Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Recommended Posts

[b]YouTube[/b]
[b]
Volga Tatar guys-II [/b]

[attachment=683489:55.gif]

[attachment=683496:tsdjrtjt.jpg] [attachment=683514:ffffggd.jpg]

http://www.youtube.com/watch?v=W8vith9aYCs&feature=related

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 206
  • Created
  • Last Reply

[b]Татарский танец[/b]

http://vision.rambler.ru/users/lisinigor/1/11/

июль 1998г. Святой ключ БИЛЯР Алексеевский район Республики Татарстан 12 часов ночи. Фестиваль СЭЛЕТ выступление артистов театра им. Галиаскара Камала. Начинался дождь к концу танца с неба лилось как из ведра. Всё что было на мне ветровка и рубашка ушло на укрытие камеры и всё равно камеру залило. Такого исполнения танца наверное не было нигде, ну разве что ритуальные танцы для вызова дождя, а здесь все молились, чтоб дождя не было, а он так разукрасил танец. Наслаждайтесь это не клип- это действительно прекрасно

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Форумские цитаты
[b]Tatforum[/b]

(ilyas xan astraxanski @ Mar 11 2006, 12:58 AM)
Нельзя утверждать что булгар не было.
Булгары были, это факт.
Какое отношение имеют булгары к татарам? Вообще говоря, непонятно, во всяком случае, ни культурного, ни антропологического, ни языкового наследства от булгар не наблюдается, причём не наблюдается именно в силу отсутствия такового в природе.
Я бы ещё понял, если бы существовало какое-то "булгарское наследство" в виде книг, археологии и пр., но ведь ничего этого в принципе.
Всё, что приписывается булгарам - на самом деле татарское.
И все это хорошо знают, но искусно нас на этом разводят.

[b]Первый этап [/b]- внушить татарам отвращение к собственному имени и собственной истории. Пройден.

[b]Второй этап[/b] - подсунуть татарам конфету из дeрьма в блестящей упаковке - вот вам булгарская история, вот вам булгарская археология, вот вам булгарское происхождение. Заодно и в сторону отшвырнуть тех, на кого этот колпак напялить не получается. Этот этап ныне успешно реализуется.

[b]Третий этап [/b]- дождаться, когда конфета будет проглочена, и тогда торжественно завопить на весь свет - смотрите на этих клоунов, у них ничего нет ни истории, ни прошлого, ничего нет! А как же нет, как же? А вот так - всё, чем вы размахиваете - не ваше, и не было этого никогда. А вот великая история Державы Джучидов - это не ваше, а казахов, узбеков, башкир, чьё угодно, только не ваше, вы сами же прилюдно от него отказались! Ну и сидите тихо, когда в дело вступают народы со своей историей, а не с выдуманной и чужой.
Этот этап готовится к осуществлению.

Согласен.Еще один серьезный факт не учли,ИХА.Булгарской теорией казанских Татар серьезно поссорили с Чувашами.Разделяй и властвуй.Все это мутки чебенляр.

Link to comment
Share on other sites

Форумские цитаты.


Ногай
May 27 2004, 10:01 AM
QUOTE (kazak @ Thu May 27, 13:15)

Меня всё время поражает. То представляют татар варварами, вооруженными дубинками и одетых в шкуры, то говорят, что успехи татар были следствием высоких технологий(высокоточное оружие-камнемёты, были оказывается у них даже гранаты с порохом), а сами татары мол не причём - "вооружи любого так - все так смогли бы".

Высокие технологии монголы заимствовали у китайцев.....но возникает вопрос: Как же они тогда смогли завоевать китайцев, и даже оставить там своего наместника Мухули, а позднее создать династию Юань?

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
  • 1 month later...

[b]Татар[/b]

Тата́ры, татарлар (самоназвание), Tatars (англ., франц.), Tataren (нем.) — титульная нация Республики Татарстан в составе Российской Федерации. Татарстан расположен в в Среднем Поволжье. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В татарском языке выделяют западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский) диалекты. Литературный язык сформировался на основе среднего диалекта. До 1927 татары использовали арабскую графику, замененную в 1927 латинским алфавитом, а в 1939 - русской кириллицей с добавлением специальных знаков. Татары делятся на 3 основные этно-территориальных группы: татары Среднего Поволжья и Приуралья, сибирские татары, астраханские татары. Кроме того, выделяют отдельную группу польско-литовских татар. Крымские татары в силу своего этно-исторического развития считаются отдельной нацией. Поволжские татары делятся на 3 группы: казанские татары, мишари и тептяри, касимовские татары составляют промежуточную группу. Сибирские татары разделяются на 3 группы: барабинские, тобольские, томские. Астраханские татары также разделяются на 3 группы: юртовские, кундровские татары и карагаши, близкие к ногайцам. Традиционные занятие татар - пашенное земледелие, у астраханских татар - скотоводство и бахчеводство. Татары - мусульмане-сунниты, за исключением незначительных групп кряшен и нагайбаков, обращенных в православие еще в XVI-XVIII вв. По антропологическому типу казанские татары - европеоиды, часть астраханских и сибирских татар принадлежат к южносибирскому типу монголоидной расы.

Link to comment
Share on other sites

[b]Джованни Дель Плано Карпини

§ V. Что надлежит сделать с пленными[/b]

''Если же какие-нибудь Татары будут на войне сброшены со своих лошадей, то их тотчас следует брать в плен, потому что, будучи на земле, они сильно стреляют, ранят и убивают лошадей и людей. И, если их сохранить, они могут оказаться такими, что из-за них можно получить, так сказать, вечный мир и взять за них большие деньги, так как они очень любят друг друга''.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

[b]АННАЛЫ БЁРТОНСКОГО МОНАСТЫРЯ[/b]

[b](конец XIII в.)
ANNALES DE BURTON[/b]

Бенедиктинский монастырь в Бёртоне-на-Тренте (графство Стаффордшир) был основан около 1002-1004 гг. некиим Вульфриком Слотом. Монастырь просуществовал до 1539 г.

Анналы начинаются в 1004 г. с хартии об основании монастыря. Записи событий до 1189 г. чрезвычайно кратки и касаются жизни как самого Бёртонского монастыря, так и его соседей. С 1189 г. по 1201 г. анналы основаны преимущественно на Хронике Роджера из Ховедена. С 1211 г. анналы приобретают самостоятельный характер, хотя некоторые приводимые в них документы содержатся также и в "Великой хронике" Матфея Парижского.

Рукопись Анналов: London, Brit. Mus., Cotton, Vespasian, Е. III (XIV в.). [180]

[1245]

Расследование о тартарах 1, проведенное в Лионе его святейшеством папой 2

Среди прочих прелатов мира прибыл на собор в Лионе рутенский архиепископ по имени Петр 3, который, как утверждали некоторые, вернувшиеся с собора, не знал ни латинского, ни греческого, ни еврейского языка и все же через толмача блестяще пред лицом его святейшества папы изложил Евангелие. Он также, особо приглашенный, с его святейшеством папой и другими прелатами, [как и они] облаченный в священные одежды, но не такого вида, как у них, присутствовал при богослужении.

Расследование о тартарах

Когда спросили Петра, архиепископа из Руссии, о деяниях тартар: [181]

О тартарах

Во-первых, о происхождении; во-вторых, о вероисповедании; в-третьих, о совершении религиозных обрядов; в-четвертых, об образе жизни; в-пятых, о мощи; в-шестых, о численности; в-седьмых, о намерении [их]; в-восьмых, о соблюдении договоров; в-девятых, о приеме послов;

Ответил так:

Во-первых, об их происхождении сказал,

что последние из мадианйтов 4, бежав от лица Гедеона до отдаленных частей востока, удалились в некую пустыню, которая называется Этрев 5. И было у них 12 вождей, главного среди которых звали Татаркан, от которого они нареклись тартарами 6. А от него произошел Чиркам, имевший троих сыновей. Имя перворожденного - Тессирикан, имя второго - Куртикан, имя третьего - Бататаркан 7. Они, хотя были окружены высочайшими и будто бы непроходимыми горами, однако, вызванные Курцевзой, внуком Сальбатина 8, повелителя одного из городов, который называется Орнак 9, вышли, а именно отец и трое его сыновей с великим множеством вооруженных воинов; и убив Сальбатина, и Орнак, город его, захватив, Курцевзу, внука его, преследовали по многим провинциям. А провинции, дававшие ему убежище, они опустошали; среди них в большей части опустошена Руссия. Прошло уже 26 лет 10. По смерти же отца три брата между собой разделились. Ибо Тессирикан пошел против вавилонян, Куртикан - против тюрков, Бататаркан остался в Орнаке 11 и послал военачальников своих против Руссии, Польши и Венгрии и многих других королевств. И они трое со своими войсками соединились недавно в районе глубинных частей Сирии, и уже, как сказали, минуло около 34 лет 12 с тех пор, как вышли они из пустыни Этрев.

О вероисповедании 13 ответил,

-что они веруют в единого владыку мира; поэтому, когда направляли к рутенам посольство, поручили [обратиться] с такими словами: "Бог и сын его - на небе, Чиркан - на земле".

Об образе жизни ответил,

что они едят мясо лошадей, собак и всякое прочее, даже, в крайних случаях, человеческое, однако не сырое, а вареное. Пьют воду и молоко. Они сурово наказывают [за] преступления, а именно [за] грабежи, воровство, прелюбодеяния, убийства, — смертной казнью. Они имеют одну или много жен. Они не допускают чужестранцев ни жить вместе с ними, ни вести торговлю, ни участвовать в тайных советах. Они разбивают лагеря обособленно от всех других; если же в них проникнет кто-нибудь из чужих, тотчас его убивают. [182]

О совершении религиозных обрядов ответил,

что повсюду утром воздевают руки к небу. Когда едят, первый кусок бросают в воздух; когда пьют, то сначала часть выливают в землю из благоговения пред творцом, и говорят они, что предводитель их — Святой Иоанн 14 в новолуние они устраивают шумные празднества.

О мощи ответил,

что они сильнее и подвижнее нас. Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи 15, и они почти непробиваемые. Наступательное оружие — из железа. Есть у них разнообразные метко бьющие устройства 16. Спят они под открытым небом, как бы не обращая внимания на неблагоприятную погоду.

О численности он не дал точного ответа; однако сказал, что будто бы от всех народов и всех вер многие присоединились к ним.

О намерениях ответил,

что намерены они весь мир себе подчинить и что предопределено свыше, что должны они весь мир за 39 лет 17 опустошить, подтверждая это тем, что как некогда божественная кара очистила мир потопом, так и теперь нашествие их очистит этот мир разрушительным мечом. Также, полагают они, ждут их жестокие схватки с римлянами и другими латинянами, и неясно им, победят ли они или будут побеждены; [но] если победят, должны властвовать над всем миром.

О соблюдении договоров ответил,

что вполне соблюдают договоры с теми, кто немедленно им сдается, отбирая из них воинов, ремесленников для различных служб, нисколько не щадя тех, кто ожидает их натиска.

О приеме послов ответил,

что благосклонно их принимают, расспрашивают и отпускают. В конце, когда его спросили о переправе через реки и моря, сказал,

что реки они переплывают на конях и что в трех местах снаряжают суда на море.

Сказал также, что некто из тартар по имени Калалидин 18, зять Чиркана, был изгнан в Руссию, ибо был уличен во лжи. Его лишь благодаря его жене пощадили, а не убили.

Более ничего о деяниях тартар ему не поведал.

Link to comment
Share on other sites

[b]АННАЛЫ БЁРТОНСКОГО МОНАСТЫРЯ[/b]

[b](конец XIII в.)
ANNALES DE BURTON[/b]

[b]Комментарии[/b]

1 Публикуемый ниже фрагмент содержит речь "архиепископа" из Руси Петра Акеровича на Лионском соборе 1245 г. Исследователями неоднократно подчеркивались достоверность этого сообщения и соответствие его донесениям европейских путешественников (Плано-Карпини, Рубрук и др.). Этот фрагмент, несколько более расширенный, мы находим также в "Великой хронике" Матфея Парижского под 1244 г. (см. фрагмент 9), где он не относится к Лионскому собору. Причину этого расхождения С. Томашевский усматривал в том, что в силу обстоятельств Петр Акерович давал свою информацию дважды: первый раз - в Италии, куда незадолго до открытия Лионского собора он прибыл для встречи с Иннокентием IV, но уже не застал его и имел беседу с кем-то из представителей церковных или светских властей; после этого он отправился в Лион, где выступил с речью на соборе. Запись одного из этих выступлений досталась Сент-Олбансскому монастырю, при котором работал Матфей Парижский, другого - Бёртонскому. Текст обоих памятников примерно одинаков. Однако, если Бёртонские анналы придерживаются четкой схемы в членении материала, то Матфей Парижский, стремясь придать повествованию эмоциональность, нарушает эту четкость.

2 Иннокентий IV (1243—1254) одной из важнейших задач своего понтификата считал нормализацию отношений с татарами. Вопрос о татарах, поставленный на Лионском соборе 1245 г., был тесно связан с другими острыми политическими проблемами, такими как борьба с германским императором Фридрихом II, походы в "Святую землю" и судьбы Латинской империи, нуждавшейся в защите от возраставшей активности никейских императоров (Пашуто В.Т. Киевская летопись 1238 года. - ИЗ, 1948, № 26, с.299; он же. О политике папской курии на Руси (XIII в.). — ВИ, 1949, № 5, с. 66-67; он же. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950, с. 58-59).

3 Фигура архиепископа Петра давно привлекает внимание историков. Митрополит Филарет (Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы, изд. 3, кн. 1. СПб., 1884, с. 62) считал Петра галицким епископом. А.С. Петрушевич, разделивший в конце кон-цов точку зрения Филарета, принимал его одно время за титулярного епископа de Russia (Петрушевич А. О галицких епископах со времен учреждения галицкой епархии даже до конца XIII в. — В кн.: Галицкий исторический сборник, вып. 2. Львов, 1854). Н.П.Дашкевич склонялся к тому, чтобы разделить эту гипотезу А.С.Петрушевича (Дашкевич Н.П. Княжение Даниила Галицкого по русским и иностранным известиям. Киев, 1873, с. 195; он же. Первая уния Юго-западной Руси с католичеством (1246-1254). Киев, 1884, с. 10-11). Он предлагал к известиям о Петре как о русском архиепископе "относиться с большой осторожностью" (Дашкевич Н. Первая уния, с. 13), говоря, что "едва ли можно считать Петра епископом чисто русских земель" (там же). Ученый считал необходимым признать его "епископом Руси, колебавшейся между православием и латинством, или же Руси, не входившей во владения дома Владимира св. и примыкавшей к восточным или южным окраинам этих владений" (там .же, с. 15), т.е. происходил "из земель придунайских и югославянских" (там же, с. 17). Польский ученый В. Абрахам не поддерживал ни одной из указанных точек зрения, высказывая в свою очередь неуверенную догадку, что Петр мог быть епископом перемышльским, имя которого в документах XIII в. не сохранилось. Однако, сам признавая неубедительность своего предположения, Абрахам писал, что можно быть уверенным только в одном - Петр принадлежал к высшему русскому духовенству (Abraham W. Powstanie organizacyi kosciola lacinskiego na Rusi. Lwow, 1904, s.119). С. Томашевский, опираясь на материал русских летописей, выступил с гипотезой о том, что архиепископ Петр — это игумен монастыря Спаса на Берестове в Киеве Петр Акерович, находившийся на дипломатической службе у черниговского князя Михаила Всеволодовича (Томашевсъкий С. Предтеча Исидора Петро Акерович, незнаний митрополит руський (1241—1245). — Analecta ordinis s. Basilii Magni. Записки чина св. Василия Великого, Жовква, 1927, т. II, вип. 3-4, с. 281). В советской историографии эта гипотеза получила новое решение на основе марксистского источниковедческого анализа (Пашуто В. Т. Киевская летопись, с. 298— 299). Имя Петра Акеровича упомянуто в Лаврентьевской летописи под 1230 и 1231 гг. (ПСРЛ, т. 1, вып. 2, Л., 1928, стб. 455-456).

4 В летописи в отличие от сообщения Петра татары называются моавитянами. Так, под 1224 г.: "Прйде неслыханная рать безбожнии Моавитяне, рекомыи Татарьве" (там же, т .II, СПб., 1908, стб. 740).

Link to comment
Share on other sites

[b]АННАЛЫ БЁРТОНСКОГО МОНАСТЫРЯ[/b]

[b](конец XIII в.)
ANNALES DE BURTON[/b]

[b]Комментарии[/b]

5 По свидетельству русских летописей, татары "суть ишли ис пустыня Етриевьскы суще межю встоком и севером" (там же, т. 1, вып. 2, стб. 446). Немецкий исследователь Г. Дёрри полагает, что [185] под пустыней Этрев подразумеваются верховья Иртыша, где в 1205 г. произошло решающее сражение, в результате которого Чингисхан стал верховным предводителем кочевых народов (Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen: Die Missionsreisen des fr. Julianus O. P. ins Uralgebiet (1234/5) und nach Russland (1237) und der Bericht des Erzbischofs Peter ueber die Tartaren. - Nachrichten der Akademie der Wissenschaften, Philologisch-historische Klasse, Goettingen, 1956, N 6, S. 188). В основе лежит "Откровение" Мефодия Патарского (III-IV вв.) (Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературе. М., 1897), фрагмент которого об измайльтянах приводится в Начальной летописи, где говорится: "Убиша бо неколико от братья нашея оружьемь безбожнии сынове измаилеви, пущени бо на казнь хрестьяномь. Ищьли бо суть си от пустыня Етривьскыя, межю встокомь и севером; ищьли же суть ихь коленъ 4: торкмене, и печенези, торци, половци. Мефодий же сведетельствуеть о нихъ, яко 8 коленъ пробег ли суть, егда исече Гедеонь, да 8 ихь бежа в пустыню, а 4 исече" (ПВЛ, ч.1, с. 152). В связи с монголо-татарским нашествием в ряде русских и западноевропейских источников происходит отождествление измаильтян с татарами (Anderson A.R. Alexander's Gate, Gog and Magog, and the Inclosed Nations. Cambridge, Mass., 1932, p. 79; Cross S.H. The Earliest Allusiae in Slavic Literature to the Revelations of Pseudo-Methodius. — Speculum, Cambridge, Mass., 1929, v.IV, p. 329-339).

6 Об этимологии этнонима "татары" см. комм. 13, 24, 49 к "Великой хронике" Матфея Парижского. Русская летописная традиция возводит его к имени политического вождя (Томашевсъкий С; Указ, соч., с. 231).

7 Под именем Чиркама (в латинском тексте — Cliyrcam. Возможно, опечатка), по мнению С.Томашевского, скрывается Чингисхан, называемый в русских летописях Чаногизом и Чигизаконом, а в других европейских источниках, выступающий под именами Gurgatan, Cecarcarus, Zingiton, Ingischam, Tharsis, David, Presbyter Iohannes и т.д. Из его сыновей обычно называют только четверых (Джучи, Чагатая, Угедея и Тули) или, как в данном случае, троих (там же, с. 231). Бататаркан - это внук Чингисхана Бату. Труднее установить, кто имеется в виду под именами Тессирикана и Куртикана. Возможно, под первым из них подразумевается сын Чингисхана Тули, отец Мангу-хана, а под вторым - Чагатай. В то же время форма имени Thessirican (Thesyrcan, Thesycan) похожа на имя Tosnocan у Плано-Карпини, что означает Джучи, отца Бату. В таком случае не остается места для Угедея, наследника и сына Чингисхана. Транскрипция имени Chyrcam как Чиркам указана у Томашевского, пояснившего, что буквенное сочетание ch соответствовало звукам [к] или [ч]. В английском языке оно должно соответствовать звуку [ts] (там же, с. 235). Как полагает немецкий историк В. Хайссиг, упоминание двенадцати вождей, главным из которых был Тартархан, дает возможность идентифицировать его с Чингисханом. Главой среди двенадцати вождей выступает он и в монгольских источниках. Кроме того, Тартар-хан в рамках приведенной генеалогии является дедом Бататар-хана (Бату). Таким образом, под именем Чиркан, которому сыном приходится Бататаркан, скрывается Джучи. Под Куртиканом, по мнению Хайссига, надо понимать одного из татарских полководцев, Джормагана-курчи. Установить подлинное имя Тессирика-на ему не удалось. На основании всего изложенного Хайссиг нарисовал следующее генеалогическое древо (Heissig W. Zum Namen und zur Person des Gurgutam. - Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Gottingen, Phil.-hist. Klasse, Gottingen, 1956, N 6, S. 199-200).

Чингисхан (Тартаркан)

Джучихан (Чиркан)

? (Тессирикан)

Джормаган-курчи (Куртикан)

Бату-торхан (Бататаркан)

Новгородская I летопись доносит имена татарских воевод: Цьгырканъ (Чиркан?) и Тешюканъ (Тессирикан?), войска которых участвовали в битве на Калке (НПЛ, с. 63).

Link to comment
Share on other sites

[b]АННАЛЫ БЁРТОНСКОГО МОНАСТЫРЯ[/b]

[b](конец XIII в.)
ANNALES DE BURTON[/b]

[b]Комментарии[/b]

8 В имени Сальбатин С. Томашевский видел превращение титула "султан" в имя собственное (Томашевський С. Указ, соч., с. 232). Г. Дёрри предлагает понимать под Сальбатином хорезмшаха Ала-ад-дина, сыч которого Джелал-ад-дин действительно был изгнан татарами, но вернулся. Однако имя Курцевза в данном случае ни о чем не говорит (Dome H. Op. cit., S.188). По мнению американского исследователя Г.Пейнтера, имя Курцевза произведено от титула "хорезмшах" (Painter G.D. The Identification of "Ornas".-In: Painter G.D. etc. The Vinland Map and the Tartar Relation. New Haven-London, 1965, p. ЮЗ). Та же точка зрения принадлежит Томашевскому (Томашевський С. Указ, соч., с. 232).

9 Орнаком назван город Ургенч, древняя столица Хорезма, осажденная и взятая войсками Чингисхана и его сыновей Джучи, Чагатая и Угедея в апреле 1221 г. (Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. — Известия Государственной Академии истории материальной культуры, т. 6, вып.2. Л., 1930, с. 11-12; Толстое С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М., 1948, с. 15; Dorre H. Op. cit., S. 188; Painter G.D. Op.cit., p. 102-103).

10 Если датой первого появления на Руси монголо-татарских полчищ считать 1223 г. (битва на Калке), то сообщение архиепископа Петра следует отнести к 1249 г., тогда как здесь оно датируется 1245 г., а у Матфея Парижского - 1244 г. Г. Дёрри видит в этом связь с приводимым ниже утверждением того, что якобы по божественному умыслу татары должны за 39 лет разорить весь мир. Тогда 26 лет означает лишь то, что прошло уже 2/3 указанно, го срока (Dorre H. Op.cit., S. 189-190).

11 Г. Дёрри напоминает, что Плано-Карпини был известен город Орнас (Ornas — Ornarum) на Дону, где мог пребывать Бату (ibid.,' S.190). В этом случае произошло смешение двух почти одинаково звучащих названий. Кроме того, "Ornas" (наряду с "Ornach") в латинских источниках действительно означает Ургенч (Толстов С.П. Указ, соч., с. 15; Painter G.D. Op. cit., p. 102).

12 "Минуло около 34 лет" - таким образом, начало монголо-татарского нашествия относится к 1211 г., когда велись действия против Китая.

13 Религией татар был шаманизм, корни и проявления которого раскрыты Н.И. Веселовским. Приводимая в этой рубрике ниже формула обращения татарских послов предназначалась именно для переговоров с христианами, так как завоеватели предпочитали, "не трогая чужой религии, побудить ее церковнослужителей молиться за хана своему божеству по своей вере. Так монголы и поступали везде, где соприкасались с иноверцами, и эта черта отмечена всеми письменными памятниками, а равным образом и русскими летописями" (Веселовский Н.И, О религии татар по русским летописям. - ЖМНП, 1916, № 7, с. 100).

14 Отголосок легенды о священнике-короле несториан Иоанне. См. комм. 120 к "Великому сочинению" Роджера Бэкона.

15 Лишь Анналы Бёртонского монастыря доносят сообщение архиепископа Петра о способе изготовления татарских доспехов. Именно многослойность кожи обеспечивает прочность вооружения.

16 Об осадных устройствах (machinae) архиепископ Петр рассказывает, видимо, под впечатлением от взятия татарами русских городов. Русские летописи сообщают, например, о том, как татары "оступиша Рязань" (НПЛ, с. 75) или "станы свое оурядивь оу города Володимеря" (ПСРЛ, т.1, вып. 2, стб. 462) или "оступиша Торжежъ" (НПЛ, с.76).

17 С. Томашевский принимал за начало отсчета 1219 г., ознаменованный "целым комплексом войн" (Томашевський С. Указ, соч., с. 235).

18 Кем был этот "зять" великого хана, установить не удалось. Г. Дёрри предполагает, что имя Калалидин надо понимать как титул хан-аль-адиль (Dorrie H. Op. cit., S. 194). С. Томашевский также писал, что имя Калалидин очень походит на титул (джелаль-эд-дин), но полагал, что оно может быть и искаженным именем одного из членов многочисленной династии Чингисхана (Томашевсъкий С. Указ, соч., с. 232). Сам факт пребывания на Руси одного из представителей монгольской знати дошел, только в составе речи Петра Акеровича.

(пер. В. И. Матузовой)
Текст воспроизведен по изданию: Английские средневековые источники IX-XIII вв. М. Наука. 1979
© текст - Матузова В. И. 1979
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Сошников С. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1979

Link to comment
Share on other sites

[b]ИЗ ДОКЛАДА ПРОФЕССОРА М.А.МАШАНОВА
"СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТАТАР-МЊХАММЕДАН
И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ИНОРОДЦАМ"

1910 г.[/b]

[...] Особенно в деле упрочения ислама среди татар и возбуждения их религиозной ревности и фанатичности большую роль играли и играют муллы, потому что деятельность мулл охватывает всю жизнь мусульманина с юного его возраста до самой его смерти. В мусульманских школах, при мечетях учительствуют непременно муллы. И здесь с самых юных лет внедряется в детях слепая привязанность к мухаммеданству и ненависть ко всему иноверному. Здесь все проникнуто духом ислама и поставлено так, что воспитывается в ребенке убеждение, что каждая черта ислама неизбежна для того, чтобы быть истинным мусульманином и таким образом получить спасение. Когда ученик заканчивает школу и вступает в действительную жизнь, влияние на него муллы не прекращается. Все сколько-нибудь выдающиеся события в жизни татарина дают случай влиянию муллы. Рождается ли ребенок, обязательно приглашают муллу наречь имя, причем за обычно устраиваемым угощением идет продолжительная беседа на религиозно-мусульманские темы. Заболеет ли кто, опять приглашают муллу прочитать что-либо из Корана, твердо веря в спасительное и даже целебное действие подобного чтения. Умирает кто-либо в семье, опять мулла неизбежное лицо при обрядах похорон и затем при раздаче имущества между членами семьи, если умер глава дома. Задумал ли татарин жениться, неизбежен мулла, а иногда у богатых на свадьбу для большей торжественности приглашают не одного муллу, а несколько, причем, эти последние, всегда любители поговорить на религиозные темы, начинают нередко вести беседы по разным вопросам вероучения и религиозной практики; присутствующие слушают и усваивают содержание этих бесед, нередко проникнутых духом крайнего фанатизма и нетерпимости. Развод, домашние недоразумения, начало какого-либо предприятия, даже простая отправка в путь на более или менее продолжительное время редко обходятся без участия мулл. Таким образом, муллы, как и естественно было ожидать, являются главным фактором в деле упрочения ислама среди татар и фанатизации этих последних. Между тем имя им легион, потому что редко можно встретить сколько-нибудь людную татарскую деревню, где не было бы мечети, а в более многолюдных деревнях можно видеть две, три и даже более мечетей и, следовательно, несколько мулл. Усердие татар к построению мечетей отчасти объясняется религиозным настроением татар, а отчасти заманчивым обещанием Мухаммеда, что за постройку мечети мусульман ожидают в раю богатые палаты . Поэтому татары усердствуют строить мечети даже обходя русский закон, требующий определенное число мусульман для разрешения постройки мечети, приписывая к предполагаемому приходу татар смежных деревень совершенно фиктивно, причем иногда бывает, что жители одной и той же деревни в разное время дополняют своим числом недостающее количество для законного разрешения постройки мечети. В случае же, если не удастся спросить разрешение на постройку установленного вида мечети, татары легко могут обойтись и без этой формальности, так как для совершения мусульманского богослужения не требуется какого-либо особо священного места, наподобие христианских храмов, — оно может быть совершаемо во всех его объемах во всяком поместительном доме и вообще на всяком месте**. То же самое нужно сказать и о муллах: всякий более или менее почтенный мусульманин может исполнять обязанность муллы, для этого не требуется ни большой учености, ни особого посвящения; правительственный указ нужен только для официально назначенного муллы при формально устроенной мечети.

Влияние этих мулл на татар огромное, потому что татары вообще фанатичны в деле веры, чему способствовало и их положение в русском государстве: находясь под владычеством иноверного народа, с которым они не могут слиться в одно государственное целое по принципам своей религии, внушающей дух ненависти или презрения к иноверцам, татары, так сказать, замкнулись в своей фанатичной среде, упорно не допуская сюда проникнуть не только христианству как религии, но и христианским общечеловеческим идеям о братстве всех людей; они всеми силами старались сохранить не только свои религиозные верования и обычаи, но и унаследованные от предков особенности жизни, не допуская сюда влияния со стороны русских. Это — замкнутая община, доступ в которую всякому постороннему влиянию, даже благодетельному, совершенно закрыт, если не считать несколько десятков культурно развитых татар, приобщившихся к европейской жизни благодаря особенным благоприятным обстоятельствам. В такой замкнутой среде, конечно, царит крепко дух религиозной общины, каждый член которой считает своею обязанностью блюсти интересы этой общины, чего, к сожалению, редко можно встретить среди русских христианских прихожан. Такую прочность религиозного общинного духа татар не скрывают и сами татары, и даже выставляют ее в печати. Так, известный редактор татарской газеты "Тарджуман" (Переводчик) г.Гаспринский прямо заявляет: "Хотя магометане и лишены высокой европейской культуры как силы для самосохранения, но они в своей религии и проистекающем из нее своем общественном быте имеют весьма крепкую, почти непреоборимую силу сопротивления всяким чуждым влияниям во вред национальной индивидуальности... Обратите внимание и изучите все функции любой мусульманской общины в наименьшей ее единице, представляемой приходскою общиною. Всякая такая община представляет собою миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом исламизма. Община эта имеет свои власти в лице старшин и всего прихода, не нуждающийся в высшем признании, ибо авторитет этой власти — религиозно-нравственный. Каждая мусульманская община имеет свою школу и свою мечеть, содержимые или общиною, или на завещанные на то капиталы и имущества. Мусульманское мектебе близко соприкасается с общиною и служит дополнением школы семейной, где чуть не с пеленок дитя подвергается неотразимому влиянию отца и матери в деле воспитания в духе ислама, так что ребенок 7-8 лет уже имеет столь сильную мусульманско-племенную закваску, что удивит всякого новичка-наблюдателя и заставит задуматься всякого рьяного русификатора... Такая мусульманская община в 10-20 семейств, куда бы ни была заброшена судьбою, сейчас группируется вокруг мечети или школы, совмещаемых нередко в одном и том же помещении, и немедленно для питания себя высшими познаниями примыкает к сфере действий какого-либо ближайшего медресе. Такие небольшие мусульманские общины, разбросанные отдельными поселками, наблюдаются во многих губерниях России, и, несмотря на вековое сожительство в массе русского народа, не утратили никакой татарско-мусульманской черты... Пример весьма поучительный и доказывающий племенную устойчивость татар представляют литовские татары, рассыпанные чуть не в десяти губерниях Юго-Западного края в числе 8-9 тысяч". Эти слова мусульманского публициста, не в интересах которого было сгущать краски в этой картине, ясно показывает, какую силу представляет собою замкнутая татарско-мусульманская община в деле фанатизации татар и упрочения ислама среди инородцев.

Благодаря такому влиянию и религии, и семьи, и общины, татары, не только муллы, но и обычные члены общества, проникаются, вследствие фанатизации, необыкновенным духом прозелитизма и не пропустят ни малейшего случая посеять семена ислама там, где видят, что они найдут для себя восприимчивую почву: всякий татарин-мусульманин считает себя обязательным по мере сил и средств своих содействовать распространению и укреплению ислама, не оставляя этого дела на попечение одних только мулл, как, к несчастью, русское дело распространения и утверждения христианства оставляют на долю только духовных лиц. Напротив, татарин всегда отличается особенной религиозной ревностью и старается распространить свою веру особенно между своими единоплеменниками — крещеными татарами; его религиозный энтузиазм простирается до того, что он не пропустит ни одного случая указать крещеным на превосходство мухаммеданства пред христианством. Мне лично известны случаи, что мухаммедане останавливали мимо идущих крещеных татар и вступали с ними в споры о вере. Нужно посмотреть и послушать, как мухаммеданин проповедует свою веру, чтобы оценить тот энтузиазм, которым дышат его речи, почувствовать жар, с которым он ораторствует о превосходстве своей веры пред христианством. Тут льется речь, проникнутая глубоким религиозным чувством. Можете себе представить, как могущественно действует эта речь на простолюдина — крещеного татарина, который, часто не сознавая силы доводов, увлекается одним одушевлением говорящего мухаммеданина и после двух-трех подобных бесед становится уже далеко не таким христианином, каким был прежде, если только школа и церковь за последнее время не укрепили его в вере. Характером энтузиазма запечатлена вся история мухаммеданства, и благодаря этому энтузиазму поклонников Мухаммеда она существует до настоящего времени и притом довольно непоколебимо. [...]

Миссионерский съезд в г.Казани. 13-26 июня 1910 года.-Казань:

Центральная типография, 910.-С.241-244.

Link to comment
Share on other sites

Рональда Зеленова
[b]Императорской лейб-гвардии Отдельный корпус.[/b]

...Привлекая в гвардию татар, учитывали выработанное веками в этом народе влечение к военному делу и правила шариата — трезвость, честность, надёжность в исполнении долга.

Link to comment
Share on other sites

  • 5 months later...

http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:AEEy50Haj6YJ:forum-eurasica.ru/index.php%3F/topic/1747-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8B/page__st__20+%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8B+%D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5&cd=6&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&source=www.google.ru


...''Хотя китайские источники, к примеру [b]«Мэн-Да-бэй-лу», [/b]приводимая В.П.Васильевым (История и древности восточной части Средней Азии. от 10 до 13 века», СПб, 1857 г., Гл.3: Записка о монголо-татарах), под татарами подразумевают объединение или группу племен и прямо причисляют их к потомкам тюрков:

С.216:

Земля, в которой в первый раз являются Татары, лежит на северо-запад от Киданей. Их поколение происходит от Шатосцев и составляет особенный род, а потому и не было известно при прежних династиях. Они разделяются на три вида: чёрных, белых и непокорных (диких).

А.К.Б.: к «белым» (полуоседлым) как известно относятся онгуты. К «чёрным» (кочевым) кереиты, род Чингизхана и др.

С.217:

…вторым посланником был Субухань (т.е. князь Субутай), происходивший из Белых Татар.

А.К.Б.: следовательно урянхаи, род Субутая, также причислялись к «белым» татарам, т.е. к тюркам.

С.217:

Нынешний император Чингис, его полководцы, министры и главнейшие чиновники, все принадлежат к Чёрным Татарам.

И далее: …Татарская нация по большей части…

С.134:

Но все удостоверяет нас согласиться с китайским писателем Мэн-Хуном, современником Чингисхана, который утвердительно говорит, что это имя сначала было неизвестно его поданным и выдумано только во время принятия им императорского титула, и что во всем этом участвовали киданьские перебежчики, которые внушили этому завоевателю китайские понятия о названиях царства, о годах правления и т.п. По этим понятиям, когда кто принимает императорский титул, то он назначает наименование и своей династии. … Китайский писатель именно говорит, что последнее название выбрано было по воспоминанию о храбрых Мынь-гу, которые как мы видели выше, заставили Цзиньский двор уступить себе часть земель и платить дань; он оспаривает тождество этих Мынь-гу с новыми Монголами, что совершенно справедливо.

А.К.Б.: вероятно это сохранившиеся «воспоминания» или кочевая память о предках - Кок тюрках создавших Эль с таким же названием: «Ман-ги» – Вечный Эль, а сами Ман-ги (Мэнь-гу/Мынь-гу) – вечные, непобедимые.

С.135:

В Юаньской истории упоминается два рода Татар: Чахань (белый) и Анги-Татар; последнее, вероятно, тоже самое, что и непокорное; но нигде не упоминается о Чёрных Татарах, и это покажется весьма естественным, когда узнаем, что сам Чингисхан принадлежал к этому поколению, как говорит Мэн-Хун и потому, что официальный язык везде словом Монгол (А.К.Б.: Мэнь-гу) заменил прежнее название поколения.

А.К.Б.:
1. Почему не упоминаются уже "Чёрные" и начинают фигурировать для обозначения татар халх слова, к примеру, "чахан"? Предположительно, что к 14 веку в Юаньском Китае уже появились предки современных монголов.
2. следовательно монголы – это «чёрные» татары или кочевые, к коим принадлежали сам Чингизхан, кереиты, жалаиры, коныраты и др., т.е. потомки тюрков-Шато (степных).

С .136:

Мэн-хун причисляет их (А.К.Б.: татар) к Шатоскому поколению, т.е. тогда как Татань (А.К.Б.: татары) должны были двигаться, по своему имени, от востока на запад, Мэн-хун ведет их, напротив, с запада на восток. История говорит нам, что Тукюэсцы, прозванные Шатосцами от степи Шато…

Как известно китайские иероглифы сильно искажают инородные слова, но в единичных случаях этого не происходит. Именно таким случаем можно считать как никогда точную передачу китайскими иероглифами «Мэнь-гу» правильного звучания тюркского этнотермина «Ман-ги» (вечные), сохранившегося ныне в монгольском (халха) произношении как «Монгол».

С.137:

…поколением Татар, между которыми родился Чингисхан…

… Мэн-хун ясно говорит, что Татары даже не знали, откуда взялось название Монголов (А.К.Б.: у Васильева – Монгол, у Мэн-хуна – Мэнь-гу). Мухури, при свидании с китайскими чиновниками, постоянно называл себя татарским человеком. Следовательно, название Монгол (А.К.Б.: Мэнь-гу), на первых порах, было, можно сказать, чисто ученое или официальное, и таким образом, эти два названия (из которых последнее пересилило вследствие той же официальности) ввели в недоумение не только европейских ученых, но и Рашид-Эддина и, может быть, его современников, которым показалось, что названию Монгол (Мэнь-гу) должно или нужно было существовать с давнего времени.

Там же, у Васильева, С.130, сноска 113:

Язык Дахуров и Солонов составляет средину между монгольским и маньчжурским.
Калмыцкий так отличен по звукам (а не по корням), что его не понимают Монголы.

То же самое отмечается Г.Е. Грумм-Гржимиайло (Западная Монголия и Урянхайский край):

С уходом уйгуров на запад и на юг земли в бассейнах Орхона и Селенги остались не заселенными … и уже с 10 в. стали заселяться тюркскими и монгольскими племенами, которые были известны у китайцев под общим именем да-да.
Считают, что да-да китайская транскрипция слова татар. Ученый 10 в. Сун-бо считал их особым отделом мо-хэ. Оу-ян Сю, автор позднейшей «У-дай-ши» (11 в.), писал, что мо-хэ, переселившиеся в Инь-шань, сами себя называли да-да.
Первое известие о татарах дают нам орхонские надписи.
Мэн-гу в глазах китайцев были лишь отраслью татар. То же замечается и в правительственных актах Цзиньской империи; так, изданный в Пекине в 1161 году манифест начинался словами: «Мэн-гу да-да несколько раз при моем предшественнике нападали на наши границы».


Г.Е.Грумм-Гржимайло (Западная Монголия и Урянхайский край) также отмечал, что Мэн-гу в глазах китайцев были лишь отраслью татар.


О тюркоязычности этих ТАТАР:

Гардизи (11 в.) в «Зайн ал-ахбар» также утверждает о тюркоязычности татар и генеалогическом их родстве с тюрками-кимаками (кимеками, близкими родственниками кыпчаков).

Ибн-Халдун также повествует о родственности тюркоязычного племени токсоба (кыпчак) с татарами Джучи хана.

Link to comment
Share on other sites

Наш bieq историк и писатель Гали Рашид углы Еникеев в своих трудах,в частности"По следам чёрной легенды" доказывает,что современные
татары являются прямыми потомками народа Чынгыз-хана,а название монгол никак не соответствует названию народа
халха-мангол,проживающих в монголии.Татары жили по законам "Великого йазу" исвою державу они называли "монгол улус",что означало
"Вечный удел" , вечный в переводе на татарский-мəнге,отсюда и произошло название монгол
Прозвище Чынгыз- хана ,как известно-тимучин,это так же можно перевести,как тимер-железо, чын-звон,китайцы игнорируют букву Р ,отсюда
получается тимечын,трансформировавшееся в тимучин.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ak bure' timestamp='1303884694' post='8944538']
Наш bieq историк и писатель Гали Рашид углы Еникеев в своих трудах,в частности"По следам чёрной легенды" доказывает,что современные
татары являются прямыми потомками народа Чынгыз-хана,а название монгол никак не соответствует названию народа
халха-мангол,проживающих в монголии.Татары жили по законам "Великого йазу" исвою державу они называли "монгол улус",что означало
"Вечный удел" , вечный в переводе на татарский-мəнге,отсюда и произошло название монгол
Прозвище Чынгыз- хана ,как известно-тимучин,это так же можно перевести,как тимер-железо, чын-звон,китайцы игнорируют букву Р ,отсюда
получается тимечын,трансформировавшееся в тимучин.
[/quote]

Салям./Здравствуйте/
Биг зур рахмят сизгя./Огромное спасибо вам/
Шул турында анда укыгыз./Об этом читайте там/

http://www3.disput.az/index.php?showtopic=141816
http://www3.disput.az/index.php?showtopic=191089
http://www3.disput.az/index.php?showtopic=145839

Link to comment
Share on other sites

[attachment=1168983:Karpini.jpg]

[b]ДЖОВАННИ ДЕЛЬ ПЛАНО КАРПИНИ. ИСТОРИЯ МОНГОЛОВ, КОТОРЫХ МЫ НАЗЫВАЕМ ТАТАРАМИ[/b]

Начинается история Монгалов, именуемых нами Татарами

сем верным Христовому учению, до коих может дойти настоящее писание, Иоанн де Плано Карпини, брат ордена миноритов, легат апостольского Престола, посланец к Татарам и иным народам востока...


Карпини Джиованни Плано Дель (1182-1252) - путешественник.
Джиованни дель Плано Карпини, которого обычно именуют просто Карпини, родился в 1182 году в городе Умбрии. В 1245 году, в возрасте шестидесяти трех лет, предпринял путешествие в Центральную Азию. Итальянский монах-францисканец, направленный папой Иннокентием IV в земли, захваченные монголо-татарами, должен был установить дипломатические отношения с монгольскими ханами и склонить их к союзу против исламских государств. Его отчет о путешествии впервые познакомил Европу с миром Востока тех лет. Автор "Истории монголов".

Link to comment
Share on other sites

[attachment=1169018:polo.jpg]

[b]МАРКО ПОЛО. КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА[/b]

Эта книга Марко Поло (ок. 1254-1324), одного из самых знаменитых путешественников за всю историю человечества, увидела свет в начале XIV в. В ней наблюдательный и практичный венецианец поделился с современниками собственными наблюдениями о нравах, государственных учреждениях и быте Китая - страны, практически неизвестной в Европе того времени, в которой Марко Поло провел 15 лет, находясь на службе у известного хана Хубилая.
Из этой книги многие европейцы впервые узнали о странах Востока, их природных богатствах и технических достижениях - бумажных деньгах, печатной доске, саговой пальме, компасе и векселе, а также о каменном угле, местонахождении вожделенных пряностей. Написанная живым и ясным языком, "Книга о разнообразии мира" стала настольной для многих выдающихся путешественников эпохи Великих географических открытий, в том числе для Христофора Колумба (1451 - 1506). В конце концов поиски путей приобретения пряностей в обход арабской торговой монополии привели к переделу мира и исчезновению многих белых пятен на карте, а книга о путешествиях Марко Поло стала одним из немногих изданий, которые повлияли на ход человеческой истории.
Перевод: И. Минаева

Link to comment
Share on other sites

[b]МЭН-ДА БЭЙ-ЛУ.
ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ МОНГОЛО-ТАТАР[/b]

[attachment=1169053:22222222222.jpg]

В тексте записок автор три раза называет своё имя, Хун. Начиная с XIV века, когда Мэн-да бэй-лу было опубликовано учёным Тао Цзун-и (ок. 1320—1399) в сборнике древних и средневековых сочинений Шо-фу (1350/1366), автором записок считался сунский генерал Мэн Хун (1195—1244). Однако в 1926 г. Ван Го-вэем было отмечено, что в подробной биографии Мэн Хуна в Сун-ши нет упоминаний о его поездке к монголам в качестве посла. Ван Го-вэй предположил, что автором Мэн-да бэй-лу является, вероятно, Чжао Хун. Из Ци-дун е-юй («Слово восточноциского дикаря») писателя Чжоу Ми (вторая половина XIII в.) известно, что Чжао Хун был направлен Цзя Шэ, командующим сунскими пограничными войсками района Хуайдун, «к монгольским войскам в Хэбэе для обсуждения дел».
Сведений о самом Чжао Хуне практически нет. Он упоминается у Чжоу Ми как «и-лэй чжи Чжао Хун», то есть «Чжао Хун другой расы»; он принадлежал, видимо, к некитайскому населению империи Сун, представители которого при переходе на службу к китайцам получали фамилию сунских императоров — Чжао. На основании текста Мэн-да бэй-лу предполагается что в 1220 году Чжао Хун побывал у монголов, затем, в 1221 г., посетил в Яньцзине (Пекин) го-вана Мухали, наместника Чингис-хана в северокитайских землях.

[b]ПРЕДИСЛОВИЕ [/b]

Сочинения европейских путешественников о Монголии XIII в., в частности работы Плано Карпини (время путешествия 1245 — 1247), Гильома Рубрука (1253 — 1255) и Марко Поло (1271 — 1295), явились предметом многочисленных публикаций, и исследований в разных странах 1. Что касается аналогичных работ на китайском языке, то китаистам предстоит еще много поработать над тем, чтобы сделать эту литературу доступной более или менее широкому кругу читателей. Правда, на европейских языках уже имеется некоторая литература, посвященная китайским путешественникам. Здесь можно отметить переводы В.П. Васильева (1818 — 1900), П.И. Кафарова (архимандрита Палладия) (1817 — 1878) 2, Э. Бретшнейдера (1833 — 1901) 3 и Артура Уэйли (род. в 1889 г.) 4. Си-ю лу (“Описание путешествия на [13] Запад”) Елюй Чу-цая (1189 — 1245), являющееся важным источником по истории и исторической географии Азии, было переведено Э. Бретшнейдером на английский язык только по извлечениям из этой работы, сделанным около 1295 г. китайским ученым Шэн Жу-цзы. В настоящее время мы имеем отличный перевод полного текста Си-ю лу, выполненный Игорем де Рахевильцем 5 по списку, открытому в 1926 г. в Токио в императорской библиотеке профессором Канда Киитиро и опубликованному им в следующем году. Но в общем запискам китайских путешественников в литературе на западных языках явно не “повезло”...

Текст воспроизведен по изданию: Мэн-да бэй-лу ("Полное описание монголо-татар"). М. Наука. 1975

текст - Мункуев Н. Ц. 1975
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Мурдасов А. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука 1975

Link to comment
Share on other sites

[quote name='torkel' timestamp='1303923763' post='8950989']
Салям./Здравствуйте/
Биг зур рахмят сизгя./Огромное спасибо вам/
Шул турында анда укыгыз./Об этом читайте там/

http://www3.disput.az/index.php?showtopic=141816
http://www3.disput.az/index.php?showtopic=191089
http://www3.disput.az/index.php?showtopic=145839
[/quote]
Xörmətle"torkel",min əle ber nindiy əhəmiətle əş qürgənem yuq həm rəxmətlərnə qazanmadım,kiresençə Sezgə zur rəxmət,beznen milli
forumda Sez aqtiv qatnaşasız həm şaqtıy küp əşlərne alıp barasız.Mina qalsa hər tatar keşese üz tarixın belergə tieş.
Qızganıçqa karşı tarixıbız jinüçelər qulında,ə çın tarixıbıznı qirəq əle kaytarırga.
İxtiram belən.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ak bure' timestamp='1303983965' post='8957492']
Xörmətle"torkel",min əle ber nindiy əhəmiətle əş qürgənem yuq həm rəxmətlərnə qazanmadım,kiresençə Sezgə zur rəxmət,beznen milli
forumda Sez aqtiv qatnaşasız həm şaqtıy küp əşlərne alıp barasız.Mina qalsa hər tatar keşese üz tarixın belergə tieş.
Qızganıçqa karşı tarixıbız jinüçelər qulında,ə çın tarixıbıznı qirəq əle kaytarırga.
İxtiram belən.
[/quote]

Сезнән сюзләргә биг зур рахмят.
Безнән куәт бердәмлекдә - безнән бердәмлик бердәйлекдә.

Бәхетле булугыз.
Бергәләп без булдырабыз!

Link to comment
Share on other sites

[quote name='torkel' timestamp='1304051880' post='8964091']
Сезнән сюзләргә биг зур рахмят.
Безнән куәт бердәмлекдә - безнән бердәмлик бердәйлекдә.

Бәхетле булугыз.
Бергәләп без булдырабыз!
[/quote]
Əye,beznen küət berdəmleqtə,ə berdəmleq, berdən-ber ideologiya bulsa gına.Ə inde ideologiya ul beznen çın tarixıbız dip uylıym,barı tiq
şul beznen çın tarixıbızga tayanıp,bez berdəm bulıyalabız.Beznen əle potencıalıbız da jitərleq.Kileşəm Seznen belən
"Bergələp bez buldırabız"

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ak bure' timestamp='1304055833' post='8964713']
Əye,beznen küət berdəmleqtə,ə berdəmleq, berdən-ber ideologiya bulsa gına.Ə inde ideologiya ul beznen çın tarixıbız dip uylıym,barı tiq
şul beznen çın tarixıbızga tayanıp,bez berdəm bulıyalabız.Beznen əle potencıalıbız da jitərleq.Kileşəm Seznen belən
"Bergələp bez buldırabız"
[/quote]

Хөрмәтле Буре... мин татарча сойляшаргя тагы белем, язарга да бераз кыен... әгәр вакыт бар хэм дәрт бу темасы карарганыз - анда ярдәм итәргә кирәк.

http://www5.disput.az/index.php?showtopic=210076

Link to comment
Share on other sites

[quote name='torkel' timestamp='1304057349' post='8965016']
Хөрмәтле Буре... мин татарча сойляшаргя тагы белем, язарга да бераз кыен... әгәр вакыт бар хэм дәрт бу темасы карарганыз - анда ярдәм итәргә кирәк.

http://www5.disput.az/index.php?showtopic=210076
[/quote]
Уважаеьый"torkel",к сожалению,да я думаю,Вы со мной согласитесь,что это наша страшная болезнь и как всякая болезнь с трудом поддаётся
лечению,но всё-же это не летальный исход.При кропотливом лечении можно излечится.Хочу заметить так-же,даже в Татарстане,говорят на татарском
примешивая русские ,тем самым нарушая экологию\чистоту\ языка
Что касается,пословиц и поговорок,то при беглом прсмотре вроде все правильноЗа исключением "ятып калганчы-атып кал",я бы перевел это,как
чем лежать-лучше попробуй \в данном случае попробовать сделать задуманное\.С уважением\Sezgə isənleq- saulıq teləp qaluçı ak büre\

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ak bure' timestamp='1304071956' post='8967871']
Уважаеьый"torkel",к сожалению,да я думаю,Вы со мной согласитесь,что это наша страшная болезнь и как всякая болезнь с трудом поддаётся
лечению,но всё-же это не летальный исход.При кропотливом лечении можно излечится.Хочу заметить так-же,даже в Татарстане,говорят на татарском
примешивая русские ,тем самым нарушая экологию\чистоту\ языка
Что касается,пословиц и поговорок,то при беглом прсмотре вроде все правильноЗа исключением "ятып калганчы-атып кал",я бы перевел это,как
чем лежать-лучше попробуй \в данном случае попробовать сделать задуманное\.С уважением\Sezgə isənleq- saulıq teləp qaluçı ak büre\
[/quote]

И Вы наверное со мной согласитесь, что при общеизвестной нашей упрямости и обидчивости малейшее давление в вопросе обучения и особенно слвосочетание ''Ты должен'' и ''Ты обязан'', при всей их осознаваемой правильности вызовут в подавляющем большинстве из представителей нашего с вами народа глухое неприятие и упрямое - Никому я ничего не обязан!
Поэтому лечить этот недостаток надо с полным пониманием этого момента и того что просить опять же большинство из нас... а нас навероне интересует именно эта часть, которая обладает гордостью и потому обучение должно быть ненавязчивым, без оскорблений, насмешек и предварять или вызывать вопросы и интерес... то есть начав с самых азов и выдачи первого десятка наиболее общеупотребительных слов, постепенно развивать их в вопросы, ответы... давать подстрочный перевод в имеющих место быть на форуме беседах... на этом форуме и на всех доступных к участию.
А на теме поговорок и пословиц есть много не имеющих точного перевода на русский, и соответственно много пословиц в русском переводе, но не имеющихся на языке оригинала.
Анда ни урыс телендэ бар - татарчада юктыр, ни татар телендэ бар - урысча юктыр.

Указанная вами пословица взята с какого-то уже не помню сайта... мои старшие, даже те которые не говорят ни на каком другом языке тоже сомневаются в правильности, но только по поводу слова ятып... переводя все как ''пока не уснешь успей выстрелить'',.. что для них является несуразицей... возможно здесь некий другой смысл, указанный вами, а возможно осмысление необходимо с поправкой на диалект, возможно с учетом давности происхождения пословицы.. может это уснуть не подразумевет сон в обычном его виде, а является аналогом выражения ''уснуть навеки''... ''упокоиться''.

Я заполнял пробелы в темах... в большинстве из открытых тем... заинтересовавшисб вопросом пословиц и поговорок я обнаружил, что в сети нет достаточно информационно-объемного и полного сайта... собрал все что смог найти... надо привнести туда считалочки и тамаклар, а может открыть тему по тамаклар... но курировать вопросы, ответы и праильность в таких темах должны люди с детальным знанием нюансов языка... я к таким к сожалению пока не отношусь и вряд ли в ближайшее время сумею стать специалистом в этой области.
В любом случае огромное спасибо Вам за участие.
В моей борьбе есть девиз
Кара Каплан помощи не просит, но от помощи не отказывается и всегда ей благодарен.

Link to comment
Share on other sites

нельзя не согласиться с Вами,действительно,из любого дела,делоющегося по принуждению ничего путного не выйдет,поэтому наша передовая
интеллигенция обязана не навязчиво,но в то же время доходчиво объяснять необходимость изучения татарского языка.
На данном форуме я вижу пусть первые.но все таки конкретные шаги в этом направлении,что я от души приветствую.
Теперь о данной пословице"ятып калганчы-атып кал"дословно это будет как, чем лёжа оставаться-лучше выстрелить.
У меня бабушка\əbi\,часто говорила мне так,в том случае,когда я оставался в нерешительности по поводу задуманного мною дела,то есть,
предпринимат мне какието действия или нет,в этом случае она подталкивала меня зтой пословицей к конкретным шагам.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ak bure' timestamp='1304078248' post='8969106']
нельзя не согласиться с Вами,действительно,из любого дела,делоющегося по принуждению ничего путного не выйдет,поэтому наша передовая
интеллигенция обязана не навязчиво,но в то же время доходчиво объяснять необходимость изучения татарского языка.
На данном форуме я вижу пусть первые.но все таки конкретные шаги в этом направлении,что я от души приветствую.
Теперь о данной пословице"ятып калганчы-атып кал"дословно это будет как, чем лёжа оставаться-лучше выстрелить.
У меня бабушка\əbi\,часто говорила мне так,в том случае,когда я оставался в нерешительности по поводу задуманного мною дела,то есть,
предпринимат мне какието действия или нет,в этом случае она подталкивала меня зтой пословицей к конкретным шагам.
[/quote]

Спасибо. Дел еще много... кроме множества тем известных и обсуждаемых есть тысячи других пока практически неизвестных. Недавно совсем я натолкнулся в поисках татарских считалок на пояснения откуда в Денискиных рассказах появилось выражение Чики-брик... найдите - это интересно. У меня к сожалению все что было на компе уничтожено в результате нескольких обрушений системы.

Не знаю из какого вы региона, но если у вас есть возможность снимать концерты, фолквыступления, празднества - выставляйте на ЮТУБ... мне да и всем наверное это и интересно и познавательно. Так песня Йерузен вышла в известность и заворожида своей красотой... а ведь поет простая абикай... жаль в свое время не было видеокамер... она поет точно также как мои абикайлар.
Сейчас я выставлю на ютуб песню Такмаклар.

Link to comment
Share on other sites

turkel дустым!Позвольте мне называть Вас так.Я сравнительно не давно приобрёл комп,так что я по сравнению с Вами-"чайник",не скрою,что мне трудно на данном этапе производить операции на компе,да и с возрастом все труднее запоминается,но всё же я стремлюсь к большему.
Сам я родился и вырос,а так же нахожусь в настоящее время в нашем прекрасном городе Баку.Моё владение языком объясняется просто
в моём воспитании принимала активное участие "əbikay"и ещё в нашем дворе компактно проживали татары,ну и ещё я сам приложил к зтому свои
старания.Если Вы так же из нашего города,то Вы могли меня видеть на передаче ANS про татар,я так же увлекаюсь нашими песнями и игрой на баяне.
Вот пожалуй и все ,что я хотел рассказать про себяиеще может быть у нас даже есть общие знакомые.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ak bure' timestamp='1304084064' post='8970121']
turkel дустым!Позвольте мне называть Вас так.Я сравнительно не давно приобрёл комп,так что я по сравнению с Вами-"чайник",не скрою,что мне трудно на данном этапе производить операции на компе,да и с возрастом все труднее запоминается,но всё же я стремлюсь к большему.
Сам я родился и вырос,а так же нахожусь в настоящее время в нашем прекрасном городе Баку.Моё владение языком объясняется просто
в моём воспитании принимала активное участие "əbikay"и ещё в нашем дворе компактно проживали татары,ну и ещё я сам приложил к зтому свои
старания.Если Вы так же из нашего города,то Вы могли меня видеть на передаче ANS про татар,я так же увлекаюсь нашими песнями и игрой на баяне.
Вот пожалуй и все ,что я хотел рассказать про себяиеще может быть у нас даже есть общие знакомые.
[/quote]

Значит мы с вами там и встречались... скорее всего это вы мне отвечали тогда по поводу Ильяса Астраханского и вас зовут Равиль Аб...
Были ли вы на встрече по поводу 125 летия Тукая на Хатаи?

Link to comment
Share on other sites

До первого класса я слышал только татарскую речь во многих диалектах... и казанский говор одной бабушки и мамы, и мешарский деда, отца и его братьев, и астраханский второй абикай и ульян невестки и сергач ... а потом школа, утраты родственников, учеба, работа, поездки... но и сейчас когда слышу знакомые напевы у меня сердце сжимается.

Link to comment
Share on other sites

нет я не был на встрече,посвящённой 125 летию Габдуллы Тукая,были объективные причины,про которые я бы не хотел распростронятся,но очень
интересно,как прошла встреча.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='ak bure' timestamp='1304086831' post='8970394']
Да,всё верно и у нас как выяснилось есть общие знакомые,как ak_kuyan,которого я знаю довольно таки хорошо и много др.
[/quote]

Он хорошо провел подготовку молодежи к юбилею Тукая. Рахмят. У меня, правда была назначена встреча и я ушел после постановки сцены из Шурале.

Link to comment
Share on other sites

Кстати... не совет, а желание такое... может получится... наверное есть песня, которая проста к подпеву, то есть не требует детального знания языка и вокальных данных... ее можно было бы раз за разом повторять в конце каждой встречи или мероприятия и это стало бы объединяюшим началом... на встречу в АНС я попал не зная в-общем-то куда я еду... иначе я взял бы с собой запись Фаттаховой Туган як... может быть эта песня... слова простые и припев хороший.

Link to comment
Share on other sites

Идея сама по себе не плохая и я бы сказал,со смыслом"туган як",учитывая всё же,что наша родина-туган як это Азербайджан,но я не знаю
слов этой песни и ещё,как быть с песней "И туган тел",ведь это как бы неофициальный гимн ,который,как Вы говорите исполняется в начале и в
конце различных мероприятий.

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    • В Баку мужчина винит персонал больницы в смерти своей дочери
      В Баку 17-летняя девушка, доставленная в больницу с жалобами на боль в области ребер, скончалась в медучреждении спустя два дня.
      По словам жителя Маштаги Умуда Гулиева, 5 февраля этого года он доставил свою дочь, Нурану Гулиеву, в расположенную в поселке объединенную городскую больницу №7. Однако 7 февраля девушка умерла. Мужчина утверждает, что причиной смерти дочери стали инъекции, сделанные в медучреждении.
      У.Гулиев рассказал, что в момент смерти Нураны врача в больнице не было - указания медсестре он давал по телефону. Родители немедленно отвезли тело девушки в Объединение судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии, где установили, что причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.
      У.Гулиев заявил, что в ходе расследования, проведенного прокуратурой Сабунчинского района, было выявлено, что медсестра сделала пациентке укол, название которого она не знает.
      Мужчина требует, чтобы виновные за смерть его дочери понесли заслуженное наказание.
      Подробнее - в сюжете:
       
      • 3 replies
    • В Азербайджане ежемесячная минимальная зарплата может быть заменена почасовой
      Ежемесячная минимальная заработная плата в Азербайджане может быть заменена почасовой минимальной заработной платой.
      Это отражено в дорожной карте на 2024 год по внедрению улучшений и коммуникаций в соответствующей области, основанной на отчете Business Ready Группы Всемирного банка.
      Министерству труда и социальной защиты поручено до 1 июля текущего года подготовить и представить соответствующие предложения по замене ежемесячной минимальной заработной платы на почасовую.

      https://media.az/society/v-azerbajdzhane-ezhemesyachnaya-minimalnaya-zarplata-mozhet-byt-zamenena-pochasovoj
       
       
      Поясните, а как будут получать зарплату бюджетники, у которых фиксированная месячная зарплата?
      • 6 replies
    • Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
      Определился победитель конкурса «Евровидение-2024»
        • Downvote
        • Like
      • 135 replies
    • К сведению водителей: в Азербайджане устанавливаются радары нового типа
      Исследования показывают, что причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является высокая скорость. Несмотря на принимаемые меры и предупреждения, некоторые водители нарушают скоростной предел, что в итоге приводит к росту летальных исходов. Различные технологии, используемые в мире для предотвращения трагедий на дорогах, применяются и в Азербайджане.
      Как сообщает avtosfer.az, на 21-м километре трассы Баку - Шамахы уже установлена новая радиолокационная система, показывающая скоростной режим, точнее, электронное табло. Отмечено, что система подобного типа уже применяется во многих странах и очень популярна.
      Как заявили в Специализированном проектно-производственном управлении «Сигнал» при Главном управлении Государственной дорожной полиции, целью установки электронного табло является предупреждение водителей, превышающих скорость, и побуждение их к соблюдению правил.
      Установленные табло будут активированы в ближайшие дни. Планируется установка таких систем и на других территориях.
      https://media.az/society/k-svedeniyu-voditelej-v-azerbajdzhane-ustanavlivayutsya-radary-novogo-tipa
      • 21 replies
    • Начата реализация проекта трамвайной линии в Баку
      Генеральный план - это стратегический документ. Это не документ для ежедневного исполнения. Генплан - документ, определяющий будущее развитие города Баку на ближайшие 30 лет.
      Об этом в интервью Азертадж заявил председатель правления Союза архитекторов Азербайджана Эльбей Гасымзаде, говоря о реализации в ближайшем будущем масштабных проектов в рамках Генплана.
      По его словам, на основе Генплана в различных частях города будут проведены конкретные работы.
      «Процессы проектирования этих работ уже начались. Например, одним из важнейших направлений Генплана является транспортная инфраструктура. Реализация проекта трамвайной линии в Баку уже начата. На мой взгляд, второй важный вопрос - строительство на месте кварталов с 1-2-этажными аварийными домами или даже крупного района современных жилых зданий», - отметил он.
      https://media.az/society/nachata-realizaciya-proekta-tramvajnoj-linii-v-baku
        • Milli
        • Haha
      • 22 replies
    • Новый способ развода нашли гайцы. Останавливают машины на кругу там где техосмотр в сядяряке. Начинают с поиска доп оборудования потом проверяют на алкоголь, на наркотики ничего не найдя, поют песню про то что ты где-то линию пересёк и тебе 80 Ман 3 балла штраф. Просишь показать видео, говорит что нет, ему по рации передали задержать.  Что езжай в гор ГАИ там разбирайся, потом начинается сказка про доброго полицейского что он может ремень написать, заплатишь 40 Ман когда тех осмотр пройдешь. Зная что не со штрафом техосмотр не пройти. В конце ты сам уже предлагаешь 20 Ман что бы он отстал, и он типа по рации кому-то передает что йохлыйыб и хял едиб, хотя уверен что он никому ничего не передавал. 
      Вообще за последние два дня 3 раза остановили проверять алкоголь. Рейд у них какойто
        • Haha
        • Like
      • 105 replies
    • На Земле началась сильнейшая за 20 лет магнитная буря
      На Земле началась сильнейшая за последние двадцать лет магнитная буря: ей присвоен наивысший уровень G5, сообщают космические институты России и США.
      Уровень G5 соответствует экстремально сильной магнитной буре. Во время неё могут возникать масштабные проблемы с объектами энергетики и космическими аппаратами. Полярные сияния могут фиксироваться даже в тропиках.
      В нескольких регионах России – от Ленинградской до Ростовской области, а также в Сибири и на Урале – наблюдалось северное сияние.
      Также полярное сияние фиксировали жители Грузии, Армении, Кубы, Беларуси и Украины.
      Ранее руководитель Лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований РАН Сергей Богачёв сообщал, что продолжительность магнитного шторма может составить от 20 до 40 часов.
      "Земля погружена в облако плазмы. Выйдет из него не раньше чем через сутки", – говорил он. Богачёв пояснил, что за трое суток Солнце выбросило четыре исключительно крупных облака плазмы.
      https://www.svoboda.org/a/na-zemle-nachalasj-siljneyshaya-za-20-let-magnitnaya-burya/32941991.html
        • Like
      • 29 replies
    • В Санкт-Петербурге автобус с пассажирами упал в реку: число погибших выросло
      В реку Мойку упал пассажирский автобус. Предварительно, там находилось около 20 человек. В региональном МВД сообщили, что спасатели достают людей из воды
      Очевидец сообщил, что автобус врезался в два автомобиля, пробил ограду и упал в воду. ТАСС со ссылкой на источник в оперативных службах пишет о госпитализации пяти человек, еще двоим проводят реанимационные мероприятия на месте происшествия.
       

      Телеграм-канал Shot пишет, что из затонувшего автобуса спасли восемь человек. Состояние четверых из них оценивают как тяжелое — они госпитализированы. В больницу, как отмечает канал, в состоянии средней степени тяжести доставлен и водитель. Еще около десяти человек выбрались самостоятельно.
      Один человек погиб, указывает Shot. О жертвах также пишет телеграм-канал 78.

       
       
        • Like
      • 59 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...