творцу стали придавать всяким по их мнению святым местам, называя по характеристике Творца - Пир, вернее Бир, это у нас, в Азербайджане. В России, еще помнили что это не просто святой, а Бог, вот и назвали Бога - Перун, тот же самый "бир". Т.Хейрдал - умница, он то точно знал что предки норвежцев с наших краев, а кто у нас тогда в богах был? Огонь, по нашински одун, вот и назвался их главный, первый (кстати тоже от -бир) Бог Один-ом, а к русским слово пришло как один -1. Так что слово пир, от тюркского бир, и конечно же доисламский культ, что еще раз доказывает наличие тюрок в этих областях (равно как и в России) с незапамятных времен:))[/quote]
Один, Перун, Бир.... короче, безбожники они, никак Танры признавать не хотели?

Link to comment
Share on other sites

слово "лачын" в азерб. языке имеет смысл "молодой", "удалый", например, "меним лачын вахтларым иди", "лачын бир оглан идим" = "это была пора моей молодости"

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='4041001' date='Dec 21 2008, 19:59 ']А какие армянские топонимы есть в Азербайджане.[/quote]

как же :rolleyes: а поселок шаумяна, проспект авакяна, эрмяникянд наконец. gizildish

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4041105' date='Dec 21 2008, 20:33 ']также как и на славянском - пиво gizildish[/quote]

Я просто предположил что, может что-то вроде "Бир", на подобии как у немцев или англичан. Просто в древности у нас готовили напиток из "семени" (семена?), не много хмеляющий. Еще лет 50 тому назад некоторые женщины что-то по этому поводу могли приготовить.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4047900' date='Dec 23 2008, 00:28 ']Я просто предположил что, может что-то вроде "Бир", на подобии как у немцев или англичан. Просто в древности у нас готовили напиток из "семени" (семена?), не много хмеляющий. Еще лет 50 тому назад некоторые женщины что-то по этому поводу могли приготовить.[/quote]
правильно, готовили.... Сямяни сродни "семени", потому что иранские диалекты сродни славянским, вы удивитесь сколько общих форм у них есть.
В начале прошлого века большинство чехов не знало своего языка, были немецкоязычные, но себя немцами не считали. Правительство полностью восстановило язык за 2 поколения, хотя много немецких слов осталось, наверно уже навсегда.

По теме: есть какие нибудь соображения по поводу неквалифицируемых известными языками топонимов?

Link to comment
Share on other sites

Пир относится к доисламскому культу, а точнее из язычества - это святое место, к которому приходили поклоняться люди. Но к тюркскому происхождению оно не имеет никакого отношения. Может быть слово тюркское, чтоо наврядли, но даже если так, то оно дано после.

Link to comment
Share on other sites

[quote]По теме: есть какие нибудь соображения по поводу [b]неквалифицируемых[/b] известными языками топонимов?[/quote]

Какие топонимы относите вы к неклассифицируемым?

Пиры - это камменые святилища. В народе их также называют "оджаг":

[url="http://www.irs-az.com/article/n32/8.htm"]http://www.irs-az.com/article/n32/8.htm[/url]

[quote]СЛЕДЫ ДРЕВНИХ ПОВЕРИЙ В ТРАДИЦИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ

Рафига Кулиева, кандидат исторических наук


--------------------------------------------------------------------------------

В Азербайджане на протяжении длительного времени происходит смешение исламских обрядов с местными обрядами и традициями языческого происхождения. Известно, что и после арабской экспансии и воцарения ислама исламизированные реликты доисламских верований и культов наряду с мусульманскими элементами продолжали оказывать влияние на поведение значительной части людей в быту, на обычаи и традиции. Пережитки древних верований сохраняются главным образом в свадебных и погребальных обычаях. Наиболее полный комплекс архаических черт можно наблюдать в почитании камня, пережитков которого немало в обычаях азербайджанцев. Из глубины веков до нас дошли огромные сооружения из камня - мегалиты, менгиры, кромлехи (одни из них – отдельно стоящие каменные столбы, иногда грубо обработанные, другие образуют круговые гигантские ограды, поверх которых лежат огромные плиты). Мегалиты и кромлехи служили погребальными памятниками, поэтому ученые связывают их не только с культом солнца, но и культом мертвых (1, 131). Исследованиями установлено, что дольмены и менгиры в древности служили в ритуалах вызывания дождя и солнца. Известны кромлехи близ селения Ходжалы (2, 9), каменные круги в окрестностях Гянджи и близ селения Аскеран Агдамского района. Эти сооружения - древнейшие культовые объекты и одновременно своего рода надгробья. Каменные сооружения круглой формы представляют собой свидетельство культа солнца (круг символизирует солнце). В Азербайджане подобные изображения встречаются в Гобустане. Оригинальную разновидность мегалитов представляют собой вишапы, известные преимущественно на Кавказе – в Азербайджане (Нахчыван), Грузии, на Северном Кавказе. Восходя к культу рыбы, они впоследствии изменили свое культовое значение.

Дольмены и мегалиты встречаются во многих регионах мира, в том числе на Ближнем Востоке, Иране и на Кавказе. У различных народов имеется немало легенд и поверий, связанных с дольменами. Жители местечка Сан-Педру-да-Корвал в Мексике называют местный дольмен скалой влюбленных: по традиции незамужние девушки, повернувшись к нему спиной, бросают мелкие камни. В Азербайджане схожие функции отправляет скала в селении Дастафюр Дашкесанского района, именуемая «Cкала невесты».

В Азербайджане и в целом на Кавказе известны [b]каменные святилища - пиры[/b], имеющие, согласно поверьям, свойство способствовать зачатию и увеличению молока у кормящих женщин. Такие каменные сооружения фаллической формы почитались в древности как «самостоятельное божественное средство» (3, 210), а в символ плодородия превратились позднее. В народе подобные пиры распространены по всему Кавказу и привлекают паломниц самого различного вероисповедания. Культ камня распространен и в Европе. Например, саами почитают «сейиды» (?) - священные камни, которые нередко обмазывают жиром и кровью. В некоторых горных районах [b]Норвегии[/b] еще в XVIII веке крестьяне собирали круглые камни, мыли, смазывали коровьим маслом, клали на почетное место перед очагом на солому и в определенные дни окунали в пиво, веря, что они приносят в дом счастье и достаток. [b]Английские[/b] короли до сих пор коронуются на кресле, под сидением которого скрыт священный камень.

В древности горы считались обиталищем духов и богов. Известно, что древние греки поклонялись Олимпу, индийцы – гималайским вершинам, тюрки – алтайским, народы Северного Кавказа – Эльбрусу. На территории Азербайджана издревле священными считаются горные вершины Килигдаг, Бабадаг, Беш-Бармаг и ряд других. Почитание некоторых гор вошло составной частью в мировые конфессии, примером чему может служить гора Беш-Бармаг («пять пальцев»), причудливой формы вершина которой ассоциируется с «рукой творца». Поскольку в исламе изображение руки - обозначает руку имама Али, гора с определенного времени стала местом поклонения этому мусульманскому святому и связываться с исламом. На вершине горы находится пир Хызр-Зинда; здесь имеется пещера, в которой согласно легенде когда-то из цельной скалы бил источник «живой воды», обнаруженный пророком Хызром, который и обрел бессмертие – отсюда и название этого места «Хызр-Зинда» или «Хызыр-Зиндей» (4). И [b]в Средней Азии [/b]весьма распространены предания [b]о Ходжа-Хызре[/b], которые, по мнению В.В.Бартольда, носят «явно немусульманский характер, хотя распространены только среди мусульман, и самое имя Хызра представителям других религий неизвестно» (5, 80).

[b]Культ гор [/b] основывается на вере во вселившихся в них антропоморфных духов. Так, на горе Бабадаг камни считаются священными и именуются «баба дашы» (камень деда). Согласно поверью, святилище на горе дарует исцеление только безгрешным людям, и каждый, кто не выдерживает трудного пути к источнику целебной воды на высоте 3635 метров над уровнем моря, грешен. Показательно, что семикратное восхождение к святилищу Бабадаг приравнивалось хаджу.

Гора Асхаби-кахф на западе Азербайджана (Нахчыван) пользуется известностью на всем Ближнем Востоке. «Асхаби-кахф» означает «место жития святых»: арабское слово «асхаби» трактуется как «близкие Магомета», «кяф» - «пещера». Согласно легенде, в находящейся на этой горе пещере нашли убежище семеро отроков и одна собака, а в коранической 18-й суре «Кяф» говорится о том, как пророк Моисей (Муса) встретился с Хызром, хозяином горы Кяф. Сюда стекаются паломники не только из окрестностей, но и Ирана и других стран Востока. Согласно этнографическим материалам, в Азербайджане с древнейших времен почитаются горные вершины, именуемые в народе «ожаг даьы» или «зийарят даьы» т.е. святая гора, или гора паломников.

[b]Археологами установлено, что в домусульманском Азербайджане были распространены изображения животных, птиц и людей, как в виде рисунков, так и скульптур. [/b] Среди таких объектов знамениты наскальные изображения Гобустана, которые, по мнению одних ученых, связаны с культом гор и камня, а другие связывают их с тотемизмом и магией (6, 12). Рисунки на скалах датируются верхним палеолитом, т.е. 30 тыс. лет до н.э. В Гобустане у подножия Джингирдага находится «гавалдаш» – оригинальный камень («гавал чалан даш»), который при постукивании издает высокий звук. Вблизи этого места заметны углубления, напоминающие следы, которые в глубокой древности считались священными. На огромных каменных глыбах – Беюкдаш, Кичикдаш и Джингирдаш сохранились вырезанные первобытным человеком условные знаки-пиктограммы.

Одна из форм почитания камня - обычай, когда при переходе через высокие горы или приближении к святилищу бросают камень и произносят молитву. Следствием этого старинного ритуала служат довольно большие скопления камней в таких местах. Еще одно средство исполнения желания - поднятие на пире тяжелого камня. Согласно другому поверью, кто переставит брошенные камни, понесет наказание. Есть также поверье, что если на пире камень сдвинуть с места, то наутро он окажется на прежнем месте.

Согласно архаическим воззрениям азербайджанцев, при жизни каждый получает свой камень, над которым имеет полную власть. Но при некоторых обстоятельствах камень может быть обращен против его владельца. С этим представлением связан древний обряд забрасывания камнями как выражение общественного порицания, который позже был включен в мусульманский шариат как мера наказания за нарушения постулатов семейной жизни. В Азербайджане (Девечинский, Лачинский, Агдамский районы) и сейчас встречаются каменные насыпи, под которыми когда-то испустили дух несчастные женщины.

Во многих регионах Азербайджана при долгой агонии умирающему вкладывают в руку камень, веря, что этим можно облегчить его муки, ибо душа после смерти вселится в камень (даша дюндц). При выносе покойника со двора следом бросают черный камень, при этом говоря: «ардынcа гара даш»: согласно поверью, если бросить камень вслед за покойником, то смерть больше не придет в дом, и заключенная в камне душа покойного покидает дом навсегда. На Абшероне после того, как убрано тело покойного, принято класть на это место черный камень, чтобы душа умершего переселилась в него, а затем бросать камень на кладбище. Во всех регионах Азербайджана распространен обычай прикладывать к боку умершей беременной женщины камень, чтобы в него перешла душа неродившегося ребенка. В Газахском районе в могилу кладут три камешка - на голову, живот и к ногам покойника. В некоторых регионах в рот покойнику клали бусинку сердолика, который по древним поверьям служит оберегом в потустороннем мире. Согласно археологическим данным, в древних захоронениях голову умершего клали на камень, причем ритуал этот восходит к эпохе бронзы. Обычай класть камень в могилу рядом с телом покойника зафиксирован в Азербайджане Яном Стрейсом, побывавшим в XVII веке в Шамахе: «В тот день умер сын хана, полугодовалый ребенок, которого предали земле… Хан целовал своего ребенка, а благородные дворяне - маленький камень…» (7, 266).

[b]Укоренившийся обычай ставить надгробие над могилой [/b]умершего связан с прочно забытыми в наше время древнейшими воззрениями, согласно которым покойник воскресает после смерти, и дух его переходит в помещенные на могиле сооружения, он видит посещающих могилу. Наиболее распространенным могильным сооружением является «баш дашы» (головной камень), представляющий собой вертикальную плиту-стелу, устанавливаемую в головной части погребения лицевой стороной к востоку и представляющую собой измененную со временем форму врытых в землю камней. Во время археологических работ в разных частях Азербайджана обнаружены стелы, датируемые III тыс. до н.э. и в основном имеющие погребальное назначение. Хотя ислам запрещает оставлять на могиле какие-либо признаки захоронения, укоренившаяся традиция, как видим, оказалась сильнее, так что мусульманским богословам пришлось дать приемлемую трактовку надгробий.

Поклонение камням выражалось в сложных обрядовых элементах. Среди такого рода обрядов магический обряд вызывания дождя. У азербайджанцев до наших дней бытует поверье, согласно которому, переворачивая камень, можно «перевернуть» погоду. Согласно древним представлениям азербайджанцев, менгиры в стоячем положении благоприятствуют дождю, и для прекращения дождя их валили на землю.

Культовое значение камня зависит и от его цвета - серого, голубоватого, черного. Особым почтением пользуются черные камни, чаще всего встречающиеся в святилищах и именуемые «камень очага» («оcаг дашы»). В народе сохранилась также вера в «бярякят дашы» («камень изобилия»), который в некоторых регионах Азербайджана принято держать в муке, чтобы она в доме не переводилась.

Согласно архаическим представлениям, камень может служить своему владельцу амулетом от бед, козней злых духов и от сглаза, а также талисманом, приносящим счастье, богатство, удачу. У азербайджанцев принято над входной дверью жилища вешать пучок травы «цзярлик» (рута) от сглаза. Различные амулеты носят пришитыми к одежде, на шнурке, подвешивают над входной дверью или на стенах квартир, под ветровым стеклом автомобилей. Амулеты из археологических кладов дают этнографический материал для изучения духовной культуры народа.

До наших дней среди азербайджанцев сохранились поверья, связанные с ролью речных камней в качестве оберегов. Камни-обереги вывешиваются на фасадах домов, подвешиваются на ткацком станке в жилом помещении. На глиняном кувшине для сбивания масла подвешивают связку бус из пасты и камешек, призванных охранять кувшин от сглаза, обеспечить быстрое сбивание масла и его обилие. Камень, используемый как оберег от сглаза, должен был иметь естественное отверстие. Археологические раскопки холма Кюльтепе выявили камешки с отверстиями, относящиеся к периоду до III тыс. до н.э., т.е. каменному веку. По мнению ученых, обнаруженные при раскопках бусы и подвески «имели магическое назначение предохраняющих амулетов» (4, 84). В святилищах имеются большие камни с отверстиями, через которые принято трижды проходить больным и бесплодным женщинам. Аналогичным образом в местечке Деликдаш близ города Ханкенди больных для исцеления протаскивали через дыру в камне (5, 24-25); такой же обряд проделывают на горе Бабадаг. Археологи-ческие и этнографические данные показывают, что среди амулетов чаще всего встречаются сердолик (ягиг), янтарь (кящряба), сапфир (эюй йагут), бусы из агата (бабагулу), коралл (мярcан), бусы от желтухи (сарылыг мунcуьу) и т.д. Особой популярностью на Кавказе пользуется сердолик, освященный, между прочим, пророком Мухаммедом, который сказал: «кто носит перстень с сердоликом, воистину изгоняет бедность» (10, 83-84). Бирюза, поэтически названная “небесным камнем”, считалась талисманом во все времена. Кроме того, признанный знаток драгоценных камней Абу Рейхан Бируни писал, что голубая бирюза помогает от сглаза и бессонницы: «бирюза стареет, умирает и снова обновляется, бирюза приносит победу» (11, 157). Согласно этнографическим данным, бусы из поделочных камней играли роль оберега от злых духов, дурного глаза, нечистой силы, болезней, для защиты биополя человека. Эти амулеты носили не только люди, их вешали и на шею животным.

Камни, деревья, огонь, вода, солнце, луна и другие объекты природы прежде других наделялись суеверной фантазией древнего человека чудесными свойствами. Поклонение этим объектам в древности составляет в совокупности сложный комплекс, именуемый культом природы. Об этом речь пойдет в последующих статьях.


Литература:

1. Rüstəmov S. Qobustan dünyası. Bakı, 1994.

2. Мещанинов И.И. Кромлехи. ИГАИМК. Т.6, № 3, 1930.

3. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Ленинград, 1936.

4. Энциклопедический словарь в 82 томах. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Санкт-Петербург, 1890 - 1907.

5. Бартольд В.В. Ислам. Петроград, 1918.

6. Джафарзаде И. Кобыстан. Баку, 1974.

7. Лемлейн Г.Г. Основные типы каменных бус Мингечаурского некрополя. – Доклады АН Азерб. ССР, 1949, т.V, № 2.

8. Стрейс Ян. Три путешествия. Москва, 1935.

9. Ямпольский З.И. Религия древнего Азербайджана. Архив Института истории АН Азербайджана. № 6332.

10. Папюс Э. Практическая магия. Ч.3. Спб., 1912.

11. Беленицкий А.М. Место минералогического трактата Бируни в истории восточной минералогии. - Бируни А. Минералогия. Москва, 1963.

12. Коран. Перевод М.Ю.Крачковского. Москва, 1990[/quote]

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4048947' date='Dec 23 2008, 05:40 ']По теме: есть какие нибудь соображения по поводу неквалифицируемых известными языками топонимов?[/quote]

Конечно есть. Выкладывайте топонимы. Только учтите, за годы царской Росии и СССР эти топонимы были преднамеренно искажены. Напримерь, НОвханы в !7-м столетии произносилось как Ухан. (С, Ашурбейли; "История г. Баку")

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4042716' date='Dec 22 2008, 09:41 ']Один, Перун, Бир.... короче, безбожники они, никак Танры признавать не хотели?[/quote]
да ну, времена темные были..дело в другом, сегодняшние ну просто ужас как нехотят признать тюркство в Азербайджане, да и на многих других территориях..

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4051792' date='Dec 23 2008, 16:35 ']Конечно есть. Выкладывайте топонимы. Только учтите, за годы царской Росии и СССР эти топонимы были преднамеренно искажены. Напримерь, НОвханы в !7-м столетии произносилось как Ухан. (С, Ашурбейли; "История г. Баку")[/quote]
ок, начнем с Ухан.
пожалуй, подкину Шоулан, Раманы, Кабала, Араз, Нахчыван. Пока это.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Жулик' post='4051881' date='Dec 23 2008, 16:45 ']да ну, времена темные были..дело в другом, сегодняшние ну просто ужас как нехотят признать тюркство в Азербайджане, да и на многих других территориях..[/quote]
что значит признавать тюркство? Вы определитесь с терминологией прежде, чем ставить диагнозы. Как то неохота логарифмы обсуждать на уровне таблицы умножения.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='4051673' date='Dec 23 2008, 16:18 ']Какие топонимы относите вы к неклассифицируемым?[/quote]
те, которые не переводятся с известных нам языков

[quote name='yokya' post='4051673' date='Dec 23 2008, 16:18 ']Пиры - это камменые святилища. В народе их также называют "оджаг":[/quote]
ок, ТАКЖЕ - я понял. Следовательно, вы уже дали этимологию слову "пир"?? С какого языка "пир" переводится как "оджаг"?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4051944' date='Dec 23 2008, 15:51 ']те, которые не переводятся с известных нам языков[/quote]

Это понятно. А где примеры?

[quote]ок, ТАКЖЕ - я понял. Следовательно, вы уже дали этимологию слову "пир"?? С какого языка "пир" переводится как "оджаг"?[/quote]

[url="http://www.600min.az/index.php?showtopic=112704&view=findpost&p=4039909"]http://www.600min.az/index.php?showtopi...t&p=4039909[/url]

"оджаг" = од+ суффикс "джаг"

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4051944' date='Dec 23 2008, 15:51 ']те, которые не переводятся с известных нам языков
ок, ТАКЖЕ - я понял. Следовательно, вы уже дали этимологию слову "пир"?? С какого языка "пир" переводится как "оджаг"?[/quote]
а вариант пир-бир Вас не убедил? или просто не устроил? ну вот Вам и ответ на Ваш предыдущий вопрос, о тюркстве...

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='4051982' date='Dec 23 2008, 16:55 ']Это понятно. А где примеры?
[url="http://www.600min.az/index.php?showtopic=112704&view=findpost&p=4039909"]http://www.600min.az/index.php?showtopi...t&p=4039909[/url]

[b]"оджаг" = од+ суффикс "джаг"[/b][/quote]
а причем тут "пир"? ну и называли бы оджагом, да нет же, кому то пир понадобился :unsure:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='Жулик' post='4052044' date='Dec 23 2008, 17:02 ']а вариант пир-бир Вас не убедил? или просто не устроил? ну вот Вам и ответ на Ваш предыдущий вопрос, о тюркстве...[/quote]
не убедил... Меня даже не убедил вариант, когда Ватикан оказывается от Баты-хан, как мне доказывали некоторые пацаны :looool:musulman::looool::dedmoroz:

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4053142' date='Dec 23 2008, 18:53 ']а причем тут "пир"? ну и называли бы оджагом, да нет же, кому то пир понадобился :unsure:[/quote]

Вас удивляет наличие в других языках слов-синонимов?

[quote name='просто_ужас' post='4053150' date='Dec 23 2008, 18:55 ']не убедил... Меня даже не убедил вариант, когда Ватикан оказывается от Баты-хан, как мне доказывали некоторые пацаны :looool:musulman::looool::dedmoroz:[/quote]

А какова этимология Ватикана, по-вашему?

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='4053294' date='Dec 23 2008, 20:29 ']Вас удивляет наличие в других языках слов-синонимов?[/quote]
нет , не удивляет. Но и синонимы должны иметь этимологию, их же не придумывают неизвестно кто и неизвестно зачем.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yokya' post='4053294' date='Dec 23 2008, 20:29 ']А какова этимология Ватикана, по-вашему?[/quote]
Ватикан — от названия холма 'Mons Vaticanus', на котором Ватикан и располагается. Улица у подножья этого холма использовалась гадалками и предсказателями в римские времена, на лат. vaticinari «пророчествовать», это давно не секрет и не вопрос.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4051792' date='Dec 23 2008, 16:35 ']Конечно есть. Выкладывайте топонимы. Только учтите, за годы царской Росии и СССР эти топонимы были преднамеренно искажены. Напримерь, НОвханы в !7-м столетии произносилось как Ухан. (С, Ашурбейли; "История г. Баку")[/quote]

а Новханы существовало в 17 ом столетии? :rolleyes: село то относительно [b]нов[/b]ое...

Link to comment
Share on other sites

Название здесь не может быть идентификатором его происхождения. Новым он мог быть по отношению к какому нибудь иному селу или городку.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='thalys' post='4054984' date='Dec 24 2008, 04:10 ']Название здесь не может быть идентификатором его происхождения. Новым он мог быть по отношению к какому нибудь иному селу или городку.[/quote]
так и есть., оно новое по отношению к двум другим селам, садовыми участками которых являлось.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4048947' date='Dec 23 2008, 05:40 ']правильно, готовили.... Сямяни сродни "семени", потому что иранские диалекты сродни славянским, вы удивитесь сколько общих форм у них есть.
В начале прошлого века большинство чехов не знало своего языка, были немецкоязычные, но себя немцами не считали. Правительство полностью восстановило язык за 2 поколения, хотя много немецких слов осталось, наверно уже навсегда.

По теме: есть какие нибудь соображения по поводу неквалифицируемых известными языками топонимов?[/quote]

Не думаю что, слово "семени" имеет иранские корни. У многих тюрков в древности был даже праздник с таким названием, и сегодня остался у Казанских татар. Я имею ввиду Сабан-Туй. То что, славянские языки имеют общие корни с иранскими мы знаем, но мы еще знаем что, они имеют еще больше обших корней с тюрками.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ULTRAASLAN' post='4055054' date='Dec 24 2008, 02:37 ']То что, славянские языки имеют общие корни с иранскими мы знаем, но мы еще знаем что, они имеют еще больше обших корней с тюрками.[/quote]
а потом удивляемся, почему каждый день электричество вырубают...

Link to comment
Share on other sites

[quote name='просто_ужас' post='4051890' date='Dec 23 2008, 15:46 ']ок, начнем с Ухан.
пожалуй, подкину Шоулан, Раманы, Кабала, Араз, Нахчыван. Пока это.[/quote]

Просто Ужас, нужны изначальные звучания топонимов.
Что такое Шоулан? Если это Шювелан, то оно восходит к Шабалан, то есть взымаюший пошлины.
Рамана - Усмиренная Богиня.
Араз - это греческий Арес, омоним тюркского Кура. В бассейне Кура и Ареса жили "свирепые дети воинственного Марса". Вы наверно знакомы с этой исторической фразой.
Нахчыван - от Нохчи аван, то есть равнина Нохов. Известно что, в 196 г. до н. э. на Кавказ и Восточную Анатолию переселилось множество булгар в составе которых были кыпчаки, пачаники, уссы, дигоры, аланы, а также нохчи, которых было бы правильно называть "нахчы".
Про Капала/Капалак пока воздержусь, потому что, изначальная форма этого топонима мне еще не совсем ясна.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • TikTok запускает «Ночь музеев» с ведущими музеями Азербайджана
      Накануне Международного дня музеев, который отмечается 18 мая, ведущая платформа для просмотра и создания коротких видеороликов TikTok совместно с Министерством культуры АР и главными музеями страны запускает проект «Ночь музеев».
      Azerbaidzhana-PODROBNOSTI
      • 6 replies
    • Эмоциональный Интеллект
      Умственный интеллект (IQ) отвечает за то, как мы воспринимаем информацию через анализ происходящего, решаем задачи и принимаем решения. Но этого недостаточно, чтобы достичь успеха в карьерном росте. В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Это открытие произвело фурор: поняв, что с помощью эмоционального интеллекта (EQ) можно прийти к успеху, учёные и психологи стали активно исследовать эту тему и описывать свойства EQ. А работодатели при приёме на работу начали обращать большее внимание на социальные навыки кандидатов. Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат.
       
      Тест на определение насколько вы управляете собственными эмоциями можно пройти здесь.
       
      А как ведёте себя ВЫ перед лицом проблемы?
      • 10 replies
    • Сильный пожар в цветочном магазине Ağ çiçəyim
      Предполагается, что пожар в цветочном магазине, расположенном на проспекте Азадлыг в Насиминском районе Баку,
        • Milli
        • Like
      • 28 replies
    • Свалки, спрятанные среди гор: почему в Азербайджане образуются "мусорные сели"
      Сели смыли мусорный полигон в Гёйчайском районе, актуализировав проблему в сфере утилизации бытовых отходов в Азербайджане.
       
      • 1 reply
    • Азербайджан остается в числе стран с самыми низкими ценами на бензин в мире
      Средняя цена бензина в мире составляет 1,35 доллара США за литр.
      Такие данные приводятся в еженедельном отчете Global Petrol Prices.
      Согласно отчету, в рейтинге низких цен на бензин Иран занял первое место - 0.029 долларов США за литр. Самым дорогим по стоимости бензина стал Гонконг (3,212 долларов США за литр).
      В ТОП-3 входят Ливия (0,031 долларов США за литр) и Венесуэла (0,035 долларов США).
      В первую десятку стран также входит Туркменистан, расположившийся на 8-ом месте (0,428 долларов США).
      В ТОП-15 входят Казахстан - 13-ое место (0,554 долларов США за литр) и Азербайджан - 15-ое место (0,588 долларов США за литр).
      Россия заняла 16-ое место - 0.609 долларов США за литр.
      В Азербайджане в настоящее время автомобильный бензин марки АI-92 производится только на Бакинском НПЗ. Его розничная цена составляет 1 манат за литр.
      https://media.az/society/azerbajdzhan-ostaetsya-v-chisle-stran-s-samymi-nizkimi-cenami-na-benzin-v-mire
        • Like
      • 31 replies
    • В Баку директор турфирмы обманула более 200 человек на сумму порядка полмиллиона манатов
      В Баку женщина нанесла ущерб 202 людям на сумму 498 175 манатов.
      Об этом на своей странице в Фейсбук написал начальник Управления пресс-службы МВД, полковник-лейтенант полиции Эльшад Гаджиев.
        Отмечается, что директор ООО Avion Travel Лала Раджабова через социальную сеть давала пострадавшим ложные обещания решить визовые вопросы.
      Л.Раджабова арестована, расследование продолжается.
      https://1news.az/news/20240515043429897-V-Baku-direktor-turfirmy-obmanula-bolee-200-chelovek-na-summu-poryadka-polmilliona-manatov-FOTO
      • 16 replies
    • В Баку водитель автобуса отказался открыть пандус человеку в инвалидной коляске – ВИДЕО
      В Баку уволен водитель, отказавшийся открыть пандус человеку в инвалидной коляске.
      Об этом сообщили baku.ws в Агентстве наземного транспорта Азербайджана (АЙНА).
      ««АЙНА» предупредила перевозчика об обеспечении условий для посадки на регулярный автобусный маршрут лиц с ограниченными физическими возможностями. Перевозчику еще раз поручено следить за соблюдением водителями правил пассажирских перевозок и исправностью пандусов в автобусах. Водитель, допустивший ошибки, уволен», - говорится в сообщении.
      Ранее сообщалось, что в Баку между водителем автобуса и пассажиркой произошел конфликт.
        Причиной конфликта стало то, что автобусом хотел воспользоваться человек в инвалидной коляске, однако водитель не открыл для него пандус.
      Одна из пассажирок, снимавшая происходящее на камеру, потребовала от водителя открыть пандус человеку с ограниченными возможностями и после его отказа конфликт еще больше разросся. Женщина вышла из автобуса, позвонила в полицию и добилась того, чтобы мужчина в инвалидной коляске смог воспользоваться автобусом.
       
        • Like
      • 40 replies
    • Построенный за три года отель в центре Баку снесли за три дня. Ночные работы по демонтажу вызвали недовольство граждан
      В Сабаильском районе Баку сносится здание, которое строилось три года.
      Как сообщает хezerxeber.az, строительство объекта вблизи мечети Бибиэйбат было начато три года назад. Однако позже были выявлены проблемы с документацией, поэтому вот уже несколько дней ведутся работы по демонтажу.
      По словам проживающих на данной территории граждан, раньше там стоял трехэтажный жилой дом. Затем жильцов переселили, и на месте старого здания начали возводить современный отел. Утверждается, что в ходе работ были нарушены строительные нормы.
      Как заявили по данному вопросу в Исполнительной власти Баку, снос указанного здания осуществляется на основе обращения Госкомитета по градостроительству и архитектуре, а также других соответствующих структур. Было отмечено, что объект был незаконно построен некоторое время назад в оползневой зоне, поэтому его необходимо снести как можно скорее, так как есть риск возникновения оползней в этом районе.
      Подробнее - в сюжете:
      https://ru.oxu.az/society/871188
      Снос трехэтажного здания в Сабаильском районе Баку в ночное время вызвал недовольство местных жителей.
      По их словам, из-за шума невозможно спать.
      "Они не достроили здание, которое возводили на протяжении двух лет. А теперь начали его сносить. Никто из нас не может нормально выспаться, а утром ведь нужно идти на работу. Разве можно проводить такие работы в три часа ночи? А как объяснить это маленьким детям?" - сказал один из граждан.
      Как заявили по данному вопросу в Исполнительной власти Баку, снос указанного здания осуществляется на основе обращения Госкомитета по градостроительству и архитектуре, а также других соответствующих структур.
      Касательно времени проведения работ в ИВ отметили, что объект, незаконно построенный некоторое время назад в оползневой зоне, необходимо снести как можно скорее, так как есть риск возникновения оползней в этом районе.
      Подробнее - в сюжете Baku TV:
      https://ru.oxu.az/society/870331
       
       
        • Upvote
        • Like
      • 12 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...