Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Прекрасный и загадочный убийца прижился в парках Мингячевира


Recommended Posts

415751870.thumb.jpg.39d631ae8281c044a9b2ab4370f0a403.jpg

Сады и парки Мингячевира, как и многих других городов и районов республики, украшают цветы олеандра, при этом люди и не подозревают, какую опасность в себе таит это красивое растение.

БАКУ, 18 июн — Sputnik, Ильхам Мустафа. Мингячевир всегда славился своими парками с прекрасными цветами и кустарниками. Но в последние годы ароматы роз, гардений и жасмина перебивает запах цветков "адского дерева", растущего почти по всему городу.

Ботаническое название этого растения – олеандр, но в народе его еще также называют "ивовым цветком" – за схожесть листьев растения с листьями ивового дерева. Олеандр – растение неприхотливое, сравнительно легко приживается и растет в любом климатическом поясе, к тому же недорогое. Все это и стало причиной его повсеместного распространения.

 

 

Что касается опасности, то она вполне серьезна, любой вид кустов олеандра может стать причиной смерти человека. При этом ядовитые свойства растения не пропадают ни после засыхания, ни при любом виде переработки.

Ядовитыми являются все части куста, в них в больших количествах содержатся гликозиды — органические соединения, которые использовались при производстве лекарств. Достаточно пожевать листик олеандра, чтобы получить почти смертельное отравление. За случайное попадание в глаза олеандрового сока можно поплатиться утратой зрения. А ветки олеандра ни в коем случае нельзя использовать для разжигания костра.

Ядовитые качества олеандра издревле стали поводом для появления немалых легенд. Одна из них рассказывает о том, как цветы погубили воинов Александра Македонского.

  • Олеандровые кусты в Мингячевире
  • Олеандровые кусты в Мингячевире
  • Олеандровые кусты в Мингячевире
  • Олеандровые кусты в Мингячевире
  • Олеандровые кусты в Мингячевире
  • Олеандровые кусты в Мингячевире
  • Олеандровые кусты в Мингячевире
  • Олеандровые кусты в Мингячевире
  • Олеандровые кусты в Мингячевире
  • Олеандровые кусты в Мингячевире
 
1 / 10
© SPUTNIK / İLHAM MUSTAFA
Олеандровые кусты в Мингячевире

Солдаты царя Александра двигались с территории Малой Азии в сторону Индии, остановились на привале и решили приготовить себе ужин. Для того чтобы разжечь костер они собрали кусты с красивыми цветами. Они поели и заснули, но когда наступило утро, ни один из воинов не проснулся. Существует и другой вариант легенды – солдаты погибли, потому что ели мясо, нанизанное на ветки олеандра и приготовленное на огне.

Несмотря на свою неприхотливость в выращивании и красоту, именно из-за ядовитости олеандр во многих странах запрещено сажать вблизи школ и других детских учреждений.

В Азербайджан "адское дерево" завезли, чтобы озеленить засушенные и загрязненные нефтью территории. Их размножили в Центральном ботаническом саду Национальной академии наук АР. Но любители красоты, которая не требует особых усилий, превратили этот куст в украшение своих домов и садов.

 

 

Как оказалось, далеко не все жители Мингячевира знают о ядовитых свойствах олеандра, что подтвердил и небольшой опрос, проведенный региональным корреспондентом Sputnik Азербайджан. Большинство жителей города сказали, что цветы им нравятся, а о ядовитости растения они ничего не слышали.

Начальник Управления по озеленению и санитарной очистки города Мингячевира Али Агамиров сказал, что читал о ядовитости этих деревьев в прессе, но до сих пор никто от них не отравился.gigi.gif

"Если будет экспертное заключение о вреде выращивания этих кустов, мы готовы посадить на их месте другие цветущие кусты", — заявил он.



Читать далее: https://ru.sputnik.az/health/20180618/415826228/adskoe-derevo-oleandr-jadovityj.html

Edited by Аспарагус
  • Like 1
  • Thanks 2
  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, DRILL INSTRUCTOR сказал:

Раньше их было очень много в парках и скверах Сумгаита. Последние несколько лет не вижу их, кажется, повырубали.

Да, во времена моего советского детства их было полно в Сумгайыте, потом они совсем практически исчезли. Сейчас их опять начали высаживать на бульваре и в некоторых частях города

Link to comment
Share on other sites

Ядовит сок растения, а мы не бобры. В чем его опасность для людей?

Не созревший картофель тоже ядовит, как и перележалый, лучше бы этим озаботился. Как и ягоды не созревшей бузины, которой  у нас достаточно много в городе.

Мне кажется просто автор случайно узнал о ядовитости олеандра, это его повергло в шок и побудило написать статью ужасов.

 

  • Like 1
  • Upvote 6
Link to comment
Share on other sites

Такое вречатление,что журналист только узнал об ядовитости олеандра и из-за кризиса жанра решил "разгромную статью" написать.

Эщщи,с детства знала,что они ядовиты,но не настолько,чтобы шарахаться от них.Запах цветов сильный,у кого то может вызвать головную боль.Но точно также некоторые реагируют на нарциссы)))

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Мы в детстве обходили стороной олеандры в нашем дворе, потому что в них кишели богомолы.

Link to comment
Share on other sites

Убийца...(( что за название темы?? Думала маньяк появился какой то в парках. Оказмычка, цветущее растение!!! Зачем вырубать??? Есть его никто не собирается, зато много эстетического удовольствия, когда видишь эту красоту.

  • Like 3
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, SSSR сказал:

Мне кажется просто автор случайно узнал о ядовитости олеандра, это его повергло в шок и побудило написать статью ужасов.

Когда журналисту делать нечего, он пишет гениальные статьи о цветах-убийцах, доле воровской в школе и бахилах, надетых на голову пациента 

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

Всю жизнь росли во дворах школ и в парках. Никто не жевал и не умирал. И в Турции растут в парках и возле отелей. Теперь надо срочно вырубить и построить новостройку. 

Edited by Morgan Hill
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

на новом бульваре у нас тоже олеандры есть Раньше вокруг школы 49 росли и все мы знали что нюхать их нельзя -голова будет болеть 

Link to comment
Share on other sites

Как хорошо что предупредили... а то у нас привычка такая ходить в садах и жевать листья деревьев...Жуем все подряд, листья сосен, кипарисов, оливы, ивы, дуба и кленов, а вот до олеандра ни как не дошли....)))

 

Где вы видели чтоб люди жевали олеандр или хотя бы другое дерево?))))

А так действительно он ядовит, и не только его сок, так же не желательно долго сидеть под его тенью, ибо эферные испарения этого растения тоже вредно сказываются на здоровье человека.

В общем то нас окружает очень много ядовитых растений, многие растения что выпускают млечный сок опасны для здоровья. 

 

 

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

Как хорошо что предупредили... а то у нас привычка такая ходить в садах и жевать листья деревьев...Жуем все подряд, листья сосен, кипарисов, оливы, ивы, дуба и кленов, а вот до олеандра ни как не дошли....)))
 
Где вы видели чтоб люди жевали олеандр или хотя бы другое дерево?))))
А так действительно он ядовит, и не только его сок, так же не желательно долго сидеть под его тенью, ибо эферные испарения этого растения тоже вредно сказываются на здоровье человека.
В общем то нас окружает очень много ядовитых растений, многие растения что выпускают млечный сок опасны для здоровья. 
 
 

Тот же фикус, который у многих у нас есть дома.
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

36 минут назад, enigma123 сказал:


Тот же фикус, который у многих у нас есть дома.

Фикусы, эуфорбии (молочай), адениумы.

Адениумы вообще очень ядовиты. Некоторые виды использовались африканскими племенами во время охоты на диких зверей как ядовитое вещество для наконечкиков у стрел)) а мы их дома держим))

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Ну а что удивляться,если у нас отсутствует садово-парковая культура и ландшафтный дизайн. Если не понимают что нельзя ,а что можно сажать. 

Link to comment
Share on other sites

У нас на даче много кустов олиандры и все живы здоровы слава Богу. Даже кошки валяются под кустами и ничего. И действительно никому не пришло в голову их употребить)))

Link to comment
Share on other sites

Из серии ""Век живи, век учись".  И не подозревал, что такое красивое растение может быть таким  опасным.

 

Автор, спасибо за тему...

  • Like 1
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

5 hours ago, Аспарагус said:

Начальник Управления по озеленению и санитарной очистки города Мингячевира Али Агамиров сказал, что читал о ядовитости этих деревьев в прессе, но до сих пор никто от них не отравился.gigi.gif

"Если будет экспертное заключение о вреде выращивания этих кустов, мы готовы посадить на их месте другие цветущие кусты", — заявил он.

ну всэ правильно -  идите к черту, мне наука не указ, пока мне не укажут не сдвинусь с места

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Вот, прочел: https://ru.wikipedia.org/wiki/Олеандр

 

Олеа́ндр (лат. Nérium) — монотипный род цветковых растений семейства Кутровые (Apocynaceae). Единственный вид — Олеандр обыкновенный (Nerium oleander, в литературе для наименования этого вида нередко используют то же русское название, что и для рода Nerium, — «олеандр»), кустарник, широко распространённый в субтропических регионах планеты.

В качестве декоративного растения олеандр широко используется в ландшафтном дизайне в регионах с субтропическим климатом. Культивируется и как красивоцветущее комнатное растение.

Олеандр — ядовитое растение, поэтому при его культивировании требуется осторожность. В соке олеандра содержится ряд сердечных гликозидов, некоторые из которых находят медицинское применение[2].

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, гюнель2011 сказал:

А я с парка веточку отодрала и принесла посадила дома ((( мне его выбросить теперь?

главное не ешьте))

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, enigma123 сказал:

Убийца...(( что за название темы?? Думала маньяк появился какой то в парках. 

Ага, Мы как раз только приехали оттуда. Прочитала и подумала, что вовремя смылись и не пострадали от рук убивца. Оказывается, жевать олеандр не надо было. Не жевали, слава богу)))) Зато под классный ливень попали. Красива Кура под ливнем и молниями.

Edited by Teffi
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Ага, Мы как раз только приехали оттуда. Прочитала и подумала, что вовремя смылись и не пострадали от рук убивца. Оказывается, жевать олеандр не надо было. Не жевали, слава богу)))) Зато под классный ливень попали. Красива Кура под ливнем и молниями.

Интересно, кто то пытался его пожевать?)))
Link to comment
Share on other sites

О господи! Опять эти сказки про Олеандр! Прекрасные цветы! Красивые и душистые! Все детство любовалась и нюхала,никогда ничего не болело)) при СССР какой то дурак написал что ядовитые и их все вырубили.слава богу сейчас их опять стали сажать!

  • Like 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Dazdrapema сказал:

О господи! Опять эти сказки про Олеандр! Прекрасные цветы! Красивые и душистые! Все детство любовалась и нюхала,никогда ничего не болело)) при СССР какой то дурак написал что ядовитые и их все вырубили.слава богу сейчас их опять стали сажать!

 

вот доисторическая жертва... как видим... жива здорова и в наши дни :romashka:

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • Было время 63 араба были наместниками Ислама, строили мечети... и арабы тоже приняли в этом участие. Всем местным  дали арабские имена и культуру...Правда позже
    • Доброе утро, дорогие флудяне и прекрасного всем дня
    • Жратва и бухло это хотя бы реальные вещи, а историю каждый трактует как ему хочется 
    • Раз два и обчёлся как говорится. основная масса в Турции или в России в сфере обслуживания.
    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
×
×
  • Create New...