Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Победа - 6


Recommended Posts

4 минуты назад, sabami сказал:

Колонна российских миротворцев в Лачине. Заодно прояснилась предыстория мифического «Града», приписываемого Российской армии - это просто брошенная боевая машина армянских сил

https://t.me/MaidenTower/6620

 

Чей туфля))

  • Haha 3
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, porok сказал:

оз хошуйнан гедмяк истяйян дя оладжаг амма мяджбури кёчкюню икинджи дяфя кёчкюн зорнае оз вятяниндя этмяк олмаз 

статус гётюрюляджяк вя бютюн льготлар хямчинин 

Билирсиз разылашмаг истяйирям сизнян, амма тясюфляр олсун уряйимдя хал галыб, она горяки бу сохбят конуллю олса ора хяч кяс гайытмайачаг. Инанын мяня шяхярдян кяндя оз башына хяч кяс гайытмыр.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, A.E.N сказал:

хяч кяс гайытмайачаг

Яксиня,ищсиз адам ищи тапа бильмяйяндян сонра гедиб орада озюня ищ тапачпг,ев тикяджяк,бяй баласы кими йашайаджаг.Ния дя йох?

  • Like 2
  • Thanks 1
  • Upvote 3
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, porok сказал:

о суалы мяня вермяйин)

орда да ищ йерляри ачыладжаг бизим вятяндашларымыз ищ гураджаг, йашайаджаглар

оз хошуйнан гедмяк истяйян дя оладжаг амма мяджбури кёчкюню икинджи дяфя кёчкюн зорнае оз вятяниндя этмяк олмаз 

статус гётюрюляджяк вя бютюн льготлар хямчинин 

Он троллит

  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Meri BF сказал:

Я бакинка  со своими нравственными принципами. 

Предпочитаю умереть от голода, но оставаться гордой.

 

Вот вам и ваши же армяне - сами себя и геноцидят. Так что в том, что вы вынуждены были очень даже благополучно покинуть благоустроенный центр Баку, благодарите представителей своей нации.  

Кстати, в каком городе проживаете?

  • Like 1
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, ICP сказал:

Няин ясасында мяхз кечмищ кёчкюнляр ооа гайыдмалыдыр?Бялкям озюмюздян башлайаг?Бизнес гураг,фирмалар вя дигяр ширкятляри ачаг,тябии сярвятляри ихрач едяк.Не?

Вахт хяр шяйе бэлли эдечяк.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, A.E.N сказал:

Билирсиз разылашмаг истяйирям сизнян, амма тясюфляр олсун уряйимдя хал галыб, она горяки бу сохбят конуллю олса ора хяч кяс гайытмайачаг. Инанын мяня шяхярдян кяндя оз башына хяч кяс гайытмыр.

инди бу мясяляни бурахаг онларын виджданына

хеч олмаса бир вилла тиксяляр орда о да бир гянимятди олкя учюн 

ад геддяджяк ки йерли эхали 

  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, ICP сказал:

Яксиня,ищсиз адам ищи тапа бильмяйяндян сонра гедиб орада озюня ищ тапачпг,ев тикяджяк,бяй баласы кими йашайаджаг.Ния дя йох?

тем более что работы там сейчас будет немерено по всем сферам

  • Like 3
  • Thanks 3
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

37 минут назад, rana87 сказал:

На русском сказал. Наверно думал на азерб и дословно перевел. Вы слышали его речь? Там ничего такого нет. Он сказал, что это трагедия , случайность и явно имел в виду , что на войне всякое может случиться. Но никак уж на войне как на войне, внаглую. Исключено.

Зато армяне и некот. русские прицепились к этому, и заняты подстрекательством и поджигательством. Адам биширэр дейэр, тем более посол. 

17 минут назад, ICP сказал:

ermənilər sırasında türk və azəri dilini mükəmməl bilənlər də var.Elə şeyləri yazmaq düzgün deil.Yazdığın mətini alt-üst çevirərək səni beynalxalq terrorçu kimi təqdim edəcəklər

Bir az emosiyaları cılovlamaq və burada nə yazdığına fikir verməyə çağrıram.

Жалобу отправила, не знаю удалили или нет. Сон джюмлеси артыг иди. 

9 минут назад, A.E.N сказал:

Мян ону истямирям Аллах элямясин. Амма бир суалым вар кочкунляп ора гайыдмыйачахса онда биз ния мухарибя эляйирдик?  Бу гядяр Шяхид, Йаралы, Мюлки Шяхсляр, пул, силах, тязигляр, бунларын мэнасы нэ иди?

Башгаларыны билмирем, амма мэним Баджым охлу  ве чоху она горя вурушмурду ки, гачгынлар ора гайытсын. Онлар торпах ухрунда Вэтэн ухрунда вурушурду. Онлар вурушурду ки, устюмюздэн удузмуш, мэхлуб едилмиш, эзилмиш дамхасы готюрлсюн. Онлар вурушурду ки, бизим башымыз дик олсун. Онлар Ходжалы, 20 январ Гэнчэ. Бэрдэ учюн вурушурду. 

  • Like 4
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

Друзья, а вы знали что второй президент армении роберт кочарян это незаконорожденный сын азербайджанца из Дашкесана. Матушка роберта Асмик тоже родилась в Дашкесане и преподавала там математику. Если не знали, то посмотрите видео

 

https://www.instagram.com/tv/CHPTOfHgWEF/?igshid=1eekdeshv69ma

  • Haha 3
  • Sad 1
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

13 минуты назад, PSIXOANALIZ сказал:

 турки тут будут присутствовать, даже не сомневайтесь )) потому столько визга со стороны лавруши, пескова и пр. чиновников :)

Знаете, я поймала себя на мысли, что чем больше они визжат о том, что никаких турков не будет, тем меньше мне в это вериться 

  • Like 2
  • Thanks 1
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

Почему тут многие торопятся заселить Карабах? Всему свое время. Для начала надо дезинфицировать те края, потом нужна инфраструктура, дальше уже рабочие места. Вот как появятся рабочие места, а они появятся, там вода, там природа, там полезные ископаемые. Вот тогда не только местные, даже т.н. бакинцы переедут туда.

  • Like 3
  • Thanks 1
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

Армянская мифология сводит на нет истерию армян о якобы их исторически исконных территориях, которые находятся в Азербайджане. 

 

"Согласно армянской мифологии (которая передавалась в устной и письменной форме несколько тысяч лет), самоназвание hay происходит от имени легендарного прародителя армянского народа Хайка (Hayk), который «прибыл в страну Араратскую из Месопотамии» и дал племенам «Араратской страны» свое имя".

 

Взято из Википедии.

  • Haha 2
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

46 минут назад, RAM2018 сказал:

Но как он поёт как он поёт.....:buba:))))))   

Если честно, мне никогда не нравилось его пение.

Ещё немножко и я не смогу его убить.))

 

  • Milli 2
Link to comment
Share on other sites

23 минуты назад, Дори сказал:

Ай сэни шад хэбэр оласан. Ахлатдун мэни севинчдэн. 

Бэс о бири? 

 

Надеюсь с другим тоже всё в порядке 🙏

На фейсе очень много постов, ищут родных :sad:

  • Like 2
  • Thanks 2
  • Milli 2
Link to comment
Share on other sites

Только что, porok сказал:

тем более что работы там сейчас будет немерено по всем сферам

Конечно.Пока там нет нескольких предприятий,но уже в перспективе-мобильная связь,интернет провайдерство,Азерсу,Азерэнержи,АТС,хлебопекарни, рестораны,кафе.У нас в распоряжении два новых водохранилиша-Суговушан и Худафярин.По каждому объекту можео минимум 300-400 сотрудников организовать.Развивать отедьный бизнес,туризм,экскурсоводство,вя даха няляр няляр

Непочатый край.

  • Like 4
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, ICP сказал:

Няин ясасында мяхз кечмищ кёчкюнляр ооа гайыдмалыдыр?Бялкям озюмюздян башлайаг?Бизнес гураг,фирмалар вя дигяр ширкятляри ачаг,тябии сярвятляри ихрач едяк.Не?

Вы думаете их действительно волнует вернутся туда люди или нет? Ай хай. Да им глубоко по барабану. Это просто очередная фишка, что бы начать ныть, критиковать, ara vurmaq ucun. Эти мразиши, давно бы  эту тему  раскрутили, просто подоспела еще лучше тема про "миротворцев".Вот увидите, после 1 декабря, начнут активно развивать тему с возвращением людей.

  • Like 4
  • Thanks 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, porok сказал:

тем более что работы там сейчас будет немерено по всем сферам

 

Скоро будут гос проекты, инвестиции из за рубежа. Инженер приехавший работать там где то же должен жить. Приведёт с собой семью, потом предложат следить за всем этим и останется там.

  • Like 3
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, sabami сказал:

image.thumb.png.50f73eecbecc82694b7078016ed6400e.png

 

 

Qeyd edək ki, Ermənistan Müdafiə Nazirliyi, Ağdam istiqamətində 26 il ərzində 14 milyard dollar pul xərcləyib beton bloklarla tikdikləri "Ohanyan xətti"ni yandırıb, ərazini tərk edirlər.

https://t.me/demedideme1/4693

Чох гёзяль,  хяттини  яндырыб гетсин. 

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Клайд без Бонни сказал:

Друзья, а вы знали что второй президент армении роберт кочарян это незаконорожденный сын азербайджанца из Дашкесана. Матушка роберта Асмик тоже родилась в Дашкесане и преподавала там математику. Если не знали, то посмотрите видео

 

https://www.instagram.com/tv/CHPTOfHgWEF/?igshid=1eekdeshv69ma

 

Да там у многих с отцовской линии течет тюркская и фарсидская кровь. А с 20 века - и русская. Ну, армянки считают за честь зачать ребенка от своего врага и воспитать против народности его отца. 

Старо как мир... 

  • Like 2
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Tiana_ сказал:

Если честно, мне никогда не нравилось его пение.

Ещё немножко и я не смогу его убить.))

 

Не нравится пение по моему мягко сказано:secret:)))))

Но поёт да ...и как звонко поёт:buba:)))) Бях бях

  • Like 1
  • Haha 3
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Vagrant сказал:

 

Скоро будут гос проекты, инвестиции из за рубежа. Инженер приехавший работать там где то же должен жить. Приведёт с собой семью, потом предложат следить за всем этим и останется там.

Конечно.Так и полностью разрешится вопрос с землей в нашу пользу.Знаешь сколько инвесторов уже сейчас ждут свои гранты для Карабаха?Уйма

  • Like 2
  • Thanks 1
  • Milli 1
Link to comment
Share on other sites

28 minutes ago, bekxa said:

Да, мне страшно представить сколько ребят стало шехидами при взятии Шуши ....

У меня из восьми-родственников-добровольцев семеро погибли 😢

  • Sad 9
  • Milli 7
Link to comment
Share on other sites

34 минуты назад, A.E.N сказал:

Охуйурки мян кирилл элифбасыйла йазырам. Дюздю Ряис озю билян мясляхятдир амма мян яздыглярымда данылмаз бир фактдыр.

Онлар кирилы бильмилляр? Бизим дилиде ит кими билилляр. Конечно решать ряису!

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Крестьяне возьмут в аренду участки для пшеницы, картофеля и т.д. чтоб ухаживать за своими участками поселятся там.

 

Пчеловоды увидев что там очень хорошие условия для пчёл, поселятся там.

 

Но это все со временем, не все сразу.

  • Like 1
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

49 минут назад, rana87 сказал:

На русском сказал. Наверно думал на азерб и дословно перевел. Вы слышали его речь? Там ничего такого нет. Он сказал, что это трагедия , случайность и явно имел в виду , что на войне всякое может случиться. Но никак уж на войне как на войне, внаглую. Исключено.

Не слышала, но в такой ситуации дипломатам нужно быть максимально осторожными в официальных высказываниях, тем более, не первый год посол в России.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

33 минуты назад, Savasch сказал:

Эти миротворцы показали свое двуличие в Грузии. Поэтому нам нужны гарантии в виде присутствия турецких войск рядом с российскими. Тогда будет 100% гарантия выполнения всех договоренностей. 

У МС не может быть двуличия, у них - приказ. Наблюдатели будут. Осмелюсь предположить, что русские в этот раз будут предельно аккуратно нести службу. Внимание всего мира сейчас приковано к РФ.

С Грузией сравнивать неуместно. И Абхазия и Осетия входили в СССР как отдельные республики, а Карабах всегда был Азербайджаном и всегда будет, инш Аллах. Да и Мишико не воевал нормально в 08, ему нужно было сбросить груз непризнанных территорий, чтобы войти в НАТО. Бамбылян тоже самое сделал. И будь у нас у власти соросята, они тоже легко отдали бы наши земли, ИМХО

 

  • Like 3
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.
  • Our picks

    • В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене - ФОТО
      В Баку выставлена на продажу квартира по фантастической цене.
      Как сообщает Oxu.Az, соответствующая информация распространена на сайтах объявлений.
      Так, девятикомнатную квартиру площадью 555 кв.м предлагают покупателям за 12 млн манатов.
        В объявлении упоминается, что на указанном этаже расположена только одна квартира и соседей не будет.
      https://ru.oxu.az/society/866997
        • Confused
        • Haha
      • 62 replies
    • Где выгоднее отдыхать: в Азербайджане или за рубежом? - ОПРОС
      Baku TV провел опрос среди жителей столицы с целью узнать, где, по их мнению, выгодно отдыхать: в Азербайджане или за рубежом.
      Большинство участников опроса предпочло потратить деньги на отдых за границей.
      «Проживание в наших гостиницах обойдется в три раза дороже», - сказал один из опрошенных.
      Между тем сотрудники туристических компаний также отметили, что цены на отели за границей практически такие же, как у нас, а в некоторых случаях даже ниже.
      «Например, стоимость недельного тура на одного человека в Габалу начинается от 700 манатов. А тур на тот же период в Грузию обойдется от 500 манатов», - сказал один из них.
       
        • Haha
      • 33 replies
    • Отомстил отцу за избиение матери: жуткие подробности убийства брата главы ИВ Лянкярана

      Долгое время подробности этого жуткого происшествия не разглашались ни во время следствия, ни в ходе судебного процесса. Судьи решили, что слушания должны проходить в закрытом режиме, без допуска СМИ.
      Однако Qafqazinfo удалось выяснить некоторые детали этой семейной трагедии. Согласно материала
        • Sad
      • 26 replies
    • Депутат: Некоторых женщин убивают за то, что они не считают мужей главой семьи
      В последнее время в Азербайджане растет число женщин, убитых своими мужьями.
      По данным расследования Bizim.Media, за последние два месяца Генеральная прокуратура зарегистрировала около 10 фактов убийства женщин их супругами. Эта печальная статистика актуализирует вопрос о необходимости прохождения парами психологического анализа перед вступлением в брак.
      Между тем заместитель председателя комитета по правам человека Милли Меджлиса Таир Керимли в своем заявлении Bizim.Media отметил, что не испытывает оптимизма относительно идеи обязательного психологического анализа для пар перед свадьбой.
      «Прохождение медицинского осмотра перед браком обязательно, поскольку только так можно выявить скрытые заболевания. Но психологический анализ в Азербайджане не применяется, да и за рубежом такой широкой практики нет, и то лишь в добровольном порядке», - отметил депутат.
      Что касается женщин, убитых мужьями, Таир Керимли полагает, что это происходит из-за вопросов чести.
      «Одна из главных причин заключается в том, что некоторые дамы, прикрываясь гендерным равенством, создают образ сильной женщины и не считают мужей главой семьи, а некоторые и вовсе идут по плохому пути. То есть зачастую убийства женщин происходят из-за вопросов чести», - сказал он.
      Депутат призвал стремиться к построению чистого общества, чтобы никому даже в голову не приходило сворачивать на плохой путь.
      «В советское время тоже были случаи убийства женщин мужьями на почве ревности. В любом случае я не поддерживаю идею применения психологического анализа перед браком на законодательном уровне. Это будет своего рода унижением для пары: как будто мы проверяем, в своем ли они уме», - заключил Т.Керимли.
      https://media.az/society/deputat-nekotoryh-zhenshin-ubivayut-za-to-chto-oni-ne-schitayut-muzhej-glavoj-semi
        • Facepalm
        • Confused
      • 50 replies
    • В районе метро Гара Гараева продаётся объект под новостройкой
      В Низаминском районе,около станции метро Г.Гараева, под новостройкой на 1-м этаже (18/1) продается объект общей площадью 65 кв.м. Очень интенсивный пешеходный и автомобильный трафик. Имеются все условия, развитая инфраструктура, паркинг и т.д. Все документы в порядке, купчая на нежилое помещение.Оплата 1%.   Цена 550000  манат     0552522225
      • 0 replies
    • Можно ли использовать пенсионные накопления до выхода на пенсию?
      Пенсионный возраст в Азербайджане является предметом многочисленных дискуссий.
      Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 63,5 года. Возрастной предел для женщин увеличивается на шесть месяцев каждый год, начиная с 1 июля 2017 года. В 2027-м возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин будет одинаковым - 65 лет.
      Как долго гражданин может прожить после выхода на пенсию - никто не знает. Таким образом, накопленный за годы работы пенсионный капитал можно будет получать в лучшем случае 10-15 лет.
      Почему мы не можем использовать накопления раньше, чем выйдем на пенсию? Обязательно ли нам ждать 65 лет, чтобы воспользоваться своим правом?
      Подробнее об этом - в сюжете İTV:
      https://media.az/society/mozhno-li-ispolzovat-pensionnye-nakopleniya-do-vyhoda-na-pensiyu
        • Like
      • 36 replies
    • AstraZeneca признала, что ее вакцина от COVID-19 может спровоцировать тромбоз
      Компания AstraZeneca признала, что ее вакцина против COVID-19 может вызвать редкое, но смертельное нарушение свертываемости крови.
      Фармацевтический гигант уже столкнулся с огромным количеством исков, поданных близкими тех, кто получил серьезные заболевания или умер в результате инъекции, сообщает Daily Mail.
      Отмечается, что юристы, представляющие десятки коллективных исков, говорят, что стоимость некоторых дел их клиентов может достигать 25 миллионов долларов (42,5 млн манатов), и настаивают на том, что вакцина фармацевтической фирмы является дефектным продуктом.
        Подчеркивается, что AstraZeneca в феврале признала, что ее вакцина может в очень редких случаях провоцировать состояние, называемое тромбозом с синдромом тромбоцитопении или TTS. Он может вызвать у пациентов образование тромбов, а также низкое количество тромбоцитов, что в некоторых случаях серьезно навредило тем, кто воспользовался вакциной, или даже привело к летальному исходу.
      Потенциальное осложнение было указано в качестве возможного побочного эффекта с момента выпуска вакцины, но признание AstraZeneca в феврале стало первым случаем, когда фармацевтический гигант сделал это в суде, сообщает Telegraph.
       
        • Facepalm
        • Confused
      • 444 replies
    • Распространилось видео цепной аварии в центре Баку – ФОТО – ВИДЕО - ОБНОВЛЕНО
      Распространились кадры цепной аварии на улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе, в результате которой пострадали 10 автомобилей.
      Кадры распространил Центр интеллектуального управления транспортом МВД Азербайджана.
      На кадрах видно, как два легковых автомобиля устроили гонку на улице Рашида Бейбутова. Но водитель одного из них сначала задел припаркованный на обочине кроссовер, после чего потерял управление, и произошла цепная авария.
      Во время аварии также были повреждены одна камера видеонаблюдения и коробка управления. https://t.me/faktlarla/47382
      10:15
        Минувшей ночью в Насиминском районе столицы произошло дорожно-транспортное происшествие с участием 10 автомобилей.
      На улице Рашида Бейбутова двое водителей, устроивших между собой гонку, потеряли управление своими автомобилями и врезались в транспортные средства, стоявшие на обочине дороги, повредив до 10 машин, пишет Qafqazinfo.
      Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и связи с общественными структурами Управления Государственной дорожной полиции города Баку Тогрул Насирли сообщил, что авария произошла в 00:54.
      В результате ДТП пострадал один человек. По факту в Управлении полиции Насиминского района проводится расследование.
      09:43
      На улице Рашида Бейбутова в Насиминском районе Баку произошла цепная авария.
      В результате ДТП повреждения получили 10 автомобилей, пишет АПА. 
        • Facepalm
        • Confused
        • Haha
      • 52 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
  • Topics

  • Posts

    • ащщщи йахши да, 63 монаха-девственника сидящих в вонючих кельях вперемешку с ослиным дерьмом и смотрящих весь день как горит костер участвовали в этногенезе азербайджанцев  
    • У нашей соседки оба сына аз сектор, по русски вообще не говорили. Поступили в ВУЗы без всяких репетиторов, с высокими баллами. Сейчас  один в Европе, другой  в Америке работает
    • Смените да уже пластинку
    • 1847 Так, выходец из Франции Ж. Шарден (путешествовал в 1664–1670 гг.) сообщал: «Персы говорят, что эта провинция была названа Азербайджан, т. е. “место огня”, или “страна огня”, потому что там был построен самый знаменитый храм огня; что в этом месте сохраняли огонь, который огнепоклонники почитали божеством; что там находился верховный жрец этой религии, огнепоклонники, сохранившиеся в незначительной количестве в стране, именуемые гебрами, показывают это место в двух днях пути от Шамахи. Они уверяют как сущую правду, что священный огонь находится еще там, что он похож на горящий рудник и подземный огонь; и те, которые посещают его по набожности, видят его в виде пламени». По сведениям Ж. Шардена, святилище огня в Сураханы посещалось в 60-х г. XVII в. как гебрами, так и индусами-огнепоклонниками. П. Виллот, французский путешественник, который жил в Азербайджане в 1689 г., писал: «Около колодца виден вулкан, извергающий огонь из восьми или десяти различных жерл. Парсы называют это место “Атешгиа”, что означает жилище огня, он и в настоящее время почитается индусами и гебрами, которые являются остатками этих древних персов. Они приходят сюда на поклонение из различных мест и бросают по своему суеверию серебряные и золотые монеты и содержат даже постоянно двух дервишей или монахов своей секты для охраны этого священного огня…». В 1683 г. секретарь шведского консульства в Персии Э. Кемпфер, назвал это место «горящим полем» («campus ardens»). Он упомянул о караван-сарае, где встретил «торговцев-индусов из племени мултаны, с давних пор приезжавших из Индии. Эти купцы, занимавшиеся крупной торговлей, поддерживали индусов-огнепоклонников, живших в селении Сураханы на Апшероне, деньгами и продуктами, давали средства на постройку келий в монастыре на месте «вечных огней». О самом этом объекте Э. Кемпфер сообщал: «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающие расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения «Строганни атесгава» («Stroganni atesgawa» – Сураханы Атешгях. – Н. М.), названного так по этому огню; другие, положив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени персов, пришельцы индусы-огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на пламя, вырывающееся из земли, и поклоняясь ему…». Из этого описания Э. Кемпфера (по мнению С. Ашурбейли) видно, что в 1683 г. у места выхода огней было какое-то строение в виде стены, которая, вероятно, огораживала священный огонь. Другие строения, т. е. кельи и караван-сарай, не отмечались. Немец по происхождению, врач русской государственной службы и академик И.Лерх, посетивший Атешгях в 1733 г., сообщал о строениях возле сураханских огней следующее: «…За 20 лет построен там каменный дом о 2-х флигелях, а прежде того стоял тут маленький домик. В оном находилось 6 покоев, в коих пребывало 12 гебров или молились». Эти данные свидетельствуют о том, что около 1713 г. здесь были построены кельи и караван-сарай, состоящий из 2-х флигелей. В 1747 г. И.Лерх вновь посетил храм и сообщил следующее: «В сие время неугасимые огни находились в худом состоянии, обожателей огня было более 20, также индийцев более, нежели прежде, кои весь прекрасный огонь обстроили маленькими с худыми каменными сводами избами, так что более двух больших местечек обширностью в тележное колесо оставалось, где еще горел огонь; прочее все длиною на 20 сажень, засыпано было более землею и весьма непорядочно застроено». Подробное описание сураханского храма при «вечных огнях» можно найти у английского путешественника и купца Дж. Ханвея, изучавшего условия английской торговли на Каспийском море. Этот автор, посетивший Атешгях в 1746 г., писал о строительстве келий и о самом храме, указывая на наличие 40 или 50 огнепоклонников; их он тоже называл индусами и отмечал, что индусы при- ходят из своей страны и живут скудными доходами. Дж.Ханвей писал: «Здешние индусы, уверяют, что пламя существует всегда с самого потопа, и они убеждены, что оно погаснет лишь при конце света, и если помешать выходу его в этом месте, то оно появится в другом… Занятие их состоит в искуплении грехов не только своих собственных, но и грехов других людей, и продолжительность его зависит от числа лиц, за которых они обязались молиться. Они мажут себе лоб шафраном и высоко почитают рыжую корову. Они носят очень мало одежды, и тот, кто отличается особым благочестием, вытягивает одну из своих рук над головой или другой частью тела и держит непрерывно в неизменном положении». В 1747 г. регион посетил другой английский путешественник – Д. Кук, состоявший хирургом в русском посольстве князя М. М. Голицына в Персию. Он дал следующее описание Атешгяха: «11 февраля наш посланник со многими людьми своей свиты пошёл посмотреть этот знаменитый огонь. Там, где, как говорят можно видеть изумительные здания, наша компания увидела только одну жалкую залу и другое очень жалкое помещение, где живут верующие. Их было тогда не более 40. Они очень охотно наших людей впустили в комнату, о которой я сейчас говорил. Там было отгороженное место вроде наших хоров в протестантских храмах, которое мы можем назвать их алтарем». В 1770 г. Атешгях посетил академик С.Гмелин (младший), совершавший путешествие по берегам Каспийского моря. Он говорил, что: «место вечных огней называется Гава и находится на расстоянии около полуверсты от селения Сураханы. Жители Сураханов готовят здесь пищу; кроме того, этими огнями пользуются для обжигания извести. Место это избрано для своего пребывания некоторыми индусами, потомками древних гебров. Вокруг места постоянно горящих огней воздвигали они каменные храмы неодинаковой ширины, внутри сводчатые. Построены они прочно, так как, несмотря на то что первое основание положено их много лет тому назад, лишь кое-где первоначальные постройки развалились. В храмах имеются алтари, к молельням были пристроены жилые помещения. В них проживали в то время только три индуса, похожие от подвижнической жизни на скелеты». Около 1780 г. Атешгях осмотрел немецкий исследователь Я.Рейнеггс, который сообщал, что в том месте, где из-под земли «выходят огни, индусы-гебры, или огнепоклонники, и другие бедные люди построили каменные домики для жилья… в построенных здесь домиках живут несколько индусов, которые по имени своей провинции называются молтони, за свободу проживания платят бакинскому хану ежегодно 50 туманов. Это, собственно говоря, дервиши, старики, которые в непрестанной молитве ожидают здесь своей смерти, или молодые индусы, которые, чтобы посвятить себя духовной службе, в этом благословенном месте проводят годы искуса. Характер этих испытаний очень суров: некоторые в неподвижной позе стоят, вытянув одну или обе руки, в продолжении 5, 7, 10 лет…». Немецкий путешественник И.Форстер, побывавший в Сураханах в 1784 г., сообщал: «Это религиозное убежище, где богомольцы поклоняются высшему божеству под эмблемой огня, представляет собой квадрат в 30 верж (единица длины, равная 91,4 см), окруженный низкой стеной, которая содержит множество комнат, и в каждой из них находится маленький вулкан серного огня, который выходит из земли через отдушину или род горнила, сделанного наподобие индийского алтаря».  Атешгях. Фото до 1900 года С. Броневский, со слов ученого А. Ахвердова, находившегося в 1803 г. по службе в Баку и заставшего в Атешгях большое количество огнепоклонников, сообщал, что собравшихся тогда было «63 человека разного возраста, от стариков 70-летних до 25-летних юношей. Они все были нагие, имея только среднюю часть тела, прикрытую холщевыми и бумажными покрывалами… Вокруг сей Атешги были еще несколько каменных храмов, от коих остались одни развалины…» [Броневский, 1823.]. Из всех европейских и российских авторов XIX в. наиболее подробно описывал огнепоклонников Атешгяха Э.Эйхвальд, посетивший храм впервые в 1820 г. и посвятивший ему значительное место в своей книге. Он отмечал: «имеются четыре главных огня, но по мере приближения появлялось еще большее количество маленьких огней. Один за другим из келий выходили индийцы. Волосы их были растрепанными, без тюрбанов; они были полунагими, худыми костлявыми, что производило большое впечатление на посетителей. Их было 12. Кельи были очень скромно обставлены; покрыты простыми коврами, и в них находились посуды с водой. Большинство келий были маленькими, без каких-либо предметов домашнего обихода. В отличие от келий обычных индусов, келья главного жреца отличался особой благоустроенностью. Во всех кельях стоял приятный аромат розы, и светились горящие свечи на полу или в нише стен. Свечи олицетворяли божий свет, «идущий с небес», в то же время указывали на мимолетность всего сущего на земле. На стенах были изображены фрески и картины с разными мотивами Индии. Индуисты выглядели очень тихими и спокойными. Они утверждали, что в Индии огонь считается священным, как Бог…». Согласно Э.Эйхвальду, кельи держались в чистоте и порядке, в которых индуисты жили в среднем 5–8 лет, лишь некоторые находились здесь 15–30 лет или до конца своей жизни. Материально их поддерживали богатые купцы из Индии. В знак благодарности индуисты Сураханы молились за них. Благодаря систематической поддержке, оказываемой огнепоклонникам индийскими купцами, служба в храме продолжалась почти до конца XIX в. Весьма примечательны и личностные оценки автора переживаемых в храме чувств. Он подчеркивал сакральность момента, отмечая, что, несмотря на жар огня, чувствовалась особая легкость. Э. Эйхвальд писал, что «в окрестностях храма находятся 20 колодезей с водой, но даже в воде чувствовались привкус нефти и газа. Вокруг стоял запах газа и нефти, такого нигде в мире не встретишь». Автор также передал наблюдения огнепоклонников об ослабевании «вечных огней» при северном ветре и, наоборот, их усилении при южном ветре. В сентябре 1842 г. по приглашению Бакинского уездного начальника К.Бучена на Апшерон с целью изучения огнепоклонников Сураханы отправился И.Березин, давший затем очень детальное описание «вечных огней», сопутствующих им строений, состава огнепоклонников и истории изучения данного явления: «Свет, постепенно увеличивающийся, наконец раскрылся передо мною с холма не в дальнем разстоянии от огней: ночью во мраке вид чрезвычайно живописен…» Он утверждал, что «монастырь состоит из неправильного двора». Его внимание привлек дополнительный строящийся этаж, выше главного входа – «над входным порталом строится этаж для гостей – балаханэ». Это здание было предназначено для путешественников и гостей. Далее автор отмечал: «…посередине двора стоит небольшая четырехугольная часовня, а по углам её выведены трубы… в самой часовне висит колокольчик для богослужения. У часовни стоит трезубец – символ триады индийских богов. Кельи служили как жилым помещением, так и для богослужения». И. Н. Березин также отмечал существование колодца с водой для омовений. Красочное описание храма привел барон А. фон Гакстгаузен в 1856 г.: «Вдруг на голубом южном небосклоне показалось пространное строение. Оно образовало равносторонний треугольник, каждая сторона длиной в 190 шагов, снаружи низкое, одноэтажное строение без окон, с плоской крышей с зубчатыми оконечностями стен. На северо-восточной стороне расположены помещения для посетителей, они одним этажом выше главного строения, имеют окна и со всех сторон окружены галереями. Строения эти новейшего происхождения, они построены в начале третьего десятка нынешнего столетия». Одну из самых ярких и живописных характеристик храма дал А. Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу и посетивший Атешгях в 1858 г.: «Знаменитый храм Атешгях, где пылает вечный огонь, находится в двадцати шести верстах от Баку. Этот вечный огонь поддерживается сырой нефтью. Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их, разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить». А.Дюма также присутствовал на богослужении: «Один из парсов надел свое жреческое платье, другой совершенно нагой накинул на себя нечто вроде рубашки, и индусское богослужение началось. Оно состояло из пения, построенного на не более чем четырех-пяти нотах хроматической гаммы… Служитель тут же бряцал двумя тарелками – одну об другую, производя ими резкий, дрожащий звук». Подводя итоги истории изучения храма огня Атешгях, стоит отметить, что несмотря на узость источниковой базы, которая часто восполнялась легендами, личными впечатлениями и переживаниями путешественников и ученых, труды перечисленных в статье авторов раскрывают самые важные аспекты истории памятника. Однако по некоторым вопросам между специалистами существуют серьезные разногласия, и нередко приводятся разноречивые сведения. Так, серьезной лакуной в исследовании проблемы является вопрос об этнической и конфессиональной идентификации огнепоклонников. В большинстве своем авторы, выступая явно с позиции европоцентризма, сводят увиденное и столь поразившее их воображение зрелище к уже сложившимся стереотипами. В других же случаях сильно утрируются отправные основы ритуального действа. Чаще всего аналогами обобщенных «огнепоклонников» выступают «атеши», «гебры», «парсы», «зороастрийцы», «индийские огнепоклонники». По материалам журнала «Этнография народов Евразии»https://azerhistory.com/?p=30450
    • Да ладно, Андрей Евгеньевич, не кричите. Лучше сбацайте что нибудь   Интерны
    • Ну раньше выбора не было, мы были в составе РИ и СССР, а сейчас вроде выбор есть, а вроде его и нет,  Так как эмиграцию, учебу в западные страны может  потянуть только малый, даже сказал бы мизерный процент, от 10 млн населения. Все остальные едут или в,Турцию или в Рф. По крайней мере до войны так было, а сейчас в стране постепенно образовывается социальное напряжение, так как выходные клапаны по оттоку населения уже не работают как раньше - в Рф война, в Турции кризис и ехать желающих все меньше, а работы здесь по прежнему нет.  
    • ассимиляция происходила не при советской власти а с прихода сельджуков   вообще харе троллить блин
    • с каких пор индусы участвовали в этногенезе азербайджанцев? храм огнепоклонников это миллипиздрическая точка на территории страны
    • Это вам так кажется. А если углубиться в историю, то индусы совершали паломничество в храм огнепоклонников. Так что до революции их тут было всегда много. После революции советская власть все смешала и ассимиллировала, назвав новый смешанный народ - азербайджанцами.
×
×
  • Create New...