Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Русские женятся на азербайджанках.


Recommended Posts

Так Русам обрезание запрещено, так как это блокирует развитие генетики человека.
Крайняя плоть на то и крайняя , что её можно и нужно срезать , к блокировке генетики это не имеет отношение , здоровую генетику блокирует табак , алкоголь , белый сахар и ура - патриотические фантазии великорусских шовинистов .
  • Like 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Рус, Руса , Русы это Славяне. И Азербайджанский народ их называет УрРусы. А язык у них - русский. 

А фотки русов славян можете показать , хочется своими глазами лицезреть русов славян (ок) ?? . И понять в чём их особенность , типаж лица . Потому что может вы говорю русы славяне , а имеете ввиду не их , а балтов или финнов .

 

Link to comment
Share on other sites

В 02.05.2020 в 16:25, aliali сказал:

помнится была здесь известная всем форумчанка, замужем за русским...отчего-то своим дочерям они дали азербайджанские имена....

 

      А что в этом  удивительного? Нормально. Живут в Азербайджане и имена азербайджанские.  Сейчас многие стараются дать своим детям нейтральные имена с дальним прицелом, вдруг уедут...

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

53 минуты назад, Мамико сказал:

 

      А что в этом  удивительного? Нормально. Живут в Азербайджане и имена азербайджанские.  Сейчас многие стараются дать своим детям нейтральные имена с дальним прицелом, вдруг уедут...

ничего удивительного....при русской фамилии и отчестве азербайджанское имя... мирюсиф иванович сидоров...

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, aliali сказал:

ничего удивительного....при русской фамилии и отчестве азербайджанское имя... мирюсиф иванович сидоров...

 

   Ну, не думаю, что в Баку  есть имена Иван и Сидор, честно говаря ни разу не встретила. Больше красивых имен Игорь, Вадим, Олег, Тимур. Эльнара Вадимовна - очень даже неплохо )).  Есть же имена Светлана Мамед кызы Мамедова, или Лариса Ахмедовна Кулиева и ничего, как-то привычно звучит.

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Evridika сказал:

Не понимаю,если честно,когда девушка бывает старше парня.)

А что  в этом такого плохого...  Главное - чтоб любили и понимали друг - друга...

я выше уже отметил такую разницу (правда.. наоборот )

...... мне 53... моей спутнице 22....

 

никаких проблем...

  • Like 1
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Feezl сказал:

Помниться в 19 году шумиха была, так они внедрили этот закон или нет. 

Да...  когда-то такое было... 

Я по отцу - Шукюров...  сын - Шукюрзаде..

 

ну так... по нашему...

тогда  не разрешили (1992 г. ) 

или Шукюрзаде... или Шукюрли..

Нам по-русски фамилий не надо...

 

А так... я до сих пор с  СОВЕТСКИМ ПАСПОРТОМ....

Азербайджанец, живущий вроде бы  в своей родной стране - 

 живёт без права на жизнь....

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

28 минут назад, Мамико сказал:

ничего удивительного....при русской фамилии и отчестве азербайджанское имя...

 

Если вы жили  в России - там этому никто не удивляется...

Сколько там таких Мамедовых... и всё нормально....

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

В 02.05.2020 в 16:28, alena50 сказал:

Раньше решали старейшины общин . У них была мудрость , собранная многими поколениями. Все к ним всегда обращались за советом.  У нынешних агсаккалов  уже нету тех знаний. И поэтому только МЫ можем объяснить своим детям что правильно , а что нет. При условии что мы понимаем что к чему. Не все сразу получиться. Но нужно хотя бы попытаться донести истину до своих детей.

До детей доносите,до других нет смысла.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

В 02.05.2020 в 19:12, Aylaam сказал:

Раньше,когда людей было мало,все и женились на своих братиках и сестричках.Дети Адама и Евы на ком женились,например?

Дети Адама и Евы перемочили друг друга камнями на сколько я помню.Давно это было и жили они далеко от нашей горы,уж и не припомнить все.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, lili25 сказал:

Это еще какое кровосмешение. Кузены это кровные родственники не по прямой линии. Азербайджан один из первых по показателем талассемии, именно из за родственных браков.

это не кровосмешение, потому что кровосмешение это половая связь между близкими родственниками. А кузены это не близкие родственники. Даже по законодательству. Читайте перед тем как дискутировать.

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Malver сказал:

это не кровосмешение, потому что кровосмешение это половая связь между близкими родственниками. А кузены это не близкие родственники. Даже по законодательству. Читайте перед тем как дискутировать.

Это вы читайте. )))

Интересно, от чего у нас столько талассемии

:dry:

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Malver сказал:

это не кровосмешение, потому что кровосмешение это половая связь между близкими родственниками. А кузены это не близкие родственники. Даже по законодательству. Читайте перед тем как дискутировать.

20200503_200055.thumb.jpg.e7b74a9c36128f0cf5d02ae609522493.jpg

Screenshot_20200503-200327_Samsung Internet.jpg

Link to comment
Share on other sites

В 02.05.2020 в 09:31, Елизавета-Лиза сказал:

Не понимаю,что здесь странного? Жених русский-не человек что-ли? И дети красивые будут!!! 

Одним предложением весь народ оскорбляете

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, alena50 сказал:

Для того , чтобы что-то определить, надо обладать знаниями. Современный мир поставляет человеку огромный поток информации, которая зачастую очень противоречивая. Информация пропущенная через себя и осмысленная в результате практикии и  применения    становиться знанием . Знаниями обладали в прошлом наши агсаггалы и все обращались к ним.

Откуда вы знаете, что информация, которую вы получаете является достоверной? Раньше принято было считать, что земля является плоской. Это информация тоже является своего рода знанием, но куда бы это знание нас завело, если бы мы до сих пор считали землю плоской? 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Malver сказал:

А кузены это не близкие родственники. Даже по законодательству. Читайте перед тем как дискутировать.

Все равно,кузены как братья,ты их с детства видишь,если растут рядом,как можно их полюбить не представляю себе.Это что-то душевное,часть из семьи.

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

27 минут назад, Evridika сказал:

Все равно,кузены как братья,ты их с детства видишь,если растут рядом,как можно их полюбить не представляю себе.Это что-то душевное,часть из семьи.

Создавать семью это пошло по-вашему?

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Malver сказал:

Создавать семью это пошло по-вашему?

Не понимаю,когда рассматривают кузенов/кузин,как вариант,они родственники и у них свое положенное им место,не место жениха/невесты.

Edited by Evridika
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

То,что   русские   женятся   на   азербайджанских   девушках   или  женщинах---- в  наше    время    не   верю.Могу    поверить,если   метисы.Поверю,если  будет  гражданский   брак   между   русской   девушкой   или  женщиной    и    азербайджанским   мужчиной,так   как    пример    перед  глазами,родственница    так   живёт.У   мужчины   есть   другая   семья   и  дети,у   сестры   тоже   дочь   от  него.Мужчина   с   деньгами  хорошими   и  то,не   довольна.В  советское   время   тоже   не  было   таких  примеров,если   только   метисы  или   очень  культурная   семья   из   интеллигентов.

  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

33 минуты назад, Evridika сказал:

Не понимаю,когда рассматривают кузенов/кузин,как вариант,они родственники и у них свое положенное им место,не место жениха/невесты.

Буду благодарен если объясните в чем же пошлость семейных узов в целом

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, RoboMaks сказал:

А что  в этом такого плохого...  Главное - чтоб любили и понимали друг - друга...

я выше уже отметил такую разницу (правда.. наоборот )

...... мне 53... моей спутнице 22....

 

никаких проблем...

Ну ты братец крут!

Я со своей разницей в 24.5 нервно курю в сторонке)

  • Haha 1
  • Downvote 1
  • Facepalm 1
Link to comment
Share on other sites

37 минут назад, irinaandrusenko сказал:

То,что   русские   женятся   на   азербайджанских   девушках   или  женщинах---- в  наше    время    не   верю.Могу    поверить,если   метисы.Поверю,если  будет  гражданский   брак   между   русской   девушкой   или  женщиной    и    азербайджанским   мужчиной,так   как    пример    перед  глазами,родственница    так   живёт.У   мужчины   есть   другая   семья   и  дети,у   сестры   тоже   дочь   от  него.Мужчина   с   деньгами  хорошими   и  то,не   довольна.В  советское   время   тоже   не  было   таких  примеров,если   только   метисы  или   очень  культурная   семья   из   интеллигентов.

Напрасно не верите.

Сын моего друга Сергея женился на нахчыванской, т. е. азербайджанке со знаком качества.

Думаю, что "Неон" должен помнить - погуляли знатно.

Edited by Sumerkurt
  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Если азербайджанка выходит замуж за человека другой национальности, значит он чего то стоит и чего то добился в этой жизни. За другого она не пойдёт

  • Like 1
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, lili25 сказал:

20200503_200055.thumb.jpg.e7b74a9c36128f0cf5d02ae609522493.jpg

Screenshot_20200503-200327_Samsung Internet.jpg

Разговор шел о кровосмешении, а не о степени родства кузенов. Если бы брак между кузенами считался кровосмешанием, то юридически такой брак не регистрировался. Кровосмешение карается по закону у нас. 

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, lili25 сказал:

Это вы читайте. )))

Интересно, от чего у нас столько талассемии

:dry:

 

Брак между кузенами и кузинами не понимаю, но знаю несколько таких пар. Есть дети, абсолютно здоровые и без талассемии. )

 

 

Link to comment
Share on other sites

В 02.05.2020 в 23:58, рюзаки сказал:

Потому что это уже статья называется шевенизм, по которой все умышленно свалят отсуда что не есть гуд. 

P. S как я понял вам просто скучно и вы тролите точнкй шутити людей они то думают что вы серьозно))) 

 

95715553_2955154371238126_722156428214665216_n.thumb.jpg.93c6a25a30440108af70710f193c1180.jpg

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Reyhana сказал:

 

Брак между кузенами и кузинами не понимаю, но знаю несколько таких пар. Есть дети, абсолютно здоровые и без талассемии. )

 

 

Это кому как повезет

  • Confused 1
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Evridika сказал:

кузены как братья,ты их с детства видишь,если растут рядом,как можно их полюбить не представляю себе.Это что-то душевное,часть из семьи.

Просто обычаи у нас такие... Насильно заставляли ... родители...

 

 

Link to comment
Share on other sites

11 hours ago, Evridika said:

Все равно,кузены как братья,ты их с детства видишь,если растут рядом,как можно их полюбить не представляю себе.Это что-то душевное,часть из семьи.

Это называется ****шизм при случаи "полюбить",а если по совету родственников то проституция.

Любители родственных браков, можете минусовать, суть не поменяется )

Балл

Edited by Assembler
  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, lili25 сказал:

а если по совету родственников то проституция.

Любители родственных браков, можете минусовать, суть не поменяется )

К сожалению - плюсы закончились на сегодня... 

Завтра - ОБЯЗАТЕЛЬНО...

  • Thanks 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, lili25 сказал:

Это называется ****шизм при случаи "полюбить",а если по совету родственников то проституция.

Любители родственных браков, можете минусовать, суть не поменяется )

У англичан сильно развит ****шизм, у них жениться на кузинах это нормально.

Link to comment
Share on other sites

Только что, comp_service сказал:

У англичан сильно развит ****шизм, у них жениться на кузинах это нормально.

Пример с 21 века если можно )?

Link to comment
Share on other sites

12 часа назад, lili25 сказал:

Это вы читайте. )))

Интересно, от чего у нас столько талассемии

:dry:

То есть если не болезни, то нет проблем, можно им жениться, пройти обследование скажем заранее?

Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, lili25 said:

Это называется ****шизм при случаи "полюбить",а если по совету родственников то проституция.

Любители родственных браков, можете минусовать, суть не поменяется )

Ну это ваше личное мнение, которое не имеет основания. Создавать семью наверное в вашей среде ограшизм.

Балл

Edited by Assembler
  • Haha 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

32 минуты назад, lili25 сказал:

Это называется ****шизм при случаи "полюбить",а если по совету родственников то проституция.

Любители родственных браков, можете минусовать, суть не поменяется )

С Глупым и неадекватным человеком вести дискуссию, только время зря терять, никаких аргументов и фактов, одни камни в огород. Надеюсь админы примут меры.

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

11 минуту назад, lili25 сказал:

Пример с 21 века если можно )?

Ученые призвали легализировать браки между двоюродными родственниками

24 декабря 2008, 17:50
0 0
518
Ученые призвали легализировать браки между двоюродными родственниками
Фото: Reuters
В Великобритании браки между кузенами разрешены, хотя звучат призывы к их запрету
 

Риск рождения ребенка с генетическими дефектами в браке между двоюродными братом и сестрой не выше, чем у женщины в возрасте за сорок, утверждают ученые.

Профессора Диан Пол из Университета штата Массачусетс в Бостоне и Хамиш Спенсер из Университета Отаго в Данидине, Новая Зеландия, призывают отменить запреты на браки между кузенами.

Авторы исследования считают, что опасность появления на свет ребенка с врожденными дефектами в таких семьях всего на 2% выше, чем в обычных, а уровень детской смертности примерно на 4,4% выше.

"У женщин за сорок такая же опасность рождения ребенка с отклонениями, но никто не говорит, что им не следует рожать детей", - утверждает профессор Спенсер.

В Великобритании браки между кузенами разрешены, хотя звучат призывы к их запрету. В большинстве американских штатов такие браки запрещены либо ограничены на практике, как и в Китае, Тайване и в Северной и Южной Корее.

Подобные союзы были довольно распространенным явлением в Европе, особенно среди элиты, но в конце XIX века, когда люди стали более социально активными, ситуация изменилась.

Предрассудки по поводу браков между кузенами подтвердились ранними генетическими исследованиями, которые утверждали, что рецессивные гены с большей вероятностью проявляются у детей генетически близких родителей и вероятность врожденных дефектов возрастает.

Напомним, в Лондоне британка ждет появления на свет генетически моделированного ребенка.

По материалам  Independent (перевод ИноПресса)

https://korrespondent.net/tech/science/689546-uchenye-prizvali-legalizirovat-braki-mezhdu-dvoyurodnymi-rodstvennikami

 
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...